Тест по МХК для учащихся 10-ых классов по теме «Древние цивилизации». Древние цивилизации мхк


Древние цивилизации - Сайт учителя МХК Романовой Ольги Владимировны" Сердце, воображение и разум "

Первобытное общество – это общество, которое охватывает время, когда существовали на земле первые люди, и появлялись первые государства.

Отличительной чертой такого общества, в большинстве своем, является труд всем коллективом, и такое же потребление. По словам ученых, материнский род, является главной ячейкой в таком обществе. В будущем же, большесемейная, а за ней и соседская, общины, сменили этот род. Когда же, возникли первые дома, принадлежащие отдельным группам, появились отдельные группы первобытных людей, у которых дела в хозяйстве и во всем другом шли намного лучше, чем у других, когда появилось первое государство, все это сформировалось, вследствие разделения труда на общественном уровне, а также в успешных делах по производству материальных благ.

Когда первобытное общество эволюционировало до такого понятия как государство, это значит, что переход от «стада» к роду в нем, завершился, и называть такое общество первобытным, уже не приемлемо, так как, оно является человеческим.

Алексеев В. П., Першиц А. И.История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История».— М.: Высш. шк., 1990.— 351 с: ил.

Введение

Глава 1. Источниковедение и историография истории первобытного общества.1. Источниковедение первобытной истории2. Историография первобытной истории

Глава 2. Становление первобытного общества: эпоха праобщины.1. Происхождение человека2. Возникновение человеческого общества3. Возникновение и развитие мышления и речи 4. Истоки идеологических представлений

Глава 3. Зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины.1. Завершение процесса антропогенеза2. Возникновение обшинно-родового строя3. Стадия раннепервобытной (раннеродовой) общины4. Стадия позднепервобытной (позднеродовой) общины

Глава 4. Разложение первобытного общества: эпоха классообразования.1. Подъем производства2. Вызревание институтов классового общества 3. Переворот в положении полов4. Брак и семья5. Общинная и родоплеменная организация 6. Духовная культура

Глава 5. Первобытное общество и цивилизации.1. Остатки первобытности в классовых обществах

ГлоссарийЛитература

Статьи:Patria potestas, или кто главный? Власть в первобытном обществе

Социальные нормы первобытного общества и причины их появления

Первобытные религии - корни мировых воззрений

mhkromanova.jimdo.com

Древние цивилизации-свет с Востока-презентации по мхк

 Древние цивилизации – свет с Востока. Презентация «Древние цивилизации» поможет сделать более наглядным и ярким знакомство учащихся с понятием «цивилизация», активизировать внимание и мотивировать к дальнейшей работе. После завершения работы над темой «Первобытная культура» предстоит несколько уроков посвятить знакомству с художественной культурой древних цивилизаций.

Древние цивилизации-презентация по мхк

Кнопка "Скачать" для сайта

Древние цивилизации – свет с Востока

 

Столетия – фонарики! О, сколько вас во тьме,

На прочной нити времени, протянутой в уме!

Огни многообразные, вы тешите мой взгляд…

То яркие, то тусклые фонарики горят.

Сверкают, разноцветные, в причудливом саду,

В котором, очарованный, и я теперь иду.

Вот пламенные красные ‒ подряд по десяти.

Ассирия! Ассирия! Мне мимо не пройти!

Хочу полюбоваться я на твой багряный свет:

Цветы в крови, трава в крови, и в небе красный след.

А вот гирлянда жёлтая квадратных фонарей.

Египет! Сила странная в неяркости твоей!

Пронизывает глуби все твой беспощадный луч,

И тянется властительно с земли до самых туч.

Но что горит высоко там и что слепит мой взор?

Над озером, о, Индия, застыл твой метеор.

Взнесённый, неподвижен он, в пространствах ‒ брат звезде,

Но пляшут отражения, как змеи, по воде.

Широкая, свободная аллея вдаль влечёт,

Простым, но ясным светочем украшен строгий вход.

Тебя ли не признаю я, святой Периклов век!

Ты ясностью, прекрасностью победно мрак рассек!

Вхожу: всё блеском залито, все сны воплощены,

Все краски, все сверкания, все тени сплетены!

О, Рим, свет ослепительный одиннадцати чаш:

Ты белый, торжествующий, ты нам родной, ты наш!

