Древние храмы смоленска. Путешествие в Смоленск: 3.Древнерусские храмы домонгольской эпохи. Три самых древних церкви города
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Откровеніе Святаго Іоанна Богослова. Древние храмы смоленска


3.Древнерусские храмы домонгольской эпохи. Три самых древних церкви города: pohod_vosemvrat

Приехав в Смоленск, первым делом мы объехали три самых древних церкви, построенных еще в домонгольскую эпоху, в 12 веке, и сохранивших таким образом наследие культуры Древней Руси. Это церкви Петра и Павла, Архангела Михаила. Им и посвящена эта моя небольшая заметка.

1.Церковь Петра и Павла на Городянке

Этот храм расположен прямо у железнодорожного вокзала, и его видят наверно все гости города.

Построена церковь в 1146 году в Киево-Черниговском стиле внуком Владимира Мономаха - Смоленским князем Ростиславом Мстиславичем. В 1611 году переделана в католический костел, с 1654 года – православный храм.

В периоды оккупации города в 1812 и 1941-1943 годах храм сильно пострадал, но каждый раз восстанавливался. Последние реконструкции проведены в 1963 и 2000 годах, храму возвращен первоначальный вид. Внутри ничего интересного после реставрации нет, фотографировать не стал.

Рядом стоит  Варваринская церковь. Она освящена в 1753 году. До этого здесь была резиденция католического епископа, церковь построили на ее месте.

2.Далее мы посетили храм Архангела Михаила, расположенный на окраине города.

Церковь построена между 1180 и 1193 годами.

Архитектура мощная и красивая. Вот так умели строить на Руси 800 с лишним лет назад!

На стене всякие интересные элементы.

Эта церковь меня впечатлила больше всего. На фоне посетителей виден ее внушительный размер!

Внутри тоже очень красиво!

Высота просто огромная.

Освещение, попадающее через купол, фокусируется на центре храма, благодаря чему электрический свет здесь днем и не нужен.

Сбоку есть три таких винтовых лестницы, они ведут в боковые части храма.

3. Церковь Иоанна Богослова. Построена ориентировочно в 1173 году.

Количество красивых и мощных храмов говорит о том расцвете Смоленского княжества, который наступил  в 12 веке. Смоленское княжество было по сути независимым западнорусским государством, проводившим свою внешнюю политику, заключавшим международные договоры с германскими и прибалтийскими городами, и видимо, было весьма богатым и преуспевающим.

.На стене здесь тоже есть интересные элементы.

После знакомства с древнерусскими церквями Смоленска мы поехали изучать город и крепостные стены. Об этом - в следующих моих заметках.

--------------------------

Страница нашего туристического клуба в ВК: https://vk.com/club17791063Наша страница в Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/pohodvosemvrat/

pohod-vosemvrat.livejournal.com

Древние храмы Смоленска - Города и веси России

Древние храмы Смоленска [Dec. 24th, 2010|01:45 pm]

Города и веси России

Около железнодорожного вокзала гостей встречает церковь Петра и Павла, сейчас древнейшая в городе. Церковь была построена Великим князем Ростиславом Мстиславичем на княжеском дворе в середине XII века. Материал стен – кирпич плинфа. В конце XII – начале XIII храм перестраивался, в 1611-54 гг. во время польского владычества храм был занят униатами, а с 1654 года храм возвратился Православной Церкви, в 1753-57 гг. переделка внешнего облика. Храм был разграблен французами в 1812 г., закрыт большевиками в 1935 г., пострадал во время войны, в 1967 отреставрирован архитектором Барановским с возвращением первоначального облика домонгольского времени. С 1991 года храм действующий.

Рядом находится церковь св. Варвары Великомученицы. Храм построен середине XVIII в. на средства смоленских купцов А.А. Кремлицына и А. Сысоева

В статье на сайте «культурное наследие земли Смоленской» есть фотография дореволюционного вида обоих храмов.

а теперь выглядят вот так

П.А. Раппопорт в книге «Зодчество Древней Руси» (Издательство "Наука", Ленинградское отделение, Л., 1986) пишет: «Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением»

В отдалении от центра города находится церковь Михаила Архангела (Свирская), построена в 1180-1197 гг. по заказу князя Давида Ростиславича в пригородной княжеской резиденции. В 18 веке храм подвергся перестройке, в 1963 г. реставрирован П.Д. Барановским, в 1978 г. реставрация под руководством С.С. Подъяпольского и Т.Е. Каменевой. В 1991 году возобновлены богослужения. В храме сохранились фрагменты росписи XII в.

Колокольня построена в 1780 г.

Церковь Иоанна Богослова построена князем Романом. Ростиславичем в 1173-76 гг. И.Белогорцев в статье "Архитектурный очерк Смоленска" пишет «Князь Роман был широко образованным человеком. Все свое состояние он отдал на просвещение, ничего не оставив себе. Когда он умер, похоронить его пришлось на народные сборы. При Иванобогословской церкви князь создал училище. Из стен этого первого церковного училища распространялась русская письменность. Здесь же составлялись летописи Смоленской земли.»

Церковь перестроена, колокольня с этой стороны утрачена во время войны. Храм был закрыт в 1933 г., в 1970-е реставрирована, в 1993 г. передана верующим.

Дореволюционный вид Богословского храма. Фото с сайта культурного наследия Смоленска.

Авраамиев монастырь около смоленской крепостной стены основан в XII в, назван по первому игумену – им был преподобный Авраамий Смоленский. . Собор Преображения Господня построен в 1755-1765 гг. на средства купца Б.З. Пискарева.

В 1918 г. монастырь был закрыт, в 1988 году началась его передача верующим, с 2001 года монастырь возобновлен.

Смоленский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы http://melanyja.livejournal.com/559824.htmlКнига Раппопорта о древнерусском зодчестве http://www.russiancity.ru/books/b57.htmСайт культурного наследия Смоленска http://nasledie.smolensk.ru/pkns/index.php

Х-пост из моего журнала http://melanyja.livejournal.com/601608.html

Comments:

Приезжайте посмотреть, люди!

Туристы найдут в Смоленске много интересного

Были, любовались. Красивый город Смоленск.Архитектора в первом абзаце надо бы подправить, ему с мягкого знака неудобно начинаться :)

В Смоленске ещё стена замечательная, конечно

From: (Anonymous)2012-12-24 08:37 am (UTC)

(Link)

Смоленск столица восточных Крывiчей, (Кривичей). город с великой историей, традициями и культурой.После Русской оккупации от Смоленского величия не осталось и следаСмоленска - Могилевская архитектурная школа уничтожена, история забыта, нас любят учить в качестве героев оккупантов Московских, а своих не ненавидетьВот многие Беларусы (Средние Кривичи) всем доказывают, что беларуский язык был государственным Языком Великой Литвы и они главная нация Великой Литвы, но формирование нации началось в 16 веке и Кривичи тогда не делились на западных (Вильнюс) Средних (Минск) и Восточных (Смоленск)А формирование Нации началось, как раз благодаря Супер Героям (Смоленским Боярам) СапегамБлагодаря которым страна Кривичей ВКЛ, именно подчеркиваю, на Смоленском Диалекте языка Кривичей на пишет первую Конституцию Европы, вторая в Европе отменит крепостное право и войдет в пятерку самых развитых стран тогдашней ЕвропыИменно смоленский Диалект Языка Кривичей был государственным Языком Великого Княжества Литовского

Смоляне понесли самые огромные потери во время войны Московья и Речи Посполитой , когда по указу Великого Князя Московского Алексея Михайловича (Тишайшего) Было уничтожено 87 Процентов населения СмоленщиныА кто на серьезе воспримет если ему скажут Что Сусанин в болота заводил Смоляни и Против Минина основной костяк Армии Литовской в войне против Татарина Минина и Холуя Пожарского составляло Смоленское Шляхетское ополчение

С юбилеем Тебя Любимый Смоленск (Смаленск- на языке Крывiчей) Столица Восточных Кривичей (Восточной Литвы) Попрошу не путать Литву Кривичей С искусственной страной Литува) Слова Литва пошла от Кривичей и Радимичей, так как в их языках холм назывался - лит, а река -ва Город на холме возле реки

Спасибо за комментарий!

