Древние эмблемы медицины. 7. Медицинская эмблематика Медицинские эмблемы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

7. Медицинская эмблематика Медицинские эмблемы. Древние эмблемы медицины


7. Медицинская эмблематика Медицинские эмблемы

Эмблемы медицинские (греч. emblēma вставка, выпуклое украшение) — изображения, символизирующие медицину вообще, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные медицинские специальности.

На протяжении многовекового развития медицина имела много эмблем, некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие — ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем, согласно которой они разделяются на две группы:

— общие медицинские эмблемы;

— частные медицинские эмблемы.

Общие медицинские эмблемы символизируют медицину вообще, частные медицинские эмблемы обозначают отдельные ее отрасли или направления.

Общие медицинские эмблемы

К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в т.ч. в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

В античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время «священного сна», часто вылизывали больные места ― глаза, раны. Римляне содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов.

Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 в. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) — суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций.

Эта эмблема была принята на I Всемирной Ассамблее здравоохранения в Женеве (1948 год) и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.

Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем («знак полномочий вестника») — атрибутом греческого бога торговли Гермеса (у римлян Меркурия).

Это символ уравновешенного и добродетельного поведения, представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей): двойная спираль, сформированная змеями, ― символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи ― плодотворные силы земного и потустороннего миров. В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15–16 вв. кадуцей стал символом медицины. С 19 в. кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (например, США), Африки и Азии.

Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей ― как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это ― эмблема медицины или коммерции.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800–600 гг. до н.э. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богини здоровья Гигиеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.

Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее.

Точного и узаконенного символа медицины в виде змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было.

По данным академика Е. Н. Павловского, чаша со змеей как символ медицины появилась лишь в 16 веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. В античном мире эмблемой медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Возможно, что эта эмблема олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все доброе начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф. Р. Бородулин. Он высказался так: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы». То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. Поэтому чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в XVIII в.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей была введена еще при Петре 1. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в СССР в 1924 году. Этот знак сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов войск.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей.

В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало является классическим символам чистоты и осторожности — качества необходимые врачу, но так как зеркало также является и символам роскаши, то чтобы избежать путаницы, его как символ осторожности стали изображать вместе со змеей – самым осторожным из животных.

Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие.

Древнеегипетского бога врачевания Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках — так называемым анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье. Позднее он был известен под названием «тау — крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета).

Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи).

Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6–5 вв. до н.э.), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом. Изображение свечи сопровождалось изречением: «Светя другим, сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя» и др.

В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения.

studfiles.net

ЭМБЛЕМЫ медицинские — Большая Медицинская Энциклопедия

ЭМБЛЕМЫ медицинские (греческий emblema вставка, выпуклое украшение) — изображения, символизирующие медицину вообще, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные медицинские специальности.

Рис. 1. Шумерская каменная ваза (кубок Гудеа), посвященная богу исцеления Нингишзиде, с изображением дракона, держащего посох, и змеи (22 век до нашей эры).
Рис. 2. Статуя античного бога медицины Асклепия с посохом, обвитым змеей.На протяжении многовекового развития медицина имела много Эмблемы некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие — ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем согласно которой они разделяются на две группы: общие и частные медицинские эмблемы. Общие медицинские эмблемы символизируют медицину вообще, частные медицинские эмблемы обозначают отдельные ее отрасли или направления. Данная классификация условна так как в истории медицины отдельные общие эмблемы со временем становились частными и, наоборот, частные эмблемы приобретали значение общих. Одна и та же частная эмблема в различные исторические периоды и в разных странах могла символизировать разные отрасли и направления медицины.
Рис. 3. Статуя античной богини здоровья Гигеи с чашей и змеей.

К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в том числе в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновения культа змеи ей приписывалась двойная роль — зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний (цветн. табл., ст. 176. рис. 1 и 2). В памятниках культуры Месопотамии (III тысячелетие до нашей эры) змея изображена на различных предметах, связанных с богом плодородия и исцеления Нингишзидой (рис. 1). Это, вероятно, одно из первых в истории изображений змеи в качестве медицинской эмблемы. Как эмблемы медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов (рис. 4). Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 века до нашей эры одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) — суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх (рис. 2, а также цвети, табл., ст. 170, рис. 3). В одном из древнегреческих мифов рассказывается. что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита. чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась вторая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей. Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем — атрибутом бога торговли Гермеса (Меркурия). представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями (рис. 5). В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15—16 века кадуцей стал символом медицины. С 19 века кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (напр., США), Африки и Азии.

