Древние еврейские имена. Женские еврейские имена из Библии и их значение
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Еврейские имена - от древности до наших дней. Древние еврейские имена


Еврейские имена - от древности до наших дней

В современном русском языке собственно славянских имен крайне мало. Большая часть происходит из греческого, латинского или древнееврейского языков. За примерами далеко ходить не надо. Михаил, Гавриил, Еремей, Вениамин, Матвей, Елизавета и даже Иван – это еврейские имена по происхождению.еврейские имена Да, безусловно, они русифицировались, и трудно в Осипе увидеть Иосифа, в Акиме Иоакима, а в Семене – Шимона (Симеона), как и в Анне – Ханну… Но этимология их именно такова.

В эпоху погромов и гонений, массовых репрессий быть евреем в России, Польше, на Украине становилось все сложнее. И поэтому наблюдалась и обратная тенденция. Люди, у которых были еврейские имена, охотно заменяли их в документах на звучащие «по-русски» (по-польски, по-украински). Так Барух становился Борисом, Лейба – Львом, а Ривка – Ритой.

По традиции мальчики получают еврейские имена во время обряда брит-мила (обрезание). Девочки же – традиционно в синагоге, в первую же субботу после рождения. Позднее стало практиковаться наречение новорожденных во время церемонии Бат Шалом, которая обычно происходит в вечернее время, в первую пятницу после завершения первого месяца ребенка.

Еврейские имена используются в синагоге (в документах), еврейские имена мальчиковнаряду с упоминанием имени отца (например, Давид бен [сын] Авраам, или Эстер бат [дочь] Авраам), хотя все чаще можно наблюдать и указание имени матери. Уже в двенадцатом веке был установлен запрет на наречение детей именами живущих членов семьи. Ашкенази в целом соблюдали этот запрет, а сефардские евреи - нет. Среди последних имеется традиция называть первого сына именем деда по отцовской линии, а второго - деда по материнской линии. Также и с наречением дочерей. Старшая получала имя бабушки со стороны отца, вторая - бабушки по матери.

Интересны и духовные практики, связанные с антропонимами. По традиции считается, что имя несет особую экзистенциальную суть, послание. Что оно определяет не только характер, но и судьбу младенца. По этой причине присвоение имени еврейскому новорожденному является ответственным делом. Выбирают родители, но считается, что это Всевышний наделяет их даром пророчества. Ведь имя, данное ими, человек носит вечно. мужские еврейские имена

Это его будут произносить, удостаивая мальчика чести читать Тору, когда ему исполнится 13 лет, и он начнет соблюдать заповеди Бога. Это же имя будет зарегистрировано в ктубе (брачном контракте). Им будут его называть супруга и близкие. Интересно, что по традиции, если болезнь угрожает жизни человека, к его первому обычно добавляют еще одно. Мужчинам обычно прибавляют имя Хаим или Рафаил, женщинам - Хая. Такая перемена влияет на судьбу больного и дает надежду. Ведь сказано: «изменяющий имя, изменяет судьбу».

В общей сложности можно составить классификацию из пяти основных групп. К первой относятся библейские еврейские имена, которые упоминаются в Пятикнижии и других священных книгах. Ко второй – имена пророков Талмуда. Третью группу составляют антропонимы из мира природы – и здесь открывается истинный простор для творчества. К примеру, еврейские имена мальчиков и девочек со значением «свет, ясный, сияние»: Меир, Наор, Ури, Лиора, Ора, очень любимо имя Ури. Популярны и заимствования из мира растений и животных, подчеркивающие красоту или положительное качество. Илана и Илан (деревце), Яэль (газель), Орен (сосна), Лилах (сирень). К четвертой группе можно отнести мужские еврейские имена, которые совпадают с именем Создателя или восхваляют его. Это, например, Иеремия, Иешуа, Шмуэль. Это и Эфрат (похвала), и Хилель (хвалебная песнь), и Элиав, Элиор (свет Всевышнего). И, наконец, пятую группу составляют имена ангелов (Рафаил, Натаниэль, Михаэль), которые воспринимаются как людские.

fb.ru

Еврейские мужские имена имеют древние библейские корни. Множество используемых сейчас по всему миру христианских имен произошло из Библии и бережно хранилось еврейским народом много веков

еврейские имена мальчиков

Евреи — это очень древняя и очень значимая раса людей, чтущих своих предков и соблюдающих традиции и уставы своего народа. Благодаря Библии и ее персонажам мы знаем много библейских имен, доживших до наших времен без каких-либо изменений, а многие христианские имена до сих пор считаются самыми популярными во многих странах. Есть среди еврейских имен и арабские, и иудейские корни, но безусловно одно — все имена пришли из далеких, почти забытых времен и свято передаются из поколения в поколение от родителей к сыновьям.

У многих евреев сохранена традиция называть сыновей именами уже почивших недалеких предков или, наоборот, близких и любимых родственников. Внук носит имя деда, брат — дяди, и так по кругу, не изменяя и не нарушая заветов отцов-основателей.

В Библии перечисляется более 2000 имен, и половина евреев носят их с гордостью и верой в свою религию. Распространен обычай давать младенцу кроме первого, основного, второе дополнительное имя, в честь ранее умерших в семье малышей для охраны здоровья и жизни, а также присваивать больному человеку второе имя, чтобы хвори и болезни не коснулись первого и быстрее отступили.

Для россиян большая часть еврейских имен знакома и известна давно, и называть мальчиков христианскими именами считается правильным с точки зрения церкви и религии. При выборе имени будущего сына можно просмотреть список наиболее распространенных и популярных у нас в России и даже выбрать понравившееся с учетом предпочтений по звучанию и значению его свойств.

А

Аарон

Аарон был первым первосвященником, братом Моше. Он знаменит тем, что «любил мир и стремился к миру». Аарон в переводе – «светящийся».

Абба

Абба – папа в переводе с иврита. Это имя приобрело популярность в эпоху Талмуда. Самый известный Абба – знаток Торы, проживавший в 4 веке в Вавилоне. (Талмуд. Брахот, 24б).

Авраам

Авраам – первый праотец еврейского народа. Он посвятил свою жизнь распространению знания о Б-ге на земле. Авраам знаменит своей добротой. Значение его имени «отец многих народов» (Берешит 17:5).

Адам

Адам – первый человек. Адам обладал такой мудростью, что мог давать имена животным, видя суть каждого из них. «Адам видел от одного края земли до другого».

Акива

Знаменитый рабби Акива жил в эпоху разрушения Второго Храма. Он был 40-летним пастухом, который не знал даже еврейского алфавита. Однажды он увидел камень, в котором от постоянного напора воды образовалась щель. Он подумал: «Если обычная вода может пробиться сквозь камень, то тем более Тора — огонь — сможет разжечь моё сердце. Рабби Акива посвятил свою жизнь изучению Торы и стал величайшим мудрецом своего поколения, у которого было 24000 учеников.

Александр

Еврейских мальчиков называют так в честь Александра Македонского. Талмуд описывает встречу императора с первосвященником Иерусалимского Храма Шимоном. Увидев Шимона-первосвященника, Александр Македонский слез с коня и отдал низкий поклон. Позже Александр Македонский объяснял, что перед каждой битвой ему виделся образ Шимона –первосвященника, которого он считал своим ангелом-хранителем. После этого эпизода еврейские мудрецы постановили, чтобы всем родившимся в этом году (333 г. до н.э.) младенцам давали имя Александр. До сих пор это имя остаётся довольно популярным среди евреев.

Альтер

Альтер – «старый» на идиш. Часто больному ребёнку давали такое имя, желая, чтобы он дожил до пожилого возраста.

Амос

Амос – один из 12 малых пророков в Танахе. Амос переводится как «наполненный», имеется в виду «наполненный мудростью».

Амрам

Амрам – отец Моше, лидер еврейского народа в период перед Исходом из Египта.

Ариэль

«Лев Вс-вышнего» (Исайя 29:1). Ариэль – также ещё одно название Иерусалима. Это также имя ангела, миссия которого – достижение мира. (Исайя 33:7).

Арье

Арье – лев, царь зверей. Символизирует настойчивость и упорство в выполнении заповедей Вс-вышнего. Лев – символ колена «Йегуда» — символ царства (Берешит 49:9).

