Древнее двуречье это. Конспект урока на тему «Древнее Двуречье»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок по истории "Древнее Двуречье". Древнее двуречье это


Древнее Двуречье.

Древнее Двуречье Урок истории Древнего Мира, учитель – Тихонова Г.И.

Древнее Двуречье

Урок истории Древнего Мира, учитель – Тихонова Г.И.

Двуречье – Междуречье - Месопотамия Каспийское море Реки Тигр и Ефрат Средиземное море Синайский полуостров Аравийский полуостров - Сирийская пустыня Египет Красное море

Двуречье – Междуречье - Месопотамия

Каспийское море

Реки Тигр и Ефрат

Средиземное море

Синайский полуостров

Аравийский полуостров - Сирийская пустыня

Египет

Красное море

Месопотамия - это древнегреческое название, означающее «страна между двумя реками» , поэтому эту область также называют Междуречьем ; она находится на Ближнем Востоке, между руслами рек Тигр и Евфрат.
  • Месопотамия - это древнегреческое название, означающее «страна между двумя реками» , поэтому эту область также называют Междуречьем ; она находится на Ближнем Востоке, между руслами рек Тигр и Евфрат.
Сходство с Египтом: Разливы рек, отсутствие дерева, камня, плодородная земля и т.д. «Да это же река течет наоборот!» Реки текут с севера на юг и впадают в Персидский залив. А Нил?

Сходство с Египтом: Разливы рек, отсутствие дерева, камня, плодородная земля и т.д.

«Да это же река течет наоборот!»

Реки текут с севера на юг и впадают в Персидский залив. А Нил?

Города из глиняных кирпичей

Города из глиняных кирпичей

Клинопись Кли́нопись  — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка , на которой, пока глина ещё мягкая деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

Клинопись

Кли́нопись  — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка , на которой, пока глина ещё мягкая деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.

Проверим свои знания Да 1.Междуречие иначе называется Двуречье. 2.Двери у бедняков были деревянные. 3.Ур и Урук это название рек. 4.Бога солнца звали Шамаш. 5.К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. 6.Религия жителей Двуречья - языческая 7.Клинопись- это узоры на посуде. 8.В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. 9.Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. Нет Нет Да Да Да Нет Да Нет

Проверим свои знания

Да

1.Междуречие иначе называется Двуречье.

2.Двери у бедняков были деревянные.

3.Ур и Урук это название рек.

4.Бога солнца звали Шамаш.

5.К богине Иштар ходили за урожаем и детьми.

6.Религия жителей Двуречья - языческая

7.Клинопись- это узоры на посуде.

8.В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства.

9.Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего.

Нет

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

Используемые иллюстрации http://fear-ogame.ucoz.net/forum/139-688-1 http://www.mystic-chel.ru/east/mesopotamia/ http://kiengir.ru/print.php?type=A&item_id=5 http://www.chronologia.org/cgi-bin/dcforum/dcboard.cgi?az=printer_format&om=12821&forum=DCForumID2 http://haslo.mops-radomsko.pl/uruk-period&page=6 http://www.proshkolu.ru/user/Baxsiyeva12/file/1835993/ http://unexplained.wallst.ru/texts/68.html

Используемые иллюстрации

  • http://fear-ogame.ucoz.net/forum/139-688-1
  • http://www.mystic-chel.ru/east/mesopotamia/
  • http://kiengir.ru/print.php?type=A&item_id=5
  • http://www.chronologia.org/cgi-bin/dcforum/dcboard.cgi?az=printer_format&om=12821&forum=DCForumID2
  • http://haslo.mops-radomsko.pl/uruk-period&page=6
  • http://www.proshkolu.ru/user/Baxsiyeva12/file/1835993/
  • http://unexplained.wallst.ru/texts/68.html

videouroki.net

Урок по истории "Древнее Двуречье"

Урок в 5 классе на тему: «Древнее Двуречье».

Тип урока: введение нового материала.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 17 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы, ведётся запись в тетрадь.

План урока: 1. Географическое положение Двуречья.

