Древнее междуречье сообщение. Вопрос: Доклад на тему Древнее Междуречье! История, класс 5.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад на тему Древнее Междуречье!История, класс 5. Древнее междуречье сообщение


Реферат Междуречье

Опубликовать скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Письменность
  • 3 Хронология событий
  • 4 Культура Междуречья
  • ИсточникиЛитература

Введение

Месопота́мия (др.-греч. Μεσοποταμία — «Междуре́чье»), также Двуре́чье — область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии) от Персидского залива на юге до Армении на севере, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.

Тем же именем означается иногда северная часть этой области, называемая арабами El-Dschesire, то есть остров. Месопотамия — каменистая, песчаная равнина, понижающаяся к югу. Из рек, кроме Евфрата и Тигра, наиболее значительны: Хабур (Chabur) и Белико или Джулаб. Главные продукты — нефть и чернильные орехи; по Евфрату и Тигру культура маслины; в некоторых местах распространена финиковая пальма. Львы, газели, страусы. В римские времена Месопотамия распадалась на Osroene на западе, с главным г. Эдессой, и Migdonia на востоке, с главным г. Низибией. В средние века Месопотамия принадлежит Турции и входит в состав вилайетов Диарбекр, Багдад и Алеппо. Жители — преимущественно арабы, затем курды, турки, сирийцы и армяне. Главные города: Диарбекр (рим. Амида), Урфа или Весса (Эдесса), Мардин, Низибин, Гарран и Мосул. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве. С водворением сельджуков и турок страна начала приходить в упадок и теперь местами представляет безлюдную пустыню.

1. История

На территории Месопотамии, одном из древнейших очагов цивилизации в 4-м — 3-м тыс. до н. э., сформировались древние города-государства, среди которых шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак, аморрейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия и в начале 2-го тыс. до н. э. — Вавилония. В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX—VII вв. до н. э.), Нововавилонского царства (VII—VI вв. до н. э.), Ахеменидской державы (VI—IV вв. до н. э.), империи Александра Македонского (IV в.), государства Селевкидов (IV—II вв.), Парфии (III в. до н. э. — III в. н. э.), государства Сасанидов (III—VII вв.), с VII в.- Арабского халифата. В XVII в.- 1918 г. — в составе Османской империи. Ныне большая часть Месопотамии входит в Ирак, остальная — в состав Сирии и Турции.

2. Письменность

Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества. Она называется клинопись.

История создания клинописи документально прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Процесс создания письменности происходил примерно с 40 до 32 века до нашей эры.

3. Хронология событий

  • V—IV тыс. до н. э. — период Убайдской культуры. Городские центры (ещё не города), ирригация, храмы, мощеные улицы. В начале-середине IV тыс. происходит резкий упадок культуры, поселения оказываются надолго заброшены. Возможно, это связано с приходом шумеров.
  • вторая половина IV тыс. до н. э. — появление признаков шумерской цивилизации. Города с населением до 10.000 человек, с царским дворцом, храмами богов, характерными для шумеров зиккуратами (кирпичные пирамиды, на вершинах которых стояли храмы), ремесленными мастерскими. Появление письменности.
  • 34 в. до н. э. — предположительно первые примеры письменности (некоторые историки считают, что это только рисуночное письмо).
  • 32 в. до н. э. — первая (достоверно) запись в мире.
  • 28 в. до н. э. — археологически этим периодом датируется значительный слой ила во многих (не всех) городах Шумера. Результат обширного катастрофического наводнения. Про целому ряду гипотез (отцы ассириологии: Роулинсон, Лэйярд и почти все современные авторы) считается, что именно это наводнение привело к созданию библейского рассказа о всемирном потопе.
  • 28 в. до н. э. — город Киш становится центром Шумерской цивилизации.
  • 27 в. до н. э. — ослабление Киша. Правитель города Урук — Гильгамеш отражает угрозу со стороны Киша и громит его войско. Киш присоединён к владениям Урука, который становится центром Шумерской цивилизации.
  • Впоследствии Гильгамеш был обожествлен. О нём был создан «Эпос о Гильгамеше», сохранившийся во многих вариантах.
  • 25 в. до н. э. — ослабление Урука. Ведущим центром Шумерской цивилизации на столетие становится город Ур.
  • 24 в. до н. э. — город Лагаш достигает высшего политического могущества при царе Эаннатуме. Эаннатум реорганизует армию, вводит новое боевое построение. Опираясь на реформированную армию Эаннатум подчиняет своей власти бо́льшую часть Шумера и предпринимает удачный поход на Элам, нанеся поражение ряду эламских племён. Нуждаясь в больших средствах для проведения такой масштабной политики Эаннатум вводит налоговые сборы и повинности на храмовые земли. После смерти Эаннатума начинаются народные волнения, подстрекаемые жрецами. В результате этих волнений к власти приходит Уруинимгина.
  • 2318—2312 гг до н. э. — правление Уруинимгины. Для восстановления ухудшившихся отношений с жрецами Уруинимгина проводит ряд реформ. Прекращается поглощение государством храмовых земель, сокращены налоговые сборы и повинности. Одновременно осуществляются некоторые реформы, улучшающие положение рядового населения. В историю Месопотамии Уруинимгина вошёл как первый социальный реформатор.
  • 2318 гг до н. э. — зависимый от Лагаша город Умма объявляет ему войну. Правитель Уммы Лугальзагеси разгромил армию Лагаша, разорил Лагаш, сжёг его дворцы. На короткое время город Умма стал лидером объединённого Шумера, пока не потерпел поражение от северного царства Аккада, к которому перешло господство над всем Шумером.
  • 23 в. до н. э. — объединение шумерского и аккадского государств аккадским царём Саргоном I (он же Саргон Древний, Саргон Аккадский, Саргон Великий). Возможно, что библейское описание детства Моисея (ребенок, оставленный в корзине в реке) является пересказом легенды о Саргоне.
  • 23-21 в. до н. э. — существование Аккадского государства, по сути первой в мире империи. Аккад объединял весь Шумер, Аккад, Ассирию, Элам и т. д. Согласно записям самого Саргона (как правило хвастливым и сомнительным), у него был выход к Средиземному морю.
  • 21 в до н. э. — вторжение с востока эламитов, исчезновение шумерских царей с политической арены. Впрочем, шумеры сохраняют свою культуру и национальную идентичность ещё пять веков. Шумерское жречество превращается в своеобразную научную и религиозную касту, которая будет существовать в Месопотамии ещё тысячи лет. Они известны из Библии как халдеи. Благодаря тому, что халдеи сохраняли свой уникальный язык так долго, создавая на нём словари и учебники для вавилонян, ассирийцев и персов, ученые и смогли его расшифровать.
  • 19-18 вв. до н. э. — в Ассирии правят первые цари. Их страна заселена переселенцами и беженцами с юга.
  • 18 в. до н. э. — возвышение нового царства со столицей в Вавилоне, близ нынешнего Багдада, возглавляемого царями аморитянской династии. Объединение царём Хаммурапи Месопотамии и Сирии. Объединение страны привело к значительному падению культуры для Шумера. С этого времени они уже только сохраняли то, что было раньше, не создавая нового. Политический и культурный центр окончательно переместился на север.
  • 16 в. до н. э. — возникновение в верхнем течении Тигра сильного ассирийского царства с главным городом Ассуром. Впоследствии были основаны другие столицы: Ниневия (в честь бога Нина), Нимруд, Кальху.
  • 743—735 гг. до н. э. — царствование Набонассара. Становление военизированного ассирийского государства. Начало регулярных астрономических наблюдений.
  • 729 г. до н. э. — захват Вавилона ассирийским царём Тиглатпаласаром III.
  • 680—669 г. до н. э. — царствование ассирийского царя Асархаддона.
  • 538 г. до н. э. — персидский царь Кир захватывает Вавилон и Ассирию.
  • 336 г. до н. э. — Александр Македонский завоёвывает Междуречье. После его смерти оно становится одной из областей эллинистического государства Селевкидов.
  • 2 в. до н. э. — Вавилон уже не является городом в привычном понимании, среди его руин сохраняется только маленькое деревенское поселение. Последние люди исчезнут из него уже в 6 веке, незадолго до прихода арабских завоевателей. Арабы даже не будут знать, что под этими холмами когда-то находился великий Вавилон.
  • 1 в. до н. э. — последние дошедшие до нас клинописные таблички.

