Древние империи центральной азии. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава II Древние империи Центральной Азии. Древние империи центральной азии


от древности к Новому времени

Этнолингвистическая ситуация в Великой Степи в начале I тыс. н. э.

В течение I тыс. до н. э. — первой половине I тыс. н. э. оседлое население и кочевые племена в полосе степей и гор между Нижним Поволжьем и Алтаем были преимущественно носителями индоевропейских языков. Вместе с тем уже тогда в результате интенсивных и постоянных миграций населения в евразийских степях на территорию Казахстана и Средней Азии постоянно проникали более или менее компактные группы не только индоевропейских, но также протоугорских племен из Западной Сибири и Приуралья и так называемых «алтайских» племен из Восточной Сибири и восточной части Центральной Азии. Алтайскими эти племена названы условно; первоначально они формировались значительно восточнее Алтая, на огромной территории Южной Сибири, между Енисеем и Тихим океаном, в Монголии, Маньчжурии и на пространстве, занимаемом ныне провинциями Северного Китая. Во II–I тыс. до н. э. в среде «алтайских» племен постепенно сформировались пратюрко-монгольская и пратунгусо-маньчжурская языковые общности. Внутри первой из них в середине I тыс. до н. э. началось сложение прототюркских и протомонгольских языков, причем племена — носители протомонгольских языков консолидировались в Северной Маньчжурии и Северо-Восточной Монголии, а племена — носители прототюркских языков расселялись главным образом в Центральной и Внутренней Монголии, от Байкала до Ордоса. Процессы языковой дифференциации были весьма сложными и протекали в разных областях неодинаково; на многих территориях прототюркские и протомонгольские племена жили смешанно; в Западной и Центральной Монголии, где до начала II в. до н. э. преобладали юэчжи, говорившие на языках индоевропейской семьи, прототюркские племена находились в непосредственном соседстве с ними.

Такова была, в самых общих чертах, этнолингвистическая карта Средней и Центральной Азии до образования той кочевнической империи в Центральной Азии, которая была создана племенным союзом хунну (гуннов), оттеснившим юэчжей и многочисленные сакские племена в Среднюю Азию.

Хотя сами гунны не относились к числу «алтайских» этносов, внутри гуннской конфедерации преобладали племена, говорившие, по-видимому, на древнейших тюркских языках; следует учесть, что в лингвистическом отношении кочевые племена, входившие в состав гуннской империи, не были однородны.

Проникновение прототюркских и протомонгольских племен на запад началось рано; уже у приуральских ираноязычных саков антропологи фиксируют монголоидную примесь. Именно «алтайские» племена были основными носителями монголоидного физического типа. Среднеазиатские и казахстанские степи в I тыс. н. э. были очагом постоянных языковых и культурных контактов иранских, угорских (приуральских) и «алтайских» племен. Однако, вероятно, лишь после начавшегося на рубеже н. э. движения на запад племен в степной зоне Средней Азии начинают складываться тюркоязычные общности [Пуллиблэнк, 1986; Дёрфер, 1986].

В IV–V вв. н. э. в Поволжье и Западном Казахстане консолидируются так называемые огурские племена, самым крупным из которых стали в V в. болгары. Они говорили на одном из архаичных тюркских языков. По отдельным словам и грамматическим формам, сохранившимся в письменных памятниках и отразившим язык волжских и дунайских болгар (до славянизации последних), установлено, что болгарское наречие было историческим предшественником современного чувашского языка; его элементы сохранены также у татар Поволжья, гагаузов, кумыков и некоторых других тюркоязычных народностей [Бенцинг, 1986].

Все эти этнолингвистические процессы связаны с изменениями, которые на протяжении многих столетий происходили в глубинах Центральной Азии и на Дальнем Востоке, с изменениями, которые породили мощные миграционные потоки, сотрясавшие цивилизации Средней и Передней Азии, а затем Европы на протяжении более тысячелетия. Именно на востоке Великой Степи родилась кочевая государственность того типа, который был свойственен протогосударственным и государственным образованиям кочевников Средней Азии и Казахстана.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Племена и народы Центральной Азии

Племена и народы Центральной Азии

Кочевники Центральной Азии со второй половины I тысячелетия до н. э. начинают играть все большую роль в жизни Европы и Азии. Географические условия сильно тормозили развитие населявших эти области племен. От Дуная до Хуанхэ тянется пояс степей, переходящих в бедные водой пространства Внутренней Азии и бесплодные пустыни. В таких природных условиях и при том уровне развития производительных сил, какой характеризует эту эпоху, за пределами относительно небольшой территории оазисов кочевой образ жизни был единственно возможным. Перегоняя по обширным пространствам свои многочисленные стада, кочевники-скотоводы приспособились к окружавшим их природным условиям.

Лошадь служила им для передвижения по огромным степным пространствам, а также давала молоко и мясо. Скот находился исключительно на подножном корму. Именно поэтому кочевники были вынуждены совершать постоянные передвижения — ежегодные переходы с зимних пастбищ на летние и обратно. Падеж скота, образование более глубокого снегового покрова или наста зимой были для кочевников стихийными бедствиями, они грозили им потерей стад, голодом и часто приводили к вооруженным столкновениям с соседями.

Единого языка у древних кочевников Центральной Азии не было. Они говорили на индоевропейских, финно-угорских, тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских и тибето-тангутских языках. Большинство этих кочевых племен Азии во второй половине I тысячелетия до н. э., когда о них впервые появляются сведения в письменных источниках, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. С одной стороны, у них сохранилась еще родовая организация, с другой — появляется рабство, начинается имущественное расслоение среди свободных, выделяется племенная знать. В условиях кочевого быта формируется племенная собственность на землю, прежде всего на зимние и летние пастбища.

Между кочевыми племенами Центральной Азии велась постоянная борьба. Более слабые племена вытеснялись с лучших пастбищ более сильными и воинственными. Часто кочевники вторгались на территории с оседлым населением и подчиняли его своей власти. В ходе вторжений возникали крупные племенные объединения, превращавшиеся иногда в огромные «державы» кочевников.

В конце III в. до н. э. у гуннов складывается первое крупное племенное объединение на территории Центральной Азии. Вскоре после своего возникновения оно начинает оказывать влияние на соседние страны — на Китай и Среднюю Азию.

Китайские источники дают основные сведения о жизни гуннов. Из археологических памятников особенное значение для характеристики быта гуннов имеют родовые могильники, содержащие погребения как знати, так и простых воинов. Такие могильники известны по раскопкам на территории Монголии (Ноин-Ула) и Забайкалья (Ильмовая падь и др.). В последние годы велись раскопки поселений гуннского времени в Забайкалье.

Земли, заселенные гуннами, отличались резко континентальным климатом. Жаркое лето, во время которого выгорала почти вся растительность, сопровождалось песчаными бурями, морозная зима — снежными буранами. На этих обширных пространствах гунны занимались кочевым скотоводством. Они разводили в первую очередь лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, а также верблюдов, ослов и лошаков. Скот был основным объектом меновой торговли с китайцами. Некоторую роль в хозяйстве гуннов играла и охота. На севере, в тайге, жили зависимые от гуннов охотничьи племена; меха — один из основных продуктов их охоты — посылались в дар китайским императорам.

С оседлостью части населения в Северной Монголии и Южной Сибири связано существование земледелия, хотя и в сильно ограниченной степени. Согласно китайским источникам, подтверждаемым и данными археологии, единственной культурой, которая была известна гуннам, было просо. Оно сеялось гуннами близ зимних стоянок, причем работали на полях в основном военнопленные. Помимо этого в стране гуннов существовало земледельческое население — переселенцы из Китая; это население подчинялось гуннским вождям и доставляло им продукты земледелия. Тем не менее в целом земледелие было развито крайне слабо, постоянно случались голодовки; китайские летописцы неоднократно сообщают о том, что Китай снабжал гуннов продуктами земледелия.

Широкое развитие в стране гуннов получило ремесло. Из продуктов скотоводства — шерсти, кожи, кости, рога — делались различные предметы домашнего обихода. Существовали также гончарное производство и металлургия; в Забайкалье в гуннских поселениях встречаются железные шлаки. Гунны вели довольно оживленную меновую торговлю с соседними земледельческими народами, но нередко добывали то, чего у них не хватало, при помощи грабежа или сбора дани с побежденных.

В жизни гуннов большое значение имели родовые связи, на что указывает наличие экзогамии. По своей структуре «держава гуннов» представляла собой союз 24 племен, подразделявшийся на две части — восточную и западную. Каждое племя имело свою территорию, по которой оно и кочевало, совершая в течение года определенные передвижения. Во главе племен стояли вожди, съезжавшиеся три раза в год для совета и жертвоприношений; они осуществляли верховный суд, решали дела войны и мира, утверждали нового общего вождя после смерти старого. Глава всего союза, судя по китайскому воспроизведению этого слова именовался «дзэн’у»; лишь впоследствии соответствующие китайские иероглифы стали произноситься «шанъюй», как обычно называют гуннских вождей в исторической литературе.

Деятельно шел в обществе гуннов процесс имущественного расслоения в условиях постоянных войн и набегов. Среди гуннских погребений отчетливо выделяются более богатые и более бедные родовые кладбища. Особенно богаты погребения в Ноин-Уле; они были расположены близ ставки гуннских вождей и принадлежали тому самому роду, из которого выходили дзэн’у (шаньюи) гуннского союза. В этих гробницах были найдены в большом количестве золото и серебро, китайские шелковые материи и лаковые изделия. Наблюдаются следы имущественного неравенства и внутри родовых кладбищ.

