Древние буддийские храмы. Картинки древний буддийский храм, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения древний буддийский храм | Depositphotos®
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний буддийский храм Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Древние буддийские храмы


Буддийские храмы в Китае - 5 самых интересных монастырей

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Предлагаем вам снова прикоснуться к древней буддистской культуре и совершить очередное путешествие, на этот раз – в буддийские храмы в Китае.

Китайская архитектура, даже воплощенная по традиционным канонам буддизма, неповторима. Она вобрала в себя черты фасадов императорских дворцов с их легкой помпезностью и классических индийских храмов с простыми крышами в несколько ярусов. Сочетание этих двух стилей вылилось в китайские памятники буддизма – яркие, щедро украшенные барельефами, скульптурами и золотом.

Таких шедевров архитектуры и зодчества по всей стране – огромное количество, и перечислить их все довольно непросто. В этой статье мы составили список самых знаменитых, любопытных или необычных храмов Поднебесной с описанием. Вместе мы узнаем, где находится каждый из них, когда был основан, чем он примечателен и какая тайна за ним кроется.

Содержание:Храм НебаШаолиньХрам Нефритового БуддыХрам Пяти пагодХрам Тысячи БуддЗаключение

Храм Неба

Китайцы называют его довольно просто – Тяньтань. Он был построен во времена правителя Юн Лэ из семейства Мин в первой половине 15-го столетия на юге столичного Пекина.

ТяньТань

Своей известностью он обязан необычному по китайским меркам виду – с основанием в форме круга. Однако эта форма была выбрана неслучайно – она как нельзя лучше символизирует небо.

Другое название этого места – Храм мольбы о хорошем урожае. Сюда стекались люди перед летней страдой с обращениями к небу, к буддам о плодородии.

Это интересно! Целые поколения императоров каждый год в конце декабря – в день зимнего солнцестояния – приезжали в Тяньтань, обращаясь к небесам с мольбами об удачном лете и хороших посевах.

Заходя на территорию храма, посетители попадают в уютный парк, который носит одноименное название – парк Храма Неба. Он начинается с большого алтаря, открытого любому желающему. Дальше, к главному зданию, которое находится на севере, приводит широкая дорога – около тридцати метров в ширину.

Павильоны в парке

Шаолинь

Наверное, самый знаменитый монастырь не только в Поднебесной, но и за ее пределами – Шаолинь. Поэтому мы не могли обойти его стороной.

Расположенный на горе Суньшань, он в названии имеет прямую отсылку к своему географическом местоположению, а именно переводится как «лесной храм на холме Шаоши». Его основателем считается Бодхидхарма, достигший этих краев в 5-м столетии по пути из родной Индии. Он был известен тем, что нес в массы китайскую версию учения дзен – чань-буддизм.

Основатель ШаолиняСтатуя Бодхидхармы

На месте будущего храма учитель обосновался на долгие девять лет. Вместе со своими учениками он занимался медитациями и физическими упражнениями, в основе которых лежала имитация поведения животных. Позже, спустя века, эта практика трансформировалась в искусство ведения боев без орудий, которое стали передавать преемникам в монастыре.

Местные монахи получили широкую славу благодаря своим способностям. Они участвовали во многих войнах, а также отстаивали собственную территорию. Но именно это послужило причиной тому, что к началу прошлого века Шаолинь был практически полностью разорен, а здания – разрушены.

Не желая «хоронить» древнее наследие своего государства, Правительство издало указ по восстановлению монастыря. Сегодня Шаолинь снова завоевал былую славу, сюда стекаются туристы со всего мира, желающие хотя бы одним глазком взглянуть на боевое искусство в действии.

Боевое искусство

Обучение же реальных бойцов проходит за высокими трехметровыми стенами. Их окружает памятный лес, засаженный в честь монахов, живших здесь. Кроме того, на территории теперь можно посетить музей и прикоснуться к огромному изваянию Будды.

Храм Нефритового Будды

Он был основан в Шанхае относительно недавно – в 1882 году. Основание храма связано со значимым в его истории событием – в этот год из Бирмы (нынешней Мьянмы) по морю привезли два изваяния Великого Учителя Шакьямуни.

Одно из них внушительных размеров – высотой два метра и весом три тонны. Оно выполнено из белого камня, инкрустировано драгоценностями и показывает Будду, погрузившегося в размышления. Другое изваяние имеет более скромные размеры, но изображает Будду, испытывающего состояние Пробуждения.

Сегодня эти статуи красуются в самом центре главного зала, который называют Домом Нефритового Будды.

Будда

Кроме того, оказавшись в шанхайском храме, следует также взглянуть на Зал небесных владык, Зал великого мудреца, залы созерцания и чтения священных писаний.

Сам фасад храма легко разглядеть издали – он ярко-желтый, а на крышу водружены многочисленные фигурки будд, божеств. 

Храм Пяти пагод

В Пекине существует художественный музей, и он не совсем обычный, потому что расположился в здании Храма Пяти пагод, некогда крупного и могущественного. Также он известен под именем Храма Великого Пробуждения праведника.

Он был эпицентром распространения буддийской философии по китайским широтам, а с 1961 года стал признан национальным достоянием. Впрочем, и сегодня к нему рвутся паломники со всей страны, а потому святыня является одной из самых охраняемых в мире.

Стены храма строились в период правления семейства Мин. Изначально они были выполнены кирпичной и белой мраморной кладкой. Фасад щедро усыпан резной символикой, скульптурами в филигранном исполнении.

Но главная особенность этого храма, из-за которой он получил свое название следующая: в основе его стоят пять ступ. Четыре из них расположились в каждом углу прямоугольного фундамента, а пятая – в центре. За века непростой судьбы храм не раз менял свой внешний вид.

Буддийский храм в Китае

Храм Тысячи Будд

Говоря о красивейших храмах Китая, нельзя не упомянуть о пещерных постройках, которых в Поднебесной огромное множество. Одна из них – Цяньфодун, больше известная как Храм Тысячи Будд.

Пещерный монастырь

Его история насчитывает больше полутора тысяч лет. Появился он в пещерах близ провинциального городка современности Цзюхуа. Потребовалась смена десятка императорских семейств, чтобы довести строительство до конца.

На сегодняшний день тут сосредоточены древние постройки и важные артефакты, которым перевалило за добрую тысячу лет.

Цяньфодун оставил нам в качестве наследия:

  • 500 ступ;
  • больше 700 пещер;40 000 кв.м. священной земли;
  • драгоценные фрески;
  • статуи Будды;
  • иллюстрации, расписанные мантрами и рисунками божеств.

Статуя просветленного в храме

Любой желающий может приехать сюда сейчас, однако на осмотр может не хватить и нескольких дней – свыше двухсот пещер были уже отреставрированы.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Мы благодарны вам за то, что вы активно поддерживаете блог — рекомендуете наши статьи в социальных сетях!

Присоединяйтесь к нам — подписываетесь на сайт, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

o-buddizme.ru

Крупнейшие буддийские храмы мира | Тайны и Загадки истории

1Монастырь Ват Арун в Таиланде

Свое название буддийский храмовый комплекс Ват Арун получил по имени Аруна — бога утренней зари. Именно в лучах нежного рассветного солнца храм, расположенной на западном берегу Реки-Царя Чаупхрая, выглядит особенно эффектно, поэтому редкий гость Бангкока откажется от удовольствия совершить утреннюю речную прогулку, тем более что на противоположном берегу возвышается знаменитый Большой Королевский Дворец.

Комплекс был возведен в конце XVIII века, в эпоху правления полководца Таксина, провозгласившего себя королем Таиланда, — в те времена Ват Арун исполнял роль главного королевского монастыря.

Позже комплекс основательно расширялся — каждый правящий король считал своим долгом внести в постройку собственную лепту. Так, стараниями короля Рамы II центральная ступа — главный элемент храма — была увеличена для придания монастырю еще более величественного вида.

К эпохе правления Рамы IV Ват Арун являл собой почти совершенство — этот король внес последние штрихи и завершил строительство. И хоть к этому времени столица была перенесена на противоположную сторону реки, к содержанию монастыря по-прежнему предъявлялись высокие требования, ведь его было отлично видно из окон Королевского дворца.

Самым значимым компонентом конструкции остается знаменитая 79-метровая пагода «Пхра Банг» — это самое высокое строение в Таиланде символизирует священную для буддистов гору Меру, а ведущая на вершину лестница с крутыми ступенями напоминает о трудностях достижения наивысших уровней сознания. Узкая каменная лестница выводит на смотровые площадки, с которых открывается сказочно красивая панорама Бангкока.

Внутри главной ступы хранятся ценные буддийские реликвии, а поверхность стен затейливо украшена керамикой и осколками фарфора. По одной из версий, этот фарфор был обнаружен в трюмах затопленного корабля, который в свое время перевозил из Китая дорогую посуду, но так и не достиг родных берегов — был затоплен по пути. Согласно другой гипотезе, битую фарфоровую посуду древние тайцы скупали в Китае по дешевке — с целью балласта, а когда попытались использовать осколки для отделки монастыря и его главной пагоды (не пропадать же добру!), то поняли, что балласт оказался попросту золотым, настолько оживила стены храма фарфоровая «мозаика».

