Древние майя города. Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ушмаль - древний город майя. Древние майя города


Мистические города майя | VeniVidi.ru

Майя — одна из самых великих и загадочных цивилизаций на планете, историю которой специалисты изучают уже много лет. Однако практически нет сведений о том, почему цивилизация в период своего максимального расцвета внезапно исчезла, оставив после себя огромные пирамиды и крупные поселения. Перенаселение и засуха — лишь некоторые из версий, предложенные учёными в качестве объяснения. Но эта неизвестность, пожалуй, только усиливает интерес к городам древней цивилизации, и тысячи туристов ежегодно устремляются в эти загадочные места. Отличный способ побывать во всех уголках этой страны и увидеть потрясающие достопримечательности - это тур в Мексику из Москвы.

Города майя

Всего в двух часах от мексиканского города Канкун расположен один из древних городов майя под названием Тулум, руины которого вряд ли можно назвать самыми впечатляющими, да и на их осмотр уйдёт не более часа. Однако Тулум выделяется именно своим местоположением: серые руины на фоне Карибского моря смотрятся просто восхитительно.

Тулум

Руины Тулума на фоне моря

Обязательным для посещения является древний город майя — Чичен-Ица,  который являлся не только политическим, но и культурным центром цивилизации. Главная достопримечательность города — практически идеальная по форме пирамида Кукулькана, гордо возвышающаяся в самом центре развалин. В ней есть что-то магическое, что заставляет смотреть на неё с завороженным взглядом. Территория вокруг пирамиды настолько хорошо очищена от джунглей, что напоминает большую автомобильную парковку.

Чичен-Ица

Пирамида Кукулькана

Руины города Ушмаль в Мексике находятся в полутора часах от Мериды (столицы региона). Самое впечатляющее и отлично сохранившееся местное сооружение — пирамида Волшебника. Ее главное отличие — плавные линии стен и покатые стороны. Отдалённо напоминающая пирамиду Кукулькана, она расположена в месте, которое находится немного в стороне от главных туристических маршрутов. По этой причине посещение этой достопримечательности станет глотком свежего воздуха — здесь нет бесконечно дымящих автобусов как, например, в Чичен-Ице.

Ушмаль

Пирамида в Ушмале

Руины Ушмаль

В мексиканском штате Чьяпас находятся руины мистического города Паленке. Это место является одним из самых умиротворяющих среди городов майя, поэтому ничего удивительного в том, что некоторые практикуют здесь йогу или медитируют прямо посреди руин. Есть отличная возможность отдохнуть в этом прекрасном окружении, взяв с собой книгу и что-нибудь перекусить.

Мистический Паленке

Паленке

Прямиком из Паленке очень легко попасть на территорию Гватемалы и посетить здесь древний город Тикаль. Путешествие в этот город никого не оставит равнодушным — многие из уникальных храмовых пирамид, возвышающихся на огромной площади, все еще окружены густыми джунглями. На пирамиды разрешено подниматься, а лучшими видами на другие храмы можно наслаждаться с четвертой пирамиды.

Тикаль

Руины города Тикаль

Древний город майя Ламанай, который переводится как «утонувший крокодил», расположен в Белизе около реки Нью-Ривер. Его руины прекрасно сохранились, и он оставался населённым дольше, чем остальные города древней цивилизации. Основные достопримечательности города — Высокий храм, с которого открываются удивительные панорамные виды, и Храм Маски с установлённой внутри 13-метровой каменной маской.

Руины города Ламанай

Каменная маска

venividi.ru

Города майя | Гуляев Валерий Иванович

«В эпоху древности,— писал в одной из своих недавних работ И. М. Дьяконов,— будь то на Западе или на Востоке, именно город, бесспорно, занимает ведущее положение как центр экономической, со­циальной и политической жизни. Можно сказать, что древность конча­ется вместе со смертью древнего города»[1].

То, что города с момента своего появления были основными центрами цивилизации, известно давно. Именно поэтому древний город — неизмен­ный объект археологических исследований. Особенно это касается антич­ных городов Греции и Рима, западноевропейских городов периода разви­того феодализма, древнерусских городов и т. д. В гораздо меньшей сте­пени изучены города так называемых раннеклассовых обществ Переднего Востока, Африки и доколумбовой Америки. Отдельные города исследова­лись не без успеха и там, но теоретическое осмысление роли города во всей социально-экономической структуре древнего государства, его функ­ции, планировка, наконец, его происхождение и определяющие чер­ты — все эти вопросы встали на повестку дня лишь сравнительно не­давно.

В настоящее время работами советских (Ю. В. Кнорозов[2], Р. В. Кин­жалов[3], В. Н. Никифоров[4], М А. Коростовцев[5], И. К. Самаркина[6]) и зарубежных (Р. Мак-Адамс[7]) ученых убедительно показана принци­пиальная, формационная близость древнеамериканских цивилизаций и раннеклассовых государств Месопотамии, Египта и ряда других областей Старого Света. Из этого следуют два важных вывода: во-первых, мы получаем возможность широко использовать сравнительный метод иссле­дований для анализа древних культур в обоих регионах; а во-вторых, и это особенно ценно, теоретические положения классиков марксизма-ленинизма о природе древневосточного общества и государства вполне могут быть использованы и для доколумбовой Америки.

Для сравнений и выводов в данной работе берутся только материалы двух, первичных очагов городской цивилизации: в Старом Свете это Ме­сопотамия (Шумер) и Египет, в Новом — Мезоамерика. Учитывая степень изученности соответствующих археологических источников, автор выбрал из всех городских цивилизаций доколумбовой Мезоамерики толь­ко культуру майя. Дело в том, что если для большинства других мезоамериканских раннеклассовых государств мы обычно располагаем сведе­ниями по одному-двум городским центрам, то для территории майя это число возрастает до полутора-двух десятков, что дает материал для сопо­ставления.

