Древнее двуречье таблица. "Древнее Двуречье". Урок в 5-м классе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок в 5 классе «Древнее Двуречье». Древнее двуречье таблица


Урок в 5 классе «Древнее Двуречье», ФГОС

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 Предмет: история Класс: 5

 

Тема урока

Место урока по теме

Древнее Двуречье

Урок «Древнее Двуречье» является первым уроком  при изучении главы «Западная Азия в древности» по учебнику «История Древнего мира» 5 класс,  авторы: Вигасин А.А.  Годер Г.И. и Свенцицкая И.С.

Тип урока

Формы, приемы, методы

Открытие новых знаний

Фронтальная, индивидуальная и групповая работа;

проблемно-диалогическая технология

Цель урока

Задачи урока

Сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях  жителей Древнего Двуречья

I.  Предметные:

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье

II. Метапредметные:

 Познавательные УУД:

    ● самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

   ● самостоятельно ориентироваться в учебнике;

   ● самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для  

        выполнения задания

Регулятивные УУД:

    ● принимать и сохранять учебную задачу;

    ● учитывать выделенные  учителем ориентиры действий;

    ● закреплять умения контролировать и корректировать свою

        деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Коммуникативные УУД:

    ● формировать  культуру общения между собой, учиться  работать

   в группах;

    ● представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

    ● применять правила делового сотрудничества;

    ● оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

    ● анализировать  своё эмоциональное состояние.

 

 

 

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- географическое положение Древнего Двуречья;

- занятия и верования жителей Древнего Двуречья.

- извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по     заданной теме;                                                                                                       - строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

  Аспект компетенции:

1. Переработка и использование информации для решения учебных задач.

2. Применение знаний для решения практических задач.

3. Продуктивная коммуникация – работа в группах.

Ориентация на диалогический и эвристический методы обучения. Изложение материала в форме сообщения. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов. Эвристический метод характеризуется  на уроке высоким уровнем познавательной активности учащихся.

Проектная технология и ИКТ

·       мультимедийная презентация;

·       мультимедийная установка, экран;

·       конверты, карточки с заданиями;

·       оценочные листы.

       

 

ХОД УРОКА

 

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/         УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап:  организационный  4 мин.

Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

1.1. Организует  приветствие  и ситуацию самооценки готовности к уроку.

Приветствие учителя

-  Здравствуйте ребята.  Меня зовут Анжела Александровна. Я рада вас видеть. И надеюсь, этот урок будет и  для вас и для меня полезным.

 

1.2. Определение темы урока.

Ребята, что у меня в руках (глина).

Сегодня мы познакомимся с государством, где глина играла важную роль. Пожалуйста, внимание на экран.(ролик)

Это древнее государство возникло более пяти тысяч лет назад. Оно находилось меж двух рек. Из этих слов составьте название гос-ва

- Сформулируйте тему нашего урока.

Оно имеет три названия Двуречье , Междуречье, Месопотамия

 

Оценивают готовность к уроку.

 

Приветствуют учителя.

Проверяют наличие учебных принадлежностей

 

 

 

 

 

 

 

 

угадывают

 

 

 

просматривают ролик

 

 

формулируют тему урока «Древнее Двуречье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-познавательная, коммуникативная

Учебно-познавательная, коммуникативная

 

Эмоциональный настрой на урок.

 

Включение в учебный процесс.

 

 

Формирование интереса к познавательной деятельности на занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап: постановка проблемы и поиск решения 2 минуты

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

НА ОСНОВЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО ГОСУДАРСТВА СОСТАВЛЯЕТСЯ АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА!!! Ребята а какое государство вы изучали до этого, что вы узнали о Египте. По этому же плану(принципу) мы будем изучать Древнее Двуречье. Что мы должны узнать о Древнем Двуречье?

1. Местоположение Двуречья.

2. Основные занятия жителей Двуречья.

3. Религия.

4. Письменность.

5. Достижения

УСТАНОВИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

А вот теперь, поставьте учебную задачу для себя на сегодняшний урок в соответствии с темой и планом урока! Воспользуйтесь словами помощниками

Что или кто поможет вам достичь вашей цели?

Разные источники информации

 

Совместно с учителем формулируют цель предстоящей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке я

  Изучу  Узнаю

  Вспомню

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися, формирование проблемы

 

Систематизация знаний по разделу  «Египет»

 

 

 

Появление проблемы.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

 

IV этап: совместное исследование проблемы 20 минут

Открытие нового знания в результате поисково-исследовательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с противоречивыми фактами

4.1. Организация практической деятельности

Я предлагаю нам с вами составить справочник о Древнем Двуречье.

ЧТО ТАКОЕ СПРАВОЧНИК?

(справочник м. Книга, содержащая необходимые сведения по какому-л. предмету, вопросу и т.п.)

А СОСТАВЛЯТЬ ЕГО МЫ БУДЕМ В ГРУППАХ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ВАМИ ПЛАНУ.