Огромную роль в жизни гуннов играла война.

Искусство конного боя достигло у них большой высоты. В военных успехах гуннов немалую роль сыграло перевооружение в конце III — начале II вв. до н. э. Войско превратилось в тяжелую кавалерию, всадники которой носили латы. Военная организация гуннов также способствовала их победам. С одной стороны, наличие родовых и племенных связей придавало ей необыкновенную крепость, с другой у гуннов уже сложилось деление войска на десятки, сотни и тысячи.

История возникновения и развития гуннского общества происходила так: в 206 г. до н. э. Модэ, сын вождя гуннов Туманя, бывший до того заложником у племени юэчжи, убил своего отца и захватил власть над гуннами. В течение нескольких лет он подчинил своей власти соседние кочевые племена и двинулся против Китая. Высланное против гуннов войско потерпело поражение.

Набегов на Китай гунны не прекратили. Китаю приходилось откупаться от гуннов, но это не всегда помогало. Набеги сопровождались страшными опустошениями.

Огромная территория, простиравшаяся от Забайкалья до Тибета и от Восточного Туркестана до среднего течения Хуанхэ оказалась в результате завоеваний под властью гуннских дзэн’у. Ядро гуннского племенного союза состояло из монгольских племен, но в него входили кочевые племена и другого происхождения: на западе — тюркские и иранские, на севере — тунгусо-маньчжурские. На юге современной Сибири гуннам был подчинен ряд примитивно-земледельческих и охотничьих племен. На западе под властью гуннов находились одно время кочевые племена юэчжи и усуни. Оседлое население Синьцзяна платило гуннам дань.

Сложившийся с невероятной быстротой гуннский племенной союз был весьма непрочным. В 20-х годах II в. китайцы переходят в наступление на гуннов и захватывают Ордос. Создаются большие конные армии, которые проникают далеко в глубь территории гуннов.

Не только оружие, но и интригу использовало китайское правительство в борьбе с гуннами. Сильному разгрому гунны подверглись в 119 г. В результате наступления Китая оседлое население Синьцзяна вышло из подчинения гуннам и частично признало власть Китая. В начале I в. китайцам удалось склонить к разрыву с гуннами и усуней.

Часть нынешней провинции Ганьсу была первоначальным местом расселения усуней, где они жили вперемежку с юэчжи. При одном из столкновений с юэчжи усу ни были разгромлены, и основная масса племени отошла на северо-запад.

Между озерами Балхаш и Иссык-Куль, захватывая и травянистые равнины Семиречья и горные пастбища Тянь-Шаня располагались в I в. до н. э. кочевья усуней. В стране усуней было и довольно значительное оседлое земледельческое население. Довольно высоко стояли у усуней ремесла.

В Семиречье, куда переселились усуни, образовался союз племен, глава которого назывался гуньмо. Большое значение продолжали иметь родовые связи. Несмотря на известные пережитки матриархата и относительно свободное положение женщины, у усуней господствовала партиархальная семья.

Знать вела исключительно кочевой образ жизни, а среди рядового свободного населения у усуней были и кочевники и земледельцы. Важнейшим видом богатства был скот. Особенно яркий материал об имущественной дифференциации среди усуней дает содержимое усуньских курганов.

Укрепление власти вождя союза племен происходило одновременно с развитием общества. У усуней начала складываться царская собственность на землю.

На рубеже II и I вв. усуньский племенной союз представлял собой крупную политическую силу.

В 115 г. китайский посол Чжан Цянь проник в страну усуней и разослал оттуда разведчиков, которые добрались до Парфии и доставили ему сведения о западных странах. Усуни уже освободились из-под власти гуннов. Китайцы пытались склонить усуней к борьбе против гуннов, но те не решились и продолжали сохранять союз. Лишь в 80-х гг. I в. усуни вышли из гуннского союза.

После потери Восточного Туркестана (Синьцзяна) в конце II в. «держава гуннов» начала клониться к упадку. Своими завоевательными успехами китайцы подорвали ее экономику.

Прокитайская группировка, сложившаяся среди гуннской аристократии, выступает за союз с Китаем. В связи с этим была сделана попытка построить город в земле гуннов. Подобная политика вызвала недовольство со стороны рядовых свободных, т. к. для них возникала угроза попасть в зависимость от своей племенной аристократии. Та группировка, которая настаивала на продолжении набегов на Китай, пользовалась поддержкой в кругах гуннского свободного населения. Напротив, прокитайская партия отражала интересы знати и не была популярна. Непрерывные перевороты в гуннской ставке были следствием этой борьбы. Начались восстания зависимых от гуннов племен. В 68 г. до н. э. отложились северные племена.

В результате раскола «гуннской державы» в середине I в. до н. э. возникли два гуннских племенных союза. Гунны, жившие в соседстве с Китаем, признали себя зависимыми от него. Основная масса гуннов передвинулась в Центральный Казахстан. Позднее гунны появляются также в районе Аральского и Каспийского морей. Это было первым толчком, приведшим впоследствии в движение огромные человеческие массы, началом того великого процесса, который изменил этническое и политическое лицо как Средней и Передней Азии, так и Европы, — началом великого переселения народов.

Города-государства Восточного Туркестана были расположены к западу от Китая, в бассейне реки Тарима. В III в. до н. э. они находились под властью гуннов, во II в. до н. э. государства Восточного Туркестана то попадали под власть Китая, то вновь становились самостоятельными или временно оказывались в зависимости от кочевников. Население Восточного Туркестана занималось земледелием на небольших участках аллювиальной почвы, расположенных вдоль Тарима и далее к северу до предгорий Тянь-Шаня в Джунгарии. По своей этнической принадлежности и сфере культуры жители Восточного Туркестана были связаны с древним населением Средней Азии, т. е. с саками.

Благодаря своей посреднической роли между Востоком и Западом, города-государства Восточного Туркестана имели важное значение: именно здесь шли древние торговые пути, соединявшие Средиземноморье, Парфию и Среднюю Азию с Китаем.

По данным китайских источников, во второй половине II в. Фергана была независима, ее население принадлежало к иранской языковой группе. Жившие оседло земледельцы составляли большую часть населения, но наряду с этим здесь были и кочевники. Заметное развитие получило и скотоводство. На некоторую отсталость страны указывает отсутствие собственной чеканной монеты.

Как мирные сношения, так и военные столкновения Ферганы с Китаем начинаются во второй половине II в. В 104 г. китайцы вторглись в Фергану, но поход оказался для них неудачным. В 102 г. был организован второй поход, во время которого был заключен выгодный для китайцев договор. В результате этих походов китайцы установили прочные торговые связи со странами Восточного Средиземноморья и Средней Азии.

Хорезм часто отождествляется с государством Кангюй. Возможно, что «кангюй» — это название племен, кочевавших к северо-востоку от Хорезма. Появление укрепленных домов-массивов с конца IV до II в. до н. э. связано с началом преобладания земледелия над скотоводством и с расширением ирригационной системы. Получает развитие ремесло, растет торговля, усиливаются экономические связи Хорезма с другими странами. В этот период происходят изменения в военной организации и тактике хорезмийцев. Преобладающим родом войска в Хорезме была конница.

Единственным независимым государством остался Хорезм после Македонского завоевания Средней Азии. Еще в первой половине II в. до н. э. начинается наступление Хорезма на эллинистическую Бактрию. Около 170 г. до н. э. Хорезм завоевывает Согдиану.

Хорезмийское государство во второй половине I в. граничило на юге с Парфией и Тохаристаном, на юго-востоке — с Ферганой, на востоке — с кочевьями усуней. На севере и на западе жили различные кочевые племена, частично зависимые от Хорезма.

Хорезмийские цари склонны были считать себя наследниками эллинистических традиций Греко-Бактрийского царства. Так, они начинают чеканить монету по образцу монет Эвкратида и с его именем.

Ранние формы зороастризма были наиболее распространенным в Хорезме видом религии в этот период. Среди кочевого населения были распространены характерные почти для всех центральноазиатских кочевников культы неба и небесных светил, а также культ предков.

По степени экономического развития Китай превосходил большинство земледельческих областей Средней Азии. Правящие круги Китая стремились оградить пределы империи от набегов кочевников. Кроме того, они были заинтересованы в поддержании своего влияния в Средней Азии. Китай завоевал Восточный Туркестан и подчинил своему влиянию южных гуннов, но на большее у него не хватило сил. Поэтому Китай ориентировался на поддержание своего влияния дипломатическим путем.

Китайские правящие круги при помощи подарков, подкупа и иными способами стремились склонить на свою сторону знать кочевых племен, устраивали дворцовые перевороты, пытались влиять на ход дел через своих послов, с помощью заложников и тому подобное.

Кочевые союзы, уступая китайцам в техническом оснащении армии, противопоставляли им сплоченную военную организацию. Все же китайское наступление на первых порах было относительно успешным, ближайшие к Китаю земли были включены в состав империи, и даже более отдаленные государства Средней Азии временами признавали себя зависимыми от Китая. Китайское влияние способствовало развитию рабовладельческих отношений и росту цивилизации в областях, с которыми Китай приходил в соприкосновение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древние империи Центральной Азии.

История Древние империи Центральной Азии.

просмотров - 159

Киммерийцы и скифы.

Страна ариев.

