Древнейшая церковь россии. КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейшая церковь в России. Древнейшая церковь россии


10 главных храмов России - Обо всём понемногу

Россия, недаром именуемая в исторических источниках «Русь православная», может похвастать сотнями старинных храмов и монастырей, чья художественная ценность огромна. В каждой небольшой деревне, в каждом городке непременно есть церковь. История многих их них насчитывает несколько веков, поэтому судить, какая главнее, непросто, да и неразумно.

Мы представляем вашему вниманию десятку храмов, известных своей художественной, архитектурной и исторической ценностью.

Успенский собор во Владимире

Этот белокаменный собор, внесенный в список наследия ЮНЕСКО, не зря является первым в нашем списке. До возвышения Москвы именно он был главным храмом Руси, а построен и расписан он был еще до татаро-монгольского ига.

Успенский собор во Владимире

Сейчас в этом храме также находится музей, и его можно посетить в любое время, когда не идут церковные службы.

Казанский кафедральный собор

Знаменитый храм Невского проспекта, построенный в начале XIX века, известен каждому туристу.

Казанский кафедральный собор

Это здание в стиле ампир не похоже на типичную православную церковь, однако службы в нем проходят. Собор, выполненный по образу Собора Святого Петра в Риме, в советские годы служил Музеем религии и атеизма и значительно пострадал, но к 2000 году был полностью восстановлен и заново освящен.

Исаакиевский собор

Еще одно достояние Санкт-Петербурга — Исаакиевский собор, построенный через 15 лет после Казанского, в настоящее время является музеем, и службы в нем проводятся крайне редко.

Исаакиевский собор

Богато украшенный храм с многочисленными скульптурами располагается на Исаакиевской площади и считается крупнейшим в городе.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного)

Яркий, словно игрушечный собор, расположенный в самом сердце России — на Красной площади, по праву считается символом Москвы.

О постройке собора в середине XVI века до сих пор ходят легенды, поскольку если заказчик известен, то на роль исполнителя претендуют сразу три человека. Известная версия об ослепленном мастере не подтверждена документально, но весьма распространена среди экскурсоводов.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного)

Ставший в СССР музеем, храм долго был в бедственном положении, но в 1946 году был полностью восстановлен. С недавних пор здесь снова начали проводить богослужения, но и как музей его также можно посетить.

Церковь Покрова на Нерли

Основанный в 1165 году скромный храм над рекой широко известен именно своей утонченной красотой, простотой и изяществом форм. В отличие от пышных столичных храмов он мал, не покрыт резьбой и узорами, но ценится историками и художниками.

Церковь Покрова на Нерли

Отражение храма в воде тихой реки изображалось и фотографировалось тысячи раз и не перестает привлекать туристов, которые не ленятся пройти пару километров от ближайшего села, чтобы полюбоваться храмом на закате и рассвете.

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя

Отстроенный в 1997 году храм стал самым спорным религиозным проектом в России. С одной стороны, это лишь восстановленный собор XIX века, на стенах которого были написаны имена солдат и офицеров, погибших в боях с Наполеоновской армией. С другой — это модное место, в котором «принято появляться» у российских политиков и бизнесменов.

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя

Кстати, многие прихожане храма отмечают, что класть в урну для пожертвований менее 500 рублей здесь считается дурным тоном.

Церковь Преображения Господня на о. Кижи

Деревянная восьмигранная церковь на острове Кижи была построена в начале XVIII века и сейчас находится в плачевном состоянии. Специалисты в области архитектуры настаивают на ее полной реконструкции, но никак не могут выбрать, каким способом это сделать.

Церковь Преображения Господня на о. Кижи

Ну а пока они спорят, туристы, отправляющиеся на остров чтобы полюбоваться 22-главой церковью, рискуют своим здоровьем, приближаясь к аварийному зданию.

Ансамбль бывшего Ферапонтова монастыря

Основанный в конце XIV века святым Ферапонтом, монастырь стоит на холме меж двух озер в Вологодской области. Он внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО и особо ценных исторических объектов России. Несколько веков он был самым крупным монастырем в этом крае, но с приходом советской власти не избежал музейной участи.

Ансамбль бывшего Ферапонтова монастыря

Тяжба о судьбе бывшего монастыря идет между РПЦ и Министерством культуры до сих пор.

Георгиевский Собор в Юрьев-Польском

Массивный, приземистый белокаменный собор был сооружен в 1230 году по приказу князя Святослава.

Георгиевский Собор в Юрьев-Польском

Он отличался необычной для того периода архитектурой и многочисленной резьбой на стенах храма. Фрески, украсившие его изнутри, неоднократно стирались от времени и восстанавливались местными мастерами, поэтому сейчас они отличаются от первоначальных, хотя сюжеты и сохранены.

