Древней месопотамии памятники. Что сохранилось из памятников изобразительного искусства Древней Месопотамии?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Источники древней истории Месопотамии. Древней месопотамии памятники


4. Источники древней истории Месопотамии

101

н. э. части касситских племен удалось утвердиться в долине реки Диялы и оттуда совершать набеги в глубь Месопотамии. В начале XVI в. они захватили крупнейшее из месопотамских государств — Вавилонское — и основали там свою династию. Касситы, осевшие в Вавилонии, были полностью ассимилированы местным населением и приняли его язык и культуру, в то время как касситские племена, оставшиеся на своей родине, сохранили родной язык, отличный от шумерского, семитских, хурритских и индоевропейских языков.

Во второй половине II тысячелетия до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа западносемитских племен арамеев. В конце XIII в. до н. э. они создали в Западной Сирии и Юго-ЗападнойМесопотамии множество мелких княжеств. К началу I тысячелетия до н. э. они почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии. Арамейский язык начал широко и прочно распространяться на этой территории.

Начиная с IX в. до н. э. в Южную Месопотамию стали вторгаться и оседать там родственные арамеям халдейские племена.

После завоевания Вавилонии персами в VI в. до н. э. арамейский язык стал официальным языком государственной канцелярии всей Персидской державы. Аккадский сохранялся лишь в крупных месопотамских городах, но и там он постепенно вытеснялся арамейским и к началу I в. до н. э. был окончательно забыт. Вавилоняне постепенно слились с халдеями и арамеями.

Пестрота этнического состава Месопотамии была обусловлена также осуществлением политики насильственного переселения народов, которая проводилась в I тысячелетии до н. э. в Ассирийской и Нововавилонской державах, и сильной этнической циркуляцией, имевшей место в Персидской державе, куда входила и Месопотамия.

3. Периодизация

На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетия до н. э. шло разложение Первобытнообщинного строя и создавались

предпосылки возникновения классового общества.

Вначале III тысячелетия до н. э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период, охватывающий XXVIII—XXIVвв. до н. э., носит название Раннединастического. Следующий период (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. ВXXIV—XXIIIвв. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония

вМесопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскомуцарству.

Вначале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX— XVI вв. до н. э.), средневавилонский, или касситский (XVI—XIIвв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость(XII—VIIвв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения(VII—VIвв.), завершившийся завоеванием страны Персией.

С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в III тысячелетии до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: староассирийский (XX—XVIвв. до н. э.), среднеассирийский(XV—XIвв. до н. э.) и новоассирийский(X—VIIвв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.

Основными источниками по истории Древней Месопотамии являются памятники материальной культуры, письменные до-

102

кументы и литературные произведения, труды античных авторов.

Памятники материальной культуры.

Найденные при раскопках древнейших поселений орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна и кости животных, украшения, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории Месопотамии.

Памятники материальной культуры III—Iтысячелетий до н. э. известны по раскопкам древних городов Месопотамии: Эреду, Ура, Урука, Лагаша, Ниппура, Ларсы, Эшнунны, Мари, Ашшура, Ниневии, Вавилона и др.

Некоторые из этих городов (Ур, Урук, Эреду, Ашшур, Мари и др.) начали свою жизнь в виде небольших неолитических поселений еще в IV тысячелетии до н. э. В развалинах месопотамских городов обнаружены остатки ступенчатых башен — зиккуратов, царских дворцов, грандиозных храмов, жилых и хозяйственных построек, школ, крепостных и ирригационных сооружений, а также некрополи, произведения искусства, предметы быта и т. д.

Важное значение для истории имеют даже небольшие и на первый взгляд не первостепенные вещественные памятники, например, цилиндрические печати и их оттиски, в изобилии находимые в Месопотамии. Находки таких печатей в Египте, на Бахрейнских островах, в Индии и в других странах позволяют говорить о существовании торговых связей их с городами Двуречья, установить синхронность событий и восстановить хронологию сразу нескольких государств. Для каждого месопотамского города и для каждой эпохи характерны определенный стиль, принятый в изготовлении печатей, излюбленные изображения, наиболее распространенный и популярный материал (стеалит, лазурит, сердолик и др.). Печати дают богатые данные о мифологии страны, ибо чаще всего на них вырезались мифологические сцены. Они также являются знаками собственности и свидетельствуют о ее развитии.