По четыре стороны от центральной башни расположены более миниатюрные пагоды, олицетворяющие материки мирового океана и украшенные фресками и искусно выполненными скульптурами. Ват Арун — не просто историческая достопримечательность, этот храм действует и поныне: здесь регулярно совершаются службы, проходят церемонии, а по территории комплекса неслышно ступают буддистские монахи.

Каждый год в ноябре в Ват Арун проводится важнейшая среди буддистов церемония «Катхин», когда почетные монахи Таиланда из рук короля или членов королевской семьи получают памятную награду — специально изготовленную традиционную одежду «катхин».

2Монастырь Пха Тхат Луанг в Лаосе

Золотая Ступа Пха Тхат Луанг является самым главным символом Лаоса. В 1991 году Золотая Ступа появилась на государственном гербе страны, заменив красную звезду и скрещенные серп и молот. Сегодня это самая почитаемая лаосская святыня. Ее история это переплетение легенд, преданий и документальных фактов. Официальное строительство Пха Тхат Луанг началось в 1566 году. Этим король Сетхатхират решил ознаменовать перенос столицы королевства Лансанг из Луангпрабанга во Вьентьян. Одновременно с возведением Золотой Ступы были построены четыре, окружающих ее, храма. Но, за почти четыре с половиной века, в ходе многочисленных войн и исторических событий до сегодняшних дней дошли только два храма. Один из них сейчас является официальной резиденцией лаосского буддистского патриарха.

О происхождении Пха Тхат Луанг есть и другая версия. Говорят, что буддистская ступа появилась здесь еще в III веке до нашей эры. В ней была погребена грудная кость Будды. Но археологам удалось обнаружить на этом месте только следы кхмерского монастыря XII века.

Пха Тхат Луанг расположена в центре огромного парка. Два храмовых комплекса расположены на его территории. Wat That Luang Neua с северной стороны и Wat That Luang Tai на южной. Сегодняшняя Золотая Ступа восстановлена в своем оригинальном виде. Во время вторжения сиамских войск в 1828 году Вьентьян был почти полностью разрушен. Пострадала и Пха Тхат Луанг. Со временем она пришла полностью в упадок, а грабители довершили разрушение. Ее поверхность была покрыта листами настоящего золота.

Французские колониальные власти в 1900 году предприняли попытку восстановления Ступы. Но, вероятно, их познания в буддизме были не очень глубоки. Форма сооружения отличалась от оригинала. Но, самое главное, расположение входов не соответствовало канонам. Главный вход оказался с южной стороны, а не с восточной. Нельзя сказать, что это вызвало бурю протеста, но местное население стало проявлять свое недовольство. Спустя тридцать лет была предпринята новая попытка реставрации. Но, помня о неудачном предыдущем опыте, реставраторы использовали в своей работе эскизы французского исследователя и художника Луи Делапорта. В 1867 году он один из первых обнаружил заброшенную ступу. И, с особой тщательностью, сделал множество её детальных эскизов и описаний. Реставрационные работы проводились с 1931 года по 1935. На этот раз качество работы удовлетворило всех. Последний раз Пха Тхат Луанг покрывалась позолотой в 1995 году.

Храм Пха Тхат Луанг представляет собой трехъярусную конструкцию, обнесенную стеной с четырьмя входами. В действительности, стена — это элемент галереи построенной вокруг Ступы. В ней выставлены фрагменты каменных статуй Будды, пережившие не одну войну. Целых почти не осталось, а в некоторых, вообще, сложно опознать принадлежность к скульптуре. Но, тем не менее, ко всем священным камням почтительное отношение. На некоторые из них паломники наклеивают листики сусального золота.

Широкая часть с небольшим уклоном создает основание Ступы. С четырех сторон стоят небольшие алтари, где паломники оставляют приношения. Напротив восточного и западного входов на втором уровне Ступы небольшие молельные беседки.

На втором уровне Пха Тхат Луанг стоят тридцать малых ступ. Знатоки буддистского символизма легко смогут в них опознать тридцать добродетелей. За ними начинается непосредственно Великая Ступа. Ее вершину венчает четырехсторонний изогнутый шпиль. Вся конструкция проникнута сакральным смыслом. Священные камни на каждом уровне, украшения каждого архитектурного элемента, все является носителем определенных символов.

3Храм Джоканг в Тибете

Монастырь Джоканг («Дом Господа») является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. Джоканг — самый древний и знаменитый буддийский храм-монастырь в столице Тибета — Лхасе, имеющий 1,5 -тысячелетнюю историю. Сейчас он принадлежит традиции Гелуг.

Согласно легенде, принцесса Бхрикути подбирала место для строительства храма с помощью геомантии (фэншуй). Но все построенные ею храмы разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились к царю Вэнь Чэн за помощью. Тот сказал, что храм следует построить в центре озера, где обитала демоница. Но сначала, чтобы обезвредить демоницу и пригвоздить ее к земле, необходимо заполнить и выровнять озеро почвой гор, привезенной с помощью тысячи коз. Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг («ра» — коза, «са» — земля), чтобы увековечить память тех коз.

Джоканг был построен предположительно в 639 — 647 гг. н. э. первым правителем — дхармараджей Тибетской империи — Сронцзангамбо для небольшой бронзовой статуи Джово Микьо Дордже, изображающей Будду Шакьямуни в возрасте 8 лет. Статуя была привезена в Тибет в качестве приданого непальской принцессой Бхрикути, ставшей женой тибетского царя. Джоканг был резиденцией непальской принцессы. Фасадом он был обращен на запад — в сторону Непала, чтобы принцесса, вспоминая родной дом, могла смотреть в его строну.

Одновременно был построен храм Рамоче для статуи Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет, называемой Джово Шакьямуни, или Джово Ринпоче («Драгоценный Господин»), привезенной китайской женой Вань-чен. Рамоче (Малый Джоканг) был резиденцией этой китайской принцессы. Он строился воротами на восток, обращенным в сторону Китая, в честь прибытия в Тибет китайской невесты царя. Браки с принцессами Непала и китайской империи Тан скрепляли дипломатические отношения этих стран и Тибета.

Предположительно после смерти Сонгцэнгампо китайская принцесса, из-за военной угрозы со стороны империи Тан, спрятала статую Джово Шакьямуни в секретной комнате храма Джоканг. Впоследствии статую открыла и поместила в центральной алтарной комнате принцесса Джинченг около 710 г. Эта статуя остается в Джоканге по сей день, являясь самой почитаемой статуей Будды во всем Тибете.

Джово Шакьямуни — древнейшая и единственная в своем роде статуя. Считается, что она создана при жизни Будды Шакьямуни и была освящена им самим. Статуя сделана в натуральную величину, 1, 5 метра высотой, из сплава драгоценных металлов с добавлением драгоценных камней. Сейчас она выглядит полнее, чем изначальный образ 12-летнего Шакьямуни, потому что статую время от времени покрывают новыми слоями золота.

По преданиям, она появилась в Капилавасту во время юности Будды и, впоследствии была подарена китайскому императору царем Магадхи. В письменных источниках она начинает упоминаться, начиная со времен правления тибетского царя Сонгцэнгампо, когда китайская принцесса привезла Джово Ринпоче в Тибет в качестве приданого.

Сегодня площадь храмово-монастырского комплекса составляет 25 тысяч кв. м. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления Далай-ламы V. Большинство росписей и статуй, которые сейчас можно увидеть в храме, были созданы в XVIII и XIX веках. На стенах главного храма есть множество самопроявленных изображений, которые покрываются золотом.

Здесь также хранится большая коллекция металлических статуй (порядка 800), а также тысячи тханок (свитковая живопись). Однако все они не выставлены на всеобщее обозрение, а находятся вдали от глаз посетителей, в надежно охраняемых хранилищах комплекса. Многие из них сделаны в Северной Индии (Кашмире), Тибете и Китае, и являются древними и редкими, датируются VII—IX вв. и представляют огромную историческую ценность.

В настоящее время Джоканг является охраняемым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4Храм Тодайдзи в Японии

Город Нара является местом культурного наследия японского народа, в первой столице Японии расположено много буддийских храмов и ключевым из них является Тодайдзи — Великий Восточный Храм — это символ города Нара. Храм Тодайдзи считается святым местом для многомиллионных паломников, ежегодно более трех миллионов человек посещают его. Храм является действующим и в нём ежедневно проводятся службы и читаются сутры.

Храм известен тем, что он является самым большим деревянным сооружением в мире и тем, что в нём находится самая большая бронзовая статуя Будды. Возведение храма Тодайдзи началось в правление императора Сёму, как способ спасти страну и город от многочисленных бед и эпидемий. В 743 году император Сёму издал Указ о строительстве храма, в котором попросил весь народ Японии принять участие в строительстве. На строительстве храма Тодайдзи было задействовано более двух миллионов человек и израсходован практически весь запас бронзы Японии. По тем временам строительство такого сооружения как огромная статуя и храм считалось практически чудом.

