Древние афины искусство. Афина. Функции её культа, отображение её образа в древнегреческом искусстве
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство древних Афин (494 – 300 гг. до н. э.). Древние афины искусство


АФИНЫ – РАЙ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВ

Прекрасная столица Греции, Афины, представляет собой исключительный сплав культуры и искусства, где уживаются современность и античность. Поистине, этот город станет раем для того, кто ценит  проявления  человеческого гения. Число видов искусства с архаичных времен и до настоящего времени увеличилось с шести до десяти.

Первое искусство – архитектура. Афины с их богатой историей являются   городом — музеем. Именно здесь расположилось восьмое чудо света — храм Парфенон в едином архитектурном ансамбле Акрополя.   Не менее интересна Арка Адриана, ограничивающая старый и новый город.  С  настоящими, сохранившимися со времен античности колоннами, барельефами, фресками можно познакомиться, посетив   Новый Музей Акрополя.

tour-greece

Второе искусство – скульптура. Конечно, сейчас не стоят на площадях мраморные изображения  богов и героев, они укрыты от разрушительного времени в музеях. Даже статуя богини Афины, созданная Фидием, не сохранилась до нашего времени. Тем не менее, полюбоваться на скульптуры прошлых веков  можно в Национальном Археологическом музее. Работы современных скульпторов находятся в Музее современного искусства.  Военный музей представляет экспозицию скульптур известных греческих военачальников. И совершенно бесплатно можно любоваться скульптурными ансамблями на площадях и улицах города. Вот некоторые из них: Афина Паллада, Аполлон, Сократ и Платон у здания Афинской Академии, выполненные  Леонидасом  Дроси, скульптурные группы на площади Синтагма и многие другие.

Третье искусство – изобразительное.  Богатая природа и географическое положение Греции,   конечно же, способствовали развитию художественного вкуса и возникновению изобразительного искусства. Античный период представлен в музее Византийского и Христианского искусства, Национальная художественная галерея  подарит прекрасные  впечатления от творений греческих художников , начиная с 19 века по настоящее время.  Работы самого знаменитого греческого художника Николаоса Гизиса можно увидеть в Национальной художественной галерее. Наиболее популярна «Обручение». Кроме того, множество картинных галерей разбросаны по всей столице. В центре расположены Галерея Пиеридис, Афинская галерея Берниер и другие.

Четвертое искусство – Поэзия, Литература. Этот вид искусства относится  больше к виртуальному проявлению личности. Его нельзя потрогать или увидеть.  Но можно ощутить ритм, гармонию, увидеть в своем воображении те события, пейзажи и героев, которых придумал автор. Конечно, в материальном мире мы можем читать книги. И это нас приводит в библиотеки.  Библиотека Геннадиос.  В ее экспозиции представлены  раритетные  рукописи,  документы, рассказывающие о важнейших страницах новогреческой литературы. В витринах выставки находятся  личные вещи   лорда Байрона:  золотые часы, оливковый венок и печатки. На первом этаже в выставочном зале  периодически располагаются экспозиции на разнообразные темы, связанные с литературой.

Пятое искусство — музыка. Эллада — музыкальная страна.  Свидетельство этому —  Дворец музыки «Мегаро». Этот комплекс насчитывает несколько концертных залов, банкетный зал.  Во Дворце расположена  большая  музыкальная библиотека Лилиан Вудури (80.000 книг и мультимедийных документов). Увлеченность музыкой привело к тому, что Дворец является лидером в применении технологических новинок  как в приемах исполнении музыки, так и организации концертов. Комплекс является резиденцией крупнейшего оркестра Греции  — Armonia Atenea. Здесь же постоянно выступает оркестр Микоса Теодоракиса, известнейшего композитора современной Греции.

Шестое искусство – театр  и сценическое искусство. Греция — родина классического театра. До нас дошли произведения Софокла, Еврипида , Аристофана.  Практически все виды пьес от трагедии до комедии были созданы ими. С историей театра можно ознакомиться в Театральном музее.  Он занимает первый этаж здания Афинского муниципального культурного центра.  В его витринах собраны  фотографии, программы спектаклей, маски и декорации из инсценировок  античной драмы в наше время. Музею подарены театральные костюмы  к спектаклям и персональные  вещи известных греческих актеров. Выставка предоставит вам возможность  ощутить атмосферу «за кулисами» театра.  Регулярно в Афины приезжает со спектаклями Большой театр (Россия).

Седьмое искусство – кинематография.  В Греции любят кино, снимают часто и много. Продукция  греческого кинематографа в основном, востребована на внутреннем рынке. Синематека Греции находится в здании кинотеатра «Лаис», который объявлен  историческим памятником, рядом со станцией метро «Керамикос». Синематека имеет два зала показов, а на террасе работает летний кинотеатр. В рекреации  кинотеатра организуются выставки, также можно отыскать множество аудио и видео документов, касающихся истории кинематографа в Греции (библиотека). Ежегодно в Афинах проходит  Фестиваль Российского кино.

Восьмое искусство – фотография.  В последнее время приобретает  большую популярность из-за социальной направленности сюжетов. Постоянно проходят тематические фотовыставки  в Музее Биенаки, парке развлечений Технополисе, в различных арт-галереях.  На фотовыставки в парке Технополис – вход свободный.

Девятое искусство – комиксы.   Данный вид искусства успешно развивается в Элладе. Афинская библиотека комиксов находится в Impact Hub Athens (исторический памятник, архитектор Эрнст Циллер), в центре Афин.  В библиотеке проходят выставки, лекции, презентации и семинары  с целью  творческого взаимодействия и знакомства заинтересованных сторон. Также здесь собираются художники комиксов местного сообщества.

Десятое искусство – включает в себя творческое проявление личности, не входящее в вышеперечисленные девять видов.

tour-greece

Уличное искусство: граффити

В Греции   не утихают споры по поводу того, является ли граффити актом вандализма, или все-таки это новый вид искусства. Тем не менее, куда бы вы ни пошли, везде вы увидите рисунки, надписи  на стенах, выполненные с разным уровнем мастерства. Особенно много их на улице Ексархия и на площади Псири. Многие из них выполнены известными художниками, которые участвуют в международных выставках. Например, Стелиос Фетакис, граффити которого можно всегда узнать не только по  византийским  мотивам, но и по подписи художника.

Уличный театр.  Группа Хеликс (HELIX). Труппа профессионально подготовленных исполнителей на ходулях , акробатов, жонглеров, актеров, которая может предложить зрелище, используя визуальные эффекты, костюмы и декорации, музыку и стихии огня и фейерверков. Уличный Театр HELIX, единственный в своем роде в Греции, включен в учреждения Министерства культуры Греции. Находится в Палео Фалиро.

Все виды современного искусства: выставки, инсталляции, перформанс представлены в галерее Арт-Афина.  Эта галерея является одной из старейших выставок современного искусства в Европе.   Арт-Афина  освещает  обзор художественных тенденций в сочетании  с текущей динамикой арт-рынка.

Специальное предложение:   Музей Афис для любителей искусства  с ограниченными возможностями. Все экспонаты этого музея – увеличенные в несколько раз копии  выставленных  в других музеях предметов. Музей предназначен  для  слабовидящих посетителей.

Таким образом, в Афинах можно провести достаточно времени и ни разу не повторить свой маршрут почитателя искусства. Для этого созданы все возможности, кроме того,  почти во всех музеях можно делать фотографии без вспышки.

Читайте также

tour-greece.com

Искусство древних Афин (494 – 300 гг. до н. э.)

Искусство древних Афин (494 – 300 гг. до н. э.)

Далее в работе события датированы годами до нашей эры.

494 г. — На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха "Взятие Милета"

По инициативе Фемистокла на сцене Афинского театра была поставлена трагедия Фриниха "Взятие Милета". Страшные сцены гибели прекрасного города, страдания жителей, оплакивающих своих близких, сцены насилия и порабощения потрясли зрителей, убедили их, что угроза нападения со стороны Персии вполне реальна.

