Древние исторические источники. Виды исторических источников как элементы, раскрывающее прошлое нашей цивилизации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Исторические источники Древнего Востока. Древние исторические источники


Виды исторических источников как элементы, раскрывающее прошлое нашей цивилизации

Почти вся история человечества может быть изучена благодаря дошедшим до нас различным историческим источникам. Сохранившиеся руины древних величественных архитектурных сооружений, расписанные стены пещер, различные письмена и пергаменты – все это является материалом, посредством которого мы можем изучить историю развития человечества еще глубже. Все эти памятники старины представляют различные виды исторических источников, по которым и изучается история. Ввиду крайнего разнообразия исторических материалов их логически разделили и классифицировали.

виды исторических источниковРазличают следующие виды исторических источников: вещественные, устные, этнографические, лингвистические, письменные. Новейший вид – цифровые.

Вещественные виды исторических источников изучаются главным образом археологией. Основным материалом изучения являются орудия труда, различное оружие, монеты, домашняя утварь, одежда, сооружения.

Устные – к ним относятся сказания, предания, легенды, сказки. Все то, что передавалось народами из поколения в поколение.

К этнографическим относятся источники, дающие представление о жизни народностей, их происхождении, развитии. 

Лингвистические источники позволяют понять и проследить процессы и изменения, происходившие в языках народов мира, их преобразования, слияния. Как и предыдущий вариант, они ориентированы на определенную территорию.

Письменные источники по истории изучаются такими отраслевыми дисциплинами, как источниковедение, палеография, эпиграфика, дипломатика, геральдика, сфрагистика и другие.древние письменные источники

Древние письменные источники, как правило, разделяются на несколько видов:

1. Исторические летописи и хроники – обычно в них описываются основные события жизни народа или государства.

2. Грамоты и документы – различные деловые бумаги.

3. Источники по законодательству – сюда относят различные законы, указы глав государств, изменение законов.

4. Дипломатические документы – подписания и соглашения между государствами, внешнеполитические заявления, конвенции, ноты и прочее.

5. Мемуары, автобиографии, дневники, письма, по которым можно изучать личностное субъективное восприятие современника той или иной эпохи.

6. Художественно-изобразительные. Они отражают эпоху в конкретных художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, а также живописи, прикладного искусства или скульптуры.

письменные источники по историиТакже существуют и другие виды исторических источников. Одним из наиболее интересных является деление их на намеренные и ненамеренные. К намеренным относится всё, что создавалось и писалось с расчетом на то, что материалы будут изучаться в будущем потомками. Плюсами является хронологизация событий в таких источниках. К ненамеренным относится все то, что не предназначалось для изучения в будущем. К этому типу относят деловые переписки.

Таким образом, классификация исторических источников позволяет более плодотворно и конструктивно приступить к изучению истории на основе материалов прошлого.

fb.ru

Исторические источники Древнего Востока

  1. ВВЕДЕНИЕ.
 

История Древнего Востока, как и вся историческая наука, базируется на исторических источниках1, которые дают нам информацию о далеком прошлом. «…Единственная возможность воссоздать историю древнейших на земле цивилизаций заключена в обращении к тем следам, которые они оставили после себя. И таким следом реальной действительности в жизни древних цивилизаций являются исторические источники. Одной из самых главных проблем их изучении считается выявление достоверности тех сведений, которые нам предоставляют дошедшие до нас разнообразные памятники прошлого»2.

Исторические  источники очень многочисленны и разнообразны; для удобства они подразделяются на типы:

1. Письменные источники (исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы и др.).

2. Памятники материальной культуры (остатки городов, храмов, крепостей, гробниц, жилища, предметы быта, оружие и т.д.).

3. Памятники устного народного творчества – фольклор (песни, поговорки, сказки, легенды, эпические сказания).

4. Этнографические материалы (обычаи, нравы, культы).

5. Данные антропологии (мумии, костные останки).

Изучение истории Древнего Востока, в свою очередь, из всего перечисленного в основном основывается на двух видах письменных источников: документальных и нарративных.