Храм Тодайдзи был построен всего за два года и завершён в 745 году, на изготовлении статуи понадобилось больше времени и статуя Будды была завершена в 751 году. Несмотря на столь древнее происхождение храма, доподлинно известен скульптор, создавший статую — Кунинака-но-Мурадзи Кимимаро. Она была вылита практически как единое целое. Шея и голова Будды были вылиты отдельно, припаены к основной фигуре и покрыты золотом. Параметры статуи впечатляют: высота фигуры почти 15 метров, если вместе с пьедесталом, то высота статуи составляет 22 метра, лицо Будды — 5,33 метров, нос — 0.5 метров, глаза — 1.02 метров, уши составляют 2.54 метров. Весит статуя Будды 500 тонн. Внутри скульптура полая и держится на сложной деревянной конструкции. Для изготовления статуи потребовалось более 400 тонн бронзы, воска — 7 тонн, также использовалась ртуть — 70 кг и для позолочения статуи было использовано 150 кг золота. В процессе работы над статуей было сожжено 10 000 тонн древесного угля. Статуя Будды выглядит размером с пятиэтажный дом.

Для статуи Будды был возведен Дайбуцу-дэн (Дворец Большого Будды) это главное сооружение храма. Его первоначальная высота составляла около 100 метров и это было второе по высоте сооружение в мире (высота пирамиды Хеопса первоначально составляла 147 метров).

Судьба храма и статуи Будды трагична, за время своего существования и статуя и храм неоднократно разрушались стихийными бедствиями и сжигались во время междоусобных войн и сегодня храм Тодайдзи не восстановлен в первоначальных размерах, но тем не менее это самое высокое деревянное сооружение в мире. Высота зала Большого Будды составляет 49,1 м, длина — 57,5 м, ширина — 50,5 м.

Чтобы попасть в храм Тодайджи надо пройти через Нандаймон — Большие Южные Врата, они действительно большие и являются древнейшими деревянными воротами, заново отстроенными в XII веке.

Будда Вайрочаны сидит в позе лотоса и его правая рука протянута вперед раскрытой ладонью, своим жестом он благословляет того, к кому протянута ладонь и дарит душевное спокойствие. Левая рука покоится на колене, что означает желание служить земле. Сидит Великий Будда в окружении других святых, гораздо меньших по размеру, вокруг его головы светится лучезарный нимб. В храме много других статуй, исторических ценностей, в том числе и мечи, подаренные императрицей Камё.

5Храм Боднатх в Непале

Боднатх — буддийский храмовый центр на окраине Катманду в Непале. В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений.

Боднатх считается основным центром тибетского буддизма в Непале. Ступа построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Через Боднатх лежал путь из Тибета в Индию, и здесь останавливались многие паломники.

Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.

Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят также маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой — по этим ступеням спускается дух.

Вокруг ступы по кругу идут четырёхэтажные дома с магазинами, сувенирными лавками и ресторанами.

6Храм Махабодхи в Индии

Махабодхи — самый знаменитый буддийский храм мира, расположенный на том самом месте, где Сиддхартха Гаутама достиг Просветления, став Буддой. Это великое событие, относящееся к 12 подвигам будды, произошло неподалеку от древнеиндийского городка Гая, известного теперь как Бодхгая. Он расположен в северо-восточной части Индии, в штате Бихар, в 96 километрах от Патны.

С точки зрения Великой колесницы (Махаяна) считается, что в это наполненное силой место приходят для обретения окончательного постижения все исторические будды, дающие начало счастливым периодам существования недвойственного учения, приводящего к Просветлению.

В том месте, где медитировал Будда Шакьямуни, согласно санскритским текстам более двух тысяч лет назад, в 3 в. до н. э. по повелению императора Ашоки была создана чатья (храм), именовавшаяся Самбодхи. За более чем две тысячи лет он не сохранил свой первоначальный облик, но и не исчез бесследно, несколько раз его перестраивали, а затем реконструировали.

Храм Махабодхи, каким мы его знаем, представляет собой мандалу-дворец в традиционном индийском стиле. Свой современный облик он приобрел в 5 в н. э. и считается одной из самых древних кирпичных построек восточной Индии, из всех сохранившихся до нашего времени.

Рядом с ним растет потомок священного дерева Бодхи, в тени которого медитировал Сиддхартха Гаутама, когда достиг Пробуждения от сна неведения.

Высотой более 50 метров устремленный ввысь храм в виде четырехгранной конусообразной башни, окруженной пирамидальными башенками по бокам, увенчан ступой. Главный вход по традиции находится на востоке. Квадратный по плану, храм окружен каменным безводным рвом — символом нерушимой ограды, также описанной в текстах. Внутри храма Махабодхи «пребывает» Будда Шакьямуни: его огромная статуя расположена в центральном зале.

Легендарного царя Ашоку считают основателем храма, посвященного Просветлению Будды, в Бодхгае. Император несколько раз посещал Бодхгаю. Его первый визит красочно описан в санскритском тексте периода Ашокавандана: вдохновленный своим учителем Упагуптой, император принял обеты и начал здесь строительство чайтьи (храма). Ашока построил первую чайтью, названную Самбодхи, в III веке до н. э. вблизи дерева Бодхи. Этот храм в своем первоначальном виде не сохранился, он был перестроен во втором столетии уже нашей эры и позднее также подвергся ряду изменений.

Начиная с XI века буддизм в Индии постепенно угасал, но храм поддерживался в течение нескольких столетий на средства Бирмы (период империи Паган) и был полностью отреставрирован. С XIII века в Индии начались гонения на буддизм, и Бодхгая как философский и религиозный центр прекратила свое существование. К началу XIX века храм находился в полуразрушенном состоянии, чему немало способствовали местные жители, растаскивающие стены на кирпичи и квадры.

В 1877 году индийской и английской аристократией было принято решение восстановить полуразрушенный комплекс. Также начались археологические исследования местности.

В 1953 году управление храмом было поручено Комитету управления Бодхгаи, собранному в соответствии с законом правительства Бихара от 1949 года. С этого времени Бодхгая начал бурно развиваться и стремительно расти.

2005 году под эгидой ЮНЕСКО был разработан специальный проект глобального восстановления не только самого храма, но и прилежащих монастырских территорий со всеми сопутствующими постройками и памятниками. План включает также создание научного и информационного центра, в котором будут продолжены исследования истории буддийского комплекса Махабодхи.

В 2013 году было принято решение украсить знаменитый храм Махабодхи золотом и позолотить вершину храма. Одним из инициаторов стал 85-летний король Тайланда Пумипон Адульядет, который пожертвовал 100 кг золота. Щедрый дар стоимостью в $14,5 млн., доставили специальным рейсом в индийский штат Бихар.

7Пагода Шведагон в Мьянме

Буддийский храмовый ансамбль Шведагон олицетворяет собой Мьянму (бывшую Бирму) точно так же, как Московский Кремль — Россию или Пирамиды Гизы — Египет. 98-метровая пагода Шведагон, возвышающаяся над городом Янгон, впечатляет грандиозными размерами и несметными богатствами.

Под пагодой замурованы сосуды, в которых хранятся реликвии четырёх Будд: чашка от первого Будды, часть туники — от второго, посох — от третьего и 8 волос Гаутамы.

Легенда об основании Шведагона гласит, что около 2,5 тысяч лет назад вскоре после того, как Будда Гаутама достиг просветления, его посетили два купца и в качестве подношения вручили ему медовый пирог. В благодарность Будда подарил паломникам 8 волосков со своей головы. Обратная дорога из Индии в Мьянму была долгой и трудной: два волоска украл иноземный король, два других отобрал повелитель драконов. Добравшись в Мьянму, купцы открыли ларец с даром Будды, и произошло чудо — волосков в нём было по-прежнему 8. Волосы сверкали так ярко, что даже слепые прозрели, немые заговорили, хромые побежали по всей Бирме, возвещая благую весть, а глухие услышали. На землю посыпался дождь из золотых камней, и на этом месте воздвигли золотую пагоду.

Учёные не установили, насколько правдива легенда в отношении возраста пагоды. Из бирманских хроник известно, что царь города Пегу в 1372 году впервые отремонтировал Шведагон, а в дальнейшем ступу неоднократно восстанавливали после землетрясений. С каждым ремонтом пагода, которую обкладывали новым слоем позолоты, увеличивала свою высоту. К 1774 году купол Шведагона достиг современной высоты.

Во всём мире вряд ли найдётся культовое сооружение, которое могло бы превзойти Шведагон по богатству украшений. Пагода покрыта сусальным золотом; её верхушка, облицованная золотыми плитами, усыпана драгоценными камнями — бриллиантами, рубинами, сапфирами, изумрудами. К шпилю подвешены золотые и серебряные колокольчики, которые раскачиваются на ветру и издают мелодичный звон. «Шве» в переводе с бирманского языка означает «золото», а «Дагон» — старинное название города Янгона. Пагода Шведагон похожа на огромный колокол. Она представляет собой ступу, происхождение которой восходит к могильным курганам. Это огромный земляной холм, облицованный камнем, оштукатуренный кирпичом и покрытый золотом. Главное отличие пагоды от храма в том, что в неё нельзя войти, она не имеет внутренних помещений. Пагоду Шведагон окружает платформа, приподнятая над окружающими холмами на высоту шестиэтажного дома. На вершину платформы ведут четыре лестницы, а вход у подножия главной лестницы охраняют два огромных крылатых льва.

