Древние индийские варны. Возникновение варн Древней Индии: арийское вторжение
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Варны ремесленников и торговцев. Древние индийские варны


Варны (Касты) характеристики и особенности

 

Так называемого равенства, скорее утопического, чем действительного вы уважаемый читатель не найдёте нигде. Каждый человек не менее важен чем другой, вот только каждый должен заниматься своим делом и вести жизнь соответствующую, занимать в ней своё место. Подобное мы можем наблюдать даже с раннего детства, - это место, особенности и обстоятельства рождения. А в дальнейшем присмотритесь повнимательней на окружающую жизнь и увидите, что социальные, денежные, физические условия отличаются у всех живущих в одном государстве. Таким образом с древних времён и у всех народов появилось разделение народа на сословия, тянущееся до наших времён и не только в Индии. Просто в Индии это часть их культуры и религии и говорят об этом честно как есть, в то время как в христианских и демократических Европе с Америкой, все якобы равны и имеют право голоса и т.д. и т.п., что далеко от истины.

Известно, что хула и брань в адрес человека вернётся со временем и не такими ужасными последствиями, как ругательство в адрес Иерарха, Учителя, Святого. Почему нам в жизни встречаются более влиятельные люди и менее, причем влияние не статуса в обществе, а признание большинством людей авторитета личности или наоборот.

Из вышеперечисленного не вызывает удивления тот факт, что общество ещё с древнейших времён постоянно делило людей на разные типы и таких систем много. Нас же интересует кастовое деление общества, проверенное временем и считающееся достаточно точным. Всех, более чем семь миллиардов людей, можно разделить на четыре касты и не входящие в кастовую систему «неприкасаемых», в любом государстве, даже у муравьев и пчёл.

Все Школы Духа, эзотерические школы и ордены рыцарей, масоны и другие тайные сообщества имеют свою иерархию и круги посвящения, соответствующие уровню развития. Как и любая мирская серьёзная организация, любой бизнес от серьёзных фирм до корпораций подразумевает иерархию, круг посвящения и позволения.

Такое предисловие для всех защитников гуманности и прав человека во всём мире!

История возникновения каст

Считается, что Варны, которые в последствии стали кастами, берут своё начало с самого Брахмы, который создавал их из частей своего тела. Как показано на рисунке выше, что уста говорят то и является беспрекословным и руки – воины для воплощения того, что говорят уста. Бёдра — движение, вайшьи обеспечивают социальные условия обществу и наконец шудры – это стопы соприкасающиеся, бывает и с нечистотами.

Итак, варна – сословие, в буквальном смысле слова обозначает цвет. Каждая варна имеет свой цвет:

  1. Брахманы – белый;
  2. Кшатрии – красный;
  3. Вайшьи – жёлтый;
  4. Шудры – чёрный.

Изначально к какой варне отнести новорожденного решали волхвы, жрецы по мере его духовного развития. Они видели все его прошлые жизни и наклонности в этой и после определяли его духовный статус и соответственно социальный. В каждой варне были свои отличия в воспитании и обучении, соответственно предназначению. С течением времени варна определялась по факту рождения – наследству.

Это то, что принесли им арии, они же стали сначала передавать по наследству, а затем по мере роста общественных отношений варны стали именоваться кастами в зависимости от специализации в профессиональных рамках. 

Ниже мы рассмотрим Варны, которых четыре, а не касты, особенно видоизменённые в современной Индии.

Неприкасаемые

Есть ещё такая каста, не входящая в четыре касты общества, так как люди, находящиеся в этой касте считаются изгоями общества, само название говорит за себя. Они устранены из всех общественных отношений. Выполняют наиболее грязные работы: уборка улиц и туалетов, утилизация мёртвых животных.

Неприкасаемым запрещалось даже ступать на тени представителей из более высших каст. Вот только  не так давно им разрешили входить в храмы и приближаться к другим из более высших каст.

Шудры

Когда человек рождается в первый раз в человеческом обличии, то у него отсутствует мощный интеллектуальный аппарат. Нет опыта жизни в человеческом теле и поэтому кроме тела у него пока ничего не наработано. Эта наиболее многочисленная каста содержит безответственных людей, которые не хотят брать ответственность, несамостоятельны. Они не могут постоять за себя и выбрать занятие в жизни, а готовы исполнять чьи-то приказы и быть наёмными рабочими.

