Древнейший город руси. Города Киевской Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История России. Древнейший город руси


Города Киевской Руси

Киев

Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000—25 000 лет назад. Период неолита и энеолита (медный век) представлен трипольской культурой, памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4500—3500), средний (3500—2750) и поздний (2750—2000 гг. до н. э.). Для периода бронзового века территориям юго-западной части характерна белогрудовская культура. Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тыс. до н. э. — первой половины I тыс. н. э.

Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II—III вв. — рубеже IV—V вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке.

Существует легенда, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. По мнению Бориса Рыбакова, предание об основании Киева Кием и его братьями в земле полян сложилось в самой полянской, славянской земле когда-то до 737 года. По некоторым археологическим исследованиям, первое городское поселение появилось в VI веке.

Согласно летописному преданию, в конце IX века в Киеве княжили дружинники варяга Рюрика, варяги Аскольд и Дир; в 882 году Киев был завоёван родственником Рюрика, новгородским князем Олегом, который перенёс туда свою резиденцию. С этого момента, Киев стал столицей нового государства — т. н. Киевской Руси. Византийский император Константин Багрянородный, писавший в середине X века, отмечал, что у Киева существовало второе название — Самватас. Вероятно, оно было либо древним названием города, либо его обозначением в не славянской среде. Слово, возможно, происходит из хазарского языка и в этом случае может означать «верхние укрепления». У восточных авторов, а также у некоторых европейских и еврейских писателей Киев назывался Манкерман.

В Киевской Руси владение Киевским великокняжеским столом принадлежало (по крайней мере теоретически) старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Киевской Руси, по крайней мере до смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (в 1132 г.). В период раздробленности Киев формально продолжал считаться старшим столом Руси и служил постоянным объектом борьбы между сильными русскими князьями. Серьёзный удар городу нанесли разгром войском владимирского князя Андрея Боголюбского в 1169 году и смоленского князя Рюрика Ростиславовича в 1203 году. В 1240 году Киев был разрушен монголо-татарами.

Новгород

Официальной датой возникновения Новгорода — без учета археологических и иных возражений такой дате — принято условно считать 859 год, исходя из поздней Никоновской летописи (компиляция XVI век; сведений о закладке или строительстве Новгорода под этой датой в данном источнике нет). При этом в самой летописи не сказано об основании города именно в этот год, но под годом 859 содержится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины, что никак не может признаваться датой возникновения Новгорода. Автором официальной даты основания города стал историк М. Н. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 года, что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода.

Русские летописи дают разные версии возникновения города. По «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) город существовал уже к моменту прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами в ходе их расселения после миграции с Дуная.

Почти любое обновление поселения у Ильменя затем воспринималось как создание «нового города». Рюрик, по ипатьевскому списку, сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «пришед къ Ильмєрю и сруби городе надъ Волховом и прозваша и Новъгород» (наблюдается некоторое противоречие с сообщением той же летописи об основании города словенами).

Как показывают археологические данные, самые ранние из исследованных деревянных мостовых на территории современного Новгорода датируются X веком (по методике дендрохронологии).

Вместе с тем смешанный культурный слой глубже деревянных мостовых в Новгороде достигает до 30 см и включает предметы, которые можно датировать временем и ранее VIII века. Проблема додендрохронологического культурного слоя Новгорода остаётся спорной.

К началу XII века Новгородская земля включает в себя часть Прибалтики, часть Карелии, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала.

C 1136 по 1478 год период «Новгородской республики», когда город управлялся вечем.

1142 год — Швеция начинает борьбу против Новгорода; шведский отряд совершает разбойное нападение на новгородских купцов в южной Финляндии, погибает 150 новгородцев; финское племя емь нападает на Ладогу и убивает 400 человек; Новгород теряет контроль над Аландами, югом Финляндии, уходит с Готланда, борется со шведами за западную Карелию.

1228 год — финское племя емь нападает на Ладогу; страшный голод в Новгороде; погибло более 7 тысяч человек; люди ели мох, водяной клевер, сосновую и липовую кору.

15 июля 1240 год - шведы разбиты новгородцами в Невской битве.

Владимир

Основание Владимира традиционно связывается с летописным известием о том, что Владимир Мономах заложил город в 1108 году. Наиболее крупный специалист по владимирской археологии, Н. Н. Воронин, также придерживался этой датировки. Многие события истории Северо-Восточной Руси объясняются тем, что ростовские и суздальские бояре смотрели на Владимир как на младший город и противодействовали его возвышению. Между тем Суздаль впервые упомянут в письменных источниках под 999 годом.

В 1990-е годы владимирские краеведы высказались за перенос даты основания города на 990 год. В обоснование этой даты приводятся известия ряда поздних летописных источников — Супрасльской, Густынской, Ермолинской, Никоновской, Холмогорской летописей, сокращённых летописных сводов 1493 и 1495 годов, летописных сводов 1497 и 1518 годов, Степенной книги, Русского хронографа, Тверской летописи. Во всех этих текстах указывается, что Владимир на Клязьме основал Владимир Святославич в 990 году. Альтернативную датировку основания Владимира поддержали такие авторитетные исследователи, как филолог Д. С. Лихачёв.

Когда бы он ни был основан, Владимир начинает расти и усиливаться благодаря заботам Владимира Мономаха, который укрепил его как опорный пункт защиты Ростово-Суздальского княжества. Расцветом обязан князю Андрею Боголюбскому, который в 1157 году перенёс сюда столицу княжества. Его преемник — Всеволод Большое гнездо — был одним из самых могущественных русских князей, и с его правления за владимирскими князьями закрепляется титул «великих».

Во Владимире и соседнем Суздале сложилась владимиро-суздальская школа живописи; в городе велось летописание.

Удар по Владимиру был нанесён в 1238 году нашествием монголо-татар.

Ростов

Ростов — один из древнейших городов Руси. В старейшей русской летописи «Повести временных лет», в записи за 862 год о нём идет речь как о существующем городе, которым владел Рюрик и где «первые насельники» принадлежали к племени меря; в дальнейшем летопись сообщает, что «в Ростове сиде князь, под Олегом суще». При этом следует иметь в виду, что, как показал А. А. Шахматов, упоминание Ростова под 862 годом отсутствовало в тексте начальной летописи и было внесено сводчиком XII века.

