Древние афины социальная структура. Глава 3. Социальная структура греческого общества (на примере Афин)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Социальные структуры и сословные организации Древних Афин. Древние афины социальная структура


Социальная структура Афин (V век до н. Э.)

Свободные

Рабы

Эвпатриды

(благородный отец, родовая землевладельческая знать)

Частновладельческиемммие

Государственные

Геоморы

(земледельцы)

Демиурги

(ремесленники)

Процесс образования государства был длительным. Постепенно власть базилевса ограничивалась. Его функции перешли к новым выборным из эвпатридов должностным лицам-архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, а затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на 1 год. Архонты исполняли военные, жреческие, судебные функции, но со временем взяли все руководство страной.

Тогда же возник еще один новый орган – ареопаг – высший государственный совет, заменивший собой совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.

Эти процессы ознаменовали создание Афинского государства, утверждается рабовладельческое общество, происходят радикальные преобразования.

Одними из них явились реформы Солона и Клисфена. Солон осуществил ряд преобразований, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения.

Самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников в Афинах. Запрещалась личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы государства, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину.

Было ограничено землевладение, установлен максимальный размер земельных участков. Провозглашалась свободы завещаний. Это способствовало развитию частной собственности на землю.

Были проведены политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является цензовая реформа. Все афинские граждане были разделены независимо от их происхождения по имущественному положению на 4 разряда. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.

Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени и создал на базе этого деления новый государственный орган – Совет четырехсот (по сто человек от каждого племени). Совет руководил подготовкой дел для обсуждения на народном собрании, разбирал текущие дела управления.

Реформы Солона

VII в. До н. Э.

Цель – примирение враждующих групп

Сисахфия

Совет 400

Гелиэя

Цензовая

Деление граждан по имущественному цензу

Окончательная ликвидация остатков родового строя была связана с реформами Клисфена. Он начал с введения нового административного деления, построенного на чисто территориальном принципе. Вся Аттика делилась на три территориальных округа: город Афины с пригородом, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей – триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу.

Организация новых фил устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределила замену совета четырехсот советом пятисот (по 50 человек от каждой филы).

Был введен остракизм («суд черепков»). Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Признанный опасным подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм нашел широкое применение в политической борьбе.

studfiles.net

Социальная структура. Древнегреческие полисы: Афины и Спарта

Похожие главы из других работ:

Государство и право Древней Руси (IX-XI вв.)

3 Социальная структура Древнерусского государства

Господствующим классом в Киевской Руси продолжает оставаться дружина. В дружинной организации была внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя представляла старейшая дружина, ее члены именовались боярами...

Греческий полис

- экономика и социальная структура полиса;

- духовная культура полиса. 1. Возникновение полиса, его государственное устройство В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных...

Греческий полис

4. Экономика и социальная структура полиса

Основой полисной экономики является земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство...

Древнегреческие полисы: Афины и Спарта

Социальная структура

Социальная структура Спарты отличалась высокой степенью замкнутости социальных групп и минимальной социальной мобильностью. Население здесь делилось на три больших группы: граждане (спартиаты), периэки и невольники-илоты...

Завоевание Вильгельмом I Англии и его влияние на её развитие

3.1 Земельная собственность и социальная структура

Специфика распределения земельных владений в Англии после завоевания заключалась в том, что практически все новые бароны получали земли отдельными участками, разбросанными по стране, которые, за редким исключением...

Китайское протогосударство Шан

4. Социальная и териториальная структура государства Шан.

Вообще принципиальное различие между правящими верхами с их окружением (аппарат администрации, ремесленники, воины, слуги) и производящими крестьянскими массами представлено в реалиях общества Шан выпукло и зримо...

Культура и быт киммерийцев

Социальная структура киммерийцев

Двойственность типов поселений, могильников и ряда др. признаков киммерийцев, даёт основания говорить о том, что киммерийское общество имело довольно чёткую дифференциацию, как в социальном, так и в хозяйственном отношении...

Развитие мордовского края в XIX в.

1.2 Социальная структура

Население в мордовском крае в рассматриваемом периоде делилось на сословия. Из них привилегированными были дворянство, духовенство и купечество при главенствующем положении первого...

