Античный мир Греции связан с Европейской цивилизацией. Древние европейские цивилизации


Тема 10. Европейские цивилизации античности: Древний Рим

Древний Рим — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира, величайшее государство Античности, получила своё название по главному городу (Roma — Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н.э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Персии на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский. Религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) с хризмой (монограмма Иисуса Христа — скрещённые буквы Хи и Ро).

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые, в свою очередь, отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.

Царский период (754 — 510 год до н.э.).

Республика (510— 27 год до н.э.)

Ранняя Римская Республика (510—265 гг. до н. э.)

Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)

Империя (30/27 г до н. э. — 476 г. н. э.)

Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. —235 г. н. э.)

Кризис III века (235—284 гг.)

Поздняя Римская империя. Доминат (284—476 гг.)

Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация— области проживания племени латинов. В период Ранней Республики Рим значительно расширил свою территорию благодаря многочисленным войнам. После Пирровой победы Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом, хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном— крупным государством, основанным финикийцами. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I веке до н.э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август, сформировал основы системы принципата и основал династию Юлтев-Клавдиев, которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён, что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула-Августула германским вождём Одоакром 4 сентября 476  г. считается традиционной датой падения Римской империи.

Ряд исследователей считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев, а также почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан. Её определял, прежде всего, патриотизм— представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.

Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима были разделены между магистратами, сенатом и комициями.

Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятный по тем или иным «знамениям».

Комиции же имели право голосовать только за (Uti Rogas — UR) либо против (Antiquo — A), но не могли обсуждать и вносить свои корректировки в предложенный законопроект. Утверждённый комициями законопроект получал силу закона. По законам диктатора Квинта Публия Филона 339 г. до н.э., утверждённый народным собранием (комициями) закон становился обязательным для всего народа.

Высшая исполнительная власть в Риме (империй) делегировалась высшим магистратам. Ординарные магистраты избирались на комициях. Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы, избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора, все должности в Риме были коллегиальными.

Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились “друзьями” или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium (владычество – лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий, и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями, конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum. Но даже этот освящённый древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе – бессрочном союзе между патрициями и плебеями – использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.

На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий —патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы.

С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники — лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III веке до н.э.. патрициат сливается со всадниками в нобилитет.

Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homo novus — новый человек). В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества. Появились вольноотпущенники (лат. libertinus — либертин), то есть рабы, которым была дарована свобода.

Литература: 1,5,7,8,11,12,15,16,21-26,33,36,37,53,83,93,95,111,113,116-122

studfiles.net

Наидревнейшие Европейские цивилизации (обнаруженные археологически)

ЦИВИЛИЗАЦИЯ Гёбекли-Тепе .

Гёбекли-Тепе (тур. Göbekli Tepe - "Пузатый холм"; арм. Պորտասար [Портасар] - "Пуповинная гора") — храмовый комплекс, расположенный на самой высокой точке горного хребта в 15 км к северо-востоку от древнего города Эдесса в исторической Западной Армении, на территории современной Турции. Одно из древнейших и крупнейших мегалитических сооружений в мире. Ориентировочно датируется IX тысячелетием до нашей эры. Поверхность некоторых камней покрыта рисунками. Заброшен со времени 7500 лет до н. э.

С 1994 г раскопки и исследования проводятся стамбульским отделением Немецкого археологического института (Deutsche Archäologische Institut, DAI) в сотрудничестве с музеем Шанлыурфа (Şanlıurfa) под руководством Клауса Шмидта (Klaus Schmidt). Археологи установили, что известный холм не мог образоваться естественным путем, и вскоре обнаружили среди камней Т-образные колонны со следами стесанных рисунков

 

 

Один из камней храмового

комплекса с рельефным рисунком

Подпись: Один из камней храмового комплекса с рельефным рисункомНа сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляет собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось еще в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет. В древнейшем слое, относящемся к культуре PPNA (слой III), найдены монолитные колонны до3 мв высоту, соединенные стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку. Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения. Полы из обожженного известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен. Кроме того, в храме устанавливали скульптуры кабанов и лис.

Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. По данным геофизических исследований, в недрах холма скрыто еще 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 м.

Слой II соответствует периоду PPNB (7500 — 6000 лет до н. э.). В эту эпоху над засыпанными древнейшими сооружениями были построены четырехугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием.

Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Они не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур.

В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно наконечники стрел и скребла), а также кости животных. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. Здесь происходили ритуальные фиесты и, возможно, жертвоприношения. Тем не менее, при храме постоянно жило некоторое количество служителей культа.

Все заключения относительно храмового комплекса Гёбекли-Тепе пока носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5 % его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к 9 тыс. лет до н. э., а его начало — к 11 тыс. лет до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII—IX тысячелетию до н.э.

Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9 тыс. лет до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой от 10 — 20 тонн от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 тонн, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае, само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.

В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан под 300—500 кубометрами земли. Кем и почему это было сделано, неизвестно.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ Невалы-Чори 

Невалы-Чори (тур. Nevalı Çori) — ранненеолитическое поселение на реке Евфрат в восточной Турции. Расположено у подножья гор Тавра. Содержит древние храмы и монументальную скульптуру. Исследования проводились в 1993 г в связи с предстоящим затоплением водохранилищем. В настоящее время вместе с прочими археологическими памятниками в окрестностях ушло под воду.

Тип строений: прямоугольные постройки с системой каналов под зданиями, аналогичные найденным ранее в Чайоню. По данным радиоуглеродного анализа, вторая половина 9 тысячелетия до н. э., что также соответствует постройкам в Чайоню. Древнейший слой относится к 10 тысячелетию до н. э.

Поселение состоит из пяти уровней. В них были найдены остатки 23 длинных прямоугольных сооружений из двух-трех параллельных линий комнат. К ним примыкают структуры, образованные проекциями стен, которые считают жилыми помещениями. Глубокий многослойный фундамент сложен из больших обтесанных камней, щели между которыми заполнены камнями поменьше. Через каждые 1 — 1, 5 м в фундаменте проложены каналы, проходящие под прямым углом к главной оси здания, перекрытые сверху плоскими камнями, но открытые по бокам. Их назначение неизвестно, это могла быть дренажная система или воздуховоды для охлаждения и аэрации домов.

В северо-западной части поселения расположен культовый комплекс, в котором различают три последовательных археологических слоя. Два верхних имеют цементные полы, которые в древнейшем слое не сохранились. Аналогичное покрытие пола известно в Гёбекли-Тепе и Чайоню. В стены встроены колонны, похожие на такие же в Гёбекли-Тепе, и две отдельно стоящие колонны 3 м высотой расположены в центре храма. Потолки предположительно были легкими и плоскими.

В помещениях найдены многочисленные скульптуры из известняка, включая человеческие головы с пучком волос. Кроме них имеются изображения птиц, на некоторых колоннах вырезан рельеф, в котором различимы человеческие руки. Подобные изображения встречаются в Гёбекли-Тепе.

Кроме каменных скульптур найдено несколько сотен фигурок людей около 5 см в высоту из обожженной глины, что указывает на использование керамики в сакральных целях еще до появления глиняной посуды.

 

Дополнение: 

Чатал-Гуюк (автор: Володя Никитин, сайт «Исторический дискуссионный клуб») - http://historicaldis.ru/blog/43979979608/CHatal-Guyuk

Чатал-Гуюк - (в переводе — «вилообразный холм») — большое поселение эпохи керамического неолита и энеолита в южной Анатолии, расположенное в 50 км к югу от города Конья. Фото места раскопок.

