Древний храм знаний в Армении — Кадмос и Академия. Древние церкви армении


Когда Армения приняла христианство? Зарождение христианства в Армении. Армянская апостольская церковь

Армянская апостольская церковь является одной из самых древних в христианстве. Когда Армения приняла христианство? По этому поводу существует несколько мнений ученых-историков. Однако все они рассматривают даты, близкие к трехсотому году нашей эры. Считается, что эту религию в Армению принесли апостолы - ученики Иисуса.

По данным переписи населения, проведенной в Армении в 2011 году, среди ее жителей христианство исповедуют около 95 %. Армянская апостольская церковь имеет свои особенности, касающиеся догматики, обрядов, отличающих ее и от византийского православия, и от римского католицизма. При богослужении применяется армянский обряд.

Подробнее об этой церкви, а также о том, когда Армения приняла христианство, будет рассказано в статье.

Истоки

Интерьер армянской церкви в С.Петербурге

Зарождение христианства в Армении происходило очень давно. Появление самых первых христиан на территории этой страны относят к первому веку новой эры. Армения стала самым первым государством во всем мире, которое официально стало христианским. Эти события тесно связаны с именами святого Григория Просветителя и царя Трдата.

Но кто принес христианство в Армению? По преданию, это были два апостола, последователи учения Иисуса – Фаддей и Варфоломей. По преданию, сначала Варфоломей проповедовал совместно с апостолом Филиппом в Малой Азии. Затем он повстречался с Фаддеем в армянском городе Арташат, где они и начали учить этот народ христианству. Армянская церковь почитает их в качестве своих основателей, поэтому называется «апостольской», то есть восприемницей учения апостолов. Ими в качестве первого епископа Армении был поставлен Закария, исполнявший эту обязанность с 68 по 72 год.

Иуда Фаддей

Апостол Фаддей

Рассматривая вопрос о том, как и когда Армения приняла христианство, кратко остановимся на сведениях о жизни Фаддея и Варфоломея. У первого из них существует еще несколько имен: Иуда Фаддей, Йегуда Бен-Йаков, Иуда Иаковлев, Левий. Он был братом еще одного из двенадцати апостолов – Иакова Алфеева. В Евангелии от Иоанна описана сцена, в которой во время Тайной вечери Иуда Фаддей спрашивает Христа о его будущем воскресении.

При этом, чтобы отличать его от Иуды, предавшего Учителя, он поименован как «Иуда, не Искариот». Этот апостол читал проповеди в Аравии, Палестине, Месопотамии, Сирии. После принесения религиозного учения в Армению, он погиб там смертью мученика во 2-й половине I века нашей эры. Предполагается, что его могила находится в северо-западной части Ирана, в монастыре его имени. В Соборе Святого Петра в Ватикане хранится часть мощей Иуды Фаддея.

Варфоломей Нафанаил

Апостол Варфоломей

Так зовут апостола Варфоломея. Он был одним из первых учеников Иисуса Христа. Художественно он изображается в одежде светлых цветов, украшенной золотым рисунком. В руке он держит нож, являющийся символом его мученичества – с Варфоломея содрали кожу. Судя по всему, он являлся родственником апостола Филиппа, так как именно тот привел его к Учителю. Когда Иисус увидел Варфоломея, он сказал, что это Израильтянин, в котором отсутствует лукавство.

Предание повествует о такой истории гибели этого апостола. По навету языческих жрецов брат царя армян Астиага пленил его в городе Альбане. Затем Варфоломей был распят вниз головой. Однако и после этого он не прекратил свою проповедь. Тогда он был снят с креста, с него живого содрали кожу и обезглавили. Верующие подобрали части тела апостола, поместили их в раку из олова и похоронили в том же городе Альбане.

Из истории двух апостолов видно, что путь христиан в Армении к вере был совсем не простым.

Григорий – просветитель армян

Григорий Просветитель

После апостолов основная роль в распространении христианства среди армян принадлежит Григорию Просветителю, святому, который первым возглавил Армянскую церковь, став Католикосом всех армян. Житие святого Григория (в том числе и повествование об обращении в христианство Армении) описал автор IV века Агафангел. Также он составил сборник, называющийся «Книга Григориса». Он состоит из 23 проповедей, приписываемых этому святому.

Агафангел рассказывает, что отец Григория Апак был подкуплен царем персов. Он убил армянского царя Хосрова, за что и он сам, и вся его семья были истреблены. Только младшего сына кормилице удалось увезти на ее родину в Турцию, в Кесарию Каппадокийскую, которая являлась центром распространения христианской религии. Там мальчика окрестили, назвав Григорием.

Повзрослев, Григорий направился в Рим, чтобы искупить вину своего отца. Там он начал служить сыну убитого царя – Тиридату. Его имя также записывается как Трдат.

Крещение царя

Царь Трдат III

В рассказе о том, когда Армения приняла христианство, важная роль принадлежит этому персонажу. Взяв в качестве военной поддержки римских легионеров, Тиридат приехал в 287 году в Армению. Здесь он возвратил себе престол в качестве царя Трдата III. Первоначально он относился к одним из самых жестоких гонителей христианских верующих.

Трдат за исповедование христианства приказал заключить святого Григория в темницу, где тот томился целых 13 лет. Так случилось, что царь впал в безумие, но с помощью молитв Григория он был исцелен. После этого царь Великой Армении уверовал в Единого Бога, принял крещение и объявил христианство государственной религией. По всей Армении началось искоренение наследия дохристианской культуры.

Далее поговорим о мнениях различных ученых о конкретном годе принятия христианства в Армении.

Споры ученых

Армянская церковь в Масачусетсе

Как уже было сказано выше, среди исследователей не существует единого мнения по этому вопросу. Приведем взгляды наиболее известных из них.