Развитие мордовского края в XIX в.

2.2 Социальная структура населения

Дворянство. Дворянство в дореформенный период было настолько неустойчиво и размыто, что наблюдался процесс его социального и экономического расслоения...

Российская империя на рубеже XIX-XX вв.

2.3. Социальная структура российского общества

По переписи населения 1897г., общая численность жителей Российской империи составляла 125,5 млн. человек. Несмотря на довольно высокую смертность, Россия являлась страной с самым высоким приростом населения в Евпопе - 1,6% (в Германии - 1,4%)...

Русская революция 1905-1907

1.1 Социальная структура общества

В начале XX века Россия представляла собой одно из крупнейших государств мира с населением 126,5 млн. человек, состоящим из более чем 100 наций и народностей. Переход к индустриальному обществу, хотя и осуществлялся с запаздыванием...

Советское общество второй половины 1960-х и начала 1980-х гг.

Социальная структура общества

Благодаря массовому распространению высшего образования общая численность специалистов, имеющих университетский или институтский диплом, с 1970 по 1980 г. возросла с 6,9 млн до 12,0 млн, т.е. на 74%...

Социальный строй Древней Руси

2.1 Социальная структура Древней Руси

Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду -- "купу" (деньги...

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро

Политическая организация и социальная структура

Политическая организация Индской цивилизации до сих пор является предметом спора среди ученых, хотя открытие цитаделей в Мохенджо-Даро, Хараппе и Калибангане дает основание говорить, о классовом расслоении...

Эллинистический Египет конца IV – второй трети I вв. до н.э.

Глава 2. Экономика и социальная структура

...

hist.bobrodobro.ru

Социальные структуры и сословные организации Древних Афин

CoolReferat.com

МЭСИ

Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции.

Доклад по истории государства и права зарубежных стран на тему:

Социальные структуры и сословные организации Древних Афин.

Группа:

Афины являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством. Они представляют самую чистую, наиболее классическую форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества, т.е. без вмешательства внешнего и внутреннего насилия. Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике. В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца  I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. – совместное поселение).

  Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в  VIII-VII веках до н.э.

В пору своего расцвета, относящегося к правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона.

Социальная структура приобрела к тому времени довольно определенный вид. К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были ещё очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть. К разряду простых граждан относилась остальная масса свободного населения – демос. Демос не был однороден. В его состав входили земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги), батраки (феты) – крестьяне лишившиеся собственной земли, также купцы, судовладельцы. Кроме того, в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения» и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метеки не пользовались политическими правами (не участвовали в управлении) и были ограничены в экономических правах. Они были обязаны избирать из граждан Патрона, уплачивать налог. Могли владеть рабами и недвижимостью (кроме             ).

Существовал процесс изотерии – повышение социального статуса, приобретение метеком избирательного права. Метек мог получить возможность повысить свой социальный статус за особые заслуги перед Афинским государством. Но существовал и обратный процесс – атимия – понижение социального статуса, которому мог подвергнуться свободный гражданин даже за незначительные нарушения. Наказанием служило изгнание. Существовала также и смертная казнь (самоубийство). Также среди населения были и вольноотпущенники, их патроном был их бывший владелец.

Был ещё многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан.

В Афинах существовал институт приобретения гражданства, условием была инициатива частных лиц.

Процедура:

þ  Народное собрание решало, ставить ли этот вопрос на голосование. Если 6000 человек были за (кворум), то шла вторая стадия процесса:

þ  Голосование.

Была возможность обратного процесса. (Люди на площади делились на 2 части: ЗА и ПРОТИВ).

Афинская демократия была рабовладельческой. Этим и объясняется широкий спектор социального состава (в период расцвета население – 500тыс., из них – 20тыс. граждан).

Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в отличие от социальных структур восточных обществ.Список используемой литературы:

1. В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства»

Изд.”Норма”   Москва, 2000.

2. К.И. Батыр «Всеобщая история государства и права»       Изд.”Былина”   Москва, 2000.Начинается развитие демократии, властных структур и права – 9 в. до н.э. Период Македонской гегемонии – закат государственности.

