Древней руси таблица. Художественная культура Древней Руси-опорная таблица-презентация по мхк
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Таблицы по истории России по теме: «Древняя Русь в ІХ - ХІІ веках» (6 класс). Древней руси таблица


Таблицы по истории России по теме: "Древняя Русь в ІХ

Правление Владимира Мономаха (1113 - 1125)

Киевляне после смерти Святополка ІІ Изяславовича, собравшись на вече, решили пригласить на киевский престол Владимира Мономаха. Но тот отказался, сославшись на решение Любецкого съезда 1113г. – восстание в Киеве Напуганные событиями, бояре и купцы вторично обратились к Владимиру Мономаху с просьбой.

«Иди, князь, в Киев, а как не пойдешь, то знай, что многие беды совершится, это не только двор или сотских ... ограбят, но еще и нападут ... и на бояр, и на монастыри, и будешь отвечать, княже, когда ограбят и монастыри ».

Деятельность: 1. Начал править в 60 лет;

2. Стремился утвердить отчинный принцип престолонаследия.

3. Придерживался принципа сюзеренитета – вассалитета в своих отношениях с

подвластными князьями.

Внутренняя политика

Внешняя политика

1.Усиление великокняжеской власти:

  • Навел порядок в Киеве.

  • Ограничил своеволие ростовщиков.

  • Подчинил своей власти всех князей, положив конец княжеским междоусобицам.

  • Укрепил великокняжескую власть.

  • Восстановил единство Руси, сосредоточив в своих руках 75% территории Киевской Руси.

  • Вырос международный авторитет Киевской Руси.

  • Значительно пополнилась казна.

2.Дополнил свод законов «Русская правда», создав «Устав Владимира Всеволодовича»,      защищающий порядок, имущество и личность человека, чем снял социальное напряжение в обществе

3. Централизация государства способствовала социально-экономическому развитию: развивалось сельское хозяйство и ремесло, оживилась торговля, возникали новые и развивались старые города.

4. Княжение Владимира Мономаха было временем политического и экономического усиления Руси, расцвета культуры и литературы. При нем строились церкви, началось составление Печерского патерика, включившего жития Антония и Феодосия Печерских, княгини Ольги, Владимира I Святославича, князей Бориса и Глеба и других русских князей. Под Киевом был построен деревянный мост через Днепр.

1113 г - была составлена «Повесть временных лет»

5. 1117г. – написал «Поучение детям» (заботился о родной земле, придерживался христианских ценностей, уважать и ценить людскую жизнь)

1. Нанес ряд тяжелых поражений половцам, заставил их прекратить набеги на Русь.

2. Укрепился международный авторитет Руси.

3.Ведение военных действий с Польшей. Конфликты с Венгрией.

4. Сблизился с Византией, Скандинавией, Западной Европой через налаживание династических связей

Вече – народные сборы в Киевской Руси для решения важных дел, на которых присутствовали только свободные мужчины.

Из «Поучения детям» Владимира Мономаха

«... А это - мизерного слабого ума моего поучение. Послушайте меня, если не все примите, то хоть половину. ... Всего же паче убогих не забывайте, но, насколько возможность, по силе кормите и подавайте сироте, и за вдову вступитесь сами, а не давайте сильным погубить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте (и) не повелевают убить его; если кто и будет достоин (даже) смерти, то не губите никакой души христианской.

... Паче всего - гордости не имейте в сердце и в уме.

... Старых чти, как отца, а молодых - как братьев. В доме своем не ленитесь, но за всем смотрите ... На войну выйдя не ленитесь, не полагайтесь на воевод. Ни питью, ни еде не потакайте, ни спать.

... Берегись лжи, и пьянства, и блуда, ибо в сем душа погибает и тело.

... Больных проведайте, за мертвецом идите, потому что все мы смертны есмо.».

Правление Мстислава Владимировича (1125—1132 гг.)