Ашер

Ашер – «счастливый», «благословенный». Ашер – один из 12 сыновей Яакова (Берешит 30:13).

Ави

Ави – «мой отец». Ави – сокращение от Авраама, первого праотца еврейского народа (Берешит 17:5).

Авигдор

Авигдор означает «отец того, кто установил границы» для еврейского народа. Авигдор – одно из имён Моше. Оно упомянуто в 1-ой книге Хроник 4:4.

Авнер

Авнер – «мой отец – свет». Авнер – дядя царя Шауля и военачальник (1 Шмуэль 14:50).

Азриэль

Азриэль – имя ангела, означающее «помощник Вс-вышнего». Азриэль в Танахе– отец главы колена Нафтали (1 книга Хроник 27:19).

Б

Барух

Барух означает «благословенный». Барух появляется в Торе как помощник пророка Иеремии.

Бецалель

Бецалель означает «в тени Вс-вышнего». Бецалель в Танахе – строитель Мишкана – переносного Храма, который сопровождал евреев 40 лет в упстыне.

Биньямин

Биньямин – «сын моей правой руки». Символизирует силу. Биньямин – младший из 12 сыновей праотца Яакова (Берешит 35:19).

Бенцион

Бенцион – сын Циона. Имя Бенцион упоминается в Талмуде.

Берел

Берел – «медведь» с идиша. Также символизирует силу и перекликается с ивритским аналогом – именем Дов (медведь).

Боаз

Боаз – муж Рут, прадед царя Давида. Означает «стремительность».

В

Велвл

Велвл – «волк» на идиш. Чаще всего ассоциируется с коленом Биньямина, символом которого был волк. В наделе колена Биньямина располагался Иерусалимский Храм.

Г

Гад

Гад означает «удача». Гад – один из 12 сыновей Яакова (Берешит 30:11).

Гамлиэль

Гамлиэль означает «Б-г – моя награда». Гамлиэль в Танахе – лидер колена Менаше (Бамидбар 1:10).

Гавриэль

Гавриэль – «Б-г – моя сила». Гавриэль – ангел, который предсказывает рождение Ицхака (Берешит 18:10). Он же разрушает Сдом и является Даниэлю (Даниэль 8:16). Этот ангел стоит слева от нас, когда мы спим.

Гедалья

Гедалья означает «Велик Вс-вышний». Гедалья – лидер еврейского народа, убитый евреем. В честь этого трагического события мы отмечаем пост Гедальи.

Гершом

Гершом – чужестранец. Гершом – старший сын Моше. (Шмот 2:22).

Д

Дан

Дан – «судья». Дан – пятый сын праотца Яакова (Берешит 30:6).

Даниэль

Даниэль- «Вс-вышний – мой судья». Символизирует гармонию милосердия и суда Вс-вышнего. Даниэль жил в эпоху правления царя Навухаднецара. Даниэль был брошен в огненную печь и в клетку со львами, и был чудом спасён Вс-вышним. Все события жизни Даниэля описаны в книге Даниэль.

Давид

Давид означает «возлюбленный». Давид – второй царь Израиля, от него пойдут все будущие цари Израиля, включая Машиаха (1 Шмуэль 17:12).

З

Залман

Залман – идишский аналог имени «Соломон». Соломон – сын царя Давида, мудрейший из людей, построивший Первый Иерусалимский Храм.

Зехарья

Зехарья – «помнящий Б-га». Зехарья – один из 12 малых пророков в Танахе.

Зеэв

Зеэв – волк на иврите. Традиционно ассоциируется с коленом Биньямина, чьим символом был волк.

Звулун

Звулун означает «уважать». Звулун – один из 12 сыновей праотца Яакова (Берешит 30:20).

И

Итамар

Итамар означает «остров пальм». Итамар в Танахе – младший сын первосвященника Аарона. (Шмот 6:23).

Ицхак

Ицхак означает «он будет смеяться» (Берешит 21:6). Ицхак – второй патриарх еврейского народа. В Каббале Ицхак означает возможность контролировать и управлять физическим миром.

Исроэль

Исроэль означает «боровшийся с Б-гом». Исроэль – второе имя праотца Яакова, от которого пошли 12 колен Израиля.

Исахар

Исахар означает «существует награда». Исахар – один из 12 сыновей Яакова. (Берешит 30:18).

Ишаягу

Ишаягу означает «Б-г – спасение». Ишаягу – пророк в эпоху Первого Иерусалимского Храма (8 в. до н.э.).

Й

Йехезкель

Йехезкель означает «Вс-вышний укрепит». Йехезкель – пророк, предсказавший то, что Иерусалим будет отстроен заново. Это описано в книге пророка Йехезкеля.

Йедидья

Йедидья означает «любимый Вс-вышним». Так Б-г называл царя Соломона (2 Шмуэль 12:25).

Йеошуа

Йеошуа означает «Б-г – спасение». Йеошуа – первый ученик Моше и лидер еврейского народа после смерти Моше. Йеошуа отвоевал землю Израиля. Все эти события подробно описаны в книге Йеошуа.

Йегуда

Йегуда означает «Вс-вышний будет восхваляем». Йегуда – четвёртый сын праотца Яакова, от которого пошли все цари Израиля. Ещё один знаменитый человек по имени Йегуда – Йегуда Маккавей, поднявший восстание против греков в эпоху Хануки.

Йигаль

Йигаль означает «Он спасёт». Йигаль – один из 12 разведчиков, посланных осматривать Землю Израиля (Бемидбар 13:7).

Йерахмиэль

Йерахмиэль означает «Вс-вышний смилостивится». Йерахмиэль в Танахе – сын одного из царей Израиля. (Йеремия 36:26).

Йирмиягу

Йирмиягу означает «Вс-вышний поднимет». Йирмиягу – пророк, который предупреждал евреев о разрушении Иерусалима. Это описано в книге пророка Йирмиягу.

Йоханан

Йоханан означает «Б-г помилует». Йоханан – сын одного из Царей Израиля (2 Царей 25:23) и военачальник (Иеремия 40:13). Йоханан также был первосвященником в эпоху Хануки, под предводительством которого евреи смогли очистить Храм.

Йоэль

Йоэль означает «Возжелал Вс-вышний». Йоэль – один из 12 Малых пророков в Танахе.

Йом Тов

Йом Тов – «праздник» на иврите.

Йосеф

Йосеф означает «увеличит Вс-вышний». Йосеф – один из сыновей Яакова, который был продан в рабство в Египет. Позже Йосеф становится вторым человеком после фараона в Египте (Берешит 30:24). Йосеф в Каббале обозначает «соединение».

Йона

Йона означает «голубь». Йона – один из 12 Малых пророков, который был проглочен огромным китом.

Йонатан

Йонатан означает «подарок Вс-вышнего». Йонатан – сын царя Шауля и лучший друг царя Давида. (1 Шмуэль 18-20).

К

Калев

Калев означает «как сердце». Калев – муж Мирьям, сестры Моше. Его вместе с 11 другими разведчиками послали исследовать землю Израиля (Бемидбар 13:6).

Л

Лейб

Лейб на идише «лев». Лев – символ колена Йегуда, символ царства.

Леви

Леви переводится как «сопровождающий». Леви – один из 12 сыновей Яакова. Колено Леви выполняли специальные функции в Иерусалимском Храме.

М

Матитьягу

Матитьягу означает «подарок Вс-вышнего». Матитьягу – главный герой Хануккальной истории, лидер Маккавеев. В Каббале подчёркивается, что числовое значение имени Матитьягу схоже со значением «Бейт Микдаша» — Храма (861).

Меир

Меир означает «излучающий свет». Рабби Меир – очень известный мудрец, проживавший во 2 в. Упоминания о нём имеются в Талмуде.

Менахем

Менахем – в переводе «утешитель». Менахем – еврейский царь в Танахе (2 Книга Царств 15:14). Существует мнение о том, что так будут звать Машиаха.

Менаше

Менаше означает «помогающий забыть». В Каббале Менаше имеет силу устранения зла. Менаше в Торе – сын Йосефа (Берешит 41:51).

Мендл

Мендл – идишский аналог имени Менахем.

Миха

Миха означает «Кто подобен Вс-вышнему?». Миха – один из 12 Малых пророков в Танахе.