Каждая группа будет создавать свою страницу. ВЫБЕРИТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ В СВОИХ ГРУППАХ, ПОДНИМИТЕ РУКИ. У КАЖДОЙ ГРУППЫ БУДЕТ СВОЁ ЗАДАНИЕ.

 

Одна группа познакомит нас с МЕСТОПОЖЕНИЕМ Двуречья.

Другая группа с занятиями жителей Двуречья.

Третья группа с религией Двуречья.

Четвёртая группа с письменностью.

И Пятая группа познакомит нас с достижениями Двуречья.

Для того, чтобы каждая группа выполнила свое задание, у вас на столах лежат памятка для работы в группе, инструкция по выполнению задания, карточка для ответа и заготовки для вашей страницы.

Работу в группе я предлагаю строить по следующему алгоритму, обратите внимание на слайд

1.Вспомните правила работы в группе (памятка)

2.Знакомство с инструкцией

3. Выполнение задания строго по инструкции

4. Представление своей страницы

И так ребята начинаем работу, А Я БУДУ ВАШИМ ПОМОЩНИКОМ

 

4.2. Практическая работа.

- Дайте  знак о готовности к работе.

- Время на выполнение работы 8 минут.   

  Приступайте к работе. Время пошло.

 

 

Перед выступлением групп обратить внимание на буклет

 

Еще у вас каждого буклет, который останется вам на память о сегодняшнем уроке,  в нем нужно выполнять задания,  по ходу выступления групп и оценить свою работу.

 

4.3.Представление результатов работы

 

- Представьте  результаты вашей деятельности.

(И так справочник почти готов не хватает титульной страницы.

Ребята, а кому может быть полезен этот справочник)

 

 

Планирование работы в группе

 

 

Предлагают свои варианты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают алгоритм работы, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу

 

 

 

 

Ищут ответы на вопросы записывают ответы в карточке для ответа и готовят страницу справочника.

 

 

 

Выступление командиров групп

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируются навыки публичного выступления

 

 

Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом

Осознают свой вклад в общий результат

 

Поиски путей решения.

 

Формирование навыков поисковой деятельности.

 

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

 

Информационная.

Умение использовать информацию для решения учебной задачи.

 

ФИЗМИНУТКА

Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

 

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

 

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

 

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

 

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за ра

оту.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем «фонарики».

 

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

 

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

V этап: закрепление 10 мин.

Решение конкретно-практических задач.

 

Ребята ,а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Да» или «Нет»

 (Если ответ на вопрос положительный – хлопок в ладоши, если отрицательный – тишина.)

 

1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет).

4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

6. Клинопись – это узоры на посуде. (Нет).

7. Знак письменности Двуречья – иероглиф. (Нет).

8. Разливы рек проходили бурно. (Да)

9. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. (Да)

10. Эа – бог Луны. (Нет)

 (Да)

11. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших глиняных кирпичей. (Да)

12. Число 60 учёные жрецы считали священным. (Да)

 

 

Заполняют карточки  с вопросами и проводят самооценку «Лесенка успеха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог с учащимися

 

VI  этап: итоги урока, рефлексия результатов деятельности 2 минут

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Рефлексия

- И так, ребята подведем итог урока вспомним цель, которую мы ставили на урок.

Пусть каждый для себя решит достиг, ли он поставленной цели урока,

Если было все понятно, рядом с темой прикрепите восклицательный знак, если остались вопросы, ?, а если ничего непонятно, то многоточие.

 

.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Коллективная рефлексия деятельности

 

VII этап: задание на дом 2 минуты

Систематизация знания, полученного на уроке, развитие творческого подхода к выполнению задания.

Параграф 13 (для всех)

И задание на выбор

- Написать сочинение на тему (рис. на стр.66) «Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему «Древнее Двуречье» (10 слов)

- Выполнить задание в рубрике «Познакомьтесь с документами» на стр. 69

 

- Выберите то задание, которое вам по силам.

Задают вопросы, выбирают для себя задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Учебно-познавательная, коммуникативная

 

Диалог с учащимися.

Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей

Творческие работы детей по теме

 

Инструкция для работы в группе №1

 

1.     Внимательно прочитайте §13. п. 1, 2 с.65 – 66 (до слов «В Южном Двуречье…)

2.     Прочитайте текст  карточки.

3.     Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски  в своей карточке для ответа

4.     Рассмотрите карту на стр. 33

5.     Выполните задание по карте:

а) Напишите  название главных рек Двуречья, обозначенных цифрами 1,2

                  б) Подпишите название городов, обозначенных цифрами 3,4

                  в) Какой залив обозначен на карте цифрой 5

                  5. Подготовьте сообщение для выступления, заполнив шаблон ответа.

                 6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.

 

Карточка для ответа

 

1. Двуречье  лежит между двумя большими реками __________ и ____________.

2. Разливы рек проходили  ______  обрушивались на ____________ и ____________.

3. Приходилось строить _____________ по берегам, чтобы не смыло  ____________ на полях.

