Древние кладбища в крыму. Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине в Крыму
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине в Крыму. Древние кладбища в крыму


Старое караимское кладбище, Феодосия - Не знающий своего прошлого

Старае караимское кладбище, ФеодосияСтарое караимское кладбище в Феодосии предположительно существует еще с XIII века, в настоящее время находится в заброшенном состоянии. Здесь столетиями хоронили караимов и сейчас кладбище занимает почти 4 гектара. На кладбище сохранилось большое количество разнообразных надгробий, в основном XIX-начала XX века. Еще больше надгробий было разрушено или в разное время использовано в качестве строительного материала. UPD-1: добавлена видео-лекция о караимском кладбище в Иософатовой долине (о типологии и символике караимских надгробий). Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 09.2017г.

Крымские караимы - тюркоязычный народ (первоначально кипчаки/половцы) исповедующие иудаизм неталмудического толка. Караимы появляются в Крыму в середине XIII века вместе с монголо-татарскими завоевателями и поселяются сначала в Солхате (современный Старый Крым) и Кафе (современная Феодосия). Первое письменное упоминание о караимах в Крыму датировано 1278 годом, а первая караимская синагога Кафы была построена в 1292 году. В то время караимская община Кафы состояла из тюркоязычных (сначала кипчакский язык, а затем крымскотатарский) переселенцев из Золотой Орды (в том числе из Киева) и в меньшей степени из грекоговорящих византийских караимов. Даже и сейчас в Феодосии существует "Караимская слобода", хотя самих караимов в городе пороживает около сотни.Караимское кладбище, по мнению большинства исследователей, существует с появления караимов в Кафе, т.е. с XIII века. По мнению некоторых других - с XI или даже IX века. За свою историю надгробия с кладбище неоднократно использовали в качестве строительного материала. Наиболее масштабно при восстановлении Кафы после присоединения Крыма к России и после Великой Отечественной войны. А за последние 25 лет кладбище интенсивно разграблялось. Сейчас состояние кладбища плачевное: разрытые могилы, разрушенные склепы, разломанные и сдвинутые надгробия. Но последние годы есть и положительные моменты - энтузиасты из караимской общины организуют сбор по всему городу надгробий и их фрагментов для возврата на кладбище. А часть нагробий в целях сохранности перенесена в лапидарный дворик Дачи Стамболи (о них будет отдельный репортаж).

1. Караимское кладбище. Метками обозначены фото из репортажа. Фото идут с севера на юг, а съемки на видео с юга на северКараимское кладбище

2. Информационный плакат о караимском кладбище. Плакат расположен на лапидарном дворике во дворе дачи Стамболи (о даче Стамболи и лапидарном дворике будет отдельный репортаж)Информационное табло о караимском кладбище, лапидарий Дома Стамболи, Феодосия

3. Видео караимского кладбища, снято в спешке с юга на север

4. Вид на северную часть караимского кладбищаСтарае караимское кладбище, Феодосия

5.Старае караимское кладбище, Феодосия

6. Фрагменты надгробий. Предполагаю, что эти части надгробий использовались как кирпичи при строительстве, а сейчас их приносят со всей ФеодосииСтарае караимское кладбище, Феодосия

7.Старае караимское кладбище, Феодосия

8. Двуязычное надгробие. Видны следы раствора, вторичное использование в постройках?Старае караимское кладбище, Феодосия

9. аналогично, следы раствораСтарае караимское кладбище, Феодосия

10. Вид на залив и ФеодосиюСтарае караимское кладбище, Феодосия

11.Старае караимское кладбище, Феодосия

12.Старае караимское кладбище, Феодосия

13. Надгробие в форме горизонтальной плитыСтарае караимское кладбище, Феодосия

14.Старае караимское кладбище, Феодосия

15. Видны следы вандализмаСтарае караимское кладбище, Феодосия

16.Старае караимское кладбище, Феодосия

17.Старае караимское кладбище, Феодосия

18. Разные виды надгробийСтарае караимское кладбище, Феодосия

19. Седловидное надгробиеСтарае караимское кладбище, Феодосия

20.Старае караимское кладбище, Феодосия

21.Старае караимское кладбище, Феодосия

22.Старае караимское кладбище, Феодосия

23.Старае караимское кладбище, Феодосия

24. Двуязычное надгробиеСтарае караимское кладбище, Феодосия

25.Старае караимское кладбище, Феодосия

26.Старае караимское кладбище, Феодосия

27. Западная ограда кладбищаСтарае караимское кладбище, Феодосия

28. Седловидное надгробие. По поводу подобной формы надгробия существует несколько версий: а - "эгер-таш" (седло-камень), стилизация под традицию кочевников-тюрок класть на могилу умершего мужчины-воина конское седло; б -  фрагментарный образ фасадной внешней стены древне-иудейского храма, где левый и правый "рога" символизируют левую и правую башни храма; в - символ защитных стен Иерусалима, которые так же были с башнями; г - развернутый свиток торы; д - образ детской люлькиСтарае караимское кладбище, Феодосия