Первые города-государства возникли у майя в самом начале I тысяче­летия н. э. Их самостоятельное развитие было насильственно прервано испанским завоеванием в XVI в. Таким образом, история майяской циви­лизации и государственности насчитывает свыше полутора тысяч лет. В пределах этого продолжительного отрезка времени исследователи вы­деляют обычно два хронологических периода: классический (I тысячеле­тие н. э.) и постклассический (X—XVI вв. н. э.). Письменными источни­ками освещен более или менее лишь последний из них. Классический период, отражающий начальные и наиболее интересные этапы существо­вания раннеклассовых городов-государств майя, известен пока исключи­тельно по археологическим данным.

Однако одного археологического материала, при всем его обилии и значимости, явно недостаточно, чтобы сколько-нибудь полно судить о социально-политических институтах майя в городах I тысячелетия н. э. Поэтому в моей работе широко использован ретроспективный метод ис­следований, с тем, чтобы, идя от более известных, изученных явлений к менее понятным, «спроецировать» свет исторической традиции кануна Конкисты на «темные века» майяской истории.

Но прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о характере раннего города майя, нужно остановиться на самом понятии «город». Согласно мнению большинства исследователей, единого и абсолютного определе­ния города, годного для всех времен и народов, не существует. В разные эпохи, в разных исторических условиях это понятие меняло свое содер­жание.

В современной историографии, как советской, так и зарубежной, по­лучила широкое распространение точка зрения о том, что докапитали­стический город (т. е. относящийся к рабовладельческой и феодальной формациям) был прежде всего центром ремесла и торговли и большин­ство его жителей не участвовало поэтому в непосредственном производ­стве пищи (т. е. не занималось земледелием и скотоводством).

С

www.indiansworld.org

Города майя

     В то время, когда в Европе набирала силу великая Римская империя и легионы Юлия Цезаря уходили на покорение Галлии и Британии, на другом краю Земли, в Новом Свете, появилась одна из величайших цивилизаций Америки — цивилизация майя. Просуществовав более тысячи лет, создав блестящие образцы архитектуры, живописи и скульптуры, эта цивилизация, пережив свой расцвет в VI–VIII веках, пала под ударами завоевателей с севера — тольтеков. Белокаменные города майя были заброшены и долгие столетия зарастали сельвой. И только сто пятьдесят лет назад эта Атлантида древней Америки, поглощенная океаном тропических лесов, начала постепенно приоткрывать завесу своих тайн…

«Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели».

Эти строки принадлежат перу Джона Ллойда Стефенса — человека, в XIX столетии открывшего руины великих городов майя. Стефенс написал их о Копане — первом майяском городе, обнаруженном им в джунглях Центральной Америки.

Копан расположен на западе Гондураса, неподалеку от гватемальской границы. В свое время здесь проходил с войсками Кортес, в 1525 году отправившийся после завоевания государства ацтеков из Мехико в Гондурас. В 1576 году среди руин Копана побывал испанский хронист Диего Гарсиа де Паласио, описавший этот культурный центр майя — через семь веков после того, как он был покинут своими жителями. Великолепное описание Копана оставил аудитор аудиенции Гватемалы Д. Гарсиа Паласио. Но затем на долгие три столетия Копан погружается в полное забвение…

… В 1839 году американские исследователи Дж. Л. Стефенс и Ф. Казервуд, сопровождаемые проводниками-индейцами, отправились в сельву на поиски заброшенных городов. Их путь был необычайно труден. «Зелень, — писал за триста лет до этого Кортес, — отбрасывала такую густую тень, что солдаты не видели, куда ставить ногу». Мулы по брюхо проваливались в трясину, и, когда Стефенс и Казервуд, пытаясь им помочь, слезали с коней, колючие растения до крови царапали их кожу. Липкая влажная жара вызывала постоянное чувство усталости. Над болотами поднимались тучи назойливых москитов. «Этот климат, — писали о тропической низменности еще за сто лет до путешествия Стефенса испанские путешественники Дон Хуан и Ульоа, — истощает силы мужчин и убивает женщин при первых родах. Быки теряют в весе, у коров пропадает молоко, наседки перестают нестись».

Но Стефенс упрямо вел караван к цели. Его чрезвычайно интриговали слухи о том, что где-то в долине реки Рио-Копан, по рассказам индейцев, находится древний город. Рассказывали даже, что там, в джунглях, между двумя пирамидами будто бы натянут гигантский каменный гамак, в котором лежат фигуры мужчины и женщины.

Добравшись до реки Рио-Копан, Стефенс и Казервуд наткнулись на небольшую индейскую деревушку. Здесь они надеялись найти проводников, но никто из местных жителей — обращенных в христианство метисов индейцев — не мог отвести их к развалинам города. Пришлось идти дальше без провожатых. И их настойчивость увенчалась успехом: прорубая дорогу: зарослях, путешественники вдруг наткнулись на четырехугольную каменную стелу, украшенную замысловатым орнаментом. Этот обелиск был выполнен в такой художественной манере, которую до сих пор не встречалась нигде — ни в Европе, ни на Востоке, ни тем более в Америке.

«Ничего похожего нам видеть еще не приходилось, — писал Стефенс. Четырехугольный обелиск имел в высоту 3 м 90 см, в ширину — 1 м 20 см в толщину — 0,9 м. Он был сплошь покрыт скульптурными изображениями. В их выщербинах еще сохранились следы краски, некогда, вероятно! покрывавшей эти изваяния снизу доверху. На фасаде выделялось рельефно изображение какого-то мужчины. Его лицу было придано торжественное, серьезное выражение, способное внушить страх». По бокам «обелиск был испещрен загадочными иероглифами.

«Этот неожиданно найденный монумент, — отмечал Стефенс, — убедил нас в том, что предметы, которые мы разыскиваем, представляли бы существенный интерес не только как остатки цивилизации неизвестного нам народа, но и как памятники искусства; наряду с вновь открытыми историческими документами все это явилось бы свидетельством того, что народ, некогда населявший континент Америки, вовсе не был «диким».

За первой стелой последовали вторая, третья… В общей сложности Стефенс и Казервуд обнаружили четырнадцать диковинных, украшенных скульптурами обелисков, один удивительнее другого. А за ними — огромную храм-пирамиду! Каменные ступени вели к террасе, настолько заросшей, что определить ее размеры было невозможно…

Так был открыт Копан — первый из затерянных в сельве городов майя.