Афинские институты оказались долговечными, т.к. были совершенны для своего времени и удобны. Период существования более 1000 лет.

Хронология:

Легендарный (Гомеровский) период – 11-9вв. до н.э.

Архаический – 8-6вв. до н.э.

Классический – 5-4вв. до н.э. (период расцвета афинской демократии).

1 период:

Родовые общины являются собственниками земли, происходит оформление частной собственности (постепенно).

Тименосы – отдельные наделы. Античный полис – укрепленный центр и хозяйственная территория. Они очень компактны и самодостаточны. Компактность и малочисленность населения – созданы необходимые условия для демократии. Ещё одно условие – враждебность окружающей среды. Были противники – Персидская монархия (интерес к городам Малой Азии).

Города-государства – 25-30тыс. человек. «Все те государства, которые славятся прекрасной организацией, не допускают чрезмерного увеличения их народонаселения» – Аристотель.

Греческие города все время колонизировали доступные территории (от Сицилии до бассейна Черного моря). Существует традиция, описывающая систему власти:

Булэ – совет старейшин, Экклесия – народное собрание (агора), Базилевс – верховный судья – военная демократия.

На фоне этого начался социальный процесс, приведший к кризису, для преодоления которого были проведены реформы.

www.coolreferat.com

Социальные структуры и сословные организации Древних Афин

МЭСИ

Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции.

Доклад по истории государства и права зарубежных стран на тему:

Социальные структуры и сословные организации Древних Афин.

Выполнила: Смирнова Ирина

Группа:

Афины являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством. Они представляют самую чистую, наиболее классическую форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества, т.е. без вмешательства внешнего и внутреннего насилия.Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике. В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой.Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. – совместное поселение).

Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н.э.В пору своего расцвета, относящегося к правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона.Социальная структура приобрела к тому времени довольно определенный вид.К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были ещё очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть. К разряду простых граждан относилась остальная масса свободного населения – демос.Демос не был однороден. В его состав входили земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги), батраки (феты) – крестьяне лишившиеся собственной земли, также купцы, судовладельцы. Кроме того, в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения» и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метеки не пользовались политическими правами (не участвовали в управлении) и были ограничены в экономических правах. Они были обязаны избирать из гражданПатрона, уплачивать налог. Могли владеть рабами и недвижимостью (кроме

).Существовал процесс изотерии – повышение социального статуса, приобретение метеком избирательного права. Метек мог получить возможность повысить свой социальный статус за особые заслуги перед Афинским государством. Но существовал и обратный процесс – атимия – понижение социального статуса, которому мог подвергнуться свободный гражданин даже за незначительные нарушения. Наказанием служило изгнание. Существовала также и смертная казнь (самоубийство). Также среди населения были и вольноотпущенники, их патроном был их бывший владелец.Был ещё многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан.В Афинах существовал институт приобретения гражданства, условием была инициатива частных лиц.Процедура:. Народное собрание решало, ставить ли этот вопрос на голосование. Если

6000 человек были за (кворум), то шла вторая стадия процесса:. Голосование.Была возможность обратного процесса. (Люди на площади делились на 2 части:ЗА и ПРОТИВ).Афинская демократия была рабовладельческой. Этим и объясняется широкий спектор социального состава (в период расцвета население – 500тыс., из них– 20тыс. граждан).Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в отличие от социальных структур восточных обществ.

Список используемой литературы:1. В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства»Изд.”Норма” Москва, 2000.2. К.И. Батыр «Всеобщая история государства и права» Изд.”Былина”

Москва, 2000.

