Древние народные сказки. О чём на самом деле рассказывают древние народные сказки?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История возникновения русских народных сказок. Древние народные сказки


История возникновения русских народных сказок

Сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных. В других главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще веего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана-дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки. 

Читать все русские народные сказки.Полный список.   И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.   Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.   Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительньш гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу. Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.   Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.   Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка" умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок, их неправдоподобного содержания. Нельзя не обратить внимания на то, что в сказках речь идет не о вере человека в сверхъестественность предметов и явлений природы, а прежде всего о самых насущных, жизненно важных для человека реальных проблемах. Формированию веры человека в сверхъестественные существа и явления природы способствовали другие устные рассказы, по своему содержанию не имевшие ничего общего со сказками. Эти рассказы учили почитать зверя, учили доброму, внимательному обращению с ним и т. д. В русском фольклоре имеется сказка, напоминающая такие древние рассказы. Она называется „Медведь на липовой ноге". Страшная история! Старик по желанию старухи отрубил медведю лапу, и медведь мстит за это: он превращает старуху в медведицу. Наверное, в далекие времена наши предки рассказывали молодежи такие страшные истории в назидание: вот что будет с тем, кто поднимет руку на зверя, которому поклоняется род, племя! Но проходило время, человек познавал природу, и страшное становилось смешным, прежде ужасные истории превращались в героические. Тот же рассказ о медведе, у которого отрубили лапу, записан и с другим концом: пришедший в деревню отомстить за причиненное ему зло медведь погибает от рук старика и старухи... И многие сказки показывают нам победу человека над животными. Прочитайте, например, сказки „Старая хлеб-соль забывается" или „Мужик, медведь и лиса", и вы убедитесь в этом." Итак, фантастика, невероятность событий, о которых говорится в сказках, появились на основе древних рассказов о чудесном, сверхъестественном, волшебном в природе. Но сами сказки — более позднее явление. Использовав фантастику рассказов древнего человека, сказочники, по существу, говорили не о природе, не о взаимоотношениях с ней человека, а о жизни человека в обществе, о нем самом. И если мы повнимательнее присмотримся к сказкам, то без особых усилий узнаем приметы вполне определенной эпохи. Источники:Круглов Ю. Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 — 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. — М.: Просвещение, 1983. - 320 с, ил. — (Школ. б-ка). Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4—6 классов.

 

Читать все русские народные сказкиПерейти в раздел "Народные сказки"

1-3.su

Русские народные сказки для детей

--> Русские народные сказки стары как мир. Существует целый список увлекательных произведений онлайн, читать и смотреть которые можно бесплатно и с пользой для малышей. Никто не знает, когда впервые люди начали придумывать истории для детей и передавать их из уст в уста. За обеденным столом глава семьи мог рассказать историю, услышанную на ярмарке, а через некоторое время эту же историю дети пересказывали друг другу, добавляя подробности и иллюстрации.по щучьему велению - Иван, щука и печка

Особенности русских сказок для детей

Русские сказки имеют отличительную особенность по сравнению со сказками других стран.

  • Русский народ старался рассказать не просто интересную историю ради развлечения, он создавал детские сказки, в которых спрятан глубокий смысл, необъятная мудрость.
  • Богатые сюжеты, красочные образы, названия и описанные народные герои, невероятные повороты событий – это только малая часть того, что скрыто в народных сказках. В них ощущается русская душа, все переживания и чувства.
  • Сказки многому могут научить, в них раскрывается понятие справедливости, истинной доброты и щедрости.

Изображение Жар - птицы

Народные сказки — это невероятно мастерски сложенные русские детские небылицы с ярким и запоминающимся сюжетом. Скучную и неинтересную историю никто не будет пересказывать много много раз. Поэтому раньше на Руси даже существовали люди, которые обладали особым талантом, они умели сочинять сказки и делать к ним иллюстрации и картинки. Такие индивиды зарабатывали себе на хлеб тем, что рассказывали придуманные истории на ярмарках (например, про Ивана или Бабу-Ягу), собирая целую толпу зрителей. Простой народ запоминал сказания и передавал их своим близким, таким образом, история превращалась в народную и бывало, что она передавалась из поколение в поколение.

