Древние образы рисунки. Урок по изобразительному искусству на тему "Древние образы в современных народных игрушках"(5 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по изобразительному искусству "Древние образы в народном искусстве". Древние образы рисунки


Конспект АМО-урока «Древние образы в народном искусстве»

Конспект АМО-урока «Древние образы в народном искусстве».

Команда, разрабатывающая

АМО-урок (занятие)

Титова Людмила Валентиновна

Предмет

Изобразительное искусство

Класс, профиль класса/группа, количество человек

5 класс, 25 человек

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

«Древние образы в народном искусстве»

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс.

Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема учебного года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Тема I четверти: «Древние корни народного искусства»

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В 5 классе 25 человек: 14 девочек и 11 мальчиков.

Возраст – 10-12 лет: 2005 г. р. – 23 человека, 2006 г. р. – 1 человек, 2004 г. р. – 1 человек.

Детский коллектив сформирован в 2012 г.

Результаты ежегодного медицинского обследования свидетельствуют о том, что здоровье детей находится в пределах допустимых норм: основную группу здоровья имеют 100%.

В классе высокая успеваемость по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Учатся на «отлично» - 5 человек, на «4» и «5» - 21 человек.

В коллективе имеются лидеры. Они самостоятельны, активны, способны повести за собой класс. Кроме этого есть группа ребят, которые обладают организаторскими способностями.

Ребята проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий.

Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты классного коллектива.

Все обучающиеся занимаются в учреждениях дополнительного образования, как спортивного, так и эстетического направления.

У ребят привито бережное отношение к труду. Они понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели, проявляют огромный интерес к общественным делам.

Для выявления наиболее существенных свойств коллектива, межличностных отношений и взаимодействия, а также уровня развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, было проведено обследование обучающихся.

Направление активности. Класс активен, полон творческой энергии. Ребята в своих делах ставят перед собой общественно полезные цели, положительные духовные запросы. Их объединяет общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого ученика в отдельности. Постоянно общаться и сотрудничать друг с другом. Их отличают устойчивые интересы.

Организованность. В коллективе справедливо относятся ко всем одноклассникам, стремятся поддержать слабых в общей деятельности; разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи. Ребята с высокой результативностью согласует свои действия. Класс имеет хороших, способных организаторов, являющихся его авторитетными и полномочными представителями.

Интеллектуальная коммуникативность. Большинство ребят класса прислушиваются к мнению одноклассников и приходят к единодушному суждению, легко находят общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. Критические замечания со стороны членов класса принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.

Психологический климат. В классе преобладает добрый общий тон, доброжелательность во взаимоотношениях. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов класса, здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций. Ребятам нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать совместной деятельности. Результат – призовые места за участие в школьном конкурсе «Класс года» на протяжении 4-х лет.

Обработка и интерпретация результатов обследования позволяют сделать вывод о высоком уровне развития коллектива.

Цели урока/ занятия

Познакомить обучающихся с понятием и языком декоративного искусства. Учить создавать фантазийный графический узор. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Задачи урока/ занятия

Воспитывающая

формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся;

Развивающая

учащиеся осваивают выразительность форм, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, учатся мыслить на языке данного искусства;

Обучающая

создание рисунка на тему древних образов в узорах.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Предметные

• знать традиционные особенности образов народного крестьянского прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни.

• сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразие варьирование трактовок.

• создавать выразительные декоративно – обобщенные изображения на основе традиционных образов.

• осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Личностные

  • уважительно относиться к культуре народного искусства;

  • понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

  • уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

  • иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу

одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания

и средств его выражения

Метапредметные:

Познавательные УУД

  • классифицировать изученные объекты (солярные знаки) на основе характерных признаков, осознано высказывать свое мнение с опорой на личный опыт,

  • представлять место и роль народного искусства в жизни человека и общества;

Коммуникативные УУД

  • уметь вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения;

  • соблюдать правила речевого поведения;

  • уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу

одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Регулятивные УУД

с поставленной задачей,

  • находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

  • уметь организовать место занятий.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Осознание роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, связь с фольклором

и народными корнями

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

Авторский; заимствованный, но измененный или адаптированный; заимствованный

Подробное описание АМО

по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода

Инструкции учителя, обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются

при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие/знакомство

Создание позитивной и комфортной обстановки

3 мин.

«Улыбнемся друг другу»

Заимствованный

Цель:

создать позитивный настрой на урок.

Задачи:

  1. создать условия для формирования положительной мотивации обучающихся;

  2. создать благоприятную атмосферу.

