Древнего вавилона медицина. История медицины. Вавилон и Древняя Индия31.05.2017 20:22
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История медицины. Вавилон и Древняя Индия. Древнего вавилона медицина


Законы древнего Вавилона - Медицинская этика - Медицина сегодня

К числу сохранившихся древних источников медицинской этики относятся законы древнего Вавилона (XVIII век до н. э.), известные под названием «Законы Хаммурапи». В этом документе содержатся сведения о высокой ответственности врача.

В Рижском музее истории медицины им. Павла Страдыня представлены две каменные стеллы, на которых высечены статьи вавилонских законов: «Если врач,— гласит 218 статья,— произведет у кого-либо серьезную операцию бронзовым ножом и причинит больному смерть, или он снимет кому-либо катаракту с глаза и разрушит глаз, то он наказывается отсечением руки». Русская летопись свидетельствует: «Врач некий Немчин Антон, врачева князя Каракуча, да умори его смертным зельем за посмех. Князь же великий Иоанн III выдал его сыну Каракучеву, он же, мучив его, хоте на откуп дати. Князь же великий не повеле, но повеле его убити; они свели его на Москву-реку под мост зимою и зарезали ножом яко овцу».

Решающее влияние на формирование основ этики и деонтологии медицинского работника оказали труды величайшего врача древней Эллады — Гиппократа, жившего в 460—377 гг. до н. э. В его сочинениях «Клятва», «Закон», «О врачах» содержатся высокие гуманистические принципы, служившие медикам последующих поколений и во многом не утратившие значение и в наши дни.

Притягательная сила и жизненность этого древнего учения позволяют заключить, что «здесь мы сталкиваемся с особенным культурно-историческим явлением, которое можно назвать «феноменом клятвы Гиппократа». Следует считать, что Гиппократ впервые сформулировал основной деонтологический принцип: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу…». Он много писал о требованиях, которые должны предъявляться к врачу: о презрении к деньгам, совестливости, скромности, простоте и чистоте одежды, решительности, опрятности, изобилии мыс лей, отвращении к пороку, отрицании суеверного страха перед богами. «Лицо, посвятившее себя медицине,— писал Гиппократ,— должно обладать следующими качествами: бескорыстием, скромностью, целомудрием, здравым смыслом, хладнокровием…». В учении великого врача-гуманиста встречается много правил, которые так созвучны нашему времени: «Все, что надо делать, делай спокойно, умело. Больного, когда это следует, ободри дружеским, веселым, участливым словом. Думая только о больном, в случае необходимости строго и твердо отклоняй его требования, но в другом случае окружи любовью и разумным утешением».

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов

Популярные статьи разделаПопулярные статьи раздела

www.medchitalka.ru

История медицины. Вавилон и Древняя Индия

image

Школьный курс древней истории бегло рассказывает, что Вавилон — это своего рода первый в мире мегаполис, располагавшийся на территории Древней Месопотамии. Этот город прочно занял свое место в мировой культуре и религии, и знаменит, прежде всего, зиккуратом Этеменанки (Вавилонской башней) и одним из чудес света — Висячими садами Семирамиды (существование которых, однако, не доказано современной наукой). Судьбоносным в истории Вавилона считается период правления царя Хаммурапи в 1793-1750 годах до н. э.

Знаменитый кодекс Хаммурапи — один из древнейших правовых памятников в мире, регулировал не только вопросы частного и уголовного права, но и предоставления медицинских услуг. Закон также устанавливал тариф на услуги врачей и хирургов и сурово их наказывал за непрофессиональную работу.

В основе медицины в Древнем Вавилоне, как и в Египте, лежали магические ритуалы. И даже те немногие процедуры, основанные на научном знании, вроде постановки диагнозов и дальнейших прогнозов состояния здоровья пациента, были насквозь пронизаны сверхъестественным. Об этом историки узнали из ассирийских копий вавилонских текстов, которые, как считается, возникли в первой половине II тысячелетия до нашей эры.

Свод законов Хаммурапи

Диагностическое руководство основывалось на наборе аксиом и предположений, в том числе и представлений о том, что при осмотре пациента можно определить болезнь, ее причину и будущее развитие, а также шансы выздоровления. Симптомы заболеваний лечились с помощью терапиии травами и кремами.

В ведущих медицинских трактатах вавилонские медики описывают психические расстройства, инфекции, облысения, заболевания органов дыхания и пищеварения, мышц и связок. Кроме этого, существовали отдельные специализированные работы по беременности, родам, акушерству и заболеваниям половых органов.

Хотя вавилонские врачи составили за всю свою историю достаточно много рецептов, большинство из них сегодня считаются неэффективными для рассматриваемых состояний. Большинство используемых ингредиентов были выбраны, вероятно, на основе комбинации проб, ошибок и догадок. А еще вавилонские врачи практически ничего не знали о функциях большинства органов человеческого тела.

Несмотря на то, что вскрытия помогли врачам узнать о расположении и внешнем виде органов, понимание их работы этим ограничилось. Например, вавилоняне думали, что печень — источник жизни тела, как физический, так и духовный.

Археологи выяснили, что практикующие врачи в Древнем Вавилоне пытались диагностировать и лечить самые разные болезни: кишечные расстройства, проблемы с дыханием и мочеиспусканием, эпилепсию и даже психические расстройства. Тем не менее, их диагноз не всегда предполагал естественную причину этих заболеваний. Зачастую они приписывали страдания богам или духам, а за поиском дальнейшего лечения обращались к астрологии и другим суеверным методам.

Например, автор справочника по диагностике Сакикку в 11 веке до н. э. писал, что если врач, направляясь к пациенту, увидел на своем пути свинью, то это признак скорой смерти пациента. Он даже приводит особую классификацию: если свинья черная — пациент будет находиться в критическом состоянии или скоро умрет, белая свинья — признак вероятного выздоровления.

Вавилонское здравоохранение держалось на двух типах практикующих специалистов: врачах и экзорцистах (или священниках). Часто они работали вместе: один обеспечивал лечение, а другой защищал от злых духов, которые, как полагали, негативно влияли на здоровье.

Врач в первую очередь занимался постановкой диагноза, дальнейшими прогнозами и физическим лечением: выписывал рецепты, ухаживал за ранами, проводил операции и совершал другие медицинские процедуры. Но для того, чтобы стать врачом, не требовалось какое-либо свидетельство или доказательство знания, поэтому любой вавилонянин мог претендовать на эту роль и заниматься медициной.

Изначально роль экзорциста в древневавилонской медицине и здравоохранении заключалась в изгнании злых духов, которые могли нанести вред здоровью пациентов. Экзорцисты хорошо разбирались в заклинаниях, которые использовались как отдельно, так и вместе с медицинским лечением. Считалось, что виновниками психологических и психических расстройств были демоны, поэтому роль экзорциста в лечении этих заболеваний была важнее, чем у практикующего врача. Иногда экзорцист даже брал на себя двойные обязанности и работал как врач, ставя диагнозы и совмещая лечение болезни с магическими ритуалами.

