Дороги древний рим. Аппиева дорога в Риме: самая атмосферная часть Вечного города, достопримечательности, как добраться
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Аппиева дорога — самая значимая дорога Древнего Рима. Дороги древний рим


Дороги Древнего Рима – Италия по-русски

Древние римляне создали множество инженерных достижений, и одним из важнейших стала развитая дорожная сеть общей протяжённостью около 100 тысяч километров, связавшая величественную столицу Империи с её многочисленными владениями. На протяжении тысячелетий славу римским дорогом обеспечило не столько их количество, сколько качество: каменное покрытие служило многим народам долгие годы после падения Римской Империи и до сих пор сохранились некоторые его участки.

История

Древний Рим известен как страна завоевателей, обладавшая немалым могуществом и ещё большими амбициями. С ростом территории страны и подвластных ей территорий возникала всё большая потребность в быстром перемещении между пунктами. Если гонец или военный отряд мог в силу опыта и мобильности более-менее хорошо перемещаться по пересечённой местности, то обозам, переселенцам и простым торговцам становилось всё тяжелее.

Как большинство римских начинаний, план строительства дорог отличался заметной помпезностью: хорошие дороги умеют строить в любой стране, Империя строит лучшие. К разработке структуры дорожного полотна подошли с точки зрения практичности – дороги планировалось эксплуатировать, а не ремонтировать. Многослойный разнородный состав придавал покрытию не только отличные показатели долговечности, но и служил защитой от разрушений, вызванных перепадами температур.

Много неудобств в то время доставляли дожди, выносящие на грунтовые дороги камни или попросту смывавшие их. От первой напасти римляне решили спастись высоким бордюрным камнем, а от второй – организацией продуманной дренажной системы.

Все мы слышали древнее высказывание о том, что все дороги ведут в Рим, но не причины не столько поверхностны, как следствие. Конечно, прямые лучи римских дорог, расходящихся во все стороны от столицы, позволяли легче определиться с выбором направления и экономили время, проведённое в пути, а римская армия оказывалась у границы раньше, чем враг успевал перейти её. Простая и понятная организация дорожной сети помогала без труда достичь Рима, для этого достаточно было на каждой развилке поворачивать на более широкую дорогу. Однако одинаково лёгкий доступ из Рима к любой его провинции был необходим также для быстрого реагирования на вспыхивавшие восстания.

Огромная дорожная сеть требовала соответствующей инфраструктуры: постоялые дворы, кузницы, конюшни – всё это строилось по мере строительства полотна дороги, чтобы к завершению работ новое направление сразу становилось действующим.

Технология строительства

Строили основные римские дороги не рабы и даже не наёмные рабочие. Наряду с большинством укреплений, дорога рассматривалась как военный объект, поэтому строилась силами армии (но не на её средства, конечно же). Этим можно объяснить невероятный запас прочности, рассчитанный на агрессивное обращение.

Одним из обязательных условий, поставленных перед началом строительства, была непрерывная доступность дороги при любой погоде. Для этого полотно дороги не только возвышалось на 40-50 см над местностью, но и имело в разрезе покатую форму, из-за чего на ней никогда не бывало луж. Дренажные канавы по обе стороны от проезжей части отводили воду, не давая ей ни единого шанса начать размывать основание.

Вошло в историю и одна из ярких особенностей римских дорог – их прямолинейность. Ради сохранения этой характеристики часто жертвовалось удобством: дорога могла свернуть в сторону только из-за очень серьёзного препятствия, иначе через реку строился мост, в горе рылся тоннель, а пологие холмы и вовсе не считались проблемой, из-за чего путникам приходилось частенько карабкаться по крутым подъёмам и спускам.

Стандарты

Если состав и толщина дорожного покрытия были везде примерно одинаковыми и отличались только в зависимости от характера почвы, то его ширина создавалась под строго определённые цели, т.е. беспрепятственно разъехаться на ней могли две колесницы, два продовольственных обоза, а то и вовсе пара всадников. Такая точность вполне объяснима, ведь трудозатраты на строительство дороги были колоссальными, и лишние полметра не только затягивали сроки работ, но и ощутимо сказывались на казне Империи.