Обзорная карта Месопотамии

4. Культура Междуречья

Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н. э., Месопотамию — Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства — Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.

Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, южной и северной). Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур, время расцвета которого некоторые ученые относят к 3800-3700 гг. до нашей эры. Не намного моложе его древний шумерский Урук, Шуруппак.

Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») — древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и неотвратимость смерти. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (точнее — древневавилонское) царство объединило север и юг — области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (годы правления 1792—1750 до н. э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). История культур Междуречья даёт пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.

Источники

Важнейшие памятники

  1. Эпос о Гильгамеше.
  2. Надпись-поэма о постройке храма Гудеей.

Литература

  • Ллойд С. Археология Месопотамии. — М.: Наука (ГРВЛ), 1984. — 280 с. — (По следам исчезнувших культур Востока).
  • Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / A. Leo Oppenheim / Изд. 2-е. — М.: Наука (ГРВЛ), 1990. — 320 с. (обл.) — (По следам исчезнувших культур Востока). — 30 000 экз. — ISBN 5-02-016582-4. (Изд. 1-е — 1980).
  • Рагозина З. А. 1902: История Халдеи с отдаленнейших времен до возвышения Ассирии. СПб.
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 09.07.11 19:26:12Похожие рефераты: Междуречье (рельеф), Обь-Томское междуречье, Междуречье (Крым), Аргентинское Междуречье, Междуречье (Мурманская область), Терско-Сулакское междуречье, Сельское поселение Междуречье.

Категории: Ирак, Исторические области Ближнего Востока, Междуречье.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

wreferat.baza-referat.ru

История Междуречья

Древнее Междуречье

В переводе с древнегреческого языка название «Месопотамия» означает Междуречье. Именно на территории Месопотамии были рождены такие древние цивилизации, как Шумер.

Это огромная земля между двумя реками – устья Тигра и Евфрата перед тем, как впадают в Персидский залив, образовывают широкую долину. Но эта территория была сильно заболочена и представляла собой пустыню.

Появление первых поселенцев: особенности местности

Людям понадобилось много усилий и времени для того, чтобы сделать эту землю пригодной для жизни. Они научились осушать места, где есть болота, при помощи дамб и каналов и орошать пустыню. Но именно вода была главным кормильцем людей, которые населяли Месопотамию.

Единственное, чего в Месопотамии остро не хватало – это руд металлов. Но все же известно, что они использовали орудия из меди, поэтому считаются, что они доставали металлы с других территорий или обменивали их у других цивилизаций.

Проблемой также была засоленность почвы, с которым часто связывают и последующий упадок цивилизаций Междуречья. В Месопотамии был недостаток дождевой влаги и постоянные сухие, песчаные ветра.

Появление цивиллизации

Цивилизация шумеров поселилась в нижнем течении Тигра и Евфрата. До сих пор неизвестно, с какой земли пришли шумеры в Месопотамию, и неизвестно, как появился их язык. Именно они научились обрабатывать землю так, чтобы она была пригодной для хозяйства и продолжения жизни.

Шумеры построили каналы, которые осушали территорию, залитую реками, а воду хранили в специально построенных водохранилищах. Ее они могли использовать в том случае, если наступала засуха.

Таким образом, на территории Междуречья возникла первая искусственная система орошения. Она была придумана около 6 тыс. лет тому назад. Также шумеры известны тем, что именно им мы обязаны возникновению письменности – эта цивилизация первая, кто придумал ее.

Особенности цивилизации Междуречья

Поселения древних шумеров представляли собой города-государства, которые располагались на холмах, а вокруг были обнесены защитными стенами.

Примечательно, что вначале во главе городов стояли жрецы – они обладали большей властью, множественными видам собственности, обширными землями и богатством. Только впоследствии правителями стали считать царей. Это были целые династии царей, которые передавали власть по наследству.

Цивилизация Междуречья отличается от других первых цивилизаций. Например, Древний Египет был значительно изолированной страной. Но в Междуречье все было совсем не так, при первых очагах возникшей цивилизации на этой территории стали селиться Аккадские племена с севера.

Вскоре рядом с цивилизацией Месопотамии образовалось другое государство – Элам, которое постоянно использовало территорию и урожай Междуречья.

К 4 тысячелетию до н.э. относят образование полноценных городов-государств, их названиями были Ур, Ниппур и Лагаш. Это первый пример поселений, у которых была структура власти, определенная территория и границы, армия и даже законы.

Именно благодаря развитию цивилизации Междуречья возникли страны, которые впоследствии стали называться государствами.

