Древние цивилизации латинской америки. § 34. Современная цивилизация Латинской Америки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ведическая цивилизация в Латинской Америке. Древние цивилизации латинской америки


Ведическая цивилизация в Латинской Америке

Как утверждают древние индийские писания, когда-то ведическая культура была распространена по всей Земле. Это было так давно, что никто уже и не вспомнит. Но ничто не проходит бесследно… Бесчисленные археологические находки и антропологические исследования свидетельствуют: связь между Восточным и Западным полушариями существует уже очень давно. Кто-то указывает цифру в 35 000 лет, кто-то – в 11 000. Как мы увидим далее, наши представления о времени и пространстве весьма узки по сравнению с широтой взглядов древних обитателей нашей планеты.

Эти цифры можно принять за минимум. А скорее всего, эта связь существовала всегда – и она глубже, чем кажется. Для современного человека международные отношения сводятся к политике и торговле. Но с точки зрения Вселенной отношения – это вечная битва добра со злом…

Итак, у нас есть факты, на которые невозможно закрыть глаза – Азия и Южная Америка, безо всякого сомнения, имеют давние культурные связи.

Международный научный проект «Геном», целью которого является расшифровка ДНК и выявление происхождения человека, показывает северо-восточную миграцию, берущую начало в Индии, через Тибет, Монголию, Россию, Северную Америку, Мезоамерику и Южную Америку. Анализируя древнеиндийскую литературу, можно соотнести эту миграцию с Нага-Супарной и Данава-Дева переселением из древней Индии в северо-восточном направлении.

В первую очередь следы родства всегда можно увидеть во внешности. Тип лица коренных мексиканцев напоминает индийские народности ассамцев, нага, а также непальцев своим красно-коричневым оттенком. Если индус увидит майянку, проживающую в мексиканском штате Юкатан, он признает в ней соотечественницу народности джат из штата Харьяна.

Во-вторых, следы общей культуры должен хранить язык. Название народности майя является идентичным санскритскому слову, обозначающему иллюзию или волшебство. Общее число цитат, где упоминаются майя, в древней индийской литературе равно или даже превосходит число цитат, найденных в литературе самих мезоамериканских майя. Индийское королевство Чола сохранило свое название в одноименной группе языков американских индейцев. Мексиканский штат Кампече напоминает нам о названии Камбоджи на языке самих кхмеров – Кампучия. Язык горани, распространенный тысячи лет назад в Тамил-Наду, все еще используется в небольшом племени этого индийского штата и имеет поразительное сходство с языком индейцев брухи. Шаста, Индиана, Гайана – все эти слова пришли из тамильского языка и сохранились в языках индейцев.

По словам профессора Рамана Мены, куратора Национального музея Мексики, языки групп науатль, сапотек и майя берут свое начало в Азии. Ученый Ороско В. Берра утверждает, что майя и другие языки древних индейцев произошли от санскрита. Сравните и убедитесь сами.

Язык кечуа: хина (также), килла (Луна), иллапи (воспевать), пакса (две недели), вара (единица измерения).

Санскрит: эна (также), килл (сияние), лап (говорить), пакша (две недели), вара (единица измерения).

Профессор Фредерик В. Путнам (1839–1915) обнаружил в джунглях Гондураса статую, сильно напоминающую Будду. В начале ХХ века были обнародованы факты, подтверждающие, что в древние времена пятеро буддистских монахов прибыли в Мексику через Аляску. Археологи многократно находили в Мезоамерике множество символов индуистских божеств, таких как Шива, Кали, Сурья. Особенно был популярен Ганеша – изображение его головы встречается во многих мексиканских манускриптах. Также слоновьи головы украшают многие храмы – при том, что самих слонов в Латинской Америке не было. Но представление об их внешности у индейцев было абсолютно верное, в отличие от европейцев Средневековья, чьи рисунки этих животных, составленные по рассказам очевидцев, вызывают смех. Кроме чисто индийского профиля, отличающегося от африканских слонов меньшим размером ушей и характерной формой бивней и рта, изображения слонов в Америке включали и наездника в тюрбане со стрекалом в руках.

В Центральной Америке, на археологическом урочище Копан в Гондурасе, найдена фигура обезьяны с оружием в руке, точь-в-точь похожей на Ханумана – слугу Рамы и Ситы. Как и Хануман, этот маянский полубог Хун Батц состоял в родстве с богом ветра. Статуе более 1500 лет.

Эфраим Джордж Сквайр (1821–1888), сравнивая храмы Индии, Явы и Мексики, писал почти сотню лет назад: «При тщательном изучении этих монументов (речь идет о храмах в Паленке, Мексика) обнаруживается тот факт, что их интерьеры, равно как и форма фасадов и очевидное предназначение этих сооружений, с высокой точностью совпадают с аналогичными строениями в Северной Индии». Далее Сквайр пишет: «Буддистские храмы Южной Индии и островов Индийского архипелага (современной Индонезии – прим. ред.), как свидетельствуют ученые – члены Азиатского общества и многочисленные описатели религии и древней истории Индии, с большой точностью совпадают во всех главных и многих второстепенных деталях с подобными находками в Центральной Америке».

Храм солнца в Перу напоминает такой же храм в Конарке (штат Орисса, Индия). Сэр Стэмфорд Рафлз (1781–1826) сообщает: «Грандиозный храм Боробудур на Яве можно с легкостью принять по ошибке за храм, расположенный где-нибудь в Центральной Америке».

Культурные сходства прослеживаются во многих мелочах: орнаменталистке, религиозной атрибутике, праздниках. На многих храмах Южной Америки можно увидеть орнаменты в виде свастики, изображения змей. В Индии изображения божества Шри Кришны традиционно украшают ожерельями из ягод гунджа красного, черного и белого цветов – в соответствии с древними писаниями, в которых говорится, какие украшения нравятся Богу больше всего. В храмах Центральной Америки этим описаниям следовали в точности, украшая местных божеств, а в Перу гунджа считается растением силы. Сила в нем действительно есть: яд этих растений смертелен.

Индийский ученый Свами Б. В. Трипурари вопрошает: «Какой мистический закон психологии заставил азиатов и американцев считать зонт символом королевской власти, изобрести одни и те же игры, построить одну и ту же модель Вселенной и использовать одни и те же цвета для обозначения сторон света?»