Письменные источники появляются к исходу IV тысячелетия до н. э. Они делятся на несколько видов: хозяйственные, юридические, дипломатические документы, записи летописного характера и др.

Хозяйственные документы.

Огромную роль для реконструкции экономики и социальных отношений древности играют хозяйственные документы, в изобилии найденные при раскопках месопотамских городов.

Наиболее древние хозяйственные архивы (конец IV тысячелетия до н. э.), содержащие около 1000 глиняных табличек, дошли из Урука и Джемдет-Насра.Написаны они наиболее ранней формой письма: пиктографическими знаками, или протоклинописью, еще до конца не расшифрованной. По содержанию они представляют собой документы хозяйственной отчетности: учет выдачи и поступления продуктов, количества рабов или работников и т. д.

Большое хозяйственные архивы III тысячелетия до н. э. обнаружены в шумерских городах Уре, Лагаше и др. В основном они сосредоточены в храмах и характеризуют обширное храмовое и государственное хозяйство.

Особенно много хозяйственных документов сохранилось от II тысячелетия до н. э. в составе не только государственных и храмовых, но и частных архивов.

Кначалу II тысячелетия до н. э. относится архив ассирийских и аморейских купцов (более 10 000 табличек

—счета, сделки, займы, расписки, судебные протоколы и др.), обнаруженный при раскопках Кюль-тепе(«Холм пепла») в Малой Азии, где находился город Каниш — центр крупного международного торгового объединения.

XV—XIVвв. до н. э. датируются около 4000 глиняных табличек, найденных при раскопках древней Аррапхи и смежных с ней поселений, которые позволяют исследоватьсоциально-экономическуюструктуру хурритов.

Кконцу II тысячелетия до н. э. (XII— XI вв. до н. э.) относятся хозяйственные документы из царских архивов в древних ассирийских городах (например, в Ашшуре).

Обширные хозяйственные архивы I тысячелетия до н. э. (более 10 000 документов) были найдены при раскопках Ниппура, Вавилона, Борсиппы, Сиппара, Ура, Урука, а также за пределами Месопотамии, где бывали ее торговцы (в Сирии, Финикии, Иране). Это храмовые архивы и собрания деловых документов крупных торговых домов нововавилонского и персидского времени, из которых особенно хорошо сохранился найденный в Ниппуре архив

103

«дома Мурашу», датируемый V в. до н. э. (свыше 800 документов).

Юридические документы. Важнейшим источником по истории Месопотамии являются юридические памятники, и прежде всего своды законов. Ни в одной стране Древнего Востока не сохранилось такого обилия юридических сборников, как в Месопотамии. Древнейшие из них — законы Шульги — относятся к концу III тысячелетия до н. э. Ими пользовались в Шумеро-Аккадскомцарстве при III династии Ура. Законы плохо сохранились, от них уцелели лишь введение и несколько статей.

КXX в. до н. э. относятся законы из Эшнуны (периферийного царства, располагавшегося в бассейне реки Диялы), от которых сохранились введение и 59 статей.

От начала II тысячелетия до н. э. дошли фрагменты законов из Ларсы и Иссина. От свода, составленного при царе Липит-Иштаре,уцелели введение, часть заключения и около 40 статей законов.

Самый большой сборник законов, состоящий из введения, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключения, дошел от времени вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Сначала он был записан на глиняных табличках, а в конце царствования Хаммурапи приобрел «парадную форму» — был высечен на черном базальтовом столбе, увенчанном вверху рельефом с изображением царя-законодателяв молитвенной позе перед богом Солнца, правды и справедливости Шамашем, вручающем ему символы власти. Столб с законами Хаммурапи нашли французские археологи в 1901 г. при раскопках эламской столицы — города Сузы, куда он попал в виде военного трофея эламитов в XII в. до н.э.