Реставрация типичного интерьера жилой комнаты

Голова быка из Чатал-Хююка в музее в Анкаре

Великая богиня-мать на троне в окружении леопардов

Фреска с изображениями быков, оленей и людей

Керамика

С искренним уважением,

Алекс. А. Алмистов

Один из непосредственных организаторов Клубного Лектория "Истоки Цивилизаций" (http://almisto.mirtesen.ru/, http://lah.ru/mast/lection.htm,

http://www.youtube.com/channel/UCybBqIhvBrbdRg0xcQwL4dQ/videos?view=0)

 

Видео по теме:

Алекс А. Алмистов  - «Атлантида как предтеча Европейской Цивилизации»

Клубный лекторий «Истоки цивилизаций». Лекторий проходит в Выставочном зале «Творчество» (www.zal-tv.ru, Москва, 2012)

Лекция  от 22 ноября 2012г. - Алмистов Александр Александрович - кандидат экономических наук, один из непосредственных организаторов Клубного Лектория "Истоки Цивилизаций" (http://lah.ru/mast/lection.htm), действующий член «Русского общества по изучению проблем Атлантиды» (РОИПА) (http://roipa-atlantida.narod.ru, http://roipa.chat.ru/ (http://zhurnal.lib.ru/a/almistow_a_a/, http://almisto.chat.ru), АРТ-ГРААС-художник (http://almist13.chat.ru), автор историко-фантастического романа "Атлантида Сумрачного Солнца".

Тема лекции: «Атлантида как предтеча Европейской Цивилизации».

(Атлантида – как недостающее звено в эволюции цивилизации от первобытно-общинного строя к Античности. Систематизированные исторические данные по кроманьонцам, Древнейшей культуре «Эль-Убайд», Цивилизации Древнего Шумера, цивилизации Древнего Крита, по средиземноморским Пеласгам (Pelasgoi) и Этрусскам (Etruscas, Rasenna)).

Полное видео доступно по следующему WEB-адресу:

almisto.mirtesen.ru

ДРЕВНЯЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

С созданием закрепившихся стоянок и непрерывным, хотя и медленным, технологическим развитием, стал неизбежным следующий шаг: создание системы грамотности и закона, устанавливающее формальный социальный контракт между индивидуумами составляющими сообщества.

Создание закрепившихся поселений в Европе и на Ближнем Востоке в результате земледельческой революции известной как эпоха Неолита заложило основу для следующего большого рывка Белой цивилизации: появления древних Европейских цивилизаций в центральной Европе и на Ближнем Востоке.

Глава 4: Закладывание основ - Древние европейские цивилизации

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КРИТ И ТРОЯ

По мере того, как Неолитическая революция получала все большее распространение и стали появляться более крупные оседлые поселения, эти Древне-Европейские и Прото-Нордические расовые типы неизбежно должны были начать основывать формализированные общества. После чего возникли так называемые "Древние Европейские" цивилизации, которые заложили значительную часть основ, в последствии позволивших развиться Греции и Риму классического периода. Хотя эти Древние Европейские цивилизации, на самом деле, весьма сильно отличались от классических Греции и Рима, их нередко ошибочно принимают за одну цивилизацию.

Изначальные или Древние Европейские поселения доминировали над огромными пространствами Европы и России, простираясь из Италии до самого Черного Моря, включая всю современную Австрию, Венгрию, Болгарию и часть Украины.

Самое важное различие заключается в том, что Древние Европейские цивилизации были созданы изначальными континентальными Европейцами (Прото-Нордический, Альпийский и Средиземноморский типы, причем последние два составляли большинство), тогда как классические цивилизации Греции и Рима получили импульс от Индо-Европейских или Нордических вторжений, начавшихся около 5000 до н.э.

Древними цивилизациями Европейского континента в районе Эгейского Моря были: Критская цивилизация, с центром в Кноссе на острове Крит; город-государство Троя, расположенное поблизости от Дарданелл в Малой Азии; некоторые меньшие города-государства в континентальной Греции; и Этруски в Италии.

Эти города-государства первыми пали под натиском великих Индо-Европейских вторжений, вторжений людей овладевших искусством обработки меди. Поглощенные Индо-Европейскими народами, Древние Европейцы по большей части исчезли, и эта смесь Белых народов заложила основу Микенской культуры, которая сменила Критскую цивилизацию как новая доминирующая сила в районе Эгейского моря.

studlib.info

§ 3. Становление европейской феодальной цивилизации. История мировых цивилизаций

§ 3. Становление европейской феодальной цивилизации

Крушение Римской империи положило начало феодальной исторической эпохе. Несмотря на многообразие подходов, большинство историков считает, что через феодализм прошла не только Европа, но также арабские государства, Индия, Иран, Китай, Турция, Япония и т. д. На феодальный период приходится и возникновение Древнерусского государства, российской цивилизации.

