Дпи древней руси. Декоративно-прикладное искусство Древней Руси X-XIII веков и русских земель XIV-XV веков. Приемы работы русских ювелиров. Художественная обработка цветных и черных металлов, дерева, камня, кости. Лицевое шитье.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. Дпи древней руси


Декоративно-прикладное искусство Древней Руси X-XIII веков и русских земель XIV-XV веков. Приемы работы русских ювелиров. Художественная обработка цветных и черных металлов, дерева, камня, кости. Лицевое шитье.

Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

В эпоху Киевской Руси декоративно-прикладное искусство было очень широко распространено.

Из всего многоцветного богатства древнего деревенского прикладного искусства (вышитые ткани, резное дерево, расшитая кожа и т.п.) время сохранило до нас только металлические дополнения к женским костюмам: бляшки от кокошников, височные кольца («усерязи»), наборы монист («гривной утвари») из бус и металлических подвесок, своеобразные амулеты-обереги, браслеты и перстни. Эти вещи археологи находят в курганах во всех концах славянского мира. Сделаны были эти украшения (за исключением бус) самими крестьянами, местными деревенскими ремесленниками, обслуживавшими несколько поселков.

Большое количество архаизмов в прикладном искусстве сохранилось в глухой лесной земле радимичей, где почти не было городов. Здесь в курганах находят своеобразные костяные подвески в виде уточек с конской головой и гривой.

В курганах изредка встречаются остатки тканей. Узор на них содержит очень архаичную символику, уходящую корнями в искусство первых земледельцев Европы IV–III тысячелетий до н.э. Это символы засеянного поля, изображавшегося в виде квадрата или ромба, разделенного на четыре части с обязательной точкой (семенем) в центре каждой ячейки.

Таким образом, сельское узорочье времен Киевской Руси было многообразным по форме и очень интересным по своему содержанию. Магическое заклинательное начало было еще очень сильно в его символике, и оно медленно уступало началу эстетическому, которое опиралось на старые формы, постепенно освобождая их от обязательной заклинательности.

В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом.

Популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу.

Горожанки XI-XIII в. любили колты - парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Они представляют собой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришла из Скандинавии и была широко распространена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры.

В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе пара золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создавший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дороги, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями дорогого княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения.

Сюжет рисунков далёк от христианских представлений и гораздо ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь как для изображения Христа, Богородицы, святых, так и для грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих празднеств.

Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мономаха». Это чеканный золотой медальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще.

Распространенным  видом декоративно-прикладного творчества было и лицевое шитье.

Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») - вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.

Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе - бóльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.

Наиболее крупные собрания произведений лицевого шитья хранятся в Музеях Московского Кремля, в московском Историческом музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском и Новгородском музеях.

www.kultura-socio.ru

Декоративно-прикладное искусство Древней Руси

Искусство Декоративно-прикладное искусство Древней Руси

Количество просмотров публикации Декоративно-прикладное искусство Древней Руси - 5426

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Декоративно-прикладное искусство Древней Руси
Рубрика (тематическая категория) Искусство

 

В Древней Руси для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово — узорочье. Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X—XIII веков являются неисчерпаемым источником наших представлений о быте древнерусских людей всœех классов и категорий — от простого деревенского смерда до князя. Весь быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста — яркой вышивкой. До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства, сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе всœе богатство художественных образов прошлого нам помогает обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX века, сохранившему много традиций тысячелœетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах. Только на таком широком фоне бывают правильно восприняты фрагменты подлинного древнего узорочья. Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен.

Деревенские мастера делали украшения из дешевых сплавов меди и серебра с помощью нехитрых технических приемов. Городские мастера золотых и серебряных дел знали множество сложных и тонких приемов, отделывали свое узорочье то скрученной проволокой – сканью, то тысячами сверкающих крохотных капель металла – зернью, то нежной позолотой, то контрастной чернью, то многоцветной эмалью. Памятники художественного ремесла отчетливо показывают нам различие феодальной и народной культуры. Правда, культура дворцов и соборов создавалась тоже руками мастеров из народа, но всœе же между двумя полюсами средневековой культуры было много серьезных отличий: народное искусство было более архаичным, традиционным; его корни уходили в далекие тысячелœетия.