ф

studfiles.net

Реферат - Культура древнего междуречья

Министерство образования Российской Федерации.Рязанская Государственная Радиотехническая Академия

Кафедра истории и культуры.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МЕЖДУРЕЧЬЯ

Рязань 2004

ПЛАН РEФЕРАТА

Введение ................................................................................... Стр. 3

I. Древнейшие периоды искусства Двуречья

Культура Двуречья 4 - 3-го тыс. до н. э............................... Cтр. 8

II. Вавилонская культура как наследница

Шумеро - Аккадской культуры............................................ Cтр. 17

Заключение ................................................................................ Стр. 22

Список литературы ................................................................... Стр. 23

ВВЕДЕНИЕ

Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний, равно как и описания древних городов, сделанные греческим историком 5-го века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным источником знания. Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица земли. Сырцовый кирпич, из которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство зданий Двуречья, был материалом весьма непрочным и потому сама природа быстро довершала те разрушения, которые производили люди. Заброшенные и опустевшие, после кровавых битв и падения той или иной государственной власти, города быстро приходили в ветхость и зарастали землей. На их месте, правда, могли возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.

Древнегреческие храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных блоков, вопреки разрушительным усилиям времени, людей и природных стихий, продолжали и продолжают поныне горделиво выситься над земной поверхностью. А не менее громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья оказались сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и поглотили их останки.

И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то, что сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс мир грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине Тигра и Евфрата, и близлежащих к ней районов.

Расшифровка учеными клинописных знаков была не менее важной вехой в истории. Она дала возможность не только понять законы жизни государств Передней Азии, но и проникнуть в волшебный мир древней поэзии, мифических сказаний о богах - владыках над стихиями и покровителях плодородных равнин, о героях - победителях зла в облике чудовищ.

Впервые люди с изумлением осознали насколько богатой и разнообразной была духовная культура разных этапов (от 4-го до 1-го тысячелетия до н. э.) и разных народов древней Передней Азии. С середины XX века археологи проникли еще дальше в глубь веков, открыв доисторическую культуру Древнего Востока, восходящую к 8 - 5-му тыс. до н. э. Так перед человечеством постепенно, хотя далеко не полностью, вырисовывалась картина жизни великих древних народов, чьи опыт и мудрость положили начало многим нашим современным познаниям. научным и художественным представлениям, которые, естественно, не могли не отразиться на научных работах, что подтверждает работа Льва Любимова “Искусство древнего мира”, где автор в живой и увлекательной форме рассказывает об истории первобытного искусства и искусства древнего мира (Египет, Ассиро-Вавилония, Греция, Рим) во все многообразии различных художественных памятников, созданных зодчими, скульпторами, живописцами, резчиками по камню, ювелирами. В тонких анализах произведений искусства раскрывается непреходящая художественная ценность культурного наследия далеких эпох.

Передняя Азия не случайно именуется колыбелью человеческой цивилизации. Действительно, многое из того, что окружает нас сейчас и чем мы пользуемся в повседневной жизни существовало уже более трех и четырех тысячелетий тому назад. В государствах Древнего Двуречья зародились основы математических знаний, сложилась десятичная система счета, установилось деление часового циферблата на 12 частей. Изучение небесных светил превратилось там в точную науку. Вавилонские жрецы, например, умели вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Шумерские и Вавилонские зодчие научились возводить высочайшие башни, строить не только плоские перекрытия, но и арочные конструкции, впоследствии перенятые древними римлянами.

Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства. как Шумер, Аккад и Вавилон. В северной части сформировалась Ассирия, расположенная по среднему течению Тигра. На восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина. В Малой Азии и Северной Сирии располагалась горная страна Хеттов и хурритское государство Митанни. В горных районах к северо-востоку от Тигра Находились Урарту и Иракское государство. Эти земли ныне принадлежат разным странам: северная часть Двуречья - Сирии, остальная ее часть - Ираку, а области Закавказья входили в бывший СССР.

Шумеры, как и их преемники вавилоняне, не знали, в противоположность древним египтянам, того развитого заупокойного культа, который побуждал снабжать умерших всем, что было им дорого при жизни, в том числе и излюбленными литературными произведениями. Поэтому дошедшие до нас литературные памятники Шумера и Вавилонии ограничиваются глиняными табличками, которые хранились в библиотеках храмов и царей - “наместников богов на земле”. Поскольку эти библиотеки содержали космологические и богословские трактаты, гимны богам, псалмы, собрания заклинаний и предсказаний, эпические поэмы, которые жрецы также относили к религиозной литературе, то многие ассириологи считали, что все сочинения древнего южного Междуречья имеют лишь богословский характер.

Однако, крупнейший исследователь в области шумерской литературы и письменности американский профессор Крамер не придерживается этой точки зрения, о чем ясно говорит его занимательный труд “История начинается в Шумере”. Он находит в изучаемой литературе так же и темы земные. Этот подход к литературному наследию Шумера в значительной степени увеличивает ценность книги Крамера. Следует обратить внимание на то, что автор очень удачно сопоставляет отдельные элементы творчества шумеров с современной культурой. У автора можно увидеть интереснейшие наблюдения о поразительном сходстве индоевропейских сказаний. Он приходит к весьма интересному выводу: “Поскольку самые древние героические сказания появились в Шумере, можно предположить, что родиной эпической поэзии было Двуречье”1. Этот труд знакомит нас со многими жанрами шумерской письменности и литературы, кроме лирики, т. к. лирические произведения шумеров пока еще не известны.

Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, Зачастую они безжалостно уничтожали все то, что было создано из предшественниками. И тем не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого и порой оказывались у него в плену. В труде И. Дьяконова “Шумер. Общественный и государственный строй древнего Двуречья” автор отмечает, что в государствах Двуречья не менее видное место, чем в Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в Египте создавались яркие росписи. украшавшие стены дворьцов. Но многие черты, в то же время, отличают искусство Передней Азии от египетского. Прежде всего, совершенно иные природные условия давали строителям иные материалы. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и иные приемы украшения зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской стены.

Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому портретная пластика не смогла достичь таких вершин, каких она достигла в Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в странах Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью значительности и внутренней cилы. В рельефах Двуречья важное место отводилось победоносным войнам, деяниям правителя. Каждый такой рельеф становился своего рода исторической вехой, как бы отмечающей новый отсчет времени. Большое распространение наряду с рельефом получила и глиптика - резные цилиндрические печати-амулеты. Покрытые тончайшей резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они изображали обряды и сцены из народных басен с участием животных, сцены из мифических сказаний. В этом виде искусства, как и в мастерстве ювелирного дела народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.

