Конспект урока "Достижения древних египтян". Достижение древних египтян


Конспект урока "Достижения древних египтян"

Тема: Достижения древних египтян

Цели: - повторить, обобщить и закрепить знания, полученные в ходе изучения темы Древний Египет

- развивать память, речь, мышление, воображение и внимание

- воспитывать любознательность и интерес к истории

Оборудование: карта Древний Восток, тестовые задания, игровое поле, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель перед уроком даёт установку учащимся, отмечая, что оценки за урок получат все ребята, и что оценка будет зависеть от того как будет работать команда и каждый участник команды.

Ребята, посмотрите на доску. Там написана тема урока. Мы сегодня на уроке в форме игры повторим пройденный материал. А для чего нам нужно повторение пройденного материала?

II. Проведение игры

I станция Географическая

1 команда: показать на карте Африку, Нил, Фивы, Красное море, оазисы

2 команда: древнейший район земледелия, Евфрат, район строительства пирамид, дельту Нила

3 команда: Завоевания Тутмоса3, Средиземное море, Мемфис, Нил.

Команды по очереди называют животных, которые водились в Египте.

Особенности климата и природы

II станция Математическая

1 команда В каком году построена пирамида Хеопса? /2600г. до н.э./

Царь котрого Египта окончательно обьеденил всю страну? Южного

2 команда Какова высота пирамиды Хеопса? /около 150 м/

Когда было образовано единое государство Египет? /3000г. до н.э./

3 команда Год завоеваний Тутмоса3 /1500г. до н.э./

Сколько иероглифов должен был выучить писец? /750/

III станция Иностранных языков

1 команда вставить пропущенные буквы и объяснить термины:

Фар- он Ц – новка Жр – цы

2 команда вставить пропущенные буквы и объяснить термины

В – льможа Ш – дуф - азис

3 команда П – пирус П – рамида - ероглиф

РАССКАЗ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА

Давным-давно, где-то 7 тысяч лет назад (1), в долине реки Евфрат (2) образовалось государство Египет.

Оно было расположено в прибрежной части Австралии (3). Основным занятием древних египтян была охота на кенгуру (4). Также они занимались строительством пирамид для своих шейхов (5). Правители Египта очень часто устраивали воинственные набеги на соседние народы. Это обогащало фараона и его воинов-жрецов (6).

Египтяне верили в разных богов. Большим уважением пользовался бог Сет-владыка царства мертвых (7), почитали бога Солнца Анубиса (8).

Умерших хоронили в красивых гробах, называемых сундуками (9). Всех, и богатых, и бедных хоронили в песках пустыни по берегам Нила (10).

На слайде выводится рассказ с ошибками и вместе с детьми разбирается каждая ошибка. 1 балл за каждый правильный ответ

ОШИБКИ

5 тысячи лет назад. 2. Нил. 3. Африка. 4. Земледелие. 5. Фараон. 6. Жрецы — служители бога. 7. Осирис. 8. Ра. 9. Саркофаг. 10. По берегам Нила нет пустынь.

Вопросник

1.Река, протекающая в Египте (Нил).

2.Бог Солнца у египтян (Ра / Омон / Омон-Ра).

3.Самая большая пирамида (Хеопса).

4.На чем писали в Древнем Египте (папирус).

5. Как называются люди, служащие богу (жрецы).

6. Как называются значки для письма в древнем Египте (иероглифы).

7. Как называется правитель древнего Египта (фараон).

8. Главный бог в царстве мертвых (Осирис).

9. Гроб у древних египтян (саркофаг).

2

1

13

3

12

4

11

9

10

8

7

5

6

1. Разгадай чайнворд:

1. Материал для письма. 2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека. 3. Злой бог суховей. 4. Один из египетских фараонов. 5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения. 6. Подневольный человек. 7. Сплав меди и олова. 8. Ученый, который изучает звездное небо. 9. Столица Египта. 10. Египетская гробница. 11. Греческий историк, который описал историю Египта. 12. Стенобитный снаряд. 13. Сборы в пользу государства.

Ответы: 1. Папирус. 2. Сфинкс. 3. Сет. 4. Тутмос. 5. Скульптор. 6. Раб. 7. Бронза. 8. Астроном. 9. Мемфис. 10. Саркофаг. 11. Геродот. 12. Таран. 13. Налоги.

«Разгадайте путаницу».

Переставьте буквы в словах, и у вас получится:

1. «Дар Нила» ТЕГИПЕ- _____________________;

2.Правитель Египта РОАНАФ - __________________;

3. Египетская письменность – ФИЛИЕГОР- ______________;

4. Гроб для мумии фараона КАФОГСАР- ___________________;

5. Дом вечности ДАРАМИПИ- __________________;

6. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека НСИКФС- __________ .