Экзорцисты пользовались большим уважением среди вавилонян и обладали более высоким социальным положением и признанием из-за их религиозной важности. Стать экзорцистом мог не каждый, что и отличало его от практикующего врача.

В древневавилонской медицине использовались большое количество разных материалов. Прежде всего, в ход шла растительность и продукты животного происхождения (иногда — фекалии), минералы. Многие материалы, прописанные в рецептах, исследователи не смогли распознать. Из этих ингредиентов врачи делали мази, растительные масла, напитки, пилюли, обертывания и клизмы. Однако никаких данных об использовании какого-либо из этих материалов в анестетике найдено не было. Это свидетельствует о том, что любой пациент, решившийся на операцию, должен был выдерживать очень сильную боль. Для лечения психических расстройств, помимо магии, в ход часто шли травяные средства.

В некоторых текстах детально описаны рецепты мази, которые помогают бороться с «солнечными болезнями», под которыми современные ученые понимают солнечные ожоги. В одном документе подробно описано решение проблемы с почками путем введения бронзовой трубки в уретру и вдувания лекарств. Помимо этой не самой приятной процедуры для решения проблем с почками существовал более гуманный рецепт: «Раздавите и смешайте вместе импер-лим (imhur-lim), мирру, страусиную яичную скорлупу и черную фритту, вымачивайте в течение трех дней а рыбном рассоле, затем в течение трех дней в вине и в течение трех дней в гранатовом соке. Если он [пациент] продолжит пить это, то скоро пойдет на поправку».

Свидетельств о культурных пересечениях вавилонян с другими цивилизациями практически нет, поэтому можно сказать, что медицина и другие сферы жизни общества развивались автономно. Исключением являются только контакты с жителями Древней Индии, о курсе развития медицины которых мы и поговорим далее.

Медицина в Древней Индии начала развиваться около 5000 г. до н. э. Уже тогда стоматологи в долине реки Инд, где сейчас находится Пакистан, сверлили зубы людей, пытаясь вылечить их. Четыре тысячи лет спустя врачи северной Индии написали медицинский учебник Атхарваведа. В нем объяснялось, что любую болезнь вызывают злые духи, и вылечить ее можно, убив духа ядами или заклинаниями.

В общем и целом их медицина мало чем отличалась от вавилонской или египетской: с укусами змей индийцы боролись заклинаниями, а с проказой — с помощью лишайника, который, по-видимому, работал как антибиотик. Некоторые историки предполагают, что древние люди Ямная привезли индийцам марихуану, когда прибыли на индийский субконтинент примерно в 1000 году до н. э.

В отличие от скудных сведений о медицине Вавилона, которые дошли до наших дней только благодаря ассирийцам, труды об индийских медиках сохранились достаточно хорошо. Отцом-основателем индийской медицины считается хирург по имени Сушрута, который жил около 500 г. до н. э. Сушрута описал, как вытаскивать зубы, вправить сломанные кости и побороть болезни кишечника — всего около 1200 заболеваний. Он также перечислил 760 лекарственных препаратов и составил список 20 острых инструментов, необходимых хирургу, включая ножи, ножницы, пилы и иглы, и 101 тупой инструмент (щипцы, трубки, рычаги, крючки и зонды). Известен он также своими операциями по удалению катаракты. Эффективность их была ничтожно мала, и чаще всего операция оставляла пациента полностью слепым.

Операции по восстановлению носа пациента проходили более удачно, и Суршута по праву получил статус первого пластического хирурга. В Древней Индии эта операция считалась важной, поскольку в те времена широко была распространена практика наказания за прелюбодеяние через ампутацию носа.

Сушрута не пользовался никакими анестетиками, кроме вина, хотя и рекомендовал своим пациентам употреблять вещество бханг (съедобный препарат из марихуаны) для лечения кашля и дизентерии. Примерно в то самое время, когда жил Сушрута, индийцы начали использовать фильтры из песка и угля, чтобы получить чистую воду. Это изобретение, скорее всего, спасло очень много жизней.

Примерно к 200 г. н. э. греческие, китайские, а вместе с ними и индийские врачи перестали винить во всех бедах злых духов. На их место пришли телесные жидкости, о чем написал индийский врач Чарака. Он признавал, что лучшее средство для лечения многих болезней — их профилактика. Чарака рекомендовал поддерживать равновесие жидкостей, чтобы оставаться здоровым. Всего он признавал три типа жидкостей: желчь, мокроту и воздух. Если одна из этих жидкостей выходила из равновесия, древний врач рекомендовал принимать лекарства, чтобы снова привести все в состояние гармонии.

Помимо перебалансирования жидкостей в организме индийцы работали с действенными лекарствами: цингу — дефицит витамина С — лечили цитронами. Индийских врачей так уважали, что местные торговцы буквально сколачивали состояние на продаже лекарств в Римскую империю, Иран, Восточную Африку и Китай.

Чарака из работ более ранних египетских врачей знал, что через кровеносные сосуды питательные вещества поступают в различные органы, что организм в целом вырабатывает отходы, а мозг служит для мышления. Он же первым описал оспу, которая примерно в то же время впервые опустошила Римскую империю.

Несколько сотен лет спустя индийские медики первыми придумали прививать людей от оспы. В 700-х годах н. э. доктор Мадхав впервые упоминает об этом способе борьбы с оспой. Он знал, что можно вылечить людей, соскабливая струпья с кожи тех, кто уже болен, а затем вводить в организм при помощи иглы или вдувать растертый порошок через нос.

Когда северная Индия была завоевана мусульманами около 1000 г. н. э. многие иранские врачи прибыли туда из Западной Азии, чтобы работать там на мусульманских правителей. Тогда же они столкнулись с тем, иранцы и индийцы по-разному определяют список жидкостей человеческого организма, и пытались выяснить, на чьей стороне правда. Например, некоторые мусульманские врачи начали считать воздух как одну из жидкостей, а черная желчь и желтая желчь определялись как одна единая субстанция.

Вместе с врачами из Ирана в Индию попал опий и белена черная, которые считались анестетиками, а к 1200 году н.э. индийские врачи с юга научились использовать опиум в качестве средства борьбы с диареей. Доктор Лакшмана Пандита писал в начале 1400-х годов н.э. о различных видах лихорадки, дизентерии, выкидышах, раке, эпилепсии и даже о камнях в почках. Как и врачи того периода из других регионов, он считал, что проблемы со здоровьем у пациента можно определить, посчитав пульс.

