Древние народные предания. 3. Былины – устные народные предания о русском древнем прошлом
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Предание: определение, понятие, значение. Древние народные предания


Народные предания - Предания и сказания о русском чернокнижии

Тайные сказания русского народа всегда существовали в одной семейной жизни и никогда не были мнением общественным, мнением всех сословий народа. Века и события, изменявшие Русскую землю, обновляли людей вместе с их понятиями; но в этих обновлениях не могли участвовать все народные сословия. Люди, близкие к престолу, люди, участвовавшие в служении церкви, люди, исполнявшие общественные должности по городам, более всех обновлялись; люди промышленные участвовали в обновлении исполнением только нужд, примыкали к людям с обновленными понятиями, но никогда не выходили из границ семейной жизни; люди сельские всегда и постоянно находились в семейной жизни. Взгляните на их занятия в XIX веке. Они одни и те же, какие были в X, XII и XVIII веках: там и здесь земледелие, там и здесь сельская промышленность, там и здесь поверья. Люди, обновлявшие свою жизнь, оставляли понятия и поверья, противные образу их действования; люди, оставшиеся в неизменной жизни, никогда не изменяли ни своих понятий, ни своих поверий. Вот от чего в рассказах поселян мы доселе слышим были о старой русской семенной жизни.

Предания русского народа вмещают в себе все подробности тайных сказаний, передаваемых из рода в род. Наши письменные памятники намекают о них тогда, когда нужда заставляла указать народу на вредные следствия. Представляем здесь словесные предания русского народа о тайных сказаниях чернокнижия, известного доселе нашим простолюдинам.

Словесные предания русского народа говорят, что люди, посвятившие себя тайным сказаниям чернокнижия, отрекались от бога, родных и добра. Так понимали этих людей предки, так теперь думают современники нашей сельской жизни. В старину олицетворителей тайных сказаний оглашали разными названиями. Одних величали: кудесниками, чародеями, ведунами, колдунами; других называли: волхвами, ворожеями, знахарями, доками. Но все эти люди известны были под общим именем чернокнижников. Мы не можем теперь обозначить этого отличия, как не можем сказать: в чем заключалось чернокнижие наших предков? Вероятно, что умственное образование, сообщаясь всем сословиям, изгладило из народной памяти различие этих олицетворений. Но народ доселе еще хранит в памяти предание о чернокнижии, доселе еще думает о возможности его бытия.

Говоря о чернокнижниках, наши поселяне уверяют, что они научаются лихому делу от чертей и всю свою жизнь состоят в их зависимости. Заключая с духом условие на жизнь и душу, они получают от них Черную книгу, исписанную заговорами, чарами, обаяниями. Всякий чернокнижник, умирая, обязан передать эту книгу или родственникам, или друзьям. Во многих селениях есть поверья, не оспариваемые ни веками, ни людьми, поверья, что умершие чернокнижники приходят в полночь, одетые в белые саваны, в дома своих родственников. Это бывает только с теми, которые забывают передавать при смерти Черную книгу. Старики рассказывают еще, что полночные посетители шарят по всем местам, садятся за стол и съедают все им предлагаемое. Другие же, напротив, уверяют, будто они, приходя к дому, стучат в двери и окна, истребляют всякий домашний скот и, при пении последних петухов, исчезают. Родственники, выведенные из терпения, выкапывают чернокнижников, кладут их во гроб ничком, подрезывают пятки, засыпают землею, где в это время дока шепчет заговоры, а родственники вбивают осиновый кол между плечами. Старики рассказывают, что когда-то один удалый молодец вздумал почитать оставшуюся книгу после чародея. Во время чтения явились к нему черти с требованием работы. Сначала он им предлагал работы легкие, потом трудные; но черти все являлись за новыми требованиями. Истомленный выдумками для отыскания работ, он не находил уже более для них занятия. Неотвязчивые черти задушили удалого молодца. С тех пор, говорят, никто не смеет приближаться к Черной книге. По уверению народа, одни только колдуны знают, чем занимать чертей. Они посылают их: вить веревки из воды и песку, перегонять тучи из одной земли в другую, срывать горы, засыпать моря и дразнить слонов, поддерживающих землю.

Народ никогда не любил чернокнижников, как врагов семейной жизни. Чародей бывает ли на свадьбе— он портит или жениха, или невесту, или гостей. Видит ли кудесник дружную жизнь в семействе — он портит мужа с женою, отца с сыном, мать с дочерью. Поссорится ли знахарь с поселянкою — он присаживает ей на нос килу. Обойдут ли колдуна приглашением на свадьбу—он бросает порчу на дорогу, где проезжает поезд, и тогда свадьба сбивается с толку. Испортит ли ведун женщину — она лает собакою, мяучит кошкою, и, когда положат на нее запертый замок, она выкликает своих недоброжелателей.

Старушки говорят, что порчи, произведенные чернокнижниками, бывают временные и вечные. Временные порчи отговариваются в деревнях доками, вечные же остаются до конца жизни. Молва народная гласит, что чародеи могут испортить человека за тысячу и более верст, выпуская из-за пазухи змею или ужа, которые залезают в чрево, и тогда кликуша чувствует, что порча подкатывается под сердце и лежит, как пирог. Чернокнижник, несмотря на свою злость к людям, никогда и никого сам собою не портит. Все это делается по просьбе людей враждующих, по неотвязчивости молодежи, желающей навести сухоту на красу девичью и на молодечество. Любовь, выражаемая в селах сухотой, слывет напущением. В этом случае простолюдин, заметивши красоту девичью с сухотою, говорит: «Это неспроста—здесь замешалась чертовщина». От этого вошло в пословицу в сельском быту говорить при взгляде на непросыпного пьяницу, записного игрока: «Это напущено». Кроме этого, чернокнижникам приписывают обморочанье, узорочанье, обаяние.

Обморочить, слово столь часто повторяемое в русских избах, выражает собою полное могущество чернокнижника. Ясно простодушие поселянина: обморочанье есть обман. Чародей, пленившись какою-нибудь вещью, уверяет хозяина, что в ней водится нечистая сила. Как не поверить чародею, знающему всю поддонную, видящему в землю на семь пядей! Простодушный со страхом вручает вещь, а чародей навсегда остается полным ее владетелем. И это значит обморочить. Так точно цыгане успевают уверять поселянок, что в их коробах, наполненных деньгами и вещами, завелись мертвые мыши. В таком случае, избавляя от мышей, они избавляют их от денег и вещей. И это значит тоже — обморочить. В народном рассказе сохранилось еще выражение, составленное из этого слова. Когда простолюдина уверют о предмете против его понятия, он говорит: «Что ты меня морочишь?»

Узорочанье есть снадобье, приготовляемое для порчи чародеями, слова, выговариваемые кудесниками. Наши поселяне так верят в узорочанье, что никакими доказательствами неможно их переуверить. Дадут ли старухе снадобья от лихорадки — она думает, что узорочанье истребляет ее болезнь. Привесят ли ей записку к ладонке — она уверена, что узорочанье спасает ее от всякого колдовства.

Обаяние есть чудесная сила, истекающая из кудесника, приводящая в недвижимость, в страх и трепет всякого человека. Воры обаянием усыпляют хозяев, зажимают рты собакам, смиряют свиней, утоляют ярость змей, усмиряют лошадей. В этом как-то нечаянно сошлись наши поселяне с магнетизмом Месмера. Желательно знать: обаяние ли прежде существовало или магнетизм Месмера?

Рассказы бывалых людей о существовании Черной книги исполнены странных нелепостей. В их заповеданных рассказах мы слышим, что Черная книга хранилась на дне морском, под горячим камнем Алатырем. Какой-то злой чернокнижник, заключенный в медном городе, получил завет от старой ведьмы отыскать книгу. Когда был разрушен медный город, чернокнижник, освободясь из плена, опустился в море и достал Черную книгу. С тех пор эта книга гуляет по белому свету. Было когда-то время, в которое Черную книгу заклали в стены Сухаревой башни. Доселе еще не было ни одного чернокнижника, который бы мог достать Черную книгу из стен Сухаревой башни. Говорят, что она связана страшным проклятием на десять тысяч лет.

Говоря о Черной книге, наши поселяне уверяют, что в ней содержатся чертовские наваждения, писанные волшебными знаками. Но наши предки XVI столетия знали подробнее нас, современников. Они к Черной книге причисляли: Рафли, Шестокрыл, Воронограй, Остромий, Зодей, Альманах, Звездочетыг, Аристотелевы врата. Мы ничего не можем сказать об этих книгах, потому что ничего о них не знаем.