Начинается развитие демократии, властных структур и права – 9 в. до н.э.Период Македонской гегемонии – закат государственности.Афинские институты оказались долговечными, т.к. были совершенны для своего времени и удобны. Период существования более 1000 лет.Хронология:Легендарный (Гомеровский) период – 11-9вв. до н.э.Архаический – 8-6вв. до н.э.Классический – 5-4вв. до н.э. (период расцвета афинской демократии).1 период:Родовые общины являются собственниками земли, происходит оформление частной собственности (постепенно).Тименосы – отдельные наделы. Античный полис – укрепленный центр и хозяйственная территория. Они очень компактны и самодостаточны.Компактность и малочисленность населения – созданы необходимые условия для демократии. Ещё одно условие – враждебность окружающей среды. Были противники – Персидская монархия (интерес к городам Малой Азии).Города-государства – 25-30тыс. человек. «Все те государства, которые славятся прекрасной организацией, не допускают чрезмерного увеличения их народонаселения» – Аристотель.Греческие города все время колонизировали доступные территории (от Сицилии до бассейна Черного моря). Существует традиция, описывающая систему власти:Булэ – совет старейшин, Экклесия – народное собрание (агора), Базилевс – верховный судья – военная демократия.На фоне этого начался социальный процесс, приведший к кризису, для преодоления которого были проведены реформы.

Теги: Социальные структуры и сословные организации Древних Афин  Реферат  ТГП

dodiplom.ru

Социальная структура Спарты

Свободные граждане

Периэки

(живущие во – круг)

Спартиаты

Ограничены в правах

Типомейены

(опустившиеся)

Илоты

(государственные рабы)

Полноправные

Порядок деятельности народного собрания давал возможность спартанской олигархии влиять на его работу, направлять его деятельность в нужном направлении.

От родоплеменной ориентации сохранился совет старейшин (герусия). Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов. Компетенция ее была довольно широка. Герусия предварительно обсуждала дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании, руководила военными, финансовыми и судебными делами. Со временем ее значение упало.

Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть.

Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию. Они созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной, гражданская юрисдикция.

Государственный строй Спарты (VII в. До н. Э.)

Герусия –

Совет старейшин

(28 геронтов)

Два царя

Апелла

(народное собрание)

5 Эфоров (наблюдатели)

Особенности развития государственности в Спарте, режим военной демократии обуславливали застой политической и экономической жизни общества. В середине II века до н.э. Спарта, как и другие греческие государства, попадают под влияние Рима.

2. Основные черты афинского права

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему рабовладельческого права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других государств.

Особенность правовой системы Афин заключалась в том, что обычай долгое время считался основным источником права. Закон и обычай практически отожествлялись. Впоследствии теория и практика стали признавать приоритет законов и декретов над обычаями.

В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Драконт включил ряд новых существенных положений, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию. Отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Законы оформляли права частной собственности, устанавливая при этом суровое наказание за посягательство на частную собственность. Из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливали жесткие наказания. Так, смертной казнью каралось не только святотатство или умышленное убийство, но и кража овощей, праздность.

В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. В V-IV вв. до н.э., законы становятся главным источником права.

Афинское право не знает четкого различия между вещами. Было известно деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму – деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. В афинском праве владение понималось как фактическое обладание имуществом и собственностью. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной, а государственная - в форме частной.

Обязательные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. В качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор. Обязательства вытекающие из деликтов возникали в случае причинения имуществу любого вреда.

Обычаи и законы исходили из понятия широкой правоспособности и дееспособности афинских граждан в имущественных отношениях. В одном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины».

В отличие от стран Древнего Востока в Афинах имущественные отношения, гражданский оборот получили гораздо большее развитие. Однако в законах нет детальных предписаний о правах собственника.

В афинском праве получили развитие семейно-брачные отношения. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Официально признавалась моногамная семья.

Власть домовладыки была весьма значительной. Нарушение супружеской верности не имело для мужа негативных юридических последствий. Муж мог привести в дом наложницу. После смерти отца господином женщины был муж, а в случае его смерти – совершеннолетний сын. Женщина не могла от своего имени заключать сделки. Застигнув жену на месте прелюбодеяния, муж мог безнаказанно убить любовника. При наличии сыновей дочь не получала наследство. Обычай разрешал брак между дядей и племянницей, между братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины.

К слабому полу относились высокомерно и даже презрительно. Афинянки были вынуждены вести замкнутый образ жизни, они не имели политических прав, были лишены имущественной самостоятельности, полностью зависели от отца, братьев. Удел женщин – домашнее хозяйство, затворничество. Даже покупки на рынке совершали мужчины.

