Древнее царство египет искусство. Искусство Древнего Египта. Древнее царство (стр. 2 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древнего Египта. Новое царство (стр. 3 из 3). Древнее царство египет искусство


Искусство Древнего Египта. Древнее царство

Что касается архитектурного типа пирамиды, то в дальнейшем ее форма совершенствовалась; стены пирамиды выравнивались, приобретая геометрическую ясность и чистоту. Во времена IV династии фараонами Хеопсом (египет. — Хуфу), Хефреном (Хафром) и Микерином (Менкаурой) были возведены крупнейшие пирамиды Древнего Египта. Пирамиды были построены в Гизе, на западном берегу Нила. Основание пирамид имеет форму квадрата, а грани образуют равнобедренные треугольники. Когда-то пирамиды были облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично облицовка сохранилась на вершине пирамиды Хефрена).

Самая грандиозная пирамида из трех — пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Пирамида построена в XXVII в. до н.э. племянником фараона Хемиуном. Сторона основания пирамиды равняется 230 м, высота — 147 м. Сложена она из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии.

Геродот (История, II, 124) рассказывает, что сооружение Большой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема каменных блоков, остальные 20 лет велось строительство самой пирамиды. На стройке постоянно находились 100 тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.

Пирамида фараона являлась главным элементом целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона на ладьях переправлялась на западный берег Нила. Здесь, в нижнем заупокойном храме, происходила первая часть погребальной церемонии. От нижнего храма по крытому коридору участники церемонии проходили в верхний храм, где продолжались погребальные церемонии, главной из которых была церемония «открытия рта», посредством которой ка усопшего воссоединялось с его телом (мумией). Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона по потустороннему миру. Из храмовых сооружений Гизы сохранился лишь нижний заупокойный храм фараона Хефрена. Храм представляет собой прямоугольный зал с двумя рядами четырехгранных колонн из розового мрамора, на которые опиралась плоская кровля с узкими прорезями для освещения. Стены зала с внутренней стороны украшали 23 статуи фараона.

К концу Древнего царства композиция заупокойных храмов усложняется. К ним добавляется двор, обнесённый стеной и окруженный внутри рядом монументальных колонн с капителями, воспроизводящими различные растения Египта — пальму, папирус, лотос. В эпоху Древнего царства возник и иной тип храма, обычно посвящавшийся главному божеству Египта — богу солнца Ра. Такой храм, прямоугольный в плане, имел, как правило, открытый двор со святилищами по сторонам и с обелиском, вершина которого была обита золотом.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, отражает господствовавшие в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, так же как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона располагались мастабы царских приближенных, влиятельных сановников и высших должностных лиц, для которых возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, величайшей честью, ибо таким образом и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти.

Частью архитектурного ансамбля в Гизе является статуя Большого сфинкса — гигантского льва с человеческим лицом. Эта символическая статуя фараона Хефрена построена вблизи его пирамиды. Длина статуи достигает 57 м, высота — 20 м. В основной своей части статуя высечена в известняковой скале, поэтому туловище сфинкса оказывается естественным образом включенным в ландшафт пустыни. Лицо сфинкса украшено клафтом — царским головным платком — и церемониальной бородой (Большой сфинкс). Гигантская статуя смотрит строго на восток, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли фараона Хефрена. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Он выступает также покровителем Земли — выполняет роль стражника, отгоняющего злых духов от усыпальниц египетских царей. Большого сфинкса неоднократно засыпали пески, и его приходилось откапывать. В начале XIX в., во время наполеоновских войн, лицо сфинкса было обезображено французскими солдатами. Именно тогда сфинкс лишился своего носа, величина которого достигала роста среднего человека. Арабы называли сфинкса «Отцом Ужаса».

Скульптура в храмах и погребениях

В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Статуи ставились также в заупокойных храмах и других погребальных помещениях, с тем чтобы душа умершего, войдя в ту или иную статую, могла наблюдать за разного рода церемониями, а также «участвовать» в тех обрядах, которые требовали ее «присутствия».

С момента возникновения скульптуры установились принципы, определявшие приемы изображения. Эти принципы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо изменений. Все египетские скульптуры, независимо от их размера, отвечали одним и тем же изобразительным законам, главные из которых сводились к следующему. Первое: всякая скульптура создается для того, чтобы быть созерцаемой исключительно с фронтальной стороны. Второе: основные объемы скульптуры должны распределяться симметрично относительно вертикальной оси.

Египетские скульпторы начинали свою работу с того, что из каменных глыб изготавливали призмы правильной формы. На лицевой стороне призмы намечалась сетка, которая служила разметкой при изготовлениии фигуры. Эта сетка чертилась с двух сторон блока — в фас и в профиль. Исходя из этих двух чертежей и высекалась скульптура.

Для изображения лиц, имеющих божественный сан, использовались строго определенные приемы. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Фараон мог быть изображен сидящим или стоящим. В сидящей модели части туловища соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, либо скрещены на груди; причем, зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями; нередко между ними остается каменный материал. Симметрия объемных масс является совершенной. Примером сидящей модели фараона является статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе.

В стоящей модели туловище фараона полностью выпрямлено, его объем равномерно распределяется по обе стороны вертикальной оси симметрии. Как правило, руки фараона вытянуты вдоль тела, кулаки сжаты, левая нога выставлена вперед, как будто фараон делает шаг. Примером стоящей модели фараона может служить статуя фараона Микерина, богини Хатхор и богини — покровительницы нома из заупокойного храма в Гизе. Как правило, фараоны изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку и с головой, покрытой двумя коронами — белой, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрической красной, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Атрибутами фараона были также : жезл и плеть — символы власти; клафт — полосатый платок со спускающимися на плечи концами; немес — головная повязка. На повязке в середине лба укреплялся урей — изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема.

При наличиии определенного портретного сходства изображения фараонов идеализированы: в изваяниях фараоны всегда предстают молодыми, с крепкими, идеально сложенными телами.

Лица, не обладавшие божественным саном, такие как чиновники, представители низших сословий, семейные группы — ваялись с большим реализмом. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения.

В одной из гробниц Саккары была найдена статуя писца Каи. Скульптура изображает писца, сидящего со скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса. Это изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. При внешне сдержанной позе лицо писца выражает глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживает внутреннюю напряженность.

Одним из прекраснейших образцов деревянной скульптуры является статуя вельможи Каапера из мастабы Каапера в Саккаре. Скульптура изображает дородного и степенного пожилого египтянина, держащего в руке посох из египетской смоквы. Статуя настолько поразила нашедших ее рабочих удивительным сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название — «Сельский староста».

mirznanii.com

Искусство Среднего царства - Энциклопедия Древнего Египта

Фреска с изображением трудовой жизни египтян. 2-е тыс. до н.э.

ериоду Среднего царства предшествует переходный период (VII - X династии), когда страна погрузилась в период смуты и войн. Напряжённая социальная обстановка в стране, увеличение роли средних слоёв рабовладельцев изменили умонастроения египетского общества. Литература Среднего царства донесла до нас размышления над проблемами бытия, сомнения в возможности загробной жизни, о чём свидетельствуют памятники письменности того времени: "Плач Ипувера" и "Пророчество Неферти". Литература этого периода вообще отличается большим разнообразием. Это написанная в форме автобиографии "Повесть о Синухете", "Сказка о потерпевшем кораблекрушение", написанная в духе Экклезиаста "Беседа разочарованного со своей душой" и др.

Происходят изменения в области государственной религии. На смену культу солнечного бога Ра, господствовавшему со времён Древнего царства, пришёл культ другого небесного божества - Амона. Он всё же был отождествлён с древним государственным богом Ра под именем Амона-Ра.

Фараон по-прежнему обожествляется, но он уже не царствует так абсолютно. Большие гробницы-пирамиды сменились впериод Среднего царства гробницами, вырубленными в скалах или небольшими пирамидами из кирпича-сырца, что было не так разорительно для страны, однако они оказались очень непрочными. Вход в скальные гробницы оформлялся портиками, в которых можно усмотреть прототип греческого дорического ордера.

