Индийский пантеон богов. Древние индийские боги


Индийский пантеон богов - энциклопедия йоги и аюрведы

Жители древней Индии поклонялись не одному богу, а имели множество богов и божеств. Общее их количество неизвестно, но самых почитаемых было тридцать три. Кроме главных богов в Индии существовало огромное количество полубогов, духов, малых богов и прочих демонов. В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный...

далее

В индуизме среди бесчисленного количества богов принято выделять трех – самых главных и могущественных, это Шива, Брахма и Вишну. Эти божества символизируют три силы, которые являются основополагающими во Вселенной: силу разрушение, силу созидания и силу сохранения. Вишну - бог сохранения Вселенной, но существует культ, в котором его почитают главным и единственным божеством. Поклонение...

далее

В религиозных верованиях Индии, бог Брахма один из трех главных божеств. К этой тройке так же относят Вишну и Шиву, однако многие культы почитают Брахму как главного в этом триумвирате. Брахму называют творцом, который создал Вселенную, Шива же почитается как разрушающий ее бог, а Вишну считается богом, который ее охраняет. Если верить древним преданиям, то бог Брахма родился из...

далее

В древней индийской мифологии существует множество божественных существ. Все они делятся на богов и демонов. Принципиальное отличие между этими противоположными существами состоит в том, что боги не могут умереть, а демоны – смертны. Также древние индусы верили, что высший бог-творец Брахма может одаривать людей бессмертием. Для того, чтобы заслужить такой дар, необходимо было вести...

далее

В древнеиндийской мифологии существовало большое количество богов. Тремя главными считались Шива, Вишну и Брахма, их относили к высшему пантеону, однако существовали и другие боги, которых относили к низшему пантеону. Они составляли свиту трех главных богов. Одним из них был Ганеша. В мифологии Ганеша входит в число богов, которые составляли свиту бога Шивы. Предания о Ганеше...

далее

В мифологии древней Индии существовало большое количество богов. Чаще всего боги олицетворяли какие-нибудь природные явления и при этом пользовались немалой популярностью среди людей. Одним из таких богов был бог Индра. Его считали богом войны, богом грома и богом молний. Согласно древнейшему философско-религиозному трактату «Веды», бог Индра - верховное божество и «Царь богов». Самым...

далее

В древнеиндийской религии и мифологии представлено огромное количество всевозможных богов и божественных существ. Все они делятся на две категории: главных богов, которых почитало большинство верующих в Индии, а также низших богов, которые олицетворяли отдельные силы природы или явления и, как правило, являлись детьми высших богов. Одним из наиболее почитаемых богов низшего пантеона...

далее

В древней индийской религии существует огромное множество богов, среди которых выделяют трех самых главных: Шива, Вишну и Брахма. Брахму и Вишну почитают как творца и защитника. В отличие от них, Шива – это разрушитель Вселенной. Так же Шива это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к переменчивому материальному миру. В индийской мифологии считается, что объединившись, Шива, Вишну...

далее

В зависимости от религиозной философии образ бога Яма характеризуется по-разному, но эти различия не очень существенны. Так, например, в индуизме данное божество — хранитель Локапалы, отвечающий за южную сторону мира, которая включает в себя страну мертвых. Согласно Ведам, Яма — это Бог смерти. В буддизме он является правителем царства мертвых. У бога Ямы есть сестра по имени Ями,...

далее

dayoga.ru

Древний индийский Пантеон богов - энциклопедия йоги и аюрведы

Жители древней Индии поклонялись не одному богу, а имели множество богов и божеств. Общее их количество неизвестно, но самых почитаемых было тридцать три. Кроме главных богов в Индии существовало огромное количество полубогов, духов, малых богов и прочих демонов. В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный пантеон Греческих богов. Среди этого разнообразия был и бог смерти Яма, по легенде, он первый умерший на земле человек, и это и произвело его в статус божества.

В религии древней Индии просматривается четкое стремление к слиянию разных божеств в одно целое и перенос божественных сил и прочих особенностей от одного к другому. В итоге различия между богами стали практически не заметными и люди начали воспринимать большинство мелких божеств как различные проявления одного бога, так им было проще понимать идеи довольно обширного и сложного религиозного учения.

По прошествии времени большое количество мелких богов перестали существовать, и от них остались только имена. Этому сильно способствовала каста священников (Браминов), которые старались подчинить своему контролю вероисповедание простых людей. Брамины собирали разноплановые верования в одну систему и объединяли в единое целое множество различных божков. Изменялась и сама сущность древних божеств. Индра, который был богом войны, преобразовался в главу потустороннего царства, а Варуна стал богом океана.

