Тест по истории Индийские касты 5 класс. Древние индийские касты


Индийские касты

Ни в одной из стран Древнего Востока не было такого четко определенного общественного разделения, как в Древней Индии. Социальное  происхождение определяло не только круг прав и обязанностей человека, но и его характер. Согласно «Законам Ману» население Индии делилось на касты, или варны (т. е. судьбы, предопределенные богами). Касты – большие группы людей с определенными правами и обя­занностями, передаваемыми по наследству. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим права и обязанности представителей различных каст, познакомимся с древнейшими индийскими религиями.

Положение человека в индийском обществе име­ло религиозное объяснение. В священных книгах глубокой древности (ве­дах) деление людей на касты считалось изначальным и установленным свыше. Утверждалось, что первые брахманы (рис. 1) вышли из уст верховного бога Брахмы, и только они могут узнать его волю и воздействовать на него в нужную для людей сторону. Убийство брахмана считалось большим пре­ступлением, чем убийство любого другого человека.

Брахманы

Рис. 1. Брахманы (Источник)

Кшатрии (воины и цари), в свою очередь, возникли из рук бога Брахмы, поэтому им свойственна сила и крепость. К этой касте принадлежали цари индийских государств, кшатрии же стояли во главе государственного управления, они контролировали армию, им принадлежала большая часть военной добычи. Люди из касты воинов считали, что их предками были древние цари и герои, такие, как Рама.

Вайшьи (рис. 2) образовались из бедер Брахмы, следовательно, им достались выгоды и богатства. Это была наиболее мно­гочисленная каста. Положение индийцев-вайшиев было весьма различным: разбогатевшие купцы и ремесленники, вся городская верхушка, несомнен­но, относились к господствующим слоям общества. Некоторые вайшии даже занимали место на государственной службе. Но основная масса вай­шиев была оттеснена от государственных дел и занималась земледелием и ремеслом, обратилась в основных плательщиков налогов. Собственно го­воря, духовная и светская знать смотрела на людей этой касты свысока.

Вайшьи

Рис. 2. Вайшьи (Источник)

Каста шудры пополнялась из числа покоренных чуже­земцев, а также из переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брах­мы и поэтому обреченными пресмыкаться в пыли. Поэтому они предназна­чены к услужению и к повиновению. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды для них не устраивались. Им также запрещалось изучение Вед. Наказание за преступления против шудр были, как правило, ниже, чем за те же деяния, совершенные против брахманов, кшатриев и вайшиев. Вместе с тем шудры все-таки сохраняли положение свободных людей и не были рабами.

На самой низшей ступени древнеиндийского общества располага­лись неприкасаемые (парии) и рабы. Париям отводились занятия ры­боловством, охотой, торговля мясом и убийство животных, обработка кож и т. д. Неприкасаемых не подпускали даже к колодцам, ибо они могли яко­бы осквернить чистую воду. Рассказывают, будто когда две знатные женщины вышли на улицу и случайно увидели неприкасаемых, то они немед­ленно вернулись обратно, чтобы, промыв свои глаза, очиститься от сквер­ны. Однако неприкасаемые все же формально оставались свободными, тогда как рабы не обладали даже правом на свою личность.

Творцами этих правовых норм были брахманы – жрецы. Они находились на особом положении. Ни в одной стране Древнего Востока жречество не достигало такого привилегированного положения, как в Ин­дии. Они являлись служителями культа богов во главе с верховным божест­вом Брахмой, а государственная религия называлась браманизмом. Жизнь брахманов делилась на три периода: учение, обзаведение семьей, отшельничество. Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. С семилетнего возраста начинался период обучения. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили в дар учителю корову, а сыну подыскивали невесту. После того как брахман выучился и обзавелся семьей, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам за себя и за других. В старости брахман мог стать отшельником. Он отказывался от жизненных благ и общения с людьми ради достижения душевного покоя. Они верили, что муки и лишения помогут обрести освобождение от бесконечной цепочки перерождений.

Около 500 г. до н. э. на северо-востоке Индии в долине Ганга возникло царство Шагадха. Там жил мудрец Сиддхартха Гаутама по про­звищу Будда (Пробужденный) (рис. 3). Он учил, что человек в родстве со всеми живыми существами, по­этому нельзя никому из них вредить: «Если не будешь убивать даже мух, то после смерти станешь более совершенным человеком, а кто поступает иначе, тот после смерти становится животным». Поступки человека влияют на обстоятельства, при которых он возродится в следующей жизни. Достойный человек, проходя через ряд перевоплощений, достигает совершенства.