4. Для орошения  полей и садов  рыли _______________.

5. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были ____________, их поселения вырастая превращались в _______________.

6. Из многочисленных городов самыми крупными были _________ и _______.

 

 

Инструкция для работы в группе № 2

1.     Внимательно прочитайте §13. п. 2 с.66 – 67 (со слов «В Южном Двуречье…)

2.     Внимательно прочитайте исторический источник и ответьте на вопросы после него

3.     Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски  в своей карточке для ответа

4.     Заполните схему «Основные занятия жителей Двуречья»

5.     Подберите подходящие картинки и приклейте их.

6.     Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.

 

 

Карточка для ответа

 

1. В Южном Двуречье не было  ни _______, ни _________.

2. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших __________ __________.

3. Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на _______.

4. Основными занятиями жителей Двуречья были________, _________, ________, и __________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя

 

Инструкция для работы в группе №3

 

1.         Внимательно прочитайте §13. п. 3, с. 67

2.         Прочитайте текст  карточки.

3.         Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски  в своей карточке для ответа

4.         Заполните таблицу «Религия жителей Двуречья»

5.         Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист

 

Карточка для ответа

 

 

 

1. Над городскими постройками возвышалась ____________   башня, уступы которой поднимались к ____________. Эти башни назывались зиккураты.

2. Только __________ было позволено подниматься на вершину башни – в __________________.

3. Покровителем города был бог Солнца __________ или бог Луны _________________

4.Все почитали бога воды _________________, а к богине плодородия и любви ____________ люди обращались с просьбами о богатых урожаях  зерна и о рождении детей.

5. Учёные жрецы занимались  ____________ и число ____________ считали священным.

 

 

 

 

Инструкция для работы в группе №4

 

 

1.         Внимательно прочитайте §13. п. 4, с. 67 - 68

2.         Прочитайте текст  карточки.

3.         Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски  в своей карточке для ответа

4.         Расшифруйте клинопись

5.         Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.

 

 

Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя

 

 

 

 

 

 

 

Карточка для ответа

 

1. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят __________, покрытые значками в виде ___________, которые  выдавлены на табличке из мягкой __________, концом заострённой палочки.

2. Клинообразные значки – это особое письмо  Двуречья, ____________, а каждый знак в клинописи происходит из  _____________ и часто обозначает целое или короткое  ______________.3. В клинописи несколько _____________ значков, уроки продолжались ежедневно с ____________  до __________.4. Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали __________  ___________, ученики его считались ___________   ____________. Школа в Двуречье  называлась  – дом табличек.

 

Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя

 

 

Инструкция для работы в группе №5

 

 

 

1.         Внимательно прочитайте  рассказ на стр. 35-36, в энциклопедии «Я познаю мир

2.         Прочитайте текст  карточки.

3.         Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски  в своей карточке для ответа

4.         Из предложенных картинок, выберете те, которые относятся к достижениям шумер,               приклейте их.

5.         Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.

 

 

 

Карточка для ответа

1.    Тысячи лет назад шумеры знали _________ (науку о числах) и ________ (науку о движении небесных тел).

2.    Придумали знаки Зодиака.

3.    Они посчитали, сколько дней в году, разделили год на ________месяцев, неделю на ________дней.

4.    Именно шумеры ______ (оружие), плуг и __________Древнее ДвуречьеPPTX / 38.08 МбЧудеса из глиныMP4 / 36.99 МббуклетPUB / 2.33 Мб

 

 

 

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

"Древнее Двуречье". Урок в 5-м классе

Разделы: История и обществознание

Цель: ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности.

Задачи:

  • Продолжить формировать умения сравнивать географическую среду Египта и Древнего Двуречья.
  • Развивать навыки работы с исторической картой.
  • Анализировать фрагмент исторического документа.

Термины и понятия: Передняя Азия, Месопотамия (Междуречье), клинопись, глиняные таблички.

Оборудование и дидактический материал: учебник, настенная карта "Древний Восток", атласы, пакет документов, заостренные палочки.

Ход урока

Орг. момент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы начать урок?

2. Объяснение нового материала.

Я сегодня предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться?

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны?

Я буду вашим гидом и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить.

Отправляемся в путь!

Но чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиа перелет. У вас на столах лежит пакет необходимых для перелета документов. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить декларацию. (Приложение 1)

Cамостоятельная работа

Скажите, какова цель нашего путешествия?

Варианты ответов

Учитель обобщает полученные ответы.

Рассказ учителя о географическом положении Древнего Двуречья. (сопровождается работой с настенной картой).

Словарная работа

Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат. (Приложение 2)

Запись в марш. лист

 Вывод учителя.

Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом.

Вспомните, пожалуйста, климатические условия Древнего Египта.

Ответы уч-ся

Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну.

Дети, как выдумаете, какие занятия распространены у жителей Древнего Двуречья? (Учитель дополняет и обобщает полученные ответы)

Работа с документом (Приложение 3)

запись в марш. лист

Вывод учителя.