Вот образчики народных преданий из русского чернокнижия. Рассматривая их, каждый может убедиться, что они всегда существовали под покровительством невежества. Скрываемые в семейной жизни, как заповедные тайны, сказания переживали века и людей и, осеняемые чудесным вымыслом, успели обольстить простодушные сердца.

 

xn--80aajfsigk4bc4jrbe.xn--p1ai

Предания и легенды

Предание - то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени. "Преданья старины глубокой..." - так говорит А.С. Пушкин о событиях, описанных в "Руслане и Людмиле".

Слово "легенда" в сознании современного человека еще более связано с вымыслом, откровенно неправдоподобной историей, которая приукрашивает действительность.

Но в научной литературе о фольклоре эти понятия имеют иное, более четкое значение. Предания и легенды - это жанры устного народного творчества. Предания - рассказы исторического содержания, народная и историческая проза. Легенды - рассказы религиозного содержания. Различия между преданиями и легендами народное сознание не делает. Да и современная наука не всегда может провести четкую грань между ними.

Название "предание" достаточно точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.

Грамотность и книги были доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И вплоть до XIX столетия предания заменяли простому народу историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом. Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.

Предания часто освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа (этноним).

В преданиях есть много такого, о чем нельзя прочесть в книгах. Прошлое в преданиях обычно приукрашивается. Так, рассказывается, что в прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны; поэтому, человеческие кости, найденные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских племен), будто бы поражают своей величиной. Разбойничьи или казачьи атаманы в былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: например, Ермак, по преданию, неуязвим для пуль, Разин - колдун и т.д.

Разумеется, нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства.

О свойских царях и щедрых разбойниках.

Почти во всех преданиях в центре любого события всегда стоит одна яркая личность: князь, разбойник. Атаман, генерал и т.д. Эта личность и определяет все происходящее.

В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам.

Особый интерес для народной исторической прозы представляет частная жизнь исторической личности. Яркие, выдающиеся деятели хотя и отличаются в преданиях от обычных людей, но по каким-то признакам похожи на простых смертных. У них есть своя личная жизнь, они могут заниматься делами отнюдь не героическими, будничными, напрямую общаться с простонародьем и т.п. Рассказывается, например, как Петр I становится крестным отцом сына бедного крестьянина, как один из крупнейших полководцев XVIII в. граф Румянцев ловит рыбу в своем имении, а Суворов шутит со своими солдатами.

Часто предания исполнены иронии: даже великие деятели в них могут ошибаться, заблуждаться, выступать в смешном свете. В этом еще одна важная особенность преданий: они не только закрепляют исторические события в народной памяти, пусть даже приукрашивая, но и приближают их к повседневности. Поэтому в рассказах помимо прославленных личностей и громких событий встречаются герои и обстоятельства, неизвестные за пределами данной местности.

Множество преданий посвящено тому, как был основан тот или иной город и освоены новые территории, как возникли те или иные географические названия. Эти сюжеты также связаны с деятельностью какого-либо одного выдающегося человека.

Названия городов, сел, рек, озер порой связываются с каким-то событием местного значения (которого в действительности могло и не быть).

Среди героев преданий часто встречаются разбойники и силачи.

Разбойники грабят, убивают людей, прячут награбленное, зарывают клады, которые никто не может разыскать. Существуют рассказы про целые разбойничьи деревни: жители заманивали проезжих к себе ночевать, а потом убивали их; или днем занимались обычным трудом, а по ночам грабили.

Однако далеко не всегда в преданиях разбойники предстают злодеями. Нередко речь идет о благородных народных заступниках, раздававших награбленное бедным. Среди них упоминаются Разин и Пугачев.

Силачи в преданиях - всегда простые люди, представители той среды, в которой о них и рассказывается: среди казаков - это казак, в бурлацких рассказах - бурлак. Такой силач превосходит всех физической мощью и обычно не имеет равного противника, но во всем остальном такой же, как все. Но иногда такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами. Один из самых известных героев-силачей - Рахта (или Рахкой) Рагнозерский, прозванный так по названию деревни Рагнозеро в Карелии.

Такие персонажи указывают на связь преданий с другими фольклорными жанрами, в центре которых стоит исключительная личность: с былинами, историческими песнями, сказками, народными верованиями.

Как Христос хлеб собирал

Слово "легенда" на латыни буквально значит "то, что следует читать". Первоначально так называли жития святых, в которых содержались примеры христианской добродетели и благочестивого поведения. Позже под легендами стали понимать вообще поучительные и благочестивые истории. А затем и просто истории, в которых происходит что-то необычное, чудесное, но воспринимается это как происшедшее на самом деле.

В легендах наряду с людьми и животными действуют Бог и святые, ангелы и бесы. Если предание обращено в прошлое, то в легенде время действия не оговаривается. Это или священное время - когда Бог сотворил мир, или речь идет о событиях, которые могли происходить когда угодно.

Все происходящее в легендах описывается и оценивается с точки зрения соответствия христианским нормам жизни - как их понимает народная традиция. В событиях, изображаемых в легендах, много невероятного. Но понятия "правдоподобно" или "неправдоподобно" к ним неприменимы.

В легендах Христос или святые часто спускаются на землю и неузнанные ходят по ней, награждая праведников и наказывая грешников. Такие сюжеты строятся на контрасте между тем, что думает о неприметных странниках человек, и тем, кто они на самом деле. Наказание или награда следуют незамедлительно или обещаны в будущей жизни, в аду или раю.

Бывает, что легенды перекликаются со сказками. Отличие их в том, что сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на сходство сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.

Сюжеты легенд черпали не только в устной, но и в письменной культуре. Среди письменных источников на первом месте стоят апокрифы. Легли в основу легенд и некоторые библейские события.

Христианские образы и сюжеты часто накладываются на древние народные поверья.

Легендарные сюжеты нашли отражение не только в литературе, но и в иконописи. Самый распространенный тип иконы Святого Георгия - "Чудо Георгия о змие" - связан с легендой, а не с житием этого святого. Это изображение, где Святой Георгий на коне попирает и пронзает копьем змея, было настолько популярно, что стало гербом Московской Руси, а затем и Москвы.

Легенды и предания - живой жанр. Они окружают нас и по сей день. Народная культура по-прежнему на свой лад ведет счет событиям, отбирая то, что представляется самым важным. И слухи, которые рождает и разносит современная молва, в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.

mirznanii.com

Предание: определение, понятие, значение

"Преданье старины глубокой, дела давно минувших дней..." Эти строки с самого детства слышит, видит, читает каждый русскоязычный человек. Так начал свое произведение "Руслан и Людмила" Александр Пушкин. Являются ли действительно преданиями его сказки? Чтобы знать точно, нужно разобраться в понятиях.

Поэзия поэзией, сказки сказками, но что значит слово "предание"? Определение и особенные черты этого явления мы рассмотрим в нашей статье.

предание определение

Предание как жанр

Свое ознакомление с миром народных преданий мы начнем с определения самого понятия. Так, различные источники дают нам следующее.

Предание — прозаический фольклорный жанр, сюжетом в котором выступают исторические факты в народной трактовке. Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя порой события и напоминают мифические или сказочные.

Предания в теории литературы принято делить на две большие группы по типу сюжета: исторические и топонимические.

предания народа

Предания - часть устной народной прозы

Мы узнали, что такое предание. Определение дало нам общее представление. Поговорим об одной особенности данного жанра. Примечательно, что предания являются жанром устного народного творчества. Это значит, что истории, услышанные сегодня, были созданы сотни лет назад и переходили из уст в уста. К тому времени, как предание было записано на информационном носителе, могли произойти десятки или даже сотни трансформаций сюжета, образов.

Творения известного поэта Греции Гомера "Илиада" и "Одиссея", имеющие невероятный размер, также передавались устным способом. Они также описывали исторические события, приукрашенные и несколько видоизмененные. В этом прослеживается некоторая схожесть данных творений с более новыми преданиями.

слово предание

Как жанр устной прозы, предания восхищают своей долгой историей. К счастью, а может и нет, в наше время их распространение в записанном виде гораздо проще. Нам стоит ценить каждое слово, предание, дающее важные духовные знания о предках.

Сравнение с другими фольклорными прозаическими жанрами

Предания порой можно ошибочно определить как легенду или былину. Во избежание этого назовем такую закономерность: сюжеты легенд направлены на объяснение происхождения какого-либо культурного или природного явления. Они часто дают определенную моральную оценку описываемым событиям. А предание - это пересказ на народный лад истории с участием широко известных или знаменитых в локальной местности героев.

краткие предания

От былин предания народа отличаются содержанием, действующими лицами (исторические лица: разбойники, правители, простые люди, ремесленники), участием реальных известных в определенной местности личностей, ставших мифологическими героями.

