Древние цивилизации лекция. Открытый урок истории в 10 классе на тему " Древние цивилизации. Факторы формирования цивилизации."
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция Цивилизации Востока в эпоху древнего мира. Древние цивилизации лекция


Лекция. Древние цивилизации Южной Америки

В Южной Америке, почти одновременно с Ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н. э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавин, похожая на ольмекскую, хотя и не связанная с ней.

На рубеже нашей эры в северной части прибрежной зоны Перу появляется цивилизация Мочика, а на юге -цивилизация Наска. Несколько позже в горах севера Боливии сложилась оригинальная культура Тиауанако. Эти цивилизации Южной Америки в некоторых отношениях уступали культурам Мезоамерики: у них не было иероглифического письма, точного календаря и т. д. Но во многом другом - особенно в технологии - они превосходили Мезоамерику. Уже со II тыс. до н. э. индейцы Перу и Боливии выплавляли металлы, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только прекрасные украшения, но и орудия труда - лопаты и мотыги.

Они имели развитое земледелие, строили великолепные храмы, создавали монументальные скульптуры, изготовляли/ прекрасные керамические изделия с полихромной росписью. Широкую известность приобрели их тонкие ткани из хлопка и шерсти. В I тыс. н. э. производство металлических изделий, керамики и тканей достигло больших размеров и высокого уровня, и именно оно составляло неповторимое своеобразие южноамериканских цивилизаций классического периода.

Постклассический период (X - XVI века н. э.) отмечен возникновением и исчезновением множества государств как в горных, так и в прибрежных зонах Южной Америки. В XIV веке инки создают в горной зоне государство Тауатин-суйу, которому после длительных воин с соседними небольшими государствами удается выйти победителем и подчинить себе все остальные.

В XV веке оно превращается в гигантскую и знаменитую Империю инков с огромной территорией и населением около 6 млн. человек. Во главе огромной державы стоял божественный правитель, сын Солнца Инка, опиравшийся на наследственную аристократию и касту жрецов.

Основу экономики составляло земледелие, главными культурами которого были кукуруза, картофель, фасоль, красный перец. Государство инков отличалось эффективной организацией общественных работ, именуемых "мита". Мита означала обязанность всех подданных империи отрабатывать один месяц в году на строительстве объектов государственного назначения. Она позволяла собирать в одном месте десятки тысяч людей, благодаря чему в короткие сроки строились оросительные каналы, крепости, дороги, мосты и т. д.

С севера на юг Страну инков пересекали две параллельные дороги, одна из которых имела протяженность более пяти тысяч км. Эти магистрали соединялись друг с другом большим количеством поперечных дорог, что создавало прекрасную сеть коммуникаций. Вдоль дорог через определенные расстояния находились почтовые станции, склады с продуктами и необходимыми материалами. В Тауатинсуйу действовала государственная почта.

Духовно-религиозная жизнь и вопросы культа находились в ведении жрецов. Верховным божеством считался Виракоча - Творец мира и остальных богов. Другими божествами были бог золотого Солнца Инги, бог погоды, грома и молнии Ильпа. Особое место занимали древние культы матери Земли Мама Пача и матери моря Мама Кочи. Поклонение богам происходило в каменных храмах, украшенных внутри золотом.

Государство регламентировало все стороны жизни, включая личную жизнь граждан империи. Все инки до определенного возраста должны были вступить в брак. Если этого не случалось, то,данный вопрос решал государственный чиновник по своему усмотрению, причем его решение было обязательным к исполнению.

Хотя инки не имели настоящей письменности, это не помешало им создать прекрасные мифы, легенды, эпические поэмы, религиозные гимны, а также драматические произведения. К сожалению, от этого духовного богатства мало что сохранилось.

Наивысшего расцвета культура инков достигла в начале XVI века. Однако это процветание длилось недолго. В 1532 г. самая могущественная империя доколумбовой Америки почти без сопротивления покорилась европейцам. Небольшой группе испанских завоевателей во главе с Франсиско Писарро удалось убить Инку Атауальпу, что парализовало волю к сопротивлению его народа, и великая Империя инков прекратила свое существование. Культура

studfiles.net

Лекция Цивилизации Востока в эпоху древнего мира

1. Где располагались Афины и Спарта? Подумайте, какое значение для экономического развития этих полисов имело их географическое положение В чем были преимущества Афин?

2. Сравните законы Ликурга и Солона. Какую роль они сыграли в дальнейшей жизни Афин и Спарты? Отвечая на этот вопрос, сопоставьте экономические и политические особенности полисов.

3. В каком из двух полисов, в Афинах или в Спарте, получила развитие частная собственность? Подумайте, существует ли связь между частной собственностью и товарно-денежными отношениями.

4. Спартиаты называли свое государство общиной равных. Считаете ли вы правильным такое определение? Во всех ли областях жизни спартиаты действительно были равны?

5. Какой из двух путей развития полиса кажется вам самым перспективным? Почему? Где вы сами предпочли бы жить — в Афинах или в Спарте?

6. Расскажите, как развивалась борьба за лидерство между Афинами и Спартой. Почему попытки объединить Грецию под властью того или другого полиса оказались неудачными? Что не нравилось союзникам в политике Афин? Как должны были реагировать демократические полисы на победу Спарты?