Эволюция от древнейших предков людей (2-4 млн. лет, австралопитеки, Xomo xabilis – человек умелый) до современного человека (40-50 тыс. лет , кроманьонцы, Xomo sapiens – человек разумный) была длительной. Непосредственными предками многих современных народов считают древних ариев. Страной или прародиной ариев в III-II тысячелœетиях до нашей эры была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современного Афганистана и Ирана. В реальной истории происходили сложные миграции ариев. На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 ᴦ. до н.э.), Гандхара-Пенджаб (1700-1500 гᴦ. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединœения скифов и киммерийцев (с VII в. до н.э.).

В Северном Причерноморье (от Кавказа до Фракии) в VIII-VII вв. скифы вытеснили киммерийцев. У скифов была развитая экономика, государство (с IV в. до н.э.) со столицей в Неаполе скифском. Сохранилось немало артефактов скифской культуры, к примеру, в Государственном Эрмитаже.

Скифы обитали на территории современного российского Приазовья, черноморского побережья Кавказа от Новороссийска до Сочи, на плодородных землях современных Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Северного Кавказа. На этой обширной территории происходили перемещения различных этнических общностей, развивались земледелие, скотоводство, ремесло, развивались внешнеэкономические отношения со странами Европы и Азии. Скифское государство уничтожили готы в III в. нашей эры.

На богатой ресурсами территории Иранского плоскогорья, расположенного к востоку от Месопотамии, в третьем тысячелœетии до н.э. из Азии пришли так на­зываемые иранские племена. Около 670 года до н. э. одно из этих племен – мидяне – об­разо­вали государство Мидию и, объединившись с вавилонянами, разгро­мили ас­си­рий­скую дер­жаву. При этом в 550 года до н. э. мидяне покорились другому племени – пер­сам. Объ­единœен­ное Персид­ское государство возглавил выдающийся полководец и го­судар­ствен­ный дея­тель древности Кир (558–529 гг. до н. э.). Он провел реформы, покорил значительные территории. При его сыне Камбизе Персия стала мировой державой.

Около 628 года до н.э. родился пророк Заратуштра (Зороастр), которому припи­сы­вают основание религиозной системы, построенной на едином культе верховного бога Аху­ра­мазда. Маздаизм в правление Дария I стал государственной религией пер­сов. Зо­роаст­ризм, маздаизм, огнепоклонство иногда также называют авестизмом по на­званию глав­ной священной книги «Авесты». Главное в зороастризме – борьба светлого и темного начал в мире.

Кочевым племенам Передней Азии приписывается одомашнивание лошади в третьем тысячелœетии до н. э., а также изобретение колеса, боевых колесниц, разнообразных продуктов и изделий, связанных с коневодством, овцеводством, верблюдоводством. На обширной территории от Каспийского моря до Персидского и Оманского заливов веками совершенствовались системы орошаемого земледелия. В VI в. н. э. иранцы стали разводить рис, сахарный тростник, научились производить шелк. Персидские ткани, а затем в особенности персидские ковры были ценнейшим товаром развитой иранской торговли.

Персидская империя в первой половинœе V в. до н. э. безуспешно пыталась вклю­чить в свой состав территорию Древней Греции, а в 330 ᴦ. до н.э. после катастрофиче­ского раз­грома Александром Македонским вошла в состав его огромного государства.

Египетская, шумерская, индийская, китайская, еврейская и персидская цивилиза­ции представляют особый интерес для познания путей, которыми развивалось челове­чество. В то же время нельзя не упомянуть и некоторых других культурно-историче­ских систе­мах древнейшей исторической эпохи.

Читайте также

  • - Древние империи Центральной Азии.

    Киммерийцы и скифы. Страна ариев. Эволюция от древнейших предков людей (2-4 млн. лет, австралопитеки, Xomo xabilis – человек умелый) до современного человека (40-50 тыс. лет , кроманьонцы, Xomo sapiens – человек разумный) была длительной. Непосредственными предками многих... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    История Центральной Азии

    История Центральной Азии была определена во многом географией и климатом региона. Аридный климат создавал трудности в сельском хозяйстве, а значительная удалённость от моря не давала возможности торговать по морю. Поэтому лишь несколько городов крупно развились в этом регионе. Степные кочевники преобладали на этой территории на протяжении тысячелетий.

    Между кочевниками и оседлыми народами часто происходили военные конфликты. Кочевой образ жизни отлично подходил для войны, и степные наездники — конные лучники — стали одними из самых мощных войск в мире. Периодически племенные вожди и/или изменение условий жизни в регионе объединяли несколько племён в общую военную машину, и кочевники начинали поход в цивилизованные районы. Пример тому — нашествие монголов.

    Доминирование кочевников закончилось в 16 веке с появлением огнестрельного оружия, и регион поделили другие державы — Российская империя, Империя Цин и другие. После Русской революции 1917 года в Центральной Азии появилось басмачество и ряд независимых государств, которые были включены в РСФСР. На тот момент только Монголия и Афганистан оставались независимыми, однако Монголия существовала как марионеточное государство СССР и в Афганистан были введены советские войска в 1979 году. Советские республики Центральной Азии увидели не только индустриализацию и строительство инфраструктуры, но и подавление местной культуры, этническую напряжённость и экологические проблемы.

    После распада СССР в 1991 году пять стран Центральной Азии получили независимость: Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан. Во всех новых государствах власть получили лица, бывшие при СССР до распада президентами союзных республик.

    Содержание

    • 1 Доисторическая Центральная Азия
    • 2 Древняя эпоха
    • 3 Средневековье
      • 3.1 Суй и ранняя династия Тан
      • 3.2 Соперничество династии Тан и Тибетской империи
      • 3.3 Исламские империи
    • 4 Кочевые империи
      • 4.1 Окончание использования Шёлкового пути
      • 4.2 Российская экспансия в Центральной Азии
    • 5 Большая игра
      • 5.1 Российские кампании
      • 5.2 Империя Цин
      • 5.3 Революция и восстание
    • 6 Советский период
      • 6.1 Синьцзян
      • 6.2 Депортации и эвакуация советского населения во время ВОВ
        • 6.2.1 Депортации по этническому признаку
        • 6.2.2 Эвакуация советских граждан в Центральную Азию
    • 7 Постсоветский период
    • 8 См.также

    Доисторическая Центральная Азия

    Основная статья: Доисторическая Центральная Азия

    Последние генетические исследования пришли к выводу, что современный человек появился в регионе около 50 либо 40 тысяч лет назад. Некоторые исследования выявили, что именно Центральная Азия — источник общин людей, заселивших впоследствии Европу, Сибирь и Северную Америку. Согласно Курганной гипотезе, Северо-Запад Центральной Азии — место происхождения некоторых индоевропейских языков.

    Ещё в 4500 году до н. э. некоторые небольшие общины региона осели и стали заниматься сельским хозяйством и скотоводством. В тот же период некоторые такие общины начали одомашнивание лошади. Изначально лошадь была только источником пищи. Считается, что только к 4000 году до н. э. лошадь стала использоваться для транспортных целей.

    Когда стало ясно, что лошади очень хорошо подходят для транспортных целей, общины стали стараться выводить более сильные виды, и уже в 3-ем тысячелетии до нашей эры лошади были достаточно сильны, чтобы возить боевые колесницы. Когда в колёсах боевых колесниц появились спицы, они стали более манёвренными и доминировали на полях сражений.

    Лошадь Пржевальского (Equus ferus przewalskii), вероятно, была предком первых домашних лошадей.

    Кочевые племена ежегодно перемещались, чтобы найти новые пастбища для скота (эта практика известна как отгонное животноводство). Кочевники жили в юртах — переносных жилищах из шкур животных и дерева, вмещающих около 5 человек.

    В то время, когда на засушливых равнинах господствовали кочевые племена, в более влажных частях Центральной Азии развивались ещё малочисленные города-государства и земледельческие общины. Бактрийско-Маргианский археологический комплекс был первой оседлой цивилизацией региона, практикуя орошаемое земледелие и, возможно, эта цивилизация даже имела письменность и взаимодействовала с кочевниками Андроновской культуры.

    Сильнейшие из согдийских городов в Ферганской долине занимали выгодное положение на пути из Азии в Европу. Эти города обогатил Великий шёлковый путь после 1 века нашей эры. Кочевники порой совершали набеги на эти города.

    Позже степи Центральной Азии заселили тюрки, скифы, монголы и ряд других народов. Несмотря на этнические и языковые различия, кочевой образ жизни сделал народы похожими друг на друга.

    Древняя эпоха

    Ближе к 1-му тысячелетию до нашей эры на южной периферии Центральной Азии образовались несколько крупных государств. Эти империи пытались захватить земли кочевников, но не всегда получалось успешно. Мидия и Империя Ахеменидов поделили между собой часть Центральной Азии.

    Учёные придерживают мнение, что скифы создали первое государство кочевников, но они не могли создать объединенную и могущую империю. Скифские племена были в состоянии раздробленности. Хуннская держава (209 до.н.э - 93 н.э) стала первой державой кочевых народов мира, подав пример Монгольской империи. После успеха в хунно-китайских войнах и китайские государства попытаются расширить свою власть на запад, но, несмотря на их военную мощь, китайские державы так и не смогли завоевать весь регион.

    У скифов, как и у большинства кочевых государств, были поселения различных типов. Столицей Скифского государства стало Каменское городище. Легендарный правитель скифов Атей погиб в битве против войска Филиппа II в 339 году до нашей эры.