Характерным для данного жанра фольклорной прозы является повествование от третьего лица о событиях, относящихся к прошлому. Рассказчик преданий не был очевидцем событий, а передает историю, услышанную от третьих лиц.

Исторические предания

Коллективная народная память создала древние предания из реальных фактов, о которых в несколько ином свете мы можем прочесть в учебниках истории. Так создавались исторические предания.

К историческим относят предания о Жанне д’Арк, царе Иване Грозном, атамане Мазепе и других.

Сюда же относим библейские рассказы о сотворении мира, выходе израильтян из Египта в поисках своей земли и множество других.

В данную группу входят такие предания, которые впитывают представления людей о творении их мира. Все фольклорные единицы создают единый историко-мифологический мир, отображающий широкую картину народного взгляда на окружающую действительность.

Временные рамки, охвачиваемые преданиями, трудно определить: это сведения от самой библейской древности до современности.

древние предания

Топонимические предания

К топонимическим относят предания, фиксирующие события, ставшие основой для происхождения того или иного названия. Их героями становятся, соответственно, местные известные персонажи и события, имеющие значение только там. Изучение таких вот местных историй - интересная часть топонимических и этнографических исследований.

Топонимическими являются краткие предания о Змиевых Валах (от Змия), городе Киеве (о Кие, его братьях и сестре), городе Орше (князь Орш и его дочь Оршица), городе Львове и многих других топонимических объектах.

Перспективы для исследователей

В каждом городе, каждом селе есть такие краткие истории о том, откуда взялось какое-нибудь местное название. Сборники подобных преданий можно составлять бесконечно. Поле для исследований есть и сегодня. Поэтому каждому, кто открыл для себя предания и нашел их интересным объектом деятельности, есть работа.

Издать сборник преданий, собранных в конкретной местности, - вполне реальная перспектива. Новые названия появляются и сегодня, прямо в этом момент. Также в отдаленных уголках России существуют такие поселения, в которых фольклор активно развивается. Значит, появляются новые границы для этнографической и фольклорной работы.

Примечательно, что в нынешнее время больше появляется топографических преданий. Исторические сохраняются с предыдущих эпох, поскольку с некоторого времени фиксация всех фактов происходит моментально после их появления.

Предания, мифы и их историческая основа

Предание, определение которому мы уже дали, порой связывают с мифологией. Так, рассказы о подвигах греческого героя Геракла, как считают исследователи, не могли возникнуть без реальных исторических фактов. Те мифические события и герои, которыми обросла вероятная реальная история похождений Геракла, появились с течением времени.

Были подтверждены некоторые факты из Книги Еноха, в которой упоминались исполины. Таким же образом, найдены архитектурные памятки, которые могли быть свидетелями событий, ставших основой предания о Всемирном Потопе.

предание как жанр

Выводы

Таким образом, мы узнали, что предание - это преданный из уст в уста народный рассказ об исторических событиях. В процессе передачи носителям свойственно приукрашать предание. Определение и черты данного фольклорного жанра теперь нам известны. Мы можем легко отличить его от легенд и сказок.

Древние предания - это отражение самых глубоких пластов культуры и истории определенного народа. Изучая и сопоставляя их с фактами истории тех или иных народностей, можно сделать выводы о мировоззрении живших в то время людей. Ценность пересказов для этнологии также крайне велика.

Народные предания, исторические и топонимические, слышал каждый человек, но мог не обратить внимания на этот алмаз, ограненный за годы передачи из уст в уста. Теперь мы можем ценить то, что знаем и что слышим об окружающем культурном мире. Пусть же наша статья окажется вам полезной и даст возможность взглянуть на творчество народа с другой стороны.

fb.ru

Предания и сказания о русском чернокнижии. Народные предания.

Тайные сказания русского народа

.Шишкин. Дубовая роща 1887 г.И. П. Сахаров. "Сказанiя русскаго народа"

Предания и сказания о русском чернокнижии. Народные предания

Тайные сказания русского народа всегда существовали в одной семейной жизни и  никогда  не  были  мнением  общественным,  мнением  всех  сословий  народа.  Века  и  события, изменявшие Русскую землю, обновляли людей вместе с их понятиями; но в  этих  обновлениях  не  могли  участвовать  все  народные  сословия.  Люди,  близкие  к  престолу,  люди,  участвовавшие  в  служении  церкви,  люди,  исполнявшие  общественные должности по городам, более всех обновлялись; люди промышленные  участвовали  в  обновлении  исполнением  только  нужд,  примыкали  к  людям  с  обновленными понятиями, но никогда не выходили из  границ семейной жизни; люди  сельские всегда и постоянно находились в семейной жизни. Взгляните на их занятия в  XIX веке. Они одни и те же, какие были в X, XII и XVIII веках: там и здесь земледелие,  там  и  здесь  сельская  промышленность,  там  и  здесь  поверья.  Люди,  обновлявшие  свою жизнь, оставляли понятия и поверья, противные образу их действования; люди,  оставшиеся  в  неизменной  жизни,  никогда  не  изменяли  ни  своих  понятий,  ни  своих  поверий. Вот от чего в рассказах поселян мы доселе слышим были о старой русской  семенной жизни.

Предания  русского  народа  вмещают  в  себе  все  подробности  тайных  сказаний,  передаваемых из рода в род. Наши письменные памятники намекают о них тогда, когда  нужда  заставляла  указать  народу  на  вредные  следствия.  Представляем  здесь  словесные  предания  русского  народа  о  тайных  сказаниях  чернокнижия,  известного  доселе нашим простолюдинам.

Словесные  предания  русского  народа  говорят,  что  люди,  посвятившие  себя  тайным  сказаниям  чернокнижия,  отрекались  от  бога,  родных  и  добра.  Так  понимали  этих людей предки, так теперь думают современники нашей сельской жизни. В старину  олицетворителей  тайных  сказаний  оглашали  разными  названиями.  Одних  величали:  кудесниками,  чародеями,  ведунами,  колдунами;  других  называли:  волхвами,  ворожеями,  знахарями,  доками. Но  все  эти  люди  известны  были  под  общим  именем  чернокнижников.  Мы  не  можем  теперь  обозначить  этого  отличия,  как  не  можем  сказать:  в  чем  заключалось  чернокнижие  наших  предков? Вероятно,  что  умственное  образование,  сообщаясь  всем  сословиям,  изгладило  из  народной  памяти  различие  этих олицетворений. Но народ доселе еще хранит в памяти предание о чернокнижии, доселе еще думает о возможности его бытия. 

Говоря  о  чернокнижниках,  наши  поселяне  уверяют,  что  они  научаются  лихому  делу от чертей и всю свою жизнь состоят в их зависимости. Заключая с духом условие  на жизнь и душу, они получают от них Черную книгу, исписанную заговорами, чарами,  обаяниями.  Всякий  чернокнижник,  умирая,  обязан  передать  эту  книгу  или  родственникам, или друзьям. Во многих селениях есть поверья, не оспариваемые ни  веками, ни людьми, поверья, что умершие чернокнижники приходят в полночь, одетые  в  белые  саваны,  в  дома  своих  родственников.  Это  бывает  только  с  теми,  которые  забывают  передавать  при  смерти  Черную  книгу.  Старики  рассказывают  еще,  что  полночные  посетители  шарят  по  всем  местам,  садятся  за  стол  и  съедают  все  им  предлагаемое.  Другие  же,  напротив,  уверяют,  будто  они,  приходя  к  дому,  стучат  в  двери  и  окна,  истребляют  всякий  домашний  скот  и,  при  пении  последних  петухов,  исчезают.  Родственники,  выведенные  из  терпения,  выкапывают  чернокнижников,  кладут их во гроб ничком, подрезывают пятки, засыпают землею, где в это время дока  шепчет  заговоры,  а  родственники  вбивают  осиновый  кол  между  плечами. 

Старики  рассказывают, что когда-то один удалый молодец вздумал почитать оставшуюся книгу  после чародея. Во время чтения явились к нему черти с требованием работы. Сначала  он  им  предлагал  работы  легкие,  потом  трудные;  но  черти  все  являлись  за  новыми  требованиями.  Истомленный  выдумками  для  отыскания  работ,  он  не  находил  уже  более  для  них  занятия.  Неотвязчивые  черти  задушили  удалого  молодца.  С  тех  пор,  говорят,  никто  не  смеет  приближаться  к  Черной  книге.  По  уверению  народа,  одни только колдуны знают, чем занимать чертей. Они посылают их: вить веревки из воды  и  песку,  перегонять  тучи  из  одной  земли  в  другую,  срывать  горы,  засыпать  моря  и  дразнить слонов, поддерживающих землю.