Церковь Спаса на Нередице

Неподалеку от Великого Новгорода, на берегу реки, стоит церковь XII века, построенная по приказу князя Ярослава в память о двух его погибших сыновьях. Возведенная меньше чем за год, она отличается массивностью конструкции и уникальными фресками, покрывшими все стены от пола до потолка.

Церковь сильно пострадала от фашистов во время Второй Мировой и была полностью восстановлена лишь в 2004 году. Сейчас она открыта как музейный объект, но по праздникам в ней проводятся службы.

Церковь Спаса на Нередице

Каждое из этих строений прекрасно по-своему, и побывать в них стоит, даже если вы не являетесь религиозным человеком.123

alexkolos.livejournal.com

Самый древний храм в России.

Продолжаю рассказывать о своем Петербургском зимнем отпуске. И на очереди рассказ о нашем путешествии в Великий Новгород. Да, в Питере нам не сиделось - хотелось немного попутешествовать, посмотреть, что там есть вокруг. И выбор пал на Новгород. Ну, не только, но пока о нём.

Великий Новгород - один из древнейших городов России, его возраст по разным свидетельствам насчитывает около 1200 лет. Именно здесь зарождалась русская государственность, и здесь сохранились уникальные исторические памятники домонгольской эпохи, что большая редкость. Всё это вроде как общие места и лубок, но побывать в такой исторической точке интересно и полезно для расширения кругозора. Тем более нам было не очень далеко. Для меня это был первый опыт изучения русской истории - до этого всё как-то иностранные памятники осматривал. Понравилось.

Из Питера в Новгород ходит фирменный скоростной поезд "Ласточка", развивающий скорость до 180 км/ч, что позволяет прибыть на место за каких-то 2-3 часа. Для того, чтобы успеть на отбывающий в 7 утра поезд нам пришлось встать очень рано - базировались мы довольно далеко от Московского вокзала. А легли мы поздно, потому что болтали и курили. И вот всё это заметно на наших лицах.

За окном проносился типичный северный пейзаж с тонкими спичками сосен и карельских берёз, и можно было спокойно дремать под перестук колёс.

И вот, изрядно отсидев себе некоторые части организмов, и выбрались на перрон Новгородского вокзала. Первым, что мы увидели там, была будка с надписью "Кипяток", а потом и само здание вокзала, выполненное в стиле старого города.

Со стороны города здание вокзала тоже производит впечатление. Особенно зимой на фоне белого снега.

Наскоро перекусив в местном привокзальном Макдональдсе (а никаких кулинарных изысков здесь не ожидалось), мы направили свои стопы через центр к Новгородскому кремлю - основной туристической точке здешних мест.Особенностью Новгорода с самого начала было то, что город разделен на две части рекой Волхов. Точнее, это два отдельных поселения - Софийская сторона и Торговая Сторона. Теперь уже между ними возведены мосты, а когда-то случались и конфликты на почве конкуренции. Мы прибыли на сторону Софийскую, на ней же расположен и Кремль. Про Торговую поговорим чуть позже.

Понравились тутошние модные светофоры.

Кроме всего прочего, Новгород является ещё и городом боевой славы. В годы ВОВ здесь происходили серьёзные бои, город занимали фашисты, было много жертв, и память об этих непростых днях чувствуется везде. Имеется много памятников и музеев на эту тему.

Здание городской администрации расположено прямо перед входом в Кремль, на центральной площади города, от которой лучами в разные стороны расходятся улицы. Отсюда есть пошло всё.))

А вот и сам Кремль. Погода в этот момент уже стала портиться - пошел снег и похолодало, поэтому фотографии не могут похвастаться высоким качеством.

Карта. Новгородский дети́нец (также Новгородский кремль) — крепость Великого Новгорода. Детинец расположен на левом берегу реки Волхов. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 году. Является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством. Новгородский детинец как часть исторического центра Великого Новгорода входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Летом здесь всё работает. Зимой работает не всё, но зато посмотрите, как аутентично. Такая прямо классика.

Памятник тысячелетию Руси. Находится прямо в центре Кремля. Воздвигнут в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея призвания варягов на Русь. Очень впечатляющая композиция.

Главный православный храм Великого Новгорода - Собор Святой Софии или просто Софийский Собор. Древнейшая церковь на территории Руси, созданная славянами. Дата постройки примерно 1045-1050 год. Стоит до сих пор. Представить себе эти цифры, конечно, невозможно, нужно просто смотреть. Мы заходили внутрь, там фотографировать нельзя, да и бестолку. Но там живёт история. По

yvision.kz

Древнейшая церковь в России | СОЛЬ

15 февраля 1045 года в Новгороде был заложен собор Святой Софии, ставший духовным центром Новгородской республики. «Умрем за Святую Софию!» - с таким боевым кличем шли в бой новгородцы не за республику, а за Премудрость Божию, Софию, что есть одно из имён Христа.