Самые узкие дороги принадлежали частным лицам и предназначались для обслуживания их владений. Ширина таких путей не превышала 4 метров, если движение осуществлялось в двух направлениях, и 2,5 метров, если движение было преимущественно односторонним. Довольно скромными были и дороги между небольшими городами и деревнями, четырёхметровой ширины вполне хватало для разъезда небольших крестьянских повозок. Наиболее впечатляющими были основные транспортные артерии, носившие военное значение. Для них ширина в 6 метров считалась минимальной, а обычно была больше и могла достигать 12 метров. По такому проспекту с достаточно высокой скоростью могла двигаться целая армия.

Практически на всех центральных и некоторых второстепенных дорогах устанавливались мильные камни – тяжёлые каменные столбы, испещрённые надписями. Название этих указателей не должно вводить в заблуждение, они вовсе не были расставлены через каждую милю. Надписи на камне сообщали путнику расстояние до ближайшей деревни или города, до крупного перекрёстка, до границы и иногда – до Рима. Расстояния указывались в милях, отсюда и название.

Использование

Хотя основной целью создателей сети отличных дорог с твёрдым покрытием была военная мощь, больше всего эта система пошла на пользу торговцам. Их повозки теперь могли беспрепятственно пересекать всю страну (а также некоторые соседние) без риска развалиться на очередном ухабе. И даже платный проезд по некоторым участкам не смог перекрыть очевидной выгоды. Крупные порты стали ещё богаче, т.к. товары с прибывших кораблей тут же вывозились в соседние населённые пункты и продавались, оборот значительно повысился по сравнению с периодом «бездорожья».

Первые римские дороги именовались очень просто – по названию города к которому они вели и по имени построившего её архитектора. Ниже описаны некоторые, самые известные и значительные из них.

Соляная дорога (Via Salaria)

Этот древний торговый путь был создан в IV веке до н.э. и, как следует из названия, использовался для доставки продукции соляных промыслов. Соляная дорога начинается от римских Соляных ворот стены Аврелия и тянется 242 км до Адриатического побережья, где раньше находился город Каструм Труентинум (сегодня Порто-д’Асколи). Дорога проходила через города Реате (Риети) и Аскулум (Асколи-Пиченто).

Фото allaboutitaly.info

Аппиева дорога (Via Appia)

Эта дорога была построена в 312 году до н.э. под руководством Аппия Клавдия Цека. Она была заложена как военная дорога и со временем стала одной из наиболее стратегически важных для страны. Аппиева дорога соединила Рим Капую, а позже и Брундизий (совр. Бриндизи) – основным портом на Адриатическом побережье, связывавшим Римскую Империю с Грецией и странами Востока. За многовековую историю 540 км древней дороги успели стать свидетелями самых разных событий, став хранителями легенд и античных памятников.

Аврелиева дорога (Via Aurelia)

Аврелиева дорога, построенная в 241 году до н.э., получила имя своего создателя Гая Аврелия Котты, который был в то время цензором. Этот путь проходил вдоль западного побережья Апеннинского полуострова, соединял Рим и Пизу и был предназначен в основном для движения военных колесниц.

Фламиниева дорога (Via Flaminia)

Руководитель строительства, консул Гай Фламиний, в 220 году до н. э. проложил дорогу от Рима к порту Фанум Фортуна (Фано) на север Италии, а позже она была продлена по побережью к Ариминуму (Римини). Эта дорога получила вторую жизнь в средние века, когда была восстановлена и стала вновь активно эксплуатироваться под названием Равеннская дорога.

Кассиева дорога (Via Cassia)

Начиная с 187 года до н.э. эту дорогу строили представители знатного рода Кассиев. Она дублировала Аврелиеву дорогу, но проходила гораздо дальше от побережья. Начиналась она от Фламиниевой дороги неподалёку от Мульвиева моста и присоединялась в Аврелиевой в Луни.

Постумиева дорога (Via Postumia)

Эта дорога, построенная в 148 году до н. э. по инициативе консула Спуриуса Постуминуса Альбинуса, соединяла северные города Римской Империи и служила для перемещения войск на границе с Галлией. Кроме того, она объединила крупные порты на западном и восточном побережье: Геную и Аквилею. Аквилея хотя и несколько удалена от самого побережья, но имеет речной выход к нему. Постумиева дорога пролегала от Генуи через горы к Дертоне (Тортона), затем через Пласентию (Пьяченца), от неё пересекала реку По, достигала Кремоны, откуда поворачивала на Восток к Бедриакуму (Кальватоне), где раздваивалась: левое направление вело к Вероне, а правое к Аквилее через Мантую и Джемону.

