Древние казахские города. Древние города Казахстана
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние города Казахстана. Древние казахские города


Древние города Казахстана Википедия

Древние города Казахстана — города и поселения Казахстана древнего и средне-векового периодов.

Первые письменные сообщения о древних поселениях, находящихся на территории нынешнего Казахстана, относятся ко 2 в. до н. э. — 1 в. н. э. Древние авторы упоминают о г. Чигу, располагавшемся либо в котловине оз. Иссык-Куль, либо в Илейской долине, а также о городах на р. Сырдарие.

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Жетысу. При исследовании этих районов археологи выявили древние поселения, в которых обнаружены дворцовые постройки владетелей городов из сырцового кирпича, с помещениями, перекрытыми купольными сводами. Наибольшее число поселений найдено в Отырарском оазисе, в долине реки Арыс, на северных склонах Каратау, в низовьях Сырдарии. Жители этих поселений занимались земледелием с использованием искусств, орошения, скотоводством, ремеслом и торговлей.

Бурный рост городов на территории нынешнего Казахстана, происходящий в 12 вв., связан с развитием тюркских государств средневековья: Тюркского, Западно-Тюркского, Тюргешского, Карлукского каганатов, Огузского, Кимакского, Кыпчакского и Караханидского государств.

Археологическими исследованиями на Южном Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями 6—9 вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них: Исфиджаб (Сайрам), Шараб, Будухкет, Отырар (Фараб), Шавгар. Выделяются: ада (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород). Города Тараз, Отырар (Фараб), Исфиджаб, Шавгар, Баласагун, Алмалык, Суяб, занимавшие важное положение на международных торговых путях, являвшиеся резиденциями правителей, центрами больших государственных объединений, были известны далеко за пределами Казахстана. Кроме них, на территории современного Казахстана и на сопредельных территории существовали такие города, как Барсхан, Арсубаникет, Кулан, Мерки, Аспара, Хамукат, Дех Нуджикес, Талгар (Талхиз). В 9 — нач. 13 вв. оседлая и городская жизнь существовала и в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Жезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улытау. Города также появились в Восточном Казахстане, в долине р. Иртыш. Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным был г. Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы, были известны города Дамурня, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур. Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам.

Характер

Древние города Казахстана, как и другие средне-вековые города Востока, были многоязычны и пестры в этническом отношении, их населяли уйсуни, канглы, тюргеши, карлуки, кенгересы, чигили, ягма, кимаки, кыпчаки и др. В городах развивались различные ремесла, стеклоделие, велась обработка металлов, процветало ювелирное искусство. Важное значение в жизни городов имела торговля, как международная, так и местная. Древние города Казахстана славились своими базарами, в некоторых из них чеканилась монета (Отырар, Тараз, Исфиджаб). Город представлял собой тесное скопление жилых домов, группирующихся в кварталы. Его территории рассекали узкие улочки с торговыми лавками, базарчиками. В 7—8 вв. среди горожан были распространены буддизм и христианство, огнепоклонничество — шаманизм, с 9 в. быстрыми темпами стал распространяться ислам, который вскоре стал господствующей религией городского населения. В 7—9 вв. в городских предместьях располагались храмы зороастрийцев, буддистов, городские кладбища. В 10 веке важным элементом структуры города становится мечеть. Среди общественных построек большое распространение получают бани, которых в крупных городах насчитываются десятки. Две бани (10 в.) раскопаны в Таразе и две (11—12 вв.) в Отыраре. Они отапливались горячим воздухом, проходившим под полом.

Монгольский период

В 13 в. города Южного Казахстана подверглись разрушению во время монгольского нашествия 1219—1224. Были завоеваны и частично разрушены Отырар, Женд, Ашнас и множество другие населенные пункты. Горожане оказывали захватчикам героическое сопротивление. Особенно упорно сражались жители Отырара, которые в течение полугода отбивались от превосходящих сил противника. Во 2-й пол. 13 в. в результате многочисленных междоусобных распрей Чингизидов пришли в упадок города Жетысу (Шуская, Таласская, Илейская долины). В конце 13 в. жизнь в них прекратилась и они превратились в развалины. Иначе складывалась судьба сырдарьинских городов: Отырара, Сыганака, Саурана, Созака, Сайрама, Туркистана. Постепенно возрождаясь, они к концу 13 в. вновь становятся крупными экономическими, политическими, и культурными центрами. Эти города в 13 в. — начале 14 в. играли важную роль в жизни Ак-Орды, а затем Казахского ханства (с 15 в).

Тяжелый урон городской культуре Южного и Юго-Восточного Казахстана нанесли захватнические походы Тимура в 70—80-е гг. 14 и. В течение многих лет археологи раскапывали Отрар и изучали ремесленные пригороды. Были выявлены концентрации гончарного, кирпиче-обжигового и металлургических ремесел. Раскопаны баня (13—15 вв.) и мечеть (17 в.), городские кварталы, состоящие из 10—15 домов; установлено, что в 17 в. в Отыраре проживало 5,5 тыс. чел. В монгольский период возникает на территории Западного Казахстана, в районе Урала, г. Сарайчик, ставший впоследствии столицей Ногайской Орды.

Ученые прослеживают преемственность культурных связей и материальной культуры населения позднесредневековых городов казахов 18 — нач. 20 вв. Городская жизнь нарушалась постоянными междоусобицами. Нашествия жонгар опустошали города Казахстана. Погибли Отырар, Сыганак, Сауран, Аркук, Карачук. Оставался Туркестан (Яссы), который с 15 в. стал столицей Южного Казахстана, резиденцией казахских ханов. Здесь находится религиозная святыня мусульман мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, где погребены множество казахские ханы. Продолжали существовать города Икан, Карнак, Созак, Сайрам и Шымкент. Однако к началу 18 в. многие города Казахстана приходят в упадок.

См. также

Литература

  • Байпаков К. М., Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья, А., 1986;
  • Пищулина К. А., Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств в XV—XVII веках. // Казахстан в XV—XVIII веках (Вопросы социально-политической истории), А.,1969;
  • Байдаков К. М., Проблемы археологических исследований позднесредневековых городов Казахстана. Научно аналитический обзор, А., 1990;
  • Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии, А., 1983.
  • Древние города Казахстана // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.

При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.

wikiredia.ru

Древние города Казахстана — википедия фото

Древние города Казахстана — города и поселения Казахстана древнего и средне-векового периодов.