Сиддхарта Гаутама

Рис. 3. Сиддхартха Гаутама (Источник)

Многие индийцы считают, что, умерев, Будда стал главным из бо­гов. Его учение (буддизм) широко распространилось в Индии. Эта религия не признает нерушимых границ между кастами и считает, что все люди братья, даже если они верят в разных богов.

 

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Religmir.narod.ru (Источник)
  2. Bharatiya.ru (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Какие обязанностями и правами обладали в древнеиндийском обществе брахманы?
  2. Какая судьба ждала мальчика, родившегося в семье брахмана?
  3. Кто такие парии, к какой касте они принадлежали?
  4. Представители каких каст могли достичь освобождения от бесконечной цепи перерождений?
  5. Как происхождение человека влияло на его судьбу по учению Будды?

mirror.vsibiri.info

Древний Восток. Индия и Китай в древности. 5 класс. История Древнего мира. - Индийские касты.

Комментарии преподавателя

В Древней Индии сложилось уникальное общество людей, непохожее ни на одно из изученных Вами ранее.

Главной особенностью этого общества являлось четкое разграничение людей на касты, т.е. социальные группы, разделенные по профессиональному признаку, с разными правами и обязанностями.

https://st.fl.ru/users/dinysia/upload/f_4a6db3932ee45.jpg Касты эти представляли собой закрытые союзы людей, причем переход из одной касты в другую был практически не возможен.

Согласно индийской легенде, все в мире было создано богом Брахмой из частей его тела. Изо рта появились брахманы-жрецы, умеющие правильно произносить молитвы, посвященные богам. Из могучих рук бога появились воины-кшатрии, умеющие сражаться.   Из бедер родились вайшьи-земледельцы, обрабатывающие землю и пасущие скот. Из запыленных ступней родились шудры-слуги, оказавшиеся, поэтому ниже всех остальных каст.

Божественное происхождение кастовой системы налагало на людей определенные ограничения – было запрещено вступать в брак с представителями других каст, круг общения ограничивался, как правило, членами своей касты.

В то же время, кастовая система оказалась очень живучей и не утратила свое значение до сих пор.

Легенда гласит, что в незапамятные времена жили могучие боги, создавшие весь мир. 

В результате жертвоприношения  первого человека, которого звали Пуруша (что, собственно и переводится с индийского, как «человек»). Пуруша являлся земным воплощением, аватаром,  верховного бога Брахмы, а, значит, в жертву был принесен не столько человек, сколько бог.

В результате жертвоприношения из частей тела Пуруши появился мир, все живое в нем, а так же люди различных каст. Ригведа, священная книга древних индусов, сообщает, что из рта Пуруши появились брахманы-жрецы, из рук воины-кшатрии,  из бедер родились вайшьи-земледельцы, из запыленные ступней родились шудры-слуги.

Считалось, что нарушать порядок, установленный богами, является большим грехом, поэтому переход из одной касты в другую был практически не возможен.

Каждая каста имела свои уникальные черты, отличающие ее от остальных.

Брахманы.

Основной целью жрецов-брахманов являлось служение богам, приношение жертв и произнесение молитв.

Символом брахманов был белый цвет, который выражал чистоту и непорочность высшей касты.

Брахманы носили белые одежды, тем самым подчеркивая свой особый статус в обществе.

Как и в других государствах Древнего Востока, жрецы в Индии были очень образованны – они обучались письму, счету, а так же риторике.

Брахманы как правило занимали должности советников при царях, становились учителями и чиновниками.

 

Кшатрии.

Это каста царей и воинов.

Их символом был красный цвет, так как на красном не видна кровь, а, значит, во время боя воин не лишится мужества при виде своей или чужой раны.

Главной целью воинов была защита царя, брахманов, женщин, детей, стариков, а так же священных коров.

Воины проводили свою жизнь в турнирах и охоте, готовые защищать с оружием в руках свое царство.

 

Вайшьи.

 

Представители этой касты занимались земледелием и скотоводством, становились торговцами и ростовщиками.

Их цвет – желтый.

Вайшьи – люди обеспеченные, нередко они могли быть богаче воинов, иметь собственные дома, поля и скот.

Это каста тружеников – основа древнеиндийского общества.

 

Поскольку большая часть населения Древней Индии относилась именно к третьей касте, очевидно, что далеко не все ее представители были богаты. Те из них, кто обладал большим авторитетом, имел дома и имущество с пренебрежением относились к своим бедным соседям.

