Древние надгробия славянские. |†| Погребение в древнем мире. Погребение у славянских народов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

№10 Древние славянские надгробия. Продолжение. Древние надгробия славянские


Древнерусские надгробия

Фрагмент монастырского некрополя 

Подписана сия надпись для впредь, чтобы память их незабвенна была

и место то значно было, где которая гробница, и ведомо было,

сия летопись для того написана.

Надгробие в церкви святителя Григория,

епископа Неокесарийского,

в Толмацкой слободе (Москва)

 

Последние два десятилетия, ознаменовавшиеся восстановительными работами в храмах и монастырях, переданных Русской Православной Церкви, а также широкомасштабными раскопками в древних русских городах, обернулись массовыми находками древнерусских подписных надгробий. Иные из них попали в музейные коллекции, другие выставлены на территории монастырей и приходских храмов, третьи, увы, утрачены безвозвратно в силу небрежения или невежества.

Первые белокаменные надгробия появились в Московской Руси в XIII веке, когда здесь окончательно утвердилось христианство. Как показали археологические раскопки, в московском крае в это время исчез распространенный у славян обычай захоронений в курганах. И в городе, и в селе умерших стали хоронить у церквей в вырытой в земле яме. Место захоронения отмечали валуном или гладким белокаменным надгробием, на которое иногда наносились узоры, имитирующие узоры на дорогих тканях. Однако, как это ни покажется странным, надписей на древнейших надгробиях не было. Они появились гораздо позднее: самое древнее подписное надгробие, найденное в Троице-Сергиевой лавре, датировано 1480 годом. В массовое употребление они вошли с 1492 года. Но почему — возникает закономерный вопрос — наши предки до этого времени никак не отмечали на могилах имена близких им людей? Может быть, потому, что перекочевавшая из первобытной древности традиция почитания предков была столь сильна, что потомки не нуждались в этом? Или же грамотных людей, способных составить хотя бы краткую эпитафию, было слишком мало? Или же общинный коллективизм мешал признать в отдельном человеке личность и он был частью целого? Но дело, как кажется, в другом.

В 1492 году, том самом году, когда Христофор Колумб открыл Новый Свет, на Руси ожидали конца света. В этом году истекала седьмая тысяча лет от Сотворения мира и многие ошибочно полагали, что в это время и произойдет светопреставление. Но именно в это время произошли, если так можно выразиться, "тектонические" сдвиги в поминальной культуре. И связано это не только со сменой богослужебного Устава в Русской Церкви. Изменения, происшедшие в нем на рубеже XIV–XV веков, привели к появлению особой книги для записи имен усопших для поминовения их во время богослужения — Синодика.

Белый камень, которым богата была Северо-Восточная Русь, был идеальным материалом для резьбы. Мягкий и податливый, он и раньше использовался для резных украшений храмов Владимиро-Суздальской Руси. В белом камне привлекала его простота: Церковь учила, что могиле православного христианина приличествует скромный надгробный памятник. Вот почему в Древней Руси для изготовления надгробий не использовались дорогостоящие материалы и надгробные памятники не имели той вызывающей парадности и пышности, как современные им европейские надгробия, над созданием которых трудились именитые скульпторы, или гранитные и мраморные надгробия российских кладбищ XVIII–XX веков. Впрочем, белокаменное надгробие в Московской Руси, несмотря на свою простоту, также не было очень дешевым и делалось на заказ профессиональными мастерами-камнерезцами. Даже в богатом известняком московском крае в XVI веке за его изготовление нужно было заплатить два с половиной рубля. В те времена три овцы оценивались в полтину, за рубль можно было купить четверть пуда ржи, за ту же цену отдавали полпуда воска или пуд меда, за корову платили от полутора до двух рублей, а за мерина — пять рублей. Средний годовой доход от деревни равнялся рублю. Но тем не менее на надгробиях можно видеть имена всех слоев тогдашней Руси: бояр, служилых людей, купцов, горожан, крестьян. Белокаменное надгробие не являлось ни признаком богатства, ни показателем социального престижа, но знаком личного благочестия. Люди побережливее довольствовались более простыми памятниками — валунами, на которых своими силами выцарапывали надгробные надписи (в науке их называют эпитафиями, от греч. ἐπί — на, над и τάφος — могила).

Надпись занимала центральную часть надгробия, а по бокам вырезались узоры, видимо, появившиеся не без влияния резьбы на деревянных изделиях. Они были довольно однообразны и в основном следовали сложившейся моде. На самых ранних вырезались линии из двух рядов мелких треугольников (специалисты называют их "волчий зуб"), обращенных вершинами друг к другу. Позднее один ряд треугольников приобрел более крупные очертания, а второй — стал похож на змейку или веревку. С 60-х годов XVI века основным узором постепенно стала "плетенка" — орнамент в виде перевитых жгутов.

Однако с самого начала обязательным элементом украшения был солярный знак или Сегнерово колесо — круг в виде солнца, который помещался в верхней части надгробия и в его середине. Как доказал археолог Л.А. Беляев1, этот знак не имел ничего общего с языческой символикой, но восходил к украшениям на крышке Гроба Господня в Иерусалиме и отражал христианскую идею воскресения из мертвых.

А вот изображений креста на надгробиях не было: на Руси, видимо, считали, что изображать его лежащим не совсем этично. Деревянный же крест, судя по записям и рисункам иностранных путешественников, устанавливался в изголовье надгробия.

Положение изменилось с середины XVII века из-за страшной тесноты от скопившихся на монастырских и приходских кладбищах надгробий. С верхней части плиты надпись перешла на ее торцевую часть, и тут же надпись стала сопровождаться изображением либо голгофского креста с символами Страстей, либо Константинова. На стенах храмов появились белокаменные плиты-вставки, указывавшие на место захоронения. Ближе к концу XVII века узоры на надгробиях стали более пышными. Одним из излюбленных мотивов становится узор из цветов или листьев аканфа — эпоха московского барокко диктует новую моду.

Что же мы можем узнать из надписей на древнерусских надгробиях? Эпитафии, вырезавшиеся на них, были очень кратки. Их формулы мало менялись на протяжении XVI и даже XVII веков. Самой обычной была такая надпись: "В лето такого-то года, месяца и дня таких-то на память такого-то святого преставися раб Божий такой-то". Появились они не на пустом месте. В более раннее время подобные формулы обычны в летописях, встречаются они и в поминальных записях, процарапанных на стенах храмов.

И вновь необычность: ни год, ни месяц, ни день рождения в надгробии не отмечались. Но почему? В эпоху Средневековья и в Западной Европе, и на Руси на жизнь и смерть смотрели иначе, чем мы. Возраст человека не играл большой роли. Гораздо весомее были жизненный опыт и духовная мудрость. За эти качества даже сравнительно молодой человек мог быть назван старцем. Преподобного Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоколамского монастыря, современники называли так в знак уважения, но тогда "старцу" едва минуло 20 лет.

Что же касается возраста, то земная жизнь в глазах человека Средневековья была лишь приготовлением к жизни вечной, а тело — лишь временной оболочкой бессмертной души. Да и сама смерть в глазах людей той эпохи была не просто прекращением земного существования. Это был переход от жизни тленной и временной в жизнь вечную. Так что день смерти оказывался важнее дня рождения (да такого понятия в Древней Руси и не существовало — люди обычно отмечали тезоименитство, то есть день памяти святого, в честь которого в крещении они получали имя). И по этой причине на надгробиях очень часто писали день памяти святого, на который пришлась смерть, ведь человек рождался для новой жизни. И подобно тому как новорожденному давали имя того святого, на день которого он родился, так и на надгробиях проставляли имя святого, в чей день памяти он переселился в жизнь вечную2.

На закате допетровской Руси, в эпоху московского барокко, когда усилились элементы светской культуры и, соответственно, возрос интерес к человеческой личности, надгробные надписи сделались более информативными. В человеке становится значимым всё: и сколько времени он прожил, и когда умер, какое общественное положение занимал, сколько времени состоял в браке и т.п.