Стефенс и Казервуд стали его первыми исследователями. Для этого Стефенсу пришлось даже… купить Копан.

Когда исследователи вернулись в деревню, намереваясь на другой день приступить к более тщательному обследованию города, в их хижину заявился некий оборванец, который гордо сказал: «Я дон Хосе Мариа, и этот город в джунглях принадлежит мне!»

Стефенс удивился — в Египте, к примеру, вроде бы никто не заявлял, что ему принадлежит пирамида Хеопса. Но Стефенс и Казервуд находились в глухом тропическом лесу, за сотни километров от цивилизации, вдобавок в Мексике в ту пору шла война, и случись чего — о пропавших исследователях вспомнили бы нескоро. Поэтому приходилось считаться даже с такими субъектами, как «дон Хосе Мариа», у которого, впрочем, не было никаких документов, подтверждающих его право на владение городом. Пришлось прибегнуть к обычному в дикарских краях способу — предложить «хозяину пирамид» деньги.

За город — со всем, что в нем есть, — Стефенс предложил дону Хосе Мариа пятьдесят долларов. Бедняга даже не слыхал, что на свете существуют такие «огромные» суммы, и, придя в себя, немедленно поспешил согласиться. Так Стефенс вошел в историю американистики не только своими открытиями, но и тем, что оказался единственным человеком, который купил целый майяский город. После этого никто не мешал Стефенсу очищать Копан от зарослей, а Казервуду делать свои до сих пор не утратившие научной ценности зарисовки майяских пирамид и стел.

Начатые Стефенсом исследования Копана были продолжены в 1890-х и 1930-40-х гг. В результате были открыты многочисленные архитектурные и скульптурные памятники.

Расцвет Копана приходится на VII–VIII вв. н. э., когда город был центром самостоятельного политического объединения майя, охватывавшего территорию юго-востока современной Гватемалы и северо-востока Гондураса. В период расцвета Копан был вторым после Тикаля крупнейшим майяским городом, куда вели оживленные торговые пути. Затем наступило угасание города-государства.

Не исключено, что число жителей Копана в период его наивысшего расцвета достигало 200 тыс. человек. Город состоял из центральной монументальной части и 16 окраинных мини-комплексов — «кварталов», один из которых удален от центра на целых 11 километров. Центр Копана занимает площадь 30 га. В него входит Акрополь, названный так по аналогии с городами эллинистического времени в Средиземноморье, и пять прилегающих к нему площадей.

Акрополь — это комплекс пирамид, террас и храмов, поднимающихся на 30-метровую высоту и занимающих площадь в несколько гектаров. Особенно выделяются три великолепных храма, воздвигнутых между 756 и 771 годом. Один из них был посвящен Венере — Утренней звезде. Пирамиды хорошо сохранились до нашего времени.

Частью религиозного комплекса является поле для «тлачтли» — ритуальной, посвященной богам игры в мяч весом около 3 кг. Алтарь-жертвенник, наиболее монументальные сооружения и поле для игры в мяч были сооружены в VII–IX вв.

Необычайно интересна центральная площадь Акрополя. На ней можно увидеть девять поразительных стел-монолитов и изящно отделанных алтарей. Огромными размерами и пышным убранством выделяется и одна из статуй Копана. Особенной красотой отличается «пирамида № 26», построенная в 756 году. Западная площадь славится своими несравненными алтарями, на восточной площади вытянулась «лестница ягуаров».

Пожалуй, главной достопримечательностью Копана является знаменитая «Лестница иероглифов», ведущая с площади к одному из храмов. На ее 62 каменных ступенях вытесана гигантская иероглифическая надпись — свыше 2 тыс. знаков. Это самая длинная из известных на территории майя надписей. Рядом со ступенями стоят статуи богов или жрецов, каждая высотой около двух метров. Резные крылатые змеи украшают лестницу с двух сторон на всем ее протяжении.

Длинные иероглифические надписи сохранились и в копанском «Храме надписей».

Копан являлсял основным центром развития майяской науки, и прежде всего астрономии. Расцвету наук в Копане способствовало то обстоятельство, что он просуществовал дольше других майяских городов (древнейшая дата истории Копана — 460 год, последняя — 801 год). Здесь имелась одна из наиболее крупных, если не самая крупная астрономическая обсерватория своего времени. Найденные в Копане астрономические таблицы, составленные около 700 года, по своей точности в определении длительности года и периодов затмений превосходят все другие майяские вычисления солнечного календаря.

Даже в работах серьезных ученых, обычно не склонных к лирике, Копан заслужил множество самых лестных эпитетов. Его называют «Александрией древних майя», «Афинами Нового Света». Все эти почетные сравнения вполне оправданны, и сегодня Копан заслуженно признан культурно-историческим памятником мирового значения. Город объявлен археологическим заповедником, многие его постройки реставрированы.

Открытие Стефенса стало толчком к открытию других затерянных в дебрях Юкатана городов майя. Вслед за временем первопроходцев пришло время ученых — археологи, историки, этнографы, искусствоведы стали постоянными гостями древних городов. Но о чем могли рассказать эти руины, из которых уже давно ушла жизнь?

В истории майя немало загадок. И первая из них — тайна их происхождения. Многие ученые-американисты полагают, что уже во II–I тысячелетиях до н. э. майяязычные народы населяли земли нагорья юго-запада Гватемалы и занимались возделыванием маиса. Там, где ныне безраздельно властвуют непроходимая сельва, вулканические горы, болотистые земли и полузасушливые долины, индейцам майя удалось покорить природу и создать величайшую цивилизацию, которая просуществовала более тысячи лет.

За пятнадцать веков до Колумба майя изобрели точный солнечный календарь и создали единственную в Америке развитую иероглифическую письменность, использовали в математике понятие нуля, предсказывали солнечные и лунные затмения. Уже в первые века нашей эры они достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Но при этом майя не знали металлов, плуга, колесных повозок, домашних животных, гончарного круга. Фактически, если исходить лишь из набора их орудий, они оставались людьми каменного века. Блестящее подтверждение тому, что творческий гений человека не зависит от технического уровня цивилизации!