Собор строился 5 лет до 1050 года. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, размещались библиотека и архив, в нём хоронили наиболее выдающихся граждан. Здесь на вече избирали новгородского архиепископа с помощью жребия: «Не хотим избрания от человека, а желаем принять извещение от Бога — кого Бог захочет и Святая София».

15 февраля началось строительство древнейшей церкви в России

Икона «Знамение Пресвятой Богородицы»

С собором Святой Софии связано множество легенд. По одной из них во время росписи мастера должны были изобразить на своде Иисуса Христа со благословляющею рукою. Однако на следующий день после выполнения работы они обнаружили, что кулак у Иисуса сжат. Мастера трижды переписывали руку, и каждый раз она оказывалась сжатой. На четвёртый день они услышали голос с небес: «Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руке моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание...»

По другой легенде в 1169 году Новгород осадили суздальцы. После трёх дней молитвы настоятель Иоанн услышал голос, повелевающий снять икону «Знамение Пресвятой Богородицы» и поместить её на крепостную стену. В икону попало несколько суздальских стрел, после чего она сама повернулась к новгородцам и из неё потекли слёзы. Нападавшие в ужасе бросились в бегство, и город был спасён. Во время реставрации иконы в XX веке в доске действительно были обнаружены следы от наконечников стрел.

15 февраля началось строительство древнейшей церкви в России

«Безухий» колокол

Несколько легенд связано с Иваном IV Грозным. По одной из них царь ехал в храм слушать обедню, когда один из колоколов собора Святой Софии зазвонил громче обычного. Царский конь испугался и чуть не скинул Ивана Грозного в реку. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши. «Наказанный» колокол еще долго висел на звоннице и получил прозвище «безухого».

Собор Святой Софии пережил изъятие церковного имущества в 1922 году, попадание нескольких снарядов и разграбление во время Великой Отечественной войны. Сегодня же он восстановлен и открыт для посещения.

 

 

 

gdesol.ru

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Христианство на Руси стало распространяться в IX веке. На этот процесс очень сильно повлияло ее соседство с могущественной Византийской империей, исповедовавшей христианство. Сегодня обсудим одну из важнейших тем в истории России — зарождение и развитие православной церкви. Давайте разбираться вместе.

Во многих источниках СМИ зачастую встречаются очень много аббревиатур, возьмем именно ту, которая сегодня в этой статье очень символична — РПЦ (Русская Православная Церковь). Чтобы разобраться с вопросом: «РПЦ — что такое?», окунемся немного в историю Древней Руси, где просветительской деятельностью славян изначально занимались проповедники — братья Кирилл и Мефодий.

Первой крещение приняла киевская княгиня Ольга в 954 году. Это событие поспособствовало тому, что после нее киевский князь Владимир в 988 году крестил Русь.

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬВаснецов — крещение князя Владимира
История Русской Православной Церкви

В домонгольский период русская Церковь являлась митрополией константинопольского патриархата, который и назначал своего митрополита из греков. Однако в 1051 году этот престол впервые занял русский митрополит Илларион — очень образованный церковный деятель.

История Русской Православной Церкви свидетельствует, что строительство величественных храмов на Руси началось в X веке, а с XI века уже создаются первые монастырские хозяйства.

Первый монастырь (Киево-Печерский) основал преподобный Антоний Печерский, принесший в 1051 году на Русь афонское монашество. Именно он стал центром православия на Руси. В дальнейшем монастыри были не только духовными центрами, но и центрами культуры и образования, где велись исторические летописи, переводились богословские книги, процветала иконопись.

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Объединение княжеств

Задаваясь вопросом: «РПЦ — что такое?», необходимо также отметить, что в период феодальной раздробленности XII века только Православная Церковь оставалась главной носительницей идеи единства русского народа, которая противодействовала постоянным княжеским междоусобицам.

В XIII веке на Русь нападают татаро-монгольские полчища, но и они не смогли сломить Русскую Церковь. Морально, духовно и материально она способствовала созданию русского политического единства.

В XIV веке вокруг Москвы стали объединяться русские княжества. Великие русские святители стали духовными помощниками московских князей.

Великие сподвижники

Митрополит Алексий стал наставником святого князя Дмитрия Донского. Святитель митрополит Иона Московский помогал московскому князю в сохранении единства государственного строя и прекращении феодальных войн.

Православный святой Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского, этот ратный подвиг стал началом освобождения русских земель от татаро-монголов.