Боярско-княжеское (а отчасти и городское) искусство тянуло нити своих связей вширь; на нем сказывалось сосœедство торговых площадей, на которых раскладывали свои товары купцы с берегов Хазарского моря, гости из Багдада и Самарканда, из Царьграда и Венеции; в произведениях искусства, украшавших быт феодальных верхов, часто встречались и "международные" средневековые орнаментальные мотивы и сюжеты, которые характерны для шелковых тканей, аксамитных плащей и дорогой пиршественной посуды, расходившихся по всœему Старому Свету.

Особый интерес представляют для нас многочисленные украшения княгинь и боярынь, зарытые в момент нашествия Батыя и так и оставшиеся в земле после гибели их владельцев во время жестокой расправы татар с населœением русских городов. Богатая коллекция этих кладов из Киева, Чернигова, Владимира, Рязани и других городов раскрывает перед нами во всœем блеске техническое совершенство и круг оригинальных художественных образов, созданных русскими мастерами золотых и серебряных дел в XII—XIII веках. Отдельный раздел составляет церковное искусство. Здесь традиции русского народного умельства переплетались с византийскими и романскими.

Декоративно-прикладное искусство Древней Руси - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Декоративно-прикладное искусство Древней Руси" 2014, 2015.

referatwork.ru

Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков

Оригинал взят у expertmus в Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков

В ДРЕВНЕЙ РУСИ для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово – «узорочье». Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X-XIII вв. являются неисчерпаемым источником наших представлений о быте древнерусских людей всех классов и категорий - от простого деревенского смерда до князя. Весь их быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста - яркой вышивкой.

См. также –

Эмаль и инкрустация (диссертация кн. М. К. Тенишевой): http://rublev-museum.livejournal.com/376217.html

Некрасов А.И. Византийское и русское искусство: http://rublev-museum.livejournal.com/366097.html

До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства, сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе все богатство художественных образов прошлого нам помогает обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX в., сохранившему много традиций тысячелетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах. Только на таком широком фоне могут быть правильно восприняты фрагменты подлинного древнего узорочья. Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен. Деревенские мастера делали украшения из дешевых сплавов меди и серебра с помощью нехитрых технических приемов. Городские мастера золотых и серебряных дел знали множество сложных и тонких приемов, отделывали свое узорочье то скрученной проволокой - сканью, то тысячами сверкающих крохотных капель металла - зернью, то нежной позолотой, то контрастной чернью, то многоцветной эмалью. Памятники художественного ремесла отчетливо показывают нам различие феодальной и народной культуры....

Настоящий альбом содержит очерк по древнерусскому прикладному искусству: история возникновения, способ изготовления, принадлежность того или много произведения прикладного искусства. В альбом внесены самые известные древнерусские, преимущественно археологические, древности Х-XIII вв. Даны обширные комментарии и рассмотрены сюжетные линии. Множество больших фото.

Название: Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII вековАвтор: Рыбаков Б.А.Издательство: АврораГод: 1971Страниц: 118Формат: PDFРазмер: 43 MбЯзык: русскийDownloads

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2013

medievalrus.livejournal.com

Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков

В ДРЕВНЕЙ РУСИ для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово – «узорочье». Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X-XIII вв. являются неисчерпаемым источником наших представлений о быте древнерусских людей всех классов и категорий - от простого деревенского смерда до князя. Весь их быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста - яркой вышивкой.