7. Объясните, в чем причины кризиса полиса. Почему А. Тойнби считал, что кризис полиса — это кризис всей цивилизации?

4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА

Вопросы и задания

1. Что такое философия? Когда она возникла в Греции?

2. Как объясняли происхождение и устройство мира первые греческие философы? Подумайте, кому из них принадлежит высказывание: «Необходимо знать всеобщий закон, что борьба и есть справедливость, что все возникает в борьбе по непреклонному закону необходимости»?

3. Что в человеке интересовало в первую очередь греческих поэтов-лириков? Сравните с религиозной лирикой Востока, с которой вы познакомились в предыдущей главе

4. Какой смысл вкладывали авторы трагедий в заключительные сцены гибели своих героев? Почему трагедия всегда заканчивалась смертью главного героя?

5. Какое значение для воспитания свободной личности имела софистика?

6. Согласны ли вы с высказыванием Протагора о том, что «о каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения»? Попробуйте привести примеры, которые это подтверждают или опровергают.

7. Почему фраза «Познай самого себя» была так важна для Сократа? Что такое эйдосы Платона? Как может душа человека достичь мира эйдосов? Почему Платон, живший в Афинах, во многом руководствовался примером Спарты, когда рисовал образ идеального государства? Что не нравилось Платону в демократическом строе Афин?

5. ПОСЛЕДНЯЯ ФАЗА ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА

Вопросы и задания

1. Какие территории включала в себя империя Александра Македонского? Какие древние цивилизации Востока вошли в ее состав?

2. Какой этап в истории Греции называют эллинистическим?

3. Расскажите о том, что привнесли греки в жизнь завоеванных стран Востока. Какие элементы жизни восточных цивилизаций были усвоены греками? Какая форма правления установилась в эллинистических государствах? Как в эту эпоху изменился полис? Почему?

4. Какие философские системы появляются в эпоху эллинизма? Какие новые идеалы жизни выдвигают философы эллинистической Греции? Почему?

5. В чем заключалось значение эпохи эллинизма для дальнейшей истории Запада и Востока?Соотнести понятия и их определения

Понятия

  1. Автаркия
  2. Газа
  3. Гелиэя
  4. Гесиод
  5. Гоплиты
  6. Демократия
  7. Коллегия архонтов (9 человек)
  8. Лакедемон
  9. Метрополия
  10. Натуральное хозяйство
  11. Олигархия
  12. Полис
  13. Система ценностей
  14. Совет пятисот
  15. Софистика
  16. Тиран
  17. Философия
  18. Эллинизм
  19. Эрида
Определения понятий
  1. в переводе с греческого «мать-город». Город-государство, из которого осуществляется колонизация.
  2. город-государство. Оно состояло из самого города и прилегающих к нему территорий.
  3. система нравственных норм, идеалов, которые определяют поведение человека, его отношение к себе, окружающему миру.
  4. «самообеспеченность», «самодостаточность».
  5. в переводе с греческого «единоличный правитель». Это слово не имело отрицательного смысла. Тираны нередко способствовали процветанию полисов.
  6. в буквальном переводе с греческого «власть меньшинства».
  7. в буквальном переводе с греческого «власть народа».
  8. хозяйство, в котором продукты труда предназначаются для внутреннего потребления, а не для продажи на рынке.
  9. высший орган управления в Афинах в VII—VI вв. до н. э.
  10. высший орган управления.
  11. высший суд, коллегия стратегов (военачальников).
  12. Философия — наука о законах развития природы, общества и человека.
  13. от греческого слова «софистай» — «учитель мудрости».
  14. эпоха с 323 г. до н. э., когда на месте империи Александра Македонского стали появляться отдельные государства, и до 30 г. до н. э., когда римляне завоевали Египет, который дольше других эллинистических государств сохранял независимость.
  15. тяжеловооруженные воины.
  16. второе название Спарты (Лаконикой называлась область, где располагалась Спарта).
  17. богиня вражды, раздоров в Древней Греции.
  18. древнегреческий эпический поэт (конец VIII в. до н. э.)
  19. крупнейший торговый город в Палестине. После длительной осады был взят и жестоко разграблен войсками Александра Македонского.

Лекция III.Цивилизация Древнего Рима

 описание: http://school-103.nios.ru/images/ris%2005.jpg

     Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Поэтому между историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? Некоторые известные ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. К их числу относятся прежде всего немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) и А. Тойнби, которые считали, что история Рима — это всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной) цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян — в технике, прикладных науках, в законодательстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием.

     Другие историки, и их большинство, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей и государственность, резко отличающие его от Древней Греции. Те черты культуры, которые О. Шпенглер и А. Тойнби приписывали «вырождению», оцениваются иначе: как проявление особой направленности в развитии римской цивилизации.

1.Истоки римской цивилизации.

     Римляне гордились тем, что в отличие от многих других народов знают историю своей страны до глубокой древности, начиная с того дня, когда, по преданию был основан Рим — 21 апреля 753 г. до н. э. На самом деле древнейший период римской истории хранит много загадок, которые и по сей день вызывают споры между учеными.