Многих не зря интересует тема «что такое РПЦ?» И здесь в первую очередь надо отметить, что Православная Церковь помогала сохранять культуру и национальное самосознание русского народа. Вот, например, в XIII веке было начато строительство Почаевской Лавры*, так утверждалось Православие и на западно русских землях.

*Свято-Успенская Почаевская лавра — православный монастырь в Почаеве, Украина. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры.

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В период с XIV и до середины XV века на Руси было создано до 180 монастырей. Знаменательным событием стало основание Троице-Сергиевого монастыря в 1334 году преподобным святым Сергием Радонежским. В этой обители нашел применение своему дивному таланту преподобный Андрей Рублев.

Автокефалия. Патриархи РПЦ

Со временем русское государство стало набирать силу и освобождаться от захватчиков, а с этим становилась влиятельнее и мощнее Православная Церковь на Руси. С пониманием того, что такое РПЦ, приходит и понимание ее огромной роли в истории государства.

Перед падением Византийской империи в 1448 году Русская Церковь получила независимость от Константинопольского патриархата. Поставленный Собором русских епископов Митрополит Иона стал Митрополитом Московским и всея Руси.

И вот уже в 1589 году Иов – московский митрополит — становится первым Патриархом Руси.

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

• В XVII веке на Русь напали польско-шведские интервенты. Но Русская Церковь и здесь не сдалась. Великий патриот патриарх Ергемон был замучен захватчиками, однако он был духовным лидером ополчения Минина и Пожарского.

• В летописи Русского государства описано и героическое сопротивление Троице-Сергиевой Лавры от поляков и шведов в 1608-1610 гг.

Следующий патриарх, Никон, занялся реформами, в результате чего образовался раскол в РПЦ. Эти реформы продолжились в XVIII Петром Первым.

Раскол РПЦ

Поводом к расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Переводы церковных книг на русский язык делались с греческих подлинников в разное время, причем уже сами подлинники не были абсолютно одинаковыми, а переписчики книг дополнительно вносили в них изменения и искажения. Кроме того, в русской церковной практике утвердились обряды, не известные в греческих и южнославянских землях.

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после доставления на патриаршество Никона. Новый патриарх, сын крестьянина из окрестностей Нижнего Новгорода, постригшийся в монахи под именем Никона, быстро выдвинулся в церковных кругах. Возведенный в патриархи (1652 г.), он занял положение первого человека в государстве после царя. Царь называл Никона своим «собинным другом».

Никон энергично приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Правительство поддерживало эти начинания Никона, так как введение единообразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма. Но крепнувшему абсолютизму противоречили теократические идеи Никона, сравнивавшего власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела. Эти противоречия привели к ссоре царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха. Собор 1666 г. лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать.

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬЧерный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году

С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, т. е. отвергающую церковные реформы Никона. И та и другая церковь одинаково считали себя единственно православной; официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли православных «никонианами».

РПЦ и Святейший Правительствующий Синод

Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.

В 1718 году, царь Пётр I решает изменить саму структуру церковного управления и предлагает создать Духовную коллегию. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом.

Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества —  опасность совместного существования двух властей – духовной и светской.

Другой же причиной была — укрепление власти и авторитета церкви в народе. По сути своей, несмотря на всю свою авторитарность и независимость в глазах народа — над церковью все равно стояли монархи, цари, императоры, президенты и именно их решения были главенствующими.

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять… о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Но самое интересное, для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора.

 Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным».

Вот так все и получилось, что Синодом управляли по сути государственные чиновники. Причем затянулось это все почти на 200 лет. Для РПЦ — это период был пагубным, так как все решения были навязаны обер-прокурорами. Все прерогативы и полномочия Синод получал от императора и рассматривался как орган, посредством которого император управлял церковными делами.

Восстановление патриаршества

В 1917 году был созван Всероссийский Церковный Собор, где было восстановлено Патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси стал Митрополит Московский Тихон. Но большевики считали РПЦ своим идеологическим противником, поэтому она подлежала полному уничтожению.

С 1922 по 1924 год патриарх Тихон находился под арестом. При нем образовалась Русская Православная Церковь за рубежом. После его смерти началась борьба, и в итоге РПЦ возглавил митрополит Сергий (Старгородский).

В Советском Союзе для богослужений оставили лишь небольшое количество храмов. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях.

Ко времени Второй мировой вся церковная структура была практически полностью уничтожена, но катастрофа боевых действий заставила Сталина прибегнуть к моральной помощи РПЦ. Священники и епископы были выпущены из тюрем.

Кульминационным стал процесс, когда в 1943 году на Соборе епископов был выбран патриарх — митрополит Сергий (Старгородский), и в 1945 году на Поместном соборе – митрополит Алексий.