From: (Anonymous)2016-09-25 08:32 pm (UTC)

Сочти число звѣря — шестьсот шестьдесят шесть.

(Link)

L'Apocalisse

1. 1 Откровеніе Исуса Христа, которое далъ Ему Богъ, чтобы показать рабамъ Своимъ, чему надлежитъ быть вскорѣ. И Онъ показалъ, пославъ оное чрезъ Ангела Своего рабу Своему Іоанну, 2 Который свидѣтельствовалъ слово Божіе и свидѣтельство Исуса Христа и что онъ видѣлъ. 3 Блаженъ читающій и слушающіе слова пророчества сего и соблюдающіе написанное въ немъ; ибо время близко.

13. 15 И дано ему было вложить духъ въ образъ звѣря, чтобы образъ звѣря и говорилъ и дѣйствовалъ такъ, чтобы убиваемъ былъ всякій, кто не будетъ поклоняться образу звѣря. 16 И онъ сдѣлаетъ то, что всѣмъ, малымъ и великимъ, богатымъ и нищимъ, свободнымъ и рабамъ, положено будетъ начертаніе на правую руку ихъ или на чело ихъ, 17 И что никому нельзя будетъ ни покупать, ни продавать, кромѣ того, кто имѣетъ это начертаніе, или имя звѣря, или число имени его. 18 Здѣсь мудрость. Кто имѣетъ умъ, тотъ сочти число звѣря, ибо это число человѣческое; число его шестьсотъшестьдесятъшесть.

Въ стихѣ за № 18 и словъ 18 — это шифровка — ея вводныя данныя: „или имя звѣря, или число имени его. … человѣческое;“.Тремя словами записано число имени звѣря; три раза написано въ стихѣ за № 18 слово число, одинъ разъ оно написано въ стихѣ за № 17; есть три слова, оканчивающіяся на славянскую букву ерЬь, — „ЗдѣсЬ мудростЬ. … шестЬ.“

„Кто имѣетъ умъ, тотъ сочти число имени звѣря: шестьсот шестьдесят шесть“ — 8, 10, 5 буквъ въ трёхъ словахъ числа имени звѣря. А что же еще, кромѣ буквъ, можно счесть въ трёхъ словахъ?

„Здѣсь мудрость. … шесть.“ — двѣ точки послѣ первыхъ 2-хъ словъ и послѣ шесть. Сирѣчь число 2 — буквы ерЬь въ оставшихся 2-хъ словахъ: „шестьсот шестьдесят“ — 8+10 = 18 буквъ.

Ключъ къ шифровкѣ — число 18 нашли! Гдѣ замо́къ? — ерЬь — „Здѣсь мудрость. … шесть.“ — 5+8+5 = 18 буквъ.Ясно то, что число: 6+6+6 = 18 — это ключъ къ русской шифровкѣ Cвятаго Іоанна Богослова!Въ стихѣ за № 18 — четыре числа 18, случайностей въ шифровкахъ не бываетъ.РЬ1. Аа 2. Бб 3. Вв 4. Гг 5. Дд 6. Ее 7. Ёё 8. Жж 9. Зз 10. Ии 11. Йй 12. Кк 13. Лл 14. Мм 15. Нн 16. Оо 17. Пп 18. Рр …

шестьсот — 8 букв, 8-я ___________ Жшестьдесят — 10 букв, 10-я _______ Ишесть — 5 букв, 5-я ______________ Д

Имя звѣря разшифровано: ЖИД → звѣрь — ему не вѣрь.

Не въ бровь, а въ глазъ!И всё сходится — имя звѣря человѣческое, а жиды — звѣри — нелюди — ОПГ — міровая мафія обрѣзанныхъ педерастовъ, тайно захватившихъ власть уже почти надъ всѣмъ міромъ.

Въ „Откровеніи“ часто повторяются слова: «…Первый и Послѣдній, Начало и Конецъ, Алфа и Омега». А вѣдь сіи три буквы идутъ по порядку въ АЛФАбетѣ такъ: Д Ж И, то есть начало-первую букву въ конецъ-послѣднюю: Ж И Д.

Въ СССР жиды обозвали русскую азбуку — АЛФА-БЕТОМ-Ъ отъ названія первыхъ двухъ греческихъ буквъ: Αα, Ββ. Здѣсь очевидно то, что Іоаннъ Богословъ вѣдалъ объ этихъ реформахъ: αλφάβητος, — и ясно намекаетъ на сіе греческой буквой: „омега“ — Ωω.

From: (Anonymous)2016-09-25 08:33 pm (UTC)

Re: Сочти число звѣря — шестьсот шестьдесят шесть.

(Link)

1.8 „Я есмь Алфа и Омега, Начало и Конецъ“, говоритъ Господь, Который есть и былъ и грядетъ, Вседержитель.+10 Я былъ въ духѣ въ день воскресный, и слышалъ позади себя громкій голосъ, какъ-бы трубный, который говорилъ: „Я есмь Алфа и Омега, Первый и Послѣдній“;Если бы здѣсь были греческія буквы Αα и Ωω, тогда другое дѣло, но записано словами: „Алфа и Омега“ и по старинному: Я есмь, примѣнявшемуся только въ такомъ видѣ: Азъ есмь — Азъ есть Мы — власть отъ Бога, но: Я есть.Намекъ ясенъ, пророчество се, написано на тѣ времена, когда нашу азбуку обрѣжутъ и обзовутъ αλφάβητος по названію первыхъ двухъ греческихъ буквъ въ 1918 году, то есть Святой Апостолъ Іоаннъ прямо указываетъ здѣсь на грядущія измѣненія азбуки и правописанія → число…Ωω — омега послѣдняя буква; даже идею названія азъ-буки и ту скомуниздили жиды, ибо бѣсы не могутъ созидать, жиды могутъ только украсть и выдать за свое.

Отсюда неизбѣжно вытекаетъ то, что Святой Іоаннъ Богословъ писалъ и шифровалъ „Откровеніе“ на русскомъ языкѣ, а жиды nρuχβαmu3uρоβαλu δиδлію, поgгоняя ея тексты поgъ сеδя.

Это — неопровержимое доказательство того, что библію изначально писали и шифровали по русски; ибо на другихъ языкахъ христіанъ ничего осмысленнаго счесть нельзя:

13.

18 Hic sapientia est qui habet intellectum computet numerum bestiae numerus enim hominis est et numerus eius est sescenti sexaginta sex. (латынь)

18 Qui sta la sapienza. Chi ha intelligenza calcoli il numero della bestia: essa rappresenta un nome d'uomo. E tal cifra è seicento sessanta sei. (италіянскій)

18 Aquí hay sabiduría. El que tiene entendimiento, cuente el número de la bestia; porque es el número de hombre: y el número de ella, seiscientos sesenta y seis. (испанскій)

18 Ce ici la sagesse. Que celui qui a de l’intelligence calcule le nombre de la bête. Car c’est un nombre d’homme, et son nombre est six cent soixante-six. (французскій)

18 Hier ist Weisheit! Wer Verstand hat, der überlege die Zahl des Tiers; denn es ist eines Menschen Zahl, und seine Zahl ist sechs hundert sechs und sechzig. (нѣмецкій)

18 Here is wisdom. Let him that hath understanding count the number of the beast: for it is the number of a man; and his number is Six hundred threescore and six. (аглицкій)

18 Tutaj wchodzi w grę mądrość: Kto ma rozum, niech obliczy liczbę bestii, bo jest to liczba człowieka; a liczba jej — sześćset sześćdziesiąt sześć.» (польскій).