Однако усиливается прижизненное возвеличивание владыки страны: статуи царей воздвигаются в храмах и под открытым небом, чтобы весь народ, глядя на них, сильнее проникался сознанием незыблемости царской власти. Во славу богов и царей всё чаще воздвигаются обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, "каменные иглы", покрытые иероглифами. Иероглифическое письмо само по себе декоративно, в нём тот же внутренний ритм, тот же законченный стиль, и во всём египетском искусстве. Благодаря пёстрой раскраске и виртуозному исполнению иероглифы приобретали характер своеобразного орнамента.

Вместе с тем, заупокойные ритуалы, имевшие в Египте огромное значение, и составлявшие оду из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофага.

Большое распространение в декорировании гробниц приобретают росписи. Преимущественно росписями, а не многоцветными рельефами декорировались стены гробниц номархов. Постепенно происходят изменения в канонах построения рельефов, художники стремятся изобразить человека таким, как он есть. Разумеется, они вынуждены были соблюдать традицию, обусловленную религиозным назначением.

Модель лодки с ушебти (слугами), найденная в одной из гробниц Среднего царства

В росписях также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Строгие полные покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее. Не ограничиваясь локальными тонами, художники пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то едва уловимо. Контуры обозначены то резко, то слабо, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее.

Темы рельефов становятся разнообразнее, охват жизни - шире. Выразительность рельефов, выполненных фиванскими художниками, основана на лаконизме силуэтов и обобщённо переданных крупных, декоративно трактованных объёмах. Своеобразные реалистические отклонения от норм официальной струи древнеегипетского искусства проявились в рельефах Среднего царства, созданных в основном на территории Среднего Египта.

В стилистической трактовке всех композиций неизменными оставались такие традиции Древнего царства, как построчная чёткость и мерность распределения изобразительных элементов, а также совмещение различных точек зрения на фигуру, т. е. сложная перспектива, главными же новыми стилистическими чертами росписей явилось тональное объединение всех изображений с фоном, то есть, превращения композиций в собственно живописные.

Если в искусстве Древнего царства живопись сводилась к цветным силуэтам, теперь цвет приобретает различные оттенки, градации. Многообразны варианты цветовых сочетаний, тоновых переходов - оттенков желтовато-серого, красновато-коричневого, густо-оранжевого, нежно-голубого, розовато-белого, травянисто-зелёного. Краски становятся мягкими, разнообразными по насыщенности.

Благодаря оживлению и усложнению хозяйственной жизни Египта в период Среднего царства в египетской письменности выработался новый тип скорописи: деловое иератическое письмо. Оно отличалось от староегипетских почерков и иероглифического письма.

Эпоха Среднего царства закончилась с обрывом XII династии. Вновь наступившее смутное время не привело к такому распаду страны, какой последовал за периодом Древнего царства, но на рубеже XVIII - XVII веков до н.э. неожиданный удар по ослабленому государству нанесли гиксосы. Их владычество в Египте длилось более 100 лет, и до самых поздних времён египтяне сохранили память об этом нашествии как о катастрофе.

egyptopedia.info

Искусство Нового царства - Энциклопедия Древнего Египта

Колонны храма в Луксоре

  начала Нового царства царские гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы стали устраиваться в ущельях и скалах. Они представляют собой тщательно скрытые тайники. Стены помещений расписаны сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу.

Для утверждения своей божественной власти фараоны вновь ведут грандиозное строительство. Но вместо пирамиды увенчанием этого строительства становится храм, поэтому именно в монументальном храмовом строительстве наиболее полно и ярко сказался характер этого времени.

Во вновь расцветших Фивах храмы возвышаются на свободных площадях среди садов и рощ. Планы подавляющего большинства храмов первой половины Нового царства были прямоугольными и подчинялись единому правилу: все главные части его располагались по одной оси. Основными частями храма были открытый двор, окружённый колоннадой - перистиль, гипостильный зал, святилище и кладовые.

Египетский храм должен был являться как бы копией земли Египта. По голубому потолку, усеянному звёздами, изображались священные коршуны, на стенах был виден весь ритуал почитания божества в лице фараона, а роспись на полу напоминала воды Нила.

В период Нового царства складывается новый тип храмового сооружения: священная аллея процессий, уставленная с обеих сторон сфинксами, вела к пилонам - привраным башням храма; перед пилонами возвышалась пара обелисков, огромные статуи фараона и деревянные мачты с пёстрыми флагами. Помещения храма, расположенные по продольной оси чередовались в следующем порядке: вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, за которым следовал слабоосвещённый колонный зал - гипостиль, далее располагались внутренние комнаты или залы, завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества.

Папирусовидные колонны

Фасады храмов имели вид пилонов (форма, возникшая в эпоху Среднего царства) - двух башен, прямоугольных в плане, по силуэту похожих на сильно вытянутую усечённую пирамиду. Пилоны и вход венчали карнизы характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы - в виде выкружки и вабика. К наружной стороне пилонов прикрепляли высокие мачты с флагами, которые довершали парадное, торжественное их убранство. Фасад храма обычно был обращён к Нилу, с которым храм соединял "путь бога" - дорога, ограждаемая аллеями львов, овнов или сфинксов и украшенная около входа в храм высокими обелисками.

В Фивах на правом берегу Нила были возведены два колоссальных храмовых ансамбля, посвящённых богу Амону. В наши дни они известны по названиям двух современных арабских деревень - Карнак и Луксор.

В начале периода нового царства древний храм Ипет-сут ("Самое избранное из всех мест") в Карнаке из небльшого святилища превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый фараон, едва взойдя на престол, приступал к расширению обители своего "божественного отца" Амона и стремился придать храмовым постройкам большее величие и блеск, чем его предшественник. Каждый новый правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, украшая их статуями, а иногда переделывая и старые помещения, отчего на протяжении веков комплекс Карнака превратился в своеобразный каменный город с аллеями и плошадями, колоннами и храмами.

Так, в XVI веке до н.э. по приказу фараона Тутмоса I храм Амона-Ра украшают гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Эту традицию продолжила его дочь - царица Хатшепсут. Из красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами. Неподалёку от этого помещения были воздвигнуты два обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 м каждый. Эти гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом (самородное золото, содержащее около 25% серебра).

Преемник Хатшепсут фараон Тутмос III построил в Карнаке большой храм Ахменну - "Блистающий памятниками". Колонны этого храма имитируют тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которго совершался обряд Хеб-Сед - обновления жизненных сил царя. В центральной части храма Амона-Ра при Тутмосе III был возведён "Зал анналов", на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах. В северной части карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвёл особый храм, посвящённый так называемой мемфисской триаде - львиноголовой богине войны Сехмет, её супругу, "прекрасноликому" Пта - богу-создателю людей и Египта, и их "лотосоподобному" сыну Нефертуму - богу растительности.

Пилоны храма Амона-Ра в Филе

Аменхотепом III в карнакском комплексе был воздвигнут храм богини Мут, отождествлявшейся также с Сехмет. Более 700 гигантских статуй этой богини были установлены на берегах озера Ишеру, располагавшегося на территории комплекса Мут-Сехмет, чтобы "дочь солнца" отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы, и в стране вновь установилась гармония. Аменхотеп III построил храм и сыну Мут и Амона - лунному Хонсу, укрепил берега священного озера на территории храма Амона-Ра, и водрузил рядом с ним гигантского каменного скарабея - воплощение бога Хепри - созидательного утреннего солнца.

При втором фараоне XIX династии Сети I иего сыне Рамзесе II в храме Амона-Ра был воздвигнут грандиозный зал с тесно поставленными колоннами - гипостильный зал, который насчитывает 144 колонны (священное число 12 в квадрате). Из них 12 колонн среднего прохода высотой 19,5 м с капителями в виде раскрытых цветков папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде нераспустившихся цветов этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами и отделаны листовым золотом. Лес колоссальных колонн, сгруппированных очень тесно, создавал острые и неожиданные пространственные эффекты и таинственный полумрак.

В Луксорском храме, тоже огромном, гармоничная ясность замысла скрашивает все "чрезмерности". Для него характерна исключительно чёткая планировка. Древний храм Ипет-Рес ("Южный покой"), ныне известный как Луксорский храм, был посвящён, как и Карнаксский, божественной фиванской триаде - Амону-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипостильный зал с 32-мя колоннами, выполненными в форме связок папируса. Этот зал соединялся с большим перистилем - открытым двором, обнесённым портиками, колонны которого повторяли форму колонн гипостильного зала. (Папирус - геральдическое растение Нижнего Египта). В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в который проникали всё же не сразу, а лишь пройдя несколько небольших культовых помещений.