     Апеннинский полуостров

     Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской. Апеннинский полуостров, отгороженный от материка Альпами, омывается с запада Тирренским морем, а с востока — Адриатическим, которые являются частями Средиземного моря. Правда, в отличие от Греции береговая линия Италии изрезана гораздо меньше: там нет большого количества удобных гаваней и островов, которые так облегчали жизнь греческим мореплавателям. Но это не помешало Риму стать крупнейшей морской державой. Самые удобные бухты были в Неаполитанском заливе и в устье Тибра.

    Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. Условия для земледелия были не так благодатны, как, например, в Египте или в Междуречье, хотя многие античные историки с похвалой отзывались об изобильной растительности и других природных богатствах Италии.

     Римляне и их соседи

     В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.

     В VIII в. до н. э., т. е. в эпоху зарождения римской цивилизации, все эти племена еще не вышли окончательно из состояния первобытности. Но рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, — греческие, карфагенские поселенцы и племя этрусков.

     В VIII—VI вв. до н. э. греческие колонисты расселялись по берегам Южной и Средней Италии, а также в Сицилии. Там возникли города, среди них Неаполь и Сиракузы — крупные торговые и культурные центры. Это сыграло большую роль для развития будущей римской цивилизации. Ведь в городах-колониях устанавливались те же формы управления государством, что и в самой Греции, расцветали философия, литература и искусство. Греческая техника, мифология, алфавит, навыки ведения сельского хозяйства, политическое устройство — все это в той или иной степени оказывало влияние на племена, населявшие Италию.

     Западная часть Сицилии была колонизирована карфагенянами. Карфаген — в будущем главный враг Рима — был самой крупной североафриканской колонией финикийцев. Он находился на территории современного Туниса. Карфаген — важнейший центр посреднической торговли, был фактически самостоятелен и сам рассылал колонистов по берегам Средиземного моря. Карфагеняне были грозными противниками греков: в VII—VI вв. до н. э. они вели с ними упорную борьбу за Сицилию и сумели покорить значительную часть острова.

     С племенем этрусков связано много загадок: неизвестно его происхождение, хотя большинство историков считают, что этруски пришли в Италию откуда-то с Востока. Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось. И все-таки от культуры этрусков сохранилось достаточно много, чтобы судить о ее высоком уровне. Этруски были ближайшими соседями римлян: они занимали область, которая называлась Этрурией (в районе современной Тосканы). Там воздвигались города с правильной прямоугольной планировкой и каменными домами и храмами. Этруски занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом.

     Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов — с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти — пучки прутьев с вложенными в них топориками. Через этрусков перенималась греческая культура. Связи с Этрурией были сильны: туда посылали учиться юношей из знатных семей, в VI в. до н. э. цари этрусской династии правили римлянами, а в самом Риме даже возник особый квартал, где жили переселенцы из Этрурии.

     По мере того как возрастало могущество римлян, этруски утрачивали свое значение. К середине I в. до н. э., потерпев ряд поражений от римлян, они уже не играли никакой роли в истории древней Италии, и их язык вскоре был забыт. Похожая судьба постигла и греческие города-колонии: они стали терять силу в V—IV вв. до н. э. Среди соседей римлян самыми грозными противниками вплоть до середины II в. до н. э. оставались только карфагеняне.

     Итак, не только природные условия благоприятствовали становлению Рима: римляне начали свою историю, находясь в окружении греков, карфагенян, этрусков, стоявших на более высоком уровне культуры. Общение с ними давало возможность воспользоваться «чужими» достижениями, а это ускоряло темп развития римской цивилизации.

2.Путь к республике.

С основанием Рима связана легенда о братьях Ромуле и Реме, которых по приказу жестокого отца бросили в Тибр, а потом их вскормила волчица. Они заложили город Рим, но Ромул, поссорившись с братом, убил его и стал первым царем и законодателем римлян.

     Кое-что из этой легенды подтверждается историками: раскопки показывают, что уже в VIII в. до н. э. на месте сегодняшнего Рима действительно были поселения.

     Римская община в древнейший период

     Древнейший период истории Рима получил название царского (VIII—VI вв. до н. э.). В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину. Из объединения таких общин и возник Рим. Древние римляне занимались скотоводством и земледелием, которое в этом районе требовало осушения болот.

     Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья — фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец (на латыни раter familias) полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго. «Патер фамилиас» был и верховным жрецом фамильного культа предков — Ларов, охраняющих дом. После смерти отца сыновья наследовали имущество и становились главами своих фамилий.

     Каждая фамилия имела свою собственную землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной (ager publicus) и находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.

     Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества — патриции; первоначально только они и считались римским народом.

     В ином положении находилась другая большая прослойка общества — плебеи. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Откуда появились плебеи? Это еще одна неразгаданная тайна римской истории. Скорее всего, население Рима возрастало за счет поселенцев и жителей покоренных областей, из которых и образовался этот социальный слой. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. И все-таки плебеи остались неполноправными, и в дальнейшем это станет источником длительных социальных битв в Риме.