Шведагон — это не одна золотая пагода, а целый храмовый комплекс. Исполинский золотой купол стоит в окружении 70 мерцающих золотом небольших ступ, маленьких храмов и павильонов. В павильонах висят огромные колокола, один из них — Маха Тиссада — весит 42 тонны, а Сингумин — 23 тонны. В 1825 году англичане пытались вывезти из Бирмы Сингумин, но их корабль потонул, не выдержав тяжести груза. Англичане пообещали бирманцам, что если те смогут поднять колокол со дна реки, то он останется на родной земле. Бирманские инженеры подтолкнули колокол с помощью бамбуковых бревён, и он всплыл самостоятельно.

8Храмы Багана в Мьянме

Баган расположен на восточном берегу реки Иравади на сухих и засушливых землях центральной равнины страны. Паган или Баган был основан в 849 году нашей эры. Всего за пару сотен лет, к началу 11 века, он стал столицей первой бирманской империи, сердцем огромного царства буддистов Тхеравада. Город процветал. Он стал космополитическим центром религиозной и светской жизни. Сюда съезжались монахи из буддистских стран. Из отдаленных Индии, Цейлона, кхмерской империи приезжали в Баган ученые и поэты для изучения стихосложения, фонетики, грамматики, астрологии, алхимии, медицины, права.

Но однажды, в конце 13 века, всему пришел конец. История связывает упадок этого царства со вторжением монголов. Великолепный город был разграблен, покинут и потянулись годы медленного его разрушения. Баган изначально строился как из дерева, так и кирпича, но до наших дней не дошло ни одного деревянного здания. Время, землетрясения и пожары поглотили их, остался только кирпич.

Это место храмов и пагод, в большинстве построенных с 11-го века до 13 века древними царями и правителями Бирмы. Горизонта нет — со всех сторон тянутся ввысь шпили —ажурные башенки в форме початков кукурузы, ананаса. Золотые и кирпичные. И сами храмы — кирпичные, каменные, золотые. Маленькие, большие, громадные. Всех видов, форм и конструкций, разной эстетики — здесь и башни, и пагоды, и гигантские каменные колокола, и сооружения в форме тыкв. Некоторые из них — действительно гигантских размеров. Многие из храмов Багана были архитектурными чудесами своего времени, да до сих пор их величие вызывает трепет у посетителей.

Кладка, в которую не просунуть лист бумаги между кирпичами, массивные крыши, которые держатся на искусном использовании арок и сводов, окна, сделанные таким образом, чтобы лучи солнечного света падали непосредственно на лица массивных Будд, восседающих в сводчатых помещениях.

Сегодня около половины этих великолепных сооружений из красного кирпича остро нуждаются в срочной реставрации или консервации. Во многих храмах доступ на верх закрыт.

Теперь такого города Баган — нет. Сейчас на его месте существует археологическая зона. То есть огромная охранная зона около 40 квадратных километров, с разбросанными по ней ступами, пагодами, храмами, несколькими деревнями и аэропортом. Древние хроники гласят, что когда-то Баган Мьянма на своих широких равнинах насчитывал 4446 храмов. А теперь, по данным ЮНЕСКО 1988 года, храмы Багана существуют только в количестве 2230 штук.

9Храм Боробудур в Индонезии

Боробудур — буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны. Боробудур расположен на острове Ява в Индонезии в провинции Центральная Ява, 40 км к северо-западу от города Джокьякарта. Он строился между 750 и 850 годами яванскими правителями династии Сайлендра.

Боробудур возведён как огромная ступа, выполненная в форме мандалы. Фундамент ступы — квадратный, со стороной 118 м. У ступы имеются восемь ярусов: пять нижних — квадратные, и три верхних — круглые. Форма мандалы представляет схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся 504 статуи Будды и 1460 барельефов на религиозные сюжеты.

Весь объём всего сооружения составляет примерно 55 000 м³. Ступа сооружена из 2 000 000 каменных блоков. До сих пор ученые не могут определить точную дату и продолжительность строительства этого храма, — предполагают, что храм был возведён в VII—IX вв.

В 1940 году голландский художник Нивенкамп выдвинул гипотезу, что Боробудур был построен в форме Будды на цветке лотоса, и по этой причине вероятно комплекс должен был находиться на озере. В 1949 году геологи нашли отложения, которые были интерпретированы как дно озера. Была выдвинута гипотеза, что озеро образовалось в результате извержения вулкана Мерапи в 1006 году или существенно ранее. Не ясно, осушалось ли озеро для построения ступы или это была природная катастрофа. Дальнейшие исследования показали, что озеро существовало в XII—XIV вв.еках, подтверждая то, что храм символизировал лотос.

Три уровня сооружения символизируют три сферы местопребываний — Камадхату (сфера страстей), Рупадхату (сфера форм) и Арупадхату (сфера без форм).

Уровень Камадхату был закрыт позже, вероятно для стабильности сооружения. Согласно ранней рукописи, автором которой был буддийский святой Кармавибхангга, на первом уровне было установлено 160 рельефных панелей. Они описывали мир страстей или мир чувственного, и развитие проявления чувственности в соответствии с законами кармы. Первые 117 панелей показывают различные деяния, приводящие к одному и тому же результату, а оставшиеся 43 панели показывают, как один и тот же эффект приводит к 43 разным результатам. Несколько панелей осталось в юго-восточном углу комплекса.

Рельефы на уровне Рупадхату иллюстрируют классические произведения Лалитавистара, Джатака-Авадана и Гандавьюха. 120 панелей на основе Лалитавистары рассказывают истории из жизни Будды Гаутамы. Некоторые панели рассказывают истории из классических джатак о предыдущих жизнях Будды в фольклорной форме. При этом Будда изображается богом, царём, обычным человеком или даже животным — львом, оленем, обезьяной, лебедем, черепахой. В каждом перерождении Будда показывает благородство и сострадание. Эти истории в популярной форме раскрывают буддийские принципы. Некоторые панели рассказывают о Судхане, странствующем в поисках мудрости.

Высший уровень, соответствующем Арупадхату (сфере без форм), представлен тремя круглыми террасами наверху. Здесь нет рельефов или плат, во времена строительства здесь помещались статуи будды в натуральную величину, обычно внутри ступ или ниш в стене. Многие из них не сохранились или повреждены.

Сотни лет Боробудур лежал покрытый вулканическим пеплом и заросший джунглями. Как этот уникальный монумент оказался забытым и оставленным, пока не ясно. В середине XX века было выдвинуто предположение, что после извержения вулкана Мерапи несчастья вынудили жителей покинуть свою землю и искать другие места обитания. Извержение произошло в 1006 году, но многие учёные считают, что центр яванской цивилизации переместился в долину Брантас ещё в 928 году. Так или иначе, почему люди оставили Боробудур, остаётся загадкой.

В XVIII веке были лишь частично заметны верхние террасы. Голландские колониальные экспедиции находили другие монументы, но не упоминали о Боробудуре. Лишь в 1814 году губернатор-лейтенант Стэмфорд Раффлз обнаружил монумент во время английской оккупации острова в ходе англо-голландской войны. Когда он прибыл в Семаранг, он получил сообщение о том, что обнаружен холм с большим количеством камней с резьбой. Голландец Корнелиус организовал экспедицию, он собрал отряд в 200 человек и полтора месяца очищал монумент. Его работу продолжили другие между 1817 и 1822 годами. С 1835 года верхняя часть монумента была расчищена и весь комплекс стал хорошо обозреваем. В 1849—1853 годах художник Вильзен провёл работу по зарисовке рельефов. Его работы попали в Музей Античности в Лейдене. В 1873 году комплекс был сфотографирован. Тогда структура комплекса была совершенно не ясна, и в 1882 году инспектор по культуре предлагал полностью разобрать памятник и разместить в музее.

Тем временем памятник разворовывали, рельефы, скульптуры, орнамент растаскивали торговцы сувенирами. Король Сиама, посетивший в 1886 году губернатора, увёз с собой восемь бычьих упряжек со статуями и элементами орнамента и увёз скульптуру единственного сохранившегося хранителя храма.

В 1907—1911 годах Теодор ван Эрп предпринял первую капитальную реставрацию комплекса. С 1900 года молодой офицер входил в Боробудурскую Комиссию в Магеланге. Реставрация увенчалась большим успехом, и комплекс приобрёл торжественный и внушительный вид.

По причине ограниченного бюджета в первую очередь проводились работы по улучшению дренажа и восстановлению общей структуры. Для долгосрочной реставрации требовалось много дополнительной работы. Кроме того, Боробудур построен на холме, и необходима работа по предохранению памятника от размывания почвы, проваливанию, коррозии и повреждений от растительности джунглей.

Единственным решением была бы полная разборка сооружения, укрепление холма и полная реставрация. Эта огромная работа была проведена в 1973—1984 годах под эгидой ЮНЕСКО. Сейчас комплекс Боробудур входит в число объектов Всемирного наследия.