Долгую историю Древнего Двуречья принято условно расчленять на отрезки по наименованиям городищ и мест первых находок, типичных для каждого периода. Самые ранние среди них, восходящие к эпохе неолита, - это период Халаф, относимый к концу 6-5 тыс. до н. э., и период Убайд (4-3 тыс. до. н. э.). Время распада первобытнообщинного строя приходится на период Урук (3500-3000 г.г. до н. э.) и Джемдет-Наср (3000 - 2850 г.г. до н. э.).

Последующую историю ранних рабовладельческих городов-государств, их расцвет и упадок можно классифицировать как предлагает А. Оппенхейм в труде “Древняя Месопотамия”. В 3 тыс. до н. э. поочередно возвышаются шумерские города-государства Южного Двуречья Ур, Урук, Лагаш (2850-2400 г.г. до н. э.), затем (24-22 вв. до н. э.) власть переходит к семитскому городу северной части Древнего Двуречья Аккаду, после чего происходит новое усиление шумерских городов Лагаша и Ура (2200-1997 г.г. до н. э.). Еще позднее (20-17 вв. до н. э.) большая часть Месопотамии объединяется под властью Вавилона. В 16-15 вв. до н. э. наивысшего расцвета достигло государство Митанни, образовавшееся в 17 в. до н. э. в Северном Двуречье. В свою очередь оно было разрушено в 1400 г. до н. э. Хеттской армией. Государство хеттов просуществовало 17 по 12 вв. до н. э. К 14 в. до н. э. усиливается мощь Ассирии, которая одержав верх над Вавилоном, постепенно превратилось в крупную военную державу. После гибели Ассирии, в конце 7 в. до н. э., под натиском вавилонских войск, происходит новое возвышение Вавилона и образуется Нововавилонское или Халдейское царство. Однако в конце 6 в. до н. э. и оно попадает под власть Ахеменидского Ирана, который превратился в обширнейшее государство, включившее в себя, помимо самого Ирана, всю Переднюю Азию.

В заключение уместно сказать несколько слов о задачах и целях данной работы. Основная задача и цель данной работы заключается в исследовании культуры древней Месопотамии, как прародительницы западной культуры. Непосредственной целью является стремление к пополнению знаний в области истории культуры, постараться как можно ближе познакомиться с забытым миром, которому мы так многим обязаны.

Глава I

^ ДРЕВНЕЙШИЕ ПЕРИОДЫ ИСКУССТВА ДВУРЕЧЬЯ.

КУЛЬТУРА ДВУРЕЧЬЯ 4 - 3-го тыс. до н. э.

Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды. Неолитическая культура, сложившаяся на территории Двуречья в 6-4 тыс. до н. э., во многом предшествовала последующей культуре раннего классового общества. Видимо, северная часть Передней Азии занимала важное положение среди других стран уже в период родового строя, о чем говорят остатки монументальных храмов и, сохранившиеся (в поселениях Хассуна, Самарра, Телль-Халаф, Телль-Арпагия, в соседнем с Двуречьем Эламе) керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях2. Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина3. Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве, скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления4.

Во в.п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Шумерийцы придумали способ увековечивать свои записи. Они писали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые потом обжигались на огне. Письменность широко распространила законодательства, знания, мифы и верования. Записанные на табличках мифы донесли до нас имена божеств покровителей разных племен, связанных с культом плодоносящих сил природы и стихий5.

Каждый город чтил своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук - богиню плодородия Инанну (Иннин) - олицетворение планеты Венеры, а так же ее отца бога Ана, владыку небосвода, и ее брата - солнечного бога Уту. Жители Ниппура почитали отца бога Луны - бога воздуха Энлиля - создателя всех растений и животных. Город Лагаш поклонялся богу войны Нингирсу. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.

В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке6. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй7. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов. Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных нововведений.

Культ плодородия, столь значительный для древних сельскохозяйственных племен, определил и тематическую направленность и символику убранства храмов. Над прямоугольным входом в храм располагался навес, опирающийся на тонкие деревянные столбы (символы финиковых пальм), обитые медью и украшенные вкладками из перламутра, самоцветов, асфальта. Стены храма, помимо вертикальных ниш, были расчленены и по горизонтали лентами мозаичных фризов, вдавленных в асфальтовую обмазку. Их сюжеты повествовали о повседневных с\х занятиях, которые приобрели значение ритуала, - дойке коров, сбивании масла. Плоские, вырезанные из желтоватой известняковой плиты фигуры, сочетающиеся с фоном из черных шиферных пластин, сами по себе были грубоваты и приземисты, но каждое их движение, метко схваченное и точно найденное, было исполнено большой значительности и показывало, что все изображение фиксирует не случайное событие, а имеет важный смысл. Карниз храма был украшен узором из керамических гвоздиков, шляпки которых, выполненные в форме цветов с красно-белыми лепестками, служили символами богини плодородия. Верхний фриз также включал мозаичные изображения белых голубей, выполненные по шиферному фону, нижний фриз состоял из медных фигур бычков, движущихся ко входу в торжественном ритме. Сам вход был обрамлен двумя деревянными фигурами львов-охранителей. Они были покрыты медными листами, а глаза и языки инкрустированы цветными камнями, что дополняло их живость и яркость. Над входной дверью помещена медная прямоугольная пластинка на которой изображались рельефные фигуры львиноголового орла Имдугуда, прочно держащего лапами двух оленей - своеобразный символ власти божества над всеми обитателями лесистых гор и долин.

Видимо, подобием гор с которых людям явились боги, были и древнейшие ступенчатые башни - зиккураты, возникшие в Шумере в 3-м тыс. до н. э. Они состояли из нескольких площадок. Верхняя площадка увенчивалась небольшим святилищем - “жилищем бога”. Строившиеся обычно при храме почитаемого божества, эти башни впоследствии на многие тысячелетия сами превратились в главные храмы, центры науки, своеобразные обсерватории, где жрецы наблюдали за небесными светилами и жизнью Вселенной8. От древнейших времен до нас дошли в руинах лишь несколько древних башен. Лучше всего сохранились зиккураты Элама (в Чога-Замбиле, 2 тыс. до н. э.) и Борсины (близ Вавилона, середина 1-го тыс. до н. э.). Ныне частично отреставрировали один из самых древнейших зиккуратов царя Ур-Намму в Уре конца 3-го тыс. до н. э. Теперь видна лишь одна его нижняя терраса. Но и она производит ошеломляющее впечатление грандиозностью своих размеров. Площадь огромной усеченной трапеции занимает 65 х 43 метра, а высота основания башни насчитывает 20 метров, т. е. равняется современному семиэтажному дому.