См. также –

Эмаль и инкрустация (диссертация кн. М. К. Тенишевой): http://rublev-museum.livejournal.com/376217.html

Некрасов А.И. Византийское и русское искусство: http://rublev-museum.livejournal.com/366097.html

До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства, сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе все богатство художественных образов прошлого нам помогает обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX в., сохранившему много традиций тысячелетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах. Только на таком широком фоне могут быть правильно восприняты фрагменты подлинного древнего узорочья. Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен. Деревенские мастера делали украшения из дешевых сплавов меди и серебра с помощью нехитрых технических приемов. Городские мастера золотых и серебряных дел знали множество сложных и тонких приемов, отделывали свое узорочье то скрученной проволокой - сканью, то тысячами сверкающих крохотных капель металла - зернью, то нежной позолотой, то контрастной чернью, то многоцветной эмалью. Памятники художественного ремесла отчетливо показывают нам различие феодальной и народной культуры....

Настоящий альбом содержит очерк по древнерусскому прикладному искусству: история возникновения, способ изготовления, принадлежность того или много произведения прикладного искусства. В альбом внесены самые известные древнерусские, преимущественно археологические, древности Х-XIII вв. Даны обширные комментарии и рассмотрены сюжетные линии. Множество больших фото.

Название: Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII вековАвтор: Рыбаков Б.А.Издательство: АврораГод: 1971Страниц: 118Формат: PDFРазмер: 43 MбЯзык: русскийDownloads

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2013

rublev-museum.livejournal.com

Глава 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 25Следующая ⇒

 

Зарождение тех или иных ремесленных школ обусловлено как их территориальным расположением, так и наличием какого-либо исходного материала. Немаловажным является и приезд иностранных мастеров в Киев, Новгород, Владимир, Псков, Рязань. Искусство греческих мастеров, приезжавших из Византии и стран Балканского полуострова, положило ос­нову для проникновения христианства в сферу декоративно- ирикладного искусства Древней Руси. Основным направле­нием при изготовлении художественных изделий до христиа­низации Руси было жреческое славянское язычество, погре­бальные культы. Основными предметами, таким образом, были амулеты, вотивы, оружие воинов, женские украше­ния — обереги. Большая их часть создавалась в солярных формах, такими же орнаментальными знаками они и декори­ровались. Основная задача подобных изображений — охран­ное значение, ограждение и защита человека от нечеловече­ских (непознанных) сил и чар. Большая часть подобных зна­ков — это обращение с просьбой, мольбой к матушке-земле, желание задобрить ее и умилостивить. В раскопках славян­ских курганов и поселений археологи находят множество предметов со следами архаических орнаментов, которые от­ражают истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них в виде креста, квадрата с четырьмя точка­ми, ромба, круга являлись условными знаками, символами солнца, земли, неба и их стихий. Языческая романтика при­давала особую красочность русской народной культуре. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архи­тектуры: молниеотводы на причелинах, коньки на крышах домов, амбаров, у печей, на посуде; утвари и одежде. Инте­ресной для изучения славянского орнамента является одежда. Вся древняя одежда украшалась вышивкой. Она располага­лась по вороту, на груди и на спине, на рукавах, подоле и на поясе. Привычными в декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, ромбы, кресты, зигзаги, меандры и многое другое.

В книге «Язычество древних славян» академик А. Б. Рыба­ков доказал, что в основе древнеславянской орнаментики, опирающейся на истоки народного искусства, лежат общече­ловеческие, универсальные, космогонические представления о мире. «Обереговые» знаки, которые наносились на различ­ные изделия, — все те же космологические символы, которые с течением времени приобрели новое понимание.

Главная особенность, отличающая характер русского де­кора от западноевропейского — это различие в типах миро­воззрения, базирующихся на католической и протестантской религиях в одном случае, на православной — в другой. На­циональная культура Древней Руси, опирающаяся на визан­тийское наследие, практически отказалась от пластического строя архаического искусства. Это было вполне закономерно, так как Русь практически бесконфликтно приняла христиан­скую религию. При этом языческое наследие навсегда сохра­нилось как прекрасный раритет, как память. Языческий же орнамент не только сохранился, но и получил возможность дальнейшего развития, обогащаясь новыми идеями.