10Храм Хэинса в Южной Корее

Хэинса (Храм отражения в спокойном море) — один из известнейших буддийских храмов в Южной Корее. Здесь хранится знаменитый свод буддийских священных текстов Трипитака Кореана, вырезанных на более чем 80 тысячах деревянных табличек.

Хэинса является одним из трёх корейских храмов Триратны, представляя одну из трёх сущностей Триратны — буддийский закон (Дхарму). Расположен на горе Каясан в провинции Кёнсан-Намдо. До сих пор является действующим центром буддийского течения Сон.

В 1995 году ЮНЕСКО включила те постройки Хэинса, в которых хранится Трипитака Кореана, в список Всемирного наследия.

Впервые храм был построен в 802 году. По легенде два корейских монаха, вернувшихся из странствий по Китаю, Сунын и Иджон, излечили жену вана Эджана от тяжёлой болезни. В качестве благодарности Будде, ван приказал построить храм. Другой источник, Чхве Чи Вон (900 год), утверждает что Сунын и его соратник Иджон заручились поддержкой вдовствующей королевы, принявшей буддизм и оказавшей поддержку строительству храма.

Храмовый комплекс достраивался или восстанавливался несколько раз — в X веке, 1488, 1622 и 1644 годах. В 1817 году Хэинса был сожжён, после чего главный зал восстановили в 1818 году. Главный зал, Тэджоккванджон (Зал великой тишины и света), необычен для корейского буддизма, так как посвящён Вайрочане (Будда Вайрочана — один из пяти Будд Мудрости в буддизме), тогда как в других буддийских храмах Кореи главные залы посвящены Соккамони.

Источники: mandalay.ru, svoiludi.ru, vbuddisme.ru, galitravel.ru, putidorogi-nn.ru, control-point.ru, ru.wikipedia.org, stilnos.com

tayni.info

Картинки древний буддийский храм, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения древний буддийский храм

Дзен буддийский храм в горах — стоковое фотоДеталь статуя Будды — стоковое фотоБуддийский храм в Корее Чеджу — стоковое фотоХрам солнца - буддийский храм — стоковое фотоСтупа купол в храм Будды — стоковое фотоБуддийский храм в Кох Самуи — стоковое фотоДзен буддийский храм в горах — стоковое фотоПейзаж двух пагод в doi inthanon. Чиангмай. Таиланд — стоковое фото

empty_vectorist

5769 x 3846

Буддийские новичков зажжение свечей в храме — стоковое фотоКрасивый Тайский Храм Украшен Скульптурами Золото — стоковое фото

ViktoriiaDyachenko

3744 x 5616

Храм в Гранд Палас Изумрудного Будды (Ват Пхра Кео), Бангкок, Таиланд — стоковое фотоХрам солнца - буддийский храм — стоковое фотоАнгкор Ват — стоковое фотоСвятилище истины, Паттайя, Таиланд — стоковое фотоЗдание Храма Красивый Тайский Солнечный День — стоковое фото

ViktoriiaDyachenko

5616 x 3744

Буддийский храм в Кох Самуи — стоковое фотоБуддистский храм интерьер — стоковое фотоАнгелы, дерево, резьба в тайский храм — стоковое фотоSanphet prasat дворец, Таиланд — стоковое фотоДеревянные Тайский Храм Традиционной Индуистской Скульптуры Солнечный День — стоковое фото

ViktoriiaDyachenko

5616 x 3744

Будда — стоковое фотоБуддийский храм рок — стоковое фото

richardsjeremy

4272 x 2848

Пагода буддийского храма в Чиангмае — стоковое фотоЗолотая статуя Будды в буддийский храм — стоковое фотоКрасивый Тайский Храм Украшен Скульптурой Пламени — стоковое фото

ViktoriiaDyachenko

3443 x 5164

Вид храма Буддиста — стоковое фотоВат Арун Храм, Бангкок, Таиланд — стоковое фотоФреска — стоковое фотоДревний буддийский храм — стоковое фотоКрасивый Тайский Храм Передней Части Четкие Голубое Небо — стоковое фото

ViktoriiaDyachenko

5616 x 3744

Гигантский Будда в Гроты Юньган, Шаньси — стоковое фото

Stripped_Pixel

4288 x 2848

Статуя Будды на белом фоне — стоковое фотоХудожественный тайский стиль, вырезающий Будду на стене в храме, Таиланд — стоковое фотоМраморный Храм (wat benchamabophit), Бангкок, Таиланд — стоковое фотоСлон скульптуры — стоковое фотоХрам в Ангкор — стоковое фотоБогиня — стоковое фотоСтатуя Будды — стоковое фотоАзиатская статуя — стоковое фотоСтупа — стоковое фотоДревний буддийский храм — стоковое фотоАюттхая, Таиланд — стоковое фотоДревний буддийский храм росписи с изображением тайский сцены повседневной жизни — стоковое фотоДревний буддийский храм росписи с изображением тайский сцены повседневной жизни — стоковое фотоФасад Храма Красивый Тайский Солнечный День — стоковое фото

ViktoriiaDyachenko

5616 x 3744

Ват Арун Rajwararam в Бангкоке — стоковое фотоХрам — стоковое фотоБоробудура Храм Индонезия java — стоковое фотоДревний буддийский храм в Бангкоке — стоковое фотоСтатуи Будды за стеклом — стоковое фотоБуддийские монахи начинающих внутри храма — стоковое фотоСвященный древний буддийский храм — стоковое фотоБангкокский храм — стоковое фотоСмеющийся Будда детали Юнхэ Гун буддийский храм Пекина подбородка — стоковое фотоКрупным Планом Выстрелил Индуистской Скульптуры Тайский Храм — стоковое фото

ViktoriiaDyachenko

5616 x 3744

Буддийский храм в городе Сигирия — стоковое фотоРезьба по дереву двери в храме, Таиланд — стоковое фотоХрам в Чианг Май, Таиланд — стоковое фотоГранд Палас Бангкок Таиланд — стоковое фотоДеревянные Тайский Храм Традиционной Индуистской Скульптуры — стоковое фото

ViktoriiaDyachenko

5616 x 3744

Внутри тайский храм — стоковое фото

ru.depositphotos.com

Самые древние буддийские храмы России

+ Подписаться на автора

На территории СССР остатки древних буддийских храмов находили в Средней Азии – в Узбекистане и Таджикистане. Раскапывали их также в Киргизии и юго-востоке Казахстана.

А на территории России самые древние буддийские храмы находят на Дальнем Востоке, они относятся к VII веку н. э. и связаны с государством Бохай (Цветущее), которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны. Бохайское государство было первым государственным образованием на территории Дальнего Востока России.

Однако имеются историчские сведения о том, что первые знакомства дальневосточных народов с буддизмом в виде отдельных артефактов приходятся на период распространения этой религии в Китае и Корее, то есть на I–IV вв. Этот факт подтверждается наличием в погребениях Корсаковского могильника на реке Амур, относящихся к I–II в. н. э., статуэтки Будды и фрагментов сосудов с изображениями цветков лотоса. Конечно, это не говорит о присутствии буддизма как религиозной системы. О том, в какой форме буддизм практиковался в Приморье и Приамурье в добохайский период, практически ничего не известно.Амурская археологическая экспедиция исследовала за последние годы два храма в с. Тыр Ульчского р-на Хабаровского края, расположенного на правом берегу Амура в 120 км от его устья почти напротив впадения в него р. Амгунь. История возведения их известна благодаря надписям на каменных стелах, стоявших на вершине Тырского утёса, которые с конца 19 века хранятся в Приморском краевом музее им. В. К. Арсеньева во Владивостоке.

Буддийский храм 1433 г. в низовьях Амура возведён на месте буддийской кумирни, построенной монголам1260-1320 гг, когда в Тыре находилась ставка восточного наместника монгольского императора. Остатки пяти буддийских храмов найдены на территории современного российского Приморья: четыре в Уссурийском районе и один в Хасанском.Все храмы возводились на искусственных насыпях, укрепленных каменными плитами. Крыши были двухъярусными и покрытыми черепицей. Четыре уссурийских храма находились за пределами поселений и обносились валами. Хасанский храм стоял в городе, его статус был выше, а функции - сложнее.

Государство Бохай (698–926) включало в себя территории современного Приморского края, Приамурье, Северную Корею, а так же значительную часть Северо-Восточного Китая (Маньчжурию). Главной причиной возникновения бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племен. Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в единый союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей — сначала Когуре и тюрок, а затем китайской империи Тан. В отличие от ближайших соседей, Бохай был независимым от Китая государством, что свидетельствует об экономической и военной мощи королевства. Государство имело развитую административную систему. Территория делилась на 5 столиц, 15 округов, 62 префектуры, 125 уездов. Идея пяти столиц уходит корнями в дальневосточную систему гармонии пяти элементов (металл, вода, дерево, огонь, земля). Во главе государства стоял кэду (король), указы которого имели силу закона. Исполнительная власть была сосредоточена в шести министерствах. Для вступления в чин госслужащие были обязаны сдавать экзамены.