При Н. С. Хрущеве в 1958 году началась антирелигиозная кампания. Вновь стали закрываться храмы, монастыри и духовные школы, начались аресты (к 1964 году было осуждено более 1200 чел.). Но в брежневский период все гонения на церковь прекратились, но несмотря на это она все еще жестко контролировалась властью. Вот так, очень нелегко, пришлось РПЦ. Что такое выживание и преследования, она знает, увы, не понаслышке, на собственном горьком опыте.

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Московский патриархат

Юбилейный, 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси — стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. Гонение на Церковь было прекращено, стали вновь открываться храмы. Только в 1988 году было открыто более 1000 храмов.

Дальше патриархами были Алексий I, Пимен и Алексий II.

Правящий архиерей Московской епархии РПЦ — Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Сегодня современная РПЦ возглавляется патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В наше сложное время именно на его плечи легло тяжелое бремя — искать пути примирения всех славянских народов. Ведь для того и создавалась РПЦ.

Современная Московская епархия РПЦ, созданная в 1325 году, насчитывает около 1506 храмов.

В настоящее время РПЦ насчитывает около 150 млн верующих. Ее каноническая территория охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию (в этих странах к ней принадлежит большинство населения), другие страны СНГ, кроме Грузии, а также прибалтийские государства: Литву, Латвию, Эстонию.

В состав Русской церкви входят Белорусский экзархат, Украинская православная церковь (обладают самостоятельностью в делах внутреннего управления), православные церкви в Молдове, Латвии, Эстонии, Японская и Китайская автономные православные церкви.

Высшие органы РПЦ — Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с патриархом.

Высшая награда РПЦ — Орден св. апостола Андрея Первозванного. Среди других наград — ордена св. Владимира, св. Ольги, мученика Трифона, святителя Иннокентия, ордена и медали преп. Сергия Радонежского, св. благоверного князя Даниила Московского.

Патриарх Кирилл о Церкви

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

“Ошибочно под Церковью подразумевать только иерархию — епископов, священников, диаконов или тех людей, которые работают в Церкви. Церковь — это весь народ Божий… Каждый в Церкви имеет свое служение. И мирянин, то есть крещеный член Церкви, — это не статист. Мирянин — это тот, кто несет особое служение в Церкви. Быть мирянином — это тоже служение, и посвящаемся мы на это служение через Таинство Крещения.
Поэтому когда в Церкви все делает только иерархия или духовенство, а миряне лишь присутствуют на богослужении, то это очень опасно для жизни Церкви, потому что в ней не реализуется самый главный принцип церковного бытия: Церковь — это община веры, это народ Божий, объединенный вокруг своего епископа”.

Автор: Панькова Оксана

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России

IMG_5447

Где они находятся, официально старейшие сохранившиеся храмы России?

Древнерусское зодчество, как мы помним, официально "отсчитывают" с Десятинной церкви Киева, построенной в последние годы X века, но уже к XIX веку представлявшей собой лишь фундаменты, на которых была отстроена почти с нуля - и в 30-е взорвана снова...  А на территории России мы имеем Софию Новгородскую - это середина XI века. Теперь, впрочем, раз уж вышло, что #крым оказался #наш, можно вспомнить еще и керченский храм Иоанна Предтечи, который датируют второй половиной X - началом XI веков (впрочем, этот вопрос до сих пор остается дискуссионным, другие версии утверждают, что храм по крайней мере на две сотни лет старше).

АПД:  в комментах резонно напоминают вдобавок про Введенский храм в Феодосии, которую датируют VII-IX веками - впрочем, памятник претерпел на своем веку немало перестроек

В конце концов, сколько на территории полуострова более ранних христианских построек в, так сказать, археологическом состоянии, судить не берусь - думаю, что много).

Так или иначе, официльно старейший храм в "большой" РФ находятся на Кавказе, в землях древней Алании, и относится к первой трети X века - времени официального крещения алан византийскими миссионерами. Всего до наших дней "в целости" дошла группа из пяти аланских (а в действительности, скорее всего, построенных пришлыми зодчими) крестово-купольных храмов первой половины X-XI веков, и все они находятся территории современной Карачаево-Черкессии. Это, прежде всего, комплекс из трех храмов в Нижнем Архызе между Карачаевском и Тебердой - одновременно самый значимый с историко-архитектурной точки зрения и самый "раскрученный" в туристическом плане, затем - два других "одиночных" храма, "Шоанинский" и "Сентинский", оба - в окрестностях Карачаевска.

