Древние народы междуречья. Народы древней Месопотамии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Народы Междуречья. Древние народы междуречья


История месопотамских народов с IV по I тыс. до н.э.

Кто такие шумеры и аккадцы, а позже вавилоняне и ассирийцы

Месопотамия III тыс. до н.э.

Месопотамия III тыс. до н.э.

Еще до появления шумеров в Месопотамии существовала загадочная культурная общность именуемая в литературе Убейдской культурой.

Но обычно древнейшим из упоминающихся цивилизованных народов Месопотамии, бесспорными создателями месопотамской письменности были шумеры, заселившие Нижнюю Месопотамии в начале IV тыс. до н.э. На исходе IV тыс. до н.э. в Месопотамию переселилась из Северной Аравии особая ветвь семитов – так называемые восточные семиты, получившие в науке название «аккадцы». Одна группа восточных семитов расселилась на севере территории, занятой шумерами (шумерское название этой области – Ки-Ури), а другая группа осела на Среднем Тигре. От первой группы восточных семитов, смешавшейся с шумерами и в конце концов ассимилировавшей их, происходит народ вавилонян, от второй – ассирийцы. Вавилонский и ассирийский языки – разные диалекты восточносемитского (аккадского) языка, на рубеже III-II тыс. до н.э. обособившиеся друг от друга.

Появление «аккадцев»

В конце III тыс. до н.э. в Нижней Месопотамии возникла великая держава, охватившая всю Месопотамию. Ее столицей был город Аккад, находившийся в области Ки-Ури. В этот период впервые в официальных надписях стал употребляться наряду с шумерским языком и восточносемитский. В результате восточносемитский язык в Месопотамии начали называть аккадским, а современные ученые именуют аккадцами его носителей.

Общность «черноголовые»

Фигуры богов из Эшнунны

Вотивные фигурки (боги?) с храмовой площади Эшнунны. 2900-2600 гг. до н.э. Сделаны из алебастра, известняка, гипса.

Шумеро-аккадоязычное население Нижней Месопотамии (предки вавилонян) и аккадоязычное население Среднего Тигра (предки ассирийцев) осознавали себя как единый двуязычный суперэтнос. Люди этого суперэтноса имели даже общее самоназвание: и на шумерском, и на аккадском языке они определяли себя как «черноголовые» (по-шумерски – санг-нгига, по-аккадски – цалмат каккади). Этот суперэтнос современные ученые и называют «древними месопотамцами», «носителями месопотамской цивилизации». Общность «черноголовых» выделяла себя не по политическому критерию (они не так уж часто объединялись в границах одной державы), а по цивилизационному. Члены общин и родов, поддерживавших культ шумеро-аккадских божеств и считавших своим главным общинным покровителем одно из них, говорившие на шумерском и аккадском языках и использовавшие шумеро-аккадскую клинопись, относились к «черноголовым». Таким образом, общность «черноголовых» была этнокультурной общностью в современном понимании этого слова.

О том, какую важность придавали месопотамцы своей идентификации «черноголовых», независимо от каких бы то ни было политических границ, ярко свидетельствует пример знаменитых Законов Хаммурапи, правившего всей Месопотамией. Во вступлении к этим Законам Хаммурапи объявляет себя правителем и заступником «черноголовых», после чего перечисляет множество подвластных ему городов. Однако, как выяснилось, этот перечень включает далеко не все города, в действительности входившие в его империю, а только те, которые населяли шумеро-аккадцы, поддерживавшие культы шумеро-аккадских богов, указанных в этом перечне рядом с каждым названным в нем городом. Таким образом, внутри всего круга подвластных ему земель Хаммурапи выделяет шумеро-аккадский этно-ритуальный ареал и только его рассматривает как «свой», а прочие свои владения даже не упоминает.

Ассимиляция шумеров аккадцами

Общность «черноголовых» прошла долгий исторический путь. На рубеже III-II тыс. до н. э. аккадцы полностью ассимилировали шумеров. Однако былое разделение «черноголовых» на аккадцев и шумеров, как и разделение самой Нижней Месопотамии на шумерский юг и аккадский север, не прошли бесследно. Шумерский язык остался для всех «черноголовых» «мертвым» языком учености и ритуала. Нижняя Месопотамия сохранила название «Шумер и Аккад», а потомки жителей шумерского юга Нижней Месопотамии рассматривались теперь как особый народ «приморцев» в составе общности «черноголовых».

Примерно в то же время, как уже говорилось, аккадоязычное население Нижней Месопотамии обособилось по диалекту от аккадоязычных жителей долины Среднего Тигра с центром в Ашшуре. Вскоре это обособление было закреплено политически:

  • Нижняя Месопотамия объединилась вокруг Вавилона,
  • Ашшур оставался независимым от него.

В результате к середине II тыс. до н. э. сами «черноголовые» делили себя уже на три народа:

  • ассирийцев,
  • аккадцев (вавилонян)
  • и приморцев – потомков шумеров крайнего юга Двуречья, ассимилированных аккадцами.

В следующие несколько веков приморцы полностью слились с вавилонянами, так что в I тыс. до н.э. речь шла уже просто об ассирийцах и вавилонянах. Последние следы былого этнотерриториального различия между шумерским югом и аккадским севером Нижней Месопотамии окончательно стерлись и забылись.

Оформление «черноголовых» в общность

Карта Аккадской державы и III династии Ура

Карта Аккадской державы и III династии Ура.

Хотя «черноголовые» выделяли себя в общность не по политическому, а по этнокультурному признаку, позднее они все же выработали особую концепцию, которая оформила их уже сложившееся единство политически и территориально. Окончательно эта концепция сформировалась на исходе III тыс. до н.э. при царях III династии Ура. С этого времени считалось, что шумеро-аккадский ареал образует прочное территориальное единство – страну «Шумер-и-Аккад», которой сами боги предназначили существовать под одной властью, в качестве особого царства.