Валерий Брюсов. Фонарики

 

Урок, посвящённый древним цивилизациям, я, обыкновенно, начинаю с проверки знаний учащихся о первобытной культуре, предлагая ответить на вопросы кроссворда, в котором ключевым словом является «цивилизация». Соответственно, в кроссворде 11 вопросов.

Кроссворд

  1. Страна, в которой обнаружили пещеру Ласко. (Франция)
  2. Изображение, процарапанное или выбитое в камне. (Петроглиф)
  3. Главный герой палеолитической живописи. (Зверь)
  4. Пещера в Испании, в которой впервые обнаружена пещерная живопись. (Альтамира)
  5. Пещера во Франции, которую называют «доисторической Сикстинской капеллой». (Ласко)
  6. Одиночно стоящий огромный камень, служащий ритуальным целям. (Менгир)
  7. Древнейшая религия, связанная с верой в существование души и духов. (Анимизм)
  8. Древний каменный век. (Палеолит)
  9. Герой солярных мифов. (Солнце)
  10. Магический ритуал общения шамана с духами. (Камлание)
  11. Одна из важнейших составляющих первобытного синкретизма. (Магия)

Кроссворд "Цивилизация"-иллюстрация

К сожалению, анимация в презентации будет работать только в программе PowerPoint!

Следующие слайды презентации могут служить своеобразным планом урока для преподавателя. Ребятам предлагается активно участвовать в работе. Их ответы на вопросы учителя обобщаются и уточняются с помощью слайдов презентации. В итоге, учащиеся усвоят, чем цивилизация отличается от первобытного общества, что объединяет все древние цивилизации. Последний слайд поможет вспомнить некоторые из древнейших цивилизаций.

На моём сайте вы найдёте презентации, посвящённые древним цивилизациям:

Искусство и религии Древнего Египта

Искусство и религии Древней Греции

Своя игра-Искусство древних цивилизаций

Успехов, коллеги!

Понравился материал? Поделитесь!

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

jauchitel.ru

Тест по МХК для учащихся 10-ых классов по теме «Древние цивилизации»

Тест по МХК для учащихся 10-ых классов по теме «Древние цивилизации».

Вариант 1.

Вопрос 1. Изображение каких 25 цветных животных в натуральную величину было найдено в пещере Альтамира?

а) лошадей б) бизонов в) коров г) слонов

Вопрос 2. Самый длительный период истории человечества и его культуры:

а) каменный век б) палеолит в) мезолит г) неолит

Вопрос 3. Дольмены – это:

а) продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м)

б) 4 вертикальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой

в) каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре

г) всё вышеперечисленное

Вопрос 4. Пирамида, которая имела вначале высоту 146 м, а теперь – 137 м:

а) Хефрена б) Хеопса в) Микерина г) Джосера

Вопрос 5. Деревянную скульптуру царского сановника Каапера называют:

а) «Виллендорфским учёным»

б) «Сельским старостой»

в) «Добрым человеком»

г) «Прославленным писцом»

Вопрос 6. Самое почётное место среди музыкальных инструментов Древнего Египта занимает:

а) свирель б) тромбон в) арфа г) барабан

Вопрос 7. Позднейшая шумерская письменность называется:

а) клинопись б) иероглифы в) алфавит г) палеография

Вопрос 8. Зиккураты – это…

Вопрос 9. Подготовьте доклад про (на выбор):

а) искусство ацтеков б) художественную культуру майя в) искусство инков

Тест по МХК для учащихся 10-ых классов по теме «Древние цивилизации».

Вариант 2.

Вопрос 1. В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру с наскальной живописью:

а) Шове б) Ласко в) Альтамира г) Куэва-де-лас-Манос

Вопрос 2. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые:

а) равиоли б) спагетти в) макароны г) пенне

Вопрос 3. Обобщённый образ хранительницы очага, символ плодородия в эпоху палеолита:

а) «Матери» б) «Венеры» в) «Урании» г) «Музы»

Вопрос 4. Самый известный кромлех – это:

а) Эйвбери б) Караундж в) Гёбекли-Тепе г) Стоунхендж

Вопрос 5. Храм бога Гора эпохи Позднего царства находится в:

а) Эдфу б) Карнаке в) Луксоре г) Каире

Вопрос 6. Самое пышное музыкальное сопровождение в Египте сопутствовало культу:

а) Осириса б) Тутанхамона в) Ра г) Диониса

Вопрос 7. В 669-633 гг. до н. э. в Ниневии была создана знаменитая библиотека царя:

а) Римуша

б) Син-шуму-лишира

в) Ашшур-бани-пала

г) Семирамиды

Вопрос 8. Пандусы – это…

Вопрос 9. Подготовьте доклад про (на выбор):

а) искусство ацтеков

б) художественную культуру майя

в) искусство инков

infourok.ru

МХК. 8 класс. Урок 5. Тема. Древнейшие цивилизации. Древнеегипетская цивилизация. Вводный урок.