Документальные источники являются в силу их предназначения (максимально точная фиксация информации) более объективными, чем нарративные. Они более точно отражают действительность прошлых эпох, несут объективную информацию о тех процессах, которые происходили в жизни древневосточных обществ. Чем меньше документальных источников, тем труднее восстанавливать историю. Нарративные источники (от немецкого слова «нарратив» - рассказ) являются повествовательным источниками, которые отражают субъективную позицию автора  данного произведения, что необходимо учитывать в процессе изучения источника.

Вообще  древневосточные письменные документы, дошедшие до нас, имеют наибольшее значение среди всех прочих источников – ведь именно на Востоке зарождались первые великие цивилизации.

 Обнаруженные источники же позволяют установить социально-экономические факты, политические события и уровень развития культуры того времени.  

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

2.1. ТРУДНОСТИ  ИЗУЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВОЙ БАЗЫ.

Прорыв  в изучении древневосточных цивилизаций  и стремительный рост числа источников обеспечили значительное достижение в  области археологии - даже в самом  лучшем случае археология, без поддержки  письменных памятников, не способна дать ясную картину социального строя, политической истории и духовной культуры ушедшего в прошлое общества. К сожалению, ученым удалось дешифровать  далеко не все системы древнего письма. Так, молчит пока хараппская письменность, что затрудняет решение многих проблем истории Индской цивилизации.

Большой трудностью для воссоздания истории древнейших цивилизаций является также и фрагментарность и неравномерность освещения источниками различных периодов истории многочисленных регионов Древнего Востока - различные эпохи древности документированы очень неравнозначно. Так, например, история древней Месопотамии в настоящее время представлена двумя миллионами клинописных текстов, созданных на протяжении III-I тыс. до н.э. Такое обилие свидетельств прошлого объясняется тем, что писали шумеры и аккадцы на глиняных табличках, которые потом обжигались и становились вечными. В то же время жители Древней Индии и Древнего Китая писали на таких недолговечных материалах, как пальмовые листья, деревянные пластинки, ткани и т.п., что приводило к гибели древнейших свидетельств о прошлом.

Трудности, встреченные востоковедами в  адекватном понимании и интерпретации источников, способствовали распространению, особенно в XIX в. и в начале ХХ в., мнения о невозможности постижения подлинной сути и истории древних цивилизаций. Наиболее наглядно такую точку зрения высказал выдающийся американский ассириолог А.Л. Оппенхейм, который заявил: «Я убежден, что систематическое описание месопотамской религии - задача невыполнимая и ставить такую цель вообще не следует».3 Такое пессимистическое отношение к возможности познания подлинной исторической реальности касается не только религии, но и всей истории древней Месопотамии. Основывается оно на осознании слабости ее источниковой базы. Правда, работы других историков во многом преодолевают такого рода скептицизм; например, труды выдающегося шумеролога С.Н. Крамера.4

Остается  надеяться, что стремительное обогащение источниковой базы, овладение исследователями новыми теоретико-методологическими подходами и совершенствование методов источниковедческого анализа позволяет надеяться на прогресс этой дисциплины и более углубленное понимание истории древневосточных цивилизаций.   

2.2. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ДРЕВНИХ СТРАН.  

Раздел 1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.  

Богатейшую  информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор  как выдающийся французский египтолог  Ж. Ф. Шампольон расшифровал секреты  иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали  огромное количество различных письменных памятников.

Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов, начиная с додинастического периода до V династии, упоминает наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.

Памятником  исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (г. Фивы) -  придворный писец перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.

Одним из лучших образцов исторической мысли  древних египтян является сочинение  жреца Манефона (Мер-не-Тхути), написанное в IV-III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен. «История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах. Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Как жрец Манефон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших Периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.

Ценнейшими  источниками являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных  документов, так и в виде целого их собрания в каком-либо архиве. Можно  назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени. Наиболее древним является архив, найденный  в храме царя Нефериркара (V династия, XXV-XXIV вв. до н. э.). В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.

Один  из богатейших архивов был найден при раскопках города Ахетатона (совр. Эль-Амарна) - столицы фараона-реформатора Эхнатона. В нем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н. э. Среди них переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, членов царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии, которые характеризуют сложную международную обстановку на Ближнем Востоке в середине II тысячелетия до н. э., дипломатические отношения, технику ведения переговоров, формирование и распад объединений различных государств.

Дополнением к дипломатическим материалам эль-амарнского архива служат сохранившиеся тексты договора (1280 г. до н. э.) между Египтом и другой великой державой Передней Азии начала XIII в. до н. э.- Хеттским царством. Тексты этого договора сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме).