18 Овде је мудрост. Ако неко има увид, нека израчуна број звери, јер је људско број, број његових шест стотина шездесет шест. (сербскій)

18 Тук е мъдростта. Ако някой има представа, нека сметне числото на звяра, защото е човешко число, числото на неговото шестстотин шестдесет и шест. (болгарскій)

Значитъ: bestiae, bestia, beast, … — звѣрь — бѣсъ — жиды.

Напомню: „Откровеніе“ сіе, суть пророчество отъ Бога и Исуса Христа на послѣднія времена, въ которыя мы и живемъ съ 1917 года — подъ жидовскими звѣрями.

russiantowns.livejournal.com

Домонгольские храмы Смоленска - АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Слева - церковь Великомученицы Варвары, справа - храм Петра и Павла

Смоленск открывается нам постепенно: город так насыщен архитектурными и историческими достопримечательностями, что сразу всё это богатство осознать невозможно. И вот пришла очередь посмотреть, может быть, главные сокровища Смоленска - три домонгольских храма, то есть построенных до татаро-монгольского нашествия. Первое знакомство было просто внешним - посмотреть, где находятся, как лучше снимать, где парковаться.В итоге пришло осознание, что все три церкви связаны не просто временем постройки, но и тем, что построены на средства и по указу потомков Владимира Мономаха - внуком Ростиславом Мстиславичем и двумя сыновьями Ростислава. Территориально все находятся поблизости, недалеко от берега Днепра. На участке берега Днепра, где стоят две церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела, раньше было древнее урочище Смядынь по имени речки, впадавшей в Днепр. Смоленские князья Ростислав Мстиславич и его сыновья Роман и Давид превратили Смядынь в княжескую территорию и застроили её красивыми придворными храмами. Итак, время, место, личности - всё это объединяет три храма Смоленска.1. Сначала отправляемся на улицу Кашена к храму Петра и Павла. Это в Заднепровском районе, рядом с вокзалом. Поблизости есть стоянка для машин.Церковь Петра и Павла построена князем Ростиславом Мстиславичем в XII веке (1125-1160) в византийской традиции из узких глиняных кирпичей - плинфы, скрепленной известковым раствором. В фундаменте заложены булыжники на глине. Наружная декоративная отделка строения достаточно скромна и выражается в поясе небольших арок, вертикальных выступах в виде лопаток, пилястр и полуколонн.

2. Одноглавый храм с примыкающими тремя высокими апсидами и главой на массивном 12-гранном барабане, опирающемся на квадратный постамент, и сейчас выглядит очень величественно и торжественно. Особенно по сравнению со стоящей совсем рядом белокаменной церковью Великомученицы Варвары, построенной в XVIII веке.

3. Во время Великой Отечественной войны Петропавловская церковь была сильно разрушена, и ее восстановили с приданием первоначального облика лишь в 60-х годах XX века под руководством архитектора П.Д. Барановского. Православной церкви храм передан в 1991 году.

4. Когда-то будучи в Чернигове, видела там церковь, подобную смоленскому храму Петра и Павла. Её тоже воссоздал в первозданном виде из руин архитектор Пётр Дмитриевич Барановский, уроженец Смоленской губернии.Пятницкая церковь в Чернигове была построена в конце XII - начале XIII веков на Пятницком поле, которое было местом торгов. Небольшое, стройное четырёхстолпное сооружение имеет много общего с домонгольскими памятниками Смоленска. Сооружение этой церкви приписывается зодчему Петру Милонегу.

Пятницкая церковь в Чернигове. Фото 1971 года

5. И вот, уже несколько раз я упомянула имя Пётра Дмитриевича Барановского (1892-1984), уроженца Смоленской губернии, - выдающегося ученого-археолога, талантливого архитектора-реставратора памятников древнерусского зодчества. Об этом человеке надо почаще вспоминать с благодарностью! Барановский - основатель музея в Коломенском и музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре, считается спасителем храма Василия Блаженного от уничтожения. И это только малая часть той красоты, которую спас этот замечательный человек за свою долгую жизнь, а прожил он 92 года.

Родился Петр Дмитриевич Барановский 14 февраля 1892 года в селе Шуйском Вяземского уезда Смоленской губернии в семье безземельных крестьян-ремесленников, его творческий путь начался на родине - в Смоленской области. Здесь он, уже будучи студентом Московского строительно-технического училища, в 1911 году составил подробный план реставрации Болдинского монастыря. За это в 1912 году двадцатилетний крестьянский сын был награжден золотой медалью Русского Археологического общества. На эти деньги Барановский купил себе фотоаппарат и поехал по России.После непродолжительной работы на железнодорожных и промышленных постройках, с началом Первой мировой войны был призван в армию, служил военным инженером. После войны он работал и одновременно учился на искусствоведческом факультете Московского археологического института, который окончил с золотой медалью. В 1918 году за несколько месяцев он написал диссертацию о памятниках Болдинского монастыря. Учитывая важность научных открытий, ему было присвоено профессорское звание в 26 лет. В 1918 году стал преподавателем Московского университета; в том же году восстанавливал здания Спасо-Преображенского монастыря, церкви Петра и Павла и Митрополичьих палат в Ярославле.В 1921 году организовал свою первую (из десяти) экспедицию на русский Север. В конце 1920-x годов Барановский реставрировал Казанский собор на Красной площади (закрытый ещё в 1918 году, ). Отреставрированный им частично Казанский собор был вскоре уничтожен.В 1933 году Барановского обвинили в антисоветской деятельности и сослали в сибирские лагеря, где он и пробыл три года. В городе Мариинске Кемеровской области, где располагался лагерь, Барановский работал помощником начальника строительной части.После освобождения в 1936 году Барановский поселился за "101 километром", и некоторое время работал в музее города Александрова. После возвращения в столицу (1938) Петр Дмитриевич Барановский работал в структурах государственной охраны памятников, был одним из основателей ВООПИК (1966).Несмотря на репрессии и три года лагерей, Петр Дмитриевич не утратил своей принципиальности. В почти разрушенном (было уничтожено 70% жилых зданий) Чернигове он явился на бюро горкома партии с требованием приспособить один из цехов кирпичного завода под изготовление тонкого кирпича-плинфы, который был необходим для восстановления черниговской церкви Параскевы Пятницы. По мнению профессиональных архитекторов, реставраторов и историков, проект восстановления этой церкви и его реализация стали мировым эталоном реставрации. Главным принципом в реставрации Барановский считал восстановление первоначального облика здания, уничтожая все позднейшие пристройки и наслоения.О Барановском подробно http://eho-2013.livejournal.com/7757.html

6. Далее переезжаем по мосту через Днепр, и уже с моста открывается замечательный вид на другой храм домонгольского периода - это церковь Иоанна Богослова. Припарковаться можно в парковочных карманах вдоль набережной.

Вид с моста через Днепр

7. Храм, называвшийся в старину церковью «на варяжке», был возведён в 1173 году по указу смоленского князя Романа Ростиславича, сына Ростислава Мстиславича. Того самого, на средства которого была построена церковь Петра и Павла. Вот так выглядела церковь на дореволюционной открытке:

Иоанно-Богословская церковь в Смоленске. Конец XIX - начало XX века

8. Церковь расположена очень удачно - на невысоком холме над Днепром. Некоторые историки считают, что она была построена как придворная. Кроме того, Иоаннобогословская церковь благодаря своему расположению должна была стать местом паломничества купцов, проплывавших по Днепру. Князь Роман вошел в историю Смоленска, как один из наиболее просвещённых правителей. Поэтому именно церковь Иоанна Богослова стала важнейшим культурным центром города. При Романе Ростиславиче в этом храме открыли первое на Смоленщине церковное училище, здесь составлялись многочисленные смоленские летописи, отсюда на близлежащие территории распространялась письменность.