29. Призматическое надгробие, двуязычная надписьСтарае караимское кладбище, Феодосия

30.Старае караимское кладбище, Феодосия

31.Старае караимское кладбище, Феодосия

32.Старае караимское кладбище, Феодосия

33.Старае караимское кладбище, Феодосия

34. Надгробие с вырезанными розеткой и кипарисамиСтарае караимское кладбище, Феодосия

35.Старае караимское кладбище, Феодосия

36.Старае караимское кладбище, Феодосия

37.Старае караимское кладбище, Феодосия

38.Старае караимское кладбище, Феодосия

39. Разграбленная могилаСтарае караимское кладбище, Феодосия

40.Старае караимское кладбище, Феодосия

41.Старае караимское кладбище, Феодосия

42. Двуязычное надгробиеСтарае караимское кладбище, Феодосия

43.Старае караимское кладбище, Феодосия

44. Седлообразное надгробие и вырытый лаз в могилу под нимСтарае караимское кладбище, Феодосия

45.Старае караимское кладбище, Феодосия

46.Старае караимское кладбище, Феодосия

47. Разграбленная могилаСтарае караимское кладбище, Феодосия

48.Старае караимское кладбище, Феодосия

49.Старае караимское кладбище, Феодосия

50.Старае караимское кладбище, Феодосия

51. На правом надгробии минора?Старае караимское кладбище, Феодосия

52.Старае караимское кладбище, Феодосия

53. Лаз в склепСтарае караимское кладбище, Феодосия

54. Раскуроченный склепСтарае караимское кладбище, Феодосия

55. Грабленная могилаСтарае караимское кладбище, Феодосия

56. она же с другой стороныСтарае караимское кладбище, Феодосия

57.Старае караимское кладбище, Феодосия

58. Часть кладбища со склепами знатных караимов. Часть надгробий отсюда перенесена на лапидарный дворик Дома Стамболи (о них будет отдельный репортаж)Старае караимское кладбище, Феодосия

59.Старае караимское кладбище, Феодосия

60. Лесной массив на западе от кладбищаСтарае караимское кладбище, Феодосия

61.Старае караимское кладбище, Феодосия

62.Старае караимское кладбище, Феодосия

63.Старае караимское кладбище, Феодосия

64.Старае караимское кладбище, Феодосия

65.Старае караимское кладбище, Феодосия

66. Лаз в склепСтарае караимское кладбище, Феодосия

67.Старае караимское кладбище, Феодосия

68.Старае караимское кладбище, Феодосия

69.Старае караимское кладбище, Феодосия

70.Старае караимское кладбище, Феодосия

71.Старае караимское кладбище, Феодосия

72.Старае караимское кладбище, Феодосия

73.Старае караимское кладбище, Феодосия

Интересующимся историей караимов и иудаизма рекомендую замечательную книгу Михаила Кизилова "Крымская Иудея" 2011 года

UPD-1: Видеолекция от Михаила Кизимова (автора вышерекомендованной книги) о караимском кладбище в Иософатовой долине. Начиная с 49:00 о типологии и символике караимских надгробий

Еще старые кладбища, старинные надгробия и хачкары Крыма:Старое кладбище у Солдатской Слободки, КерчьСтарое кладбище Феодосии Керченский лапидарийГеровское кладбище  (Эльтиген)Кореизское кладбище

[Все кладбища, некрополи и лапидарии средневековья и нового времени в моем блоге:...]Кладбища средневековья и нового времени в моем блоге:Некрополь у храма Сергия Радонежского, МоскваХачкары и надгробия Боспорского царства в Музее древностей Феодосии (фото 9, 29, 32)Старое караимское кладбище, Феодосия Старое кладбище у Солдатской Слободки, КерчьСтарое кладбище ФеодосииОстатки армянского кладбища в Кафе, КрымКерченский лапидарийГероевское кладбище, Керчь Нагробия и хачкары во дворе и внешних стенах церкви Сурб Саркис (XIV в.), ФеодосияНагробия и хачкары в церкви Сурб Саркис (XIV в.), ФеодосияАрмянские надгробия в лапидарии Феодосийского музея древностейХачкары и надгробия в лапидарии Музея древностей ФеодосииНекрополь Свято-Введенского Кизического монастыря, КазаньНекрополь Микулина городища, МО Некрополь Свято-Успенского монастыря, ОрелТроицкое кладбище, МОЛапидарий в усадьбе Вяземы, МОСтаринные надгробия Крымского кладбища, Московская обл. Старинный некрополь у церкви Успения Пресвятой Богородицы в Шарапово, МОСредневековое кладбище -  селище Петелино-1, Московская обл. Некрополь Уборы, Московская обл.Некрополь в усадьбе Вяземы у церкви Живоначальной Троицы, Московская обл.Старое немецкое кладбище в Светлогорске, Калининградская обл.Старинные надгробия на Кубинском кладбище, Московская обл.Старое Кореизское кладбище, КрымДревние надгробия в КазаниНекрополь Новодевичьего монастыря, МоскваНекрополь Богородице-Рождественского Бобренева монастыряНекрополь Донского монастыря, МоскваСтаринные надгробия на Васильевском кладбище, Рузский р-н МОНекрополь Троицкого Рождества Богородицы Оптина женского монастыря, БолховКладбище у церкви Дмитрия Солунского в Рябушках, Калужская обл.Некрополь Лужецкого Ферапонтова мужского монастыря, Московская обл.Старое кладбище в Марково, Московская обл.Всехсвятское кладбище, МоскваНикольское кладбище (кладбище военных летчиков), Московская обл. Некрополь у церкви Воскресения Словущего, Московская обл.Старое кладбище у Дютьково, Московская обл.Средневековое надгробие у Покровского собора, МоскваНекрополь у церкви Покрова Пресвятой Богородицы, МО

