Древней греции мебель. Мебель прошлых исторических эпох|Мебель Древнего Египта Греции Рима Византии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мебель прошлых исторических эпох|Мебель Древнего Египта Греции Рима Византии. Древней греции мебель


Мебель в античном мире - Энциклопедия

Древняя Греция (III тысячелетие до н.э. — IV в. н.э.). Страну древних греков называли Элладой. На ее территории еще до греков жили народности с высокой культурой. На основе этой культуры развилась греческая культура.

На греческом полуострове возникли независимые маленькие полисы — города-государства. Греческое общество в корне отличалось от восточных деспотий, так как здесь уже существовала своеобразная демократия — демократия для избранных, основывающаяся на рабстве.

Греки создали великую архитектуру (рис. 1). Мы остановимся только на развитии греческого жилого дома. Наиболее ранние примеры греческого жилища обнаружены при раскопках греческого города Олинфа, который был застроен блоками из десяти домов, имевших с одной стороны двора открытый портик, куда выходили жилые помещения (рис. 2). О комфорте жилищ свидетельствуют имеющиеся в них ванные комнаты с оце-ментированными стенами и полом и с терракотовой или каменной ванной, встроенной в пол. Стены домов украшены росписями; цоколь отделяется от верхней части стены узкой полосой, иногда подчеркнутой рельефными орнаментами. Богатством рисунка отличались мозаичные полы. Мозаикой из разноцветной гальки выкладывали простые геометрические узоры, различные орнаменты, изображения животных и фантастических растений.

Мебель, созданная греками, проста и удобна. Типы мебели немногочисленны: лари-сундуки, столы, табуреты, стулья, ложа (кровати). Утилитарное назначение сочеталось с художественной формой. Мебель делали из Дерева (клен, самшит, кедр, олива, пальма, орех и черное дерево), бронзы и мрамора. Подлинных образцов деревянной мебели не сохранилось, однако представление о греческой мебели дают рисунки на вазах, танагры (маленькие терракотовые статуэтки) и рельефные изображения, в том числе на стелах (надгробные памятники). Технология производства мебели достигла достаточно высокого уровня. Грекам была известна рамочно-филенчатая вязка, гнутье древесины с помощью пара, они начали разрабатывать технику изготовления шпона и интарсию.

Мебель в античном мире - портал olymp.in

Рис. 1. Стилевое единство архитектурной и предметной среды Древней Греции: а—фрагмент Парфенона (447—438 гг. до н. э.), 6—одежда, в — фрагмент капити-лианта Эрехтейона (421—406 гг. до н. э.), г — золотой гребень (IV а. до н. ».), д — ваза (470—460 гг. до н. з.)

Мебель в античном мире - портал olymp.in

Рис. 2. Жилой дом в Древней Греции

Мебель в Греции изготовляли ремесленники и предприниматели, которые использовали дешевую рабочую силу рабов. Существовали самостоятельные профессии столяра, плотника, мебельщика, т. е. высокий уровень разделения труда. Столяры владели рубанком и токарным станком. Изобретение рубанка в наибольшей степени способствовало совершенствованию столярного дела и деревообработки.

Наиболее употребительным типом домашней мебели были лари — сундуки для хранения одежды и утвари, отделанные накладками, резьбой, инкрустацией.

Столы изготовляли на трех опорах в виде ног крупных или хищных животных. Часто такие опоры оканчиваются вверху листьями аканта, из них высовывается шея гуся или другой птицы, над изгибом которой утверждается доска стопа.

Мебель в античном мире - портал olymp.in

Рис. 3. Мебель для сидения Древней Греции: а — кресло дощатой конструкции, б —кписмос, в — трон без спинки с подставкой для ног, г — складчой ступ с характерными загнутыми внутрь ножками

Мебель для сидения была разнообразной. Известны два типа кресел; более ранняя форма (рис. 3, л) похожа на трон жителей Востока — это тяжелое, высокое изделие с дощатыми ножками. Подобные кресла были парадными и предназначались для аристократов. Второй тип кресла — легкий элегантный кписмос (рис. 3, б) — делали преимущественно для женщин. Их изготовляли из гнутой древесины с применением бронзы. Клисмос — техническая и художественная вершина греческого мебельного искусства. Форма клисмоса была распространена на всем протяжении античности и через 2000 лет была возрождена стилем ампир. Широко был распространен трон без спинки с подставкой для ног (рис. 3, в). Форма складного табурета на Х-образной опоре (рис. 3, г) пришла из Египта. Такие табуреты раб носил за своим господином, чтобы он в любое время мог сесть.