Рис. 4. Крышка античной бронзовой аптечки с изображением змеи. Рис. 5. Кадуцей — крылатый жезл, обвитый двумя змеями. Рис. 6. Древнегреческая амфора с лавровым венком, обвитая змеей (с экслибриса, принадлежавшего медику). Рис. 7. Изображение чаши со змеей на вывеске Ратушной аптеки в г. Таллине (основана в 1422 году).

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 годы до нашей эры. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богинь здоровья Гигеи (рис. 3 и 8) и Салуты (цветн. табл., ст. 176. рис. 6). Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее (рис. 6 и 7, а также цветн. табл., ст. 176, рис. 5). В античном мире эмблемы медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Рис. 8. Памятная медаль, посвященная борьбе с чумой, с изображением обвитого змеей треножника Аполлона и Гигеи, держащей чашу (Россия, 18 век). Рис. 9. Металлический нагрудный знак французских медиков с изображением зеркала, обвитого змеей. Рис. 10. Древнегреческая монета с изображением Асклепия и двух кентавров. держащих факелы.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей (рис. 8). В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 века существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей (рис. 9). Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.

Рис. 11. Древнеегипетское изображение. Вверху анк Имхотепа (крестообразная петля) и две змеи.

Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие. Древнеегипетского бога медицины Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках — так наз. анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье (рис. 11). Позднее он был известен под названием «тау-крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета). Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи). У многих народов огонь считался одним из основных элементов природы. Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6—5 век до нашей эры), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. На некоторых скульптурах и барельефах изображение Асклепия сочетается с изображением горящего факела (рис. 10). Разные степени сближения обвитого змеей посоха и горящего факела отражают тенденцию к слиянию обеих эмблем, особенно на римских изображениях, где змея обвивает горящий факел. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом (рис. 12). Изображение свечи сопровождалось изречениями: «Aliis lucens uror» («Светя другим, сгораю»), «Aliis in serviendo ipse consumor» («Служа другим, уничтожаю себя») и др. Многие врачи и медицинские общества в 17 —18 века пользовались эмблемы, где вместо змеи была изображена свеча, о чем свидетельствуют, в частности, дошедшие до нас произведения изобразительного искусства (рис. 13). В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения (рис. 14).

Рис. 12. Герб Уильяма Гарвея с изображением горящей свечи, обвитой двумя змеями (памятная доска, обнаруженная в 1893 году на своде аудитории в Падуанском университете).

В СССР, как и в некоторых других странах, основной государственной общей медицинской эмблемой является изображение чаши, обвитой змеей (цветн. табл., ст. 176, рис. 4). Во многих зарубежных странах официальной эмблемой медицины является стилизованное изображение посоха, обвитого змеей (рис. 16).

ВОЗ на 1 Всемирной ассамблее здравоохранения в Женеве (1948) утвердила международную медицинскую эмблему, представляющую собой эмблему ООН (карта мира, окруженная венком оливковых ветвей золотого цвета на светло-голубом фоне в сочетании с посохом, обвитым змеями (рис. 15).

Рис. 13. Портрет чешского анатома 17 в. И. Йессена, ректора Карлова университета в Праге, с изображением его эмблемы — горящей свечи, обвитой лентой с надписью: «В исполнении своего долга нахожу я удовлетворение» . Рис. 14. Памятная медаль IV Международной конференции по санитарному просвещению с изображением горящего факела на фоне земного шара. Рис. 15. Эмблема Всемирной организации здравоохранения. Рис. 16. Современная официально принятая во многих странах эмблема медицины — стилизованное изображение посоха, обвитого змеей (красного цвета на белом фоне). Рис. 17. Изображение ландыша — средневековой эмблемы терапии (с титульного листа одной на первых польских книг, посвященных внутренним болезням). Рис. 18. Изображение лотарингского креста и цветков белой ромашки — эмблем борьбы с туберкулезом (фрагмент почтовой открытки, выпущенной в России перед первой мировой войной и распространявшейся в пользу больных туберкулезом)