Лотосо- и папирусовидные капители колонн храмов Луксора и Карнака. Реконструкция.

К северной части перистильного двора примыкала центральная, или процессионная колоннада Аменхотепа III: 14 окаменевших "стеблей" папируса, увенчанных распустившимися цветами-капителями. На сохранившихся стенах колоннады сохранились рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона-Ра: центральное место здесь занимают священные ладьи богов Амона, Мут и Хонсу. Их сопровождают жрецы, музыканты и танцовщицы, процессии священных животных и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет-рес-Амон ("Южный покой Амона").

В царствование Рамзеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим перистильным двором с 74-мя колоннами, между которыми стояли гигантские статуи фараона. одна из них, изображающая Рамзеса II, сидящем на престоле, называлась "Солнце властителей стран иноземных". У ног владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура Нефертари, любимой жены фараона. Перед пилоном стояли шесть колоссов Рамзеса II: две средние статуи были выполнены из чёрного гранита и представляли фараона сидящим, четыре остальные были из розового гранита и представляли Рамзеса стоящим. ВЫсота каждой статуи около 20 м. Композицию завершали два огромных гранитный обелиска. Стены и колонны покрыты рельефами, посвящёнными богам и прославлению победоносных войн Рамзеса II. На стене храма записана и поэма, воспевающая отвагу Рамзеса в битве с хеттами. Тут же изображена и сама битва: фараон, мчащийся на колеснице, бегущие хетты, вереницы воинов.

От могучего пилона Луксорского храма Амона-Ра к Карнакскому вела аллея сфинксов. Первоначально они были с головой барана - священного животного бога Амона, и телом льва. Во времена XX династии они были заменены сфинксами с человеческими головами. Эта аллея вскоре разделиласьна две: правая вела к храму Мут, а левая - к храму Хонсу. Луксорский храм таким образом оказывался включённым в Карнакский комплекс.

В архитектурный фон храмов органично включались крупные статуи под открытым небом - во дворах, перед пилонами, по краям парадных дорог. Они были как бы смысловым компонентом в культовых сооружениях. В их строгой конструктивности ясно проявились наиболее каноничные исполнения, восходящие ещё к эпохе Древнего царства. Однако и в них уже заметно стремление художников передать физиономически конкретные портретные черты. Теперь иератическая оцепенелость статуй старого времени остаётся только в позе, чтобы передать специфический облик правителя, сам же образ одухотворён.

Скульпторы стали особо вниматель относиться к деталям и точно передавать тонкости и характерные признаки нового костюма, покрывая поверхность статуй множеством струящихся линий, бороздок, передающих гофрированные складки одежд из тонких льняных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков, модных в эпоху Нового царства. Через костюм теперь проступают формы тела. В результате образовывалась живописная градация объёмных планов и разнообразная игра света и тени, что ещё больше подчёркивала многоцветная раскраска статуй.

Аллея сфинксов

Однако наиболее свободно особенности этого стиля смогли развиться в мелкой пластике. Здесь наиболее ярко проявилось то, чему не было места в предшествующем искусстве Египта: вместо замкнутости - движение, дробность складок, игра светотени, вместо графичности - живописность, вместо кубичности и угловатости - мягкость, округлённость, вместо суровости - женственная певучесть линий.

В настенных рельефах наряду с композициями, в которых прославлялись победы царей и совершаемые царём ритуальные обряды, появились композиции, рассказывающие о родословной фараонов, о происхождении их от богов, а также о связях Египта с другими странами. Так, в храме царицы Хатшепсут рельефы повествуют о путешествии в страну Пунт, об иноземных послах, о ладьях, пускающихся в путь.

Отход от древних традиций проявился также в частных гробницах. Эта живопись отразила самые разнообразные стороны жизни вельмож. В них ощущается, что мастера Нового царства вступили на путь поисков более смелого и сложного изображения окружающего мира. Мягки и утончённы стали прорисовки фигур. Взметнувшиеся и согнутые руки, запрокинутые головы, ряды локонов и складки одежды плакальщиц из гробницы визиря Рамзеса нарушают неподвижную симметрию традиционных композиций. Пышные причёски, одеяния, роскошь быта выдают отношение к орнаменту, к линии, к игре света и тени, чему не было места в предшествующем искусстве.

Концентрация огромных богатств в руках жрецов и высшей потомственной знати необычайно усилило их, особенно к концу правления XVIII династии. С целью ослабить эту власть, противостоящую значению самого царя, в конце 15 - начале 16 в. до н. э. фараон Аменхотеп IV провёл социальную и религиозную реформу, небывалую в истории Египта по своей смелости. Для того, чтобы уничтожить саму основу идеологической власти жрецов, Аменхотеп IV объявил всех богов Египта ложными, закрыл все их храмы, а новым божеством провозгласил вместо солнечного божества Амона-Ра сам солнечный диск Атон, культ которого существовал в Египте с древнейших времён, но широкого распространения не получил. Изображать единственное божество было предписано в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися человеческими ладонями.

Аменхотеп III сменил своё имя, означавше "Амон доволен", на Эхнатон - "угодный Атону", имя жены Нефертити ("Красавица грядёт") - на Нефер-Нефру-Атон - "Прекрасная красотою Атона", покинул Фивы и переехал в специально построенный в незаселённой долине, где ранее не существовал какой-либо культ, город Ахетатон - "небосклон Атона". В наши дни возле руин Ахетатона находится арабское селение Эль-Амарна, по его наименованию время правления Аменхотепа IV-Эхнатона и искусство этих лет часто называют амарнским.

Эхнатон, Нефертити и их дочери под покровительством Атона

Искусство этого периода не порывало со старыми традициями, но творчески их переосмысливало. Оно знаменует собой высший подъём в реалистических исканиях Нового царства. В храмах новой столицы не было помещений недоступных непосвящённым; всякий мог присутствовать на всех стадиях богослужения. Атон светит одинаково и добрым и злым, египтянам и чужеземцам, людям, животным, растениям. В росписях дворцов и вилл летящие птицы, изгибающиеся веточки растений, листья, цветы создают подвижный органический мир природы, сродни творениям критских живописцев и гончаров.

В храмах Ахетатона уже не было многоколонных залов, гипостили были заменены просторными дворами с многочисленными жертвенниками, так как поклоняться надо было одному солнцу, сиявшему на небе. Ахетатон был построен по единому плану за пять лет и просуществовал всего лишь около четверти века. Его центральная часть была чётко организована, улицы пересекались под прямым углом. в центре города стоял дворец фараона о дворцовое святилище, главный храм Атона со складами и жилижами жрецов, административные здания, казармы, а также усадьбы вельмож с хозяйственными пристройками, дворами и садами. Ближе к окраинам располагались дома ремесленников и хижины бедняков.

Дворцы фараона и знати были окружены парками и живописно расположенными прудами, где было множество водоплавающих птиц. Главный дворец фараона представлял собой комплекс из двух частей: парадной и интимной с садами, дворцовым святилищем и служебными помещениями. Обе части соединялись висячим крытым переходом, переброшенным через подходившую к ко дворцу дорогу. В парадной части главным был Широкий зал Атона с многочисленными статуями царя. До нас дошли единственные в своём роде росписи полов из дворца, которые передавали излюбленные в то время изображения бассейнов с лотосами, рыбами, порхающими в зарослях папируса утками и резвящимися телятами.

В рельефах и росписях дворцов и гробниц Ахетатона появилось множество новых сюжетов и бытовых деталей, не встречавшихся ранее, связанных главным образом с воспеванием любви, согласия, душевной близости между фараоном и царицей и их детьми. В искусств еформируется новый образ человека: в изображениях царя, Нефертити и и приближённых подчёркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души эмоциям и чувствам.