Обаяние  есть  чудесная  сила,  истекающая  из  кудесника,  приводящая  в  недвижимость, в страх и  трепет всякого человека. Воры обаянием  усыпляют  хозяев,  зажимают рты собакам, смиряют свиней, утоляют ярость змей, усмиряют лошадей. В  этом  как-то  нечаянно  сошлись  наши  поселяне  с  магнетизмом  Месмера.  Желательно  знать: обаяние ли прежде существовало или магнетизм Месмера?

Рассказы  бывалых  людей  о  существовании  Черной  книги  исполнены  странных  нелепостей. В их заповеданных рассказах мы слышим, что Черная книга хранилась на  дне  морском,  под  горячим  камнем  Алатырем.  Какой-то  злой  чернокнижник,  заключенный в медном городе, получил завет от старой ведьмы отыскать книгу. Когда  был разрушен медный город, чернокнижник, освободясь из плена, опустился в море и  достал Черную книгу. С тех пор эта книга гуляет по белому свету. Было когда-то время, в  которое  Черную  книгу  заклали  в  стены  Сухаревой  башни.  Доселе  еще  не  было  ни  одного  чернокнижника,  который  бы  мог  достать  Черную  книгу  из  стен  Сухаревой  башни. Говорят, что она связана страшным проклятием на десять тысяч лет.

Говоря о Черной книге, наши поселяне уверяют, что в ней содержатся чертовские  наваждения,  писанные  волшебными  знаками.  Но  наши  предки  XVI  столетия  знали  подробнее нас,  современников. Они  к Черной  книге причисляли: Рафли, Шестокрыл,  Воронограй,  Остромий,  Зодей,  Альманах,  Звездочетыг,  Аристотелевы  врата.  Мы  ничего не можем сказать об этих книгах, потому что ничего о них не знаем.

Древние русские сказания.

Старые  записи  грамотных  людей,  дошедшие  до  наших  времен,  уверяют  нас  в  давности  тайных  сказаний  русского  чернокнижия.  Они,  как  вековые  памятники,  указывают  нам  на  времена  и  обстоятельства,  среди  которых  являлись  люди  с  предрассудками и заблуждениями. Прочитаем эти записи.

*«Лета 6632 (1124) восташа Волхви лживие в Суздале, избиваху старую чадь, бабы,  по диаволю поучению и бе-сованию, яко сии держат гобино и жито, и голод пущают, и  бе мятеж велик, и глад по всей стране той, яко же мужу своя жена даяти, да ю кормят  себя челядином.

Прииде  Волхв  прельщен  бесом,  и  пришед  к  Киеву  (в  1071  г.),  глаголаше  сице:  поведая  людем,  яко  на  пятое  лето Днепру  тещи  на  вспять,  а  землям  прийти  на  иная  места, яко стати Греческой земли на Русской, а Русской на Греческой, и прочим землям  изменитися,  его  же  невегласи  послушаху,  вернии  же  насмехахуся,  глаголюще:  бес  тобою играет на пагубу  тебе. Се же и бысть ему; во едину убо нощь бысть безвести.  Беси бо, подтокше, на зло водят, по сем же смеются, ввергши в пропасть смертную, и  научивши глаголати, яко се скажем бесовское научение и действо.

Бывши  бо  единою  скудости  в  Ростовстей  области,  востаста  два  Волхва  от  Ярославля,  глаголюще:  яко  мы  свемы,  кто  обилие  держит.  И  идоста  по  Волзе  и  приидоста в погост; ту лучшая жены наричуше, глаголюще: яко сия жито держит, а сия  мед, а сия рыбу, а сия скору. И привожаху к ним сестры своя, и матерь, и жена своя;  они же в мечте прорезоваша им за плечом, и выимаста любо жито, любо рыбу, любо  белку. И убиша многи жены, имения их отнимаху за ся; и приидоста на Белоозеро; и бе  у них иных людей триста.

Случися прийти от Святослава дань емлюще Яну сыну Вышатину, и поведаша ему  Белозерцы, яко два Волхва пришли, и ужа многих по Волзе и по Шексне погубили, и  пришли  еще  семо.  Ян  же  испыта,  чьи  есть  смерди;  и  увидев  же Ян  яко  князя  его,  и  посла  к  ним,  иже  около  его  суть,  и  рече:  выдайте  Волхвов  тех  семо,  яко  смердиев  князя моего и мои; они же сего не послушаша. Ян же сам пойде без оружия. И реша ему  отроцы его: не ходи без оружия: иссоромотят тя. Он же повеле взять оружие отроком,  беста бо с ним 12 отрок, и пойде с ними по лесу; они же сташа, испочнившеся противу.  Яневи же идущу с топорком, выступила от них три мужа и приидоша к Яневи, рекуще  ему:  видя,  что  идеши  на  смерть,  не  ходи.  Яневи  же  повелевшу  бити  я,  к  прочим  же  пойде;  они  же  сунушася  на  Яна,  един  же  грешись  топором.  Ян  же  оборотя  топор  и  ударя  тыльем,  повеле  отроком  своим  сечи  их;  они  же  бегоша  в  лес;  убиша  же  ту  попина Янева. Ян же шед во град к Белозерцом, и рече им: аще не имете Волхвов тех,  не иду от вас за лето. Белозерцы же шедше, яша их и приведоша их к Яневи. И рече им  Ян:  что  ради  толико  погубиста  человек? Онем же  рекшим:  яко  ти  держат  обилие; да  аще истребим сих, да будет гобина; и аще хощеши, пред тобою вымем жито, или рыбу,  или иное что. Ян же рече: поистине лжа то есть: сотворил есть Бог человека от земли,  составлен костьми и жилами от крове и несть в нем ничто же, но токмо Бог един весть.  Они же глаголаста: вемы, како есть сотворен человек. Ян же рече: како? Они же реста:  Бог  мывся  в  мовнице  и,  вспотев,  отреся  ветхом,  и  сверже  с  небеси  на  землю;  и  распреся сатана с Богом, кому в нем сотворите человека. И сотвори диавол человека,  а Бог душу в он вложил; тем же аще умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу  идет. И рече им Ян: по истине прельстил  есть вас бес. Коему Богу веруете? И реша:  Антихристу. Он же рече им, то где есть? Они же рекоша: сидит в бездне. И рече им Ян:  то кий-то Бог сидит в бездне? той есть бес, а Бог есть на небесех, седит на престоле  славимый от  ангел, иже предстоят  ему  со страхом, не могуще нан  зрети,  а  сих  ангел  свержен бысть за гордость с небеси, его же вы глаголете Антихриста, и есть в бездне,  яко же вы того глаголете, ждуще, егда снидет Бог с небеси, сего Антихриста ем, свяжет  узами, и посадит в огне вечнем с слугами его, иже к нему веруют; вам же и зде приятии мука у меня и по смерти тамо. Онем же глаголющим: наши бози поведают – не можеши  нам сделать ничесо же. Он же рече им: лжут вам бози ваши. Они же реша: нам стати  пред Святославом в Киеве, а  ты нам не можеши  сотворить ничесо же. Ян же повеле  бити их и торгати брады их. Сим же биенным и поторганным, рече им Ян: что вам бози  ваши  скажут? Онем  же  глаголющим:  стати  нам  пред Святославом. И  повеле Ян  клёп  вложити во уста их, и привязать их ко упругу, и спустити пред собою в лодьи, а сам за  ними пойде и сташа на усть Шексны. И рече им Ян: что вам бози ваши поведают? Они  же  реша:  тако молвят  бози  наши–не  быта  нам живым  от  тебя. И  рече  им Ян:  то  вам  право поведали. Они же рекоша: аще нас пустиши, много  ти добра будет; аще ли нас  погубили, то многу печаль приимеши и зло. Ян же рече: аще вас пущу, то зло ми будет  от Бога. И рече Ян к повозникам: аще кто у вас убиен бысть от сих? Одни же реша: у  меня мати; а другие рече: у меня сестра, у меня жена. Ян же рече им: мстите своих. Они  поимше их, биша и воз-весшпа их на дуб, отместие приимше от Бога и о правде Яневи  же  идушу  восвояси,  в  другую  ж  ночь  медведь  взлез  угрызе  их,  и  тако  погибоша  напущением бесовским. Инем ведуще и глаголюще: а своя погибели не сведуще; аще  быста ведали, не бы пришли на место  се, иде же ятыма быти има;  аще и  ята быста,  почто  глагоста:  не  умрете  нама,  оному  мыслящу  убита  я.  Но  се  есть  бесовское  наущение; беси бо не ведают мысли человеческия и  тайны не сведуще; Бог же един  весть помышления человеческия; беси бо не ведают ничто же; яко и се скажем о взоре  их и о немощи и обморочении их.