Самые любимые детские сказки — названия категорий

Русские народные сказки делятся на несколько категорий:1. Волшебные;2. Про животных;3. Про быт;4. На ночь;5. Поучительные и т.д.Каждая из этих категорий обладает собственным характером. Сказка о животных проводит параллель между человеком и зверьем, на примере волшебных животных можно увидеть свое поведение со стороны. В сказках все герои — животные очеловечены, у них есть свой характер и среди них есть добро и зло.

Волшебная сказка про зиму

Волшебные сказки самые старинные. Люди всегда любили придумывать небылицы с участием оживших предметов, несуществующих существ и необычных явлений. Такие сказки несут в себе очень глубокую мысль о том, что, даже не смотря на самые сложные ситуации нужно бороться до конца.В бытовых сказках обычно высмеиваются отрицательные черты человека, такие как жадность или злоба. Такие сказки воспитывают при помощи самоироничных ситуаций.Ниже Вы можете посмотреть самые популярные народные сказки для детей онлайн.Русские народные сказки на 1 сказ. ру не только интересны, они позволяют человеку увидеть мир другими глазами, сквозь призму поэтического мира онлайн, где добро всегда победит, а честность — одно из главных качеств хорошего человека.

1skaz.ru

Народные русские сказки — Википедия РУ

Название[4] НомераА и (AT)[5][4] Примечания
Лисичка-сестричка и волк № 1 (1+2,3,4,43,30,170,61A),№ 2 (1+2,3,4),№ 3 (1+2),№ 4 (15+1,2,3,158,4),№ 5 (1+2,3,21),№ 6 (158+1,2),№ 7 (158+2,21) № 1 — записана А. Н. Афанасьевым в 1848 г. в Бобровском уезде Воронежской губ. № 2 — записана Н. Бодровым в Переславль-Залесском уезде Московской губ. № 3 — записана во Владимире. № 4 — записана в Харьковском уезде писателем Г. Ф. Квиткой-Основьяненко (1778—1843).№ 5 — записана на белорусском языке в Новогрудском уезде Гродненской губ. учителем Новогрудского училища М. А. Дмитриевым,№ 6 — на малороссийском наречии (совр. украинском языке) № 7 — записана в Тверской губ.
За лапоток - курочку, за курочку - гусочку № 8 (170+158)
Лиса-повитуха № 9 (15),№ 10 (43+15,1,2),№ 11 (43+15,1,2),№ 12 (43+15),№ 13 (43+15) № 9 — записана в Переславль-Залесском уезде Н. Бодровым.№ 10 — записана в Чердынском уезде Пермской губ. Н. Бодровым.№ 11 — записана в Архангельской губ.№ 12 — записана в Никольском уезде Вологодской губ.№ 13 — записана в Саратовской губ. К. А. Гуськовым.
Лиса, заяц и петух № 14 (43) Записана в Переславль-Залесском уезде Н. Бодровым.
Лиса-исповедница № 15 (61),№ 16 (61А),№ 17 (106*+61А) № 16 — перепечатана из «Пермского сборника», I, с. 127—128. Записана в Перми Л. Питерским в 1846 г. от девяностолетнего старика из мастеровых Мотовилихинского завода П. С. Казакова. Стиль близкий к книжному.№ 17 — Записана в Лихвинском уезде Тульской губ. писателем и фольклористом-этнографом П. И. Якушкиным (1822—1872). Последние 9 строк стихотворного текста соответствуют в основном поминанию трёх Матрен и Луки с Петром в послании А. С. Пушкина и П. А. Вяземского к В. А. Жуковскому (1833) и пушкинскому стихотворению 1833 г. «Сват Иван, как пить мы станем…», а также в поэме «Кому на Руси жить хорошо» («Пир на весь мир», ч. 2, песня «Солдатская») Н. А. Некрасова.
Лиса-лекарка № 18 (1889К+804A,218B*,37) Записана в Шенкурском уезде Архангельской губ.
Старик лезет на небо № 19 (1960С) Записана в Вологодской губ.
Старик на небе № 20 (218В*)
Лиса-плачея № 21 (218В*+1889К,37,154),№ 22 (37) № 22 — записано в Кольском уезде Олонецкой губ. И. Спарихиным.
Мужик, медведь и лиса № 23 (1030+154),№ 24 (1030+154),№ 25 (1030+154),№ 26 (154+68В) № 23 — отсутствует в первом издании. Записано в Тульской губ. членом-сотрудником РГО Мясоедовым.№ 24 — записана в Липецком уезде Тамбовской губ, исправлена Афанасьевым. Рукопись — в архиве ВГО (p. XL, оп. 1, № 36, лл. 21—22 об.; 1848).№ 25 — записана в Архангельской губ. священником Михаилом Фиалкиным.№ 26 — записана в Новогрудском уезде Гродненской губ. учителем М. А. Дмитриевым на белорусском языке.