Михаэль

Михаэль также означает «Кто подобен Вс-вышнему?». Михаэль – имя ангела-защитника еврейского народа. Михаэль охраняет нас, когда мы спим (он стоит с правой стороны). Правая сторона всегда ассоциируется с добротой и милосердием.

Мордехай

Мордехай означает «воин». Мордехай в Танахе – пророк и муж царицы Эстер, которая спасла евреев от тотального уничтожения в эпоху Пурима.

Моше

Моше – величайший из когда-либо живших пророков. Моше вывел евреев из Египта. Водил их по пустыне 40 лет. Моше означает «вытянутый» (из воды). (Шмот 2:10). В глубоком смысле – Моше «вытянул» еврейский народ из рабства.

Н

Нахшон

Нахшон в Библии – кузен Аарона, который первым зашёл в Красное море перед тем, как оно расступилось. (Шмот 6:23).

Нахман

Нахман означает «утешитель». Нахман – великий еврейский мудрец, живший в Вавилоне. В Каббале у имени Нахман такое же числовое значение, как у слова «Нецах» — вечность.

Нахум

Нахум означает «утешитель». Нахум – один из 12 Малых пророков в Танахе.

Нафтали

Нафтали – в переводе «борящийся». Нафтали – один из 12 сыновей Яакова.

Натан

Натан означает «Он дал». Натан – пророк, живший в эпоху царя Давида (2 Шмуэль 5:15).

Нехемья

Нехемья – «успокоенный Вс-вышним». Нехемья – лидер еврейского народа в период возвращения из вавилонского изгнания.

Нетанэль

Нетанэль – «подарок Вс-вышнего». Нетанэль – брат царя Давида (1 Хроник 2:14).

Ниссан

Нисан – в переводе «знамя». Нисан – один из месяцев еврейского календаря, в который всегда выпадает праздник Песах.

Ноах

Ноах означает «спокойный» (Берешит 5:29). Ноах – единственный выживший человек во время Потопа. В Каббале словом «Ноах» также обозначается суббота – день отдыха и покоя.

О

Овадья

Овадья – «раб Вс-вышнего». Овадья – один из 12 Малых пророков в Танахе.

П

Перец

Перец означает «вырывающийся вперёд». Перец в Торе – сын Йегуды (Берешит 38:29).

Песах

Песах означает «перепрыгнуть». Песах – праздник освобождения еврейского народа из египетского рабства, когда Вс-вышний «перепрыгнул» через еврейские дома во время казни первенцев.

Пинхас

Пинхас в Танахе – первосвященник, внук Аарона. Благодаря мужеству Пинхаса мор в лагере евреев закончился.

Р

Рахамим

Рахамим означает «милосердие».

Рафаэль

Рафаэль – «Б-г лечит». Рафаэль – ангел, приносящий выздоровление. Он посещает Авраама после обрезания. Рафаэль стоит позади нас, когда мы спим.

Реувен

Реувен – «смотрите, сын». Реувен – первенец Яакова и Леи.

С

Симха

Симха – в переводе с иврита «радость».

Т

Тувья

Тувья означает «Вс-вышний добр». Считается, что это одно из имён Моше. Тувья имеет такое же числовое значение, как слово «лев» (сердце) – 32.

У

Ури

Ури означает «мой свет». Ури в Библии – глава колена Йегуда (Шмот 31:2).

Уриэль

Уриэль – «Б-г – мой свет». Уриэль – потомок Леви. Также зовут и ангела, ответственного за воздушную стихию. Он стоит впереди нас, когда мы спим.

Х

Хаим

Хаим – «жизнь». Впервые это имя появляется в 12 веке – так звали одного из комментаторов Талмуда. Есть мнение, что так будут звать Машиаха.

Ханан

Ханаан означает «Он смилостивился». Ханаан в Торе – лидер колена Биньямина (1 Хроники 8:23).

Хананья

Хананья – «Б-г дал милость». Хананья – один из пророков в Танахе. (Иеремия 28:1).

Ханох

Ханох означает «образование» или «посвящённый». Ханох в Торе – сын Каина. (Берешит 4:17).

Хизкиягу

Хизкиягу – «Б-г – моя сила». Хизкиягу в Танахе – царь Израиля (2 Царств 19-20).

Хирш

Хирш – «олень» на идише. Это имя часто ассоциируется с коленом Нафтали, символом которого является лань. (Берешит 49:21).

Хилель

Хилель – «восхваление». Хилель – один из величайших мудрецов эпохи Талмуда.

Ц

Цион

Цион – второе имя города «Иерусалим». Означает «совершенство».

Цви

Цви означает «олень». Это имя часто ассоциируется с коленом Нафтали, символом которого является лань. (Берешит 49:21).

Ш

Шалом

Шалом – «мир». Шалом – одно из имён Вс-вышнего.

Шауль

Шауль – первый царь Израиля (1 Шмуэль 9:2). Шауль означает «испрошенный».

Шай

Шай — переводе с иврита «подарок». Так называли царя Ишаягу, который был еврейским пророком во время Первого Иерусалимского Храма (8в. до н.э.).

Шимшон

Шимшон означает «силён, как солнце». Шимшон – судья над Израилем, принявший на себе обет назарея, выигравший много войн против филистимлян.

Шимон

Шимон – «услышанный». Шимон – один из 12 колен Израиля, второй сын Яакова. (Берешит 29:33).

Шломо

Шломо означает «его мир». Шломо – сын царя Давида, вступивший на трон в 12-летнем возрасте. Шломо построил Первый Иерусалимский Храм. Его правление – эпоха мира и благополучия Израиля.

Шмуэль

Шмуэль – «имя его – Б-г». В Библии описана молитва женщины Ханы, просившей Вс-вышнего о сыне. У неё рождается Шмуэль. Шмуэль становиться великим пророком, короновавшим двух царей Израиля – Шауля и Давида. Эти события подробно описаны в книге Шмуэля.

Шрага

Шрага с арамейского «свет» или «свеча».

Э

Эфраим

Эфраим означает «плодовитый». Эфраим – второй сын Йосефа, внук Яакова (Берешит 41:52).

Эйтан

Эйтан означает «сильный». Эйтан – внук Йегуды. Мидраш говорит, что Эйтаном также называли Авраама – первого еврея.

Эльханан

Эльханан – «Б-г смилостивился». Эльханан в Библии – командир армии в эпоху царя Давида.

Элазар

Элазар – «Вс-вышний помог». В Библии Элазар – сын первосвященника Аарона (Шмот 6:23).

Элиэзер

Элиэзер означает «Мой Б-г помог». Элиэзер в Библии – слуга Авраама (Берешит 15:2), а также сын Моше (Шмот 18:4).

Эли

Эли – «мой Б-г». Эли в Библии – первосвященник, последний судья в эпоху Шмуэля (1 Шмуэль 1).

Элиша

Элиша – «Б-г поможет» или «Б-г услышит». Элиша в Библии – пророк, ученик Элиягу аНави (Ильи-пророка).

Элиягу

Элиягу – «Он – мой Б-г». Элиягу – пророк, поднявшийся на небо в огненной колеснице. Он приходит на каждое обрезание и пасхальный седер.

Эзра

Эзра означает «помощник». Эзра – лидер еврейского народа, руководивший евреями после вавилонского плена. Он построил Второй Иерусалимский Храм, что описано в книге Эзры.

Я

Яир

Яир – «он будет сверкать». Яир – внук Йосефа в Библии (Дварим 3:14).

Яаков

Яаков означает «держащийся за пятку». Яаков – третий патриарх еврейского народа, родивший 12 сыновей, от которых пошли 12 колен Израиля (Берешит 25:26). Яаков в Каббале обозначает гармонию и целостность.