Помимо общих медицинских эмблем имеется множество частных эмблем, обозначающих те или иные отрасли медицины. В период средневековая медики в Европе были разделены на две группы: врачей-интернистов (терапевтов) и хирургов. Одной из наиболее древних эмблем терапии является изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца (рис. 1). Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи — уринария (цветн. табл., ст. 1, рис. 7), руки, прощупывающей пульс, петуха и др. Эмблема врачей-пифагорейцев античного мира — пентаграмма (пятиконечная звезда, вычерченная пересекающимися линиями) — в эпоху средневековья стала эмблема хирургов (рис.19). Символами хирургии служили также изображения различных хирургических инструментов (рис. 22). Эмблема аптекарей, которые в эпоху средневековья в Европе объединялись в свои гильдии отдельно от терапевтов и хирургов, были изображения различных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего — аптекарской ступки с пестиком. Эмблема педиатров в ряде стран (Италия, Россия и др.) стало изображение "флорентийского младенца" — запеленутого до пояса ребенка. Впервые это изображение было исполнено Андреаделла Роббиа (A. della Robbia, 15 век) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции (рис. 20). В России с 18 века эмблемой ведомств, занимающихся призрением и лечением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью. Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства (рис. 23).

Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева (рис. 24). Не исключено, что прообразом этой эмблемы является платан Гиппократа — вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил и работал Гиппократ (цветн. табл., ст. 176, рис. 8). Эмблема ортопедии и травматологии — надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику (рис. 25). Эмблемой советского здравоохранения на выставках за рубежом и эмблемой кардиологии является изображение сердца на ладони (рис. 26). В 1962 году ВОЗ предложила специальную эмблему борьбы с малярией — изображение на фоне земного шара копья, обвитого змеей и направленного острием на малярийного комара (цветн. табл., ст. 176, рис. 9). Символ борьбы с онкологическими заболеваниями — краб, пронзенный стрелой дли шпагой (цветн. табл., ст. 176, рис. 10).

Рис 19. Издательский знак известного немецкого хирурга 16 век И. Зотера с изображен нем пентаграммы. Рис. 20. «Флорентийский младенец» — эмблема педиатрии (с экслибриса, принадлежавшего медику). Рис. 21. Печать Киевского цеха цирюльников с изображением различных инструментов. Рис. 22. Средневековая печать немецкого общества хирургов с изображением инструментов, совы (символ мудрости) и змеи.

Особое место среди медицинских эмблем занимают символы различных мед. организаций. Среди них самая массовая — Международный Красный Крест. В 1864 году в Женеве была подписана конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (см. Женевские конвенции). Эта конвенция установила отличительный знак обществ помощи раненым и больным: красный крест на белом поле. Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Прообразом знака был государственный флаг Швейцарии (белый крест на красном поле).

Этот символ служит эмблемой Международного Красного Креста и большинства национальных обществ Красного Креста (цветн. табл., ст. 176, рис. 11). Эмблемой аналогичных обществ в мусульманских странах — Афганистане, Пакистане, Турции, Иране (с 1980 год), арабских странах, а также в Азербайджанской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР — является красный полумесяц, в Иране до 1980 года— красный лев и солнце (цветн. табл., ст. 176, рис. 12). В эмблеме всесоюзной добровольной массовой общественной организации, объединяющей общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, сочетаются красный крест и красный полумесяц (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР).

Рис. 23. Изображения пеликана — эмблема донорства Рис. 24. Изображение векового дерева — эмблемы геронтологии. Рис. 25. Памятная медаль II Всесоюзного съезда травматологов и ортопедов с изображением надломленного деревца, подвязанного к столбикам. Рис. 26. Значок I Всесоюзного съезда кардиологов с изображением сердца на ладони. Рис. 27. Зарубежные эмблемы военно-медицинской службы.

Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображения лотарингского креста (крест с двумя горизонтальными линиями) и белой ромашки (рис. 18). Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 году (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста красного цвета в качестве международной эмблемы борьбы с туберкулезом.