К сожалению, до Сентинского храма нам по ряду причин доехать в весеннюю поездку не удалось - по поводу чего я по сей день кусаю локти: он единственный из всей группы, сохранивший до наших дней остатки средневековых росписей. Без него отчет, конечно, получается неполным. Но - как говорится, будет повод вернуться...

И еще, нам можно сказать, повезло с датой: официальным "днем рождения" Аланской церкви считается 914 год - так что мы знакомились с христианским зодчеством Карачая в год ее тысячестолетия. Но это уже частности...

ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ

Сама по себе Кавказская Алания - любопытное явление мировой истории. По сути - осколок древнего скифо-сарматского мира, не только получивший в свое время "путевку в Средневековье", но и, через ираноязычных осетин, сохранивших языковую преемственность древним аланам, в некотором смысле дошедший и до наших дней... В средние века аланы создали мощное государство, с которым пришлось считаться всем "соседям по региону" - но знаем мы о нем, в основном, из довольно скупых источников, оставленных этими самыми соседями, ну и путешественниками, конечно. Даже границы Алании на пике ее развития с точностью определить непросто. При этом аланы, часть из которых сперва на волне Великого переселения народов, а затем и под давлением монголов, волною тронулась на Запад, оставили немалый след не только на Кавказе, но и в Европе. В Венгрии, например, до сих пор существует область Ясшаг, население которой еще пару столетий назад помнило родной язык, чрезвычайно близкий осетинскому...

На Кавказе "аланское наследство" остается предметом спекуляций и споров. Сам бренд "Алания" вкупе со статусом главных наследников древнего государства безоговорочно присвоила себе Осетия, где сохранилась языковая преемственность древнему народу (осетины - единственный ираноязычный народ Центрального Кавказа). Однако "аланская карта" - важный фактор конструирования современного "национального мифа" и у соседей, особенно у карачаевцев (ведь именно в Карачае находятся самые знаковые аланские памятники). Впрочем, исторические спекуляции и дележ исторического наследия на Кавказе - тема столь же занятная, сколь и не вызывающая желания в нее залезать, а особенности и нюансы этногенеза кавказских народов - предмет темный и исследованию не подлежит поводов для этих самых спекуляций может дать немало...

IMG_5568"Аланский менгир" - раннесредневековое изваяние, найденное близ Нижнеархызского городища

Тысячу сто лет назад Алания была, повторюсь, крупной по тогдашним меркам горно-степной страной, простиравшейся от Кавказского хребта на юге до придонских степей на севере. И, естественно, являлась "зоной повышенного интереса" для Византийской империи - хотя бы потому, что в аланах Константинополь рассчитывал получить союзников против беспокоившего ромеев Хазарского каганата.

Христианская миссия, которая была отправлена к аланам в начале X века, в патриаршество Николая Мистика, должна была, очевидно, помочь византийцам "навести мосты" в этом направлении. Впрочем, к хазарам, верхушка которых к тому времени успела принять иудейскую веру, миссионеры также были посланы.

Раннесредневековый могильник. Окрестности Нижнеархызского городища

Аланы не были к тому времени народом, вовсе незнакомым с христианством: в конце концов, на юге под боком у них было крещеное Абхазское царство и грузинские государства, да и среди соседей - зихов и касогов, то есть адыгов, миссионерскую деятельность греки вели уже не первую сотню лет. Опять же, не первую сотню лет работали на Северном Кавказе и миссионеры других восточных церквей. Так или иначе, в самом начале X века - то есть накануне активизации аланской миссии - персидский ученый Ибн Русте писал, что "Царь алан - христианин в душе", хотя "все люди, населяющие его царство - кяфиры, поклоняющиеся идолами".

Поэтому неудивительно, что вскоре усилия монахов-миссионеров в конце концов увенчались созданием в Алании епархии и, вслед за тем, официальным принятием христианства аланским "архонтом". Однако, сказать, что утверждение новой веры прошло среди алан легко, нельзя - спустя буквально пару десятилетий после учреждения аланской церкви христиан вновь изгоняют из страны, часть построенных храмов оказывается разграблена, а сами аланы выступают против византийцев в союзе с хазарами. Лишь к середине века аланы возвращаются к христианству вновь. Церковь же аланская патриаршим изволением получает статус митрополии.

Культурное вхождение Алании в "византийский круг" благотворно сказалось на ее искусстве и культуре - настолько, что следующий, XI век исследователи аланской культуры иной раз называют "золотым": развивается и архитектура, и живопись. Расцвет, однако, оказался недолгим: уже в XII веке некогда единое царство распадается на части, а затем случается и монгольское нашествие, которое для Алании как политического явления стало "началом конца": с равнин Предкавказья они были загнаны в горные ущелья. Финальную точку в этой истории поставил Тамерлан, уничтоживший остатки аланской государственности и Аланскую церковь как организацию...