3. Несмотря на отсутствие строевого леса и камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома. Строительным материалом являлась глина, из которой делали большие кирпичи. Но самое интересное предназначение глины - использование ее в качестве писчего материала. На холмах Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые значками в виде клинышков. Эти знаки называются КЛИНОПИСЬЮ.

Записать определение в маршр. лист

КЛИНОПИСЬ - вид письма Древнего Двуречья.

Знаки выдавливались на мягкой глине концом специально заостренной палочки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней.

Каждый знак в клинописи- это рисунок, который означал целое слово.

(учитель рисует на доску несколько знаков и обозначение)

Представим, что вы богатые жители Древнего Двуречья и нам надо написать письмо своему родственнику. Вам в написании письма помогут подсказки на доске, в учебнике с. и ваша фантазия.

Работа в парах, составление текста письма

Ваши письма готовы, осталось только их высушить в печи, чтобы оно стало прочным и отправлять.

Вывод учителя.

На путешествие подходит к концу.

  • Что вам понравилось в путешествии? Или не понравилось?
  • Что вы узнали нового, интересного?
  • Хотели бы еще совершить путешествия в другую страну?

Ответы уч-ся

Закрепление изученного материала.

Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить викторину. (Приложение 4)

Выполнение викторины в тетради

(Учитель проверяет правильность выполнения викторины учащимися)

Уч-ся обмениваются тетрадями и проверяют

Подведение итогов работы, выставление оценок.

Всем спасибо за урок! Запишите домашнее задание

Запись в дневники д/з

Параграф 13, чит., придумать условные знаки и написать письмо своему другу, при этом указав условные обозначения.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Древнее Двуречье

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

План1) Природные и климатические условия Древнего Двуречья.2) Занятия жителей Двуречья.3) Религия и письменность древних жителей Двуречья.

На доске: тема урока.

1. Рассказ учителя.Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как можно было добраться египтянам до этой реки?

2. Работа по карте (с. 31 Вигасина).Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.— Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? (Двуречье или Междуречье.)— Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат? (Турция, Сирия, Ирак.)— Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат? (Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.)— Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат? (Местность делится как бы на две части: на севере — гористая и каменистая, а на юге — совсем ровная и камней там нет.)

3. Работа с историческими документами.

Геродот. История

193. …Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 58.

Вопросы к документу:— Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Земля очень плодородная.)— Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам, финиковые пальмы.)— Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб.)

Миф о потопе (Вигасин, с. 65)

Вопросы к документу:— Из-за чего возник потоп? (Из-за дождей.)— Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? (Праведному человеку Утнапишти.)— Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат.)— Какую информацию о людях Двуречья дает этот документ? (О существовании у них религиозных верований.)— Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа? Как в нем отразилась природа страны? Что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел?

4. Рассказ учителя.

Разливы Тигра и Евфрата не такие, как разлив Нила, — короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населявшие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о Всемирном потопе, который погубил почти всех людей.

Земледельцы жили в Двуречье с глубочайшей древности, еще в первобытную эпоху. А государства возникли приблизительно в то же время, что и в долине Нила — более пяти тысяч лет назад.

5. Решение задачи.

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы — будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

— Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени? (Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.)

6. Рассказ учителя.

Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы и дворцы. А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?

7. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 3 § 13 на с. 64 Вигасина.

8. Беседа по прочитанному.

— Каким богам преклонялись жители Двуречья? (В одном городе богу солнца Шамашу, в другом — богу луны Сину, мудрым считали бога воды За, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях.)— Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (Жители Двуречья не могли объяснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и преклонялись этим богам.)— Какую роль играли жрецы в Двуречье? (Они были служителями храмов, могли общаться с богами.)

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «египтяне» и «жители Междуречья». Одни должны отстаивать преимущества климатических условий Египта, другие — Междуречья.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Египет Междуречье

Ученики, защищая преимущества климатических условий Египта и Междуречья, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:1) разливы рек;2) плодородие почвы;3) растительность;4) строительный материал;5) письменность и климатические условия.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количеству очков, получает пять.

III. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам.— Что общего в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья?Ответы:а) В Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях.б) Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей.в) Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.— В чем различия? (Разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.)

2. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 47 (с. 41).

3. Заполните таблицу.

Условия, благоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье Условия, неблагоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 13 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 46 (с. 40).

ayratmusin.ru

Древнее Двуречье

Как не погибнуть, если две реки, от которых зависит твоя жизнь, бурны и непредсказуемы, а из всех земных богатств в изобилии имеется только глина? Народы Древнего Двуречья не погибли, более того, сумели создать одну из самых развитых для своего времени цивилизацию.

Тема: Древний Восток

Урок: Древнее Двуречье

К северо-востоку от Египта между двумя большими реками — Евфратом и Тигром — расположено Двуречье, или Междуречье, известное также под названием Месопотамия (рис. 1).