Читайте также:

ladynumber1.com

Древнееврейские имена и их значения

Мужские:

Авдей (слуга), Адам (земля, грязь, глина), Азарий (помощь Иего­вы), Аким (Иегова поставил, утверждение, бог воздвигнет), Ананий (дар Иеговы), Ашер (благословенный, счастливый)

Барак (молния), Берл (медведь)

Варфоломей (сын вспаханной земли), Вениамин (от Бенямин, Биньяминь – «сын правой руки»), Велвел (волк)

Гавриил (моя мощь – бог), Гад (удача, счастье), Гурий (львёнок)

Давид (возлюбленный), Даниил (бог мне судья, божий суд, судья божий)

Елизар (от Элазар – «бог помог, божья помощь»), Елисей (спасаемый богами), Еремей (возвышенный богом), Ефрем (плодовитый), Захар (божья память)

Иван (Иегова подарил), Из­маил (слышат боги), Илья (сила бога), Иосиф (приумноженный), Исаак (от Ицхак – он будет смеяться), Исай (божье спасение), Исраэль (боролся с богом)

Лазарь (от Элазар – «бог помог, божья помощь»), Леви (прислуживающий, сопровождающий)

Матвей (дар бога, дар Яхве), Мендель (от Менахем «утешитель»), Михаил (от Михаэль – «Кто как бог?»), Миха (приниженный, бедный), Моисей (от Моше – «вынутый из воды»)

Назар (посвященный богу), Натан (бог дал), Наум (от Нахум – «утешающий»), Нафтали (борющийся), Нахман (утешитель), Нахшон (предсказатель), Нехемья (утешенный богом), Ниссан (знамя), Ноах (спокойствие)

Перец (прорывающийся), Песах (пропустить), Песахья (бог пропустил)

Рафаил (от Рафаэль – «исцелил бог»), Рубен (от Реувен «Смотрите, сын!»)

Савва (старец, мудрец, неволя, плен), Савватий (субботний),Савелий (желанный), Самсон (солнечный), Семен (бог услышал), Серафим (пла­менный), Симха (радость)

Ури (мой свет), Уриэль (бог – мой свет)

Файвел (сосунок, кормить грудью), Фишел (рыбка), Фома (близнец)

Хананья (бог дает очарование)

Шалом (мир), Шимон (услышанный), Шломо (мир)

Эли (подняться, возвышенный), Эммануил (от Эммануэль – «с нами бог»), Эхуд (возлюбленный)

Яков (удержанный за пятку)

Женские:

Авиталь (мой отец – роса), Ада (нарядная), Аза (сильная, крепкая), Ализа (веселая, радостная), Анна (от Хана – благодать, приятная, миловидная), Ариэль (божий лев)

Батья (дочь бога), Браха (благословление)

Гита (хорошая)

Дафна (лавр), Двора/Дебора (пчела)

Ева (от Хава – «жизненная», «живая», «живущая»; Хая – сокращенный вариант от Хава), Ели­завета (от Элишева – «почитающая бога», дословно: «своим богом клянусь»)

Жанетта (подарок от бога)

Зиссель (сладкая)

Идит (избранная. Вариант: Эдит)

Лайла (ночь), Левона (ароматическая смола), Лея (усталая, слабая), Лия (тёлка)

Магдалина (жительница города Магдалы. Варианты: Магда, европ. вариант: Мадлена), Майа (вода), Марианна (горемычная благо­дать), Мария (от Мирьям – «горемыка, горькая, упрямая»), Марта (арамейск. – «наставница», «владычица», «госпожа». Вариант: Марфа), Махла (болезнь), Мория (бог – мой учитель)

Наина (невинная), Наоми (приятная), Нетанья (подарок бога), Нехама (утешение)

Опра (летящая в вышине)

Пнина (жемчужина)

Рахиль (от Рахель – овца), Ребекка/Ревекка (верная жена), Рейзел (розочка. Варианты: Роза/Рэйсел/Раиса/Риса), Рина (радость), Рут (дружба, верная подруга. Вариант: Руфь)

Сара (властительница, правящая), Сарай (моя властительница), Серах (свободная от ограничений), Сигаль (сокровище), Сусанна (от Шошана – «водяная лилия», «белая лилия»)

Талия (роса от бога), Тамара (от Фамарь – пальма)

Ума (всемирно известная)

Фаня (умная), Фрейда (радость), Фрида (мирная)

Хавива (любимая)

Циля (пребывающая в тени), Цофия (защитница)

Шарон (плодородная область в Израиле), Шифра (красивая), Шломит (от «шалом» – «мир»)

Элиана («Бог ответил мне»), Эмуна (вера), Эстер (звезда)

Юдифь (иудейка)

Якова (см. Яков), Яффа (красивая), Яэль (горная коза)

www.baby.ru

Значение еврейских имен - История происхождения имен в Израеле

Традиционные еврейские имена – отражение древнейшей истории народа. Пройдя через толщу веков, они сохранили свою неповторимую индивидуальность.История происхождения еврейских имен напрямую связана с Библией. В Ветхом Завете встречается более двух тысяч имен, которые с древнейших времен были источником имянаречения у евреев.

Библейские имена.

Особый пласт имен составляют теофорные имена, образованные от имени Бога. Поскольку у Бога много имен, то и образовательные частицы разные. Михаэль (от этого имени появился всем известный Михаил), Ишмаэль – «эль» («божество»). Амишаддай, Цуришаддай – «шаддай» («всемогущий»), Йоханан, Йонатан – «йо», «йегу» (вариант Ягве). Некоторые имена этой группы содержат целые понятия: Эльнатан (Бог дал), Исраэль (Богоборец).

Значение некоторых еврейских библейских имен указывают на отличительный признак человека:  Иедида (милая), Барзилай (твердый, как железо). Другие взяты из животного и растительного мира: Рахель (овца), Тамар (пальма), Иона (голубь), Дебора (пчела).

У евреев существует поверье, что имя наделяет человека качествами предыдущих носителей, оберегает его. Поэтому танахическим (библейским) именам во все времена отдавалось предпочтение.  Авраам, Лея, Йонатан популярны и в наше время.

Имена-заимствования.

Благодаря археологическим раскопкам, на различных черепках и древних печатях обнаружено 900 древнееврейских имен, из которых около двухсот не являются танахическими. Это говорит о том, что еще в ветхозаветные времена в еврейский именослов стали проникать заимствования. Так у евреев появились халдейские имена Бебай, Атлай. Из Вавилонии пришло имя Мордехай. Называли детей греческими и римскими именами – Антигон, Авталион, Юлиус. А популярное имя Александр трансформировалось в Сендера. В средние века евреи продолжали пользоваться традиционными именами, но тенденция заимствований сохранилась. Некоторые ивритские имена адаптировались к языкам стран, где проживали евреи. В арабских странах Авраам превратился в Ибрахима, Давид – в Дауда. В Грузии Иосеф стал Иосифом, а в Западной Европе Моше – Мойзесом. Одновременно евреи стали носить два имени, свое традиционное и чужое, сходное по смыслу: Элазар-Мансур, Иефет-Хасан, Хаил-Витал. На территории России после революции вошли в употребление имена, которые по звучанию были близки к традиционным еврейским. Берл становился Борисом, Герш – Григорием, Лейб – Львом. Желание брать православные имена, созвучные с еврейскими, привело к тому, что среди евреев редко можно встретить Сергея или Федора, так как в еврейском языке им нет аналогов.

Путешествие еврейских имен по миру.

Еврейская культура не только принимала иноязычные имена, но и отдавала свои другим народам. Например, в мусульманских странах Авраам стал Ибрахимом или Ибрагимом, а у христиан – Абрамом. Некоторые имена, которые давно считаются «родными» у славянских народов, также имеют еврейские корни. Это – Иван, Анна, Захар, Елизавета, Илья, Тамара. Соломон, Израиль, Дина, Сарра, Эстер пользуются популярностью по всему миру.

Списки еврейских имен:

znachenie-tajna-imeni.ru

Женски еврейски имена (Женские еврейские имена)

ААвива – весна.Авигаиль, Авигэйл, Абигэйл - радость отца. Жена Царя Давида.Авиталь, Авитэль - отец росы. Жена Царя Давида.Адар – величие.Ади – сокровище.Адина – нежность.Айала – лань. Имя часто ассоциируется с коленом Нафтали, чьим символом была быстрая лань.Айелет – музыкальный инструмент.Ализа –радость. В Каббале символизирует возможность брать верх над природой.Амит - дружба, верность.Анат - петь.Ариэлла - львица Б-га.Атара, Атэрэт – корона.Ашира – богатство.Авишаг – радость отца. Заботилась о царе Давиде в его старости.