Старая хлеб-соль забывается № 27 (155) Вторая часть рукописи, записанной в Черноярском уезде Астраханской губ. писарем О. Л. Волконидиным (1857). Первая часть рукописи опубликована Афанасьевым отдельной сказкой под именем «Овца, лиса и волк» (№ 28).
Овца, лиса и волк № 28 (44*) См. примечания к № 27
Звери в яме № 29 (20A+21),№ 30 (20А+21,248А*) № 30 — записана в Воронежском уезде К. О. Александровым-Дольником.
Лиса и тетерев № 31 (62) Записана в Тверской губ.
Лиса и дятел № 32 (56В) Записана в Васильевском уезде Нижегородской губ. монахом Макарием, членом-сотрудником РГО.
Лиса и журавль № 33 (60) Записана в Тверской губ.
Снегурушка и лиса № 34 (703*) Записана в Калужской губ.
Лиса и рак № 35 (275) Записана в Тамбовской губ. Рукопись — в архиве ВГО (р. XL, оп. 1, № 14, л. 5; 1849).
Колобок № 36 (2025) Близка по сюжету американская сказка «Пряничный человечек»[6]. В западноевропейских сборниках встречаются варианты, о пироге, который убежал от трёх девушек, не вынувших его своевременно из печи.
Кот, петух и лиса № 37,№ 38,№ 39
Кот и лиса № 40,№ 41,№ 42,№ 43
Напуганные медведь и волки № 44,№ 45,№ 46,№ 47
Медведь, лиса, слепень и мужик № 48
Волк № 49,№ 50
Свинья и волк № 51,№ 52
Волк и коза № 53,№ 54
Волк-дурень № 55,№ 56
Медведь № 57,№ 58
Медведь, собака и кошка № 59
Коза № 60,№ 61
Сказка о козе лупленой № 62
Сказка про одного однобокого барана № 63
Зимовье зверей № 64
Медведь и петух № 65
Собака и дятел № 66,№ 67
Кочет и курица № 68
Смерть петушка № 69
Курочка № 70,№ 71
Журавль и цапля № 72
Ворона и рак № 73
Орёл и ворона № 74
Золотая рыбка № 75 (555) Совпадение во всех сюжетных звеньях текста со сказкой Пушкина предполагает прямое заимствование сюжета из литературного произведения без ряда подробностей[7].
Жадная старуха № 76
Сказка об Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове № 77,№ 78,№ 79,№ 80
Байка о щуке зубастой № 81
Терем мухи № 82,№ 83,№ 84
Мизгирь № 85,№ 86
Пузырь, соломинка и лапоть № 87,№ 88
Репка № 89 (2044) Записана в Архангельской губ. А. Харитоновым.
Грибы № 90
Мороз, Солнце и Ветер № 91
Солнце, Месяц и Ворон Воронович № 92
Ведьма и Солнцева сестра № 93
Вазуза и Волга № 94
Морозко № 95,№ 96
Старуха-говоруха № 97
Дочь и падчерица № 98
Кобиляча голова № 99
Крошечка-Хаврошечка № 100
Бурёнушка № 101
Баба-яга № 102,№ 103
Василиса Прекрасная № 104
Баба-яга и Заморышек № 105
Баба-яга и жихарь № 106,№ 107
Ивашко и ведьма № 108,№ 109,№ 110,№ 111
Терёшечка № 112 (327C, F) Записана в Курской губ.
Гуси-лебеди № 113 (480А*) Записано в Курской губ.
Князь Данила-Говорила № 114
Правда и Кривда № 115,№ 116,№ 117,№ 118,№ 119,№ 120,№ 121,№ 122
Королевич и его дядька № 123,№ 124
Иван-царевич и Марфа-царевна № 125
Масенжны дзядок № 126
Купеческая дочь и служанка № 127
Три царства - медное, серебряное и золотое № 128,№ 129,№ 130
Фролка-сидень № 131
Норка-зверь № 132
Покатигорошек № 133 (312D),№ 134 (312D + 300А) № 133 — записана на Украине (на укр. яз.), доставлено историком, этнографом и фольклористом М. А. Максимовичем (1804—1873). Первая публикация сказки на русском языке относится к XVIII в. («Забавный рассказчик» Е. Хомякова, М., 1791, ч. I, с. 1—19). Обработанная в начале XIX в. в лубочном духе «Сказка о Василисе золотой косе, непокрытой красе, и об Иване-Горохе» (Бронницын Б. Русские народные сказки. СПб., 1838, № 1)№ 134 — записана в Новогрудском уезде Гродненской губ. на белорусском языке учителем М. А. Дмитриевым.
Иван Попялов № 135
Буря-богатырь Иван коровий сын № 136
Иван Быкович № 137
Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на семь вёрст № 138
Иван Сученко и Белый Полянин № 139
Зорька, Вечорка и Полуночка № 140
Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри № 141