В IX веке Ростов вместе со всеми владениями меря был присоединен к государству Рюрика со столицей в Ладоге. В походе князя Олега на Царьград ростовчане участвовали в качестве союзников. Со второй половины XI века Ростов — центральный город северо-восточных владений русских князей, территории, ставшей основой современной России. Тем самым было признано его большее значение по сравнению с Белоозером, которое стало частью Ростово-Суздальского княжества. Лишь в 1125 году Юрий Долгорукий перенёс столицу в Суздаль.

С конца XI (номинально, по церковной историографии, принято считать с 991; но два первых епископа св. Феодор и Иларион, посланные в Ростов, были изгнаны) по 1788 год, когда кафедра была перенесена в Ярославль, город был епархиальным центром. В 1160 г. на месте деревянного Успенского собора, построенного по преданию ещё в 991 г. св. Феодором, немец Куфир строит каменный собор, впрочем, рухнувший в 1204 г. В 1207 году появляется самостоятельное Ростовское княжество, быстро ставшее одним из влиятельнейших политических центров русских князей. Основатель княжества, старший сын Всеволода Большое Гнездо Константин Всеволодович, в 1214-1231 годах заново отстроивший Успенский собор. В это время город переживал небывалый экономический и культурный подъём. Ростов являлся одним из самых больших городов на северо-востоке, площадь его укреплённой части, окружённой валом и рвом, составляла более 100 гектаров. В городе существовали княжеский и епископский дворы, большой торг, более 15 храмов, несколько монастырей, из которых Авраамиев был основан в XI веке и является, таким образом, одним из старейших русских монастырей.

В 1237 году Ростов не оказал сопротивления монгольским войскам, так как дружина ростовского князя Василько Константиновича в составе объединённых владимиро-суздальских войск под предводительством великого князя Юрия участвовала в битве с полчищами Бурундая на реке Сить в 1238 году; Василько при этом был взят в плен и затем казнен.

Рязань

Первые поселения возникли на территории современной Рязани ещё в эпоху среднего палеолита. Рядом с городом, у посёлка Дубровичи археологами было обнаружено кремниевое рубило, изготовленное человеком более 80 тысяч лет назад. Эта находка стала самым древним вещественным памятником в истории человечества, найденным на территории Рязанской области и вблизи самой Рязани.

Славянские племена пришли на Оку в районе VI века. Уже в VII-VIII веках вокруг будущей Рязани была основана целая сеть поселений — городищ и селищ.

Существует несколько версий относительно времени и событий, касающихся основания Переяславля-Рязанского.

Уже в VII-VIII веках близ Рязани на Борковском острове располагался укреплённый торговый город, существование которого подтверждают многочисленные находки иностранных пломб с прибывавших судов, драгоценные монеты и остатки оружия.

Рядом с будущим Переяславлем также располагался другой укреплённый город — Борисов-Глебов, а на левом берегу Оки — крупное Шумашское селище. Такое обилие поселений привело к необходимости создания единого военного центра. Этим центром и стал Переяславль, основанный на высоком естественном холме при слиянии двух рек — Трубежа и Лыбеди.

Современной датой основания города была предложена в середине XIX века, когда рязанские краеведы-исследователи обнаружили на полях Следованой псалтыри Ильинской церкви, небольшую пометку:В лето 1095 года основан был град Переяславль-Рязанский около церкви Николы Старого на озере Быстрь.

Первоначально, молодой Переяславль занимал небольшую территорию на севере Кремлёвского холма, в том месте, где сегодня располагается церковь Святого Духа. Впоследствии со временем произошло три крупных расширения, и город постепенно занял весь холм. Для обороны поселения с юга горожане вручную возвели огромный вал высотой в 20 метров, а перед ним — затопляемый ров.

Смоленск

Смоленск является одним из первых городов Руси. В датированной части «Повести временных лет» впервые упоминается под 862 годом как центр племенного союза кривичей. По Устюженскому (Архангелогородскому) своду в записи под 863 годом, когда Аскольд и Дир в походе из Новгорода в Царьград обошли город стороной, так как город был сильно укреплен и многолюден. В 882 году город был захвачен и присоединен к Киевской Руси князем Олегом, передавшим его в удел князю Игорю, из малолетства которого власть в городе осуществлялась наместниками и дружиной, а общее управление осуществлялось из Киева.

Формирование Древнего Смоленска (вероятно, стоявшего там, где сейчас Гнёздово) определило выгодное расположение на перекрестке торговых путей: «путь из варяг в греки» соединял Варяжское и Черное моря, путь, проходивший с запада на восток, соединял город с Волгой и далее вел в «болгары», в Хвалынское море, в Великий Новгород и Верхнее Поволжье (через Ржев и озеро Селигер). Предположительно о нем упоминает в своём труде «Об управлении империей» византийский император Константин VII Багрянородный, называя его Милиниска.

В 1127 году киевский князь Мстислав Великий дает Смоленск в удел своему 17-летнему сыну Ростиславу Мстиславичу. После смерти отца, Ростислав стал фактически независимым князем и княжил в Смоленске до 1160 года, когда занял киевский престол. Таким образом, было заложено основание независимого Смоленского княжества, под властью династии Ростиславичей, которое накануне монголо-татарского нашествия было одним из самых сильных русских княжеств. Смоленские князья претендовали на великокняжеский киевский престол и не раз овладевали им (сам Ростислав Мстиславич, его сыновья Роман Ростиславич, Давыд Ростиславич и Рюрик Ростиславич, его внук Мстислав Романович Старый).

Столетие перед ордынским нашествием было периодом расцвета Смоленска: город занимал площадь 115 га, на которой располагалось около 8 тыс. домов с населением около 40 тыс. человек. По количеству возведенных каменных храмов на рубеже XII и XIII веков Смоленск превосходил любой другой город Руси. В XIII веке имели место прочные связи с Ригой, о чём свидетельствуют торговые договоры с ней и «немецким берегом».