  • Традиционно считается, что Армения приняла христианство в 301 году. Исходя из этого, 1700-летие этой даты было отпраздновано армянами в 2001 году.
  • В энциклопедии «Ираника» говорится о том, что в вопросе датировки присутствуют проблемы. Ранее называлась дата, соответствующая 300-му году, а исследователи, относящиеся к более поздним, стали относить данное событие к 314–315 годам. Хотя это предположение и является вполне вероятным, достаточных доказательств оно не имеет.
  • Что касается «Энциклопедии раннего христианства», то в ней в качестве даты, принятой на сегодняшний день, называется 314-й год. Эта версия поддерживается авторами «Кембриджской истории христианства».
  • Польский арменолог К. Стопка считает, что решение перейти в новую религию было принято на собрании в Вагаршапате, состоявшемся в 313 году.
  • По данным «Энциклопедии Британика», Армения, первой принявшая христианство на государственном уровне, сделала это около 300-го года.
  • Историк К. Тревер называет промежуток времени между 298-м и 301-м годом.
  • Американский историк Н. Гарсоян указывает, что, начиная со второй половины XX века, датой христианизации Армении считался 284-й год, затем ученые стали больше склоняться к 314-му. Однако более тщательные исследования, проведенные в последнее время, говорят о более поздней дате.

Как видим, дата принятия христианства Арменией на сегодняшний день окончательно не установлена, работа исследователей продолжается. Есть мнение самой Армянской церкви, которая называет 301 год.

Армянский алфавит и Библия

Принятие христианской веры явилось стимулом для появления у армян письменности. Она была необходима для того, чтобы осуществить перевод Библии и другой религиозной литературы. До этого момента христианские богослужения в Армении совершались на двух языках – сиро-арамейском и греческом. Это сильно затрудняло понимание и усвоение основ вероучения простыми людьми.

Помимо этого, был и еще один фактор. К концу IV века наблюдалось ослабление Армянского царства. Перевод Священного Писания стал необходимым, чтобы христианство смогло сохраниться в качестве господствующей религии в стране.

Во времена католикоса Саака Партева в Вагаршапате созвали церковный собор, где было принято решение о создании армянского алфавита. В результате долгих трудов архимандрит Месроп создал армянский алфавит в 405-м году. Вместе с учениками он осуществил множество переводов на армянский язык Священного Писания. Архимандрит и другие переводчики были причислены к лику святых. Ежегодно церковь отмечает день Святых Переводчиков.

Древнейший христианский храм в Армении

Главный кафедральный собор

Одним из самых значительных религиозных и культурных центров Армении является Вагаршапат. Это город, находящийся в Армавирской области. Его основатель – царь Вагарш. Город стал духовным центром армянского народа еще с начала IV века. Главная достопримечательность здесь – это Эчмиадзинский кафедральный собор. В переводе с армянского «Эчмиадзин» значит «Сошествие Единородного».

Это самый главный и один из древнейших храмов христианства, где находится престол Верхового Каталикоса. По преданию, место для его строительства было указано Григорию Просветителю самим Иисусом, откуда и взято его название.

Возведение и реставрация

Он возведен в IV–V веках, пережил массу реконструкций. Изначально в плане он представлял собой прямоугольник, а после перестройки стал собором с центральными куполами. С течением времени сооружение было дополнено такими крупными конструктивными деталями, как колокольня, ротонды, ризница, другими постройками.

Строился и перестраивался собор не одно столетие. Сначала он был деревянным, а в VII веке стал каменным. В XX веке построили новый алтарь из мрамора, им же выложили и церковный пол. Также здесь обновили и дополнили внутренние росписи.

fb.ru

Список храмов Армении - это... Что такое Список храмов Армении?

Список храмов Армении — в списке представлены памятники армянской архитектуры — храмы и церкви на территории Республики Армения.

Aragatsotn.svg
  • Монастырь Тегер, XIII век — с. Техер
  • Церковь св. Иоанна, X век — с. Бюракан
  • Церковь Ваграмашен, XI век
  • Церковь Кармравор, VII век
  • Церковь Святого Креста, IV век — г. Апаран
  • Церковь Артаваздик, VII—XIII вв — с. Бюракан
  • Усыпальница армянских царей IV век — с. Ахдзк(старое название-с. Дзорап)
  • Церковь св. Степаноса, VII век — с. Кош
  • Хачкар, 1175 года — с. Кош
  • Часовня, X век — с. Кош
  • Надгробный памятник, XII—XIII века — с. Кош
  • Каравансарай, XII—XIV вв — с. Аруч
  • Аручаванк, VII век — с. Аруч
  • Церковь VII века — с. Арташаван
  • Сагмосаванк, XIII век — с. Сахмосаван
  • Ованаванк, V—XIII вв — с. Оганаван
  • Памятники Аштарака, VII—XIII вв — г. Аштарак
  • Церковь Манканоц, VII века — с. Ошакан
  • Часовня, XII век — с. Ошакан
  • Мост, 1706 года — с. Ошакан
  • Церковь, V в. — с. Дерек
  • Касахская базилика, V в. — г. Апаран
  • Церковь, VII в. — с. Лусагюх
  • Аствацнкал, XIII в. — с. Артаван
  • Часовня, XIII в. -с. Артаван
  • Церковь, IX—X вв. — с. Заринджа
  • Церковь Катогике, VII в. — г. Талин
  • Церковь Богородицы, VII в. — г. Талин
  • Церковь св. Иоанна, VII в. — с. Мастара
  • Церковь, VII в. — с. Гарнаовит
  • Церковь, VII в. — с. Иринд
  • Церковь, V в. — с. Ашнак
  • Церковь Христафора, VII—XIII вв. — г. Талин
  • Памятники (крепость, церковь), IX—XIII вв. — г. Талин
  • Церковь Св. Григория, XII век, г. Талин
  • Церковь Кармравор, VII век