Необходимые материалы:

отсутствуют

Предварительная подготовка:

отсутствует

Подробная технология проведения:

Учитель настраивает обучающихся

на продуктивную работу, предлагает поздороваться улыбками и подумать,

как хорошо, что они сегодня все вместе. Далее он говорит: «Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения». Затем учитель предлагает обучающимся: погладить себя по голове, обнять себя, пожать соседу руку и снова улыбнуться друг другу.

Учитель создает условия для благоприятного климата на уроке.

Ребята, как вы думаете о чём идет речь:

Если ты её подаришь,

То счастливей сразу станешь.

На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.

Поважней она любой

Хоть конфетки, хоть открытки.

Говорим мы об ... (УЛЫБКЕ)

Я хочу, чтоб наше занятие мы начали с хорошего настроения. Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а – улыбкой

- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

Личностные

осознание обучающимся себя как частицы общего коллектива,

установление обучающимся связи

Я – коллектив,

Я – учитель,

Я – ученик

осознание обучающимся, того, какое значение и какой смысл имеет для него и для окружающих его настроение, позитивное или негативное отношение к происходящему.

Коммуникативные

установление связей, способствующих взаимодействию.

Коммуникативная

умение взаимодействовать с учителем

и своими товарищами, настрой на сотрудничество.

Социальная -

осознание себя как члена коллектива, общества.

Метод позволяет весело начать урок, создать непринужденную атмосферу в классе.

Вхождение в тему урока (определение целей урока)

Активизировать познавательную деятельность,

Мотивация учащихся к изучению новой темы.

3 мин.

«Необычное вхождение в урок»

Заимствованный

Цель: Активизировать познавательную деятельность, для более точного определения темы урока.

Задачи. Мотивация учащихся к изучению новой темы.

Необходимые материалы

Аудиозапись русского лирического танца.

Видеопрезентация с фотографиями предметов ДПИ.

Предварительная подготовка

отсутствует

Подробная технология проведения

Звучит русский лирический танец.

На мультимедийной доске воспроизводится видеопрезентация с фотографиями предметов ДПИ. Учитель предлагает, просмотрев видеофрагмент, угадать тему урока.

Учитель предлагает детям угадать тему урока после просмотра видеопрезентации.

– Ребята, сможем ли мы, исходя из сюжета, сформулироватьтему урока?

Познавательные

-формирование логических действий

Регулятивные

-целеполагание,

как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные

– умение

с достаточной полнотой

и точностью выражать свои мысли

Личностные

– умение сотрудничать

при совместном решении проблемы

Информационная умение вести наблюдение, упорядочивать и интерпретировать данные

Учебно-позновательная иметь опыт восприятия картины мира

Применение данного метода помогает учащимся сформулировать тему урока

Представление нового материала.

Определение целей урока.

Формируются личностные и регулятивные УУД .

4 мин.

«Инфо-угадай-ка»

Заимствованный

Цель: Сосредоточить внимание учащихся на предстоящей деятельности и теме урока..

Задачи: Определение целей урока.

Формирование личностных и регулятивных УУД .

Необходимые материалы:

отсутствует

Предварительная подготовка:

отсутствует

Подробная технология проведения

После просмотра видеопрезентации, учитель предлагает определить тему урока.

– Вы просмотрели видеофрагмент и готовы высказать свои предположения о теме, которой будет посвящён наш урок? Учитель зачитывает отрывок стихотворения

А. Ченина:

Искусство быта окружает нас.

Оно всегда доступно и полезно.

Любуемся мы красотою ваз,

У женщины восторг от ожерелья.

В нём сочетается полезность, красота,

А, иногда, бывает просто чудо!

И знаем мы, что это неспроста,

Когда нам в доме так всегда уютно.

– Вы готовы высказать свои предположения о теме, которой будет посвящён наш урок?

Учитель зачитывает отрывок стихотворения А. Ченина:

Искусство быта окружает нас.

Оно всегда доступно и полезно.

Любуемся мы красотою ваз,

У женщины восторг от ожерелья.

В нём сочетается полезность, красота,

А, иногда, бывает просто чудо!

И знаем мы, что это неспроста,

Когда нам в доме так всегда уютно.

– Что вас натолкнуло на эту мысль?

- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

- Правильно, сегодня мы начинаем знакомится с наиболее древнем по своему происхождению видом искусства - декоративно-прикладном и его значение в жизни человека. Давайте запишем тему урока: «Древние образы в народном искусстве»

– Исходя из темы определим цель нашего урока: научиться понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, читать орнамент.