trof-av.livejournal.com

Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине в Крыму

Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине в Крыму

Недалеко от средневекового города Чуфут-Кале, в Иосафатовой долине, находится старинное и самое известное в мире караимское кладбище. В этом таинственном и печальном городе мертвых в дубовой роще зафиксировано, по разным данным, от 5000 до 10000 надгробий.

Такое большое различие в цифрах от того, что наряду с надмогильными надгробиями, здесь есть очень много безмогильных памятников, называемых кенотафами (или йолджы таш) – камень путнику в виде прямоугольника. Они по традиции устанавливались умершим на чужбине. Это место - ценнейший археологический и исторический комплекс, вызывающий огромный интерес у ученых. Самые древние надгробия датируются XIII в., но большинство относится к XVI-XVII вв. Почти все они представляют собой двухвершинные изваяния, испещренные древнееврейскими письменами.

Попасть на кладбище в Иосафатовой долине несложно. Если идти от Чуфут-Кале, то выйдя из Восточных ворот, нужно пройти около полукилометра по вырубленной в скале дороге к верховьям долины. В один момент выходишь прямо в арке, являющейся входом на кладбище. От нее, от входа, уходит далеко вглубь леса тропа, вдоль которой расположены многие сотни памятников.

Около арки видны руины сторожки, а далее... сколько хватает глаз - дубовая роща и теснящие друг друга надгробия

Судя по эпиграфическим данным (датировкам надгробных надписей), кладбище появилось в середине XIV века (приблизительно 1360-е гг.) и просуществовало до второй половины XIX столетия, охватив, таким образом, огромный исторический промежуток, связанный с завоеванием Крыма татарами в XIV ст., турками - в XV в. (Османская империя), периодом вассального Крымского ханства (1441-1783) и включением Крыма в состав Российской империи в конце XVIII в. Эта стела - одно из многочисленных свидетельств взаимоотношений между империей и караимами в XIX-XX веках и степени их интеграции в имперский организм.

Большая часть надгробий содержит эпитафии на древне-еврейском языке. Последние несколько лет они активно исследуются, но полных их публикаций пока еще не существует. Часто в эпитафиях приводятся краткие цитаты из Ветхого завета. Кроме того, встречаются эпитафии и на караимском языке, но часто написанные древнееврейскими символами. Часть надгробий, относящихся к концу прошлого века, имеют двуязычные надписи - на иврите и русском языках.

Газан чуфут-кальской общины Соломон Бейм, сопровождавший русскую путешественницу О. Шишкину, посетившую кладбище в 40-х гг. XIX века, уверял, что здесь покоится около 40 тысяч человек. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты под землей.

На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Среди них концентрические окружности - солярные знаки, дошедшие со времен язычества; кипарисы - символы скорби; розетки - торжество радости жизни.

Когда-то в Иосафатовой долине было почитаемое место захоронения, сюда привозили умерших караимов даже из городов, находящихся далеко за пределами Крыма. На сегодняшний день в долине растет около десяти огромных дубов – остатки священной дубовой рощи караимского народа. 

У караимов существовал культ священных дубов, их нельзя было рубить ни при каких обстоятельствах, отсюда – второе названия этого места: Балта Тиймэз, что в переводе с тюркского значит «топор не тронет». 

Говорят, караимы верили в то, что имеется связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось, а территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.

Из: livejournal

www.izbrannoe.com

Крым, караимское кладбище, Чуфут-Кале, караимы

Если после посещения пещерного города Чуфут-Кале у вас еще остались силы и время, то посетите Иософатову долину. В нее ведет выходящая из восточных ворот дорога. Буквально через десять минут движения вы окажитесь перед древними воротами такого же древнего караимского кладбища.

Древнее караимское кладбище в Крыму

С давних пор Крым является традиционным местом проживания караимов. Это народ принадлежащий к группе тюркских народов. Многие считают, что караимы и евреи - это одно и то же. Часто приходится слышать такую версию, что караимы - это крымские татары, но исповедующие иудаизм. Но не все так просто.В науке существует две версии происхождения караимского народа. Одна (семитическая) придерживается того, что караимы произошли от еврейской группы исповедающей доталмудический иудаизм. По другой (тюркской) версии караимы произошли от хазар, принявших иудаизм и расселившихся в Крыму. Нужно заметить, что даже средиученых-караимов нет единого мнения по вопросу происхождения.