  • Талинский собор, VII век

  • Монастырь Тегер, XIII век

  • Церковь Ваграмашен, XI—XIII века

Ararat.svg
  • Крепость и церковь, X—XIII вв. — с. Урцадзор
  • Церковь, VII в. — с. Шахап
  • Обитель и надгробный памятник, X—XIII вв. — с. Урцадзор
  • Хор Вирап, XIII в. — с. Покр Веди
  • Церковь Святой Богородицы — XI—XII вв. — с. Какаваберд
  • Монастырь Авуц-тар , X—XIII вв. — с. Какаваберд
  • Девичий монастырь, X—XIII вв. — с. Какаваберд
  • Монастырь Св. Ованнес-Карапет — XIVв.
  • Авуц Тар, XI—XIII века

  • Хор Вирап, XVII век

Armavir.svg
  • Кафедральный собор, IV—XIII вв. — г. Вагаршапат(Эчмиадзин)
  • Церковь Шогакат, 684 г. — г. Вагаршапат(Эчмиадзин)
  • Эчмиадзинский монастырь, 303 г. — г. Вагаршапат(Эчмиадзин)
  • Рипсимэ, 618 г. — г. Вагаршапат(Эчмиадзин)
  • Гаянэ, 630 г.- г. Вагаршапат(Эчмиадзин)
  • Звартноц, 641—661 гг. — г. Вагаршапат(Эчмиадзин)
  • Монастырь Таргманчац, VII в. — с. Айгешат (р-н Эчмиадзин)
  • Церковь Шушаник, VII в. — с. Ервандашат
  • Церковь, XIV в. — с. Бамбакашат
  • Базилика, V в. — с. Шеник
  • Эчмиадзинский монастырь, 301-303 годы

  • Церковь Святой Гаянэ, 630 год

  • Церковь Святой Риписмэ, 618 год

  • Храм Звартноц, 641—652 годы

Gegharkunik.svg
  • Церковь Святого Минаса, с. Арцвашен
  • Церковь Святого Иоанна, с. Арцвашен
  • Духовная академия Васкеняна, город Севан
  • Монастырь Макенаноц, IX в. — с. Макенис
  • Церковь Богородицы, XIII в. — с. Сотк(Зод)
  • Часовни, XII—XIII вв. — с. Айрк
  • Церковь Святого Григория Просветителя, X—XIII вв. — с. Норатус
  • Церковь Богородицы и хачкары, IX—XV вв. — с. Норатус
  • Церковь Богородицы, IX в. — г. Гавар
  • Церковь св. Георгия, IX—XI вв — с. Цахкашен
  • Церковь св. Иоанна, IX—X вв. — с. Цахкашен
  • Иликаванк, XIII в. — с. Ланджахбюр
  • Крепость, Х в., церковь, XIII в. — г. Мартуни
  • Церковь средневековья — с. Ттуджур
  • Часовня, XVI в. — с. Шоржа
  • Шогакаванк, IX в. — с. Дзорагюх
  • Масруц анапат, IX в. — с. Дзорагюх
  • Котаванк, IX в. — с. Неркин Геташен
  • Ваневан, 903 г. — с. Арцванист
  • Церковь, XII—XIII вв. — с. Ддмашен
  • Церковь, X—XIII вв. — с. Лчашен
  • Монастырь Севанаванк
  • Монастырь Айраванк
  • Памятники полуострова Севан, 874 г. — г. Севан
  • Духовная академия Васкеняна в Севане, XIX век

  • Монастырь Айраванк, IX век

  • Монастырь Севанаванк, IX век

Kotayk.svg
  • Церковь Маштоц Айрапет, XII в. — с. Гарни
  • Каптаванк, 1349г — с. Капутан
  • Часовня, XIII в — с. Акунк
  • Языческий храм, I в. — с. Гарни
  • Церковь Богородицы, XI в. — с. Гарни
  • Гегардский монастырь, XII—XIII вв. — с. Гегард
  • Кафедральный собор, VI—VII вв. — с. Птхни
  • Церковь, XIII в. — с. Меградзор
  • Монастырь Кечарис, XI—XIII вв. — г. Цахкадзор
  • Макравак, X—XII вв. — г. Раздан
  • Майраванк, X—XII вв. — с. Солак
  • Памятники Бжни, V—XII вв — с. Бжни
  • Церковь Зораван, VII века — с. Зораван
  • Церковь Богородицы,1321 год — г. Егвард
  • Тегеняц ванк, VII—XIII вв. — с. Бужакан
  • Церковь Погос-Петрос, V в. — с. Зовуни
  • Церковь VII в. — с. Бужакан
  • Монастырь Богородицы (Негуц), XI—XII вв. — с. Арзакан
  • Монастырь Гегард, XIII век

  • Монастырь Кечарис, XI—XIII века

  • Маштоц Айрапет, XII век

  • Макраванк, X—XIII века

Lori.svg
  • Монастырь Хучап, XIII в — с. Привольное
  • Церковь V—VI вв. — с. Мецаван
  • Церковь и хачкары, XV—XVII вв. — г. Ванадзор
  • Церковь св. Георгия, VI—XVII вв. — с. Свердлов
  • Санаинский монастырь, X—XII вв. -г. Алаверди (с. Санаин)
  • Дсеванк, 1233 г. — с. Акнер
  • Ахпатский монастырь, X—XIII вв. — с. Ахпат
  • Ахталинский монастырь, XIII в. — с. Ахтала
  • Хоракерт, X—XIII вв. — с. Джилиза
  • Одзунский монастырь, VI в. — с. Одзун
  • Церковь св. Ншана, XII—XIII вв. — с. Одзун
  • Церковь св. Иоанна, XVII в. — с. Ардви
  • Монастырь Кобайр, XII—XIII вв. — с. Кобер Каяран
  • Церковь, VII в. — с. Гурсал
  • Чичханаванк, VII в. — с. Ширакамут
  • Церкви, XIII в. и памятники VII—XIII вв. — с. Дсех
  • Церковь Зораван, VII века — с. Зораван
  • Церковь Богородицы,1321 год — г. Егвард
  • Тегеняц ванк, VII—XIII вв. — с. Бужакан
  • Церковь Погос-Петрос, V в. — с. Зовуни
  • Церковь VII в. — с. Бужакан
  • Монастырь Богородицы (Негуц), XI—XII вв. — с. Арзакан
  • Монастырь Ахпат, X—XIII века