Первые письменные сообщения о древних поселениях, находящихся на территории нынешнего Казахстана, относятся ко 2 в. до н. э. — 1 в. н. э. Древние авторы упоминают о г. Чигу, располагавшемся либо в котловине оз. Иссык-Куль, либо в Илейской долине, а также о городах на р. Сырдарие.

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Жетысу. При исследовании этих районов археологи выявили древние поселения, в которых обнаружены дворцовые постройки владетелей городов из сырцового кирпича, с помещениями, перекрытыми купольными сводами. Наибольшее число поселений найдено в Отырарском оазисе, в долине реки Арыс, на северных склонах Каратау, в низовьях Сырдарии. Жители этих поселений занимались земледелием с использованием искусств, орошения, скотоводством, ремеслом и торговлей.

Бурный рост городов на территории нынешнего Казахстана, происходящий в 12 вв., связан с развитием тюркских государств средневековья: Тюркского, Западно-Тюркского, Тюргешского, Карлукского каганатов, Огузского, Кимакского, Кыпчакского и Караханидского государств.

Археологическими исследованиями на Южном Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями 6—9 вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них: Исфиджаб (Сайрам), Шараб, Будухкет, Отырар (Фараб), Шавгар. Выделяются: ада (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород). Города Тараз, Отырар (Фараб), Исфиджаб, Шавгар, Баласагун, Алмалык, Суяб, занимавшие важное положение на международных торговых путях, являвшиеся резиденциями правителей, центрами больших государственных объединений, были известны далеко за пределами Казахстана. Кроме них, на территории современного Казахстана и на сопредельных территории существовали такие города, как Барсхан, Арсубаникет, Кулан, Мерки, Аспара, Хамукат, Дех Нуджикес, Талгар (Талхиз). В 9 — нач. 13 вв. оседлая и городская жизнь существовала и в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Жезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улытау. Города также появились в Восточном Казахстане, в долине р. Иртыш. Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным был г. Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы, были известны города Дамурня, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур. Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам.

Характер

Древние города Казахстана, как и другие средне-вековые города Востока, были многоязычны и пестры в этническом отношении, их населяли уйсуни, канглы, тюргеши, карлуки, кенгересы, чигили, ягма, кимаки, кыпчаки и др. В городах развивались различные ремесла, стеклоделие, велась обработка металлов, процветало ювелирное искусство. Важное значение в жизни городов имела торговля, как международная, так и местная. Древние города Казахстана славились своими базарами, в некоторых из них чеканилась монета (Отырар, Тараз, Исфиджаб). Город представлял собой тесное скопление жилых домов, группирующихся в кварталы. Его территории рассекали узкие улочки с торговыми лавками, базарчиками. В 7—8 вв. среди горожан были распространены буддизм и христианство, огнепоклонничество — шаманизм, с 9 в. быстрыми темпами стал распространяться ислам, который вскоре стал господствующей религией городского населения. В 7—9 вв. в городских предместьях располагались храмы зороастрийцев, буддистов, городские кладбища. В 10 веке важным элементом структуры города становится мечеть. Среди общественных построек большое распространение получают бани, которых в крупных городах насчитываются десятки. Две бани (10 в.) раскопаны в Таразе и две (11—12 вв.) в Отыраре. Они отапливались горячим воздухом, проходившим под полом.

Монгольский период

В 13 в. города Южного Казахстана подверглись разрушению во время монгольского нашествия 1219—1224. Были завоеваны и частично разрушены Отырар, Женд, Ашнас и множество другие населенные пункты. Горожане оказывали захватчикам героическое сопротивление. Особенно упорно сражались жители Отырара, которые в течение полугода отбивались от превосходящих сил противника. Во 2-й пол. 13 в. в результате многочисленных междоусобных распрей Чингизидов пришли в упадок города Жетысу (Шуская, Таласская, Илейская долины). В конце 13 в. жизнь в них прекратилась и они превратились в развалины. Иначе складывалась судьба сырдарьинских городов: Отырара, Сыганака, Саурана, Созака, Сайрама, Туркистана. Постепенно возрождаясь, они к концу 13 в. вновь становятся крупными экономическими, политическими, и культурными центрами. Эти города в 13 в. — начале 14 в. играли важную роль в жизни Ак-Орды, а затем Казахского ханства (с 15 в).

Тяжелый урон городской культуре Южного и Юго-Восточного Казахстана нанесли захватнические походы Тимура в 70—80-е гг. 14 и. В течение многих лет археологи раскапывали Отрар и изучали ремесленные пригороды. Были выявлены концентрации гончарного, кирпиче-обжигового и металлургических ремесел. Раскопаны баня (13—15 вв.) и мечеть (17 в.), городские кварталы, состоящие из 10—15 домов; установлено, что в 17 в. в Отыраре проживало 5,5 тыс. чел. В монгольский период возникает на территории Западного Казахстана, в районе Урала, г. Сарайчик, ставший впоследствии столицей Ногайской Орды.

Ученые прослеживают преемственность культурных связей и материальной культуры населения позднесредневековых городов казахов 18 — нач. 20 вв. Городская жизнь нарушалась постоянными междоусобицами. Нашествия жонгар опустошали города Казахстана. Погибли Отырар, Сыганак, Сауран, Аркук, Карачук. Оставался Туркестан (Яссы), который с 15 в. стал столицей Южного Казахстана, резиденцией казахских ханов. Здесь находится религиозная святыня мусульман мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, где погребены множество казахские ханы. Продолжали существовать города Икан, Карнак, Созак, Сайрам и Шымкент. Однако к началу 18 в. многие города Казахстана приходят в упадок.

См. также

Литература

  • Байпаков К. М., Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья, А., 1986;
  • Пищулина К. А., Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств в XV—XVII веках. // Казахстан в XV—XVIII веках (Вопросы социально-политической истории), А.,1969;
  • Байдаков К. М., Проблемы археологических исследований позднесредневековых городов Казахстана. Научно аналитический обзор, А., 1990;
  • Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии, А., 1983.
  • Древние города Казахстана // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.

При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.

org-wikipediya.ru

Древние города Казахстана — википедия орг

Древние города Казахстана — города и поселения Казахстана древнего и средне-векового периодов.

Первые письменные сообщения о древних поселениях, находящихся на территории нынешнего Казахстана, относятся ко 2 в. до н. э. — 1 в. н. э. Древние авторы упоминают о г. Чигу, располагавшемся либо в котловине оз. Иссык-Куль, либо в Илейской долине, а также о городах на р. Сырдарие.

