Древнейший храм россии. Ученые обнаружили на территории Фанагории древнейший античный храм России
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кавказ: где находится древнейший храм России? Древнейший храм россии


Древние храмы России XI - XII век.: mama_zima2013

Древние храмы  XI - XII  относятся  к  домонгольскому   периоду истории России. Одним из самых старых храмов является Спасо - Преображенский  собор, находящийся в г. Переславль - Залесский  Ярославской области. Храм начал строить  Юрий Долгорукий в 1152,  а завершил строительство Андрей Боголюбский в 1160. Этот собор  - единственный  из храмов того времени, почти не изменивший своего облика за столетья.http://hramy.ru/regions/r76/pereslreg/pereslavl/kreml/spaspreob.htm.

Собор  Бориса и Глеба в  Кидекше -  древнейший храм  Суздальского района. Он был построен  в 1152  при Юрии Долгоруком. Село Кидекша как  укрепленное  поселение  существовало еще до того, как был построен  собор Бориса и Глеба.По преданию здесь  было становище святых князей  Бориса и Глеба, так говорится в "Степенной книге". Именно поэтому  собор был освящен в честь  великомучеников  Бориса и Глеба.http://hramy.ru/regions/r33/suzdalreg/kideksha/borgleb.htm.

Собор  Покрова на  Нерли -  белокаменный храм, построенный  Андреем Боголюбским  в память о погибшем сыне  Изяславе Андреевиче. Постройка датируется 1165 годом, но есть источники, говорящие о дате постройки - 1158.Церковь Покрова построена на рукотворном холме, раньше в этом месте Нерль впадала в Клязьму.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8.

Одна из древнейших  церквей - храм  св. Георгия, находящийся  в городе  Старая Ладога, был  заложен  по разным версиям   в конце  XI века  или в 1164году.  По одним данным  церковь была заложена еще при Ярославе Мудром  в  конце XI века, по другим  -  время закладки относится   к  правлению его внука,  Мстислава  Мудрого. Но, вполне возможно, что храм построили  в честь победы жителей  Старой Ладоги и Новгорода над шведами  в  1164 году.http://www.archmuseum.ru/?p=479

Во  Владимирской, Суздальской, Ленинградской , Новгородской, Смоленской  областях  существуют древнейшие храмы домонгольского периода истории России.  См. ссылку:http://hramy.ru/rare/domongol.htm.

mama-zima2013.livejournal.com

Где находится древнейший храм России?

«Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада многих племен этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа… иные народы выделяются множеством своих сил, а другие — храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан», — так описывал аланов один автор еще в XII веке. Алания приняла христианство от Византии в 916 г. Однако в 932 г. аланский царь неудачно воевал против Хазарии и под ее давлением на время выдворил из страны христианских священников, присланных из Византии. Но уже с середины X века Алания вновь сильно сблизилась с Византией, Абхазией, Грузией и другими православными государствами. Тяжелый удар Алании был нанесен монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238–1239 гг. равнины Предкавказья. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С XIV века среди аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются современные осетины, а также, как утверждают некоторые ученые, тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. Земли и поселения обезлюдели, а новые завоеватели принесли с собой другую религию. Во многом в силу этого обстоятельства древние храмы не использовались и постепенно разрушались под воздействием времени.

ТРИ ЗЕЛЕНЧУКСКИХ ХРАМА

В предгорьях Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X–XII веках располагалось большое городское поселение с каменными строениями в несколько улиц, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании. Городище находится на пересечении важных торговых и военных путей, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, а присутствие архиерейской кафедры говорит о большой значимости города. Сегодня здесь можно увидеть не только руины. Сохранились три храма, которые в научной литературе принято именовать Северным, Средним и Южным. Зеленчукские храмы можно называть древнейшими на территории России. О точном времени их возведения ученые до сих пор спорят. Но какие бы даты ни обсуждались (между 916 годом и серединой X века) — все они предшествуют даже времени постройки Десятинной церкви в Киеве (989-991 гг. — данные в разных летописях разнятся).

СЕВЕРНЫЙ ХРАМ

Северный храм находится вне городского поселения. В группе Зеленчукских храмов он был, видимо, первым из воздвигнутых. Это самое большое сохранившееся храмовое здание Аланского государства. Стены храма в интерьере были покрыты фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней. К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у аланов в то время не было.

СРЕДНИЙ ХРАМ

Храм сохранился почти полностью. Жизнь в городище продолжалась, по-видимому, до XIII века, все это время Средний храм был, по мнению части исследователей, кафедральным собором.