После землетрясения, произошедшего в мае 1230 года и двухгодичного мора Смоленское княжество ослабло. В 1232 году между Ростиславичами случилась распря, и Смоленск был взят полоцким князем Святославом Мстиславичем; при этом Святослав устроил резню, перебив многих враждебных ему горожан.

Во время монгольского нашествия Смоленск не пострадал, но многие районы княжества были разгромлены, и Смоленск утратил свое значение, мало-помалу попадая в зависимость от возвышающейся Литвы.

Курск

Археологические исследования показывают, что на месте нынешнего Знаменского монастыря Курска существовал крупный населённый пункт не позднее VIII века. Курск впервые упоминается в Житии Феодосия Печерского (не ранее 1032, когда Днепровское левобережье перешло во владение Ярослава Мудрого). В указанной летописи Курск описывается как крупный город с развитой торговлей и значительным количеством жителей. Первое упоминание в Лаврентьевской летописи — под 1095 годом. 1095 считается также годом основания Курского удельного княжества, существовавшего в XI-XIII веках. Первым курским князем Изяславом Владимировичем была возведена крепость; с конца XI века Курск — один из мощнейших форпостов на границе Киевской Руси; первоначальные курские укрепления разобраны в середине XVII века. В 1185 году князь Всеволод Курский направил дружину против половцев; этот неудачный поход русских князей описан в «Слове о полку Игореве». В 1238 году город был полностью разрушен татаро-монголами.

Суздаль

В летописи Суздаль впервые упоминается, когда говорится о восстании волхвов в 1024 году.

В начале XII века при Юрии Долгоруком был центром Ростово-Суздальского княжества.

В 1157 году Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир, и княжество стало называться Владимиро-Суздальским.

С середины XIII века — столица самостоятельного Суздальского княжества.

Муром

Муром впервые упоминается в Повести временных лет под 862 годом.

Первым удельным муромским князем считается Глеб Владимирович. В 1088 году город подвергся захвату со стороны волжских булгар.

С 1097 года — столица Муромо-Рязанской земли. В самостоятельное княжество Муромско-Рязанская земля выделилась из состава Черниговского княжества в 1127 году при князе Ярославе Святославиче. Именно князя Ярослава и его семейство историки и церковное предание отождествляют с крестившими муромскую землю святым князем Константином, княгиней Ириной, убиенным муромскими язычниками княжичем Михаилом (сын) и княжичем Феодором (второй сын). В 1129 году после кончины князя Ярослава Святославича на муромский стол сел и был первым муромским князем его сын — Юрий (Феодор) Ярославич, а с 1143 по 1145 года — третий сын — Святослав, позже — внук — Ростислав. При князе Ростиславе Муромо-Рязанская земля распалась на Муромское и Рязанское княжества, которые окончательно обособились после смерти Святослава (1145).

В Рязани князь оставил сына Глеба. Рязанский князь Глеб Ростиславич всеми средствами боролся со своим северным соседом Ростово-Суздальским княжеством. Итогом стала победа Всеволода Большое Гнездо (1208), который пленил местных князей. С 1219 года в Рязани княжил Ингварь Игоревич, наследовал ему брат Юрий. При нём княжество подверглось опустошению ордами Батыя.

Чернигов

Впервые город упоминается в летописи за 907 год. Когда киевский князь Олег в конце IX века покорил северян, живших по течению Десны, Чернигов, очевидно, уже существовал, так как на камне, сохранившемся в древнейшей церкви города, есть пометка, относящаяся, в переводе с греческого летосчисления, к началу X века.

В 1024 году, после битвы под Лиственном, Чернигов становится стольным градом князя Мстислава Владимировича, брата Ярослава Мудрого. Во второй половине XI века, в годы княжения Святослава Ярославича, рост города продолжился. В это время были основаны Елецкий (1060 год) и Ильинский (1069 год) монастыри, ставшие духовными центрами Чернигово-Северской земли. В период раздробленности Руси Черниговское княжество закрепляется за династией Ольговичей (основателем династии был Олег Святославич, внук Ярослава Мудрого), за время правления, которых древний Чернигов достиг наибольшего расцвета: общая площадь города — 450 га, население — около 40 тысяч жителей, что позволяет считать его одним из самых больших в то время в Европе.

Черниговские владения простирались далеко на восток и юг, до Мурома (затем до Коломны) на Оке и до Тьмутаракани на Чёрном море.

Развитие Чернигова было прервано монголо-татарским нашествием на русские земли. В октябре 1239 года татарская орда под предводительством чингизида Мункэ напала на Чернигов. На помощь городу пришло войско во главе с Мстиславом Глебовичем, под стенами города развернулась жестокая битва, но монголы победили. 12 октября окружённый город пал.

После монгольского разорения значение центра чернигово-северских земель перешло к Брянску.

Переяславль -Залесский

Назван Переяславлем-Залесским в честь южнорусского Переяславля. С XV века произношение изменилось на Переславль-Залесский. Находился за лесами в Залесье — области полей и земледелия, поэтому и назван Залесским.

Основан в 1152 году ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким. В 1220 в Переяславле родился князь Александр Невский.

Новгород Северский

Из данных археологических исследований следует, что в середине XI века город был уже полностью сложившимся социальным организмом — с княжеским двором, храмами, добротными домами дружинников и ремесленников, с торговым посадом, состоящим, как и полагалось, из окольного города, острога и подола. Основу экономики древнего Новгорода-Северского составляли ремесла, торговля, земледелие, скотоводство, бортничество, охота, рыболовство. На территории города найдены свидетельства хорошо развитых железоделательного и гончарного производств.

По мнению археологов, первое укреплённое поселение на месте города появилось в конце X века, в правление Владимира Святославича, хотя некоторые историки предпочитают связывать основание Новгорода-Северского с завоевательным походом Ярослава Мудрого в 1044 году. На протяжении многих лет город оставался оборонным форпостом для Киева от половцев, вторым по значению городом Черниговского княжества.