Еще один признак родства двух далеких, казалось бы, культур – одинаковый эпос. Сэр Вильям Джонс (1746–1794) полагал, что «Рама предстает как потомок Солнечной династии, муж Ситы и сын принцессы по имени Каушалья. Примечательно, что инки из Перу, гордясь тем же самым солнечным происхождением, именовали свой самый большой праздник Рама-Ситвой, из чего мы можем заключить, что Южная Америка была населена той же расой, которая разнесла по отдаленнейшим уголкам Азии обряды, посвященные Раме, и Его удивительную историю». Вплоть до наших дней перуанцы отмечают этот праздник в день зимнего солнцестояния, одеваясь, как их предки – инки. В Индии в этот день отмечается главный праздник года – Дивали. По всей стране зажигаются миллионы огней, любая, даже самая нищая лачуга украшается цветочными гирляндами, люди дарят друг другу сладости и взрывают фейерверки. Дивали знаменует собой возвращение Рамы после победы над демоном Раваной домой, в Айодхью. В Боливии, Чили и Перу вы увидите знаменитый фестиваль под названием «Ла Диаблада» – «Танец демонов». Фестиваль посвящен древней истории о том, как два ангелоподобных воина сражались с десятиголовым демоном, причем армии демона противостояла армия обезьян.

Каким же образом культурный обмен стал возможен? В первую очередь, благодаря мореходному искусству древних индийцев.

Антрополог Роберт Гейн Гельдерн писал: «Те, кто верят, что древние люди Азии были неспособны пересечь океан, совершенно упускают из виду то, что литературные источники сообщают нам об их кораблях и их системе навигации. Многие жители Юго-Восточной Азии переняли индо-буддистскую цивилизацию. Влияние этой индо-буддистской культуры, пришедшей из Юго-Восточной Азии, в Мексике и, в частности, среди майя невероятно сильно, и оно уже беспокоит некоторых американистов, которые не хотят его видеть, но не могут игнорировать».

«Корабли, которые могли пересекать Индийский океан, были способны пересекать и Тихий. Более того, эти корабли были гораздо больше и, вероятно, лучше оснащены, чем корабли Колумба и Магеллана». Барон Роберт Фрейхер фон Гейне Гельдерн (1885–1968) и Гордон Ф. Экхольм (1909–1987): «Корабль, на котором буддистский монах и путешественник Фасянь отправился из Индии домой в Китай по неспокойным водам Индийского океана, конечно же, был способен преодолеть путь и до Мексики, и до Перу. Существовавшие за тысячелетие до рождения Колумба индийские корабли намного превосходили те, что были созданы в Европе в XVIII столетии».

В буддистских джатаках, рассказах о 550 воплощениях Будды, рассказывается об огромных индийских кораблях, перевозящих по семь сотен человек. В «Артха-шастре» Каутилья пишет о Морском совете и портовом комиссаре, в чьем ведении находились морские пути сообщения. «Харивамша» сообщает, что первая кругосветная экспедиция была предпринята во времена Вайвасвата Ману. Города, деревни и границы сельхозземель того времени были нанесены на карту. «Брахманда-пурана» является лучшим и наиболее детальным описанием тех карт, нарисованных на плоской поверхности с использованием точных измерений. «Падма-пурана» говорит, что карты мира были подготовлены, сшиты в книги и с осторожностью и тщанием убраны в надежные сундуки. «Сурья-сиддханта» описывает деревянный глобус Земли и отметки на нем в виде кругов в горизонтальном сечении, линии экватора и других делениях. Некоторые Пураны говорят, что картография имела большую прикладную ценность в административных, навигационных и военных целях. Таким образом, методы составления карт мы никогда не встретим в общедоступных текстах, поскольку они всегда хранились в секрете. «Сурья-сиддханта» говорит, что картографическое искусство — это тайна богов.

Автор «Сурья-сиддханты» также упоминает четыре великих города в противоположных частях света, равноудаленные друг от друга. Ямакотипура в Бхадрасваварше (Индонезия) на востоке, Ланка в Бхаратаварше (Индия) на юге, Рим в Кетумалаварше (Европа) на западе и Сиддхапура в Куруварше (Америка) на севере. «Когда солнце встает над Ланкой, в Ямакотипуре к востоку от Ланки в это время полдень. Ниже (букв: под землей), в Сиддхапуре, в это время наступают сумерки, а в Ромакадеше – полночь».

При ближайшем рассмотрении текстов согласно индийской астрономии станет очевидно, что Южная Америка в древней Индии была известна под именем Паталадеша. «Сурья-сиддханта» утверждает, что океан, который окружает полюса Земного шара, разделяет нашу планету на два огромных континента, а именно землю девов, полубогов, и землю асуров, демонов. Когда солнце находится на экваторе, посередине между девами и асурами, дни и ночи становятся равны друг другу. Когда солнце движется над северным полушарием, у девов наступает лето благодаря прямым и интенсивным солнечным лучам. В это время асуры испытывают нехватку прямых солнечных лучей и меньшую интенсивность обогрева, то есть в этот период у них наступает зима.

«Сурья-сиддханта» объясняет, что люди, живущие на противоположных сторонах Земного шара, ошибочно считают себя живущими на верхней или нижней его частях, хотя в действительности не может быть верхней или нижней части у планеты, движущейся в вакууме.

Итак, мы узнали, что Индия и Америка во многом связаны одними культурными явлениями, но при этом древние индийские писания называют противоположную часть света обиталищем демонов. Что же такого демонического мы можем найти в доколумбовой Америке, кроме общеизвестных человеческих жертвоприношений?

Во времена Майянской империи огромную важность имела планета Венера. На ней строилась вся система летоисчисления и все астрономические выкладки. Утверждается, что в Мезоамерикe лучше майянцев Венеру не знал никто – например, каким-то образом они сумели вычислить точный период ее вращения вокруг Солнца.

При этом в Индии все расчеты велись от планеты Юпитер. Поэтому разница между календарями составляет 12 лет. Майянский календарь начинался с Великого пятого цикла в 3114 г. до н. э. и заканчивался 21 декабря 2012 г. Индуистский календарь Кали-юги начал свой отсчет с 18 февраля 3102 г. до н.э.