Ключися  некоему  Новгородцу  приидти  в  Чудь,  и  прииде  к  кудеснику,  хотя  волхвований от него. Он же, по обычаю своему, хотя начата, и начат призывати бесы в  храмину свою. Новгородец же той седе на пороге  тоя храмины. Кудесник же лежаше,  оцепенев и шибе им бес. Кудесник же встав, рече Новгородцу: бози не смеют приидти,  нечто имаши на себе, его же боятся. Он же воспомяну на себе крест; и отшед, поставя  крест, кроме храмины  тоя. Он же начат призывати опять бесы; бесы же, метавше им,  поведаша, чего ради пришел есть? По сем же начат вопроша-ти его, его же носит на  себе креста. Он же рече: то есть знамение небесного Бога, его же наши бози боятся. Он  же  рече:  то  каци  суть  бози  ваши?  да  где  живут?  Он  же  рече:  бози  наши  живут  в  безднах, суть же образом черны, и крылаты и хвосты имуще; восходят же и под небо,  слушающе  ваших  Богов,  ваши  ж  Боги  на  небесех  суть;  да  аще  кто  умрет  от  ваших  людей, то возносим есть на небо; аще ли кто от наших людей умрет,  то носим есть  к  нашим  богам  в  бездну,  яко  же  бо  есть  и  грешницы  во  аде  ждуще  муки  вечные,  а  праведницы  в  небесных  жилищах  водворяются  со  ангелы.  Сице  бо  есть  бесовская  сила и лепота и немощь,  тем же прельщают человеки, веляще им глаголати видения,  являющеся  им,  несвершенным  верою,  во  сне,  инем  в  мечте,  и  тако  волхвуют  научением бесовским. Паче женами бесовская волшвления бывают; изкони бо бес их  прельсти, а жена мужа,  такожде в родех мнозех все жены волхвуют чародейством, и  отравою  и  иными  бесовскими  бездми,  но  и  мужи  прельщены  бывают  невернии  от  бесов, яко же се в первые роды.

Предивно бысть в Полотске, в мечте бываше в нощи, стоняше тутно по улице, аки  человецы  рищуще  беси.  Аще  кто  вылязаше  из  хоромины,  хотя  видети,  и  уязвлен  бываше невидимо от бесов язвою, и с того умираху, и не смеяху излазити из хором. И  по сем во днех начата являтися на конех и не бе их видети самих, но коней их видети  копыта, и  тако уязвляху люди Полотския и их область, тем бо и человецы глаголаху:  яко на яве биют Полочаны».

---

В  посланиях  русских  архипастырей  находим  ясные  доказательства   распространении в простом народе тайных сказаний. Приводим некоторые указания.

*Митрополит  Фотий  в  послании  своем  к  новгородскому  архиепископу  Иоанну,  1410 году, писал: «Учите, чтобы басней не слушали, лихих баб не приимали, ни узло ни примолвления, и где таковые лихие бабы находятся, учите их, чтобы престали».

*Новгородский  архиепископ  Геннадий  в  послании  своем  к  Нифонту,  епископу  суздальскому, говорил: «Уже ныне наругаются христианству: вяжут кресты на вороны  и на ворбны… ворон летает, а крест на нем вязан, древян… а на вороне крест медян.  Да  привели  ко  мне  попа,  да  диакона,  а  они  крестьянину  дали  крест  тельник:  древо  плакун, да на кресте вырезан ворон… а христианин, дей, с тех мест учал сохнути, да не много болел, да умер».

*В  грамоте Мисаила, митрополита белогородского и обоянского,  писанной в  1673  году,  к  Никодиму, архимандриту  Курского  Знаменского  монастыря,  сказано:  «Да  в  городех  же  и  уездах  мужескаго  и  женскаго  полу  бывают  чародеи  и  волхвованием  своим  и  чародейством  многих  людей  прельщают.  Многие  люди  тех  волхвов  и  чародеев  в  дом  к  себе,  к  малым  детям  и  к  больным  младенцам  призывают,  а  они  всякое волхвование чинят, и от правоверия православных христиан отлучают».

*В Стоглаве,  составленном Московским Собором  1551  года, написано:  «Нецыи не  прямо  тяжутся, и поклепав  крест целуют, на поли бьются, и  кровь проливают, и в  те  поры Волхвы и Чародейники от бесовских научений пособие им творят, кудесы бьют,  и  во Аристотелевы  врата  и  в  Рафли  смотрят,  и  по  звездам  и  по  ланитам  глядают  и  смотрят дней и часов… и на те чарования надеясь, поклебца и ябедник не мирятся, и  крест  целуют,  и  на  поли  биются,  и  поклепав  убивает…  Злыя  ереси,  кто  знает  их  и  держится… Рафли, Шестокрыл, Воронограй, Остромий, Зодей, Альманах, Звездочетьи,  Аристотель, Аристотелевы врата и иныя коби бесовския… тех всех еретических книг у  себя бы не держали и не чли… В первый понедельник Петрова поста в рощи ходят и в  наливках  бесовские  потехи  деят… В Великий Четверг  порану  солому  палят  и  кличут  мертвых; некотории же невегласи попы в В. Ч. соль пред престол кладут и до четверга  по велице дни  там держат, и  ту отдают на врачевание людям и скотом… По селом и  волостем ходят лживые пророки, мужики и жонки, и девки и старыя бабы, наги и босы,  и волосы отростив и распустя,  трясутся и убиваются, а сказывают, что им являются  Св. Пятница и Св. Анастасия, и заповедают в среду и пяток ручнаго дела не делати и  женам не прясти, и платья не мыти, и камения не разжигати».

*В 1552 году, в наказе, данном Берсеневу и Тютину за точным исполнением правил  Московского Собора 1551 года, сказано: «К Волхвом бы и к Чародеем и к Звездочетцом  волхвовати не ходили, и у поль бы (при судебных поединках) Чародеи не были».

*В  Псковской  летописи,  под  годом  1570  о  докторе  Елисее  Бомелии,  записано:  «Прислаша  Немцы  к  Иоанну  Немчина,  лютого  Волхва,  нарицаемого  Елисея,  и  бысть  ему любим в приближении и положи на Царя страхование… и конечне был отвел Царя  от  веры;  на  Русских  людей  возложил  Царю  свирепство,  а  к  Немцам  на  любовь  преложи:  понеже  безбожнии  узнали  своими  гаданьи,  что  было  им  до  конца разоренным  быти;  того  ради  таковаго  злаго  еретика  и  прислаша  к  нему:  понеже  Русские люди прелестьни и падки на волхвование».

*В  книге  «Учение  и  хитрость  ратного  строения  пехотных  людей»,  изданной  в  Москве  1647  года,  сказано:  «А  на  сказанные  идольские  меры  и  на  ведомство  не  надеяться,  и  от  оружия,  и  от  проколотия,  и  от  стрельбы  не  заговариваться,  которое  все от диавола есть».

*Царедворцы донесли  на  боярина Артамона Сергеевича Матвеева  царю Феодору  Алексеевичу,  что  он  с  доктором  Стефаном  читает  Черную  книгу,  и  что  Николай  Спафарий  обучает  его  и  сына  чернокнижию.  Доносчиками  были:  карла  Захарко  и  лекарь Берло. Об этом Матвеев писал в своей челобитной 1677 года к царю: «Как будто  я у себя в домишке, в палате, с Степаном доктором чли Черную книгу, и в то, де, время,  будто пришло к нам в палату нечистых духов множество, и говорили нам, мне, холопу  твоему,  и  доктору  Степану,  те  нечистые  духи  вслух,  что  есть  у  вас  в  избе  третий  человек…  А  та,  де,  Черная  книга  в  полдесть,  а  толщиною  в  пальца  три;  а  учил,  де,  будто  по  той  книге  меня,  холопа  твоего,  и  сынишку  моего,  Андрюшку,  Николай  Спафарий» .  

 Впоследствии открылось, что боярин Матвеев читал лечебник, принятый  доносчиками за Черную книгу. В царствование Михаила Феодоровича, говорит боярин Матвеев,  на  боярина  Илью  Даниловича  Милославского  было  подкинуто  письмо,  в  котором  сказано,  что  он  у  себя  имеет  перстень  волшебный  думного  дьяка  Ивана  Граматина. При царе Алексее Михайловиче боярин Семен Лукьянович Стрешнев был  обвинен в волшебстве и сослан на заточение в Вологду.

Приложения к Народному Дневнику.

Выписки из Стоглава.