IMG_5559Средневековый крест. Нижнеархызское городище

Христианство среди простых алан так и не успело за триста лет "прорасти вглубь", теперь же, когда церковная иерархия перестала существовать, оно стало постепенно забываться, превращаясь в призрак себя самого. Христианские храмы еще возводятся - но традиции, воспринятые от Византии, уходят в прошлое - церковное зодчество возвращается в "аборигенные" формы, а храмы этой поры порою трудно отличить от языческих святилищ. Забываются и литургические традиции. В конце концов, древние церкви пустеют - хотя в них и спустя несколько столетий приходят давать клятвы, приносить жертвы и вершить суд, но никто не помнит уже, как в них молиться. Предания о христианских святых перемешиваются с незабытыми еще рассказами о богах предков... О "каноническом" христианстве горцам пытаются напомнить заезжие миссионеры из Грузии - но в конце концов на фоне постоянных вражеских набегов грузинам становится не до просвещения северных соседей...

Наиболее прямые потомки алан, осетины, которых в основном обошла позднейшая исламизация Кавказа, сохранили этот язычески-христианский синкретизм до наших дней - я писал в своих постах об Осетии об не изжитой до последнего времени традиции жертвоприношений и поклонения божествам-хранителям дзуарам. А Уастырджи, святой Георгий, и Уацилла, святой Илья в осетинской традиции - вполне себе узнаваемые индроевропейские боги: один - покровитель путников и воинов, другой - громовник...

IMG_5287Изображение Уастырджи у Шоанинского храма. Осетинское село Коста-Хетагурово близ Карачаевска

ШОАНИНСКИЙ ХРАМ

IMG_5258

Первым посещенным нами храмом в эту поездку стала Шоанинская Георгиевская церковь, прилепившаяся одном из скальных склонов кубанского ущелья неподалеку от Карачаевска - второго по величине города республики.

Окрестности гора Чуана (или Шоана), по которой обычно и называют храм богаты на средневековые могильники и селища: ясно, что такое серьезное сооружение, как каменный крестово-купольный храм, который сейчас датируют второй половиной X века, едва ли мог быть построен на пустом месте. Сейчас же ниже древней церкви находится село, основанное полтораста лет назад переселенцами-осетинами и предсказуемо называющееся Коста-Хетагурово. Ошибиться сложно - село встречает стелой с изображением Уастырджи (святого Георгия) - национального святого Осетии. Впрочем, с "каноническим" св. Георгием Уастырджи, как я уже оговаривался выше, имеет немного общего - в осетинской "иконографии" это пышнобородый пожилой воин на коне (и даже странно, что у коня не восемь ног, а у самого Уастырджи не один глаз, и при нем нет двух вещих воронов). Уастырджи - покровитель мужчин (женщинам в традиции даже запрещено было поминать его этим именем) и защитник в пути, верный помощник и посланец "Большого Бога" - Стуыр Хуыцау...

"Дорога к храму" - такой же важный момент для настоящего зодчего, как и архитектурная композиция самого здания. Безымянные строители Шоанинского храма, судя по всему, прекрасно это понимали:

IMG_5234

Да и от самого храма виды открываются удивительные - особенно, если вы только первый день в горах, а позади - долгая и серая московская зима...

В XIX веке на руины храма пришли монахи, восстановившие его и приспособившие к службам. Вокруг древней церкви был заложен скит в честь св. Георгия - его руины сохранились и по сей день.

IMG_5246

IMG_5260

IMG_5265

Храм открыт, несмотря на отсутствие людей поблизости - но явно содержится в порядке: чисто, на стенах - иконы. Несколько лет назад, говорят, церковь кто-то пытался поджечь. Обошлось, впрочем, без серьезных последствий...

Некоторое время назад осетинская община провела и ремонт храма - чем, правда, весьма раздосадованы реставраторы: без контроля со стороны специалистов были уничтожены еще сохранявшиеся в интерьере остатки росписей и средневековые граффити.

Впрочем, не все. Вот, к примеру, родовые знаки-тамги на одной из колонн и, судя по всему, русские надписи XIX века:

IMG_5262

А мы тем временем возвращаемся в Черкесск, чтобы два дня спустя отправиться с кунаками в Нижний Архыз.

ЗЕЛЕНЧУКСКИЕ ХРАМЫ

По хорошему, именно с нижнеархызского комплекса, или "Зеленчукских храмов", логичнее было бы начинать рассказ. "Тройник" церквей на древнем городище на берегу реки Большой Зеленчук - это самые крупные и самые главные памятники аланского христианства, а центральный из них - "Средний Зеленчукский храм" - еще и, очевидно, самый древний.