Между ведической системой летоисчисления и майянской нет прямого соответствия: у них нет единой отправной точки, их невозможно конвертировать одну в другую. Но у них есть одно важное сходство – общий принцип цикличности и оперирование немыслимыми временными отрезками. Максимальная единица измерения майянского календаря – алаутун – составляет 63 млн земных лет. Пять алаутунов составляют 315 млн лет, что приблизительно равно одной ведической Манвантаре, которая составляет 306,72 млн лет. Одна манвантара – это 71 цикл из 4 юг. Такая мера времени нужна разве что в том случае, если ты намерен жить вечно или можешь наблюдать то, что существует в таких временных рамках.

В «Брахма-вайварта-пуране» Кришна говорит Ганге, что через 5 000 лет после начала Кали-юги вне очереди на короткий срок придет Сатья-юга – «Золотой век благости». Это пророчество знаменует возникновение нового мира в то же время, что и подобные предсказания майя.

Но вернемся к Венере. Будучи краеугольным камнем в системе летоисчисления, она оказывала большое влияние и на всю майянскую культуру в целом. В Чичен-Ице есть две платформы, которые, очевидно, посвящены Венере. Дрезденский кодекс – одна из четырех рукописных книг майя, которые дожили до наших дней, – на пяти из тридцати девяти своих страниц повествует об этой планете и изображает на иллюстрациях ее божество вооруженным копьями. Ученые полагают, что для майянцев Венера имела очень большое значение при выборе времени начала войны, коронации или жертвоприношения.

rusichi.info

Тема 6. Цивилизации Латинской Америки

Тема 6. Цивилизации Латинской Америки

 

Методические указания

Следует рассмотреть понятие древнейшие цивилизации Латинской Америки, их географические и историко-культурные границы, выделить периодизацию истории древнейших цивилизаций Латинской Америки, своеобразие их вклада в мировую культуру.

Следует дать характеристику географической среды обитания населения данных цивилизаций, рассмотреть этнолингвистическую характеристику. Познакомить с основными хозяйственными занятиями: земледелие, торговля, охота, рыболовство, проанализировать социально-экономические отношения.

Знакомясь с цивилизацией майя, обратить внимание на вопрос собственности на землю у майя, как устроена политическая и социальная организация общества. Ознакомиться с иерархией властных структур: халач-виник, ах куч каб, батаб, ах кулелооб, ах хольпооб, тупиль; военной организаций: наком, хольканы; жреческой организацией: Ахав Кан Май, чилам, наком, чаакооб, ахмен.

Изучая цивилизацию ацтеков, необходимо уделить внимание происхождению ацтеков: легенды, сведения археологии и письменных источников. История странствований ацтеков до прихода в долину Мехико и основание города Мехико-Теночтитлана (до 1325 г.).

Особого внимания заслуживает изучение политико-административной системы инков, истоков ее тоталитарного политико-административного характера, обеспечения всеобщего контроля над обществом (тикуйрикуки), политики принудительных переселений в отношении покоренных народов.

Следует рассмотреть итоги развития древнейших цивилизаций Латинской Америки (второе тысячелетие до н.э. – середина XVI в.) и их роль во всемирной истории и культуре.

 

Вопросы по теме

  1. Цивилизация майя.
  2. Цивилизация ацтеков.
  3. Цивилизация инков.

 

Тематика рефератов

  1. Проблемы заселения американского континента.
  2. Жреческие организации древних цивилизаций инков, майя и ацтеков.
  3. Испанское завоевание Америки.

 

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Альперович, А. Слезкин Л. История Латинской Америки: с древнейших времен до начала ХХ в. / А. Альперович, Л. Слезкин. – М.: Высшая школа, 1991. – 285 с.
  2. Березкин, Ю.Е. Древнее Перу: Новые факты – новые гипотезы / Ю.Е. Березкин. – М.: Знание, 1982. – 64 с.
  3. Березкин, Ю.Е. Инки: Исторический опыт империи / Ю.Е.Березкин. – Л.: Наука, 1991. – 229 с.
  4. Верн, Ж. Конкистодоры и миссионеры / Ж. Верн. – Гродно, 1994. – 480 с.
  5. Верн, Ж. Проклятое золото / Ж. Верн. – Гродно, 1994. – 384 с.
  6. Пополь-Вух: Родословная владык Тотоникапана. – М.–Л., 1959.
  7. Галич, Мануэль. История доколумбовых цивилизаций / Мануэль Галич. – М.: Мысль, 1990. – 407 с.
  8. Галлекамп, Ч. Майя – Загадка исчезнувшей цивилизации / Ч. Галлекапм. – М.: Наука, 1966. – 215 с.
  9. Гуляев, В.И. Древние майя: Загадки погибшей цивилизации / В.И. Гуляев. – М.: Знание, 1983. – 176 с.
  10. Диего, де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане (1566 г.) / де Ланда Диего. – М.–Л., 1953.
  11. Записки солдата Берналя Диаса. – Л., 1924–1925. – Т. І–ІІ.
  12. Зубрицкий, Ю.А. Инки-кечуа / Ю.А. Зубрицкий. – М., 1975.
  13. Инка Гарсиласо, де ла Вега. История государства инков / де ла Вега Инка Гарсиласо. – Л.: Наука, 1974. – 747 с.
  14. История Латинской Америки (доколумбова эпоха). – М.: Наука, 1991. – 519 с.
  15. Кинжалов, Р.В. Культура древних майя / Р.В. Кинжалов. – Л., 1971.
  16. Кинжалов, Р.В. Орел, Кецаль и Крест / Р.В. Кинжалов. – СПб.: Наука, 1991. – 184 с.
  17. Кнорозов, Ю.В. Прорицание жреца / Ю.В. Кнорозов, Г.Г. Ершова // Латинская Америка. – 1983. – № 3.
  18. Кнорозов, Ю.В. Иероглифические рукописи майя / Ю.В. Кнорозов. – Л., 1975.
  19. Кнорозов, Ю.В. Письменность индейцев майя / Ю.В. Кнорозов. – М.–Л., 1963.
  20. Кнорозов, Ю.В. Послесловие и комментарии к статье В. де Хара «Дешифровка письменности инков и проблема кипу» / Ю.В. Кнорозов // Латинская Америка. – 1972. – № 4.
  21. Культура Перу: сб. статей. – М.: Наука, 1975.
  22. Керрам, К. Боги, гробницы, ученые / К. Керрам. – М.: Республика, 1994. – 315 с.
  23. Латинская Америка: энциклопедический справочник: в 2 томах. – М., 1980. – Т. 1. – 575 с.; Т. ІІ. – 656 с.
  24. Лас-Касас, Б. К истории завоевания Америки / Б. Лас-Касас. – М.: Наука, 1966. – 288 с.
  25. Лас-Касас, Б. История Индий / Б. Лас-Касас. – Л., 1968.
  26. Магидович, И.П. Очерки по истории географических открытий / И.П. Магидович, В.И. Магидович. – М.: Просвещение, 1983. – С. 11–39; 67–74; 105–125; 139–165.
  27. Самаркина, И.К. Община в Перу / И.К. Самаркина. – М., 1974.
  28. Свет, Я.М. Трагедия в Вилькабамбе / Я.М. Свет // Латинская Америка. – 1972. – № 4.
  29. Содди, Л. Великие культуры Месоамерики / Л. Содди. – М.: Знание, 1985. – 208 с.