9. На внешних угловых лопатках церкви до наших дней сохранились декоративные кресты, изготовленные из плинфы. Ранее к зданию примыкали галерея и два придела у углов церкви с восточной стороны. Первоначальная постройка из кирпича на булыжном фундаменте сохранилась на высоту стен основного объёма. Своды, восьмерик и подкупольные столбы были переложены в XVIII веке, тогда же частично были замурованы древние окна и пристроены трапезная и колокольня, которые были уничтожены в годы немецкой оккупации.

10. Иоаннобогословский храм - классический одноглавый, крестово-купольный, четырехстолпный храм с тремя полукруглыми апсидами, сложенным из узкого кирпича византийского образца (плинфы) на известковом растворе. Из внешнего орнамента на церкви присутствуют декоративные кресты из плинфы и нишки под арочными окнами 8-гранного барабана. Нынешний пол церкви почти на два метра выше первоначального его уровня.

11. Иоаннобогословская церковь без каких-либо изменений просуществовала до начала XVII века. Потом несколько раз разрушалась и восстанавливалась. После революции 1917 года храм какое-то время был действующим, но в 1933 году его закрыли и передали под музей и библиотеку. Самые серьёзные разрушения церковь получила во время Великой Отечественной войны, когда была разрушена ее западная часть, а пристроенные в XVIII веке трапезная и колокольня и вовсе были превращены в руины.Церковь Иоанна Богослова была отреставрирована только в 70-х годах. Во время этой реставрации с храма сняли многочисленные поздние наслоения и придали ему вид, максимально приближенный к первоначальному. В 1993 году церковь Иоанна Богослова вернули Смоленской епархии. Планируется восстановление колокольни.Самый лучший вид на храм Иоанна Богослова открывается всё же с этого моста через Днепр.

12. От церкви Иоанна Богослова направляемся на Парковую улицу. Здесь поблизости находится церковь Архангела Михаила (Свирская) - ещё одна из трех церквей домонгольского периода, сохранившихся в Смоленске. Она стоит на холме, у подножия которого в прошлом в Днепр впадала речка Смядынь.

13. Выглядит церковь необыкновенно стройной и возвышенной, но не потому что стоит на холме, а из-за своих пропорций. Она была построена в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, брата Романа Ростиславича и входила в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. Князь Давид хотел затмить масштабами и красотой все церкви в округе, в том числе церковь Иоанна Богослова. И это ему, по-видимому, удалось. Пропорции храма устремлены вверх - для своего времени это было очень необычно, а внутреннее убранство, как соощает летопись, поражало современников своим великолепием. Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.

Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске. Фото начала XX века

14. Название церкви Свирская историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель. Храм сложен из плинфы, скрепленной известковым раствором, сохранился на высоту до сводов. Кладка в некоторых местах открыта.

История её разрушений и восстановлений близка к судьбе двух других домонгольских храмов. В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад. Вот только во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьёзной реставрации, которую и провели в 1963-м году. Вторую в ХХ веке реставрацию церкви Архангела Михаила осуществили в 1978 году.Теперь нам предстоит внимательное и детальное знакомство с этими тремя удивительными памятниками отечественной истории.

arch-heritage.livejournal.com

Домонгольские церкви Смоленска - Как прекрасен этот мир!

Из рассказа «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

…Когда я увидела в первый раз это понятие «домонгольские церкви» оно меня сильно царапнуло по душе. До-мон-гольс-кие. Если Киев крестился в 988, а Батый пришёл на Русь в 1237 – значит, эти церкви были построены в этот мирный промежуток, а главное уцелели!…В Смоленске таких церквей три: Петра и Павла /~1146, Михаила Архангела (Свирская) /~1180-1197, Иоанна Богослова /~1160.Глав3.jpg… Мы начали осмотр с первой – Петропавловской. Она находится на Правобережье, в районе рынка, авто и ж/д вокзала (ул. Кашена). Церковь Михаила Архангела или «Михайлово чудо» стоит на холме, у неё довольно большая огороженная территория (стык улиц М. и Б. Краснофлотских).

…Когда я увидела в первый раз это понятие «домонгольские церкви» оно меня сильно царапнуло по душе. До-мон-гольс-кие. Если Киев крестился в 988, а Батый пришёл на Русь в 1237 – значит, эти церкви были построены в этот мирный промежуток, а главное уцелели!

…В Смоленске таких церквей три: Петра и Павла /~1146, Михаила Архангела (Свирская) /~1180-1197, Иоанна Богослова /~1160.

Петропавловская церковьМы начали осмотр с первой – Петропавловской. Она находится на Правобережье, в районе рынка, авто и ж/д вокзала (ул. Кашена). Интересно, что на церковной территории располагаются два храма – один белый и нарядный, с крылечками и колокольней, другой – темно-невзрачно-кирпичный. Мы сразу кинулись к белому. Оббежали его почти кругом, пощёлкали фотоаппаратом и про себя удивились, что внутри почему-то находится туристическая, хоть и паломническая, компания. Честно говоря, буквально отбивались от назойливой мухи-мысли «ну, и что особенного в этой вашей домонгольской церкви». Мы уже буквально направились к выходу, как краем глаза увидели несколько человек, заходящих в невзрачную и скромную соседнюю церковь. И тут нас пробило – так вот же она!1.jpg

Вот как бывает. И эта церковь Петра и Павла подарила нам очень сильные ощущения. Совсем нельзя назвать её красивой. Она лаконична, строга и сдержанна до предела.Но в её пропорциях, линиях, окнах-амбразурах, шершавом кирпиче, гладких полукруглых маковках, общем облике – таится такая сила, и такая энергетика, что от неё невозможно оторвать глаз.2.jpg

Внутри – ощущения такие же – сильные и уютные. Не хочется уходить. Она не отпускает. Внутри церковь маленькая, мне запомнилась слева красивая икона Богоматери в окладе из золотых металлических виноградных листьев. Мы зашли в храм видимо перед началом службы, уже подтягивался народ, поэтому экскурсию свою мы быстро завершили, было неудобно стоять с круглыми глазами и открытыми ртами. Но снаружи я фотографировала её бесконечно, плюс ко всем своим архитектурным и историческим достоинствам она была окружена бушующими цветущими пионами.2 храма.jpg

4.jpg

Тот белый храм, на который мы обратили внимание сначала – это церковь св. Варвары, причем она сама находится на третьем этаже, а две лестницы-крылечка, оказывается, ведут к колокольне.По поводу месторасположения, которое называют неудачным, а именно – современно-безликие почти неокультуренные окрестности в виде грязного рынка, такого же автовокзала, трамвайных и ж/д путей в придачу, я хочу сказать, что это не церковь неудачно расположена, а все эти объекты её окружающие.А храм то стоит на правильном месте. Раньше (до 18 века) ведь возводили церкви только на особых сильных местах – энергетических точках или перекрёстках невидимых знергийных линий.3.jpg

Церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела (Свирская)

Обе эти церкви находятся уже на Левобережье, вдоль Днепра, достаточно недалеко друг от друга. Церковь Иоанна Богослова или «На овражке» (ул. Б.Краснофлотская) мы только посмотрели из машины – проехали мимо. Раньше она была почти двойником Петропавловской по силуэту, а в 18в. сильно до неузнаваемости перестроена. Но, если бы позволяло время, несмотря на отсутствие архитектурно-визуального удовольствия, зайти в неё стоит – только ради того, чтобы почувствовать, как начинает звенеть голова. Я уже писала – эти храмы стоят в сильных местах.