ББат-Ами - дочь моего народа.Батья, Батия - дочь Б-га. Дочь фараона, которая спасла Моше из Нила.Бат-Цийон – дочь Сиона или дочь совершенства.Батшева – дочь семи. Жена царя Давида и мать царя Шломо.Бина –понимание, разумение, мудрость.Браха – благословение.Брурья – ясность Вс-вышнего. Жена раби Меира, большой знаток Торы.Бэйла - прекрасная.

ВВеред – роза на арамейском. ГГавриэлла, Габриэлла - Б-г - моя сила.Галь – волна.Геула - избавление.Гефен - виноградная лоза.Гила – хвала, радость. В Каббале –обнаруживать Б-га, что является источником огромной радости.Голда – золото на идише.

ДДалия, Далья – цветок.Даниэлла - Б-г - мой судья.Дана – судья.Девора (Дебра) – пчела, говорит добрые слова. Предсказательница, которая возглавила восстание против царя Кнаана.Дина – суд. Дочь Якова.

ЗЗахава – золотая.Зисл – сладкая на идише.

ИИдит – избранная.Илана – дерево. В Каббале числовое значение Илана – 96 равно словосочетанию - «трон Б-га».Ирит – нарцисс.Идида – друг.Иона, Ионина – голубка.Йегудит - восхваление. Героиня Хануки, героически убившая главу вражеского войска.Йохевед – почёт Вс-вышнего. Мать Моше, Аарона и Мирьям.

ККармелла, Кармель – виноградник, сад. Каланит – цветок.Кейла – идишское имя, происходящее от слова «кли» на иврите – сосуд. Талантливого человека часто называют «кли» - полным сосудом, способным достичь необычайных высот.Кинерэт – озеро.

ЛЛевана – свет.Лея – быть уставшей. Жена Яакова, мать шести из 12 колен Израиля.Лиат - у меня есть ты.Либа – любимая на идише.Ливна, Ливнат - белая .Лиора, Лиор - я вижу свет.Лираз - у меня есть тайна.Лирон - у меня радость.

ММайан, Маайан - весна, оазис.Майтэл – роса.Mайя, Мая – вода.Мазаль – удача.Малка – королева.Меира – та, которая даёт свет. Может быть производным от имени Мирьям.Менуха – покой.Мириам - пророчица, певица, танцовщика, сестра Моше (Моисея).Михаль - кто подобен Вс-вышнему? Дочь Царя Саула и первая жена царя Давида.Мория – Вс-вышний учит. Гора Мория – место жертвоприношения Ицхака.

ННаама, Наоми – приятная.Нава – прекрасная.Нехама – успокоение.Нирит, Нурит – цветок, лютик.

ООра – свет.Орли - я вижу свет.Оснат – принадлежащая Б-гу. Жена Йосефа и мать Эфраима и Менаше.Офира – золото.Офра – лань.

ППнина – жемчужина. В Каббале связана со словом «пними» - внутренний. Это говорит о внутренней глубине и чистоте – главными характеристиками настоящего жемчуга.

РРаз – секрет.Раанана – бодрая, свежая.Рахиль, Рахель – овечка, символ чистоты. Одна из четырёх праматерей – жена Яакова и мать Йосефа.Рейзл – роза на идише.Реут – дружба.Ривка, Ревекка – завязывать. Одна из четырёх праматерей, жена Ицхака и мать Яакова. Ривка отличалось добротой.Рина – радость.Рут, Руфь - праведная, новообращенная, сладкая, приятная. Моавитянка – праведница, перешедшая в иудаизм. Она – прабабушка царя Давида. Её истории посвящён свиток Рут.

ССара - принцесса. Пророчица, жена Авраама и мать Ицхака, первая из праматерей еврейского народа.Сарай – моя принцесса. Изначальное имя Сары – жены Авраама и матери Ицхака.Сагит – возвышенная.Сиван - еврейский месяц.Симха – радость.

ТТаль – роса. В Каббале Таль символизирует Божественную поддержку, которая осуществляется скрытым образом.Талья – роса от Вс-вышнего.Тамар - финиковая пальма, символизирует мудрость. Жена Йегуды, от которого произошёл царь Давид.Тхия – возрождение.Техилла – песнь восхваления.Тиква - надежда.Тирца означает приятный, соответствующий. Одна из дочерей Цлофхада.Това - доброта Вс-вышнего.

УУриэлла – свет Вс-вышнего.

ФФейга – птичка на идише. Фрейда - от идишского слова «фрейд» - радость.Фрума, Фрум - праведный на идише.

ХХава – жизнь. Первая женщина, Жена Адама, мать всего живого.Хавива – любимая.Хагит – празднование. Жена царя Давида. Хадасса – миртовое дерево. Второе имя царицы Эстер – героини Пуримской истории.Хадар – украшенный, великолепный, красивый.Хана – изящество. Это имя связано с умением создавать прекрасные молитвы. Хана молилась о ребёнке и в итоге стала матерью пророка Шмуэля.Хая – живая. Связано с именем Хава – матерью всего живого.Хинда – лань на идише. Имя часто ассоциируется с коленом Нафтали, чьим символом была быстрая лань. Ходая – слава Вс-вышнего.

ЦЦивья – ассамблея Б-га. Мать одного из царей Израиля.Циппора – птица. Жена Моше.

ШШай – дар.Шакед – миндаль.Шалва – спокойствие.Шарон - место в Израиле.Шейна – красивая на идише.Шир, Шира - песня.Ширан - веселая песня.Ширли - у меня есть песня.Шифра - исправленная. Еврейская повитуха, не послушавшаяся приказа фараона убивать всех родившихся еврейских мальчиков.Шломит, Шуламит – мирная.Шошана – роза. Появляется в Танахе в Песне Песней, как роза среди шипов.

ЭЭдем - райский сад.Элиана - Б-г ответил мне.Элишева - Б-г - моя клятва. Жена первосвященника Аарона. Также означает.Эмуна – вера.Эстер, Эсфирь - скрытая на иврите и звезда на персидском. Спасительница еврейского народа от истребления в Персии. Эстер была очень красивой женщиной, однако её «скрытые» внутренние качества были ещё прекраснее.Эфрат – уважаемая, почтенная.

ЯЯдида – друг.Ясмин, Жасмин – цветок.Яффа, Яфит – красивая, прекрасная.Яэль – взбираться, горная коза. Героиня, убившая главу вражеского войска и, тем самым, спасшая еврейский народ.http://postaless.livejournal.com/580775.html

istinata.livejournal.com

Женские еврейские имена из Библии и их значение

АВИВА —«Авива» – производное от АВИВ, см. Означает «весна».АВИГАИЛЬ —«Авигаиль» это истинно еврейское имя, означает «мой отец – радость». Авигаиль в ТаНаХе – жена царя ДАВИДА (Шмуэль I, 25:42). Вариант: АБИГАИЛЬ.АВИТАЛЬ —Авиталь в ТаНаХе – одна из жён царя ДАВИДА (Шмуэль II, 3:4). Авиталь означает «мой отец – роса» (подразумевается «Всевышний, посылающий пропитание»). В соответствии с каббалистической традицией, это имя «говорит» о том, что пропитание посылается Всевышним тайно: как роса, которая выпадает незримо для людей и «поит» растения. [M0RE]АВИШАГ —«Авишаг» – точное значение неизвестно. Авишаг в ТаНаХе – девушка, которая ухаживала за царем ДАВИДОМ в его старости (Млахим I, 1:3).АДАССА —«Адасса» означает «миртовое дерево». Еврейское имя царицы ЭСТЕР (см.) было «Адасса».