№ 142

Надзей, папов ўнук № 143
Летучий корабль № 144
Семь Семионов № 145

№ 146

№ 147

В ранних сборниках Афанасьева (например 2-е издание 3 выпуска от 1860 года, стр.48, сказка №12 или 6 выпуск от 1861 года, стр.154, сказка №31) указано название «Семь Симеонов».
Никита Кожемяка № 148 (300) Записана в г. Козлове Тамбовской губ. П. И. Якушкиным.
Змей и цыган № 149
Батрак № 150
Шабарша № 151 Сюжет схож с пушкинской «Сказкой о попе и балде»[8]
Иванко Медведко № 152
Солдат избавляет царевну № 153
Беглый солдат и чёрт № 154
Два Ивана солдатских сына № 155
Кощей Бессмертный № 156

№ 157

№ 158

Марья Моревна № 159 (552А+4001,554,3022)
Фёдор Тугарин и Анастасия Прекрасная № 160
Иван-царевич и Белый Полянин № 161
Хрустальная гора № 162
Бухтан Бухтанович № 163
Козьма Скоробогатый № 164
Емеля-дурак № 165

№ 166

По щучьему веленью № 167 (675)
Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке № 168
Жар-птица и Василиса-царевна № 169

№ 170

Без труда узнаём «Конька-Горбунка» сказки Петра Ершова[8]
Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде № 171

№ 172

№ 173

№ 174

№ 175

№ 176

№ 177

№ 178

http-wikipediya.ru

Поговорим о русских народных сказках — Сказки. Рассказы. Стихи.

Арысь-полеАрхиерейАрхиерей отчитываетАфонька! Где был-побывал?Барин и мужикБарин-кузнецБатракБарин и плотник Барин и собака Барин — слугаБарин и гусакБарин и женаБарин и старостаБобовое зернышкоБратья-охотникиБаба-яга и ЗаморышекБаба-ягаБаба-Яга и жихарьБабка и медведьБесстрашныйБалдак БорисьевичБрысь, окаянная, брысь!Балагурная сказкаБулат-молодецБуря-богатырь Иван коровий сынБелая уточкаБаба да два солдатаБезрукий и безногий богатыриБереза и три соколаБарские гусиБольшой дом из единого кирпичикаБура-Яга и внучкаБеззаботный монастырьБеззаботная женаБайка про тетереваБеспамятный зятьБуренушкаВанюшка и царевнаВ-чем-я?Вдова и бесВасилиса ПрекраснаяВасилий БуславичВолк и козлятаВолк и козаВойна грибовВолшебное кольцоВедьма и Солнцева сестраВерлиокаВолк, перепелка и дергунВо лбу солнце,на затылке месяц,по бокам звёздыВасилий-царевич и Елена ПрекраснаяВ чужом дому хозяина слушай!Василиса ПоповнаВещий сонВолшебный конь Волшебная дудочкаВолк-дуреньВороватый мужикВаська-МуськаВещий дубВещий мальчикВолшебное зеркальцеВолшебная водица Волшебные ягодыВорожеяВорГоршок ГоршеняГоршечникГоловихаГуси-лебедиГоль ВоянскийГосударь Сидор КарповичГлупая барыняГлупый волкГлупый мужикГлупый змей и умный солдатГенеральская жена и купеческий сынГлиняный пареньГусли-самогудыДочь-семилетка Дурак и березаДевушка и медведьДочь и падчерицаДока на докуДобрый попДве долиДве женыДоброе словоДиво дивное, чудо чудноеДурак набитыйДевушка в колодцеДорогая кожаДве старухи и архиерейДва Ивана — солдатских сынаДвое из сумыДанило БессчастныйДогада