МХК. 8 класс.

Урок 5. Тема. Древнейшие цивилизации. Древнеегипетская цивилизация. Вводный урок.

Цель. На примере художественной культуры Древнего Египта проследить этапы развития человечества.

Ход урока.

Из года в год вы становитесь старше, взрослеете, так становилось старше и взрослело человечество, и в своем развитии достигло уровня цивилизации. Тема нашего урока «Древнеегипетская цивилизация». Наша с вами цель: на примере художественной культуры Древнего Египта проследить этапы развития человечества. Что из названия темы вам уже хорошо известно? (Цивилизация). Следовательно, из названия темы, какой можно сделать вывод? Обсудите в группах (2 минуты).

Учитель: Египетская цивилизация, возникшая примерно в 4 тыс. до н.э. в северо-восточной части Африки (слайд 2) располагалась в долине реки Нил, которая начинается в горах Нубии и заканчивается широкой дельтой, впадающей в средиземное море (слайд 3). Существование Египта целиком и полностью зависело от разливов Нила, после которых оставался слой плодородных наносов, пригодных для земледелия (слайд 3) Вот и весь Египет, которые древние называли - Та-Кемет – черная земля. Египтяне обожествляли Нил, изображали его в образе бога Хапи, и создавали в его честь гимны (слайд 4). Я прошу вас прочесть один из многочисленных гимнов и ответить на вопрос – «В каких по счету строках говорится о плодородной роли Нила?»

Гимн Нилу (времени Нового царства)

4. Ты - владыка рыб, обильный зерном,Дарующий Египту птицу и рыбу!

7. Насыщающий людей скотом,А скот - полями,

8. Зеленей же, зеленей же,О, Хапи, зеленей же!"

6. Зеленей же, зеленей же,О, Хапи, зеленей же,

1. "Да живет благой бог, возлюбленный Нуном,Хапи, отец богов и Девятки в волнах!

3. Ты - единственный, сотворивший самого себя,И не знают твоей сущности!В день, когда ты выходишь из своей пещеры,Радостно каждое лицо!

2. Пища, питание, еда Египта,Оживляющий всех своим питанием!На его путях - изобилие, на его пальцах - пища,И люди ликуют, когда он приходит.

5. Не ведает твоей сущности Девятка,А ты - их жизнь!При твоем приходе удваиваются их жертвыИ наполняются их алтари.Они приветствуют тебя кликами,Ибо ты возрождаешь их.

Учитель:Само изображение бога Хапи дает представление о том, что для Египтян Нил (или Хапи) был источником плодородия. Посмотрите на его крупный живот и грудь (знак материнства) и вспомните женские образы в первобытном искусстве. В руках Хапи держит сосуд с водой, что указывает на то, что перед нами речное божество.

Можно ли сказать, что обращаясь к Богу Хапи - египтяне обращались к нему как к человеку? Какие слова служат подтверждением этому?

Обучающиеся: дарующий, владыка, созидающий, собственным сердцем и т.д.

Учитель:таким образом, египтяне одухотворяли, очеловечивали окружающий мир и говорили - «Земля возлюбленная». Можно ли согласиться с этим высказыванием? Обсудите в группах. (2 минуты).

Обучающиеся: «земля возлюбленная – плодородная, климатические условия, вода, очеловечивание окружающего мира» и т.д.

Учитель: но как появилась моя земля? Что есть мир окружающий, и как он произошел? Свои ответы человек отражал в мифах. Что такое миф? Миф – это своего рода рассказ о некоем «творении», где нам сообщается, каким образом что-либо произошло. Такие мифы есть у всех народов мира. В качестве примера я предлагаю познакомиться с мифами египетским и удмуртским и заполнить таблицу. Что общего и в чем разница? (работа в парах – 5 минут).

Египетский миф о сотворении земли.

Не всегда цвела и благоухала «Черная Земля» - Та-Кемет. Давным-давно на месте городов с их храмами и дворцами. На месте орошаемых полей ничего не было. Не было даже земли. Был Хаос – бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун. И ничего не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия.

