Древнее племя майя. Племя майя.Вдоль южной границы цивилизации майя.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Племена Майя (стр. 1 из 2). Древнее племя майя


Племя майя. Вдоль южной границы цивилизации майя.

Трудно назвать еще одну древнюю цивилизацию столь высокоразвитую и могущественную для своего времени и вместе с тем загадочную и таинственную, как племя майя. Почему выдающиеся математики и астрономы, просвещенные жрецы и неустрашимые войны оказались совершенно не готовы противостоять более агрессивным народам устоять под натиском природных стихий, почему они бесконечно воевали между собой. Когда и откуда они появились? Ведь их солнечный календарь, просчитанный с исключительной точностью, фантастической для их современников, начинается задолго до ледникового периода. Что они знали о далеком прошлом, почему неожиданно покинули свои великолепные города, значительно превосходящие в то время европейские, почему они выродились и растеряли со временем богатейшие знания, дошедшие к ним из глубин тысячелетий? И, наконец, что означает их предсказание о закате «Пятого солнца» и смене цивилизации 23 декабря 2012 года.

Сан Андрес – пирамиды племени майя на территории Сальвадора

Познакомившись предварительно с инками и ацтеками, посмотрев древние города майя в Мексике и Гватемале, хотелось продолжить знакомство с историей Мезоамерики. Ученые утверждают, что становление цивилизации майя началось в провинции Петен, на территории современных Гватемалы и Гондураса, значительные памятники сохранились на территории Сальвадора и Белиза, есть следы пребывания майя в Никарагуа и Коста-Рике. Обогнув горную цепь с потухшими и действующим вулканом,  пускающим время от времени облако дыма в Гватемале, мы направляемся к границе с Сальвадором. От Антигуа ехать примерно четыре часа. Вот и пограничный пункт. Пока оформляют паспорта можно побродить по приграничной территории. Подбежали менялы с колонами – сальвадорскими деньгами, но они никому не нужны. В Сальвадоре все проблемы проще решать с помощью долларов. Жарко на солнце, но вместо мороженого, на такой же привычной тележке, продают апельсиновый сок. Апельсины сложены пирамидкой. Еле уловимый взмах мачете и очередной апельсин разделен строго на две половинки. Продавец руками тщательно выдавливает сок в высокий граненый фужер, а сверху добавляет сырое куриное яйцо. Коктейль не размешивается, он уже готов, нужно заплатить доллар. Торговля идет бойко, но паспорта уже оформлены, и можно отправляться дальше.

Раскопки древнего поселения майя Хойя-де-Серен в Сальвадоре

Сальвадор главным образом расположен на вулканическом нагорье - 600-700 метров над уровнем океана. Нагорье пересекают многочисленные реки и отроги гор, обрывающиеся крутыми уступами к океану. В межгорных впадинах, заполненных вулканическим пеплом – довольно много озер. Здесь часто происходят землетрясения и извержения вулканов. Реки, пересыхающие в сухой сезон, во время ливневых дождей превращаются в мутные потоки и часто выходят из берегов. Это бывает с мая по октябрь, когда по всей стране выпадают обильные осадки, принесенные ветрами с Тихого океана. Дубовые и сосновые леса чередуются с травянистыми саваннами и кустарниковыми зарослями. В Сальвадоре только одна хорошая дорога - Панамериканское шоссе, которое проходит вдоль всего континента.

Мы сворачиваем с магистрали и едем по двухполосной дороге. За ажурным мостом, наконец, пункт назначения. Это древнее поселение майя Хойя-де-Серен, которое находится в 15 км от столицы Сан Сальвадор у деревушки Санта-Тесла. На рубеже 600 года н.э. оно было погребено под пеплом вулканического извержения. Это «Американские Помпеи», только в данном случае все население деревни успело спастись. Слой пепла и вулканических шлаков достигает шести метров. Работы по расчистке ведутся сразу на нескольких огороженных участках и можно увидеть древнее поселение в его первозданном виде. Под пеплом сохранились дома, улицы и даже предметы быта племени майя в нетронутом виде, что существенно отличает эти раскопки от других более крупных исторических памятников, разграбленных за столетия вандалами.