Медицина Вавилона и Древней Индии прошла долгий, но главное, продуктивный путь развития от лечения болезней заклинаниями и поиска действительно эффективных лекарств до успешных хирургических операций и лечений эпидемий. Вавилонские доктора, будучи изолированными в своих практиках от всего остального мира, предпринимали настойчивые попытки понять природу недугов и способы их лечения. Им не всегда это удавалось, однако благодаря их работе мы можем проследить путь медицинской мысли того времени. Индийцам же удалось систематизировать лучшие и эффективные практики, разработать сразу несколько медицинских школ и вывести представление о лечении серьезных эпидемий на новый уровень.

Показать текст

www.ucnews.ru

Врачевание в Вавилоне и Ассирии

Т.С. Сорокина в своем учбнике (позднейшие издания) справедливо отмечает, что вавилоно-ассирийская медицина как и вся культура оказывала большое влияние на научные знания всей Передней Азии5 и опережала на века достижения античной медицины. Ассиро-вавилонская культура достигла высокого уровня, особенно при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Царь Ассирии Ашурбанипал собрал большое число клинописных табличек, образовавших так называемую «библиотеку Ашурбанипала», которая погибла два столетия спустя. По представлениям древних вавилонян, миром управляла верховная триада (бог неба - Ану, владыка

земли — Энлиль и бог водной стихии - Эа (Эйа)), Этой триаде подчинялась другая: бог солнца — Шамаш, бог луны — Спи и богиня утренней звезды - Иштар, В свою очередь богиня врачевания Гула получила свое искусство от верховных богов. Существовал ряд других богов, например Нингишизда, которого изображали с посохом, обвитым змеей. Помимо жреческой культовой медицины, которую олицетворяли заклинатели, — Ашипу, получила развитие и эмпирическая медицина с ее представителями, врачевателями - Алу или Асу. Врачи сами собирали лекарства, приготавливали их и никакого теургического влияния не испытывали. Это были представители эмпирической народной медицины, хотя и они не могли отказаться от астральных представлений. О медицинских текстах и специальных школах Ас- сиро-Вавилонии пока ничего не известно. Самым знаменитым памятником древней Месопотамии был найденный в 1991 г. базальтовый столб высотой 2,25 м, на нем был высечен Свод законов Хаммурапи {рис. 2.1). Некоторые статьи Свода законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. Они получили широкую известность, упоминаются практически во всех пособиях по истории медицины. Обращает на себя внимание резко возросший классовый, имущественный подтекст законов. Оплата труда врача и его ответственность строго определена имущественным положением пациента. Обычно ссылаются на статьи 215-220 Свода законов Хаммурапи: «Если врач произведет у кого-нибудь серьезную операцию бронзовым ножом и причинит больному смерть, или если он снимет кому-нибудь катаракту с глаза и нарушит глаз, то он наказывается отсечением руки» (ст. 218). Однако если пациент раб, то врач должен отдать раба за раба (ст. 219). «Если врач, снимая бронзовым ножом бельмо с глаза раба, повредит ему глаз, то должен уплатить половину стоимости раба» (ст. 220). При удачной операции врач получит щедрый гонорар. «Если врач произведет у кого-либо тяжелую операцию с помощью бронзового ножа н излечит бального, или если он снимет у кого-либо бронзовым ножом катаракту,

излечив таким образом глаз, он может получить за это Ш сиклей серебра (ст. 215)'. Если больной чей-нибуль раб, то господин раба платил врачу два сикля2 серебра (ст. 217). 

www.med24info.com

Реферат: Особенности медицины Древнего Вавилона, цена: 350 руб.

ВВЕДЕНИЕ 1. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В одном из глиняных писем сообщается о ходе лечения царевны Этирту, заразившейся пневмонией и успешно выздоровевшей под присмотром Мукаллима. Этот документ позволяет сделать вывод о том, что храмы служили своеобразным стационаром, где больные получали врачебную помощь и необходимый уход. В Древнем Вавилоне не отказывали в лечении даже рабам. «Два взрослых раба свалились в колодец. У одного сломана ключица, второй разбил голову. Пусть господин напишет, чтобы выдали масла для втирания, дабы дать им поправиться», – обращался Мукаллим к главе храма. Знаменитый медик не признавал магических средств, не шептал заклинания. Вместе с помощником, служившим в храме на должности аптекаря, он собственноручно изготавливал мази, порошки, микстуры. Заказывая травы для лекарств, требовал точного исполнения рецептуры, зная, что в противном случае снадобье утрачивало целебную силу. Животные использовались в медицине Древнего Вавилона как объект для экспериментов. Вследствие запрета на вскрытия вавилоняне плохо знали внутреннее строение организма. Анатомирование разрешалось только на жертвенных животных, что давало общее представление лишь о крупных органах: желудке, почках, печени, сердце, кишечнике. В глиняных табличках упоминается о деятельности древних ветеринаров, именовавшихся Мунаишу. Однако практика вавилонских ветеринаров не ограничивалась лечением животных. Им доверялась кастрация евнухов, предназначенных для службы в царских гаремах. Впоследствии эту операцию стали производить специалисты, не имевшие медицинской подготовки. По религиозным соображениям, в Вавилоне запрещалось производить кесарево сечение. С целью спасения ребенка рассечение живота делали после смерти матери. Акушерством занимались только женщины, но их не считали врачами. Единственное упоминание о женщине-медике встречается в шумерских текстах, а в Вавилонском царстве была врачевательница, лечившая глаза. Свободная практика не была у лекарей столь популярна, как служение правителю. Высокий статус придворного врачевателя дополнялся широким кругом обязанностей и щедрым жалованьем. Он следил за здоровьем царя и членов его семейства, врачевал в гареме, куда, кроме медика, не допускался ни один мужчина. Наиболее способные целители колесили по всему Востоку, поочередно обслуживая правителей различных государств. Простой городской асу не пользовался уважением в отличие от дворцового лекаря. Его скромное положение даже не сравнивалось с авторитетом Ашипу. В последние годы существования царства (539 год считается концом Вавилонского государства) при правителях служили только маги.