После Любечского съезда князей 1097 года Новгород-Северский стал центром обширного удельного княжества, родовым гнездом Ольговичей — активных участников феодальных усобиц. В период с 1097 по 1115 годы здесь правил князь Олег Гориславич (1115) — внук Ярослава Мудрого.

В период с 1171 по 1198 годы князем был Игорь Святославич. В 1171 году ходил со своими северскими дружинами воевать на половецкую землю и одержал недалеко от реки Ворсклы знаменитую победу над половецкими ханами. В 1185 году из Новгорода-Северского был предпринят второй менее удачный поход князя Игоря против половцев, описанный в «Слове о полку Игореве». Примерно в эти годы в городе началось каменное строительство (на территории Спасского монастыря).

В начале XIII века Новгород-Северское княжество распалось на ряд мелких уделов — Курский, Путивльский, Рыльский, Трубчевский и другие. На реке Калке сражалась и новгород-северская дружина во главе с князем Изяславом Игоревичем. После разорения монголами в 1239 году город принадлежал Брянскому княжеству, позже вошёл в состав Великого княжества Литовского.

Псков

Псков впервые упоминается под 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись). В X — начале XII веков в составе Киевской Руси. Псков один из самых древних городов России. Археологические раскопки в псковском Кремле показали, что уже в IX веке находившееся там славянское поселение имело земляные и деревянные укрепления. Существование города в те времена нашло подтверждение в Повести временных лет, сообщившей под 903 годом о приведении князю Игорю жены Ольги «от Пскова». Княгиню Ольгу псковичи считают своей покровительницей и постоянно славят её.

Древнейшая часть города — Кром (Псковский Кремль). Сохранились соборы Мирожского (до 1156 г.), бывшего Ивановского (1243), Снетогорского (1310) монастырей, а также церкви Василия на Горке (1413), Косьмы и Дамиана с Примостья (1463) и многие другие.

Полоцк

Первое летописное упоминание о Полоцке относится к 862 году. В середине X века возникло Полоцкое княжество. Оно занимало территорию в бассейне Западной Двины, верховьях Березины и Немана. Первым известным князем Полоцка, о котором упоминают летописные источники, является Рогволод (978). В 988—1001 годах в Полоцке княжил Изяслав Владимирович, сын Владимира Святославича, родоначальник династии полоцких князей Изяславичей. К 992 году относится основание Полоцкой епархии (по некоторым источникам, 1104 год).

В 1003—1044 годах в Полоцке княжил Брячислав Изяславич. Он значительно расширил территорию Полоцкого княжества, присоединив города Усвят и Витебск, а также земли между Западной Двиной и Дисной, где основал город Брячиславль (Браслав).

В период правления Всеслава Брячиславича (с некоторыми перерывами с 1044 по 1101 год) был построен Софийский собор (между 1030—1060 годами), один из самых ранних храмов Древней Руси. Всеслав Брячиславич — единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069). При Всеславе Брячиславиче Полоцкое княжество достигло своего наивысшего могущества.

В XII веке началась борьба за главенство между Витебской, Минской и Друцкой ветвями потомков Всеслава Брячиславича. Это привело к захвату части земель Полоцкого княжества новгородцами, смоленскими и черниговскими князьями. Испытывало давление Полоцкое княжество также со стороны литовцев и крестоносцев. В 1201 году в устье Западной Двины немецкими рыцарями-крестоносцами было основано военно-торговое поселение Рига, что значительно подрывало экономические позиции Полоцка. В начале 1240-х годов на полоцком княжеском престоле часто оказывались литовцы, однако государство сохраняло самостоятельность.

Берестье

Древнее название Бреста — Бе́рестье. Город впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1019 годом в связи с борьбой князя туровского и великого киевского Святополка Владимировича с его братом, в то время новгородским князем Ярославом Мудрым за великокняжеский киевский престол.

В XI веке Берестье было древнерусским торговым центром и крепостью на порубежье с польскими и литовскими владениями. Место, где размещалось древнее Берестье, находилось на пересечении двух древнейших торговых путей. Один из них шёл по Западному Бугу из Галицкой Руси и Волыни в Польшу, Прибалтику и Западную Европу, другой — по Мухавцу, Болоте, Пине, Припяти, Днепру и связывал Берестье с Киевом, Причерноморьем, Ближним Востоком. В связи с пограничным размещением город часто был объектом междоусобной борьбы и военных столкновений, переходил из рук в руки, не раз был разграблен и разрушен. В 1016 году он был покорен польским князем Болеславом Храбрым. Великий князь киевский Ярослав Мудрый предпринял походы на Берестье в 1017,1022 и 1031 годах, и в 1044 году вернул его Киевскому княжеству. Со второй половины XII века Берестье входит в состав Владимиро-Волынского княжества (с 1199 года Галицко-Волынского княжества), в летописях упоминается под 1153 годом как владение князя Владимира Андреевича, в 1173 году — князя Владимира Мстиславича. В раннефеодальный период был одним из крупнейших городов Берестейской земли, которая, однако, несмотря на многие попытки местной знати, не выделялась в самостоятельное княжество — город развивался лишь как торговый и ремесленный центр.

В XII веке в Берестье, в очередной раз оказавшемся завоёванным поляками, королём Казимиром Справедливым был построен деревянный замок (перестраивался во второй половине XIII века), укрепление для торговых караванов. В Берестье брали мыт (пошлину) за провоз товаров. В 1240-е годы Берестейская земля, по-прежнему являвшаяся предметом соперничества между галицко-волынскими и польскими князьями, была под угрозой покорения монголо-татарами.

Туров

Туров — политический, экономический и культурный центр дреговичей. Впервые город упомянут в 980 году в «Повести временных лет.

Город был основан на месте слияния рек Язды и Струмени, притоков Припяти, которая, в свою очередь, впадает в Днепр, ведущий к Чёрному морю. Этот речной путь был известен ещё викингам, использовавшим его для активной торговли с Константинополем.

В 1005 году в Турове основана первая на этих землях христианская епархия. В XI веке было создано так называемое Туровское евангелие — самая древняя книга в Беларуси.