Обьясните значение:

1 Фараон

1  денежный сбор в пользу государства;

2  Налоги

2  гробница египетских фараонов;

3  Жрец

3  жилище богов;

4  Пирамида

4  небольшие города-государства Др. Египта;

5 Храм

5  повелитель, царь Египта;

6  Номы

6  знатные люди Древнего Египта;

7  Вельможи

7 служитель бога.

Подведение итогов урока

Беседа: Что понравилось?

В чем испытывали трудности?

Что можете сказать о своем настроении до урока и после урока.

Отметки учителя

infourok.ru

Конспект урока-игры "Достижения древних египтян"

Урок – игра. 5 класс

Тема: «Достижения древних египтян».

Цели и задачи: повторить и обобщить знания учащихся о Древнем Египте.

Личностные:

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные:

Коммуникативные

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные

Составлять последовательность действий. Формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий.

Познавательные

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Решать тестовые задания.

Умение создавать аналогии, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных исторических задач.

Предметные:

Уметь работать с иллюстрациями, определять значение событий.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, рабочие листы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: История - одна из самых интересных наук в мире. Сегодня мы проведем урок в игровой форме. Мы с вами отправляемся в путешествие в игре «По страничкам истории Древнего Египта. Достижения древних египтян».

Но как на всяком пути нас ждут много трудностей и приключений. Но мы с вами все преодолеем.

Я предлагаю вам разбиться на команды и придумать название.

Представление команд.

Задача команд: давая правильные и чёткие ответы зарабатывать как можно больше балов. Та команда, которая наберёт наибольшее количество балов и будет победителем.

Количество баллов заработанных командами будут фиксироваться на листке соревнования.

Желаю всем удачи!

Разминка

Интеллектуал ( 1 вопрос равен 1 баллу)

1) Река в Египте ( Нил).

2)Рассказ о богах ( Миф)

3) Правитель Египта (Фараон)

4) Пленник без прав и свобод (Раб)

5) Каменистые преграды на дне реки ( Пороги)

6) Фараон, прославившийся своими военными походами (Тутмос 3)

7)Столица Египта (Мемфис)

8)Растение, из которого изготавливали материал для письма (Папирус)

9) «Священные письмена» (Иероглифы)

10) Вера в сверхъестественное (религия)

Задание №1.

Каждой команде необходимо ответить на ряд тестов.

1) «Жилище» богов в Древнем Египте

1. саркофаг

2. пирамида

3. храм

2) Служители богов в Древнем Египте.

1. вельможи

2. жрецы

3. фараоны

3) Египетский бог, проводивший умерших на суд Осириса.

1. Апис

2. Анубис

3. Хеопс

4) Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:

1. саркофаг

2. пирамида

3. мумия

5) Как называлось в Древнем Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

1. амулет

2. саркофаг

3. мумия

6) Гробница фараонов в Древнем Египте:

1. храм

2. пирамида

3. сфинкс

7) Египетский фараон, чья гробница оказалось единственной, не тронутой грабителями.

1. Тутанхамон

2. Хеопс

3. Тутмос

8) Главной обязанностью крестьян и ремесленников было:

1. уплата налогов

2. совершение обрядов

3. проведение праздников

9) Налоги на содержание войска платили:

1. вельможи

2. крестьяне

3. войны

10) Египтяне писали на…

1. бумаге

2. папирусе

3. пергаменте

Задание № 2.

заполнить таблицу «Природные условия Древнего Египта» и показать на карте. (за каждый правильный ответ – 1 балл, за правильный показ по карте – 2 балла)

Задание № 3.

«Путаница» ( за правильный ответ 1 балл)

1) Гроб для мумии фараона КАФОГСАР

2) «Дом вечности» ДАРАМИПИ

3) Вырезанная из камня фигура льва с головой человека НСИКФС

Задание №4.

«Логическая цепочка». (за правильно указанный принцип – 1 балл, за правильное объяснение 3 балла)

Объяснить по какому принципу слова объединены в один ряд и какое слово лишнее.

1) Тутмос, Хеопс, Тот, Тутанхамон, Эхнатон.

Это……………………………………………………………………

Лишнее:………………………………………………………………

2) Ювелиры, ткачи, столяры, песцы, кожевенники.

Это……………………………………………………………………

Лишнее:………………………………………………………………

Задание №5.

«Боги Древнего Египта»

Определите, изображения каких богов даны на рисунках. (Хапи – бог Нила, Ра – бог Солнца, Геб – Земли, Нут – Неба, Тот – мудрости)

Задание № 6.

Исторический диктант. Командам раздаются карточки с диктантом , и ребята должны найти ошибки в тексте.( 1 ошибка – 2 балла). Всего 6 ошибок.