Заключение Начало цивилизации и, в первую очередь, разделение труда и властных функций касалось всех сторон жизни человеческих сообществ, превращающихся в рабовладельческие государства древнего мира. И этот процесс относился не только к земледельцам, торговцам, ремесленникам, военным, правящей верхушке, но и к представителям религиозных культов, формирующихся из первоначальных верований во внеземное, трансцендентальное происхождение всех жизненных явлений и событий — языческое многообразие, мультитеистическое, не поклоняющееся единым богам, ставшее олицетворением сохранившихся до сих пор главных религий - христианства, буддизма, иудаизма, ислама и пр. Религия становилась верной опорой власти, проникая во все сферы жизни людей, более того, претендуя на духовное господство и нередко на власть в государстве. Разумеется, процесс образования государств, частной собственности, разделения труда, власти гражданской и религиозной не мог не отразиться на врачевании того периода, которое, воплотив представление народной медицины первобытной общины, ставилось все более профессиональным. В процессе разделения труда формировались ремесленники-врачеватели, специализирующиеся на диагностике и лечении различных болезней и повреждений - внутренних заболеваний, наружных, кожных и т.п., лечении травм, даже производстве хирургических вмешательств, родовспоможении. Все они руководствовались рациональным опытом народной медицины, более того, возникшей позже, уже в первых рабовладельческих государствах древности, храмовой медицины, и конечно, не могли не испытывать влияния теургических, религиозных верований. По результатам изучения особенностей медицины Древнего Вавилона можно сделать следующие выводы: 1) В Вавилоне медицинская деятельность строго регулировалась законом. В своде царя Хаммурапи, правившего в 1792–1750 годах до н. э., перечислены вознаграждения лекарям и определены суровые наказания за ошибочное лечение. Так, если врач успешно делал надрез бронзовым ножом в области глаза, то пациент обязывался заплатить ему 10 сиклей серебром, а раб – всего 2 сикля. Сломанная кость или больной сустав оценивались немного ниже: 3–5 сиклей в зависимости от социального положения больного. В годы царствования Хаммурапи 5 сиклей серебром хватало одной семье на питание в течение года. 2) Высокая плата за лечение определялась тяжким грузом ответственности медика, которого наказывали по обычаю талион (от лат. talio – «возмездие»). Если вследствие неудачной операции пациент терял зрение, то медик лишался рук. Членовредительство отменялось, если пациентом был раб; в этом случае слепого раба просто заменяли зрячим. Под фразой «надрез бронзовым ножом» подразумевалось оперативное вмешательство при абсцессе (от лат. abscessus – «гнойник, нарыв»). Такой способ лечения, с учетом использования примитивных инструментов, был связан с большим риском повреждения глаза, сосудов, нервов. В законах Хаммурапи не случайно имеется оговорка о том, кто именно выступал в качестве пациента: человек, раб человека или животное. Наряду с различием в оплате, существовала разница в степени ответственности медика. 3) Несмотря на то что вавилонское врачевание ценилось ниже египетского, о чем не раз упоминал Геродот, общая культура Двуречья оказала огромное влияние на последующие цивилизации. Вместе с клинописью по странам Азии распространились ценные медицинские знания, многие из которых не потеряли своей актуальности в современном мире. Список литературы Грицак Е.Н. Популярная история медицины. М.: Вече, 2003. – 464 с. Лисицын Ю.П. История медицины. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. СПб.: Европейский Дом, 2003. – 272 с. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории. — М.: Наука, 2000. - 798 с. Сорокина Т.С. История медицины. М.: Академия, 2004. – 560 с. Список используемой литературы

Грицак Е.Н. Популярная история медицины. М.: Вече, 2003. с. 96. Сорокина Т.С. История медицины. М.: Академия, 2004. с. 39. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. М.: Вече, 2003. с. 100. Сорокина Т.С. История медицины. М.: Академия, 2004. с. 41. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. СПб.: Европейский Дом, 2003. с. 41. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. СПб.: Европейский Дом, 2003. с. 42. Сорокина Т.С. История медицины. М.: Академия, 2004. с. 42-44. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. СПб.: Европейский Дом, 2003. с. 42-43. Сорокина Т.С. История медицины. М.: Академия, 2004. с. 45. Лисицын Ю.П. История медицины. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. с. 24. Лисицын Ю.П. История медицины. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. с. 25. Лисицын Ю.П. История медицины. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. с. 27. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории. М.: Наука, 2000. с. 56.

16

1.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. М.: Вече, 2003. – 464 с. 2.Лисицын Ю.П. История медицины. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с. 3.Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. СПб.: Европейский Дом, 2003. – 272 с. 4.Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории. — М.: Наука, 2000. - 798 с. 5.Сорокина Т.С. История медицины. М.: Академия, 2004. – 560 с.

myknow.ru

История медицины. Вавилон и Древняя Индия

image

Школьный курс древней истории бегло рассказывает, что Вавилон — это своего рода первый в мире мегаполис, располагавшийся на территории Древней Месопотамии. Этот город прочно занял свое место в мировой культуре и религии, и знаменит, прежде всего, зиккуратом Этеменанки (Вавилонской башней) и одним из чудес света — Висячими садами Семирамиды (существование которых, однако, не доказано современной наукой). Судьбоносным в истории Вавилона считается период правления царя Хаммурапи в 1793–1750 годах до н. э.

Знаменитый кодекс Хаммурапи — один из древнейших правовых памятников в мире, регулировал не только вопросы частного и уголовного права, но и предоставления медицинских услуг. Закон также устанавливал тариф на услуги врачей и хирургов и сурово их наказывал за непрофессиональную работу.

В основе медицины в Древнем Вавилоне, как и в Египте, лежали магические ритуалы. И даже те немногие процедуры, основанные на научном знании, вроде постановки диагнозов и дальнейших прогнозов состояния здоровья пациента, были насквозь пронизаны сверхъестественным. Об этом историки узнали из ассирийских копий вавилонских текстов, которые, как считается, возникли в первой половине II тысячелетия до нашей эры.

imageСвод законов Хаммурапи

Диагностическое руководство основывалось на наборе аксиом и предположений, в том числе и представлений о том, что при осмотре пациента можно определить болезнь, ее причину и будущее развитие, а также шансы выздоровления. Симптомы заболеваний лечились с помощью терапиии травами и кремами.

В ведущих медицинских трактатах вавилонские медики описывают психические расстройства, инфекции, облысения, заболевания органов дыхания и пищеварения, мышц и связок. Кроме этого, существовали отдельные специализированные работы по беременности, родам, акушерству и заболеваниям половых органов.

Хотя вавилонские врачи составили за всю свою историю достаточно много рецептов, большинство из них сегодня считаются неэффективными для рассматриваемых состояний. Большинство используемых ингредиентов были выбраны, вероятно, на основе комбинации проб, ошибок и догадок. А еще вавилонские врачи практически ничего не знали о функциях большинства органов человеческого тела.

Несмотря на то, что вскрытия помогли врачам узнать о расположении и внешнем виде органов, понимание их работы этим ограничилось. Например, вавилоняне думали, что печень — источник жизни тела, как физический, так и духовный.

Археологи выяснили, что практикующие врачи в Древнем Вавилоне пытались диагностировать и лечить самые разные болезни: кишечные расстройства, проблемы с дыханием и мочеиспусканием, эпилепсию и даже психические расстройства. Тем не менее, их диагноз не всегда предполагал естественную причину этих заболеваний. Зачастую они приписывали страдания богам или духам, а за поиском дальнейшего лечения обращались к астрологии и другим суеверным методам.

Например, автор справочника по диагностике Сакикку в 11 веке до н. э. писал, что если врач, направляясь к пациенту, увидел на своем пути свинью, то это признак скорой смерти пациента. Он даже приводит особую классификацию: если свинья черная — пациент будет находиться в критическом состоянии или скоро умрет, белая свинья — признак вероятного выздоровления.