Глава 40 , Вопросъ 16 . Въ мирскихъ свадьбахъ играют глумотворцы, и органники, и смЬхотворцы,  и  гусельники,  и  бЬсовския  пЬсни  поютъ.  И  как  къ  церкви  вЬнчатися  поЬдутъ,  священникъ  со  крестомъ  будетъ,  а  предъ  ним  со  всЬми  тЬми  играми  бЬсовскими  рыщутъ,  а  священники  имъ  о  томъ  не  возбраняютъ,  и  священникомъ  о  томъ  достоитъ  запрещати.-

Вопросъ  17 .  Да  въ  нашемъ  же  православии  тяжутся,  и  нЬцыи  же  не  прямо  и  поклепавь,  крестъ  цЬлуютъ  или  образа  святыхъ,  и  на  поли  бьются,  и  кровь  проливаютъ,  и  въ  тЬ  поры волхвы  и  чародЬйники  отъ бЬсовскихъ  научений пособие имъ творятъ, кудесы быотъ, и въ Аристотелевы врата и въ Рафли  смотрятъ, и по звЬздамъ и по планетамъ глядаютъ и смотрятъ дней и часовъ, и тЬми  дьявольскими дЬйствы миръ прельщаютъ и отъ Бога отлучаютъ, и на  тЬ чарования  надЬяся  поклепца  и  ябедникъ  не  мирится,  и  крестъ  цЬлует  и  на  поли  бьются  и,  поклепавъ,  отбиваютъ. -

Вопросъ  19 .  Да  по  дальнымъ  странамъ  ходятъ  скоморохи,  совокупляяся ватагами многими по шестидесятъ, и по семидесятъ и до ста человЬкъ,  и по деревнямъ у крестьянъ сильно Ьдять и пьютъ, и из клЬтей животы грабятъ, а по  дорогамъ людей разбиваютъ.-

Вопросъ 20 . Да дЬти боярские и люди боярские и всякие  бражники зернью играютъ и пропиваются, ни службы не служатъ, ни промышляютъ, и  отъ  нихъ  всякое  зло  чинится:  крадутъ  и  разбиваютъ  и  души  губятъ  и  то  бы  зло  искоренити.-

Вопросъ 21 . Да по погостамъ и по селамъ и в волостяхъ лживые пророки,  мужики и жонки, и дЬвки и старый бабы, наги и босы, и волосы отростивъ, распустя,  трясутся, и убиваются, а сказываютъ, что имъ является св. Пятница и св. Анастасия, и  велятъ имъ заповЬдывати канунъ засвЬчивати; онъ же заповЬдываютъ христианомъ  въ среду и въ пятницу ручнаго дЬла не дЬлати, и женамъ не пряти, и платия не мыти, и  камения  не  разжигати,  и  иныя  заповЬдываютъ  богомерзкия  дЬла  творити,  кромъ  Божественнаго  писания;  то  бы  тЬмъ  нагимъ  и  босымъ  и  лживымъ  пророкомъ  путь  запретити,  чтобы  миръ  не  соблазняли.-

Вопросъ  22 .  Злыя  ереси,  кто  знаетъ  ихъ  и  держатся: Рафли, Шестокрылъ, Вороно-гай, Остромий, Зодий, Алманахъ, ЗвЬздочетие,  Аристотель,  Аристотелевы  врата,  и  иные  составы  и  мудрости  еретическия  и  коби  бЬсовския, которыя прелести оть Бога отлучаютъ, и въ тЬ прелести въруючи, многихъ  людей отъ Бога отлучаютъ и погубляютъ.–

Вопрос 23 . Въ Троицкую субботу по селамъ и  по  погостамъ  сходятся  мужи  и  жены  на  жальникахъ  и  плачутся  по  гробамъ  съ  великимъ кричаниемъ, и егда учнутъ скоморохи, и гудцы и прегудницы играти, они же,  отъ  плача  преставше,  начнуть  скакати  и  плясати  и  въ  ладони  бити,  и  пЬсни  сатанинския  пЬти;  на  тЬхъ  же  жальникахъ  обманщики  и  мошенники.–  Вопросъ  24  .  Русалии о Иоаннъ днъ, в навечерии Рождества Христова, и Крещения сходятся мужи и  жены и дъвицы на нощное  плещевание, и на безчинный  говоръ, и на плясание, и на  скакание,  и  на  богомерзкия  дЬла,  и  бываетъ  отрокомъ  осквернение  и  дЬвамъ  растлЬние,  и  егда  нощь  мимо  ходить,  тогда  отходять  къ  рЬцъ  съ  великимъ  кричаниемъ, аки бЬснии,  умываются водою; и  егда начнуть  заутреню  звонити,  тогда  отходятъ въ домы своя, и падаютъ, аки мертвии, отъ великого хлохотания.–

Вопросъ 25 . А о ВелицЬ дни окличка, на Радоницю и Вьюнецъ и всякое въ нихъ бЬсование. И о  томъ отвЬтъ. Чтобы о ВелицЬ дни оклички и на Радуницы не  творили, и  скверными  рЬчьми  не  упрекалися,  и  о  томъ  священни-комъ  дЬтемъ  своимъ  духовнымъ  запрещати,  чтобъ впредь  таковая не  творили.–

Вопросъ  26 . А въ великий  четвертокъ  порану  солому  палятъ  и  кличутъ  мертвыхъ;  нЬкоторые  же  невъгласи  попы  въ  великий четвергъ соль подъ престолъ кладуть и до седьмаго четверга по ВелицЬ дни  тако  держать,  и  ту  соль  даютъ  на  врачевание  людемъ  и  скотомъ.– 

Вопросъ  27 .  В первый понедЬльникъ Петрова поста въ рощи ходятъ и въ наливки бЬсовския потЬхи  дЬяти. И  о  томъ  отвЬтъ. Чтобы  православные  христиане  въ  понедЬльникъ Петрова поста въ рощи не ходили и въ наливкахъ бЬсовскихъ потЬхъ не  творили, и отъ того  бъ  въ  конецъ  престали,  понеже  то  все  еллинское  бЬсование,  прелесть  бЬсовская;  и того ради православнымъ христианомъ не подобаеть таковое творити.

Глава  28 . О  книжныхъ  писцахъ.  Такожде,  которые  писцы  по  градомъ  книги  пишутъ, и вы бъ имъ велЬли писати съ добрыхъ переводовъ, да написавъ, правили,  потомъ же  бы  продавали;  а  не  правивъ  бы,  книгъ  не  продавали;  а  который  писецъ  написалъ  книгу,  продастъ  не  исправивъ  и  вы  бы  тЬмъ  возбраняли  съ  великимъ  запрещениемъ. А  кто  у  него  неисправленную  книгу  купить,  и  вы  бы  тому  потому жЬ  возбранили  съ  великимъ  запрещениемъ,  чтобы  впредь  тако  не  творили.  А  впредь,  когда  таковые  обличены  будутъ,  продавецъ  и  купецъ,  и  вы  у  нихъ  тЬ  книги  имали  даромъ,  без  всякаго  зазора,  да  исправивъ,  отдали  бы  въ  церковь,  которыя  будутъ  церкви  книгами  скудны.  Да  видяще  таковая  вашимъ  брежениемъ  и  прочие  страхъ  приимуть.  И  вы  о  всЬхъ  тЬхъ,  предреченныхъ  церковныхъ  чинЬхъ,  и  о  честныхъ  иконахъ,  и  о  святыхъ  книгахъ,  о  всемъ  о  томъ  потщалися  совершити  и  исправити,  елика  ваша  сила,  и  за  то  отъ  Господа  Бога  великую  мзду  восприимите,  отъ  благочестиваго  государя  хвалу  и  честь,  отъ  нашего  смирения  соборное  благословение, а отъ всего народа благодарение и хваление за ваши священнические  труды и подвиги. А аще сия съ благодарениемъ и хотениемъ сердечнымъ исправити  потщитеся,  то  съ  радостию  ожидайте  сугубые  мзды  отъ Бога  царства  небеснаго,  по  реченному Христову  словеси:  добрый мой  рабе,  благий  и  вЬрный  о малъ ми  бысть  вЬренъ, надъ многими тя поставлю. Вниди въ радость Господа своего – и прочее. Сия  убо до здЬ священству вашему написахомъ.

Глава  92 . ОтвЬтъ о игрищахъ  еллинскаго бЬсования. Еще мнози отъ неразумия  простая чадь православныхъ христианъ во градЬхъ и въ селЬхъ творятъ еллинския  бЬсования,  различныя  игры  и  плясание,  противъ  праздника  Рождества  Христова,  великаго Иоанна Предтечи и въ нощи на самый праздникъ, весь день и до нощи, мужи,  и  жены,  и  дЬти,  въ  домЬхъ  и  по  улицамъ  обходять  и  по  водамъ  глумлы  творятъ всякими  плясаньями  и  игрании  гусльми  и  иными  многими  виды,  сирЬчь  играми  и  скаредными образовании.