Но вернемся к самому некрополю. Находится он возле Чуфут-Кале потому, что этот город был центром проживания караимов в Крыму. В 19 веке его население состояло исключительно из караимов. Когда на кладбище появилось первое захоронение уже не скажет никто. Самая ранняя цифра, которую можно отыскать на одном из надгробий 1249 год! Сами караимы называли некрополь Балта-Тейшез, что в переводе означает "топор не тронет". Это относилось к дубовым деревьям, которые в давние времена произростали здесь во множестве.У караимов они дуб считался священным деревом. Еще недавно здесь, на территории кладбища можно было встретить экземпляры возрастом 600 и более лет.

Караимское кладбище в Крыму

Итальянский художник Карло Боссоли, Караимское кладбище в Крыму, 1841г.

На территории около 4 гектаров находится несколько тысяч надгробий. Кладбище настолько древнее, что многие каменные надгробия просто ушли под землю. На тех, что остались над поверхностью можно увидеть надписи на каком-то древнем языке. Скорее всего - это один из древнееврейских.

Караимы в Крыму

В самом начале кладбища, прямо у входа можно видеть современные и не очень кенотафы. Это условные памятники, которые поставлены родственниками тех караимов, которые успокоились далеко от сюда (некоторые на другой стороне Земного шара), но хотели лежать именно здесь.

Караимское кладбище в Крыму

Кенотаф в память об одном из сынов караимского народа, погибшем при обороне Порт-Артура в Русско-Японскую войну 1904-1905 гг.

Если вы попали сюда в пасмурную погоду, да еще в туман, то ощущение такое, что все это бутафория для съемок какого-нибудь триллера. Настолько гнетущее впечатление создают покошенные и вросшие в землю надгробия. Здесь редко встретишь большие группы туристов. Обычно люди устают после похода по Чуфут-Кале и дойти сюда у многих уже не хватает сил. Но все же побывать здесь стоит. Посмотреть на древние саркофаги, расписанные непонятными буквами и знаками.

Если вы любители походов и у вас есть время, то знайте, что пройдя через кладбище вверх до дороги и повернув на лево можно дойти до самого крупного пещерного города в Крыму Тепе-Кермен. А там и до пещерного монастыря Качи-Кальон рукой подать.

krimturist.ru

Самые необычные кладбища Крыма - «Вся прелесть прошлого в том, что оно – прошлое»

Вадим НикифоровПервое воскресенье после Пасхи в народе называют «Красная горка» или «Родительское воскресенье» – в этот день принято ходить на кладбище и поминать умерших родственников. Накануне праздника «Республика» выбрала самые интересные кладбища и захоронения полуострова.

Самый старый тюркский некрополь в ЕвропеОдин из самых древних крымских погостов находится в поросшем густым лесом ущелье.

Первые захоронения на караимском кладбище Эмек Йегошфат (Иософатова долина) возле Чуфут-Кале историки датируют XII–XIII веком. Это самый старый тюркский некрополь в Европе. Туристы часто заходят сюда после экскурсии по пещерному городу. У входа сохранилась каменная арка. На четырех гектарах земли разбросаны сотни надгробий, в основном из известняка. Большинство плит полуразрушены, некоторые поросли мхом. Но, хотя за кладбищем уже давно никто не ухаживает, есть надгробные камни, которые сохранились до наших дней в хорошем состоянии. Чаще всего встречаются надгробия в форме седла, но есть и покосившиеся обелиски, и прямоугольные плиты. Надписи, в основном, стерты. А те, что сохранились, на Украине могут прочитать лишь несколько человек – они на древнем арамейском языке. Сегодня кладбище больше известно по крымскотатарскому названию «Балта Тиймэз». Переводится на русский как «топор не тронет». Дело в том, что дубовая роща, в которой находится кладбище, во времена Крымского ханства считалась священной, и вырубать деревья здесь было запрещено. Поэтому на кладбище и в его окрестностях сохранились несколько десятков древних дубов.

Самое «царское» мусульманское кладбище КрымаВ Бахчисарайском дворце, к югу от большой мечети, в небольшом зеленом дворике похоронены девять ханов (сохранились могилы пяти из них). Рядом с властителями Крымского ханства покоятся их родственники и представители высшей придворной знати. Самые заметные захоронения – два мавзолея (по крымскотатарски – дюрбе), а также ротонда с единственным погребением Менгли II. Первое захоронение датируется XVI веком. До наших дней в отличном состоянии дошли почти 100 памятников, выполненных в едином стиле из белого мрамора и известняка. Надгробия представляют собой саркофаги с двумя стелами по торцам. Если в могиле похоронен мужчина, головная стела увенчана чалмой, если женщина – женской шапочкой-фес.