Вавилонское здравоохранение держалось на двух типах практикующих специалистов: врачах и экзорцистах (или священниках). Часто они работали вместе: один обеспечивал лечение, а другой защищал от злых духов, которые, как полагали, негативно влияли на здоровье.

Врач в первую очередь занимался постановкой диагноза, дальнейшими прогнозами и физическим лечением: выписывал рецепты, ухаживал за ранами, проводил операции и совершал другие медицинские процедуры. Но для того, чтобы стать врачом, не требовалось какое-либо свидетельство или доказательство знания, поэтому любой вавилонянин мог претендовать на эту роль и заниматься медициной.

Изначально роль экзорциста в древневавилонской медицине и здравоохранении заключалась в изгнании злых духов, которые могли нанести вред здоровью пациентов. Экзорцисты хорошо разбирались в заклинаниях, которые использовались как отдельно, так и вместе с медицинским лечением. Считалось, что виновниками психологических и психических расстройств были демоны, поэтому роль экзорциста в лечении этих заболеваний была важнее, чем у практикующего врача. Иногда экзорцист даже брал на себя двойные обязанности и работал как врач, ставя диагнозы и совмещая лечение болезни с магическими ритуалами.

Экзорцисты пользовались большим уважением среди вавилонян и обладали более высоким социальным положением и признанием из-за их религиозной важности. Стать экзорцистом мог не каждый, что и отличало его от практикующего врача.

В древневавилонской медицине использовались большое количество разных материалов. Прежде всего, в ход шла растительность и продукты животного происхождения (иногда — фекалии), минералы. Многие материалы, прописанные в рецептах, исследователи не смогли распознать. Из этих ингредиентов врачи делали мази, растительные масла, напитки, пилюли, обертывания и клизмы. Однако никаких данных об использовании какого-либо из этих материалов в анестетике найдено не было. Это свидетельствует о том, что любой пациент, решившийся на операцию, должен был выдерживать очень сильную боль. Для лечения психических расстройств, помимо магии, в ход часто шли травяные средства.

В некоторых текстах детально описаны рецепты мази, которые помогают бороться с «солнечными болезнями», под которыми современные ученые понимают солнечные ожоги. В одном документе подробно описано решение проблемы с почками путем введения бронзовой трубки в уретру и вдувания лекарств. Помимо этой не самой приятной процедуры для решения проблем с почками существовал более гуманный рецепт: «Раздавите и смешайте вместе импер-лим (imhur-lim), мирру, страусиную яичную скорлупу и черную фритту, вымачивайте в течение трех дней, а рыбном рассоле, затем в течение трех дней в вине и в течение трех дней в гранатовом соке. Если он [пациент] продолжит пить это, то скоро пойдет на поправку».

Свидетельств о культурных пересечениях вавилонян с другими цивилизациями практически нет, поэтому можно сказать, что медицина и другие сферы жизни общества развивались автономно. Исключением являются только контакты с жителями Древней Индии, о курсе развития медицины которых мы и поговорим далее.

Медицина в Древней Индии начала развиваться около 5000 г. до н. э. Уже тогда стоматологи в долине реки Инд, где сейчас находится Пакистан, сверлили зубы людей, пытаясь вылечить их. Четыре тысячи лет спустя врачи северной Индии написали медицинский учебник Атхарваведа. В нем объяснялось, что любую болезнь вызывают злые духи, и вылечить ее можно, убив духа ядами или заклинаниями.

image

В общем и целом их медицина мало чем отличалась от вавилонской или египетской: с укусами змей индийцы боролись заклинаниями, а с проказой — с помощью лишайника, который, по-видимому, работал как антибиотик. Некоторые историки предполагают, что древние люди Ямная привезли индийцам марихуану, когда прибыли на индийский субконтинент примерно в 1000 году до н. э.

В отличие от скудных сведений о медицине Вавилона, которые дошли до наших дней только благодаря ассирийцам, труды об индийских медиках сохранились достаточно хорошо. Отцом-основателем индийской медицины считается хирург по имени Сушрута, который жил около 500 г. до н. э. Сушрута описал, как вытаскивать зубы, вправить сломанные кости и побороть болезни кишечника — всего около 1200 заболеваний. Он также перечислил 760 лекарственных препаратов и составил список 20 острых инструментов, необходимых хирургу, включая ножи, ножницы, пилы и иглы, и 101 тупой инструмент (щипцы, трубки, рычаги, крючки и зонды). Известен он также своими операциями по удалению катаракты. Эффективность их была ничтожно мала, и чаще всего операция оставляла пациента полностью слепым.

Операции по восстановлению носа пациента проходили более удачно, и Суршута по праву получил статус первого пластического хирурга. В Древней Индии эта операция считалась важной, поскольку в те времена широко была распространена практика наказания за прелюбодеяние через ампутацию носа.

Сушрута не пользовался никакими анестетиками, кроме вина, хотя и рекомендовал своим пациентам употреблять вещество бханг (съедобный препарат из марихуаны) для лечения кашля и дизентерии. Примерно в то самое время, когда жил Сушрута, индийцы начали использовать фильтры из песка и угля, чтобы получить чистую воду. Это изобретение, скорее всего, спасло очень много жизней.

Примерно к 200 г. н. э. греческие, китайские, а вместе с ними и индийские врачи перестали винить во всех бедах злых духов. На их место пришли телесные жидкости, о чем написал индийский врач Чарака. Он признавал, что лучшее средство для лечения многих болезней — их профилактика. Чарака рекомендовал поддерживать равновесие жидкостей, чтобы оставаться здоровым. Всего он признавал три типа жидкостей: желчь, мокроту и воздух. Если одна из этих жидкостей выходила из равновесия, древний врач рекомендовал принимать лекарства, чтобы снова привести все в состояние гармонии.

Помимо перебалансирования жидкостей в организме индийцы работали с действенными лекарствами: цингу — дефицит витамина С — лечили цитронами. Индийских врачей так уважали, что местные торговцы буквально сколачивали состояние на продаже лекарств в Римскую империю, Иран, Восточную Африку и Китай.

Чарака из работ более ранних египетских врачей знал, что через кровеносные сосуды питательные вещества поступают в различные органы, что организм в целом вырабатывает отходы, а мозг служит для мышления. Он же первым описал оспу, которая примерно в то же время впервые опустошила Римскую империю.

Несколько сотен лет спустя индийские медики первыми придумали прививать людей от оспы. В 700-х годах н. э. доктор Мадхав впервые упоминает об этом способе борьбы с оспой. Он знал, что можно вылечить людей, соскабливая струпья с кожи тех, кто уже болен, а затем вводить в организм при помощи иглы или вдувать растертый порошок через нос.