Их уровень сознания находится на уровне муладхара-чакры, которая олицетворяет собой выживание, их жизнь связана с проблемами, напряжениями, борьбой. Шудры для улучшения своей жизни будут думать только о себе и игнорируя последствия либо нереально смотрящих на мир.

Предел мечтаний у шудры – приобретение чувственных наслаждений – большое состояние либо пост с высоким доходом.

Присущая  шудрам ненасытность, доходящей до алчности, из которой вырастает завистливость ко всем и всему. И по всей вероятности измениться у него нет желания.

Это каста разнорабочих и слуг, занимаются тяжёлой и монотонной работой, при которой не требуется особо напрягать ум, чаще всего живут за гранью нищеты. Могут женится на разведённых женщинах. Каста шудр более ёмкое и широкое понятие, от человека занимающегося самым тяжким и грязным трудом, до мастера, ремесленника имеющих свою мастерскую.

Вайшьи

Вайши могут подмечать потребности окружающего общества и желает их насытить, с обязательной выгодой для себя. Им свойственно это и очень подходит к рыночному восприятию жизни: «Спрос рождает предложения». Они людей встречают по одёжке, а провожают по содержимому кошелька. Все отношения строятся с позиции личной выгоды. Вайши взаимодействуют с миром на уровне сознания свадхистана-чакры, что соответствует комфорту и достатку.

В эту касту входят торговцы, лавочники, ростовщики, земледельцы, скотоводы. К ней относилась большая часть населения. Они хоть считались ниже брахманов и кшатриев в социальном плане, но уже относились к дваждырождённым*. К началу средневековья разделение труда привело к образованию среди Вайш множество подкаст, в связи с чем касты земледельцев и скотоводов воспринимались как шудры. Это в дальнейшем сыграло роль, что к Вайшам стали относиться только торговцы и банкиры.

Кшатрии

Кшатрии – воины с сознанием на уровне манипура-чакры, что даёт им обладания согласно осознанию этого центра качествами характера: самодисциплина, самоконтроль, целеустремлённость, это позволяет им эффективно действовать. Очень развито чувство долга в его жизни, а не в досужих рассуждениях. Достоинство и честь для кшатрия дороже собственной жизни. Кшатрии – это воины, цари, полководцы, управленцы всех ипостасей.

Кшатрий способен отказаться от выгоды или злата ради таких высоких чувств как любовь, дружба, объективность взгляда на жизнь, безупречность и честь. Чего, допустим, вайшье не дано понять.

Брахманы

Брахманы – высшая каста, сознание находится на уровне верхних коллективных чакр: анахатой, вишудхой, аджной и сахасрарой. У брахмана задача достичь в этой жизни полного освобождения. Они поддерживают взаимосвязь между тонким (Творец) и материальным мирами. Брахманы берут ответственность за всё человечество. Все Великие Учителя относились к касте брахманов.

Сейчас брахманами являются религиозные и общественные деятели, поэты, писатели, учённые и люди других творческих профессий.По Ведам человек в социальном плане проходит путь развития от шудры до брахмана. Это происходит по определённым природным процессам и подобный рост неизбежен.

Особенности каст

Сознание шудры стремится к чувственным наслаждениям, которые соответствуют вибрациям свадхистана-чакры, только уровень сознания у шудры находится в муладхаре, значит готовится к более высшей ступени. 

Вайшья для извлечения выгоды оттачивает мастерство самоконтроля, что также соответствует вибрациям более высшего центра – манипура-чакра.

Кшатрий обладающий уровнем сознания манипура-чакры, усваивает вибрации более высоких энергетических центров, согласно коллективным уровнем сознания. Его обыденная сфера деятельности шире индивидуальности, уже необходима объективность.

Особенности каст:

    • Брахманы только принимают подарки, но ни в коем случае не дарят
    • Шудры могут владеть более массивными земельными угодьями, чем вайшьи и быть гораздо влиятельней.
    • Шудры из нижнего слоя практически не пользуются деньгами: работу им оплачивают пищей и бытовыми приборами и принадлежностями
    • Каждая каста отличается индивидуальными отличительными чертами, манерами и характерностями, условиями своего жития и поступков.
    • Касты – это замкнутые группы людей с определёнными правами и обязанностями, позже стали передаваться по наследству.

P.S. Йога – инструмент для расширения и эволюции сознания. Есть такая практика «Пробуждение Кундалини» - механика достижения просветления, в помощь сознанию.