Реконструкция участка Постумиевой дороги

Реконструкция участка Постумиевой дороги

Эгнатиева дорога (Via Egnatia)

Это один из самых масштабных римских проектов времён завоеваний. Дорогу, подобную тем, что уже были построены на территории современной Италии, решено было создать на подвластных территориях Балкан. Дорога, построенная в 146 году до н. э. проконсулом Гаем Эгнатием пересекла провинции Иллирик, Македонию и Фракию, территория которых сегодня является частью Албании, Македонии, Греции и Турции, и оканчивалась в Византии. Её длина составляла 1120 км, а ширина – около 6 метров.

География Эгнатиевой дороги

География Эгнатиевой дороги

Аквитанская дорога (Via Aquitania)

Эта дорога стала строиться вскоре после победы над южными галльскими племенами, в 118 году до н. э. Она связала только что основанную римскую колонию Нарбо Мартиус (Нарбонна) с Тулузой и городом Бурдигала (Бордо) на атлантическом побережье, протянувшись на расстояние около 400 км.

Реконструированный участок Аквитанской дороги

Реконструированный участок Аквитанской дороги. Фото xtremearttourists1.blogspot.com

Домициева дорога (Via Domitia)

Эта дорога строилась одновременно с Аквитанской и, возможно, имела одного создателя. Она стала первым сухопутным путём, связавшим Италию, её колонии в южной Галлии и Испанию. По легендам, в её основу легли древние маршруты, по которым путешествовал Геракл, совершая свои подвиги, и именно по ним войска Ганнибала в своё время проникли с севера в Италию.

Дорога Эмилия Скавра (Via Aemilia Scauri)

Дорога, построенная под руководством цензора Марка Эмилия Скавра в 109 году до н. э., соединила Пизу, Луни, Геную и Пласентию (Пьяченца). Она частично перекрывалась с другими, более ранними маршрутами, объединяя их.

Фото castelnuovobormida.net

Дорога Клавдия-Августа (Via Claudia Augusta)

Это одна из самых сложных дорог, созданных римлянами. Её строительство началось в 15 году до н. э. и продлилось около трёх лет. Дорога, созданная императором Августом и его приёмным сыном Клавдием, перекинулась через Альпы и связала Венецию и всю долину реки По с провинцией Рецией (ныне территория южной Германии).

Современная копия мильного столба, найденного неподалёку от Баварии

Современная копия мильного камня, найденного неподалёку от Баварии

Дорога Клавдия-Августа – одна из немногих, отлично сохранившихся до наших дней. Она многократно реставрировалась и сегодня представляет большую ценность как велосипедный маршрут через Альпы, который начинается в Донауверте (Германия) и оканчивается в Венеции или Остилье.

Августова дорога (Via Augusta)

Пиренейский полуостров обладал разрозненными дорогами разного типа, пока на заре нового тысячелетия римский император Август улучшил их, объединил в настоящую транспортную сеть, которая получила его имя, и присовокупил её к развитой системе римских дорог. Общая протяжённость сильно разветвлённой Августовой дороги составляет около 1500 км.

Процесс реконструкции Августовой дороги

Процесс реконструкции Августовой дороги. Фото Jose Francisco Ruiz

Фоссе-Уэй (Fosse Way)

Так называлась римская дорога, построенная в Британии в середине I века и связавшая южное побережье острова с северным (около 300 км). Название происходит от латинского слова «ямы», и обозначало скорее всего оборонительный ров, которым римляне, вторгшиеся в Британию, защищали свой транспортный путь.

Уотлинг-стрит (Watling Street)

Практически одновременно с постройкой Фоссе-Уэй создавалась дорога с западной части Британского острова (Дувр) на восточное побережье (Уэльс). На языке англо-саксов слово «стрит» обозначало мощеную дорогу со сложной слоистой структурой и не имело никакого отношения к внутригородским улицам.

Стангейт (Stanegate)

По-староанглийски Стангейт означает «каменная дорога». Она была построена римлянами в I-II веках на территории современной северной Англии и предназначалась для сообщения между двумя важными речными фортами: Корстопитумом (Корбридж) и Лугувалиумом (Карлайл). Стангейт имеет важное отличие от всех ранее созданных римлянами маршрутов: дорога построена с минимальными уклонами, из-за чего получилась достаточно извилистой. Для римлян же типична прямолинейная прокладка, даже если ради сохранения направления приходилось жертвовать комфортом и простотой перемещения.