Потомки индейцев майя в небольшом городке в Сальвадоре

В пяти километрах отсюда находится Сан Андрес – один из наиболее крупных памятников цивилизации майя на территории Сальвадора. Он охватывает более трех квадратных километров. Здесь расположен древний город майя. По оценкам ученых, в 650-900 годах н.э., когда город достиг своего расцвета и был столицей плодородной долины, именовавшейся Сапотитан, здесь проживало около 12 тысяч человек. Пока вскрыта лишь небольшая часть сооружений на возвышенности, причем, только боковые стены, а сами постройки напоминают скорее холмы или курганы, поросшие сочной травой. Здесь, совершенно свободно пасется отара овец и равнодушно ощипывает траву на древних реликвиях. Среди построек выделяется Акрополь с примыкающими к нему кварталами знати. Довольно значительна южная площадь – мощеная каменная платформа, на которой размещаются различные пирамиды и башенки. Обсерватории, характерной для некоторых городов майя здесь нет. С южной стороны платформы находится храм с алтарем, с восточной – погребальные пирамиды, с северной – рыночная площадь. С высоты города открывается великолепный вид на соседнюю долину и холмы. Территория комплекса вся в зелени: деревья, кустарники и высокая трава.

Подготовка к религиозному празднику в деревушке майя

Майя добились больших успехов в математике. Они впервые в истории человечества применили идею учета местоположения цифр при записи больших чисел, почти на тысячу лет раньше, чем в Европе. Впервые в мире ввели понятие ноль, без которого нельзя оперировать большими числами, что было само по себе гениальным открытием, еще долгое время недоступным другим народам. У них была двадцатеричная система счисления, на которой и основан майяский календарь. В литературе говорится о том, что астрономы майя определили продолжительность года в 365, 242 дня, значительно более точно, чем это удалось создателям юлианского и современного григорианского календарей! Майя определили цикл вращения Луны вокруг Земли с точностью до: 29,53059 дня. Они изучали и другие планеты: Марс, Венеру, особое внимание уделяли созвездию Близнецов. Вычислили фазу обращения Венеры вокруг Солнца с ошибкой всего лишь на 14 секунд в год. И это все за несколько сот лет до того, как в Европе только узнали, что Земля круглая, что она вертится, и не сразу захотели в это поверить. Последний известный календарь майя датируется 903 годом нашей эры.

Майя были не только математиками и астрономами, но еще и астрологами. Они даже по современным меркам с удивительной точностью определяли те или иные астрономические события. Майя считали, что Вселенная существует в рамках великих циклов и утверждали, что до нашей цивилизации уже было четыре таких цикла. Сейчас пятый цикл, и человечество живет в эпоху «Пятого солнца». Все предшествующие культуры погибли во время великих катаклизмов, и лишь немногие люди остались в живых и поведали о том, что случилось. Первая цивилизация погибла из-за землетрясений, вторая – катастрофических циклонов, третья – от извержений вулканов, четвертая – от наводнения. Наша цивилизация, по их мнению, должна погибнуть из-за «движения Земли», что будет сопровождаться сильнейшим наводнением.

Пирамиды в Копане – старинном городе майя в Гондурасе

В северных и восточных областях Сальвадора места достаточно дикие и малолюдные. Даже конкистадоры не особенно хотели сюда заходить: с одной стороны из-за многочисленных вулканов на востоке за рекой Рио-Лемпа, с другой - пустынных холмистых пастбищ на севере. Народ в этих областях традиционно жил бедно, наиболее драматично разворачивались события недавней гражданской войны. В этих местах особенно активны были партизаны, и местное население до сих пор относится к любым «бледнолицым» недостаточно дружелюбно, поэтому туристам приезжать сюда еще рановато. Даже в достаточно спокойных областях Сальвадора у многих мужчин оружие: скорострельные винтовки, пистолеты или, по крайней мере, внушительное мачете. Что у них припасено дома остается только догадываться.