Отдельную группу медицинских эмблем составляют военно-медицинские эмблемы В большинстве стран мира в качестве знаков отличия военно-медицинской службы использованы общемедицинские эмблемы в различных модификациях (рис. 27). В некоторых странах были созданы специальные отличительные знаки военно-медицинской службы.

Библиогр.: Грибанов Э. Д. Медицина в нумизматике, М., 1962; он же, История международных медицинских эмблем, М., 1976, библиогр.; Грибанов д. Д. и Георгадзе В. И. Эмблемы медицины, Тбилиси, 1979, библиогр.; Заблудовский П. Е. Медицинская эмблема, в кн.: Из истории мед.. под ред. К. Г. Васильева и др., т. 5, с. 133, Рига, 1963; ТарасоновВ. М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов, М., 1985; Liрp A. u. Gruber О. В. Die Kerze als Symbol dee Arzttums. Lpz., 1959. Bibliogr.; Schouten J. The rod and serpent of Asklepios, Symbol of medicine, Amsterdam a. o., 1967, bibliogr; он же, The pentagram as a medical symbol; an iconotogical study, Nieuwkoop, 1968.

Э. Д. Грибанов.

xn--90aw5c.xn--c1avg

Происхождение эмблемы медицины: vitalidrobishev

Современная эмблема медицины — змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, — утверждена в нашей стране еще в 1924 году, а затем получила широкое распространение и за ее пределами. Острые на язык студенты-медики, давно придумали трактовку знаку медицины: символ поясняет — медик не прост, он хитер как змей, да и выпить не дурак. А каково же происхождение этого знака?Змея сопровождает медиков с древних времен. Легендарный греческий врач Асклепий (мы его больше знаем в римской транскрипции — Эскулап) всегда изображался со змеей, поскольку благодаря змеям он стал не просто великим врачом, а даже врачом-богом, покровителем медицины. Вот что говорится об этом в греческом мифе. Уже будучи весьма известным, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, как вдруг посох обвила ядовитая змея. В страхе, Асклепий ударом посоха убил ее, но появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Трава воскресила убитую. Гениальный врач смекнул, в чем тут дело, разыскал такую траву, которую принесла змея, и собрав ее отправился на Крит, где воскресил ею сына царя Миноса.

Плита, найденная в г. Эфес с изображением символа медицины

Многие исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит потаенный страх человека перед змеями, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид ядовитой змеи. В древних преданиях нередко встречаются упоминания о различных мифических змееподобных существах, несших смерть человеку. При этом, части их тела и яд считались также сильными и универсальными лекарствами. Плиний Старший в «Естественной истории» писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») — змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «… словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд». Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример этого противоречия — чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

Первые изображения подобного символа медицины были датированы 800-600 гг. до н.э. Правда, в те времена змея и чаша существовали отдельно – в правой и левой руке богини здоровья Геи. Эмблему с сочетанием чаши и змеи, которую мы привыкли видеть, была предложена в XVI веке знаменитым врачом Парацельсом.

По мнению российского историка Ф.Р. Бородулина, чаша символизирует сосуд, где хранятся познания природы, которые из него должен черпать мудрый врач. Официально чаша со змей как отличительный признак военной медицины была введена Петром I. Широко распространена эмблема с чашей и змей среди фармацевтов.

На территории России изображение со змеёй, обвивающей ножку чаши, до сих пор считается эмблемой военно-медицинских войск.

Но чаша со змеей — это не единственный используемый символ медицины, есть и другие достаточно популярные.

Посох Асклепия

Истоки этой медицинской эмблемы идут ещё с VI в. до н.э и имеют греческие корни. Сам посох представляет собой суковатую палку, вокруг которой обвивается змея.

Легенда, рассказанная выше, дала толчок к тому, что на изображении первой международной эмблемы медицины был нарисован Асклепий, держащий в руке посох с обвившейся на нём змеёй.

В 1948 году, когда была проведена I Всемирная ассамблея здравоохранения, председателями ВОЗ в качестве эмблемы организации был выбрал посох, обитый змеёй, символизирующей медицину, который изображался на фоне земного шара, окаймлённого лавровыми ветвями – эмблема ООН.