В Европе с XVIII в. в отношении почти тысячелетнего этапа всемирной истории употребляется понятие «Средние века», века между древностью и Новым временем. Время раннего Средневековья (V–X вв.) называют «темными веками», во всяком случае применительно к Европе. Это была длительная полоса формирования феодальных отношений, зарождения и развития феодализма, генезис феодализма.

В политическом плане вторая половина 1-го тысячелетия н. э. стала временем интенсивного государственного строительства, результаты которого во многом сохранились на современной политической карте мира[70].

Первое варварское государство вестготов образовалось в юго-западной Франции и в Испании, между рекой Гаронной и горным массивом Пиренеев. В 419 г. это государство было признано Византией. Вытесненные готами вандалы переправились в Северную Африку, где основали свое государство и занимались грабежом и пиратством в Средиземном море. Бургунды заняли долину реки Роны, а франки от устья реки Рейн проникли за реку Шельду и создали государство в Северной Галлии. Германские племена англов, саксов, ютов и турингов около 449 г. переправились через Ла-Манш и образовали здесь несколько варварских королевств. На Балканском полуострове в 395 г. Восточная Римская империя стала самостоятельным государством.

По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной Европе, например во Франции, за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца, прикреплялись лично к нему и его земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значительную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птицу; ткани, кожу, обувь), а также выполнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которой кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в России – вотчиной.

В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось (см. выше). Там феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в имениях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни.

Карл Великий, основатель Западной Римской империи стремился укрепить политическое, экономическое и духовное единство своего обширного государства. При нем в хорошем состоянии поддерживались дороги, обеспечивалась безопасность передвижения по ним. Государство покровительствовало сельскому хозяйству, ремеслу, городам, внутренней и международной торговле. От императора исходила инициатива составления законов. В их подготовке участвовал широкий круг лиц. Представители императора контролировали деятельность местных властей, порядок несения воинской службы, выполнение общественных работ, поднесение ежегодных даров императору и т. д. Забота о науках и искусствах, о создании и расширении школьного образования, о процветании богословия и изготовлении книг позволяет историкам говорить о «каролингском возрождении»[71].

• Имена. Карл Великий

Карл Великий (742–814), король франков, основатель Западной Римской империи. Старший сын короля франков Пипина Короткого. После смерти брата подчинил себе многие территории и народы Западной Европы (саксов, баваров, лангобардов и др.) от Атлантического океана до Карпат, от Ла-Манша до Средиземного моря и Балканского полуострова: современную Францию (кроме Бретани), Бельгию, Голландию, Швейцарию, западную часть Германии, болъшую часть Италии, Корсику, Балеарские острова, северовосточную часть Испании. Разгромил аваров, воевал с датскими норманнами, арабами, западными славянами, размежевал территории с Византией. «Он обладал замечательным умом, железною волею, неутомимым творчеством и в самом деле стал „велик" как на поприще воинских предприятий, так и в области законодательства, внутреннего устроения государства и работы для просвещения. Он чуял потребности эпохи и опережал их, не только воплощал, но и вел. Он умел понимать обстоятельства, ценить людей, мысли и дела, учиться у талантливых сотрудников, направлял со значительной планомерностью общественные силы, разумные и стихийные… один из величайших гениев Средневековья» [72].

Карл Великий был высоким, сильным, статным, здоровым, выносливым и ловким. Он был отличным стрелком, пловцом, охотником, любителем физических упражнений, отрицательно относился к пьянству. Двор его отличался роскошью и пышностью, но сам он предпочитал простоту и мог в походах переносить любые лишения. Владел латинским языком. Был знаком с греческим языком, с церковной и светской литературой. Знал труды по математике, астрономии и теологии. Следил за достижениями в материальной и духовной культуре Византии, Багдадского халифата. Сохранял римское культурное наследие. Он создал ученый кружок при дворе, названный академией, куда приглашались многие образованные люди.