Источник: портал "Италия по-русски"

italia-ru.com

Дороги Древнего Рима Википедия

О Римской дороге см. Via Romea Основные дороги Римской империи, около 125 года н. э.

Римские дороги (лат. viae — дороги; ед. ч. via) — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров.

Чаще всего это были относительно прямые дороги между важными населёнными пунктами, что давало возможность быстро переместиться в необходимое место. Римские дороги связали между собой многие города в Италии, затем начали появляться и на других территориях Римской империи между значимыми политическими и экономическими центрами.

Изначально дороги строились в военных целях (viae militares), но затем стали играть значительную роль в экономическом развитии империи. Возможно, в конечном счёте развитая сеть дорог только упростила завоевание римских территорий варварами. После падения Римской империи дорогами продолжали пользоваться по меньшей мере около тысячелетия, а в некоторых случаях и до сих пор, хотя теперь они уже покрыты асфальтом.

История[ | код]

Первые стратегические дороги[ | код]

Уже в середине V века до н. э. существовали правовые нормы, связанные со строительством и обслуживанием дорог. В Законах XII таблиц устанавливалось, что ширина дороги на прямом участке должна быть 2,45 м (8 футов), на поворотах — 4,9 м (16 футов)[1]. Собственники придорожных участков должны были огораживать дорогу, если не мостили камнем, а иначе путешественники могли ездить всюду, где пожелают[2].

В 390 г. до н. э. в результате набега галлов в главе с Бренном Рим был разграблен. Только вовремя подоспевший римский полководец Марк Фурий Камилл спас римлян от капитуляции. Дороги позволили увеличить скорость передвижения как войск, так и торговых караванов.

Первая мощёная дорога была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей: она получила название по имени своего создателя Via Appia (Аппиева дорога). В конце существования Римской республики территория Апеннинского полуострова покрылась сетью подобных дорог. Каждая из них носила имя цензора, котор

ru-wiki.ru

Индустриальные пейзажи древности. Римские дороги.: vaduhan_08

На страницах в жж моих единомышленников началось обсуждение интересной загадки древности - валов, которые считаются оборонительными и проходят по территории практически всего континента, где то они сохранились хорошо где то плохо, одни относят в одну эпоху, римскую например, как валы Трояна, другие в эпоху Чингисхана, а некоторые вообще теряются и из виду историков и в тумане времен доисторических.Было сделано предположение что это дороги, точнее дорожные насыпи...http://sibved.livejournal.com/189870.htmlhttp://sibved.livejournal.com/190081.htmlАвторы этой гипотезы еще не определились с временем создания этих дорог и судя по всему относят из в глубокую древность. Кто у нас в древности отличался гигантизмам и строительством дорог? Римляне! Римляне строили огромные дворцы, отгрохали империю о границах которой до сих пор спорят, но самое главное римляне строили дороги которые сохранились до наших дней!Как выглядят сейчас эти дороги?

ViaSacra.jpgvia_appia.jpg

TazrzGiKfkY.jpg

Narbonne_Via_Domitia.jpg

italy08002.jpg

dorogy_mira_4.jpg

appia8.jpg

102.jpg

Мы привыкли что римские дороги выглядят так и только так. Но и это титанический труд.Вот карты римских дорог.

map151.jpg

246205_original.jpg

Как были устроены римские дороги - это сложное сооружение, наверное более сложное чем современная дорога. Кроме дорог еще были и мосты.

images.jpg

img_81.jpeg

0093670659.jpg

15.jpg

526348_original.jpg

И тоннели

13.jpg

Но оказывается не везде римские дороги были именно такими, все таки это тысячи километров дорог, были и попроще участки и они выглядят вот так...