  • Санаинский монастырь, X-XII века

  • Монастырь Ахтала, X век

Shirak.svg
  • Церковь, XI в. — с. Бардзрашен
  • Часовня, XIII в. — с. Бардзрашен
  • Церковь, XIII в. — с. Сарнахбюр
  • Ереруйская базилика, V в. — с. Анипемза
  • Церковь Григора Просветителя, VII в. — с. Нор Кйанк
  • Церкви св. Георга и Богородицы, V—VII вв. — г. Артик
  • Монастырь Лмбат, VII в. — г. Артик
  • Монастырь Арич, VII—XIII вв. — с. Арич
  • Церковь, VII в. — с. Пемзашен
  • Макараванк, X—XIII вв. — с. Пемзашен
  • Базилика,V в. — с. Лернакерт
  • Монастырь Мармашен, X в. — с. Ваграмаберд
  • Базилика IV—V вв. — с. Карнут
  • Новая часовня, с. Айкаван
Syunik.svg
  • Церковь Святого Григория Просветителя, Горис
  • Надгробный памятник, VII в. — с. Ангегакот
  • Церковь Сисаван, VII в. — г. Сисиан
  • Надгробный памятник, VII в — с. Ахиту (Агуди)
  • Воротнаванк, IX—XI вв. — с. Вагатин (Вагуди)
  • Монастырь Танаат, V в. — с. Аравус
  • Церковь Цакута, X в. — с. Татев
  • Татевский анапат, XVII в.- с. Татев
  • Монастырь Татев, IX—XVII вв. — с. Татев
  • Монастырь Бхено Нораванк, 1062 г. — с. Бардзраван
  • Хачкар VI в. — с. Шинаайр
  • Пещерные поселения XIII—XVIII вв. и церковь св. Рипсиме — пещерный Хндзореск
  • Ериц ванк, VI в. — с. Арцваник
  • Монастырь Ваганаванк, XI в. — в лесу недалеко от г. Капана (по дороге в г. Каджаран)
  • Церковь, XV—XVII вв. — с. Курис
  • Церковь Всеспасителя, XVII в. — с. Агарак
  • Крепость и церкви средневековья — г. Мегри
Tavush.svg
  • Аракелоц ванк, XIII в — с. Ачаркут
  • Монастырь Киранц, XIII—XIVвв — с. Ачаркут
  • Монастырь Самсона, XIII век — с. Ачаркут
  • Церковь Дехцнута, XIII в — с. Ачаркут
  • Монастырь Агарцин, X—XIII вв — в лесу в 15 км от Дилижана
  • Джухтакванк, XI—XIII вв — рядом с г. Дилижаном
  • Матосаванк, X—XIII вв — рядом с г. Дилижаном
  • Гошаванк, XII—XIII вв — с. Гош
  • Монастырь Моро-Дзоро, VI—XIII вв — с. Лусаовит
  • Монастырь Онута Ванк, XIII в — с. Вазашен
  • Макараванк, X—XIII вв — с. Ачаджур
  • Мшкаванк, XII—XIII вв. — с. Кохб
  • Церковь Х в. — с. Баганис
  • Церковь Богородицы, VII в. — с. Воскепар
  • Нор Варагаванк, XII—XIII вв. — с. Варагаван
  • Монастырь Хоранашат, XII—XIII вв. — с. Чинари
  • Церковь Каптаванк, 1151 г. — с. Чинчин
  • Макараванк, X—XIII века

  • Агарцин, X—XIII века

  • Гошаванк, XII—XIII века

Vayots Dzor.svg
  • Надгробный памятник, 1291 г. — с. Кармрашен
  • Обитель Святого Сиона, IX—XIII вв. — с. Гергер
  • Монастырь Гндеванк,X век — с. Гндеваз
  • Хачкары, X—XV вв. — с. Артаван
  • Хачкары, церковь, пещерные церкви, X—XIII вв. — с. Мартирос
  • Цахац кар, X—XI вв. — с. Артабуйнк
  • Монастырь Гермона, X—XIII вв. — с. Ехегис
  • Монастырь Шатин, X—XVII вв. — с. Шатин
  • Церковь Спитакавор, XIII век — с. Вернашен
  • Монастырь Танаат, XIII век — с. Вернашен
  • Церковь Святой Богородицы, 1321 г. — с. Арени
  • Монастырь Нораванк, XII—XIV вв. — с. Амагу
  • Монастырь Каркоп, IX—X вв. — с. Хачик
  • Нораванк, XIII—XIV века

  • Спитакавор, XIII век

  • Церковь Арени, XIV век

  • Gndevank Monastery.jpg

    Гндеванк, X век

Карта географического расположения основных памятников

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Древний храм Гарни - Армения

Древний храм Гарни - АрменияМитра (др.-инд. Mitra-, авест. Miθra- «дружба, договор, согласие») — божество, связанное с дружественностью, договором, согласием и солнечным светом.