ЮЖНЫЙ ХРАМ

Из трех Зеленчукских храмов только в одном, Южном, проводятся регулярные богослужения. При повторном освящении в 1991 году храму было сохранено древнее посвящение пророку Илии. Храм расположен среди жилых построек Нижне-Архызского городища и отличается скромными размерами по сравнению с Северным и Средним храмами. Видимо, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи, был домовой церковью.

РУИНЫ ЧАСОВЕН

Помимо трех относительно сохранившихся Зеленчукских храмов на территории городища насчитывается 11 храмов-часовен малых форм, представленных археологическими руинами. Это говорит о том, что Нижне-Архызское поселение действительно было значимым христианским центром в X–XII веках.

ШОАНИНСКИЙ ХРАМ

В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода. На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки — 2-я половина Х — начало XI века. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.

АРХЫЗСКИЙ ЛИК СПАСИТЕЛЯ

В 1999 году на другом берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись — Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом — гробница, сложенная из массивных камней. «Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.

СЕНТИНСКИИ? (ТЕБЕРДИНСКИИ?) ХРАМ

Он получил свое название по аулу Сенты (современное название — Нижняя Теберда). По ущелью издревле проходила дорога через Клухорский перевал, выводившая к абхазскому побережью Черного моря. Видимо, благодаря этому выгодному положению Тебердинское ущелье, как и Зеленчукское, было плотно заселено. Сентинский храм стоит на скальном уступе над долиной. Вокруг него нет следов значительного поселения, лишь множество различных погребений и намогильные кресты, но на отроге, соединяющем его с массивом горы, видны следы стен и подрубки скалы — возможно, здесь находилось небольшое укрепление. На склонах поблизости было несколько различных сооружений, причем жизнь здесь не прекращалась и во времена господства Золотой Орды. Фрагменты настенной живописи Сентинского храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании. На высоте более 2 м от пола, в правой половине южной стены восточного рукава креста есть надпись на греческом языке, которая не только сообщает о строительстве храма в 965 году, но и имеет характер официального документа, свидетельствующего о законном освящении церкви (подобно современной записи на антиминсе).

ВОЗВРАЩЕНИЕ МОЛИТВЫ

Сегодня древние аланские храмы входят в состав Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника. Православные христиане, проживающие в республике, стараются найти возможности, чтобы возродить молитву в уцелевших стенах. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт говорит: «Сегодня, благодаря поддержке руководства республики, мы можем беспрепятственно совершать богослужения в этих храмах и рядом с ними. Но лишь эпизодически, несколько раз в год. Да и служить на улице в конце декабря физически бывает очень сложно. Поэтому мы мечтаем, чтобы можно было бы сделать церковь не просто памятником, а настоящим храмом, сохраняя статус музея. Мне однажды на пресс-конференции задали вопрос: «Владыка, как Вы видите дальнейшую судьбу этих церквей? Чего Вы хотите?» Это было в Карачаево-Черкессии буквально сразу после моего назначения. И я этот вопрос переадресовал муфтию Карачаево-Черкесской республики, председателю духовного управления мусульман Северного Кавказа Исмаилу Хаджи Бердиеву: “Исмаил, скажите, пожалуйста, как вы думаете, какая может быть судьба этих храмов?” На что он ответил: “Если эти дома люди построили для Всевышнего, значит, там должны прославлять Всевышнего!” Даже Бердиев согласен с тем, чтобы в храмах возобновилось православное богослужение».

Первоисточник: www.foma.ru

zema.su

Ученые обнаружили на территории Фанагории древнейший античный храм России

11:5327.06.2016

(обновлено: 13:01 27.06.2016)

205571282

КРАСНОДАР, 27 июн — РИА Новости. На раскопках Фанагории — крупнейшего археологического памятника, расположенного в Темрюкском районе Краснодарского края, — ученые обнаружили древнейший античный храм на территории России, предположительно начала V века до нашей эры, сообщила пресс-служба Фонда Олега Дерипаски "Вольное Дело", при поддержке которого экспедиция Института археологии РАН ведет исследования.

"На раскопках Фанагории обнаружен самый древний античный храм на территории России. Ученые только начали изучение и пока датируют его постройку предположительно началом – первой половиной V века до нашей эры", – говорится в сообщении.

В 2013 году в центральной части Фанагории на раскопе "Верхний город", где в древности находился акрополь – общественный и политический центр города, был обнаружен и исследован храм V века до нашей эры. До последнего времени специалисты полагали, что это древнейший античный храм из найденных на территории России. Однако на прошлой неделе, прямо под фундаментами ранее исследованного храма, были обнаружены остатки его еще более древнего "храма в антах".