     На протяжении VIII—VI вв. до н. э. Рим отстраивался и расширялся, возрастало его влияние: в VI в. до н. э. он возглавил Латинский союз, в который входили 47 племен. За это время в Риме сменилось семь царей. Последним из них был Тарквиний Гордый, из этрусской династии, которого римские историки изображали жестоким тираном. В 509 г. до н. э. Тарквиний был изгнан сторонниками верховной власти сената и в Риме установилась республика.

     Патриции и плебеи

     После установления республиканского строя конфликты в римском обществе обострились. Главными противоборствующими силами были патриции и плебеи. Положение патрициев после свержения монархии значительно улучшилось. Из их числа выбирались консулы — два высших должностных лица в государстве, которые выполняли функции прежних царей. Только патриции могли быть выбраны в сенат — главный орган римской республики, который решал важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. Только патриции могли становиться жрецами. Они знали все тонкости судопроизводства и держали его в своих руках. Кроме того, у патрициев скапливалось все больше земли: они обладали правом занимать участки из земельного фонда своей общины — фонда, который постоянно увеличивался по мере того, как Рим одерживал военные победы. Так у патрициев появлялись крупные земельные владения.

     Плебеи были лишены этой привилегии, многие из них разорялись и даже превращались в рабов за долги. Решить эту проблему можно было только одним способом — уравняться в правах с патрициями. В этом случае плебеи получили бы и доступ к управлению государством.

     Исход конфликта во многом зависел от особенностей жизни Рима. Уже первые века своей истории Рим провел в бесконечных войнах с соседями, терпя поражения или одерживая победы, да и в дальнейшем оставался военизированным государством. В начальный период истории этой цивилизации военные походы проводились каждый год, начинаясь в марте и заканчиваясь в октябре. Каждый гражданин был обязан участвовать в 20 военных походах в пехоте или в 10, если был в кавалерии. Уклонение от военной службы грозило продажей в рабство. Собрать сильное войско без участия в нем плебеев было невозможно; патриции, таким образом, оказывались в зависимости от плебеев.

     В 494 г. до н. э. плебеи отказались выступить в военный поход и в полном вооружении ушли из Рима, разбив лагерь на Священной горе, одном из соседних с Римом холмов. Эта тактика подействовала — патриции вынуждены были уступить, и плебеи добились права иметь народных трибунов — защитников своих интересов. Личность трибуна считалась неприкосновенной. В дальнейшем плебеи не раз использовали тот же способ давления, и патриции всегда шли на уступки.

     Одним из самых важных достижений было появление первых письменных законов в Риме. В 449 г. до н. э. законы были записаны на двенадцати медных таблицах и выставлены на всеобщее обозрение на Форуме — главной площади Рима. Так было покончено с произволом патрициев, которые прежде судили «по обычаю». Но борьба за политические права и землю еще не завершилась. Только к III в. до н. э. плебеи в конце концов уравнялись в своих правах с патрициями. Браки между патрициями и плебеями более не запрещались; решения, которые принимали собрания плебеев, имели силу закона; один из консулов обязательно выбирался из плебеев. Долговое рабство отменялось, а право владения общественной землей ограничивалось: теперь каждый гражданин мог получить участок не более 125 га.

     В III в. до н. э. окончательно сложилась гражданская община Рима. К этому времени изменилась и ее внутренняя жизнь, и расширился состав — патрицианская община превратилась в патрицианско-плебейскую.

     Гражданская община Рима

     Что же представляла собой римская община в III в. до н. э. — в эпоху своего расцвета? В чем она была похожа на древнегреческую и чем от нее отличалась?

     В римской общине, как и в греческой, сочеталось коллективное и частное землевладение; все граждане имели равные права и являлись не только земледельцами, но и воинами. Понятия «хороший земледелец», «хороший воин» и «хороший гражданин» долго сливались в одно целое в сознании римлян.

       Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, занимавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Путь наверх был открыт прежде всего для нобилитета, в который входили патриции и плебейская верхушка. С другой стороны, чем богаче был гражданин, тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу.

     Служба в армии была обязанностью для граждан, но обязанностью почетной. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. Лишь в IV в. воинам стали выплачивать жалованье: до этого они довольствовались плодами своих побед и должны были сами заботиться о вооружении и пропитании. Когда начиналась война, у граждан брали заем, который возвращался после победы. Военная добыча переходила в собственность общины, и ею пользовались все граждане. Отнятая земля присоединялась к общественной, а потом делилась между солдатами и безземельными. Драгоценные металлы и другая дань шли в казну общины. Остальное распределялось между солдатами, которых одаривали также и полководцы.

     Большое значение в жизни римлян имела религия. Древнейшими богами были двуликий Янус — творец Вселенной, Юпитер — бог неба, Марс — бог войны. Римляне почитали Весту — хранительницу домашнего очага и государства, Юнону — богиню луны и покровительницу женщин, Минерву — богиню мудрости, покровительницу ремесел. Было и множество других богов, причем количество их все время возрастало. Римляне охотно принимали «чужих» богов — этрусских, греческих, а потом и восточных.

     Религиозные обряды были своего рода общественной обязанностью граждан: члены общины должны были участвовать в обрядах своей фамилии, почитая «семейных» богов, и в обрядах общегосударственных. Любое дело в Древнем Риме начиналось с того, что испрашивалась воля богов.