Похожие материалы:

Социальные сети:

Комментарии в сетях:

inkusto.com

Возникновение варн Древней Индии: арийское вторжение

Прочтенные книги на тему варн и истории древней Индии натолкнули меня на некоторые размышления об возникновении этих сословий в связи с теорией арийского вторжения в Индию.Как известно существуют 2 теории относительно арийцев или ария в древнейшие времена: 1. Арийцы всегда жили в Индии с самых древних времен, и индийская культура развивалась поступательно в лоне изначальной ведической.

2. В древние времена племена ариев пришли в Индию, завоевали коренное население и стали насаждать свою культуру, религию и социальную структуру.

Я не профессиональный индолог и не историк, а любитель, поэтому к арийскому вторжению никак не относилась, просто знала об этой гипотезе развития индийской цивилизации. Но сквозь призму варн и каст в древней Индии теория арийского вторжения приобретает, на мой взгляд, довольно убедительные черты.

Появляются 4 сословия - варны

возникновение 4 варн в древней индии1. брахманы (брамины), жреческое меньшинство, 2. кшатрии (кшатрия) - воины, которых больше, чем браминов,3. купцы вайшьи (вайшии), которых тоже больше, чем жрецов, потому что они должны обеспечивать все 3 верхних касты одеждой и провиантом 4. шудры - самая большая часть населения древней Индии, именно они кормильцы всей оравы высших каст, они работают на самых тяжелых работах, возделывая землю и разводя скот, и прислуживают хозяевам жизни, обеспечивая их комфортное существование своим трудом.

Если древняя Индия была завоевана, то это сделали именно солдаты - кшатрии, и с собой они привели 2 других касты, которые обеспечивали их ритуально и изготавливали для них одежду, вооружение, предметы быта.Работяг воины за собой не таскают обычно, они есть на любой земле, и если их завоевать, то они будут работать на победителей.

И эти 3 пришлых касты стали называть себя двиджа - дваждырожденными, чтобы отделить от всех остальных. Только дважды-рожденные настоящие "арии", то есть "благородные", они имели право на изучение священных Вед, шудры к тайному знанию не допускались.

Положение шудр в системе варн

С населением, пусть и покоренным необходимо считаться, потому что именно это население обеспечивает средствами для жизни, поэтому шудры стали считаться ногами Пуруши. Они хоть и чужаки, недостойны посвящения в древние арийские мистерии, но все таки они необходимы и отвергать их нельзя. Поэтому шудр признают низшей, 4 варной и окультуривают, приобщая к арийской общности, давая им знания Пуран, к которым кстати допускались и женщины. Первоначально в древности шудры могли носить и священный шнур - упавита, он просто отличался по цвету, в древней Индии женщины тоже носили священный шнур.

Шудр иногда называют дасами, дас - это раб. Тут есть повод предположить, что шудры - дасы - это пленники, захваченные на поле боя.Ан, нет, для иностранцев - иноверцев есть специальное слово "млеччха" - чужаки, чужеземцы. А шудры - это свои порабощенные народы, и им все таки находится место хоть и в 4 варне. А вот иностранцы млеччхи - яркий пример неприкасаемых в полном смысле слова, они не чтут Веды, не совершают ритуалов, не имеют понятия ни о каких святынях и вообще никакого отношения к ариям не имеют, поэтому в структуру общества древней Индии совершенно не вписываются, а значит с ними считаться не стоит.

И если высшие касты древней Индии эндогамны, то весьма условно - брамин может взять в жены кшатрийку, а вот на шудрянке жениться позор, а потом и полный запрет на любое общение, на индонете есть статья о нормативном закреплении каст в законах Ману, это случилось приблизительно на рубеже нашей эры.И принятие еды и воды от шудры тоже запрещено, от шудры можно принять только сырой рис, ну правильно, он же этот рис выращивает, а вот вареный и жаренный рис уже категорически нельзя.Почему? Не из соображений ли безопасности? И в память о том, что завоеванные шудры могли и отравить своих арийских хозяев.Безусловно запрет этот имеет характер чисто ритуальный, но любой обычай основан все таки на опыте. Вспомним запрет на свинину у иудеев и мусульман, почему им нельзя есть свинину? Очевидно потому, что евреи и арабы живут в очень жарком климате, а свинина жирная, а жир моментально портится на жаре, и поедание такого мяса приведет к тяжелому отравлению. Очень долго объяснять законы природы каждому - проще ввести ритуальное табу и поставить точку, не положено и все.