2. Древнейшие города и занятия древних шумеров.

3. Занятия и быт жителей Двуречья.

Актуализация знаний. Формирование мотивации.

Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные универсальные учебные действия: прогнозирование, целеполагание.

Всё знаю я от них.

Являются в нужде.

Кто, Что, Когда и Где.

Учитель: Эти вопросы сегодня на уроке будут нашими путеводителями. Мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

Вопрос: С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Египет).

Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока.

Вопрос: Чем цивилизация отличается от первобытного общества? (Наличие письменности, городов, государств).

Недалеко от Египта, на территории раскинулось ещё одна страна, Древнее Двуречье.

Работа с картой:

Давайте посмотрим на карту и найдём Египет. Из дельты Нила отправляемся на северо-восток . Путь преграждает Красное море, пройдя по перешейку между Средиземным и Красным морями, попадаем на север Синайского полуострова. Здесь начинается Азия.

Далее простирается огромная пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам Западной Азии можно достичь границ какого-то государства, которое называется Двуречье.

  1. Как вы думаете, почему, она получила такое название?

  2. Какие крупные реки находятся в этой стране?

Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом. Еще ее называют Междуречьем или Месопотамия. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные, как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

hello_html_m394cce2c.jpghello_html_4d19e059.jpg

Евфрат Тигр

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

Знакомство с текстом Геродота. Определение темы, главной мысли.

Познавательные универсальные учебные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.

Работа с историческим источником: Геродот.

… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.

Вопросы к документу:

  1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Плодородная).

  2. Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы).

  3. Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, пекли хлеб).

  4. Образ жизни жителей Двуречья похож на образ жизни египтян? Чем?

  5. Без какого растения не мог прожить простой египтянин? Почему?

(из папируса делали бумагу, лодки, сандалии, плели циновки, канаты, паруса, сетки, корни использовали в качестве топлива и т.д)

Учитель: Значит, самым распространенным материалом в Египте был папирус.

Учитель: Как вы думаете, какой материал будет наиболее распространен в Двуречье?

(Работа с презентацией)

Двуречье

hello_html_m4e77ca69.gif

hello_html_m7d30012e.gifhello_html_78c03600.gif

Ил папирус глина

Учитель: Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?

(hello_html_m21aaf04a.pnghello_html_48debbdf.jpgОбщее: в Двуречье, как и в Египте происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. В одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.

Рhello_html_27d9f0e1.jpg

азличие: Разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая всё на своём пути).

Учитель: Что же оставалось после такого разлива?

Учитель: Можно ли использовать ил в строительстве, для изготовления каких-либо изделий, в письменности?

-А рос ли папирус вдоль Тигра и Евфрата?

Тогда что они будут использовать? Что это за материал?

Да, не смотря на то, что строительного материала было мало, в городах строились, дома, дворцы, храмы. (слайд)

Работа с иллюстрацией: стр. 63.

Как назывались самые крупные города? (Ур и Урук).

Посмотрите на слайд. Здесь изображены стены города Урук. Почему такие широкие стены?

Посмотрите стр. 65, как вы думаете, что это за сооружение? (Храм). Что такое храм? (Жилище богов).

В Месопотамии они назывались зиккуратами.

- Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (В Египте).

- Во что верили древние египтяне? (В богов и загробный мир).

- Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они тоже верили в богов).

ФИЗМИНУТКА

Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню, посвященную древнешумерской богине плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем «фонарики».

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

hello_html_16fd26f4.jpg

ШАМАШ – бог Солнца.

hello_html_15350092.jpg

hello_html_3dd760ec.jpg

СИН – бог Луны.

hello_html_f11d6fe.jpg

ЭА – бог воды.

ИШТАР – богиня плодородия и любви.

Посмотрите на таблички, на которых изображены боги. Из какого материала они сделаны?

Да, самое интересное предназначение глины - использование ее в качестве писчего материала. (Слайды 17). На холмах Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые значками в виде клинышков.

Найдите в тексте, как называлось такое письмо и перечислите его особенности.