Довольно интересной оказалась экскурсия в национальный парк Сьерро-Верде, расположенный неподалеку от города Санта-Анна в кратере потухшего вулкана. Отсюда открывается великолепный вид на озеро Коатепеке, действующий вулкан Исалько и тропические ландшафтные пейзажи. Вулкан получил прозвище «Маяк Тихого океана» благодаря своему постоянно активному кратеру, свечение которого даже днем видно на многие километры. К кратеру по склонам водят экскурсии. Мощные извержения последнее время достаточно редки. Сам национальный парк считается наиболее богатым по разнообразию растений и животного мира в Сальвадоре. Здесь проложены узкие петляющие тропинки со ступеньками, посыпанными гравием, которые, то поднимаются в гору, то, неожиданно приводят к обрыву со смотровой площадкой. По обеим сторонам – густой тропический лес. Деревья, стволы которых покрыты мхом, а на ветвях – «растения паразиты», лианы, спускающиеся вниз вплоть до выступающих над землей корней. В лесу сохранилась нетронутой реликтовая форма растительности, какая была много сотен лет назад, в пору расцвета народности майя. Рядом расположено озеро Коатепеке, название которого переводится как «Озеро змеиного холма». Оно примыкает к склону ближайшего вулкана Санта-Анна, самого высокого в Сальвадоре (2365 метров). На озере много выдолбленных из куска дерева каноэ, на берегу - горячие источники.

Жертвенный камень майя

В результате отсталости, многолетней гражданской войны и других обстоятельств, туристический бизнес в Сальвадоре еще слабо развит, сюда приезжает немного туристов, поэтому на поиски следов цивилизации майя отправляемся в соседний Гондурас.

Паспорта на границе оформляют довольно долго, выстраивается даже небольшая очередь. Пока ждем, можно еще успеть сфотографировать мутный поток горной речки с моста, по которому мы подъехали к границе. Накрапывает мелкий дождь. Паспорта оформлены, переходим границу, но мужчины на противоположной стороне что-то нам кричат и оживленно машут руками. Наверно, нас не ждали в Гондурасе. Однако внимательно посмотрев на дорогу прямо перед собой, замечаем тонкую светло-зеленую змею, которая упала с дерева. Она быстро скользит по гравию и через некоторое время скрывается в кустах. Очевидно, это древесная змея и она ядовита. Все произошло неожиданно, только потом поняли, что нам повезло с задержкой на границе. Пройди мы по этому месту на минуту раньше, и она могла угодить кому-нибудь за шиворот.

Оползни на дороге в Гондурасе после ливня

Высокие горные массивы, поднимаются от самой границы с Сальвадором, достигая на западе страны отметок свыше 2700 метров. Глубокая тектоническая долина рассекает горную местность с севера на юг. В горах немного прохладней, на склонах растут сосны и дубы. Гондурас часто подвергается сильнейшим ураганам, что приводит к многочисленным жертвам и подрывает экономику, особенно сельское хозяйство. Гондурас необыкновенно богат на разнообразие растительного и животного мира. Здесь встречаются: медведи, обезьяны, тапиры, койоты, ягуары, пумы, рыси, крокодилы, игуаны и много других животных. Даже по сравнению с Сальвадором, Гондурас выглядит более экзотически. Дорога ведет по серпантину, вдоль обрывистых склонов с одной стороны и долины покрытой джунглями, с другой. Дождь и облачно. Облака стелятся внизу и сквозь просветы видны джунгли. Временами дорога становится опасной. Из-за обильных ливней накануне, - много оползней, которые загромождают шоссе. Дорожные рабочие пытаются их убрать, но появляются новые, порода со склонов осыпается. Из окна автобуса видно, как мелкие камешки сползают и катятся вниз. Прямо за нами срывается довольно увесистый кусок породы. Подпрыгнув и упав на асфальт, он раскалывается и захламляет дорогу. Наверно, убрать такой будет нелегко, но если бы он угодил в автобус, пришлось бы вызывать еще и спасателей.