Шудры.

Представители этих каст занимались в основном ремеслом, а так же служили в богатых домах. Как правило, они были бедны, не имели собственных домов. Впрочем, если слуга накопил достаточно денег, ему позволялось купить участок земли и начать обрабатывать его. Символом касты являлся черный цвет.

 

 

 

В Древней Индии существовала еще одна категория населения, не входившая ни в одну из каст. Этих людей называли «неприкасаемыми». Они занимались тем, что было запрещено делать представителям четырех каст. К «неприкасаемым» относились уборщики, палачи, кожевники. Им запрещалось посещать храмы, жили они в отдельных нищих кварталах на краю городов или отдельных лачугах за околицей деревни. Носили «неприкасаемые» особые одежды, выделявшие их из толпы. Когда они появлялись в городах или селениях, чтобы выполнить свою работу, люди стремились уйти, чтобы не видеть и не рисковать прикоснуться к ним.

Кастовая система Древней Индии была несправедливой. Люди низших каст страдали от произвола брахманов и воинов. Но религия с верой в переселение душ позволяла надеяться, что если человек исполняет волю богов и живет по правилам своей касты, в следующей жизни он может занять более высокое положение в обществе. Браки между представителями различных каст не допускались, а нарушители строго карались.

К занятию прикреплены файл  «Это интересно!» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:  

  • http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Indiyskie-kasty
  • https://www.youtube.com/watch?v=OFbpdbDmcI0
  • https://www.youtube.com/watch?v=qwtrYv_-0u4
  • http://www.youtube.com/watch?v=Qn3eB-4iWnM&list=PL-qqqC4sJBlGS1YOyoojFA5_NE9cVImbQ&index=12

www.kursoteka.ru

Тест по истории Индийские касты 5 класс

Тест по истории Индийские касты для учащихся 5 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А и часть В). В части А — 5 заданий, в части В — 1 задание.

1 вариант

Часть А

А1. Принадлежность индийца к определённой касте

1) определял император2) выбиралась каждым индийцем по собственному желанию3) передавалась по наследству

А2. Какая религия возникла в Древней Индии?

1) зороастризм2) буддизм3) даосизм

А3. К какому веку относится жизнь и деятельность царевича Гаутамы и возникновение новой религии в Индии?

1) V (5-му) веку до н.э.2) III (3-му) веку до н.э.3) I ( 1-му) веку до н.э.

А4. «Игра для царей», придуманная в Индии, — это

1) футбол2) шахматы3) шашки

А5. Назовите бога, о котором идёт речь.

Жрецы-брахманы поя­вились из его рта, воины — из рук, земледельцы — из его бёдер, а слуги — из ступней его ног.

1) Брахма2) Будда3) Ганеша

Часть В

В1. Назовите имена трёх богов, которым поклонялись жители Древней Индии. Запишите цифры, под которыми они ука­заны.

1) Мардук2) Вишну3) Ганеша4) Амон-Ра5) Брахма

2 вариант

Часть А

А1. Варны и касты — это

1) рабы в Древней Индии и Древнем Китае2) правящие династии императоров3) особые разряды индийского общества

А2. Неприкасаемыми в Древней Индии считались

1) цари2) знатные воины3) слуги

А3. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались

1) земледельцы2) жрецы-брахманы3) знатные воины

А4. С какой целью брахманы становились отшельниками?

1) чтобы сохранить тайну религиозных обрядов2) у брахманов не было семьи, и они жили в одиночестве3) они верили, что при новом рождении останутся брахма­нами или даже будут жить вместе с богами

A5. Назовите религию, о которой идёт речь в тексте.

По легенде, индийский царевич Гаутама покинул дворец, долго скитался и решил стать монахом. Он понял, что глав­ное в человеке — это личные достоинства, а не происхож­дение. Нужно отказаться от насилия и совершенствовать свою душу. Когда Гаутама постиг эти и другие истины, он был назван Буддой, то есть Просветлённым. Его учение рас­пространилось по всей Индии, а впоследствии и во многих других странах.

1) буддизм2) иудаизм3) индуизм

Часть В

В1. Какие три названия из перечисленных относятся к варно-­кастовому делению общества в Древней Индии? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Веды2) брахманы3) кшатрии4) шудры5) гунны

Ответы на тест по истории Индийские касты1 вариантА1-3А2-2А3-1А4-2А5-1В1-2352 вариантА1-3А2-3А3-2А4-3А5-1В1-234

testschool.ru


Смотрите также