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Жетысу. При исследовании этих районов археологи выявили древние поселения, в которых обнаружены дворцовые постройки владетелей городов из сырцового кирпича, с помещениями, перекрытыми купольными сводами. Наибольшее число поселений найдено в Отырарском оазисе, в долине реки Арыс, на северных склонах Каратау, в низовьях Сырдарии. Жители этих поселений занимались земледелием с использованием искусств, орошения, скотоводством, ремеслом и торговлей.

Бурный рост городов на территории нынешнего Казахстана, происходящий в 12 вв., связан с развитием тюркских государств средневековья: Тюркского, Западно-Тюркского, Тюргешского, Карлукского каганатов, Огузского, Кимакского, Кыпчакского и Караханидского государств.

Археологическими исследованиями на Южном Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями 6—9 вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них: Исфиджаб (Сайрам), Шараб, Будухкет, Отырар (Фараб), Шавгар. Выделяются: ада (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород). Города Тараз, Отырар (Фараб), Исфиджаб, Шавгар, Баласагун, Алмалык, Суяб, занимавшие важное положение на международных торговых путях, являвшиеся резиденциями правителей, центрами больших государственных объединений, были известны далеко за пределами Казахстана. Кроме них, на территории современного Казахстана и на сопредельных территории существовали такие города, как Барсхан, Арсубаникет, Кулан, Мерки, Аспара, Хамукат, Дех Нуджикес, Талгар (Талхиз). В 9 — нач. 13 вв. оседлая и городская жизнь существовала и в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Жезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улытау. Города также появились в Восточном Казахстане, в долине р. Иртыш. Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным был г. Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы, были известны города Дамурня, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур. Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам.

Характер

Древние города Казахстана, как и другие средне-вековые города Востока, были многоязычны и пестры в этническом отношении, их населяли уйсуни, канглы, тюргеши, карлуки, кенгересы, чигили, ягма, кимаки, кыпчаки и др. В городах развивались различные ремесла, стеклоделие, велась обработка металлов, процветало ювелирное искусство. Важное значение в жизни городов имела торговля, как международная, так и местная. Древние города Казахстана славились своими базарами, в некоторых из них чеканилась монета (Отырар, Тараз, Исфиджаб). Город представлял собой тесное скопление жилых домов, группирующихся в кварталы. Его территории рассекали узкие улочки с торговыми лавками, базарчиками. В 7—8 вв. среди горожан были распространены буддизм и христианство, огнепоклонничество — шаманизм, с 9 в. быстрыми темпами стал распространяться ислам, который вскоре стал господствующей религией городского населения. В 7—9 вв. в городских предместьях располагались храмы зороастрийцев, буддистов, городские кладбища. В 10 веке важным элементом структуры города становится мечеть. Среди общественных построек большое распространение получают бани, которых в крупных городах насчитываются десятки. Две бани (10 в.) раскопаны в Таразе и две (11—12 вв.) в Отыраре. Они отапливались горячим воздухом, проходившим под полом.

Монгольский период

В 13 в. города Южного Казахстана подверглись разрушению во время монгольского нашествия 1219—1224. Были завоеваны и частично разрушены Отырар, Женд, Ашнас и множество другие населенные пункты. Горожане оказывали захватчикам героическое сопротивление. Особенно упорно сражались жители Отырара, которые в течение полугода отбивались от превосходящих сил противника. Во 2-й пол. 13 в. в результате многочисленных междоусобных распрей Чингизидов пришли в упадок города Жетысу (Шуская, Таласская, Илейская долины). В конце 13 в. жизнь в них прекратилась и они превратились в развалины. Иначе складывалась судьба сырдарьинских городов: Отырара, Сыганака, Саурана, Созака, Сайрама, Туркистана. Постепенно возрождаясь, они к концу 13 в. вновь становятся крупными экономическими, политическими, и культурными центрами. Эти города в 13 в. — начале 14 в. играли важную роль в жизни Ак-Орды, а затем Казахского ханства (с 15 в).

Тяжелый урон городской культуре Южного и Юго-Восточного Казахстана нанесли захватнические походы Тимура в 70—80-е гг. 14 и. В течение многих лет археологи раскапывали Отрар и изучали ремесленные пригороды. Были выявлены концентрации гончарного, кирпиче-обжигового и металлургических ремесел. Раскопаны баня (13—15 вв.) и мечеть (17 в.), городские кварталы, состоящие из 10—15 домов; установлено, что в 17 в. в Отыраре проживало 5,5 тыс. чел. В монгольский период возникает на территории Западного Казахстана, в районе Урала, г. Сарайчик, ставший впоследствии столицей Ногайской Орды.

Ученые прослеживают преемственность культурных связей и материальной культуры населения позднесредневековых городов казахов 18 — нач. 20 вв. Городская жизнь нарушалась постоянными междоусобицами. Нашествия жонгар опустошали города Казахстана. Погибли Отырар, Сыганак, Сауран, Аркук, Карачук. Оставался Туркестан (Яссы), который с 15 в. стал столицей Южного Казахстана, резиденцией казахских ханов. Здесь находится религиозная святыня мусульман мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, где погребены множество казахские ханы. Продолжали существовать города Икан, Карнак, Созак, Сайрам и Шымкент. Однако к началу 18 в. многие города Казахстана приходят в упадок.

См. также

Литература

  • Байпаков К. М., Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья, А., 1986;
  • Пищулина К. А., Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств в XV—XVII веках. // Казахстан в XV—XVIII веках (Вопросы социально-политической истории), А.,1969;
  • Байдаков К. М., Проблемы археологических исследований позднесредневековых городов Казахстана. Научно аналитический обзор, А., 1990;
  • Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии, А., 1983.
  • Древние города Казахстана // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.

При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.

www-wikipediya.ru

Древние города Казахстана Вики

Древние города Казахстана — города и поселения Казахстана древнего и средне-векового периодов.

Первые письменные сообщения о древних поселениях, находящихся на территории нынешнего Казахстана, относятся ко 2 в. до н. э. — 1 в. н. э. Древние авторы упоминают о г. Чигу, располагавшемся либо в котловине оз. Иссык-Куль, либо в Илейской долине, а также о городах на р. Сырдарие.

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Жетысу. При исследовании этих районов археологи выявили древние поселения, в которых обнаружены дворцовые постройки владетелей городов из сырцового кирпича, с помещениями, перекрытыми купольными сводами. Наибольшее число поселений найдено в Отырарском оазисе, в долине реки Арыс, на северных склонах Каратау, в низовьях Сырдарии. Жители этих поселений занимались земледелием с использованием искусств, орошения, скотоводством, ремеслом и торговлей.