Работа с текстом учебника: стр. 65 – 66, п. 4.

  1. На чём писали в Древнем Двуречье? (На глиняных дощечках).

  2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (На рисунки).

  3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (Несколько сот).

  4. Где учились клинописи древние шумеры? (В школах).

  5. Где было легче учиться в Египте или Двуречье?

IV. Закрепление знаний, полученных на уроке.

Самостоятельная и коллективная работа.

Задание 1: игра «Да» или «Нет».

Я утверждаю, что…

Вопросы: 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук - это название рек. (Нет).

4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да).

7. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет).

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).

Задание 2: решите задачу.

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья.

Вопрос: Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте своё мнение. (Ответ: Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, т.к. вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, конюхов, музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, т.к. из двух тысяч гробниц всего лишь несколько отличались от других (золотыми украшениями, нахождением слуг, конюхов).

Задание 3: работа с историческим документом «Миф о потопе» стр. 65 учебника.

Вопросы:

  1. Из-за чего возник потоп? (Из-за дождей).

  2. Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? (Праведному человеку Утнапишти).

  3. Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат).

  4. Какую информацию о людях Двуречья даёт этот документ? (О существовании у них религиозных верований).

Задание 4. В рубрике «Подумайте»: Объясните, почему в Двуречье богатые люди в завещании среди прочего имущества указывали деревянную табуретку и дверь?

Подведение итогов.

На какой вопрос мы должны найти ответ в конце урока?

(какой материал наиболее распространен в Двуречье?)

(Работа с презентацией)

Двуречье

hello_html_m4e77ca69.gifhello_html_m7d30012e.gifhello_html_78c03600.gif

Ил папирус глина?

-Где использовали глину?

Двуречье

hello_html_m4e77ca69.gifhello_html_m7d30012e.gifhello_html_78c03600.gif

глина

Строительство ремесло письменность

Домашнее задание: пересказ § 13 и ответить на вопросы к тексту. Рабочая тетрадь: задания к теме «Древнее Двуречье» № 45

Список использованной литературы и Интернет-источников:

  1. Всеобщая история: Учебное электронное издание. История Древнего мира. М.: ООО «Кордис & Медиа», 2014 г.

  1. Мультимедийное учебное пособие нового образца. История 5 класс. ЗАО «Просвещение - МЕДИА», 2012 г.

  1. УМК А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». 5 класс. - М.: «Просвещение», 2015 г.

  1. Школьная энциклопедия. История Древнего мира. М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2013 г.

  1. http://lesson-history.narod.ru/DM.htm

(«Древнее Двуречье»).

  1. http://www.uchportal.ru/load/53-1-0-4590

(«Древнее Двуречье»).

infourok.ru

Шумер и Аккад. Древняя Азия. Природные условия Двуречья



1. Пользуясь картой атласа и картой учебника, опишите расположение Шумера и Аккада в соответствии с памяткой №5 в учебнике.

Шумер и Аккад были расположены в Передней Азии между двумя большими реками – Тигром и Евфратом. Государства находились к востоку от Египта. К западному побережью государств нельзя было добраться по морю, только по суше. Восточное побережье Шумер омывалось Персидским заливом.

2. Оцените природные условия Двуречья. Заполните таблицу. Сделайте вывод, ответив на вопрос после таблицы.

Оцените природные условия Двуречья

Вывод.

Как влияли на жизнь человека природные особенности Двуречья?

Природные условия Двуречья определили ход жизни жителей и род их занятий – ирригационное земледелие.

3. Представьте, что вас попросили написать краткую справку о Двуречье. Дополните текст необходимой информацией.

Двуречье – это территория, расположенная в южной части Месопотамии, где Тигр и Евфрат сближались. Земледелие здесь было возможно только при наличии ирригационной системы. Единого государства, как в Египте, не было, но существовали города-государства. Города-государства Шумера находилиьс в Южном Двуречье. Город Аккад – в Северном Двуречье. Жители Двуречья почитали богов: Ану, Энлиль, Энки, Нинхурсаг. Здесь появилась уникальная форма письменности, которая получила название клинопись. Знаки письма выдавливались на сырой глине. Один из самых известных правителей Двуречья царь – Саргон, сумевший объединить Шумер и Аккад.