VII–VIII века н. э. — время наивысшего расцвета, «золотой век» классической культуры майя. Но затем происходит непонятное. К концу IX века жизнь в большей части городов либо прекращается совсем, либо едва-едва тлеет. Не возводятся новые храмы и дворцы. Покинутые города зарастают лесом. На протяжении каких-нибудь 100 лет самая густонаселенная и развитая в культурном отношении область Нового Света приходит в упадок, от которого она никогда уже не оправилась вновь. И когда Кортес шел со своими войсками от Мексики до северного побережья Гондураса, все это великолепие уже шесть или семь веков находилось погребенным под неумолимой сельвой.

Когда этот факт был обнаружен, он вызвал немало поспешных толкований. Первая гипотеза, как обычно, была наиболее близка к истине, но от нее быстро отказались: объяснение, что майя были изгнаны иноземными захватчиками, казалось слишком простым. Какими захватчиками, откуда они взялись? Государство майя находилось в расцвете сил, и никто из соседей не мог даже отдаленно сравниться с ним в военной мощи. И потом, в оставленных городах не обнаружено никаких следов завоевания!

Но, может быть, упадок цивилизации майя был вызван катастрофой? Но где следы этой катастрофы и что это, собственно, за катастрофа, которая могла заставить целый народ покинуть свою страну?

Причины упадка — это еще одна тайна в истории майя. Впрочем, необходимо заметить, что нечто подобное происходило по всей доколумбовой Америке. Существует немало теорий, пытающихся объяснить причины этого явления — землетрясения, климатические катаклизмы, эпидемии малярии и желтой лихорадки, интеллектуальное и эстетическое истощение, военное ослабление, социальные потрясения и т. д.

Одно время, казалось, ответ был найден: американский профессор Сильванус Морли выдвинул гипотезу о том, что главной причиной упадка цивилизации и переселения майя на Юкатан стало истощение почв в результате длительного и неэффективного хозяйственного использования: майя не знали плуга и применяли подсечно-огневое земледелие, в результате чего превратили свою землю в засушливую степь. Угроза голода заставила целый народ сняться с насиженных мест.

Эта теория завоевала много сторонников, но была быстро раскритикована специалистами. Против гипотезы Морли нашлось много чрезвычайно убедительных «но»: во-первых, жители этих мест до сих пор применяют подсечно-огневое земледелие, и оно, как оказывается, является здесь наиболее эффективным; во-вторых, древние майя не бежали, захватив добро, жен и детей в поисках обетованной земли на север, на Юкатан, — Юкатан и без того с древнейших времен являлся частью страны майя. А между тем в конце IX — начале X века юкатанские города переживают точно такой же упадок и запустение, какие наблюдаются на юге — в Гватемале и Белизе. Таким образом, говорить о каком-то массовом переселении майя с юга на север в конце I тысячелетия н. э. не приходится; в-третьих, едва ли истощение земли на всей огромной и разнообразной по природным условиям области майя могло вызвать быструю гибель их городов; в-четвертых, у древних майя были широко распространены и другие, более интенсивные способы земледелия: в горных зонах — террасы, а на равнине, близ рек и озер — оросительные каналы.

В общем, возражений против гипотезы Морли набралось более чем достаточно. А новые археологические исследования неожиданно доказали, что тезис о том, что якобы в оставленных городах не обнаружено никаких следов завоевания, глубоко ошибочен!

Во многих городах майя археологи нашли многочисленные и вполне определенные свидетельства того, что в VIII–IX вв. многие майяские города были захвачены какой-то группой чужеземцев, связанных по своей культуре с побережьем Мексиканского залива и с Центральной Мексикой. В таких городах майя, как Паленке, Алтар де Сакрифисьос, Сейбаль, Иашчилан, Пьедрас-Herpac, Тикаль, Копан, и других было зафиксировано внезапное и массовое появление культурных комплексов, лишенных каких-либо местных корней, но зато несущих очевидные характерные признаки центральномексиканских культур: керамики с оранжевой поверхностью, вычурных каменных изделий, известных под условными названиями «ярмо» и «топор» (эти изделия служат одним из наиболее специфических признаков цивилизации тотонаков и других племен, живших на территории современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско), и терракотовых статуэток, имеющих центральномексиканские черты. Физический тип, одежда, украшения и оружие этих статуэток совершенно не похожи на майяские.

Сегодня большинство исследователей считает виновниками гибели классической цивилизации майя различные центральномексиканские народности. Период угасания культуры майя совпадает с миграцией на юг племен Мексиканского нагорья. Эти народы в свою очередь переживали период всеобщего смятения в связи с вторжением с севера варварских племен, теснивших их к югу. Удалось установить и исходный район, откуда двинулись в поход завоеватели, — прибрежные районы мексиканских штатов Веракрус, Табаско и Кампече.

Более того — установлено, что земли майя подвергались нашествиям, по крайней мере, трижды. Первая волна завоевателей пришла из Теотиуакана — столицы могущественного государства, созданного на рубеже нашей эры предками индейцев нахуа. В VII веке н. э. Теотиуакан был разрушен результате нашествия варварских племен с севера, а его население бежало юг. Именно выходцы из долины Мехико и явились первой волной пришельцев на земли майя.

Вторая волна нашествия связывается с племенами пипиль. В конце VIII века н. э., когда ольмеки захватили город Чолулу, его жители вынуждены были бежать на побережье Мексиканского залива (в южной части современных штатов Веракрус, Табаско и Кампече). Здесь они подверглись влиянию тотонаков, чья столица Эль-Тахин также была разрушена ольмеками. Именно для тотонаков характерны каменные «топоры» и «ярма». Теснимые ольмеками, племена пипиль двинулись на юго-восток, в области майя. Это и была та самая волна завоевателей, которая принесла с собой оранжевую керамику, каменные «ярма» и «топоры» Нашествие пипиль на земли майя происходило с 800 по 950 г. н. э.

Третью волну завоевателей составили тольтеки во главе с Топильцином Кецалькоатлем, вторгшиеся на территорию майя в конце X века и на несколько веков установившие свое господство над Юкатаном.