В 1675 году в Чудовом монастыре на могиле Епифания Славинецкого, известного интеллектуала, выехавшего в Москву из Малороссии, появилась первая в истории России стихотворная эпитафия. Постепенно подобные произведения стали популярным жанром кладбищенской поэзии, которым не пренебрегали ни иерархи Русской Православной Церкви, ни бояре, ни служилые люди, ни посадские, ни крестьяне. Стихотворные эпитафии — случай доселе небывалый — воспринимались не только как надгробные надписи, но и как явления книжной культуры, переписывались и распространялись в списках.

Средневековое общество строилось на принципах сословности, иерархичности и корпоративности. Статус человека, то есть его принадлежность к сословию или профессии, играл огромную роль. Он указывал место человека в социальной нише. Вот почему на надгробиях часто указывали, кем был умерший при жизни — иноком, князем, ремесленником. Человек гордился своим статусом, будь то один из князей Трубецких или переславский кольчужник Семион Ильин сын. Главное, что уравнивало всех без исключения, — погребенные были рабами Божьими. Этой же идее служило и единообразие форм и украшений надгробных плит, вне зависимости от социальной принадлежности умершего.

Каждый человек на Руси являлся прихожанином определенного храма. Вся его жизнь от рождения до гробовой доски была связана с этой церковью. Приходский храм, где над младенцем совершали таинство крещения, был первой ступенью человека в жизнь, а после смерти — первой ступенью в жизнь вечную. На церковном погосте человек находил последнее пристанище. И надгробные надписи становились неотъемлемой частью заупокойного богослужения: они словно уподоблялись синодикам, которые по древней монастырской традиции раздавались всем присутствующим на службе мужчинам для поминовения умерших.

Представители боярских и дворянских родов нередко превращали храмы в родовые усыпальницы, где члены этих родов находили последнее упокоение на протяжении нескольких поколений. Но то же самое нередко совершали и посадские люди, чьи деды и прадеды находили упокоение на родовом участке на погосте приходского храма. И — удивительно — надписи на надгробиях свидетельствуют о прочной, в течение шести-семи поколений, связи нескольких поколений людей со своим приходом.

Нередко древнерусские надгробия используются в качестве источника по генеалогии боярских и дворянских родов, ведь по сохранившимся на камне биографическим данным можно узнать не только о времени жизни того или иного лица, но и о его семейных связях с другими родами. И всё же содержание надгробных надписей гораздо шире.

Надгробие в известном смысле было памятником парадным. Если разделить всю записанную на них информацию на необходимую, связанную с "анкетными" данными умершего, и избыточную, не имеющую прямого отношения к погребальному обряду, то мы можем вникнуть и в глубины социальной психологии заказчиков надгробий. Наиболее информативными в этом отношении оказываются надгробия представителей служилого сословия Древней Руси.

Прежде всего их отличает самоуважение к собственной родовитости: отчества умерших всегда даются с суффиксом "-вич", что на Руси было высшим знаком почета. Общеупотребительным было отчество с суффиксом "-ов": Иван Петров сын. Назвать человека Иваном Петровичем значило оказать ему уважение в высшей степени. И этим надгробия служилых людей разительно отличаются от челобитных, подаваемых на царское имя, где боярин, соблюдая известную субординацию, уничижительно именовал себя "царским холопом Ивашкой Петровым сыном". Так обычно — правда, без всякого отчества — сами бояре называли представителей "черных" (то есть плативших налоги) сословий — крестьян и посадских людей. Но и те не были лишены чувства уважения к себе: мы не найдем ни одного надгробия, поставленного над могилой какого-нибудь Ивашки. И крестьянин, и посадский человек, да и неродовитый дворянин на надгробиях гордо проставляли свои отчества с суффиксом "-ов".

Вторая черта — родовая память. Нередко вместо древних надгробий, обветшавших от времени, создавались новые, сохранявшие прежнюю информацию. Нередко подчеркивались и вековые родовые традиции. Так, на кладбище при церкви Рождества Христова в Измайлове на боковой грани надгробия Марии Ивановны Никитиной (скончалась в 1872 году) помещена надпись о том, что на этом месте якобы была могила ее "предка" — служителя приказа Большого дворца Василия Никитича Никитина, умершего в 1665 (!) году.

Эпитафии бояр и дворян, умерших дома от старости и болезней, избыточную информацию несут редко и действительно кажутся безликими и однообразными. Хвалиться здесь было нечем: долголетием Бог не обидел, да ратной славы не снискали. Зато гибель "на государевой службе" — на поле брани — уже была достойна увековечивания. Сначала этот достойный увековечивания факт отмечался скромно: Лета 7072 (1564) июля 2 дня преставися раб Божий Алексей Тимофеевич Борисов, убиен бысть на государевой службе (с. Борисоглебское Муромского уезда).

Но постепенно описание подвигов становилось всё пространнее и пространнее, а избыточная информация — всё полнее: 7179 (1671) году маия 11 день замучен бысть в Астрахане стольник и воевода князь Семен Иванович Львов от богопротивнаго и злочестиваго богоотпадца православныя веры, от вора и разбойника, душегубца Стеньки Разина с товарищи (Ярославль, Спасо-Преображенский монастырь).

Вникая в ужасающие подробности этого надгробия, невольно ловишь себя на мысли, что истинным "героем" эпитафии всё же является "душегубец" Стенька Разин, а вовсе не павший от его рук воевода: механизм человеческой памяти такой, что информация, содержащаяся в конце эпитафии, запоминается лучше.

В конце концов эпитафии служилых людей превратились в развернутые повествования, где об обстоятельствах гибели на "государевой службе" сообщалось с мельчайшими подробностями.

Но иногда надгробные надписи создавались с таким расчетом, чтобы у читавшего их был повод поразмыслить. Так, в эпитафии боярина А.С. Матвеева, растерзанного стрельцами во время бунта 18 мая 1682 года, имелось указание, что гибель его пришлась "на память убиения св. благовернаго царевича Дмитрия". Упоминания дней памяти русских святых на надгробиях крайне редки. В основе отбора дней памяти святых, помещаемых на надгробиях, лежала византийская традиция. Дни памяти святых, указываемых на надгробиях, восходят либо к Уставу Константинопольской великой Церкви, либо к Студийскому или Иерусалимскому уставам, окончательно сложившимся к XI–XII векам. Но в данном случае упоминание о гибели царевича Дмитрия служило знаком внутренней связи двух событий, уподобляя невинную гибель святого младенца невинной гибели боярина.

Случалось и так, что надгробная эпитафия была совсем нелишним поводом напомнить о своих заслугах, вовсе не имевших отношения к имени умершего. Как, например, в надписи из Московского Златоустовского монастыря: Лета 7152-го (1641/42) преставися раба Божия Васильева жена Петровича Опраксина Феврония, зовомая Марфа Игнатьевна в городе Короче, как муж ея Василей Петрович был воеводою и погребена на сем меcте.

Когда читаешь эту эпитафию, волей-неволей возникает вопрос: что же было важнее для овдовевшего В.П. Апраксина, представителя захудалого к тому времени рода, — отметить надгробием кончину жены или же тот факт, что он вступил-таки в состав служилой элиты и был назначен корочевским воеводой?

Нередко за, казалось бы, однообразными строками надгробий звучат и отголоски политической борьбы. В первую очередь это касается эпитафий, появившихся над могилами жертв Смутного времени. Имя Бориса Годунова, столь ненавидимого московским боярством, стало в них, что называется, притчей во языцех. Немало усилий было положено на его, хотя бы и посмертную, дискредитацию.

Борющиеся за власть боярские группировки по-своему использовали подлинные и мнимые преступления царя Бориса. Бояре Романовы, в которых Борис Годунов, и не без оснований, видел серьезных конкурентов в борьбе за трон и обошелся с ними особенно жестоко, отправив в ссылку в удаленные монастыри и города, вообще превратили родовое кладбище в Московском Новоспасском монастыре в своеобразный мемориал жертв произвола царя Бориса. Сюда были перенесены останки тех Романовых, кто не пережил ссылки.

О чем же поведали надписи на этих могилах?