Церковь Михаила Архангела или «Михайлово чудо» стоит на холме, у неё довольно большая огороженная территория (стык улиц М. и Б. Краснофлотских).

Опять же мы были подготовлены отзывами, которые в один голос называли её «красавицей» и «живой историей». Но первое впечатление было у нас не таким.Мы обошли её кругом, выбрали место, чтобы взгляд обнимал её всю и стали вербализовать свои ощущения. «Это что-то византийское, или похоже на греческую архитектуру», - неуверенно сказала я. «Представляю, как бы она органично смотрелась в Средневековье где-нибудь в Прибалтике», - резюмировал муж.8.jpg

Храм, действительно, напоминал больше про-готический замок-башню, но никак не православную да ещё домонгольскую церковь. Он очень высокий, даже грандиозно высокий, к тому же у него пологие треугольные крыши-скаты, что нехарактерно и чуждо для русского менталитета.18.jpg

15.jpg

Мы озадаченно вошли внутрь и там, на стене увидели фотографию церкви в своём истинном первоначальном виде (это фотореконструкция) – и всё сразу поняли. Она перестроена! А какая была! Скаты крыш были мягко-волнистыми, и если использовать поэтические сравнения, то можно сказать, что церковь была похожа на распускающийся цветок или как будто она выходила из расступающихся морских волн.

В 18в. над ней провели экзекуцию, называемую реставрацией.Морские волны крыш заменили на плоские треугольники, что-то пристроили, что-то перестроили, заложили окна в барабане (барабан – это шея, на которой держится маковка-купол). А ведь древние строители специально в своём 12 веке додумались и создали именно такое освещение храма: из 8 огромных, узких и длинных окошек на барабане внутрь буквально лился солнечный свет, причем так особенно – контрастно и верхняя часть храма была настолько пронизана светом, что создавалось ощущение её приближенности к небу, а все остальные части здания «приземлялись». Как удавалось древним мастерам добиваться такой удивительной гармонии в построении пространства – загадка до сих пор и для нашего сверхинтеллектуального времени.16.jpg

Когда находишься внутри этой церкви, то испытываешь невероятные ощущения. Я уже писала, что храм очень высокий, а, находясь внутри и в центре, благодаря особому определённому арочному делению пространства, оказываешься в таком подкупольном «колодце», в котором - тебя просто уносит ввысь, вверх. Там огромная высота, а главное, арки по бокам как будто сдавливают и ужимают воздух вокруг тебя со всех сторон, и возникает чувство ощущения себя в воздушном узком «тоннеле» устремленном вверх.

Фото взято у Ирины il_ducess из её смоленского постаarhpetra4b.jpg

Такие храмы как церковь Михаила Архангела в Смоленске – редчайшая редкость. Подобные фрагментарно есть ещё в Старой Рязани, в Полоцке, Великом Новгороде, Старой Ладоге, Владимире, Суздале.2 храма_а.jpg

Смотришь на этот храм и сразу думаешь, а какая у неё история? Кто построил? Почему здесь?Попытаюсь ответить на эти вопросы.Когда, готовясь к поездке, я читала предварительно-общеознакомительную инфу про Смоленск, помню, меня поразили 3 вещи – то, что Смоленск стоит на Днепре; то, что в городе сохранились «домонгольские церкви»; и то, что именно здесь в Смоленске, оказывается, был убит князь Глеб. (Борис и Глеб - это сыновья Киевского князя Владимира Красное солнышко и греческой царевны Анны Порфирородной).

Почему я сейчас говорю об этом? Из-за места. Пытаюсь найти ответы на вопросы.1) «Почему здесь?» и «Кто построил?».Оказывается на этом участке берега Днепра, где стоят церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела – раньше было древнее Урочище Смядынь (лесной массив и бухта) – по имени речки-притока, впадавшей в Днепр.Это место Смядынь по каким-то причинам было облюбовано смоленскими князьями - генеалогическая ветка, которых идёт от Владимира Мономаха: Мономах – … - его внук Ростислав Мстиславович (первый поселился на Смядыни) – его сын Роман Ростиславович (построил церковь Иоанна Богослова) – его сын Давид Романович (построил церковь Михаила Архангела).Так Смядынь превратилось в специально ограждённую «княжескую местность». Князья активно застраивали её красивыми «княжьими» храмами – для себя.

2) «Какая история места?»«В лето 1013 года от Рождества Христова» Смоленск принял крещение. Через 2 года, здесь, на речке Смядыни был убит муромский молодой князь Глеб (братьев Бориса и Глеба всегда изображают вместе, то едущими на лошадках, то стоящими в рост, но всегда с мечами и в горностаевых шапочках). Его выманили с суши на речную ладью и зарезали. На этом месте люди стали видеть мерцающий свет зажжённых неведомо кем свечей. Через несколько лет прах Глеба перевезли в Вышгород (близ Киева). А смоляне вырыли на берегу Смядыни Глебовский колодец, вода которого считалась чудотворной и целебной. Сюда стали тысячами приходить православные.В 12 веке рядом здесь (с колодцем) был возведён фамильный княжеский «вотч» - Борисоглебский монастырь (сейчас развалины, потому что древнейшие постройки взорвали ещё в Смутное время войска смоленского воеводы Михаила Шеина, а потом кирпич и камень из руин дорастаскали для парка Блонье и новой Московской дороги).В сер.19в. над Глебовским колодцем возвели шатёр-каплицу с золочёным крестом – таким образом, выразил свою признательность воде один муромский купец, исцеливший здесь больные ноги. В годы Революции каплицу, конечно же, целой не оставили – разрушили до основанья. А в 1991 место убиения святого Глеба отметили каменным крестом с памятной надписью (Все это находится – на улице Борисоглебской).

P.S. И ещё, листая Смоленский этнографический альбом со старыми фотографиями города, я случайно увидела фотоснимок 19 века и удивилась – оказывается свежескошенный луг, окружающий церковь Михаила Архангела, по которому мы активно бегали в поисках наиболее удачной точки для очередного кадра, не что иное, как старинное кладбище.9.jpg

И ещё. Меня это поразило. На территории рядом с домонгольской церковью 12 века построен домик – церковный притч в виде суперсовременного коттеджика. Вот сюда опять бы притащить того японца из Юнеско – чтобы добить его окончательно. Ну это ж надо додуматься – рядом с уникальной постройкой сгородить новомодный современный дом. Я понимаю, что домик-притч, наверное, нужный и ценный, и денег, наверное, меценаты какие-нибудь отстегнули, но всё-таки надо головой думать, а не другим местом, неужели не существует других проектов – глаза не смотрят на этот вопиющий диссонанс. Про пластиковые двери в самом древнем домонгольском храме я так и быть уже промолчу.20.jpg

Рассказ «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

Посты по Смоленску:Смоленск. Успенский собор. Музей водки и ресторан «Смоленская крепость»Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»Хмелита. Дом семьи ГрибоедовыхФленово-Талашкино и княгиня Тенишева