Карл Великий был набожным, считал своим долгом защищать святую церковь от язычников, покровительствовал папству, осуждал византийское иконоборчество. В Рождество 800 г. Папа Лев III возложил на Карла корону Римской империи.

9 жен и наложниц обеспечили Карла Великого преемниками, но уже при его внуках созданная им империя распалась.

Во всех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-землевладельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой.

Важнейшее значение для складывания европейской феодальной цивилизации имело распространение христианства.

За первые три века существования христианства эту веру приняли от 5 до 20 % всего населения Римской империи, причем христианами стали представители самых разных социальных групп.

В Галлии христианизацию начал святой Мартин (316–397), ставший первым епископом Турским.

• Имена. Святой Патрик

Святой Патрик (385–461), один из наиболее известных миссионеров в истории христианства.

Патрик родился в западной Англии в христианской семье римского гражданина. В юности попал в рабство в Ирландию, где был пастухом шесть лет. Бежал в Англию, где ему было видение о том, что он должен христианизировать Ирландию. Учился и был посвящен в епископы в Галлии. По возвращении в Ирландию крестил королей, обращал в христианство их племена. Основой церковной организации в Ирландии был монастырь. Патрик ввел римский алфавит и кодифицировал обычное право ирландцев. К моменту его смерти большинство жителей Ирландии являлись христианами. День святого Патрика – один из самых популярных праздников в Ирландии.

Во второй половине VI в. святой Колумбан крестил Шотландию. Августин Римский крестил короля Кента Этельберта в 597 г. С этого времени город Кентербери стал резиденцией руководства христианской церкви в Англии (сегодня это архиепископ Кентерберийский, примас[73]Англиканской церкви). В III–Vbb. усилиями Евтиха, Вульфилы и других христианство распространилось среди германских племен.

Между V и X вв. большинство населения Европы и близлежащих островов было крещено. После крещения королей происходило массовое крещение их племен. Крещение водой лишь открывало длинный период христианизации сознания, принятия заповедей, учения Христа, христианской морали. Для достижения этой цели использовали проповедь, ассимиляцию язычников и их страх перед возможным наказанием. Духовные идеалы христианства медленно усваивались грубыми варварами, воинами и землепашцами. Сохранялось немало языческих суеверий и фактического двоеверия. Но ритуалы и предписания с внешней стороны исполнялись. Христианство помогало объединять население вокруг власти и делать его более послушным и управляемым.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ДРЕВНЯЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

С созданием закрепившихся стоянок и непрерывным, хотя и медленным, технологическим развитием, стал неизбежным следующий шаг: создание системы грамотности и закона, устанавливающее формальный социальный контракт между индивидуумами составляющими сообщества.

Создание закрепившихся поселений в Европе и на Ближнем Востоке в результате земледельческой революции известной как эпоха Неолита заложило основу для следующего большого рывка Белой цивилизации: появления древних Европейских цивилизаций в центральной Европе и на Ближнем Востоке.

Глава 4: Закладывание основ - Древние европейские цивилизации

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: КРИТ И ТРОЯ

По мере того, как Неолитическая революция получала все большее распространение и стали появляться более крупные оседлые поселения, эти Древне-Европейские и Прото-Нордические расовые типы неизбежно должны были начать основывать формализированные общества. После чего возникли так называемые "Древние Европейские" цивилизации, которые заложили значительную часть основ, в последствии позволивших развиться Греции и Риму классического периода. Хотя эти Древние Европейские цивилизации, на самом деле, весьма сильно отличались от классических Греции и Рима, их нередко ошибочно принимают за одну цивилизацию.

Изначальные или Древние Европейские поселения доминировали над огромными пространствами Европы и России, простираясь из Италии до самого Черного Моря, включая всю современную Австрию, Венгрию, Болгарию и часть Украины.

Самое важное различие заключается в том, что Древние Европейские цивилизации были созданы изначальными континентальными Европейцами (Прото-Нордический, Альпийский и Средиземноморский типы, причем последние два составляли большинство), тогда как классические цивилизации Греции и Рима получили импульс от Индо-Европейских или Нордических вторжений, начавшихся около 5000 до н.э.