АДИНА —«Адина» в переводе означает «нежная», «мягкая».АЙЕЛЕТ —«Айелет» означает «газель», а также музыкальный инструмент «айелет а- шахар», см. Псалмы 22:1.АЛИЗА —«Ализа» означает «весёлая», «радостная». В соответствии с каббалистической традицией, имя «Ализа» обозначает способность радостного возвышения над природой.АНАТ —Точное значение неизвестно. «Анат» в ТаНаХе – мужское имя (см. книгу Судей 3:31).АРИЭЛА —«Ариэла» – производное от АРИЭЛЬ (см.).АТАРА —«Атара» истинное женское имя, означает «корона», см. Диврей а-Йамим I, 2:26.АУВА —«Аува» означает «возлюбленная». Слово встречается в ТаНаХе, см. Дварим 21:15; Нехемья 13:26.АХИНОАМ —Жена царя ДАВИДА, см. ШМУЭЛЬ I, 27:3.АЯЛА —«Аяла» означает «газель». Это имя девочки часто ассоциируется с библейским именем «Нафтали», т.к. Нафтали сравнивается в Торе с быстрым оленем (Берешит 49:21).БАТ-ЦИОН —Бат-Цион означает «дочь Циона», или «дочь великолепия».БАТ-ШЕВА —«Бат-Шева» означает «седьмая дочь». Бат-Шева в ТаНаХе – жена царя ДАВИДА (Шмуэль II, 11:27) и мать царя СОЛОМОНА (Шмуэль II, 12:24).БАТЬЯ —Батья означает «дочь Б-га». Батья была дочерью фараона. Она спасла младенца – Моше, вытащив его из Нила (Шмот 2:5). Варианты: БАТЯ, БАСЯ.БЕЙЛА —«Бейла» означает «красивая» на идиш. Возможно также, что это имя восходит к имени БИЛХА (БИЛА). Так звали мать ДАНА и НАФТАЛИ, родоначальников двух из 12 колен Израиля (Берешит 29:29 и 30:3).БИНА —«Бина» означает «понимание», «ум», «мудрость».БРАХА —«Браха» означает «благословение».БРУРИЯ —«Брурия» означает «избранная Б-гом». Брурия – жена раби МЕИРА, мудреца Мишны, и дочь раби ХАНИНЫ БЕН-ТРАДИОНА, мудреца, погибшего за освящение Имени. Обладала очень большими познаниями в Торе и была, в сущности, мудрецом Торы, выводила галахические решения.ВЕРЕД —«Веред» означает «роза». Варианты: ВАРДА, ВАРДИТ.ГАВРИЭЛА —«Гавриэла» – довольно популярное еврейское женское имя, производное от ГАВРИЭЛЬ, см.(вариант: ГАБРИЭЛА).ГЕУЛА —«Геула» означает «избавление».ГИЛА —«Гила» означает «радость». В соответствии с каббалистической традицией, имя девочки «Гила» связано с корнем «гила» («открыть») и означает «открыть Б-га», что является великим источником радости.ГИТА —«Гита» означает «хорошая» на идиш. Варианты: ГИТТЕЛ, ГИТТИ.ГОЛДА —«Голда» означает «золото» на идиш.ДАЛИТ —«Далит» – от корня, значение которого «черпать».ДАЛИЯ —«Далия» означает «цветок» или «длинная ветвь». Вариант этого имени (ДЛАЙА) см. в книге Эзра 2:60.ДАНИЭЛА —«Даниэла» – производное от ДАНИЭЛЬ, см.ДАФНА —«Дафна» это истинное имя означает «лавр».ДВОРА —«Двора» означает «пчела». Двора в Торе – великая пророчица и судья, возглавившая восстание против царя кнаанейцев (см. книгу Судей). «Дворой» звали также кормилицу РИВКИ (Берешит 35:8). Варианты: ДЕБРА, ДЕБОРА.ДИНА —«Дина» – от «дин» – «суд». Дина в Торе – дочь ЯАКОВА и ЛЕИ (Берешит 30:21).ЗААВА —«Заава» – от «заав» («золото»). Варианты: ЗЕАВИТ, ЗЕАВА.ЗИССЕЛЬ —«Зиссель» означает «сладкая» на идиш.ИДИТ —«Идит» означает «избранная». Вариант: ЭДИТ.ИЛАНА —«Илана» – женское имя происходит от слова «илан», что означает «дерево». Согласно каббалистической традиции, цифровое значение слова «Илана» (96) – такое же, как и сочетания «трон Б-га». Вариант: ИЛАНИТ.ИРИТ —«Ирит» женское означает «цветок».ИСКА —«Иска» – точное значение неизвестно, возможно, производное от корня, означающего «глядеть». Иска в Торе – брат Авраама (Берешит 11:29). Традиция говорит, что «Иска» было вторым именем САРЫ, потому что она «глядела» – обладала пророческим видением, и потому что другие «глядели» на её красоту.ЙЕУДИТ —«Йеудит» – производное от ЙЕУДА, см.ЙОХЕВЕД —«Йохевед» означает «честь Б-га». Йохевед в Торе – мать МОШЕ, ААРОНА и МИРИАМ (Шмот 6:20).КАРМЕЛЬ —Имя «Кармель» происходит от названия горы Кармель (варианты: КАРМЕЛА, КАРМЕЛИТ).КАРМИТ —КАРМИТ означает «виноградник, сад» (вариант: КАРМИЯ).КЕЙЛА —«Кейла» – имя на идиш, происходящее от ивритского слова «кли» – «сосуд». Человека талантливого называют «кли» – совершенный сосуд, способный вместить великие знания.КЕРЕН —«Керен» имя означает «луч». Вариант: КАРЕН.КИНЕРЕТ —«Кинерет»: одно из названий Галилейского моря – озеро Кинерет.ЛАЙЛА —«Лайла» означает «ночь».ЛЕВАНА —«Левана» имя означает «белая».ЛЕВОНА —«Левона» очень нежное женское имя, означает «ароматическая смола», одно из благовоний, которые воскуряли в Святом Храме в Иерусалиме (Шмот 30:34).ЛЕЯ —«Лея» означает «усталая», «слабая». Лея в Торе – жена ЯАКОВА, мать шести из 12 родоначальников колен Израиля. (Берешит 30:19).ЛИБА —«Либа» это чисто еврейское означает «любимая» на идиш.ЛИОРА —«Лиора» означает «мне свет». Это имя часто дают тем, кто родился в Хануку.МААЙАН —«Маайан» так изредка называют еврейских девочек, имя означает «родник, источник».МАЗАЛЬ —«Мазаль» означает «созвездие» и «счастье».МАЙЯ —«Майя» – происходит имя от «маим» – означает «вода».МАЛКА —«Малка» означает «царица».МАХЛА —«Махла» означает «болезнь». Махла в Торе – одна из дочерей ЦЛОФХАДА (Бемидбар 26:33).МЕИРА —«Меира» означает «светящая», «излучающая свет».МЕНУХА —«Менуха» означает «покой» на иврите.МЕРАВ —«Мерав» – по-видимому, «великая». Связано с корнем «раба», означающим множество, увеличение, величие. Мейрав в Торе – дочь царя ШАУЛЯ (Шмуэль I, 14:49).МИЛКА —«Милка» в Торе – одна из пяти дочерей ЦЛОФХАДА (Бемидбар 26:33), а также бабушка РИВКИ, жена Нахора, брата АВРААМА.МИРЬЯМ —Мирьям в Торе – пророчица и сестра МОШЕ и ААРОНА (Шмот 15:20). «Мирьям» – производное от «горькая» или от «оказывающая сопротивление». Согласно традиции, она получила такое имя, т.к. была рождена, когда египтяне делали горькой жизнь евреев. Но Мириам оставалась «сладкой», подбадривая евреев в эти трудные времена. (Мидраш Ялкут Шимони к Шмот, 165). Уменьшительные: МИРЕЛ, МИРЕЛЕ, МИРА.МИХАЛЬ —«Михаль» – точное значение неизвестно. Михаль в Торе – дочь царя ШАУЛЯ (Шмуэль I, 14:49) и первая жена царя ДАВИДА (Шмуэль I, 18:27).МОРИЯ —«Мория» означает «Б-г – мой учитель». На горе Мория был связан ИЦХАК (Берешит 22:2). Впоследствии на этой горе был построен Святой Храм (Диврей а-Йамим II, 3:1).НААМА —«Наама» истинно еврейское имя означает «приятная».НАВА —«Нава» означает «красивая». Это слово (в мужском роде: «навэ» – «прекрасен») мы встречаем в Песни Песней 2:14.НАОМИ —«Наоми» означает «приятная». Наоми в ТаНаХе – свекровь РУТ, см. книгу Рут. В соответствии с каббалистической традицией, цифровое значение имени «Наоми» (170) соответствует числовому значению слова «добро» («тов») и означает добро на всех уровнях.НЕТАНЬЯ —«Нетанья» означает «подарок Б-га». Это имя связано с именем НАТАН, см.НЕХАМА —«Нехама» это женское имя означает «утешение».НОА —«Ноа» – от корня, обозначающего движение. Ноа в Торе – одна из дочерей ЦЛОФХАДА (Бемидбар 26:33).