Теперь определимся с задачами, которые нам предстоит сегодня решить на уроке. Обсудите их в группах. Через две минуты вы должны их огласить всему классу

и записать на доске.

Познавательные формулирование гипотез и предположений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и форме;

Личностные установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные

- умение воспринимать речь выступающего, непосредственно не обращенную к обучающемуся, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативная Умение получать необходимую информацию при общении, умение слушать собеседника, согласовывать с другими свои действия и предложения, убеждать, уступать, приходить к общему решению

Данный метод позволяет эффективно сориентировать обучающихся в теме, сообщить информацию, необходимую для последующей работы.

Определение ожиданий и опасений учащихся

Самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников

5 мин.

«Осенний сад»

Заимствованный

Цель:

Задачи: Самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников

Необходимые материалы:

Ватман, листики деревьев желтого

и зеленого цвета (по количеству участников), двусторонний скотч.

Предварительная подготовка:

На ватмане нарисовать два дерева, вырезать из бумаги желтого и зеленого цвета модели листьев дерева (или приобрести в магазине стикеры соответствующей формы).

Подробная технология проведения

Учитель предлагает обучающимся на листьях зеленого цвета написать свои ожидания от урока, а на желтых листьях – свои опасения и затем приклеить их на соответствующие деревья.

В течение всего урока учащиеся могут подходить к деревьям и снимать с них листья с реализованными ожиданиями и несбывшимися опасениями. В конце урока все наблюдают, как «облетел осенний сад».

Если какие-то листочки остались, стоит проанализировать их содержание и причины в конце урока.

Создает условия для первичной рефлексии («чего я хочу добиться, и что мне может помешать»):

- Начиная новое дело, человек всегда чего-то ждет и чего-то опасается. Так и у нас с вами: начиная новую тему, у нас возникают свои опасения, и свои ожидания. Я вам предлагаю сейчас написать ваши опасения на желтых листочках, а ваши ожидания от урока на зеленых листочках. Повесьте ваши листочки на деревья, украсьте наш осенний сад. Но так как это осенний сад, листочки с деревьев могут облететь. Давайте договоримся, как только ваши ожидания сбываются, вы подходите к дереву и снимаете ваш листочек с ветки и приклеиваете его под деревом. Так же поступаете с несбывшимися опасениями. В конце урока, посмотрим, как облетит наш осенний сад. Ну что ж, в путь!

Регулятивные прогнозирование

Личностные мотивация к учению

Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативная прогнозирование деятельности

Возможность использовать полученные от учеников данные при подготовке

и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся и индивидуализации обучения.

Фаза 2 «Работа над темой»

Инпут

(интерактивная лекция)

Быть внимательным при прослушивании интерактивной лекции. Представление нового материала. Оживление внимания обучающихся.

10 мин.

«Восстанови рассказ»

Заимствованный

Цель:

Задачи: Быть внимательным при прослушивании интерактивной лекции. Представление нового материала. Оживление внимания обучающихся.

Необходимые материалы:

Листы А4, ПК, принтер

Предварительная подготовка:

На листах А4 распечатывается необходимый текст.

Подробная технология проведения

Учитель объясняет новый материал. После этого раздаёт обучающимся карточки с фрагментами текста лекции в разрозненном виде. Эти фрагменты необходимо расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ.

Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского decoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

Давайте назовём такие предметы в нашем быту.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды

и чаянья, своё понимание устроения мира и его красоты. Древнеславянские орнаменты практически полностью состоят

из солярных символов.

Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Солярные знаки изображались

не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно,

с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно,

а всегда в комплексе с другими символами. знаков. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Какие же образы чаще всего изображали наши предки? Об этом мы узнаем, когда восстановим текст карточек.

Учитель раздаёт обучающимся карточки с фрагментами текста, которые необходимо расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ об основных солярных символах: солнце, земле, воде, древе жизни, коне, птице.

Обучающиеся составляют из слов текст, зачитывают.

Записывают в тетрадь.

Вопросы для повторения:

1. Назовите древний солярный образ.

2. Расшифруйте понятие ДПИ.

3. Какой древний образ отгонял зиму и приносил людям весну.

4. Кто такая Макошь, и что она олицетворяла в древних образах?

5. Что означал образ коня на крыше избы?

Познавательные умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного)

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий на уроке; умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно.

Информационная

выступать устно

и письменно

о результатах своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность.