Постепенно меньшие боги отошли, и на первый план в индуизме вышел главный бог Брахма, которого почитали как верховное «Я». Ранее эта религиозная идея была распространена только среди философов и священнослужителей, но постепенно стала в Индии общенародной.

Брахма представлял собой посланника высшей сущности Вселенной. Это был бог творчества и изменения Вселенной. Брахма не вытеснил окончательно остальных богов, но они считались подчиненными ему. Брахма имел и другие имена, например, Хираньягарбха или Праджапати.

В дальнейшем в индийской религии стала выделяться основная тройка богов. В неё входили Брахма, Шива и Вишну. Эти три божества представлялись как три стороны одной Вселенной. Брахма олицетворял творческую сторону, Шива - разрушение, а Вишну – созидание. Согласно древнему верованию, соединившись, эти три начала создали жизнь во Вселенной. Такая тройственная идея никогда не покидала религиозные индийские учения, хотя и существовали культы с предпочтением одного из божеств, например Шивы или Вишну.

Почитатели культа Шивы, как и почитатели Вишну, считали своего бога главным в троице, а двух остальных - всего лишь его воплощениями, но при этом тройственность всегда присутствовала во всех культах. В подтверждение этого существует много исторических доказательств, к примеру, статуя в Элефанте, где тройка богов изображена с одним телом и тремя различными головами. Выделение двух божеств Вишну и Шивы прослеживается еще в древнейшем трактате «Веды». В те времена Шиву называли Рудра. В этом писании Вишну описывается как добрый, любящий и благосклонный бог порядка, мира и правды, символом которого было изображение солнца.

Рудра, он же Шива – это злой бог разрушения, лжи и ссоры. При этом он любит лесть и поклонения, за них он одаривает людей богатством и здоровьем. Символом Рудры была буря. Подобное представление о высших силах присутствует во всех религиях. В западной культуре оно соответствует понятиям о Боге и дьяволе.

Поначалу многие священнослужители-брахманы были против представления Вишну, как бога добра и правды, однако это верование было настолько популярно в народе, что им пришлось согласиться с таким порядком. Со временем Вишну стали почитать в Индии не только как главного из трех богов, но, отойдя от этой доктрины, провозгласили его Единственным Богом, а Брахман стал его природой. Однако не стоит рассматривать культ Вишну как обычное монотеистическое учение, потому что по сути это было объединение двух божественных начал Брахмана и Вишну в одно.

Параллельно с культом Вишну в Индии развивался и другой, абсолютно противоположный, культ поклонения Шиве. Этот культ является официально признанным и санкционированным в Индии. Шива - полная противоположность Вишну, он представляет собой разрушения и изменения, по сути это похоже на первое впечатление, которое остается у человека после общения с дикой природой. Также он отвечает за круговорот смерти и перерождения, поэтому смерть и человеческое желание - это его символы.

Согласно древнему представлению о Шиве, он - демон, который обитает в Гималаях со своей невестой Парвати и армией злых демонов. Он постоянно устраивает шумные пиршества, поэтому его поклонники должны постоянно приносить ему жертвы для пира, поклонятся и льстить. В изображениях Шивы присутствуют: знак лингама (половой орган мужчины), который олицетворяет производящую силу природы, ожерелье, состоящее из двух змей – знак ужаса и могущества, для внушения страха, и прочие атрибуты для устрашения людей. Согласно древним верованиям, по ночам Шива посещает кладбища вместе со своими слугами демонами.

Чтобы умилостивить этого ужасного бога многие его почитатели применяли пытки по отношению к себе. Не смотря на то, что культ Шивы – это культ ужасного и зловещего божества, он имеет очень много поклонников, и они также сильно любят своего злого бога, как приверженцы доброго Вишну любят своего.

В некоторых сектах, поклоняющихся Шиве, четко прослеживается не что иное, как поклонение дьяволу. Тут приносят жертвы фигуре Шивы – трехглазому голому существу с красной кожей, синей шеей и с коровьим пометом на лице. Однако есть и секты, которые проповедуют поклонение на более возвышенном уровне.