"Храм в антах" традиционно, еще со времен римского историка архитектуры Витрувия, считается древнейшей разновидностью эллинского храма. Его более ранними прототипами считаются фасады малоазийских и египетских скальных гробниц. "Обнаруженный храм, как и возведенный позднее на его месте, состоял из крошечного пронаоса (полуоткрытой части между входным портиком и наосом) и наоса (центрального помещения храма). Его общая площадь – около 14,5 кв. м. Выстроен он был из сырцового кирпича без фундамента, как и многие из фанагорийских построек того времени", – пояснили в фонде "Вольное дело", добавив, что интересной особенностью этого древнейшего фанагорийского храма является расположение небольшого алтаря-очага внутри наоса, с левой стороны у входа в храм.

Ученые предполагают, что жертвенник внутри помещения мог использоваться для бескровных жертвоприношений или всякого рода воскурений.

Фанагория – крупнейший археологический памятник России античной эпохи, расположенный на Таманском полуострове. Город, основанный в середине VI века до н.э. греческими переселенцами, долгое время был одной из двух столиц древнейшего на территории России государственного образования – Боспорского царства (начиная с V в. до н.э.).

ria.ru

где находится древнейший храм России?

Горы Северного Кавказа таят в себе не только бесподобные красоты природы. Здесь в раннем Средневековье существовали мощные государства, народы которых первыми приняли христианство  на территории современной России, задолго до крещения Киевской Руси. Сохранившиеся храмы и часовни, как стражи, возвышаются  на горных пиках так, что их видно за многие километры.

 

«Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада многих племен этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа… иные народы выделяются множеством своих сил, а другие — храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан», — так описывал аланов один автор еще в XII веке.

Алания приняла христианство от Византии в 916 г. Однако в 932 г. аланский царь неудачно воевал против Хазарии и под ее давлением на время выдворил из страны христианских священников, присланных из Византии. Но уже с середины X века Алания вновь сильно сблизилась с Византией, Абхазией, Грузией и другими православными государствами.

Тяжелый удар Алании был нанесен монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238–1239 гг. равнины Предкавказья. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С XIV века среди аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются современные осетины, а также, как утверждают некоторые ученые, тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. Земли и поселения обезлюдели, а новые завоеватели принесли с собой другую религию. Во многом в силу этого обстоятельства древние храмы не использовались и постепенно разрушались под воздействием времени.

Три Зеленчукских храма

В предгорьях Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X–XII веках располагалось большое городское поселение с каменными строениями в несколько улиц, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании. Городище находится на пересечении важных торговых и военных путей, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, а присутствие архиерейской кафедры говорит о большой значимости города. Сегодня здесь можно увидеть не только руины. Сохранились три храма, которые в научной литературе принято именовать Северным, Средним и Южным.

Зеленчукские храмы можно называть древнейшими на территории России. О точном времени их возведения ученые до сих пор спорят. Но какие бы даты ни обсуждались (между 916 годом и серединой X века) — все они предшествуют даже времени постройки Десятинной церкви в Киеве (989-991 гг. — данные в разных летописях разнятся).

 

Северный храм

Северный Зеленчукский храм

Северный Зеленчукский храм

Северный храм находится вне городского поселения. В группе Зеленчукских храмов он был, видимо, первым из воздвигнутых. Это самое большое сохранившееся храмовое здание Аланского государства. Стены храма в интерьере были покрыты фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней. К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у аланов в то время не было.

Средний храм

Средний храм

Средний храм

Храм сохранился почти полностью. Жизнь в городище продолжалась, по-видимому, до XIII века, все это время Средний храм был, по мнению части исследователей, кафедральным собором.

Южный храм

Южный храм

Южный храм

Из трех Зеленчукских храмов только в одном, Южном, проводятся регулярные богослужения. При повторном освящении в 1991 году храму было сохранено древнее посвящение пророку Илии. Храм расположен среди жилых построек Нижне-Архызского городища и отличается скромными размерами по сравнению с Северным и Средним храмами. Видимо, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи, был домовой церковью.

Руины часовен

Помимо трех относительно сохранившихся Зеленчукских храмов на территории городища насчитывается 11 храмов-часовен малых форм, представленных археологическими руинами. Это говорит о том, что Нижне-Архызское поселение действительно было значимым христианским центром в X–XII веках.

Шоанинский храм

Шоанинский храм

Шоанинский храм

В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода.На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки — 2-я половина Х — начало XI века. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.

Архызский лик Спасителя

Архызский лик Спасителя

Архызский лик Спасителя

В 1999 году на другом берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись — Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом — гробница, сложенная из массивных камней. «Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому  мнению  о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.