Бурный рост городов на территории нынешнего Казахстана, происходящий в 12 вв., связан с развитием тюркских государств средневековья: Тюркского, Западно-Тюркского, Тюргешского, Карлукского каганатов, Огузского, Кимакского, Кыпчакского и Караханидского государств.

Археологическими исследованиями на Южном Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями 6—9 вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них: Исфиджаб (Сайрам), Шараб, Будухкет, Отырар (Фараб), Шавгар. Выделяются: ада (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород). Города Тараз, Отырар (Фараб), Исфиджаб, Шавгар, Баласагун, Алмалык, Суяб, занимавшие важное положение на международных торговых путях, являвшиеся резиденциями правителей, центрами больших государственных объединений, были известны далеко за пределами Казахстана. Кроме них, на территории современного Казахстана и на сопредельных территории существовали такие города, как Барсхан, Арсубаникет, Кулан, Мерки, Аспара, Хамукат, Дех Нуджикес, Талгар (Талхиз). В 9 — нач. 13 вв. оседлая и городская жизнь существовала и в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Жезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улытау. Города также появились в Восточном Казахстане, в долине р. Иртыш. Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным был г. Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы, были известны города Дамурня, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур. Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам.

Характер[ | код]

Древние города Казахстана, как и другие средне-вековые города Востока, были многоязычны и пестры в этническом отношении, их населяли уйсуни, канглы, тюргеши, карлуки, кенгересы, чигили, ягма, кимаки, кыпчаки и др. В городах развивались различные ремесла, стеклоделие, велась обработка металлов, процветало ювелирное искусство. Важное значение в жизни городов имела торговля, как международная, так и местная. Древние города Казахстана славились своими базарами, в некоторых из них чеканилась монета (Отырар, Тараз, Исфиджаб). Город представлял собой тесное скопление жилых домов, группирующихся в кварталы. Его территории рассекали узкие улочки с торговыми лавками, базарчиками. В 7—8 вв. среди горожан были распространены буддизм и христианство, огнепоклонничество — шаманизм, с 9 в. быстрыми темпами стал распространяться ислам, который вскоре стал господствующей религией городского населения. В 7—9 вв. в городских предместьях располагались храмы зороастрийцев, буддистов, городские кладбища. В 10 веке важным элементом структуры города становится мечеть. Среди общественных построек большое распространение получают бани, которых в крупных городах насчитываются десятки. Две бани (10 в.) раскопаны в Таразе и две (11—12 вв.) в Отыраре. Они отапливались горячим воздухом, проходившим под полом.

Монгольский период[ | код]

В 13 в. города Южного Казахстана подверглись разрушению во время монгольского нашествия 1219—1224. Были завоеваны и частично разрушены Отырар, Женд, Ашнас и множество другие населенные пункты. Горожане оказывали захватчикам героическое сопротивление. Особенно упорно сражались жители Отырара, которые в течение полугода отбивались от превосходящих сил противника. Во 2-й пол. 13 в. в результате многочисленных междоусобных распрей Чингизидов пришли в упадок города Жетысу (Шуская, Таласская, Илейская долины). В конце 13 в. жизнь в них прекратилась и они превратились в развалины. Иначе складывалась судьба сырдарьинских городов: Отырара, Сыганака, Саурана, Созака, Сайрама, Туркистана. Постепенно возрождаясь, они к концу 13 в. вновь становятся крупными экономическими, политическими, и культурными центрами. Эти города в 13 в. — начале 14 в. играли важную роль в жизни Ак-Орды, а затем Казахского ханства (с 15 в).

Тяжелый урон городской культуре Южного и Юго-Восточного Казахстана нанесли захватнические походы Тимура в 70—80-е гг. 14 и. В течение многих лет археологи раскапывали Отрар и изучали ремесленные пригороды. Были выявлены концентрации гончарного, кирпиче-обжигового и металлургических ремесел. Раскопаны баня (13—15 вв.) и мечеть (17 в.), городские кварталы, состоящие из 10—15 домов; установлено, что в 17 в. в Отыраре проживало 5,5 тыс. чел. В монгольский период возникает на территории Западного Казахстана, в районе Урала, г. Сарайчик, ставший впоследствии столицей Ногайской Орды.

Ученые прослеживают преемственность культурных связей и материальной культуры населения позднесредневековых городов казахов 18 — нач. 20 вв. Городская жизнь нарушалась постоянными междоусобицами. Нашествия жонгар опустошали города Казахстана. Погибли Отырар, Сыганак, Сауран, Аркук, Карачук. Оставался Туркестан (Яссы), который с 15 в. стал столицей Южного Казахстана, резиденцией казахских ханов. Здесь находится религиозная святыня мусульман мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, где погребены множество казахские ханы. Продолжали существовать города Икан, Карнак, Созак, Сайрам и Шымкент. Однако к началу 18 в. многие города Казахстана приходят в упадок.

См. также[ | код]

Литература[ | код]

  • Байпаков К. М., Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья, А., 1986;
  • Пищулина К. А., Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств в XV—XVII веках. // Казахстан в XV—XVIII веках (Вопросы социально-политической истории), А.,1969;
  • Байдаков К. М., Проблемы археологических исследований позднесредневековых городов Казахстана. Научно аналитический обзор, А., 1990;
  • Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии, А., 1983.
  • Древние города Казахстана // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.

При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.

ru.wikibedia.ru

Древние города Казахстана — Википедия

Древние города Казахстана — города и поселения Казахстана древнего и средне-векового периодов.

Первые письменные сообщения о древних поселениях, находящихся на территории нынешнего Казахстана, относятся ко 2 в. до н. э. — 1 в. н. э. Древние авторы упоминают о г. Чигу, располагавшемся либо в котловине оз. Иссык-Куль, либо в Илейской долине, а также о городах на р. Сырдарие.

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Жетысу. При исследовании этих районов археологи выявили древние поселения, в которых обнаружены дворцовые постройки владетелей городов из сырцового кирпича, с помещениями, перекрытыми купольными сводами. Наибольшее число поселений найдено в Отырарском оазисе, в долине реки Арыс, на северных склонах Каратау, в низовьях Сырдарии. Жители этих поселений занимались земледелием с использованием искусств, орошения, скотоводством, ремеслом и торговлей.

Бурный рост городов на территории нынешнего Казахстана, происходящий в 12 вв., связан с развитием тюркских государств средневековья: Тюркского, Западно-Тюркского, Тюргешского, Карлукского каганатов, Огузского, Кимакского, Кыпчакского и Караханидского государств.