4. Прочитайте отрывок из эпоса и напишите, за что почитали жители Двуречья Гильгамеша.

Гильгамеша почитали за его мудрость и силу. А также за то, что возвёл вокруг города Урук крепостную стену, а также построил храм.

resheba.com

Древнее Двуречье

Количество просмотров публикации Древнее Двуречье - 318

В IV-II тыс. до н.э. на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана появляются первые в истории человечества цивилизации. Возникло несколько центров формирования древних цивилизаций, четыре из которых связаны с бассейнами крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхе. Независимо друг от друга шло зарождение цивилизационных структур и образование четырех речных цивилизаций Месопотамской, Египетской, Индостанской и Китайской.

Одна из самых древних цивилизаций в мире возникла на Востоке на территории Месопотамии в плодородной низменности между Тигром и Евфратом. Становление цивилизации проходило в особо благоприятных географических условиях. Месопотамия тянется от гор Армении на севере до Персидского залива на юге. С запада к ней примыкают Сирийские степи, с востока Иранское нагорье. Центр возникающей цивилизации находился в южной Месопотамии, которую называют Двуречье.

На севере Месопотамии зимой выпадал снег, весной и осенью шли дожди. В Двуречье климат сухой и жаркий. Лето длилось 6 месяцев, и температура воздуха достигала +60 С. Количество атмосферных осадков невелико. Выпадали они главным образом зимой. Со стороны Персидского залива ветры гнали на берег большие волны, поднимая уровень воды в Тигре и Евфрате, что приводило к наводнениям. Совсем не случайно миф о всемирном потопе родился именно в данном регионе. В силу таких климатических условий Двуречье явилось одним из тех регионов, где могла зародиться цивилизация. Он был богат плодородной почвой аллювиальным илом, наносимым сезонными наводнениями. Но благоприятная среда Тигра и Евфрата находилась во власти природы. И на этот вызов человек отвечал упорным трудом, организованностью и стремлением выжить.

Уже в IV тыс. до н.э. здесь начала развиваться ирригация. Система оросительных каналов, распределяющая воды Тигра и Евфрата, бассейны, арыки обратили орошаемые ими области в плодородные житницы, питающие миллионы людей. Эту чрезвычайно тяжелую работу по строительству и чистке каналов месяц-два в году выполняло все взрослое население Двуречья. И так продолжалось из года в год, из века в век на протяжении всей истории Месопотамской цивилизации.

В хозяйственном отношении Тигр и Евфрат объединяли проживавшие здесь народы, но никак не влияли на их этнополитическую пестроту и разобщенность. В Двуречье одни государства не раз сменялись другими, и различные народы постоянно враждовали между собой. После шумеров, аккадцев, ассирийцев и халдеев здесь появились персы, а затем греки. К тому же в Древнем Двуречье отсутствовали природой созданные границы, защищавшие ᴇᴦο население от грабительских набегов соседних племен. Этот регион, в отличие, например, от Египта, всегда был проходным двором для кочевников и завоевателей. Месопотамская цивилизация формировалась в условиях полицентризма, когда лидерство переходило от одного центра к другому. Однако в этническом, культурном и религиозном отношении это все-таки была одна Месопотамская цивилизация.

Для того, чтобы Месопотамская цивилизация состоялась было все необходимое, хотя без большого разнообразия. В изобилии имелись глина и природный асфальт. Из глины делали ящики, бочки, трубы, очаги, литейные формы, мебель, веретена, светильники, статуэтки, погребальные ящики. Из глины лепили сосуды, сперва от руки, а затем на гончарном круге. Также из глины изготовляли и главный строительный материал сырцовый кирпич, примешивая в него рубленый камыш или солому. Этот кирпич не обжигался в печи, а просто просушивался на солнце. Из него строили дворцы, храмы и жилые дома. Наконец, на глине писали и верили в то, что первых людей боги тоже вылепили из глины.

referatwork.ru

Древнее Двуречье

Урок «Древнее Двуречье»

Цель: познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья.