Сентинский (Тебердинский) храм

Он получил свое название по аулу Сенты (современное название — Нижняя Теберда). По ущелью издревле проходила дорога через Клухорский перевал, выводившая к абхазскому побережью Черного моря. Видимо, благодаря этому выгодному положению Тебердинское ущелье, как и Зеленчукское, было плотно заселено.

Сентинский храм стоит на скальном уступе над долиной. Вокруг него нет следов значительного поселения, лишь множество различных погребений и намогильные кресты, но на отроге, соединяющем его с массивом горы, видны следы стен и подрубки скалы — возможно, здесь находилось небольшое укрепление. На склонах поблизости было несколько различных сооружений, причем жизнь здесь не прекращалась и во времена господства Золотой Орды. Фрагменты настенной живописи Сентинского храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.

На высоте более 2 м от пола, в правой половине южной стены восточного рукава креста есть надпись на греческом языке, которая не только сообщает о строительстве храма в 965 году, но и имеет характер официального документа, свидетельствующего о законном освящении церкви (подобно современной записи на антиминсе).

Возвращение молитвы

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт

АрхиепископПятигорский и Черкесский Феофилакт

Сегодня древние аланские храмы входят в состав Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника. Православные христиане, проживающие в республике, стараются найти возможности, чтобы возродить молитву в уцелевших стенах. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт говорит: «Сегодня, благодаря поддержке руководства республики, мы можем беспрепятственно совершать богослужения в этих храмах и рядом с ними. Но лишь эпизодически, несколько раз в год. Да и служить на улице в конце декабря физически бывает очень сложно. Поэтому мы мечтаем, чтобы можно было бы сделать церковь не просто памятником, а настоящим храмом, сохраняя статус музея. Мне однажды на пресс-конференции задали вопрос: «Владыка, как Вы видите дальнейшую судьбу этих церквей? Чего Вы хотите?» Это было в Карачаево-Черкессии буквально сразу после моего назначения. И я этот вопрос переадресовал муфтию Карачаево-Черкесской республики, председателю духовного управления мусульман Северного Кавказа Исмаилу Хаджи Бердиеву: “Исмаил, скажите, пожалуйста, как вы думаете, какая может быть судьба этих храмов?” На что он ответил: “Если эти дома люди построили для Всевышнего, значит, там должны прославлять Всевышнего!” Даже Бердиев согласен с тем, чтобы в храмах возобновилось православное богослужение».

kavkaznew_01kavkaznew_02kavkaznew_03kavkaznew_04kavkaznew_05kavkaznew_06kavkaznew_07kavkaznew_08kavkaznew_09kavkaznew_10kavkaznew_11kavkaznew_12kavkaznew_13kavkaznew_14kavkaznew_15kavkaznew_16kavkaznew_17kavkaznew_18kavkaznew_19kavkaznew_20Источник: журнал "Фома"

alanmon.ru

Самый древний на территории России античный храм нашли на Кубани / Моя Планета

 

В окрестностях поселка Сенного в Темрюкском районе Кубани, где раньше располагалась древнегреческая колония Фанагория, археологи обнаружили древнейший на территории России античный храм.

 

В настоящее время на раскопках заняты специалисты Фанагорийской комплексной археологической экспедиции Института археологии РАН. В научно-культурном центре «Фанагория» рассказали, что уже приступили к изучению уникальной находки и датируют ее, предположительно, первой половиной V века до н. э., сообщает «Российская газета».

Три года назад в центральной части Фанагории на раскопках Верхнего города археологи обнаружили и исследовали храм, который до последнего времени считали древнейшим. Однако буквально на днях прямо под его фундаментом проступили останки еще более старого сооружения. Ученые условно назвали новую находку «Храм в антах». Сооружение традиционно, еще со времен римского историка архитектуры Витрувия, считается древнейшей разновидностью эллинского храма. «Его более ранними прототипами считаются фасады малоазийских и египетских скальных гробниц», — рассказали специалисты. Обнаруженный храм, как и возведенный позднее на его месте, состоял из крошечного пронаоса (полуоткрытой части между входным портиком и наосом) и наоса (центрального помещения храма). Его общая площадь — около 14,5 м². Выстроен он был из сырцового кирпича без фундамента, как и многие постройки, раскопанные на Тамани времен древнегреческой колонизации полуострова. По мнению специалистов, интереснейшей особенностью этого фанагорийского храма является расположение небольшого алтаря-очага внутри наоса, с левой стороны у входа в храм. «Обычно древние греки располагали алтари снаружи храмов, недалеко от входа. Это было обусловлено представлением о том, что божество, отождествленное с его культовым изображением, могло при таком положении алтаря наблюдать за жертвоприношениями. Но ученым известны и случаи, когда алтари находились внутри храмов», — рассказал руководитель Фанагорийской комплексной археологической экспедиции Института археологии РАН, директор музея-заповедника «Фанагория» Владимир Кузнецов. Например, как сообщает древнегреческий писатель и географ II века Павсаний, именно внутри храма располагались три алтаря в одном из главных храмов Афин — Эрехтейоне. Он также был построен в V веке до н. э. Вероятно, жертвенник внутри помещения мог использоваться для бескровных жертвоприношений или всякого рода воскурений — как, например, алтарь внутри храма Илитии у горы Кроний в Элее (южнее современного Неаполя).