Однако в изображениях сохраняются канонические черты, такие как сочетание профиля лица с глазом в фас, условная развёрнутость фигур на плоскости, декоративная уплощённая трактовка объёмов, а также разномасштабность фигур в одной композиции. Как и раньше, сюжеты располагаются в логической последовательности, специальным линейным обрамлением выделяют большие композиции, занимающие целые стены.

Бюст жены Эхнатона царицы Нефертити

При сохранении основных канонических приёмов стиль рельефов Ахетатона говорит о желании сломать изнутри неподвижность традиции. Чёткий контур традиционного рельефа ломается, дробится, обрисовывая выступающий профиль, длинную шею, странный абрис фигуры, тонкие ноги. Внутреннее движение находит выражение в деформации и нарочитом движении линий.

Реализм амарнского искусствас особой силой проявился в круглой скульптуре создававшейся талантливыми скульпторами фиванских мастерских, воспитанными в многовековых традициях фиванского искусства, которое ярко расцвело ещё до амарнского периода - в течение правления всей XVIII династии.

Лучшие произведения амарнского периода отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни. Изменился и материал скульптуры: твёрдые и холодные породы камней сменились мягким пористым известняком, из которого выполнены знаменитые портреты Нефертити и Эхнатона.

Стиль прикладного искусства в краткий период правления Эхнатона и его первых двух преемников отличается образной пластичностью и очень большой декоративностью.

Вскоре после смерти Эхнатона при Тутанхамоне наступила реакция. Старая знать и жречество, пойдя на соглашение с новой служилой знатью, полностью восстановили прежние верования и ритуалы. Юный Тутанхамон под влиянием жрецов вернул столицу в Фивы. Последующие правители старательно уничтожали всё то, что говорило о дарующем жизнь солнечном диске и его пророке. При четвёртом преемнике Эхнатона, фараоне Харемхебе почти обезлюдевший Ахетатон был "разметан", его постарались стереть с лица земли, чтобы уничтожить и саму память о правлении царя-еретика из Ахетатона.

В XIV - XI вв. до н. э. искусство было призвано подавлять, поражать своей грандиозностью, славить мощь великой египетской державы. Своей грандиозностью поражают храмы Рамзеса II (так называемый Рамессей) и два храма в Абу-Симбеле, в Нубии, близ вторых нильских порогов.

На западном берегу Нила - напротив Фив - Рамзес II, следуя традиции своих предшественников возвёл храмовый ансамбль, известный в настоящее время как Рамессеум. В нём впервые в египетской архитектуре соединены в одном комплексе дворец (вероятно, местопребывание фараона во время церемониала Хеб-Сед) и храм с рядом дворов, колонных залов, святилищем и кладовыми. Фасад дворца был выполнен в виде портика с двойной колоннадой, его украшали величественные статуи фараона в образе Осириса. Колоннады оформляли и декорировали несколько дворов.

Золотой трон Тутанхамона

В ознаменование своей победы над хеттами Рамзес II построил скальный храм в Абу-Симбеле, в Нубии. Плоскостям фасадов придана трапециевидная форма пилонов. На их фоне из того же скального массива изваяны четыре гигантские статуи. Фараону покровительствовали три божества - Амон, Ра и Пта, поэтому он повелел изобразить их, а заодно и себя в фасадных 20-метровых изваяниях, придав ликам богов собственный образ. Взгляд изваяний устремлён на восток, навстречу солнцу, фигуры изображены в клафте со сдвоеной короной и уреем - священной коброй. У ног фараона - небольшие скульптуры, члены его многочисленной семьи: жены Нефертари, матери и нескольких детей.

Сам храм представляет собой четыре последовательно уменьшающихся прямоугольных зала с боковыми подсобными помещениями. В первый зал допускали всех, во второй - знать и жречество, в третий зал могли входить только жреца, а в последний Малый зал мог входить только фараон с наиболее приближёнными людьми. Храм был построен так, что дважды в году, в 6 часов утра солнце проникает через входной портал и освещает тоннель длиной 65 метров, ведущий к культовой нише Малого зала. Луч не касается статуи бога Пта, на статуях Амона и Ра задерживается 6 минут, на статуе Рамзеса II - 12 минут.

Рядом с Большим храмом находится Малый храм, посвящённый богине Хатор и жене фараона царице Нефертари. В нишах фасада этого храма находятся шесть фигур Рамзеса II и Нефертари высотой 10 м. Храмы в Абу-Симеле и Рамессеум утверждают идею беспредельной мощи и богоравности фараона. Наследники Рамзеса II, ориентируясь на его модель правления, продолжали политику возведения величественных храмов и прославления своей власти.

Во многих памятниках этого периода заметно намеренное обращение к традициям Древнего царства, вызванное тем, что подавляющая тяжесть форм, массивность, подчёркнутая физическая мощь фигур способствовали монументализации изображения. Обращение к древним традициям в этих статуях проявилась в обобщённости, монументализации всех объёмов, и в передаче во всех лицах самых основных, типичнейших портретных признаков. Все статуи, образно дополняя храмы и дворцы, в конструктивном отношении являются их неотъемлемой частью. Очень торжественно выглядели эти статуи на фоне пилонов, столбов и между колоннами. Наделённые сверхчеловеческой мощью и спокойствием, эти монументы придают ещё более величавое звучание самой грандиозной архитектуре.

Однако стремление к помпезности было не единственной чертой в искусстве второй половины Нового царства. Сильны были традиции, уходящие корнями в амарнское искусство. Даже в наиболее традиционно трактованных храмовых рельефах присутствуют черты искусства Амарнского периода: плавность утончённо-изящных силуэтов, мягкая декоративная проработка объёмов. Печать амарнского искусства обнаруживается, например, в изображении акробатки или в рельефе с плакальщицами из Мемфиса, где в эпоху XIX династии процветала школа рельефа, сохранявшая приверженность амарнским традициям.

Особенно долго традиции XVIII династии сохранялись в рельефах и росписях гробниц фиванской знати. Они очень естествены, повествовательны и живописны по приёмам изображения. Постепенно в прикладном искусстве усиливается изысканная декоративность изображений, отличающихся блестящим техническим исполнением, но в образном отношении академически холодных.

У египтян была особая любовь к природе, и особенно к цветам. В период Нового царства этот интерес к природе ещё более возрос, и в росписях домов богатых египтян стали воспроизводиться целые ландшафты. На стенах изображали висящие гирлянды цветов, цветущие деревья и кусты, потолки расписывали в цвет неба голубой краской с летящими утками, голубями и ястребами, а на полах воспроизводили пруды с цветущими лотосами, причём имитировали даже сверкающую на солнце лёгкую рябь поверхности воды.

Мелкая пластика и художественное реммесло, отличавшиеся очень высоким мастерством исполнения, следовали традициям большого искусства. Таковы статуэтки жреца Аменхотепа и жрица Раннаи (хранятся в ГМИ им. А.С. Пушкина), резные косметические ложечки в форме обнажённых девушек, фигурные сосуды для притираний, бытовые принадлежности египетской знати (мебель, украшения). Мелкие предметы домашнего обихода украшались изысканной резьбой. В изготовлении этих предметов художник находил особенно широкое поле для фантазии, не сдерживаемой канонами. Раб, несущий кувшин, женщина, собирающая в болоте папирусы, купальщица с пойманной уткой - вот некоторые мотивы, которыми украшались ручки ложек.

Ручки бронзовых зеркал украшены или головою божеств: Хатор - богини любви, Ахаутия - покровителя женщин, его брата Беса - патрона румян и декоративной косметики вообще, или же просто женской нагой фигурой, цветком папируса или лотоса. Превосходно отполированный диск этих ручных зеркал из бронзы отражал в себе смуглые лица египтянок не хуже наших стеклянных зеркал. На всех предметах этого времени лежит печать декоративности, характерной как для "большого" искусства, так и для малой пластики.

egyptopedia.info

Искусство Позднего царства - Энциклопедия Древнего Египта

Статуэтка молодой женщины. VII век до н.э.

  первой половины XII века до н. э., в стране уже практически ничего не строится. В этот поздний период египетское искусство занято в основном перепевами наследия и стилизацией и архаизацией форм. Это объяснялось, с одной стороны, нежеланием художников творить в духе новой власти, представителей менее культурных народов, а с другой - искусство поддавалось влиянию жрецов, толкователей древних преданий. В результате этих воздействий искусство отказалось от достижений предыдущего времени, далёкое Среднее царство считалось идеалом, творения древних фиванских художников - образцами, достойными подражания.