Задачи:

  • Продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;
  • Анализировать исторический документ, работать с исторической картой.
  • Воспитание толерантности по отношению к другим государствам и народам.

    Учебное оборудование: доска, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», проектор, компьютер.

     

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Изучение новой темы.

    План:

    Природные и климатические условия Двуречья.

    Занятия жителей Двуречья.

    Религия и письменность древних жителей Двуречья.

    На доске записана тема урока, основополагающий вопрос: «что общего в природных условиях и жизни жителей Египта и Двуречья? В чем различия?» и проблемные вопросы:

    Где расположена страна Двуречье?

    Почему Евфрат называют «великой перевернутой рекой»?

    Какая местность по берегам Тигра и Евфрата?

    Какие занятия существовали у жителей Двуречья?

    Существовала ли письменность и религия?

    1. Рассказ учителя.

    Мы закончили знакомство с историей Древнего Египта и переходим к изучению новой темы. Обратимся к карте и представим себе, что из Египта, а мы знаем, что египтяне участвовали в длительных походах. Напомните, при каком фараоне египтяне совершили больше всего походов? На каком материке находится Египет? Правильно, при Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как же можно было добраться до этой реки?

    2. Работа по карте (с.31 учебника, настенная карта, слайды).

    Ребята, представьте себя путешественникам, которые проделывают путь из Египта в Двуречье. Пользуясь вопросами- подсказками составьте рассказ о своем путешествии.

    !!! Но пока мы с вами будем составлять рассказ, я дам некоторым ученикам индивидуальное задание, на которое они должны будут ответить в конце нашего рассказа.

    Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»

    Вопросы:

    Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы?

    Почему они назвали Евфрат «великой перевернутой рекой»?

      Вопросы по карте:

      Через какие страны проходил наш путь?

      До какой мы добрались реки?

      Куда она впадает?

      Как называется государство?

      Какие крупные города находились в государстве.

      Оказывается из дельты реки Нил через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся знакомые нам страны: Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне мы доберемся до реки Евфрат. Пересекая перешеек и попадая на Синайский полуостров, мы покинули материк Африка и перешли в новый материк – Азия. Река Евфрат, как и параллельно текущая ей река Тигр, берут свое начало в Закавказье, текут с севера на юг, впадая в Персидский залив. Эти реки, как и река Нил дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Страна это носит название – Двуречье, так как расположена между двумя реками.

      Делаем вывод, что страна расположена в Передней Азии.

      3. Решение исторической задачи.

      Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»

      Вопросы:

      Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы?

      Почему они назвали Евфрат «великой перевернутой рекой»?

        4. Работа с историческим документом. Раздать. Один читает- остальные отвечают на вопросы.

        Исторический документ.

        Геродот. История.

        193 … Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, а (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…

        Какая земля существовала в Древнем Двуречье?

        Какие культуры выращивали жители это страны?

        Какие занятия существовали у жителей Двуречья?

          Вывод: Основные занятия жителей др. Двуречья:

          - Земледелие

          - Ремесло

          - Строительство каналов

          Пока учитель рассказывает о письменности Др. Двуречья- ученикам дается задача.

          5. Решение задачи.

          Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы будущим писцам. На этих табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

          - Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?

          6. Рассказ учителя.

          Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных табличках. Позже из глины научились делать кирпичи и строить из них дома, храмы и дворцы.

          7. Как учились в школах а Двуречье.

          Постарайтесь сами ответить на этот вопрос, используя картину.

          III. Закрепление изученного на уроке.

          1. Беседа по вопросам:

          - Что было общего в природных условиях жителей Египта и Двуречья?

          - В чем различия?

          Предлагается игра. Условие игры: Задается вопрос если дети согласны то хлопают, если не согласны - топают. (Игра в тоже время заменяет физкульт. минутку.)