Благодаря этой постановке Фемистокл завоевал доверие многих своих сограждан, и вскоре он был избран в архонты.

480 г. — Первое состязание авторов комедий

Впервые в театральные игры введены состязания авторов комедий. Позже время от времени государство пыталось ограничить свободу творчества комедийных поэтов, но афинский народ, особенно афинские земледельцы, отстаивали свой любимый театр. Яркие декорации, полосатые костюмы актеров, карикатурные маски, фантастические наряды хора — все это представляло полную противоположность торжественной и строгой трагедии с ее пафосом и трагическими коллизиями героев.

Сюжеты комедий берутся, как правило, из современной поэту действительности. Часто на сцену выводятся политические деятели Афин. Политическая карикатура является основным методом борьбы поэта с его политическими врагами.

Структура комедии обычно не сложна: она начинается с пролога, вводящего зрителя в основной курс событий, затем — вступление на сцену хора и актеров (парод), далее идет состязание комических героев друг с другом в бурном споре, изобилующем выпадами и комическими эффектами. После этого действие прерывается интермедией (парабаза), когда на сцене остается лишь хор, исполняющий песни. Вторая часть состоит из целого ряда отдельных коротких сцен, заканчивающихся уходом со сцены актеров и хора обычно с песнями и танцем.

475 – 450 гг. — Расцвет творческой деятельности скульптора Мирона

Мирон прославился изображениями атлетов-победителей на соревнованиях; сохранились копии его "Дискобола" и отдельных фигур скульптурной группы, изображающей Афину и Марсия. В "Дискоболе" Мирон запечатлел наиболее характерный момент в движении атлета, мечущего диск. Гриппа "Афина и Марсий" отличается тонкостью психологической характеристики каждого из этих образов.

473 – 472 гг. — "Персы", трагедия Эсхила

Эсхил, "отец трагедии", происходил из знатного рода. Он был современником греко-персидских войн, и, кроме того, участвовал в битве при Саламине, которую позднее описал в трагедии "Персы". Эта трагедия отражает торжество афинян, и содержит подробное описание Саламинского сражения. О битве в трагедии рассказывает персидский вестник, которого по ходу действия пьесы персидский царь Ксеркс послал в Сузы к своей матери рассказать о поражении персов. Трагедия была поставлена в Афинах в 473 г. При постановке этой трагедии были впервые созданы перспективные декорации. Их авторство приписывают Агафарху, афинскому художнику.

470 – 458 гг. — Расцвет творчества Эсхила

Расцвет творчества Эсхила попадает на период развития и укрепления афинской демократии. Именно в это время написаны самые знаменитые его трагедии. К сожалению, из 90 трагедий, автором которых является Эсхил, до нашего времени дошло только 7.

Несмотря на использованные в этих трагедиях мифологические сюжеты, Эсхил откликается на актуальнейшие вопросы своего времени. Так, основной темой трилогии Эсхила "Орестея", состоящей из трагедий "Агамемнон", "Хоэфоры" и "Эвмениды", служит борьба между гибнущими материнским и побеждающим отцовским правом. Содержание этой трилогии сводится к следующему. Клитемнестра вместе со своим возлюбленным Эгистом умерщвляет своего мужа Агамемнона, вернувшегося после взятия Трои. Мстя за смерть отца, сын Клитемнестры, Орест, убивает свою мать и ее любовника. За это его преследуют богини мести, змеиноволосые Эринии. Блюстительницы старинных начал матриархата, они не считают виновной Клитемнестру, ибо "чужим по крови был убитый ею муж". А на стороне Ореста — новые боги, Аполлон и Афина, поправшие "скрижаль старинных правд". В конце концов, Афине удается "преклонить одичалых богинь неподатливый гнев". Учреждаемый ею ареопаг оправдывает Ореста. Превратившись в благих Эвменид, Эринии остаются в Афинах и становятся их богинями-покровительницами.

В трагедии "Прометей прикованный" Эсхил в лице Прометея дает образ мужественного борца против богов-тиранов за счастье человечества. Здесь особенно ярко у Эсхила проявились черты художника-гуманиста. Искра божественного огня, зажженного на земле Прометеем, стала огнем человеческой творческой мысли. Эсхил преобразил миф о Прометее в величественную трагедию борьбы разума за культуру и справедливость.

В трагедиях Эсхила еще используются приемы полуэпической хоровой лирики, но в этой области Эсхил проявил себя новатором. В старой трагедии главным действующим лицом был хор, который вступал в диалог с единственным актером. Эсхил впервые вывел одновременно двух актеров и тем самым создал независимый от хора актерский диалог, который затем стал быстро развиваться за счет хоровой части. Кроме того, трагедия обязана ему введением торжественных полужреческих одежд для героев и хора, применением первых сценических эффектов.

Также во время постановки одной из трагедий Эсхила были впервые использованы особые приспособления, энкиклемы, которые давали возможность показывать богов и героев, парящих в воздухе и своим появлением вносящих в действие неожиданную развязку.

Последующее развитие театрального искусства происходило настолько быстро, что афинянам конца V в. – начала IV в. Эсхил, по сравнению с Софоклом и особенно Еврипидом, представлялся уже поэтом далекого прошлого. Но он навсегда останется в истории отцом трагедии и величайшим драматическим гением, каких только рождало человечество.

460 – 440 гг. — Творения живописца Полигнота

Произведения Полигнота оказали огромное влияние не только на живопись, но и на скульптуру. Из фресок Полигнота, украшавших так называемый "Пестрый портик" в Афинах, не сохранилось ни одной: они известны нам лишь по позднейшим описаниям. Полигнот впервые создал сложные многофигурные композиции, используя наиболее драматические сюжеты греческой мифологии и истории. Известное представление о композиционных и изобразительных приемах Полигнота дает краснофигурная вазовая живопись. Расписывавшие эти вазы художники, несомненно, руководствовались образами живописи Полигнота.

450 – 420 гг. — Творческая деятельность Поликлета

Поликлет был выразителем строгих дорических идеалов. Он пытался установить систему математически точных пропорций человеческого тела, изложив эту систему в особом теоретическом трактате "Канон". Хотя популярность Поликлета была очень велика, некоторые современники уже упрекали его в однообразии. Из его творений до нас практически ничего не дошло.

440 г. — Учреждение феориконов

Периклом была учреждена особая театральная касса — феорикон. В этой кассе все желающие могли получить жетоны на право прекращения работы в дни театральных игр для посещения театра. Также в этой кассе наиболее бедные граждане могли получить необходимую сумму для посещения театра.

440 – 431 гг. — "Антигона" Софокла

Творчество Софокла началось уже после бурного периода греко-персидских войн. Экономическое процветание и превращение Афин в культурный центр Греции наложили неизгладимую печать на все творчество Софокла. Его трагедии часто сравнивают по совершенству с пластическими произведениями Фидия. В них сила человеческого духа торжествует над непрочным и кратковременным физическим существованием человека. В своих трагедиях Софокл раскрывал внутреннюю сущность идеального человека, каким может стать каждый гражданин, стремящийся к справедливости, к подлинной красоте внутреннего мира.

Красоте атлета, которая ранее считалась идеалом гражданина, Софокл противопоставляет обаяние глубоко чувствующего и мыслящего человека, сочетающего в себе красоту телесную с красотой внутреннего мира, причем этот человек — не только мужчина. Впервые в трагедиях Софокла женщина выступила наравне с мужчиной. Незабываемые женские образы, созданные Софоклом, образы Иокасты, Исмены и особенно Антигоны, живут вне его трагедий как символы красоты, доброты и твердости человеческого духа в его обаятельно-мягкой и женственной форме.

В трагедии "Антигона" происходит столкновение двух разных моральных принципов: законов государства о гражданском долге с моральными законами семьи, долгом сестры похоронить брата, даже если это повлечет для нее государственную кару.