В гробнице Рехмира, одного из везиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии.

О завоевании Египта кушитским царем Пианхи подробно повествуется на стеле Пианхи, поставленной в городе Напате (между четвертым и пятым нильскими порогами). Текст составлен в духе победных египетских надписей, написан хорошим литературным языком, проникнут определенной авторской концепцией, имеет продуманную композицию.

Сохранились и многие другие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях  эпохи Древнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XII династия), список заключенных в  фиванской тюрьме, документы, оформляющие куплю-продажу имущества, земли, рабов, протоколы допросов и материалы следствия о заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие. Многочисленные документальные данные - надежная основа для восстановления египетской истории.

Распространенным  видом египетской литературы являются также поучения и пророчества. Как правило, они написаны конкретными авторами, чьи имена дошли до нашего времени. «Поучения» можно разделить на два разряда: «поучения» фараонов, написанные от их имени (например царя Ахтоя или фараона-основателя XII династии Аменемхета I, содержащие советы по управлению страной и являющиеся политическими сочинениями с большой информацией о внутреннем и внешнем положении египетского государства) и «поучения» частных лиц («Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими), «Поучение Аменемопе», в котором отец дает наставление своему сыну). Особой разновидностью литературы стали пророчества, наиболее известные из которых «Речение Ипусера» и «Речение Неферти». «Речения» представляют собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни..

Произведения  художественной литературы, например, «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рас-Синухета», сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», сказания о фараоне Хуфу, несмотря на наличие художественного вымысла и сказочные мотивы, довольно реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации и содержат интересные данные из жизни египетского общества. Среди сказочных сюжетов были довольно популярными сказания о далеких морских путешествиях. Ярким примером является «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». В ней описывается далекая морская экспедиция, во время которой буря уничтожила корабль, а сам герой был выброшен на неведомый остров, наполненный всевозможными плодами и богатствами; на острове царствовал огромный и добрый змей. Описания заморских приключений пополняют наши сведения о внешних связях Египта, особенно усилившихся в эпоху Нового царства. Видимо, такие сказания создавались на основе рассказов путешественников, которых правительство посылало в далекие страны с официальными порученными. Сохранились отчеты о реальных экспедициях («Путешествие Уну-Амона в Библ», XI в. до н. э.).

Дошло до нас и множество произведений религиозного характера Древнейшие сведения о египетской религии содержат так называемые «Тексты пирамид», т. е. надписи богословского характера, написанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V-VIII династий (XXIV-XXII вв. до н. э.). Во времена Среднего царства появляются тексты аналогичного содержания на стенках деревянных саркофагов, принадлежавших вельможам. «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов» наряду с другими религиозными текстами послужили основой для составления одного из главных произведений древнеегипетской религии - «Книги мертвых», содержащей описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, чтобы достичь вечного блаженства на «полях Иалу» (сродни Елисейским полям в греческой мифологии).

В целом  многочисленные письменные источники  позволяют воссоздать историю, жизнь  и культуру Древнего Египта с достаточной  полнотой. Однако в то же время историю невозможно изучать без археологических материалов, памятников материальной культуры, необычайно разнообразных и благодаря современным методам исследования дающих богатую информацию о его истории и культуре. Огромное количество отдельных категорий вещей (керамики, посуды, предметов быта и культа, орудий труда, статуй, рельефов, фресок и др.) хранится во многих музеях мира. Особую ценность представляют большие археологические комплексы: пирамид, городов, храмов, крепостей, морских портов, некрополей. Также большую ценность представляют захоронения мумий фараонов Нового царства, которые были изъяты из своих первоначальных погребений и тайно перезахоронены в скалах Дейр-эль-Бахри (к западу от Фив) при XXI династии, чтобы предохранить мумии фараонов от надругательства грабителей. Обнаруженные в тайнике мумии фараонов позволяют с помощью современных методов исследования установить физический тип, болезни, возраст египетских владык и другие данные, важные для уточнения хронологии правления.

stud24.ru

Исторический источник - это... Что такое Исторический источник?

Настенное изображение, найденное в Помпеи, является примером исторического источника

Истори́ческие исто́чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события [1].