Композиции орнаментальных мотивов русские мастера очищают от византийской замысловатости, придавая им яс­ность и спокойствие. Весьма заметна тенденция к абстраги­рованию, но это происходит не от рационального стремления к механически выверенным композициям, как у арабов. Уп­рощение мотивов происходит потому, что для русского миро­восприятия орнамент — узорочье, украшающее предметный мир. Абстрагированные мотивы особенно характерны для окладов, декора утвари. Весь декор служил обрамлением главного — лика, изображенного на иконе, содержимого свя­щенного сосуда или же содержания книги. В отличие от ви­зантийского, русскому орнаменту не было свойственно эк­лектическое сочетание тех и других элементов. В пределах единой композиции имел место либо тот, либо другой харак­тер стилизации. Соответствующие трансформации в русском орнаменте претерпевает и наследие кельтской орнаментики, проникшее через искусство манускриптов и широко распро- хранившееся как в книжном деле, так и в художественной обработке металла.

Интересная и важная страница древнерусской культуры, в которой существенную роль играет декоративное искусст- 110, — само письмо, во многом сохранившее свои семантиче­ские изобразительные корни. Каждая заглавная буква — сложный комплекс образов различных уровней обобщения — от древнейших универсальных идей до сугубо национальных, свойственных именно русской культуре.

Прикладное искусство Древней Руси интересно как внеш­ней контурной простотой изделий, так и глубоким семантиче­ским значением орнаментальных мотивов, знаков. Одной из особенностей прикладного искусства раннехристианской Руси является повсеместное использование литья. Во всех местах, где добывалась руда, художественные изделия выполнялись с помощью этого технологического приема, что позволяло мно­гократно их повторять. А простые силуэты и минимум декора удешевили эти изделия и сделали их доступными. Литейное искусство Древней Руси — одно из самых распространенных, хотя пользовались популярностью также скань и тиснение. Помимо самого распространенного материала, меди, исполь­зовались золото и серебро. Основную массу составляли изде­лия религиозного культа или изделия для знатных людей.

Истоки ювелирного искусства Древней Руси своими кор­нями уходят еще в I тысячелетие нашей эры. В каждой сла­вянской земле того времени существовали свои этнические отличия в стиле и рисунках женских украшений, по которым можно довольно точно определить границы земель древних славянских племен: вятичей, кривичей, родимичей или севе­рян. Ювелирные изделия времен домонгольской Руси были многообразными по форме и очень интересными, с точки зрения декоративного «содержания»: языческие символы со­седствовали с христианскими изображениями, а византий­ские сюжеты — с древневосточными. В украшениях X—XII вв. достаточно сильно проявилось и магическое нача­ло. Диадемы, монисты, бармы, колты выполняли заклина- тельно-оберегательные функции. Например, бармы защища­ли горло и шею носившего, диадемы и венцы — его голову, а колты и рясны — уши. Само церковное искусство было про­низано древними языческими элементами, которые, с точки

зрения древнерусского человека являлись естественным до­полнением христианской символики.

Древнерусская золотая и серебряная посуда повторяет спокойные, мягкие формы деревянной и керамической утва­ри. Отпечаток изысканности, обусловленной драгоценностью! металла, не заглушал в изделиях черты народного творчества.!