    Тетрадрахма с изображением греко-бактрийского царя Эвкрадита I

    Персидская империя сумела захватить часть Центральной Азии до устья реки Сардарья, а сменившая её Македонская империя распространила там эллинистическую культуру. После смерти Александра Великого и войн диадохов Центральной Азией завладела империя Селевкидов.

    Примерно в 250 году до н. э. в Бактрии появилось Греко-бактрийское царство, за всё время своего существования не имевшее контактов с Индией и Китаем. Другое эллинистическое государство, Индо-греческое царство, владевшее бо́льшей частью Пенджаба и некоторой частью Афганистана, основало греко-буддизм. Кушанское царство продолжало эллинистические и буддийские традиции и процветало за счёт торговли.

    На востоке региона империя Хань расширяла влияние, победив хунну и установив протекторат над западными областями.

    Тюркская экспансия началась в 6 веке, и тюркские племена быстро мигрировали в Европу. Тюркоязычные уйгуры приняли участие в торговле на Великом шёлковом пути. Кстати, у уйгуров наблюдается ряд исповедуемых религий, включая манихейство, буддизм и несторианство. Многие из экспонатов этого периода были найдены лишь в 19 веке.

    Средневековье

    Суй и ранняя династия Тан

    Серебряный с позолотой сосуд эпохи Тан (VIII в.) с изображением одного из танцующих коней императора Сюаньцзуна. Конь был очень талантливым - он танцевал с чашей во рту.

    Расширение Китая на запад и север осложнялось нахождением там тюркских кочевников. Тюрки на тот момент были доминирующей этнической группой в Центральной Азии. Чтобы избежать тюркских набегов, правители Суй отремонтировали все фортификационные укрепления и отдали императорских дочерей замуж за тюркских вождей.

    При династии Суй тюрки-наёмники стали служить в китайской армии. Когда кидани совершили набег на Китай, китайский военачальник собрал в общей сложности около 20 тысяч тюркских воинов против них. Некоторые тюрки даже были генералами в императорской армии

    Соперничество династии Тан и Тибетской империи

    Империя Тан и Тибетская Империя соперничали за некоторые территории в Центральной Азии. Некоторые тибетские источники говорят, что китайские войска захватили Лхасу в 649 году, однако это событие не упоминается ни в китайских летописях, ни в рукописях Дуньхуан.

    Было много военных конфликтов Тан и Тибета за территории в Таримской впадине. В 763 году, во время гражданской войны в Танском Китае, тибетцам удавалось даже захватить столицу империи Тан — Чанъань. Военные действия между Китаем и Тибетом продолжались вплоть до подписания мирного договора в 821 году.

    Исламские империи

    В 8-м веке ислам стал распространяться в регионе. Постепенно Арабский халифат получил контроль над огромными территориями региона. Однако над территориями, завоёванными Кутейбой ибн Муслимом, арабы вскоре потеряли контроль. Причинами этого были народные восстания и экспансия Тюргешского каганата. Лишь в 738 году, пользуясь междоусобицей в каганате, арабы захватили Согд и подавили сопротивление в Самарканде, Ташкенте и Отраре.

    Арабские завоевания усложнили Китаю заполучить влияние в Центральной Азии. В 751 году произошла Таласская битва, в которой победили Абасиды, однако исламизация региона началась лишь в 9 веке. Также появлялись и местные правящие династии, как правило, персидского либо тюркского происхождения.

    Кочевые империи

    Карта с указанием основных торговых путей в Центральной Азии.

    Постепенно выводились более выносливые виды лошадей, а кочевники стали использовать композитные луки, что сделало их самой мощной военной силой в мире. Практически всё мужское население кочевых государств с детства было обучено езде на лошади стрельбе из лука.

    Эти кочевники быстро захватили власть в Центральной Азии, заставляя разрозненные города-государства платить дань под угрозой уничтожения. Иногда кочевники объединялись вокруг хана, и, как показывалось на практике. их сообщённые действия были поистине разрушительными (вторжение гуннов в Европу). Однако государства, созданные кочевниками, быстро распадались, сыновья правителя оставались каждый со своей частью.

    В 6 веке эфталиты контролировали огромную часть Центральной Азии. В 10 веке регион поделили Саманиды, турки-сельджуки и Хорезм.

    В 1207 году Чингисхан объединил всех монголов. Используя кочевые войска и военную технику, заимствованную у китайцев, он создал Монгольскую империю — крупнейшее сухопутное государство мира. После того, как Чингисхан умер в 1227 году, наиболее влиятельной частью Монгольской империи стал Чагатайский улус. В 14 веке Тамерлан захватил бо́льшую часть региона. Именно при Тамерлане культура кочевников Центральной Азии и оседлых народов региона слились. После падения державы Тимура Центральная Азия была поделена между Хивинским, Бухарским, Кокандским и Кашгарским ханствами.

    Окончание использования Шёлкового пути

    Важным изменением в период с 13 века по 14 век стало развитие мореплавания. Европейцы, отрезанные от Великого шёлкового пути исламскими государствами, стали больше торговать с Азией по морю. Разобщённость центральноазиатских ханств также сделала торговлю и путешествия по данному пути сложными.

    Житель Туркменистана в традиционной одежде с верблюдом. 1915 год.

    Переломным моментом стало изобретение пороха. Огнестрельное оружие позволило оседлым народам побеждать кочевников. Кочевые народы не могли производить такое оружие. Начиная с 15 века, оседлые народы постепенно захватывали Центральную Азию.

    Последним кочевым государством стало Джунгарское ханство, владевшее территориями Восточного Туркестана и Монголии и захваченное в 18 веке империей Цин.

    Войска Цин захватили огромную территорию в регионе, включая Кокандское ханство, платившее дань Пекину. Персы также не сидели сложа руки. Надир-шах захватил множество территорий и распространил свою власть за Амударью, однако после его смерти эти территории были аннексированы Россией и Великобританией.

    Российская экспансия в Центральной Азии

    Основная статья: Среднеазиатские владения Российской империи

    Присоединение Казахских жузов и основание Оренбурга стало первым этапом присоединения Центральной Азии к России, хотя Пётр I послал экспедицию в Хивинское ханство с князем Александром Бековичем-Черкасским задолго до этого.

    К началу 19 века местные народы уже не могли противостоять нараставшим военным действиям России. В 1865 году Россия завоевала Туркестан и на его территории было образовано Туркестанское генерал-губернаторство.

    Большая игра

    Основная статья: Большая игра

    Российские кампании

    Заключённые в зиндан, традиционную тюрьму Центральной Азии, в Бухарском Эмирате. Около 1910 г.

    Армии ханств и эмирата были плохо вооружены, в отличие от российской, и поэтому несли поражения одни за другим, однако Алимкулу удалось нанести первое поражение войскам Черняева.

    Главной оппозицией расширению среднеазиатских владений Российской империи была Великобритания. Она опасалась за безопасность границ своей колонии. Это соперничество стало известно как Большая игра, где обе державы старались продвигать свои интересы в регионе. Эмират Афганистан стал буферным государством между империями.

    Российская экспансия была остановлена в 1887 году, когда Россия и Великобритания установили северную границу Афганистана.

    В связи с гражданской войной в США хлопок в 1860-е годы поднялся в цене и стал важнейшим товаром в регионе, хотя его выращивали меньше, чем в советский период. Торговля привела к улучшению инфраструктуры: были построены Закаспийская и Ташкентская. В разгар Первой мировой войны было также запланировано строительство Турксиба, который был открыт только в 1930 году.

    Империя Цин

    В 18-м веке империя Цин покорила Джунгарское ханство. Кризис приостановил цинскую экспансию в 19 веке. В 1867 году Якуб-бек поднял восстание в Кашгаре. Цинской империи было трудно одновременно подавить это восстание и восстания тайпинов и няньцзюней.

    В 1871 году город Кульджа и весь Илийский султанат был занят российскими войсками и возвращён Пекину в 1881 году, после чего многие илийские уйгуры и дунгане переселились в российские владения.

    Революция и восстание

    Эта статья или раздел содержит незавершённый перевод с английского языка. Вы можете помочь проекту, закончив перевод.

    Советский период

    Советская Средняя Азия в 1922 году.

    После прихода к власти большевиков Средняя Азия претерпела ряд изменений. В частности, были созданы советские республики:

    Советские республики, созданные с 1918 по 1936 гг. в Средней Азии Год создания Республика Статус 1918 1920 1924 1929 1936
    Туркестанская АССР
    Бухарская НСР
    Хорезмская НСР
    Киргизская АССР
    Узбекская ССР
    Туркменская ССР
    Таджикская ССР
    Киргизская ССР

    При советской власти местные языки и культура были систематизированы и кодифицированы, а их различия чётко разграничены и поощрены. В местных языках была введена кириллица. Южная граница была практически закрыта, и вся торговля и миграция были направлены на север через РСФСР.

    Во время Великой Отечественной войны несколько миллионов беженцев и сотни предприятий перевезли в Центральную Азию, и регион стал важной частью советского промышленного комплекса.

    В 1955 году в Казахской ССР был основан космодром Байконур.

    Освоение целины принесло более 300 тысяч человек, в основном с Украины, на север Казахской ССР и на юг Алтайского края РСФСР.