www.moya-planeta.ru

Cамый древний храм России — Чувашская Митрополия Паломнический отдел

Иоанно-Предтеченский храм. Крым

Иоанно-Предтеченский храм. Крым

Он находится в Керчи, недалеко от того места, где возводится мост через Керченский пролив. Это самый древний храм России — Иоанно-Предтеченский храм. История этого уникального храма восходит к VI веку от Рождества Христова.

Церковное предание относит появление христианского храма к апостольским временам. Согласно творению монаха Епифания, апостол Андрей Первозванный именно в Керчи впервые ступил на крымскую землю и именно отсюда начал свою проповедь о Христе.

В истории древнерусского Тмутараканского княжества этот храм угадывается только гипотетически, причем как некий центр и точка отсчета. Надпись на легендарном Тмутараканском камне гласит: «В лето 6576 (1068 год от Р.Х.) индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя (современная Тамань) до Корчева (средневековая Керчь) 14000 сажен». Однако это расстояние, равное 24 километрам, больше, чем просто от берега до берега. Но оно точно соответствует расстоянию между главными храмами Тмутаракани (церковь Богоматери) и Корчева (церковь Иоанна Предтечи).

В ХIV веке на побережье в районе нынешней Керчи хозяйничали генуэзцы. Сохранились сведения о том, что они весьма почитали храм Иоанна Предтечи и даже назвали пролив, а также порт именем этого святого.

С конца XV века храм оказался под властью османов и, по некоторым данным, превратился в мечеть. Но уже в 1634 году монах-доминиканец Эмиддио д’Асколи упоминает о нем как о греческой церкви святого Георгия, которую по «преданию» обрели… на дне морском. В качестве доказательства монаху «предъявили» купол храма, усеянный множеством морских раковин, крепко вросших в камень.

По другим источникам, церковь в то время стояла на острове, к которому христиане плавали на яликах.

Когда в 1774 году Керчь вошла в состав России, храм пребывал в запущенном состоянии. Церковь называли «вкопанной в землю» из-за значительных наносов культурного слоя.

Несмотря на непростую судьбу храма, к тому времени в нем чудом сохранились богослужебные Евангелие и Апостол XI-XII веков, писанные на пергаменте. Были и чудотворные иконы, «столь древние, что дерево начинало уже приходить в истление». Среди богослужебной утвари особо выделялся потир красного дерева с едва заметными изображениями Спасителя и святых – предположительно VI века.

В 1800 году византийские реликвии пытался тайно выкупить английский путешественник Уильям Кларк, но полиция вовремя этому воспрепятствовала.

Священник Иоанно-Предтеченского храма, иерей Иоанн Копылов:– В 2012 году наш храм стал кафедральным собором Феодосийской епархии. С того времени жизнь прихода кардинально изменилась. Теперь у нас четыре священника, ежедневно утром и вечером совершаются богослужения, но в древнем приделе мы служим только по воскресениям и большим праздникам.Костяк нашего прихода – те, кто стоял за храм еще в 1990 году. Мы уверены, что древняя базилика была передана верующим не только нашими трудами, но и благодаря молитвам святителя Луки.

Древность храма притягивает людей со всей России и даже из других стран. Приезжают порой за тысячи километров, чтобы креститься или венчаться именно здесь.

Меня часто спрашивают, случаются ли в храме какие-то чудесные явления. Прихожане замечают, например, что на иконостасе образы Христа, Богородицы и некоторые другие иконы мироточат. Но мы миро не собираем, стараемся поменьше обращать на это внимание. Конечно, слава Богу, что здесь, в древнем, намоленном месте такое совершается. Но всё-таки главное чудесное явление – встреча человека с Богом, преображение души. И такое происходит в нашем храме каждодневно.

Источник

Просмотры (26)

putnik.cerkov.ru


Смотрите также