Классификация

Существует несколько способов классификации исторических источников.

Исторические источники подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы.

Например, письменные источники включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписки, а вещественные: картины, рельефы, изображения на стенах или на любой другой поверхности и др.

Исторические источники также можно разделить на внутренние (то есть созданные внутри исследуемого региона) и внешние (когда описание создается людьми, выходящими за пределы данного исторического контекста, как например Арабские источники по истории Африки).

Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота, а в качестве примера ненамеренного источника — древнеегипетский погребальный папирус[2]. Таким образом намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники как правило передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам)

В качестве исторических источников, как правило, выступают первоисточники, на основании которых создаются вторичные источники, однако иногда и вторичный источник может выступать в качестве первичного [3][4], поэтому некоторые исследователи затрудняются сформулировать точное определение первичного и вторичного источника.[5]

Работа с источниками

По мнению Марка Блока, сами по себе источники ничего не говорят. Историк, изучающий источники, должен искать в них ответ на какой-либо определённый вопрос. В зависимости от постановки вопроса источник может сообщать разную информацию. Блок приводит в качестве примера жития святых эпохи раннего средневековья. Эти источники как правило не содержат достоверных сведений о самих святых, зато они проливают свет на образ жизни и мышления своих авторов[6].

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Исторические источники — Юнциклопедия

К историческим источникам в широком смысле могут быть отнесены храмы, дворцы и другие сооружения, памятники архитектуры, археологические находки, предметы повседневной жизни и быта наших предков, а также раритеты (вещи, представляющие национальную гордость и особую ценность для государства). История живет в легендах, былинах, сказаниях, песнях. В узком смысле исторические источники — это письменные источники, ибо только с появлением письменности источники стали последовательно «рассказывать» о том, что когда-то происходило.

О первоначальной истории нашей родины сообщается в трудах византийских и арабских авторов — историка Прокопия Кесарийского (VI в.), императора Константина Багрянородного (X в.), хрониста Льва Диакона — и персидских — ибн-Хордадбеха, ал-Масуди, ибн-Русте, ал-Якуби, ибн-Фадлана, ал-Табари и других (IX—X вв.).

Но основные письменные свидетельства по истории славян и Древнерусского государства содержатся в летописях, в «Повести временных лет», составление которой приписывается Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря в конце XI — начале XII в. О законодательстве России рассказывают «Русская Правда», судные и уставные грамоты отдельных княжеств и земель XIII—XV вв., а с образованием Русского централизованного государства — судебники, Соборное уложение 1649 г. Оригинал его хранится в Российском государственном архиве древних актов и представляет собой пергаментный столбец длиной 309 м. На лицевой стороне его — рукописный текст, состоящий из 25 глав и 967 статей, на обороте — подписи 315 участников Земского собора, который принял уложение.

Различные по содержанию и значению источники по истории Древней Руси и Русского государства представляют собой многочисленные грамоты. Среди них, например, жалованные грамоты, в которых князья, а позднее цари предоставляли земли, крестьян, угодья, податные и судебные льготы светским и церковным феодалам. Политические и экономические отношения между князьями получили отражение в духовных и договорных грамотах великих и удельных князей. Широкое распространение имели грамоты, оформлявшие различные сделки: рядные, купчие, меновые, ссудные, кабальные и др.

Источниками по истории Древней Руси и Русского государства могут быть литературные и публицистические памятники той эпохи. Среди них «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе русских князей во главе с Игорем Святославичем Се-верским против половцев. Идейные мотивы и прямые заимствования связывают «Слово... » с литературными произведениями о Куликовской битве: «Задонщиной», «Сказанием о Мамаевом побоище». Многие памятники древней литературы облечены в форму сказаний, поучений, посланий, рассказов о путешествиях — хождений.

Зарождение новой государственной идеологии, религиозная полемика, прославление самодержавия пронизывают произведения игумена Филофея, Нила Сорского, Вассиана Патрикеева, Иосифа Волоцкого, Ивана Пере-светова. Тем же духом проникнута переписка Ивана Грозного, в том числе с «клятвопреступником и изменником» боярином Андреем Курбским, в которой царь отстаивал свое право на неограниченную власть «Божиим соизволением и родителей своих благословением». Свод житейских правил по устройству домашнего хозяйства и семейного быта содержал «Домострой» — своеобразный литературный памятник, составленный в XVI в.