Отныне, если в Месопотамии наступала политическая раздробленность, это воспринималось как временное бедствие; считалось, что как только боги вернут свою милость стране, она вновь объединится. Войны между разными царствами раздробленной Месопотамии и смена политических центров страны теперь понимались не как обычное противоборство разных государств, а как переход единой государственности царства «Шумер-и-Аккад» от одной династии к другой. С XVIII в. до н.э. и до заката месопотамской цивилизации столицей царства «Шумер-и-Аккад» практически неизменно был Вавилон, поэтому, говоря о событиях середины II-I тыс. до н.э., многие авторы называют это царство Вавилонией.

Появление ассирийцев

С XIV в. до н.э. восприятие месопотамцами своей истории было осложнено тем, что на северном рубеже «Шумера-и-Аккада» (Вавилонии) появилась Ассирийская держава: город-государство Ашшур объединил под своей властью обширные территории Верхней Месопотамии, превратившись таким образом в столицу нового могучего царства. Ассирия определяла себя как особое, отдельное от «Шумера-и-Аккада» геополитическое целое, но желала объединения с ним под эгидой ассирийских царей.

Не прекращавшиеся в течение многих столетий ассиро-вавилонские войны, вызванные этими претензиями, не привели к сколько-нибудь прочным результатам и закончились лишь с гибелью Ассирии. За это время ассирийцы перепробовали множество способов удержать Вавилонию под своей властью – от прямой аннексии до создания особого автономного Вавилонского царства в составе Ассирийской державы (престол его обычно предоставлялся одному из ассирийских царевичей), но так и не смогли добиться покорности вавилонян. В конце концов Вавилония, восстав против Ассирии, уничтожила ее (кон. VII в. до н.э.) и некоторое время была единственным государством «черноголовых». В 539 г. до н.э. в результате персидского завоевания Месопотамия стала частью Персидской империи.

Арамейская ассимиляция «черноголовых»

Этнокультурная общность «черноголовых», утратив свою независимую государственность, продолжала существовать еще несколько веков. Ее история завершилась арамейской ассимиляцией «черноголовых». Арамеи (древние «сирийцы», как их называли греки; не путать с современными сирийцами-арабами) – один из крупнейших семитских народов античного Востока, расселившийся в Месопотамии еще в начале I тыс. до н.э. С гибелью Ассирии значительная часть общности ассирийцев была уничтожена, а оставшаяся стала стремительно арамеизироваться. После персидской аннексии Вавилонии ее аккадо-язычное население также довольно быстро ассимилировалось арамеями, утратив свой былой язык, письменность и многие культурные ценности. Уже к концу I тыс. до н.э. лишь часть населения крупнейших городов говорила по-аккадски и совершала шумеро-аккадские ритуалы. Около рубежа эр и она арамеизировалась. Оба ее языка, шумерский и аккадский, а также ее письменность (клинопись) окончательно вышли из употребления. Так завершилась история народа «черноголовых» и цивилизации древней Месопотамии.

Расскажи друзьям:

Оцени:

Загрузка...

civilka.ru

Древние народы Месопотамии

Откуда произошли шумеры, не ясно. Исследователи языков предполагают, что шумерский язык связан с монгольским, турецким или венгерским языком и приходят к заключению, что шумеры иммигрировали в Месопотамию с востока.

Шумеры орошали свои земли при помощи обширной системы каналов, созданной священниками. Священные князья управляли страной и возглавляли «храмовую экономику».

В конце 4-го тысячелетия были образованы более крупные города, что обеспечило более эффективное орошение страны. Города стали процветающими, торговля стала все более важной. Поселения сохранили свою независимость, единой империи в то время не существовало.

Возрастающие требования к организации храмовой экономики вызвали перемены. Около 2700 г. до н.э. письменность была усовершенствована. Первоначально эта сфера была предназначена только для бухгалтерии.

Другими изобретениями, имевшими решающее значение для экономики, были колесо и гончарный круг. Самым важным городом шумеров был Урук, город Гильгамеша. Эпос об этом правителе считается первым литературным документом народа.

С 3000 г. до н.э. кочевники с севера иммигрировали в южную Месопотамию. Записи шумерского короля, который также сообщает о потопе, документируют эти миграции путем появления семитских имен.

Историки относят эту эпоху к раннему династическому периоду, который закончился в 23 веке. В эту эпоху разрушилось единство духовной и временной власти. Дворцы были построены для королей, которые не просто служили представительством. Короли этого времени назывались «лугаль» (великий человек). Правители также заявляли о верховенстве своей власти, в частности и путем утверждения ее в виде захоронения после смерти вместе со своим окружением. Некоторые из этих королевских гробниц были найдены около Урука.

Аккадеры

Саргон Аккад закончил раннюю династическую эпоху. Саргон создал первую империю Ближнего Востока, объединив многие города-государства. Вся Месопотамия, части Сирии, Ирана и Малой Азии, принадлежали его сфере влияния.

Город Аккад стал его резиденцией правительства. Аккадский язык заменил шумерский язык. Завоевания привели к экономическим и культурным связям с субъектами или новыми соседями. Доступ к Персидскому заливу привел к процветанию морской торговли.

Культура влияла на жизнь Египта в империи Саргона I. Это было отражено в живописных изображениях, а также в положении правителя как Бога или его заместителя.

Аккад правил недолго, многочисленные беспорядки и нашествие Гутегеров закончили эпоху. Однако эта первая великая цивилизация осталась в живых , в мифах народов, поэтому ассирийцы напомнили об Саргоне I, и, спустя почти 100 лет Гутегер был изгнан, а шумерские города-государства восстановили свою силу и величие. Город Урук снова стал центром.

Так называемая династия Урука III продолжалась с 2047 по 1939 год до н.э. Это время характеризовалось строгим управлением и установлением уставных отношений. Этим закончился шумерский период в Месопотамии. Города утратили свою силу.

Вавилоняне

Неизвестно, когда был основан город Вавилон. Только при правлении Хаммурапи город оказался в центре внимания и стал настолько важным, что греки упоминали о Месопотамии как о Вавилонии.