НУРИТ —«Нурит» имя означает «лютик».ОРА —«Ора» – древнее еврейское имя, производное от «ор» – «свет». Вариант: ОРИТ.ОРЛИ —«Орли» имя означает «свет мне».ОРНА —«Орна» – производное от ОРЕН, см.ОСНАТ —«Оснат» – точное значение неизвестно. Оснат в Торе – жена ЙОСЕФА и мать ЭФРАИМА и МЕНАШЕ (Берешит 41:45). Варианты: АСНАТ, АСНАС, ОСНАС. Мидраш говорит, что Оснат – дочь ДИНЫ и Шхема. ДИНА дала дочери имя «Оснат» от слова «асон» («катастрофа») – из-за обстоятельств её рождения (см. Берешит 34). Рабейну Бахьей и Хизкуни приводят другое толкование Берешит 41:45: «т.к. выгнал её Яаков из своего дома и посадил под терновый куст («снэ»), получила она имя Оснат». Полагают также, что это египетское имя. В книге Эзра 2:50 упоминается имя АСНА.ПНИНА —«Пнина» означает «жемчужина». Пнина в Торе – жена ЭЛЬКАНЫ (Шмуэль I, 1:2). В соответствии с каббалистической традицией, имя «Пнина» связано со словом «пними» («внутренний»), и обозначает внутреннюю глубину и чистоту – как жемчужина растёт внутри раковины. На идиш этому имени соответствует имя ПЕРЛ.РАХЕЛЬ —«Рахель» означает «овца». Рахель в Торе – одна из четырех праматерей, жена ЯАКОВА и мать ЙОСЕФА (Берешит 29:16). Могила праматери Рахели находится в Бетлехеме. Согласно традиции, Рахель просит Всевышнего смилостивиться над её сыновьями – еврейским народом, является «заступницей» евреев.РИВКА —«Ривка» означает «упряжка». Ривка в Торе – одна из четырех праматерей, жена ИЦХАКА и мать ЯАКОВА. Варианты: РИФКА, РЕБЕККА, РЕВЕККА.РИНА —«Рина» это имя означает «радость». Из букв слова «Рина», написанного на иврите, можно составить сочетание «свеча Б-га». Вариант: РИНАТ.РУТ —«Рут», по-видимому, означает «дружба». Рут в ТаНаХе – моавитянка, принявшая иудаизм, прабабушка царя ДАВИДА, см. книгу Рут. Вариант произношения: РУС.РУХАМА —«Рухама» означает «помилованная», см. Ошеа 1:6.РЭЙЗЕЛ —«Рэйзел» – «розочка» на идиш. Варианты: РОЗА, РЭЙСЕЛ, РАИСА, РИСА.САРА —«Сара» истинно еврейское имя, очень популярное на сегодняшний день, означает «властительница», «правящая». Сара в Торе – великая пророчица, первая из праматерей, жена АВРААМА и мать ИЦХАКА. (Берешит 17:15). Варианты: САРИ, САРИТ, САРИТА.САРАЙ —«Сарай» означает «моя властительница». Сарай в Торе – первоначальное имя САРЫ, см.СЕРАХ —«Серах» означает «свободная от ограничений». Серах в Торе – внучка ЯАКОВА (Берешит 46:17).СИГАЛИТ —«Сигалит» означает «фиалка». Вариант: СИГАЛИЯ.СИГАЛЬ —«Сигаль» означает «сокровище» (см. Дварим 26:18).СИМХА —«Симха» означает «радость».ТАЛИЯ —Талия древнее красивое имя, означает «роса от Бога». См. ТАЛЬ.ТАЛЬ —«Таль» означает «роса». В соответствии с каббалистической традицией, это имя «говорит» о том, что пропитание посылается Всевышним тайно: как роса, которая выпадает незримо для людей и «поит» растения.ТАМАР —«Тамар» означает «пальма». Тамар в Торе – жена ЙЕУДЫ. От неё ведёт своё происхождение царь ДАВИД (Берешит 38:6).ТЕИЛА —«Теила» означает «хвала».ТИКВА —«Тиква» имя означает «надежда».ТИРЦА —«Тирца» оригинальное еврейское имя, означает «угодная», «желанная». Тирца в Торе – одна из дочерей ЦЛОФХАДА (Бэмидбар 26:33).ТОВА —«Това» означает «хорошая». Варианты: ТОВАТ, ТОВИТ.УРИЭЛА —«Уриэла» – имя происходит от «Уриэль».ФЕЙГЕ —«Фейге» означает «птица» на идиш (варианты: ФЕЙГИ, ФЕЙГЕЛ, ФЕЙГА).ФРЕЙДА —«Фрейда» означает «радость» на идиш (варианты: ФРЕЙДЕ, ФРЕЙДЕЛ).ФРИДА —«Фрида» красивое имя означает «мирная» на идиш.ФРУМА —«Фрума» означает «благочестивая» на идиш.ХАВА —«Хава» означает «живая», «живущая». Хава в Торе – первая женщина, «мать всего живущего» (Берешит 3:20). Вариант: ЕВАХАВИВА —«Хавива» имя означает «любимая».ХАГИТ —«Хагит» – производное от «Хагай», см. Хагит в ТаНаХе – одна из жён царя ДАВИДА(Шмуэль II, 3:4).ХАНА —«Хана» означает «приятная», «красивая». Это имя ассоциируется со способностью молиться от всей души и слагать молитвы. Хана в ТаНаХе молится Б-гу, прося о рождении сына; Всевышний внимает её молитве и посылает ей сына – будущего пророка ШМУЭЛЯ (Шмуэль I, гл.1).ХАЯ —«Хая» означает «живая», «живущая». Это имя связано с именем ХАВА, см.ХЕДВА —«Хедва» – значение имени -радость.ЦВИЯ —«Цвия» означает «газель».ЦИВЬЯ —«Цивья» означает «газель». Цивья в Торе – мать еврейского царя (Млахим II, 12:2).ЦИЛЯ —«Циля» – «пребывающая в тени». В Торе – жена ЛЕМЕХА, см. Берешит 4:19.ЦИОНА —«Циона» – производное от «Цион».ЦИПОРА —«Ципора» означает «птица». Ципора в Торе – жена МОШЕ (Шмот 2:21). Согласно каббалистической традиции, слово «Ципора» имеет то же числовое значение (376), что и слово «шалом» («мир»).ЦОФИЯ —«Цофия» значение имени «защитница».ШАРОН —Шарон – область в Израиле, известная своим особым плодородием (см. Мецудот Цион, Исайя 33:9). Варианты: ШАРОНА, ШАРОНИТ.ШИРА —«Шира» истинное означает «пение» на иврите.ШИФРА —«Шифра» означает «красивая». Шифра в Торе – еврейская акушерка, которая не послушалась приказа фараона убивать еврейских младенцев (Шмот 1:15).ШЛОМИТ —«Шломит» – от слова «шалом» («мир»). Шломит упоминается в Торе в Ваикра 24:11. Варианты: ШУЛАМИТ, ШУЛА, ШУЛИ.ШОШАНА —«Шошана» – «лилия» на иврите. Это слово мы находим в Песни Песней 2:2: «Как между тернами лилия, так подруга моя между дев». Согласно каббалистической традиции, имя «Шошана» имеет то же цифровое значение (661), что и имя ЭСТЕР, см. Напомним, что царица ЭСТЕР жила в городе ШУШАН.ШУЛАМИТ —См. ШЛОМИТ. См. Песнь Песней 7:1.ШЭЙНА —«Шэйна» означает «красивая» на идиш. Вариант: ШЭЙНДЛ.ЭЛИАНА —«Элиана» красивое женское имя означает «Б-г ответил мне».ЭЛИШЕВА —«Элишева» означает «моим Б-гом клянусь». Элишева в Торе – жена первосвященника ААРОНА (Шмот 6:23). Вариант: ЭЛИШЕБА.ЭМУНА —«Эмуна» имя означает «вера».ЭСТЕР —«Эстер» означает «звезда». На иврите это имя толкуется как производное от корня, обозначающего «сокрытие». Речь идёт о сокрытии лика Всевышнего во времена царя АХАШВЕРОША. Тогда Эстер спасла евреев от истребления, которое замыслил царедворец АМАН, см. книгу Эстер. Другое толкование «сокрытия»: известно, что Эстер была очень красивой женщиной, но то, что «скрыто» от глаз, – её качества, свойства её характера, были ещё прекрасней.ЭФРАТ —ЭФРАТ означает, по-видимому «плодовитая». Эфрат в ТаНаХе – жена КАЛЕВА (Диврей а-Йамим I, 2:19).ЯКОВА —«Якова» – происходит от ЯАКОВ, см.ЯРДЕНА —«Ярдена» – производное от названия реки Ярден (Иордан). Вариант: ЙОРДАНА.ЯФФА —«Яффа» означает «красивая». По каббалистической традиции, имя «Яффа» имеет то же числовое значение (95), что и имя МАЛКА, см.ЯЭЛЬ —«Яэль» означает «горная коза». Яэль в ТаНаХе – героиня, которая спасла еврейский народ, убив вражеского военачальника Сисру (Судьи 4).Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