Кровать-клине (рис. 4) состояла из неглубокого ящика на вертикальных стойках-ножках, расписанного пальметтами 1 и меандрами. Клине различаются видами и способами обработки ножек. Сначала клине использовали только для сна и отдыха, а затем и для трапезы.

Мебель в античном мире - портал olymp.in

Рис. 4. Ложе-клине, изображенное на античной амфоре (VI в. до н. э.)

Ложа-клине для трапезы отличались более высокими фигурными ножками (около метра) и невысоким изголовьем, украшенным скульптурными изображениями — часто головы лошади. Клине покрывали тюфяками, коврами, покрывалами с пестрыми узорами и подушками. Во время еды люди возлежали на клине, поставленных вокруг низкого стола — трапедзьр—прямоугольной и круглой формы; столы были переносные. Когда столик был не нужен, его задвигали под клине.

Резные или инкрустированные орнаменты на мебели раскрашивали. Грекам были известны способы интарсии из серебра, слоновой кости и черепахи. В греческой орнаментике наиболее частыми мотивами были акант, пальметта, ряды листьев, лотос, спиральная или волнистая линия. Был широко распространен меандр, к архитектурным орнаментам относились ионики (овы), бусы и зубчики.

Древний Рим. Согласно преданию город Рим был основан братьями Ромулом и Ремом около 754—753 гг. до н.э. К середине III в., подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство. К середине II в. оформились два антагонистических класса — рабы и рабовладельцы. Рабский труд стал играть преобладающую рель в производстве. Усилившийся гнет привел к крупным восстаниям рабов (I в. — восстание рабов под предводительством Спартака). Со времени правления

Мебель в античном мире - портал olymp.in

Рис. 5. Интерьер перистильного дворика

Августа в I в. до н. з. Рим стал империей. Во I! в. н.э. империя достигла максимальных границ. Усилившийся с III в. н.э. кризис рабовладельческого способа производства привел к упадку сельского хозяйства, ремесла и торговли, возвращению к натуральным формам хозяйства, отпадению провинций и в 395 г. — к разделу империи на восточную и западную. В 476 г. при вторжении варваров был низложен последний император западной Римской империи Ромул Августул. Восточная Римская империя под названием Византия просуществовала еще около 1000 лет.

Значение римской архитектуры в истории мировой архитектуры огромно. Для Рима характерны гораздо более крупные масштабы строительства, чем в Греции. По сравнению с маленькими греческими зданиями римские сооружения грандиозны. Римская архитектура создала целый ряд новых типов архитектурных сооружений и комплексов: амфитеатры, термы (общественные бани), триумфальные арки, надземные акведуки (водопроводы), инсулы (многоэтажные жилые дома), крупные склады и т. д. Многие старые типы (дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, площади, улицы, мосты, порты, каналы, дороги) получили на римской почве новое архитектурное решение.

Лучшие примеры жилых построек известны по Пом-пеям — городу, погребенному под вулканической лавой в 79 г. до н.э.; самые известные из них — дома Тибур-тина и Веттиев. В них видно, как итальянский атрий объединился с эллинским перистилем. К основным помещениям городского жилого дома относились просторный атрий (аналогичный современному холлу), таблиниум, который служил и трапезной, и позади него перистиль— сад, окруженный колоннами. Жилые комнаты, а также хозяйственные помещения группировались вокруг этих основных помещений. Такая планировка отличалась от планировки греческого дома, где все помещения находились по двум сторонам основной оси, чередуясь в строгом геометрическом порядке.

Основной тип жилого дома времен ранней Республики — атриумный. Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом (II в. до н.э.) Греции. Римляне, познакомившись с перистилями, начали пристраивать их к атриумному дому, вокруг перистильного дворика с садиком располагали жилые помещения (рис. 5).