Официальная мораль обвиняла их в том, что они беззаботно проводят время в стенах дома, тогда как мужчины в поте лица добывают хлеб насущный, заняты ежедневно тяжким трудом. Общественное мнение не осуждало мужчин, которые подолгу пребывали в кругу себе равных, в обществе гетер, находили удовольствие в любви к юношам.

Цель брака диктовалась общегосударственными и частносемейными интересами. Рождение ребенка считалось семейным праздником. Мальчика украшали оливковыми ветвями, девочку – шерстяными нитками. Младенца клали в купель, куда добавляли вино. Родители больше внимания уделяли мальчику: в 7 лет его отдавали под опеку отца. Девочку могли выгнать из дома. В Афинах, как и в Спарте, сохранялся обычай детоубийства.

Согласно обычаю, обедневшие родители могли рассчитывать на помощь своего сына. По законам Солона, сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу. С другой стороны отец мог отречься от сына, лишив его наследства, изгнать из дома, если тот не оказывал ему уважения. До реформ Солона отец мог продать детей в рабство, мог искалечить и даже убить.

Афинскому праву были известны преступления государственные, против семьи, личности, собственности.

К особо опасным преступлениям против государства были отнесены: измена отечеству, обман народа, оскорбление богов, святотатство, внесение противозаконных предложений в народное собрание.

studfiles.net

Глава 3. Социальная структура греческого общества (на примере Афин). Афинское государство в VIII-IV века до нашей эры

Похожие главы из других работ:

Английский город в XI–XII вв.

2.2 Социальная структура английских городов XI - XII вв.

Города зачастую были по сути лишь большими деревнями. Однако, начиная с XI века, по всей Англии наблюдается их неуклонный рост, связанный с возрождением торговли и торговых связей, развитием ремесла и некоторых форм производства...

Далматинские города-государства в период средневековья

2.2 Социальная структура

Установить социальную стратификацию городского населения в Далмации довольно сложно. По существу устойчиво обозначены в источниках только ремесленники, нобили, слуги и рабы. По мнению М.М...

Древнегреческие полисы: Афины и Спарта

Социальная структура

Социальная структура Спарты отличалась высокой степенью замкнутости социальных групп и минимальной социальной мобильностью. Население здесь делилось на три больших группы: граждане (спартиаты), периэки и невольники-илоты...

Культура и быт киммерийцев

Социальная структура киммерийцев

Двойственность типов поселений, могильников и ряда др. признаков киммерийцев, даёт основания говорить о том, что киммерийское общество имело довольно чёткую дифференциацию, как в социальном, так и в хозяйственном отношении...

Монгольское общество в XIII в. Империя Чингисхана

1.2 Социальная организация и структура монгольского общества и Золотой орды в советской и российской историографии

Отличительной особенностью значительной части имеющейся историографии является ее резкое разделение на два основных направления: апологетическое и ниспровергательное...

Нормандское завоевание и его влияние на феодальное развитие в Англии

2.2. «Книга страшного суда». Социальная структура общества

Памятником фискальной политики Вильгельма Завоевателя служит знаменитая «Книга страшного суда» («Domesday Book»), составленная в 1086 г. Хрестоматия памятников феодального государства и права / Под ред. В.М. Корецкого. М., 1961...

Развитие Древней Руси при Ярославе Мудром

2. Социальная структура общества при Ярославе Мудром

Время княжения Ярослава Мудрого, - это годы подъема, развития Киевской Руси и Киева. При нем Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Стремясь установить порядок и законность в русских землях...

Развитие мордовского края в XIX в.

1.2 Социальная структура

Население в мордовском крае в рассматриваемом периоде делилось на сословия. Из них привилегированными были дворянство, духовенство и купечество при главенствующем положении первого...

Развитие мордовского края в XIX в.

2.2 Социальная структура населения

Дворянство. Дворянство в дореформенный период было настолько неустойчиво и размыто, что наблюдался процесс его социального и экономического расслоения...

Российская империя на рубеже XIX-XX вв.

2.3. Социальная структура российского общества

По переписи населения 1897г., общая численность жителей Российской империи составляла 125,5 млн. человек. Несмотря на довольно высокую смертность, Россия являлась страной с самым высоким приростом населения в Евпопе - 1,6% (в Германии - 1,4%)...