Столь же величественными как и культовые постройки были и дворцы правителей, начавшие строиться с середины 3 тыс. до н. э. Примером их может служить дворец в городе Кише, один из самых древних в Передней Азии. Подобно другим дворцам он воспроизводил в своем плане тип светского жилого дома с рядом глухих, лишенных окон, помещений. Стены его колонного зала были инкрустированы композициями из перламутра, воспроизводившими сцены битв.

На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты, соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные повествовательные композиции.

Повествовательный рельеф зародился очень рано в культуре Двуречья. Темы рельефов во втор. пол. 3-го тыс. до н. э. воскрешают перед нами круг основных забот древних обитателей долины Тигра и Евфрата, связанных с урожаем. Это, по большей части, обряды поклонения богине плодородия Инанне, показ тучных стад домашних животных, налитых соками созревших колосьев. Подобная процессия жертвователей, идущих с дарами к богине Инанне, запечатлена в рельефах, заполняющих поверхность монументального алебастрового сосуда из Урука начала 3 тыс. до н. э. (ныне хранится в музее в Багдаде). Форма кубка расчленена на ряд поясов, что позволило мастерам развернуть свое повествование по этапам. На внешнем фризе обозначены мотивы речного сельского пейзажа, деревья, растущие у воды. Следующий показывает вереницу мерно двигающихся по берегу реки баранов. Выше расположено столь же мерное шествие людей, несущих блюда с яствами и фруктами. Верхний посвящен церемонии поклонения богине и приношения ей даров. Фризообразное распределение фигур на плоскости, развернутое поясом, расположение нескольких поясов друг над другом, подобно строчкам текста стали принципом построения рельефных композиций, утвердившимся в искусстве Передней Азии на многие века. Этот же принцип был использован и резчиками цилиндрических печатей-амулетов, знаков личной собственности. Самые ранние печати воспроизводили то, что более всего занимало воображение людей того времени - сцены охоты, стада животных, лесных зверей. Миф, эпос, басня, сказка находят многообразное отражение в печатях. Фантастика в изображении людей и животных сочеталась с точным знанием облика, умением передать естественную красоту движений.

Вместе с укреплением рабовладельческих деспотий искусство стало служить и задачам аллегорического прославления власти правителя, божества. Уже ранний медный рельеф сер. 3-го тыс. до н. э., помещенный над входом храма в Убайде, центральная фигура которого - львиноголовый орел, держащий лапами двух оленей, приобрел характер своеобразного герба-эмблемы силы и могущества. Строго симметричный по своей композиции, выделяющий центральную фигуру. как важнейшую, рельеф храма в Убайде открыл собой целый ряд скульптурных геральдических композиций, повторяющихся в печатях, посвятительных рельефах, подобных палетке жреца Дуду из Лагаша, и во многих других памятниках Передней Азии9.

Повествовательное изображение проявилось и на стеле, названной исследователями “Стелой Коршунов” (ок. 2500 г. до н. э., хранится в Лувре). Небольшая по размерам (75 см) каменная плита, посвященная победе правителя города Лагаша Эанатума над соседним городом, как-бы заложила основы нового вида повествования - исторического рельефа. На одной из сторон изображена огромная фигура верховного бога города Лагаша - Нингирсу, который заносит палицу над сетью с барахтающимися в ней врагами. На другой стороне, в четырех размещенных друг над другом регистров, показаны Эанатум и его войско, сцена оплакивания погибших, сцена терзания коршунами трупов поверженных врагов. В самом рассказе нет ни пафоса, ни страсти, ни упоения победой. Собственно, изображаются не лица, а лишь одно лицо, воспроизведенное множество раз. Это нерасчлененность людской массы, выявленная в нем грубая сила и производят на зрителя устрашающее впечатление готовностью снести все живое на своем пути, абсолютностью своего повиновения власти вождя10.

Говоря об искусстве древнего Шумера, необходимо отметить, что уже в п.п. 3 тыс. до н.э. искусство уже имело разные художественные направления, следовательно, и задачи. Фигуры Северного Двуречья обладали вытянутыми пропорциями, удлиненными лицами. Фигуры Южного Двуречья были большеголовыми и приземистыми. В то же время и те и другие, как бы родственны между собою. Все в них: поза, возведенные к небу глаза, сложенные на груди ладони, - направлены на выявление внутреннего состояния просветленности. Таковы базальтовая фигура начальника житниц города Урука Курлиля, алебастровая статуя сановника Эбих - Иля ( из г. Мари) и каменная статуя бога Аб-У из г. Эшнуна. Наивные и несложные образы, воплощенные в этих небольших раскрашенных статуях, отмечены единой печатью духовного подъема, незамутненной веры, светлого чистого порыва,

Еще в большей мере полны духовной значительности выполненные для храмов в технике высокого рельефа головы высших божеств. Хотя сохранилась лишь единственная, восходящая к началу 3 тыс. до н.э., скульптурная голова богини Инанны, высокое мастерство обработки ее мраморной поверхности, красота и совершенство образа, свидетельствует о том, что это явление не было случайным в художественной жизни. Плоско срезанная сзади, это выполненная почти в натуральную величину голова, прикреплялась к стене и, видимо, являлась частью рельефной и живописной композиции Лицо богини с огромными, ранее инкрустированными глазами, поражает мягкостью своих объемов, значительностью строгого и спокойного выражения.

Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во в.п. 3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы за власть между городами - государствами победу одержал Аккад. Его правитель Саргон 1 ( Шаррукин - “ Истинный царь”), названный учеными Древним, объединил почти весь север и юг, слив их в единое Аккадское государство. Его преемник Наран - Суэн продолжил борьбу за объединение Двуречья. Будучи не царского рода, Саргон, волевой и энергичный деятель, после подавления шумерийской аристократии окружил себя столь же активными людьми неаристократического происхождения. Это дало свои результаты. В литературу и искусство Аккада проникли новые веяния, новые образы и темы. Именно в это время сложился облик мужественного героя - полубога Гильгамеша. “ Сказание о Гильгамеше” является первым литературным заимствованием. Согласно утверждениям древних писцов этот цикл состоял из 12 сказаний или песен, около 300 строк каждая. В библиотеке Ашшурбанипала каждое сказание было начертано на отдельной табличке . Проблемы и устремления, о которых идет речь в эпосе, близки народам всех времен. Это потребность в дружбе, восхваление верности, жажда личной славы, страсть к подвигам и приключениям, неистребимый страх перед неизбежной смертью и всепоглащающее стремление к бессмертию. При сравнении вавилонского эпоса и шумерских текстов можно выделить шесть эпизодов:

1. “Гильгамеш и страна живых”

2. “Гильгамеш и небесный бык”

3. “Потоп”

4. “Смерть Гильгамеша”

5. “Гильгамеш и Агга из Киша”

6. “Гильгамеш, Энкиду и подземное царство”11 .