Ксередине II тысячелетия до н. э. относится судебник из Ашшура — древнейшей столицы ассирийского государства с текстом так называемых среднеассирийских законов. Наконец, сохранились и фрагменты законов (около 20 статей), действовавших в Нововавилонском царстве. Возможно, они были составлены в правление Навуходоносора II (605—562гг. до н. э.).

Своды законов предоставляют в распоряжение исследователей богатый материал, На основе которого можно анализировать экономику и социальные отношения, Структуру семьи, политический строй, изу-

чать правовые нормы и судебный процесс, религиозные воззрения в Древней Месопотамии. В них явно проступает тенденциозность законодательства классового общества

От различных периодов истории древних государств Месопотамии сохранились также и другие юридические документы: судебные протоколы, материалы расследований, приговоры по различным делам и т. д.

Дипломатические документы. Один из древнейших дипломатических документов дошел до нас в записи на двух глиняных цилиндрах. В нем дано описание пограничных конфликтов между городами Лагашем и Уммой, которые имели место в XXIV в. до н. э.

XXIII веком до н. э. датируется договор, заключенный между аккадским царем Нарам-Суэноми одним из царей Элама после долговременных военных конфликтов.

Кначалу II тысячелетия до н. э. относится дипломатический архив, найденный при раскопках дворца царя Мари Зимрилима. Архив содержит обширную переписку между правителями и государственными деятелями Вавилона, Мари, сирийских и финикийских княжеств и др. Из нее явствует, что между государствами курсировали послы и гонцы, велись переговоры о содержании посольств, обеспечивалась их безопасность, осуществлялся обмен письмами и дарами, заключались договоры и т. д. Немаловажную роль в дворцовой корреспонденции занимали разведывательные донесения и секретная информация, особенно о передвижении войск и заключении военно-политическихдоговоров, о чем немедленно осведомлялись заинтересованные стороны.

Исключительное значение для истории месопотамских государств II тысячелетия до н. э. и международных отношений этого периода имеет найденный на территории Древнего Египта дипломатический ТелльАмарнский архив, в котором встречаются письма митаннийских, вавилонских и ассирийских царей египетским фараонам Аменхотепу III и Эхнатону (XIV в. до н. э.). Дипломатические и деловые документы на аккадском языке были найдены при раскопках в Богазкёе на территории Малой Азии, где в древности находилась столица хеттов — Хаттуса (архив хеттских царей, датируемый серединой и второй половиной II тысячелетия до н. э.).

104

Среди международных договоров I тысячелетия до н. э. видное место занимают договоры, заключавшиеся ассирийскими царями с зависимыми от них государствами. Например, в 1955 г. в Кальху (Нимруд) были обнаружены договоры между ассирийским царем Асархаддоном (VII в. до н. э.) и мидийскими князьями, заключенные по поводу объявления в Ассирии престолонаследниками сыновей Асархаддона и принесения им клятвы верности.

Надписи исторического содержания.

Значительный интерес представляют исторические надписи правителей шумерских городов, Аккада, Вавилона, Ассирии и других государств Месопотамии.

Возвышение Лагашского государства в XXV в. до н. э., рост его внешнеполитического могущества, острая борьба с соседней Уммой освещаются в надписях лагашского правителя Эанатума, особенно на его победной «Стеле коршунов». О событиях большой социально-политическойважности — реформах в Лагаше — говорится в надписях правителя Лагаша Уруинимгины (XXIV в. до н. э.). Другой правитель этого города — Гудеа (XXII в. до н. э.) оставил строительные и посвятительные надписи.

Важны надписи аккадских царей (XXIII в. до н. э.), в частности Римуша, описывающие подавление восстаний в Аккадском царстве и завоевательные походы в Элам. Интересным памятником является так называемый «Обелиск Маништушу», который помогает восстановить картину царского земельного фонда, его рост за счет скупки земли у общинников.