Очень близким по своей сути к культу Шивы является культ богини Шакти - невесты Шивы. Она также известна под именами Парвати, Кали, Гаура и другими, и олицетворяет собой космическую энергию. Культ Шакти основывается на том, что Шива (бытие) и Шакти (энергия), воссоединившись, породили мир. Существует два направления этого культа: первое признает оба начала, женское и мужское, а второе направление поклоняется только женскому началу.

dayoga.ru

Боги Индии | литература и мифология

Говорят, что в Индии существуют миллионы Богов. Говорят также, что в Индии процветает политеизм."не согласный с обоими..... Взять все, да поделить". Расскажу кратенько что я знаю об индийских Богах.

Начнем с того, что индийские Боги представляют различные аспекты единой реальности - Брахмана. Упанишады говорят: Сарвам кхалвида Брахма - все есть Брахман. Каждый из аспектов Брахмана как абсолюта и всеобщей реальности может наделяться антропоморфным образом, некоторые из которых мы можем видеть в индийских и непальских храмах, а может и не наделяться, или изображаться как животное или вообще символ Бога.Кроме того, индийские Боги существовали во времени - их культы возникали и приходили в упадок. Так что некоторых Богов, условно говоря, нет, поскольку про них забыли, им не поклоняются и их имена стерты временем.

Буддизм считается религией без Бога, и хотя Боги и Богини в буддистской мифологии фигурируют, они часто производны от ведических и индуистских, но я про них мало чего знаю. Боги джайнизма также достались джайнизму по традиции, но они не играют заметной роли в отличие от Титрханкаров, хотя в старых джайнских храмах, особенно в центральной и южной Индии изображения божеств и мифологических персонажей присутствуют. В сикхизме, на сколько я знаю, внимание акцентируется только на Гуру.

Итак, все остальные известные мне

Боги Индии

могут быть разделены (условно) на 4 категории:

1. Ведические Боги олицетворяющие мир и природные стихии,

2. следующие за ними по времени Боги индуизма - Махадевы, культы которых процветают и в современной Индии, и близкие им божества;

3. аватары и инкарнации Махадевов, то есть "нисхождения" Богов

4. дэвата - местные божества, которые обычно либо отождествляются с основными индуистскими Богами, обмениваясь с ними частью функций и качеств, либо сохранили автономность и им поклоняются только в определенных населенных пунктах.Культы местных богов особенно распространены в северной Индии, долина Куллу даже зовется по этой причине "долина тысячи Богов", в каждой деревне есть свое, а иногда и не одно божество.В южной Индии напротив местные божества ассимилировались с индуистскими Богами, оставив за собой только имена и часть свойств, как, например, Шива в Мадурае предстает как супруг дравидской Богини Минакши ("с глазами рыбы") в образе Сундара ("красивого").

К Богам, упомянутым в Ведах

относятся: Брама и Вишну, которым поклоняются в Индии и сейчас, и речь о которых пойдет ниже, а также:громовержец Индра, царь Богов, которому подвластны небеса и молнии, он обычно изображается верхом на слоне.до Индры царем Богов был Варуна - бог вод и морей (сравним со славянским Перуном), которого Индра постепенно вытеснил его с небесного пьедестала.Бог огня Ягни, он всегда окутан языками пламени.Ведические боги Индии, АгниВайю - бог ветра.Сурья - бог Солнца, культ которого был весьма распространен, в Индии до сих пор осталось несколько храмов Солнца;Сома - бог Луны и одноименной культового опьяняющего напитка, принимать который должен был каждый чтущий Веды брамин. В Индии есть храм, посвященный Соме, - Сомнатх, позднее СомаЯма - бог смерти и загробного мира.Рудра - грозное, неистовое Божество, одетое в шкуру, которое тем не менее являлось защитником людей и животных. Ведический Рудра позже трансформировался в индуистского Шиву.И многие другие.Необходимо отметить, что у Богов есть жены, олицентворяющие их творческую религию, энергию и мощь, напишу о них отдельно.

Боги индуизма

В Индии 3 главных Бога - МахаДэва, что означает "Великий Бог" - Брахма, Вишну и Шива, которые симфолизируют соответственно созидание, поддержание (сохранение) и разрушение.

Индийские Боги

Создатель Брахма называется в ведической литературе и упанишадах также Сваямбху (переводится с санскрита как самосущий, самосотворенный), Хиранья гархба (переводится как золотой зародыш иди семя, яйцо). Брахма создал и мир и Веды, при этом культ Брахмы не очень популярен в Индии, я знаю только об одном храме, посвященном Брахме, в Пушкаре. В тоже время, Брахма занимает значительное место в космологии, ведь именно днями и годами Брахмы изменяется жизнь вселенной и всего сущего. Брахма живет 100 божественних лет, каждый день создавая мир, который живет только в течение 1 дня - кальпы, равного 8 640 000 000 земных лет, за кальпой следует пралайя - разрушение, а потом снова создание нового мира.