    Синьцзян

    Подобные процессы происходили и в Синьцзяне, где КНР быстро установила контроль над Восточно-Туркестанской Республикой, контролировавшей север Синьцзяна, и над Китайской республикой, владевшей югом этой области. Для этого района был ряд схем развития, и, как и в Советской Средней Азии, был поставлен акцент на выращивание хлопка. Эти усилия произвёл Синьцзянский производственно-строительный корпус. СПСК также призвал ханьцев вернуться в Синьцзян после долгих лет отсутствия из-за Дунганского восстания

    После массового переселения ханьцев в Синьцзян их доля стала крупнейшей за всё время. Так, во времена династии Цин в области проживало в общей мере около 70 % тюрков и около 30 % ханьцев, после Дунганского восстания — 93 % против 7 %, после 2000 года примерно 60 % населения было тюркским, а к ханьскому этносу принадлежали около 40 %.

    Как и в СССР, местные культуру и языки сохранили и предоставили округу статус автономии, однако ислам, широко распространённый в регионе, преследовали, особенно в время Культурной революции. Также Большой скачок унёс жизни многих синьцзянцев.

    Депортации и эвакуация советского населения во время ВОВ

    Великая Отечественная война заставила перемещаться многих людей в другие части СССР. Самый большой поток и эвакуации, и депортации шёл в Среднюю Азию. Эвакуации были как официальные, когда государство эвакуировало из подверженных нападению районов население, так и неафишируемые, когда эвакуировали важных государству людей. Эвакуация советских граждан и промышленности была одним из важнейших элементов успеха Советского Союза в войне.

    После вторжения Германии 22 июня 1941 года Президиум Исполнительного коммиета СССР запретил въезд и выезд в/из приграничных районов, находящихся под военным положением. Советская военная политика над населением состояла из двух направлений: депортации и эвакуации. В первом случае приграничные области очищали от антисоветских элементов, которые могли затруднить военные действия, а во втором промышленность и интеллигенцию перемещали в тыл.

    Депортации по этническому признаку
    Основная статья: Депортации народов в СССР

    В ответ на нападение нацистской Германии советские власти депортировали советских граждан немецкого происхождения в другие районы государства, опасаясь их сговора с врагом. Такая участь постигла не только немцев, но и финнов. Большинство финнов было депортировано в Сибирь, в то время как большинство немцев — в Казахстан.

    К началу 1942 года 20 800 этнических немцев было в Трудовой армии, а после расширения критериев призыва их стало более 222 тысяч.

    Когда Советский Союз начал побеждать в войне, началась новая волна депортации — на этот раз по подозрению в коллаборационизме. Теперь в Центральную Азию были депортированы карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, кабардинцы и крымские татары, в основном в Узбекскую, Казахскую и Киргизскую ССР.

    Эвакуация советских граждан в Центральную Азию
    Эта статья или раздел содержит незавершённый перевод с английского языка. Вы можете помочь проекту, закончив перевод.

    Многие советские граждане также попали в Центральную Азию во время Великой Отечественной войны путём эвакуации. Эвакуировали важные предприятия и рабочую силу, занятую на них. Львиную долю эвакуированных получил Ташкент.

    Постсоветский период

    Эта статья или раздел содержит незавершённый перевод с английского языка. Вы можете помочь проекту, закончив перевод.

    После распада СССР политическая стабильность в регионе в основном была сохранена, за исключением гражданской войны в Таджикистане. В 2005 году киргизский президент был изгнан в результате Тюльпановой революции. Также были беспорядки в Андижане.

    Независимые государства Средней Азии

    Большая часть населения постсоветской Средней Азии была равнодушна к распаду Советского Союза, даже крупная часть русских в Казахстане и Узбекистане. Позже новообразованные республики получили большие денежные переводы из Москвы.

    См.также

    • Миграция тюрков

    История Центральной Азии Информация о

    История Центральной АзииИстория Центральной Азии

    История Центральной Азии Информация Видео

    История Центральной Азии Просмотр темы.

    История Центральной Азии что, История Центральной Азии кто, История Центральной Азии объяснение

    There are excerpts from wikipedia on this article and video

    www.turkaramamotoru.com

    от древности к Новому времени

    Кушанское царство в Средней Азии

    Между 141 и 128 гг. до н. э. Бактрия перестала быть единым государством. Владычество эллинских базилевсов было сокрушено вторжением кочевых племен, пришедших из-за Яксарта. Китайские источники называют их юечжами, греческие, латинские авторы не знают общего названия, но перечисляют отдельные кочевые племена, игравшие главную роль: асианы, тохары и сакарауки. Иногда к ним добавляют еще одно племя — пасиан, но возможно, что здесь результат ошибочного написания, а имелись ввиду те же асианы (см. выше, с. 54).

    Ход событий II в. до н. э. китайский источник описывает в следующей последовательности: «большие юечжи» двинулись на запад, где столкнулись с другими кочевниками — усунями. Усуни были побеждены, а их вождь (гуньмо) убит. Затем юечжи побеждают «царя сэ» (саков), обитавших в Семиречье, и побежденные саки уходят через «висячий проход» (очевидно район Памира) в Северную Индию. Около 160 г. до н. э. младший сын убитого усуньского вождя, поддержанный гуннами, разгромил юечжей в Семиречье, оттеснил их на запад, а сам, вместе со своим народом, занял Северное Притяньшанье. Пройдя через Фергану, юечжи вторглись в Бактрию. В 128 г. до н. э. посол Чжан Цянь застает в «стране Дахя», т. е. в Бактрии следующую ситуацию: «Дахя не имеют верховного главы, и каждый город управляется своим князем». Однако Чжан Цянь упоминает и главный город страны — город Ланьши (Бактры — Александрия — Балх), где пребывает главный из юечжийских князей. Позднее китайская династийная хроника Хоуханьшу сообщает, что после покорения Бактрии юечжи разделились на пять владений, одно из которых — Гуйшуань (Кушан) позднее подчинило себе все остальные. Согласно античной традиции (Помпей Трог — Юстин) «асиане, став царями гохар, погубили сакараваков». Убедительной трактовки этой неясной и не подтвержденной другими источниками фразы пока нет. На юго-западе, в нынешней Туркмении, сохранили свою власть Аршакиды — цари Парфии.

    Новые завоеватели Бактрии, в немалой степени смешавшись по маршруту своих переселений с другими кочевыми племенами, довольно скоро перешли к оседлому образу жизни и освоили те формы управления и быта, которые сложились в Греко-Бактрии. Даже монеты первоначально они чеканили в подражание монетам Гелиокла и Евкратида. Возможно, что в Согде в I в. до н. э. возникло отдельное владение сакараваков — на монетах двух правителей Согда того времени с греческими и согдийскими легендами встречается слово сакаравак.

    Новое объединение Бактрии наметилось в начале нашего летоисчисления. Первым начал этот процесс, судя по монетам, правитель Герай из рода Кушан, и произошло это примерно через полтора века после появления юечжей к западу от Яксарта. Но создателем Кушанского царства в китайской хронике назван один из вероятных наследников Герая, Кудзула Кадфиз, имя которого запечатлено не только на монетах, но и многочисленными камнеписными надписями, где он именуется «великим царем». Вот как описывает его царствование Хоуханьшу: «По прошествии ста с небольшим лет (после вторжения юечжей в Бактрию. — С. К.) гуйшуанский (кушанский) ябгу Киоцзюкю (Кудзула Кадфиз) покорил прочих четырех ябгу и объявил себя государем. Его царство называлось гуйшуанским (кушанским). Он воевал с Аньси (Парфией), покорил Гаофу (Кабул) и затем победил и присоединил к своему царству Пуду (Арахозия) и Гибинь (Кашмир). Киоцзюкю умер в возрасте более 80 лет». Его наследник, Вима Кадфиз, судя по тому же источнику, вступив на престол, покорил Тяньчжу (Центральную Индию), управление которой поручил одному из своих полководцев. С этого времени юечжи сделались сильным и богатым государством [Бичурин, II, с. 227–228].

    К сожалению, точные даты всех связанных с кушанами событий установить затруднительно, так как даты кушанских надписей ведут отсчет по неизвестной нам и несопоставленной с иными эре. Косвенно возможно датировать события по сопоставлению и связи с иными событиями, имеющими в китайских источниках прямую датировку.

    В начале 90-х годов XX в. в Северном Афганистане близ селения Рабатак была обнаружена стела с надписью на бактрийском языке, установленная во времена царствования Канишки, где приводятся имена первых кушанских царей: «Он (Канишка) приказал сделать изображение этих царей: царя Кудзулы Кадфиза, [его] прадеда, и царя Вимы Такто, [его] деда, и царя Вимы Кадфиза, [его] отца, и также себя самого, царя Канишки» [Симс-Вильямс, 1997, с. 10]. Эта надпись, вкупе с другими источниками, позволила полагать, что начальной датой («эры Канишки», по которой велось летоисчисление последующие 98 лет, был 125 или 133 г. н. э. [Маршак, 2004, с. 49]. Впрочем, не исключена и более поздняя дата, в пределах первого десятилетия II в. н. э. [Захаров, 2004, с. 16]. Тогда правление основателя династии Кудзулы Кадфиза приходится на 30–78 гг. н. э. [Cribb, 1999, р. 188], а его сыном и наследником был не Вима Кадфиз, а Вима Такто, отец Вимы Кадфиза. В таком случае, кушанские монеты с легендой «Царь царей — великий спаситель» чеканили, скорее всего, от имени Вимы Такто.