ebooks.grsu.by

§ 8. Латинская Америка в XX в.. История мировых цивилизаций

§ 8. Латинская Америка в XX в.

К началу XX в. все 20 латиноамериканских государств стали республиками. На испанском языке говорят в 18 странах. В Бразилии говорят на португальском, а на Гаити – на французском языке.

Еще в 70-80-х гг. XIX в. Аргентина, Уругвай, Чили, Мексика и Бразилия вступили в фазу промышленного переворота. К началу XX в. возникла фабрично-заводская промышленность, наряду с которой продолжали существовать многочисленные мелкие предприятия кустарного и ремесленного типа. Значительные массы людей концентрировались в крупных городах: Буэнос-Айресе, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Мехико. Процесс урбанизации происходил весьма интенсивно и уже к началу Первой мировой войны в Аргентине, Уругвае и Чили более половины населения проживало в городах. С конца XIX и на протяжении первой половины XX в. население Аргентины, Уругвая, Бразилии заметно увеличивалось за счет иммиграции из Европы, в том числе и из России.

Наиболее крупными государствами Латинской Америки являются Бразилия, Мексика и Аргентина[227]. На долю этих трех стран приходится около 2/3 всей территории и почти 60 % населения региона. По площади (8,5 млн км2) Бразилия является одной из самых больших стран мира.

За 1500–1900 гг. Латинская Америка прошла путь от каменного века, первобытно-общинного строя и от ранних цивилизаций до стадии промышленного капитализма.

К началу XX в. для экономики региона были характерны некоторые особенности.

Во-первых, сохранялась многоукладность в экономике, в которой капиталистический способ производства переплетался с мелкотоварным, патриархальным хозяйством и даже первобытно-общинным строем индейских племен, которые сумели выжить в колониальный период. Старые, традиционные структуры демонстрировали свою живучесть, способность интегрироваться в новые экономические условия.

Во-вторых, к началу XX в. в сельском хозяйстве господствовал латифундизм. Богатым землевладельцам принадлежала большая часть земельных площадей. Фермерская прослойка была невелика. Для латифундистского хозяйства было характерно постоянное расширяющееся применение наемного труда в сочетании с кабальными формами аренды и найма.

В-третьих, экономика региона носила преимущественно экстенсивный аграрно-экспортный характер. Экономика многих стран зависела от производства одного-двух экспортных продуктов, производимых либо в сельском хозяйстве, либо в добывающей промышленности. Аргентина являлась крупнейшим поставщиком мяса и зерна на внешние рынки. Бразилия и Колумбия поставляли кофе, Куба – сахар, Чили – медь и селитру, Боливия – олово, Уругвай – шерсть и мясо, республики Центральной Америки и Эквадор – тропические культуры, Венесуэла – нефть.

В-четвертых, монокультурный характер экономики создавал условия для давления на страны региона со стороны иностранного капитала, который вкладывался преимущественно в экспортные отрасли, что препятствовало развитию более широкого спектра местных производств и усугубляло диспропорции в экономике.

К началу XX в. США имели наиболее прочные позиции в странах Центральной и Южной Америки. В 1903–1914 гг. был построен межокеанский Панамский канал, ставший собственностью США. Малые страны Центральной Америки – Доминиканская Республика, Гаити, Куба и Никарагуа – фактически контролировались американскими компаниями («Юнайтед фрут К0»), стали называться «банановыми республиками» и превратились в полуколонии США. Кубе в 1902 г. была предоставлена независимость, но подписанными с этой страной договорами США закрепили за собой право на интервенцию. В 1903 г. на побережье Кубы в районе бухты Гуантанамо США отторгли участок кубинской территории для сооружения своей военно-морской базы. США упорно работали над созданием союза американских государств под своим главенством, использовали для этого идеи «панамериканизма», «континентальной солидарности», «общности судеб». В 1910 г. Панамериканский союз был создан.

Для исторического развития Латинской Америки в XX в. характерно наличие весьма острых противоречий:

· между передовыми капиталистическими формами (наиболее успешно развивавшимися в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Чили) и консервативными структурами, особенно в сельском хозяйстве;

· между олигархической буржуазно-помещичьей верхушкой и остальными слоями населения;

· региональные, этнические противоречия, проблемы политического устройства.

Эти противоречия частично разрешались в ходе острой борьбы консервативной, реформистской и революционной альтернатив общественного развития, которые выражали интересы и устремления различных классов и социальных групп населения.

Развитие капитализма в Латинской Америке, как и в других странах, сопровождалось возникновением рабочего и социалистического движения. В Латинской Америке еще в XIX в. получил распространение утопический социализм, существовали секции I Интернационала. Широкий размах получили забастовки, которые уже в начале XX в. в Аргентине, Чили, Уругвае, Бразилии перерастали в бурные всеобщие стачки. Возникли профессиональные союзы анархистского, анархо-синдикалистского и марксистского толка. В конце XIX – начале XX в. в ряде стран возникли социалистические партии, а после Октябрьской революции в России – коммунистические партии и группы как секции III Интернационала. К революционным изменениям в своих странах стремились многие рабочие, батраки, беднейшие крестьяне, ремесленники, часть интеллигенции.