          Вопросы:

          1.Междуречие иначе называется Двуречье. (Да)

          2. Междуречьем эту страну назвали,т.к. она находилась между двух рек: Тигр и Нил (нет)

          3.Ур и Урук это название рек. (Нет.)

          4. Почвы в Двуречье были очень плодородными. (да)

          5.Клинопись- это узоры на посуде. (Нет.)

          6.В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да.)

          IV. Итоги урока.

          Домашнее задание: прочитать параграф 13, выполнить контурную карту.

          4.Закрепление знаний, полученных на уроке.

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Конспект урока на тему «Древнее Двуречье»

          Вы познакомились с Древним Египтом – одной из двух стран, где более 5 тыс. лет назад произошел переход от первобытности к цивилизации. Что это означает? Есть еще вторая страна, в которой также давно возникли государства, царская власть, письменность, большие города. Сегодня мы с ней познакомимся. Тема урока: «Древнее Двуречье».

          Итак, давайте совершим путешествие из Египта в Азию (карта с. 33). К какой мы подошли реке? Евфрат. Куда она впадает? Вторая река в этой стране – Тигр, тоже впадает в Персидский залив. Страна между Тигром и Евфратом называется Междуречьем или Двуречьем. Двуречье – страна, расположенная в Западной Азии, близ рек Тигр и Евфрат.

          Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тёплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, - более 5 тысяч лет назад. Основное занятие – земледелие.

          Давайте рассмотрим рисунок на с. 66. Так выглядел поселок шумеров – древнего народа, создавшего первые государства в Двуречье. Поселения шумеров располагались по берегам рек. В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома – всё здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.

          В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть, товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег? Торговля. (Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определённого веса.)

          Многие поселки земледельцев, вырастая, превращались в города. Самыми крупными были Ур и Урук.

          Теперь давайте почитаем о религии Двуречья (с. 67). Каких богов почитали? Что представлял из себя храм? Царство мертвых они представляли себе страшной, темной подземной страной, где обитают злые духи. Пища умерших горька, и нет чистой воды для питья. Чистую воду в царстве мертвых пьют только павшие в бою и те, чьи родственники принесли обильные жертвы богам.

          Так же, как и в Египте, в Древнем Двуречье возникла письменность. Она называлась клинопись, т.к. знаки для письма представляли из себя клинообразные значки. Писали на глиняных табличках, выдавливая знаки острой палочкой. Таблички потом обжигали. Читаем с. 68.

          1. Где расположено Двуречье?

          2. Чем занимались жители Двуречья?

          3. Была ли у них письменность?

          Давайте сравним клинопись с древнеегипетским письмом. Сходство: 1. знаки для письма – рисунки 2. Рисунки обозначают не буквы. 3. есть значки-определители, помогавшие понять текст. 4. Очень много знаков, сложно научиться письму.

          Образование стоило дорого, поэтому в школах учились чаще всего сыновья писцов и жрецов. Выпускники писцовой школы становились писцами и очень гордились своей профессией.

          Какие города Двуречья вы знаете? Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, город, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, на равнине, где сходятся реки Тигр и Евфрат. Эта равнина беднее Египта породами растений. Винограда и оливок здесь нет, древесных пород совсем мало. Но зато здесь очень много выращивали хлеба. Большую пользу приносила финиковая пальма. Из её плодов делали муку, вино, сахар, косточки употреблялись вместо угля в кузницах или размалывались на корм скоту. В старинной песне говорилось, что пальмой можно пользоваться на 360 ладов.

          По рекам купцы привозили сюда свои товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Здесь пересекались торговые пути. Во всём мире славился Вавилон как огромный богатый город. Самым могущественным и знаменитым царём Вавилонии был Хаммурапи. Именно при этом царе Вавилон достиг своего величия и могущества. Правил Хаммурапи с 1792 по 1750 год до н. э. Т.е. сколько лет?

          Он был умным и энергичным правителем, заботился о процветании царства. Он хотел, чтобы жители страны жили по одним и тем же законам. Что такое законы? Правила, обязательные для всех жителей страны. Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского государства законы.