Лета 7114 (1606) марта в 12 день на память преподобного Феофана Исповедника погребен раб Божий Александр Никитич Романов, а преставися в заточении от царя Бориса Кириллова монастыря в вотчине на Луде.

Лета 7114 (1606) марта в 18 день на память святителя Кирилла Иерусалимскаго погребен раб Божий Михаил Никитич Романов, а преставися в заточении от царя Бориса в Пермии у Николая Чудотворца.

Лета 7119 (1618) февруария в 15 день на память святаго апостола Онисима преставися раб Божии Василий Никитичь Романов, молитвенное имя Никифор, в заточении от царя Бориса в Сибирском граде на Пелыме в Нырпу на погосте.

Как говорится, имеющий уши да слышит.

Но не только о людях повествуют эпитафии. Надгробия — неотъемлемая часть истории церкви или монастыря. Нередко даты, высеченные на них, оказываются древнее, чем первые упоминания об этих объектах в иных письменных источниках — летописях, жалованных грамотах, писцовых книгах и т.п. И находка подобных памятников позволяет существенно скорректировать наши представления о времени возникновения того или иного храма или обители.

Но ведь церкви и монастыри являются частью истории города или села. И в этом случае надгробия свидетельствуют также о ранних этапах существования этих населенных пунктов. Более того, при крайней скудости письменных источников по истории "малых" городов (что, увы, нередко для России) именно надгробия позволяют маркировать те или иные объекты (слободы, улицы и т.п.) во времени и пространстве.

Бывает и так, что эпитафии сохраняют память об исторических событиях, неизвестных из других источников. Сравнительно недавно в Галиче (Костромская область) было найдено валунное надгробие над могилой родственников известного иконописца Никифора Богданова сына Копосова — матери, сына и родного брата, умерших в 1654 году. Факт сам по себе примечательный, поскольку, как правило, от биографий иконописцев Древней Руси сохранились буквально крупицы. Однако ценность сведений, сохранившихся в эпитафии, возрастала еще и потому, что в ней содержалась летописная приписка о чуме в русских городах, в том числе и Галиче, а о том, что этот город затронула эпидемия, иные источники не сообщали3.

Конечно, в столь кратком обзоре невозможно дать подробный рассказ о древнерусских надгробиях. Материал, содержащийся в них, неисчерпаем. Но то, что сохранилось до наших дней, лишь небольшая часть, которую пощадило время. Необозримое число надгробий погибло. Гибли они и по людскому небрежению, и во время бунтов и войн, и при прямом содействии государства. В 1722 году Петр I запретил хоронить умерших в черте города и предписал "надгробные камни при церквах и в монастырях опускать вровень с землею... которые же камни неудобно так разместить, употреблять их в строение церковное". Так канула в вечность значительная часть "каменного архива" допетровской Руси. Не менее ощутимый урон ему был нанесен в годы советской власти при закрытии кладбищ и разрушении монастырей и церквей, так и не попав в руки ученых. Однако немалое число надгробий еще сохранилось в городах и весях России, но и они или оказываются под угрозой уничтожения, или — чаще всего из-за незнания — погибают. По этой причине особую актуальность сегодня приобретает создание свода древнерусских надписей, в котором были бы опубликованы надгробные и иные надписи конца XV–XVIII веков из храмов и монастырей России. Такое издание позволило бы сохранить эти источники под "одной крышей" и стать основой для их дальнейшего изучения.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв. М., 1996.

2 См.: Авдеев А.Г. Древнерусские святцы по лапидарным надгробным надписям конца XV — начала XVIII века // Вопросы эпиграфики. М., 2009. Вып. III. С. 322–415.

3 См.: Авдеев А.Г. Новые эпиграфические источники о моровом поветрии 1654 г. в Московской Руси // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 1 (44). С. 121–132.

http://e-vestnik.ru/history/drevnerusskie_nadgrobiya_5455/

historicaldis.ru

Сакральная каменная скульптура у славян — Славянская культура

Когда в последующих главах мы будем рассматривать славянские рунические памятники, то встретим много изображений и надписей на камнях. Причем довольно часто такие памятники имеют сакральный характер: рисунки изображают некие божества славянской мифологии или священные символы, а надписи являются пояснениями к рисункам, содержат теонимы. К сожалению, почти все рунические памятники данной группы уязвимы для критики: почти все они объявлялись подделками. Далее мы неоднократно будем рассуждать о дилемме аутентичности или поддельности тех или иных групп памятников; в данной же главе мы считаем нужным рассмотреть вопрос: существовала ли у славян-язычников сакральная каменная скульптура — идолы и надгробия? То есть могли ли в принципе существовать рассматриваемые нами памятники? Укладываются ли они в общий контекст славянской материальной культуры того времени?

Количество археологически зафиксированных славянских каменных идолов достаточно велико. И.П. Русанова и Б.А. Тимощук указывают 47 славянских культовых скульптур1

1 Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян.М., 1993. С. 11–16, 148

(в данной главе будут упомянуты только некоторые из них). Б.А. Рыбаков производит на основе археологических данных краткую классификацию: «По содержанию их можно разделить на три категории — идолы, изображающие мужчину с ро- гом изобилия в руках, фаллические идолы и изображения без особых признаков »2. К первой группе относится рельеф на стеле Х века с балтийского острова Рюген (рис. 4 а)3. Это изображение ассо- циируется с богом Святовитом, описанным Саксоном Грамматиком. Другой идол с рогом в руке был обнаружен в Мазовии4. На поясе у него угадывается некое оружие. Наиболее известной славянской скульптурой данной группы является так называемый Збручский идол, обнаруженный в 1848 году на русско-австрийской границе (рис. 4 б). Он также ассоциируется со Святовитом, поскольку, как и Святовит Саксона Грамматика, имеет четыре лика, обращенных на разные стороны света. В землях западных славян помимо перечисленных было найдено еще несколько крупных каменных идолов: в Гольцгерлингене (рис. 4 в)5, в реке Регнице близ Бамберга (рис. 4 г), в Янкове близ Могильна6 и др. Практика изготовления каменных идолов существовала и у южных славян. Так, в Сербии (Неготин) была обнаруже-на каменная скульптура со съемной «шапкой » (рис. 5)7. О восточных славянах В.В. Седов пишет: «В разных местах восточнославянской территории найдены каменные идолы, свидетельствующие о том, что в среде славян-язычников широкое распространение получили изображения божеств, выполненные из камня »8.

2 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 232. 3 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси... С. 233–235. 4 Gardawski A., Gassowski J., Rajewski Z. Archeologia i pradzieje. Swiat. 1965. № 17. Polski. Warszawa, 1957. S. 49. 5 Schlette F. Kelten zwischen Alesia und Pergamon. Leipzig; Jena; Derlin, 1980. 6 Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 322. 7 Фото из архива А.А. Бычкова. 8 Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII веках. М., 1982. С. 264.

каменная скульптура у славян

скульптура славян

Причем, согласно археологическим данным, на территории расселения восточных славян традиция изготовления каменных идолов древнее, чем у славян западных и южных. Так, известны антропоморфные каменные столбы (ок. II– VI вв. н.э.), относящиеся к черня- ховской археологической культуре9. В тот же ряд могут быть поставлены два антропоморфных камня из Ганачеевки и Звенигорода, опубликованные И.П. Русановой и Б.А. Тимощуком (рис. 6 а)10. Каменные идолы были обнаруже- ны также в Белоруссии (г. Слоним)11, Белозерье (около р. Шексны)12, в Черновицкой (с. Яровка)13, Московской (д. Акулинино и Долматово Подольского р-на)14, Псковской (близ г. Себеж15 и с. Вялье под Псковом16) областях и т.д.17 Б.А. Рыбаков говорил о распространенности каменных сакральных скульптур в Киевской Руси, основываясь на материалах раскопок капища Владимира в Киеве и на текстах летописей, повествующих о крещении Руси18. Каменные идолы были и в северном цент ре Руси — Великом Новгороде; в поздней Иоакимовской летописи сообщается, что Добрыня в 988 году «идолы сокруша: деревянни сожгоша, а каменнии, изломав, в реку ввергоша»19.