По пришествии в недалеко расположенный Киев династии Рюриковичей Туров стал управляться местной ветвью князей из этого рода (Турово-Пинское княжество). В этот период Туров являлся важным торговым центром Киевской Руси (в основном из-за упомянутого торгового пути). В 1158 году Туров и Пинск были осаждены князьями во главе с киевским, осада продолжалась 10 недель (самая продолжительная в Киевской Руси). В 1180-е годы из Туровского княжества выделилось самостоятельное Пинское княжество.

Благодаря стратегическому расположению, в Турове процветали всевозможные промыслы. В XII веке в Туровском княжестве действовало 2 монастыря и 85 церквей.

Около 1230 года в Турове землетрясением было разрушено городище, выявленное только в 1961 году.



biofile.ru

Город в Древней Руси - История России

Весьма важным фактором экономической и политической истории периода развитого феодализма на Руси сделался город. Он был ремесленно-торговым и административным центром для окрестных земель, а также пунктом сбора их военных сил. Характеризуя важную роль крупных городов, летописец сообщает, что сюда приходили на вечевые собрания жители пригородов, для которых были обязательными решения «старейших городов».

Число городов (больших и малых) выросло с XI в. более чем втрое и к XIII в., только по неполным данным летописей, достигло почти трёхсот. Расцвет городского ремесла продолжался вплоть до монгольского нашествия. Археологический материал позволяет говорить о существовании тогда до 60 разных ремесленных специальностей. Даже в небольших городских центрах имелись сложные домницы для варки железа, насчитывалось несколько систем гончарных горнов и т. д. Летописцы единодушно рисуют города как большие ремесленно-торговые центры, где ведётся значительное каменное строительство. Замечательный княжеский дворец в Боголюбове, великолепные храмы, украшенные каменной резьбой, во Владимире, Новгороде, Галиче, Чернигове и других городах, водопроводы и мостовые, частью сохранившиеся и до наших дней и обнаруженные советскими археологами, характеризуют достижения древнерусских мастеров.

Русские ремесленники выполняли самые разнообразные работы. Так, например, во Владимире-на-Клязъме одни местные ремесленники лили олово, другие крыли крыши, третьи белили известью стены. В Галицко-Волынской Руси, в городе Холме, отливались колокола и был отлит из меди и олова помост для местной церкви. Недаром образы, характеризующие ремесленный труд, широко использовались в тогдашней литературе: «Как олово, часто переплавляемое, погибает, так и человек от многой беды чахнет»; «Железо уваришь, а злой жены не научишь»,— писал Даниил Заточник.

Наряду с ремеслом развивалась и торговля. Район сбыта продукции деревенских ремесленников был по-прежнему незначительным, сфера же сбыта городских мастеров, работавших на заказ на бояр и дружинников, достигала 50—100 км. Много городских мастеров (Киева, Новгорода, Смоленска) работало на рынок. Некоторые, правда немногочисленные, изделия расходились за сотни километров, а отдельные произведения ремесленников шли за рубеж (в Болгарию, Польшу, Чехию, Швецию).

Развивалась торговля внутри княжеств. По русским землям разъезжали купцы, проходили купеческие караваны, насчитывавшие по нескольку сот человек. Галицкие купцы везли соль в Киев, суздальские купцы доставляли хлеб в Новгород и т. д.

Князьям поступали разнообразные доходы с торговли: гостина дань — с купцов (гостей), корчмиты — пошлины с корчем; мыта — пошлины за право провоза товара; перевоз — за перевоз через реку и др. Князья всё чаще включали в договоры друг с другом статью о том, что купцы имеют право свободного проезда через таможенные заставы. Но в условиях господства феодальной раздробленности и частых войн эти торговые связи нередко обрывались. Хозяйство в целом продолжало оставаться натуральным.

Значительного размаха в это время достигла внешняя торговля. Так, во Владимир-на-Клязьме приходили «гости» из Византии и других стран. Крупные города — Новгород, Смоленск, Витебск, Полоцк заключали торговые договоры с германскими городами (договоры 1189, 1229 гг. и др.). Русские купеческие объединения завоёвывали всё более устойчивые позиции в соседних землях. В Константинополе, Риге, Волгаре имелись «русские улицы».

Сильно возросло политическое значение городского торгово-ремесленного населения. Ремесленники наиболее крупных городов объединялись в «улицы», «ряды» и «сотни», имели свои церкви, выстроенные в честь того или иного «святого» — покровителя ремесла, и свою казну. Ремесленные объединения собирались для обсуждения своих дел, избирали старост. Существовали свои организации и у купечества.

Руководство как купеческими объединениями (такими, как гречники, ведшие торговлю с Византией, чудинцы, торговавшие с Прибалтикой, обонежцы, торговавшие с народами Севера, и др.), так и ремесленными корпорациями находилось в руках торгово-ремесленной верхушки, тесно связанной с боярской знатью. Крупные купцы и ростовщики резко противостояли городской ремесленной бедноте — меньшим людям.

Феодалы во время постоянных междоусобных войн грабили и разоряли города. В этих условиях горожане стремились освободить свой город из-под власти бояр и мелких князей и войти в соглашение с каким-либо крупным князем. Таким образом, города получали известные гарантии на случай феодальных войн и добивались одновременно от местных великих князей признания своих привилегий, охранявших в первую очередь права состоятельных горожан. Города, способствовавшие на ранней стадии развития феодализма установлению политической раздробленности в стране, постепенно превратились в силу, которая наряду с дворянством всё энергичнее содействовала объединению более значительных областей в великие княжества.

www.history-at-russia.ru

Появление городов в Древней Руси

Появление городов в Древней Руси

Введение

Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен.

Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э. Во всяком случае, славянские поселения VI - VII веков на территории современной Украины уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей. По-видимому, обстановка здесь в это время была достаточно спокойной и можно было не опасаться вражеских нападений - славянские поселения строились неукрепленными.

Позже обстановка резко изменилась: в степях появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать города.

Целью данной работы является рассмотрение городов Древней Руси - их устройства, управления, жизни горожан, а также влияния местоположения городов на род занятий населения, на их роль в истории Руси.