40357928.jpg40357926.jpg40355511.jpgrimskaya-doroga1.jpg1389902049_rimskaya-doroga-nashi-dni-foto.jpg525239_original.jpg201350d2eb05106ee.jpg5.jpg

То есть в городской зоне так сказать дороги были вровень с застройкой соседних домов, а в чистом поле это были дороги на насыпях. Логика вполне понятна и сейчас делают точно так же где это возможно, дорога не заливается паводком, вода дождевая с нее стекает и так далее.На многих дорогах можно рассмотреть калею, слава богу я случайно наткнулся на интересную заметку иначе бы думал что это телеги протоптали, или по не застывшему бетону нерадивые строители прокатили свою телегу, а потом забыли исправить.Эта колея прообраз железных дорог!!!http://mwork.su/markdelo/nomer-2/istoriya-markshejderskogo-dela/99-ot-dorog-antichnykh-k-dorogam-zheleznymАвторы статьи даже без особых предисловий из античности перепрыгивают а 18 век, были были римские дороги а потом сразу стали железные спустя всего лишь 1500 лет.Однако мне еще попалась удивительная находка...http://earth-chronicles.ru/news/2013-07-29-47797В Британии нашли деревянную дорогу и вроде бы не смогли ее утопить в пучине времен и оставили в 17 веке, хороша фотография где в желобах лежат бревна по которым катили вагончики прям как Олег свои челны - поставил на колеса распустил парус и вперед, до Царь-града! Мне очень понравилась история про дороги от деревянных к чугунным, с такими непривычными рельсовыми полотнами.Вообще то в сети полно информации про римские дороги и про то что многие дороги современности проложены по старым римским!Так что всякие валы Чингисхановы и Трояновы вполне себе действительно могут быть дорогами древности! Да очень удивляет огромный тред который делался в ручную... рим же в ручную все делал???Однако мы привыкли к каналам Питера которые одеты в гранит, но ведь технологии 18 века ни чем не отличались от римских. А Мариинско- Тихвинская сеть каналов которые тоже в граните и тянутся на тысячи километров это что легче было сделать что ли чем насыпать римскую дорогу? Нет, я думаю даже сложнее. С водой все же бороться надо, расчеты уровней шлюзы и так далее! http://vaduhan-08.livejournal.com/35202.htmlПериодически вновь и вновь загораются жаркие споры о разметке на земле видимой со спутника, а "старых" дорогах которые не зарастают и прочих артефактах видимых с высоты.Вот интересная и неоднозначная статья моего соратника про "просеки незарастающие"- http://vaduhan-08.livejournal.com/35680.html

Я честно говоря скептически к этому относился, особенно когда побывал на одной из них...Это огромная просека которая идет на сотни километров через тайгу мимо Нижнего Новгорода в сторону Кирова и дальше...На ней я увидел ЛЭП и маленькие деревца - тонкие березки, а так же следы тяжелой гусеничной техники.IMG_20151001_110735.jpg

IMG_20151001_110727.jpg

Расскажу короткую предисторию, как я оказался на этой просеке...У меня есть дом в деревне, а соседи любят украшать полисадники камнями, такими гранитными каменюками, красивый розовый гранит и на некоторых мне показалось, что я нашел следы обработки. Я спросил у местных где они его берут и мне рассказали, что раньше когда был колхоз местные работали на распашке просеки той самой ЛЭП и при распашке эти камни и выворачивались. Ну я и поехал, походил по просеке туда сюда - камней не нашел, увидел следы гусениц, тонкие березки и подумал про себя... ну вот еще одна легенда разрушилась. А вот теперь думаю, наверное все же надо уйти по дальше хотя бы до первой опоры и хорошенько посмотреть, а еще лучше копнуть, да не в одном месте. Ведь и на камнях растут деревья, как бы это не "римская дорога", только под песком (там плотный, с тонким слоем эоловой почвы песок). Ну по мечтать об таинственном все же можно...да? Если кто то из читателей живет недалеко от магистральной просеки проще простого сходить и копнуть... но все же подальше от людей!На закуску мне попалась прекрасная фотография из блога Алекса Анпилогова... он любит у себя посмеяться над нами бедолагами...http://alex-anpilogov.livejournal.com/82399.html о том как мы ищем всякий бред там, где он видит только природные образования...

Я не знаю сам он это или нет... но стоит то этот мужчина на классической "римской дороге"Опять наверное смеяться будет! :::-(((

269919_800.jpg

vaduhan-08.livejournal.com

Аппиева дорога в Риме

Аппиева дорога — древний фундаментальный объект Рима. Дорога играла основополагающую роль в достижении военных и торгово-экономических целей Древнего Рима.

Очень древнее, со времен Средневековья, утверждение гласит: все дороги ведут в Рим. Если говорить о Риме, это поистине правдивые слова.