В государстве имелась сильная армия, а бохайская панцирная конница не знала себе равных. К тому же Бохай обладал мощным военно-морским и торговым флотом. Крупным морским портом на территории приморского края было, например, Краскинское городище (Хасанский район).В VIII–IX вв. Бохай был сложившимся мощным государством, установившим обширные торговые и политические связи как с ближайшими соседями — Китаем, Кореей и Японией, так и с более отдаленными территориями. Для осуществления регулярных торговых связей с тюрко- и монголоязычными народами Южной Сибири и даже ираноязычными народами Средней Азии была создана Соболья дорога (севернее Великого шелкового пути), по всей длине которой существовали торгово-ремесленные колонии.Археологические исследования свидетельствуют о том, что это была богатая, самобытная, высокоразвитая культура со своими ремесленными традициями, наукой и искусством.

Население Бохая занималось земледелием, скотоводством, охотой, морским и рыбным промыслами. Пушнина, шкуры животных, вяленая рыба, мед, кедровые орехи, морская капуста, лекарственные растения, агат в больших количествах поставлялись бохайцами на внешний рынок, в том числе в Китай и Японию. Были развиты ремесленные производства — металлургия и металлообработка, изготовление станковой, поливной и фарфоровой посуды, кровельной черепицы и кирпича, стекловарение, ткачество, камнетесное и камнеобрабатывающее, ювелирное дело.В средневековой Азии Бохай имел репутацию просвещенного королевства. Это подтверждает цитата русского востоковеда XIX в. В. Горского: «Бохай был одним из самых цветущих государств на берегу Восточного моря, страною просвещения и ученых». Бохай славился своими учеными, философами и поэтами. В городах строились библиотеки и университеты, в сельской местности открывались школы, где молодежь обучали грамоте. В источниках сообщается, что в государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения запрещалось жениться, пока они не овладеют грамотой и искусством стрельбы из лука. Это потрясающий факт, который указывает на наличие обязательной общеобразовательной системы. Для сравнения, в Европе общеобразовательная система появилась десятью веками позже. Существуют также сведения, что у бохайцев была собственная письменность.

Культура Бохая была открыта для внедрения элементов из других культур и стран. Но, конечно, в области культурных влияний и заимствований существовала и обратная связь. В Японии и Китае высоко ценилась бохайская музыка и поэзия. Так, например, японцы переняли у бохайцев особый жанр театрального представления — «бокай гаку», который исполнялся еще в прошлом столетии. У них же японцы позаимствовали миниатюрные скульптурки нэцкэ (хотя есть версия, что это результат более позднего влияния чжурчжэней). В исторических японских записях сохранились стихотворные буддийские молитвы бохайцев. В тех же источниках содержатся описания спортивных состязаний бохайских и японских лучников: «В 822 году прибывшие в Японию бохайцы приняли участие в матче верховой игры в поло».Исследования археологов свидетельствуют о том, что в VIII веке буддизм стал доминирующей религией на территории Бохая, и произошло это при поддержке государства. В этот период здесь активно строятся буддийские храмы и монастыри. В Приморье археологами открыты остатки пяти буддийских храмов бохайского периода: в Краскинском городище Хасанского района, а также в Уссурийском районе — Копытинский, Абрикосовский, Борисовский и Корсаковский. При раскопках обнаружено много целых и фрагментированных статуэток Будды из позолоченной бронзы, камня и обожженной глины.

Бохай просуществовал всего двести лет. Это было первое государство на территории Приморья. Именно государство Бохай заложило предпосылки для возникновения Маньчжурского государства и Золотой империи чжурчжэней.

В начале Х в. юго-западные соседи бохайцев — монголоязычные кидани — начали набирать силу и активно завоевывать соседние территории. Двадцатилетняя война ослабила бохайцев, и в 926 году кидани смогли сломить их сопротивление. На месте бохайских руин они создали свое королевство (Восточный Дань). После падения Бохая часть его населения ассимилировалась с киданями и осталась на своих территориях, а часть объединилась с чжурчжэнями и другими тунгусо-маньчжурскими народами. Это новообразование получило название «чжурчжэни» (непокорный народ).

Почти двести лет продолжалось противостояние между киданями и чжурчжэнями. В конце концов «непокорному народу» удалось не только разгромить киданей, но и отвоевать часть Китайской империи. Надо отметить, что кидани тоже были буддистами. Государство Цзинь (1115-1234) было хозяином на территориях Приморья, Приамурья, Маньчжурии, Восточной Монголии, Северном и Центральном Китае. Китайская империя в этот период была фактически под управлением чжурчжэньской династии. Да и современные историки предпочитают его игнорировать, рассматривая цзиньскую династию как одну из китайских династий, и списывая все научные и культурные достижения этого периода в пользу Китая. А достижений было немало: чугун, порох, бумажные деньги. Все эти чжурчжэньские изобретения с успехом используются по сей день – и не только в Азии.

http://burnews.ru/samye-drevnie-buddijskie-hramy-rossii

+ Подписаться на автора

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

vbuddisme.ru

Самый старый буддийский Храм в мире

Храм Боробудур — буддийский памятник колоссальных размеров, подобных которому в мире больше не встретить. Этот массивный буддистский храм расположен в области Центральной Явы, Индонезия, недалеко от города Джакарты.

Самый старый буддийский Храм в мире

Одним из трех самых известных центров архитектуры «эпохи строителей храмов» (два других: Ангкор в Камбодже и Баган в Мьянме) является долина Кеду на юге центральной части о. Явы в Индонезии, на территории которой в средние века находилось царство Матарам.

На западе и востоке его границы примерно соответствовали границам современного округа Джогьякарта, а на севере простирались до плата Дьенг.

Эта местность, образованная долинами и междуречьем р. Прого и р. Опак и возвышающимися над ними вулканами: Сумбинг и Синдоро – к северо-западу, Мерапи и Мербабу – к северо-востоку от Джогьякарты, уникальна своими вулканическими почвами и изобилием водных ресурсов.

Плодородие земли и изобилие воды, позволяющее выращивать рис в избыточных количествах, является главным объяснением причины появления в центре острова Ява, вдали от основных торговых путей мощного феодального государства аграрного типа - царства Матарам, конкурировавшего за власть в регионе с великой Шривиджаей, и создавшего за короткий срок такие грандиозные памятники мировой архитектуры, как Боробудур и Прамбанан.

Храм Боробудур — буддийский памятник колоссальных размеров, подобных которому в мире больше не встретить. Этот массивный буддистский храм расположен в области Центральной Явы, Индонезия, недалеко от города Джакарты (приблизительно 42 км или на расстоянии в 25 миль).

Ученые не могут прийти к общему мнению, когда этот храм был построен, однако большинство полагает, что он появился между VII и VIII веками. Так же ученые полагают, что постройка такого храма заняла не менее 100 лет.

Во времена Шайлендров Боробудур входил в комплекс храмов, построенных у слияния рек Эло и Прого , которые, как считается, символизировали две главные священные реки индуизма Ганг и Джамну (Ямуну).

Долина Кеду, где находится Борободур, в те времена была местом почитания святилищ, связанных с царской властью и царскими культами.

Самые крупные из дошедших до нас памятников долины Кеду являются Боробудур, чанди Мендут и чанди Павон.

Проводивший первую капитальную реставрацию Борободура 1907-1911 г.г., крупнейший голландский исследователь индонезийской архитектуры Теодор ван Эрп, первым предположил, что когда-то от восточного входа в в Боробудур шла большая дорога до Мендута, которая проходила через Павон и была на всем протяжении украшена стенами с многочисленными башнями, нишами и скульптурами.

Ван Эрп первым определил точную ориентацию всех трех памятников, установив телескоп на вершине Боробудура.

Было выдвинуто предположение, что весь этот комплекс символизирует идею пути (дхармы), ведущего от нынешней жизни к состоянию Будды.

На этом пути Мендут являлся символом подготовительной стадии.

Павон же представлял последнюю мирскую ступень (связанную с кремацией тела) и открывающую путь к Боробудуру, символизирующему последовательность шагов по дальнейшему воплощению в бодхисатву.

На протяжении последних ста лет, храм был заброшен из-за массового принятия ислама. В течении долгого времени храм был покрыт пеплом от извергавшихся вулканов, и в конце-концов зарос джунглями.

Храм был обнаружен в 1814 году сэром Томасом Рэффльзом, который проспонсировал очищение территории храма от зарослей. С тех пор храм подвергся разным реконструкциям, но самая значимая для жизни храма реконструкция была произведена индонезийским правительством в 1980-х годах, при поддержке ЮНЕСКО. Среди похожих храмовых комплексов можно выделить Пагоду Шведагон в Мьянме, одно из самых известных сооружений подобного плана

Боробудур возвращал свою великолепную красоту, и был зачислен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Структура храма представляет мифологическую модель, состоит из различных террас. Каждая терраса и стена этого древнего храма покрыты самыми удивительными запутанными видами барельефа, на котором изображено учение Будды. Вогнутости, изображающие статуи Будды, всюду, и каждый проход или терраса показывают много жизней и много форм принятий Сидхартха, прежде, чем достигнуть просвещения Будды.