Журнал "Охотничий двор" со статьей о племени майя

Майя охотились, используя стрелы и копья с кремневыми и обсидиановыми наконечниками, устраивали ловушки, использовали обученных собак, но, несмотря на богатство окружающего животного мира, основным источником пищи было земледелие. В лагунах вдоль побережья они охотились на ламантинов с помощью гарпунов, ловили игуан, черепах, рыбу. Шкуры более крупных животных, убитых во время охоты, не имели такого важного значения для изготовления одежды, как у других народов. Жаркий и влажный климат диктовал свою моду. Сцены охоты практически не нашли отражения в многочисленных рисунках на археологических памятниках в Мезоамерике.

Самым известным и уникальным археологическим памятником в Гондурасе является Копан – старинный город майя. Он расположен на западе страны, рядом с границей Гватемалы. Этот город возник на рубеже нашей эры, а его расцвет приходится на VII-VIII век. После заката цивилизации майя в IX веке, город был заброшен и почти полностью скрыт землей и джунглями. Площадь Копана 24 кв. километра, на которой расположены многочисленные архитектурные и скульптурные памятники классического периода майя и Археологический музей. Копан был основным центром развития майяской науки и прежде всего астрономии. Найденные в Копане астрономические таблицы своей точностью превосходят все другие календари майя.

К сожалению, еще на подъезде к этому уникальному месту, нас застает дождь, а во время экскурсии он переходит в ливень. При входе продают плащи и зонтики. Зонтик можно взять напрокат за доллар. На главной площади древнего города «Пляса-Принсипаль» между величественными стелами, изображающими правителей Копана, образовалась огромная лужа, по которой и приходится ходить. На площадь спускается знаменитая иероглифическая лестница, покрытая непрерывной полосой вырезанных на семидесяти двух ее ступенях пиктограмм, повествующих об истории правления царей Копана. Это  - самая длинная «надпись» майя в Центральной Америке, насчитывающая 1250 непрерывно сменяющих друг друга иероглифов. Она частично разрушена и в настоящее время восстанавливается. Лестница находится под навесом и у ее основания, представилась возможность отряхнуться от воды и послушать объяснение экскурсовода.

Дальше, поднимаемся на пирамиду по скользким от воды ступеням среди джунглей, и с ее вершины открывается великолепная панорама на площадь со стелами, утопающими в воде, с небольшой пирамидой в центре, на поле майя для игры в мяч, храмы и другие постройки. Чувствуется, что во времена расцвета – это был богатый город. На всей территории Копана около 200 построек, в том числе 38 резных стел, разбросанных по всему комплексу. Выделяется главный храм, с высеченными на его стенах большими барельефами, Священный Камень, на котором совершались жертвоприношения, Акрополь. В основном, здания построены из зеленоватого вулканического камня, а лепные украшения из особой пластической массы, в состав которой входили гипс, известь, песок и вода. На стенах и скульптурах видны следы краски. Подземная часть Копана испещрена многочисленными туннелями и траншеями. По ним можно добраться до внутреннего храма. Около 1300 лет назад строители майя аккуратно засыпали небольшой храм песком, а над ним построили другую культовую пирамиду. Работы по расчистке подземной части Копана начались совсем недавно, и здесь еще будет много открытий.

Статья была опубликована в журнале «Охотничий двор» май, 2012год.

ginfor.ru

Древний мир. Страны и племена. Майя. Происхождение. История.

     Происхождение. История

Физический тип майя хорошо демонстрируется на этом скульптурном изображении из гипса, найденном в Паленке (Чиапас). Классический период. Физический тип майя хорошо демонстрируется на этом скульптурном изображении из гипса, найденном в Паленке (Чиапас). Классический период.