Производством художественных изделий занимаются це­лые коллективы. Поэтому невольно возникает творческое со­ревнование, через которое проявляется коллективный харак­тер творчества, выражающийся и в оценках работы, и в про­верке приемов обработки материала, и в выборе темы или сюжета декоративного оформления вещи. По существу, кол­лективный опыт всегда формировал и методику преемствен­ности мастерства от старого поколения к молодому, от отца к сыну. В итоге такого развития народного искусства отшлифо-1 вывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержа- тельные мотивы орнамента, складывалась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Одним из крупнейших древнерусских центров, где разви­валось золотое и серебряное дело, был Древний Новгород. Первоначально городские кузнецы и златокузнецы Древнего Новгорода производили вещи, во многом близкие к изделиям деревянного типа. Это, например, браслеты, плетенные из нескольких отрезков толстой серебряной проволочки, и пла­стинчатые — широкие кованые с традиционным орнаментом в виде косых крестов, треугольников, кружочков, ромбов, со­четание которых имело магическое значение. С конца XI в. деревянные украшения начинают исчезать, их вытесняют произведения городского ремесла, точно так же и геометри­ческий орнамент отходит на второй план, уступает место те­ратологическому или смешанному — зверино-растительному (несколько иначе развившийся плетеный орнамент, расцвет которого приходится на XI—XIII вв.).

С 70—80-х гг. XII в. новгородские ремесленники начинают создавать украшения, подражающие формам и мотивам на до­рогих княжеско-боярских уборах. Эти изделия — довольно любопытное явление в истории древнерусского искусства.

Новгородское ремесло было гораздо более демократично: ремесленники не столько работали на князя и княжеское ок­ружение, сколько обслуживали потребности широких и зажи­точных городских кругов. К тому же сама техника литья в ка­менной форме, в которой исполнялись описываемые изделия, и отличие от многосложной техники чеканки или литья с утра­той восковой модели, способствовала многократному воспро­изведению таких вещей. Переход к работе на рынок вызывает определенное падение художественных качеств, упрощение, однообразие массовых изделий. Упрощенными становятся не только формы предметов, но в какой-то степени и узоры, их украшающие. Получают распространение довольно простые традиционные узоры геометрического и растительного харак­тера и различные плетения. Пышная, развитая орнаментация типа сложного плетения уходит из декора массовых изделий с относительно твердой фактурой, сменяясь простейшими двух­рядными, реже трехрядными узорами плетения.

Древнерусское прикладное искусство чрезвычайно разнооб­разно, мастера реализуют себя как в различных отраслях, так и н видах, типах художественных изделий — от сложных произве­дений искусства для знатных людей и церкви до самых простых для массового производства. На протяжении IX—XIII вв. сло­жились художественные школы и направления, повлиявшие на дальнейшее прикладное искусство России.

 

Читайте также:

lektsia.com

Декоративно-прикладное искусство в Киевской Руси

Прикладное искусство Ки­евской Руси отличается большим разнообразием, высоким техни­ческим мастерством, совершенством художественного вкуса. В этом отношении показательны многочисленные произведения ювелир­ного искусства, которые находят в большом числе во время архео­логических раскопок: это серьги, подвески, гривны, браслеты. Они выполнены из серебра или золота с применением скани и зерни, техник, известных еще древним славянам. Тонкие крученые прово­лочки или крошечные зерна напаивали на основу, создавая причуд­ливые орнаменты. Уже в IX в. появилась на Руси техника чернения изделий из серебра. При этом обычно фон покрывался чернью, а само изображение делалось выпуклым.

Большого мастерства достигли киевские мастера в изготовлении изделий из эмали. Техника эмали была заимствована в Византии. Искусство эмали было чрезвычайно популярным — русские худож­ники киевского периода достигли высочайшего технического уров­ня в изготовлении перегородчатой эмали. Расстояния между тонкими золотыми перегородками заполняли яркой стекловидной массой, окрашенной окисью металлов в разные цвета— эмалью, которая при обжиге затвердевала. Многочисленные маленькие эма­левые образки могли иметь самостоятельное значение или украшать оклады (переплеты) книг.

В кладах, найденных в Рязани в 1822 г. и в Киеве в 1889 г., обнаружено несколько замечательных ювелирных изделий из золота и эмали, датируемых двенадцатым столетием. Расцвет этого вида прикладного искусства свидетельствует о высокой художественной зрелости киевской культуры.