На образование стиля древнеримской мебели большое влияние оказали Греция, Египет и страны Востока, присоединенные к Римской империи. Общие формы древнеримской мебели при изяществе и изысканности главных линий страдают некоторой перенасыщенностью орнаментацией и излишеством украшений, причем конструктивные части ее остроумно маскируются всевозможными скульптурными украшениями (например, розетками, накладками). Особенность древнеримского орнамента — изображение военных атрибутов.

Изготовляли мебель из древесины кедра, туи, оливы, ясеня и клена, интарсию выполняли из самшита, пальмы, платана и черного дерева. Стремление к роскоши вызвало применение и драгоценных материалов: бронзы, мрамора, золота, серебра, слоновой кости, рога, панциря черепахи.

Римский столяр имел почти все используемые в настоящее время ручные инструменты; столярная техника была на высоком уровне. Римские художники и ремесленники достигли высокого мастерства в изготовлении мебели и уделяли большое внимание ее богатому, часто помпезному, оформлению. Способы декоративного оформления изделий — резьба, гравировка, роспись, позолота, фанерование, инкрустация. К сожалению, римская мебель имела судьбу, сходную с греческой: вся деревянная мебель погибла, до нас дошли лишь бронзовые и мраморные памятники.

Мебель в античном мире - портал olymp.in

Рис. 6. Древнеримская мебель для сидения: а — бицелли/м (по изображению на рельефе)) б — плетеное кресло

Мебель в римских домах немногочисленная. В атриуме стоял мраморный стол с украшениями и деревянный сундук, отделанный металлическими пластинками, g котором хранили ценности или деньги. Иногда в атриуме находились портретный бюст хозяина и статуи.

В обиходе были различные типы мебели, отвечающие бытовым запросам. Деревянные кровати с одной спинкой-изголовьем украшали бронзовыми, серебряными и костяными накладками. На раму кровати натягивали сетку из ремней. Матрасы и подушки сначала набивали шерстью, позднее гусиным пером и пухом. Помимо кроватей изготовляли различные клине, которые устанавливали вокруг круглого стола.

Столы были настоящими произведениями искусства. Они стоили дорого, особенно ценились круглые обеденные столы из лимонного дерева на одной ножке из слоновой кости. У прямоугольных столов сплошные боковины покрывали сильной рельефной резьбой, которая изображала двойные фигуры гриффонов, львов, орлов. Крышки столов делали гладкими или украшали мозаикой или каменной инкрустацией, наиболее ценными считались столовые крышки из древесины туи.

Для сидения (рис. 6) изготовляли стулья и кресла различных типов: для должностных лиц — курульные (парадные) кресла с квадратным сиденьем и ножками Х-образной формы, для высших должностных лиц и граждан, имевших особые заслуги, — скамьи без спинки с двойным сиденьем — бицеллиум (рис. 6, а), для женщин— особые стулья с удобной полукруглой спинкой— катедрой (рис. 6,б). Сначала курульные кресла делали складными без спинки, затем стали снабжать спинками.

Ножкам столов, кресел и скамей придавали форму львиных лап с крыльями, вверху оканчивающихся звериной головой. Нередко ножки заменяли богато и изысканно отделанной доской. Подлокотники кресел изображали гриффоноз, сфинксов, львов и т.п.

Широко применяли плетеную мебель для сидения, которую изготовляли в Риме еще в III в. н.э. Она была совершенна как по форме, так и по техническому исполнению.

В римской мебели по сравнению с греческой появились пластичные украшения, орнаменты, выполняемые техникой резьбы по дереву или металлической пластикой. Основными элементами орнамента были растительные мотивы: листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты. Орнамент часто изображал животных: фигуры львов, крылатых хищников или сфинксов.

olymp.in

История мебели: мебель Древней Греции

Одной из вершин в истории цивилизации является художественная культура именно Древней Греции. На основе архитектуры этой эпохи, а также мебельного искусства происходит зарождение и дальнейшее развитие культуры всего мира, а также прикладного и декоративного искусства, связанного с ней. Основными причинами воздействия греческой архитектуры являются ее простота, стремление к пропорциональности всех частей и форм, гармонии, функциональности. Мебельное искусство, архитектура и скульптура органично связаны между собой.