Хаммурапи был известен потомкам, потому что он написал одну из первых коллекций законов. В своих 280 пунктах труд регулировал гражданское право, уголовное и административное право.

Он включал в себя индивидуальные решения, часто характеризующиеся резкостью. Однако историки не уверены, постоянно ли соблюдался этот кодекс права. Империя Хаммурапи распалась в следующие столетия. На трон вступили касситы, и хетты укрепились на западе.

С 15-го века Вавилон снова вышел на мировые позиции. Особенно с Египтом, были более тесные отношения, так как многочисленные вавилонские принцессы были замужем за Египтянами.

Ассирийцы

В 14 веке Ассирия стала новой державой. Город Ассур лежал на верхнем Тигре. Историки подозревают, что город первоначально находился под властью Аккада. Во главе стоял царь, который также видел себя представителем бога Ассура. Кроме того, торговцы пользовались значительными претензиями на власть в стране.

Ассур, географически расположенный на основных торговых путях, торговал с Ираном, Вавилоном и современной Турцией. В 18 веке Шамши-Адат объединил на севере Месопотамии всю Ассирию. В первой половине 17 века Ассирия снова распалась и исчезла Старая ассирийская империя.

При Ассур-Убаллите I (1353-1318 гг. до н. э.) Ассирия восстановила свое влияние. Многочисленные завоевания снова привели к экономическому подъему.

Царь Тукульти-Нинурта считал себя представителем бога Ассура. Он называл себя «правителем четырех континентов» и ясно заявлял о своем требовании к власти. Но с его смертью закончилась эта эпоха Средней ассирийской империи. Последний подъем пережила империя с королем Ассур-даном III (935-912 гг. до н.э.), который смог освободить многие города от правящих арамейцев.

Однако ассирийцы уже приняли элементы писания и языка у своих завоевателей арамейцев. Короли Аспернасирпал II (883-859 гг. до н.э.) и Саламанассар III (858-824 гг. до н.э.) распространили ассирийскую сферу власти на Сирию. После некоторых неудач и внутренних распрей, Тиглат-Пилесер III (745-727 гг. до н.э.), придя к власти решил покорить Вавилон, Финикию, Палестину и Израиль.

Стремление к победе достигло своего апогея спустя 50 лет в завоевании Египта Асархаддоном (681-669 гг. до н.э.). Ассурбанипал (669-627 гг. до н.э.) был последним важным правителем.

Греческие историки оценивали этого правителя как слабого политика. Сегодняшние историки не могут подтвердить этот вердикт. Мы видим в нем опытного политика, который очень много читал. Его библиотека является важным источником истории Месопотамии. Через 18 лет после смерти Ассурбанипа, Ассирийская империя окончательно погибла.Источник

gipotezy.com

Народы древней Месопотамии - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Кто такие шумеры и аккадцы, а позже вавилоняне и ассирийцы

Месопотамия III тыс. до н.э.

Месопотамия III тыс. до н.э.

Еще до появления шумеров в Месопотамии существовала загадочная культурная общность именуемая в литературе Убейдской культурой.

Но обычно древнейшим из упоминающихся цивилизованных народов Месопотамии, бесспорными создателями месопотамской письменности были шумеры, заселившие Нижнюю Месопотамии в начале IV тыс. до н.э. На исходе IV тыс. до н.э. в Месопотамию переселилась из Северной Аравии особая ветвь семитов – так называемые восточные семиты, получившие в науке название «аккадцы». Одна группа восточных семитов расселилась на севере территории, занятой шумерами (шумерское название этой области – Ки-Ури), а другая группа осела на Среднем Тигре. От первой группы восточных семитов, смешавшейся с шумерами и в конце концов ассимилировавшей их, происходит народ вавилонян, от второй – ассирийцы. Вавилонский и ассирийский языки – разные диалекты восточносемитского (аккадского) языка, на рубеже III-II тыс. до н.э. обособившиеся друг от друга.

Появление «аккадцев»

В конце III тыс. до н.э. в Нижней Месопотамии возникла великая держава, охватившая всю Месопотамию. Ее столицей был город Аккад, находившийся в области Ки-Ури. В этот период впервые в официальных надписях стал употребляться наряду с шумерским языком и восточносемитский. В результате восточносемитский язык в Месопотамии начали называть аккадским, а современные ученые именуют аккадцами его носителей.

Общность «черноголовые»

Фигуры богов из Эшнунны

Вотивные фигурки (боги?) с храмовой площади Эшнунны. 2900-2600 гг. до н.э. Сделаны из алебастра, известняка, гипса.

Шумеро-аккадоязычное население Нижней Месопотамии (предки вавилонян) и аккадоязычное население Среднего Тигра (предки ассирийцев) осознавали себя как единый двуязычный суперэтнос. Люди этого суперэтноса имели даже общее самоназвание: и на шумерском, и на аккадском языке они определяли себя как «черноголовые» (по-шумерски – санг-нгига, по-аккадски – цалмат каккади). Этот суперэтнос современные ученые и называют «древними месопотамцами», «носителями месопотамской цивилизации». Общность «черноголовых» выделяла себя не по политическому критерию (они не так уж часто объединялись в границах одной державы), а по цивилизационному. Члены общин и родов, поддерживавших культ шумеро-аккадских божеств и считавших своим главным общинным покровителем одно из них, говорившие на шумерском и аккадском языках и использовавшие шумеро-аккадскую клинопись, относились к «черноголовым». Таким образом, общность «черноголовых» была этнокультурной общностью в современном понимании этого слова.