Высоко было развито в Киевской Руси и искусство вышивки, хотя до нас дошло совсем немного ее образцов. И в монастырях, и в княжеских дворцах обучались искусные вышивальщицы, а кня­гини особо покровительствовали этому искусству, распространение которого, однако, ни и коем случае не ограничивалось княжескими палатами. Почти каждая хозяйка и в городах, и в деревнях была знакома, по крайней мере, с азами вышивания, которое можно считать видом народного искусства в самом широком смысле этого слова.

XII—XIII в.— период расцвета новгородского прикладного ис­кусства. Характерный орнамент, напоминающий плетение из ре­мней, который использовался для заставок и инициалов многочисленных рукописных книг этого времени, имеет аналогии и в украшении изделий из металла. В художественном отношении особенно примечательны две дарохранительницы из ризницы Со­фийского собора. Это своего рода модели храмов. Большой сион украшен рельефными фигурами двенадцати апостолов. Они отли­чаются легкими и стройными пропорциями, тонкой проработкой деталей. Рельефы другой манеры мы видим на потирах — сосудах для причастия. Ручки украшены гроздьями винограда. Для рельефов типична известная плоскостность. Фигуры святых большеголовы, коренасты и напоминают о новгородской иконописи демократи­ческого направления. В надписи на поддоне одного из них указано имя мастера — Коста, на другом — Братила. Как можно опреде­лить по характеру начертания букв, сосуды выполнены в первой половине XII в. Как и Киев, Новгород славился искусством перегородчатой эмали. Об этом можно судить по маленьким иконкам оклада Мстиславова евангелия XII в., хранящегося в Историческом музее (9).

Разнообразие орнаментальных форм характерно для всех изде­лий русского прикладного искусства. Оно проявляется в украшении рукописей, вышивках, эмалях, в резьбе по дереву, изделиях из кости и т. д. Оно повлияло не только на искусство высших классов, но и на народное искусство, так как эти традиции сохранились в народ­ном творчестве и в более поздние периоды.

Татаро-монгольское нашествие 1237—1241 гг. застигло Киев­скую Русь цветущей державой. Однако постоянные междоусобицы уже подточили ее могущество. В 30-е гг. XIII в. Киевская Русь начала распадаться на мелкие княжества. В 1223 г. на реке Калке произошло первое сражение русских войск с татаро-монгольской ордой, закон­чившееся их полным разгромом. Зимой 1237 г. войска Батыя, внука Чингисхана, вторглись в рязанские земли, а в 1240 г. пал Киев. Захват русских земель проходил в упорной и кровопролитной борьбе. Батый, первоначально вынашивавший планы покорения Европы, не смог двинуться на Запад, ослабленный этой борьбой. Кочевники обосновались на Нижней Волге, назвав свое государство Золотой Ордой. Русские княжества стали их вассалами. За этими скупыми фактами стоит многолетняя трагедия нашего народа, завершение самого древнего периода нашей государственности, прекращение блестящего культурного расцвета Киевской Руси. Монголо-татарские нашествия внезапно прервали тот блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре киевского государства и Владимиро-Суздальского кня­жества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла (9).

magref.ru

Глава 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ — КиберПедия

 

Зарождение тех или иных ремесленных школ обусловлено как их территориальным расположением, так и наличием какого-либо исходного материала. Немаловажным является и приезд иностранных мастеров в Киев, Новгород, Владимир, Псков, Рязань. Искусство греческих мастеров, приезжавших из Византии и стран Балканского полуострова, положило ос­нову для проникновения христианства в сферу декоративно- ирикладного искусства Древней Руси. Основным направле­нием при изготовлении художественных изделий до христиа­низации Руси было жреческое славянское язычество, погре­бальные культы. Основными предметами, таким образом, были амулеты, вотивы, оружие воинов, женские украше­ния — обереги. Большая их часть создавалась в солярных формах, такими же орнаментальными знаками они и декори­ровались. Основная задача подобных изображений — охран­ное значение, ограждение и защита человека от нечеловече­ских (непознанных) сил и чар. Большая часть подобных зна­ков — это обращение с просьбой, мольбой к матушке-земле, желание задобрить ее и умилостивить. В раскопках славян­ских курганов и поселений археологи находят множество предметов со следами архаических орнаментов, которые от­ражают истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них в виде креста, квадрата с четырьмя точка­ми, ромба, круга являлись условными знаками, символами солнца, земли, неба и их стихий. Языческая романтика при­давала особую красочность русской народной культуре. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архи­тектуры: молниеотводы на причелинах, коньки на крышах домов, амбаров, у печей, на посуде; утвари и одежде. Инте­ресной для изучения славянского орнамента является одежда. Вся древняя одежда украшалась вышивкой. Она располага­лась по вороту, на груди и на спине, на рукавах, подоле и на поясе. Привычными в декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, ромбы, кресты, зигзаги, меандры и многое другое.