Конечно, проходя все эти барельефы, Вы заметите, что многие из вогнутостей теперь пусты, или содержат, обезглавленные статуи Будды. Почему? Из-за безграничного грабежа, который был актуален несколько десятилетий назад. Многие из украденных голов Будды сейчас находятся в домах богатых людей и в музеях всего мира. Грабеж продолжается и сейчас, но значительно меньше. Ещё одним подобным комплексом является древний город Баган на территории Бирмы

В главной части храма туристу встретится центральная ступа (символ просвещения Будды) – символ вечности. Туристы не могут входить через центральную ступу. Только буддистским монахам позволено входить через центральную ступу.

Кроме главной ступы есть 72 колоколообразных ступы меньшего размера. Некоторые ступы содержат сидящего Будду, а другие пусты. Есть одна особая ступа, которая представляет жилище Будды с его пересеченными ногами. Легенда гласит, что если подойти и прикоснуться к пересеченной ноге Будды, то ваше желание обязательно исполнится.

День Просвещения: Хари Рая Вайсак

Одно из самых красивых и самых святых буддистских событий, которое может посетить любой человек, происходит один раз в год, в течение полной луны мая или июня. Буддистские первосвященники объявляют о дате заранее, поскольку они могут вычислить дату в точности, используя лунный календарь.

В назначенный день, в пределах 2:00, процессия начинается в Candi Mendut, храма меньшего размера, и продвигается в Храм Pawon. Продолжительность движения составляет приблизительно 1.5 мили, и заканчивается в Храме Borobudur. Босые монахи мужского пола одеваются в одежду цвета шафрана, а женщины одевают белые сари и тоже участвуют в процессии, неся зажженные свечи. Монахи двигаются очень медленно, подчеркивая торжественную манеру, при этом поют и молятся.

Продолжение

ly4shee.livejournal.com

Самые древние буддийские храмы России

Древние буддийские храмы РоссииНа территории СССР остатки древних буддийских храмов находили в Средней Азии – в Узбекистане и Таджикистане. Раскапывали их также в Киргизии и юго-востоке Казахстана.

А на территории России самые древние буддийские храмы находят  на Дальнем Востоке, они относятся к VII веку н. э. и связаны с государством Бохай (Цветущее), которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны. Бохайское государство было первым государственным образованием на территории Дальнего Востока России.

Однако имеются историчские сведения о том, что первые знакомства дальневосточных народов с буддизмом в виде отдельных артефактов приходятся на период распространения этой религии в Китае и Корее, то есть на I–IV вв. Этот факт подтверждается наличием в погребениях Корсаковского могильника на реке Амур, относящихся к I–II в. н. э., статуэтки Будды и фрагментов сосудов с изображениями цветков лотоса. Конечно, это не говорит о присутствии буддизма как религиозной системы. О том, в какой форме буддизм практиковался в Приморье и Приамурье в добохайский период, практически ничего не известно.

Амурская археологическая экспедиция исследовала за последние годы два храма в с. Тыр Ульчского р-на Хабаровского края, расположенного на правом берегу Амура в 120 км от его устья почти напротив впадения в него р. Амгунь. История возведения их известна благодаря надписям на каменных стелах, стоявших на вершине Тырского утёса, которые с конца 19 века хранятся в Приморском краевом музее им. В. К. Арсеньева во Владивостоке.

Древние буддийские храмы РоссииБуддийский храм 1433 г. в низовьях Амура возведён на месте буддийской кумирни, построенной монголам1260-1320 гг, когда в Тыре находилась ставка восточного наместника монгольского императора. Остатки пяти буддийских храмов найдены на территории современного российского Приморья: четыре в Уссурийском районе и один в Хасанском.

Все храмы возводились на искусственных насыпях, укрепленных каменными плитами. Крыши были двухъярусными и покрытыми черепицей.

Четыре уссурийских храма находились за пределами поселений и обносились валами. Хасанский храм стоял в городе, его статус был выше, а функции - сложнее.

Государство Бохай (698–926) включало в себя территории современного Приморского края, Приамурье, Северную Корею, а так же значительную часть Северо-Восточного Китая (Маньчжурию). Главной причиной возникновения бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племен. Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в единый союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей — сначала Когуре и тюрок, а затем китайской империи Тан. В отличие от ближайших соседей, Бохай был независимым от Китая государством, что свидетельствует об экономической и военной мощи королевства. Государство имело развитую административную систему. Территория делилась на 5 столиц, 15 округов, 62 префектуры, 125 уездов. Идея пяти столиц уходит корнями в дальневосточную систему гармонии пяти элементов (металл, вода, дерево, огонь, земля). Во главе государства стоял кэду (король), указы которого имели силу закона. Исполнительная власть была сосредоточена в шести министерствах. Для вступления в чин госслужащие были обязаны сдавать экзамены.

Древние буддийские храмы РоссииВ государстве имелась сильная армия, а бохайская панцирная конница не знала себе равных. К тому же Бохай обладал мощным военно-морским и торговым флотом. Крупным морским портом на территории приморского края было, например, Краскинское городище (Хасанский район).

В VIII–IX вв. Бохай был сложившимся мощным государством, установившим обширные торговые и политические связи как с ближайшими соседями — Китаем, Кореей и Японией, так и с более отдаленными территориями. Для осуществления регулярных торговых связей с тюрко- и монголоязычными народами Южной Сибири и даже ираноязычными народами Средней Азии была создана Соболья дорога (севернее Великого шелкового пути), по всей длине которой существовали торгово-ремесленные колонии.

Археологические исследования свидетельствуют о том, что это была богатая, самобытная, высокоразвитая культура со своими ремесленными традициями, наукой и искусством.

Население Бохая занималось земледелием, скотоводством, охотой, морским и рыбным промыслами. Пушнина, шкуры животных, вяленая рыба, мед, кедровые орехи, морская капуста, лекарственные растения, агат в больших количествах поставлялись бохайцами на внешний рынок, в том числе в Китай и Японию. Были развиты ремесленные производства — металлургия и металлообработка, изготовление станковой, поливной и фарфоровой посуды, кровельной черепицы и кирпича, стекловарение, ткачество, камнетесное и камнеобрабатывающее, ювелирное дело.

Древние буддийские храмы РоссииВ средневековой Азии Бохай имел репутацию просвещенного королевства. Это подтверждает цитата русского востоковеда XIX в. В. Горского: «Бохай был одним из самых цветущих государств на берегу Восточного моря, страною просвещения и ученых». Бохай славился своими учеными, философами и поэтами. В городах строились библиотеки и университеты, в сельской местности открывались школы, где молодежь обучали грамоте. В источниках сообщается, что в государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения запрещалось жениться, пока они не овладеют грамотой и искусством стрельбы из лука. Это потрясающий факт, который указывает на наличие обязательной общеобразовательной системы. Для сравнения, в Европе общеобразовательная система появилась десятью веками позже. Существуют также сведения, что у бохайцев была собственная письменность.

Культура Бохая была открыта для внедрения элементов из других культур и стран. Но, конечно, в области культурных влияний и заимствований существовала и обратная связь. В Японии и Китае высоко ценилась бохайская музыка и поэзия. Так, например, японцы переняли у бохайцев особый жанр театрального представления — «бокай гаку», который исполнялся еще в прошлом столетии. У них же японцы позаимствовали миниатюрные скульптурки нэцкэ (хотя есть версия, что это результат более позднего влияния чжурчжэней). В исторических японских записях сохранились стихотворные буддийские молитвы бохайцев. В тех же источниках содержатся описания спортивных состязаний бохайских и японских лучников: «В 822 году прибывшие в Японию бохайцы приняли участие в матче верховой игры в поло».

Древние буддийские храмы РоссииИсследования археологов свидетельствуют о том, что в VIII веке буддизм стал доминирующей  религией на территории Бохая, и произошло это при поддержке государства. В этот период здесь активно строятся буддийские храмы и монастыри. В Приморье археологами открыты остатки пяти буддийских храмов бохайского периода: в Краскинском городище Хасанского района, а также в Уссурийском районе — Копытинский, Абрикосовский, Борисовский и Корсаковский. При  раскопках обнаружено много целых и фрагментированных статуэток Будды  из позолоченной бронзы, камня и обожженной глины.

Бохай просуществовал всего двести лет. Это было первое государство на территории Приморья. Именно государство Бохай заложило предпосылки для  возникновения Маньчжурского государства и Золотой империи чжурчжэней.

В начале Х в. юго-западные соседи бохайцев —   монголоязычные  кидани — начали набирать силу и активно завоевывать соседние территории. Двадцатилетняя война ослабила бохайцев, и в 926 году кидани смогли сломить их сопротивление. На месте бохайских руин они создали свое королевство (Восточный Дань). После падения Бохая часть его населения ассимилировалась с киданями и осталась на своих территориях, а  часть объединилась с чжурчжэнями и другими тунгусо-маньчжурскими народами. Это новообразование получило название «чжурчжэни» (непокорный народ).

Почти двести лет продолжалось противостояние между киданями и чжурчжэнями. В конце концов «непокорному народу» удалось не только разгромить киданей, но и отвоевать часть Китайской империи. Надо отметить, что кидани тоже были буддистами.