Важным этапом исторического развития Латинской Америки стала Мексиканская революция 1910–1917 гг., положившая начало экономическим, социальным, политическим преобразованиям, модернизации стран этого режима.

«Раннее и довольно устойчивое распространение в Латинской Америке, в том числе среди прогрессивной интеллигенции, настроений неприятия капитализма с его духом наживы и социальными контрастами, коллективистских устремлений, социалистических идей объяснялось как развитием противоречий капитализма, усугубленных как тем, что в Латинской Америке он внедрялся часто в наиболее грубых, примитивных, консервативных и болезненных формах, так и другими причинами. Распространение социалистических настроений, идей классовой борьбы стимулировалось восприятием (особенно благодаря иммиграции из Европы) достижений социалистической общественной мысли Европы с ее углубленной критикой пороков капиталистического общества, воздействием успехов европейского рабочего и социалистического движения. Немаловажное значение имела живучесть коллективистско-общинных традиций, традиций социальной солидарности (в том числе в известной степени и в рамках патерналистских и клановых уз). Сама социальная психология латиноамериканских народов с их эмоциональным восприятием жизни, общительным характером, сильное влияние мировоззренческих и нравственных ценностей католицизма, связь идеалов христианства со стремлением к социальной справедливости также содействовали распространению идей и настроений социальной солидарности», – объясняет специалист[228].

• Имена. Фидель Кастро Рус

Фидель Кастро Рус (родился в 1926 г.), лидер Кубинской революции и глава кубинского государства в 1959–2007 гг.

Фидель Кастро родился в семье зажиточного землевладельца, закончил юридический факультет Гаванского университета. В 1953 г. возглавил штурм военной казармы «Монкада» с целью захвата оружия и организации восстания против диктатора Батисты. На суде Ф. Кастро произнес речь «История меня оправдает», ставшую программой подготовки революции. Через год после освобождения из тюрьмы в конце 1956 г. на яхте «Гранма» высадился на Кубе (отплыл из Мексики). Отряд был разбит, но бойцы, оставшиеся в живых, начали партизанскую войну. Повстанческая армия быстро росла и 1–2 января 1959 г. вся Куба оказалась под ее контролем.

Фидель Кастро объявил себя марксистом, установил тесные отношения с СССР и другими социалистическими странами. На Кубе были проведены радикальные революционные преобразования. Десант контрреволюционных сил на Кубу был разгромлен. Экономическая блокада Кубы, организованная США, была сорвана СССР. После острого Кубинского кризиса 1962 г. США отказались от открытого давления на Остров свободы, но поддерживали кубинских «контрас». Несмотря на многочисленные попытки, устранить Фиделя Кастро американцам не удалось.

Из-за ошибок кубинского руководства и постоянного внешнего давления материально-бытовое положение кубинцев на протяжении десятилетий оставалось трудным. Фидель Кастро в 1959–1976 гг. был премьер-министром Революционного правительства Кубы, с 1976 г. – председателем Государственного совета и Совета Министров, с 1965 г. – Первым секретарем ЦК Коммунистической партии Кубы. Авторитетный харизматический вождь, он установил режим революционной диктатуры, превратившийся в тоталитарный режим. Всему миру Фидель Кастро известен как остроумный человек, страстный оратор и настоящий революционер[229]. В 2006 г. в связи с состоянием здоровья (80 лет) Фидель Кастро стал отходить от дел.

Противоположностью революционной альтернативе были живучие патриархально-патерналистские, каудильистские (от слова «каудильо» – вождь) традиции, суть которых сводилась к ориентации на сильного лидера, способного решить назревшие проблемы.

Общественно-политическая жизнь в странах Латинской Америки протекала достаточно живо. Частые мятежи, перевороты и контрперевороты, убийства политических и государственных деятелей, массовые репрессии, партизанские, гражданские войны, восстания и революции, бунтарские выступления низов определяли большой вес насилия («виоленсии») в жизни латиноамериканцев. Стабилизация обычно наступала с установлением авторитарной власти, диктатуры «сильной личности», «хозяина», «патрона», «вождя», «отца народа», который опирался на вооруженные силы и политическую клиентелу – массы неграмотного и малограмотного населения. Возникали «демократический цезаризм» Хуана Винсенте Гомеса в Венесуэле (1909–1935), диктатура Порфирио Диасав Мексике (1876–1911), Эстрады Кабреры в Гватемале (1898–1920). Консервативные силы успешно сотрудничали с церковной иерархией. Католицизм влиял на социальное поведение 90 % населения Латинской Америки.

Продвижение вперед в деле модернизации различных сторон жизни в латиноамериканских странах было связано прежде всего с реформами, которые под давлением слева проводили либерально-буржуазные силы. К власти они приходили в рамках конституций, побеждая на выборах в парламенты. Представители местной буржуазии, интеллигенции, крупных землевладельцев каждый раз решали сложный комплекс задач: себя не обделить, народ успокоить и американцев не очень сильно разозлить. Так появлялись режим «элитарной демократии» в Аргентине (1880–1916), власть «паулистов» – кофейной олигархии в Бразилии (с 1889), режим парламентской республики в Чили (1891), «латиноамериканская Швейцария» в Уругвае (1903–1915). Во всех странах создавались буржуазные политические партии, нередко под сильного харизматического руководителя. Некоторые партии сходили с политической арены и появлялись на ней вновь при новых исторических условиях.

За 75 лет после Первой мировой войны население Латинской Америки выросло с 95 до 442 млн человек (на конец 1992 г.). Количество горожан превысило 70 % всего населения. К 20 традиционным латиноамериканским республикам в 1960-1980-е гг. прибавилось 13 политически независимых государств, возникших на бывших колониальных территориях Карибского бассейна.