Древними цивилизациями Европейского континента в районе Эгейского Моря были: Критская цивилизация, с центром в Кноссе на острове Крит; город-государство Троя, расположенное поблизости от Дарданелл в Малой Азии; некоторые меньшие города-государства в континентальной Греции; и Этруски в Италии.

Эти города-государства первыми пали под натиском великих Индо-Европейских вторжений, вторжений людей овладевших искусством обработки меди. Поглощенные Индо-Европейскими народами, Древние Европейцы по большей части исчезли, и эта смесь Белых народов заложила основу Микенской культуры, которая сменила Критскую цивилизацию как новая доминирующая сила в районе Эгейского моря.

5rik.ru

Античный мир Греции связан с Европейской цивилизацией

aribal-sport

Древние греки переняли финикийский алфавит, элементы египетской скульптуры и архитектуры, знания вавилонской астрономии. Ярко выраженная способность древних греков к критическому отбору, усвоению, переосмыслению и переработке чужого опыта избавила греческую культуру от угрозы превращения в провинциальную версию египетской, вавилонской или какой-нибудь другой более древней и более развитой восточной культуры. Заимствуя всё и отовсюду, древние греки при этом смогли не только сохранить оригинальность и неповторимость своей собственной культуры, но и ещё более развили и усилили её.Все перечисленные черты и особенности греческой цивилизации сближают её с европейской цивилизацией Нового времени, также по своей сути единственной в своем роде среди множества других цивилизаций и культур нашей планеты.

ionicheskaya-kolonna-v-axillion-korkira-korfuСегодня влияние греческой цивилизации на нашу современную цивилизацию все ещё остается весьма ощутимым, чего никак не скажешь о цивилизациях Древнего Востока. Бесспорно восточные изобретения такие, как алфавитное письмо, вошли в нашу культуру через посредство греческой письменности. Все европейские читатели знают пришедшую с ближнего востока «Библию», благодаря тому, что еще в эллинистическую эпоху в III веке до н. э., эта священная книга древних евреев была переведена на греческий язык, и с него на другие европейские языки.

6-tys-grech-slov-ispolz-v-anglijskom

Слова, заимствованные из древнегреческого языка, попадаются во всех европейских языках буквально на каждом шагу. Грецизмы  постоянно перемешивались с латинизмами, образуя в совокупности единый универсальный лексикон науки и культуры, и тесно связанных с ними понятий, идей, художественных образов.

Речь образованного европейца, жившего в XVIII, XIX веке или начале XX века, строилась по греческим и латинским образцам, а также и весь его образ мыслей и чувств, его взгляды на мир и людей, его мораль и нравственные ориентиры, то, что принято называть «системой ценностей».

stili-kolonn

В художественном воспитании для образованного европейца также на первом месте оставались эстетические каноны или идеалы красоты, выработанные великими греческими архитекторами, скульпторами, живописцами, жившими задолго до Рождества Христова. Лишь с началом эры импрессионизма и авангардизма в европейском искусстве  эти античные идеалы начали исчезать из повседневной жизни Европы.

basilevsВсе это снова возвращает нас к мысли об исключительности и уникальности греческой цивилизации среди других цивилизаций Древнего мира. Древние греки были единственным из всех народов древности, которым удалось выйти на путь исторического прогресса, соединяющий античный мир с европейской цивилизацией Нового времени. Древнегреческая цивилизация — это был настоящий прорыв в будущее, прорыв тем более поразительный, что и в развитии производства, и в добывании основных средств существования древние греки не смогли значительно оторваться от других обитателей Древнего мира. Технологической основой древнегреческой цивилизации, как и во всех других древних обществах, всегда оставался самый примитивный ручной труд, за всю античную эпоху не достигший даже уровня мануфактуры, не говоря уже о машинном производстве.egejskoe-moreДревняя Греция довольно бедна природными ресурсами, по сравнению с её соседями («варварами»), живущими на плодородных землях Египта, Двуречья, Фракии, Скифии, Сицилии, Южной Италии. Каменистая бесплодная, искромсанная морем скалистая земля Балканского полуострова и прилегающие к ней острова Эгейского моря, заставляла древних греки на протяжении всей своей истории вести упорную борьбу с бедностью и голодом.Почему же не располагая ни обширными пахотными землями, ни большими пастбищами для скота, ни крупными залежами металла,  древние греки сумели так сильно опередить в своем развитии своих гораздо более благополучных соседей по ойкумене, создали чрезвычайно высокую и непохожую на все остальные цивилизацию.