          Примерно сто лет назад археологи нашли большой столб из твёрдого чёрного камня. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог в высокой короне, а перед ним, ростом пониже, в почтительной позе стоит царь. Это бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл – знак власти над людьми. Солнце видит всё, что совершается на небе и на земле. Шамаш – небесный судья и владыка, а Хаммурапи – земной.

          Со всех сторон столб был покрыт ровными рядами клинописи. Это были записаны законы Хаммурапи. Всего их было 282. В них подробно определено, как следует отдавать в наём землю, как пользоваться водой, отводимой из каналов, как должен происходить наём рабочих, покупка рабов, перевоз вещей по рекам. Составитель законов хотел, чтобы все выполняли условия и обязательства, за нарушение этих правил он грозил им наказаниями. Царь напоминал, что сам великий бог «поручил ему дать стране защиту закона, чтобы сильный не мог вредить слабому».

          Порою судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.

          В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве. Хаммурапи видел справедливость в том, чтобы отплатить, как говорится, «око за око, зуб за зуб».

          Читаем законы. Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён. Справедлив ли этот закон? Воровство – серьезное преступление, но приговор слишком суров.

          Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён. Раб был приравнен к домашнему животному.

          Не все в Вавилонии были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. А ведь были ещё и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по закону Хаммурапи ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину. Убежать с отрезанным ухом было невозможно: все знали – это раб, к тому же строптивый.

          Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой. Закон справедлив, каждый должен отвечать за свои поступки, тем более, если они нанесли вред другим. Но и очень жесток: виновника обрекают на рабство.

          Читаем с. 72 «Иногда бедняку…». Кого называют ростовщиками? Почему царь ограничил срок долгового рабства тремя годами? Порабощение земледельцев и ремесленников сокращало число людей, плативших налоги в казну, работавших на строительстве каналов и т.д. Т.е. это было невыгодно царю.

          1. Где находится Двуречье? Какие там природные условия?

          2. Что представляла из себя письменность Двуречья?

          3. Какой город и почему стал главным в Двуречье?

          4. Что такое законы?

          Д.з. § 13, 14. Раб. тетрадь № 47, 48, 53.

          globuss24.ru

          "Древнее Двуречье"

          Разделы: История и обществознание

          Цель урока: ознакомиться с природой, климатическими условиями Древнего Двуречья; с верованиями древних жителей и возникновением письменности. (Приложение. Слайды 1, 2)

          Оборудование урока: тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, учебник, презентация. (Слайд 3)

          Ход урока

          1. Повторение. (Слайд 4)

          Вопросы беседы:

          – Первая столица Египетского царства? – Какая река протекает на территории Египта? – Как назывался правитель Древнего Египта? – Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма? – Как называлась письменность в Древнем Египте?

          Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Египтяне участвовали в длительных военных походах.

          – Кто совершил самые крупные завоевания? При фараоне Тутмосе граница была отодвинута до реки Евфрат. – Как можно было египтянам добраться до этой реки? (Слайд 5)

          Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский п-в, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находится Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат. Сегодня туда совершим путешествие.

          2. План. (Слайд 6)

          – Природные условия Древнего Двуречья. – Занятия жителей Двуречья. – Народ шумеры и религия. – Письменность древних жителей Двуречья.

          3. Словарная работа. (Слайд 7)

          Месопотамия – Двуречье, Междуречье.

          Шумер – жители южной части Двуречья.

          Клинопись – письменность в Двуречье.

          Зиккурат – храм, возведенный на мощной многоступенчатой платформе.