9 См.: Довженок В.И. Древнеславянские языческие идолы из с. Иванков- цы в Поднестровье // Краткие сообщения Института истории мате- риальной культуры. М., 1952. Вып. 48. Надо отметить, что на настоя- щий момент в науке нет единого мнения об этническом составе черняховцев: в этой археологической культуре присутствовали иран- цы, славяне и др. 10 Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища... С. 152. 11 Stabrowski J. Odnalezienie głowy starosłowianskiego bostwa w Słoni- mie // Ziemia Lidzka. Lida. 4 (1). 1939. S. 24–26. 12 Порфиридов Н.Г. Заметки о двух археологических памятниках Нов- городского музея // Материалы и исследования Новгородского му- зея. № 1. 1930. С. 31–33.

13 Тимощук Б.О. Слав’яни Пiвнiчно Буковини V–IX ст. Ки в. 1976. С. 91–92. Рис. 45. 14 Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII веках. М., 1982. С. 265. 15 Гуревич Ф.Д. Каменные идолы Себежского музея // Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР. 1954. С. 176–179. 16 Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII веках... С. 265. 17 См.: Штыхов Г.В. Интересная находка // Искусство. 1964. № 4. С. 66, 67. Никитина В.Б. Находки в Брестской области // Археологические открытия. М., 1971. С. 317, 318. 18 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси... С. 432. 19 Татищев В.Н. История Российская. М., 1963. С. 39.

 

скульптура славян сульптуры славян

Стоит отметить, что у славян встречаются и небольшие каменные изображения людей; эти изображения, возможно, также имеют сакральный характер. В качестве примера можно привести скульптурное изображение человеческого лица, найденное в 1873 году в старинном польском селе Варче близ Варты. Лик выбит на плоском округлом камне диаметром 10–11 см20. Надо учитывать, что «сохранившиеся до наших дней каменные идолы, по всей вероятности, составляли незначительный процент славянских идолов вообще, так называемая основная масса изображе- ний богов была изготовлена из дерева»21. Археологами обнаружено несколько деревянных славянских скульптур, идентифицируемых как идолы (см. рис. 7)22. Не исключено, что многие из них были изоб- ражениями домовых покровителей жилой территории. Кроме деревянных сакральных изображений существовали и изображения металлические. Отметим здесь только одно, найденное в Великом Новгороде. Свинцовый предмет представляет собой фигурку усатого мужчины, стоящего на вершине высокого столба (рис. 8)23.

славянские скульптуры

Возможно, данный предмет является миниатюрным идолом, повторяющим очертания «натуральных » скульптур.

 

20 Leciejewski J. Runy i runiczne pomniki słowianskie. Lwow, 1906. Со ссыл- кой на: Wiadomosci archeol. Warszaw. T. II. S. 58. 21 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси… С. 235. 22 См.: Колчин Б.А. Новгородские древности. Резное дерево // Свод ар- хеологических источников. Вып. Е1–55. 1971. С. 41–44. 23 Арциховский А.В. Археологическое изучение Новгорода // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 55. 1956. С. 35–36.

 

славянские скульптуры славянские надгробия

С темой каменных идолов тесно переплетается другая тема — каменные надгробия, изображающие неких сакральных персонажей. Н.Н. Велецкая, исследуя представления славян о смерти и посмертном существовании, рассматривает ряд каменных надгробий XIV–XV веков из Югославии и Словакии. Согласно толкованию Н.Н. Велецкой, изображения содержат информацию о «том свете », путешествии души в загробный мир: «Яркое изобразительное отображение мо- тив космического “иного света” получил в рельефах средне- вековых архаических надгробий. Из космических мотивов наиболее отчетливо выражен мотив звезд и месяца. С ними чаще связывается посмертное существование. Луна, месяц и звезды — распространенные космические знаки на средневековых южнославянских надгробиях. При сравнительном анализе их раскрывается красноречивая картина устремления духа умерших в космос, пути его к небосводу, вдоль Млечного Пути, к Луне и звездам, в «вечный мир». Космическая тема «вечного мира » особенно явственно выражена в памятниках Боснии, Герцеговины и окрестных ме- стностей. Комплекс космических символов — небосвод, месяц (луна), солнце, звезды в различных сочетаниях — характернейший мотив изображений на надгробиях. Особенно интересны в этом смысле надгробная плита с изоб- ражением космических символов (небосвод, солнце, луна) и возносящейся к небу фигурой человека с птицей в руке; а так- же надгробье с изображением звезд, месяца и как бы парящей к ним вдоль Млечного Пути фигуры, условно изображенной то ли в саване, то ли в парадной длинной одежде, скрывающей ноги и подчеркивающей ритуальный характер изображаемого. Характерен для южнославянских надгробий и еще один космический символ — десница, устремленная к небу, часто гипертрофированная. Изображение ее имеет различные вариации, часто она фигурирует в сочетаниях с другими космическими знаками (в том числе луком и стрелой). Встречается более архаическая форма выражения космической идеи — стрела, обращенная к небу.  

надгробия славян

Мотив связей посмертных судеб с солнцем явственно проявляется в обычае хоронить покойников до захода солнца. Согласно народной традиции, он связан с тем, что отходящее солнце могло бы довести его до обители умерших »24. Свою точку зрения Н.Н. Велецкая доказыва- ет, сопоставляя надгроб- ные изображения с по- смертными плачами, эпическими песнями и другими фольклорными текстами. Для нас интерес представляет центральная фигура надгробий — изображение некоего существа с поднятой вверх рукой. Рука указывает на место посмертного пребывания души — солнце, звезды, планеты. Как правило, рука — правая, но это далеко не всегда. На некоторых изображениях человеческая фигура вообще отсутствует, остается только рука, поднятая к светилам. Резонно предположить, что фигура на надгробиях олицетворяет некий мифологический персонаж, связанный с переходом от жизни к смерти. Он встречает души умерших и, возможно, указывает им посмертный путь.

 

24 Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. С. 20–24. Изобразительный материал, приводимый Н.Н. Ве- лецкой — см. рис. 9–11.

 

 

В связи с этим стоит упомянуть еще один южнославянский надгробный памятник (рис. 11). Это величественная приземистая фигура, напоминающая своими очертаниями крест. Лицо у фигуры не просматривается, зато четко изображены руки, сложенные на груди. В одной из рук находит- ся длинный витой предмет, скорее всего — посох. Н.И. Толстой отмечает наличие антропоморфных надгробий во многих славянских землях: «На всех полесских, да и на большинстве славянских кладбищ крест имеет привычную для современных представлений форму двух поперечно соединенных перекладин: вертикальной — большой и горизонтальной — меньшей. Однако в древности у славян были известны и другие формы надгробий, в том числе и тип креста, фактически имевшего очень мало общего с крестом и изображав- шего человеческую фигуру. Эти деревянные (реже — каменные) антропоморфные надгробия, во многих случаях именуемые также “крестом” (на восточнославянских Карпатах, на Коломийщине: крест и его составные части голова, рамя, стопа, пень, корень и т.д.) распространены в Бол- гарии, восточной Сербии, Карпатах, на Украине. В прошлом их ареал доходил до Полесья. Такие надгробия, по старинным славянским языческим представлениям, были местом обитания души покойника наряду с деревьями на могилах и вообще на кладбищах »25.

 

 

25 Толстой Н.И. Вызывание дождя в Полесье // Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М., 2003. С. 103. (Курсив Н.И. Толстого). Так- же см.: Толстой Н.И. Об одной карпатско-южнославянской изопрагме // Симпозиум по проблемам карпатского языкознания. М., 1973. С. 50–55.

 

южнославянские надгробные кресты

Интересно проследить, как видоизменяются надгробные памятники с проникновением в погребальную обрядовость христианства. Так, на рисунке 12 изображены два южносла- вянских креста. Хотя кресты и имеют христианский характер, но в них сохранен языческий элемент — две руки, «сложенные на груди ». Также на крестах присутствует и мотив десницы, протянутой к небу. Если выстроить в один ряд фигуры западнославянских идолов (рис. 4), крестообразный южнославянский надгробный памятник (рис. 11) и южнославянские кресты (рис. 12), то будет заметно, как со временем происходила трансформация некоторых деталей. Сначала плечи антропоморфной фигуры расширились, что позволило придать ей вид креста; впоследствии антропоморфные черты все более стирались, и фигура свелась к христианскому кресту. Рудиментом антропоморфности оставались разве что характерные пятипалые руки, неизменно присутствующие как на идолах, так и на христианских крестах.  