Мебель Древней Греции, впрочем, как и архитектура, развивалась в дорическом и ионическом ордерах. О том, что собой представляет раннее древнегреческое жилище, современное человечество узнало при раскопках города Олинфа. Оно было достаточно комфортным, стены и полы оцементированы, даже имелась встроенная в пол ванна. Стены были украшены росписью, а пол украшала красивая мозаика из гальки.

Производство мебели в Древней Греции

Мебель этого периода отличалась простотой и удобством. В ее ассортименте ничего нет лишнего, и сам он совсем немногочисленный: сундуки, табуреты, стулья, столы, кровати. Функциональность ее и художественная форма прекрасно сочетались в изделиях. Производство мебели осуществлялось из натурального дерева, мрамора и бронзы. К сожалению, образцов мебели древнегреческого периода из дерева не сохранилось, но о ней представление дают статуэтки, рельефные изображения, рисунки на вазах. При изготовлении мебели греки применяли техники гнутья древесины при помощи пара, а также шпонирования.

Изготовлением мебели занимались предприниматели и ремесленники, в распоряжении которых была дешевая рабочая сила в виде рабов. Уже в этот период шло разделение на мебельщиков, столяров и плотников. Это способствовало тому, что мебельное искусство и ремесленничество в целом развивались более эффективно, а также изобретались более новые способы инкрустации мебели, объединялись различные материалы.

Очень высокой популярностью пользовался такой предмет мебели как ложе-клине. Конструктивно он представлял собой неглубокий ящик, устанавливаемый на вертикальные стойки, которые играли роль ножек. Ножки могли иметь различный вид и декорирование, что и стало причиной разделения клине на виды. Изначально этот предмет мебели использовался только для сна либо отдыха, а впоследствии и для приема пищи. Изголовье таких клине украшалось фигурной резьбой, а место для сидения покрывалось подушками, тюфяками и т.д.

Греческая мебель была продумана как композиционно, так и функционально. Даже в современной мебели прослеживаются ее черты. Взять хотя бы, к примеру, оформление корпусной мебели в стиле ампир.

19.08.2015, 626 просмотров.

aristokrat-meb.ru

Без знания прошлого невозможно плодотворное творчество в настоящем. Только зная историю эволюции мебели, возможно лес, свойства древесины

Будучи тесно взаимосвязанны со своим временем, с уровнем развития культуры, техники, технологии, с образом жизни людей, мебель отражает особенности прошлых исторических эпох. Каждая историческая эпоха выдвигала на первый план что-то свое, усиливала одни влияния, ослабляла другие.

Стиль — это спецефичный способ выражения духа времени, его идеологических, нравственных и эстетических ценностей. Стиль архитектуры мебели — это совокупность характерных принципов формообразования, проявляющихся в определенный исторический период. Идеи и характер стиля лежат на каждом произведении искусства. Несут на себе эту печать и изделия мебели. Рассмотрим основные стилевые направления.

Мебель Древнего Египта. Высокоразвитая культура Древнего Египта (V-IV тысячелетия до н. э.) оставила в наследство человечеству великолепные образцы, которые стали источником последующих европейских стилей. Общественная жизнь страны отличалась строгостью и упорядоченностью. Египетское искусство развивалось под сильным влиянием религиозного мировоззрения, в связи с этим многие его произведения имеют вид символов.

Мебель Древнего Египта проста и сдержанна по форме, ее украшает строгий упорядоченный орнамент. Изделия функциональны, число их видов невелико (ложе, табурет, трон, стул, сундук). Т.к. в то время не были изобретены многие столярные инструменты, даже дорогие мебельные изделия отличаются несовершенством конструкции. Изделия украшали с помощью облицовки пластинами из благородных пород древесины, краски, перламутра, слоновой кости и золота. Мебельное искусство Древнего Египта реалистично, конструкция мебели логична, учитывает естественные свойства древесины. Однако она несколько однообразна, в ней часто отсутствует уравновешенность пропорций. Тем не менее именно Египту Европа обязана созданием основных форм мебели.