Новые цари Египта, особенно ливийские полководцы и эфиопские царьки, невольно преклонялись перед седой стариной долины Нила и её культурой. им было лестно облачиться в одеяния древних фараонов, и они наравне со жрецами становятся бережными хранителями древних традиций, ревностными ценителямидревнего "подлинного" искусства. Свидетельством тому может служить голова Шошенка I, которая представляла собой точную копию с древнего рельефа.

Несмотря на ностальгическую приверженность в искусстве XI-IX веков до н.э. к древней старине, из мастерских египетских художников выходили порой произведения, которые не только технически, но и по образной глубине не уступала лучшим произведениям искусства предшествующего периода с его тяготением к изысканной нарядности в подаче изображения. Характерным свидетельством этому может служить изящная бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы, большую нарядность которй придают ожерелье иорнамент одежды, выполненные из тонкой золотой проволоки, вбитой в поверхность бронзы.

Бабуин - ипостась бога мудрости Тота

Тяжёлая политическая ситуация и ослабление экономики страны мало способствовали развитию изобразительного искусства. Некоторое оживление художественной жизни наступило при XXV (эфиопской) династии. Эфиопская (нубийская) культура уже со 2-го тысячелетия находилась в очень тесной взаимосвязи с египетской, что отразилось на стиле египетского искусства конца VIII - начала VII века до н. э. Особенно большой расцвет в эту эпоху получил скульптурный портрет в связи с тем, что выполнялись заупокойные портреты знатных лиц.

Созданные в этот период многочисленные статуэтки богов в виде различных животных отличаются живой характерностью силуэтов, объёмов, движений. Однако большинство портретов этого времени, технически совершенных, в образном отношении пусты и холодны или же напоминают древние памятники, в которых нет портретного, индивидуального, а присутствует типичное, как, например, в алебастровой статуе царицы Аменетерис.

Последний краткий расцвет египетского искусства наблюдается в период объединения страны саисскими фараонами в конце VII - начале VI веков до н. э. Однако во всех областях саисской культуры больше было ретроспективных тенденций.

Возрождая старое искусство, саисские мастера его творчески перерабатывали, достигая большой виртуозности. Живопись изобиловала яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустированные золотом, нарядны, но лишены тепла амарнских портретов. От многочисленных и очень однообразных саисских портретов с их неизменной играющей на лице улыбкой веет холодом. Вообще искусство саисского периода характеризуется появлением холодного, изысканного стиля.

В 525 году до н. э. Египет был завоёван персидской державой Ахеменидов. В течение V и IV веков до н. э. египтяне боролись за освобождения от этого ига.

Искусство в этот период отражало лишь общий и окончательный упадок великой египетской державы. Художественное творчество всего лишь повторяет уже достигнутое в эпохи расцвета. И хоть техническое мастерство не утрачено, до былого уровня искусство уже не возвышается. Техническое мастерство не утрачено, и в этот наиболее тяжёлый период древнеегипетское искусство всё же сохраняет свои реалистические традиции, которые ярко сказываются в отдельных шедеврах.

При общем упадке культуры в этот поздний период всё же процветает искусство прикладное. Высокое мастерство наблюдается в металлических изделиях, особенно в период XXI династии, когда достигает значительной степени развития полихромия металлических изделий.

Египетское искусство сохраняет свои традиции вплоть до греческой эпохи, когда в 332 году до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. С этой поры он включается в эллинистический мир, а в его искусстве сложно переплетаются египетские традиции и черты греческой античности, так как египетское искусство и в этот период сохраняет неугасшие творческие импульсы и большое традиционное мастерство.

Даже в эллинистические времена были сооружены строгие и стройные храмы, наследующие главные элементы планировки и облик храмов Нового царства. Правда, в деталях планы храмов становятся более сложными. Под влиянием греко-римской архитектуры колоннады во дворах получают капители многообразных, очень утяжелённых, эклектичных форм.

egyptopedia.info

Искусство Древнего Египта. Новое царство

В центре Ахетатона находились Большой дворец и храм Атона, в котором вместо традиционных колоннад были большие открытые дворы с жертвенниками. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные рельефы, росписи с инкрустацией и позолотой. Особенной красотой отличались росписи полов, изображающие бассейны с плавающими рыбами, заросли цветущих растений с порхающими птицами и бабочками.

После смерти Эхнатона его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, уничтожив память о фараоне-реформаторе. Под обломками зданий и гробниц были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ремесла. Отличительная особенность этих произведений состоит в том, что они передают естественные человеческие чувства и настроения, показывают интимные моменты в жизни изображаемых персонажей. Таковы скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити и шести их дочерей. На рельефах царица и царевны сопровождают Эхнатона повсюду: присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону (Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью)), на приеме послов, при раздаче наград, во время парадных выездов на колесницах, сидят вместе с ним за трапезой и вместе отдыхают. Фараон предстает как любящий муж и отец. Царская семья также изображена в момент горя — она оплакивает усопшую царевну Макетатон. В знак поддержки царь касается руки супруги — в традиции древнеегипетского искусства такого рода жест является уникальным. В росписи парадного зала сохранился фрагмент с двумя обнаженными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна из девочек ласково касается рукой подбородка сестры, та обнимает ее за плечи. Фигуры написаны в нежных розово-золотистых тонах, на лицах выделяются огромные миндалевидные глаза. Сохранился раскрашенный бюст Нефертити, запечатлевший совершенную красоту царицы: стройная шея, горделивая, свободная посадка головы, строгие, точеные черты и безупречный овал лица. На шее у царицы ожерелье, на голове — высокий царский головной убор. Сохранилось также незавершенное изображение Нефертити — небольшая голова, изготовленная из золотистого песчанника.

После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе (XVIII династия) жрецы добились восстановления культа старых богов. Столицей Египта вновь становятся Фивы. Тем не менее искусство амарнского периода оказало значительное влияние на дальнейшее развитие египетской культуры, которое особенно заметно в сокровищах, обнаруженных в гробнице фараона Тутанхамона (середина XIV в. до н.э.).

Гробница Тутанхамона

В 1922 г. Британский археолог Х. Картер и его меценат лорд Корнарвон открыли в Долине царей близ Фив нетронутую гробницу фараона Тутанхамона. В четырех залах гробницы содержались бесчисленные богатства: сундуки с разноцветными инкрустациями, богато украшенные ложа и складные кровати, троны, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, модели судов, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Среди них была статуэтка бога Анубиса в виде шакала, лежащего на ларце, которая была выполнена из черного дерева, инкрустированного золотом, серебром, алебастром и обсидианом. Почти все пространство погребальной камеры занимал огромный, обитый листовым золотом ящик с двустворчатой крышкой. В нем, вложенные один в другой, находились несколько саркофагов. В последнем саркофаге, сделанном из чистого золота, весом более 110 кг, находилась мумия Тутанхамона с золотой маской на лице. Мумия с головы до ног была осыпана драгоценностями — от простых золотых бляшек до изысканных изделий ювелирного искусства. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскошных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изысканная красота находок производят ошеломляющее впечатление.

Тутанхамон (ок. 1400—1392 гг. до н.э.) и его жена Анхесенамон, младшая дочь фараона Эхнатона, выросли при царском дворе в Ахетатоне. Хотя после смерти Эхнатона царской чете пришлось вернуться в Фивы и возродить старые культы, в придворном искусстве сохранились традиции амарнского стиля. Прекрасны изображения молодого царя, в скульптуре и в росписях, на драгоценных ларцах, в золотых статуэтках на священной ладье и на спине черного леопарда. Совсем юные царь и царица часто изображены вместе. Прелестная Анхесенамон угадывается в статуэтках четырех богинь, охраняющих ковчег с канопами (алебастровыми сосудами для хранения внутренностей) фараона. Один из шедевров парадной мебели — изготовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку трона украшают гибкие фигуры царственной четы, выгравированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла.