В книге «Язычество древних славян» академик А. Б. Рыба­ков доказал, что в основе древнеславянской орнаментики, опирающейся на истоки народного искусства, лежат общече­ловеческие, универсальные, космогонические представления о мире. «Обереговые» знаки, которые наносились на различ­ные изделия, — все те же космологические символы, которые с течением времени приобрели новое понимание.

Главная особенность, отличающая характер русского де­кора от западноевропейского — это различие в типах миро­воззрения, базирующихся на католической и протестантской религиях в одном случае, на православной — в другой. На­циональная культура Древней Руси, опирающаяся на визан­тийское наследие, практически отказалась от пластического строя архаического искусства. Это было вполне закономерно, так как Русь практически бесконфликтно приняла христиан­скую религию. При этом языческое наследие навсегда сохра­нилось как прекрасный раритет, как память. Языческий же орнамент не только сохранился, но и получил возможность дальнейшего развития, обогащаясь новыми идеями.

Композиции орнаментальных мотивов русские мастера очищают от византийской замысловатости, придавая им яс­ность и спокойствие. Весьма заметна тенденция к абстраги­рованию, но это происходит не от рационального стремления к механически выверенным композициям, как у арабов. Уп­рощение мотивов происходит потому, что для русского миро­восприятия орнамент — узорочье, украшающее предметный мир. Абстрагированные мотивы особенно характерны для окладов, декора утвари. Весь декор служил обрамлением главного — лика, изображенного на иконе, содержимого свя­щенного сосуда или же содержания книги. В отличие от ви­зантийского, русскому орнаменту не было свойственно эк­лектическое сочетание тех и других элементов. В пределах единой композиции имел место либо тот, либо другой харак­тер стилизации. Соответствующие трансформации в русском орнаменте претерпевает и наследие кельтской орнаментики, проникшее через искусство манускриптов и широко распро- хранившееся как в книжном деле, так и в художественной обработке металла.

Интересная и важная страница древнерусской культуры, в которой существенную роль играет декоративное искусст- 110, — само письмо, во многом сохранившее свои семантиче­ские изобразительные корни. Каждая заглавная буква — сложный комплекс образов различных уровней обобщения — от древнейших универсальных идей до сугубо национальных, свойственных именно русской культуре.

Прикладное искусство Древней Руси интересно как внеш­ней контурной простотой изделий, так и глубоким семантиче­ским значением орнаментальных мотивов, знаков. Одной из особенностей прикладного искусства раннехристианской Руси является повсеместное использование литья. Во всех местах, где добывалась руда, художественные изделия выполнялись с помощью этого технологического приема, что позволяло мно­гократно их повторять. А простые силуэты и минимум декора удешевили эти изделия и сделали их доступными. Литейное искусство Древней Руси — одно из самых распространенных, хотя пользовались популярностью также скань и тиснение. Помимо самого распространенного материала, меди, исполь­зовались золото и серебро. Основную массу составляли изде­лия религиозного культа или изделия для знатных людей.