Пытаясь ответить на этот вопрос, английский философ Б. Рассел писал: «Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции».

Уникальный  феномен греческой цивилизации — «Греческое чудо» появилось в VIII—VII веках до н. э. в той части древнего Средиземноморья, которую мы называем «Грецией» или «Эгейским миром».

Афе. тетродрахма 166-157 г.г. до н.э.

Афе. тетродрахма 166-157 г.г. до н.э.

Появлению первых греческих полисов или, «городов-государств», предшествовала одна из технических революций древности — переход от индустрии бронзы к индустрии железа — начало «железного века». В Греции этот переход приходится в основном на X—IX века до н. э., а первые полисы цивилизации нового типа становятся различимыми в восьмом столетии до н.э.

Примерно в это же самое время вступил в свои права также и в других странах древнего Средиземноморья, таких как Малая Азия, Кипр, Сирия, Палестина, Италия. Однако, ничего даже отдаленно напоминающего «греческое чудо» мы в этих краях не наблюдаем.

В этой части Средиземноморья в течение целого ряда столетий — с XI до середины VI веков до н. э. — греки были в буквальном смысле слова предоставлены самим себе и могли спокойно заниматься своими мирными делами, не опасаясь чьего-либо постороннего вмешательства. Вплоть до возникновения мировой Персидской державы во второй половине VI века до н. э. древние греки оставались в полной безопасности, отделённые от наиболее страшных очагов военной агрессии той эпохи морем и горами.

Корабль эллинов 6 век до н.э.

Корабль эллинов 6 век до н.э.

Овладев в достаточной степени искусством мореплавания, древние греки могли по своему усмотрению выбирать себе партнеров по торговым сделкам как на Востоке, так и на Западе и, свободно передвигаясь на своих кораблях в пределах почти всего Средиземноморского бассейна, заимствовали у других народов всё, что считали для себя необходимым и полезным.

В этом греки были не совсем одиноки. Соседние с ними племена этрусков и италиков, населявшие Апеннинский полуостров, находились в спокойном мирном развитии вплоть до IV века до н. э., когда начались вторжения кельтов (галлов) в Италию. Тем не менее, культурные достижения этрусков и италиков не идут ни в какое сравнение с достижениями древних греков. Стало быть, и геополитические факторы не объясняют в полной мере уникального расцвета античной древнегреческой цивилизации в Греции.

athens-2400-years-agoОднако, были в мире две вещи, которые принадлежали только грекам и которых не было у других народов древности. Это — их страна, древняя Эллада, одновременно похожая и непохожая на другие страны Средиземноморского мира, и их исключительная природная одаренность, поднимающаяся до уровня настоящей гениальности. В этих двух вещах, как нам думается, и следует прежде всего искать ключ к разгадке тайны «греческого чуда».

Предвидя возможные возражения на такую попытку решения стоящей перед нами проблемы, попробуем сразу же на них ответить. В самом деле, может ли природа Греции что-то объяснить нам в феномене греческой цивилизации? Ведь природная среда каждой страны более или менее стабильна: её облик сравнительно мало изменяется даже на протяжении ряда тысячелетий, в то время как смена культур и цивилизаций происходит через определенные, иногда сравнительно короткие промежутки времени.