Архитектура периода XIX династии

Борьба между Эхнатоном и жречеством ослабила Египет: в первой половине XIV в. государство утратило почти все завоеванные прежде владения. При фараонах XIX династии — Сети I, Рамсесе II и Рамсесе III — военная мощь Египта была восстановлена, в страну снова потекли богатства и рабы. Это позволило возобновить грандиозное строительство. Архитектурные памятники этого периода отличаются колоссальными размерами, обилием колонн и статуй, богатством и пышностью убранства. В Абидосе, одном из крупнейших городов Верхнего Египта был сооружен заупокойный храм фараона Сети I, законченный его сыном Рамсесом II. Особую известность абидосскому храму принесли великолепные рельефы, покрывающие стены и колонны храма, а также врезанный в стену одной из галерей так называемый «Абидосский царский список» — перечень египетских фараонов.

Самым выдающимся представителем XIX династии был Рамсес II, правивший в течение 67 лет (1317—1251 гг. до н.э.). Культ Рамсеса II, почитание его обожествленных изображений достигли предела возможного — это было время самых пышных славословий в честь фараона, богов и даже царской колесницы. Заупокойный храм Рамсеса II в Фивах, известный как Рамессеум, намного превосходил размерами храм его отца в Абидосе. Особенностью Рамессеума, дошедшего до наших дней в сильно разрушенном виде, было соединение в одном комплексе храма, дворца, жилых помещений, складов, конюшен. Фасад храма украшали колонны и огромные статуи Рамсеса II в облике Осириса.

Традиция дворцово-храмовой архитектуры была продолжена в фиванском ансамбле Рамсеса III близ современного арабского селения Мединет-Абу. Окруженный двумя рядами зубчатых стен, храм напоминал крепость. По сторонам входных ворот стояли две башни, также увенчанные зубцами.

Но самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи считаются два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), построенные в ознаменование военных успехов фараона. Оба храма целиком вырублены в скале на левом берегу Нила. Фасад большого храма, посвященного Рамсесу II и богу Амону-Ра, украшают четыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры матери и детей фараона. По сравнению со статуей самого фараона, эти фигурки кажутся небольшими, однако на самом деле достигают высоты человеческого роста. Храм включает целый ряд помещений, в том числе гипостильный зал и святилище. В первом зале установлены восемь статуй бога Осириса, символически поддерживающих потолок помещения. Дважды в году, 22 февраля и 21 октября, можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входные ворота храма в длинный проход, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и Рамсеса II. Малый храм, построенный в честь царицы Нефертари, представляет собой сооружение более простое и меньшее по размеру. На фасаде храма в глубоких скальных нишах стоят четыре статуи Рамсеса II и две статуи Нефертари, украшенной атрибутами богини Хатхор, которой, собственно, и была посвящена эта святыня.

Поздний период в истории Древнего Египта — пора тяжелых войн и иноземных вторжений. Свой последний расцвет египетское искусство пережило при фараонах Саисской династии (VII в. до н.э.). Однако в целом произведения архитектуры, скульптуры и живописи этого периода свидетельствуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали.

mirznanii.com

Искусство Древнего Египта. Новое царство

К югу от основной оси храма расположено большое священное озеро длиной 120 м и шириной 77 м, на котором в древности по ночам разыгрывались священные представления из жизни богов и которое снабжало храм чистой водой. С южной стороны к озеру примыкают туннели, по которым к воде спускались священные гуси бога Амона из особого сада, расположенного на южной стороне озера. Около северо-западного угла озера находится солнечное святилище Тахарки, в подземельях которого обнаружены рельефы, повествующие о ночном путешествии бога Солнца через иные миры и о его ежедневном возрождении в образе скарабея Хефри. Неподалеку от этого сооружения при Аменхотепе III было установлено колоссальное изваяние жука-скарабея.

Около северо-западного угла озера расположен седьмой пилон, открывающий вторую ось храма, идущую на юг. Пилон был сооружен при Тутмосе III и частично декорирован в более позднее время. Тутмос III воздвиг перед ним два колосса и обелиски, один из которых в настоящее время находится в Стамбуле. Южную поверхность пилона украшают рельефы, изображающие триумф Тутмоса III, побивающего палицей «пучок» врагов в присутствии бога Амона и Уасет — богини-персонификации Фив. Во дворе перед пилоном был найден знаменитый тайник, в котором в 1903 г. было обнаружено более 20 тысяч скульптур царей и вельмож, а также стелы, которые некогда украшали дворы Карнакского комплекса.

Восьмой пилон на этой оси был сооружен при Хатшепсут, IX и X — Аменхотепом III и Хоремхебом (XVIII династия). В стену, соединяющую IX и X пилоны, встроено недавно отреставрированное юбилейное святилище Аменхотепа II (XVIII династия). У десятого пилона, который служил южными воротами в храм Амона, стояли два известняковых колосса этого царя. Отсюда аллея сфинксов вела на юг, к храму богини Мут.

Храм в Луксоре

Храм в Луксоре значительно уступает в размерах Карнакскому храму, однако считается наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением периода Нового царства. Расположенный вдоль берега Нила в трех километрах к югу от храма в Карнаке, храм в Луксоре играл подчиненную роль по отношению к великому Карнакскому храму и использовался исключительно во время прохождения процессии, посвященной Амону и приуроченной к началу нового года.

В правление фараона Нектанебо I (XXX династия) трехкилометровая дорога, соединявшая храмы Луксора и Карнака, была украшена каменными изваяниями сфинксов. Часть аллеи, начинавшаяся в Карнаке, состояла из сфинксов с телом льва и головой барана; от Луксорского храма шла аллея, в которой сфинксы имели человеческие головы.

Храм в Луксоре почти целиком воздвигнут в XV в. до н.э. при Аменхотепе III (XVIII династия) (архитектор —Аменхотеп Младший) и завершен в XIV в. до н.э. Рамсесом II (XIX династия). Отличительной особенностью Луксорского храма являются его гигантские колоннады. Всего в залах и дворах храма насчитывается свыше двухсот колонн. Колоннады придают храму подчеркнутую монументальность; колонны символизируют заросли папируса, в которых появился на свет бог солнца Амон.

Храм, имеющий форму прямоугольника, вытянут с севера на юг. Вход в храм оформлен в виде пилона, построенного Рамсесом II. Перед пилоном были воздвигнуты шесть колоссов Рамсеса II: четыре гигантские статуи изображали стоящего фараона, две статуи запечатлели фараона сидящим. У входных ворот храма возвышались два обелиска высотой 35 м. Один из них в XIX в. был вывезен во Францию и ныне стоит на площади Согласия в Париже.

За пилоном начинается двор Рамсеса II. По периметру двор обрамлен двойными рядами колонн, между которыми также стояли статуи фараона. С южной стороны ко двору Рамсеса II примыкает колоннада Аменхотепа III, состоящая из четырнадцати колонн, капители которых выполнены в виде распустившегося цветка папируса. Вход в колоннаду «охраняют» два сидящих колосса Рамсеса II. У ног фараона стоит крошечная фигурка его супруги, царицы Нефертари.

Колоннада Аменхотепа III ведет во двор Аменхотепа III, обрамленный сдвоенными рядами из 64 колонн со стволами, покрытыми продольными канавками, символизирующими связки папируса, и с капителями, изображающими закрытый цветок папируса. К двору Аменхотепа III примыкает гипостильный зал, состоящий из 32 колонн в виде связок папируса, также с капителями, изображающими закрытый цветок папируса. За гипостильным залом находится Зал ладьи Амона-Ра и святилище, примыкающее к внешней стене храма. На стенах храма сохранились многочисленные рельефы, рассказывающие о жизни Аменхотепа III. Согласно легенде, Аменхотеп III родился от брака его матери с богом Амоном-Ра.

Храм в Луксоре — сложный архитектурный ансамбль, в котором отразились различные эпохи истории Египта. Так, в общий ансамбль храма включен храм Александра Македонского, добившегося от египтян своего обожествления и объявившего себя сыном бога Амона. Есть здесь и христианская часовня, относящаяся к первым векам нашей эры. В ряде мест изображения древних богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке, есть также христианские фрески, выполненные поверх древнеегипетских рельефов. После завоевания Египта арабами Луксорский храм был почти полностью засыпан, его выступающая часть была использована в качестве фундамента для строительства мусульманской мечети, которая стоит на нем и поныне.