Кадуцей (жезл Меркурия)

В мифологии древней Греции «кадуцей» обозначал жезл Гермеса (посланника богов, в римской мифологии — Меркурию). Жезл был обвит двумя змеями и увенчан крыльями. Змеи символизировали взаимодействие противоположностей. Впоследствии жезл стал символом уравновешенности и добродетельности. Поскольку кадуцей был неотъемлемой частью изображения посланника, он также олицетворял защиту тайны коммерческой и политической переписки.

Впрочем, в эмблеме медицины жезл предстает «древом жизни». Две обвивающие его змеи символизируют противопоставление мира живых и мира мёртвых, а сплетение их означает единство противоположных сил.

Красный крест и красный полумесяц

Красный крест изначально использовался в качестве эмблемы санитарной службы вооружённых сил, которая оказывала защиту и помощь больным и раненным.

Использование изображения и названия красного креста и красного полумесяца находится под контролем Женевских конвенций 1949 года, а также дополнительных протоколов к ним 1977 года.

В мусульманских странах вместо привычного для большинства европейских стран красного креста символом благотворительной помощи больным и раненный является красный полумесяц.

Одним из основателей знаменитой эмблемы красного креста стал Анри Дюнан, который в 1859 году был впечатлен количеством людских потерь в битве при Сольферино. Тогда армейские санитары не смогли справиться с большим количеством раненых, и одной из причин этому послужило отсутствие у них какого-либо отличительного признака, который мог быть опознан каждой из конфликтующих сторон.

Через 4 года, на Международной конференции в Женеве была принята эмблема обществ по оказанию помощи раненным военнослужащим. Этой эмблемой стал красный крест на белом фоне.

Восточный Кризис (1875–1878) и Русско-турецкая война (1877–1878) вызывали приток сотрудников Красного креста на территорию Османской империи. Но здесь деятельность МККК была разрешена лишь при смене изображения креста на эмблеме на полумесяц. В итоге на Женевской конвенции в 1949 году эмблемы красного креста и красного полумесяца на белом фоне были признаны в качестве защитных знаков военно-медицинских служб.

В настоящее время использовать эмблему Красного креста и красного полумесяца помимо Международной Федерации Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного Комитета Красного Креста разрешено национальным обществам и лицам, имеющим отношению к данной организации. В военное время изображение красного креста или полумесяца на белом фоне служит отличительным знаком и защитой военно-медицинских формирований, а также госпиталей, больниц и транспортных средств, оказывающих помощь нуждающимся. ©

vitalidrobishev.livejournal.com

Эмблемы медицины | Медицинская практика

Все прекрасно знают, что символом медицины является чаша со змеей или жезл, обвитый змеями. Что же все-таки означают эти символы и какова история их возникновения?

Посох Асклепия

Посох Асклепия — суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх — является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.  Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян — Эскулап) , сын бога света, правды и пророчеств Аполлона,  обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако,  Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. С тех времен  Асклепий стал почитаться как бог врачевания. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею, но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава и  воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.

Кадуцей

Греческим словом «кадуцей» («знак полномочий вестника») называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян — Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев. Змеи, обвившие кадуцей,  символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей. По этой причине  он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения. Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время кадуцей — это эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой интригующе разнообразную символическую фигуру.

Чаша со змеей

Чаша со змеей — это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема. Первые изображения чаши со змеей относятся к 800-600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и  чашей в другой. Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке  благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, змея  символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала, а также целебные свойства змеиного яда, широко использовавшегося тогда в медицине. Чаша — это сосуд, где хранился яд.

Звезда жизни

Известная медицинская эмблема — синяя «снежинка» — родом из Соединенных Штатов Америки. Там ее называют Звездой жизни — Star of Life. Эта медицинская эмблема сопровождает службу экстренной медицинской помощи (Emergency Medical Services), которую совместно контролируют Американская медицинская ассоциация  и Департамент здравоохранения, образования и социальной помощи США.

Каждый из 6 лучей синей  Звезды жизни означают одну из функций службы экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия. Эмблема Star of Life разработана Лео Шварцем, шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах. Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест. Синяя снежинка с шестью лучами была одобрена АМА и с 1 февраля 1977 года зарегистрирована как сертификационный знак от имени NHTSA.