    Римскую религию историки называют рациональной и практичной. Отношения с богами имели, так сказать, деловой характер: следовало соблюдать верность богам, строго выполнять обряды и различные запреты, а взамен можно было рассчитывать на их помощь.

     Высший суд над человеком в Древнем Риме осуществляли не боги, а общество — сограждане давали оценку поступкам человека, высказывали одобрение или неодобрение. Лучшие граждане были образцом для подражания, на их подвиги, совершенные ради общего блага, должен был ориентироваться человек.

     Таким образом, идея «общей пользы» определяла и порядки в гражданской общине, и поведение каждого отдельного ее члена. Обязательства римского гражданина были четко установлены: на первом месте стоял долг перед обществом, на втором — перед семьей и на последнем — забота о своем личном благе.

     В общественной жизни Рима большую роль играли народные собрания. Постановления народных собраний имели силу закона. Кроме того, высокими полномочиями обладали трибуны: они имели право наложить запрет на решения суда, сената и высших должностных лиц, если эти решения ущемляли интересы плебеев. Двери дома трибуна должны были оставаться открытыми и днем, и ночью, чтобы любой плебей мог найти там защиту.

     Важнейшим органом управления был сенат, состоявший из патрициев и верхушки плебса: он ведал вопросами внутренней политики и определял внешнюю, под контролем сената были финансы и религиозный культ. Сенат был аристократическим органом. Историки считают, что, несмотря на все значение народных собраний, именно он в конечном счете и руководил государством. В этом отношении римская демократия отличалась от афинской.

     В республиканском Риме сохранились и традиции, унаследованные от монархии. Высшая власть принадлежала двум консулам. Правда, они ежегодно переизбирались, но их полномочия практически ничем не отличались от тех, что прежде были у царей. Консулам после их избрания даже вручались символы царской власти. Вне Рима, во время войн, власть консулов была непререкаема, но в городе она ограничивалась сенатом и народными собраниями.

     Древние историки осознавали своеобразие своей государственности и считали ее самой совершенной.

     Первым из них был Полибий (201— 120гг. до н. э.), грек по происхождению, много лет проживший в Риме и ставший восторженным его поклонником. Полибий создал теорию, которая объясняла, почему римляне сумели возвыситься над многими народами. По его мнению, в Риме была лучшая форма правления — смешанная, сочетающая и демократию (народные собрания), и монархический принцип (консулы), и аристократический (сенат). Ни один из этих принципов правления не подавлял остальные, а взятые вместе, они составляли единое гармоничное целое.

     Современные историки называют Рим аристократической республикой, т. е. республикой, в которой большая власть принадлежала аристократическому сенату. Но все-таки власть сената, как и власть консулов, не была безграничной. Римляне создали государственную систему, в которой различные органы могли контролировать друг друга, а это ставило преграду самовластию.

topuch.ru

Открытый урок истории в 10 классе на тему " Древние цивилизации. Факторы формирования цивилизации."

Открытый урок истории в 10 классе.

Тема урока: “ ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ”

Цель урока:  Дать представление о формировании и развитии цивилизации

Задачи:

  • проанализировать важные проблемы, возникшие в связи с вопросом о факторах возникновения и развития цивилизации;

  • продолжить работу с документами, со справочной литературой, над умением аргументировать и отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы и делать выводы;

  • осмысление необходимости уважения иной точки зрения.

Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: Урок – дебаты.

Оборудование:

Литература:

  1. Светенко. Т. В. Путеводитель по дебатам. Москва. “Бонфи” 2001

  2. Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории. Москва. “ Бонфи” 2001

  3. Хачатурян В. М. История Мировых цивилизаций. Москва. “Дрофа” 1999

  4. Захарова Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории. Москва. “Владос” 2001г

  5. Семеникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. Брянск. “Курсив” 1998г

  6. Энциклопедический словарь

Планируемые результаты:

  • знают факторы влияния на формирование и развитие цивилизации

  • используют ранее полученные знания для анализа исторической обстановки

  • умеют пользоваться картой, историческими документами, справочниками

  • умеют переносить знания в новые ситуации

  • умеют логически строить свой ответ, красиво излагать свои мысли

  • умеют отстаивать свою точку зрения

  • уважают мнение оппонента

  • дают субъективную оценку, исходя из представленных аргументов

 

Теория “Малых воздействий с большими последствиями”, цепь незначительных, на первый взгляд случайных событий, приводящая к масштабным и значительным результатам, хорошо иллюстрируется известным детским стихотворением ( перевод С. Я. Маршака)

Не было гвоздя – подкова пропала,

Не было подковы - лошадь захромала.

Лошадь захромала – командир убит,

Конница разбита – армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя.

Оттого, что в кузнице не было гвоздя.

Это вызывает интерес к изучаемой теме

Ученики записывают тему.

“ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ”

- тема урока

- написано два мнения и имена ученых

Шпенглер,

Малашенко

Формулирование цели

-Какой вопрос предстоит решить сегодня?

Формулируют вопрос

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ФАКТОР?