Могилы адмиралов, почти уничтоженные «благодарными» потомкамиУсыпальница адмиралов – Владимирский собор в Севастополе – стал одним из главных памятников Крымской войны. Хотя храм начали проектировать задолго до войны – в 1825 году. Построить собор решили на Центральном городском холме, чтобы его было хорошо видно из других частей города. Подготовительные работы начались в 1848 году, а через три года умер командующий Черноморским флотом, первооткрыватель Антарктиды Михаил Лазарев. В память о заслугах адмирала его решили похоронить в специальном склепе на месте будущего собора. Во время обороны города здесь же нашли покой ученики Лазарева – Корнилов, Истомин и Нахимов. Захоронения находятся в нижней церкви собора – под общим надгробием с большим крестом из черного мрамора.В прошлом веке усыпальница адмиралов серьезно пострадала. В 1931 году при передаче здания Осоавиахиму склеп вскрыли, а останки адмиралов уничтожили. Во время Великой Отечественной войны храм был почти разрушен. В 1991 году специальная комиссия обследовала склеп и обнаружила среди мусора лишь обломки костей – через год их торжественно перезахоронили.

Место паломничества английской знатиСотни английских дворян нашли последний приют на небольшом кладбище возле Севастополя.После Крымской войны останки погибших во время осады города английских солдат перезахоронили на Каткартовом холме, получившем свое имя в честь одного из похороненных – британского генерала Георга Каткарта. Рядом с Каткартом лежат его товарищи по оружию, генералы Гольди, Торренс, Кемпбел, Сренгвейс.В 1990‑е годы на холме построили мемориальный комплекс. В последние годы здесь побывали начальник оборонного штаба Великобритании генерал Генри Гетри, герцог и герцогиня Глостерские с сыном графом Олстерским, наследник английского престола принц Чарльз Уэльский, брат королевы Англии принц Майкл Кентский, командующий флотом надводных кораблей ВМС Великобритании лорд Алан Каткарт (потомок генерала Каткарта) и множество других английских аристократов.

Водохранилище на костяхНа месте нынешнего Симферопольского моря не всегда был водоем. В начале 1920‑х там, во фруктовых садах, большевики расстреливали «контрреволюционеров». Сколько людей казнили, неизвестно, но счет идет на десятки тысяч человек. В основном, это были белогвардейцы – солдаты и офицеры армии Врангеля. Здесь же расстреливали и «классовых врагов» – дворян, зажиточных крестьян, купцов, противников власти большевиков. Хоронили расстрелянных здесь же – в огромных ямах. Старожилы рассказывают, что еще в 1950‑х годах в засушливые месяцы на водохранилище появлялись островки – кусочки земли, из которой торчали человеческие кости.

Усыпальница «звезд»Городок Старый Крым лежит в стороне от известных туристических маршрутов, но местное кладбище известно далеко за пределами полуострова. Самый знаменитый «обитатель» кладбища – писатель Александр Грин. По мотивам его произведения создан и памятник на надгробии – скульптура «Бегущая по волнам». Краеведы рассказывают, что раньше почитатели таланта Грина увешивали деревья вокруг могилы алыми лентами – они должны были символизировать алые паруса из самого известного произведения писателя.Недалеко от Грина похоронен советский киносценарист Алексей Каплер. Он был одним из первых ведущих телепередачи «Кинопанорама», написал сценарии к фильмам «Ленин в Октябре» и «Полосатый рейс». Возле Кап­лера покоится и его супруга – поэтесса Юлия Друнина. Также в Старом Крыму похоронен поэт Григорий Петников, которого мы знаем, в основном, по художественным переводам «Мифов Древней Греции», сказок братьев Гримм, немецких поэтов. Здесь же похоронен и советский писатель-фантаст, инженер-изобретатель Вадим Охотников. Во многом благодаря ему советские фильмы «заговорили» – в 30‑х годах прошлого века Охотников разработал свою систему звукозаписи в кино.«Звездное» кладбище расположено прямо на трассе Симферополь-Керчь. Так что, если раньше о нем не знали, обязательно остановитесь по дороге на восточное побережье Крыма.

Могила над КоктебелемГлавный человек в истории Коктебеля – поэт и художник Максимилиан Волошин. Он первым открыл для себя этот чудесный уголок Крыма и превратил его в место «тусовки» столичной богемы, творческих людей, неформалов и бунтарей. Теперь могила Волошина – одна из множества коктебельских достопримечательностей. Поэт завещал похоронить себя на холме над Коктебельским заливом – с пологой возвышенности открываются прекрасные виды на поселок и окрестности.