Старший сын Владимира Мономаха, унаследовал киевский великокняжеский престол после смерти отца и продолжил его политику:

Внутренняя политика

Внешняя политика

  • Боролся с княжескими междоусобицами, заставил признать свое превосходство и подчинил Мономаховичей, Ольговичей, Давыдовичей и галицких Ростиславовичей

  • Поддерживал династические связи через брачные союзы с Норвегией, Данией, Византией и Венгрией

!!! Был последним единовластным правителем Киевской Руси, после смерти которого государство вступило в период раздробленности

Период со второй трети ХІІв. до середины ХІІІ в. называется эпохой феодальной раздробленности. «Раздрася вся русская земля» - летопись, 1132 г.

Феодальная раздробленность – укрепление самостоятельности удельных княжеств.

Если раньше верховная власть в государстве была сосредоточена в руках Великого князя киевского, то в эпоху раздробленности она принадлежит группе наиболее влиятельных князей. На смену централизованной (унитарной) монархии приходит федеративная монархия.

Федеративная монархия - совокупность самостоятельных или полусамостоятельных княжеств, земель, проводящих независимую политику.

Причинами феодальной раздробленности были:

Земельное владение

Условное

Безусловное

Поместье - земельное владение, которое предоставлялось князем за несение военной и государственной службы. Не подлежало продаже, обмену и наследованию. 

Вотчина – одна из форм феодальной земельной собственности на Руси, родовая собственность, которую передавали в наследство.

Натуральное хозяйство — примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

  • укрепление городов - экономических и военно-политических центров, становившихся соперниками Киева;

  • огромная территория Киевской Руси, усложнявшая централизованное управление и этническая неоднородность населения

  • смена торговой конъюнктуры: Западная Европа начала торговать непосредственно с Ближним Востоком, торговая артерия «из варяг в греки» приходит в упадок;

  • Усиление экспансии кочевников на русские земли.

Все это и привело к распаду Киевского государства. В течение XII в. появилось от 10 до 15 самостоятельных княжеств, крупнейшими из которых были Киевское, Чернигово-Северское, Переяславское, Владимиро-Суздальское, Галицкое и Волынское. Каждое княжество было независимым в политическом, экономическом и даже культурном развитии. Общими оставались принадлежность князей к правящей династии Рюриковичей, а также православная религия и церковная организация с центром в Киеве.

Удельные княжества

Северо – Восток

(современная Россия)

Юго – Запад

(современная Украина)

Северо – Запад

(современная Беларусь)

Владимиро-Суздальское

Новгородская республика

Псковская республика

Тверское княжество

Рязанское княжество

Смоленское княжество

Киевское княжество

Чернигово-Северское княжество

Переяславское княжество

Галицкое княжество

Волынское. Княжество

Минское княжество

Полоцкое княжество

Турово – Пинское княжество

multiurok.ru

Таблицы по истории России по теме: «Древняя Русь в ІХ

Категории населения

Состав

 

Положение

Привилегированные сословия

Князья

Правитель удельного княжества (ими могли только родиться)

Вассалы князя, не платят налоги.

Живут за счет дани и пожалований князя. Имеют льготы при передаче имущества в наследство.

Штраф за их убийство значительно больше

Крупные и мелкие бояре

потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, члены княжеской думы, крупные землевладельцы. 

Дружинники

Профессиональные воины, ближайшее окружение князя, помогали ему во всех делах, за что получали значительное материальное вознаграждение

Церковная верхушка:

Киевский митрополит

Высший духовный чин православного епископа, управлял митрополией

Получают 1/10 из всех доходов населения ("десятину"), земельные пожалования князей, завещания верующих "на поминание души"

Епископ

Управляющий церковного округа

Настоятели больших монастырей

 

Духовенство: священники и монахи

 

 

СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Непривеллигированные

слои

Население городов:

Городская знать

крупные купцы

Лично свободные, имеют гражданскую права. Платят налоги в пользу государства

Городская беднота

Городские мастера, ремесленники,

Чернь – те, кто ничего не имел и нанимались на «черную» работу

 

Смерды

Подавляющее большинство крестьянства, лично свободные крестьяне, которые имели собственное хозяйство, земельные наделы, платили дань государству и выполняли его пользу определенные повинности