Орды захватчиков, непрерывно приходившие с севера на протяжении почти пятисот лет, постепенно опустошили земли майя. Однако не исключено, что свою роль в гибели классической культуры майя могли сыграть и внутренние социальные потрясения (восстания, мятежи, междоусобицы и т. д.), и какой-то серьезный хозяйственно-экономический кризис (упадок земледелия и ремесел, нарушение системы торговых связей и т. д.). Иными словами, упадок цивилизации майя, во-первых, не был внезапным, а во-вторых, был вызван многими причинами, из которых трудно, а вероятно и невозможно выделить какую-то главную. Так что история гибели классической цивилизации майя и поныне остается загадкой для ученых.

Если на юге города майя пришли в полный упадок, постепенно разрушались и зарастали сельвой, то на Юкатане — в северной области майя — вторжение тольтеков способствовало созданию здесь своеобразной культуры, причудливо соединившей в себе майяские и тольтекские черты. В истории юкатанских майя начался новый период, получивший в научной литературе название «мексиканский» (X–XIII вв). В этот период главным городом Юкатана являлась Чичен-Ица — блестящая столица завоевателей-тольтеков на землях майя Однако в XV веке в результате ожесточенной междоусобной борьбы Юкатан был разделен на полтора десятка мелких городов-государств.

Это была уже агония некогда великой цивилизации. Часы истории неумолимо отбивали свой срок. А на горизонте уже маячили паруса испанских кораблей, несших с собой гибель всему прежнему укладу жизни индейцев.

Культура майя несомненно стала одним из величайших творений человека на Американском континенте. Выдающийся мексиканский ученый, обнаруживший знаменитую царскую гробницу в Паленке, А. Рус Луилье, писал, что майя достигли высшего уровня цивилизации из всех, какие знала доколумбова Америка.

smartwebsite.ru

Ушмаль - древний город майя

Древний город майя Ушмаль находится на полуострове Юкатан в Мексике. Это одна из региональных столиц майя в поздний классический период. Ушмаль считается одним из самых важных археологических памятников майя. Расположенные в регионе Пуук руины Ушмаля являются впечатляющим образцом архитектурных достижений майя.

Противоречие между историческими записями и легендами майя о том, как Ушмаль был построен

Слово «Ушмаль» (произносится Oш-маль), означает «построил три раза» или «то, что грядёт, будущее». Легенда гласит, что первый царь города был побеждён волшебным карликом, ицамна, который за одну построил самое высокое сооружение в Ушмале (теперь известное как Пирамида Мага).

Точная дата основания города неизвестна, но археологические данные свидетельствуют о том, что он был построен в VI веке. Тем не менее, Ушмаль получил статус города только в 850 году.

Некоторые исследователи полагают, что жизнь в городе процветала в IX-X вв., а также в XIII- XIV вв. Ушмаль пережил крах, как и многие города майя, в 900 году нашей эры.

Panorama-of-Uxmal  

Панорама города Ушмаль. Фото: Wikimedia Commons

Тем не менее, другие учёные не согласны и считают, что после X века в Ушмале сократилась численность населения, и он стал просто местом для паломничества ещё до того, как испанцы завоевали регион.

Большинство сходится в том, что после 1000 г., когда тольтеки покорили полуостров Юкатан, Ушмаль стал частью Лиги Майяпана. Позже город был взят под контроль правителями Сю. Он был заброшен около 1450 года, ближе к прибытию испанцев.

 

Обзор архитектуры в городе Ушмаль

В отличие от многих доиспанских городов, план Ушмаля не был основан на геометрии. Скорее, он был заложен с акцентом на астрономию с учётом особенностей холмистой местности.

Большинство зданий построены в стиле Пуук, они разделены на две части по горизонтали — нижняя часть не декорирована, а верхняя богато украшена и выглядит как мозаика. В верхней части помещались скульптуры, в основном около входа и на углах. Наиболее популярной скульптурной фигурой был бог дождя Чак (или Чаак).

corner-sculpture-of-Chac-mexico

Угловая скульптура, изображающая бога Чака, Чичен-Ица, Мексика. Фото: Wikimedia Commons

 

Уникальная архитектура пирамиды Мага

Пирамида Мага (дом Волшебника, пирамида Карлика) — сооружение высотой 35 метров — первым предстаёт перед взором современного посетителя. Вопреки легенде, кажется, что пирамида была построена в 2 или 5 этапов между VI и X веками.

Округлые углы этой пирамиды являются особенностью уникального архитектурного стиля майя. Она также включает крутую лестницу с дверью на западной стороне, что является необычным для главного входа. Дверь устроена таким образом, что кажется, как будто проходишь через рот похожего на змею монстра.

western-staircase-Pyramid-Magician

Западная лестница пирамиды Мага, Ушмаль. Фото: B. Mackenzie

Восточная сторона меньше декорирована и ниже, чем западная. Существует только одна комната, в которую можно войти с восточной стороны пирамиды.

Центр пирамиды Мага построен из известняка и покрыт штукатуркой, окрашенной в красный, синий, жёлтый и чёрный цвета.

 

Впечатляющие мозаики дворца губернатора

Дворец губернатора в Ушмале был построен, как полагают, в X веке, в честь последнего великого правителя Чака. Дворец губернатора, судя по всему, был административным центром города.

Высота дворца составляет 15,2 метра, площадь — примерно 2 га. Но не размер привлекает наибольшее внимание, а замечательные мозаики, созданные из 20 тысяч специально обработанных камней. Мозаики изображают Чака, змей и астрологические символы.

Расположение Дворца губернатора вызывало недоумение исследователей на протяжении многих лет. Только недавно они поняли, что центральный дверной проём, крупнейший из входов, идеально соотносится с Венерой.

Governor-Palace-Uxmal

Вид спереди на Дворец губернатора, Ушмаль. Фото: Wikimedia Commons

 

Женский монастырь: место сбора горожан

Женский монастырь, скорее всего, был основным местом для общения жителей города. Считается, что на пике развития население Ушмаля, вероятно, насчитывало около 20 000 человек. Испанцы назвали здание женским монастырём за его сходство с испанскими монастырями. Учёные полагают, что здания, окружающие «монастырь», были местом обучения для целителей, шаманов, жрецов, астрологов, военных и т.д.