Вбольшом количестве дошли до нас надписи ассирийских царей. Самые древние из них отличаются краткостью, сжатостью изложения преимущественно военных событий или строительства. Более поздние, принадлежащие, например, царям династии Саргонидов (VIII—VIIвв. до н. э.), являются, по существу,литературно-историческимипроизведениями с динамичностью в изображении событий, оригинальностью их освещения, несомненной творческой индивидуальностью. Особенно выделяются среди них «Письмо Саргона II

кбогу Ашшуру», описывающее поход 714 г. до н. э. в Урарту, и выдающиеся по полноте исторического материала и художественному стилю летописи царя Ашшурбанапала. Используя надписи ассирийских царей как

источник, нужно помнить о том, что они составлялись как победные реляции, следовательно, очень тенденциозны и односторонни в освещении и оценке событий.

Известно более 140 надписей нововавилонских царей, большая часть которых принадлежит Навуходоносору II и Набониду (VI в. до н. э.). В них повествуется о дворцовом, храмовом, городском строительстве, дарах и жертвоприношениях храмам. Важные исторические сведения можно почерпнуть из надписей Набонида, который упоминал в них не только о событиях своего правления, но и о значительно более древних временах, занимался восстановлением хронологии, родословной и деяниями царей.

Большое значение имеют надписи царей, делавшиеся при сооружении храмов, изготовлении статуй богов, гимны в честь богов и царей. Будучи наиболее парадными, они выполнялись не только на глине, но и на камне (мраморе, базальте и др.), золотых и серебряных изделиях, печатях из драгоценных и полудрагоценных камней, пластинках из слоновой кости и т. д. Помимо сведений религиозного характера они содержат упоминания о событиях внутри- и внешнеполитической жизни.

Ценный материал содержится в царской переписке, сохранившийся в архивах ассирийских царских дворцов. Она представляет собой дипломатические, разведывательные, хозяйственные, административные и прочие документы царей и их наместников, чиновников, военачальников, жрецов. Более полутора тысяч таких писем VIII—VIIвв. до н. э. найдено в дворцах Ниневии, Кальху и др.

Интересны как исторический документ запросы царей к тому или иному оракулу для предсказания судьбы важных начинаний, по поводу исхода различных событий и т. д. Они особенно ценны тем, что, обращаясь непосредственно к богу, цари не скрывали (в отличие от парадных реляций) чувств озабоченности, тревоги, страха, волнения за исход того или иного дела или за свою судьбу, довольно точно передавая «политический климат» того времени.

Вгосударствах Месопотамии существовали царские списки. «Шумерский царский список», составленный в XXI в. до н. э., начинался с «допотопных» царей и позднее был доведен до XVIII в. до н. э. Ассирийские

studfiles.net

Что сохранилось из памятников изобразительного искусства Древней Месопотамии?

До наших дней памятников изобразительного искусства Древней Месопотамии сохранилось немного. Их представляют главным образом настенные рельефы, скульптурные портреты, статуэтки и предметы домашнего обихода, найденные в гробницах.

Одним из самых ранних памятников, относящихся к IV тыс. до н. э., является скульптура головы богини из города Урук. Она выполнена из белого мрамора; у нее правильные, точно выверенные пропорции. Глаза богини в древности были сделаны из синих драгоценных камней, а волосы – из золота.

К III тыс. до н. э. относится широко известный медный рельеф из шумерского храма в Эль-Обеиде (находится в Британском музее в Лондоне). На рельефе изображен орел с большими раскрытыми крыльями и львиной головой. На рельефе размещаются также два симметрично стоящих оленя с красивыми ветвистыми рогами — орел удерживает их острыми когтями.

Прославилась по технике исполнения относящаяся к тому же времени найденная в гробнице города Ур голова быка. Она выполнена из золота и лазурита. Вместе с найденной там же перламутровой пластиной голова быка украшала золотую арфу. На указанной пластине мастерски изображены люди и животные, наделенные человеческими чертами. Здесь осел, играющий на арфе, козлик с бокалами, танцующий медведь, лев, несущий в лапе чашу, собака с кинжалом на поясе. Искусствоведами признано, что все силуэты на пластине и общая композиция совершенны.