С появлением в Русском государстве книгопечатания количество литературных памятников начинает быстро расти. Появляется большое число литературных произведений, воспроизводящих быт и нравы, обыденную жизнь людей, особенно в XVII в. Бурные события Смутного времени нашли отражение в «Сказании Авраамия Палицына». Запоминающуюся картину русского общества накануне петровских реформ оставил Григорий Котошихин в «Сочинении о России в царствование Алексея Михайловича». Сведения по истории церковного раскола в XVII в. содержит «Житие» протопопа Аввакума. Основную массу книг того времени составляли сочинения религиозного содержания, среди них — «Жития святых» (агиографическая литература). Широкое распространение получили сборники агиографических произведений Четьи-Минеи.

Значительную ценность по истории России представляют записки иностранцев: путешественников, монахов, купцов и т. д. О Древней Руси упоминается в записках Марко Поло, Плано Карпини и Вильгельма Рубрука (XIII в.). Подробное описание Московского княжества при Василии III оставил посол германского императора Сигизмунд фон Герберштейн (XVI в.). Интересные наблюдения о Русском государстве времен Ивана Грозного содержались в записках английских купцов и путешественников Д. Флетчера, А. Дженкинсона. Подробное иллюстрированное описание Русского государства XVII в. сделал Адам Олеарий. Гравюры из его «Путешествия в Московию» часто приводятся на страницах различных изданий.

В XVIII в. происходят заметные изменения в характере письменных источников по истории России. Рождаются новые государственные документы — Генеральный регламент и Табель о рангах. О социальных отношениях говорят жалобы и наказы, исходившие от различных слоев населения, материалы карательных экспедиций, направляемых в «горячие точки» империи, в том числе на подавление крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. В начале XIX в. появляются журналы, ведомости, памятные записки, всеподданнейшие доклады и др. Прохождение гражданской, а также военной службы офицерами и генералами русской армии отражалось в формулярных и послужных списках.

Со времен Преображенского приказа при Петре I, где под пытками велись дознания, а затем в имперской тайной канцелярии, откладывались документы, свидетельствующие о многих острых политических конфликтах времени. В 1826 г. было создано III отделение «Его Императорского Величества канцелярии», а при нем корпус жандармов, ведавший вопросами политического сыска, казнями и ссылками по политическим делам. Среди материалов этого ведомства много таких, которые представляют большой интерес для историка.

В первой половине XIX в. Российское государство совершенствует порядок обнародования законов. Большой вклад в это дело внес М. М. Сперанский. Начинает выходить Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Превращение России в великую державу ведет к упорядочению ее отношений с другими государствами, оформлению российских законов в определенной системе норм международного права. Заключаются договоры, трактаты, конвенции, увеличивается дипломатическая переписка.

Повышение уровня образования и культуры российского общества, прежде всего в дворянской среде, также сказывается на характере источников. В XVII в. в России выходила время от времени лишь одна рукописная газета «Куранты». При Петре I стала издаваться газета «Ведомости», а к середине XIX в. появилось уже более 700 наименований газет и журналов, большинство которых дошло до нас. Среди них и «Вестник Европы», названный дедушкой русских толстых журналов, «Живописец» и «Трутень» Н. И. Новикова, «Московский телеграф», «Телескоп», «Современник», основанный А. С. Пушкиным.

По периодике и публицистическим произведениям можно проследить развитие общественно-политической мысли. Например, «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова, вышедшая еще в начале XVIII в., излагала радикальную экономическую программу автора, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев обличал крепостные порядки. К публицистике близки сохранившиеся проекты политических преобразований, составленные декабристами. В их числе «Конституция» Н. Н. Муравьева и «Русская правда» П. И. Пестеля. Большой известностью пользовались «Философические письма» П. Я. Чаадаева — грустные размышления о путях и судьбах развития России. Теми же сюжетами проникнута полемика между западниками и славянофилами, произведения А. И. Герцена, статьи В. Г. Белинского.

XIX век оставил богатое эпистолярное наследие — мемуары, дневники, письма. Интересны записки царских сановников, лиц, приближенных ко двору. О жизни провинциального дворянства рассказывают знаменитые записки А. Т. Болотова. События Отечественной войны 1812 г. нашли отражение в «Записках кавалер-девицы» Н. А. Дуровой. Среди мемуаров — «Былое и думы» А. И. Герцена.