О том, какую важность придавали месопотамцы своей идентификации «черноголовых», независимо от каких бы то ни было политических границ, ярко свидетельствует пример знаменитых Законов Хаммурапи, правившего всей Месопотамией. Во вступлении к этим Законам Хаммурапи объявляет себя правителем и заступником «черноголовых», после чего перечисляет множество подвластных ему городов. Однако, как выяснилось, этот перечень включает далеко не все города, в действительности входившие в его империю, а только те, которые населяли шумеро-аккадцы, поддерживавшие культы шумеро-аккадских богов, указанных в этом перечне рядом с каждым названным в нем городом. Таким образом, внутри всего круга подвластных ему земель Хаммурапи выделяет шумеро-аккадский этно-ритуальный ареал и только его рассматривает как «свой», а прочие свои владения даже не упоминает.

Ассимиляция шумеров аккадцами

Общность «черноголовых» прошла долгий исторический путь. На рубеже III-II тыс. до н. э. аккадцы полностью ассимилировали шумеров. Однако былое разделение «черноголовых» на аккадцев и шумеров, как и разделение самой Нижней Месопотамии на шумерский юг и аккадский север, не прошли бесследно. Шумерский язык остался для всех «черноголовых» «мертвым» языком учености и ритуала. Нижняя Месопотамия сохранила название «Шумер и Аккад», а потомки жителей шумерского юга Нижней Месопотамии рассматривались теперь как особый народ «приморцев» в составе общности «черноголовых».

Примерно в то же время, как уже говорилось, аккадоязычное население Нижней Месопотамии обособилось по диалекту от аккадоязычных жителей долины Среднего Тигра с центром в Ашшуре. Вскоре это обособление было закреплено политически:

  • Нижняя Месопотамия объединилась вокруг Вавилона,
  • Ашшур оставался независимым от него.

В результате к середине II тыс. до н. э. сами «черноголовые» делили себя уже на три народа:

  • ассирийцев,
  • аккадцев (вавилонян)
  • и приморцев – потомков шумеров крайнего юга Двуречья, ассимилированных аккадцами.

В следующие несколько веков приморцы полностью слились с вавилонянами, так что в I тыс. до н.э. речь шла уже просто об ассирийцах и вавилонянах. Последние следы былого этнотерриториального различия между шумерским югом и аккадским севером Нижней Месопотамии окончательно стерлись и забылись.

Оформление «черноголовых» в общность

Карта Аккадской державы и III династии Ура

Карта Аккадской державы и III династии Ура.

Хотя «черноголовые» выделяли себя в общность не по политическому, а по этнокультурному признаку, позднее они все же выработали особую концепцию, которая оформила их уже сложившееся единство политически и территориально. Окончательно эта концепция сформировалась на исходе III тыс. до н.э. при царях III династии Ура. С этого времени считалось, что шумеро-аккадский ареал образует прочное территориальное единство – страну «Шумер-и-Аккад», которой сами боги предназначили существовать под одной властью, в качестве особого царства.

Отныне, если в Месопотамии наступала политическая раздробленность, это воспринималось как временное бедствие; считалось, что как только боги вернут свою милость стране, она вновь объединится. Войны между разными царствами раздробленной Месопотамии и смена политических центров страны теперь понимались не как обычное противоборство разных государств, а как переход единой государственности царства «Шумер-и-Аккад» от одной династии к другой. С XVIII в. до н.э. и до заката месопотамской цивилизации столицей царства «Шумер-и-Аккад» практически неизменно был Вавилон, поэтому, говоря о событиях середины II-I тыс. до н.э., многие авторы называют это царство Вавилонией.

Появление ассирийцев

С XIV в. до н.э. восприятие месопотамцами своей истории было осложнено тем, что на северном рубеже «Шумера-и-Аккада» (Вавилонии) появилась Ассирийская держава: город-государство Ашшур объединил под своей властью обширные территории Верхней Месопотамии, превратившись таким образом в столицу нового могучего царства. Ассирия определяла себя как особое, отдельное от «Шумера-и-Аккада» геополитическое целое, но желала объединения с ним под эгидой ассирийских царей.

Не прекращавшиеся в течение многих столетий ассиро-вавилонские войны, вызванные этими претензиями, не привели к сколько-нибудь прочным результатам и закончились лишь с гибелью Ассирии. За это время ассирийцы перепробовали множество способов удержать Вавилонию под своей властью – от прямой аннексии до создания особого автономного Вавилонского царства в составе Ассирийской державы (престол его обычно предоставлялся одному из ассирийских царевичей), но так и не смогли добиться покорности вавилонян. В конце концов Вавилония, восстав против Ассирии, уничтожила ее (кон. VII в. до н.э.) и некоторое время была единственным государством «черноголовых». В 539 г. до н.э. в результате персидского завоевания Месопотамия стала частью Персидской империи.

Арамейская ассимиляция «черноголовых»

Этнокультурная общность «черноголовых», утратив свою независимую государственность, продолжала существовать еще несколько веков. Ее история завершилась арамейской ассимиляцией «черноголовых». Арамеи (древние «сирийцы», как их называли греки; не путать с современными сирийцами-арабами) – один из крупнейших семитских народов античного Востока, расселившийся в Месопотамии еще в начале I тыс. до н.э. С гибелью Ассирии значительная часть общности ассирийцев была уничтожена, а оставшаяся стала стремительно арамеизироваться. После персидской аннексии Вавилонии ее аккадо-язычное население также довольно быстро ассимилировалось арамеями, утратив свой былой язык, письменность и многие культурные ценности. Уже к концу I тыс. до н.э. лишь часть населения крупнейших городов говорила по-аккадски и совершала шумеро-аккадские ритуалы. Около рубежа эр и она арамеизировалась. Оба ее языка, шумерский и аккадский, а также ее письменность (клинопись) окончательно вышли из употребления. Так завершилась история народа «черноголовых» и цивилизации древней Месопотамии. http://civilka.ru/mesopotamia/narody.html

hist-etnol.livejournal.com

Междуречье

Древняя Месопотамия

Междуречье, также Месопотамия ( греч. Μεσοποταμία, земля между реками), или Двуречья - регион в Азии. В строгом смысле - это аллювиальная равнина между реками Тигр и Евфрат на территории современных Ирак и Сирии, однако в обычном употреблении этот термин включает долины обеих рек вместе с окружающими низинами, которые ограничены Аравийской пустыне на западе и юге, Персидским заливом на юге, горами Кавказа и Загроса на севере.