Древнее Двуречье

Рис. 1. Древнее Двуречье (Источник)

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося жилища и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы.

Государство здесь возникло приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более 5000 лет назад.

Многие поселения земледельцев, вырастая, превращались в центры небольших городов-государств, население которых составляло не более  30–40 тыс. человек. Самыми крупными  были  Ур и Урук, располагавшиеся на юге Двуречья. Ученые нашли древние захоронения, найденные в них предметы свидетельствуют о высоком развитии ремесла.

В Южном Двуречье не было ни гор, ни лесов, единственным строительным материалом была глина. Дома строились из глиняных кирпичей, высушенных из-за недостатка топлива на солнце. Чтобы уберечь постройки от разрушения, стены делали очень толстыми, например, городская стена была такой ширины, что по ней могла проехать повозка.

В центре города возвышался зиккурат — высокая ступенчатая башня, наверху которой размещался храм бога — покровителя города (рис. 2). В одном городе это был, например, бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Все почитали бога воды Эа, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Жрецы вели наблюдения за движением небесных богов — Солнца и Луны. Они составляли календарь, по звездам предсказывали судьбы людей. Ученые жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием жителей Древнего Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов.

Зиккурат в Уре

Рис. 2. Зиккурат в Уре (Источник)

В ходе раскопок древних городов в Двуречье археологами были найдены глиняные таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки выдавливались на сырой глине заостренной палочкой. Для придания твердости таблички обжигались в печи. Клинописные значки — это особое письмо Двуречья — клинопись. Значки обозначали слова, слоги, сочетания букв. Ученые насчитали несколько сот знаков, использовавшихся в клинописи (рис. 3).

Клинопись

Рис. 3. Клинопись (Источник)

Научиться читать и писать в Древнем Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Школы, или «Дома табличек», появившиеся в III тысячелетии до н. э., могли посещать только дети из богатых семей, так как обучение было платным. Много лет надо было посещать школу писцов, чтобы овладеть сложной системой письма.

 

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Bar-atra (Источник).
  2. Проект STOP SYSTEM (Источник).
  3. Культуролог.ру (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Где расположено Древнее Двуречье?
  2. Что общего в природных условиях Древнего Двуречья и Древнего Египта?
  3. Опишите города Древнего Двуречья.
  4. Почему в клинописи в десятки раз больше знаков, чем в современном алфавите?

mirror.vsibiri.info

Древнее Двуречье Урок истории 5 класс Тема: Древнее Двуречье

Древнее Двуречье

Урок истории 5 класс

Тема: Древнее Двуречье.

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

Развивающие:
  • содействовать развитию умения критически мыслить, выделять главное, сравнивать, систематизировать, развивать воображение, публично излагать свои мысли;
  • содействовать формированию умения работать с историческими фактами, картой;
  • содействовать развитию рефлексии деятельности.
Воспитательные:
  • содействовать формированию нравственных и коммуникативных качеств;
Оборудование: компьютер, проектор, компьютерные слайды, историческая карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», мячик.

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История древнего мира.- М.: Просвещение, 2008.

План изучения нового материала:

    1. Страна 2-х рек.
    2. Занятия древних двуреченцев.
    3. Верования.
    4. Наука и письмена на глиняных табличках.
Ход урока

Здравствуйте, садитесь. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, наше сотрудничество будет плодотворным.

1. Фаза «Вызов»

Сегодня у нас необычный урок, на нем мы продолжим изучение Древнего Востока и познакомимся с еще одной цивилизацией, которая получила несколько названий: Месопотамия, Двуречье, Междуречье.

  • Как вы думаете, что объединяет эти три слова? (ответы учащихся)
  • две реки;
  • между двух рек и т. д.
Собственно говоря, у этих названий один смысл: это страна, которая, лежит между двумя большими полноводными реками Тигр и Евфрат.

Какие ассоциации у вас возникают при этих словах «Месопотамия», «Двуречье», «Междуречье»?

  • Бурные реки
  • Жара
  • Плавание.
Молодцы, очень интересные ассоциации.

В пятом классе мы изучаем период древнего мира, исходя из этого, попробуйте сформулировать тему нашего урока. Верно «Древнее Двуречье». Откройте тетради и запишите тему урока: «Древнее Двуречье». (Слайд №1)

Цель нашего урока - (на доске) Представив себя в роли путешественников, познакомиться с Древним Двуречьем и достижениями его жителей. (Слайд №2)

Перед вами черный ящик - в нем хранится то, что было изобретено в Древнем Междуречье и чем активно пользуется современная цивилизация. В конце урока, я надеюсь, мы ответим на этот вопрос. (Слайд №3).

А для того чтобы это узнать, я предлагаю вам совершить путешествие в Древнее Двуречье на машине времени. Во время нашего путешествия мы будем составлять схему, в которую будем заносить всю основную информацию о природе и людях Древнего Двуречья.

Схема эта называется «паучок», т.к. очень на него похожа, в тельце нашего паука мы поместим ключевое слово темы.