Когда северная Индия была завоевана мусульманами около 1000 г. н. э. многие иранские врачи прибыли туда из Западной Азии, чтобы работать там на мусульманских правителей. Тогда же они столкнулись с тем, иранцы и индийцы по-разному определяют список жидкостей человеческого организма, и пытались выяснить, на чьей стороне правда. Например, некоторые мусульманские врачи начали считать воздух как одну из жидкостей, а черная желчь и желтая желчь определялись как одна единая субстанция.

Вместе с врачами из Ирана в Индию попал опий и белена черная, которые считались анестетиками, а к 1200 году н.э. индийские врачи с юга научились использовать опиум в качестве средства борьбы с диареей. Доктор Лакшмана Пандита писал в начале 1400-х годов н.э. о различных видах лихорадки, дизентерии, выкидышах, раке, эпилепсии и даже о камнях в почках. Как и врачи того периода из других регионов, он считал, что проблемы со здоровьем у пациента можно определить, посчитав пульс.

Медицина Вавилона и Древней Индии прошла долгий, но главное, продуктивный путь развития от лечения болезней заклинаниями и поиска действительно эффективных лекарств до успешных хирургических операций и лечений эпидемий. Вавилонские доктора, будучи изолированными в своих практиках от всего остального мира, предпринимали настойчивые попытки понять природу недугов и способы их лечения. Им не всегда это удавалось, однако благодаря их работе мы можем проследить путь медицинской мысли того времени. Индийцам же удалось систематизировать лучшие и эффективные практики, разработать сразу несколько медицинских школ и вывести представление о лечении серьезных эпидемий на новый уровень.

Geektimes прочитано 6065 раз

pcnews.ru

... - Медицина - Наука - Каталог статей

Медицина в Вавилоне и Ассирии достигла значительных успехов. Насколько можно судить по древним текстам, вавилонские эскулапы умели делать сложные хирургические операции, а их познаниям в области анатомии человека могли позавидовать европейские коллеги.

Рассказывать о магической медицине, как и о древнем Вавилоне достаточно сложно, так как из тех времен дошло слишком мало достоверных источников. Первый известный вавилонский царь Хаммурали правил с 1792 по 1750 год до нашей эры, то есть более тридцати семи столетий назад. Известно что он силой и коварством объединил под властью Вавилона все города и племена в Междуречьи Тигра и Евфрата.

Сам город был основан за сто лет до этого, Хаммурали был его шестым правителем. Вавилонское Царство с перерывами просуществовало после Хаммурали двенадцать веков и было окончательно уничтожено персами в конце шестого века до нашей эры. Мы не знаем, когда у вавилонян появилась письменность, на каких языках они говорили в разные периоды истории, на чем они делали свои записи. До нас дошли лишь отрывочные сведения, записанные на глиняных табличках. По иронии судьбы, самое полное собрание сведений о жизни и культуре древнего Междуречья представляет собой библиотека царя Ашшурбанипала - вечного соперника Вавилона, другого могущественного семитского государства Ассирии. Естественно, ее составители изображали правителей Вавилона и их подданных сосредоточением пороков, подлости и коварства, а своих царей, напротив, героями, исключительно добродетельными, в соответствии с представлениями того времени. Однако, о состоянии и развитии наук, медицины и магии эта библиотека на глиняных табличках дает достаточно полное представление. Хотя, конечно же, это не единственный дошедший до нас источник.

Медицина в Вавилоне и Ассирии достигла значительных успехов. Насколько можно судить по древним текстам, вавилонские эскулапы умели делать сложные хирургические операции. Некоторые исследователи даже предполагают, что они могли делать операции по удалению злокачественных опухолей. Недавно, в ходе дешифровки одного древневавилонского текста, было достоверно установлено, что в древнем Вавилоне умели правильно диагностировать и оперировать аппендицит. Познаниям же вавилонских эскулапов в области анатомии человека могли позавидовать их европейские коллеги даже в начале позапрошлого века. Впрочем, эти знания объясняются тем, что вавилонские эскулапы могли изучать человеческие внутренности, жестоко разделывая трупы и живые тела тех несчастных, которые обвинялись в колдовстве и приносились в жертву верховному магическому божеству Эа. Европейские медики не могли позволить себе ничего подобного, так как христианская церковь долгое время запрещала вскрытие трупов не только умерших людей, но даже животных. Впрочем, вавилонские эскулапы хорошо знали лишь то, в какой части человеческого тела находится орган, но часто имели неверные представления о его предназначении. Они считали, что сердце - это не только мотор системы кровообращения, но так же орган разума и место, где обитает душа человека. О нервной системе и функциях головного мозга им, судя по всему, ничего не было известно.

Впрочем, медицины, как таковой, в древнем Вавилоне не было. В древневавилонских текстам также нет таких слов, как "врач" или "эскулап". Все врачеватели в Вавилоне были жрицами магического бога Эа. Другим подданным вавилонских царей, вероятно, было запрещено заниматься врачебной практикой. Если кто-то нарушал этот запрет, то также делал это от имени какого-нибудь божества. Такое представление сформировала мистическая религия жителей древнего Междуречья, которые были склонны объяснять все события и явления окружающего их мира, от головной боли до грандиозного наводнения, результатами работы различных духов. Вся жизнь вавилонян проходила под страхом перед духами, и особым почтением пользовались те люди, которые были способны вступать в общение с духами и даже повелевать ими. Такими людьми стали жрицы бога магии и волшебства Эа.

Насколько можно судить по дошедшим до нас древневавилонским источникам, в самом начале формирования цивилизации в Междеречьи бог Эа был местным божеством-покровителем города Эриду, точно так же, как бог Мардук был местным богом-покровителем города Вавилон. После того, как вавилонский царь Хаммурали подчинил Вавилону все города Междуречья, местные боги получили каждый свою специфическую версию, и Эа стал покровителем магии, потому что в Эриду она получила особое развитие. По другой версии, Эа первоначально был богом водной стихии. Город-храм Эриду, посвященный ему, был построен у естественного источника минеральной воды, которая, как заметили древние жители Междуречья, имела целительные свойства. В течении столетий этот храм превратился в центр целительства, магии и прочего волшебства, и бог Эа приобрел новое предназначение. Почти на всех дошедших до нас древних рисунках бог Эа изображается в кольчуге из рыбьей чешуи. Иногда он имеет даже рыбью голову. И почти всегда в руках у него сосуд, наполненный какой-то жидкостью.

Бог Эа, в общем-то, добрый персонаж, но не каждый может получить его расположение. Например, бесполезно обращаться за помощью к нему тем, кто вступал в сговор со злыми духами и занимался черной магией. Что касается злых духов, то древневавилонские врачеватели придумали особого духа для каждой болезни. Самыми страшными духами были Намтар и Идпа, которые вызывали неизлечимые в те времена болезни: чуму и лихорадку соответственно. Ангину в представлении вавилонян вызывал дух Утук, туберкулез - Алал, гангрену - Телал, раковые опухоли - Гигим. Впрочем, сейчас нельзя уверенно сказать, действительно ли авторы древних медицинских текстов верили, что болезни вызываются этими духами. Возможно, они употребляли такие имена для того, чтобы передать известные им знания в аллегорической форме.