    Временем наивысшего расцвета кушан был период правления Канишки. Можно предположить, что он правил либо в 100–126 гг., либо в 120–145 гг. [Cribb, 1999, р. 188, 202]. При нем наибольшее значение приобрели индийские владения династии. Согласно буддийской традиции, Канишка сам принял буддизм, а также стал ревностным распространителем этого учения. Столицей царства был выбран город, на месте которого вырос современный Пешавар.

    Однако, как видно из Рабатакской надписи, продолжали почитаться и древние зороастрийские божества и их индийские аналоги; в их честь воздвигали храмы, на каменных стелах высекали их изображения ради «сохранения в добром здравии» «царя царей Канишки Кушана» [Симс-Вильямс, 1997, с. 4, 10].

    Еще до царствования Канишки кушаны предприняли попытку расширения своих владений на восток — в конце I в. н. э. они соперничали с империей Хань в Восточном Туркестане. Между 80-ми гг. I в. и до 130-х гг. н. э. кушаны контролировали часть территории Таримского бассейна и Кашгар, но постепенно утратили там свои позиции. Возможно, что власть кушан на севере распространялась до области Чача (Ташкент), но достоверных сведений на этот счет не имеется.

    Время существования Кушанского царства было временем наивысшего расцвета античной городской культуры Средней Азии, ее теснейших экономических связей с переднеазиатским западом, ханьским востоком и индийским югом. Официальным языком империи становится бактрийский, вытеснивший из канцелярской сферы греческий. Впрочем, греческий алфавит, приспособленный к бактрийскому языку, остался наряду с индийским письмом кхарошти, официальным письмом Кушанского царства.

    Сами бактрийцы именовали свой язык «арийским». Вот что сказано о языке царских эдиктов в Рабатакской надписи: «И он (Канишка) издал свой эдикт по-гречески и затем переложил его на арийский язык». Об этом «арийском», т. е. бактрийском языке пишет выдающийся английский иранист Н. Симс-Вильямс: «В первые века н. э. бактрийский мог быть с полным основанием одним из важнейших языков древнего мира. Будучи языком кушанских царей, он несомненно был понятен народам всей огромной Кушанской империи, включавшей территории современного Афганистана и Северной Индии, а также часть Средней Азии. Даже после распада Кушанской империи по-бактрийски продолжали писать по крайней мере еще шесть столетий» [Симс-Уильямс, 1997, с. 3].

    Судя по монетам, несмотря на распространение буддизма, все местные древние культы Средней Азии не потеряли своего значения. Находки в Северном Афганистане, где Советско-афганская экспедиция обнаружила захоронения кушанских князей, показали высокий уровень кушанского искусства, впитавшего в себя и синтезировавшего как греческое наследие, так и индийские традиции, наложившиеся на местную среднеазиатскую основу.

    Вскоре после своего возникновения (226 г.) опаснейшим противником Кушанского царства стала Сасанидская держава в Иране. Уже при первых сасанидских царях, Ардашире I и Шапуре I, кушаны понесли ряд поражений, и кушанский царь Васудева в 230 г. даже попытался получить поддержку царства Вэй в Северном Китае. Вероятно, в 260-х гг. кушаны частично утратили свои индийские владения. Впрочем, в III в. Кушанское царство еще сохраняло могущество и власть на покоренных землях в Бактрии. Лишь в IV в. войска Шапура II нанесли кушанам ряд тяжелейших поражений, приведшим к утрате ими приамударьинских земель и постепенному угасанию династии.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

    РЕЛИГИИ, КУЛЬТУРЫ, КОНТАКТЫ · Материалы · Портал “История Казахстана”

    В древней и средневековой истории Центральной Азии имели место активные контакты и взаимосвязи в области языка, письменности, религиозных верований, искусства и архитектуры и др. сферах. Говоря о культурном взаимовлиянии необходимо признать уникальную стимулирующую роль великого Шелкового пути. Распространение среди тюрков зороастризма, буддизма и других религий следует оценить как показатель эволюции религиозного сознания. В культурной истории древних тюрков имел место тюрко-согдийский и тюрко-китайский синтез. С другой стороны, происходило и обратное влияние тюрков на иранцев, китайцев, славян и т.д. В надписи Тоньюкука имеются свидетельства в пользу частичной интеграции тюрков в китайско-конфуцианскую цивилизацию. Тюрко-иранский синтез стал основой формирования отличной от ближневосточной модели местных мусульманских форм ислама.

    Древняя история Центральной Азии: религии,  культуры, КОНТАКТЫ

    На современном этапе является актуальным выявление факторов взаимосвязей и интеграции этносов и культур. Между тем в историографии не достает целостного описания культурной истории Центральной Азии, генезиса и  закономерностей эволюции центральноазиатской макроцивилизации (в основе которой лежал тюрко-иранский синтез). Заметим, что в большинстве современных культурологических и политологических трудов в понятие «Центральная Азия» входят наряду с бывшими пятью республиками Советского Союза, территории Афганистана, северной Индии, Ирана, иногда – востока Китая и Монголии. 

     Во многих исследованиях по истории Центральной Азии акцент сделан на политических и этнических аспектах региональной истории, тогда как собственно культурологический срез выполнен фрагментарно. Также известным недостатком современных культурологических исследований является противоречивость и расплывчатость теоретико-концептуальной основы.

    Теоретико-методологические проблемы исследования цивилизационных процессов на территории древней и средневековой Центральной Азиивключают анализ факторов межкультурных связей и взаимодействий; случаев заимствования прототюркскими племенами и народами достижений древнеиранской, китайской и др. цивилизаций. Более внимательное отношение к данной проблеме не означало бы сомнения в автохтонности, самобытности и самостоятельности культуры тюрков северной части Центральной Азии. Вместе с тем очевидно, что на протяжении древней и средневековой истории в среде прототюрков неуклонно нарастали процессы взаимодействий в области языка, систем письменности, религиозных верований и культов, искусства, архитектуры и пр. [1].

    В истории Центральной Азии межкультурные контакты в древности способствовали цивилизационному расцвету, контакты и интеграция  различных культурных и духовно-эстетических идеалов и канонов приводили к уникальным явлениям. Древняя история Центральной Азии богата своим  уникальным наследием, имеющим мировое значение искусством, что отражено, например, в капитальных исследованиях выдающегося ученого-археолога и искусствоведа, академика Академии наук Узбекистана Галины Пугаченковой, автора бесценных книг «Искусство Афганистана», «Искусство Гандхары» и др. [2].  

    Безусловно, культурные контакты и обмен опытом – необходимое условие социального прогресса, тогда как изоляция, особенно если это касается номадических обществ, часто приводит к стагнации. Казахский ученый, академик А. Маргулан всегда подчеркивал, что «степная цивилизация, как устойчивая и динамичная целостность была основана на взаимодополнении кочевого и оседлого образов жизни» [3, с. 450].

    Вместо споров о превосходстве и первенстве тюркского или, наоборот, иранского языков, тогда как более корректным будет положение о том, что в  культурно-историческом пространстве древней Центральной Азии сосуществовали и находились в тесном контакте различные языки (индо-иранские, алтайские, угорские) и был реальностью полилингвизм с нарастающей тенденцией тюркизации. Можно применить образ «этнического котла», в котором переплавлялись и синтезировались различные этнокультурные компоненты. Безусловно, вектор взаимодействия прототюрков с индоиранцами в Центральной Азии был направлен в сторону нарастающей ассимиляции последних и полного доминирования тюркоязычия, что наступает в связи с наступлением собственно древнетюркской эпохи [4]. 

    Говоря о факторах культурного взаимодействия, следует признать уникальную стимулирующую роль Великого шелкового пути, который начал формироваться уже во II в. до н.э. и был проводником технических новшеств, религиозных идей и культурных достижений [5]. Этот трансконтинентальный маршрут впервые соединил дальневосточный и средиземноморский очаги древних цивилизаций и проходил через Центральную Азию. Также немаловажно, что именно кочевники в созданных ими империях создавали важные условия для межкультурного обмена. Номадизм стимулировал миграцию населения, которая, в свою очередь, являлась катализатором этнических, и в частности, этногенетических и цивилизационных процессов, развивавшихся особенно интенсивно в пределах контактов между оседлым скотоводческим и оседло-земледельческим населением.

    Культурные связи населения Центральной Евразии с Ираном (Персией), Китаем, Парфией, Кушанской империей и другими цивилизациями не могли пройти бесследно древних номадов. Знаменитое искусство звериного стиля, присущее скифо-сакским племенам, следует считать синтезом, сплавом самобытных и заимствованных традиций. Многие его образы были заимствованы из персо-ассирийской культуры. Евразия могла заимствовать из Передней Азии основную идею воплощения в искусстве звериных образцов, заимствовала художественный стиль. В то же время кочевники творчески переработали это искусство и вложили в него свое этническое видение. Весомый вклад племен Евразии позволяет утверждать, что здесь сформировалась независимая школа данного искусства – «евразийский звериный стиль». 

    Говоря о примерах обратного влияния кочевых племен Казахстана на центры древних цивилизаций, стоит обратить внимание на факт, что одним из путей распространения бронзы в древней Евразии был путь из Семиречья в западный Китай. Сама потребность в бронзе была одним из факторов, повлиявших на возникновение Шелкового пути. В определенной степени цивилизация Степи оказывала влияние на развитие ранней китайской цивилизации, поставляя ей металл и лошадь Как пишет Е. Кузьмина, «на Тянь-Шань и соседнюю Фергану китайские императоры отправляли специальные посольства, чтобы получить этих знаменитых лошадей» [6, с. 34].