скульптуры славян Рассматривая трансформацию идолов в кресты, стоит упомянуть крестообразное изваяние, обнаруженное на территории Белоруссии (рис. 13). Изваяние представляет собой фигуру женщины, на уровне живота которой изображена фигурка ребенка; руки ребенка раскинуты также крестообразно26. Стоит заметить, что обычай трансформировать языческие скульптуры в христианские поклонные кресты существовал и у восточных славян. Так, высказывалось мнение, что многие поклонные кресты Псковской и Новгородской земель являются обтесанными антропоморфными языческими скульптурами. Существование подобной закономерности от фигур идолов к христианским крестам позволяет предположить, что некоторые найденные археологами каменные скульптуры (например, см. рис. 4 в, г) в действительности являются надгробными памятниками и изображают неких персонажей, связанных с «тем светом» и путем в царство мертвых.

Делая выводы для данной главы, отметим следующие положения. 1. Каменная сакральная скульптура была широко распространена у славян; таким образом, некоторые «спорные» рунические памятники (которые будут рассмотрены далее) оказываются вписанными в общий контекст материальной культуры. 2. Среди сакральных каменных скульптур существует довольно большое количество предметов, являющихся надгро- биями или изображениями существ, встречающих душу умершего человека на пути в царство мертвых. Это положение позволит нам впоследствии интерпретировать некото- рые славянские рунические памятники.  

26 З глыби вякоу. Вып. 2. Мiнск, 1997. 

slavyanskaya-kultura.ru

Камни дораскольной Руси - Другие памятники - Археология

85903210_1334173762_Mozhaysk_drevnie_nadgrobiya_08[1].jpg

В этой статье мы раскажем об удивительных  артефактах, найденных в 1999-2000 годах при расчистке территории Лужецкого Ферапонтова Монастыря в Можайске (Московская обл.). 

Речь пойдет вот о таких камнях.

16  

Историческая справка.

Можа́йский Луже́цкий Рождества́ Богоро́дицы Ферапо́нтов мужско́й монасты́рь — расположен в городе Можайске, существует с XV века. Единственный (кроме храмового комплекса на месте бывшего Якиманского монастыря) из 18 средневековых монастырей Можайска, сохранившийся до наших дней.

LuzhetskyMonastery

Монастырь основан св. Ферапонтом Белозёрским, учеником Сергия Радонежского по просьбе князя Андрея Можайского. Это произошло в 1408 году по прошествии 11 лет от основания им же Белозёрского Ферапонтова монастыря. Посвящение Лужецкого монастыря Рождеству Пресвятой Богородицы связано с решением самого Ферапонта. Видимо Рождество Богородицы было близко его душе, так как и Белозёрский монастырь также посвящался Рождеству. Кроме того, этот праздник особо чтился князем Андреем. Именно в этот праздник в 1380 году его отец,великий князь московский Дмитрий Иоанович сражался на поле Куликовом. По преданию, в память о том сражении его мать великая княгиня Евдокия построила в Московском Кремле Церковь Рождества Богородицы.

Первый каменный собор в честь Рождества Богородицы простоял в Лужецком монастыре до начала XVI века, после чего был разобран, а на его месте, в 1524—1547 годах, выстроен новый, пятиглавый, сохранившейся до наших дней.

Первый архимандрит Лужецкого монастыря — преподобный Ферапонт, прожив девяносто пять лет, скончался в 1426 году и был похоронен у северной стены собора. В 1547 году причислен к лику святых Русской православной церкви. Позже над его захоронением был построен храм.

Лужецкий монастырь просуществовал до 1929 года, когда согласно протоколу Мособлисполкома и Моссовета от 11 ноября был закрыт. Монастырь пережил вскрытие мощей основателя, разорение, разрушение и запустение (он стоял бесхозным ещё в середине 1980-х). В довоенный период в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медицинского оборудования. На монастырском некрополе находились фабричные гаражи со смотровыми ямами, складские помещения. В братских келиях были устроены коммунальные квартиры а здания переданы для устройства столовой и клуба воинской части.

«Позже над его захоронением был построен храм...»

 

Эта короткая фраза из вики и предваряет всю нашу историю.

Храм преподобного Ферапонта был воздвигнут во второй половине 17-го века т.е. уже после реформ Никона.  Все бы ничего, но постройка его сопроваждалась масштабным сбором и укладкой в фундамент храма могильных плит с окрестных кладбищ. Практика эта нашему уму не постижима, но вообще-то была довольно распространенной в старину и объясняется якобы экономией дифицитного камня. Могильные плиты не только укладывали в основания построек и стены но даже мостили ими монастырские дорожки.

 

Нас же интересуют собственно сами плиты, хотя их вид заставляет задуматься только ли из экономии ресурсов их так глубоко прятали. 

 

Вот собственно что осталось ныне от храме преподобного Ферапонта. Этот тот самый фундамент, на который надкнулись рабочие при расчистке территории монастыря в 1999 году. Крест установлен на месте обретения мощей святого.

Недоумение законное, но есть артефакты которые ставят в тупик еще больше.Некоторые плиты содержат надписи, в большенстве кириллической вызью, иногда очень высокого уровня исполнения.

Вот например такие.

38«Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ»

Надпись не оставляет кажется сомнения что похоронен христианский монах.Как видно надпись выполнялась искуссным резчиком (вязь очень хороша) на боковой части камня. Лицевая сторона оставалась свободной от надписей. Саватей почил в 1669 году от р.х.

А вот еще.

39«Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея»

 

Т.е. Таисия почила в 1651 году от р.х. Верхняя часть плиты утрачена полностью, потому нет возможности узнать как она выгледела.

Или вот образец где сторона с надписью уложена в стык блоков. Прочитать ее не разрушив кладку невозможно, но видно что и там работал большой мастер.

42Уже из этих трех картинок появляются вопросы.

1. Не кажется вам странными столь богатые надгробия монахов? Схимники конечно почетаемы в православии но настолько ли чтоб иметь подобные последние почести? 2. Даты погребения заставляют усомнится в версии о том что в дело строительства шли якобы только старые надгробия (есть такая точка зрения). Приведенные плиты ушли в фундамент очень молодыми о чем кстати говорит и их сохранность. Будто вчера резаны. Воля ваша, но дюже странно так обходится со свежими захоронениями да еще и святой братии.

Я могу осторожно предположить что... не братья они уже были реконструкторам никонианским, а как бы люди иной веры. А с усопшими иноверцами можно не церимонится, тогда и живых не шибко берегли. 

Еще несколько плит с надписями разного качества исполнения, прежде чем мы завершим эту часть материала.

44454647Как видно по последним примерам практика гравировки эпитафии на узорную горизонтальную поверхность плиты таки тоже имела место. По видимому в этом случае надпись делалась в поле между вилообразным крестом и верхней розеткой.

Вот тут это хорошо видно. И бордюр и розетка и крест и надпись довольно органично соседствуют.

48Итак, что мы имеем?

В конце 17 века по завершении реформы патриарха Никона на территории Лужецкого монастыря возводят храм преподобного Ферапонта. При этом в основание фундамента храма кладут надгробия наличествовавшие на тот момент в округе. Т.е. плиты разного возраста консервируются в фундамент на триста лет. На триста лет консервируется и дониконианский канон православного надгобия.То что мы можем видеть сейчас по сути есть состояние качества, износа, и косвенно возраста артефактов на момент их закладки в фундамент.

 

Очевидно что менее изношенные плиты соответствуют времени создания примерно 1650-1670 годов. Представленные в этой части образцы как раз соответствуют в основном этому времени.

 

Но! В фундаменте есть и более старые плиты и на них тоже есть надписи. Они не столь эстетичны, но не менее интересны.

Посмотрим например вот на эту.