записывается вопрос на доске

Предоставление необходимой информации

Сегодня затронем проблему, связанную с факторами, оказавшими влияние на формирование цивилизации. Проблема возникла в связи с отсутствием единой трактовки понятия “Цивилизация”, ибо каждый ученый предлагает свою трактовку, считая, что на процесс становления цивилизации оказывает тот, а не иной фактор.

--Шпенглер “ Я вижу феномен множества культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования….”

--А Малашенко: “Цивилизация -совокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения”

Предстоит, используя такую технологию как дебаты попытаться оценить роль факторов.

Так как большинство считает, что именно географический фактор играет заметную роль.

ТЕМА ДЕБАТОВ: Географический фактор оказывает решающее влияние на формирование и развитие цивилизации.

Класс делится на 2 группы

В течение 15 минут готовятся (согласно правилам, которые им известны, инструкция по ведению игры на партах) используя дополнительную литературу, знания, опыт и т. д. ( предварительно готовились дома)

Определяется жюри, которое вырабатывает критерии.

  1. определения

  2. разнообразие

  3. глубина

  4. доказательность

  5. особое мнение

  6. логика

  7. структурирование

  8. культура речи

  9. культура поведения

  10. корректность

Тема дебатов – на доске

 

 

 

Позже критерии помещают на доску

Применение информации, интерактивное упражнение

Может выполнять функции таймкипера.

Налагает санкции.

От одной команды выделяются 3 спикера утверждающей стороны: (10 мин)

1С - утверждает тезис, представляет аргументы утверждающей стороны

2С – усиливает утверждающую линию в споре, представляет доказательства

3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей линии

От другой команды выделяются 3 спикера отрицающей стороны: (10 мин)

1С - отрицает тезис, представляет аргументы отрицающей стороны

2С – усиливает отрицающую линию в споре, представляет доказательства

3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства отрицающей линии

-Участники задают перекрестные вопросы, дополняют выступления, опровергают доводы (2мин)

Участники могут использовать по своему усмотрению доску, настенную карту,

отрывок из фильма

Подведение итогов.

Рефлексия

Выставление оценок ( после речи жюри)

- Какой общий вывод по теме урока можно сделать?

При любом исходе игры вывод должен быть позитивный

Земная природа, включенная в сферу человеческой деятельности, составляет необходимое условие существования общества. Географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. По мере прогресса географическая среда все больше используется людьми, что остро ставит проблемы взаимодействия природы и общества, охраны природы.

- Что нового узнали? – Чему научились? и т д

Жюри оценивает речи спикеров, перекрестные вопросы, определяет команду – победительницу (условно)

- Делают вывод по уроку.

Жюри может использовать доску по своему усмотрению

Д/З

-----

записывают

Д/З

Утверждающая сторона.

Цивилизационный процесс везде шел в непрерывной связи с освоением и преобразованием естественной среды

2. Наличие или отсутствие рек, близость морей, плодородные почвы, строительный материал – определяли занятия, характер труда и уровень организации их жизни

-- На Востоке развивалось ирригационное земледелие, ирригационные системы требовали организации коллективного труда и жесткой организации центральной власти, что привело к формированию на Востоке деспотии. Таковые были в Египте, в Китае.

-- В особой географической ситуации развивались Финикия, Греция, Рим – это были морские цивилизации, близость моря и отсутствие полноводных рек, отсутствие плодородных почв и наличие строительного материала, создали благоприятные условия для зарождения навигации, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав

3. Форма рельефа местности оказывает влияние на обороноспособность страны, на дальнейшее развитие

-- Греческий историк н. I в. н. э. Страбон: “ Италия окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые, в свою очередь, защищены труднопроходимыми горами….. это выгодно для отражения нашествия извне и полезно для нападения на внешних врагов”.

-- Равнинная территория, отсутствие естественных преград в виде горных хребтов облегчали неприятелю проникновение в глубинные районы России. Но, в тоже время огромные пространства затрудняли продвижение агрессоров, вынуждали их затрачивать силы на охрану коммуникаций, открывали широкие возможности и для партизанской войны. Вторжение в новое и новейшее время трех агрессоров ( Карл XII, Наполеон, Гитлер) заканчивались печальным для них итогом.

-- Славянский мир был “проходным двором”, через территорию славян шли различные кочевые племена: гунны, готы, тюрки. Бесспорно, азиаты оказали слияние на славян.

4. Климат оказывал влияние на характер производства

-- На Руси короткий с/х год, на 20 дней меньше солнечных дней, чем в Прибалтике, Скандинавии. За такое короткое время семья могла обработать небольшую площадь. Приходилось “ наваливаться всем миром”. Концентрация сил и способность к крайнему напряжению – характерно для русских крестьян. Природно- климатический фактор повлиял на складывание экстенсивного отношения к природным ресурсам.

5. Сформировался своеобразный тип личности под влиянием особых географических условий

-- “… У нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни.” Из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431г. до н. э. Борьба греков с морской стихией, трудности освоения неведомых земель, породил людей смелых, инициативных, самодостаточных, больше всего ценивших свободу, поэтому появление демократии неслучайно.