Каким бы ни было преступление Полиника, он — брат Антигоне. Поэтому спокойно и гордо идет Антигона на мучительную смерть, но выполняет свой кровный долг, долг любви к брату. Именно по этому хор поет восторженный гимн величию человека: "Много в природе дивных сил, но сильней человека — нет!"

440 – 430 гг. — Строительство Парфенона

Парфенон представлял собой храм, окруженный со всех сторон колоннадой: с фасадных сторон по 8 колонн, с продольных по 17. Внутри помещение храма разделялось глухой стеной. В западной его части помещались первоначально предметы культа, а позже государственная казна, в восточной части находилось помещение со статуей богини Афины. Скульптурные работы, украшавшие Парфенон, были выполнены крупнейшим скульптором Фидием или непосредственно под его руководством.

Одновременно с Парфеноном были построены Пропилеи (вход). Строились они под руководством архитектора Мнесикла. Пропилеи представляли собой мраморную лестницу, по обе стороны которой были постройки, открывавшиеся на лестницу колоннами. Пропилеи не имели никаких скульптурных украшений. Ничто не должно было отвлекать внимание поднимающихся на Акрополь людей от предстоящего созерцания Парфенона.

Перед южным крылом Пропилеев был построен небольшой изящный храм Афины Ники или храм "Бескрылой победы".

К концу V в. у северного края скалы Акрополя, напротив Парфенона был построен ионический храм Эрехтейон, архитектором которого считается Филокл. Этот храм был построен в честь мифического царя древнейших Афин Эрехтея.

Также в Акрополе находилась прекрасная огромная статуя Афины-воительницы работы Фидия. К сожалению, ни эта статуя, ни другие шедевры Фидия — статуя Афины в Парфеноне и статуя Зевса в Олимпийском храме — не сохранились.

430 – 425 гг. — Аристофан, "Мир"

Аристофан был создателем политической комедии. До Аристфана цель комедии ограничивалась задачей повеселить и развлечь зрителя, заставить его смеяться.

Впервые Аристофан, до сих пор непревзойденный мастер и создатель политической комедии, поставил перед комедией большие воспитательные задачи, а сам смех стал у него орудием воспитания.

Творчество Аристофана, его неиссякаемая фантазия, его живость и оптимизм тесно связаны с народом. С позиций свободных земледельцев, а не землевладельцев и рабовладельцев Аттики, он критиковал политические убеждения Афинского полиса, и политику радикальной демократии.

Так во время Пелопоннесской войны Аристофан выступает страстным борцом за мир. Он пишет комедию, которая так и называется "Мир". В ней хор, состоящий из крестьян враждующих между собой государств, отстаивает интересы мира: "Между Спартой и Афинами никогда не было настоящей ненависти. Народы не разделяли ее, они ничего не знали и мирно трудились. Это высокомерные и честолюбивые вожди, Перикл в Афинах, цари Спарты, это они одни разожгли войну. Их поддержали продавцы оракулов, которые обогащались на несчастьях родины".

430 – 408 гг. — Расцвет творчества Еврипида

Расцвет творчества Еврипида совпадает с годами Пелопоннесской войны, которая, будучи очень тяжелой для Афин, ускорила внутренние противоречия афинского демократического полиса и привела сначала к кризису, а затем и к падению демократии в Афинах. Поэтому трагедии Еврипида, хотя и сохраняют мифологическую форму, насыщены огромным политическим содержанием. В них трактуются злободневные философские и этические проблемы, порожденные поисками новой правды: проблема равенства по природе рабов и свободных, полемика против чрезмерного богатства, проблема семьи и положения женщины, критика религии, критика мифов и их переосмысление. Для Еврипида миф был лишь средством, при помощи которого поэт мог нарисовать действительность такой, какой он ее видит. Миф становится только формой изображения характеров и судеб нового мира, изменяются и язык трагедии, который становится языком афинских граждан, и хор трагедии, превратившийся в исполнителей лирических арий, иногда слабо связанных с трагедией. Отношения в семье, проблемы брака, бывшая раньше под запретом, выносятся Еврипидом на обсуждение в театр. В трагедии "Медея", сюжет которой взят из мифа о походе аргонавтов за золотым руном, поэт, отступая от мифа, сосредотачивает основное внимание зрителей на измене Ясона Медее. Он представил Ясона, считавшегося образцом мужской доблести, как эгоиста, действующего не по любви, а по расчету. Еврипид высказывает свое сочувствие не к Ясону, а к покинутой и обманутой им колхидской царевне. "Медея" Еврипида — это трагедия на злободневную тему положения женщины и одновременно философское решение проблемы страсти, затмевающей разум и ведущей человека к роковой развязке.

Если в основе трагедий Эсхила и Софокла еще лежит представление о разумных, управляющих миром божественных силах, то Еврипид обвиняет богов в несправедливости, доходя до прямого отрицания их существования в речах героев. "На небе боги есть... Так говорят! Нет! Нет! Их нет!" — говорит главный герой трагедии "Беллерофонт".

Политические взгляды Еврипида сказываются в ряде его трагедий, особенно в таких, как "Гераклиды", "Просительницы", "Андромаха". В них он выступает горячим афинским патриотом, прославляющим морское могущество Афинской державы, и сторонником демократического строя, хотя радикальную демократию в "Просительницах" и в "Оресте" он осуждает. Для Еврипида также характерно резко отрицательное отношение к консервативной Спарте ("Гераклиды") и к дельфийскому оракулу.

Герои Еврипида — философски образованные люди. Они живут и действуют в атмосфере высокого умственного напряжения. Мифологические предания подвергаются у поэта резкой критике. Так в трагедии "Троянки" Еврипид развенчивает старых ахейских героев Агамемнона, Менелая, Одиссея, покоривших некогда Трою. Их героизм, прославленный мифами и эпосом Гомера, выражается в действительности в бессмысленных жестокостях и разрушениях и не заслуживает поэтому ни восхищения, ни подражания. Некоторые ученые называют Еврипида первым психологом. Поэт впервые в литературе попытался проанализировать человеческие инстинкты, мир сильных ощущений и чувств. Он пытался показать неустойчивость человеческого духа и исследовать силы, воздействующие на человеческую жизнь. Поэтому в его творчестве такую большую роль занимала проблема безумия, проблема страсти, доводящей человека до исступления и до преступлений, которые он совершает, подчиняясь внезапно нахлынувшим на него темным силам души, затмившим на время голос разума.

Наряду с научной основой поэзии Еврипид создает глубоко лирические произведения в отдельных монологах героев и в хорах трагедий. Эти сцены достигают необычайной поэтической красоты, и поэтому Еврипид по праву признается одним из величайших лирических поэтов мира.

Еврипид не был понят и оценен по достоинству своими современниками. Его слава пришла к нему значительно позже, чем слава Эсхила и Софокла.

В IV в. уже ни одному поэту не удалось приблизиться к классическим образцам древней трагедии: Эсхилу, Софоклу, Еврипиду. Трагедия, порожденная полисной демократией, умерла вместе с ней.

425 – 410 гг. — "Эдип-царь" Софокла

Широкой известностью пользуется трагедия Софокла "Эдип-царь". Предание об Эдипе в творчестве Софокла зажглись новым светом. Софокл создал чарующий образ благородного человека, над которым еще до рождения навис тяжелый рок, заставивший его против воли совершить два величайших в мире преступления: убить отца и жениться на матери.

Страшная судьба Эдипа должна была возбуждать в зрителях мысли о несправедливости всесильного рока и о величии самого Эдипа. Величие человеческой личности выступает особенно ярко в заключительных сценах трагедии, когда Эдип, жертва судьбы, совершает шаг, непредусмотренный всесильным божеством. Он сам признает свою вину и сам приговаривает себя к страшной каре, выкалывая себе глаза, за то, что, видя, он продолжал оставаться слепым. Поэт показал с необычайной яркостью силу человека, противостоящего року. Эдип, совершив преступления, не стал преступником. Он победил рок своим благородством, немеркнущей силой своей человечности, величия своего духа.