50Следы розетки и бордюра едва прослеживаются. Надпись практически процарапана, хотя и довольно аккуратно и при этом выгледит новее самой плиты.

Вот еще. Тут почерк еще менее аккуратен.

51А тут впечатление что на старой плите учились писать.:) Буквы сильно напоминают письменность берестяных грамот Новгорода. А может они того же времени? А берестяные грамоты, как мы помним, это 9-15 век. Может быть — гадать не будем.

52Вот еще пример из той же серии.

56Впрочем это могут быть и брак и черновики или учебные образцы :)Ясно одно. Использовались старые плиты и качество самого орнамента явно не ученическое.

Есть образцы промежуточные, например вот этот. Тут есть намек на качество, но оно не сравнимо с плитами 17 века.

И снова мы видим что узорный рисунок более качественный и явно старше.Вот тут это видно лучше.

53Следуюший образец уникальный для собрания плит Лужецкого монастыря. Плита, детально описанная еще Фоменко и Носовским в книге «Тайна Русской истории». Парное захоронение двух мледенцев - Андрея и Петра Климентьевых. Младенцы почили в 1641 и 1643 годах.

 

Надгробие неканоническое и мы не видим тут вилообразного креста, но сделано очень качественно, причем  и узор окантовки и буквы явно делались в одно время и одним мастером.

Судя по состоянию, эта плита довольно долго находилась на воздухе, прежде чем лечь в фундамент. Впрочем у меня нет уверенности что плита там вообще была. Выставлена она в некрополе с другой стороны собора и возможна его частью и являлась.

 

Что мы можем сказать, посмотрев на эти снимки?

 

1. Еще до Раскола существовала практика надгробия без вилообразного креста, о чем говорит плита Клементьевых (40-вые годы 17-го века). При этом орнамент окантовки присутсвует неизменно. 2. Практика надписи на плитах — более поздняя традиция. Т.е. содержание надписи (христианская эпитафия) не стоит отождествляить с рисунком — это разные традиции. 3. Изначально ненадписанные но узорные плиты могли изготавливаться в отдельном производстве и возможно значительно раньше чем были применены в дело. 4. Самы старые по износу и вероятно по времени изготовления плиты имели более простой зубчатый орнамент окантовки в противовес более позднему — витой трехжгутовой волне.

Неочевидное но вероятное

 

Теперь несколько примеров из области скорее гипотез и загадок.

Вот например осколок плиты с очень качественной вязью а по краю мы наблюдаем полустертые мелкие письмена.

54

Вот снимок другой половины этого камня. Буквы менее заметны, но то что надпись тут продолжена видно довольно хорошо.

55

 

Возможно имеет смысл тщательнее осмотреть и отфотографировать края других плит. Случайные ли это надписи? Когда сделаны? Что там могло быть написано? В общем тут сплошные вопросы.

 

Что интересно — тут мы наблюдаем явные хотя и малозаметные направляющие линейки для письма. Стоит отметить что в большенстве надписанных образцов таких линеек нет. Это вовсе не значит что мастера работали влёт без направляющих, скорее оные просто стерлись от времени так-как изначально делались максимально незаметными.

Замечание про направляющие важно для рассмотрения следующего образца.

 

57

Первая мысль которая возникает — какие четкие и ровные направляющие тут сделал мастер. Но возникает вопрос  — зачем? Это почти пропилы, и линейки (если это они) много толще самих букв или сравнимы с ними. Сомнительно что это направляющие. Тогда что?

Посмотрим детали и поиграем со снимком методами В.А. Чудинова. Проявим то что можно проявить.

 

Забавные черты и резы :)

Конечно это можно списать на брак или ученические эксперименты, но можно посмотреть и иначе. Характер надписи нам явно что-то напоминает. Покрутим ее всяко, чтоб понять ее истинное положение на лите.

 

Вариант 3 особенно интересен, тем более что по положению остатков орнамента на плите (а она сильно повреждена) именно такое расположение надписи ближе всего к правильному.

Видите на что это похоже? Такой вариант лигатурного письма «под чертой» характерен для... Велесовой Книги и деванагари — письменной форме древнего санскрита.

 

Еще такую технику записи приписываю харийской каруне — одному из четырех видов древней письменности ариев.

 

 

 

Рассмотрим еще одни камни расположенные в Селе Борисоглеб, Владимирской области, Муромского района.Борисоглебский монастырь по слухам аж 11 века.В камне представлен со второй половины 17 века, до этого был полностью деревянным.

Ныне выглядит примерно так

2На сегодня от монастыря осталась Церковь Рождества и колокольня. В 90-е передан РПЦ и возрождается ныне как женский монастырь.

А вот в стороне от бурной реконструкции монастыря, на чем то вроде местного огорода лежат себе шесть вот таких вот камней, просто испещренных очень качественной хотя и побитой временем русской вязью.

3Все плиты представляют собой правильные параллелепипеды, не имеющие рисунка на горизонтальных плоскостях.Вообще горизонтальные поверхности явно подвергались обработке. Если помните на можайских плитах мы видили там остатки сюжета с узором, вилообразным крестом и розеткой. Тут таковых нет. Только и исключительно боковые надписи вязью.

1.5Итак, что мы видим на первой плите?Стандартная эпитафия инокини, весьма схожая с таковыми из Лужецкого монастыря.В области даты традиционная попытка что-то поковырять, далее «престависе раба божия Агафия во иноцех Александра»Есть еще одно отличие от можайских плит — орнамент вокруг надписи.На камне схимницы Таисии такого не было. Сам характер узора тоже уникален — это явно ростительный сюжет. На камнях Лужецкого монастыря таких не встречалось.

Что же с датой?Все что можно там разобрать пока —  73... и даже в тройке уверенности нет.Если это таки тройка, то речь может идти о захоронении от конца 18 до... конца 19 века.Сомнительно! Так что думаю что это всеж не тройка.

2.4Плита изрядно потрепана жизнью. Перетолмачить надпись даже не пытаюсь пока.А вот дату посмотримИ... снова облом.

7 тысяч хорошо видно, далее идет явно И (i)  десятичное, в представлении цифири не задействованное, и далее 2 которая нас не спасает.Впрочем это камень интересен другим

Вы таки не поверите, но на арене появляется... КРЕСТ То что мы так безуспешно ищем в течении всего исследования — нашлось!Вот он крупнее на фоне довольно сильных подчисток в области даты.

2.14_1Там кстати и буквы какие-то просматриваются, но уж совсем нечитабельно.3.

6Тут крест уже виден довольно хорошо.Крест старообрядческий, дораскольный... и похоже пририсованный, ибо качество исполнения с вязью несравнимо.Это конечно только предположение.Следы надписей вокруг креста и в его теле тоже видим, точнее это отдельные буквы, что не удивительно.По всей видимости там было нечто похожее на вот это.

medium_Image580Плиту вообще здорово помучили. И скребли и обкалывали и даже белили.Но мы можем предположить дату!!! и кое что прочитать.Итак, если дата разделена крестом то это  7173 год или 1664 год от рх.

Надпись гласит следующее:

 

«В лето 7273 ноября в 21 день преставися раба божия девица Пелагея Дмитриева ...» 

Орнамент, кстати, тоже флоральный, но немного другой чем на плитах выше.

4.

7На этой плите третий вид орнамента. Крест хотя и здорово стерт но выглядет родным с надписью.

Надпись гласит:

« В лето 717? генваря... преставися раб божий Дмитрий Федоров сын Борисов»

Дмитрий почил между 1661 и 1670 годом.Тут имеем третий вид флорального орнамента.

И наконец последнее две плиты

5.

9Дату тут разобрать так же не удалось (но первые две цифы несомненно 71... т.е. между 1591 и 1690 годом) и кроме того тут мы видим уже попытку не пририсовать а замазать или сбить крест.В общем не шуточные там были битвы традиций. :)

6.8Эта плита пострадала более всех, и интересна только четвертым видом орнамента и совсем уж явними следами подчистки, причем похоже отнюдь не в области даты.  Впрочем это могут быть и просто следы механического разрушения ибо плита здорово обколота.