Изобразительное искусство

Сохранилось огромное количество великолепных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты — от хозяйственных работ до погребальных процессий. Таков, например, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н.э.), изображающий толпу плакальщиков. В рельефах господствует невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов. Запряженные в колесницы кони мчатся галопом, от стрел охотников убегают звери, падают поверженные враги. Лодка фараона плывет через заросли тростника, отчего гнутся гибкие стебли; хлопая крыльями, взлетают птицы; нескольких успевает схватить дикая кошка. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж. В то же время изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: одежде, прическам, драгоценностям. Удлинненные легкие тела приобретают гибкость, очертания плеч — округлость. Тонкой красотой отмечены женские профили. Миндалевидные глаза слегка прикрыты веками, что придает взгляду некую таинственность (рельефы гробницы Рамеса, XIV в. до н.э.). Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Исчезает условность раскраски человеческих фигур: оттенки светлой и темной кожи становятся близкими к реальным. На женских лицах появляется румянец, сквозь прозрачные одежды просвечивают тела. Нередко изображаются нагие служанки, танцовщицы и музыкантши. В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, XVI в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, XV в. до н. э.)

Во времена Нового царства получает развитие скульптура колоссальных размеров. Создаются невиданные по размеру фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и представляют собой две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (XVIII династия). Колоссы были частью храма Аменхотепа III, впоследствии разрушенного его преемниками. Двадцатиметровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются среди каменистой пустыни. В I в. одна из статуй, поврежденная землетрясением, на рассвете начала издавать печальные мелодичные звуки. По представлениям древних греков, таким образом мифический эфиопский царь Мемнон, погибший от руки Ахилла, приветствовал свою мать — богиню утренней зари Эос. С тех пор статуи стали называть «Колоссами Мемнона». После реставрации, проведенной в III в. по приказу римского императора Септимия Севера, «поющая» статуя умолкла навсегда.

Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) украшаются изображениями юных девушек, несущих сосуды, играющих на арфе, плывущих с лотосом, уткой или рыбой в руках. Впервые появляются изделия из стекла, в том числе скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступают место так называемым ушебти (ответчикам). Это статуэтки из терракоты, фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытыми головой и руками, изображающие тех, кто отбывал за усопшего повинность в загробном мире.

Амарнский период

В XIV в. до н.э. фараон XVIII династии Аменхотеп IV (1368—ок. 1351 гг. до н.э.) провел религиозную реформу, оказавшую значительное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона — бога солнца, точнее, сам солнечный диск. На шестом году царствования Аменхотеп IV (изменивший имя на Эхнатон) покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу — Ахетатон (современная Эль-Амарна). Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом, а выработавшийся в этот период стиль в искусстве — амарнским стилем.

mirznanii.com

Древнее царство Египет - Египет - Культура и Искусство - Каталог статей

Древнее царство Египет.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели. "Вырезанные на камне изображения - это магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке нашей эры. "Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу", - предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие другие . Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. Это произошло лишь в XIX веке. Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила. Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры , науки и искусств. В своей истории древнегреческий историк Геродот довольно подробно описывает прошлое Египта подробнее, чем он, например, описывал историю вавилоно - ассирийского государства, но вместе с тем его труд носит бессистемный характер.Геродот пропутешествовал по Нилу от северных до южных границ страны, осматривал старинные памятники, бывал на полях сражений, разговаривал с египтянами, которые знали греческий язык, о прошлом страны. В ответ же получал отрывочные и нередко искаженные сведения, но проверить их у него не было возможности.Конечно, многие из его собеседников специально преувеличивали подвиги своих предков - из-за гордости за свою страну. Но вместе с тем, многие сведения Геродота представляют большой исторический интерес.В I-II вв. н.э. Греческий писатель Плутарх посвятил вопросам египетской религии целую книгу, которую назвал "Об Исиде и Осирисе".Интерес к прошлому Египта значительно усилился после того, как в 332 г. До н.э. он был завоеван Александром Македонским и туда переселилось большое количество греков. Египетский жрец Манефон написал на греческом языке "Египетскую историю", в которой дал хронологическую схему и по ней разложил ряд событий истории Египта, перемешивая реальные факты с мифами.В Египте сохранились многие исторические памятники - пирамиды, храмы, колоссы, обелиски, которые также немало могли рассказать об истории страны.Кроме того, нередко эти памятники были покрыты письменами, но в течение долгого времени прочитать их никому не удавалось. И только в 1822г. Французский ученый Ф.Шампольен обнаружил ключ к чтению египетских иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте на несколько шагов вперед.Что же касается памятников - пирамид, храмов и т.д. - то здесь были некоторые проблемы. Ведь большинство из них оказались занесенными песком. Нужны были раскопки для их открытия.Со временем были вскрыты целые города, а также скальные гробницы, в которых с середины II тыс. года до н.э. хоронили египетских фараонов. В отличие от пирамид, которые были на виду и часто подвергались ограблению, скальные гробницы делали под землей и засекречивали.

Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (3-1 тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Осириса на земле. Первым фараоном был Мина, объединивший Верхний и Нижний Египет.В период Древнего царства обожествление фараонов, носивших титул "Сын Солнца", достигло апогея. Символом их величия стало строительство гигантских пирамид - гробниц фараонов. Пирамидальные гробницы с вложенными внутрь оружием, утварью, драгоценностями и, конечно, самой мумией умершего были характерны для погребения высших классов египетского общества. Но никогда они не достигали таких размеров, как знаменитые пирамиды Хеопса, Хефрена и Минкерина. Затраты на их строительство оказались непосильными для государства и пирамиды следующих фараонов стали значительно меньше, но украшались внутри и содержали несметные богатства, которые подвергались разграблению еще в древнее время.За периодом строительства пирамид начинается время смут, ослабления власти фараонов, распада Египта на враждующие полусамостоятельные княжества (комы). Во времена Среднего царства страна вновь объединилась, но ее сотрясали восстания рабов и городской бедноты. История Египта хорошо известна из многочисленных папирусов и надписей на камне, дошедших до нашего времени. Египтяне пользовались иероглифическим письмом, изменявшимся от изображения предмета к условному значку. Иероглифы были расшифрованы в начале XIX века французским ученым Франсуа Шампольоном.Ослабленный восстаниями Египет захватили дикие азиатские племена - гиксосы. Нанеся урон цивилизации, они одновременно познакомили египтян со своей военной техникой: бронзовым оружием и колесницами с лошадьми. Фараоны XVIII династии сумели изгнать гиксосов и создать грандиозную державу, охватывавшую, кроме самого Египта, весь современный Ближний Восток, часть Ливии, Намибию. Удачные военные походы привели к невиданному обогащению аристократии и жречества. Жрецы стали так могущественны, что начали угрожать власти фараонов. Поэтому фараон Аменхотеп IV выступил против них и провел религиозно-политическую реформу.Традиционный пантеон египетских богов, изображавшихся в виде людей с головами священных животных (крокодила и кошки) он заменил культом одного бога - Атона, олицетворявшего Солнце и изображавшегося в виде круга, а себя назвал Эхнатоном. Роль жречества свелась на нет, фараона поддержали средние слои общества, недовольные поборами в пользу храмов. Реформа привела к изумительному взлету искусства. Вместо плоских безжизненных рельефов появились прекрасные изображения с изысканными формами. К этому времени относится знаменитый бюст Нефертити, жены Эхнатона. Художники начинают изображать бытовые сцены, передавать внутренний мир человека.Но реформа была обречена на неудачу: сельское население не хотело перемен и поддержало жрецов. После смерти Эхнатона (возможно, насильственной) произошел возврат к традиционной религии. Преемник Эхнатона Тутанхамон вошел в историю как жесткий человек, "самым важным действием которого в жизни была смерть". Его гробница, открытая в начале XX века, оказалась первой нетронутой грабителями, дошедшей до нас. Найденные там предметы быта и искусства вошли в сокровищницу мирового искусства, подробно рассказали о жизни Египта в период Нового царства.В царствование Рамзеса II Египет еще более расширился, а удачливый завоеватель построил новые города, каналы и гигантские храмы. Огромная статуя Рамзеса (так называемый "колосс родосский") считалась в древности одним из чудес света, но до нас не дошла. Преемники Рамзеса II воевали много, но неудачно и ослабили страну, ставшую в конце царства добычей иноземных завоевателей.Первыми в Египет вторглись ливийцы, затем эфиопы и ассирийцы. Последний период независимости Египта кончился в 6 веке до н.э. захватом его могущественным Персидским царством. В 4 веке до н.э. сама Персия пришла в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского. Полководец Александра Птоломей получил Египет после распада Македонской державы. Для Египта начался новый период - эллинизм, тесно связанный с историей Древней Греции и Древнего Рима.