Русская революция 1905-1907

1.1 Социальная структура общества

В начале XX века Россия представляла собой одно из крупнейших государств мира с населением 126,5 млн. человек, состоящим из более чем 100 наций и народностей. Переход к индустриальному обществу, хотя и осуществлялся с запаздыванием...

Советское общество второй половины 1960-х и начала 1980-х гг.

Социальная структура общества

Благодаря массовому распространению высшего образования общая численность специалистов, имеющих университетский или институтский диплом, с 1970 по 1980 г. возросла с 6,9 млн до 12,0 млн, т.е. на 74%...

Социальная политика Екатерины II

1. Социальная структура российского общества накануне реформ Екатерины II

...

Социальная структура римского общества

2. Социальная структура римского общества: возникновение, становление и развитие

...

Франкское государство

2. Социальная структура франкского и галло-римского общества

В VI--VII вв. во Франкском государстве сохранялись еще разные экономические уклады -- рабовладельческий и патриархальный. Вместе с тем все большее распространение получали ранне-феодальные формы зависимости...

hist.bobrodobro.ru

Социальные структуры и сословные организации Древних Афин

МЭСИ

Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции.

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по истории государства и права зарубежных стран на тему:

Социальные структуры и сословные организации Древних Афин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Смирнова Ирина

Группа:

 

 

 

 

 

Афины являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством. Они представляют самую чистую, наиболее классическую форму образования государства. Здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества, т.е. без вмешательства внешнего и внутреннего насилия. Город Афины вырос на юге Балканского полуострова, в Аттике. В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. совместное поселение).

Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н.э.

В пору своего расцвета, относящегося к правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона.

Социальная структура приобрела к тому времени довольно определенный вид. К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были ещё очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть. К разряду простых граждан относилась остальная масса свободного населения демос. Демос не был однороден. В его состав входили земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги), батраки (феты) крестьяне лишившиеся собственной земли, также купцы, судовладельцы. Кроме того, в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми не чистого происхождения и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метеки не пользовались политическими правами (не участвовали в управлении) и были ограничены в экономических правах. Они были обязаны избирать из граждан Патрона, уплачивать налог. Могли владеть рабами и недвижимостью (кроме ).

Существовал процесс изотерии повышение социального статуса, приобретение метеком избирательного права. Метек мог получить возможность повысить свой социальный статус за особые заслуги перед Афинским государством. Но существовал и обратный процесс атимия понижение социального статуса, которому мог подвергнуться свободный гражданин даже за незначительные нарушения. Наказанием служило изгнание. Существовала также и смертная казнь (самоубийство). Также среди населения были и вольноотпущенники, их патроном был их бывший владелец.

Был ещё многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан.

В Афинах существовал институт приобретения гражданства, условием была инициатива частных лиц.

Процедура:

  1. Народное собрание решало, ставить ли этот вопрос на голосование. Если 6000 человек были за (кворум), то шла вторая стадия процесса:
  2. Голосование.

Была возможность обратного процесса. (Люди на площади делились на 2 части: ЗА и ПРОТИВ).

Афинская демократия была рабовладельческой. Этим и объясняется широкий спектор социального состава (в период расцвета население 500тыс., из них 20тыс. граждан).

Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в отличие от социальных структур восточных обществ.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. В.Г. Графский Всеобщая история права и государства

Изд.”Норма” Москва, 2000.

  1. К.И. Батыр Всеобщая история государства и права Изд.”Былина” Москва, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начинается развитие демократии, властных структур и права 9 в. до н.э. Период Македонской гегемонии закат государственности.

Афинские институты оказались долговечными, т.к. были совершенны для своего времени и удобны. Период существования более 1000 лет.

Хронология:

Легендарный (Гомеровский) период 11-9вв. до н.э.

Архаический 8-6вв. до н.э.

Классический 5-4вв. до н.э. (период расцвета афинской демократии).

1 период:

Родовые общины являются собственниками земли, происходит оформление частной собственности (постепенно).

Тименосы отдельные наделы. Античный полис укрепленный центр и хозяйственная территория. Они очень компактны и самодостаточны. Компактность и малочисленность населения созданы необходи

www.studsell.com