420 – 400 гг. — Появление сцены в театре

В течение всего классического периода актеры играли на орхестре, то есть там же, где помещался хор. Лишь в 420 – 400 гг. в театре часть орхестры занимается сценой для игры актеров (проскений), то есть игра актеров отделяется от места игры хора. Возникает первая сцена. Тем самым уменьшается орхестра, перестроенная в начале V в., и поскольку сцена занимает часть орхестры, орхестра теперь представляет собой полукруг, примыкающий к проскению. В IV в. была закончена перестройка театра, причем вокруг орхестры были возведены ряды каменных скамей, выстроенных на склонах Акрополя. Тем самым намного увеличилось количество мест для зрителей.

408 г. — Появление нового олимпийского вида спорта

К олимпийским видам спорта прибавились состязания колесниц, запряженных парой лошадей. В этих состязаниях могли участвовать только состоятельные люди, у которых были средства на приобретение хороших лошадей и оплату возничих. Победившим считался собственник колесницы.

360 – 340 гг. — "Гермес с младенцем Дионисом" Праксителя. Творчество Скопаса из Пароса

В IV в. развиваются новые черты, незнакомые искусству V в., — тонкая наблюдательность, более свободное выражение индивидуальных особенностей. Но классическая гармония века Фидия уходит в прошлое. Общественный идеал греческого искусства вытесняется психологическим интересом к внутренней жизни личности.

Характерным представителем этого нового направления был знаменитый скульптор, афинянин Пракситель. Единственная дошедшая до нас в оригинале его работа — "Гермес с младенцем Дионисом". Гермес изображен в легкой непринужденной позе, он облокотился на древесный ствол и дразнит мальчика Диониса кистью винограда.

Совсем иное впечатление производит творчество скульптора Скопаса из Пароса. Произведения Скопаса столь же совершенны в художественном отношении, как и статуи Праксителя, они проникнуты драматизмом, бурным движением. Таковы фигуры из фронтонной композиции храма Афины Алеи в Тегее. Здесь Скопас решительно нарушает традиционную для греческой пластики трактовку лица, придав ему полное жизненных эмоций выражение.

340 – 320 гг. — Творческая деятельность Лисиппа

Третий крупнейший скульптор IV в. продолжает традицию Скопаса. Из его произведений наибольшей известностью пользуется статуя "Апоксиомен" — атлет, очищающий скребком свое тело. В творчестве Лисиппа реализм греческой скульптуры приобретает более жизненный, жанровый характер. Голова Александра Македонского, изваянная Лисиппом, предвестие новой эпохи, эпохи эллинизма, с ее культом властителя-героя.

320 – 300 гг. — Развитие музыкальной теории Аристоксеном

Основа музыкальной теории и музыкальной акустики была заложена в Греции еще Пифагором. По преданию, Пифагор установил соотношение между высотой звука и длиной струны: чем длиннее струна, тем звук ниже. В отличие от Пифагора ученик Аристотеля Аристоксен стал придавать основное значение не математическим изысканиям, а реально слышимым соотношениям между звуками. Противоположность этих двух направлений долго сохранялась. К этому же времени сформировалась и нотация, то есть обозначение звуков условными знаками. Для этой цели пользовались буквами. Нотация вокальной и инструментальной музыки была различной. К сожалению, до нас дошло очень небольшое количество памятников греческой музыки.

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Hosted by uCoz

referaty2010.narod.ru

Интересное о мире

Афины

Афины- город, посвященный богине.

Древнейшая из столиц Европы. Временем ее основания считается IX—VIII вв. до н. э. Город был посвящен древнегреческой богине мудрости — любимой дочери Зевса Афине Палладе. Афины был одним из крупнейших и богатейших в Греции, а его слава распространилась далеко за пределами страны. Туристы всего мира съезжаются в Афины, чтобы полюбоваться Парфеноном, пройтись по Акрополю, прикоснуться к истории… И с удивлением обнаруживают, что Афины — это не только огромный музей под открытым небом, но и современный и очень динамичный город с населением около 5 млн. человек, производящий, кстати, две трети всей промышленной продукции Греции.

Афины 2

Афины… Для всего человечества этот город является символом древнегреческого искусства и культуры. Его легко узнать по фотографии благодаря Парфенону и Пропилеям. Речи афинских ораторов — Демосфена, Лисия, Исократа — цитируются в современных учебниках риторики; Цицерон обучался в Афинах искусству красноречия; легендарный царь Тесей, победивший Минотавра, был афинянином; Аристофан, получивший имя «отец комедии», — также. Афиняне верили, что и выращивать пшеницу, и строить корабли впервые начали именно здесь. И почти не сомневаются в том, что их город был родиной великого Гомера. Граждане древних Афин гордились бы своим городом еще больше (если это только возможно), услышь они хотя бы малую часть дифирамбов в честь прославленных храмов, портиков и скульптур, дошедших до нашего времени.Пожалуй, не найдется ни одного образованного человека, который не слышал бы о противостоянии двух полисов — Афин и Спарты. Их борьбу нельзя назвать рядовым соперничеством, ведь речь шла не столько о разделе сфер влияния, сколько о противоборстве несовместимых принципов жизни общества: аскетизма и сибаритства, монархии и демократии, лаконичности и склонности к пространным рассуждениям. Несмотря на то что спартанцы не раз одерживали победу, окончательный результат оказался в пользу Афин: в основу европейской цивилизации легла именно афинская культура. Те, кто приезжает сюда, пытается восстановить для себя образ Древней Эллады — страны свободолюбивых и чутких ко вп философов, атлетов и воинов. Чемоданы постепенно заполняются современными копиями чернофигурных и краснофигурных амфор, фотографиями Акрополя. Прошлое не ушло из Афин, оно шелестит в каждом уголке города — то тише, то громче. Надо только прислушаться.

Афины 3

Афины расположены в центре Аттической равнины. Обрамлением города служат горные веришины Парнет (1413 м), Гиметт (1026 м), Пентеликон (1109 м), Эгалеос (465 м). В центре находится два холма: всемирно известный холм Акрополь и Ликабет (Ликавитос), на вершине которого поднимается к небу церковь Св. Георгия. Существует интересная легенда о том, как гора Ликавитос оказалась в Афинах. По преданию, богине Афине хотелось, чтобы ее святилище на Акрополе было поближе к небу. Для осуществления своего плана она направилась на гору Пентеликон и оторвала от нее большую скалу, чтобы водрузить ее поверх акропольской. Но на обратном пути две черные птицы сообщили ей о событиях, в которые она немедленно должна была вмешаться. Богиня, разгневанная дурными известиями, бросила скалу вниз, а затем и вовсе забыла о ней. Огромная (278 м) скала так и осталась лежать по соседству с Акрополем. В древности склоны холма были покрыты густым лесом, а на вершине находилось святилище Зевса. Но за годы турецкого владычества они опустели. Восстановление флоры горы было начато в 1880 г. и завершено около 1915 года. Современный Ликавитос, как и встарь, покрыт соснами и кипарисами.Нельзя сказать, что судьба греческой столицы была легка и безоблачна. За историю своего существования Афины множество раз подвергались разрушению, на некогда многолюдных улицах паслись стада коз. Греко-персидские войны, борьба с Турцией, междоусобицы не раз вынуждали жителей отстраивать город. Огромный ущерб археологическим памятникам был нанесен охотниками за древностями, продававшими иностранцам фрагменты статуй, барельефов — всего, что случайно попадало в руки во время полевых работ… Живые камни Афин могут многое рассказать.