Посты по русским городам:Масонский ЯрославльЯрославский «Кремль» и «Слово о полку Игореве»Ярославль или город Медведь? Прогулка по СтрелкеЗагадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс ВластиКоломенский Кремль. Маринкина башняЗарайский рай. Компактный путеводитель по городуАлександровский Кремль. История Короля ПикВязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь ОдигитрииВологодский Кремль …и Либерея Ивана ГрозногоВологда и Николай РубцовТёмная история Боровска. Боярыня МорозоваГлобус БоровскаКострома. Ипатьевский монастырьМуром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачиМуром. Окский сад или древнее ГородищеПрогулка по Твери. Загадочные страницы тверской истории – Афанасий НикитинТверь. Гостиница «Оснабрюк». Памятник Пушкину на набережной /ч.1Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыряТоржок. Борисоглебский мужской монастырь. Вознесенская деревянная церковьПутеводитель по Торжку

pamsik.livejournal.com

Смоленск (храмы) — Азбука паломника

Смоленск Петропавлоский храм Смоленск.JPG

Каменный храм в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла построен в 1146 году при Ростиславе Мстиславовиче, князе Смоленском. Освящен Симеоном, первым епископом Смоленским. В 1611-1654 годах храм обращен в костел. В нем служил католический архиепископ. С 1654 года становится приходским православным храмом. В середине XVIII века храм перестроен и включен в объем примкнувшего с западной стороны храма великомученицы Варвары. Во время Отечественной войны 1812 года храм разграблен. Восстановлен в 1813 году на средства из казны. В храме в особо устроенном киоте хранилась местно чтимая икона преподобного Нила Столбенского с частицей его святых мощей, а также древняя икона апостолов Петра и Павла. Храм был кафедральным при архиепископе Серафиме (Остроумове) с июля 1927 года до закрытия в 1935 году. В 1943 году во время боев за освобождение Смоленска храм сильно пострадал. В 1962-1963 годах под руководством архитектора П. Д. Барановского Смоленские реставрационные мастерские выполнили работы, вернувшие храму Петра и Павла первоначальный облик.

Адрес: 214012, г. Смоленск, ул. Кашена, 20

Телефон: +7 (4812) 21-88-33, 27-89-76

Подробнее...

Михайловский храм Смоленск5.jpg

Храм был построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.

Распространенное в народе название церкви Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.

Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костел, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костел, основным местом богослужений для всех католиков.

После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.

Адрес: Россия, Смоленская область,г.Смоленск, ул. Парковая 4а

Телефон: +7 (4812) 38-08-65

Подробнее...

Храм Иоанна Богослова Смоленск.JPG

Каменный храм в честь апостола и Евангелиста Иоанна Богослова построен в 1173 году Романом Ростиславовичем, князем Смоленским. Храм был богато украшен золотом и финифтью. Здесь же князь Роман открыл училище, где «учителями были греки и латиняне». После захвата Смоленска, в 1611 году, войсками Сигизмунда, короля Польского, храм обращен в костел. По возвращении Смоленска в 1654 году под власть Москвы, при участии царя Алексея Михайловича храм вновь стал православным. На средства из царской казны в нем был установлен иконостас. В XVIII веке храм перестроен: обрушившиеся своды и столбы заменены новыми, пол в храме поднят почти на два метра по отношению к полу XII века, также повышен уровень земли вокруг храма, фасады приобрели формы характерные для XVIII века. Во время нашествия французов в 1812 году вновь разорен, затем восстановлен. В трапезной части был устроен придел во имя благоверного князя Андрея Смоленского, Переславльского.

В послереволюционные годы храм закрыт и разграблен. Сильно поврежден в ходе боев за город в 1941—1943 годах — полностью разрушены колокольня, трапезная и придел. В последние десятилетие перед возвращением храма епархии, в нем размещался склад строительных материалов Смоленских реставрационных мастерских. Реставрация храма в разное время проводилась под руководством С. Е. Подъяпольского, Т. Е. Каменевой и Н. Б. Горевой.

Храм передан епархии в мае 1993 года. Приход зарегистрирован в 1994 году.

Адрес: 210000, г. Смоленск, ул. Б. Краснофлотская, 15 а

Телефон: +7 (4812) 38-89-80

Подробнее...

Суспбс 2.jpg

В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.

К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н. Н. Воронина и доктора исторических наук П. А. Раппопорта.

Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5

Подробнее...

Крестовоздвиженский храм Смоленск5.jpg

Деревянная церковь на месте нынешнего храма впервые упоминается в перечнях городских церквей в 1739 году.

В 1892 году на колокольне церкви висели шесть колоколов, самый большой из которых весил 115 пудов (1840 кг.).

Каменный храм был построен в 1764-1767 гг. на средства полковника Ивана Лесли и купца Нашиванкина. В первой половине XIX века колокольню, до этого отдельно стоящую, соединили с трапезной.

К церкви был приписан кладбищенский каменный храм, построенный в честь иконы Знамения Божией Матери с приделом мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Сегодня от него сохранилась только каменная колокольня на Знаменском кладбище.

В советское время храм был закрыт.

В 1992 году церковь был передана Русской Православной Церкви, а в 1995-1998 годах – отреставрирована силами Спасо-Окопного прихода. Проведены работы по реставрации фасадов и интерьера храма, кровельные работы, установка куполов и крестов на главах храма и колокольни.

Адрес: 214001, Смоленск, ул. Ново-Московская, 33в

Телефон: +7 (4812) 21-44-00

Подробнее...

Никольский храм СМоленск4.jpg

Каменный двухэтажный Нижне-Никольский храм построен в 1745-1748 году на средства купца Федора Щедрина. Верхний храм – в честь святителя Николая чудотворца, внизу приделы – во имя Тихвинской иконы Божией Матери и мученика Меркурия Смоленского. В 1812 году храм разорен французами. Для его восстановления в 1813 году из государственной казны выделено 5000 рублей и прислан из Санкт-Петербурга иконостас. На средства мещанки Рубцовой устроена трехъярусная колокольня. Храм был кафедральным при архиепископе Серафиме (Остроумове) с 1925 года до закрытия в 1927 году.

В 1996 году храм передан епархии. Реставрационные работы выполнил хозяйственный отдел Епархиального управления. Перекрыт купол и позолочен крест на храме ремонтно-строительной бригадой А.Е.Копейчикова. Престол в честь святителя Николая освящен 21 мая 1997 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Ремонт колокольни Никольского храма проведен в 1998 году Н.Б.Раструбиным, при поддержке хозяйственного отдела Епархиального управления.

Адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Беляева,4а

Телефон: +7 (4812) 27-06-84

Подробнее...

Храм Новомучеников Смоленск5.jpg

Камень в основание нового каменного храма в честь Новомучеников и исповедников Российских был заложен и освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, 28 августа 1994 года, в центре парка имени 1100-летия Смоленска. В начале августа 1996 года недалеко от закладного камня начато строительство деревянного Крестового храма.

В январе 1997 года проведен конкурс на лучший проект каменного храма. Победителем конкурса признан проект архитектора Н. В. Хорчева. В день Сошествия Святого Духа – 8 июня 1998 года митрополит Кирилл совершил водосвятный молебен на основание храма. Строительство заняло два с половиной года. 25 сентября 2001 года новопостроенный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских был освящен. Он стал первым храмом, возведенным в городе за минувшие 170 лет. Для Смоленска освящение этого храма стало событием, сопоставимым с воссозданием Храма Христа Спасителя в Москве.

Адрес: 214036, г. Смоленск, ул. 25 Сентября, 37

Телефон: 8 (4812) 52-67-11

Подробнее...

Покровский храм Смоленск.jpeg

Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» построен в 1789-1799 годах священником Брянцевым. Храм с прилегающими к нему строениями передан епархии 27 марта 1989 года. Реставрационные работы выполнены в 1989-1990 годах Епархиальным управлением. Храм освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в 1992 году.