Археологическими исследованиями на Южном Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями 6—9 вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них: Исфиджаб (Сайрам), Шараб, Будухкет, Отырар (Фараб), Шавгар. Выделяются: ада (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород). Города Тараз, Отырар (Фараб), Исфиджаб, Шавгар, Баласагун, Алмалык, Суяб, занимавшие важное положение на международных торговых путях, являвшиеся резиденциями правителей, центрами больших государственных объединений, были известны далеко за пределами Казахстана. Кроме них, на территории современного Казахстана и на сопредельных территории существовали такие города, как Барсхан, Арсубаникет, Кулан, Мерки, Аспара, Хамукат, Дех Нуджикес, Талгар (Талхиз). В 9 — нач. 13 вв. оседлая и городская жизнь существовала и в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Жезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улытау. Города также появились в Восточном Казахстане, в долине р. Иртыш. Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным был г. Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы, были известны города Дамурня, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур. Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам.

Содержание

Древние города Казахстана, как и другие средне-вековые города Востока, были многоязычны и пестры в этническом отношении, их населяли уйсуни, канглы, тюргеши, карлуки, кенгересы, чигили, ягма, кимаки, кыпчаки и др. В городах развивались различные ремесла, стеклоделие, велась обработка металлов, процветало ювелирное искусство. Важное значение в жизни городов имела торговля, как международная, так и местная. Древние города Казахстана славились своими базарами, в некоторых из них чеканилась монета (Отырар, Тараз, Исфиджаб). Город представлял собой тесное скопление жилых домов, группирующихся в кварталы. Его территории рассекали узкие улочки с торговыми лавками, базарчиками. В 7—8 вв. среди горожан были распространены буддизм и христианство, огнепоклонничество — шаманизм, с 9 в. быстрыми темпами стал распространяться ислам, который вскоре стал господствующей религией городского населения. В 7—9 вв. в городских предместьях располагались храмы зороастрийцев, буддистов, городские кладбища. В 10 веке важным элементом структуры города становится мечеть. Среди общественных построек большое распространение получают бани, которых в крупных городах насчитываются десятки. Две бани (10 в.) раскопаны в Таразе и две (11—12 вв.) в Отыраре. Они отапливались горячим воздухом, проходившим под полом.

Монгольский периодПравить

В 13 в. города Южного Казахстана подверглись разрушению во время монгольского нашествия 1219—1224. Были завоеваны и частично разрушены Отырар, Женд, Ашнас и множество другие населенные пункты. Горожане оказывали захватчикам героическое сопротивление. Особенно упорно сражались жители Отырара, которые в течение полугода отбивались от превосходящих сил противника. Во 2-й пол. 13 в. в результате многочисленных междоусобных распрей Чингизидов пришли в упадок города Жетысу (Шуская, Таласская, Илейская долины). В конце 13 в. жизнь в них прекратилась и они превратились в развалины. Иначе складывалась судьба сырдарьинских городов: Отырара, Сыганака, Саурана, Созака, Сайрама, Туркистана. Постепенно возрождаясь, они к концу 13 в. вновь становятся крупными экономическими, политическими, и культурными центрами. Эти города в 13 в. — начале 14 в. играли важную роль в жизни Ак-Орды, а затем Казахского ханства (с 15 в).

Тяжелый урон городской культуре Южного и Юго-Восточного Казахстана нанесли захватнические походы Тимура в 70—80-е гг. 14 и. В течение многих лет археологи раскапывали Отрар и изучали ремесленные пригороды. Были выявлены концентрации гончарного, кирпиче-обжигового и металлургических ремесел. Раскопаны баня (13—15 вв.) и мечеть (17 в.), городские кварталы, состоящие из 10—15 домов; установлено, что в 17 в. в Отыраре проживало 5,5 тыс. чел. В монгольский период возникает на территории Западного Казахстана, в районе Урала, г. Сарайчик, ставший впоследствии столицей Ногайской Орды.

Ученые прослеживают преемственность культурных связей и материальной культуры населения позднесредневековых городов казахов 18 — нач. 20 вв. Городская жизнь нарушалась постоянными междоусобицами. Нашествия жонгар опустошали города Казахстана. Погибли Отырар, Сыганак, Сауран, Аркук, Карачук. Оставался Туркестан (Яссы), который с 15 в. стал столицей Южного Казахстана, резиденцией казахских ханов. Здесь находится религиозная святыня мусульман мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, где погребены множество казахские ханы. Продолжали существовать города Икан, Карнак, Созак, Сайрам и Шымкент. Однако к началу 18 в. многие города Казахстана приходят в упадок.

  • Байпаков К. М., Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья, А., 1986;
  • Пищулина К. А., Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств в XV—XVII веках. // Казахстан в XV—XVIII веках (Вопросы социально-политической истории), А.,1969;
  • Байдаков К. М., Проблемы археологических исследований позднесредневековых городов Казахстана. Научно аналитический обзор, А., 1990;
  • Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии, А., 1983.
  • Древние города Казахстана // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.

При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.

pywb-hypothesis.herokuapp.com

Древние города Казахстана - путеводитель

Древние города Казахстана

Документ Microsoft Office Word (4).docx

Во времена господства в Семиречье тюргешей в Суябе находилась главная орда их кагана. В первом десятилетии VIII в. город упоминается в связи с междоусобицами. Так, в 740 г. один из тюргешских князей Мохэ-дагань в союзе с ферганским и ташкентским владетелями разбил при Суябе сына тюргешского кагана Сули и сам стал во главе тюргешей. Однако правление его было непродолжительным: в 748 г. наместник Восточного Туркестана Ван Чжень-сунь предпринял военную экспедицию на запад, разрушил городские стены и поставил в городе буддийский храм.

Вмешательство китайцев в дела Западного Туркестана закончилось после поражения, нанесенного им в 751 году при Атлахе арабским полководцем Зиядом б. Салихом. Главенство в Семиречье захватили карлуки, и в 766 г. они заняли Суяб, сделали его своей столицей. К середине VIII в. относится первая мусульманская информация о городах Семиречья, в частности, о Суябе. У Ибн Хордадбеха и Кудамы Суяб фигурирует в числе городов на Великом Шелковом пути. В анонимном сочинении "Худуд ал-Алем" и в сочинении Гардизи "Зейн ал-Акбар" сведения, которых также взяты у информаторов, живших не позднее середины VIII в. содержится такая характеристика Суяба: "Это было большое селение, откуда выходят 20 тысяч человек. Владетелем города был брат джабгу".