Междуречье имеет древнюю и полную событиями историю - первые государства в этом регионе возникли более 5 тысяч лет назад. Месопотамию часто называют колыбелью цивилизации. Здесь возникла первая в истории человечества письменность - клинопись, развились полеводство и ирригация, были совершены многочисленные изобретения, развитая астрономия.

1. География

Месопотамия охватывает земли между реками Евфрат и Тигр, вытекающие из Армянского нагорья в современной Турции. Обе реки имеют многочисленные притоки, собирая воду из обширных горных районов. Наземные пути в Междуречье обычно идут вдоль Евфрата, поскольку берега Тигра часто крутые и трудные для подъема. Климат в регионе полузасушливых, на севере пролегают широкие пустыни, южнее - области болот, илистых берегов, поросших камышом берегов рек. Евфрат и Тигр сливаются на крайнем юге, изливая свои воды в Персидский залив.

В условиях засушливого климата сельское хозяйство на севере региона богарное, а на юге требует орошения. Оросительном полеводству способствуют разливы рек при таянии снегов в горах Загроса и на Армянском нагорье. Эффективность ирригации зависит от возможности мобилизовать достаточное количество человеческого труда для построения каналов и ухода за ними. Это, начиная с самого раннего исторического периода, способствовало возникновению городских поселений и централизованной политической власти. Сельское хозяйство дополняли кочевые скотоводы, которые пасли овец и коз, а значительно позже и верблюдов на приречных лугах в сухие летние месяцы и перегоняли их в полупустынные районы во влажный зимний период.

Регион Междуречье не имеет собственного строительного камня, ценных металлов или леса, и эти материалы привозились из окружающих областей в обмен на сельскохозяйственную продукцию, что способствовало развитию дальней торговли. В заболоченных поймах на юге еще с доисторических времен существовало рыболовство.

Время от времени культурная система Междуречье переживала периоды упадка, вызванные рядом различных причин. Потребность в рабочей силе приводила к росту населения в экологически допустимых пределов, и в годы климатической нестабильности система центрального правления разваливалась, в свою очередь способствовало депопуляции. Кроме того регион был недостаточно защищен от нападений горных племен и кочевых скотоводов, результатами которых становились периоды развала торговых связей и упадку ирригационной системы. Стремление городов-государств к независимости приводило к тому, что часто централизованная власть над всем регионом была только эфемерной, уступая племенным или региональным образованием. Эта тенденция еще сохраняется в современном Ирак.

2. Народы и языки

Древнейшим языком Междуречье, которой остались письменные показания, была шумерский - агглютинативных языковой изолят, которым беседовали шумеры - народ, заселял южные районы Месопотамии. В центральной и северной Месопотамии проживали племена, говорившие языках семитской языковой семьи, среди которых наибольшее значение имела аккадский. В течение третьего тысячелетия до н.д. шумерский и аккадский язык сосуществовали в культурном симбиозе, часто означал двуязычие. Об этом свидетельствуют многочисленные заимствования в литературных памятниках обоими языками. Под конец третьего тысячелетия аккадский язык постепенно вытеснил шумерскую из повседневного употребления, но сохранялась как священная, церемонная, литературная и научная речь.

После завоевания Месопотамии персами, официальным языком региона в імперії Ахеменідів стала арамейська, витіснивши акаддську та шумерську в сфери релігійного вжитку. Ще через приблизно тисячу років, після арабського завоювання Персії, мовою регіону стала арабська, яка досі зберігає свій статус у сучасному Іраку.

3. История

Тенденції в історії стародавньої Месопотамії. Графік показує періоди централізації та розпаду єдиної центральної влади в регіоні.

Дуже довго цивілізації Межиріччя залишалися практично невідомими науці. Основним джерелом відомостей була Біблія, де є розповіді про будівництво Вавилонської вежі, про сімдесятирічний полон євреїв і правителя Навуходоносора, про халдеїв - жителів Вавилона, про столицю Ассирії - Ніневію - "велику блудницю", про чаші гніву, які сім ангелів вилили на приєвфратскі землі. Опис цих місць зустрічається і у древньогрецького історика Геродота : він захоплювався стінами Вавилона - такої ширини, що на них могли роз'їхатися дві бойові колісниці, прирахував до чудес світу "висячі сади Семіраміди". Такі свідчення довго викликали сумніви. Було незрозуміло, куди могла зникнути велика цивілізація. XIX ст. приголомшило світ грандіозністю своїх археологічних відкриттів, зроблених в долинах Тигру і Єфрату. Були розкопані найбільші міста Месопотамії. Зусиллями цілої плеяди чудових вчених розшифрована писемність, що дозволило виділити історичну основу біблійних розповідей, пересвідчитися в достовірності оповідань Геродота, досить детально реконструювати минуле Дворіччя.

Історію Стародавнього Межиріччя заведено розпочинати із Убейдського періоду, коли з'явилися перші міські поселення, і завершувати або завоюванням Месопотамії персами, або арабським завоюванням, що відбулося через тисячу років.

3.1. Доісторичний період

Свідчень життя в палеоліті в Межиріччі обмаль, і, так само як в інших регіонах, вони обмежуються гірською місцевістю. Зарзійська культура включає знахідки мустьєрських неандертальців у печерах Шанідар і Зарзі. Неолітичні культури включають Халафську, Джармо і Самарру. К енеоліту належать Убейдська культура і культура Урук.

3.2. Давня Месопотамія

Особливість найдревнішої політичної історії Месопотамії полягає в тому, що тут існували не одна, а декілька держав, які почергово домагалися верховенства в регіоні. Періоди імперій під владою одного міста змінювалися періодами розпаду централізованої влади й існуванням кількох незалежних міст-держав.