Древнейшие шумерские скульптуры изображают человека в неподвижной, как бы застывшей позе. Хотя в лице угадывается стремление ваятеля несколько свободнее передать натуру. Особенное внимание уделялось изображению глаз. Глаза отличались большой выразительностью благодаря инкрустации зрачка и отдельных частей глаза (от позднелат. incrustation — покрытие корой; украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т.п., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу).

Искусствоведы признают прекрасным произведением искусства эпохи Саргонидов стелу «Победа Нарамоина». На ней изображен царь, подымающийся на гору во главе отряда воинов. Фигура царя изображена на стеле с большой для того времени свободой и смелостью. Перед фигурой царя падает наземь сраженный копьем воин неприятельской стороны. Фигуры расположены не только строго симметрично, но и с большой внутренней гармонией. Здесь искусно соединена художником массовая сцена (войско, поднимающееся в горы) с главным сюжетом – триумфом обожествленного царя над врагами. Эта стела хранится в парижском Лувре.

Для аккадцев был характерен высокий технический и художественный уровень бронзовой скульптуры. Пример – изображение головы царя Аккада.

Среди скульптурных произведений вавилонской эпохи выделяются два рельефных изображения Хаммурапи. На одном из них Хаммурапи с почтением стоит перед сидящим богом и принимает из его рук Жезл и магическое кольцо – символ царской власти. Второй рельеф Исполнен выразительно и тонко.

Для вавилонского изобразительного искусства было типичным исполнение зверей, особенно льва или быка.

Прославились вавилоняне как авторы мраморных статуэток из Тель-Асмара. На них изображена группа мужских фигур, каждая из которых размещена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Искусствоведы признают, что у этих статуэток более тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения по сравнению со скульптурными памятниками из Египта. Особенно преуспели древние вавилоняне в технике изразца ярких цветов, который применяли для отделки скульптурного рельефа.

Одним из выдающихся творений вавилонян признаны ворота Иштар (около 575 г. до н. э.).

Таким образом вавилонские художники, отталкиваясь от культурного наследия Шумера, использовав его, сумели творчески переработать и поднять на более высокую ступень.

Какие достижения имелись в науке Вавилонии?

 

Исторически наследницей шумеро-аккадской цивилизации стала Вавилония. Столицей этого государства был город Вавилон. Цари Вавилонии во II тыс. до н. э. объединили под своим владычеством большую часть Месопотамии, в том числе все области Шумера и Аккада. Расцвета Старовавилонское царство добилось в период правления Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). В это время город Вавилон стал крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром Передней Азии.

Наряду с развитием экономики и строительства в Вавилонии возникли и продвигались вперед научные знания.

Уже отмечалось, что важным у народов Месопотамии был культ небесных сил, что способствовало развитию математики и астрономии. Вавилонские жрецы умели отличать звезды от планет, которым были даны особые названия. Сохранились перечни звезд, распределенных по отдельным созвездиям. Была установлена эклиптика (эклиптика (от греч. ekleipsis – затмение), большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение солнца; пересекается с небесным экватором в точках весеннего и осеннего равноденствия) – часть небесной сферы разделили на 12 частей и соответственно на 12 зодиакальных созвездий, названия которых сохранились до настоящего времени (Близнецы, Рак, Скорпион, Лев, Весы и т. д.). В различных документах регистрировали наблюдения над планетами, звездами, кометами и метеорами, солнечными и лунными затмениями. В VIII – VI вв. до н. э. вавилонские жрецы и астрономы накопили большое количество знаний, имели представление о прецессии (предварении равноденствий) и даже предсказывали затмения.

Наблюдения и знания в области астрономии позволили построить особый календарь, отчасти основанный на лунных фазах. Основными календарными единицами счета времени были сутки, лунный месяц и год. Одновременно с этим сутки делились на 12 часов, а час – на 30 минут, что соответствует шестеричной системе счисления, лежавшей в основе вавилонской математики, астрономии и календаря.

V в. до н. э. был периодом наиболее успешного развития вавилонской математической астрономии. Знаменитые астрономические школы существовали в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Вавилония дала миру двух великих астрономов – Набуриана и Кидена. Первый разработал систему определения лунных фаз. Второй установил продолжительность солнечного года и еще до Гиппарха открыл солнечные прецессии.

