Древние образы определение. Древние образы в современном народном искусстве (конспект)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние образы в народном искусстве Символика формы. Древние образы определение


Урок "Древние образы в народном искусстве"

УРОК № 1.

Тема: Древние образы в народном искусстве.

Цель: Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей.

Задачи: Образовательные:

  1. Познакомиться с понятием «декоративно-прикладное искусство».

  2. Рассмотреть значение древних образов и символов.

  3. Познакомиться с истоками образного языка искусства.

Развивающие:

  1. Развивать творческую фантазию.

  2. Развивать умения работы с художественными материалами и инструментами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственно-эстетические черты характера.

  2. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к искусству.

  3. Воспитывать аккуратности при выполнении творческих работ.

Методы: фасилитированная беседа, работа у доски, работа со словарем, работа с учебником, объяснительно-иллюстративный метод, самостоятельная работа.

Оборудование: альбом, художественные принадлежности, словарь.

Зрительный ряд: Примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: декоративно-прикладное искусство, декоративный, декор, солярные знаки.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. АОЗ.

  3. Изучение нового материала.

  4. Постановка художественной задачи.

  5. Практическое выполнение работы.

  6. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. АОЗ.

В течение этого учебного года мы будем изучать декоративно-прикладное искусство. Ребята, а кто из вас знает, что такое декоративно-прикладное искусство. В чем оно выражается, какое значение имеет? (фасилитированная беседа).

Декоративно-прикладное искусство появилось еще в первобытные времена и развивалось в форме народных художественных промыслов. Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать.

Запись в словарь: «Декор» - с лат. украшать. «Декоративный» - украшенный, нарядный. «Декоративно-прикладное искусство» - это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

Предметы декоративно-прикладного искусства, как бы запечатлели движение живой, подвижной человеческой руки. Начало декоративно-прикладному искусству положило появление первых орнаментов, узоров, изображений, в которые человек вкладывал свою душу и любовь, через особый образный язык.

Материалы в ДПИ различные – ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и др.

Назовите такие предметы в нашем быту.

  1. Изучение нового материала.

В древности люди наполняли свою жизнь всевозможной символикой: земля изображалась в виде горизонтальных линий, ромбов, прямоугольников; вода – в форме горизонтальных и вертикальных линий. Такие изображения называли солярными знаками, из них выстраивали узор.

Солнце изображали в виде кружка, разделенного крестом на четыре части. С чем это связано? (по количеству времен года). Его также мог символизировать квадрат с косым крестом. Солнце издавна почиталось, всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», - говорит русская пословица. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. (уч-к стр. 13-14).

Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь. Рассмотрим ее внимательно. Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Что мы можем о ней узнать?

Чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей наливал в нее воду и произносил над ней заклинание, чтобы пошел дождь.

О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели на Руси был посвящен богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, только дождик редко шел именно в четверг.

Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с нарядными расписными глиняными игрушками – свистульками – и свистели в них, звали дождевые облака.

С водой связаны и образы русалок. Давным давно их изображали виде птиц с девичьими лицами. Есть легенда, будто русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. Случается это только раз в год весной, для того чтобы оросить хлебные поля дождем. Они выливают на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит плодородие земли.

Русский крестьянин жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери.

Задание: в словаре оформить информацию об образе земли (учебник стр. 15-16).

Цвет тоже имел свое значение: черный – земля, желтый – солнце, красный – жизнь. (Работа с карточками, 1 учащийся у доски).

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках.

Это древо жизни. В народном представлении оно символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символ счастливого продолжения рода.

Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Как вы думаете, с чем это связано?

Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена.

Среди символов древнего искусства присутствует птица. Птицу изображали на вышитом полотенце с пышным хвостом и поднятым крылом. Люди верили, что птицы своим звонким пением прогоняли зиму, зазывая весну вступить в свои права. В форме птиц крестьяне выпекали обрядовое печенье «жаворонки». С песнями они обращались к птице, прося привести весну. Птицы – символ света, тепла, весны, счастья.

Все эти образы неразрывно связаны с жизнью крестьянина. С ними было проще преодолевать тяготы жизни, горести, болезни. С ними же радостно встречали праздники, переживали суровую зиму.