«Греческий гений» рождён из «микенской цивилизации» Древнегреческая цивилизация - это чудо.

ru-sled.ru

Первая европейская цивилизация | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Февраль 23rd, 2015 admin

1-крит-Minoan_Decorated_Jug,_1575-1500_B.C.E._

Исследователи Минойской культуры, возникшей на Крите в период позднего бронзового века (1380–1100 г.г. до н.э.), считают, что Минойская цивилизация, существовавшая примерно с 2700 до 1420 гг. до н. э., внезапно погибла от сильного извержения вулкана Тера на острове Санторини. В самом деле на гористом острове Крит, во многих естественных гаванях обнаружены поднятие земли и погружения прибрежных участков из-за тектонических процессов вдоль всего побережья острова. Другие исследователи считают, что Минойская цивилизация была уничтожена вторжением микенцев из северо-восточной части Пелопоннеса, где правил легендарный царь Минос (Мина, др. греч. Μίνως) в «златообильных Микенах».1-Лабиринт Царя Миноса=labirint-carya-minosa

Согласно греческому мифу, Минос был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса, рождённого на Крите, который, превратившись в белого быка, похитил Европу и доставил на Крит. Царь Минос был самым могущественным государем Эгейского моря, который принудил Афины регулярно платить ему дань, и присылать юношей и девушек на Крит на съедение быко-головому чудовищу Минотавру, обитавшему в лабиринтах, построенных в Кносском дворце мастером Дедалом. Афины освободились от этой жестокой повинности после того, как легендарный герой Тесей убил критского Минотавра (др.-греч. Μῑνώταυρος), пробравшись в лабиринт с помощью нити, которую дала ему Ариадна — дочь царя Миноса, Тесей смог выбраться из лабиринта.

Более 100 лет назад британский археолог сэр Артур Эванс обнаружил Кносский дворец на Крите, построенный во период существования минойской цивилизации.Артур Эванс был изумлен красотой фресок Кносского дворца, и заметил удивительное сходство между минойским и египетским изобразительным искусством. Не смотря на то, что Артур Эванс предположил, что Минойская цивилизация возникла на Крите, благодаря переселенцам из Египта или Ливии, дальнейшие исследования доказывают самобытность Минойской культуры, самостоятельно сформировавшейся на Крите. Гомер называет выходцев из Крит «Eteocretans» («истинными критянами»), потомками царя Миноса, термин минойской означает «древний критской».

Minolta DSCНе вызывает сомнения тот факт, что Минойская цивилизация была первой до греческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции и первой развитой цивилизации в Европе.

Разгадка таится в генетике.

Команда специалистов по генетике человека из Университета Вашингтона исследовали ДНК скелетов древних минойцев, живших 4000 лет назад и найденных в пещере в Плато Лассити на Крите. Они сравнили митохондриальную ДНК скелета. По данным ДНК-генеалогии Крит был заселён носителями Y-гаплогруппы J2, создавшими минойскую культуру в середине 3 тыс. до н. э.

Результаты исследований митохондриальной ДНК клеток скелета древних минойцев, которая передаётся по материнской линии, американские генетики сравнили с аналогичными генетическими данными ДНК 135 современных людей, живущих в Европе и Африке.

Авторы генетических исследований ДНК утверждают, что минойцы, жившие 3700 — 4400 лет назад, были европейцами, а не африканцами или египтянами. По анализу ДНК минойцы генетически очень похожи на европейцев эпохи неолита и на современных жителей средиземноморского острова Крит, особенно, на тех, кто живёт на плато Лассити. Генетически минойцы, совершенно, отличаются от египетского или ливийского населения.Результаты генетических исследований ДНК сегодня опровергают гипотезу Артура Эванса о том, что минойскую цивилизацию создали африканские эмигранты, и позволяют предположить, что создателями минойской культуры стали жители Крита — европейцы.

Современные методы исследования ДНК позволяют этому открытию уже сегодня бросить вызов утвердившемуся в исторической науке мнению о том, что древние критяне пришли на Кипр из Египта.

Археолог из Института археологических исследований Мак Дональда в Университете Кембриджа Колин Ренфрю считает результаты исследований ДНК из пещеры Лассити ценным вкладом в современную науку, но исследователи должны сравнить генетические данные ДНК минойцев с большим количеством образцов современной и древней ДНК жителей Анатолии.

Статьи по теме:

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

www.evpatori.ru


Смотрите также