Ранні міста в цьому регіоні включають Ур, Урук, Ісін, Лагаш у нижній Месопотамії (Шумері), Агад, Вавилон, Кіш, Ніппур у центральній частині Межиріччя (Аккаді), Ашшур, Ніневію, Марі, Алеппо у верхній Месопотамії.

У кінці IV - початку III тисячоліття до н. е. на півдні Дворіччя виникають і підносяться міста-держави, об'єднані істориками збірною назвою Шумер (за назвою народу, що жив там). При Саргоні держава Аккад об'єднувала значні території, але згодом упала під натиском гутіїв. Наступну значну державу утворила Третя династія Уру, що була повалена аморями та Еламом. Згодом велика частина Месопотамії попала під владу Вавилонського царства. Потім, з XVI століття до н. е. набрала могутність Ассирія (її столиця - місто Ніневія). Після нового недовгого піднесення Вавилона в VI столітті до н. е. Межиріччя завойоване північним сусідом - Персією.

Межиріччя залишалося під владою персів до походів Александра Македонського у 4 столітті до н. е. Після смерті Александра в ньому правили Селевкіди. У другому столітті до н. е. Межиріччя опинилося під контролем Парфії, а потім стало районом майже безперервних воєн між Римом та Парфією. В 226 році його захопили Сасаніди, які на той час перемогли парф'ян і підкорили собі Персію. Війни між імперією Сасанідів та римлянами і їхніми спадкоємцями візантійцями продовжувалися до 7 ст., коли Межиріччя потрапило під владу Арабського Халіфату.

4. Строительство и архитектура

У Месопотамії дуже рано (за останніми даними, раніше, ніж у Єгипті) розпочалося будівництво іригаційних споруд. Іригація мала планомірний, крупномасштабний характер. Розливи Євфрата бувають дуже сильними, але нечастими. Тому викопувалися величезні котловани, вони заповнювалися водою під час розливу - так створювався запас води на час засухи. Геродот описує судноплавний канал, проритий між Тигром і Євфратом.

Накопичений досвід став використовуватися в будівництві. Наприкінці IV тисячоліття до н. е. шумери збудували перші на планеті міста - Ур, Урук, Лагаш. У них складаються і перші державні структури. Виникає монументальна архітектура. Під час розкопок була знайдена статуя жерця, правителя шумерского міста Лагаш на ім'я Гудеа, який жив у XXI столітті до н. е. Він зображений з планом майбутнього храму в руках. Це одночасно свідчення і високої будівельної техніки, і того значення, яке правителі додавали будівельним роботам. Монументальне будівництво, як і іригація, - яскравий приклад перемоги людини над несприятливими природними умовами. Справа в тому, що в Месопотамії немає готових будівельних матеріалів - каменю, дерева. Усі гігантські будови зводилися з глиняної цегли.

Основными монументальными сооружениями были храмы и дворцы. Храмы часто размещались на вершине особой ступенчатой ​​башни - зикурату. Зикураты состояли из нескольких платформ, сужающиеся кверху, составленных сплошной кирпичной кладкой. Подняться к храму, который находился на верхней площадке, можно длинными круговыми лестнице и наклонными подъемами. Шествие к храму была частью религиозных церемоний. "Храмы-горы", созданные трудом как свободных граждан, так и рабов стали символами всемогущества государства. Отголоски славы месопотамских строителей отразились в библейском рассказе о Вавилонскую башню. При раскопках древнего Вавилона найден фундамент гигантского зикурату, который, вероятно, и был ее прообразом.

Такими же величественными, как и культовые сооружения, были дворцы правителей Шумера, Аккада, Вавилонии и особенно Ассирии. Так, вход в царский дворец в Ниневии был украшен многими огромными статуями божеств - крылатых человекобыка и людинолевив. На стенах залов - сюжетные рельефы, детально изображают жизнь правителя. Самый известный из рельефов посвящен охоте - любимому занятию ассирийского знати. Зверей содержали в специальных вольерах - первых предшественниках современных зоопарков, а перед охотой выпускали. Рельефы прекрасно передают динамику движения, азарт погони. Однако особенно поражают своим драматизмом сцены гибели животных - львиц и львов, газелей, диких лошадей.

Раскопки в Вавилоне позволили уточнить, как выглядели легендарные "Висячие сады" царицы Семирамиды. Это было каменное здание, состоящее из сводчатых террас. На каждой террасе был слой земли, где и разбивали сад. Вода вверх подавалась с помощью лопастного водопровода.

Постоянные войны диктовали необходимость оборонительных сооружений. Города Междуречье стали настоящими крепостями. О столице Ассирии - Ниневию - говорили: "Та, которая своим сиянием отбрасывает врагов". Зубцы ее стен, достигавших 20 м в высоту, украшала кирпич, покрытая голубой глазурь 'ю с золотой блестящей полосой. Вавилон окружали четыре кольца стен. Главные ворота были посвящены богине Иштар. По приказу царя Навуходоносора к ним построили дорогу необычайной красоты и абсолютной недоступности для возможного врага. С двух сторон возвышались семиметровые стены. Вымощена эта дорога была огромными плитами из белого известняка. На каждой плите выбита надпись: "Я - Навуходоносор ... Вавилонскую улицу вымостил ...". Bce, что делалось в государстве, считалось заслугой исключительно его правителя.

Толстая стена, которая была вокруг города Урнамму (сегодня Мухайяр в Ирак), была разрушена 2006 года в н. н.э. Ее толщина составляла 27 метров.

5. Мифология и религия

Религия Междуречье политеистическая. По записям на глиняных табличках начислено более 2400 богов. Каждое из городов Двуречья имел свой особый пантеон, причем был широко распространен генотеизм : боги одного города имели аналогов в других городах. Каждый город имел свой пантеон, и значение того или иного бога менялось в зависимости от того, насколько значимым было его город в определенный период. Богам поклонялись в виде идолов, сохранились записанные на глиняных табличках молитвы.