 

Читать все русские народные сказки.Полный список.

 Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений — некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись расказчиками — ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями! Все русские народные сказки богаты всевозможными метафорами, имеют множество оттенков смысла. Часто, не понимая этих метафор, люди не вносили в повествование свои изменения, а пересказывали так, как услышали. Наверное, благодаря этому в сказках всё же сохранился тот уникальный смысл, что был заложен в них древними сказителями. 

В поиске скрытого смысла детской сказки

 Родители, которые читают сказки своим детям, обсуждают с ними прочитанное, часто сами сталкиваются с вопросами: «Правильно ли мы понимаем и истолковываем эти сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. Помните? «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Для получения ответов любознательным родителям предстоит — ни много, ни мало — узнать историю происхождения русской сказки, понять её тайный смысл, и пристально рассмотреть другие важные сказочные проблемы.

 Часто мы думаем, что каждая сказка существует в одном-единственном варианте, и толкование сказок тоже на блещет разнообразием. Но в старинных фольклорных сборниках можно найти очень древние варианты знакомых нам сказок, в которых, события разворачиваются несколько по-иному. Например, в сказке «Репка» сначала все вполне знакомо: «Посадил дед репку…». Дальше — тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка Жучку… Совсем другим оказался конец сказки: «Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!». Вот тебе на! Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но «наш» вариант — это была история о взаимопомощи, а древний — о том, что всякое дел надо доводить до конца.

 А сказка «Колобок«? Как мы толкуем сказку детям? Мы слышим, как хвастается своей ловкостью румяный колобок и… Ура! Смысл найден! Мы думаем, что единственное толкование сказки «Колобок» — осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. И, конечно, это понимание правильно. Однако, зная язык символов, которым пользовались наши предки, можно понять, что в этой сказке содержится информация о… луне. Оказывается, в старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая «луна» становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка-луны осталась одна горбушка. «Гам!» — и она исчезла…

 А в сказке «Петушок — Золотой гребешок» говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет ещё одну роль — роль солнца. Образ лисы — это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика (в древнерусском фольклоре есть множество закличек-обращений к солнцу), а потом хватает и несёт очень уж далеко: » за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря». А выручает петушка — кот. Кот в этой сказке означает утро.

 Герои ещё одной любимой малышами русской сказки — «Заюшкина избушка», изначально были призваны рассказать детям о смене времен года. Коварная лиса — это зима, а добрый заюшка — лето. Когда лиса выманила заюшку из его жилища, то выручил его снова петушок — солнышко, хотя сначала зайчик обращается за помощью к другим животным, которые с лёгкостью могли бы победить лису.

 Толкование русской сказки «Курочка Ряба» — дело не простое. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо — это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии — посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, — это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

 А героиня многих волшебных сказок Баба Яга? Помните, какая она? Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай — обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. Ведь сама она, видимо, давно умерла. Об этом говорит описание её внешности в сказках: косматые, распущенные волосы (косы в давние времена расплетали только умершим женщинам) и костяная нога (видно, что умерла она так давно, что даже истлела). И жилище её — избушка на курьих ножках — прообраз домиков, которые строили люди прошлого. Они верили, что после смерти человека, его душа ещё какое-то время живёт среди людей. Они делали для неё куклу, сажали её в деревянный домик, а домик ставили на пень от срубленного дерева (корни очень напоминают куриную лапу) — вот вам и избушка на курьих ножках! А откуда взялось это странное имя — «Баба-Яга«? «Баба» — это мать, главная женщина в древних культурах. «Яга» — огонь. Был глагол «ягать». » Ягать» — означало «кричать, вкладывая в этот крик все силы». Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд — припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок, от такого прогревания, часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель. 