www.messcom.org.ua

Еврейские имена мужские и женские :: SYL.ru

Если вы – практикующий иудей или же хотите подчеркнуть свои еврейские корни, то какое имя вы изберете для своего сына или дочери? Бесспорно, хочется, чтобы оно было звучным, а для девочки – мелодичным. Чтобы оно легко произносилось и нормально воспринималось в той местности, где вы обитаете, дабы ребенок впоследствии не чувствовал себя «белой вороной». И в то же время вам, вероятно, хочется, чтобы ваши дети носили исконно еврейские имена, с особым смыслом, придающим им какие-то качества. Значит, эта статья призвана вам помочь. Ниже мы расскажем о том, как возникали имена у евреев, раскроем их значение, а также коснемся вопроса фамилий.Еврейские имена и фамилии

Древние заимствования

Теперь, чтобы подчеркнуть национальную и религиозную принадлежность, евреи для своих детей выбирают имена из Ветхого Завета или Талмуда. Но в древности эти святые книги не играли такой огромной роли в наречении младенцев. Поэтому повсеместно было распространено заимствование имен. Их избирали по причине благозвучности или из-за интересной этимологии. В первом случае такие слова перекочевывали в список еврейских имен нетронутыми. Примером тому может служить «Александр». Это имя обрело популярность в эллинистический период. У сефардов оно постепенно преобразилось в более созвучное слово - «Сендер». Из Вавилонского пленения пришло имя Мордехай, а халдеи пополнили словарь евреев такими антропонимами, как Бебай и Атлай. Не меньшей популярностью пользовались имена, звучащие на древнееврейском языке, как Меир (излучающий свет), Нехама (утешенный Богом) и Менуха.Список еврейских имен

Заимствования во времена великого рассеяния

Как сефарды, так и ашкеназы, проживая бок о бок со своими соседями не-евреями, использовали их имена для наречения детей. Однако уже не так, как в древности. Это не было простое заимствование. Значение имени переводилось на идиш или иврит. Особенно это касалось наречения девочек. Еврейские имена женские от такого заимствования пополнились Голдой (от славянского Злата), Либе – (Любовь) и Хусни (прекрасная). Наряду с этим девочек нарекали и без перевода на идиш или иврит: Чарной, Доброй. В отличие от женских, мужские имена имели двойное звучание. То есть они переводились не с местного языка на иврит, а наоборот. Так, греческие евреи нарекали сыновей Аристонами, что соответствует Тоби (лучший), Теодорами – Матитья (Божий дар). Особенно интересную метаморфозу переживали имена в Средней Азии. Они оставались еврейскими, но к ним добавлялся таджикский словообразовательный компонент. Так появились Эстермо, Боводжон, Рубенсиви и другие.

Еврейские имена мужские

В иудейской традиции принято при рождении мальчика давать ему «руф номэн». Это его имя перед Богом. Именно его произносит раввин, вызывая верующего в синагоге читать Тору. Это имя также упоминают в молитвах. Понятно, что для культовых церемоний руф номэн выбирают из Святых книг. Вместе с тем в быту мальчика могут звать иначе. И здесь родителям предоставляется полная свобода действий. Для того чтобы чадо не становилось жертвой насмешек и проявлений антисемитизма, мальчику часто давалось имя, характерное для местности проживания семьи. Иногда оно соответствовало руф номэну. Например, Лейб-Лев. Но иногда христианские и еврейские имена мужские связывала только начальная буква. Примеров можно привести очень много. В Грузии это Ицхак-Ираклий или Гершон-Гурам. Сефарды в Северной Африке в качестве второго, «бытового», выбирают мусульманские имена – Гассан, Абдалла.Еврейские имена мужские

Еврейские имена женские

Все родители мира, независимо от национальности и вероисповедания, хотят, чтобы их дочь выросла непревзойденной красавицей. А потому для девочки всегда выбирали имя либо с нежной мелодикой, либо со значением, «кодирующим» его носительницу на приобретение тех или иных качеств. Женщины не участвовали в иудейских религиозных церемониях, а потому руф номэн им не давалось. А следовательно, родители были вольны выбирать любые имена. В том числе и из словаря народов-соседей. Благочестивые иудеи, особенно раввины, давали своим дочерям еврейские имена из Библии. Их не так много. Это Мириам, Бат-Шева, Юдифь и другие. Но намного более популярны Розы, Ривки (королевы), Гиты (хорошие) и Гилы (радостные). Как уже упоминалось, женские имена часто заимствовались. У сефардов нередки Лейлы (черноволосая), Ясмин, у ашкеназов – Грейс, Изабелла, Катарина.Еврейские имена женские

Чисто еврейская традиция

У христиан была традиция нарекать ребенка именем кума или крестной матери. Иудеи же верят в Книгу Жизни, куда Бог вписывает всех людей. Чтобы подчеркнуть принадлежность к «колену», роду, младенцев часто называли в честь предков. Направления иудаизма толкуют эту традицию по-разному. Одни верят, что нужно давать ребенку еврейские имена ныне живых бабушки или дедушки. Другие же считают, что лучше отдать чадо под покровительство уже умершего, но прославившего свой род предка. Дескать, так его качества перейдут к младенцу. Так или иначе, но эта традиция привела к тому, что количество еврейских имен, используемых в обиходе, сократилась до пары десятков.Еврейские имена

Еврейские суеверия

В древности, когда кто-либо заболевал, его временно именовали Хаимом. Это делалось для того, чтобы обмануть Ангела Смерти. Иногда магия срабатывала. И младенца, родившегося чахлым, болезненным, стали нарекать Хаимом. Ведь значение этого имени – «Жизнь». Еще позже, во времена великого рассеяния, для пущей верности таких слабеньких мальчиков стали нарекать «Хаим-Виталь». Второе имя тоже означает «жизнь», но на латыни. Из тех же побуждений слабеньким деткам давали такие еврейские имена, как Алтер (старый), Дов (медведь) или Лейб (лев). Существуют сведения, что раньше подобным прозвищем нарекали всякого младенца в первый месяц его жизни. Но постепенно такое жизнеутверждающее значение еврейских имен стало закрепляться за человеком на всю жизнь. Особо удачным, по мнению иудеев, было родиться на праздник. В связи с этим появилось имя Песах (мужское) и женское Лиора (мне свет) – для девочек, родившихся на Хануку.Значение еврейских имен

Фамилии

Долгое время евреи к своему имени присовокупляли только название местности или города, где они родились. Так, кстати, поступали и христиане простого происхождения. Но, поскольку ашкеназы имели обычай называть детей в честь своих родителей или дедов, а в царской России существовала черта оседлости, еврейские имена и фамилии, имеющие «географическое» происхождение, стали путаться. Чтобы внести ясность среди многочисленных Моисеев из Бердичева и Абрамов из Могилева, стали называть людей по отцу. В России прибавляли славянские окончания фамилий: -ов, -ин, -ев. На Украине появились Моисеенко, Абрамовичи и тому подобные. По этому принципу образовались антропонимы Давидзон, Ицхакпур, Габриэл-заде и Ибн-Хаим. Но и эти еврейские имена и фамилии часто повторялись. Тогда стали называть людей по профессии. Их просто переводили на идиш. Так возникли имена Шумахер (сапожник), Шнайдер (портной) и Байер (мельник).

www.syl.ru


Смотрите также