    Процесс взаимовлияний наиболее выражено проявлялся в сфере религии. На начальном этапе в религиозно-мифологическом сознании прототюрков присутствовало влияние индоиранских, арийских божеств, особенно Митры. На петроглифах Казахстана нередки изображения сцен поклонения солнцеголовому Митре. В целом, духовный мир древних насельников Казахстана характеризовался известными противоречиями, аморфностью и незавершенностью этических представлений. С этой точки зрения проникновение зороастризма, буддизма и др. этически ориентированных религий (вместо мифологических) нельзя не признать известным показателем эволюции религиозного сознания.

    Под влиянием ранней зороастрийской этики, влияния буддизма, проникавших из древних очагов цивилизаций Востока несколько смягчаются и облагораживаются нравы язычников. В самих обществах саков, усуней, хуннов, т.е. среди элиты, жрецов-шаманов, родовой аристократии идут процессы самопознания и духовных поисков. Сообщества саков на юге Казахстана подверглись влиянию межкультурного взаимодействия, приняли те или иные варианты зороастризма. При этом надо принять во внимание, что присырдарьинский регион и близлежащие районы Средней Азии до Ферганы издавна представляли органическое целое [7,  с. 32].

    Безусловно, пропаганда зороастризма была  серьезным духовным прорывом для древних народов Востока. Пророк Зоратуштра происходил из среды пастушеских племен Центральной Азии, предположительно северных (восточных) иранцев, а не персов.  Несмотря на небольшой успех его проповедей при жизни, влияние его идей высокого морально-этического содержания предвосхитило ожидания современников. Огромное значение для духовного сознания кочевников и земледельцев Востока имела критика новым пророком идолопоклонства и бессмысленных кровавых жертвоприношений, жестокости нравов, угнетения богатыми бедных, догматизма и гордыни современного им жречества. По мнению Мэри Бойс, в  этот период Великая Степь переживает самый яркий расцвет культуры, степной ренессанс [8].

    Связи прототюрков с великими цивилизациями, осуществлявшиеся посредством торговли, военных и дипломатических акций благоприятствовали распространению и других религиозных учений.  В Центральной Азии активно развернули деятельность проповедники буддизма, индийские миссионеры, а в художественную традицию проникали образцы греко-римской культуры. Буддизм оставил яркий след в истории Афганистана, территория которого входила в древности в качестве Бактрии в состав Ахеменидской державы персов, затем в Кушанскую империю. На территории центрального Афганистана в Бамианской долине в окружающих долину скалах были  высечены гигантские статуи Будды, которых описал в своих записках еще Сюань Цзан, посетивший край около 630 г., к сожаленью, варварски уничтоженные талибами  в 2001 г. [9].

    Также ярко проявлялись черты культурного синтеза в оазисах Восточного Туркестана: здесь издавна активны были индийские, кушанские миссионеры, развивались живопись и скульптура, вдохновленная греческим искусством, искусством Ирана и Индии [10,  с. 62]. Известно, что часть саков была интегрирована в систему Ахеменидской империи; в качестве воинов они участвовали в греко-персидских войнах. Постепенно, согласно закономерностям глобальной истории, расширялся кругозор древних кочевников. Из источников известны биографии отдельных скифов, подвергшихся греческой культуре или усуней, хуннов, тюрков, освоивших начала китайско-конфуцианской цивилизации. Все это не могло пройти бесследно для такой сферы, как культура, религия, идеология. 

    Религиозно-мифологическая система древнетюркского населения Казахстана имела тенденцию к ускоренной трансформации, что проявлялось в принятии инноваций со стороны китайско-буддийской, иранской традиций, сосуществовании элементов и практик буддизма, манихейства, христианства. Данная неустойчивость и аморфность в конце концов привела к массовому обращению в ислам, после чего древняя религиозно-мировоззренческая система приняла черты устойчивости и определенности.  Многие западные авторы придерживаются точки зрения, что этимология древнетюркского слова «Тенгри» восходит к китайскому корню «тянь» – «небо», и корни тенгрианства уходят в китайскую философию XI в. до н.э.  Хотя, по видимому, не стоит так прямолинейно связывать тюркский тенгризм с китайской религиозной традицией. 

    В истории письма также редко обходятся без заимствований. В мировой науке наиболее популярной является версия о происхождении древнетюркского алфавита от согдийских прототипов.  По мнению Дж. Клосона, тюрки создали свой оригинальный алфавит на основе творческой переработки греческого и пехлевийского письма [11]. Гений древнетюркского человека, который, опираясь на греческий алфавит и пехлевийское письмо, сумел талантливо модернизировать собственные древнейшие тюркские пиктограммы (логограммы), и превратить их в алфавит, тонко учитывающий все особенности живой тюркской речи, заслуживает уважения.

    Важно понять закономерность: тюрки как народ с кочевой ментальностью выдвинулись на арену истории прежде всего в качестве воинов, знатоков оружия и военного искусства, обладателей таланта государственно-правового управления, тогда как в сфере духовной жизни, книжных знаний тюрков-кочевников цивилизационно дополняли жившие в пределах государства, либо посещавшие тюркские земли представители иранской (согдийской) культуры, а также – в меньшей степени – китайско-конфуцианской цивилизации. Замалчивать фактор межкультурного обмена значило бы отходить от научной позиции, тем  более, как уже отмечалось выше, открытость к культурному обмену, способность к диалогу и вазимовлиянию сами по себе тоже являются показателями цивилизованности этноса.

    О том, что в культурной истории древнетюркского общества имел место тюрко-согдийский и китайский синтез, пишут и современные казахские исследователи Еженханулы и Сунгатай [12].  Свидетельством китайско-тюркского диалога в VI в. и знакомства кок тюрков с буддизмом является перевод на тюркский язык (согдийским письмом) буддийской «Нирвана-сутры». Каган западных тюрков Тон джабгу имел встречу с Сюань цзанем – знаменитым буддийским учителем Китая. Известно, что на одной из сторон Бугутской стелы в честь Таспар кагана (VI в.) содержалась надпись на санскрите письмом брахми, а сам факт написания этого раннего памятника Тюркской империи на согдийском языке свидетельствует о принятии этого языка в качестве официального языка каганата. 

    Среди западных ученых доминирует мнение, что древнетюркская скульптура (каменные изваяния) возникает под непосредственным влиянием китайской цивилизации, как прямое подражание танскому Китаю. Можно полагать, что как в искусстве звериного стиля саков, так и в замечательном искусстве каменных скульптур кок тюрки, не исключая первоначальные импульсы со стороны дальневосточной традиции, школы китайских и согдийских мастеров, все же в дальнейшем оформили это в свою самобытную национальную традицию.

    У тюрков были опытные мастера-каменотесы, которые занимались изготовлением каменных изваяний. О влиянии Китая свидетельствует то, что степные эпитафии часто имели навершием изображение драконов, который в китайской мифологии символизирует императорскую власть (также в храме Культегина на стенах были терракотовые маски драконов), постаментом для стелы служила скульптура черепахи,  символизирующая в китайской традиции  долголетие или вечность.

    Памяти Культегину и Бильге-кагану были составлены и китайскоязычные эпитафии. Сам советник Восточнотюркского каганата, генерал Тоньюкук заявляет о себе: «Я сам, мудрый Тоньюкук, получил воспитание под влиянием культуры табгачской (т.е. китайской)», что является красноречивым фактом в пользу частичной интеграции кок тюрков в лоне танской цивилизации. Еще в борьбе с жужанями тюрки опирались на поддержку с китайским княжеством Западная Вэй, хотя последняя имела кочевые корни. Кок тюрки  творчески использовали административный опыт Китая.  Например, считается, что титул «сянгун» – генерал, «тайши» – наследник, знатный человек, князь, «тутук» считаются  заимствованными от китайцев. В системе управления тюрки многое переняли от династии Тан, в том числе открытые диспуты при дворе. 

    Вместе с тем, следует объективно изучать и факты обратного влияния средневековых тюрков на иранцев, китайцев, славян (позже – арабов). Не говоря об общеизвестных закономерностях, когда согдийцы, китайцы, персы, арабы, славяне всегда высоко ценили воинские качества евразийских тюрков-кочевников, вербовали их в свои армии, приглашали на службу в качестве военначальников, тюркское влияние касалось и сферы языка, быта, предметов материальной культуры, и даже духовных традиций. Так,  взаимопроникновение тюркской и китайской культур достигло своего пика в  танскую эпоху.

    Согдийцы тоже не обошлись без влияния тюркской культуры и особенно языка. Махмуд Кашгари свидетельствовал что в его время согдийский язык уже выходил из употребления, ассимилируясь тюркским языком. Необходимо упоминать тенденцию обратного влияния тюркского языка на иранские, в том числе даже на такой развитый литературный язык средневековья, как новоперсидский (фарси). Ученые выявили 1728 слов тюркского происхождения в новоперсидском языке (а также 409 монголизмов), при этом данная заимствованная лексика охватывает материальную и духовную сферы. Проникли тюркские слова и в арабский язык, включая различные эпохи – от мамлюков до Османского владычества. 