Только для взрослых

 Поиск различных толкований сказок — занятие очень интересное. Понимая скрытый символический смысл русских сказок, вам будет легче подбирать сказки для вашего ребёнка. Ведь каждая сказочная история должна соответствовать малышу по возрасту, интересам и эмоциональному состоянию. Однако не стоит все «секретные данные» о толковании сказок немедленно выкладывать перед маленьким несмышленышем. Подождите, когда малыш подрастёт, когда ему будет интересны и понятны все оттенки смысла. А пока пусть румяный Колобок катится по тропинке навстречу своей судьбе столько, сколько ему положено, пусть в темном лесу действуют-злодействуют Баба-Яга, Кощей Бессмертный и другая нечисть, пусть Красная шапочка выходит из живота волка невредимой. Оставьте маленькому слушателю и читателю сказки ее тайну. Пусть он как можно дольше верит в самое обыкновенное Чудо. 

Каждому возрасту — своя сказка

 Сказки очень важны для развития ребенка, с этим никто спорить не собирается. Но важно при этом подбирать сказки, подходящие по уровню развития ребенка. Ведь не будете же вы, скажем, читать трехлетнему малышу сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке«? Дольше придется объяснять, кто такая столбовая дворянка и что такое невод, а уже к концу первой страницы ребенок потеряет к сказке весь интерес и весь ваш энтузиазм не поможет вернуть его. Не торопитесь! Отложите сказки Пушкина в сторону и возьмите в руки книжку, более подходящую трехлетке, а до Пушкина малыш дорастет попозже.

 Итак, как же выбирать сказки, чтобы ребенку было интересно? Если малышу уже исполнился годик, но еще меньше трех, то для него идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. Мама или папа могут в ходе чтения подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги. Например, «на ура пойдут «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок»… А через какое-то время малыш будет уже вам рассказывать про «Ко-ко-ко, и гладить бабу с дедом на картинке.

Дети старшего дошкольного возраста (3-6 лет) уже все прекрасно понимают, но у них еще сохраняется конкретность мышления, поэтому стоит выбирать сказки с понятным и конкретным сюжетом. Главными героями по-прежнему еще остаются люди и животные. В этом возрасте ребенку подойдут многие русские народные сказки, сказки народов мира, а так же многие прекрасные авторские сказки, например, сказки Бажова, братьев Гримм, Андерсена и другие.

 Выбор сказок для младших школьников еще более широк. В возрасте 7-11 лет дети начинают «примерять» сюжеты на себя, поэтому можно выбирать сказки о детях примерно того же возраста. Например, можно обратиться к сказкам Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Александра Милна, к известному многотомнику Александра Волкова (про девочку Элли и Тотошку, помните?). Да и первые 2-3 книги Гарри Поттера — тоже отличные волшебные сказки для этого возраста. Самое время и к Пушкину вернуться.

 Если вам кажется, что подросткам сказки уже не нужны, вы ошибаетесь. Просто в этом возрасте на смену сказке в общепринятом смысле приходят книги о приключениях и фантастика — взрослый вариант сказки. Кроме того, после 12 лет можно дочитывать книги про Гарри Поттера, читать про трех толстяков, про Гулливера (тоже ведь сказка!) и многое другое. Не забывайте про таких классиков детской (да и взрослой) литературы, как Жюль Верн, Льюис Кэрролл, Кир Булычев.

 Читайте сказки вместе со своим ребенком: и когда он еще совсем маленький, и когда он уже вырос и умеет читать сам. Сказки нужны не только малышу, но и взрослым людям, ведь они дают ненадолго забыть о суете и шуме мегаполиса и поверить — в сказку.

 

Читать все русские народные сказки. Полный список  

skazkibasni.com

О чём на самом деле рассказывают древние народные сказки? | Культура

К тому же Баба Яга в большинстве народных сказок выступает в роли медиатора, то есть проводника. Обратили внимание, что герой сказки не может «просто» идти и прийти в «тридевятое царство»? То есть он-то идёт, стаптывает несколько пар железных сапог и прочего — полно указаний, что идёт он очень долго. Только без толку. Если же ему помогают попасть в искомое место, вроде бы и идти далеко не приходится!