РАННЕЕ ЦАРСТВО 3100 - 2600 года до н.э. 1 - 3 династии.СТАРОЕ ЦАРСТВО 2600 - 2134 года до н.э. 4 - 7 династии.1 ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 2134 -2040 года до н.э.СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 2040 - 1640 года до н.э. 11 - 14 династии.2 ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 1640 - 1550 года до н.эНОВОЕ ЦАРСТВО 1550 - 1070 года до н.э. 18 - 20 династии.3 ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 1070 - 712 года до н.э.ПОЗДНИЙ ЕГИПЕТ 712 - 332 года до н.э. 1.2.Страна и населениеРабовладельческое общество в Египте сложилось несколько раньше, чем это произошло в других странах. Здесь возникло первое в мире государство.Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют "Миср". Название "Египет" происходит от древнегреческого наименования "Айгуптос". В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов - Мемфиса. По древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах.Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли "Кеме" - "Черная", по цвету её тёмной почвы, в отличие от "красной" земли окрестной пустыни.Египет расположен в северо-восточной части Африки. В древности им считали саму долину реки Нила. Теперь же к нему относится не только пересекающая всю страну с юга на север долина, но и также пустынное, сильно пересеченное Восточное, или так называемое Аравийское нагорье, расположенное между Нилом и Красным морем, а на западе - Ливийское плоскогорье, представляющее собой безжизненную песчаную пустыню с редкими оазисами. С севера страну омывает Средиземное море. Восточное нагорье упирается в Красное море, которое отделяется от Средиземного только узким перешейком. На западе границы Египта проходят по малонаселенным пустынным местностям. В древности южной границей страны считались первые - по течению реки последние - пороги на Ниле, южнее которых была расположена Нильская Эфиопия, или Нубия.По мнению ученых, климат Египта 10-12 тысячелетий назад был мягче, прохладнее, а атмосферных осадков здесь выпадало значительно больше.Затем, уже в послеледниковый период, климат здесь становится все более сухим, жарким, степи превращаются в пустыни, а растительный и животный мир постепенно беднеет.Уже в течение тысячелетия в Египте, даже на побережье Средиземного моря, количество осадков мало, а дальше от побережья дожди иногда не выпадают по несколько лет.Нил - одна из величайших рек в мире, длина её 6500 км. Вся долина Нила по существу является гигантским оазисом. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской.Долина и дельта Нила с плодородными аллювиальными почвами являются одним из наиболее густонаселенных районов на земном шаре.Скорее всего египетская народность сложилась в процессе смешения различных племен Северо - Восточной Африки, а возможно также, и некоторых племен, впоследствии живших в передней Азии. Если судить по дошедшим до нашего времени изображениям и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения. Цвет их кожи был смуглый, а волосы черные и гладкие.Древнеегипетский язык составляет особую группу в рамках семито-хамитской семьи языков. Больше всего изучены взаимоотношения древнеегипетского языка с семитическими языками, а меньше всего - с другими родственными ему группами языков, а именно с берберскими и кушитскими. 1.3.Возникновение государства в Египте.Как установили ученые, во времена, которые предшествовали образованию объединенного государства, Египет распался на несколько десятков отдельных областей. По-гречески эти области назывались номами. Первое государство возникло в пределах небольших номов, которые охватывали несколько поселений, объединенных вокруг городского центра, где находились резиденция вождя и святилище, почитаемого здесь божества. На территории Верхнего Египта в период нового царства насчитывалось 22 нома, в Нижнем Египте - 20 номов. В силу природных условий номы - древнейшие государственные образования стремились к объединению, в следствии чего появились более крупные царства. Скорее всего объединение номов Верхнего Египта в одно царство и Нижнего Египта - в другое крупное царство произошло в IV тысячелетии до н.э. Правитель Верхнего Египта стал носить корону белого цвета, а Нижнего - красного цвета. Некоторое время царства существовали рядом друг с другом и вели между собой войны. Но тенденция к объединению продолжала действовать и привела в конечном счете к объединению Верхнего и Нижнего царств в единое древнеегипетское государство, охватывающее всю долину от первого порога до среднеземноморского побережья. Раннее царство (XXXI XXIX в.в. до н.э.). Объединение Верхнего и Нижнего царств было революционным по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного государства были сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты Нила, появились благоприятные условия для создания общеегипетской ирригационной системы, без которой невозможно существование продуктивного и земледельческого хозяйств. На смену постоянным внутри египетским войнам, ослаблявшим страну, пришло политическое единство. Объединение Египта было достигнуто в результате множественных воин между Верхним и Нижним царствами.В более поздние времена постоянно разграничивались две половины государства - верхнеегипетская и нижнеегипетская, а в особе царя соединялись два властителя - верхнеегипетский и нижнеегипетский. Это говорит о том, что в древности существовали в Египте два раздельных царства - Нижнее и Верхнее.До нашего времени сохранились обломки древнеегипетской летописи, которая была высечена на камне примерно в середине III тысячелетия до н.э. Судя по ним, в летописи перечислялись египе6тские цари и от времени их царствования имелись погодные записи. Необходимо отметить, что египетские цари обыкновенно называются фараонами. Имя и титул египетского царя являлись священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой к тому надобности. С середины II тысячелетия египтяне называли царя иносказательно: пер-"о" - "большой дом", откуда происходит видоизмененное слово "фараон".Увы, мы не знаем, сколько времени продолжался ранний период в истории Египта определенно можно сказать, что около 3000 г. До н.э. государство в долине Нила уже существовало.Точное летоисчисление древнеегипетской истории также невозможно за недостаточностью данных. Поэтому время зачастую обозначается не столько столетиями, сколько - условно - династиями.Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон, написавший около 300г. До н.э. по-гречески своё сочинение об истории Египта, насчитывал до 30 династий фараонов. 1.4.Источники праваИсточником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера.Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство: 3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер. 1.5.Объединение Египта.Как свидетельствуют исторические источники, в начале II династии древнеегипетские цари нарушили вековую традицию и перестали использовать абидосское кладбище. Впоследствии, еще при той же династии, в Абидосе опять стали появляться царские погребения, однако теперь цари уже носят новую, несколько необычную титулатуру.Как уже отмечалось выше, правители Египта обычно именовали себя богом Гором. Теперь же, в период II династии, мы обнаруживаем царя, который неожиданно объявил себя не Гором, а его противником - богом Сетом. Мало того, другой, следующий за ним царь, уже под самый конец династии, вдруг провозгласил себя одновременно Гором и Сетом и даже именовался, как считают ученые приблизительно так: "Тот, в ком умиротворились оба бога".Трудно сказать со всей определенностью, были ли такие изменения титулатуры связаны с кровавыми событиями в Нижнем Египте, где почитался бог Сет, о которых повествует царь той же династии Гор-Хасехем. На подножиях двух своих изваяний он символически изобразил Нижний Египет пораженным. Там же изображены трупы бунтарей, а также указано число павших врагов: на одном изваянии - 48205, на другом - 47209. На двух каменных сосудах представлена богиня Верхнего Египта, которая вручает Гор-Хасемему, украшенному верхнеегипетской короной, знак соединения обеих земель в " год поражения Нижнего Египта".Поражение Севера и прекращение династических распрей привели к концу II династии к окончательному объединению страны, открывшему новую эпоху в истории Египта - эпоху Древнего царства. "Белые стены" царя Менеса - город Мемфис становится столицей единого государства. Согласно наиболее распространенному мнению, к одному из названий этого города - Хет-ка-Птах, что значит " Усадьба двойника Птаха" - главного бога столицы, и восходит греческое Айгюптос и наше наименование страны - Египет.

alexlat.ucoz.ru