Сложно судить, какими методами пытались лечить все эти болезни жители Вавилона. В дошедших до нас источниках мы находим не только тексты заклинаний, которые могли защитить от того или иного болезнетворного духа, а также советы слепить, а затем разбить или сжечь изображение злого духа, чтобы напугать его и изгнать из человеческого тела. Большое распространение также имели всевозможные амулеты и талисманы. Однако, вавилонские письменные источники дают основание полагать, что продолжительность жизни в древнем Вавилоне была достаточно большая. Например, ассирийский царь Ашшурбанипал вошел на престол в возрасте сорока лет и правил тридцать девять лет. В письменном источнике говорится, что боги забрали душу этого великого правителя раньше, чем у многих менее достойных правителей Вавилона. Очевидно, что большая продолжительность жизни обеспечивалась достаточно высоким развитием медицины. В последние годы обнаруживаются новые свидетельства того, что вавилонских царей, высших жрецов, а также просто богатых людей могли лечить такими методами, которые не знает даже современная медицина. На одном из древневавилонских рисунков мы находим изображение врачевателя, который рассматривает через прозрачную рамку своего пациента. При этом тело пациента изображено прозрачным, видны все его внутренние органы. Первоначально исследователи подумали, что эта картина представляет собой первый опыт написания анатомического учебного пособия аллегорической формы. Спустя несколько лет после изобретения рентгеновского аппарата предположили, что вавилонянам могло быть известно это чудо медицинской техники. Однако, в этом случае надо думать, что методам медицинской диагностики их учили какие-нибудь инопланетяне. Несколько лет назад датские исследователи древневавилонских текстов предложили более правдоподобное, но не менее невероятное объяснение. В одном из текстов они нашли упоминание о чудодейственном эликсире, который целители давали пить своим пациентам или смазывали им их кожу. После этого кожа становилась прозрачной, целители без всякого рентгена могли рассматривать их внутренние органы. При этом сам пациент впадал в особый сон, при котором он мог двигаться, выполнять команды своего целителя, но не чувствовал боли и не мог издавать никаких звуков. В таком состоянии он мог быть подвергнут самому серьезному хирургическому вмешательству. Через некоторое время пациент и его кожа снова возвращались в обычное состояние, а он сам не помнил, что было с ним во время сна.магическая медицина.jpg

sergeyuglov.ucoz.ru

Ролевая игра Древние Цивилизации: Информаториум –> Об ассиро-вавилонской медицине

Древние Цивилизации: Информаториум –> Об ассиро-вавилонской медицине

Об ассиро-вавилонской медицине.

 

По : Сорокина Т.С. История медицины, 2 тт.

 

 

 

На протяжении веков в культуре и естественно-научных знаниях Ассирия придерживалась в основном вавилонских традиций. Это позволяет говорить о вавилоно-ассирийской культуре (и врачевании) как о едином целом.

 

Ашшурцы считали, что земная жизнь является отражением небесной и воспринимали все явления общественной жизни и здоровье человека в единстве со всем окружающим миром, т. ё. Вселенной. Они приняли верования шумеров и пантеон шумерских богов (так же, как полтора тысячелетия спустя древние римляне заимствовали пантеон древнегреческих богов). Они сохранили их функции, но или богам другие имена. По представлениям древних жителей Двуречья, во главе мира стояла верховная триада богов: бог неба Ану, владыка земли и воздуха Энлиль – с которым ассоциировался Ашшур, -  и бог водной стихии Мирового океана)  Эа (Эйа).

 

 

 

По преданию, Эа ведал глубинами вод, где, как верили еще шумеры, обитала мудрость. Поэтому Эа почитался так же, как бог мудрости и покровитель врачебного искусства. Тайну знания воды он передавал «знающим воду» — асу (шум. a-zu, аккад. asu). Этим именем в древней Месопотамии называли врачевателей, которых изображали в одежде в виде рыбы. Непременными атрибутами асу были кувшин с водой и курильница с углями — ритуальный сосуд для сжигания благовоний.

 

 

 

Помимо верховной триады богов существовала    другая     триада:    бог Солнца Шамаш, бог Луны Сии и богиня Утренней звезды Иштар.

 

 

 

В народе верили, что изображение Иштар приносит исцеление от болезней. Так, правитель страны Митанни — Душратта (XIV в. до н. э.) отправил статую Иштар Ниневийской в Египет заболевшему фараону Аменхетепу IV (Эхнатону), выражая таким образом свою веру в целительные силы Иштар.

 

 

 

Столь же могущественной считалась  богиня Эрешкигаль, владычица подземного мира — «страны, из которой нет возврата». Ее супруг — бог Нергал, покоривший Эрешкигаль и ставший также властелином подземного царства, среди прочих своих дел управлял заразными болезнями и лихорадками, которые, как призраки, «выползали» из-под земли — преисподнего мира. Прямой противоположностью Эрешкигаль была богиня врачевания и исцеления Гула, которая получила свое искусство от верховной триады богов.

 

 

 

Гула в переводе с шумерского означает «Великая». Под этим именем она упоминается в текстах Месопотамии начиная с XXII в. до н. э. Ее называли также «Великая врачевательница» или «Оживляющая мертвых Гула». Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней.

 

 

 

Кроме Гулы покровителями врачевания были Ниназу — «владыка знания воды» и Нингишзида — «владыка благого дерева» (дерева жизни). Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины. Древнейшее изображение такого посоха выполнено на кубке шумерского правителя из г. Лагаш — Гудеа, который жил в XXII в. до н.э.

 

 

 

Во времена Хаммурапи в связи с возвышением стольного города Вавилона верховным божеством стал его покровитель — Мардук, сын Эа. Мардуку приписывались все положительные качества: от всепобеждающей силы в сражениях до исцеления больных. На территории Ассирии верховным божеством был Ашшур, и все качества Мардука приписывались ему.

 

 

 

Помимо богов мир жителей древнего Двуречья наполняли полубоги, герои, семь мудрецов и семь злых демонов, другие демоны и духи. Некоторые из них считались добрыми, но большинство — злыми, внушавшими страх существами, которые, по мнению древних вавилонян и ассирийцев, постоянно наблюдали за людьми и были виновниками неприятных событий и возникновения болезней.

 

 

 

К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (аккад. Asutu — искусство врачевателей) и ашипуту (аккад. asiputu — искусство заклинателей) .

 

 

 

Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики — асу (аккад. asu —знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu — заклинающий) .

 

 

 

Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории.

 

 

 

1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Например: «...он приблизился к замужней женщине» или «...он приблизился к жрице своего бога; в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить».

 

 

 

 2.        Связанные с явлениями природы и образом жизни. Не следует думать, что болезни у народов древней Месопотамии связывались только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением  нездоровой пищи,  купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.