Афинский музей нумизматики

Афинский музей нумизматики

Первым из известных сооружений на территории Акрополя считается царский дворец, построенный во времена микенской эпохи (1600—1000 гг. до н. э.). Он был обнесен циклопической стеной, достигавшей 4.5 метра в толщину. Однако даже такие меры предосторожности не спасли город m разрушений: как известно, самый надежный способ взятия крепости — изнутри. При тиране Писистрате на месте дворца был построен храм Афины Гекатомпедон (т. е. «храм длиной в сто шагов»). До наших дней сохранились лишь фрагменты скульптур фронтонов и фундамент. Во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. И сдержали слово. Наивысшего расцвета город достиг при Перикле, выдающемся государственном деятеле, стоявшем во главе Афинского государства с 443 по 429 гг. до н. э. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей: участие в судопроизводстве в качестве присяжных, занятие различных должностей, служба на флоте. Любопытно, что в этот список входило также посещение театров во время государственных празднеств. При Перикле граждане пользовались равными правами независимо от материального положения, каждый мог выступить с законодательной инициативой в народном собрании. Неудивительно, что правитель пользовался большой популярностью. В 447 г. до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось строительство. Руководство работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, создавшему архитектурный ансамбль потрясающей красоты.Акрополь — священная скала, которая в древности была местом проведения главных религиозных торжеств. Участники процессий проходили через Пропилеи — парадный вход на Акрополь, который украшался пышными гирляндами из ветвей лавра и цветов. Пять проходов делили толпу на потоки, сливавшиеся на священной территории. В левом крыле Пропилей располагалась Пинакотека — собрание картин, принесенных в дар Афине, в правом — хранилище рукописей и помещение для привратника и стражи. Справа от Пропилей на укрепленной скале стоял маленький ионический храм, известный как храм Ники Аптерос. В центральной части Акрополя возвышалась огромная бронзовая статуя Афины-Воительницы работы Фидия, а за ней был виден Эрехтейон — храм Афины и Посейдона, построенный на месте давнего спора олимпийцев за обладание Аттикой. По преданию, Посейдон и Афина, желая склонить людей на свою сторону, преподнесли им дары. Посейдон ударил трезубцем в скалу, и из нее забил источник. Правда, он был соленым — повелитель морей не властен над пресной водой. Афина, не зря считавшаяся богиней мудрости, подарила афинянам оливковое дерево — и победила. В Эрехтейоне некогда находились деревянная статуя богини, по легенде, упавшая с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа. С запада к храму примыкало святилище Панд- росы — богини росы. Но самым прекрасным зданием Акрополя был храм Афины Парфенос (Парфенон), возведенный и V в. до н. э. Для того чтобы построить его, афиняне подсыпали холм с южной стороны Акрополя. Храм был украшен работами великого Фидия, большая часть которых известна нам лишь по копиям. Здесь хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Даже если не удалось собрать все утраченные фрагменты, мы все же не смогли бы увидеть Парфенон таким, каким он представал перед древними греками. Ведь все архитектурные детали, скульптуры и рельефы были ярко раскрашены. Поднимающийся к небу храм можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина. Подплывающие к берегу мореплаватели ориентировались на блеск копья и шлема Афины-Воительницы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (VI в. до н. э.). Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний второй половины V в. до н. ;.), театр Герода Аттика (II в. н. э.), святилище Асклепия, Эвмена.

Агора был главным местом встречи в древние времена в Афинах

Агора был главным местом встречи в древние времена в Афинах

В V в. н. э. Парфенон стал церковью Богоматери, десять веков спустя турки устроили в нем мечеть. Эрехтейину была уготована участь гарема турецкого паши, а храм Ники Аптерос разобрали для строительства бастиона. Впоследствии турки приспособили Парфенон под пороховой склад. В 1687 г. после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы. В начале XIX в. лорд Элгин ограбил Парфенон, вывезя в Англию все сохранившиеся скульптуры и десятки метров фри- »а. Греция неоднократно пыталась вернуть эти ценности, но безрезультатно. Античные шедевры и поныне хранятся в Британском музее и Лувре. Лишь часть из них можно увидеть в Музее Акрополя. Частичная реставрация Парфенона была проведена только в XIX веке. Время было жестоко не только по отношению к этому зданию, многие афинские достопримечательности до сих пор лежат в руинах.

Храм Зевса Олимпийского

Храм Зевса Олимпийского

Если Акрополь был центром религиозной жизни древних афинян, то Агора — средоточием деловой жизни и светских развлечений. Сюда приходили пообщаться, узнать последние новости. У подножия холма Акрополя — сразу две агоры: Римская и Греческая. Греческая агора была местом народных собраний, на ней размешались общественные и административные здания, торговые сооружения. На Ареопаге — невысоком холме, расположенном к северо-западу от Акрополя, некогда собирался Совет старейшин. Спустя века на его плоской вершине апостол Павел проповедовал афинянам христианство. Среди сохранившихся сооружений наиболее интересна стоя Аттала, воздвигнутая пергамским царем Атталом (159—138 до н. э.). После реставрации она служит археологическим музеем. Римская агора — более поздняя. У ее восточной стены находится восьмиугольная башня, построенная в I веке н. э. Официальное название этого здания — часы Андроника (во внутреннем помещении находится клепсидра — водяные часы). Неофициальное, более романтичное, — Башня ветров: на каждом углу башни находится рельефное изображение ветра. Неподалеку находится Библиотека, построенная императором Адрианом. Еще одна любопытная достопримечательность — памятник Лисикрату, победителю дионисийских состязаний.

Акрополь

Акрополь

Однако не стоит думать, что все достопримечательности Афин относятся к античной эпохе. Византийская империя также оставила свой след в греческой столице. Об этом периоде истории Афин рассказывает экспозиция Византийского музея. Наиболее значительные памятники того времени — маленькие изящные церкви: церковь Св. Апостолов, церковь Капникарея (XI в.), Панагия Горгоэпикоос (или Айос-Элсфтериос, XI в.). Невозможно обойти вниманием Афинский кафедральный собор — Большую Метрополию (Митрополи).Большинство афинских музеев — исторические: Национальный археологический музей. Музей Акрополя, Музей Керамика (здесь собраны каменные надгробия разных эпох, найденные при раскопках древнего кладбища — Некрополя Керамика), Музей Бенаки, Музей города Афины. Любители прекрасного могут посетить Национальную картинную галерею, Музей искусства Киклад и Древней Греции, Музей греческого народного искусства. Интересные экспозициипредлагают Музей театра, Естественноисторический музей Гуландриса, Пирейский морской музей. Любители спорта обязательно приходят на Панафинейский стадион, построенный в и честь возобновления Олимпийских игр в 1896 году.Всего в шести километрах от Афин находится монастырь Кесарьяни, основанный в XI веке. Внутри крестово-купольной церкви сохранились фрески, принадлежащие кисти мастеров Критской школы, а росписи в нартексе, пристроенном позже, исполнены художником Иоаннисом Ипатиосом . Чуть дальше — известный своей мозаикой монастырь Дафнии, построенный на месте святилища Аполлона. О военной славе афинян (а заодно — и о спорте) напоминает Марафон. Сейчас здесь находится озеро-водохранилище , мраморной дамбой, снабжающее Афины питьевой водой. Пирей, главный афинский порт, расположен в глубине Саронического залива. Некогда он был крупнейшим античным портом, да и теперь является важным транспортным узлом. Порт разросся до размеров небольшого городка, входящего в Большие Афины. Здесь часто проводятся различные мероприятия всегреческого масштаба. В Пирее два театра — летний открытый театр Кастеллы и городской театр, множество таверн, в которых исполняют народную музыку.