Здания вокруг двора не были построены в одно и то же время — сначала в северной части, потом восточной, южной и, наконец, в западной. Западное здание является самым сложным из четырёх, оно украшено изображениями различных змей и масками Чака.

Nunnery-Quadrangle-uxmal

Рисунок части монастыря, Ушмаль (1844 г.) Фото: Wikimedia Commons

 

Современный Ушмаль

Многие сооружения Ушмаля очень хорошо сохранились и производят большое впечатление. С момента обретения независимости Мексики тысячи посетителей приехали в Ушмаль, чтобы посмотреть на эти уникальные развалины.

Усилия по сохранению Ушмаля включали использование природных материалов, таких как известь, наряду с передовыми технологиями. О сохранности древнего комплекса хорошо заботятся, и он продолжает привлекать внимание туристов со всего мира.

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению:

Древний город Коба

Чичен-Ица (Chichén Itzа)

Великая пирамида Nohoch Mul

Пирамида Волшебника (Ушмаль)

dostoyanieplaneti.ru

Кампече, Древние города майя

Kampeche Drevnie goroda majyaСамый «лесной» штат Мексики, он сохранил участки девственных тропических лесов, ныне охраняемых законом. Тем не менее площадь джунглей сокращается: леса вырубают на дрова и под новые плантации. А в глубине джунглей — пирамиды древних майя. Этот народ построил многочисленные храмы богов, которым приносились человеческие жертвы. Считается, что в лесах Кампече до сих пор немало не найденных пирамид.

ДЕВСТВЕННЫЕ ДЖУНГЛИ ЮКАТАНА

Южная часть штата — последний участок девственного тропического леса Мексики, где обитает около 400 видов животных и птиц, находящихся под угрозой полного исчезновения.

Кампече простирается вдоль западного побережья Юкатана, занимая почти треть полуострова. Граничит с двумя штатами и двумя государствами. На значительном протяжении омывается водами Мексиканского залива: этот участок именуется заливом Кампече.

Его поверхность — равнина, сложенная известняками. По всей территории развит карст, много воронок и пещер. На юге — цепочки невысоких холмов Сьерра-Альта. На севере — сухая саванна, в отдельных местах — небольшие участки пустыни. Вдоль побережья залива Кампече — мангровые леса и лагуны. В центре большей частью равнина покрыта густыми тропическими влажными вечнозелеными лесами, занимающими 40% территории всего штата.

Самые распространенные деревья — кедр, сейба, различные виды махагони и пальм. Есть здесь и около 100 разновидностей дикой орхидеи.

Рек здесь мало. Зато часто встречаются сеноты — естественные провалы, получившиеся после обрушения сводов карстовых пещер, в которых протекают подземные воды. Для древних майя сеноты являлись как источником пресной воды, так и местом жертвоприношений.

Девственные тропические леса Мексики находятся под защитой программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» в биосферном заповеднике Калакмуль (7232 км2). Это место обитания хищников семейства кошачьих — ягуарунди, оцелота, пумы и маргая, грызуна агути, паукообразных обезьян коата Жоффруа и центральноамериканского ревуна, крупного млекопитающего — тапира Бэрда, четырехглазого опоссума, броненосца, каймана, а также редких пернатых: например, глазчатой индейки, хохлатого гуана, юкатанского зеленого попугая и тукана. Много разнообразных змей: боаконстриктор, гремучие, коралловые. Прибрежные воды залива Кампече — место обитания мелких акул, барракуды, меч-рыбы, ламантинов и морских черепах.

Домайянские культуры существовали на территории нынешнего штата 3 тыс. лет назад, о них мало что известно. А вот майя оставили на земле Кампече многочисленные   свидетельства   достижений своей цивилизации — от астрономических обсерваторий до собственного календаря. Жили здесь племена юкатеков, чонтали и кехаче — представители одной культуры майя, но сами различавшиеся по диалектам, а их постройки — по архитектурному стилю и орнаментам. В центре преобладают постройки в стиле майя: комплексы Ченес и Рио-Бек: 12-ярусные, с фасадами в виде двойной пирамиды.

Около 7000 жилых построек и церемониальных сооружений археологи насчитывают в древнем городе Калакмуль (300 км к юго-востоку от город Кампече) — столице Канульского царства, пережившего расцвет в III-VIII вв. В VI-VII вв. его население достигло 50 тыс. человек, а площадь — 70 км2. Главные постройки — пирамиды Структура I и Структура II высотой 45 м. Древний город майя Калакмуль и окружающие его тропические леса внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2002 г.

По так пока и не выясненным причинам цивилизация майя резко пришла в упадок в VIII—IX вв. Последний город майя в Кампече находился на острове Хайна. Майя превратили его в огромный некрополь: найдено около 20 тыс. погребений, заполненных изделиями из стекла и керамикой.

Когда испанские конкистадоры достигли берегов нынешнего Кампече, местное население уже сократилось в несколько раз.

У штата очень благоприятное для экономики местонахождение. В глубине джунглей — останки древних городов майя, вызывающих интерес десятков тысяч туристов. На побережье — несколько морских портов, через которые вывозятся сельскохозяйственная продукция и нефть, что добывается уже дальше в море, на шельфе.

ЗАЛИВ «ВЕСЕЛОГО РОДЖЕРА»

Кампече сделал его жителей богатыми и напуганными: приходилось жить в постоянном страхе нападения пиратов, которые повадились регулярно грабить город. Пришлось горожанам самим позаботиться о собственной безопасности, о чем и напоминает мощная стена с бастионами, сохранившаяся до наших дней.

Испанцам не сразу удалось покорить этот район Юкатана. Местные народы сумели объединиться в союз и дали захватчикам отпор: прибывший сюда с отрядом в 1527 г. конкистадор Франси-скодеМонтехо( 1479-1553 гг.), вынужден был бежать. Лишь с третьей попытки, в 1537 г., ему удалось закрепиться на берегу, где он вместе с сыном Эль-Мосо основал город Сан-Франсиско-де-Кампече в 1540 г. Монахи-францисканцы вскоре построили 30 монастырей. Однако сопротивление продолжалось практически весь колониальный период.