  • Как вы думаете, какое слово мы поместим в тельце паучка?
Верно – Двуречье. У каждой страны есть свои особенности, своя природа. А любую страну населяют жители. От этого слова у нас пойдут 2 стрелочки – это будут ножки паучка, под ними мы поместим слова – природа и люди. Отступите от темы 10 клеточек и посредине листа напишите слово Двуречье, обведите его, поставьте 2 стрелочки. От этих ножек пойдут стрелочки дальше – это будут башмачки нашего паучка. Схема наша будет разрастаться, и увеличиваться, а вы будете записывать в нее новую информацию. Назовите, пожалуйста, ту информацию, которую вы уже знаете о природе Двуречья, о людях? Для успешного путешествия необходимо взять карту (у меня на доске, а у вас в учебнике стр. 67). Итак, ребята, садитесь поудобнее, пристегните ремни, мы отправляемся в путь. (Слайд №4)

2. Фаза «Реализация смысла

Наше путешествие будет проходить по следующему плану:

  1. Страна 2-х рек.
  2. Занятия древних двуреченцев.
  3. Верования.
  4. Наука и письмена на глиняных табличках. (Сайд №5)
  • Посмотрите на экран (карта). (Слайд №6)
Древняя цивилизация, которая получила несколько названий: Месопотамия, Двуречье, Междуречье. Собственно говоря, у этих названий один смысл: это страна, которая лежит между двумя большими полноводными реками Тигр и Евфрат. (Слайд №7)

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как и Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища и загоны для скота. (Слайд №8)

Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы, копали колодцы. Благодаря труду многих поколений, долина Тигра и Евфрата превратилась в плодородную страну, дающие небывалые урожаи. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, - более 5 тысяч лет назад.

  • Давайте занесем новую информацию в схему.
Древние междуреченцы поселились вдоль берегов этих рек. А чем же могли заниматься люди, проживая в таких местах? Эту информацию вы сможете получить, работая в группах по карточкам. (Отрывки из исторических источников авторов Геродота и Срабона).
  • Назовите занятие, о котором идет речь в вашей карточке? (После группы №3 – Слайд №9)
  • Давайте эту информацию запишем в схему. (Ответы: Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб, строили города и храмы).
Такие занятия были у древних двуреченцев. А о том, какие же у них были религиозные верования, вы узнаете из учебника (стр.64-65, п.3 параграф 13). Но вы будете не только читать, но и на полях учебника делать пометки (простым карандашом): «V»- Я это знал!

«+» - это для меня новое! (Слайд №10)

  • Каких значков у вас получилось больше?
  • Что вы узнали нового? Давайте запишем эту информацию в нашу схему. (Слайд №11- Башни)
  • Как вы думаете, почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами?
(игра в мяч)

Дети Двуречья, так, же как и все, любили играть в мяч. Предлагаю вам сыграть со мной в мяч. Я задаю вопрос и бросаю мячик любому из вас. Кто поймал, тот и отвечает.

  • Когда образовалось древнее государство Двуречье? (более 5 тыс. лет назад)
  • Что рыли для орошения полей и садов?
  • Главное занятие двуреченцев? (земледелие)
  • Назовите реки Двуречья?
  • Какой там был климат? (теплый)
  • Что выращивали?
Отдохнули? Продолжим наше путешествие.
  • Какие же еще достижения были у древних двуреченцев?
Наибольшие достижения были сделаны в сфере математики и астрономии – эти знания требовались в подсчете продуктов, в строительстве. Научная деятельность развивалась под воздействием религии. Так, число 60 считалось священным. Жители Двуречья час делили на 60 минут, а окружность на 360 градусов. Шло развитие астрономии и астрологии, двуреченцы верили, что небесные светила воздействуют на судьбу отдельного человека и целых народов. Предсказывались солнечные и лунные затмения. В Двуречье был выработан лунный календарь, распространившийся по всей Западной Азии. Болезни лечили заклинаниями и молитвами. Однако отваживались производить сложные глазные операции (бронзовым ножом). В случае неудачи – врачу отрубали кисть руки.

Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. (Слайд №12)

Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанные таблички обычно обжигались в печи.

Клинообразные значки – это особое письмо Двуречья, клинопись. (Слайд №13)

Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур», и значок «гора» выражал также слог «кур» - как в наших ребусах.

(работа с пластилином)

Возьмите заостренные палочки и выдавите на своих табличках клинописный знак. Можете при этом пользоваться рисунком на экране.

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики – дети богатых родителей, старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей. До нас дошли сотни тысяч клинописных текстов, благодаря этому мы имеем возможность точно и подробно ознакомиться с жизнью, занятиями, бытом, культурой и верованиями народов Междуречья.

Во главе школы стоял человек, которого именовали «отцом школы». (Слайд №14)

А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» - он следил за дисциплиной. Вот такие необычные работники школы были в то время.