Башня Ветров

Башня Ветров

Еще один порт Афин — воздушный — называется Элникон. туристы, прибывающие в город по воздуху, не могут сдержать удивленных возгласов, когда самолет, приземлившись на посадочную полосу, сворачивает на мост, ведущий к зданию аэропорта. Действительно, такого нигде не увидишь.Следующее, что бросается в глаза, — это плакаты, посвященные предстоящей Олимпиаде. Афиняне тщательно готовятся к этому событию.Планировка города, построенного на холмах, никогда не бывает правильной. Греческая столица — не исключение. Улицы изгибаются вокруг склонов, дома то карабкаются вверх, то теснятся в низинах. Современные здания невысокие, не больше пяти этажей. Это обусловлено опасностью к землетрясений. Они мало чем отличаются от бетонных коробок во всем мире. Зато домики в неоклассическом стиле, разбросанные на склонах холмов, очень живописны. На тех улицах, где не хватает места для садиков, афиняне пристраивают на балконах горшки с комнатными цветами.Афины условно можно разделить на старый город, центральные районы, пригороды и порт Пирей. Большинство достопримечательностей греческой столицы сосредоточено в треугольнике, образованном тремя площадями: Синтагма (площадь Конституции), Омония (площадь Согласия) и Монастираки. От них начинаются главные магистрали столицы. Это самые оживленные и многолюдные районы города. Неподалеку от площади Синтагма расположены практически все достопримечательности Афин: Плака, Акрополь, Афинский кафедральный собор (Митрополи), Национальный сад и византийская церковь Капникарея, одна из самых оживленных торговых улиц Афин — Эрму (Гермеса), а также площадь Колонаки.

Детский музей в Афинах

Детский музей в Афинах

Площадь Синтагма является деловым центром столицы. Ее современный облик создают государственные учреждения, банки, офисы крупных фирм и престижные отели. Здесь же находится четырехэтажное здание — бывший дворец первого греческого короля Оттона. С 1933 г. в здании заседает греческий Парламент. У могилы Неизвестного солдата стоит почетный караул эвзонов (национальных гвардейцев). Справа от Парламента начинается Национальный парк, переходящий в парк Заппейон, в котором находится здание Дворца выставок, построенное по проекту Геофила Хансена в 1874—1888 гг., и Зал заседаний (Конференц-зал). Если пройти по аллеям немного дальше, можно выйти к развалинам храма Зевса Олимпийского (когда- то — самому большому языческому храму Греции) и знаменитой Арке Адриана. Афиняне поставили арку в честь этого римского императора потому, что при нем было завершено строительство храма Зевса, начатое Писистратом еще в 515 г. до н. э. На двух фасадах арки читаются надписи: на стороне, обращенной к Акрополю, — «Здесь Афины, старый город Тесея», а на другой, обращенной к святилищу и к той части города, которую построил император Адриан, — «Здесь город Адриана, а не Тесея».

Музей истории греческого костюма

Музей истории греческого костюма

Эрму, Карайорги Сервиас, Митрополеос, Вулис, Никис, Праксителус и Периклеус — самые известные торговые улицы города. Здесь можно купить шубы, сшитые мастерами Касторьи, изделия из золота и серебра с современными и древними мотивами отделки, женскую, мужскую и детскую одежду, товары для дома, вышивки и многое другое. Все это разнообразие находится неподалеку от Синтагмы.Улица Панепистимиу (Университетская) имеет более строгий облик. Стоящие на ней здания Университета, Академии и Национальной библиотеки были построены в конце ХIX в. и по сравнению с Парфеноном кажутся совсем юными. Одно из красивейших зданий в Афинах — дворец Илмона — известно еще и тем, что здесь жил знаменитый археолог Генрих Шлиман, обнаруживший древнюю I рою. Коллекция золотых украшений, негласно называемая «троянским золотом», является жемчужиной экспозиции Археологического музея. А сам дом неизменно умиляет туристов: потолок расписан амурчиками-кладоискателями лопатами и кирками.

Театр Диониса

Театр Диониса

Район Монастираки славится тем. что здесь можно купить все, что угодно. Если нужно найти что-то редкостное или старинное, не имеет смысла искать в другом месте. Центральная площадь постоянно заполнена людьми, которые продают и покупают антиквариат и современные копии древностей, старинную мебель, зеркала, музыкальные инструменты и граммофонные пластинки… Некоторые туристы часами бродят по Монастираки как по музею под открытым небом. Ведь покупать что-то совсем не обязательно, а за осмотр денег не берут. По периметру площади находится множество маленьких таверн, в которых посетителям предлагают выпить знаменитого греческого вина или узо (анисовой водки) и отведать блюда национальной кухни.

Национальная художественная галерея Афин

Национальная художественная галерея Афин

Один из самых колоритных районов Афин называется Плака («плита»). Согласно самой распространенной гипотез, он получил такое название от широкой каменной плиты, найденной около театра Диониса, во дворе церкви Св. Георгия Александрийского. На его извилистых улицах, обсаженных оливковыми и мандариновыми деревьями, кипит жизнь: щелкают фотоаппараты неутомимых туристов, сидят за стоянками открытых кафе греки, попивая кофе или узо. С двух часов до пяти слишком жарко, чтобы куда-то ходить, поэтому жизнь в районе Плаки, как и во всех Афинах, замирает. Но стоит наступить вечерней прохладе, как улицы вновь заполняются людьми и автомобилями. Центральная площадь района — Филомусос Этерия («Общество поклонников Муз») — получила название от одноименного общества, основанного в 1813 г., члены которого ставили перед собой две задачи: и (учение античного наследия и защита археологических памятников Афин. На площади множество кафе, ресторанов и клубов, работающих сутра и до глубокой ночи. Здесь же туристы запасаются сувенирами и небольших магазинчиках, прежде чем вновь окунуться в лабиринт узких улочек.Афины прекрасны в любую погоду и в любое время суток. Можно часами бродить по тесным улочкам Плаки, толкаться на суетливых по-восточному рынках, любоваться роскошно оформленными витринами магазинов района Колонаки, ужинать в тавернах и до поздней ночи танцевать сиртаки или слушать бузуки. Можно зайти в знаменитую лавочку, в которой Ставрос Мелиссинос делает свои сандалии и пишет стихи. Когда-то его обувь носили «Битлз», Софи Лорен и Рудольф Нуриев. Сейчас лавка обветшала, сандалии делает помощник Мелиссиноса, но на стенах по-прежнему висят стихи на греческом.

Плака

Плака

У Афин репутация города, который никогда не спит. Но это особая «бессонница», совсем не похожая на азартный угар Лас-Вегаса или романтические ночи Парижа. Здесь все уютно, почти по-семейному. Греки развлекаются дружными компаниями, поют, танцуют. Для туристов организованы экскурсии по ночному городу. Подсветка главных памятников превращает Афины в сказочный город, которым лучше всего любоваться с высоты Ликавитоса, поднявшись на фуникулере. Есть и более изысканные развлечения, например ночные спектакли, проходящие на древних сценах. Рестораны и таверны предлагают не только традиционные блюда греческой кухни, но и разнообразные музыкальные программы.Афины поражают своим гостеприимством — искренним, от всего сердца. Круглый год здесь что-то происходит: то Афинский фестиваль в Театре Герода Аттика, длящийся с июня по сентябрь, то фестиваль народных танцев, то широко известное за пределами Греции представление «Звук и Свет», плюс невероятное количество городских фестивалей. Афинский Дом оперы дает более 200 представлений в год, а Большой концертный зал, известный своей прекрасной акустикой, дарит слушателям потрясающие впечатления. Искусство и наука здесь в почете — с благословения божественной покровительницы. Но ее влияние сказалось и в другом. Греческая столица неуловимо женственна. О ней хочется говорить как о прекрасной незнакомке, в которую можно влюбиться с первого взгляда, прожить рядом с ней всю жизнь, но так никогда и не узнать полностью.

mirxenia.com

Архитектура Древней Греции. Искусство Древней Греции. Афинский Акрополь.