Итак, что мы можем сказать по поводу увиденного?

1. Все плиты которые удалось датировать по эпитафиям относятся к  60-м годам 17-го века т.е. непосредственно ко времени проведения реформы патриарха Никона.

2. Надгробия этого периода имеют старообрядческий крест. Т.е. в 17-м веке к моменту Раскола такая традиция существовала как минимум во Владимирской губернии и напрочь отсутствовала в Московской, о чем нам говорят находки Можайска и Звенигорода.

3. Орнаменты Борисоглеба имеют ярко выраженный растительный характер и различны по рисунку на большенстве плит. Т.е. налицо отсутствие тут какого-то жесткого канона. Подобные орнаменты так-же напрочь отсутствуют в Можайске и Звинигороде.

4. Качество исполнения вязи в целом сравнимо с можайским.

 

 

 

Stone runes, руны, руна на камнях

www.slavianin.ru

№10 Древние славянские надгробия. Продолжение -

YouTube

Продолжаем изучать древние надгробия и загадки, с ними связанные. Типы надгробий и неудобные вопросы ученым. Книга Леонида Беляева для скачивания по ссылке: http://trof-av.livejournal.com/106395.html Если есть что-то интересное - присылайте на [email protected]



В чем тайна захоронений 17-го века и ранее? Высоко Петровский м-рь дает некоторые ответы... Всем приятного просмотра!) https://vk.com/club143790805 - моя группа

YouTube

Изучаем то, что осталось от Бобруйской крепости (Белоруссия). Раскопки начались в 2008 году. Скоро они были прекращены. Официальная версия - недостаточность фи

YouTube

Статья http://www.clumba.su/drevnie-rimlyane-govorish-kirill-i-mefodij/ Музыка взята из бесплатной библиотеки ютуб

YouTube

ПРОДОЛЖЕНИЕ: https://youtu.be/fmI5mLc__LE В центре Тулы при реконструкции дороги под землей на глубине 2 метра археологи нашли целое здание 17 века. Это уже не

YouTube

Многие исследователи утверждают, что древних кладбищ не осталось. На самом деле, это не так. Некрополь в Донском монастыре - наверно самое древнее сохранившееся

YouTube

В 1240 году орды татаро-монгол (или монголо-татар) после длительной осады взяли Киев. Что было потом? Изучаем рисунки Абрахама ван Вестерфельда 1651 года с руи

YouTube

Вилообразный крест романовы.

YouTube

Зачем они скрывают эти НЕОБЪЯСНИМЫЕ АРТЕФАКТЫ? Хотите узнать, как жили древние цивилизации? Ищете ответы на таинственные вопросы? Вас влечет все непознанное и

YouTube

Смотрим фотографии реставрации Зарайского кремля. Стены c внутренней стороны закопаны на 1,5 - 2 метра. А вместо "культурного слоя" - кирпичный бой и обломки ка

YouTube

Первое видео из цикла о закопанных городах. Большинство старых зданий, построенных до начала 19 века, закопаны по самые окна. Что является причиной? Культурны

YouTube

Гость на Канале Эдуарда Вольного Виталий Владимирович Сундаков. http://школа-здоровья.com/tours/next Школа Здоровья "РАДА" представляет Уроки Русского - Золо

YouTube

Сто лет назад Сергей Прокудин-Горский сделал порядка двух тысяч цветных фотографий различных уголков Российской Империи. Сегодня, посещая сфотографированные им

YouTube

Донской монастырь, старое донское кладбище, исторические нестыковки, несоответствие датировок, выдуманные мифы и легенды нашей с вами истории. Разбор старинных

YouTube

В качестве причины катаклизма, который по словам многих, произошел 300-500 лет назад называется смещение земной оси, в результате чего огромные волны залили огр

YouTube

Это кладбище считается старейшим во всём Урале. Изначально оно было преимущественно немецким. До нашего времени сохранились старинные каменные надгробия с надпи

YouTube

vimore.org

Древнерусские надгробия - это... Что такое Древнерусские надгробия?

Русское средневековое надгробие (древнерусское надгробие) — архитектурные сооружения (надгробный крест, намогильный камень, надгробная плита) установленные на могилах для увековечения памяти умерших, на территориях Древней Руси (территория современных государств: Беларусь, Россия, Украина) в XIII-XVII веках.

Надгробные плиты

Надгробные плиты — самый распространенный в средневековой Руси тип памятника, отмечавшего место захоронения человека. История надгробных памятников включает в себя не только изменения их размеров, форм, рисунков на их внешней стороне, содержания и величины надписей. В процессе эволюции надгробных плит прослеживаются региональные различия, из которых можно узнать своеобразие отдельных видов плит, наличие центров по их производству и своеобразие изготовлявшихся в них изделий. В настоящее время для научного анализа доступны более четырёхсот памятников подобного рода. Конечно, следует учитывать, что значительная часть памятников (плит) дошла до нас в частичном (фрагментарном) состоянии.

Типы и виды надгробных плит

Выделяют несколько типов надгробных плит — плиты трапециевидной формы, плиты прямоугольной формы, а также ладьевидные (с расширением в средней части) и брусчатые. У некоторых типов плит имеется несколько подвидов. В частности, плиты трапециевидной формы подразделяются на гладкие, плиты с треугольчатым орнаментом, плиты со жгутообразным орнаментом и плиты со смешанном орнаментом. Весьма интересен (и пока недостаточно изучен) вопрос о возникновении традиции написания эпитафий на плитах, а также сами эпитафии (с точки зрения религиозной, этнокультурной и художественной). В настоящее время точная дата начала традиции написания эпитафий на надгробиях и гробах учёными не определена.

Кресты, памятные знаки

Появление крестов и знаков нужно относить к периоду не ранее XIV-XV вв. В Новгородской земле хорошо известны каменные кресты, вмурованные в стены церквей, — так называемые закладные. Первоначально они были намогильными, о чем свидетельствует наличие ножек с шипами для закрепления их в валуны или плиты.

Эпитафии

Появление надписей-эпитафий связано с последними годами XV — рубежом XV-XVI вв. Надписи наносились только на надгробиях и каменных саркофагах. Самое широкое распространение эти погребальные сооружения и намогильные памятники имели в указанное время в Москве и Подмосковье. Именно здесь появились и получили широкое применение и эпитафии.

Интересной представляется надпись, сделанная на надгробии, найденом в Смедынском монастыре (г. Смоленск). На одной стороне камня читается: «МЕСЯЦА ИЮЛЯ 3 ДЕНЬ ПРЕСТАВИСЯ РАБ БОЖИЙ ЗИНОВИЙ ЧЕРНОРИЗЕЦ», а на другой — год смерти монаха: «1271». Совершенно уникальным является то, что это редчайший пример датирования от Рождества Христова в памятниках средневековой Руси вплоть до XVIII в.

См. также

Литература

biograf.academic.ru

|†| Погребение в древнем мире. Погребение у славянских народов

Похоронный обряд славян почти не изменился за последнее время.

Крещение Руси происходило в Xвеке, но на протяжении нескольких последующих столетий сельские жители хоронили покойников по языческим обрядам, иногда сочетали и христианские, и языческие обряды. В захоронениях того времени можно вместе с крестиками встретить и амулеты, типа медвежьих клыков и др. В могилах заведомо крещенных людей можно найти оружие, хотя это противоречит православному погребению.

Умершего обмывали, переодевали в весьма дорогую чистую одежду. Покойника клали на лавку так, чтобы голова была направлена в красный угол (место, где находились иконы), укрывали его белым саваном, складывали на груди руки, в правую руку давали белый платочек. Похороны проходили на третий день. Весь процесс похорон сопровождался причитаниями и плачем.

Если умирал старик, то плачи и причеты носили формальный характер. Специально нанималась плачея, которая могла перебить плачь замечанием и снова продолжать плакать. Если смерть была преждевременной, то плач принимал глубокую эмоциональную окраску.

Заканчивались похороны поминками (тризной), для которых готовились специальные поминальные блюда. Обязательно были блины.

На кладбище умершего поминали кутьей (сваренная каша с добавленным изюмом).