Мебель Древней Греции. Благодаря расцвету экономики, науки, оживленным культурным связям, своеобразной классовой демократии в Древней Греции были созданы великая культура и искусство. Греческие художники — большие мастера в отношении сочетания простоты, утонченности, реализма, изящности линий и комфорта, разработали классические мебельные формы.

Мебель Древней Греции имела четкую структуру, которая подчеркивалась декором. Число видов мебели незначительно. Интересен совершенством форм и конструкцией, изяществом линий как в техническом, так и в художественном смысле греческий стул — клисмос. Мебель Древней Греции была цветной, ярко раскрашенной. Применяли инкрустацию, интарсию. Простота, гармония элементов и благородные пропорции изделий послужили образцами для последующих стилей.

Мебель древнего Рима. Искусство Древнего Рима противоречиво и оценивается неоднозначно. Воинственная политика, расчетливость, практицизм и вместе с тем хорошо развитое чувство прекрасного породили эти противоречия. Большое влияние на искусство Рима оказала культура захваченной им Греции и стран Востока. Но римляне не обладали таким утонченным вкусом, как греки. Вместо простых и ясных греческих форм у римлян появились вычурные чрезмерно украшенные изделия. Стремление к показной роскоши обусловливало и выбор материала — мрамор, бронза, слоновая кость, серебро, золото. Часто изделия отливали из бронзы или высекали из мрамора. Видов мебели стало больше, они отвечали разнообразным запросам. Это всевозможные ложа (большую часть своей жизни римляне проводили лежа — спали, ели, работали, общались), множество всевозможных столов, стульев, кресел, шкафов.

Мебель Византии. Основой византийского искусства является римская культура, обогащенная восточным влиянием. Скульптурное богатство, характерное для Древнего Рима, сменилось богатством красок и блеском золота. Формы изделий по-восточному дробны, мелки и часто деформированы. Мебель Византии отделывали роскошными материалами, перегружали украшениями. В орнаменте использовали христианские мотивы (оливковая ветвь, пальмовый лист). Среди изделий появились диваны, тахты, обитые шелком. Византийский стиль оказал влияние на развитие искусства допетровской России и на стили европейского средневековья.

Романский стиль. Он возник в конце первого тысячелетия нашей эры и господствовал в Европе почти 400 лет. Этот период отличается усилением власти церкви. Многие виды искусств были запрещены. Великолепные античные мраморные статуи пережигали на известь для храмов. Мебель романского стиля проста, конструкции ее примитивны, формы громоздки. Шкафы из необработанных досок с коваными накладками, грубые столы, скамьи, сундуки, которые использовались как стол, стул, кровать и шкаф — вот основные виды изделий.

Мебель романского стиля статична, располагалась вдоль стен и, как правило, прикреплялась к ним. Мир форм и красок средневековья прост и груб, орнамент примитивен, часто имеет религиозные мотивы.  

www.promwood.com

Без знания прошлого невозможно плодотворное творчество в настоящем. Только зная историю эволюции мебели, возможно лес, свойства древесины

Будучи тесно взаимосвязанны со своим временем, с уровнем развития культуры, техники, технологии, с образом жизни людей, мебель отражает особенности прошлых исторических эпох. Каждая историческая эпоха выдвигала на первый план что-то свое, усиливала одни влияния, ослабляла другие.

Стиль — это спецефичный способ выражения духа времени, его идеологических, нравственных и эстетических ценностей. Стиль архитектуры мебели — это совокупность характерных принципов формообразования, проявляющихся в определенный исторический период. Идеи и характер стиля лежат на каждом произведении искусства. Несут на себе эту печать и изделия мебели. Рассмотрим основные стилевые направления.

Мебель Древнего Египта. Высокоразвитая культура Древнего Египта (V-IV тысячелетия до н. э.) оставила в наследство человечеству великолепные образцы, которые стали источником последующих европейских стилей. Общественная жизнь страны отличалась строгостью и упорядоченностью. Египетское искусство развивалось под сильным влиянием религиозного мировоззрения, в связи с этим многие его произведения имеют вид символов.