3. Фаза «Рефлексия»

На этом наше путешествие заканчивается, пристегните ремни - мы отправляемся в обратный путь. (Слайд№15)

Вернемся к нашей схеме. Какие новые знания появились у вас о Древнем Двуречье – Назовите их мне? Но на этом паучок еще не завершен, на следующих уроках он может пополниться новой информацией. Обратите внимание, какой большой параграф в учебнике, но с помощью «паучка» мы смогли самую основную информацию представить в этой схеме. Предлагаю вспомнить все то, что мы узнали на уроке. А поможет нам в этом игра «Исторический тир».

Итак, сегодня мы с вами побывали в Древнем Двуречье, многому научились. А теперь давайте вместе откроем черный ящик, ответив на вопрос:

  • Чем из достижений древних междуреченцев мы пользуемся до настоящего времени? (кирпич)….
Вы активно работали на уроке. Приобрели новые знания. Мне бы очень хотелось, чтобы вы сохранили себе на память ваши «глиняные таблички». Надеюсь, вы всегда будете такими же грамотными и умными, как двуреченские писцы. (Слайд №16)

Домашнее задание:

  1. Прочитать параграф 13.
  2. Выписать новые понятия.
  3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1. с. 40. Задание №46.
  4. Составить рассказ о своем путешествии на машине времени в Двуречье.
Спасибо за урок!

Использованная литература:

    1. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение, 2003.
    2. Няньковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. Академия развития, 1997.
    3. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории древнего мира. Владос, 2003.
  1. Крюков М.В.Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.
  2. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира. М., 2004.
  3. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. М.,1991.
  4. Федосик В.А., Прохоров А.А., Евтухов И.О. Материалы по истории древнего мира и средних веков. Минск. Книжный дом, 2004.
  5. Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории древнего мира. М.,2003.
Приложение 1Карточка №1: «Дождей выпадает мало, но и этих достаточно для первоначального питания и роста корней злаков. При этом посевы орошаются из реки. Орошение производится вручную. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам бывают там высотой с дерево» (Геродот)
  • О каком занятии идет речь в вашем документе?
Ответ: В нашем тексте речь идет о….

Сезам – Масличное растение.

Карточка №2: «Потребности во всем остальном удовлетворяет финиковая пальма, потому что она дает хлеб, вино, уксус, мед, муку; из этого дерева также изготовляют всевозможные плетеные изделия; зерна плодов пальмы кузнецы употребляют вместо углей» (Страбон)

  • О каком занятии идет речь в вашем документе?
Ответ: В нашем тексте речь идет о….

Карточка №3: «Вымоченные зерна пальмы идут в пищу откармливаемым быкам и овцам. …В Двуречье в большом количестве находят асфальт. Здесь образуются большие асфальтовые глыбы, пригодные для постройки домов, сооружаемых из обожженного кирпича.… Но топлива было мало и в основном кирпич сушили на солнце, а такой кирпич легко крошится» (Страбон).

  • О каком занятии идет речь в вашем документе?
Ответ: В нашем тексте речь идет о….

Карточка №4: «Говорят, что плетенные из камыша и обмазанные асфальтом лодки становятся водонепроницаемыми…Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители плавали между ними на суденышках, сплетенных из гибких веток и обтянутых кожей» (Страбон)

  • О каком занятии идет речь в вашем документе?
Ответ: В нашем тексте речь идет о….

d:\рисунки\clipart_frames_borders_218.jpg

Конева Надежда Александровна,

учитель истории и обществознания.

МБОУ Междуреченская СОШ

I квалификационная категория

shkolakz.ru

Древнее Двуречье

Тема: Древнее ДвуречьеДата проведения «__» ______ 2012 г.Цель урока.
  • Сравнить природные и климатические условия и занятия жителей Древнего Двуречья (Месопотамии), Древнего Египта;
  • Ознакомить обучающихся с местоположением на карте Древнего Двуречья;
  • Продолжить формирование умений анализировать прочитанный текст, работать по тексту учебника, делать выводы, развивать навыки работы с исторической картой;
  • Воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, к самовоспитанию и самоконтролю, развитию силы воли.
^ Передняя Азия, Междуречье (Месопотамия) клинопись, шумеры.

Оборудование карта «Восточное Междуречье и Средиземноморье»

Ход урока.

Организационный момент

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Выяснение отсутствующих ( доклад дежурного по классу).
  3. Работа с кл журналом
  4. Объявление плана проведения урока.
1. Оргмомент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

“Река времен в своем стремленьеУносит все дела людейИ топит в пропасти забвеньяНароды, царства и царей”.

На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны?

^

Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить.

А ещё на путешествие у нас не так много времени, нам его с вами нужно беречь. Поэтому хранителем времени у нас будет Шухрат. Он будет нам напоминать о том, что время приближается к окончанию. Когда в древности спрашивали, сколько времени прошло, то они отвечали, сколько песка утекло. Поэтому у хранителя времени будут песочные часы. Получите их, пожалуйста.