Решением Священного Синода 30 ноября 1988 года открыто Смоленское межъепархиальное Духовное училище. Первый набор на пастырское и регентское отделения проведен в сентябре 1989 года. По завершении ремонтных работ в зданиях пристроенных к Покровскому храму, торжественное открытие Духовного училища произошло 14 октября 1990 года. По окончании Божественной литургии в Покровском храме, митрополит Кирилл освятил учебный и жилой корпуса. Святейший Патриарх Алексий II посетил Духовное училище 1 мая 1993 года. Его Святейшеством библиотеке училища подарена духовная литература. 1 ноября 1993 года Священный Синод благословил Смоленскому межъепархиальному училищу проводить подготовку студентов по программе Духовной семинарии.

Адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Тимирязева, 5

Телефон: +7 (4812) 39-42-76

Подробнее...

Храм Меркурия Смоленского.jpg

История взаимодействия Смоленской епархии с Военной Академией войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ берет свое начало с первой региональной конференции офицерского состава Академии на тему: "Церковь и Армия сегодня в российском Обществе и Государстве", состоявшейся в феврале 1995 г.

С этого времени и по сей день регулярно проводятся беседы, встречи личного состава данного военного учебного заведения со священнослужителями. С 13 марта 2000 г. эти отношения еще более укрепились, именно в этот день был заключен Договор о сотрудничестве ВА ВПВО ВС РФ и Смоленской епархией Московского Патриархата, а также состоялось торжественное открытие Факультета Православной культуры.Все эти мероприятия были направлены на удовлетворение духовно-нравственных потребностей и получения знаний по основам православного мировоззрения курсантов и офицеров Академии.

Адрес: г. Смоленск, ул. Котовского, д.№2

Подробнее...

Храм Спаса Нерукотворного Смоленск1.jpg

Церковь находится на восточной окраине Смоленска. На рубеже XII-XIII вв. юго-восточнее существующей церкви на территории кладбища был построен каменный храм. Его фундамент был обнаружен во время археологических раскопок 1887 г., проведенных С. П. Писаревым. В XV столетии эта местность принадлежала великой княгине Елене Ивановне, дочери Ивана III. Можно предположить, что древний храм был разрушен в начале XVII в., когда проходили бои за Смоленск.

Сохранившаяся до наших дней церковь построена в 1776 г. на средства Матфея Борисовича Пискарева. Первоначально храм считался приписным к Богородице-Рождественской церкви (находилась в Рачевском предместье, разрушена в советский период) и являлся кладбищенским. Впоследствии был обращен в приходской. Второе свое название – «Окопная» церковь получила по местности: здесь в 1632-33 гг. был лагерь М. Б. Шеина, осаждавшего Смоленск.

В 1812 г. французы разместили в храме магазин (склад продовольствия). После освобождения Смоленска церковь была отреставрирована и освящена в 1815 г. К 1855 г. храм был украшен настенной росписью.

Адрес: 214016, г. Смоленск, ул. Окопная, 1

Телефон: +7 (4812) 21-44-00

Подробнее...

azbyka.ru

Смоленск. Древние храмы.: taanyabars

"Скромность" смоленских храмов 12 века (в литературе они фигурируют как домонгольские) числом три удивительна, тем более, что два из трех - хорошей степени сохранности. Ни  музейной экспозиции, ни автобусов с туристами. Обычные действующие церкви со скромными табличками, свидетельствующими об их древности. Первый храм скромно расположился в углу вокзальной площади (он кстати виден с проходящих поездов, и проезжающие Смоленск могут на него посмотреть, наряду с крепостными стенами и Соборной горой), рядом с другой более новой церковью. Благодаря такому соседству, его даже снять непросто. А между тем, по общему мнению, церковь Петра и Павла на Городянке (1146), лучше всего  соответствует своему первоначальному древнему облику (благодаря реставрации 60-х годов 20 века) - тому самому, "древнерусскому", что неизменно трогает душу. Даже в вокзальном антураже.

Второй храм (церковь Иоанна Богослова, 1170-е) находится почти напротив первого - на берегу Днепра, у моста. От него осталось древнего меньше, чем от двух других, купол очевидно более поздних времен, но основательность стен напоминает об их возрасте. А как расположен....

С моста открывается вид не только на эту небольшую церковь, но и на третий храм, находящийся дальше по берегу (он же - на верхнем фото)

Это церковь Михаила Архангела, или Свирская, построенная в загородном дворце смоленского князя Давида Ростиславовича (1180-е годы). Поражает она прежде всего своей высотой, которая чувствуется изнутри - высоченный купол (около 33 метров, иными словами, десятиэтажный дом) сочетаниеся с не очень большим внутренним пространством, в результате получается устремленность ввысь - наверное к такому эффекту стремились древние мастера. Выражаясь "ученым" языком, "идея столпообразного храма с подчеркнутой вертикальностью композиции была выражена в этом исключительном памятнике предельно ярко."Считается, что этот храм несколько искажен последующими переделками и реконструкциями. Я не специалист, не заметила. Древность его чувствуется буквально в каждом метре кладки.

Храмы Смоленска не произвели того впечатления, близкого к шоковому, которое было во Владимире, Боголюбове, Юрьев-Польском. Но это была важная и отрадная встреча с частью нашего прошлого.

taanyabars.livejournal.com

Домонгольские храмы Смоленска - История красоты

Слева - церковь Великомученицы Варвары, справа - храм Петра и Павла

Смоленск открывается нам постепенно: город так насыщен архитектурными и историческими достопримечательностями, что сразу всё это богатство осознать невозможно. И вот пришла очередь посмотреть, может быть, главные сокровища Смоленска - три домонгольских храма, то есть построенных до татаро-монгольского нашествия. Первое знакомство было просто внешним - посмотреть, где находятся, как лучше снимать, где парковаться.В итоге пришло осознание, что все три церкви связаны не просто временем постройки, но и тем, что построены на средства и по указу потомков Владимира Мономаха - внуком Ростиславом Мстиславичем и двумя сыновьями Ростислава. Территориально все находятся поблизости, недалеко от берега Днепра. На участке берега Днепра, где стоят две церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела, раньше было древнее урочище Смядынь по имени речки, впадавшей в Днепр. Смоленские князья Ростислав Мстиславич и его сыновья Роман и Давид превратили Смядынь в княжескую территорию и застроили её красивыми придворными храмами. Итак, время, место, личности - всё это объединяет три храма Смоленска.1. Сначала отправляемся на улицу Кашена к храму Петра и Павла. Это в Заднепровском районе, рядом с вокзалом. Поблизости есть стоянка для машин.Церковь Петра и Павла построена князем Ростиславом Мстиславичем в XII веке (1125-1160) в византийской традиции из узких глиняных кирпичей - плинфы, скрепленной известковым раствором. В фундаменте заложены булыжники на глине. Наружная декоративная отделка строения достаточно скромна и выражается в поясе небольших арок, вертикальных выступах в виде лопаток, пилястр и полуколонн.

2. Одноглавый храм с примыкающими тремя высокими апсидами и главой на массивном 12-гранном барабане, опирающемся на квадратный постамент, и сейчас выглядит очень величественно и торжественно. Особенно по сравнению со стоящей совсем рядом белокаменной церковью Великомученицы Варвары, построенной в XVIII веке.

3. Во время Великой Отечественной войны Петропавловская церковь была сильно разрушена, и ее восстановили с приданием первоначального облика лишь в 60-х годах XX века под руководством архитектора П.Д. Барановского. Православной церкви храм передан в 1991 году.

4. Когда-то будучи в Чернигове, видела там церковь, подобную смоленскому храму Петра и Павла. Её тоже воссоздал в первозданном виде из руин архитектор Пётр Дмитриевич Барановский, уроженец Смоленской губернии. Пятницкая церковь в Чернигове была построена в конце XII - начале XIII веков на Пятницком поле, которое было местом торгов. Небольшое, стройное четырёхстолпное сооружение имеет много общего с домонгольскими памятниками Смоленска. Сооружение этой церкви приписывается зодчему Петру Милонегу.