Вот и получается, что некие арии делятся на высшие и низшие варны-касты, а кроме них существуют иноземцы- не арии, которых называют также дасью, то есть вообще разбойник.А почему люди древней Индии так разделились на дважды-рожденных и простых смертных? Может быть потому, что первые были носителями культуры, а вторые имели собственную и только постигали азы арийской. Что вполне соответствует теории вторжения.И почему иностранцы не попали в 4 варну к шудрам? Потому, что, возможно, они пришельцы, прибывшие в Индию после арийцев, которые уже установили свое господство. Они чужие и для аборигенов и для ария. Поэтому им вообще не обязательно предоставлять даже минимальные права. И это тоже укладывается в предположение об арийском вторжении, по крайней мере не противоречит, на мой взгляд.

Безусловно, это всего лишь мои размышления на тему, ни на что большее я не претендую, но буду рада, если на индонете найдется заинтересованный собеседник или оппонент.

Автор или источник : 

achadidi специально для читателей indonet.ru

indonet.ru

Из какой варны выделились касты ремесленников и торговцев

Исторический путь Древней Индии очень необычен, самобытен. Ему нет равных. Каждая сфера, устройство общества, да и практически все в жизни индийца находилось под мощным влиянием религиозных верований.

Особые представления о происхождении Пуруши (первого человека) и предков современных людей поспособствовали возникновению варн. Постепенно назрела необходимость появления каст, которые поделили общество еще на более мелкие социальные группы. В этой статье для тех, кто интересуется историей Индии, мы ответим на такой вопрос: из какой варны выделились касты ремесленников и торговцев. И, конечно же, мы сперва разберемся с тем, как вообще сформировались варны.

Вайшьи - каста ремесленников и торговцевВайшьи — варна ремесленников и торговцев

 

Возникновение индийских варн

Индийское общество издавна находилось под влиянием индуизма. Так, например, первоосновой социального строя в Древней Индии стало представление о происхождении первых людей и самого первого человека в частности.

Считается, что боги создали первого человека с тысячами глаз. И получил он имя Пуруша. Боги велели стать ему «родителем всех родителей». Из его рта, рук, бедер и ног родились четыре разные варны, у каждой из которых свое предназначение. Само слово «варна» с санскрита переводится как «цвет».

Получается, что каждая варна находила свое отражение в определенном цвете, наделенном особым значением. Ношение одежды цвета своей варны считалось очень важным.

вайшьи

 

Итак, сформировались такие варны в Древней Индии, ставшие основой социального строя:

  1. Брахманы, являющиеся жрецами, занимали самое высокое положение в обществе. Принято считать, что они вышли изо рта Пуруши, поэтому не только обладают священными знаниями и являются служителями богов, но и насаждают эти знания среди других. Самое страшное преступление в индуизме – это лишить жизни брахмана. За это нет никакого прощения. Только представители этой варны имели право носить белые одежды.
  1. Кшатрии – варна, к которой относились воины (в том числе, члены их семей), знатные особы, князья, цари (раджи). Родились они из рук Пуруши. Так и получается, что это класс людей, в руках которых была сконцентрирована определенная власть. Продемонстрировать свою предрасположенность к этой варне могли с помощью одежды красного цвета.
  1. Вайшьи произошли из бедер Пуруши. Это уважаемый всем обществом класс людей. К ним относятся земледельцы, которые своим трудом кормили все остальные варны. Имели право демонстрировать с помощью одежды желтого цвета, что они – вайшьи.
  1. Шудры – произошли из ступней Пуруши. Это слуги, выполняющие различную работу, в том числе грязную, обслуживая людей из всех остальных варн. Носили одежду черного цвета и в социальном плане были обделены.

 

Все представители варн, кроме шудров, переживали в своей жизни что-то вроде рождения во второй раз. Мальчишки, достигая определенного возраста, должны были пройти обряд посвящения. Символом того, что они подверглись этому ритуалу, становилось упавита (священный индуистский шнурок), которое одевали через плечо под правую руку.

Каждая варна питалась, одевалась и жила определенным образом. Достаточно жестким правилом было то, что представители разных варн не имели права заключать браки между собой. Все было серьезно настолько, что те, кто ослушался, подвергались смертной казни.

 

вайшьи за работойКасты ремесленников и торговцев: из какой варны они выделились

Тысячи лет существовало строгое разделение на варны. Со временем в рамках каждой варны началось деление на касты. Каста ремесленников и торговцев выделилась из варны вайшьев (земледельцев).

В кастах точно так же, как в пределах варн, существовали свои правила и ограничения. Люди должны были обязательно им подчиняться.