^

А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

Давайте все вместе ответим на вопросы:

  1. Царь Древнего Египта. (Фараон)
  2. Растение, из стеблей которого делали материал для письма. (Папирус)
  3. Знак письменности Древнего Египта. (Иероглиф)
  4. Гробница египетских фараонов. (Пирамида)
  5. На каком материке находится Египет? (Африка)
  6. Столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)
Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу и декларацию. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить визу, а зетам применив свои знания по истории Древнего Египта декларацию.(Приложение 1)

Самостоятельная работа по заполнению визы и декларации. (На заполнение визы – 3 минуты, на декларацию - 5 минут).

Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия?

Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

^

Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны.

План изучений нового материала

1. Природа и климатические условия, географическое положение Древнего Двуречья.

2. Занятия жителей Двуречья

3. Письменность и религия древних жителей Двуречья.1. Изучение первого вопроса плана.

Работа с классом. Первой учебной задачей является выяснение местоположения Двуречье. Используя настенную карту, учитель предлагает совершить путешествие из Египта на Восток. Медленно двигая указку по настенной карте, на стыке Африки и Азии учитель делает остановку, предлагая учащимся назвать эти две части света.

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат.

Вопросы классу:

Как можно было добраться египтянам до этой реки?

Получив ответ, учитель продолжает движение на северо-восток, минуя Палестину и Сирию, останавливается и говорит, что учащиеся достигли страны, называемой Междуречьем или Двуречьем.

Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

1) Определите, используя карту, почему эта страна получила такое название и как, на ваш взгляд, правильнее называть эту страну: Двуречье или Междуречье? Почему?

2) Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр т Евфрат? ( Турция, Сирия, Ирак)

3)Где берут своё начало реки Тигр и Евфрат? ( обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив)

4)Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат? ( Местность делится как бы на две части: на севере – гористая и каменистая, а на юге – совсем ровная и камней там нет)

Работа в тетради.

Ш Словарная работа. (Приложение 2)

Двуречье – Междуречье, Месопотамия — страна, расположенная в Передней Азии, близ рек Тигр и Евфрат.

Физкультминутка.

Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям - поднять руки, к Жителям Древнего Египта – присесть.

Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община,

Молодцы.

Объяснение учителя. Итог первого вопроса

Природные условия Двуречья очень похожи на природу Древнего Египта, причём как положительные (обилие солнечного света, разливы, плодородный ил), так и неблагоприятные (топи, отсутствие леса, строительного камня).

Вопрос классу: Какому занятию благоприятствовала природа Древнего Двуречья?

^

Работа с классом. Вместе с классом, выполняя задания, определить главные занятия жителей Двуречья.

Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а так же во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишённая влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Земледелие.

Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Скотоводство.

Задание 3. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег? (Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определённого веса.)

Работа в тетради.

Торговля.

Работа с документом (Приложение 3) запись в дневник путешественника.Итог учителя по второму вопросу. Разливы Тигра и Евфрата не такие как разливы Нила, - короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населяющие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о Всемирном потопе, который погубил почти всех людей. Земледельцы жили в древнем Двуречье с глубочайшей древности, ещё в первобытную эпоху. А государства возникли приблизительно в одно и тоже время, что и в долине Нила – более 5 тысяч лет назад

3. Изучение третьего вопроса плана.

^

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов

- Что можно сказать по этим табличкам о жизни людей того времени? (Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью)

Словарная работа.

Клинопись — вид письма древнего Двуречья.

Объяснение учителя.

Несмотря на отсутствие в Двуречье строевого леса и камня, здесь строились и дворцы, и храмы, и жилые дома. Их строили из больших глиняных кирпичей. Глина самый распространённый материал, применяли его и для изготовления посуды, и для сооружения дамб. Но самое интересное предназначение глины - использование её в качестве писчего материала. На холмах Двуречья среди обломков глиняной посуды и кирпичей находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливали на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Так сложилось особое письмо Двуречья — клинопись.

- Почему именно глина служила в качестве писчего материала? Ответ простой. Для деловой переписи был нужен дешёвый и простой материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого её можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы, дворцы.

- А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?

^

Беседа по прочитанному

- Каким богам преклонялись жители Двуречья? ( В одном городе богу солнца Шамашу, в другом – богу луны Сину, мудрым считали бога воды Эа, а к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях)

- Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (Жители Двуречья не могли объяснить многие природные явления, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и преклонялись этим богам)

- Какую роль играли жрецы в Двуречье? ( Они были служителями храмов, могли общаться с богами)

4 Вывод учителя.

^

На путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить тест по теме нашего путешествия.

^

Помощники собирают папки с документами.

На следующий урок вы узнаете, как хорошо вы справились с заданиями во время путешествия.

6. Рефлексия.

- Вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке?

^

6. Всем спасибо за урок! Запишите домашнее задание.

Параграф 13 с.63-66, читать, отвечать на вопросы.

составить рассказ от имени ученика школы Древнего Двуречья.

Итог урока. В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

dopoln.ru


Смотрите также