Мебель Древнего Египта проста и сдержанна по форме, ее украшает строгий упорядоченный орнамент. Изделия функциональны, число их видов невелико (ложе, табурет, трон, стул, сундук). Т.к. в то время не были изобретены многие столярные инструменты, даже дорогие мебельные изделия отличаются несовершенством конструкции. Изделия украшали с помощью облицовки пластинами из благородных пород древесины, краски, перламутра, слоновой кости и золота. Мебельное искусство Древнего Египта реалистично, конструкция мебели логична, учитывает естественные свойства древесины. Однако она несколько однообразна, в ней часто отсутствует уравновешенность пропорций. Тем не менее именно Египту Европа обязана созданием основных форм мебели.

Мебель Древней Греции. Благодаря расцвету экономики, науки, оживленным культурным связям, своеобразной классовой демократии в Древней Греции были созданы великая культура и искусство. Греческие художники — большие мастера в отношении сочетания простоты, утонченности, реализма, изящности линий и комфорта, разработали классические мебельные формы.

Мебель Древней Греции имела четкую структуру, которая подчеркивалась декором. Число видов мебели незначительно. Интересен совершенством форм и конструкцией, изяществом линий как в техническом, так и в художественном смысле греческий стул — клисмос. Мебель Древней Греции была цветной, ярко раскрашенной. Применяли инкрустацию, интарсию. Простота, гармония элементов и благородные пропорции изделий послужили образцами для последующих стилей.

Мебель древнего Рима. Искусство Древнего Рима противоречиво и оценивается неоднозначно. Воинственная политика, расчетливость, практицизм и вместе с тем хорошо развитое чувство прекрасного породили эти противоречия. Большое влияние на искусство Рима оказала культура захваченной им Греции и стран Востока. Но римляне не обладали таким утонченным вкусом, как греки. Вместо простых и ясных греческих форм у римлян появились вычурные чрезмерно украшенные изделия. Стремление к показной роскоши обусловливало и выбор материала — мрамор, бронза, слоновая кость, серебро, золото. Часто изделия отливали из бронзы или высекали из мрамора. Видов мебели стало больше, они отвечали разнообразным запросам. Это всевозможные ложа (большую часть своей жизни римляне проводили лежа — спали, ели, работали, общались), множество всевозможных столов, стульев, кресел, шкафов.

Мебель Византии. Основой византийского искусства является римская культура, обогащенная восточным влиянием. Скульптурное богатство, характерное для Древнего Рима, сменилось богатством красок и блеском золота. Формы изделий по-восточному дробны, мелки и часто деформированы. Мебель Византии отделывали роскошными материалами, перегружали украшениями. В орнаменте использовали христианские мотивы (оливковая ветвь, пальмовый лист). Среди изделий появились диваны, тахты, обитые шелком. Византийский стиль оказал влияние на развитие искусства допетровской России и на стили европейского средневековья.

Романский стиль. Он возник в конце первого тысячелетия нашей эры и господствовал в Европе почти 400 лет. Этот период отличается усилением власти церкви. Многие виды искусств были запрещены. Великолепные античные мраморные статуи пережигали на известь для храмов. Мебель романского стиля проста, конструкции ее примитивны, формы громоздки. Шкафы из необработанных досок с коваными накладками, грубые столы, скамьи, сундуки, которые использовались как стол, стул, кровать и шкаф — вот основные виды изделий.

Мебель романского стиля статична, располагалась вдоль стен и, как правило, прикреплялась к ним. Мир форм и красок средневековья прост и груб, орнамент примитивен, часто имеет религиозные мотивы.  

www.promwood.com

Мебель прошлых исторических эпох|Мебель Древнего Египта Греции Рима Византии

 Мебель Древнего Египта, Греции, Рима, Византии

Без знания прошлого невозможно плодотворное творчество в настоящем. Только зная историю эволюции мебели, возможно решать сегодняшние проблемы создания мебели. Будучи тесно взаимосвязанны со своим временем, с уровнем развития культуры, техники, технологии, с образом жизни людей, мебель отражает особенности прошлых исторических эпох. Каждая историческая эпоха выдвигала на первый план что-то свое, усиливала одни влияния, ослабляла другие.

Стиль — это спецефичный способ выражения духа времени, его идеологических, нравственных и эстетических ценностей. Стиль архитектуры мебели — это совокупность характерных принципов формообразования, проявляющихся в определенный исторический период. Идеи и характер стиля лежат на каждом произведении искусства. Несут на себе эту печать и изделия мебели. Рассмотрим основные стилевые направления.