Митра или Михр МИХР —  В Древней Армении Митра был известен как Михр (Mihr, арм. Միհր) или Мгер (Mher, арм. Մհեր) — бог Солнца, небесного света и справедливости.

Михру посвящён Храм Солнца I в. н. э. в Гарни, выстроенный в эллинистическом стиле, а также жертвенник Мхери Дур («дверь Мхера») в скале Агравакар (Вороньий камень) близ древнеармянского города Ван.

Храмы Михра были разбросаны по всей Великой Армении. В дохристианскую эпоху при этих храмах проводился праздник Мехекан (25 декабря), символизировавший рожденье Михра из скалы (обратите внимание!!!! Мгер, из эпоса о Сасунских богатырях, уходит в скалу и ждёт своего часа….)

Один из армянских дворянских родов — жреческий род Мехнуни, согласно родовым преданиям, вёл свое происхождение от дица (бога) Михра. Имена Мигран, Мгер происходят от имени бога Михра (Мигра) и означают солнечный, озарённый лик.

Языческий храм I-го века н.э. расположен на высокой горе с которой открываются красивые пейзажи, всего в 28 км. от Еревана в Котайкской области, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. По разным датировкам он был построен армянским царем Тиридатом — или Первым (63 — ?) или Третьим (287 — 330).

Есть и другие — например, 115 или 175 год. Последняя датировка предложена теми, кто считает храм мавзолеем царя Сохэмоса (140 — 185).

Горка над рекой Азат очень давно привлекла внимание людей, поэтому уже в далёкие тысячелетия здесь было основано поселение. В VIII веке до нашей эры это поселение захватил ванский царь Аргишти (786 — 764) и установил здесь каменную стелу.

Примерно в III веке до нашей эры тут образовалась летняя резиденция армянских царей из династии Оронтидов, а около I века нашей эры по Гарни уже писал Тацит. В латинской литературе это место было известно как Gorneas.

Храм сложен из блоков гладкотесанного базальта. Камни длиной около двух метров, скреплены скобами и штырями. Храм выстроен в эллинистических архитектурных формах. По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность.

Пилоны по сторонам лестницы украшены рельефами. На них изображены обнаженные атланты, стоящие на одном колене, с воздетыми вверх руками, поддерживающие жертвенники.

Xрам по всей своей композиции является периптером. План представляет собой прямоугольный зал с портиком, снаружи он окружен колоннами. Детали храма, в отличие от единообразия, имеющего место в греко-римских сооружениях, разработаны с многообразием, присущим местному искусству.

В орнаменты наряду с многочисленными вариантами акантового листа введены армянские мотивы: гранат, виноград, листья орешника, цветы. Резьба по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров.

В прямоугольное святилище, перекрытое сводом, ведут неглубокие сени, вход украшен богато орнаментированным наличником. Размеры святилища невелики. Здесь находилась только статуя божества. Этот небольшой храм обслуживал царя и его семью.

Внешне это классический греческий периптер (примерно то же самое, что Парфенон), где основное здание окружают 24 ионические колонны на аттических базах. В 1679 году храм оказался в эпицентре землетрясения, названного Гарнийским. Тогда погибло много храмов по всей Армении, и храм Михра в частности.

В 1909 — 1910 году археологи начали изыскания, которые были опубликованы только в 1933 году. Позже раскопки возобновили, а затем храм был реконструирован — реконструкция шла с 1968 по 1975 годы. На тот момент от храма сохранился только фундамент со ступенями.

Современный вид храма – творение советских реконструкторов и можно только гадать, на что он был похож изначально. Храм Михра когда-то был единственным античным храмом на всей территории бывшего СССР, если учитывать полностью реконструированные храмы.

Вместе с пейзажами храм производит сильное, завораживающее впечатление от античной простоты и эпичности, от чего-то гомеровского. Здесь очень хорошо ночью при большой луне или рано на рассвете.

Но Гарни знаменит не только храмом Михра.

Вид на храмВид со ступеней храмаТак выглядел храм и всё вокруг него к началу реставрации в 1965 годуВид на храмВид на храмВход в храмФрагмент орнамента храмаОснование храма крупным планом, видны поздние вставкиИоническая колонна на аттической базеФрагмент фриза храма

vstrokax.net

Эчмиадзин - Древний собор в Армении

Эчмиадзин - Древний собор в АрменииПостроенный св. Григорием Просветителем собор – завещание как для армянской, так и для всемирной истории, пишет Христианский портал Aleteia. Эчмиадзинский собор в городе Вагаршапат – главное строение Армянской апостольской церкви. И историки, и археологи в один голос утверждают, что это первый построенный в Армении собор.

Это значит, что Эчмиадзин делит пьедестал с Римом, Салониками и Сирией, где находятся старейшие церкви в мире – Латеранская базилика, Ротонда св. Георгия и церковь Дура-Европос соответственно. Начало строительствa Эчмиадзинского собора отсылает нас к 4 веку: возвести сооружение приказал св. Григорий Просветитель после того, как Армения приняла христианство в качестве официальной религии.

Эчмиадзинский кафедральный собор

Это произошло при Трдате Третьем – армянском царе, которого Григорий Просветитель крестил лично. Церковь была построена на руинах языческого храма, что символизировало переход всей страны в христианство.

Впрочем, нынешний фундамент собора был построен в конце V века нашей эры. Основное строение пострадало в результате персидского вторжения. Ответственным за это строительство был Ваан Мамиконян – представитель благородного армянского рода, в 485 году ставший во главе Персидской Армении после того, как были восстановлены несколько ее городов, павших в период нашествия Сасанидов.