Многие эпизоды вавилонского эпоса бесспорно восходят к шумерским поэмам о Гильгамеше. Даже в тех случаях, когда у нас нет прямых аналогий, можно отыскать примерные темы и мотивы, заимствованные из шумерских мифологических и эпических источников. Но вавилонские поэты никогда не копируют шумерский текст. Что же касается линии сюжета - неудержимого рокового хода событий, которые приводят мятущегося, дерзающего героя к неизбежному горестному прозрению, - то здесь вся заслуга,несомненно, принадлежит не шумерам,а вавилонянам.

Гильгамеш не был единственным героем Шумера. Его предшественники, Эннеркар и Лугальбанда, пользовались у шумерских поэтов не меньшей популярностью. Можно сказать, что у шумеров была целая эпоха героев. На этом стоит остановиться подробнее. Все историки вынуждены считаться, главным образам благодаря трудам английского ученого М. Чадвина, с тем, что “ героические эпохи”,относящиеся у разных народов к разным периодам, вовсе не являются литературным вымыслом, а представляют для истории цивилизации этап общественного развития.

Есть все основания полагать, что древние эпические сказания Шумера были впервые записаны на глиняных табличках только через 5 -6 столетий после окончания “героического века” и, разумеется, после значительной переработки, проделанной жильцами и писцами. И поскольку самые древние героические сказания появились в Шумере, можно предположить, что родиной эпической поэмы было Двуречье. Разумеется, между эпосом шумеров, греков, индийцев и германцев существует ряд немаловажных различий. Например, шумерские героические сказания, независимо от их величины, повествуют о каком-нибудь одном подвиге, одном эпизоде и совсем не связаны друг с другом. Впервые объединили сравнительно короткие и отрывочные поэмы в довольно сложный, длинный, но единый эпос вавилонские поэты.Однако, в этих поэмах не найдешь пластичности и динамизма, которыми славятся, например, гомеровские “Илиада” и “Одиссея”. В отличие от индоевропейского героического эпоса в шумерских эпических поэмах женщины,во всяком случае смертные, не играют почти никакой роли. И ,наконец, чисто формальное отличие: шумерские поэты добивались ритмического рисунка прежде всего путем повторов с небольшими вариациями. Они не пользовались строками определенного размера.

Общий обзор литературы и искусства позволяет сделать вывод о грандиозном значении этих памятников древнейшей цивилизации, анализ которых выявляет непосредственное воздействие шумерской литературы и искусства на вавилонскую и воздействие ее через посредствующие звенья на литературу и культуру греков, евреев и даже народов Западной Европы.

Глава II

^ ВАВИЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК НАСЛЕДНИЦА ШУМЕРО-АККАДСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонское искусство; это название распространяется на искусство самого Вавилона ( начало 2 тыс. до н.э.) но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств ( 4-3 тыс. до н.э.), объединенных затем Вавилоном. Вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

Как и в Египте, религия в Двуречье была опорой рабовладельческой верхушки. Но в отличие от Египта, сама эта верхушка не была устойчива, ибо главенство постоянно переходило от одного города-государства к другому. Жестокая борьба без пощады для побежденных определяла мировоззрение тамошних владык.

В Вавилонском искусстве мы совсем не встречаем погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую открывает ему жизнь. Эта жизнь вечно тревожная, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящаяся от воли каких-то высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную войну.

Были развиты различные культы. Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника благоденствия, плодородия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно, не раз опустошавшей эти края, ибо, как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в сказаниях Шумера. Культ небесных светил - как проявление божественной воли, с их правильным, чудесно - неизменным движением по раз и навсегда указанному пути12.

В математике, необходимой для оживленной торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесятиричная система счисления жива по сей день. Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблюдении небесных светил. Они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания в целом были связаны с магией и гаданиями.

Таинственные знаки на глиняных табличках были расшифрованы в прошлом веке. Это знаменитая шумерская клинопись, положившая начало всей письменности, как египетские иероглифы, очень декоративная и тоже ведущая свое происхождение от рисунков. В Эрмитаже хранится шумерская табличка - древнейший в мире письменный памятник ( около 3 300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание таких табличек дает наглядное представление о быте шумеро - аккадских городов и самого Вавилона. Среди них - документы знаменитого храмового архива города Лагаша, показывающие, что шумерские храмы владели огромными угодьями и служили средоточием всей политической, экономической и культурной жизни городов - государств. А всей внутренней и внешней политикой городов Двуречья руководили жрецы - правители, опиравшиеся в решениях, якобы, на волю богов, только им известную. Текст одной из табличек более позднего периода (2 тыс до н.э.) показывает в каком духе были составлены Вавилонские законы и к чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком преступлении - кража раба, зная, что за это ему полагается смертная казнь, между тем, как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить бесправную жертву своей корысти. В древнейшие времена, как подтверждают раскопки, совершались человеческие жертвоприношения, устраивались настоящие бойни, очевидно, по повелению жрецов, дабы умилостивить богов. И , однако, в этом, столь далеком от нас мире, дикий фанатизм , изуверство сочетались нередко с очень трезвым взглядом на жизнь, порой с поразительным скептицизмом, а то и с подлинной мудростью. Многие шумерские поговорки свидетельствуют о склонности этого народа, казалось бы всецело воспринимавшего жреческую “мудрость” с ее непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению многих вопросов с противоположных точек зрения.

“ Все равно умрем - давай все растратим!

А жить - то еще долго - давай копить”.

Шумеры ясно понимали и бессмысленность войн :

“ Ты идешь, завоевываешь земли врага.

Враг приходит, завоевывает твою землю”.

Среди почти двух тысяч вавилонских клинописных табличек, хранящихся в музее изобразительных искусств в Москве, американский ученый С. Крамер обнаружил текст двух элегий. Это, по его мнению, - одна

www.ronl.ru

Доклад на тему Древнее Междуречье!История, класс 5.

Месопотамия (Междуречье) считается очень важным центром мировой цивилизации и древней городской культуры. Междуречье занимало пространство, расположенное к северу от Персидского залива, между Средиземным и Каспийским морем. Оно разделилось по диагонали двумя реками - Тигром и Евфратом. Эта плодородная равнина стала называться Месопотамией. ("месос" - середина ; "потамос" - река) . 

Южную часть Месопотамии занимали Шумер, Аккад, Вавилон ; северную - Ассирия. Народы юга - шумеры, вавилоняне, холдеи; народы севера - ассирийцы, хурриты. 