  1. Постановка художественной задачи.

Сегодня мы попробуем изобразить древо жизни. Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями.

Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения. Можно смело использовать различные цвета.

  1. Практическое выполнение работы.

Для работы используйте гуашь или акварель.

Гуашь – непрозрачная краска, которая разводится водой. Гуашевые краски изготавливают из пигментов и клея с добавлением белил.

Акварель – краски на растительном клее, которые разводятся водой.

  1. Подведение итогов урока.

Фасилитированная беседа о значении символики в декоративно-прикладном искусстве. Опрос по основным понятиям темы урока.

Демонстрация выполненных работ.

Домашнее задание: работа в словаре, повторить определения и понятия по теме; принести фотографии и иллюстрации с изображением красивых русских изб. Подготовить для работы картон, цветную бумагу, клей, ножницы.

infourok.ru

Древние образы в народном искусстве Символика формы.

Описание презентации Древние образы в народном искусстве Символика формы. по слайдам

Древние образы в народном искусстве Древние образы в народном искусстве

Символика формы. Символ – условный знак понятия Ритм – повторение, чередование элементов Солярные

Символика формы. Символ – условный знак понятия Ритм – повторение, чередование элементов Солярные знаки –символический образ небесных светил

Изображение солнца – символ жизни, тепла, света Изображение солнца – символ жизни, тепла, света

Конь – Огонь ( днём по небу светило сопровождает ) Конь – Огонь ( днём по небу светило сопровождает )

Лебедь , Утица , Ладья ( ночные спутники светила ) Лебедь , Утица , Ладья ( ночные спутники светила )

Земля - символ основы, вечности Земля — символ основы, вечности

Мать – Сыра – Земля источник благополучия Мать – Сыра – Земля источник благополучия

Вода – живительная влага Рыбы

Вода – живительная влага Рыбы

Русалка - опасность, обман Русалка — опасность, обман

Водяной Водяной

Цветы, плоды, травы произрастание плодов земных Цветы, плоды, травы произрастание плодов земных

Древо Жизни – символ плодородия, вечной жизни Древо Жизни – символ плодородия, вечной жизни

Птицы – свобода, полёт Птицы – свобода, полёт

Птица Счастья надежда на счастливое будущее Птица Счастья надежда на счастливое будущее

Животные ( хищные – символ силы, храбрости, защиты ) Животные ( хищные – символ силы, храбрости, защиты )

В символичных образах запечатлена картина жизни В символичных образах запечатлена картина жизни

present5.com

Древние образы в современном народном искусстве (конспект)

Цели:

Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения;

формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

формировать навыки работы в программе Paint;

развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;

воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Ход урока

I. Организация урока.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое орнамент и научились изображать простой узор орнаменте на бумаге. Сегодня вы видите пред собой красивые полотенца и салфетки. На них такие узнаваемые узоры: птицы, кони, дерево.

 Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти. Почему люди изображали на своей утвари кружочки, квадратики, кресты и точки? Что они означают?

Древние образы в современном народном искусстве (конспект)

На экране увеличенная таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Сообщение учащихся «Соляные знаки» «Знаки-символы»

Солярные знаки - знаки, схематично изображающие солнце. Символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар и всего недоброго, и являлся источником света, тепла, жизни и добра. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами.

От греч. Symbolon - знак    

Символ - элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.

Символ - определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события: флаг, обручальное кольцо, крест и др. Опишите календари, которые вы видите. Почему их называют календарями?

Учитель: И так символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Назовите тему урока.

III. Изучение нового материала.

Презентация «Древние образы в народном искусстве»;

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2, 3. Схемы символов.

Слайд 4. Изображение календаря на чашах. (Символы рисованные и вырезанные)

Слайд 5. Символ солнца.

Слайд 6. Символ воды.

Слайд 7. Символ земли.

Слайд 8. Образ коня и птицы.

Слайд 9. Образ Женщины.

Слайд 10. Образ Древа жизни.

Слайд 11. Значения цвета.

Слайд 12. Задание к практической работе.

Слайд 13. Образцы символов и орнаментов.

Слайд 14. Использованные источники.

Полную информацию смотрите в файле. 

videouroki.net


Смотрите также