Пятницкая церковь в Чернигове, фото 1971 года

5. И вот, уже несколько раз я упомянула имя Пётра Дмитриевича Барановского (1892-1984), уроженца Смоленской губернии, - выдающегося ученого-археолога, талантливого архитектора-реставратора памятников древнерусского зодчества. Об этом человеке надо почаще вспоминать с благодарностью! Барановский - основатель музея в Коломенском и музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре, считается спасителем храма Василия Блаженного от уничтожения. И это только малая часть той красоты, которую спас этот замечательный человек за свою долгую жизнь, а прожил он 92 года.

Родился Петр Дмитриевич Барановский 14 февраля 1892 года в селе Шуйском Вяземского уезда Смоленской губернии в семье безземельных крестьян-ремесленников, его творческий путь начался на родине - в Смоленской области. Здесь он, уже будучи студентом Московского строительно-технического училища, в 1911 году составил подробный план реставрации Болдинского монастыря. За это в 1912 году двадцатилетний крестьянский сын был награжден золотой медалью Русского Археологического общества. На эти деньги Барановский купил себе фотоаппарат и поехал по России.После непродолжительной работы на железнодорожных и промышленных постройках, с началом Первой мировой войны был призван в армию, служил военным инженером. После войны он работал и одновременно учился на искусствоведческом факультете Московского археологического института, который окончил с золотой медалью. В 1918 году за несколько месяцев он написал диссертацию о памятниках Болдинского монастыря. Учитывая важность научных открытий, ему было присвоено профессорское звание в 26 лет. В 1918 году стал преподавателем Московского университета; в том же году восстанавливал здания Спасо-Преображенского монастыря, церкви Петра и Павла и Митрополичьих палат в Ярославле.В 1921 году организовал свою первую (из десяти) экспедицию на русский Север. В конце 1920-x годов Барановский реставрировал Казанский собор на Красной площади (закрытый ещё в 1918 году, ). Отреставрированный им частично Казанский собор был вскоре уничтожен.В 1933 году Барановского обвинили в антисоветской деятельности и сослали в сибирские лагеря, где он и пробыл три года. В городе Мариинске Кемеровской области, где располагался лагерь, Барановский работал помощником начальника строительной части.После освобождения в 1936 году Барановский поселился за "101 километром", и некоторое время работал в музее города Александрова. После возвращения в столицу (1938) Петр Дмитриевич Барановский работал в структурах государственной охраны памятников, был одним из основателей ВООПИК (1966).Несмотря на репрессии и три года лагерей, Петр Дмитриевич не утратил своей принципиальности. В почти разрушенном (было уничтожено 70% жилых зданий) Чернигове он явился на бюро горкома партии с требованием приспособить один из цехов кирпичного завода под изготовление тонкого кирпича-плинфы, который был необходим для восстановления черниговской церкви Параскевы Пятницы. По мнению профессиональных архитекторов, реставраторов и историков, проект восстановления этой церкви и его реализация стали мировым эталоном реставрации. Главным принципом в реставрации Барановский считал восстановление первоначального облика здания, уничтожая все позднейшие пристройки и наслоения.О Барановском подробно http://eho-2013.livejournal.com/7757.html

6. Далее переезжаем по мосту через Днепр, и уже с моста открывается замечательный вид на другой храм домонгольского периода - это церковь Иоанна Богослова. Припарковаться можно в парковочных карманах вдоль набережной.

Вид с моста через Днепр

7. Храм, называвшийся в старину церковью «на варяжке», был возведён в 1173 году по указу смоленского князя Романа Ростиславича, сына Ростислава Мстиславича. Того самого, на средства которого была построена церковь Петра и Павла. Вот так выглядела церковь на дореволюционной открытке:

Иоанно-Богословская церковь в Смоленске. Конец XIX - начало XX века

8. Церковь расположена очень удачно - на невысоком холме над Днепром. Некоторые историки считают, что она была построена как придворная. Кроме того, Иоаннобогословская церковь благодаря своему расположению должна была стать местом паломничества купцов, проплывавших по Днепру. Князь Роман вошел в историю Смоленска, как один из наиболее просвещённых правителей. Поэтому именно церковь Иоанна Богослова стала важнейшим культурным центром города. При Романе Ростиславиче в этом храме открыли первое на Смоленщине церковное училище, здесь составлялись многочисленные смоленские летописи, отсюда на близлежащие территории распространялась письменность.

9. На внешних угловых лопатках церкви до наших дней сохранились декоративные кресты, изготовленные из плинфы. Ранее к зданию примыкали галерея и два придела у углов церкви с восточной стороны. Первоначальная постройка из кирпича на булыжном фундаменте сохранилась на высоту стен основного объёма. Своды, восьмерик и подкупольные столбы были переложены в XVIII веке, тогда же частично были замурованы древние окна и пристроены трапезная и колокольня, которые были уничтожены в годы немецкой оккупации.

10. Иоаннобогословский храм - классический одноглавый, крестово-купольный, четырехстолпный храм с тремя полукруглыми апсидами, сложенным из узкого кирпича византийского образца (плинфы) на известковом растворе. Из внешнего орнамента на церкви присутствуют декоративные кресты из плинфы и нишки под арочными окнами 8-гранного барабана. Нынешний пол церкви почти на два метра выше первоначального его уровня.

11. Иоаннобогословская церковь без каких-либо изменений просуществовала до начала XVII века. Потом несколько раз разрушалась и восстанавливалась. После революции 1917 года храм какое-то время был действующим, но в 1933 году его закрыли и передали под музей и библиотеку. Самые серьёзные разрушения церковь получила во время Великой Отечественной войны, когда была разрушена ее западная часть, а пристроенные в XVIII веке трапезная и колокольня и вовсе были превращены в руины.Церковь Иоанна Богослова была отреставрирована только в 70-х годах. Во время этой реставрации с храма сняли многочисленные поздние наслоения и придали ему вид, максимально приближенный к первоначальному. В 1993 году церковь Иоанна Богослова вернули Смоленской епархии. Планируется восстановление колокольни.Самый лучший вид на храм Иоанна Богослова открывается всё же с этого моста через Днепр.

12. От церкви Иоанна Богослова направляемся на Парковую улицу. Здесь поблизости находится церковь Архангела Михаила (Свирская) - ещё одна из трех церквей домонгольского периода, сохранившихся в Смоленске. Она стоит на холме, у подножия которого в прошлом в Днепр впадала речка Смядынь.

13. Выглядит церковь необыкновенно стройной и возвышенной, но не потому что стоит на холме, а из-за своих пропорций. Она была построена в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, брата Романа Ростиславича и входила в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. Князь Давид хотел затмить масштабами и красотой все церкви в округе, в том числе церковь Иоанна Богослова. И это ему, по-видимому, удалось. Пропорции храма устремлены вверх - для своего времени это было очень необычно, а внутреннее убранство, как соощает летопись, поражало современников своим великолепием. Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.

Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске. Фото начала XX века

14. Название церкви Свирская историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель. Храм сложен из плинфы, скрепленной известковым раствором, сохранился на высоту до сводов. Кладка в некоторых местах открыта.

История её разрушений и восстановлений близка судьбе двух других домонгольских храмов. В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад. Вот только во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьёзной реставрации, которую и провели в 1963-м году. Вторую в ХХ веке реставрацию церкви Архангела Михаила осуществили в 1978 году.Теперь нам предстоит внимательное и детальное знакомство с этими тремя удивительными памятниками отечественной истории.

bellezza-storia.livejournal.com


Смотрите также