-- Пословица “ Русский мужик долго запрягает, да быстро едет” связана с особенностями климата и трудовой деятельности. Такие черты как “расторопность”, “проворность”, “поворотливость” воспитывались у русского мужика в условиях крайнего напряжения сил.

Отрицающая сторона.

Цивилизационный процесс везде шел в непрерывной связи с освоением и преобразованием естественной среды, однако на формирование и развитие цивилизации оказывает влияние не столько этот фактор, сколько другие.

-- В эпоху средних веков церковь надолго подчинила своему влиянию не только духовную сферу ( культура: в живописи преобладали религиозные сюжеты; образование: первые школы возникали при монастырях), но и вмешивалась в политические дела ( религиозные войны)

-- На протяжении определенного времени многие религии (православие, конфуцианство, буддизм ) играли роль цивилизационного фундамента. ( В России Уваров создает теорию официальной народности, которая основана на православии. Православие выполняло функции идеологической опоры, цементировало общество.)

-- Религиозная этика, которая возникла в связи с религиями спасения, имела большое значение в процессе складывания цивилизационных традиций – наиболее устойчивых элементов в историческом развитии цивилизаций.

2. Большое значение в развитии цивилизации принадлежит человеческому фактору

-- “ В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего…” Софокл, 5 в. до н. э

-- Примерно с 500г до н. э по 1 век н. э произошли необычные изменения – произошёл самый резкий поворот в истории – появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день.

В Китае жил Конфуций, в Индии – Будда, в Иране – Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки – Илья, Исайя, в Греции – Гомер, Гераклит, Платон, Архимед.

-- Главным достижением этого времени было возникновение мировых религий, современной морали, религиозных и культурных традиций, Возникновение цивилизаций в это время стало прорывом, изменившим весь ход истории человечества.

3. Важную роль играют цивилизационные традиции

- Трагически погибли древнеамериканская, египетская, критская, микенская, древнегреческая, римская цивилизации. Индийская и китайская цивилизации существуют уже много тысячелетий. Здесь очень большую роль играют цивилизационные традиции.

Так в Индии законы предписывали каждой касте носить одежду особого покроя, цвета, качества ткани, с особой отделкой. Все определялось до мельчайших подробностей. Этот закон предписывал людям смириться с их местом в обществе, не стремиться изменить свою судьбу. Закон Кармы ориентировал на социальную пассивность и даже уход от социальной жизни.

-- Французский исследователь Э. Калло, считает, что цивилизация

“ покоится на традициях, образующих устойчивый базис тех верований, на которые люди опираются как на незапамятное и надежное достояние, чтобы ориентироваться в жизни и совладать с повседневными заботами и новыми задачами”.

4. Влияние других народов, возникновение цивилизаций на окультуренной почве

-- Греки переняли письмо у финикийцев ( алфавит, дополнив гласными буквами), искусство мореплавания и ведения торговли.

-- Литература, искусство, философия римской цивилизации были всецело под греческим влиянием.

infourok.ru

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные этапы эволюции человека.

2. Что позволило человеку выделиться из животного мира?

3. Каким образом происходило расселение человека?

4. Охарактеризуйте период мезолита.

5. В чем состоит суть неолитической революции?

6. Перечислите основные достижения энеолита.

Лекция 3. Древние цивилизации

План:

1. ЦивилизацияМесопотамии

2. Египетская цивилизация

3. Индийская цивилизация

4. Китайская цивилизация

1. Цивилизация Месопотамии

В IV-II тыс. до н.э. на территории от Средиземного моря до Тихого океана появляются первые в истории человечества цивилизации. Возникло несколько центров формирования древних цивилизаций, четыре из которых связаны с бассейнами крупных рек Нила,Тигра,Евфрата,Инда,Ганга,Хуанхе. Независимо друг от друга шло зарождение цивилизационных структур и образование четырехречных цивилизаций Месопотамской, Египетской, Индийской и Китайской.

Одна из самых древних цивилизаций в мире возникла на территории Месопотамиив плодородной низменности междуТигромиЕвфратом. Уже в IV тыс. до н.э. здесь начала развиватьсяирригация. В Месопотамии имелись глина и природный асфальт, на севере встречались месторождения свинца, олова, железа, меди, в гористых районах много камня. В III тыс. до н.э. шумеры открыли бронзу. Финиковая пальма давала питательные плоды, но невысокую по качеству древесину. Здесь росли и другие фруктовые деревья, инжир, виноград, по берегам рек ива, камыш и тростник.

Основы цивилизации в Месопотамии заложили шумеры. К концу III тыс. до н.э. шумерское и пришлое семитское население смешалось, а аккадский язык постепенно вытеснил язык шумеров. В IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются в города-государства. Большую роль в развитии Шумерской цивилизации сыграл город Урук, расположенный на Евфрате. В IV тыс. до н.э. он являлся самым крупным городомМесопотамии.

Главное занятие шумеров - земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы, имевшие важное общественное и экономическое значение. На рубеже IV - III тыс. до н.э. появляется письменность. Письмо в Шумере возникло сначала как пиктограмма. Затем широкое распространение получила клинопись, которая содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог.

Шумерская цивилизация создала ранние формы государственности. В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров, которые соперничали друг с другом.