Еще же и пьянствомъ подобие же сему творятъ во днъхъ и  въ навечерии Рождества Христова, и въ навечерии Василия Великаго, и въ навечерии  Богоявления. 

А  индъ  и  инымъ  образомъ  таковая  непотребная  дЬла  творятъ  въ Троицкую  субботу,  и  заговЬнь  Петрова  поста  въ  первый  понедЬльникъ  ходятъ  по  селомъ,  и  по  погостомъ,  и  по  рЬкамъ  на  игрища,  тамъ  же  неподобная  еллинская  бЬсования творятъ, и  тЬмъ Бога прогнЬвляютъ, въ невЬдЬнии согрЬшаютъ простая  чадь,  никъмъ же  возбраняеми,  ни  обличаеми,  ни  запрещаеми,  ни  отъ  священниковъ  наказуеми,  ни  отъ  судей  устра-шаеми  таковая  творятъ  неподобная  дЬла,  святыми  отцы  отреченная. 

Вмъсто  же  сего  бъеования  отнынъ  и  впредь  подобаетъ  православнымъ  христианомъ  за  таковые  святые  и  честные  праздники  по  святымъ  церквамъ Божиим на молитвЬ упражнятися и пЬниемъ Божественнымъ услаждатися,  и  святаго  почитания  Божественнаго  со  вниманием  слушати,  и  на  Божественныхъ  литургияхъ  со  страхомъ  стояти,  и  потомъ  брашномъ  и  питиемъ  въ  до-мъхъ  стоихъ  учрежатися  вкупЬ  о  БозЬ  ликоствующе  съ  священническимъ  чиномъ,  и  съ  друга  своими, и маломощнихъ питающе и веселящеся во  славу Божию,  а не въ пиянство,  яко же и въ прочие Господские праздники. И того ради, по священным правиламъ и по  заповЬди  св.  отецъ,  отнынъ  и  впредь  православнымъ  христианомъ  на  таковая  древняя  еллинская  бЬсования  не  исходите,  ни  по  городомъ,  ни  по  селомъ,  ни  по  рЬкамъ, и о томъ благочестивому Царю по всЬмъ градомъ и по селомъ своя царская  заповЬдь учинить, чтобъ православные христиане на  таковое бЬснование еллинское  впредь не исходили, чтобы то еллинское бЬснование отнынЬ, Божиею благодатию, и  во твое христолюбивое царство попрано было до конца.

«Сказанiя русскаго народа»  И.П. Сахаровъ . С-П - 1885  г.

byslaikyr.livejournal.com

Легенды и предания - Русские народные сказки

ЛЕГЕ́НДА (лат. legenda — то, что следует читать), один из литературных жанров устного и письменного творчества, обычно имеющий анонимное, народное происхождение. Первоначально понятие легенды связывалось со средневековой житийной литературой. Позднее оно было распространено на произведения древней поэзии и фольклора. Принято называть легендой сказание, в котором поэтическая декоративность почти полностью заслоняет исторические факты. Однако, как показала археология Древнего Востока и античности, за многими легендами стоит подлинная реальность. Легенды разделяются на космологические, генеалогические, этиологические, героические и культовые.

ПРЕДАНИЕ — рассказ, сложившийся в народе и переходящий путем изустной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием. В зависимости от своего содержания предания бывают героическими (о герое), мифическими (о языческом божестве), легендарными (о религиозном подвижничестве). Слагаясь в циклы, предания представляют богатый источник для эпической поэзии (предания о короле Артуре, Сиде и др.)

Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего почета. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело. «Давай вместе ляжем спать…»

   

Посилав пан козака з листом, і йому випала дорога через ліс, і він їхав тим лісом, та надибав святого Миколая, що він в’язав лика — єдно добре, а друге кепське. Але святий Миколай показався йому в постаті старого діда…

   

На Русе было на православной, княжил князь тут Дмитрий Иванович. Засылал он с даньёй русского посла Захарья Тютрина к Мамаю безбожному, псу смердящему. Прáвится путем-дорогой русский посол Захарий Тютрин…

   

Жил на свете царь; имя его было Александр Македонский. Это было в старину, давно-давно, так что ни деды, ни прадеды, ни прапрадеды, ни пращуры наши не запомнят. Царь этот был из богатырей богатырь…

   

Был-жил мужик, у него было три сына. Жил он богато, собрал два котла денег — один закопал в овине, другой в воротах. Вот помер этот мужик, а про деньги никому не сказал…

   

www.ru-skazki.ru

3. Былины – устные народные предания о русском древнем прошлом

3. Былины – устные народные предания о русском древнем прошлом

Сигизмунд фон Герберштейн отметил в своих «Записях о Московитских делах» следующий немаловажный момент:

«Кто сначала властвовал над руссами, неизвестно, потому что у них не было письмен, посредством которых их деяния могли бы быть сохранены для потомства… Ныне они начали записывать и вносить в свои летописи не только то, что происходило в то время, но также и то, что они слышали от предков и долго удерживали в памяти».

Далее, уважаемые читатели, позвольте вновь обратить ваше внимание на книгу XVIII века «История Российская с самых древнейших времен, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым».

Татищев высказал в своей книге интереснейшую мысль:

«Константин Порфирогенит [Багрянородный] в Администрации…о руссах рассказывает, что издревле морем с торгом в Сирию и до Египта ездили, все северные древние писатели показывают, что руссы на север чрез море Балтийское в Данию, Швецию и Норвегию ездили,…; датские, норвежские и шведские короли с русскими государями супружескими связями породнялись,… норвежские и датские принцы, приезжая в Русь, служили…Благодаря этому руссы могли готическое письмо, которое тогда на севере употреблялось, от них иметь и употреблять…

Более же всего закон или уложение древнее русское довольную древность письма в Руссии удостоверивает, такого, что некоторыми обстоятельствами с готическими сходно, как шведский писатель о законах древних Локцений 14 показывает… славяне из Вандалии в Северную Русь около 550 года после Христа пришли, …после того как всю Европу завоевали, и без сомнения письмо имели и с собою в Русь принесли, чему, можно уповать, наверняка доказательства сыщутся, если в Новгороде и Изборске искусному в древних письмах разобраться… Сии обстоятельства только некоторую вероятность представляют, что руссо-славяне тем или другим случаем письмо обрели прежде сочиненного Кириллом, ибо в объявленном законе речения и обстоятельства включены, которых задолго до Владимира и нигде у славян во употреблении уже не было, но были только в самой древности, Ярославу же вымышлять причины не было. И хотя о письме готическом совершенно не приемлю из-за того, что точного доказательства не имею, но и противоречить этому не меньшая трудность; следственно, требуется больших к доказанию о том изысканий. Посему, если письмо имели, то несомненно и об имении истории верить следует.

…Все польские и русские историки почитают за первейшего Нестора, но и Нестор свою историю писал в 11-м веке после Христа, а никаких историков древних, прежде его бывших, ни даже об Иоакиме епископе, что оный писал, не упоминает. Однако ж по сказаниям видимо, что они древние истории письменные имели, да оные давно уже утрачены и до нас не дошли, а к тому изустные предании служить могли, как Иоаким и о песнях народных воспоминает».

Отсюда можно сделать вывод, что новгородские славяне еще до константинопольских монахов Кирилла и Мефодия могли иметь письменность и сочиняли свои исторические труды. Но почему они не дошли до нас? Порассуждаем на эту тему в нижеследующих главах. Сейчас же обратимся к тому, что сохранилось до наших дней, к северным народным песням, упомянутым Татищевым. То есть к былинам».

Открытие очагов русского былинного эпоса на Севере Руси произошло случайно (газета «ВСЯ КАРЕЛИЯ – ВЕЗДЕХОД», материал «Русские сказители Заонежья»). В 1859 году, за участие в народническом движении в Петрозаводск был сослан Павел Николаевич Рыбников (1831–1885 годы). На тот момент молодому ссыльному было 27 лет, он закончил Московский университет, знал несколько европейских языков. Как человек с образованием, в Петрозаводске Рыбников поступил на службу в губернский статистический комитет.

В мае 1860 года Рыбникову, по служебным делам, поручили поехать в Пудожский уезд. Маршрут был выбран водный – на лодке, через Онежское озеро. Во время плавания поднялась буря, и путники высадились на мысу Шуйнаволок в 12 верстах от Петрозаводска. Там они укрылись от непогоды в маленькой рыбацкой избушке. И Рыбников лег спать.

Проснулся он от необычных звуков:

«… До того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и весёлый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления».