Красный крест

В 1859 году швейцарец Анри Дюнан, путешествуя по Италии,  стал свидетелем битвы при Сольферино, после которой тысячи раненых солдат были оставлены без всякой помощи на поле боя. Тела погибших оказались во власти хищников и мародёров. Армейские санитарные службы не сумели справиться со своими обязанностями, и одной из причин этого было отсутствие у них какой-либо единой отличительной эмблемы, которую каждая из сторон конфликта могла бы легко опознать.В Женеве в 1863 году состоялась Международная конференция, которая пыталась найти решение проблемы малой эффективности работы армейских санитарных служб на поле боя. Участники конференции утвердили эмблему: красный крест на белом фоне, в качестве отличительного знака обществ оказания помощи раненым военнослужащим.

В 1864 году принята первая из Женевских конвенций,  и красный крест признан Дипломатической конференцией в качестве отличительного знака медицинских служб вооружённых сил.

Поделись статьей!

Еще статьи на эту тему

Теги: История

Рубрика: История

medpractik.ru

7. Медицинская эмблематика Медицинские эмблемы

Эмблемы медицинские (греч. emblēma вставка, выпуклое украшение) — изображения, символизирующие медицину вообще, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные медицинские специальности.

На протяжении многовекового развития медицина имела много эмблем, некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие — ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем, согласно которой они разделяются на две группы:

— общие медицинские эмблемы;

— частные медицинские эмблемы.

Общие медицинские эмблемы символизируют медицину вообще, частные медицинские эмблемы обозначают отдельные ее отрасли или направления.

Общие медицинские эмблемы

К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в т.ч. в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

В античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время «священного сна», часто вылизывали больные места ― глаза, раны. Римляне содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов.

Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 в. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) — суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций.

Эта эмблема была принята на I Всемирной Ассамблее здравоохранения в Женеве (1948 год) и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.

Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем («знак полномочий вестника») — атрибутом греческого бога торговли Гермеса (у римлян Меркурия).

Это символ уравновешенного и добродетельного поведения, представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей): двойная спираль, сформированная змеями, ― символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи ― плодотворные силы земного и потустороннего миров. В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15–16 вв. кадуцей стал символом медицины. С 19 в. кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (например, США), Африки и Азии.

Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей ― как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это ― эмблема медицины или коммерции.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800–600 гг. до н.э. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богини здоровья Гигиеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.

Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее.

Точного и узаконенного символа медицины в виде змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было.

По данным академика Е. Н. Павловского, чаша со змеей как символ медицины появилась лишь в 16 веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. В античном мире эмблемой медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Возможно, что эта эмблема олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все доброе начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф. Р. Бородулин. Он высказался так: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы». То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. Поэтому чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в XVIII в.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей была введена еще при Петре 1. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в СССР в 1924 году. Этот знак сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов войск.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей.

В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало является классическим символам чистоты и осторожности — качества необходимые врачу, но так как зеркало также является и символам роскаши, то чтобы избежать путаницы, его как символ осторожности стали изображать вместе со змеей – самым осторожным из животных.

Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие.

Древнеегипетского бога врачевания Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках — так называемым анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье. Позднее он был известен под названием «тау — крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета).

Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи).

Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6–5 вв. до н.э.), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом. Изображение свечи сопровождалось изречением: «Светя другим, сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя» и др.

В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения.

studfiles.net

1. Медицинская символика, и ее значение. История медицины

1. Медицинская символика, и ее значение

История медицины – это наука о развитии, совершенствовании медицинских знаний, медицинской деятельности разных народов мира на протяжении всей истории человечества, которая находится в неразрывной связи с философией, историей, естествознанием, развитием культуры. По сути, история медицины изучает закономерности развития медицины и врачевания, их историю с древнейших времен до современности.

Медицинская эмблема – это условное изображение, которое символизирует медицинскую сферу, принадлежность к медицинской профессии, различные отрасли в области медицины, какие-то отдельные медицинские специальности.