Затем Суяб исчезает со страниц письменных источников. Исследователи отождествляют Суяб с городищем Акбешим, расположенным вблизи города Токмак на территории Республики Кыргызстан. Раскопками здесь вскрыты цитадель Х-ХII вв. два буддийских храма VIII-IX вв. несторианский монастырь VIII-X вв. и церковь. Датируется городище VII-XII вв. и является одним из ярких историко-археологических памятников эпохи средневековья.

Впервые он упоминается в рассказе сельджукского везира Низам ал-Мулька (XI в.) о завоевании Баласагуна неверными тюрками незадолго до 943 г. Захватив Баласагун, тюрки (караханиды) приняли ислам. Баласагун был столицей одного из уделов Караханидского государства. В конце X в. Баласагун, согласно ал-Макдиси, представлял собой "большой населенный пункт, обильный благами". Махмуд Кашгарский приводит другие названия города: Куз-Улуш и Куз-Урду. Он же сообщает о том, что жители Баласагуна говорят по-согдийски и по-тюркски, и о том, что "сугдаг - люди, живущие в Баласагуне. Они из Согда, но выглядят как тюрки и приняли их обычаи".

Около 11ЗО г. Баласагун завоевали каракитаи, которые в 1210 г. были разбиты хорезмшахом Мухаммадом, чем воспользовались жители Баласагуна: они отказались пустить в город разгромленное войско каракитаев. Однако после осады город был взят штурмом и разграблен. По сведениям источников, число убитых составляло 47 тысяч человек. В 1218 г. Баласагун был занят монголами без боя и получил название "Гобалык" - "Хороший город".

При монголах письменные источники о Баласагуне не упоминают, нет известий о нем и в описаниях походов Тимура в Моголистан. Автор географического сочинения "Бахр ал-асрар" ("Море тайн"), живший в XVII в. Махмуд ибн Вали писал: "Баласагун - из городов Туркестанзамина, известного (под названием) Моголистан, до монгольского нашествия был с чисто мусульманским населением. Из него вышло много ученых. Мустауфи говорит: "Баласагун - страна обширная и природная; из шестого - седьмого климатов. Климат его очень холодный". В некоторых летописях сообщается, что "ширина его крепостной стены была в два с половиной (гяза). Баласагун имел сорок соборных и двести будничных мечетей. Двадцать ханака и десять медресе. " После нашествия монголов до тех пор, пока обычаи монголов не повредили ему, был он благоустроенным и цветущим. И с тех времен до сегодняшнего дня он находится в опустошенном и заброшенном состоянии. Некий путешественник-кашгарец во время составления сей книги в Балхе рассказывал: "Однажды правитель Кашгара вторгся в Моголистан, чтобы осудить и наказать калмыков. Спустя два месяца, следуя направлению с востока на север, дошли до какой-то местности, где из-под песка на четыре-пять зира выступали крыши высоких зданий: минаретов, дворцов, арок, медресе, и приметы их были видны с расстояния четырех фарсангов. Недалеко от той местности мы настигли калмыков, между нами состоялось сражение. Схватили из числа этих неверных много пленников и при возвращении, когда дошли до того места, где раньше мы увидели остатки зданий, у пленников спросили название этой местности. Они сказали: "Нам известно то, что здесь в прошлом был город под названием Баласагун". Словом, этот город в прошлом был одним из лучших городов этого края.

Вообще, по мнению исследователей, Баласагун известен уже в середине VIII в. В сочинениях средневековых географов в числе селений Семиречья названо "Беклиг" ("Беклелиг"), которое по-согдийски звучало, как "Семекна". Владетель селенья носил титул Бадан-Сангу, или по-тюркски Иинал-тегин; у него было 3000 воинов, кроме того, город выставлял 7000 воинов. Селение Беклиг (Беклелиг или Семекна) соответствует Баласагуну, и вот почему. Обратимся к значению "Беклиг", сопоставив его со словом "балык", которое употребляется в тюркских языках в значении "город". Анализ слова "балык" дан С.П. Толстовым. "Баласагун", по мнению С. П. Толстова, как и монгольская форма "Balgasun" означает "город", и то, и другое произошло от тюркского слова "балык" - город. Возможно и другое толкование топонима: "баласагун" - слово, состоящее из двух - "бала" и "сагун", где "бала" - усеченная форма "балык-беклиг", а "сагун" - военно-административный титул, распространенный как среди тюркской знати, так и у других народов Средней Азии. Особое значение играет тот факт, что владетель города Беклига носил титул Бадан-Сангу, в котором "Бадан" является именем, известным в среде согдийской и персидской аристократии. Ученый С. Г. Кляшторный убедительно показал: титул "Сенгун" ("Сангу") был наследственным, поскольку в 731 г. посольство городов согдийцев Семиречья, приехавших на похороны Кюль-тегина, возглавлял Нек Сенгун и Огул-Тархан. Первый был предшественником Бадан-Сангу.

Напрашивается вывод о тождестве Беклига и Баласагуна. Первое название означает "просто город", второе осмысливается как "город Сенгуна". По-согдийски "Беклиг" назывался "Семекна", и В. В. Бартольд считал его согдийской колонией. В пользу такого мнения свидетельствует также анализ 52-53 строк рунической надписи в честь Кюль-тегина (VIII в.), где говорится о посольстве согдийских городов, одним из руководителей которого был Нек Сенгун, и он, видимо, являлся владетелем именно Беклига - Семекны - Баласагуна. Согдийское население в Баласагуне сохранялось еще в XI в. и, не случайно, Махмуд Кашгарский писал, что "сугдак - люди, живущие в Баласагуне". Это еще одно подтверждение в пользу тождества согдийского города Беклига - Семекны и города Баласагуна, где проживали согдийцы.

Баласагун отождествляется с городищем Бурана, которое находится недалеко от Токмака в Кыргызстане. Оно исследуется кыргызскими археологами. Здесь открыты мусульманские мавзолеи, баня, которые подтверждают вкупе с сохранившимся минаретом соборной мечети Х-ХП вв. столичную роль располагавшегося на этом месте города Баласагуна.

В 115 км к западу от Кызылорды, на правом берегу старого русла Сырдарьи (Жанадарьи) хорошо сохранились развалины древнего Дженда - городища Джан-кала. Площадь четко спланированного города около 40 га. Хорошо видна главная улица, от которой под прямым углом отходят переулки. В северо-западном углу - квадратный бугор цитадели, застроенной большими домами. Крепостная стена со следами башен сохранилась высотой до 8 м. Посредине восточной стены - вход. Он был защищен двумя башнями, благодаря чему враги попадали под двусторонний обстрел. Вокруг Дженда были найдены остатки небольших укреплений, усадеб, следы средневековой ирригации. Рядом с городищем располагался садово-парковый комплекс с трапециевидной оградой. Здесь находился загородный дворец правителя. Несомненно, Дженд был центром обширного густо заселенного района в Приаралье, и не случайно Аральское море иногда называли "Джендским".