Древний Египет

Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Тигра. Земледелец в Египте создавал своим трудом меньше продуктов, чем добывал охотник. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. В 4 тысячелетии до н.э. в Египте стал складываться демократический строй. Для соблюдения чистоты мужчины брили тело и применяли духи, отбивающие неприятные запахи, и мази, успокаивающие кожу. Одежда была изготовлена из верблюжьей шерсти. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет.

Египетские пирамиды- величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из « семи чудес света»- пирамида Хаммурапи. В Древнем Египте была общая религия.

Подведение итогов. Оглашение результатов, поздравление победителей.

infourok.ru

Достижение культуры Древнего Египта — реферат

 

Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 4»

 

 

 

 

 

Научная школьная конференция 2008 год

 

 

Реферат

 

 

Тема: « Достижение культуры Древнего Египта»

 

 

 

Автор:

Корсакова Анна

Казаченко Анастасия

ученицы 7 «Г» класса

 

Руководитель-консультант:

Быкова Е.М.

учитель МХК

Реферат прорецензирован:

 

 

 

 

 

 

 

г. Сергиев Посад

2008 год

 

Оглавление

 

  1. Общая характеристика.                                                          3
  2. Достижение древнеегипетской культуры.                           4
  3. Периоды развития Древнего Египта.                                    5
  4. Письменность Древнего Египта.                                           6
  5. Тайна египетских иероглифов.                                              8
  6. Список используемой литературы.                                      10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достижения культуры Древнего Египта

 

 

1. Общая характеристика

Древний Египет – первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Протест против смерти является важнейшей чертой культуры древнего Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.

Истоки  египетской цивилизации лежат в  глубокой древности. Почти 5 тыс. лет назад, когда на территории нашей страны были еще непроходимые леса, в долине Нила возникло одно из древнейших государств, которое просуществовало 3 тыс. лет.

На  европейские и арабские народы  богатая культура Древнего Египта оказала  сильное влияние. Не случайно ученые и философы, медики и астрологи этих народов позже будут подчеркивать, что они учились у египетских мудрецов.

 

2. Достижения древнеегипетской культуры.

Каковы же достижения древнеегипетской культуры?

В глубокой древности в Египте были изобретены папирус и иероглифы. Религиозные, медицинские, научные и литературные тексты хранились в скрипториях (“домах жизни”) при храмах или записывались на стенах пирамид и гробниц.

Египет – родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики.

Египтяне определили: площадь круга и поверхность полушария, вычислили объем  усеченной пирамиды, составили солнечный календарь, разделили сутки на 24 часа.

Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность  года, разделив его на 12 частей по временам года. Это открытие, по словам жрецов, египтяне сделали, наблюдая небесные светила…

 

Египтяне считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год еще 5 дней сверх этого числа, причем у них круговращение времен года приходится на одно и то же время”.

Египетский год начинался 19 июля с восходом Сириуса, когда начинался  разлив Нила, и продолжался до следующего разлива. Год делится на три времени  года: разлив, посев, жатва.

 

В древнеегипетском году:

10 дней – одна неделя

4 месяца – 1 сезон (120 дней)

3 недели – один  месяц

3 сезона – 1 год  (360+5 священных дней)

Пятью священными днями считались  дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис, Хора.

 Эти дни, как и дни других религиозных праздников, были выходными. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, также считался выходным.

 Дни считались благоприятными и неблагоприятными. В неблагоприятные дни египтяне соблюдали особую осторожность и носили множество магических амулетов.

 Время древние египтяне отсчитывали,  начиная со вступления на престол правящего фараона. А определяли время с помощью водяных часов, похожих на песочные.

Система мер в Древнем Египте была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть. Семь ладоней шириной в четыре пальца ровнялись одному локтю. В локте также были более мелкие деления, равные ширине одного пальца.

 

3. Периоды развития Древнего Египта

Систематическое изучение Египта началось лишь в 19 в.  Если изобразить периодизацию Древнего Египта в виде схемы, то по рисунку три царства, три подъёма  культуры напоминают символ этой страны – Великие пирамиды в Гизе.

 

Древнее царство (2900-2270 гг. до н. э.) – эпоха правления 1-6 династии. Это время правления первых ростков цивилизации с ее первыми законами, с ее религией, письменностью и формированием литературного языка. Это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена и Мекерина.

 

Среднее царство (2100-1700гг. до н. э.)_было основано фиванскими правителями, которые свергли Гераклеопольских царей и вновь объединили страну. Этот период время царствования 11-12 династий, эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества.