Месопотамские боги были антропоморфическими, т.е. похожими на людей. Они ели и пили, как люди, пьянели и ссорились между собой. Одним из важнейших богов сначала был шумерский бог и легендарный царь Энлиль, влияние которого распространилось также и в Аккад. Другими важными богами в Шумере были Ан, которого аккадцы называли Ну, Энки, которого в Аккаде называли Эа, Нанна, в Аккаде Син, Уту, в Аккаде Шамаш. Шумерская богиня любви Инанна стала аккадским Иштар. Когда к власти пришел Вавилон, Хаммурапи объявил верховным богом Мардука, который к тому занимал не особенно видное место в пантеоне.

Шумерский космология 12 тысячелетия до Христа описывает творение мира так: Мардук убил богиню-мать Тиамат и половину ее тела использовал для того, чтобы создать Землю, а другую - для небес и подземного мира. Мир представлялся шаром, на трех верхних уровнях которой жили боги, и откуда светят звезды на три нижние земные уровне [1]. Жители Междуречья верили, что после смерти души людей попадают в подземный мир независимо от своего статуса и своих действий в земной жизни.

6. Письменность и литература

Безусловно, большое достижение культуры Месопотамии - письменность. Впервые ее создали шумеры в IV тысячелетии до н. е. Сначала появилось рисуночная письмо - пиктография. Затем постепенно отдельные знаки стали передавать уже не слово, а склады и звуки, картинки изменили свое изображение - возник клинопись. Для записей использовался распространенный природный материал в Двуречье - глина. Из тщательно очищенной глины изготовляли табличку, надпись наносили тростниковой палочкой или металлическим стержнем (письменность получила свое название по форме полученных клинообразных черточек) готовую табличку обжигали в специальных печах. На основе шумерской письменности сформировались клинописные системы Аккада, Вавилонии, Ассирии.

Область исследований, изучающая письменность Междуречье, в частности, и в более широком аспекте - культуру региона, называется ассириологом. При исследованиях глиняных табличек сложилась интересная ситуация: расшифровав ассирийский, а затем Вавилонский клинопись, лингвисты предположили открытие еще более вечной культуры. Лишь значительно позже археологи раскопали шумерские памятники.

На сегодня найдено и прочитано тысячи табличек разнообразного содержания: царские приказы, хозяйственные записи, ученические тетради, научные трактаты, религиозные гимны, художественные произведения. Замечательная находка была сделана при раскопках Ниневии - первая в истории человечества библиотека, библиотека Ашшурбанипала. Ее создали по приказу ассирийского царя Ашшурбанипала. Сохранилось также табличка со строгим приказом, разосланным по всей стране: собирать или переписывать глиняные таблички. Библиотека была прекрасно организована даже по современным меркам: внизу каждой таблички - полное название книги и номер "страницы", ящики расставлены по полкам соответствии с тем, на каждой полке - бирка с номером.

В библиотеке Ашшурбанипала сохранилась древняя в мировой литературе эпическая поэма - "Эпос о Гильгамеше". Она создана еще в шумерские времена и рассказывает о царе Урука героя Гильгамеше. Гильгамеш со своим другом Энкиду совершают множество подвигов. После смерти Энкиду Гильгамеш не может смириться с тем, что боги сделали людей смертными. Он отправляется искать секрет бессмертия. Поиски приводят его в первого человека - Ут-Напиштим. Ут-Напиштим рассказывает Гильгамеше историю своей жизни. Этот рассказ, когда была переведена на европейские языки в XIX веке, вызвала настоящую сенсацию, поскольку практически полностью совпадала с рассказом о "Великий потоп" в Библии: гнев богов, сооружение большого корабля, земля, покрытая водой, даже остановка на вершине большой горы. До конца своих путешествий Гильгамеш, так и не получив волшебного средства, понимает: вечно живет в памяти потомков тот, кто совершает добрые дела.

Жизнь многих образов и сюжетов шумерской, вавилонской, ассирийской мифологии продолжается после гибели этих цивилизаций. Например, мифы о сотворения мира, о создании людей из глины, о смерти и воскресение бога Таммуза. Современное семидневный расчленение недели сложилось у ассирийцев и вавилонян, которые поклонялись семи главным богам.

7. Научные знания

Благодаря расшифровке "Глиняных книг", получены достаточно точные представления об уровне научных знаний в Междуречье. Хранителем высшей мудрости были жрецы. Умственный труд уже отделилась от физического, но наука носила характер тайного знания. Особое развитие получило наблюдения за звездами. Звездам приписывалась магическая сила. Храмы на вершинах зикуратив служили своеобразными обсерваториями. Вся звездная карта, которую можно получить без телескопа, была уже известна в Вавилоне. Жрецы установили связь Солнца со знаками Зодиака. На основе астрономических наблюдений разработан очень точный лунный календарь. Вавилоняне пользовались солнечными и водяными часами.

Богатыми для своего времени были и математические знания: четыре арифметических действия, подъем к квадрату и добычи квадратного корня, вычисления площади геометрических фигур. Современный распределение круга на 360 градусов и часа на 60 минут имеет в своей основе ассиро-вавилонской шистесяткову систему счета.

8. Врачебное искусство

Искусство вавилонских врачей славился на Востоке. Их часто приглашали в другие страны. В Вавилоне существовали две медицинские школы на государственном содержании. Сохранилось много научно-медицинских табличек, составленных по единому образцу. Начинаются они словами: "Если человек болен ...", далее следует перечень симптомов, а затем рекомендации по лечения. Завершают запись слова: "Он выздоровеет". Интересный обычай описывает Геродот : когда врачи не знали, как помочь больному, его выносили на рыночную площадь, и каждый прохожий обязан был дать ему совет.