В доколумбовскую эпоху майя обитали на обширной территории с разнообразным климатом, растительным и животным миром: горы и равнины, влажные тропические леса, засушливые территории, земли, пересеченные реками, богатые озерами и водопадами, большая протяженность береговой линии. Зона майя занимала площадь современных штатов Кинтана Роо, Кампече, Юкатан, Табаско и восток Чиапас в Мексике; Гватемалу, Белиз, западную часть Гондураса и Сальвадор.

Эта территория делится на три большие зоны. Первая, Южная, расположена на тихоокеанском побережье, гватемальских возвышенностях, занимает часть Чиапас и Сальвадора. На высоком плоскогорье находятся озера вулканического происхождения.

Вся эта местность характеризуется изобилием фруктовых деревьев и богатой фауной. Среди пернатых особый интерес представляет птица кетцаль, которая для майя была священной, т.к. они считали ее посланником богов. Вторая, или Центральная, зона более обширна. Она захватывает департамент Петен в Гватемале, часть Гондураса, Чиапас, Табаско и юг полуострова Юкатан в Мексике. Это тропическая сельва с жарким влажным климатом. По этой территории протекают различные реки. Река Грихальва впадает в Мексиканский залив, а Ольмуль, Ондо, Сарстун и Мопан — в Карибское море.

Эта зона сельвы и пастбищ богата деревьями ценных пород, такими, как кедр. Животный мир этого района считается самым разнообразным на территории майя. Третья, или Северная, зона занимает северную половину полуострова Юкатан, с его каменистыми равнинами. Эта зона отличается крайней засушливостью, растительность представлена низкими кустарниками и большим разнообразием лекарственных трав. Есть в зоне три небольшие реки: Лагартос, Ондо и Чампотон и озеро Бакалар. В этой каменистой почве, где фильтруется дождевая вода, формируются карстовые пещеры с подземными озерами. Они открываются, когда обрушивается верхняя часть пещеры. В древности эти озера имели очень важное значение, т. к. обеспечивали население водой, необходимой для существования. Рядом с ними древние майя основали некоторые свои города. Наиболее выдающимся был город Чичен-Ица, в чье Священное озеро сбрасывались люди, каучук, жад, сосуды, четки и предметы из золота.

В древности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В связи с этим, характеристики их культур были сходными, физические черты совпадали, и говорили они на языках, относящихся к одной лингвистической ветви.

В результате исследований, реализованных в отношении языка майя, было сделано заключение, что примерно около 2500 г. до н. э., в районе современного Уэуэтенанго (Гватемала), существовала группа протомайя, члены которой говорили на одном языке, тоже названном исследователями протомайя. С течением времени этот язык разделился на разные языки майя. Впоследствии, носители этих языков эмигрировали и осели в разных районах, где позднее сформировалась зона майя и возникла высокая культура.

Миграции населения привели как к отдалению различных групп, так и к сближению их с представителями других культур. Это породило ряд различных теорий в отношении того, какое место можно назвать колыбелью культуры майя. Для некоторых исследователей это север Табаско и юг Веракруса, место, где группы майя контактировали с ольмеками. Вторая теория склоняется к тому, что эта культура зародилась в горах Гватемалы, где сформировалось земледельческое общество, которое выращивало кукурузу и также испытало на себе влияние культуры ольмеков.

Культура ольмеков считается пракультурой, т. к. в ней берут начало те элементы, которые легли в основу развития других важнейших культур Мезоамерики. К наиболее значимым элементам культуры, заимствованным майя у тольтеков, относятся: архитектурные детали, система исчисления и простейшие календари на базе двадцатеричной последовательности, которая позже преобразовалась в точный календарь майя.

Периодизация культуры майя подобна хронологии всей Мезоамерики, хотя более точна благодаря расшифровке временных иероглифов и их сопоставлению с современным календарем. Основываясь на этом, исследователь X. Эрик С. Томпсон выделяет следующие периоды:

Формативный период, или Доклассический: с 500 г. н. э. по 325 г. н. э. Культура майя начинает свое формирование. Особенно это заметно на человекообразных фигурках из глины, где присутствуют физические характеристики населения той эпохи. Образцом являются и орнаменты, украшающие первые постройки майя.