Были успехи в развитии медицины. В эпоху Хаммурапи появляется медицинская специализация: хирургия, лечение глазной болезни и т. д. Несмотря на то что испытывались трудности при определении симптомов и диагнозов, вавилонские врачи пытались лечить болезни глаз, ушей, опухоли, накожные болезни (проказы), болезни сердца, почек, водянку, мочеполовые и женские болезни. И в то же время необходимость диагностики подтолкнула к первым попыткам изучения болезней, описания их симптомов. В медицинских текстах обнаруживается попытка систематизации.

В шумеро-аккадскую эпоху благодаря торговым экспедициям и военным походам установились экономические и культурные связи с соседскими народами, что привело к накоплению географических знаний. Сохранился список городов, с которыми храм в Лагаше вел торговлю. Есть перечень стран, завоеванных Саргоном I, в котором описаны их границы, отмечены расстояния между ними в часах пути.

Развивались агрономические знания, что вызывалось потребностями земледельческого хозяйства. Найденная в Ниппуре табличка (XVIII в. до н. э.) содержит ряд практических советов земледельцу: способ искусственного орошения, как обрабатывать землю мотыгой, лопатами, молотками; описаны правила посева, жатвы и веяния с целью получения наибольшего урожая.

 

Культура Древнего Египта

Одной из старейших цивилизаций является древнеегипетская цивилизация. На первых этапах египетская держава включала 40 городов-государств. Около середины VI тыс. до н. э. из них образовалось два царства, которые в 3000 г. до н. э. объединились в единое государство Египет. Египет стал первым государством на Земле. В XVI—XV вв. до н. э. Древний Египет переживал необыкновенный расцвет. Он владел огромными территориями от современной Турции до Эфиопии, являясь могущественной державой, претендующей на мировое господство. Здесь была сильной государственная власть, основным принципом которой были незыблемость и непостижимость. Здесь народ был полностью подчинен правящему классу. В Египте высокого уровня развития достигла культура — было создано множество памятников материальной культуры, произведений живописи и скульптуры, неповторимых архитектурных сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства.

lektsia.com

Культура древней Месопотамии

Месопотамией – Двуречьем или Междуречьем, - называли земли, лежащие между реками Тигр и Евфрат. Здесь сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран.

Одним из важнейших достижений шумерского периода было изобретение письменности. Клинописные значки наносили заостренными палочками на таблички из сырой глины.

В середине III тыс. до н.э. клинописная система привела к появлению разнообразных текстов. При школах возникали библиотеки, где накапливались таблички по разным отраслям науки. Существовали и частные собрания клинописных табличек. Значительными были библиотеки при храмах и дворцах правителей. Наиболее известно собрание ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии VII века до н.э. В этой библиотеке находилось более 25 тысяч табличек. Тексты были классифицированы по отраслям знаний. .

Сохранилось много памятников древней шумеро-аккадской литературы, записанных на глиняных табличках, и почти все из них ученым удалось прочесть.

Важнейшим памятником литературы являлся цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урюка. Гильгамеш был сыном богини и простого смертного. Он странствовал по миру в поисках секрета бессмертия. Однако даже самый мужественный герой не может достичь вечной жизни и должен смириться перед богами. Эти предания оказали сильное влияние на мировую литературу и культуру соседних народов. Исключительно сильное воздействие на мировую литературу оказали предания о всемирном потопе и происхождении человека.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. И именно боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами

Выдающимся памятником правовой мысли были законы царя Хаммурапи, запись которых сохранилась на двухметровой каменном столбе. Законы насчитывали 282 статьи, которые отражали все стороны жизни общества. Правовые нормы защищали интересы господствующего класса рабовладельцев.

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились и в архитектуре. Особенно важную роль играли храмы, посвященные богам. Храмы являлись культурными и хозяйственными центрами в городах Месопотамии. Они строились так, чтобы продемонстрировать могущество своего божества. Классической формой храмов была высокая ступенчатая башня – зиккурат, опоясанная выступающими террасами. Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне – знаменитую Вавилонскую башню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии (высота 90 метров). Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света - "висячие сады Семирамиды".