    Если затронуть дальнейшую судьбу тюркской письменности, то руника просуществовала примерно до XI-XIIвв. Его вытесняет уйгурский курсив, затем арабское письмо. Смена письменности является  поворотным пунктом в истории цивилизации. В отношении конкретного случая перехода от древнетюркского алфавита к арабскому письму, произошедшего в течение нескольких веков, необходимо сказать: это был комплекс объективных цивилизационных закономерностей, а не мер насильственного вытеснения. Акад. В. Бартольд в своих трудах, комментируя вымышленную версию об уничтожении древнехорезмийской письменности арабами (приводимую аль Бируни), отмечает, что данный миф не подтверждается никакими источниками и «сам по себе кажется  неправдоподобным» [13, с. 45].

    Скорее всего, архаичные религии и письменные системы вытеснялись эволюционно, не выдерживая конкуренцию с новыми, более  развитыми интеллектуальными традициями. Согласно исследованиям философа С. Акатаева, «политеистическое сознание (тюрков), не способствующее ни созданию более высоких нравственных норм, ни социально-политическому объединению разноплеменных этнических структур все более уступает свои позиции, а потребность в некоем надплеменном единстве к этому времени, безусловно, была» [14, с. 67]. Однако, на взгляд философа, выход был в трансформации и модернизации самого тенгрианства. По мнению современного американского тюрколога Питера Голдена, тенгризм или шаманизм были не совместимы с государственностью и потому задерживали  цивилизационное развитие [15, с . 237].

    ________________________________________________________

    1.  Нуртазина Н.Д. История тюркской цивилизации. – Алматы: Қазақ университеті, 2015. –205 с.

    2.  Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары. – М.: Искусство, 1982. - 196 с.

    3.  Марғулан, Әлкей. Шығармалары. Т.8. [Текст]: монография / Ә. Х. Марғұлан. - Алматы: Алатау, 2010. - 472 б.

    4.  Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. - 560 с.

    5.  Байпаков, К. М. Великий Шелковый путь на территории Казахстана [Текст] / К. М. Байпаков. - Алматы : Адамар, 2007. - 496 с.

    6.  Кузьмина Е.Е.  Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня / ред. В. И. Мок­ры­нин. — Фрунзе: Илим, 1986. — 134 с.

    7.  Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. –М.: Гл. ред вост.лит,. 1962 – 322 с. 

    8.  Бойс, Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи/ Пер. с англ. – М.:Наука, 1987. – 301 с.

    9.  История статуй Будды в Бамианской долине а Афганистане // http://earth-chronicles.ru/news/2013-12-09-55785

    10.  Рахманалиев Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. – М.: РИПОЛ-классик, 2013- 704 с.

    11.  Клосон Дж. Происхождение тюркской «рунической» письменности //Зарубежная тюркология (сб.). –М.: Институт востоковедения, 1986.- С. 135-158.

    12.  Қазақстан тарихы туралы қытай деректемелері. Тарихи-мәдени жәдігерлер. - 2 т. – Алматы, Дайк пресс, 2005.- 132 б. 

    13.  Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия //Собр.соч. в 9 т. Т I. – М.: Изд.Вост.лит, 1963. – С. 45-597.

    14.  Акатаев С.Н. Мировоззренческий синкретизм казахов: Дис. докт. филос. наук. – Алматы, 1995. -333 с.

    15.  Golden, Peter. Religion among the Qipchaqs of Medieval Eurasia. // Central Asiatic Journal. International Periodical for Laguages, Literature, History and Archaeology of Central Asia. 42(1998)2, p. 180-237.

    Н.Д.Нуртазина,

    тарих ғылымдарының докторы, Қазақстан тарихы кафедрасының профессоры Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ

    Орталық Азияның ежелгі тарихы: діндер,  мәдениеттер, байланыстар

    Түйін

    Орталық Азияның ежелгі және ортағасырлық тарихында тіл, жазу жүйелері, діни  наным-сенімдер, өнер мен архитектура, т.б. салаларда белсенді түрде өзара байланыстар орын алып келді. Мәдени ықпалдастыққа әсер еткен факторларды айтқанда ұлы Жібек жолының теңдесі жоқ белсендіруші рөлін мойындау қажет. Түркілерге зороастризм, буддизм сынды діндердің келуін діни сана-сезімнің эволюциясының көрінісі деп бағалау абзал. Көне түркі қоғамының мәдени тарихында түркі-соғды және түркі-қытай синтезі орын алды. Сонымен қатар, керісінше, түркілердің де ирандықтарға, қытайлықтар мен славяндарға ықпалы жүрді. Тоныкөк жазбасында көк түріктердің қытай-конфуциандық өркениетке белгілі дәрежеде интеграциялануына дәлелдер бар. Түркі-иран синтезі таяу шығыстық дәстүрлерден айрықшаланатын жергілікті мұсылмандық мәдениет формаларының қалыптасуына негіз болды. 

    Кілтті сөздер: тарих, мәдениет, діндер, Орталық Азия, сақтар, түркілер, ирандықтар, мәдени байланыстар, эволюция

    Nazira D. Nurtazina

    Doctor of History, Professor of al-Farabi Kazakh National University,

    Kazakhstan history department

    history of ancient Central Asia: ReligionS, culturES, contacts

    Summary

    Throughout ancient and medieval history in Central Asia it was occurred active process of interaction in the field of language and writing systems, religious beliefs and practices, art, architecture, etc. Speaking about the factors of cultural interaction, we must recognize the unique catalytic role of the Silk Road. Penetration of Zoroastrianism, Buddhism, and other new religions were an indicator of the evolution of religious consciousness of the Turks. In the cultural history of the ancient Turkic society  there were Turkic-Sogdian and Turkic-Chinese synthesis forms. But there were facts of influence of the Turks on the Iranians, Chinese, Slavs and others too. The inscription of Tonyukuk give us the evidence of the partial integration of the Turks to the Chinese civilization. Turko-Iranian synthesis made conditions for the formation of local forms of Muslim culture which were different from the ones in the Middle East.

    Key words: History, culture, religions, Central Asia, Saka tribes, Turks,Iranians, cultural contacts, evolution

    quest.e-history.kz

    Древние империи Центральной Азии

    Киммерийцы и скифы.

    Страна ариев.

    Эволюция от древнейших предков людей (2-4 млн. лет, австралопитеки, Xomo xabilis – человек умелый) до современного человека (40-50 тыс. лет , кроманьонцы, Xomo sapiens – человек разумный) была длительной. Непосредственными предками многих современных народов считают древних ариев. Страной или прародиной ариев в III-II тысячелетиях до нашей эры была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современного Афганистана и Ирана. В реальной истории происходили сложные миграции ариев. На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н.э.), Гандхара-Пенджаб (1700-1500 гг. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н.э.).

    В Северном Причерноморье (от Кавказа до Фракии) в VIII-VII вв. скифы вытеснили киммерийцев. У скифов была развитая экономика, государство (с IV в. до н.э.) со столицей в Неаполе скифском. Сохранилось немало артефактов скифской культуры, например, в Государственном Эрмитаже.

    Скифы обитали на территории современного российского Приазовья, черноморского побережья Кавказа от Новороссийска до Сочи, на плодородных землях современных Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Северного Кавказа. На этой обширной территории происходили перемещения различных этнических общностей, развивались земледелие, скотоводство, ремесло, развивались внешнеэкономические отношения со странами Европы и Азии. Скифское государство уничтожили готы в III в. нашей эры.

    На богатой ресурсами территории Иранского плоскогорья, расположенного к востоку от Месопотамии, в третьем тысячелетии до н.э. из Азии пришли так на­зываемые иранские племена. Около 670 года до н. э. одно из этих племен – мидяне – об­разо­вали государство Мидию и, объединившись с вавилонянами, разгро­мили ас­си­рий­скую дер­жаву. Однако в 550 года до н. э. мидяне покорились другому племени – пер­сам. Объ­единен­ное Персид­ское государство возглавил выдающийся полководец и го­судар­ствен­ный дея­тель древности Кир (558–529 гг. до н. э.). Он провел реформы, покорил значительные территории. При его сыне Камбизе Персия стала мировой державой.

    Около 628 года до н.э. родился пророк Заратуштра (Зороастр), которому припи­сы­вают основание религиозной системы, построенной на едином культе верховного бога Аху­ра­мазда. Маздаизм в правление Дария I стал государственной религией пер­сов. Зо­роаст­ризм, маздаизм, огнепоклонство иногда также называют авестизмом по на­званию глав­ной священной книги «Авесты». Главное в зороастризме – борьба светлого и темного начал в мире.

    Кочевым племенам Передней Азии приписывается одомашнивание лошади в третьем тысячелетии до н. э., а также изобретение колеса, боевых колесниц, разнообразных продуктов и изделий, связанных с коневодством, овцеводством, верблюдоводством. На обширной территории от Каспийского моря до Персидского и Оманского заливов веками совершенствовались системы орошаемого земледелия. В VI в. н. э. иранцы стали разводить рис, сахарный тростник, научились производить шелк. Персидские ткани, а затем в особенности персидские ковры были ценнейшим товаром развитой иранской торговли.

    Персидская империя в первой половине V в. до н. э. безуспешно пыталась вклю­чить в свой состав территорию Древней Греции, а в 330 г. до н.э. после катастрофиче­ского раз­грома Александром Македонским вошла в состав его огромного государства.

    Египетская, шумерская, индийская, китайская, еврейская и персидская цивилиза­ции представляют особый интерес для познания путей, которыми развивалось челове­чество. В то же время нельзя не упомянуть и некоторых других культурно-историче­ских систе­мах древнейшей исторической эпохи.

    studlib.info