Классический период: с 325 по 925 г. н. э. Он подразделяется на Ранний классический (325—625 г. н. э.), когда прекратилось влияние извне и появились собственные черты, как, например, конусная арка в строительстве и регистрация исторических дат при помощи иероглифов; Период расцвета (625—800 г. н. э.), когда достигли своего максимального блеска математика, астрономия, керамика, скульптура и архитектура, и Период кризиса (800—925 г. н. э.) — время, когда культура пришла в упадок и церемониальные центры были покинуты.

Переходный, или Interregnum: с 925 по 975 г. н. э. Отмечается упадок культуры почти до уровня периода формирования.

Майя-Тольтекский: с 975 по 1200 г. н. э. В эту эпоху заметны влияния групп, говоривших на языке науатль и культуры тольтеков. Рождается культ Кетцалькоатля (Пернатого змея), которого майя называли Кукулькан. Возникают межплеменные союзы майя и науа.

Период Захвата мешиками: с 1200 по 1540 г. н. э. Эпоха конфликтов, когда разрываются межплеменные союзы и происходит ряд вооруженных столкновений, которые разделили народ и еще больше обеднили культуру. Когда испанцы прибыли в зону майя, крупные церемониальные центры уже были покинуты, и культура находилась в полном упадке. Первая встреча произошла в 1511 г., когда затонуло судно экспедиции Вальдивии, совершавшей рейс из Панамы в Санто Доминго. Двое спасшихся, — Гонсало Герреро и Херонимо де Агилар, — были взяты в плен. Герреро принял обычаи майя, женился, имел потомство и даже участвовал на стороне майя в борьбе против испанцев. Агилар же пробыл рабом, а в 1519 г. присоединился к Кортесу и был одним из его переводчиков в период захвата Мексики.

Юкатан открыл в 1517 г. Франциско Эрнандес де Кордоба, а между 1523 и 1525 г. Педро де Альварадо захватил гватемальскую территорию. В 1526 г. Франциско де Монтехо (отец) начал захват полуострова, который завершил Франциско де Монтехо (сын), основав города Мерида (1542г.) и Ваядолид (1543 г.). Последний редут майя, — город Таясал, не был захвачен испанцами до 1697 года.

Источник: "МАЙЯ: История, искусство и археология" Mexico, D.F., Mayo    

ancient.gerodot.ru

Племена Майя

Магнитогорский Государственный Университет

Реферат по культурологии

Тема реферата:

Племена Майя

Выполнил студент 1 курса

ОЗО ПиМНО СКС и Т.

107 гр. Ахметова Г. М.

Проверила: Верблюденко Л.К

Магнитогорск 2007

Содержание

Первый этап развития

Второй этап развития

Социальное устройство

Повседневная жизнь и верования

Пирамиды

Юкатанский период

Гипотеза о происхождении майя

Литература

Первый этап развития

Возникновение цивилизации майя (индейской народности, проживавшей некогда в Мексике, Гватемале и Белизе) до сих пор окутано покрывалом таинственности. Известно лишь, что в первые века нашей эры культура этого народа уже достигла расцвета: к тому времени индейцы майя научились пользоваться солнечным календарем и имели свою письменность, которая была частично расшифрована в середине 1950-1960 годов российским ученым Ю. В. Кнорозовым. Цивилизация майя была в то время наиболее развитой, намного опередившей все другие. Так, например, именно майя ввели в математическую науку понятие нуля и высчитали время обращения Венеры вокруг своей оси. И это несмотря на то, что индейцы этого племени проживали на территории с неблагоприятным климатом.

Постоянная засуха, скудная растительность, обилие ядовитых рептилий и скорпионов - все это, казалось, никак не располагало к развитию наук. Однако майя все же удалось победить джунгли. На протяжении многих веков, вырубая леса, они возводили величественные каменные постройки и прокладывали многокилометровые дороги. Так продолжалось около десяти веков, но потом индейцы были вынуждены покинуть обжитые места и перебраться на полуостров Юкатан. Так закончился древнейший период истории этой цивилизации.