На протяжении XX в. государства Латинской Америки заметно продвинулись на пути экономического, социального и культурного прогресса. Бразилия и Мексика находятся на пороге первой десятки стран мира по объему валового производства. Серьезной проблемой является то, что форсированная модернизаторская политика неоконсервативного толка проводилась и проводится при недостаточной материальной базе, росте внешней задолженности и сохранении социальной напряженности. К тому же возникли новые острые противоречия. В результате «неолиберальной» перестройки снизился уровень жизни населения, усилились социальные контрасты. Приобрели дестабилизирующее значение коррупция, наркобизнес, терроризм. Латинская Америка, оставив в XX в. некоторые старые проблемы, столкнулась с новыми «вызовами».

• Имена. Консуэло Веласкес

Это имя мало кому известно, но ее произведение имеет всемирную популярность на протяжении нескольких десятилетий. В 1936 г. 15-летняя девушка Консуэло Веласкес под влиянием нахлынувших на нее чувств написала потрясающую мелодию «Беса ме мучо» (в переводе на русский язык «Целуй меня крепко»). Здесь в чистом виде имеем дело с «инсайтом» – творческим озарением, вспышкой. Часто «инсайт» связывают с действиями высших сил. Так, яблоко падало на многие головы, но закон всемирного тяготения открыл И. Ньютон. Химические элементы изучались столетиями, но «периодическую таблицу» увидел во сне Дмитрий Иванович Менделеев. У Консуэлы Веласкес «инсайт» стал результатом ее эмоционального духовного развития и музыкального образования. Во всяком случае, эта песня была переведена на 120 языков. Больше ничего выдающегося эта девушка не совершила. Вся последующая жизнь у нее сложилась благополучно: собственный дом, удачное замужество, трое детей. В начале 2005 г. мировая пресса сообщила о смерти Консуэлы Веласкес. А песня продолжает жить. Именно это произведение весь остальной мир бесспорно ассоциирует с Латинской Америкой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§ 34. Современная цивилизация Латинской Америки. Этнокультурные регионы мира

§ 34. Современная цивилизация Латинской Америки

Расовый состав Латинской Америки

Население Латинской Америки сформировалось из трех основных расово-культурных компонентов. Во-первых, это коренные жители региона – индейцы, относящиеся к американской ветви монголоидной расы. Во-вторых, европейские переселенцы, в большинстве своем уроженцы Испании и Португалии, но много было и итальянцев, арабов, немцев, русских, евреев, поляков и др. В-третьих, это негроиды – потомки рабов, завезенных из Африки для работы на плантациях. Все крупные страны Латинской Америки имеют смешанный расовый состав. Помимо представителей больших рас, здесь много людей, относящихся к переходным расам. Напомним, что переходные расы – это метисы, мулаты и самбо.

Население любой латиноамериканской страны представляет собой мозаику различных расовых типов. Белое население, называемое в Латинской Америке креолами, количественно преобладает в странах равнинных, островных и самых южных – в Уругвае, Аргентине, Бразилии, Коста-Рике, на Кубе.

Индейская культура смогла сохраниться лишь в труднодоступных частях континента – в горных странах и бескрайних джунглях Амазонии и Ориноко. Именно сюда были оттеснены европейцами из более комфортных районов проживания индейские этносы. Поэтому сейчас метисы и индейцы преобладают в населении горных и внутриконтинентальных стран Центральной и Южной Америки – это Мексика и Гондурас, Панама и Венесуэла, Колумбия и Чили, Парагвай и Сальвадор. Самые индейские страны – Перу и Боливия. Здесь доля индейцев превышает 40 %, а индейские языки кечуа и аймара, наряду с испанским, имеют официальный статус.

Негроиды и мулаты наиболее распространены в странах, расположенных на Атлантическом побережье в тропическом и экваториальном поясе – в Бразилии, Венесуэле, Колумбии (везде более 15 % населения). Абсолютное большинство они составляют на островах Вест-Индии (кроме Кубы). Всю эту территорию занимает ареал тропического плантационного сельского хозяйства, требующего тяжелого физического труда. Индейцы мало годились на место таких работников, они были маловыносливыми и часто гибли от болезней или физического истощения. Поэтому в бассейне Атлантического океана стала процветать работорговля. Африканцев либо захватывали силой, либо приобретали у местных правителей за ценные дары и везли в Новый Свет. Так как живой товар был скоропортящимся и не все рабы переносили плавание, корабли с невольниками почти никогда не огибали Южную Америку и не появлялись в Тихом океане. Самые крупные и известные рынки рабов действовали на островах ВестИндии, например на Ямайке или Гаити. Уже в XIX в. бывшие рабы стали свободными, но основная их часть продолжает относиться к беднейшим сословиям. Чернокожее население придает Латинской Америке ее неповторимый колорит. Ни красочный карнавал в Риоде-Жанейро, ни сборную Бразилии по футболу нельзя себе представить без негров и мулатов.

Этнический состав Латинской Америки

Большинство стран Латинской Америки имеют разнородный расовый состав, но однородны в этническом и религиозном отношениях. Причиной тому переселенческий характер формирования населения региона. В каждой из стран переселенческая культура (испанская, португальская, французская, британская и др.) почти полностью подавила местную индейскую. Но новые условия проживания, удаленность метрополий и пусть не такое заметное, но зато постоянное влияние культуры коренного населения привели к заметным отличиям в этническом самосознании и культурном багаже сформировавшихся в Латинской Америке народов.

Основу населения каждой страны региона составляет титульный этнос. В Бразилии это бразильцы, в Чили – чилийцы, в Боливии – боливийцы, на Кубе – кубинцы и т. д. Каждый из этих этносов имеет сложный расовый состав. Например, 54 % бразильцев – европеоиды, 20 % – мулаты, 19 % – метисы, и около 6 % – негроиды. Все самые большие этносы Латинской Америки, кроме бразильцев, родственны друг другу. Ведь они сформировались на основе традиций иберийской культуры, испанского языка, католической религии. Аргентинец может легко понять кубинца, а перуанец мексиканца, поэтому так легко проходит культурная интеграция народов региона. Артисты и музыканты, художники и писатели из одной латиноамериканской страны чувствуют себя желанными гостями в другой.

Большую долю в этническом составе населения Гайаны образуют выходцы из Индии и Пакистана, а в Суринаме – яванцы и другие народы Индонезии, попавшие на территорию континента в колониальный период как законтрактованные рабочие.