Архитектурных памятников Месопотамии дошло до нас значительно меньше, чем, например, египетских, поскольку основным строительным материалом был кирпич, просто высушенный на солнце.

Таким образом, культурные достижения древних народов Двуречья велики и бесспорны.

Культура древней Индии

"Страной мудрецов"называли уже в древние времена Индию. В III тыс. до н.э. по течению реки Инд возникли первые центры высоко развитой культуры. Во II тыс. до н.э. в развитии индийской культуры начинается новый период, связанный с колонизацией полуострова Индостан арийскими племенами. Считается, что уже тогда был создан язык санскрит. На этом языке были написаны древнейшие религиозно-философские произведения - Веды (буквально переводится знание). Наряду с религиозными текстами Веды включали басни и сказки порой с элементами сатиры.

Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами, представлены эпическими поэмами: Махабхарата и Рамаяна (вторая половина 1 тыс. до н. э.). Эти поэмы рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов. Герои этих произведений - Кришна и Рама – включены в религиозный пантеон как воплощение бога Вишну. Ведическая литература является подлинной энциклопедией народной мудрости.

Наиболее популярный в Ведах бог Индра – олицетворение силы, плодородия, мужского начала. Это творец солнца, неба, зари, он дружелюбен, вдохновляет поэтов и певцов.

В Индии в VI в. до н.э. возникают две древних религии — джайнизм, буддизм. Последняя является одной из мировых религий сегодня.

Поразительны успехи древних индийцев в математике, астрономии, медицине, лингвистике, а также в области искусства — литературы, архитектуры, скульптуры. Жители древней Индии установили фазы Луны, создали свой календарь. Также была создана десятичная система счисления и впервые использованы цифры, которые в Европе называли арабскими.

Индия – страна высокого архитектурного творчества, включающего в себя древние городские поселения, удивительные храмы, выдающиеся статуи и скульптурные памятники.

Индия по праву имеет славу одного из древнейших центров мировой цивилизации.

studfiles.net

Скульптура древней Месопотамии

2011-06-06

Как только не называли эту древнюю страну, интересную своей культурой и прекрасными древними скульптурами, но лишь это название было неизменным — Месопотамия. Оно  происходит от греков и обозначает Междуречье, именно территорию между реками Евфратом и Тигром. Они играли важнейшую роль для всей Месопотамии, можно сказать, что такую же, как Нил для Египта. С середины весны до начала осени, эти обе реки разливались и несли мощные потоки воды прямо с гор, увлажняя плодородную почву, которая была испещрена каналами искусственного увлажнения. Всё это осталось неизменным и по сей день. Конечно же, с тех времён реки поменяли свое русло, но тогда они располагались ближе друг к другу, чем нынче. И там где сближение было максимальным, на левом берегу Евфрата, возвышался величественно город Вавилон.

 

Первые упоминания об этом удивительном городе можно найти в легенде об аккадском царе Саргоне ( 2400 год до нашей эры), который подавил восстание в своём городе. Раньше жители Вавилона называли свой город «Вабили», что означало «Врата бога», но позже, греки переименовали его, а жители Ирака и ныне величают «Бабилоном». Во время посещения древнегреческим историком Геродотом старинного города, Вавилон представлял из себя памятник своей былой силы и славы. Осенью 539 г. до н. э. персидский правитель Кир ворвался в город со своей многочисленной армией. Он овладел Нововавилонским царством,  всем его богатством, включая уникальные древние скульптуры. Во время посещения   Геродотом Вавилона, город  выглядел еще как при царе Навуходоносоре II, так как  после него город уже не расстраивался, но за прошедшие сто лет еще не успел прийти в полный упадок. По приказу Навуходоносора в городе возводили множество древних скульптур, сооружали укрепление столицы, тем самым сделав её неприступной крепостью.