Самое большое, но не самое интересноеСимферопольские кладбища «Абдал» и «Абдал‑2» входят в десятку самых больших мест захоронения в Украине. Если считать эти погосты одним целым (ведь они, по сути, разделены только дорогой), то их площадь составит 170 гектаров. Это гораздо больше, чем лидирующее «Таировское» кладбище в Одессе (137 га). Для туристов посещение «Абдала» вряд ли будет интересным. Хотя здесь тоже есть могилы знаменитостей. Например, известного крымского певца, народного артиста СССР Юрия Богатикова.Мы старались выбрать все самые необычные и значимые кладбища в Крыму. Но, разумеется, в него попали далеко не все интересные и памятные места захоронений. Чтобы описать хотя бы десятую часть из них, не хватит даже нескольких номеров «Республики».

tanais-ta.livejournal.com

Иосафатова долина - старое караимское кладбище в Крыму

«Иосафатова долина» — старокараимское кладбище, расположенное невдалеке от средневекового пещерного городища Чуфут-Кале (Джуфт-Кале). Долина имеет одноименное название с более известной местностью в окрестностях Иерусалима. Именно там, согласно древнему преданию, должен произойти конечный Суд Божий. В память об этом, и дали название кладбищу. Кроме того, обнаруживается некое сходство между двумя долина, как об этом отмечают путешественники, из-за присутствия аналогичной башни у южного обрыва. По всей видимости, зодчие именно и преследовали данную цель – максимальную похожесть с подлинным библейским местом.

Фото: Иосафатова долинаИосафатова долина

Захоронения раскинулись среди плотных зарослей безымянной балки. Органически вписывается в облик окружающей действительности каменная арка, сооруженная у входа и слегка поросшая местами мхом. Виднеются развалины сторожевого домика. Кладбище оборудовано дорожкой, пересекающее все пространство в западно-восточном направлении.

Мы попали в настоящий некрополь – город мертвых. В чаще кустарников необъятное количество надгробных плит, глубоко ушедших в землю, памятников, поросших лианой. Ранее, в описываемом месте росло большое разнообразие дубов крымских, пушистых, скальных. От общего числа великанов осталось пять их сородичей (в дальнем углу кладбища). Для караимского народа, эти деревья священные и вырубка их строго запрещалась. В караимизме даже сохранились некоторые предания и легенды, касающиеся многовековых гигантов. Само кладбище именовалось среди местных, по-началу, иначе: «Балта-тиймез», что значит — «топор не коснется».

Внешний вид надгробий разнообразен. Встречаются горизонтальные, вертикальные плиты, обелиски и многое другое. Здесь присутствуют особые памятники, установленные тем, кто вдали умер (о чем родственникам стало достоверно известно) и похоронен не здесь. Это —  кенотафы (или на иудейский лад — «йол-таш» — придорожный камень). Подобная традиция появилась ещё у древних народов – варваров-скифов и эллинов.

Обнаруживающие себя надписи заставляют задуматься. Ведь оно преимущественно начертаны словами из Священного Писания. Даже не понимая языка, интуитивно ощущаешь их духовный смысл. Ведь человеческий язык – один, а в нем самом лишь одни наречия разных наций (вспомните рассеяние народов при строительстве «вавилонской башни» каинитами). Не все надписи написаны древнееврейским языком. Иногда встречается караимский контекст, но выполненный теми же буквами древнееврейского алфавита.

Среди могил конца XIX и начала XX веков, обнаруживается надгробие Фирковича (читайте «Усадьба Фирковича»). Именно этот ученый исследовал большую часть похоронный надписей, и собрал их в особый том, со временем изданный типографией.

Изображение современного вида караимского кладбищаСовременный вид караимского кладбища

Самые давние захоронения датируются серединой X столетия (всего их девять). К этому выводу пришел археолог Бабаликашвили. Кладбище, правда, изучено недостаточно (что является типичным положением для подавляющего числа археологических ценностей). Но в память сбережения своих артефактов, караимы делают немалый вклад по мере своих сил. Напомню, их осталось чуть более 1000. Нация на грани полного растворения с иными народами.

Иосафатова долина после опустения Чуфут-Кале

После опустошения Чуфут-Кале, некрополь не был оставлен бывшими местными жителями. Оно приобрело статут усыпальницы общенационального значения. Быть захороненным здесь было почетно. Поскольку преданию земле в описываемом месте в последние времена удостаивались только «высшие мира сего», то именно в конце позапрошлого столетия начали появляться дорогостоящие памятники, искусно выполненные из дорогого камня умелыми руками. Они украшены восточным орнаментом и богаты символики.

Вообще, Иосафатова долина находится в весьма живописном месте. Само это обстоятельство привлекала сюда не одну дюжину живописцев. Можно обнаружить (в том числе, и в интернет-сети) не одно количество полотен художественного образца, зафиксированных кистью творческих личностей. Например, Крамской писал образ «Христа в пустыне» по мотиву расположения кладбища.

Для нас интерес может представлять не только некрополь караимской общины, но и панорамный вид, если мы пройдем до конца кладбища и выйдем на скалу. Перед вашим взором во весь рост станут величественные и молодые Крымские горы. Опытный глаз подскажет вам направление самых высоких горных плато, таких как Роман-кош (самая высокая вершина полуострова), Чатыр-даг (её долгое время греки считали самой высокой, из-за дальней обзорности, соорудив на ней храм-часовню в честь Святого Духа), труднодоступная Бабуган-яйла, величественная Ай-Петринская яйла, горный массив Бойки и верхушка небезызвестного Тепе-Кермена.

comments powered by HyperComments

ipilgrim.ru

Самые мистические места Крыма (ФОТО) — «Реклама Симферополя»

tub-ru.yandex.net

Думаете, что заброшенные кладбища, разрытые могилы и старые шахты, из которых доносятся голоса умерших, это часть сюжета фильмов ужасов? А вот и нет, все это можно встретить и на Крымском полуострове, давно считающимся одним из самых притягательных мест для потусторонних сил! Мы расскажем вам о 9 самых мистических объектах, находящихся здесь.