Народы Месопотамии были очень изобретательны, они одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Внушительных успехов население достигло и в сооружении зданий, в частности дворцовых и храмовых. В Междуречье очень рано началось изготовление стекла: первые его рецепты относятся еще к семнадцатому веку до нашей эры. 

Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и поэтому была ареной борьбы многоих племен, народов и государств. Эта цивилизация привлекла внимание большинства ученых, потому что многие события, города и цари упоминались в Библии. 

В середине девятнадцатого века французские и английские археологи начали проводить активные раскопки. Были найдены три гигантских холма. Под ними скрывались руины величественных дворцов, храмов. Также были найдены загадочные письма, начерченные на глиняных табличках. 

Письменность Месопотамии называлась клинописью. На глиняных, пока еще мягких табличках деревянной палочкой для письма выдавливали знаки, которые были похожи на "клинообразные" штрихи. Из таких табличек в Междуречье составляли "книги". "Переплетом" для них служил деревянный ящик. До наших дней дошли сведения о первой в мире библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. "Книги" были различных категорий: литературные сочинения, математические, медицинские, географические и др. 

Религия. 

Главными богами в Месопотамии считались бог небесной стихии Ану и богиня земной стихии Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог водного естества Эа, создавший первых людей. Главными богами также считались Уту и Нанна - боги Солнца и Луны. Уту был особым, потому что он был не только богом небесного светила (Солнца) , но и главным судьей и на земле, и на небе. Самой почитаемой богиней была Инанна (Иштар) - богиня любви и плодородия. 

Устройство мира в глазах месопотамцев выглядело очень сложно. Ану создал злаки и скот, боги вкушали яства, пили лучшие напитки, но не могли утолить жажды и насытиться. Тогда Энлиль создал людей, которые должны были приносить богам разнообразные жертвы, но только созданные люди были дикарями. И тогда бог повелели, чтобы люди стали цивилизованными людьми. Людей и животных создали Ану, Энлиль и Эа. Также Энлиль создал пять городов, в одном из которых поселил царя, которому были подчинены другие девять правителей. При правлении последнего, десятого царя, Энлиль разгневался на всех людей и устроил всемирный потоп. Мотив, двигавший божеством при устроении потопа, идентичен с тем, что мы можем видеть в библейским предании относительно причин насланного глобального наводнения. 

Помимо главнейших богов у народов Междуречья был еще и второй пантеон, который представлен еще другими двенадцатью главными богами и тридцатью второстепенными. 

Кроме божеств люди почитали и так называемых демонов добра, и старались умилостивить демонов зла. 

Достижения обитателей великих рек Тигра и Евфрата в самых разных областях человеческой деятельности (будь то искусство, архитектура, литература, письменность, а равно и сфера научных знаний) сыграли роль эталона для всего Древнего Ближнего Востока.

Оцени ответ

nebotan.com

Сообщение о древнем междуречье

Месопотамия (Междуречье) считается очень важным центром мировой цивилизации и древней городской культуры. Междуречье занимало пространство, расположенное к северу от Персидского залива, между Средиземным и Каспийским морем. Оно разделилось по диагонали двумя реками - Тигром и Евфратом. Эта плодородная равнина стала называться Месопотамией. ("месос" - середина ; "потамос" - река) .  Южную часть Месопотамии занимали Шумер, Аккад, Вавилон ; северную - Ассирия. Народы юга - шумеры, вавилоняне, холдеи; народы севера - ассирийцы, хурриты.  Народы Месопотамии были очень изобретательны, они одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Внушительных успехов население достигло и в сооружении зданий, в частности дворцовых и храмовых. В Междуречье очень рано началось изготовление стекла: первые его рецепты относятся еще к семнадцатому веку до нашей эры.  Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и поэтому была ареной борьбы многоих племен, народов и государств. Эта цивилизация привлекла внимание большинства ученых, потому что многие события, города и цари упоминались в Библии.  В середине девятнадцатого века французские и английские археологи начали проводить активные раскопки. Были найдены три гигантских холма. Под ними скрывались руины величественных дворцов, храмов. Также были найдены загадочные письма, начерченные на глиняных табличках.  Письменность Месопотамии называлась клинописью. На глиняных, пока еще мягких табличках деревянной палочкой для письма выдавливали знаки, которые были похожи на "клинообразные" штрихи. Из таких табличек в Междуречье составляли "книги". "Переплетом" для них служил деревянный ящик. До наших дней дошли сведения о первой в мире библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. "Книги" были различных категорий: литературные сочинения, математические, медицинские, географические и др.  Религия.  Главными богами в Месопотамии считались бог небесной стихии Ану и богиня земной стихии Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог водного естества Эа, создавший первых людей. Главными богами также считались Уту и Нанна - боги Солнца и Луны. Уту был особым, потому что он был не только богом небесного светила (Солнца) , но и главным судьей и на земле, и на небе. Самой почитаемой богиней была Инанна (Иштар) - богиня любви и плодородия.  Устройство мира в глазах месопотамцев выглядело очень сложно. Ану создал злаки и скот, боги вкушали яства, пили лучшие напитки, но не могли утолить жажды и насытиться. Тогда Энлиль создал людей, которые должны были приносить богам разнообразные жертвы, но только созданные люди были дикарями. И тогда бог повелели, чтобы люди стали цивилизованными людьми. Людей и животных создали Ану, Энлиль и Эа. Также Энлиль создал пять городов, в одном из которых поселил царя, которому были подчинены другие девять правителей. При правлении последнего, десятого царя, Энлиль разгневался на всех людей и устроил всемирный потоп. Мотив, двигавший божеством при устроении потопа, идентичен с тем, что мы можем видеть в библейским предании относительно причин насланного глобального наводнения.  Помимо главнейших богов у народов Междуречья был еще и второй пантеон, который представлен еще другими двенадцатью главными богами и тридцатью второстепенными.  Кроме божеств люди почитали и так называемых демонов добра, и старались умилостивить демонов зла.  Достижения обитателей великих рек Тигра и Евфрата в самых разных областях человеческой деятельности (будь то искусство, архитектура, литература, письменность, а равно и сфера научных знаний) сыграли роль эталона для всего Древнего Ближнего Востока.

shpora.org

Сообщение о древнем междуречье

Сообщение о древнем междуречье

Ответы:

Месопотамия (Междуречье) считается очень важным центром мировой цивилизации и древней городской культуры. Междуречье занимало пространство, расположенное к северу от Персидского залива, между Средиземным и Каспийским морем. Оно разделилось по диагонали двумя реками - Тигром и Евфратом. Эта плодородная равнина стала называться Месопотамией. ("месос" - середина ; "потамос" - река) .  Южную часть Месопотамии занимали Шумер, Аккад, Вавилон ; северную - Ассирия. Народы юга - шумеры, вавилоняне, холдеи; народы севера - ассирийцы, хурриты.  Народы Месопотамии были очень изобретательны, они одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Внушительных успехов население достигло и в сооружении зданий, в частности дворцовых и храмовых. В Междуречье очень рано началось изготовление стекла: первые его рецепты относятся еще к семнадцатому веку до нашей эры.  Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и поэтому была ареной борьбы многоих племен, народов и государств. Эта цивилизация привлекла внимание большинства ученых, потому что многие события, города и цари упоминались в Библии.  В середине девятнадцатого века французские и английские археологи начали проводить активные раскопки. Были найдены три гигантских холма. Под ними скрывались руины величественных дворцов, храмов. Также были найдены загадочные письма, начерченные на глиняных табличках.  Письменность Месопотамии называлась клинописью. На глиняных, пока еще мягких табличках деревянной палочкой для письма выдавливали знаки, которые были похожи на "клинообразные" штрихи. Из таких табличек в Междуречье составляли "книги". "Переплетом" для них служил деревянный ящик. До наших дней дошли сведения о первой в мире библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. "Книги" были различных категорий: литературные сочинения, математические, медицинские, географические и др.  Религия.  Главными богами в Месопотамии считались бог небесной стихии Ану и богиня земной стихии Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог водного естества Эа, создавший первых людей. Главными богами также считались Уту и Нанна - боги Солнца и Луны. Уту был особым, потому что он был не только богом небесного светила (Солнца) , но и главным судьей и на земле, и на небе. Самой почитаемой богиней была Инанна (Иштар) - богиня любви и плодородия.  Устройство мира в глазах месопотамцев выглядело очень сложно. Ану создал злаки и скот, боги вкушали яства, пили лучшие напитки, но не могли утолить жажды и насытиться. Тогда Энлиль создал людей, которые должны были приносить богам разнообразные жертвы, но только созданные люди были дикарями. И тогда бог повелели, чтобы люди стали цивилизованными людьми. Людей и животных создали Ану, Энлиль и Эа. Также Энлиль создал пять городов, в одном из которых поселил царя, которому были подчинены другие девять правителей. При правлении последнего, десятого царя, Энлиль разгневался на всех людей и устроил всемирный потоп. Мотив, двигавший божеством при устроении потопа, идентичен с тем, что мы можем видеть в библейским предании относительно причин насланного глобального наводнения.  Помимо главнейших богов у народов Междуречья был еще и второй пантеон, который представлен еще другими двенадцатью главными богами и тридцатью второстепенными.  Кроме божеств люди почитали и так называемых демонов добра, и старались умилостивить демонов зла.  Достижения обитателей великих рек Тигра и Евфрата в самых разных областях человеческой деятельности (будь то искусство, архитектура, литература, письменность, а равно и сфера научных знаний) сыграли роль эталона для всего Древнего Ближнего Востока.

cwetochki.ru

Доклад на тему Древнее Междуречье! История, класс 5.

Доклад на тему Древнее Междуречье! История, класс 5.

Ответы:

Месопотамия (Междуречье) считается очень важным центром мировой цивилизации и древней городской культуры. Междуречье занимало пространство, расположенное к северу от Персидского залива, между Средиземным и Каспийским морем. Оно разделилось по диагонали двумя реками - Тигром и Евфратом. Эта плодородная равнина стала называться Месопотамией. ("месос" - середина ; "потамос" - река) .  Южную часть Месопотамии занимали Шумер, Аккад, Вавилон ; северную - Ассирия. Народы юга - шумеры, вавилоняне, холдеи; народы севера - ассирийцы, хурриты.  Народы Месопотамии были очень изобретательны, они одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Внушительных успехов население достигло и в сооружении зданий, в частности дворцовых и храмовых. В Междуречье очень рано началось изготовление стекла: первые его рецепты относятся еще к семнадцатому веку до нашей эры.  Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и поэтому была ареной борьбы многоих племен, народов и государств. Эта цивилизация привлекла внимание большинства ученых, потому что многие события, города и цари упоминались в Библии.  В середине девятнадцатого века французские и английские археологи начали проводить активные раскопки. Были найдены три гигантских холма. Под ними скрывались руины величественных дворцов, храмов. Также были найдены загадочные письма, начерченные на глиняных табличках.  Письменность Месопотамии называлась клинописью. На глиняных, пока еще мягких табличках деревянной палочкой для письма выдавливали знаки, которые были похожи на "клинообразные" штрихи. Из таких табличек в Междуречье составляли "книги". "Переплетом" для них служил деревянный ящик. До наших дней дошли сведения о первой в мире библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. "Книги" были различных категорий: литературные сочинения, математические, медицинские, географические и др.  Религия.  Главными богами в Месопотамии считались бог небесной стихии Ану и богиня земной стихии Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог водного естества Эа, создавший первых людей. Главными богами также считались Уту и Нанна - боги Солнца и Луны. Уту был особым, потому что он был не только богом небесного светила (Солнца) , но и главным судьей и на земле, и на небе. Самой почитаемой богиней была Инанна (Иштар) - богиня любви и плодородия.  Устройство мира в глазах месопотамцев выглядело очень сложно. Ану создал злаки и скот, боги вкушали яства, пили лучшие напитки, но не могли утолить жажды и насытиться. Тогда Энлиль создал людей, которые должны были приносить богам разнообразные жертвы, но только созданные люди были дикарями. И тогда бог повелели, чтобы люди стали цивилизованными людьми. Людей и животных создали Ану, Энлиль и Эа. Также Энлиль создал пять городов, в одном из которых поселил царя, которому были подчинены другие девять правителей. При правлении последнего, десятого царя, Энлиль разгневался на всех людей и устроил всемирный потоп. Мотив, двигавший божеством при устроении потопа, идентичен с тем, что мы можем видеть в библейским предании относительно причин насланного глобального наводнения.  Помимо главнейших богов у народов Междуречья был еще и второй пантеон, который представлен еще другими двенадцатью главными богами и тридцатью второстепенными.  Кроме божеств люди почитали и так называемых демонов добра, и старались умилостивить демонов зла.  Достижения обитателей великих рек Тигра и Евфрата в самых разных областях человеческой деятельности (будь то искусство, архитектура, литература, письменность, а равно и сфера научных знаний) сыграли роль эталона для всего Древнего Ближнего Востока.

cwetochki.ru