Первая помощница — это, конечно, Баба Яга. По каким же признакам в ней… да и не в ней одной, можно опознать посредника между двумя мирами — живых и, одновременно, мёртвых?

Признак жизни, вероятно — сама жизнь! Посредник действует, контактирует с живыми и т. д. — то есть он жив? При этом и нога костяная, и дом на «курьих ногах"-столбах… Баба Яга не видит героя, а чует запах. Помните: «русским духом пахнет»? На самом деле не «русским» а «живым», «человеческим»! Смерть — слепа.

А где находится дом Бабы Яги? На краю леса, да ещё и поворачивается входом туда или сюда. Чтобы войти, герой просит избушку повернуться к лесу задом, а к нему передом. Вроде бы (не утверждаю, но…) и «дома мёртвых» ставили дверью от деревни живых.

Нет живым хода в царство мёртвых! Не герой обходит избушку, а просит ту повернуться. И не насквозь проходит, в окно там вылезает — а та специально разворачивается, выпуская героя «на другую сторону». Это — барьер, многократно обозначенная граница между мирами. Баба Яга живёт на грани, на границе, обладая одновременно атрибутами и живого, и мертвеца. Она живёт, существует между мирами!

Но ведь кроме Бабы Яги есть и другие посредники! Да и Яга обычно открывает герою путь в потусторонний (как оказывается!) мир, иногда давая тому провожатого. Например, клубок, который катится, указывая дорогу.

И саму Ягу в сказках окружают животные-спутники: кот, птица…

Птица! Точнее, птицы… Все читали, а кто вспомнил? Конечно! Гуси-лебеди! Куда они там героя несут? Не помню — за тридевять земель или в тридевятое царство? Да ведь неважно, потому что несут они его в царство смерти. И гуси, и лебеди, живут на границе. Причем дважды: на границе воды и земли и на границе земли и неба. А река, берег, вода (особенно проточная!) — столь же идеальная граница, как лес. Или горы.

Ведь где располагают первобытные (да и не только первобытные!) люди потусторонний мир? Вдалеке — за морем/реками/лесами/горами (горизонтальная картина мира) или под землей/на горе/на небе (вертикальная картина мира). И водоплавающая птица с этой точки зрения — идеальный посредник! Если память не изменяет, утка в числе прочего фигурирует на оберегах, где изображён суточный путь солнца — днём через небо, ночью под землей.

Кстати! Под землей! Ещё одно «сказочное» животное — мышь. В воде она, конечно, не живёт; и особо не летает. Но… как её прозвище? Норушка? Мышка-норушка? Символизм, по-моему, очевиден: снова — граница между мирами. Только уже не земным и небесным, а земным и подземным. И мышь ведь иногда играет в сказках эпизодическую вроде бы, а на поверку — важнейшую, ключевую роль. Как и положено медиатору-посреднику!

И ещё один персонаж. Как и Баба Яга, антропоморфный. Только в отличие от Яги, он герою обычно не то чтобы не помогает — а обычно, наоборот, выступает в качестве главного врага. Он ещё прямо назван по основному атрибуту: Бессмертный! Почему? Думаю, это очевидно: ведь Кащей — повелитель царства смерти; по сути — сама Смерть. Конечно, он Бессмертный!

Что же делает Кащей? «Над златом чахнет». Что, и здесь намёк? Да не намёк, а прямое указание! Золото — древний символ смерти. Почему? Могу лишь кратко пересказать одну из версий.

Покойников кладут в землю. Золото вымывается из земли. Его именно так и добывают — находя россыпи, а позже — промывая породу, землю. И от себя предположу, что не тускнеющее золото — тоже могло выступать символом бессмертия. И Кащей Бессмертный окружён золотом…

Кстати, сказки полны подобных «намёков». Где-то в сказках герою даже запрещают пить и есть в «тридевятом» царстве. Почему? Живым не подходит пища мёртвых. Это как бы намёк современным читателям, забывшим, о чём на самом деле рассказывается в сказке…

shkolazhizni.ru


Смотрите также