Заброшенная АЭС в Щелкино до сих пор пугает каждого, кто проходит мимо нее. Ее планировали открыть еще в 1989 году, однако после жуткой Чернобыльской аварии, станцию было решено не запускать, и проект закрыли. Теперь на обломках некогда масштабного сооружения проводят свои страшные ритуалы сатанисты. В жутких заброшенных коридорах эхом слышатся их голоса, произносящие странные непонятные заклинания. Почему сатанисты выбрали именно заброшенную АЭС, остается загадкой. Возможно, потому, что здесь можно уединиться для проведения обрядов, а может быть, там находятся врата, открывающие дорогу в мир темных сил? Опасаемся, что выяснить это не удастся.

Фото: burn-media.ru

Не менее пугающим является и старое симферопольское кладбище. Ранее здесь просили похоронить себя многие известные люди, такие как архиепископ Гурий, подпольщики Виктор Ефремов и Зоя Рухадзе. Теперь же это место уныния и запустения со старыми полуразрушенными могилами, заросшими памятниками и черными воронами, встречающими вас у, и без того, мрачного входа. Войдя в него, вы увидите немало зияющих пустых могил. Кто осквернил их? Может быть, мародеры вскрыли их в поисках ценностей, а может быть, узники смерти вырвались на свободу? Как бы то ни было, но своим мистическим видом кладбище привлекает местных сатанистов, выбравших его для проведения своих обрядов. А сохранившийся на его территории старый готический храм хранит их тайные пиктограммы и оккультные знаки, выполненные в кроваво-красных тонах.

Фото: tub-ru.yandex.net

Фото: photos.wikimapia.org

Следующим местом, леденящим душу, считается детская комната в Аджимушкайских каменоломнях, где во время Великой Отечественной войны были заживо погребены под завалами, умерли от голода и удушья 13 000 человек, часть из которых составляли дети. Местные жители прятались в каменоломнях, пытаясь спастись от фашистов, но те бомбили все, не обращая внимания на женские крики и детский плач. Сейчас на месте трагедии открыт подземный Музей обороны Аджимушкайских каменоломен, где посетители могут увидеть жуткое наследие прошедших здесь боевых действий: ржавые кроватки, обугленные детские игрушки и скелеты маленьких жертв той страшной войны. А по ночам местным жителям чудится жалобный детский плач, доносящийся из каменоломни. Вечная память всем тем, кто погиб в этих подземных туннелях!

Фото: im0-tub-ru.yandex.net

Следующее мистическое место в нашем списке – бывший секретный бункер с красивым женским именем «Алсу». Изначально, его строили как место эвакуации в случае боевых действий всей «верхушки» Черноморского флота, однако, по какой-то неведомой причине, проект приостановили. Теперь это гигантский бункер, состоящий из четырех этажей, многокилометровых туннелей и огромного помещения для ядерного реактора. Толстые стены, металлические люки со знаками радиационной опасности и ощущение неразгаданной тайны – все это будоражит воображение тех, кто отправляется в загадочный бункер, рождая самые страшные и мистические образы.

Фото: smartnews.ru

Фото: media-polesye.by

Не менее мистическим является и Сонное кладбище, где были похоронены войны, павшие в Чернореченском сражении Крымской войны в 1855 году. Сейчас от захоронений остались лишь разоренные вандалами могилы, разрушенные надгробья и полное запустение, навевающее самые грустные мысли.

Фото: road2sea.ru

Фото: os1.i.ua

Багеровский ров – одно из самых страшных мест Крыма. Здесь во времена Великой Отечественной войны было расстреляно около 7 тысяч человек, в том числе 245 детей. В Керчи появилось объявление, о том, что все зарегистрированные в гестапо евреи обязаны 28 ноября 1941 года с 8 до 12 часов явиться на Сенную площадь. Ослушавшихся ждал расстрел. Однако, горькая правда была в том, что расстреляли как раз всех тех, кто явился согласно этому приказу. 2 декабря противотанковый ров наполнился кровью убитых мужчин, женщин и детей. С той трагедии прошло уже более 70 лет, однако, жуткая атмосфера продолжает окружать Багеровский ров, ставший могилой для многих невинных людей. Сейчас здесь возведен мемориал в память о погибших.

Фото: cs8.pikabu.ru

Фото: newscrimea.ru

Еще один поражающий воображение объект находится в Крымских горах недалеко от Балаклавы. Это сооружение, названное «Объект 100» или «Сотка», также осталось брошенным еще с советских времен. Однако, до сих пор приходящих сюда поражают две огромные пусковые шахты, расположенные прямо в скалах, остатки металлических направляющих рельсов, специальные платформы, поднимающие из глубины мощные ракеты. Какие планы были у советского руководства? Какие ракеты здесь планировали испытывать? А может быть, это было сверхмощное оружие, не имеющее аналогов? Ответов на эти вопросы мы так и не узнаем.