Испанский язык в Латинской Америке

Ареал распространения испанского языка охватывает не только территорию Испании, но и большинство государств Латинской Америки, кроме Бразилии и группы мелких островных государств. В качестве официального испанский признан в 21 стране, в том числе в Испании, Мексике (только здесь на испанском говорит больше 100 млн), Аргентине, Колумбии, Венесуэле, Перу, Боливии, Эквадоре, Чили, Уругвае, Парагвае, Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре, Никарагуа, Коста-Рике, Панаме, Доминиканской Республике, на Кубе. Около 40 млн испаноязычных проживает в США, главным образом в юго-западных и южных штатах. Испанский язык – один из рабочих языков интеграционных объединений Латинской Америки: Организации Американских государств, МЕРКОСУР, Центральноамериканского общего рынка и др.

Роль католицизма в Латинской Америке

Ведущее вероисповедание в Латинской Америке – католицизм, этого направления христианства придерживается 86 % населения региона.

Римско-католическая церковь поощряет рождаемость. Это проявляется как в запрете на аборты, признании недопустимости однополых браков, негативном отношении к разводам, так и в стимулировании многодетности. Возрастно-половые пирамиды католических стран часто легко узнать по остроконечным очертаниям и широким основаниям. Страны Латинской Америки, относительно недавно вступившие в стадию демографического перехода, во второй половине ХХ в. резко увеличили свое население. Теперь почти 250 млн католиков проживает всего лишь в двух странах Нового Света – Бразилии и Мексике (табл. 6). Это лишь немногим меньше численности европейских католиков. Демографический центр тяжести Римско-католического мира стремительно смещается через океан, в Латинскую Америку. Не случайно в марте 2013 г. архиепископ Буэнос-Айреса, аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо был избран 266-м Папой Римским. Впервые в истории Римскокатолической церкви понтификом стал неевропеец и иезуит, который также впервые принял папское имя Франциск.

Таблица 6

Распределение католиков[1] по регионам мира, 2005 г.

Таблица 7

Самые крупные католические общины мира 

Примечание. Курсивом выделены страны Латинской Америки.

Южная природа – горячее солнце, теплое море, яркая растительность сформировали личные качества представителей католических народов – экспансивность, коммуникабельность, гордость, уверенность в себе, стремление жить широко. Католицизм поддерживает семейные ценности и патриархальные устои, подозрительно относится к новациям в общественной жизни. Именно такой мы и представляем жизнь латиноамериканцев. Жизнь, в центре которой, причем в буквальном смысле – на центральных площадях городов и поселений, находится католический храм. Латинская Америка удивляет в современном, во многом уже атеистическом, мире высоким процентом верующих и массовостью посещения богослужений.

Католицизм в Латинской Америке порой тесно сращен с дожившими до наших дней индейскими и африканскими культами, верой в духов, магическими ритуалами. Например, в Бразилии в ходу афро-христианский культ макумба. Но гораздо более известен в мире мистический афро-христианский культ вуду, распространенный в Гаити и на Кубе. Еще одна афро-христианская система верований – растафарианство – зародилась на Ямайке в среде бывших невольников-африканцев. Приверженцы этого культа – растафари, или растаманы, считают, что представители белой расы неверно восприняли христианское Священное Писание и узурпировали его толкование. Выход им видится в возвращении к «золотому веку» черной расы. Растаманы воспринимают как землю обетованную Эфиопию – древнейшую христианскую страну Тропической Африки, обожествляют эфиопскую императорскую фамилию (династия Соломонидов, считавшая своим родоначальником царя Соломона), широко используют цвета эфиопского флага – красный, желтый и зеленый. Благодаря музыкальному стилю регги движение растафари распространилось по всему миру, во многом утеряв свою религиозную и расистскую основу.

Индейское влияние в культуре Латинской Америки

В последние десятилетия в Латинской Америке стали входить в моду индейские традиции в культуре. Все настойчивее они стали проникать в архитектуру, музыку, живопись. Индейские элементы в живописи впервые закрепились в начале ХХ в. в Мексике. Наиболее ярко они проявились в росписях-муралях. Мураль (от исп. muro – стена) – изображенная на всей плоскости стены картина, выполненная в виде фрески, граффити или другой разновидности монументальной живописи. Непревзойденным мастером настенной живописи признан мексиканский художник Давид Сикейрос (1896–1974). Его гигантские мурали – быть может, самое яркое и самобытное, что отличает Мехико от других городов мира. Всемирную известность получили его соотечественники – живописцы Диего Ривера и Фрида Кало.

 Танго

Приоритет в изобретении танго оспаривают аргентинцы и уругвайцы, равно как и национальную принадлежность «отца танго», прославленного гитариста и певца Карлоса Гарделя. Его тонкий профиль смотрит со стен ресторанов и баров Буэнос-Айреса и Монтевидео. Танго родилось как мятежный вызов обездоленных, смелых и мужественных людей, которых не сломила жизнь. Ханжеская мораль объявила непристойным танец, исполнявшийся партнерами на дистанции метра друг от друга. Запрещенный властями танец ушел в подполье, вернулся в городские предместья, откуда он начал свое победное шествие. Но в это время танго уже танцевала вся Европа. Высший свет Монтевидео познакомился с танго лишь после гастролей одной парижской труппы.

Источники информации

1. Кайсарова Л.И. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. М., 2009.

2. Аргентинское танго в России и странах СНГ: www.nuevo.ru

3. Бразилия и бразильцы глазами русских: www.brasileiro.ru

4. Сайт о Мексике: www.mexico.ru

Вопросы и задания

1. Чем объясняется размещение негроидного населения и мулатов преимущественно вдоль побережья Атлантического океана?

2. Почему негроидов и мулатов так мало в странах Южного Конуса Латинской Америки: Аргентине, Уругвае, Чили?

3. Какие страны Латинской Америки можно отнести к самым индейским? Почему именно там сложился такой состав населения?

4. Сделайте сообщение о каком-нибудь произведении культуры Латинской Америки (литература, музыка, живопись, скульптура, архитектура). Укажите в нем характерные черты культуры региона.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Древние цивилизации Америки, цивилизация Мочика

Перед тем как взошла звезда Инков, на побережье Тихого океана (в районе перуанских Чиклайо и Трухильо) существовала высокоразвитая цивилизация индейцев мочика, умевших обрабатывать золото и серебро.