Найденная керамика позволяет определить время существования города - это первые вв. н.э. - XVI в. В домонгольское время Дженд был одной из столиц огузов, а затем кипчаков.

Сильнейшим потрясением в жизни нижнесырдарьинских городов было монгольское нашествие. В течение 1219 года войска монголов подчинили Сыгнак, Барчинлыгкент (Барчкент), Ашнас, Дженд, Янгикент. В послемонгольское время Дженд смог возродиться и стать крупным центром в Приаралье. Здесь работает монетный двор, чеканится монета. В одном из исторических сочинений про Дженд начала XIV в. сказано: "Город Дженд прежде был значительным местом, а с недавнего времени разрушен, и все же это действующее торговое место, где купцы соперничают в важности и прибыльности своих сделок, и чаши весов на его рынке постоянно колеБлются". Дженд дожил до XV-XVI вв. и все это время являлся крупным центром Приаралья на пути в Хорезм.

Сарайчик (Сараджук, Сараджик, Сарайджук) расположен на правом берегу р. Жайык, в 55 км севернее современного города Атырау. Согласно исторической версии, город Сарайчик был основан в середине XIII в. ханом Бату (1227-1256 гг.) в удобном месте, а главное - на узловом участке стыка Европы и Азии. Через него пролегал Великий Шелковый путь из стран Европы и столицы Золотой Орды Сарая Берке на Волге в города Хорезма, Казахстана, Индии, Ирана и Китая. До нас дошли описания многочисленных купцов и путешественников о направлении этого пути. В "Дорожниках" Хамдаллаха Казвини, написанных около 1339 г. приведены пункты переходов на этом пути с указанием расстояний. Подобное встречается и у арабского географа ал-Омари (XIV в.). Трасса торговой дороги от Сарайчика до Ургенча протяженностью "месяц пути" была снабжена колодцами и караван-сараями. Сарайчик был важным политическим центром. Здесь проводилась процедура вступления на ханский престол Золотой Орды Жанибека (1341-1357 гг.), Бердибека (1357-1359 гг.) и других представителей династии Джучидов.

Бурному развитию города способствовало принятие ислама ханом Берке (1257-1266 гг.) и его братом Тукай-Тимуром, а впоследствии - в качестве официальной государственной религии Золотой Орды Узбек-ханом (1290-1312 гг.). Эти события происходили именно в Сарайчике, что подчеркивает его особую роль как духовного центра всей Золотой Орды. В Сарайчике были похоронены несколько ханов Золотой Орды и другие исторические личности, среди которых Менгу-Тимур (1266-1281 гг.), Токтай (1280-1312 гг.), Жанибек (1342-1357 гг.), Бердибек (1357-1359 гг.), а также казахский хан Касым (1511-1518 гг.).

После распада Золотой Орды с 1391 г. Сарайчик становится центром Мангытского Юрта, окончательно сформировавшегося в самостоятельное государство - Ногайскую Орду к 40-м годам XVI в. бывшую политическим объединением степных племен.

Около 1580 года Сарайчик был взят приступом и разрушен казачьими отрядами. Вскоре город был восстановлен, но это было началом постепенного и необратимого процесса его полного запустения. Этому способствовали экономические, социально-политические потрясения внутри Ногайской орды и неблагоприятные внешние факторы.

В результате археологических исследований 1996-2000 гг. 2002-2004 гг. на развалинах городища Сарайчик был получен богатый материал по городской культуре Казахстана эпохи Золотой Орды, по динамике развития торгово-экономических и культурных связей города с центрами средневековых цивилизаций Востока и Запада.

Городская культура Сарайчика и его округа имела свою специфику, отражавшую ее глубинные степные корни и тесные контакты с Дешти Кыпчаком, городами Приаралья и Сырдарьи.

Проблема сохранения культурных остатков Сарайчика является особо актуальной, поскольку ежегодно в результате обрушения берега реки Урал культурные слои городища шириной от 2 до 3 метров и длиной до 600 метров исчезают. Безусловно, необходимо принятие срочных мер для сохранения уникального памятника Казахстана. Решение вопросов изучения и сохранения Сарайчика связано с государственной программой "Культурное наследие". Все эти данные будут, несомненно, интересны гостям и туристам Атырау.

По древним легендам, во время наводнения Ноев ковчег останавливался в горах Ал-Жуди в Арабии, в горах Арарата на Кавказе, Синае в Палестине и в горах Казыгурта в Казахстане. Легендарное место находится в 40 км от г. Шымкент в отрогах Таласского Алатау (западные хребты Тянь-Шаньских гор). У людей сохранилось около 50-ти легенд о священности гор. Люди верят, что до сих пор в горах видно то место, где остановился ковчег. Местные жители называют его "Кемекалган".

Невероятно, размеры местного ковчега подходят по описанию в одном священном писании: "Длина ковчега 300 кубитов (150 м), ширина 50 кубитов (25 м), и высота 30 кубитов (15 м)". 33 архитектурных памятника были найдены в горах и близлежащих землях Казыгурта. Природный комплекс Шилтер-ата также находится среди священных мест. Скала Адам и Ева символизирует, что Адам и Ева были предками человеческой расы. Между двумя 33 метровыми утесами есть щель, через которую может пройти только человек с чистой душой. В Шилтер-ата есть каменные статуи животных, описанные в священных книгах. Кажется, что земля национального парка Казыгурта обладает сверхъестественной аурой.

Город, носивший это название в X - начале XIII вв. был столицей карлукских джабгу. Сведения о нем содержатся в дневнике Гильома Рубрука, который проезжал через город, названный им Кайлак, осенью 1253 г. по пути в ставку монгольского хана Мункэ. Это был, по словам Гильома Рубрука, большой город с базаром. Его посещали многие купцы. В городе, кроме местного населения, жили выходцы из Ирана и других стран и, кроме мечетей, имелись буддийские, манихейские храмы. Остатки города найдены вблизи села Антоновка в 220 км восточнее города Талдыкоргана. Раскопками на Каялыке был вскрыт буддийский храм середины XIII в. Интерес представляет раскопанная усадьба богатого горожанина площадью 400 м2. Жилые помещения ее отапливались канами - системой подпольных жаропроводящих каналов. Собранная при раскопках коллекция импортных изделий: иранской люстровой посуды, китайской керамики, сирийского стекла - свидетельствует о торговых связях города. На городище в юго-восточной его части начаты раскопки крупного дворцового комплекса и уже вскрыта дворцовая баня из жженого кирпича, крестообразная в плане, с горячими и прохладными моечными, серией ванн различных размеров и подпольной системой отопления. Каялык был центром крупного региона в Приджунгарье. Городище исследуется и сохраняется по государственной программе "Культурное наследие". Датируется оно VIII-XIV вв.