В 2312 году до н.э. правителю Уммы Лугальзагеси удалось на некоторое время объединить весь Шумер. Затем последовали две попытки создания объединенного государстваДвуречьяприСаргоне Аккадском(2316-2361 гг. до н.э.) и при III династии Ура (около 2112— 2003 гг. до н.э.).

Объединив Аккади Шумер,Саргонукрепил государственную власть.Саргонуудалось создать единую ирригационную систему, которая регулировалась в общегосударственном масштабе.Саргономвпервые в мировой истории было создано постоянноепрофессиональное войско. Деспотически-бюрократическое правление Саргонасоздало целую армию чиновников, новую служилую знать, ряды которой не пополнялись. Деспотическая форма правления установилась вМесопотамиина тысячелетия, определяя специфику развивающейся здесь цивилизации.

Деспотия стала особой формой государственной власти во всех древних восточных государствах. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государстваправитель обладал неограниченной властью. Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему.

Аккадскоегосударство, ослабленное социальными противоречиями, рухнуло около 2200 г. до н.э. под ударами внешнего врагакутиев. Господство кутиев было недолговечным. На смену им в 2112 г. до н.э. пришла власть над Двуречьемгорода Ура, его III династии, наиболее заметный представителем которой былШульги. Новое государствополучило название «Царство Шумера иАккада». III династия Ура пала под ударами внешних врагов, в первую очередь семитов-амореев. Воспользовавшись ситуацией, с востока вторглись племенаэламитов. В 2003 г. до н.э. был уничтожен город Ур.

В Месопотамиивыдвинулся и постепенно добился преобладания городВавилон.Первый период - Старовавилонский охватывает время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н.э., когда Вавилониюпокорили касситы.Второй период Средневавилонский (касситский) занимал более 400 лет касситского господства (1595-1158 гг. до н.э.). Третий период Нововавилонский связан с правлением халдейскойдинастии, которое завершилось завоеваниемВавилонаперсами (626-538 гг. до н.э.).

В 1792 г. до н.э. шестым царем ВавилонасталХаммурапи, который правил до 1750 г. до н.э. Политика Хаммураписпособствовала превращениюВавилонав столицу огромногогосударства, подчинившего себе почти всеДвуречье.Государственная власть Вавилонииявлялась одним из классических образцов древневосточной деспотии. Управление страной было строго централизовано. В период правления Хаммурапи процветало земледелие, скотоводство, а также ремесло и торговля. Особое значение имела внешняя торговля, которую велитамкары.

Население Вавилонииделилось на два классасвободных и рабов. Свободные люди делились на две категории, обладавшие различными юридическими правами: полноправные свободные граждане авилум и лица с ограниченными юридическими и политическими правами мушкенум, они не были членами общины, не имели недвижимой собственности и использовались для работ на царской земле. Подлинными рабамивардум в старовавилонском обществе были рабы-чужеземцы.

Хаммураписоздалпервую в истории цивилизации законодательную систему. Законы Хаммурапиодин из первых, наиболее детализированных сводов законов. КодексХаммурапивключал 282 статьи законов. При наказании закон требовал следовать основному принципу назначения наказанияталлиону, т.е. воздаянию равным за равное.

В 538 г. до н.э. царь персов КирприсоединилВавилониюк могущественной Персидской державе, и она навсегда утратила свою независимость.

Итак, именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человечество вышло из первобытности и вступило в эпоху цивилизации. Переход к цивилизации сформировал новое специфическое мировоззрение. Люди Месопотамиибоялись смерти и стремились к полноте своего земного существования. Вмировоззрениишумеров, а затем иаккадскихсемитов важную роль играло обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия, - неба, земли и воды. Единая система религиозных верований сложилась примерно ко времени III династии Ура. На небе правилАну, на земле Энлиль, в мировом океане Энки. Верховным богом и творцом Вселенной считался Мардук. Каждый город и поселение почитали своего бога-покровителя.

Месопотамскаяцивилизация дала первый опыт подготовки образованных людей. Обучение строилось на копировании текстов самого разного назначения. В крупных храмах, дворцах правителей, в школах, а также у частных лиц создавались целые собрания глиняных книг своеобразныебиблиотеки. Большую роль в этом сыграла шумерская школа - эдуба, которая готовила писцови землемеров.

В сокровищницу мировой литературы вошли Сказания и Гильгамеше, Поэма о страдающем праведнике, мифыдревних шумеров и многие другие произведения.

Месопотамскаяархитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты, воспоминания о которых сохранили библейские легенды. НаселениеМесопотамиижило полунному календарю, который имел свои отличия у каждого города-государства. После возвышенияВавилонався страна перешла на календарь города Ниппура.

Основы научной мысли древности также были заложены в Месопотамии. Источником развития науки являлась хозяйственная практика царских и храмовых хозяйств. Значительны достиженияМесопотамскойцивилизации в области медицины.Символмесопотамскоймедицины змей (бог Нингишзида), обвивающий жезл, - сохранился в качестве эмблемы медицины и в наше время.

У Месопотамскойцивилизации не было непосредственных преемников, хотя ее достижениями и ученостью воспользовались многие цивилизации мира.

studfiles.net