Цивилизация Мочика

Среди ранних перуанских цивилизаций, пристального внимания за­служивает культура мочика (начало и середина 1 тыс. н. э.). Участок се­верного побережья, составлявший территорию мочика, представляет со­бой ограниченную океаном и горами холмистую пустыню шириной 30— 40 км, прорезанную с промежутками в 15—30 км долинами небольших рек, берущих начало в хребтах Кордильер. Две такие долины, Моче и Чикама, составили ядро мочикских земель. Развитие культуры мочика охватывает пять периодов: 1 и 2 — эпоха формирования, 3 — время ее бурного развития, 4 — расцвета, 5 — упадка. Эпоха с конца периода 2 века, по начало 4 (ориентировочно 2 — 5 вв. н. э.) была временем кардинальной перестройки мочикского общества, о чем свидетельствуют широкое распространение медных орудий, достижение технологического совершенства в производстве керамики, строительство монументальных комплексов, стены которых в дальнейшем стали украшать сюжетными росписями, расцвет искусства вазовой живописи и скульптурного изо­бражения человеческого лица, наконец, появление того социально стратифицированного пантеона божеств, который служит объектом на­стоящего исследования. В период 3 или с конца 2 веков, начинается экспансия мочика в долины к югу от Моче (в Виру — центр культуры гальинасо, Санту, Непенью), выражавшаяся, по-видимому, то в установлении контроля над местным населением (в Виру), то в массовой миграции (в Санте). В период V века, эти земли были вновь утрачены.

мочика

Происхождение Мочики остается неясным, но в ее развитии заметную роль сыграли культура Салинар и традиции более ранних древностей типа Куписнике. Появившись в преддверии нашей эры, Мочика просуществовала до 7 века, достигнув наивысшего расцвета в 3 – 6 веках. Ее экономической основой, было высокоразвитое ирригационное земледелие. Широко применялись естественные удобрения, прежде всего гуано, которое добывали на прибрежных островах. Основным земледельческим орудием была палка-копалка из твердого дерева с длинным лезвием, иногда медным. Земледелие дополнялось разведением лам и морских свинок. Большую роль в экономике традиционно играли рыболовство и морской промысел. Для рыбной ловли и плавания на прибрежные острова и вдоль побережья, использовались небольшие тростниковые лодки.

Создатели культуры Мочика были великолепными металлургами и ювелирами. По крайней мере, уже во 2 в. н.э. они плавили медь, сплавляли ее с золотом и серебром. Вероятно, была известна техника литья по потерянной восковой модели и золочение изделий травлением. Металл употреблялся как для изготовления украшений и предметов роскоши, так и в быту (иглы, шилья, пряслица, рыболовные крючки и т.п.). По общему характеру, металлургия и металлообработка культуры Мочика близки к колумбийской традиции.

И огромные пирамиды, и жилища строились из прямоугольных сырцовых кирпичей - адобов. На кирпичах больших пирамид долины Моче, обнаружены геометрические отпечатки, которые интерпретируются как знаки общин, несших трудовую повинность по строительству монументальных сооружений столицы мочика. Стены храмовых построек покрывались фресками мифологического содержания. Изображения мифических персонажей и сцен встречаются на предметах из металла и дерева, на текстиле и в огромном количестве на керамике.

Умерших хоронили в узких ямах, с перекрытием из прутьев и адобов. Покойников укладывали на спину завернутыми в циновки. Рядовые погребения содержали несколько сосудов и другие вещи. Наряду с такими захоронениями известны и более богатые, например погребение «воина-жреца» в долине Виру, где был похоронен пожилой человек в медной маске, его сопровождали останки ребенка, двух женщин и мужчины. В могиле находилось огромное количество сосудов, деревянные жезлы с резными инкрустированными навершиями, изделия из перьев, головные уборы и другие предметы.

На северной окраине мочикской территории, в Сипане (долина Ламбаеке), было найдено погребение правителя, совершенное между серединой 2  и 3 веков. В толще сырцовой платформы, на которой некогда стояли храмовые постройки, была обнаружена прямоугольная могила, в которой находился деревянный гроб с останками мужчины, лежавшего на спине. В руках он держал нечто вроде золотого скипетра. Нижняя часть лица была закрыта золотой маской, тело завернуто в ткани. Под ним и над ним находилось огромное количество вещей престижного характера - головные уборы, золотые украшения с инкрустацией, украшения из перьев, драгоценные раковины, золотые и бронзовые пластины, заменявшие панцирь, золотые штандарты и др. Правителя сопровождали две женщины и несколько мужчин. С одним из них была похоронена собака. В гробнице обнаружено бесчисленное множество керамических сосудов. В той же платформе была найдена еще одна могила, разграбленная профессиональными грабителями могил - уакерос. Из нее происходит ряд великолепных ювелирных изделий. Наличие богатых погребений отмечалось и в пирамидах долины Моче.

Центром, вокруг которого в начале I тыс. н.э., сложилось мочикское объединение, были долины Моче и Чикамы, хотя раннемочикские материалы найдены и севернее, в долине Пиура. Во 2-3 веках, начинается строительство пирамид в долине Моче. Судя по иконографии и археологическим данным, к середине 1 тысячелетия, у мочика уже сложилось государство. Именно в это время, началась его экспансия к югу, сначала в долины Виру и Санта, а в VI веке,  и далее, в долину Непенья. В следующих долинах - Касма и Кулебрас - материалов культуры Мочика нет, зато они обнаружены еще южнее, в долине Уармей. Примерно в это же время,  территория культуры расширяется и к северу, вплоть до долины Лече.В 7 веке, цивилизация Мочика приходит в упадок, южные долины выходят из-под ее власти. Не исключено, что в это время существовало два объединения: северное с центром в Пампа Гранде и южное, столица которого находилась на месте городища Галиндо, в среднем течении реки  Моче. В конце 7 – начале 8 века, в результате нашествия инков,  культура Мочика была завоевании и прекратила свое существование.

Из сохранившихся архитектурных памятников этой цивилизации, можно посмотреть город Чан-Чан неподалеко от Трухильо и могилу сеньора Сипан возле Чиклайо, а также различные Уакас в районе этих городов.

 

latino-america.ru