Такой экскурс поможет нам лучше понять жизнь древних Славян, их культуру, значение исторических событий, обозначить роль древних городов в политической, духовной и культурной жизни Руси.

1. Появление городов в Древней Руси

.1 Появление городов

Славяне, как центрально-европейский земледельческий народ, обладали устойчивыми навыками сельскохозяйственного производства, основанного на пашенном земледелии, и имели, в сравнении с местными племенами, более развитые формы социальной организации общества. Кроме того, в последние века I тыс. н.э. территорию Восточной Европы пересекли два крупных торговых и военных пути средневековья - балтийско-волжский путь и путь «из Варяг в Греки». Первый из них сыграл особо значимую роль в истории региона.

Сложение пути между Балтикой и Востоком оказывало сильное влияние на экономику прилегающих районов. Его центры стали играть определяющую роль как административно-военные, торговые и ремесленные центры территорий.

Сложение государственной территории на юге и на севере Руси, а также становление городов, как опорных центров новых общественных и экономических отношений и связей, несомненно, с одной стороны, подчинялись общим закономерностям развития восточнославянского общества, но, с другой стороны, имели немало специфических черт. Традиционно считается, что город является порождением его округи и города возникают в районах наибольшей концентрации сельского населения. Так было с большинством городов Южной Руси в Среднем Поднепровье, где появлению первых городов предшествовал определенный период стабильности в развитии славянского общества, последовавший за переселением славянских племен из более западных и юго-западных районов Европы.

В Северной Руси отнюдь не потребности земледельческого населения создали города. Последние росли в ключевых местах обширных речных систем, запиравших коммуникации огромных территорий. Подобное расположение давало городу возможность сбора даней с населения больших районов и контроля за торговыми путями. Это была дальняя торговля, военно-административный контроль речных систем и ремесло, обслуживавшее высшую социальную прослойку самих городов и торговые пути.

Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Достаточно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки», по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли, как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства.

Восточные славяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами.

С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили название погостов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельских рынках как привычных людских сборищах, прежде всего, ставились христианские храмы: тогда погост получал значение места, где стоит сельская приходская церковь. С приходами совпадало или к ним приурочивалось сельское административное деление: это сообщало погосту значение сельской волости.

Мелкие сельские рынки тянулись к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли наши древнейшие торговые города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных округов.

.2 Внутреннее устройство городов

К началу IX века на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной Городов.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от веси или села - неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII века этим словом часто называли сами оборонительные стены.

В древнерусских письменных источниках, особенно в летописях, имеется огромное количество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительстве крепостных сооружений - городов.

Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами. Большинство поселений принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве.

Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды.

Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленской и Полоцкой земель.

Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. Наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия - отрывать ров. Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки, создавая, таким образом, искусственный земляной вал, который еще более затруднял противнику доступ на поселение.

Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х века, когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство - Киевская Русь.

.3 Самоуправление городов

Территория русских городов IX-X веков в основном вмещалась в пределы небольших крепостей - детинцев; в этот период только намечается формирование городов как центров сосредоточия не только княжеских слуг, но и купцов и ремесленников. Первые городские поселения были, в полном смысле слова, колониями купцов и ремесленников, и городские учреждения возникли среди пришлого населения, явившегося со всех концов, чуждых друг другу людей. Центральная укреплённая часть древнейших русских городов носила название «детинца». Корень слова «детинец» ведёт к термину «детский», княжеский дружинник. Внутренний замок получил своё название от детских, составлявших его гарнизон, подобно тому, как в позднейших монастырских вотчинах по имени «детёнышей» назывался «Детин дворец».

Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии «пригород». Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших городов была следствием колонизации, освоения периферийных земель из старшего города, который выступал как своего рода метрополия. Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече - народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча главной городской общины должны были подчиняться жители пригородов. На вече в главном городе сходился и сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты из пригородов. Полномочия веча были очень широкими, собравшееся на вече «людье» решало самые разнообразные вопросы. Вообще, и на вече и вне его, древнерусские люди, т.е. демократическая масса городского и сельского населения, составляли действенную политическую силу.

Народ Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со «стола». Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов-государств. Вот почему летописцы так тщательно и с такой тревогой фиксировали все периоды безкняжья.

Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев волостной администрации, жил в главном городе земли.

В своих ратных делах он опирался на дружину, верхний слой которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе, занимали одновременно важные посты в администрации городской общины, получали в кормление волости. Однако костяк военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а «вои» - волостное ополчение, в которое входили свободные граждане главного города, пригородов и сельской местности. Свободное население было поголовно вооружено и в совокупности составляло «тысячу», в свою очередь, состоявшую из сотен - более мелких территориально-административных образований и вместе с тем военных единиц.

Главный город не мыслился без «области», «волости» т.е. без пригородов и сел. Город и волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия «Киевская волость», «Черниговская волость», «Смоленская волость» и т.п.

Эти волости - города-государства имели свои государственные границы: «сумежья», «межи», «рубежи», часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношениях. Христианская церковь, контролировалась городскими и сельскими общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях: даже высшие церковные иерархи избирались на вече. Волости как отдельные государственные образования в силу присущей им суверенности «правили» посольства друг к другу. Кроме того, главные города-государства направляли послов и в зарубежные страны.

Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и пригородов в рамках системы города-государства не оставались неизменными. Между старшими городами и пригородами нередко возникали конфликты. Более того, заметно стремление пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению прежних волостей-государств на новые более мелкие.

древний город торговля ремесло

1.4 Торговля и ремесла

Появление и развитие городов было важнейшим фактором и в социально-экономической жизни Древней Руси, так как они являлись центрами товарного производства и обмена, какой бы ограниченный характер это производство и обмен ни имели.

После татарских погромов в ряде русских городов (Москва, Новгород, Смоленск, Псков и др.) можно отметить сравнительно интенсивную ремесленную и торговую деятельность. Что же касается русских городов домонгольского времени, то они по уровню развития ремесла и торговли нисколько не уступали городам западноевропейским, а в некоторых отношениях и превосходили их.