Существует ряд общих медицинских эмблем:

1) изображение змеи, в том числе в сочетании с чашей, с треножником Аполлона, свечой, зеркалом, посохом;

2) изображение сердца на ладони;

3) изображение горящей свечи, символизирующие какое-то определенное направление в области медицины:

а) символы терапии – ландыш, флорентийский младенец, пеликан, уринарий (сосуд для сбора мочи), рука, которая прощупывает пульс;

б) символы хирургии – капля крови, различные хирургические инструменты, пентаграмма;

в) различные военно-медицинские эмблемы, эмблемы различных медицинских обществ.

Первые надписи и изображения, которые олицетворяли медицину, появились на монетах в Древней Греции. Наряду с богами и правителями чеканилась змея.

В некоторых случаях она была одна, в некоторых – с треножником Аполлона, в других – с посохом Асклепия.

Рассмотрим змею как медицинскую эмблему. В первобытном обществе она была одним из главных тотемных животных. В мифологии древних цивилизаций (Вавилон, Египет, Месопотамия, Китай, Индия) достаточно часто отражалась связь между змеей и плодородием. Змея – существо двойственное, мудрое и коварное, которое способно как предать, так и помочь. Змея олицетворяла знание, мудрость, бессмертие, могущество.

Если же обратиться к Вавилону, то змея была эмблемой бога врачей. Со змеей связывали омоложение, выздоровление, мудрость.

В Египте змея была символом бога Тота. Этот бог был покровителем врачей. А вот Богиня здоровья и жизни (Изида) изображалась со змеями, которые олицетворяли вечную жизнь.

Еще одна эмблема – жезл Гермеса (у римлян – жезл Меркурия). Надо сказать, что в эпоху Возрождения врачи считали себя торговцами, а Гермеса – соответственно своим покровителем.

Рассмотрим еще одну эмблему – эмблему Всемирной организации здравоохранения: эмблема представляет собой посох, который расположен вертикально и обвит змеей. Изображается на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара (это эмблема ООН).

Гуманизм медицины как науки воспитывает чувство гордости и уважения к врачебной профессии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Змея как символ медицины / Центр восточной традиционной медицины, лечение, диагностика, аптека, фитопрепараты

У современного человека змея ассоциируется, скорее, с чем-то неприятным. Тем не менее, именно змея является общепринятым символом медицины во всем мире, причем с давних времен.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.

Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Именно ужи - эскулаповы змеи - жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места - глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают эти исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами. Возможно, хотя объяснение, пожалуй, не очень убедительное. Тем более, что змея всегда была символом мудрости, учености, т.е. альтернативы незнания.

В мифологии стран Древнего Востока змеи фигурировали часто, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и врачеванием их. У африканских народов змея тоже часто была связана с врачеванием. Объясняется это, очевидно, тем, что в Африке врачеванием занимались колдуны, они же, как правило, были и заклинателями змей. Символом колдуна была змея. Вот так и получалось: змея колдун - лечебная магия. Потом колдун почему-то выпал из этой цепочки, и остались змея и лечебная магия.

В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание в целом. Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей» а, может быть, и вовсе были первыми учеными на Земле. Поэтому именно змея осталась их профессиональной эмблемой.

И всё же, трудно с определённостью сказать, почему так случилось: у нас нет почти никаких фактов, кроме одного факта - символа медицины - змеи.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.

Однако самыми известными стали три эмблемы медицины: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.

Посох Асклепия

 

Посох Асклепия - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх — является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.

Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян - Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) - сын бога света, правды и пророчеств Аполлона - обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса. Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблее здравоохранения в 1948 г. и состоит в сущности из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея). 

 

Кадуцей (жезл Меркурия)

Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800— 600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Тигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.

Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.

Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена еще при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 (1922?) году. Этот знак эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности. Во всяком случае, именно это считается абсолютным основанием для отказа в регистрации этого символа в качестве товарного знака фармацевтических фирм.Видимо стоит упомянуть и две очень распространенные шутливые интерпретации эмблемы «Чаша со змеей». Первая - девиз медиков: «Хитер, как змей, и выпить не дурак». Вторая - общенародная с многочисленными вариациями: «Тёща ест мороженное».

ctvm.kz


Смотрите также