Так Рыбникову впервые довелось услышать исполнение былин. Былину о купце Садко пел крестьянин деревни Середка Леонтий Богданов.

Крестьяне из Кижской волости, пережидавшие непогоду на том же мысу, уговорили Рыбникова отправиться с ними в деревню Середка, чтобы послушать лучшего певца былин – Трофима Рябинина. На Рыбникова произвели огромное впечатление, как манера исполнения, так и личность сказителя.

Впоследствии П. Н. Рыбников неоднократно встречался с Трофимом Рябининым и записал от него 23 былины о подвигах русских богатырей («Илья и Соловей», «Илья и идолище», «Илья и Калин – царь», «Добрыня и змей», «Вольга и Микула» и другие).

На материале былин, записанных П. Н. Рыбниковым от Т. Г. Рябинина и других заонежских сказителей (А. П. Сорокина, И. П. Сивцева-Поромского и др.), в 1861–1867 годах была издана книга «Песни, собранные Рыбниковым» в трех томах. Это издание произвело сенсацию в России и открыло возможности для научной работы в этой области.

Через 10 лет после П. Н. Рыбникова, в 1871 году, в Заонежье приехал Александр Федорович Гильфердинг (1831–1872) – ученый-славист, профессор Петербургского университета, председатель отделения этнографии Императорского Русского Географического общества. Ему хотелось самому услышать живое исполнение былин. Гильфердинг расположился в деревне Дудкин-Наволок Кижской волости. Сюда к нему стали съезжаться сказители из окрестных мест – Трофим Рябинин из деревни Середка, слепой Симеон Корнилов из деревни Кургеницы, Василий Щеголенок из деревни Боярщина и другие.

Слушая многих заонежских сказителей, Гильфердинг отметил, что «… знание былин составляет как бы преимущество наиболее исправной части крестьянского населения», а также и то, что «… былины укладываются только в таких головах, которые соединяют природный ум и память с порядочностью, необходимою и для практического успеха в жизни».

На основе своих записей ученый издал большое собрание былин «Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года» в трех томах. Этот сборник считается одним из лучших собраний эпических песен, известных мировой науке. Также А. Ф. Гильфердинг организовал выступления сказителей в Петербурге и Москве.

Одна из былин была особого рода. Она связывает нас с подводным миром, то есть с одним из тех миров, которым поклонялись наши предки, будучи язычниками.

Сочинена эта былина была в Великом Новгороде, но затем распространилась по всей Северной Руси.

Итак, уважаемые читатели нам с вами предстоит окунуться в мир Древней Руси. Вы когда либо слышали о древнем музыкальном инструменте «гусли»? Вам предстоит на время поддаться их очарованию. Забудьте об электрогитаре, перед вами начинает свое песнопение один из лучших сказителей XIX века Андрей Пантелеевич Сорокин.

Родом он был из деревни Ченежи вблизи Пудожа (в XIX веке это был Олонецкий район Архангельской губернии, ныне город Путож в Республике Карелия). Былины, по его словам, он перенимал на мельнице, служившей местным мужикам чем-то вроде клуба. Незадолго до 1860 года он переселился в деревню Новинку, что была в 18 километрах севернее Пудожа, «пошел в приемыши», как говорят на Севере, когда после женитьбы молодой человек поселяется в доме своего тестя. Там, в Новинке, былину «Садко» записал в 1860 году от крестьянина, тридцати двух летнего А.П. Сорокина известный почитатель народного творчества П.Н. Рыбников. Андрей Сорокин удивил Рыбникова своей молодостью, ведь другие сказители были глубокими стариками. Вероятно, сказались у молодого гусляра природное дарование и влияние мужских крестьянских клубов на Ченежской и Новинской мельницах. Туда съезжались на помол зерна мужики со всех окрестных поселений. Заодно и устраивали смотр певческой самодеятельности.

Через одиннадцать лет летом 1871 года эту же былину в исполнении А.П. Сорокина записал другой собиратель народных сказаний А.Ф. Гильфердинг. Его записи были многократно изданы («Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года». Издание 4?е. В 3?х томах, Москва – Ленинград, 1949, том 1).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Предания. Типы преданий. История в устном нарративе — Фольклор

ПРЕДАНИЕ [укр. — оповідання, нем. — Sage, фр. и англ. — tradition, греч. — parádosis, по народной терминологии — «досюльщина», «быль», «бывальщина»] — «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров, четко обособившихся: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, легенд и анекдотов. П. — термин, применяемый к произведениям устного творчества и по аналогии переносимый на соответственные произведения лит-ры (памятники древней письменности, излагающие мало достоверные события). Цель народного П. — закрепить в потомстве прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие напр. от сказки и анекдота, к-рым не верят). Количество народных П. безгранично, но по содержанию их можно разбить на несколько групп: 1. Предание мифические (см. «Мифология»). Это, помимо рассказов о богах, — рассказы о небе и его явлениях, о душе и теле, о борьбе духов, о нечистой силе, о душах усопших, о народных святых вроде Фрола и Лавра, Пятницы и т. п. 2. П. натуралистические: этиологические сказания о происхождении растений, животных, птиц, рыб, предметов или их свойств, о фантастических животных (птица Феникс, Жар-птица, Левиафан), о чудесных народах (одноглазые, псоглавцы, гоги и магоги) и др. 3. П. исторические, особенно многочисленные. К ним относятся Предание географические (о названиях местностей, городов, урочищ: Киев от Кия, Париж от Париса и т. д.), о вещевых 239 памятниках (кладах, монастырях, могильниках, храмах и т. п.), об обычаях (обряды посвящения у примитивных народов, брачные, похоронные обряды и др.), о подлинно исторических событиях (о татарах, о войнах), о разных исторических лицах (об Александре Македонском, Наполеоне, Аттиле, Велизарии, Колумбе, Жанне д’Арк), о генеалогии народностей или героев (франки от троянцев, датчане от Одина, Рюрик от Августа и др.), Предание о полезных ископаемых (например у Геродота о богатстве севера золотом и янтарем у берегов Северного моря). Классовая борьба захватывала исторические предания в свой водоворот, делая из них либо оружие порабощения и обмана угнетаемых классов (феодальные предания о шапке Мономаха, о белом клобуке, о благородстве царей), либо фокус притяжения симпатий, чаяний освобождения и светлого будущего у классов угнетенных (например крестьянские П. о Степане Разине, о Пугачеве и др. героях народных восстаний). Октябрьская революция породила ряд революционных преданий о героизме гражданской войны, о красных партизанах, о вождях революции, о коммунистах (бакинских комиссарах, Чапаеве, Дзержинском и др.), в классово-враждебной среде распространялись и контрреволюционные П. (о рождении чорта, антихриста, обновленных иконах и т. п.). Большой круг П., широко захвативших не только СССР, но и народы Востока, вызвала героическая личность В. И. Ленина. Народные П., отражая черты производственных, бытовых, общественных и классовых отношений разных стадий прошлого, представляют богатейший исторический источник. Хранятся народные П. в широких слоях населения, но бывают особые их знатоки, люди, обладающие иногда огромной памятью. Самое рассказывание народных Преданий не является самоцелью, а происходит при подходящем случае на сборищах, посиделках и т. п. Бытование народного предания происходит волнами: то П. замирает, то под влиянием общественно-политического толчка вновь оживает. Есть П., странствующие по всему земному шару (о потопе и др.), есть узко-местные П. Творческий процесс создания П. совершается по сегодняшний день. П. насыщены наши древние исторические (летописи, хронографы, палеи и др.) и лит-ые памятники (апокрифы, сказания, повести, романы). П. служит богатым источником сюжетов и образов мировой художественной литературы (например «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Бокаччо, «Сон в Иванову ночь» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Пан Тадеуш» Мицкевича, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и мн. др.).

Жанр несказочной прозы с установкой на достоверность. Любое предание исторично в своей основе, вместе с тем оно не тождественно реальности.

Два пути создания преданий:обобщение воспоминаний и оформление их с использованием уже готовых сюжетных схем.

Предание повествует об общезначимом и важном для всех. Сюжеты обычно одномотивные. Свои способы изображения героев: прямые характеристики и оценки, чтобы образ был правильно понят. Портрет изображался редко или же был лаконичен.

Основные циклы преданий:

1.древнейшие предания.

О расселении славянских племен, о первых русских князьях, о построении, взятии городов. Борьбе Руси с врагами. (о белгородском киселе, о Никите кожемяке)

2. предания о справедливом царе.

Связаны с именами Петра и Ивана грозного

3.предания о предводителях народных движений.

Ермак, Степан Разин, Емельян Пугачев

4. предания о разбойниках и кладах

ifreestore.net


Смотрите также