Живут на общинных или княжеских землях, платят полюдье, выполняют нату-ральные повинности, участвуют как "вои" в ополчении

Полузависимые

 

Непривеллигированные слои

Закупы

Временно зависимые крестьяне, которые по разным причинам разорились и обязаны были работать в имении господина в обмен на «купу» (помощь деньгами или товарами)

Гражданские права ограничены на время договора или уплаты долга

Рядовичи

Временно зависимые крестьяне, которые заключали с землевладельцем договор (ряд) о найме, согласно которому работали на него в его хозяйстве

 

Зависимые

 

слои

Челядь

разные категории зависимого населения, которые разорились и работали на землевладельца. Их разрешалось продавать, дарить, передавать по наследству

Не имеют гражданских прав, не платят налоги. Живая собственность хозяина. Свободными становятся через самовыкуп или освобождаются за верную службу

Холопы

лица, находившиеся в полной собственности землевладельца

Вне общества

 

Непривеллигированные

Изгои

лица, по разным причинам, вышедшие из своих социаль-ных групп и утратившие с ними связь. Изгоями становились свободные крестьяне, разорившиеся купцы, дети священников и даже князей. Они были лично свободными, законы охраняли их жизнь вы-

сокими штрафами

Находятся на попечении церкви, не имеют средств для существования

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Таблица. Культура Руси с древнейших времен до конца XVII века.

КУЛЬТУРА РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, библиотека и школа Ярослава Мудрого

1073 – Остромирово Евангелие

1076 – Мстиславого Евангелие

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. 14в. – появление бумаги (из Европы). На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав. Конец 15 в. – скоропись.

1)Рост потребности в грамотных людях

2) образование было начальным, носило церковный характер, малодоступно (получалось в монастырях, домашних условиях, обучались богословским дисциплинам по религиозным произведениям)

3) Письменность – на бумаге «скорописью»

1553 – книгопечатанье, 1563 – 1-я типография Ивана Федорова, 1564 – первая печатная книга – «Апостол», 1565 – «Часослов», 1574 – 1-й букварь (во Львове)

Быстрое развитие системы образования6 начальные школы, специальные школы. Школа в Немецкой слободе; рост печатной продукции, создание государственных (Польского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687)

1634 – букварь В. Бурцева

1682 – напечатана таблица умножения

1665 – школа в Спасском монастыре

1649 – школа при Андреевском монастыре

Летописание

Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания

1073 – древний свод

1060 – Летопись монаха Никона

193 – начальный свод (игумен Киево-Печерской лавры Иван)

1113- Повесть Временных Лет (Нестор)

Центры летописания – Новгород, Москва (началось при Иване Калиите), Тверь.

Особенность -общерусский характер, патриотизм, идея единства Руси. Троицкая летопись (начало 15 в.), Московский летописный свод (кон 15в.)

«Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись), «Летописец начала царства, хронографы.

30-е – «Новый летописец» (последняя летопись)

Литература

«Слово о законе и благодати» (митрополит Илларион, 10в.), «Сказание о Борисе и Глебе»(1015г.), Поучение Владимира Мономаха(12в.), «Слово о полку игореве»(≈1185), Моление Даниила Заточника (12в.), Житие Феодосия Печерского (1074г.), Русская Правда (1016,-1072)

Повести: "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повести о Шавкале", "Задонщина","Сказание о Мамаеве побоище", "Повесть о Петре и Февронии"

"Хождение за три моря"

Жития: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др.

1-й русский хронограф (сер. 15в.)

40-е – Великие Четьи-Минеи (митрополит Макарий)

Иван Пересветов – «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», программа преобразований в стране.

Андрей Курбской – «История о великом князе Мосовском», переписка с Иваном Грозным.

«Домострой» (Сильвестр)

Исторический: «Синопсис» (И.Гезель), «История России (Медведев), «Повесть об Азовском сидении» (Порошин)

Жития: Печерский, Радонежский, Аввакум

Сатира: высмеивание церковных служителей, судей и чиновников («Повесть о Ерше Ершовиче» и др.)

Светская повесть-драма («Повесть о горе-злосчастии» и др.)

Стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами

1687 – «Вирши» (Семеон Полцкий)

Архитектура

989 – Десятинная церковь (Киев)

1037- Софийский собор (Киев)

1045 – Золотые ворота (Киеве)

1052 – Софийский собор (Новгород)

1036 – Спасский собор (Чернигов)

1158-1164 – Княжеский замок (Боголюбово)

1164 – Георгиевская церковь (Ладога)

1165 – Храм Покрова на Нерли

1197 – Дмитриевский собор (Владимир)

1198 – храм спаса на Рядине (Новгород)

Новгород, Псков: церкви Николы на Липне (конец 13 в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (1361), Спасопреображения (1374) Федора на Горке (начало 15 в.). Каменный кремль (Новгород – 1302, Псков – 15в.), Грановитая палата (1433).

Тверь: храм Спасо-Преображения (1285-1290)

Москва:

- складывание Московского стиля зодчества (вторая четверть 15 в.)

- первая половина 15 в.: Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.)

- Московский кремль: Иван Калита – дубовые стены, 1367 – белокаменный кремль, конец. 15 – начало 16 в. – завершение строительства ансамбля (Успенски собор (1476-1479), Благовещенский собор (1484-1489))

Архитектурный ансамбль Соборной площади: Архангельский собор (1505-1508), колокольня Ивана Великого (1505-1508,1600). Светские знания Московского кремля: Княжеский дворец (Грановитая палата 1487-1491)

Храмовое строительство:

-крестово-купольные: Успенский собор в Троицко-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитриеве.

-шатровые: церковь Вознесения в с. Коломенском (1532), храм Василия Блаженного (1555-1561)

Кремли: в центральных городах, в Москве: Китай-город (1535-1538), Белый город (1585-1593), деревянные стены на Земляном валу.

1)Обмирщение зодчества

2)Гражданское строительство (здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова

3)Каменное строительство

-шатровое (Спасская башня Московского кремля – 1628, церковь Рождества Богородицы в Путинках, храм Гроба Господня в Иерусалиме – 1652)

-«каменное узорочье» (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, церковь Троицы в Никитинках, Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге и т.д.)

-«нарышкинское барокко» (церковь Покрова в Филях)

4)деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском)

Живопись

Мозаика – Богоматерь Мария-Оранта в Киевской Софии

Фрески – Киевской Софии и Спасо-Нередицы (Новгород)

Иконопись – Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остромировом монастыре

Новгородская иконописная школа

Псковская иконописная школа

Московская школа (основана на Растово-Суздальской)

Появление фресок

Феофан Грек (Архангельский собор в Кремле, Благовещенский собор в Кремле, церковь Рождества Богородицы, церковь спаса на Ильине).

Андрей Рублев (икона «Троица», фресковая роспись Успенского собора, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Тоицко-Сергиевого монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского кремля)

Иконопись: Дионисий (фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой), «бытийное письмо» (Золотая палата царского дворца), богороднический цикл «О тебе радуется».

Книжная миниатюра

1)Обмирщение

2)Иконопись: годуновский стиль, строгановская школа (Прокопий Чирин), слияние годуновского и строгановского стилей (Оружейная палата, С.Ф.Ушаков – «Троица»)

3)последний взлет фресковой живописи (церковь Ильи Пророка, храм Иоана Предтечи в Толчкове)

4)Парсуны (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, Л.К.Нарышкина, Г.П.Годунова

Общественно-политическая мысль

Культурное единство и определенная устойчивость социальных и этнических процессов. Поворотный момент – принятие христьянства, которое влилось в язычество принеся новое миропонимание, но и оставляя многие традиционные праздники.. Борьба за независимость Русской церкви от византийского владычества.

70-е годы 14 в. – ересь стриголников. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. 15в. – Новгородо-московская ересь (жидовствующих). В 1504 году были сожжены.

Основные идеологии – превосходство светской власти над церковной ("Сказание о князьях владимирских"), превосходство церковной власти над светской ("Повесть о белом клобуке")

В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория "Москва - третий Рим".

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски "правды"( Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбской, Иван 4).