Рядом с детинцем (небольшой крепостью) росли поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка, Создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный).

Непременной принадлежностью хозяйства горожан были огороды и сады. В Киеве огороды окружали город и тянулись от Золотых до Лядских ворот. Во время военных действий под Киевом в 1151 году ратные люди причинили много вреда, в том числе уничтожили огороды («и огороды все посекли»). Местность перед Золотыми воротами в Киеве так и определялась в XII столетии как лежавшая «в огородах». Огородные семена, найденные при раскопках древнерусских городов, не редкость.

Крупное значение в хозяйстве горожан имело животноводство. Археологические исследования обнаружили в городах кости многих домашних животных, в том числе лошадей, коров, свиней, овец и т.д.

Конечно, степень значения сельского хозяйства для горожан была не одинаковой в мелких и больших городах. Сельское хозяйство доминировало в маленьких городках, меньше было развито в больших центрах (Киеве, Новгороде и т. д.), но в том или ином виде существовало везде.

Тем не менее, не сельское хозяйство определяло хозяйство русских городов X-XIII веков, а ремесло и торговля. Крупнейшие городские пункты не могли уже существовать без постоянной связи с ближайшей земледельческой округой. Они потребляли продукты сельского хозяйства в большей мере, чем их производили, являясь центрами ремесла, торговли и административного управления.

«Городской строй» на Руси, как и в Западной Европе, создавался в условиях натурального хозяйства с его замкнутостью и слабым обменом. И, тем не менее, рост русских городов и развитие в них ремесла и торговли имели громадное хозяйственное значение, без изучения которого высокая культура Киевской Руси останется для нас непонятной.

Таким образом, были раскрыты причины возникновения древнерусских городов - в Северной Руси это была дальняя торговля, военно-административный контроль речных систем и ремесло, обслуживавшее высшую социальную прослойку самих городов и торговые пути. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки».

Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами; описано политическое устройство города. Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече - народное собрание всех свободных жителей города.

Народ в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со «стола».

Главный город не мыслился без «области», «волости» т.е. без пригородов и сел.

Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношениях.

2. Роль городов в экономической, политической и духовной жизни Руси

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - «очеловеченная», «окультуренная», отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.

В городах, исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности.

Солидарность и взаимопомощь - непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях¹.

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.

Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы.

В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие.

Рассмотрим города, оказавшие наиболее сильное влияние на историю и культуру Руси.

.1 Великий Новгород

Великий Новгород, один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги.

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель. Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. Находясь в полосе оживленных торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным «окном в Европу». При князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого в городе развернулось большое каменное строительство. Был возведен Софийский собор, ставший не только главным храмом всей земли новгородской, но и политическим символом.

К XII веку Новгород становится центром огромной территории, простиравшейся от Ледовитого океана до Торжка. Большая дань, получаемая с подвластных территорий, являлась одним из источников богатства Новгорода.

Новгородская республика образовалась не сразу, окончательно она сложилась к середине XIII века. Со второй половины XIV века город называет себя Великий Новгород.

До конца XV века Новгород оставался политическим, торговым и религиозным центром подчиненной ему территории. Жители занимались возделыванием зерновых культур и льна, животноводством, огородничеством. Существенное место в хозяйстве занимали охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Ремесло в Новгороде имело узкую специализацию с преобладанием металлообработки и использованием сложных технологических приемов. Особой отраслью было производство оружия. Кроме того в Новгороде процветали ювелирное дело, деревообработка, керамика, ткачество и выделка кожи.

Огромное значение для развития города имела торговля. По количеству и разнообразию ввозимых и вывозимых товаров Новгород, пожалуй, занимал первое место среди русских городов.

В 1478 году, при Иване III Новгород стал частью единого Русского государства.

.2 Изборск

Летописец сообщает: «Еще не было Пскова, а был в той земле первый город по названию Изборск».

Археологическими раскопками, проведенными под руководством советского археолога Валентина Васильевича Седова, в Изборске раскрыты древние жилища, мастерские, хозяйственные постройки, остатки мощных укреплений. Жители Изборска из болотной руды выплавляли металлы, изготавливали оружие, орудия труда, украшения, занимались ткачеством, косторезным и деревообрабатывающими ремеслами. Важными отраслями были сельское хозяйство, охота и рыболовство. Дома здесь рубили из толстых бревен, ставя строения прямо на поверхность земли. В них устраивались деревянные полы.

Уже к IX столетию в Изборске были сооружены и первые укрепления - поселение кольцом окружал высокий вал. За ним в два, а то и в три ряда располагались жилища. Центральная площадь поселения использовалась для собраний, языческих церемоний, торговли. Здесь оплакивали умерших, вершили суд, принимали важные решения, совершали жертвоприношения. Отсюда уходили в походы, сюда возвращались - с радостью побед или горечью поражений.¹

.3 Киев

В целом Древний Киев (ок. Х века) рисуется как город с ремесленным производством и торговлей, но едва ли со значительным ремесленным населением. Киев стоял на важнейших торговых путях «из варяг в греки», в Царьград, в Азию, на Дон, в Новгород и этим самым привлекал к себе внимание князей, обосновавшихся на севере. Уже в начальный период существования - Киевской Руси - Киев занимал значительную территорию. Как и большинство славянских городов, он был укреплен земляным валом с деревянными стенами и окружен глубоким рвом.

В середине XII века Русь вступила в период политической раздробленности, и значение Киева несколько упало, но он по-прежнему привлекал внимание русских князей, которые неустанно вели борьбу за владение им.

В конце XII века Киев утрачивает значение политического центра древней Руси и становится центром Киевского удельного княжества. В тоже время он оставался одним из центров русской культуры: здесь существовали государственные школы, велась переписка книг и составлялись библиотеки, писались летописи и создавались произведения духовной и светской литературы. Высочайшего уровня достигли живопись, прикладное и ювелирное искусство.