Брахма изображается на многих индийских храмах и его легко узнать - у него есть борода, аккуратная клиновидная бородка. У Брахмы 4 лица, 4 руки, в которых он держит сосуд для воды, четки, пучок травы и Веду. Брахма часто изображается сидящим на лотосе или на лебеде.

Бог-хранитель Вишну - один из наиболее популярных Богов Индии, поклонники которого образуют одну из ветвей индуизма - вайшнавскую.Вишну обычно изображается сидящим на своей вахане птице Гаруде или возлежащим на змее Шеше, покоящемся в океане вечности.У Вишну 1 лицо и четыре или более рук. В руках он держит колесо, жезл, лотос и раковину или пару таких предметов.Вишну представет в мифологии и иконографии Индии не только как самостоятельное Божество, но и в форме 10 своих проявлений - аватаров, то есть снизошедших на землю и проживших жизкь в физической форме для решения возложенной на него задачи поддержания равновесия мироздания.

Аватары Вишну: Матсья - рыба, Курма - черепаха, Вараха - дикий кабан, Нарасимха - человек-лев, Вамана — карлик, Парашурама - человек с топором, герой эпоса Рамаяна - Рама, легендарный аватар Кришна, котрому поклоняются и как самостоятельному божеству, девятый аватар Вишну - Будда, основатель буддизма, и десятый аватар Калки - аватар будущего.

Бог-разрушитель Шива является вторым из наиболее значительных Махадэвов - главных Богов Индии, и его поклонники - шиваиты формируют вторую крупнейшую ветвь индуизма.Шива изображается обычно сидящим на тигровой шкуре или на свой вахане - быке Нанди. Шива имеет как правило 1 лицо и 4 или более рук, в которых он держит трезубец шришулу, барабанчик дамару, в остальных руках иногда огонь, копье, чаша из черепа, олень, иногда рука Шивы находится в благословляющем или охраняющем жесте - варада или абхиная мудре.У Шивы длинные пряди спутанных волос, часто собранные на темени, в которые воткнут серп луны, с его волос стекает великая река Ганга. Шея, руки и ноги обвиты кобрами, Шива также носит ритуальные бусы рудракша на шее, иногда держит их в руке. У Шивы третий глаз - глаз сокровенного знания, но также это и глаз, от взгляда которого разрушается мироздание. Шива обычно одет в шкуру или шкура обернута вокруг его бедер, он является покровителем йоги и йогов, и вообще мистических знаний.Основным зримым образом Шивы и его культа является фаллический символ лингам, в мире же Шива как минимум 12 раз проявлялся в образе лингама - несотворенного лингама - джйотирлингама в 12 священных для шиваитов местах, где построены особо почитаемые храмы.

У Шивы нет аватаров, но в его культ вошли такие Боги Вед как Сома, Рудра, а также Яма, который отождествляется с одним из воплощений Шивы - Махакала (великое время).Не смотря на отсутствие аватаров у Шивы много воплощений, он представет в и форме Пашупати - отца и защитника живых существ, и в форме ужасного Бхайравы, и с многими другими ликами, видимыми тем, кто к нему обращается.Так же Шива иногда приходит к людям что бы проверить их чистоту и сострадательность в образе старика-саду или собаки, ведь Шива - в первую очередь Благодетель, так что не упускайте случая покормить этиъх существ, вдруг это Шива заглянул к вам;)Одна из самых почитаемых в Индии инкарнаций Шивы - царь обезьян Хануман из эпоса Рамаяна

У Шивы и Парвати два сына - любимец народа Индии слоноликий Бог Ганеша и Муруган. Ганеша изображается верхом или в сопровождении со своей ваханой - мышью, Гашена - Бог изобилия, богатства, мудрости, также он устраняет препятствия. Культ Муругана, другие его имена Картикейя и Кумар распространен в основном в южной Индии, это Бог-девственник, он символ чистоты, он помогает людям на путях духовного развития и практики. Муруган изображается верхом на павлине, в его руке копье - вель.

Читать дальше Индийские Богини

Автор и источник публикации: 

achadidi, републиковать запрещено google achadidi

indonet.ru


Смотрите также