IMG_5447

"Северный" Зеленчукский храм. Нижнеархызское городище

Нижнеархызское городище любят отождествлять с Магасом, легендарной столицей алан, в честь которой, к слову, названа и ингушская столица, самая молодая в России. Прямых подтверждений этой гипотезе нет. Тем не менее, город, как бы его ни называть, явно процветал, находясь на одной из ветвей Шелкового пути, которая вела через Марухский перевал в Абхазию. И, очевидно, он и был выбран в качестве резиденции сперва епископа, а затем и митрополита новообразованной Аланской церкви.

Храмы Нижнеархызского городища располагаются на некоем подобии символической оси, и поэтому для удобства зовутся просто - "Северный", "Средний" и "Южный". "Южный" - самый скромный из всех и единственный, в котором проводятся службы - тем самым, официально он считается "старейшим действующим в России". До наших дней здание дошло в сильно "русифицированном" виде - полуразрушенный древний барабан был разобран и заменен деревянной главкой в этаком "псково-печерском" духе.

Перестройка храма - дело рук монахов, основавших в 1880-х годах при древних церквах Александро-Афонскую "нештатную общежительную пустынь". Комплекс построек обители дошел до наших дней - правда, в "частично заброшенном" состоянии.

"Средний" и "северный" храмы куда масштабнее и эффектнее "южного". Один из них, говорят исследователи, вероятнее всегостроился как митрополичий кафедральный собор, другой - как ядро монастырского комплекса. Но вот в том, какой из храмов конкретно исполнял какую функцию, исследователи вопроса к единому мнению не пришли.

"Северный" храм - самый дальний, стоит "на отшибе", фактически за пределами городища:

IMG_5502

Всей своей композицией этот храм, построенный во второй половине X или начале XI века - и особенно большими открытыми притворами с севера, юга и запада - напоминает современный ему знаменитый Успенский храм в Лыхны (Абхазия). Вообще, абхазское происхождение зодчих, работавших в митрополичьей столице, вполне вероятно, особенно учитывая то, что правители Абхазии на протяжение деятельности миссии, судя по сохранившейся переписке, вообще содействовали ей весьма активно...

IMG_5482

IMG_5472

Еще в XIX веке на стенах храма сохранялись остатки средневековых фресок - их в свое время успел зарисовать, весьма, правда, приблизительно, обследовавший храмы Архыза реставратор Дмитрий Струков (его рисунки можно посмотреть, например, здесь).Сейчас храм стоит после недавнего ремонта - но внутри пусто.

Акустика тысячелетних сводов завораживает:

Коллега antplat играет на адыгском камыле собственного изготовления.

IMG_5470

Раскопки вскрыли внутри храма также крещальню и несколько аристократических захоронений...

IMG_5480

IMG_5471

А мы тем временем движемся к Среднему храму -очевидно, старейшему в комплексе: есть мнение, что возведен он одним из первых в Алании - еще до "отступничества" алан в середине X века.

IMG_5511

Рядом с храмом - средневековый некрополь:

IMG_5521

IMG_5518

Храм, в отличие от "северного" стоит без дверей, открытый всем ветрам, стены частично извандалены - притом, надо сказать, на такой солидной высоте, что упорство и акробатические способности неизвестных художников почти восхощают...

IMG_5522

В отличие от "северного" храма, который до советской реставрации стоял в руинах, "средний" храм был отремонтирован монахами и до революции использовался в качестве соборного храма обители. Следы этого ремонта видны до сих пор - это и фрагменты штукатурки с остатками росписей, и часть арочных перекрытий и проемов, и фабричный кирпич, которым укреплялись подпружные арки (которые, кстати, выложены плинфой - хотя сам храм построен из песчаника..IMG_5534

IMG_5545

Средний Зеленчукский храм. Фото до ремонта и освящения, XIX век

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

А вообще...

Повторюсь, аланская христианская архитектура крестово-купольными храмами КЧР не исчерпывается - и, пожалуй, "позднеаланские" церкви (как, например, "Нузальская часовня" XIII-XIV веков с сохранившимися росписями в Северной Осетии и ряд других, известных больше специалистам, чем "широкому кругу читателей", памятников) являются еще более интересной темой для путешественника. Да и вообще северокавказское средневековое христианское зодчество, как говорится, стоит мессы.

Собственно, в одном из ближайших репортажей постараюсь рассказать про увиденные в июле средневековые церкви Ингушетии (хотя рассказ, увы, тоже выйдет не исчерпывающим). Но это уже будет другая история.

Апрельское "путешествие в Черкесию (в моем журнале)":

Хурзук: неоцененный заповедник деревянного зодчества в сердце КавказаОбщие впечатления

ru-travel.livejournal.com