          Две великие реки Тигр (Слайд 8) и Евфрат (Слайд 9) текут среди пустынь, сливаясь перед впадением в Персидский залив. Но так было не всегда. Когда-то обе реки впадали в море раздельно. Область между ними называлась Месопотамия, что по-гречески означает “земля между рек” или Двуречье. (Слайд 10)

          Здесь более 5000 лет назад возникли самые первые государства на Земле. (Слайд 11). Поселения древних земледельцев превращались в города. Они обычно стояли на берегу реки или возле канала. Самыми крупными городами были Ур и Урук. (Слайд 12, 13)

          4. Работа по учебнику. § 13, стр. 63

          Прочитайте о природных особенностях края. (Слайд 14)

          Особенности природных условий:

          – плодородные почвы; – сухой жаркий климат; – земля давала богатейший урожай4 – разливы рек проходили бурно, обрушиваясь на селения и пастбища. – Как вы считаете, благоприятными ли были условия для жизни? (Слайд 15)

          Занятия жителей Двуречья. (Строительство, торговля, садоводство, огородничество, земледелие, скотоводство.)

          5. Сообщение ребят.

          Жители Двуречья строили насыпи по берегам рек. Для орошения полей и садов рыли каналы. Самый большой канал судоходен. Из всех стран на свете эта земля самая плодородная. Листья пшеницы и ячменя достигают целых четырех пальцев в ширину. Масличное растение бывает высотой с дерево. Повсюду на равнине растут финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед.

          В Двуречье нет ни гор, ни лесов, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, дома сооружали из больших глиняных кирпичей. Города богатели, ведя прибыльную торговлю с другими странами.

          Подумай. (Слайд 16)

          – Чем природные условия нашей местности напоминают Двуречье, чем отличаются? – Что из сельскохозяйственных культур выращивают в нашем районе?

          В Двуречье проживают удивительные люди – шумеры. (Слайд 17)

          Кем были шумеры, откуда появились в Двуречье – одна из загадок истории . Сами они утверждали, что прибыли с одного из островов Персидского залива. Со временем они смешались с местными жителями и построили первые поселения. Центром каждого шумерского города был храм в виде огромной ступенчатой башни. Такой храм назывался зиккурат. (Слайд 18, 19) Считалось, что там, на вершине храма живут боги.

          6. Работа в тетрадях на печатной основе. (Стр. 39.)

          В одном городе был бог солнца– Шамаш. (Слайд 20, 21)

          В другом – бог луны Син. (Слайд 22)

          Все почитали бога воды Эа. (Слайд 23) Ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар (Слайд 24) люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и рождении детей.

          Вопрос. (Слайд 25) Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (не могли объяснить явления природы)

          7. Минутка отдыха. (Упражнения для расслабления мышц спины, рук.) (Слайд 26)

          8. Письменность древних жителей Двуречья. (Слайд 27)

          Именно шумеры в третьем тыс. до н. э. изобрели письменность. Самым доступным материалом была глина, поэтому писали шумеры на глиняных табличках. Чтобы табличка сохранялась дольше, глину вымачивали в воде. Примеси оседали на дно. Знаки наносились на мягкую глину, потом ее сушили на солнце и она становилась твердой. Таблички с наиболее важными надписями обжигали в печи, они становились черными, розовыми или серыми. Писали на таких табличках трехгранной палочкой, которая оставляла след в виде клина. Поэтому шумерская письменность называется клинописью. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово. Например: звезда, нога, плуг. (Слайд 28)

          9. Решение задачи. (Слайд 29)

          10. Работа по учебнику. (Стр. 66.)

          Школа для обучения писцов. (Слайд 30, 31) Приложение

          Вопросы:

          – Сколько знаков в клинописи? – Как обучались в школе? – Кто был учителем?

          11. Закрепление материала.

          Игра “Веришь – не веришь”. (Слайд 32) Отвечать “да” или “нет”.

          – В Двуречье протекают две реки Тигр и Нил? (Нет.) – Самые крупные города Ур и Урук? (Да.) – Письмо, возникшее в Двуречье, называется клинопись? (Да.) – Реки разливаются очень редко и медленно? (Нет.) – Государства возникли в Двуречье 7 тыс. лет назад? (Нет.) – Двуречье получило название потому, что находится между двух рек? (Да.)

          12. Домашнее задание. (Слайд 33)

          Сравнить природные условия Двуречья и Египта.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


          Смотрите также