Эчмиадзинский собор, на протяжении 1500 лет из раза в раз то подвергавшийся грабежам, то реставрировавшийся, пережил не только Геноцид армян от Османской империи, но и Большой террор от Советов. Сегодня это монумент, сочетающий в себе разные стили армянской архитектуры и включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Его крестовидная форма и замысловатые декорации фасада, надписи на греческом (до изобретения армянского алфавита) оправдывают то почетное место, которое Эчмиадзинский собор занимает не только в сердцах армянских верующих, но и в истории христианства в целом.

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холмеЭчмиадзинский кафедральный соборЭчмиадзинский кафедральный собор

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

vstrokax.net

Православие в Армении — WiKi

История

Раннее христианство начало проникать на территорию современной Армении согласно древним преданиям уже в I веке н. э. Считается что апостол Фаддей после посещения Эдессы направился в Армению с проповедью. Ему удалось обратить в христианство многих местных жителей, в том числе царевну Сандухт. В 301 году царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом Армения стала первым христианским государством в мире.

IV Вселенский (Халкидонский) Собор (451) прошёл без участия армянских епископов, и его решения армянские клирики отказались признавать. На II Двинском соборе (554) определения Халкидонского Собора и исповедание святителя Льва Великого были отвергнуты и осуждены что ознаменовало отпадение армянской церкви от Православия. Тем не менее, впоследствии значительная часть армян на территории Армении, входившей в состав Византии, оставалась в общении с Вселенской Церковью перейдя в Константинопольский Патриархат[3]. После вторжения в византийские владения турок-сельджуков (со второй половине XI века) православные армяне вынуждены были перейти в юрисдикцию Грузинского патриархата.

Появление первых русских православных приходов относится к началу XIX века: церкви основывались в станицах переселенными на границу казаками и военными в местах дислокации гарнизонов. После вхождения территории современной Армении в состав России вследствие русско-персидской войны (1826—1828), православные приходы были в ведении учреждённого в 1811 году Грузинского экзархата (в юрисдикции российского Святейшего Синода). Большинство русских поселенцев в регионе были, по классификации того времени, «сектанты»: в 1880-е годы на территории, входивших тогда в состав России частей Армении, насчитывалось 23 русских селения (свыше 11 тыс. человек), из которых было лишь 6 православных (2,7 тыс. человек), а остальные: молокане, субботники, баптисты. В последней четверти XIX века на территории российских Эриванской губернии и Карсской области (Карс отошел России в 1878 году по Сан-Стефанскому договору) действовало Общество восстановления православного христианства на Кавказе, занимавшееся миссионерской деятельностью среди ассирийцев-несториан и противодействовавшее молоканским, духоборческим и субботническим сектам. 13 декабря 1912 года было учреждено Эриванское викариатство Карталино-Кахетинской епархии Грузинского экзархата, просуществовавшее до июля 1917 года.

Поместный собор Грузинской православной церкви, прошедший 18-19 сентября 1995 года постановил, что в юрисдикцию грузинской православной церкви входят православные христиане, живущие в Армении[4].

В сентябре 2001 года Армению посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, присутствовавший за освящением новопостроенного армянского кафедрального собора в Ереване.[5].

Современное положение

С октября 1994 года приходы Московского патриархата на территории Армении входят в Майкопскую епархию (первоначально «Майкопская и Армавирская» ныне «Майкопская и Адыгейская») РПЦ. Действует пять приходов.

Главный храм РПЦ в Армении — находящийся в Ереване Покровский храм.

19 ноября 1943 года определением Священного Синода Русской православной церкви православные приходы на территории Армении были переданы Грузинской Православной Церкви[6].

С 1991 году русские православные приходы вошли в подчинение Краснодарской и Кубанской епархии Русской православной церкви.

Взаимоотношения Армянской апостольской церкви с церквами византийского православия

Кроме христологического вопроса о соединении двух природ во Христе (Божественной и человеческой), в остальном учение Армянской Церкви полностью соответствует вероучению Православной Церкви[7]

В 451 году императором Маркианом в Халкидоне был созван IV Вселенский Собор по поводу монофизитства — ереси Евтихия. Пока в Халкидоне шли обсуждения, армяне отвергшие ультиматум Иездигерда II о переходе в зороастризм, вели смертельную битву за право верить во Христа (См. Аварайрская битва). Находившаяся в разорении по причине кровопролитной войны с Персией, ААЦ не имела возможности следить за развернувшимися в Византии христологическими спорами и высказать свою позицию[8]. Поэтому после окончания войны ААЦ в числе других не присутствовавших на IV Вселенском Соборе церквей не приняла его решения как Вселенского, посчитав его поместным, а значит, его определения считались не общеобязательными для Вселенской Церкви[8][9] Несмотря на то, что ААЦ осудила Евтихия, учителя монофизитской ереси, из-за которого непосредственно был созван собор в Халкидоне, православные церкви обвинили Армянскую Церковь в ереси монофизитства. В свою очередь Патриархи ААЦ называя византийскую православную церковь диофизитской в числе других представителей древневосточных православных церквей подозревали, что в вероопределении Халкидонского Собора тайно скрывается несторианство.

В середине VI века Византией была захвачена часть Армении, на которой император Юстиниан I начал преследования противников Халкидонского Собора, что привело к отчуждению между греками и армянами, в результате Двинский II Собор созванный в 554 году для обсуждения происходившего на армянских землях подвластных Византии, открыто осудил Халкидонский собор[1]

Таким образом начиная со средневековья и вплоть до последних лет Армянская Церковь называла Православную диофизитской, а Православная Церковь Армянскую — монофизитской[7]. Однако армянские богословы постоянно опровергали попытки приписывать догматическим и культовым особенностям Армянской Церкви монофизитский характер еретического уклона[8]. Укоренившееся мнение греческих и латинских авторов о Древневосточных церквях как о «монофизитских» на сегодняшний день не корректно, и не верно по сути[9][10]

В 1964 году в Дании в городе Ааргус был начат диалог между богословами Православных и Древневосточных церквей, в результате чего стороны пришли к следующим выводам:

  • Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство:
  • Древневосточные Церкви, в том числе и Армянская — не монофизитские, ибо монофизитизм — это евтихианская ересь, которая предана анафеме Армянской Церковью[7].