Юкатан не принимал участия в борьбе за независимость от Испании в 1810 г. Только в 1821 г. по «Плану Игуалы» эта территория влилась в независимую Мексику. Однако права штата Кампече получил только в 1863 г., отделившись от ранее созданного штата Юкатан в ходе гражданской войны.

Сегодня Кампече стоит на предпоследнем месте по численности населения, но по доходам — на одном из первых. Открытие в 1970-х гг. месторождений нефти, в том числе на шельфе, сразу же сделало штат богатым и влиятельным: доходы от нефте- и газодобычи составляют половину всех поступлений в бюджет.

Морские платформы в заливе Кампече дают более половины всей мексиканской нефти и 25% — природного газа.

На севере и востоке Кампече ведутся добыча и переработка каучука, развиты аграрный сектор, лесозаготовка. На побережье основное число трудоспособного населения занято в промышленном рыболовстве, добыче нефти и морской соли, туризме, производстве копры. На юге и в центре занимаются сельским хозяйством, разведением скота.

В сельской местности преобладают индейцы майя, большинство майяго-ворящих Мексики живут в Кампече, 17 этнических групп являются в разной степени потомками представителей древней цивилизации майя.

Столица — Сан-Франсиско-де-Кампече — порт в одноименном заливе, важный транспортный узел полуострова Юкатан, исторический и культурный центр штата.

Исторический укрепленный город Сан-Франсиско-де-Кампече (Старый город) внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 г. Он окружен 2,5-километровой стеной высотой 8 м в форме неправильного пятиугольника с восемью бастионами и четырьмя воротами, которую строили почти 18 лет. Образцом для стены послужили крепостные укрепления испанского города Картахена. Отдельные участки стены, включая ворота, сохранились до наших дней. Сохранились и семь соединенных тоннелями бастионов-балуарте, превращенных в музеи, тропические сады, библиотеки и выставки народного искусства.

Пушки, палившие со стены, пустили на дно залива немало пиратских кораблей в XVII—XVIII вв. Останки парусников привлекают дайверов со всего света.

Полторы тысячи домов старого города в стиле барокко с заметным влиянием архитектуры Андалузии и его планировка остались неизменными с XVII в., в них живут горожане и работают кафе и магазины. Восстановлен Малекон — 5-километровая набережная вдоль городской стены.

Второй по величине и населению город — Сьюдад-дель-Кармен — стоит на острове между Мексиканским заливом и заповедной лагуной Терминос, где обитает птица ябиру, одним своим видом вызывавшая мистический ужас еще у майя. В старину тут находилась пиратская база, откуда корсары выходили на осаду Кампече и других городов. До конца 1970-х гг. добраться до него можно было только на лодке. После того как рядом нашли нефть и он превратился в город нефтедобытчиков, к нему построили несколько мостов, в том числе Сакатал, самый длинный в штате — около 4 км.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Первыми европейцами, ступившими на землю нынешнего Кампече, стали испанцы, уцелевшие после кораблекрушения в 1511 г. Нескольких сразу съели майя в ходе каннибальского ритуального пиршества. Остальные бежали, выжили двое — францисканский падре Херонимо де Агилар (1489-1531 гг.) и матрос Гонзаго Герреро. Спустя восемь лет первого спасла из рабства экспедиция завоевателя Мексики Фернандо Кортеса (1485-1547 гг.). В дальнейшем Агилар сопровождал Кортеса как переводчик, так как овладел языком майя. Герреро поступил на службу к местному правителю-касику, обзавелся женой и детьми (первыми метисами в Мексике), стал военачальником, сражался против конкистадоров и пал в бою, сраженный аркебузной пулей.

■ Испанцы, жившие в городе Кампече на заре его существования в XVI в., обнаружили, что кампешевое дерево — сырье для получения ценного красителя «синий сандал». Некоторые преуспели в торговле кампешем. Однако это же дерево привлекло внимание карибских пиратов, в том числе таких знаменитых, как Диего Эль-Мулато, Лорензилло, Франсуа Леклерк Деревянная Нога, Генри Морган и Эдвард Тич Черная Борода. В течение XVII в. город неоднократно подвергался осаде и раз

asonov.com

Города майя - Древние города

Города Америки - Города майя
20.11.2012 16:52

 

Руины города Кохунлич в джунглях Мезоамерики

 Кохунлич – город индейцев майя, существовавший на  территории доколумбовой Мезоамерики. Он был расположен на полуострове Юкатан приблизительно в 50 километрах к западу от города Четумаль, столицы мексиканского штата Кинтана-Роо. Кохунлич был обнаружен в 1912 году американцем Рэймондом Мервином.

 
Города Америки - Города майя
20.11.2012 14:41

 

Руины Тулума на морском побережье Мексики

 Древний город народа майя Тулум (в переводе с языка майя «стена» или «крепость») расположен на так называемой Ривьере-Майя, прибрежной полосе Карибского моря, на территории мексиканского штата Кинтата-Роо, приблизительно в 130 километрах к югу от города Канкун.

 
Города Америки - Города майя
30.08.2012 12:22

 

Древние пирамиды Майяпана

 

Майяпан – город народа майя, располагавшийся на севере полуострова Юкатан. Этот город пережил свой подъем в средний постклассический период, с 1200 по 1450 годы нашей эры. В это время на всей территории полуострова Юкатан ощущалось влияние Майяпана.

 
Города Америки - Города майя
29.08.2012 09:13

 

Руины древней Чичен-Ицы на полуострове Юкатан

 

Чичен-Ица являлась одним из крупнейших городов народа майя на мексиканском полуострове Юкатан. Этот город относится к поздней культуре майя, его руины расположены в штате Юкатан, приблизительно в 120 километрах к востоку от города Мерида. По своей площади (1547 гектаров) Чичен-Ица является одним из крупнейших обнаруженных на Юкатане городов. Центр города состоит из множества монументальных зданий религиозно-политического предназначения, а вокруг центра находятся жилые комплексы высшего сословья.