Истоки ювелирного искусства Древней Руси своими кор­нями уходят еще в I тысячелетие нашей эры. В каждой сла­вянской земле того времени существовали свои этнические отличия в стиле и рисунках женских украшений, по которым можно довольно точно определить границы земель древних славянских племен: вятичей, кривичей, родимичей или севе­рян. Ювелирные изделия времен домонгольской Руси были многообразными по форме и очень интересными, с точки зрения декоративного «содержания»: языческие символы со­седствовали с христианскими изображениями, а византий­ские сюжеты — с древневосточными. В украшениях X—XII вв. достаточно сильно проявилось и магическое нача­ло. Диадемы, монисты, бармы, колты выполняли заклина- тельно-оберегательные функции. Например, бармы защища­ли горло и шею носившего, диадемы и венцы — его голову, а колты и рясны — уши. Само церковное искусство было про­низано древними языческими элементами, которые, с точки

зрения древнерусского человека являлись естественным до­полнением христианской символики.

Древнерусская золотая и серебряная посуда повторяет спокойные, мягкие формы деревянной и керамической утва­ри. Отпечаток изысканности, обусловленной драгоценностью! металла, не заглушал в изделиях черты народного творчества.!

Производством художественных изделий занимаются це­лые коллективы. Поэтому невольно возникает творческое со­ревнование, через которое проявляется коллективный харак­тер творчества, выражающийся и в оценках работы, и в про­верке приемов обработки материала, и в выборе темы или сюжета декоративного оформления вещи. По существу, кол­лективный опыт всегда формировал и методику преемствен­ности мастерства от старого поколения к молодому, от отца к сыну. В итоге такого развития народного искусства отшлифо-1 вывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержа- тельные мотивы орнамента, складывалась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Одним из крупнейших древнерусских центров, где разви­валось золотое и серебряное дело, был Древний Новгород. Первоначально городские кузнецы и златокузнецы Древнего Новгорода производили вещи, во многом близкие к изделиям деревянного типа. Это, например, браслеты, плетенные из нескольких отрезков толстой серебряной проволочки, и пла­стинчатые — широкие кованые с традиционным орнаментом в виде косых крестов, треугольников, кружочков, ромбов, со­четание которых имело магическое значение. С конца XI в. деревянные украшения начинают исчезать, их вытесняют произведения городского ремесла, точно так же и геометри­ческий орнамент отходит на второй план, уступает место те­ратологическому или смешанному — зверино-растительному (несколько иначе развившийся плетеный орнамент, расцвет которого приходится на XI—XIII вв.).

С 70—80-х гг. XII в. новгородские ремесленники начинают создавать украшения, подражающие формам и мотивам на до­рогих княжеско-боярских уборах. Эти изделия — довольно любопытное явление в истории древнерусского искусства.

Новгородское ремесло было гораздо более демократично: ремесленники не столько работали на князя и княжеское ок­ружение, сколько обслуживали потребности широких и зажи­точных городских кругов. К тому же сама техника литья в ка­менной форме, в которой исполнялись описываемые изделия, и отличие от многосложной техники чеканки или литья с утра­той восковой модели, способствовала многократному воспро­изведению таких вещей. Переход к работе на рынок вызывает определенное падение художественных качеств, упрощение, однообразие массовых изделий. Упрощенными становятся не только формы предметов, но в какой-то степени и узоры, их украшающие. Получают распространение довольно простые традиционные узоры геометрического и растительного харак­тера и различные плетения. Пышная, развитая орнаментация типа сложного плетения уходит из декора массовых изделий с относительно твердой фактурой, сменяясь простейшими двух­рядными, реже трехрядными узорами плетения.

Древнерусское прикладное искусство чрезвычайно разнооб­разно, мастера реализуют себя как в различных отраслях, так и н видах, типах художественных изделий — от сложных произве­дений искусства для знатных людей и церкви до самых простых для массового производства. На протяжении IX—XIII вв. сло­жились художественные школы и направления, повлиявшие на дальнейшее прикладное искусство России.

 

cyberpedia.su


Смотрите также