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

Древний храм знаний в Армении - Кадмос и Академия

Древний храм знаний в Армении - Кадмос и АкадемияСогласно сведениям М. Хоренаци название страны Армения дана греками в честь легендарного Арама, потомка Айка [1]. Айк переселился из Вавилона на землю предков, в дом братьев Асканаза и Торгома (отца Айка). Айк возводит Господское Обиталище (Храм знаний), которое передает по праву наследства своему внуку Кадмосу (Кадму или Кадмусу).

Кадмосу и его потомкам передаются в управление земли Финикии и Киликии, освобожденные от Вавилонского и Ассирийского владычества. Согласно древнегреческим мифам у Кадмоса были два брата Фойник и Килик, а также сестра, прекрасная Европа. В честь братьев названы земли Финикии и Киликии.

Финикийскую царевну Европу похищает Зевс и везет на Крит. Она выступает в качестве национальной персонификации для Европы. Европа родит от Зевса Миноса, Радаманта и Сарпедона. Впоследствии она выходит замуж за Астериона, царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Европы [2].

По сведениям Геродота [3] Кадмос – изобретатель финикийского и греческого алфавитов. Геродот рационализирует сказание о Европе и считает её дочерью финикийского царя, которую похитили из Тира критские купцы (кстати, у древних армян Тир почитался божеством наук, гадания-прогноза и письменности). По имени сына Европы Миноса (или Минаса) названа Минойская цивилизация (культура).

Кадмос основал беотийскую столицу — великий город Фивы, он дал его гражданам законы и устроил своё государство; в честь Кадма фиванский акрополь именовался «Кадмея» (греч. Καδμεία). Кадм стал одним из могущественных правителей Греции. Впервые нашёл медь. Согласно Деметрию из Скепсиса, богатства Кадма произошли от золотых рудников во Фракии и на Пангее, которые он открыл. Этимология имени Кадма традиционно считается от финикийского слова «древний» или «восток». В текстах линейного письма встречается личное имя ka-du-ma [4].

Золотое руно – древние знания

Золотое руно (древние знания), золотая шкура барана, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов, охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.

Золотое руно в варианте древнегреческой мифологии — золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта — Фрикс и Гелла — отправились к берегам Азии (очутились у берегов Колхиды, у древней границы, разделяющей Азию и Европу), спасаясь от преследований мачехи Ино, дочери Кадма.

По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт — “море Геллы” (современный пролив Дарданеллы). Фрикс прибыл в баснословную «восточную землю» — Эю, отождествлявшуюся впоследствии с Колхидой, где царствовал сын солнца Эст” [5,6].

Академия

Общеизвестно, что Академия (от греч. ‘Ακαδήμεια) — научная организация (учреждение, общество) — академия наук, также учебное заведение. Словом «академия» именовалась философская школа, которая была создана Платоном в 380-х годах до н. э. и располагалась в одноимённом саду (священная оливковая роща, ср. с рощей Ареса в Колхиде) около города Афины. Местность была так названа в честь мифического героя Академа (‘Ακάδημος). Академия просуществовала на своём историческом месте с 385 до н.э. по 529 г., была закрыта императором Юстинианом.

В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Академ (или Экадем, Гекадем: др.-греч. Ἀκάδημος, Ἑκάδημος, Hekademos or Hecademus (Ἑκάδημος) – древнегреческий герой, указавший братьям Кастору и Полидевку место, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем (ср. с мотивом похищения Европы Зевсом, в котором братья Кадмос, Финик и Килик так и не смогли найти прекрасную сестру). Рассказал Диоскурам, где прячут Елену.

Елена

Елена Прекрасная (Троянская, Спартанская; др.-греч. Ἑλένη Helénē) — в древнегреческой мифологии прекраснейшая из женщин. Герой Аттики Тесей с помощью Пирифоя похитил Елену из Спарты, когда ей было 12 лет (либо когда ей было 10 лет). Фактически, мотивы древнегреческих мифов о похищении Елены Тесеем — повторение столь же дерзкого поступка Зевса – похищения финикийской царевны Европы, сестры Кадма.

Дочь Кадма Ино имеет определенное отношение к Золотому руну (древним знаниям): её братья Кастор и Полидевк, упомянутые в «Одиссее» (при описании Аида Кастор и Полидевк называются Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды), участвовали в походе аргонавтов за Золотым руном в Колхиду.

По наиболее распространённому взгляду, отец Кастора — Тиндарей, а отец Полидевка — Зевс; вследствие этого первый смертен, второй бессмертен. Они освободили Елену и вернули в дом Тиндарея. Впоследствие, когда Менелай отсутствовал в Спарте, его супруга Елена была похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне. Во время похищения Елены Менелай посещал Крит.

Один и скандинавские руны

Этимология термина Академия как научного учреждения или Храма знаний восходит, по убеждению авторов, к имени Кадмоса (внука Айка), правителя Храма знаний в доме своих предков (Асканаза и Торгома). От Асканаза пошли асы, от Торгома — ваны. Согласно древнескандинавской мифологии цари Скандинавии — божественный Один, Ньорд и другие мудрецы и герои, боги из асов и ванов. Ас Один считается изобретателем скандинавских рун. Греческие аргонавты похищают Золотое руно (древние знания, написанные кровью на овечьих шкурах) из Колхиды (Кавказа).