Роковым для Киева стал 1240 год: в декабре к его стенам подошли полчища хана Батыя, и после героической обороны, длившейся, по словам летописца, десять недель и четыре дня, город был захвачен и разрушен, большинство его жителей погибло. С уходом монголо-татар жизнь в городе начала постепенно возрождаться, и уже через пять-шесть лет Киев имел немалое население. Налаживалась экономика и международная торговля. Киев посещали купцы из Польши, Германии и других стран.

.4 Москва

Впервые этот город упоминается в Ипатьевской летописи под 1147 годом, хотя, конечно, город возник раньше летописного упоминания. Располагалась Москва в обжитой местности, на берегу реки, бывшей водным торговым путем.

В конце XI века Москва представляла собой небольшой городок с укрепленным центром на Боровицком холме и ремесленно-торговым посадом. На рубеже XII - XIII веков это был уже значительный город Владимиро-Суздальской Руси.

Не миновало город монголо-татарское нашествие: как и большинство городов Руси, Москву захватили и сожгли войска хана Батыя. Оправиться от ордынского разгрома городу удалось довольно быстро. Этому помогло его расположение на пересечении торговых дорог.

В первой половине XIII века Москва становится центром самостоятельного удельного княжества. Родоначальником династии московских князей стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович, который 33 года мирно княжил в Москве.

Московское княжество в начале XIV века значительно увеличило территорию, присоединив к себе Переяславль.

Главенствующее положение в русских землях Москва утвердила во время княжения Дмитрия Донского. В XV веке, во времена правления Ивана III, процесс объединения русских земель был практически завершен. Вместо разрозненных княжеств образовалось единое Русское государство. Москва превратилась в столицу огромной державы. Каждый правитель, великий князь, царь или император, вносил в облик Москвы что-то новое. При Иване IV на Красной площади был поставлен Покровский собор, более известный как собор Василия Блаженного. В годы царствования Ивана Грозного в Москве начала работать первая русская типография.

Появление на Руси городов оказало влияние на политическую, экономическую и духовную жизнь.

В городах, исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Под сень княжеской власти сюда стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности.

Города стали играть ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы.

В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие.

Ряд крупных городов оказали огромное влияние на историю Руси, как то: Новгород, Киев, Москва. В этих городах зарождалось российское государство, формировалась национальная культура, и укреплялись торговые и политические связи с другими государствами.

Заключение

Анализ исторического материала убеждает в том, что социально-политическое развитие Руси XI - начала XIII веков протекало в едином русле. Нет оснований, скажем, противопоставлять в этом отношении Юг и Север, Киев и Новгород, полагая, будто волховская столица конституировалась на республиканских началах, а днепровская-на монархических. Нельзя, разумеется, игнорировать местные особенности, различия в темпах формирования социально-политической организации. Однако в целом древнерусские земли-волости демонстрируют принципиальное тождество исторических судеб вплоть до Батыева нашествия.

Исторические данные позволяют проследить, как рождались и росли в Древней Руси городские волости (земли), возникшие на обломках возглавляемого некогда Киевом восточнославянского племенного суперсоюза, который распался в конце X - начале IX века под воздействием разложения родоплеменного строя. Эти городские волости принято называть княжествами, т. е. монархиями.

На Руси XI-XII веков городские волости-земли этого времени были не княжества-монархии, а республики, принявшие форму города-государства. Появление городов-государств ничего общего с феодальной раздробленностью не имело. Ведь генезис феодализма тогда находился лишь в начальной стадии, и древнерусское общество переживало переходный (дофеодальный) период от доклассового строя к классовому, феодальному. Именно этому переходному обществу, базировавшемуся на территориальных связях, в отличие от предшествующей родоплеменной социальной системы, в основе которой лежали родственные отношения, и соответствовали города-государства как разновидность политической надстройки. Они были новой ступенью политической эволюции Руси.

Древнерусские республики (города-государства на общинной основе) прекратили свое существование под ударами нашествия кочевников и тяжестью вражеского ига. Они послужили строительным материалом для новой формы политической организации - княжеств (раннефеодальных монархий), объединение которых вокруг Москвы и создание единого Русского государства позволили обрести национальную независимость. Вместе с тем монархическая власть очень скоро превратилась в инструмент порабощения народных масс и установления крепостного права. Но народ свято хранил воспоминания о славном прошлом, запечатлев их в своем монументальном героическом эпосе.

Список литературы

1.Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX XII вв.) : Курс лекций : учеб. пособие для вузов / И.Н. Данилевский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 339 с.

2.Древнерусское государство IX - XVII вв. : учеб. пособие / Под ред. проф. В.В. Гуляевой. - М. : Академический Проект, 2006. - 575 с.

.Дубов, И.В. Города, величеством сияющие / И.В. Дубов. - Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. - 182 с.

.Скрынников, Р.Г. История Российская. IX - XVII вв. / Р.Г. Скрынников. - М. : Весь Мир, 1997. - 496 с.

.Творогов, О.В. древняя Русь : События и люди / О.В. Творогов. - СПб. : Наука, 1994. - 219 с.

.Тихомиров, М.Н. Древняя Русь / М.Н. Тихомиров. - М. : Наука, 1975. - 429 с.

.Фроянов, И.Я. Города-государства Древней Руси / И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 269 с.

Приложение

Города Древней Руси

По летописи можно установить существование в IX- X веках свыше двух десятков русских городов. Назовём их в алфавитном порядке с показанием года основания или первого упоминания данного города в источниках:

Белгород (980)

Белоозеро (по летописи относится к древнейшим временам) (862)

Василев (988)

Вышгород (946)

Вручий (977)

Изборск (862)

Искоростень (946)

Киев (по летописи относится к древнейшим временам)

Ладога (862)

Любеч (882)

Муром (862)

Новгород (по одним сведениям был основан в незапамятное время, по другим - в 862 г.)

Пересечен (922)

Перемышль (981)

Переяславль (907)

Полоцк (862)

Псков (903)

Родня (980)

Ростов (862)

Смоленск (упомянут в числе древнейших русских городов)

Туров (980)

Червень (981)

Чернигов (907)

diplomba.ru


Смотрите также