9. Законы Хаммурапи

Стела Хаммурапи с его законами

Определенным итогом развития политической мысли древних стало оформление первого письменного собрание законов. Хаммурапи вошел в мировую историю как первый царь-законодатель, подчинил власти Вавилона все Двуречье (XVIII век до н. н.э.). В Париже, в Лувре хранится черная мраморная " Стела Хаммурапи" . В ее верхней части - изображение самого царя, который получает от Бога символы власти, а в нижней - клинописью выбиты законы. Большое место среди них занимает долговое право - займы, проценты на долги, залог. Денежной единицей тогда был талант (слово, которое, изменив значение, вошло в современные языки). Регулируются семейные отношения: заключение брака, наказание за неверность, имущественные права мужчин, наследования, развод. Обусловлено, что раб - полная собственность господина. Суд вершили жрецы, они могли вызвать свидетелей, которые свидетельствовали, принося клятву. Наказание тем предусматривались жестокие, вплоть до смертной казни ( отсечение головы, закапывание живьем в землю, посадка на кол). Очень строго каралось врач за неудачное лечение: "Если врач, делая кому-нибудь надрез бронзовым ножом, причинит смерть этому человеку или, снимая катаракту бронзовым ножом, повредит глаз этого человека, то ему предстоит отсечь руку". Войско было регулярным, за службу получали деньги и участок земли. Высшую власть воплощал царь.

С увеличением размеров государства усложнялась и структура управления. В Ассирии, опять же впервые, возникает четкое деление на местные административные единицы - сатрапии (потом его позаимствует Персия).

Приведенная характеристика не исчерпывает перечень достижений в области науки и искусства, впервые появились у народов Междуречья, но и она дает представление о том высоком уровне, которого достигла здесь культура.

10. Сноски

  1. Bottro, Jean (2001). Religion in Ancient Mesopotamia. Chicago: University of Chicago Press.

Литература

  • Авдиев В.И. История Древнего Востока. - М.: Высшая школа, 1970. - 609 с.
  • Стучевский И.А. Межгосударственный отношения и дипломатия на Древнем Востоке. - М.: Наука, 1987. - 311 с.
  • Ллойд С. Археология Месопотамии. - М.: Наука (ГРВЛ), 1984. - 280 с. - (По следам исчезнувших культур Востока).
  • Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибший цивилизации .. - 2. - М.: Наука (ГРВЛ), 1990. - 320 с. - (По следам исчезнувших культур Востока). - 30 000 экз. прим. - ISBN 5-02-016582-4
  • Рагозина З. А. История Халдеи с отдаленнейших времен до возвышения Ассирии. - СПб:. - (По следам исчезнувших культур Востока).

nado.znate.ru

Народы Междуречья

Как выглядели жители Междуречья, какую одежду носили, любили ли слушать музыку? Ответы на эти вопросы можно найти, внимательно присмотревшись к дошедшим до нас рельефам во дворцах ассиро-вавилонских владык.

Изображения музыкальных сцен на рельефах Передней Азии являются косвенным свидетельством того, что музыка занимала важное значение в жизни этих народов. Ассирийцы использовали различные музыкальные инструменты: лира, лютня, флейта и ручной барабан.

Гильгамеш со львом

Гильгамеш со львом. 721-705 гг. до н. э.,  правление Саргона II, Ассирия.

Идеалом ассиро-вавилонской красоты была солидность и массивность. Они, в отличие от стройных и изящных египтян, изображали себя массивными и неуклюжими, с мощной мускулатурой.

Иной была и их одежда.

"Ассирийская одежда не могла, подобно египетской, ограничиться лоскутком материи. Климат Ассирии требовал длинную до пят рубашку, иногда укороченную до колен и подпоясанную поясом. Верхнее платье вначале одевали только привилегированные классы. Костюм мужской и женский был почти одинаков, да оно и понятно: при том рабском положении женщины, которое она имела на Востоке… Зато самые материи были великолепны. Азия издревле славилась выделкой тканей, особенно цветных и узорчатых." (П. П. Гнедич)

Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес, который заменил одежду из кожи животных и часто имитировал мех. Любовь к меху сохранилась и у ассирийцев. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который позже стали заменять бахромой.

Саргон II в Месопотамии

Саргон II и высшее руководство. 721-705 гг. до н. э., правление Саргона II, Ассирия.

Национальной одеждой ассирийцев была рубашка. У простого народа она доходила до колен и подвязывалась кушаком, богатые люди носили разноцветную рубашку до пят и внизу украшенную кистями. Шарфы с бахромой носили только сановники. Посох, служивший вначале символом царской власти, позже стал употребляться всеми знатными людьми.

Особое внимание уделяли ассирийцы убранству волос: причёске, бороде, усам, бакенбардам. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок. Бороду и усы тщательно завивали. В бороду вплетали золотые нити, брови чернили, а лицо белили и румянили.

Ассиро-вавилонская мебель проста и массивна, в ней нет мягких, динамичных линий, которые использовали египтяне. В жилищах были стулья, табуреты, парадные троны, кушетки, скамьи, балдахины.

"Частные жилища ассирийцев очень похожи на египетские: те же плоские крыши, открытые галереи, та же простота мотива. В деталях является новизна: капители колонн своеобразны, здесь впервые появляется волюта - завиток капители, занявший потом такое огромное место в ионическом ордере. В орнаменте есть самобытность и оригинальность…" (П. П. Гнедич)

Ассиро-вавилонский орнамент богат изображениями фантастических зверей и растений.

Плавали ассирийцы на простых лодках, которые плелись из крепких прутьев, обтягивались кожей и имели круглую форму. Кроме лодок были у них и плоты, с кожаными, наполненными воздухом мехами.

Геродот нашёл корабли Междуречья самым удивительным из того, что он увидел в этой стране.

"Теперь я перейду к рассказу о самом удивительном из того, что есть в этой стране (кроме самого Вавилона). Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи (остов) обтягивают плотными шкурами наподобие круглого днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают судно соломой (для обёртки груза) и, нагрузив, пускают вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. Управляют судном с помощью двух рулевых вёсел, которыми стоя загребают двое людей. Один из них при этом тянет судно веслом к себе, а другой отталкивается. Такие судна строят очень большого размера и поменьше… На каждом судне находится живой осёл, а на больших - несколько. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же образом. Таковы у них (речные) суда."



biofile.ru


Смотрите также