Второй этап развития

Перебравшись на Юкатан, майя построили там города Чичен-Ицу, Кабах, Сайиль, Тулум, частично сохранившиеся до настоящего времени. Второй этап развития этой цивилизации оказался менее прогрессивным, нежели первый.

Из расшифрованных рукописей стало известно, какова была последовательность земледельческих работ этого народа. Сначала вырубались леса, затем происходило выжигание участков, потом обрабатывали землю, высеивали культурные растения, производили орошение. Конечным этапом был сбор урожая. В качестве главного персонажа рукописей выступает бог Чак, изображенный с длинным носом и острыми клыками. В руках это божество держит орудия для обработки земли, используемые индейцами: палку-копалку, топор и факел. Характерно, что Чак, как бог плодородия и земледелия, в большинстве случаев изображался на фоне дождя.

В произведениях искусства майя мотивы дождя и подсечно-огневого земледелия встречаются часто. Так, на одном из каменных рельефов, найденном в древнем городище Тикаль, высечен жрец, костюм которого украшен изображением лягушки (любое земноводное считалось у этого народа символом дождя и плодородия). При этом жрец одной рукой упирается на усовершенствованную палку-копалку, а другую поднял к небесам, как бы вознося молитву.

На стелах Тикаля также можно встретить сцены ритуального сева, совершаемого правителем, который, стоя на коленях, бросает в землю горсть зерен. Голова правителя увенчана венком из листьев маиса. Каждая земледельческая культура у майя имела свое божество (бог маиса, бог какао).

Помимо общего земледелия, майя занимались садоводством, разбивая сады вокруг своих жилищ. Большой популярностью у них пользовались такие культуры, как хлебное дерево, папайя, авокадо, анона и гуайо.

Археологи не могут воссоздать для нас духовную культуру майяской цивилизации. Если предметы материальной культуры, хотя и частично, но сохранились, то литературные и музыкальные традиции, по всей видимости, утратились навсегда. Однако исследователи не раз предпринимали попытки.

Социальное устройство

Человек являлся ценным членом общества, пронося через всю жизнь то, чему его обучали в детстве. У народа майя существовали свои представления о красоте , например, одним из признаков красоты у них считалось косоглазие, для чего к волосам ребенка прикреплялась бусинка, которая должна была свисать между глазами и тем самым способствовать появлению желанного эффекта. Другим достоинством был высокий плоский лоб, являвшийся признаком ума и высокого положения. Этого тоже можно было добиться искусственным путем: обычно к черепу ребенка при помощи материи крепилась небольшая дощечка, которая деформировала череп именно так, как это было нужно родителям малыша.

По достижении определенного возраста, когда юноши и девушки уже могли считаться взрослыми, и те и другие подпиливали себе зубы. Острые зубы считались признаком красоты. При этом те, у кого была возможность, инкрустировали свои зубы нефритом или бирюзой.

В одежде бедных и богатых майя существовали различия. Бедняки обходились набедренными повязками из хлопчатобумажной ткани и сандалиями из кожи (мужчины), широкими мантиями и плащами (женщины). Состоятельные люди могли себе позволить одеваться с большим изыском. Одеждой им служили достаточно длинные белые плащи, украшенные богатым орнаментом, жилеты и юбки из шкуры ягуара, также причудливые шляпы.

Согласно археологическим изысканиям, стало известно, что за всю историю существования этой древней цивилизации народ майя никогда не был сплоченным. Так же как и во многих других древних государствах, общество было поделено на касты. К высшим кастам принадлежали правители, жрецы и крупные землевладельцы, к низшим — простые труженики. При этом последние, задушенные непомерными налогами, едва сводили концы с концами и вели полуголодное существование.