Рекомендуем ознакомится: http://stud24.ru

worldunique.ru

Древние города Казахстана - история, уроки

Тема: «Древние города Казахстана»

Цели урока: Раскрыть перед учащимися важность формирования города, городской культуры. Сравнивая памятники культуры, объяснить детям об изменениях в схемах планировки и застройки городов, общественных зданий, мастерских, жилых домов. Развитие у учащихся памяти, мышления, внимания. Воспитывать интерес к изучению своей страны.

Вид урока: Урок – путешествие.

Приёмы урока: Рассказ, беседа, обмен мнениями, экскурсия.

Оборудование урока: Карта «Города Казахстана в 6-15 вв. центры земледелия, ремесла и торговли», карта Республики Казахстан, кроссворд «Древние города Казахстана», контурная карта, рисунки, слайд «Древние города Казахстана», воздушные шары, рисунки верблюда, лошади.

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент (приветствие, наличие учащихся, настрой на урок).

Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

II.Объяснение нового материала:

Дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный. Мы с вами отправимся в далекое путешествие по древним городам Казахстана. Вы любите путешествовать. (Ответ учащихся).

Древние города Казахстана… Скупые строчки старинных рукописей сохранили имена немногих из них на своих потемневших страницах. Названия некоторых городов можно найти лишь в народных легендах и преданиях. Большинство же их остаются безымянными, и лишь заросшие бурьяном и кустарником руины напоминают о прежней жизни десятков поколений людей, которые трудились, созидали, строили дворцы и храмы, слагали прекрасные стихи, пели песни, любили и умирали. Но они не исчезли бесследно. Прошлое живет в узорах современных изделий, в мелодиях песен, в памяти нашего народа. Мы любим свою историю. Мы чтим свое прошлое, восхищаемся и гордимся им, так как без него не было бы величия нынешнего. О чувствах любви к своему прошлому проникновенно и точно сказал поэт: (слайд «Древние города Казахстана»)

История не терпит суесловья,

Труда ее народная стезя.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью,

И не любить без памяти нельзя.

А теперь мы с вами отправляемся на воздушном шаре в город Тараз.

Ребята, а кто может рассказать нам о замечательном древнем городе Тараз.

Для справки: В письменных источниках Тараз известен с 6 века. В 568 году в город, находившийся под властью тюркского кагана Дизабула – Истими, прибыло посольство византийского императора Юстиниана II во главе с послом Замархом Киликийским. Уже впервые десятилетия VII века Тараз играет важную роль узлового центра на Великом Шелковом пути. Некоторое время он назывался Аулиеата , а потом Джамбул. Со всех сторон был окружен крепостными стенами, а перед стенами были выкопаны глубокие рвы. В центре города были построены базар, мечеть, высокие дома. Использовался водопровод. Сам город был очень красивым. При Караханидах в Таразе и его округе был сооружен целый ряд замечательных мавзолеев, до нас дошли два: мавзолей Айша-Биби, мавзолей Бабаджи-Хатун на территории села Головачевка.

Кто может рассказать про мавзолей Айша-Биби?

Кто может рассказать про мавзолей Бабаджи-Хатун?

В каких веках появились в Таразе монеты? (7-8 вв.)

Молодцы, ребята вы об этом городе много знаете.

А теперь мы вместе с вами на верблюдах отправляемся в город Отрар.

Ребята, а кто может рассказать нам о замечательном городе Отрар.

Для справки: Отрар находился в долине Сырдарьи при слиянии ее с Арысью. В округе Фараба родился выдающийся ученый Абу Наср ал-Фараби. В 1219-1220 годах город штурмовали монгольские отряды Чингисхана, в 1405 году здесь умер великий завоеватель Тимур. Интереснейшим сооружением Отрара конца 14 – начала 15 вв. является соборная мечеть. Её постройка связана с именем Тимура, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, мавзолей Арыстан – Баб в Отрарском Оазисе. Отрар был крупным торговым центром, который соединил запад с востоком. Он еще был культурным центром.

Молодцы, ребята вы об этом городе много знаете.

А теперь мы вместе с вами на лошадях отправляемся в город Туркестан.

Ребята, а кто может рассказать нам о замечательном городе Туркестан.

Для справки: Туркестан – раннее название города Ясы. Казахские ханы избрали Туркестан своей столицей. Торговое значение Туркестана как одного из крупных центров денежной торговли местного и международного масштаба подчеркивают многочисленные клады монет, по которым восстанавливаются и политическая, и экономическая роль города и его округи. Городище Туркестан датируется первым вв. н.э. – 19в. Современники по достоинству оценили постройку. «Мавзолей Ахмеда Ясави, - писал историк 16в. Рузбехан, - одна из самых монументальных построек во всем мире, в архитектуре мавзолея проявлено человеческое искусство до поразительности и восхищения ».

Молодцы, ребята вы об этом городе много знаете.

Для детей, не читающих и не пишущих отдельное задание:

1. Собрать мозаику «Древний город Казахстана».

2. На контурной карте закрасить цветными карандашами районы архитектурных сооружений.

А теперь мы все вернулись назад в 21 век.

1.Кто покажет на карте г. Кокшетау?

2.Мы с вами живем, в какой области?

3.Какие города Казахстана вы знаете?

4.Назовите столицу Республики Казахстан?

5.А как она ранее называлась?

Молодцы, ребята Вы все хорошо знаете города Казахстана.

III.Закрепление материала:

Для закрепления материала разгадаем кроссворд.

1.Кореное население РК.

2.Город в древности называли Аулиеата, Джамбул.

3.Место, где велась торговля.

4.В каком городе находился мавзолей Ахмеда Ясави?

5.Правитель феодальных государств.

6.Столица РК.

7.Город, находившийся в долине Сырдарьи и реки Арысь.

8.В каком городе мы живем?

9.Денежная единица в РК.

IV. Подведение итогов. (выставление оценок)

V. Домашнее задание. 15 стр.24-26, ответить на вопросы.

kopilkaurokov.ru