Фото: tub-ru.yandex.net

Мыс Меганом по праву считается одним из самых мистических мест Крыма. Чего только стоят гигантские кольца, которые время от времени появляются на траве, и светятся под покровом ночи? Многие, считают, что это место является входом на базу инопланетян. Ученые, конечно же, уверяют, что горящие в небе странные объекты, которые периодически видят местные жители, лишь результат влияния какой-то магнитной аномалии, но многие уверены, что это настоящие летающие тарелки. Есть также мнение, что один такой инопланетный космический аппарат был даже сбит над мысом в советское время! Жаль, что ученые так и не расскажут нам правду.

Фото: tourlib.net

Еще одним мистическим местом в Крыму является, находящаяся в Симферополе, Петровская балка. Именно здесь во времена Крымской войны было похоронено более 36 000 воинов, скончавшихся от болезней и ран. Однако, в 30-е годы, место захоронения павших солдат сравняли с землей, а местные жители открыли здесь настоящее кладбище домашних животных, не зная о том, что тут покоятся останки храбрых защитников нашей Родины. Некоторые утверждают, что здесь иногда слышны таинственные голоса. Может быть, это ветер так завывает, а может, это стоны умерших, до конца не нашедших покоя.

Фото: road2sea.ru

simferopol.reklama-crimea.com

Древнее караимское кладбище в Иосафатовой долине в Крыму

Недалеко от средневекового города Чуфут-Кале, в Иосафатовой долине, находится старинное и самое известное в мире караимское кладбище. В этом таинственном и печальном городе мертвых в дубовой роще зафиксировано, по разным данным, от 5000 до 10000 надгробий.

Такое большое различие в цифрах от того, что наряду с надмогильными надгробиями, здесь есть очень много безмогильных памятников, называемых кенотафами (или йолджы таш) – камень путнику в виде прямоугольника. Они по традиции устанавливались умершим на чужбине. Это место - ценнейший археологический и исторический комплекс, вызывающий огромный интерес у ученых. Самые древние надгробия датируются XIII в., но большинство относится к XVI-XVII вв. Почти все они представляют собой двухвершинные изваяния, испещренные древнееврейскими письменами.

Попасть на кладбище в Иосафатовой долине несложно. Если идти от Чуфут-Кале, то выйдя из Восточных ворот, нужно пройти около полукилометра по вырубленной в скале дороге к верховьям долины. В один момент выходишь прямо в арке, являющейся входом на кладбище. От нее, от входа, уходит далеко вглубь леса тропа, вдоль которой расположены многие сотни памятников.

Около арки видны руины сторожки, а далее... сколько хватает глаз - дубовая роща и теснящие друг друга надгробия

Судя по эпиграфическим данным (датировкам надгробных надписей), кладбище появилось в середине XIV века (приблизительно 1360-е гг.) и просуществовало до второй половины XIX столетия, охватив, таким образом, огромный исторический промежуток, связанный с завоеванием Крыма татарами в XIV ст., турками - в XV в. (Османская империя), периодом вассального Крымского ханства (1441-1783) и включением Крыма в состав Российской империи в конце XVIII в. Эта стела - одно из многочисленных свидетельств взаимоотношений между империей и караимами в XIX-XX веках и степени их интеграции в имперский организм.

Большая часть надгробий содержит эпитафии на древне-еврейском языке. Последние несколько лет они активно исследуются, но полных их публикаций пока еще не существует. Часто в эпитафиях приводятся краткие цитаты из Ветхого завета. Кроме того, встречаются эпитафии и на караимском языке, но часто написанные древнееврейскими символами. Часть надгробий, относящихся к концу прошлого века, имеют двуязычные надписи - на иврите и русском языках.

Газан чуфут-кальской общины Соломон Бейм, сопровождавший русскую путешественницу О. Шишкину, посетившую кладбище в 40-х гг. XIX века, уверял, что здесь покоится около 40 тысяч человек. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты под землей.

На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Среди них концентрические окружности - солярные знаки, дошедшие со времен язычества; кипарисы - символы скорби; розетки - торжество радости жизни.

Когда-то в Иосафатовой долине было почитаемое место захоронения, сюда привозили умерших караимов даже из городов, находящихся далеко за пределами Крыма. На сегодняшний день в долине растет около десяти огромных дубов – остатки священной дубовой рощи караимского народа.

У караимов существовал культ священных дубов, их нельзя было рубить ни при каких обстоятельствах, отсюда – второе названия этого места: Балта Тиймэз, что в переводе с тюркского значит «топор не тронет».

Говорят, караимы верили в то, что имеется связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось, а территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.

Из: livejournal

http://izbrannoe.com/news/eto-interesno/drevnee-karaimskoe-k...

photoputeshestviya.ru