В ночи после смерти и до похорон нанятая чтица читала Псалтырь, а также заупокойные молитвы. Вместе с чтицей в комнате, где находился умерший, не спали местные старухи и старики. Обязательно после похорон чтице дарили Псалтырь, лежащий на полотенце.

Отмечали девятый, а также сороковой день после смерти.

Особое внимание уделяли ритуалу одежды. Восточные славяне имели обычай хоронить человека в той одежде, в которой он венчался. Когда умирала молодая незамужняя девушка или же холостой парень, тогда их собирали как на свадьбу. В Украине девушку клали в гроб с незаплетенными, распущенными волосами, с венком на голове, ставили возле гроба две венчальные свечи, а сам гроб украшали цветами. У гуцулов один венок надевали умершей девушке на голову, а второй, побольше, из гвоздики, барвинка и васильков клали вокруг тела. Подруги и дружки имитировали свадебный обряд – выбирали бояр, сваху, старост. Свахе вручали меч и свечу, а старост и подстарост подвязывали рушниками. Дружки и подружки подвязывали на головы черные ленточки. Одному юноше доставалась роль «вдовца». Девушке на палец надевался перстень из воска, предварительно позолоченый. Ближе ко дню похорон выпекали свадебный каравай, клали его на крышку гроба, и раздавали его на кладбище родным.

У славян умершего ребенка подпоясывали. Такой обычай связан с религиозным представлением о том, что Бог будет раздавать детям яблоки на «Спаса», надо, чтобы ребенок спрятал яблоко за пазуху.

В некоторых районах возле умершего проводили похоронные игры. Сопровождали их обильным распиванием алкогольных напитков. Носили они оргийный характер. Вместо того, чтобы выражать печаль, возле покойника веселились - пели, играли на музыкальных инструментах, рассказывали анекдоты, сказки, играли в карты, разыгрывали драматические сценки. Делалось это все для того, чтобы избежать губительной смертоносной силы.

pamjatniki.by

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН - Руклинок.инфо

Памятники древности говорят, что египетская цивилизация со времен первых династий фараонов (3200 г. до н.э.), т.е. с самого своего возникновения, была сложившейся цивилизацией высокой культуры и зрелости, воспринявшей чьи-то знания «в готовом виде». Отсюда следует, что в глубокой древности, задолго до древних египтян, существовал народ, имевший эти знания и передавший египтянам свой богатейший опыт.Значительные познания в точных науках не только египтян, но и шумеров, персов, индусов, китайцев могли быть получены лишь путем накопления опыта исследований в течение многих веков.

В частности, затмения, появление комет, метеоритный дождь, которые умели предсказывать шумерские жрецы, могли быть вычислены только в том случае, если постоянные и точные наблюдения за небом велись на протяжении не менее 10 тысяч лет. Из этого следует, что все эти цивилизации опирались на знания и опыт иной, более древней культуры.Доктор исторических наук В.Е. Ларичев пишет, что в 1982 году на севере Хакасии, в долине Белого Июса, открыты святилища бронзового века, представляющие из себя каменную обсерваторию, подобную известной Стоунхедж. После исследования обсерватории Белого Июса сделан вывод: «…люди бронзового века Сибири обладали прекрасно разработанным лунно-солнечным календарем и умели исключительно точно фиксировать время…».Наиболее древний лунно-солнечный календарь найден археологами в Сибири при раскопках Ачинского поселения древнекаменного века. Ему 18 тысяч лет. Он представляет из себя небольшой жезл, вырезанный из бивня мамонта, на котором с ювелирной точностью нанесен спиральный узор из 1065 различных по очертаниям лунок.

Таким образом, славяне, проживавшие в Сибири 18 тысяч лет назад, задолго до образования Шумерской, Египетской, Персидской, Индусской и Китайской цивилизаций, имели совершеннейший лунно-солнечный календарь.Обладали российские ведуны и редкостными приспособлениями для астрономических наблюдений. Так, например, найдены руины каменных комплексов солнечно-звездных обсерваторий и на Куликовом поле, и под Епифанью, и под Остряковом. 

После изучения каменного комплекса обсерватории Куликова поля, созданного российскими ведунами более 10 тысяч лет назад, стало очевидным, что перед ним тускнеет слава широко известного Стоунхенджа. Индийские волхвы рассказали известному французскому астроному Делилю (1688-1768) о нахождении на севере прародине ариев, откуда арийская культура распространилась по всему северному полушарию. Указали они ему и местоположение древнейшего арийского города-храма, служившего и обсерваторией одновременно.

Хотя этого города сам Делиль не нашел, в 1987 году в месте, указанном Делилем на Южном Урале, славяно-арийский протогород АРКАИМ был найден. Аркаим по своему виду является точным воспроизведением Зодиака. Вокруг Аркаима был найден 21 древний славяно-арийский город, что говорит о «Стране городов» между верхними течениями рек Урал и Тобол. Из всего сказанного ясно, что ни о каком влиянии восточного Средиземноморья на культуру севера Евразии не может быть речи, ибо культура северных ариев появилась несравнимо раньше.Известный среди археологов курган Аржан лежит на Алтае, в верховьях Енисея. Его возраст определяют 8-м веком до н.э., сооружен по тем же правилам, что и Аркаим и Стоунхендж.

На Украине немного южнее Киева – неолитическое поселение Майданское-1, принадлежащее к трипольской культуре 4-го тысячелетия до н.э. В нем есть канализация, стройная планировка улиц и площадей.В последние годы в Южном Предуралье обнаружены славяно-арийские поселения 7-6 тысячелетий до н.э. – Мулино-2, Давлеканово-2, где обнаружено много костей домашних животных (коз, лошадей, коров, овец).В «благородный план» освоения целины темные силы, не желающие разлашения правды о Российском славяно-арийском Наследии, включили задачу сравнять первогород с землей. Не получилось до конца, хотя частично кольца Аркаима были уничтожили. Тогда, чтобы открытие Аркаима не получило мирового признания, Аркаим зажали в кольцо информационной блокады, а раскопки там велись небрежно и поспешно.

Все эти преступные действия по уничтожению одного из древнейших городов Земли, а также информационная блокада Аркаима, Ачинского жезла, обсерватории Куликова поля, и других памятников, свидетельствующих об истинном источнике знаний всех цивилизаций современного мира, являются доказательствами вандализма.А чего стоит физическое уничтожение большинства общин Православных Староверов в Омске в 20-х годах прошлого века. В 1920 г. органы ЧК-НКВД затребовали списки членов общин Староверов г. Омска, после чего староверы нескольких десятков общин были арестованы и направлены в концлагеря. При арестах общинников-староверов бесследно исчезли многие бесценные реликвии Староверов – славянские книги дохристианской эпохи, написанные рунами, тьярагами и Буквицей, в том числе некоторые Саньтии Перуна и «Меч Стрибога».

А теперь иудокоммунисты и иудохристиане лицемерно говорят староверам: «Где ваши древние первоисточники ?». Мол, первоисточников Веры более древней, чем иудохристианство, нет и не может быть в принципе. После веков репрессий со стороны иудохристиан и иудокоммунистов жрецы-хранители Православных Староверов захотят показывать посторонним свои немногие сохраненные через тысячелетия подлинники Саньтий, Харатий, Вед ? 

Можно порекомендовать любителям ИЗ-ТОРЫ-И вместо того, чтобы домогаться пощупать оригиналы Православных Вед, Саньтий, Харатий, обратиться с аналогичной просьбой к иудеям и иудохристианам, чтобы те дали им пощупать изначальные оригиналы книги Мойши, проповеди Иешуа.Дадут ? Да, дадут. А потом догонят – и еще раз дадут…

Наши предки, проживавшие на земле России, уже 18 тысяч лет назад имели точнейший лунно-солнечный календарь, солнечно-звездные обсерватории удивительной точности, древние города-храмы; они дали человечеству совершенные орудия труда и заложили животноводство. А самое главное – сумели передать прямым потомкам древних ариев-славян свое ВЕДИЧЕСКОЕ мировоззрение.

ruklinok.info


Смотрите также