Мебель Древнего Египта. Высокоразвитая культура Древнего Египта (V-IV тысячелетия до н. э.) оставила в наследство человечеству великолепные образцы, которые стали источником последующих европейских стилей. Общественная жизнь страны отличалась строгостью и упорядоченностью. Египетское искусство развивалось под сильным влиянием религиозного мировоззрения, в связи с этим многие его произведения имеют вид символов.

Мебель Древнего Египта проста и сдержанна по форме, ее украшает строгий упорядоченный орнамент. Изделия функциональны, число их видов невелико (ложе, табурет, трон, стул, сундук). Т.к. в то время не были изобретены многие столярные инструменты, даже дорогие мебельные изделия отличаются несовершенством конструкции. Изделия украшали с помощью облицовки пластинами из благородных пород древесины, краски, перламутра, слоновой кости и золота. Мебельное искусство Древнего Египта реалистично, конструкция мебели логична, учитывает естественные свойства древесины. Однако она несколько однообразна, в ней часто отсутствует уравновешенность пропорций. Тем не менее именно Египту Европа обязана созданием основных форм мебели.

Мебель Древней Греции. Благодаря расцвету экономики, науки, оживленным культурным связям, своеобразной классовой демократии в Древней Греции были созданы великая культура и искусство. Греческие художники — большие мастера в отношении сочетания простоты, утонченности, реализма, изящности линий и комфорта, разработали классические мебельные формы.

Мебель Древней Греции имела четкую структуру, которая подчеркивалась декором. Число видов мебели незначительно. Интересен совершенством форм и конструкцией, изяществом линий как в техническом, так и в художественном смысле греческий стул — клисмос. Мебель Древней Греции была цветной, ярко раскрашенной. Применяли инкрустацию, интарсию. Простота, гармония элементов и благородные пропорции изделий послужили образцами для последующих стилей.

Мебель древнего Рима. Искусство Древнего Рима противоречиво и оценивается неоднозначно. Воинственная политика, расчетливость, практицизм и вместе с тем хорошо развитое чувство прекрасного породили эти противоречия. Большое влияние на искусство Рима оказала культура захваченной им Греции и стран Востока. Но римляне не обладали таким утонченным вкусом, как греки. Вместо простых и ясных греческих форм у римлян появились вычурные чрезмерно украшенные изделия. Стремление к показной роскоши обусловливало и выбор материала — мрамор, бронза, слоновая кость, серебро, золото. Часто изделия отливали из бронзы или высекали из мрамора. Видов мебели стало больше, они отвечали разнообразным запросам. Это всевозможные ложа (большую часть своей жизни римляне проводили лежа — спали, ели, работали, общались), множество всевозможных столов, стульев, кресел, шкафов.

Мебель Византии. Основой византийского искусства является римская культура, обогащенная восточным влиянием. Скульптурное богатство, характерное для Древнего Рима, сменилось богатством красок и блеском золота. Формы изделий по-восточному дробны, мелки и часто деформированы.Мебель Византии отделывали роскошными материалами, перегружали украшениями. В орнаменте использовали христианские мотивы (оливковая ветвь, пальмовый лист). Среди изделий появились диваны, тахты, обитые шелком. Византийский стиль оказал влияние на развитие искусства допетровской России и на стили европейского средневековья.

Романский стиль. Он возник в конце первого тысячелетия нашей эры и господствовал в Европе почти 400 лет. Этот период отличается усилением власти церкви. Многие виды искусств были запрещены. Великолепные античные мраморные статуи пережигали на известь для храмов. Мебель романского стиля проста, конструкции ее примитивны, формы громоздки. Шкафы из необработанных досок с коваными накладками, грубые столы, скамьи, сундуки, которые использовались как стол, стул, кровать и шкаф — вот основные виды изделий.

Мебель романского стиля статична, располагалась вдоль стен и, как правило, прикреплялась к ним. Мир форм и красок средневековья прост и груб, орнамент примитивен, часто имеет религиозные мотивы.

www.woodtechnology.ru


Смотрите также