Но однажды случилось чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась и на поверхности появился великий бог Ра. – «Я есть, я существую!» - воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. – «Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество велико! Я сумел сам себя создать из вод океана! Я первый бог во вселенной, и я сотворю других богов!».

А вокруг, как и прежде все было объято непроглядным мраком. В океане не было даже клочка твердой земли на которой могла бы ступить нога бога. Воспарил Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенистых брызг выросла первая суша – холм Бен-Бен.

Задумал в своем сердце Ра создать богов, представил он себе их образы… и выдохнул из своего рта первого бога ветра и воздуха Шу и богиню влаги Тефнут женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле. Но тут случилось несчастье. Первые боги потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг. В отчаянии вырвал Ра у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей.

Нескоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их отцу. Обрадовался Ра. И превратил он свой глаз в змею и поместил Солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей.

Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на богине Тефнут. У них родились дети, вторая божественная пара: бог земли Геб и богиня неба Нут. А они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Стало теперь богов девять. Так и возникла Великая Девятка богов.

Удмуртский миф о сотворении земли

(записан в 19 веке венгерским ученым Бернатом Мункачи)

Вместо этого мира раньше ничего не было: только вода со всех сторон, Инмар плавал по этим водам в большой лодке. Так, плавая, однажды сказал Инмар: «Как бы это мне здесь мир сотворить?» и позвал Шайтана. Когда Шайтан прибыл, Инмар сказал ему: «Нырни-ка ты в эту воду и, если на дне найдешь что-нибудь, принеси во рту!». Шайтан по слову Инмара начал нырять в воду. Долго-долго опускаясь, наконец, достиг Шайтан дна, захватил в рот песку и поднялся. Приплыл к Инмару, тот повелел весь песок изо рта выплюнуть. Шайтан, услышав это, подумал: «Почему это Инмар не велит ни одной песчинки оставить?» - и выплюнул не весь песок. А тот песок, что он выплюнул, тут же стал на поверхности вод расти, расти, и возникла земля. И оставшийся во рту у Шайтана песок расти начал. Инмар увидел раздувшиеся щеки Шайтана и воскликнул: «Почему ты меня ослушался, ведь сказал я тебе все до последней песчинки выплюнуть!» и велел выплюнуть оставшуюся землю. Если б этой земли во рту Шайтан не оставил, вся поверхность земли была бы ровной, а из-за нее на земле овраги да ямы, да высокие горы возникли.

Триада Богов:

Инмар – Бог-творец всего сущего на земле.

Куазь – божество погоды и атмосферных явлений.

Кылдысин ( Мукылдысин, Мукылчи) – божество земли и плодородия.

Заполнение таблицы (слайд 6):

Удмуртский миф

Египетский миф

Бог-демиург

вода

земля (с помощью Шайтана)

триада богов (равноценны)

изображение богов отсутствует

Бог-демиург

вода

земля (холм Бен-Бен - сам Ра)

девятка богов (иерархия) Гелиопольская девятка (с возвышением V династии, происходившей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту)

Запишите в тетрадях имена удмуртских богов.

Учитель: Обожествление природы не случайно – человек осознает значимость окружающего его мира. Какой пример и урок мы, люди 21 века, можем взять для себя от наших предков. Работа в парах 2 минуты (бережное отношение к природе)

В своем почитании богов удмурты не стремились к их изображению, в отличие от египтян. Египтяне изображали богов таким образом (слайды с 8) В чем заключается особенность изображения богов? (человеческое тело, голова животного)

Заключение.

Учитель: Уместно ли высказывание о Египте «Земля возлюбленная» (слайд 9)? Почему? (рефлексия)

Ученики: все, что окружало древнего египтянина, он обожествлял, т.е. наделял душой, очеловечивал. Мир, который его окружал, был таким же живым, как и он сам.

Цель нашего урока была (слайд 10): на примере художественной культуры Древнего Египта проследить этапы развития человечества. Таким образом, можно сделать вывод (слайд 11– учитель совместно с обучающимися): первобытный человек пытается познать этот мир и свои познания он отражает в рисунках, и в первую очередь изображает животных. В дальнейшем, в частности в древнеегипетской культуре, человек еще не выделяет себя из мира животных (в Древнем Египте сильно развит культ животных), но пытается окружающий мир очеловечить, таким образом, через окружающий мир человек познает себя.

Домашнее задание (слайд 12): отразите египетский и удмуртский мифы в творческих работах.

obrazbase.ru


Смотрите также