Что касается жилищ, то в то время как рядовые общинники ютились в маленьких хижинах с оштукатуренными стенами и крышами, крытыми тростником, жрецы и представители правящей верхушки размещались в каменных зданиях, самое лучшее из которых принадлежало верховному жрецу. Его дворец также был построен из камня.

Центральные районы городов были заселены жрецами и другими представителями высших каст, чьи особняки располагались вокруг храма. Окраины города были местом жительства бедного люда. Характерно, что все городские колодцы были сосредоточены в центральных районах около домов сановников и жрецов.

Повседневная жизнь и верования

Мужчины майя с раннего утра и до позднего вечера работали на полях, пережидая только полуденный зной. Во время этого короткого отдыха они в основном устраивались в тени деревьев и утоляли жажду напитком из воды и кукурузного теста. Но так продолжалось только до тех пор, пока не был снят урожай.

В остальное время мужчины племени трудились на строительстве дамб, прокладке дорог, добыче камня; обязанности распределялись не на добровольной основе, а по желанию властителей. Если человек заболевал, то к нему приходили колдуны и знахари, назначавшие лекарство на основе целебных растений и изгонявшие злых духов.

В некоторых случаях их помощь оказывалась кстати (секреты врачевания хранились в тайне и передавались из поколения в поколение), однако так было не всегда. Даже такая развитая цивилизация, какой была цивилизация майя, обладала лишь небольшой крупицей знаний, которые в наши дни известны едва ли не каждому. Если болезнь в те времена оказывалась неизлечимой, то знахари предсказывали родственникам больного, когда он умрет и что его ждет после смерти. Верования народа майя имели свои особенности. Люди считали, что во всех несчастьях, которые с ними происходят, виноват дьявол. Именно он насылает и уносит с собой души умерших. Ланда так описывает день похорон: «Нужно было видеть их тоску и плач по своим умершим, и общее горе, которое это им причиняло. Они оплакивали их днем в молчании, а ночью с громкими и горестными воплями, так что слышать их было очень грустно».

Чаше всего умерших кремировали, однако в некоторых случаях родственники хоронили тела своих близких около дома, из которого сами перебирались на новое место. При этом тело всегда пеленали в кусок ткани, а в рот помещали кукурузную муку и кусочек нефрита. Вместе с покойниками в землю закапывали его личные вещи, вырезанные из камня фигурки богов и немного пищи.

В те времена простой народ испытывал страх перед всеми необъяснимыми явлениями; из-за этого знания хранились у жрецов, а те требовали очень высокую плату, которая многим была просто не по карману. Кроме того, жрецы зачастую ссылались на богов, мол, те не хотят открывать свои секреты и их нужно задобрить, то есть построить в их честь храм, принести жертву и т. д.

Простые бедняки верили во все это и трудились, не покладая рук, возводя все новые и новые святилища в виде пирамид, украшенных барельефами.

Пирамиды

Одним из древнейших и прекраснейших городов индейцев майя, выстроенном в Лакандонских джунглях, является Паленке, знаменитый своими пирамидами - невысокими храмами, фронтон которых украшен причудливым геометрическим орнаментом

Четыре главных храма-пирамиды размещены в центральной части города, где находится знаменитый дворец, имеющий четырехугольный фундамент и занимающий площадь 104x80м. Вокруг каждого находятся галереи, о назначении которых до сих пор ничего не известно. Однако это касается не всех галерей; в галереях северо-восточного внутреннего дворика имеется парная и три клозета, по своему устройству напоминающие современные.

Стены дворца украшены рельефами с изображениями военнопленных. Согласно некоторым источникам, именно здесь пленники расставались с жизнью. Однако не на всех рельефах запечатлены скорбные фигуры несчастных, есть здесь и изображения высоких сановников, отмеченных специальными знаками власти. К ногам сильных и могущественных властителей жмутся их рабы, готовые в любую секунду исполнить прихоть своего господина. Кое-где на рельефах остались жалкие следы замечательных красок, со временем потускневших и стершихся.

mirznanii.com


Смотрите также