Социальная

способность

к сотрудничеству; навыки взаимопонимания; развитие личностных качеств, саморегулирования

На данном этапе наглядно представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.

Проработка

содержания темы

Закрепить изученную информацию, систематизировать знания, выявить недостающие знания и умения на практике, скорректировать их.

10 мин.

«Творческая мастерская»

Заимствованный

Цель:

Задачи: Закрепить изученную информацию, систематизировать знания, выявить недостающие знания и умения на практике, скорректировать их.

Необходимые материалы:

Бумага, ножницы, клей, кисти, краски.

Предварительная подготовка:

Подготовить бумагу, ножницы, клей, кисти, краски.

Подробная технология проведения Обучающиеся, работая в паре, создают

композицию из солярных знаков, включая изображения-символы. По истечении положенного времени, вывешивают свои композиции на доску.

– А сейчас я предлагаю вам стать творцами.

Обучающимся на парты раздаются карточки с изображением солярных знаков и разноцветные карточки, означающие оценку.

– В паре с соседом по парте вам предстоит создать композицию из солярных знаков, включая изображения-символы, после вы должны будете объяснить значение вашего узора. На слайде представлены примеры данной работы, но вы создадите свои варианты. Для этого вам в помощь на столах лежат карточки с изображением и значением некоторых знаков, которые вы можете использовать.

Последовательность работы:

1. Распределить поровну обязанности в паре.

2. Продумать идею, замысел узора.

3. Отложить бумагу нужных цветов.

4. Выполнить аппликацию.

5. Дорисовать в композиции необходимые детали.

Во время самостоятельной творческой деятельности учащиеся в своих мастерских расписывают игрушки. По необходимости учитель оказывает индивидуальную практическую помощь.

Личностные

Формирование желания проявлять себя в роли народных мастеров,

знатоков искусства,

развивать эстетическое

сознание. Уметь

сотрудничать с

товарищами в процессе

совместной

деятельности.

Познавательные Стремиться

к освоению

новых знаний

и умений,

к достижению более высоких

и оригинальных

творческих результатов.

Коммуникативные овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли

в процессе выполнения

творческой работы.

Регулятивные

уметь организовать

место занятий,

находить варианты

решения различных

художественно-

творческих задач,

уметь рационально

строить

самостоятельную

творческую

деятельность, работу

Предметные

творчески работать над предложенной темой, используя

выразительные

возможности

художественных

материалов.

Учебно-познавательная умение оперировать знаниями

Социальная способность устанавливать

и поддерживать необходимые контакты

с товарищами, владение нормами общения

Освоение способов художественного самовыражения личности.

Приобретение собственного опыта творческой деятельности.

Способность к планированию и саморегуляции.

Применение установленных правил и алгоритмов в решении творческой задачи

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

Восстановление сил обучающихся через релаксацию

5 мин.

«Пантомима»

Заимствованный

Цель: Создать условия для релаксации, переключить учащихся

с одного вида деятельности на другой

Задачи: Восстановление сил обучающихся через релаксацию.

Необходимые материалы:

Предварительная подготовка:

Аудиозапись

Подготовить аудиозапись

Подробная технология проведения

Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание: они должны изобразить образ или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.

Ребята, вы хорошо поработали, теперь пора и немного отдохнуть. Предлагаю всем встать. У нас три ряда, а значит три команды. Каждая команда выбирает карточку с изображением солярного знака который должны изобразить. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.

Коммуникативные

умение сотрудничать в группе

Регулятивные умение расслабляться, мобилизовать свои силы

Коммуникативная договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы

Данный метод позволяет снять накопившееся эмоциональное напряжение, усталость.

Рефлексия

Дать возможность ученикам оценить личностный итог урока, выразить свое мнение

5 мин.

«Что я за птица»

Заимствованный

Цель: Подвести итоги, провести рефлексию

Задачи: Дать возможность ученикам оценить личностный итог урока, выразить свое мнение

Необходимые материалы:

Презентация с критериями самооценки.

Предварительная подготовка:

Подготовить слайд с критериями самооценки для общего обозрения и «зачетки» для индивидуального самооценивания;

рисунки воробья, соловья, совы.

Подробная технология проведения:

Учащиеся анализируют свою УПД по критериям, представленным в таблице на слайде. Они проставляют баллы по каждому критерию, затем их суммируют. Учитель поясняет, как соотносятся набранные баллы с видом птицы.