 

Новое царство (1555-1090 гг. до н.э.) – время наибольшего усиления политической власти, эпоха фараонов XVIII – XX династий. Завоевания Тутмеса III приводят к установлению связей  с Передней Азией; он облагает данью покоренные народы, иноземные богатства рекой текут в Египет. Воздвигаются роскошные здания … Аменхотеп IV был великим реформатором  религии: вместо прежнего культа  бога Амон он ввел  культ солнца – Атона – и с этого времени начал именовать себя Эхнатоном. При зяте Аменхотепа IV – Тутанхамоне - царская резиденция вновь была перенесена в Фивы.

 

4. Письменность Древнего Египта

 Как удалось  составить периодизацию египетской истории?

Ученые смогли  это сделать лишь после расшифровки египетских иероглифов, которые долгое время оставались тайной для специалистов.

Первые образцы письменности в Египте появились между 3300-3100 гг. до н. э. и назывались иероглифы, что в переводе с греческого означает «священные письмена». Сами египтяне называли иероглифы «божественная речь» и придавали письменам важное  религиозное и магическое значение, считая, что искусство письменности было даровано  Тотом -  богом мудрости.

Люди, специально обученные искусству  чтения и письма, назывались писцами. Их профессия обеспечивала им высокое положение в обществе.

Иероглифы могли быть  записаны слева направо, справа на лево или  сверху вниз. Если животные или люди обращены влево, значит, читать надпись  надо слева направо. Овладеть таким искусством было очень трудно – ведь нужно запомнить около 700 знаков. Поэтому египтяне перешли постепенно к знакам, обозначавшим  звучание слов и слогов. Процесс письма был очень медленным. Собственно, иероглифы в полной форме применялись для записей религиозных  текстов и государственных документов. Для повседневных записей со временем появилась  скоропись – иератическое письмо и еще более упрощенное демотическое письмо (использовалось в Поздний период).

Писали древние египтяне кисточкой и чернилами на папирусе, который изготовляли из особого тростника, росшего по берегам Нила. Они делали также записи на черепках глиняных сосудов или плитках известняка, известных как остраконы.

 

 Ученые писцы

Писцы, состоящие на службе у фараонов, умели читать,  писать и считать: этому они обучались долгие годы. Писцы были окружены уважением и освобождались от налогов и работ в сезон паводка.

 

       Писец Каи.

 

 

Каковы  были обязанности писцов?

         Писцы записывали решения, принятые фараоном. Они подсчитывали подати, уплаченные крестьянами, сырье и материалы, раздаваемые ремесленникам, которые работали на фараона. На берегах  Нила писцы отмечали высоту разливов и уровень воды в водохранилищах.

Как писали в Древнем Египте?

Писцы носили с собой письменный прибор, состоящий из деревянной палетки  с красками и каламов (тростниковых палочек для письма),  и сосудик с водой для разведения красок. Для приготовления красок использовали растертый уголь и охру – красным цветом выписывали даты и начало абзаца. Записи вели на свитке из папируса – растения, в изобилии покрывавшего берега Нила.

 

5. Тайна египетских иероглифов

Кто же сумел  разгадать тайну египетских иероглифов?

Время сохранило множество надписей, сделанных египтянами, но поглотило  тайну их прочтения. Последний образец  иероглифической надписи относится  к 397 г. до н. э. Поэтому уже в начале нашей эры иероглифы считались непонятными рисунками, которые надо не читать, а объяснять.

 

 

Разгадать тайну иероглифов удалось  благодаря плоской каменной плите  из черного базальта размером с поверхность  письменного стола, найденной 2 августа 1799г. близ города Розетта в долине Нила. На этом камне было высечено три надписи: вверху – иероглифами, под ней – демотическим письмом, а ниже на греческом языке! В конце греческой надписи было указано, что оба верхних текста являются ее точным переводом.

Долго бились ученые над  загадкой иероглифов. Наконец, нашелся  человек, который сумел прочесть текст розетского камня. Это был французский лингвист Жан Франсуа Шампольон (1790-1832).

В 1822 году он заставил «заговорить» письменность, которая молчала тысячелетия. Было ему тогда 32 года, и 25 лет из них он занимался мертвыми языками Востока и историей Древнего Египта.

Шампольон предположил, что иероглифы могут означать буквы и звуки, а не только предметы в целом. Он основывал свои выводы  на том, что слова внутри овальных рамок, называемых картушами, представляют собой имена правителей. Имя Птолемея, которое несколько раз упоминалось в греческом тексте, было своеобразным ключом к разгадке других иероглифов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список используемой литературы

 

  1. А.М. Вачьянц « 7чудес Древнего мира». М.: «Айрис пресс» 2007 г.
  2. Энциклопедия для детей  «Искусство I ». М.: «Аванта» 2007 г.
  3. Детская энциклопедия.  «Цивилизация Древнего мира». М.: «Махаон» 2007 г.
  4. Энциклопедия «Великие цивилизации» М.: «Махаон» 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

freepapers.ru


Смотрите также