В скалах Кавказа по воле Зевса закован Прометей, осмелившийся передать некультурным, необразованным, «диким» людям древние, божественные знания: получение огня, письмена и другие культурные ценности. Древние невежественные аккадцы, убив царя Аратты (страны солнца и святых обрядов) похищают его супругу, прекрасную царицу Астхик (в «Истории Армении» М. Хоренаци Астхик – невеста Ваагна), которая трансформировалась в аккадо-шумерской и вавилонской мифологии в Астарту или Аштарту.

Древние асы и ваны создали на территории своих предков страну под названием Митанни (что в переводе с армянского означает единый дом, “ми тун” или «тани»(ср. с именами Минос или Минас). Столица Митанни – Вашшукани. По мнению авторов, это ассиро-хуррито-аккадская трансформация древнеармянского Васпуракан («сад живой воды», «Райский сад», откуда берут истоки четыре библейские реки), одноименной области у озера Ван (ср. с Ванским царством, Биайнили, Урарту, Уарарту, Арарат).

Первое философское учение о принципах натурфилософии и метафизики (запечатлено в «Песне о рождении Ваагна»), целостное мировоззрение древних мудрецов, учителей,

vstrokax.net

Древние храмы Армении - Речные круизы inside

Армения – первая в мире страна, принявшая христианство как официальную государственную религию. Произошло это почти 1700 лет назад. Сохранилось много архитектурных памятников, в основном храмов и монастырей, которые рассредоточены по всей территории этой горной страны. В ходе короткого визита в Армению, конечно, подробно ознакомиться с её богатейшим культурно-историческим наследием невозможно.Удалось посмотреть только наиболее значимые и относительно недалеко расположенные от столицы объекты.

Приехав в Армению, нельзя не побывать на озере Севан. Это крупнейшее озеро Кавказа имеет протяженность около 80 км. и ширину более 50. Расположено на высоте около 2000 метров.

Наиболее известное и посещаемое туристами место на берегу озера – монастырь Севанаванк, основанный в 874 году. Стена, опоясывающая остров (теперь из-за обмеления Севана ставшего полуостровом) не сохранилась. Зато хорошо сохранились два замечательных древних храма: Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин. Вот они видны на вершине горы, куда нам предстоит подъем. Не то, чтобы очень крутой и высокий (200 с чем-то ступенек), но в горах еще настоящая зима, подъем покрыт льдом. Подниматься, а особенно спускаться из-за этого несколько неудобно.

Слева от ведущей в гору лестницы открывается живописный вид на озеро и постройки духовной семинарии.

Вот, наконец, обе церкви перед нами. Слева Аствацацин, справа Аракелоц.

Вид древний и суровый.

Возле входа коллекция хачкаров – каменных плит с изображением креста, характерных для Армянской апостольской церкви.

Резные ворота в храм Аракелоц.

Старинная каменная кладка.

Храм Аракелоц и остатки фундаментов монастырских построек.

Там за забором находится летняя резиденция Президента Армении.

Едем обратно в Ереван. В столице уже совсем весна, солнышко прогрело воздух в городе плюс 15.На снимке Кафедральный собор Святого Григория Просветителя в Ереване, построенный в период с 1997 по 2001 годы. Сейчас это крупнейший храм Армении.

Продолжаем путь дальше на запад по дороге, ведущей в международный аэропорт Зварноц.А имя этот большой и современный аэропорт получил от удивительного древнего места неподалеку, где с середины 7-го и до 10-го века стоял собор довольно необычной для средневековой Армении архитектуры. Круглое башенного типа здание простояло всего около 300 лет и было разрушено землятресением.Вот как выглядят остатки храма Зварноц сейчас.

А так по мнению ученых он мог выглядеть в древности.

В начале 20 века здесь проходили раскопки, а позже была проведена реконструкция части первого яруса собора. Диаметр первого яруса 36 метров.

Некоторые капители изготовлены заново, но несколько подлинных 7-го века. Вот одна из них.

Еще пройдем по раскопкам и вдоль реконструированных фрагментов стен.

Рядом разложены остатки разрушенных землетрясением верхних ярусов.

Интересное древнее сооружение.

Еще совсем немного пути и мы въезжаем в город Вагаршапат, где находится центр Армянской апостольской церкви - Эчмиадзинский монастырь. Но сначала в этом городе остановимся около церкви Святой Рипсиме, построенной в 618 году на месте языческого капища.

Внутреннее убранство Армянских церквей довольно аскетично. Алтарная часть отделена тяжелым матерчатым занавесом. Икон и росписи мало, а чаще нет совсем.

Интересно, что пока шел осмотр храма, примерно полчаса, на крыше церкви сидели два белых голубя. Сидели и почти не двигались.

Времени до отлета совсем мало и почти бегом смотрим Эчмиадзинский монастырь, который еще называют «Армянским Ватиканом». Здесь находится главный собор Армении и резиденция Католикоса Всех Армян.Центральный вход в монастырский комплекс.

На большой территории расположены различные службы, храмы, часовни-крестильни, семинария.

Резиденция Католикоса.

Эчмиадзинский кафедральный собор – главный храм Армении. Построен в 4-5 веках и является одним из старейших христианских соборов в мире. Храм достраивался в более позднее время. Реставрационные работы идут и сейчас.

Красивая резьба над входом в собор.

Колокольня была пристроена в 17 веке.

Часы на башне показывают: надо собираться в аэропорт.

Чтобы попрощаться с нами, на несколько минут выглянул из дымки освещенный предзакатным солнцем красавец Арарат.

Конечно, в Армении очень много того, что стоит посмотреть туристу. Ехать туда, думаю, надо не менее, чем на неделю. Но даже беглого 3-дневного знакомства было достаточно, чтобы понять главное: прекрасная, древняя, гостеприимная страна.Спасибо за внимание.

arassamakhin.livejournal.com


Смотрите также