Оживление общественно-политической мысли в первой четв.XVII в. было связано с потрясениями Смутного времени. В середине столетия из-за церковного раскола происходит частичный раскол русского общества.

Наука

Были хорошо развиты ремесла и специальности к ним прилегающие, с принятием православия многие научные достижения Средневековья пришли на Русь через Византию.

С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

На высоком уровне находилась обработка дерева.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Быстро совершенствовалось строительное дело. Были освоены новые приемы кладки стен и кровли.

Обследование Сибири Ермаком.

1)Процесс накопления научных знаний

2)География и географические открытия: С.Дежнев – пролив между Азией и Сев.Америкой (1648), Е.Хабаров – карта Приамурья (1649), А. Булыгин – обследование побережья Охотского моря, В.Атласов – обследование Камчатки и Курильских островов

3)Распространение в России знаний других народов

4)опыты теоретического осмысления и обобщения («Устав ратных, пушечных и других дел» А.Михайловым )

Вывод: Культура Руси после крещения стала на одну ступень с общеевропейской культурой и стала достойной ее представительницей. После Батыева нашествия произошел упадок культуры, которая не смотря ни на что начала возрождаться с хозяйством крестьян. Одной из важнейших тем этого периода становится патриотизм и процесс объединения земель. Постепенно отслеживается закономерный процесс обмирщения культуры и ее реагирование на общественно-политические изменения. Предыдущее после Ордынского ига века подготавливали качественный скачок национальной культуры и науки в последующем столетии.

infourok.ru

Художественная культура Древней Руси-презентация по мхк

«Художественная культура Древней Руси –  опорная таблица, которая поможет систематизировать материал, изучаемый на нескольких уроках по теме «Художественная культура Древней Руси».

Художественная культура Древней Руси. Опорная таблица

Кнопка "Скачать" для сайта

Художественная культура Древней Руси-опорная таблица

Иллюстрации на этом слайде являются гиперссылками на соответствующие презентации. Это своеобразный иллюстрированный план, который поможет учащимся представить логику материала, предлагаемого к изучению по теме «Художественная культура Древней Руси»

Художественная культура Древней Руси-опорная таблица-Истоки древнерусской культуры-иллюстрация

Рекомендую начать знакомство с древнерусской культурой с презентации «Русь языческая», затем логично показать ребятам презентацию «Искусство Византии». Следующие несколько уроков посвящаются древнерусскому зодчеству.

Художественная культура Древней Руси-опорная таблица-Архитектура Древней Руси-Иллюстрации

При изучении архитектуры Древней Руси рекомендую использовать веб-квест «Древнерусское зодчество». Веб-квест поможет организовать работу учащихся в группах. Каждой команде предлагается совершить «путешествие» к выдающимся памятникам древнерусского зодчества и подготовить рассказ (презентацию) о своих впечатлениях.

Художественная культура Древней Руси-Опорная таблица-Веб-квест Древнерусское зодчество. Иллюстрация

Аналогично строится работа по следующим слайдам опорной таблицы.

Художественная культура Древней Руси-опорная таблица- "Древнерусская литература"-Иллюстрация

После того, как вы познакомите ребят с различными видами и жанрами древнерусской литературы и устного народного творчества, можно проверить их знания. Могу предложить презентацию-тест «Знаете ли вы древнерусскую литературу»

Художественная культура Древней Руси-Музыка-опорная таблица

 

На тему «Музыка Древней Руси» на моём сайте вы найдёте презентацию, с большим количеством иллюстраций и музыкальных аудио фрагментов. Надеюсь, она понравится вам и вашим ученикам. В презентации прослеживается история древнерусского музыкального искусства от зарождения до XVII века.

Завершается изучение темы «Художественная культура Древней Руси» проверочной работой.

Буду рада, если идея работы с опорной таблицей пригодится учителям на уроках мировой художественной культуры. Уверена, что каждый из вас сможет дополнить недостающий материал, так как некоторые из иллюстраций на моей опорной таблице не имеют ссылок на презентации.

Удачи!

 

Понравился материал? Поделитесь!

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

jauchitel.ru


Смотрите также