Ведь расположение его дорог планировалось таким образом, чтобы римляне могли беспрепятственно добраться до любой точки Апеннинского ас ее крепкие, тесно уложенные камни могут выдержать не одну грузовую машину. Патриций Аппполуострова и не только. И Аппиева дорога точное доказательство этому.

История основания Аппиевой дороги

История Аппиевой дороги, хорошо сохранившейся до нашего времени, началась в конце IV до н. э. Она связывала Рим с Южной Италией, а порт Бриндизи открывал морской путь в такие значимые страны, как Греция, Малая Азия и Северная Африка.

Аппиева дорога в Риме

Аппиева дорога в Риме (Larry / flickr.com)

Если более подробно проследить направление дороги, то в начале своего функционирования она связывала Капую и Беневент, а в течение полувека строительства по дороге можно было добраться до Бриндизи. Здесь римлянами были поставлены две внушительные по размерам колонны из мрамора, означающие окончание Аппиевой дороги.

До наших дней на этом месте осталась только одна колонна. Однако, вторая колонна полностью не исчезла с лица Земли. В XVII столетии ее преподнесли в дар городу Лечче, пережившему страшную чуму. И чтобы увековечить окончание этой смертоносной болезни колонну с фигурой покровителя города святого Оронта установили в самом центре города. И теперь это строение именуется Чумным столбом.

Древние сооружения на Аппиевой дороге

Carole Raddato / flickr.com

Родоначальником этого государственно важного объекта считают римского цензора Аппия Клавдия Цека. Однако есть более древние источники, уже содержащие информацию о дороге. Точно известно, что именно Аппий Клавдий Цек в 312 г. до н. э. приказал вымостить эту дорогу для беспрепятственного передвижения римских легионов и торговых караванов из Рима и обратно.

Аппиева дорога играла основополагающую роль в достижении военных и торгово-экономических целей Древнего Рима. Строительство дороги было настолько важным событием в Риме, что его подробное описание нашлось в рукописях историка Тита Ливия.

По данным древнегреческого историка Диодора Сицилийского строительство дороги шло основательно, Аппий подошел к своему творению довольно серьезно. Он приказал засыпать все ямы и овраги, а также снести холмы, чтобы максимально выровнять настил дороги.

Чтобы увеличить ее площадь и протяженность, не искривляя дороги, он распорядился избавиться от всех болотистых участков. Строительство Аппиевой дороги было не из дешевых, и обошлось казне в довольно круглую сумму.

Секрет долговечности

Аппиева дорога — древний фундаментальный объект Рима, дошедший до нас в почти первозданном облике. Она функционировала до VI в. н. э., и даже сейчас ее крепкие, тесно уложенные камни, могут выдержать не одну грузовую машину.

Патриций Аппий Клавдий понимал важность существования этого пути и сделал все, что было в его силах, для успешного окончания строительства Аппиевой дороги.

Великая дорога Древнего Рима

Великая дорога Древнего Рима (Stefano Costantini / flickr.com)

В чем же секрет долговечности Аппиевой дороги? Все дело в структурности покрытия дороги, которое имеет настил в несколько слоев камнями толщиной до одного метра. Верхняя облицовка состоит из гладких и аккуратно точно подогнанных базальтовых плит и булыжников. Даже спустя сотни лет их целостность не разрушили внешние катаклизмы.

Существует информация, что Аппий Клавдий, испытывая качество дорожного настила, пытался вставить в каменные стыки лезвие острого кинжала. Если у него получалось прорезать щель, этот участок дороги сразу же перебирали и укладывали заново.

Дорога имеет практически идеально ровную поверхность, что послужило хорошей переправой для колесниц и пеших обозов.

Аппиева дорога обладает еще одной уникальной чертой – серединной возвышенностью, из-за которой вода в любом своем количестве не задерживалась на дорожном покрытии, и дорога всегда оставалась чистой и сухой.

Аппиева дорога и прилегающие территории

Аппиева дорога очень хорошо спроектирована. На одинаковых промежутках по обочинам дороги установлены мильные столбы, указывающие своим путникам километраж пройденного им пути. Также установлены места отдыха и многие другие объекты, которые важны для людей, прошедших приличное расстояние.

Автомобили проезжающие по Аппиевой дороге

Автомобили проезжающие по Аппиевой дороге (Mitch Barrie / flickr.com)

Города, через которые проходила Аппиева дорога, обустраивали церквями, заезжими дворами и закусочными. Некоторые ее места оснащены пешеходными дорожками.