Чудеса Античности

Древняя Греция – колыбель мирового искусства. Она подарила классический стиль, который является образцом и в наше время. Римское искусство продолжило многие традиции греческого, однако главное его отличие – в утилитарности, практичности. Древнегреческие и древнеримские мифы стали излюбленными сюжетами художников разных видов искусств. Например, подвиги Геракла или поход за золотым руном.Зачем греки строили храмы?Греки строили храмы в честь греческих богов и богинь. Статуя бога обычно находилась внутри храма. Люди приходили в храм, принося дары богу, чтобы попросить у него помощи. Священники (жрецы) ухаживали за храмовой статуей.Парфенон был построен по проекту архитекторов Калликрата и Иктина в 432 году до н. э. До сих пор Парфенон остаётся международным символом Греции.

Парфенон Парфенон

Какой римский город исчез под раскалённым пеплом?Римский город Помпеи в Италии, расположенный у подножия вулкана. Извержение вулкана Везувий случилось в 79 году н. э. Горячие пепел, камни и лава обрушились на Помпеи. Слой вулканического пепла сохранил римские здания настолько хорошо, что сегодня после их расчистки можно погулять по улицам древнего города.Где находится Акрополь?Акрополь – это площадка на скалистом холме в Афинах (Греция). Слово «акрополь» означает «верхний город». Многие города Древней Греции строили у подножия возвышенных мест, где жители могли бы укрыться во время вражеских нашествий. Выше обычно находились самые значимые для горожан здания. Афинский акрополь – самый известный. Длина верхней платформы составляет примерно 350 м, в поперечнике – 150 м. Жители Афин построили там несколько храмов. Сейчас там находятся руины самого известного храма – Парфенона.

Акрополь

Парфенон находится на холме Акрополь. Греки считали, что богиня Афина охраняет город Афины.

Какая римская колонна «рассказывает историю»?Траянова колонна в Риме. Это высокая колонна из больших мраморных блоков была возведена в 113 году н. э. в прославление римского императора Траяна. Внутри колонна имеет спиралевидную лестницу, а снаружи украшена рельефами, рассказывающими о покорении Дакии (современные Румыния и Венгрия) римской армией под предводительством Траяна.

Траянова колонна

Рельефы на Траяновой колонне позволяют нам получить представление об одежде и снаряжении римских солдат, отправлявшихся на войну.

Посмотрите фильм о храме Парфенон

Похожее

yznaj-ka.ru

Афина. Функции её культа, отображение её образа в древнегреческом искусстве

АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости", греч. metis - "мысль", размышление") - периода оформления классической олимпийской мифологии.

Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды.

Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие произошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи.

Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.

Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей.

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба (отсюда Афина Паллада).

По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной").

Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать.

Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сражения.

Она - убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы". Афина требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы".

Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.

Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды".

Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста.

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Апполона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом удивительной красотой.

Афина - богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина - Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая").

Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники. Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и напрвляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Образ Афины нашел отражение во многих значительных памятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афины Парфенос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до н.э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдельные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на западном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за обладание землей Аттики.

В греческой вазописи были распространены сцены, посвященные рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фресках.

В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде сцен Афина предстает олицетворением мудрости и символизирует триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б.Спрангера, "Царство Минервы" А.Эльсхаймера), добродетели и целомудрия ("Паллада и кентавр" С.Боттичелли, "Победа добродетели над грехом" А.Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я.Тинторетто,П.Веронезе и др.).

В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине послужили сюжетом для либретто нескольких произведений 17-18 вв., в числе которых оперы "Рождение Афины" А.Драги, "Минерва" Р.Кайзера, "Паллада и Марс" М.Гримани, "Паллада торжествующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л.Кальдарыи "Паллада" П.В.Гульельми.

mirznanii.com

Афины — фото достопримечательностей на карте и видео. Греция

Согласно красивому древнему мифу, в споре между Афиной и Посейдоном, покровительницей города стала именно Афина, подарившая жителям оливковое дерево. Люди предпочли ее дар подарку от бога Посейдона — источнику воды. Здесь все дышит историей. Здесь жили, творили и умирали великие люди, подарившие миру античную культуру, философию, театр, архитектуру, искусство и многое, многое другое.

Афины (Athens)— столица Греции расположена на берегу Эгейского моря полуострова Аттика, является экономическим, культурным и административным центром страны. Город окружен горами: Эгалео, Парнита, Пендели и Имито. Здесь расположены: морской порт «Пирей», международный аэропорт «Элефтериос Венизелос», связанный с городом автодорогой и железнодорожной веткой. Из Афин можно попасть в другие города Греции: по национальной автостраде Афины – Ламия – Салоники, и национальной автострадой Афины – Коринф. В столице и пригороде хорошо развит общественный транспорт: метрополитен, троллейбусы, автобусы, а также пригородные электропоезда и трамваи.

Афины — один из наиболее богатых в историческом плане городов Европы. В античную эпоху был известен как мощный город-государство и крупный культурный центр. Первые в мире античные театры. Знаменитый Афинский акрополь занесен в список охраняемых объектов ЮНЕСКО. Колыбель демократии и всей последующей западной культуры. Гражданами этого города в свое время являлись яркие исторические личности: Мильтиад — полководец (V в. до н.э.) победитель персов в битве при Марафоне, Фемистокл — полководец (V в. до н. э.) победитель персов в битве при Саламине, Перикл — общественый деятель и руководитель Афин (V в. до н.э), философы Сократ и Платон — учитель Аристотеля.

Современный мир мог бы выглядеть иначе, если бы не существовало культуры Древней Греции. Многие слова, используемые в настоящее время в западных языках, имеют греческие корни. Античная греческая мифология, философия, искусство, архитектура, наука, религия стали базовыми для древнеримского государства и позже оказали значительное влияние на европейскую культуру в целом. Греция считается общепризнанной колыбелью западной цивилизации, и первым в истории человечества демократическим государством.Афинский акрополь — самый знаменитый памятник архитектуры мирового значения. Сооружение представляет собой 156-метровый скалистый холм с плоской вершиной (около 300 м в длину и 170 м в ширину). Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились еще задолго до наступления классического периода. Уже во времена «архаики» здесь располагались величественные храмы, скульптуры, другие святыни.

В микенский период (XV-XIII вв. до н. э.) акрополь являлся укрепленной царской резиденцией. Во времена правления тирана Писистрата (560-527 гг. до н.э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины — Гекатомпедон. До наших дней сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент. В 480 году до н.э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин смогли восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

Многие исторические памятники архитектуры Афинского Акрополя находятся в плачевном состоянии. Одним из них является храм Эрехтейон — выдающийся образец ионической архитектуры, посвященный Олимпийским богам Афине и Посейдону, а также мифологическому царю Эрехтею. Имя авторов, проектирующих храм, до наших дней не дошло. Однако, известны даты строительства 421-406 г. до н. э.

Время возведения Эрехтейона совпало с крупнейшей в истории Греции Пелопоннесской войной, вызванной стремлением Афин к господству. Дальнейшие греко-персидские войны (499-449 до н.э.) окончательно ослабили Афины. Значительные повреждения Эрехтейон получил в 1687 году от венецианских войск, осаждающих город с применением артиллерии. После этих событий часть храма была восстановлена из оставшихся каменных обломков.

Храм имеет не типичную для древнегреческих построек асимметрию. Есть предположение, что какая-то значительная часть храма утрачена навсегда. Эрехтейон был местом поклонения нескольким богам. Восточная часть предназначалась Афине, западная — Посейдону и Эрехтею. Южную сторону украшает знаменитый «Портик кариатид» с мраморными изображениями женских фигур.

Величие Парфенона отражает времена наибольшего подъема Афин во времена правления Перикла. Храм являлся данью покровительнице города — Афине-Девственнице. Самое известное здание античной архитектуры на холме Акрополь было воздвигнуто в 447-438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина. Позже работы по декорированию взял на себя известный скульптор античности Фидий.

У знаменитого строения нелегкая судьба, очень похожая на историю храма Эрехтейон. Время и войны не пощадили его. После римского завоевания отсюда была вывезена большая часть скульптур. Гигантская статуя Афины Парфенос, доминирующая в главном зале, в V веке была вывезена в Константинополь и во времена Четвертого крестового похода была разбита и навсегда утрачена. Предположительно в VI веке здание превратилось в христианский кафедральный собор. В XV веке храм был превращен турками в мечеть.