 

Какое сегодня значение каст в Индии

На сегодняшний день насчитывается огромное количество каст и подкаст. Безусловно, они продолжают существовать, но постепенно их значимость и влияние несколько уменьшаются. Например, уже давно при переписи населения перестали подсчитывать количество реально существующих каст, так как соответствующая графа вообще исчезла.

Однако, до сих пор наблюдается особое влияние кастовой системы в сельской местности. Там процесс отхода от порядков, существовавших в течение нескольких лет, более медленный.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

indiada.ru

Варны и касты в Древней Индии

Варны и касты в Древней Индии

Класс - варна – каста -одна из нерешенных проблем востоковедения. В исследовании этих проблем не последнее место должно быть отведено и юридическим категориям, без учета которых нельзя понять и объяснить возникновения классов и форм зависимости в Древней Индии.

Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные. Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. При этом, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее почетное место в обществе. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в рамках закона). Наблюдение за сменой времен года, разливами рек и прочими явлениями, наблюдение, столь необходимое для руководства общественно-экономической жизнью, являлось ещё одной функцией выходцев данной варны.

На фоне общей социальной мобильности, вызванной развитием феодальных отношений, позиция высшей варны брахманов подверглась сравнительно небольшим изменениям. Положение брахманов определялось усилившейся в связи с феодализацией общества ролью индуизма, открыто освящающего социальное неравенство, власть и привилегии немногих и бесправие большинства людей.

Вторая варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.

Особая воинская верхушка, - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна иногда пополнялась местными вождями и главами родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории «вратья - кшатриев» -, т. е. кшатриев по обету, а не по рождению. Здесь, таким образом, тесно взаимодействовали как внешние, так внутренние процессы начавшегося разложения родового общества у завоеванных и завоевателей.

Вместе с тем племенные вожди и некоторые чужестранные правители были ассимилированы в брахманское общество как второразрядные кшатрии, а в послегуптскую эпоху их стали звать раджпутами, причем место раджпута в их иерархии зависело от того, из какого племени он происходил.

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов.

Обособлению кшатриев среди своих соплеменников - вайшьев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии - полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.

Название третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев - подлинный демос. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец сам мог быть эксплуататором

Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен.

Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они рождены для него». Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды. Так, в дхармасутрах шудры устраняются от участия в жертвоприношениях, которые становятся прерогативой высших варн, они не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» - двиджати.

В дхармашастрах в отдельных случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других - эти различия отсутствуют. Слово даса (дасья) в «Законах Ману» одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения - к рабам).

Процессы ассимиляции ариями многочисленных аборигенных племен, видимо, играли немалую роль в формировании социального слоя шудр. На эти процессы бесспорно влияла и социальная дифференциация, усиление имущественного неравенства внутри самого арийского общества. В разряд шудр попадала и беднейшая часть населения арийской общины, те ее члены, которые отрабатывали долги, находились в услужении. В дхармасутрах шудры часто противопоставляются ариям. Так, например, Апастамба в одном из своих предписаний говорит как о недостойном поведении ария, если он сожительствует с шудрянкой, в другом - если он сожительствует с неарийкой, или с женщиной черной расы. Вместе с тем в некоторых самхитах еще упоминаются богатые шудры (эти упоминания исчезают в сутрах), говорится о грехе против шудры и ария, встречаются восхваления в адрес шудр, так же как в адрес брахманов, кшатриев и вайшьев. Противоречивость свидетельств дхармашастр относительно положения шудр и их социально-правового статуса - следствие неоднородности варны шудр. В процессе ее становления богатым шудрой мог быть представитель покоренного племени, шудра же, приобщенный к религиозным ритуалам ариев, это - обедневший арий. Дальнейшее поступательное развитие древнеиндийского общества, усиление имущественной дифференциации, приводит к определенной нивелировке положения шудр - к обеднению одних и потере другими религиозно-правовых отличий, свойственных ариям. Оба указанных пути формирования варны шудр приводили в древности и к возникновению рабской зависимости.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, т. к. именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.

Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность сделать это, так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов - об этом можно прочесть в «Законах Ману». Гостю шудре разрешалось давать еду только в том случае, если он делал в доме хозяина какую-либо работу.

О неоднородности варны шудр свидетельствует то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты, выполняющие самую унизительную работу. В «Законах Ману» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных». «Неприкасаемые» касты, дискриминировались и как шудры, и как «неприкасаемые». «Неприкасаемым» запрещалось посещать индусские храмы, общие водоемы, места кремации, магазины, которые посещались членами других каст.