Государство Цзинь (1115-1234) было хозяином на территориях Приморья, Приамурья, Маньчжурии, Восточной Монголии, Северном и Центральном Китае. Китайская империя в этот период была фактически под управлением чжурчжэньской династии. Да и современные историки предпочитают его игнорировать, рассматривая цзиньскую династию как одну из китайских династий, и списывая все научные и культурные достижения этого периода в пользу Китая. А достижений было немало: чугун, порох, бумажные деньги. Все эти чжурчжэньские изобретения с успехом используются по сей день – и не только в Азии.

http://burnews.ru

Связанные записи

khurul.ru

Буддийские храмы: архитектура и скульптура

При царе Ашоке буддизм был объявлен государственной религией.Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идей. При Ашоке строились многочисленные храмы и монастыри, высекались буддийские моральные предписания и проповеди. В этих культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся традиции архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления; буддизм вобрал в себя почти весь пантеон брахманских божеств.

Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам.Ступа воздвигалась на круглом основании, по верху которого был сделан круговой обход. На вершине ступы ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами — символами знатного происхождения Будды. Ступа символизировала нирвану. Назначением ступы являлось хранение священных реликвий.

Ступы строились в местах, связанных, по легендам, с деятельностью Будды и буддийских святых. Наиболее ранним и ценным памятником является ступа в Санчи, выстроенная при Ашоке в 3 в. до н.э., но в 1 в. до н.э. расширенная и обнесенная каменной оградой с 4 воротами. Общая высота ступы в Санчи 16,5 м, а до конца стержня 23,6 м, диаметр основания - 32,3 м. Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны как для этого памятника, так и вообще для культового зодчества периода Маурья. Ступа в Санчи построена из кирпича и снаружи облицована камнем, на который первоначально был нанесен слой обмазки с выгравированными рельефами буддийского содержания. По ночам ступа освещалась светильниками.

Близка по форме к ступе в Санчи Тупарама-Дагоба, выстроенная в 3 в. до н.э. в Анурадхапуре на острове Цейлоне, где параллельно с Индией развивалось близкое к ней искусство. Цейлонские ступы, носившие название дагоба, имели несколько более вытянутую колоколообразную форму. Тупарама-Дагоба представляет собой массивное каменное сооружение с высоким, заостренным кверху каменным шпилем.

Каменная ограда вокруг ступы в Санчи была создана по типу древней деревянной, а ее ворота ориентировались по четырем странам света. Каменные ворота в Санчи сплошь покрыты скульптурой, почти нет ни одного места, где камень оставался бы гладким. Эта скульптура напоминает резьбу по дереву и слоновой кости, и не случайно резчиками по камню, дереву и кости в Древней Индии работали одни и те же народные мастера. Ворота представляют собой два массивных столба, несущих три пересекающие их наверху перекладины, расположенные одна над другой. На последней верхней перекладине помещались фигуры гениев-хранителей и буддийские символы, например колесо — символ буддийской проповеди. Фигура Будды в этот период еще не изображалась.

Сцены, украшающие ворота, посвящены джатакам — легендам из жизни Будды, перерабатывавшим мифы Древней Индии. Каждый рельеф является целой большой новостью, в которой с подробностью и тщательностью изображены все действующие лица. Памятник, так же как и священные книги, должен был как можно полнее освещать тот культ, которому он служил. Поэтому с такой подробностью рассказываются все события, связанные с жизнью Будды Живые образы, выполненные в скульптуре, являются не только религиозными символами, но воплощают в себе многогранность и богатство индийской народной фантАзии, образцы которой в литературе нам сохранила «Махабхарата».

Отдельные рельефы на воротах — это жанровые сцены, повествующие о жизни народа. Наряду с буддийскими сюжетами изображаются также древние божества Индии. На северных воротах в верхней полосе изображена сцена поклонения слонов священному дереву. С двух сторон медленно приближаются к священному дереву тяжелые фигуры слонов. Их хоботы как бы качаются, скручиваются и протягиваются к дереву, создавая плавное ритмическое движение. Цельность и мастерство композиционного замысла, а также живое чувство природы характерны для этого рельефа. На столбах вырезаны пышные крупные цветы и ползучие растения. Легендарные чудовища (Гаруда и др.) помещены рядом с изображениями реальных зверей, мифологическими сценами и буддийскими символами. Фигуры даются то в плоском рельефе, то в высоком, то еле различимыми, то объемными, что создает богатую игру света и тени. Массивные фигуры слонов, стоящие по четыре с каждой стороны, подобно атлантам, несут на себе тяжелую массу ворот.

Необычайно поэтичны скульптурные фигуры качающихся на ветвях девушек — «якшини», духов плодородия, — помещенные в боковых частях ворот. От примитивных и условных древних форм искусство в этот период далеко шагнуло вперед. Это проявляется прежде всего в несравненно большем реализме, пластичности и гармонии форм. Весь облик якшини, их грубоватые и большие руки и ноги, украшенные многочисленными массивными браслетами, крепкая, круглая, очень высокая грудь, сильно развитые бедра подчеркивают физическую силу этих как бы напоенных соками природы, упруго качающихся на ветвях девушек. Ветки, за которые хватаются руками молодые богини, сгибаются под тяжестью их тел. Движения фигур красивы и гармоничны. Эти женские образы, наделенные жизненными, народными чертами, постоянно встречаются в мифах Древней Индии и сравниваются с гибким деревом или молодым, буйным побегом, так как они воплощают могучие творческие силы обожествленной природы. Ощущение стихийной силы присуще всем образам природы в скульптуре Маурья.

Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха — монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей скульптуры символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях. Столбы, возведенные при Ашоке, украшены буддийскими символами и по своему назначению должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма. Так, четыре льва, соединенные спинами, на сарнатхском столбе поддерживают буддийское колесо. Сарнатхская капитель сделана из полированного песчаника; все изображения, выполненные на ней, воспроизводят традиционные индийские мотивы. На абаке помещены рельефные фигуры слона, коня, быка и льва, символизирующие страны света. Животные на рельефе переданы живо, их позы динамичны и свободны. Фигуры львов наверху капители более условны и декоративны. Являясь официальным символом мощи и царственного величия, они значительно отличаются от рельефов в Санчи.

В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью. Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа. От времени Ашоки сохранилось несколько небольших пещерных храмов. В архитектуре этих храмов, как и в других каменных сооружениях периода Маурья, сказались традиции деревянного зодчества (главным образом в обработке фасадов). Таков вход в один из наиболее древних пещерных храмов Ломас-Риши в Барабаре, выстроенный около 257 г. до н.э. На фасаде воспроизведены в камне килевидная арка над входом, выступы балок и даже ажурная решетчатая резьба. В Ломас-Риши над входом, в узком пространстве пояса, расположенного полукругом, помещено рельефное изображение слонов, поклоняющихся ступам. Их грузные фигуры ритмическими и мягкими движениями напоминают рельефы ворот в Санчи, созданные двумя веками позднее.

Дальнейшее развитие внутреннего помещения, еще мало развитого в храме Ломас-Риши, привело к созданию крупных пещерных храмов — чайтий во 2 - 1 вв. до н.э. Наиболее значительными являются чайтьи в Бхаджа, Кондане, Аджанте, Насике. В них выкристаллизовался ранний тип пещерного храма, нашедший свое лучшее выражение в чайтье в Карли.

Первоначально чайтья заимствовала отдельные элементы деревянного зодчества, что отразилось не только в повторении архитектурных форм, но и во вставленных деревянных деталях. Вместе с тем характер вырубленного в скалах помещения, своеобразная связь ваяния и зодчества вызвали к жизни совершенно новый род архитектуры, просуществовавший в Индии около тысячи лет.

Наиболее значительна в художественном отношении чайтья в Карли 1 в. до н.э.. Величественный интерьер чайтьи оформлен двумя рядами колонн. Восьмигранные монолитные колонны с пухлыми гранеными капителями завершены символическими скульптурными группами коленопреклоненных слонов с восседающими на них мужскими и женскими фигурами. Свет, проникающий через килевидное окно, освещает чайтью. Прежде свет рассеивался рядами деревянных орнаментированных решеток, что еще более усиливало атмосферу таинственности. Но и теперь, выступая в полумраке, колонны как бы надвигаются на зрителя. Токовые коридоры настолько узки, что за колоннами почти не остается пространства Стены вестибюля перед входом во внутреннее помещение чайтьи украшены скульптурой. У подножия стен стоят массивные фигуры священных слонов, исполненные в очень высоком рельефе. Пройдя эту часть храма, как бы посвящавшую в историю жизни Будды и подготовлявшую определенное молитвенное настроение, паломники попадали в таинственное, полутемное пространство святилища с блестящими, отполированными, как стекло, стенами и полом, в которых отражались блики света.Чайтья в Карли - одно из лучших архитектурных сооружений Индии этого периода. В ней ярко проявилась самобытность древнего искусства и характерные черты культовой индийской архитектуры. Скульптура пещерных храмов обычно служит гармоничным дополнением архитектурных деталей фасада, капителей и т. п. Ярким образцом декоративной скульптуры пещерных храмов является упомянутое оформление капителей чайтьи, образующее своеобразный фриз над рядом колонн зала.

Автор и источник публикации: 

Фрагмент книги из рунета. Автор не известен ;((

indonet.ru


Смотрите также