 

 

 

3.         Связанные  с  религиозными  верованиями  («рука    бога», «дуновение злого    духа»,    «объятия      Ламашту» и т. п.).

 

 

 

Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами: «рукой» конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т. п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову (описание которого напоминает инсульт).

 

 

 

Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: «он умрет», он не выздоровеет» и т. п. Благоприятный прогноз встречается реже: «он будет жить», «он вылечится», «его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить». Если прогноз был безнадежен, ашипу (в отличие от асу), удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему». Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.

 

 

 

Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить». Прогноз «он умрет» в текстах асу встречается редко. Вот пример такого неблагоприятного прогноза:

 

 

 

«Если человек так страдает oт желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз... этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрет».

 

 

 

Если же болезнь была за пределами компетенции асу, он «не протягивал своей руки».

 

 

 

Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить лихорадку и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т.п.

 

 

 

Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена (в частности, около 50 видов зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, - кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т. д.

 

 

 

Названия многих лекарственных средств в клинописных текстах выражены непонятными нам знаками. Возможно, они зашифрованы. Вот почему большинство из них невозможно отождествить с известными сегодня.

 

 

 

Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20). Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа,  использовали  при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов. В отличие от асу главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Ашшурбанапала обнаружено собрание заклинаний и обрядовых действий из 40 табличек под общим названием «Когда в дом больного [заклинатель идет]». Искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется «психотерапией», однако за этим искусством скрывалась другая сторона его деятельности — лекарственное лечение. Так, в одной из табличек говорится:

 

 

 

«Если припадки вызваны рукой призрака, привяжи пять лекарств... к полоске из кожи ягненка и оберни его вокруг шеи больного, и он будет чувствовать себя лучше».

 

 

 

Понятно, что пять лекарственных средств, уже проверенных на практике, в сочетании с целебными свойствами самой кожи ягненка не могли не оказать  благоприятного действия.

 

 

 

Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или «преследовавших» его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (3 раза, 7 капель и т. п.). Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее, исходя из предыдущего опыта; и всегда сопровождал свои действия обращением к богам (как правило, Мардуку и Набу) и добрым духам.

 

 

 

Набор лекарственных средств ашипу был значительно уже, чем врача-эмпирика асу. Однако почти в каждой рекомендации есть указание на использование лекарств. Например: «...25 лекарств,  чтобы  освободить от колдовства» или: «растолки траву шалфей и смешай ее с маслом; трижды скажи заклинание и положи на зуб».

 

 

 

Упомянутое заклинание — «Заговор против зубной боли» — представляет собой высокохудожественное литературное произведение древней Месопотамии и заслуживает того, чтобы привести его полностью:

 

 

 

Когда Ану сотворил небо,

 

Небеса сотворили землю,

 

Земля сотворила реки,

 

Реки сотворили протоки, Протоки сотворили болота,

 

Болота червя сотворили.

 

Отправился червь к Шамашу, плача,

 

Пред богом Эа текут его слезы,

 

«Что ты выделишь мне в пропитанье? Что ты выделишь мне для сосанья?»

 

«Спелые фиги

 

И сок абрикоса».

 

«На что мне фиги

 

И сок абрикоса? Среди зубов дозволь поселиться,

 

Сделай челюсть моим жилищем.

 

Кровь из зуба сосать я буду, Буду глодать я корни зуба».

 

 «Зацепи острие, ухвати за корень!

 

Сам себе, червь, избрал ты такое!

 

Да сразит тебя Эа

 

Рукой могучей!»

 

 

 

Перевод В. К. Афанасьевой

 

 

 

 

 

 

 

В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которые клали в дупло больного зуба.

 

Неудачный исход врачевания (что при том уровне развития медицины было явлением вполне естественным) ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: «такова воля богов» или «болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства» и т. п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.

 

 

 

 Репутация эмпирика-асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции.

 

 

 

Однако в целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу. Это подтверждают и письма-таблички врачевателя Мукаллима (Mukallim, XIV в. до н. э.), который лечил больных в храме близ Ниппура: он успешно излечивал лихорадки и воспаление дыхательных органов, кожные заболевания и травмы. Во всех письмах Мукаллима и его помощника, занимавшегося приготовлением лекарств (так называемого «аптекаря»), нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях — его лечение было эмпирическим.

 

 

 

Из писем Мукаллима понятно, что больные находились под его присмотром в течение всей болезни. Следовательно, в древней Месопотамии при храмах были помещения для больных («лечебницы»), где лечили знатных особ (Мукаллим сообщает о лечении царевны), служителей храмов и даже рабов:

 

 

 

«Два твоих взрослых раба,— пишет Мукаллим главному администратору храма,— которые свалились в колодец: у одного сломана ключица, второй разбил голову; пусть господин мой напишет, чтобы выдали масла [для втирания], дабы дать им поправиться».

 

 

 

Это письмо, так же как и Законы Хаммурапи, свидетельствует о том, что в ряде случаев рабов в древней Месопотамии лечили.

 

 

 

Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали, (о вскрытии тел умерших в текстах не упоминается). Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных   внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.

 

 

 

Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т. е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.

 

 

 

Ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминания о том, что мы называем оперативным лечением; нет свидетельств об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, столь распространенной в других регионах земного шара. Однако в юридических текстах и сборниках законов говорится о вознаграждении врачевателю за успешное лечение травм или удачно выполненный им «надрез бронзовым ножом».

 

 

 

Самым обширным памятником права, древней Месопотамии являются законы шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи. Они высечены на базальтовом столбе высотой 2,25 м (рис. 15), который был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией под руководством  де Моргана при раскопках древнего г. Сузы (на территории современного Ирана). Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке.

 

 

 

Некоторые параграфы Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение:

 

 

 

221. Если лекарь срастил сломанную кость [у человека] или же вылечил больной сустав, [то] больной должен заплатить лекарю пять сиклей серебра.

 

 

 

 

222.     Если   [это]   сын   мушкенума ,   [то] он должен заплатить три сикля серебра.

 

 

 

 

223.     Если [это] раб человека, [то] хозяин раба должен заплатить лекарю два сикля серебра.

 

 

 

Во времена Хаммурапи на один сикль серебра (ок. 8,4 г) можно было купить 300 л зерна. По нормам потребления того времени мужчине требовалось в год около 550 л зерна (ячмень) из расчета 1,5 л в день (мясо ели только во время обрядов жертвоприношения). Для женщин и детей нормы зерна были в два раза меньше. Таким образом, пять сиклей серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.

 

 

 

При общей суровости Законов Хаммурапи столь высокая плата врачевателю за лечение была связана с большим риском его профессии из-за обычая «талиона» (воздаяние равным за равное: око за око, зуб за зуб). В случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию:

 

 

 

Дата последнего изменения: 26.05.2010 в 00:44

ancients-10.allrpg.info


Смотрите также