Кшатрии и брахманы стали выделять себя из общей массы населения на том основании, что они владеют скотом, зерном, деньгами, а также рабами, но имелись также бедные брахманы и кшатрии, не отличавшиеся по положению от бедных вайшьев. По мере консолидации высших варн - брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта. Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Люди, входившие в три высшие варны, были ритуально отделены от тех, кто входил в четвертую варну.

Ограничивалась возможность смешанных браков. Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, закон образа жизни. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн. Целые главы дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых «неприкасаемых» каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам «очищения» от «загрязнения» при таком общении. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.

Дваждырожденные получили право изучать веды, в то время как четвертое сословие, шудры, этого права были лишены. Уделом, этих последних стало служение трем высшим варнам, в качестве рабов или наемных работников.

Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам».

Люди низших варн не могут свидетельствовать против людей высших варн. Показания «рабов, родственников и детей» «ненадежны», и потому лучше к ним не прибегать. При разногласии между отличным и хорошим свидетелем предпочтение должно быть отдано показаниям отличного и т. д.

Позднее, вследствие падения роли свободных общинников в общественной жизни вайшьи стали мало отличаться от шудр и линия раздела стала проходить уже между знатью - брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем - вайшьями и шудрами - с другой.

По «Законам Ману» вайшьям и шудрам, не должно было позволять отклоняться от предписанных им функций, так как в противном случае в мире воцарился бы хаос. Отсюда в древних текстах делался естественный вывод о том, что кшатрии не могут благоденствовать без поддержки брахманов, а брахманы - без поддержки кшатриев. Только в союзе друг с другом могут они преуспевать и править миром.

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

Ослабление варновой замкнутости в целом всей системы и попытки укрепить варновые перегородки в поздних дхармашастрах были следствием перестройки сословно-классового деления раннесредневекового общества в Индии. В этой перестройке не последнее место заняла новая развивающаяся социальная форма - каста. В одной из поздних глав «Законов Ману» упоминается 61 каста, а в «Брахмавайварта -пуране» - более ста. По мнению некоторых авторов все это были главным образом племена, превращенные в касты.

Проблема возникновения каст также одна из дискуссионных проблем востоковедения. В настоящее время можно считать установленным, что варна как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем каста.

Неоднородность каст в значительной мере затрудняет выяснение вопроса об их происхождении. Касты - это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в состав «неприкасаемых»), и кланы воинов-завоевателей (раджпутские племена), и профессиональные группы, и религиозные секты, общины. Вне зависимости от их первоначального происхождения касты по мере развития феодальных отношений «выстраивались» в иерархии индусского общества в соответствии со своим положением в социально-экономической структуре феодального общества. Последняя, самая низшая группа «неприкасаемых» каст, включала земледельцев и слуг общины, лишенных каких-либо владельческих прав, находящихся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправных общинников. «Неприкасаемый», скорее всего внеобщинник, и становится главным объектом эксплуатации. В отечественной литературе Л. Б. Алаевым было убедительно доказано, что рентоплательщик- общинник сам часто являлся мелким феодальным эксплуататором, что земельные наделы обрабатывались «неприкасаемыми», неполноправными членами общины и внеобщинным крестьянством. Неприкасаемость возникает вместе с кастовым делением общества, по мере расширения отношений эксплуатации в результате насильственного подавления восстаний шудр - рабов, покорения отсталых племен и пр. Здесь же содержатся многочисленные предписания о самых унизительных религиозных, ритуальных, бытовых ограничениях, применяемых к ним.

Эта двойная иерархия находит отражение в индусском праве. Принадлежность к варне по-прежнему определяет сумму прав и обязанностей индивида в обществе и государстве. Кастовая иерархия была связана главным образом с нормами брачно-семейного права. Касты «неприкасаемых» фактически находились вне сферы действия индусского права. Нормы этого права затрагивали их лишь в той мере, в какой ограничивали их правоспособность.

Для Древней Индии с ее экономической и национальной раздробленностью, с ее замкнутыми, изолированными друг от друга общинами характерна социальная аморфность, обезличенность, «непроявленность» рядовой личности, безусловная власть общины, касты над личностью, которая была так глубока и постоянна, что входила в привычную психологию человека, а потому не всегда даже осознавалась им.

Рекомендуем ознакомится: http://biofile.ru

worldunique.ru


Смотрите также