 

Скульптура древней Месопотамии почти лишена статичности и уравновешенности, которые были присущи египетскому искусству. Рельефы и росписи дворцов, древние скульптуры правителей или животных изображали в движении. Искусные мастера Шумера владели навыками изготовления удивительных по красоте и тонкости ювелирных изделий. Они прекрасно умели чеканить и делать не простые сплавы драгоценных металлов.

 

К числу поразительных скульптур древней Месопотамии относится мраморная голова женщины (предположительно богини) найденная в Уруке, в самом старинном центре шумерской культуры. Её можно отнести ко второй половине четвёртого тысячелетия до н. э. Раньше этот образ оживляли инкрустированные цветными камнями глазницы. Хотя они сейчас отсутствуют, образ продолжает нести удивительную выразительность.

 

В  скульптурах древней Месопотамии, в основном присутствуют образа мощных и устрашающих животных, как правило, это либо бык, либо царь зверей – лев. Наверное, всё это берёт своё начало из молитвенных гимнов Двуречья, в которых ярости богов сравнивал с яростью львов, а мощь богов, с сумасшедшей силой дикого быка. Для того чтобы придать образу гнев и сверкающий дикий взгляд, вавилонские скульпторы предпочитали их изображать с высунутым языком и глазами из цветных ярких камней.

 

Так же поражает своей красотой древняя скульптура, состоящая из выразительной группы статуэток из мрамора  Телль-Асмара , предположительно относящаяся к первой половине 3-го тысячелетия до н. э.  Самая высокая статуя имеет рост около тридцати сантиметров. Они стоят прямо, во весь рост и  сложили на груди свои руки. Что касается их тел, то на них присутствуют длинные костюмы, которые изображены лишь схематично, как бы намечено, автор не акцентирует на них наше внимание, он заставляет сконцентрироваться на выражении лиц. Если присмотреться, то создаётся впечатление, что все надели маски, такие неживые и фантастичные их выражения лиц. У этих древних скульптур были наголо выбритые головы или головы со смешными многослойными завитками, так же их бороды были расчесаны. А самое запоминающееся в них - это глаза. Они были большого размера, словно неживые, застывшие в удивлении либо в наблюдении за происходящими событиями.  По-видимому, автор при создании этой древней скульптуры  преследовал определённую цель. Он стремился, чтобы наблюдателя сразу поражал взгляд огромных глаз с цветными камнями. Они были так глубоко посажены, что они сохранились на века. Складывается впечатление, что вся  загадочная и мудрая культура Древней Вавилонии внимательно смотрит на нас из этих незабываемых глаз.

Поражает своей красотой скульптура древней Месопотамии в виде победной стелы царя Нарамсина, которая изготовлена из красного песчаника и рассказывает нам о его победе над горными племенами. Она славила силу, мощь и величие царя.

 

Во 2-й пол. 40–х годов 20 века археологи из Турции проводили тщательные раскопки в Анатолии, где раньше процветала хеттская культура. Они нашли святилища под открытым небом, а самая интересная находка - это обломки антикварных древних скульптур,  найденные на  крутом гребне, известном как  Черная гора. Это были головы, изготовленные из камня с большущими глазами, удивительными по своему выражению. Так же археологов порадовали статуэтка бога – оленя с огромными,  чудными рогами, которые примерно были созданы  более 4-х тысячелетий назад.

 

Это произведение искусства древней Месопотамии, предназначенное  главному богу Мардуку и его возлюбленной, богине утренней зари, оно было обрамлено позолоченными рогами, Если верить словам Геродота, то древняя скульптура бога Мардука была вылита из чистейшего  золота и весила около 2500кг.

 

Здесь же находились известные всему миру «висячие сады» загадочной царицы Семирамиды, которые считаются одним из 7-ми чудес света - многоярусное оригинальное сооружение с прохладными комнатами на выступах, которые утопали в  цветах невиданной красоты, кустами, деревьями, орошавшимися с помощью громадного водоподъемного колеса, его  вращали рабы. Сегодня, мы можем только представить, какие удивительные по красоте скульптуры древней Месопотамии находились в этом саду и радовали взгляд царицы.

 

www.transantique.ru


Смотрите также