Со второй половины XIX в. в России появляются новые виды источников. Одни связаны со статистикой и переписью населения («Статистика Российской империи»), другие — с деятельностью различных революционных групп народников, марксистов и др. Они выпускали программные и уставные документы, листовки, воззвания, прокламации и т. д. Некоторые из них издавались за границей, а затем тайно переправлялись в Россию, способствуя распространению революционных идей и возбуждению общественного мнения.

В конце XIX — начале XX в. с оформлением политических партий в России возник определенный комплекс источников. Помимо программы и устава, переписки членов партии, ее лидеров это протоколы (позднее стенограммы) съездов, конференций, резолюции и решения, агитационно-пропагандистские материалы. Как правило, каждая партия имела свои печатные органы. Сохранность документов политических партий напрямую зависела от их последующей судьбы. Большевики, пришедшие к власти в 1917 г., предприняли немало усилий, чтобы тщательно собрать и систематизировать источники по истории большевизма и революционного движения как в России, так и на Западе.

На рубеже веков возросло число периодических изданий. До 1917 г. выходило около 14 тыс. наименований газет и журналов, многие из них, подвергаясь преследованиям со стороны властей, существовали весьма недолго или поменяли названия. Много газет и журналов издавалось официальными правительственными органами, общественными организациями, частными лицами; появились исторические журналы.

В советское время характер и публикация источников кардинально изменились. Особое место заняли партийные документы, носившие директивный характер; они издавались систематически. Однако, если содержавшаяся в них информация отражала внутрипартийные разногласия, закулисную борьбу, они засекречивались и поступали в закрытые архивные фонды. Статистические данные не раскрывали реального положения в стране, газеты и журналы (хотя и многочисленные) страдали однообразием содержания. В свет выходили воспоминания, дневники, письма о Ленине и его соратниках; о революции и гражданской войне, о внешней и внутренней политике Советского государства. И здесь не обходилось без купюр. Перестройка открыла путь изданиям, полно и правдиво рассказывающим о событиях разных лет жизни советского общества: массовых репрессиях (см. Массовые политические репрессии в СССР в 30 х — начале 50-х гг.), о трагических событиях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и др. В последнее десятилетие стали доступны источники, открывающие завесы тайны по всем периодам отечественной истории.

yunc.org

Исторические источники - это... Что такое Исторические источники?

Истори́ческие исто́чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. [источник не указан 396 дней].

Классификация

Существует несколько способов классификации исторических источников.

По типу фиксации информации можно выделить следующие типы исторических источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, кино-фотодокументы, фонодокументы, изобразительные. Сюда же можно отнести новейший тип исторических источников — цифровые.

Типы исторических источников подразделяются на виды в зависимости от цели создания. Например, письменные источники делятся на следующие виды: законодательные акты, актовый материал, материалы делопроизводства, политические сочинения и проекты, публицистика, периодика, источники личного происхождения, документы политических партий и общественных организаций, статистические материалы, научные и учебные труды, литературные произведения, экономико-географические описания, сочинения иностранцев, справочные издания. Также выделяются роды источников, каждый из которых представляет собой локально-исторический комплекс объектов определенного типа и назначения. Например, летописи, конце XIX в. была также распространена классификация источников на остатки и предания.

Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота, а в качестве примера ненамеренного источника — древнеегипетский погребальный папирус[1]. Таким образом намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники как правило передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам).

В качестве исторических источников, как правило, выступают первоисточники, на основании которых создаются вторичные источники, однако иногда и вторичный источник может выступать в качестве первичного[2][3], поэтому некоторые исследователи затрудняются сформулировать точное определение первичного и вторичного источника.[4]

Работа с источниками

По мнению Марка Блока, сами по себе источники ничего не говорят. Историк, изучающий источники, должен искать в них ответ на какой-либо определённый вопрос. В зависимости от постановки вопроса источник может сообщать разную информацию. Блок приводит в качестве примера жития святых эпохи раннего Средневековья. Эти источники как правило не содержат достоверных сведений о самих святых, зато они проливают свет на образ жизни и мышления своих авторов[1].

См. также

Примечания

dic.academic.ru


Смотрите также