Самым же губительным событием для Парфенона стал мощный взрыв в 1687 году во время осады венецианцев. Кому-то пришло в голову устроить здесь склад пороховых запасов. Пробившее ветхую крышу ядро, навсегда стерло из памяти человечества облик храма Афине. В настоящий момент афинское правительство ведет работы по его восстановлению.

Рядом с акрополем находятся полуразрушенные остатки театра Диониса. Первоначально, театр служил для торжественного чествования божества Вакха (Диониса). Священной принадлежностью театра был алтарь Диониса, находившийся в «орхестре» (круглое пространство между сценой и местами для зрителей). Актеры составляли общества под названием «дионисовских мастеров». Наибольшее развитие театральные представления получили в Афинах со времени прочного установления демократии, то есть с начала V века до н. э. Другой театр — Одеон был сооружен в 161 году Геродом Аттиком, выдающимся человеком своего времени. В Одеоне обычно устраивались музыкальные концерты и декламации литературных произведений.

Театр был обнаружен в ходе раскопок в 1848-1858 гг. Здание Одеона соединяет в себе черты греческой и римской архитектуры: его планировка напоминает театры Греции, а высокий, украшенный арками и нишами фасад характерен для построек Рима. Внутри театра могли размещаться 5000 зрителей. Каждый год, с июня по сентябрь, здесь проводится Афинский фестиваль искусств античной драмы, а так же проходят оперные концерты и вечера балета.

Новый музей Акрополя был открыт в 2009 году по проекту швейцарского архитектора Бернара Чуми. Большое трехуровневое здание из стекла и бетона площадью 25 тыс. м² выполнено таким образом, что его фундамент стоит на столбах, не закрывая, и не повреждая древний археологический культурный слой.

В залах музея представлены экспонаты скульптур из храмов Акрополя, некоторые фрагменты Парфенона, а также копии вывезенных из Греции античных произведений искусства.

Башня Ветров — древнейшее метеорологическое здание высотой 12 м и диаметром около 8 м. Возведение этой восьмигранной башни связывают с астрономом Андроником из Кирр и датируют серединой I-го века до н.э. Не исключается и более ранняя дата.

В античности башню венчал флюгер в виде Тритона — древнегреческого бога водных глубин, сына Посейдона и Амфитриты. Внутри были установлены водяные часы — клепсидра. В средние века башня была приспособлена под церковную колокольню. В начале XIX века была освобождена от вековых наслоений. Впоследствии послужила прообразом обсерватории Радклиффа в Оксфорде (1794 г.) и одноименной башни в Севастополе (1849 г.).

До нашего времени сохранился, опоясывающий верх башни, фриз с аллегорическими изображениями восьми ветров: северного Борея, северо-восточного Кекия, восточного Эвра, юго-восточного Апелиота, южного Нота, юго-западного Липса, западного Зефира и северо-западного Скирона.

К северо-западу Акрополя сохранились нечеткие границы древней площади Агора. Некоторые археологические находки этого места позволяют утверждать, что первые поселенцы будущих Афин появились во II тысячелетии до н. э. Приблизительное время начала формирования площади, как общественного места, может датироваться VI веком до н. э. Появление демократии в Афинах способствовало развитию центра Афин. Агора получила новую жизнь, и стала играть более значительную роль.

Близлежащие полуразрушенные постройки и сохранившиеся древние рукописи говорят о том, что здесь существовал городской рынок, правительственные учреждения, а также культовые сооружения и храмы в честь древнегреческих богов: храм Гефеста, алтарь Двенадцати богов, колоннада Зевса, статуи Афины, Аполлона, Венеры Родительницы, Диониса, стоя Аттала и многое другое. Еще одно, обнаруженное при раскопках здание — Стоа Аталосса — было реконструировано. С 1956 г. здесь начала пополняться коллекция находок с территории Агоры, получившая затем название «Археологический музей Афинской Агоры».

Недалеко от Акрополя возвышается несколько колонн на фундаменте (приблизительно 100х40 м) некогда величественного храма Зевса Олимпийского (основу храма составляли 104 колонны, по 17 метров каждая). Это один из наиболее значительных памятников античности, и его судьба сложилась трагично.

Начало строительства храма датируется 515 годом до н.э., а окончание — в 125 году до н.э. После разгрома Афин в 86 году н. э. войсками римского императора Суллы, несколько колонн по его приказу были увезены в Рим, где украсили Капитолий. Приблизительно в 130 году н.э. храм Зевса Олимпийского был восстановлен римским императором Адрианом, поклонником греческой культуры. Но, в течение нескольких веков подвергался разрушению.

Национальный археологический музей Афин является самым крупным в Греции. В его залах представлены свыше 20 тысяч экспонатов, связанных с историей Греции. Постоянная коллекция музея рассказывает о Доисторической эпохе неолита поселений Фессалии и других регионов. Здесь представлены предметы 7-2 веков до н. э.(инструменты, оружие сосуды, статуэтки, украшения из глины, камня и кости.

Среди наиболее значимых — Троянские золотые и бронзовые предметы; золотые и серебряные предметы из раннеэллинских курганов с острова Левкада. Кикладская культура отражает быт жителей средиземноморья бронзового века. В залах Микенской культуры можно увидеть предметы, обнаруженные Шлиманом в погребениях при раскопках Микен — богато бронзовое оружие, украшения, керамические сосуды и золотую погребальную маску.

В музее хранится удивительная вещь, названная Антикитерским механизмом. Находку, датируемую 2 веком до н. э., обнаружили в 1902 году на затонувшем древнем судне недалеко от греческого острова Антикитера. Не все части механизма хорошо сохранились. Но по оставшимся бронзовым шестеренкам и древним упоминаниям, авторитетные ученые смогли определить, что устройство использовалось для расчета движения небесных тел. На помощь пришли современные технологии — компьютерная томография показала, что механизм был способен предсказывать солнечные и лунные затмения, сопоставляя относительные положения Земли, Луны и Солнца.

Музей Кикладского искусства отражает историю древней культуры территории Греции. В постоянной экспозиции предметы, найденные на островах архипелага в южной части Эгейского моря. Кикладская культура была распространена в этой местности во 3-2 тысячелетии до н. э. в бронзовом веке. Основой для коллекции стали редкие и древние артефакты, собранные Николасом и Гуландрисом.

Кроме того, здесь можно увидеть шедевры Древнегреческое искусство, начиная с бронзового века до позднего римского времени (второе тысячелетие до н.э. – 4 век н.э.) и предметы Кипрской культуры от энеолита до раннего христианского периода (4 тыс. до н.э. – 6 век н.э.).

В историческом центре города возвышается гора Ликавиттос (Ликабет) высотой около 900 метров над уровнем моря. Поднявшись на фуникулере, можно насладиться живописным видом греческой столицы и ее окрестностями.

Древняя мифология связывает образование высокой горы с богиней Афиной. В результате балканских военных походов византийского императора Василия II, здесь на вершине (XI-XII веках) возвели христианскую церковь Святого Георгия. В 1930 году здание храма было разрушено пожаром и восстановлено в 1931 году.

В центре Афин расположена площадь Синтагма со зданием Греческого парламента. Архитектурный комплекс окончательно сформировался в 19 веке. Здесь расположена могила неизвестного солдата. У здания Греческого парламента, и у могилы выстроился почетный караул греческих эвзонов — элитное подразделение пехоты греческой армии. История их возникновения связана с годами Греческой войны за независимость от Османской империи в начале 19 в. Каждая деталь одежды эвзонов символизирует освобождение от турецкого гнета. Внешний вид и фасон военных мундиров — смешение балканского и баварского стиля.

www.town-explorer.ru


Смотрите также