Критерий

Активность

Высокая

Средняя

Низкая

Материал

на уроке

Усвоен хорошо

Усвоен

частично

Усвоен

слабо

Объяснить

тему

товарищу

Могу сам

Могу

с подсказкой

Затрудняюсь

Баллы выставляются по каждому критерию, затем суммируются. Потом объясняется значение каждой суммы.

3-5б – Вы воробей, собираете знания по зернышку.

6-7б – Вы соловей, поведайте о своих знаниях другим.

8-9б – Вы орел, для вас открылись тайны знаний

- Скоро прозвенит звонок – надо подвести итог! Посмотрите на слайд и оцените себя по указанным критериям. Максимум баллов за один критерий – 2. Подсчитайте общую сумму, которую вы набрали, по вашему мнению, за урок. Если вы набрали:

4–5 баллов, вы — воробей, собирай знания по зёрнышку.

6–7 баллов, вы — соловей, поведай о своих знаниях другим.

8 баллов, вы — сова, для вас открылись тайны знаний.

Давайте посмотрим, сколько каких птиц в нашем осеннем саду Первыми я попрошу поднять руки «воробьёв»..

«соловьёв»…

«сов».

Давайте поаплодируем друг другу.

Есть смысл вернуться к дереву ожиданий и дереву опасений. Если какие-то листочки остались на деревьях, стоит проанализировать их содержание и причины.

- Закончить наш урок мне хочется Могут руки людей сделать чудо любое:

И по белому полю можно выткать цветы,

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало чуть больше на земле красоты.

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немного фантазии и волшебства,

И сошью я такое, что вам не приснится,

Только чтобы на свете жила красота.

Чтобы только сияли улыбками лица,

Только чтобы на свете жила красота.

- Спасибо за урок!

Учитель выставляет оценки за урок

Личностные способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи.

Коммуникативные Излагают свое мнение в диалоге. Регулятивные Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы

Познавательные Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Социальная способность

к анализу.

Самооценивание учащимися своей деятельности

на уроке. Возможность эффективно, грамотно

и интересно подвести итоги урока.

Лучшее понимание учениками своих потребностей

и адекватное оценивание своих возможностей.

infourok.ru

Конспект урока по изобразительному искусству "Древние образы в народном искусстве"

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства. Читать орнамент

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы  под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Ход урока.

1. Мотивация к деятельности.

2. Актуализация знаний.

- Знаете ли вы как  жили наши предки?

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде.  Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.

Эти явления приобрели разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.

Так появилось декоративно – прикладное искусство.

- Что такое декоративно – прикладное искусство?

- Назовите предметы нашего быта?

- Материалы ДПИ?

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

4. Решение учебной задачи.

 Декоративно–прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами. Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных линий, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками.   Из этих знаков выстраивали узор. (показ таблиц со знаками, рассматривание иллюстраций в учебнике на стр.12-13).

Цвет тоже имел символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Желтый – солнце;

Красный – жизнь.

Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.

Рассматривание иллюстраций в учебнике на стр. 15-18.

Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.

Ее часто изображали на одежде, полотенцах, стенах жилищ, и всегда ее фигура переплеталась с изображением птиц, растений, иногда напоминала дерево.

Древо жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях либо цветами и плодами.

Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движения солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни.

Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – счастье, символ весны, тепла, света.

Удивительно красивым был труд трудолюбивого крестьянина, окружавшего себя яркими, красивыми предметами и изображениями. Радостнее было терпеть тяготы труда, пережидать суровую зиму, преодолевать горести и болезни в доме, излучающем радость, тепло и добро.

5. Закрепление знаний. Практическая работа.

- Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Сегодня вы изобразите древо жизни акварелью. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения, фантазируя, украшайте свою работу.

6. Оценка.

- Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (Выставка рисунков).

7. Итог. Рефлексия деятельности.

- Что такое ДПИ?

- Какие предметы относятся к ДПИ?

- Что относится к материалам ДПИ?

- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

videouroki.net

Урок по изобразительному искусству на тему "Древние образы в современных народных игрушках"(5 класс)

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках».

Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, познакомить учащихся с русским народным орнаментом, с его элементами; показать значение символики и колорита.

Вид урока: урок открытия нового знания (декоративная роспись с использованием солярных знаков).

 Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма урока: на уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

 Задачи:

 Образовательная: закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

 Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные материалы графики для создания символических образов: солярные знаки, древо жизни, образ матери - земли и др, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная: воспитывать художественно - образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов,

Планируемые достижения:

Предметные: ученик научится осознанно понимать условно - символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки - символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей.

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;

Метапредметные(УУД):

 Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии,

 осмысленное эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно - познавательной деятельности знаково - символической формы.

Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ, выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково - символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов.

 Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.

 Целеполагание: 1)будет уметь планировать свою учебно - познавательную и практическую деятельность;

 2)будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Понятийный аппарат: солярные знаки, народные промыслы, орнамент

Оборудование:

Для учителя:

 1. цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи.

 3. мультимедийные презентации дымковских , каргопольских и филимоновских игрушек.

Для учащихся:

1. рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек

 2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи;

3. пластилин, гуашь, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

 Литературный ряд:

 Сообщения (о дымковской, каргопольской и филимоновской игрушках) учащихся выполненные дома (заранее)

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

Вернисаж. На доске висят изображения игрушек.

 Учащиеся входят в класс, обращают внимание на экспозицию из фотографий глиняных игрушек.

 Учитель: - Здравствуйте ребята, садитесь.

(Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу и тихо сесть.)

2. Актуализация знаний, мотивация.

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно - прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку.

 Читает загадку:

 Завелась неведомая птица —

Всякий ей дивится:

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

А зовут её …(народная игрушка)

Учитель: - Что вы увидели на нашей выставке, входя в класс? (изображения глиняных игрушек)

Учитель: - Верно ребята! Но сначала скажите мне, пожалуйста, только ли для игры существуют игрушки?

-Верно, не всегда игрушки были только игрушками. Раньше некоторые из игрушек считались оберегами. Что такое оберег? (Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.)

-Вот такими оберегами в старые времена были глиняные игрушки.

3. Постановка учебной задачи.

-А сейчас, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и запишем её.

 (тема урока «Древние образы в современных народных игрушках» ). (Слайд 1)

4. Решение учебной задачи.

Учитель: - Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. (Слайд 2)

 -Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи.(Слайд 3)

 -Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала.

-Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе.

-Еще на прошлом уроке мы разделили класс на три группы, и каждой группе было дано своё задание: подготовить сообщения о Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушках.

Учитель: - Итак, начнём знакомиться с глиняными игрушками. Сначала мы послушаем рассказ первой группы о Дымковской игрушке. (Слайды 4-7)

Сообщение учащегося: «Дымковская игрушка».

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.)

 Учитель: - Первая группа рассказала о Дымковской игрушке.

 Вторая группа расскажет нам о Филимоновской игрушке. (Слайды 8-11)

Сообщение учащегося: «Филимоновская игрушка».

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники нард выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины «синики», которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный - основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос. Учитель: - Вторая группа рассказала нам о Филимоновской игрушке. А дальше мы послушаем третью группу, которая готовила сообщение по Каргопольской игрушке.(Слайды 12-15)

Сообщение учащегося: «Каргопольская игрушка».

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

Учитель: - Мы выслушали третью группу, которая рассказала нам о Каргопольской игрушке.

 Учитель: - Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены промыслы, если неправильно, то расположите их так, как необходимо.

 Учитель: - Ребята вы хорошо подготовили теоретическую часть к уроку, а сейчас переходим к его практической части.(Слайд 16)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

 Постановка задачи.

 Учитель: - Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек»). Перед вами стоят заготовки игрушек из пластилина, покрытые белой гуашью, а вы распишите их соответствующей росписью.

 Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы:

 1) контроль организации рабочего места;

 2) контроль правильности выполнения приемов работы;

 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

 4) контроль объема и качества выполненной работы.

 Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

6. Оценка.

Обсуждение работ всех групп, выставленных на обзор. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.

 Учитель: - Ребята вам понравились работы?

 Учитель: - Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему?

7.Подведение итога.

Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какому искусству относятся предметы, какие элементы предположительно должны быть у Дымковской игрушки, Филимоновской и Каргопольской.

8. Рефлексия.

-Как вы думаете, ребята, какой была сегодня цель нашего урока? ( познакомиться с народной глиняной игрушкой; узнать с какой целью народные мастера использовали в орнаменте солярные знаки; сходство и различие в орнаменте).

 -А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:

1. Каковы общие черты глиняных игрушек ?(ответы детей)

 2. Характерные особенности Филимоновских игрушек?( ответы детей)

 3. Характерные особенности Каргопольских игрушек?( ответы детей)

 4. Характерные особенности Дымковских игрушек?( ответы детей)

-Теперь, я думаю, что, посмотрев на игрушку, вы без труда отличите дымковскую игрушку от каргопольской, каргопольскую от филимоновской.

 Учитель: - Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей группе, почему?

9. Домашнее задание

www.metod-kopilka.ru


Смотрите также