 
Цибильчальтун
Города Америки - Города майя
18.08.2012 19:32

 

Солнце между стойками ворот храма в Цибильчальтуне

 

Руины города Цибильчальтун (Dzibilchaltún), название которого означает «Место с надписями на каменных плитах», расположены на северо-западном побережье полуострова Юкатан приблизительно в 21 километре к северо-востоку от города Мерида. Цибильчальтун был важным и крупным городом цивилизации майя. К настоящему времени зарегистрировано свыше 8000 разрушенных строений, которые распределены на площади 50 квадратных километров.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>
Страница 1 из 2

www.ancientcity.ru

Города древних майя

Цивилизация индейцев племени Майя - одна из самых древних и загадочных цивилизаций на Земле, возникшая около 2500 лет назад. Города, построенные в эпоху развития этой цивилизации, сейчас расположены на территории пяти государств Центральной Америки.  Вехи её развития учёные поделили условно на три периода: с 2500 г до н. э. по 250 г. н. э. – доклассический период, с 250 г. н. э. по 900 г. н. э. – классической период и с 900 г. н. э. до 1521 г. н. э. – постклассический период. С 1521 г. с приходом конкистадоров наступает колониальный период цивилизации майя, принесший неизвестные ранее болезни – грипп, оспу, корь – и начало покорения независимого народа.

Но упадок величайшей цивилизации начался гораздо раньше, ещё в постклассический период. Причины начала коллапса до сих пор вызывают  споры и разногласия среди учёного мира.

Майя умели делать поразительные вещи, не зная колеса! Они строили величественные каменные города, причём каждый из них был отдельным государством. Майяские врачи достаточно точно ставили диагнозы и занимались излечением, употребляя свыше 400 лечебных трав. Применяя наркотические растительные вещества, умели делать примитивный наркоз и проводили хирургические операции.

Они были прекрасными земледельцами, создававшими продуманные ирригационные системы. Майя создали прекрасно сохранившиеся изящные произведения искусства, собственную письменность и систему счёта, первыми ввели понятие нуля. А астрологические  расчеты древних жрецов поразительно точны и способы их произведения ставят в тупик современных астрономов.

Наряду с этим повсеместно процветали религиозные церемонии с кровавыми и жестокими жертвоприношениями, постоянные войны между городами-государствами и  беспощадная борьба за власть.

На территории современного Белиза находится множество более или менее сохранившихся руин древних городов-государств майя. Самые древние -  поселение Куэлло, возраст около 3000 лет, расположены на севере, неподалёку от Оранж-Уолк. Рядом – археологический заповедник Ламанай, один из немногих, где майя проживали постоянно с раннего доклассического периода и до испанской колонизации. На территории заповедника можно осмотреть 718 архитектурных памятников майя. Поскольку город играл роль крупного центра проведения религиозных церемоний, главными объектами являются три пирамиды, на них сооружены: Высокий Храм, Храм Масок и Храм Ягуаровой Маски. Раскопки их продолжаются.

В окрестностях Коросаля открыто поселение Церрос с уникальной астрологической обсерваторией жрецов майя. Рядом - руины одного из трёх крупнейших городов майя в Белизе – Ла-Мульпа, со стилизованными под пирамиды захоронениями высшей знати племён. Свидетельства высокой культуры майя найдены в руинах города Четумаль и в самом значительном церемониальном центре доклассического периода - Номуль.

Самый большой город древних майя, найденный на территории Белиза, на плато Вака – Караколь. В период расцвета он занимал территорию около 90 кв. км и был населён приблизительно 150 тыс. человек. Самое замечательное сооружение – пирамида Канаа, высотой 42 м - до сих пор не уступает в высоте даже современным строениям Белиза. После интенсивных раскопок Каракола для осмотра открыто пять площадей, вокруг них сконцентрировано 32 значительных архитектурных сооружения и около 12 – поменьше. При раскопках церемониальных захоронений было обнаружено значительное количество образцов иероглифической письменности.

На западе страны, на вершине холма расположены руины города-крепости Шинантунич, влиятельного церемониального центра и сторожевого поста на тропах, ведущих к побережью. Хорошо различима над покрытыми джунглями руинами вершина пирамиды Эль-Кастильо высотой около 40 м. Неподалёку, рядом с Сан-Игнасио, можно посетить занявший 50 га археологический участок Эль-Пилар с руинами последнего оплота майя, оказавшего упорное сопротивление испанским завоевателям.

Представляют интерес и 34 раскопанных сооружения города Кахаль-Печ. Среди них, как предполагают археологи, остатки бани и двух площадок для игры в мяч. Эта игра была очень популярна и почитаема у Майя. Строились специальные площадки (стадионы), при раскопках найдены элементы снаряжения игроков и фигурки, изображающие игроков в специальных средствах защиты.

На севере от Белиз-Сити расположен город, условно названный Альтун-Ха. Такое имя ему дали колонисты, древнего названия города пока не определили. Основан был в классический период. Уже в наше время раскопано две центральных площади, в окружении четырёх храмов. Один из них – Храм Каменного Алтаря – самое большое сооружение Альтун-Ха, именно в его основании было найдено огромное, 15 метровое, изображение божества солнца, выполненное из нефрита с инкрустациями. Храм Зелёная Могила – место захоронения городской элиты. При раскопках в этом храме обнаружены изделия из нефрита, ювелирные украшения, написанные иероглифами древние книги майя. Практически исследованы сокровища Восточного Храма, большинство же мелких сооружений ждут описания и классификации.

Неподалёку от Пунта-Горда, в сторону деревни Сан-Антонио, в горах, на высоте 60 м над уровнем моря находится Лубаантун – церемониальный центр позднеклассического периода. Отличительной особенностью города является нехарактерный для местных майя стиль архитектуры: подгонка отделочных блоков пирамид и других строений происходила без употребления какого-либо скрепляющего раствора. Постройки округлой формы.

Город построен тремя концентрическими кругами вокруг пяти центральных площадей. Описаны 3 площадки для игры в мяч и гробницы. Полностью отсутствуют присущие майя элементы декора зданий: террасы, резные украшения, орнаменты, стелы, монументы. Нет и дверей в постройки. Предполагается, что на сохранившихся каменных основаниях были построены деревянные здания, не сохранившиеся до наших дней.

www.turspeak.ru


Смотрите также