Ширина дороги, которая составляет 4 метра, позволяла разъехаться двум колесницам, а в наши дни – двум автомобилям.

В течение своего существования Аппиева дорога была и тропой войны, и крупнейшим торгово-экономическим звеном, и паломническим путем. Сейчас к ее и без того богатому прошлому прибавился статус пешеходно-прогулочного, туристического и спортивного маршрута.

На Олимпийских играх 1960 года, она послужила площадкой для состязания легкоатлетов-марафонцев.

Гробницы Аппиевой дороги

В Риме законодательство запрещало погребение умерших в пределах города. Для этого были использованы области крупных дорог, выходящих за Рим, в том числе и Аппиева дорога. Отрезок от Рима до Беневента, использовался более часто для этих целей.

Уже тогда земля под захоронение имела цену: чем ближе участок к городу, тем выше его стоимость. Соответственно, чем ближе захоронение было к городской черте, тем владелец участка был более уважаем и богат.

Захоронений достаточно много, наиболее престижные и масштабные из них:

  • катакомбы св. Себастьяна и св. Каллиста;
  • катакомбы уважаемой семьи Сципионов, где прах членов семьи находится в каменных саркофагах;
  • колумбарий Помпония Хила — семья которая, судя по богатому убранству гробницы, разбогатела после получения вольной;
  • колумбарии вольноотпущенников Ливии поражает своими размерами, здесь могло вместиться несколько тысяч урн.

Некоторые захоронения внешне похожи на храмы и даже целые пирамиды. На VI миле от города хранятся, окутанные зеленью, отдельные части погребальных строений, монументов и церквей.

В истории Аппиевой дороги происходило много жестоких событий. После усмирения восстания Спартака, по обочине дороги установили столбы, на которых страшную смерть приняли более 6 тыс. плененных, принимавших участие в бунте.

Церковь Домине-Кво-Вадис — Куда ты идешь, Господи?

Кроме гробниц, Аппиева дорога известна загородными виллами. Внимание привлекают дворцы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.

Церковь Домине-Кво-Вадис

Церковь Домине-Кво-Вадис (Darold Massaro / flickr.com)

Главная точка остановки большинства экскурсий – церковь Домине-Кво-Вадис. Со старославянского название церкви означает: «Куда ты идешь, Господи?».

Причиной возникновения такого священного имени послужила легенда об апостоле Петре: апостол сбежал из заточения и на пути встретил Иисуса Христа, задав вышеупомянутый вопрос, в ответ услышал: «Туда, где вновь буду распят». Эти слова поразили апостола и он признал свое слабодушие. Спустя какое-то время он вернулся в Рим, сдался властям и принял мученическую смерть.

Особое достояние этого святого места – камень, где отчетливо видны отпечатки ног, принадлежащие, по некоторым источникам, Иисусу Христу.

Говоря о достопримечательностях Аппиевой дороги, необходимо вспомнить о развалинах средневековых крепостей и укреплений, цирке Максенция, колоннах Геркулеса и Пия IX – эти и еще множество десятков других античных конструкций образуют «золотой» ряд на всем пути от Рима до Бриндизи.

Многие строения не сохранились до наших дней. Но даже сейчас наследие Рима бесцеремонно гласит о былом величии и могуществе древнего Античного государства.

comments powered by HyperComments

attractionstory.ru

Римская дорога - это... Что такое Римская дорога?

Римские дороги (лат. viae — дороги) — дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, торговых караванов и курьеров.

Чаще всего это были относительно прямые дороги между важными населёнными пунктами, что давало возможность быстро переместиться в необходимое место.

Римские дороги связали между собой многие города в Италии, затем начали появляться и на других территориях Римской империи между значимыми политическими и экономическими центрами.

Изначально дороги строились в военных целях, но затем стали играть значительную роль в экономическом развитии империи. Возможно, в конечном итоге развитая сеть дорог только упростила завоевание римских территорий варварами. После падения Римской империи дорогами продолжали пользоваться по меньшей мере около тысячелетия, а в некоторых случаях и до сих пор, хотя теперь они уже покрыты асфальтом.

История

Первые стратегические дороги

Уже в середине V века до н. э. существовали правовые нормы, связанные со строительством и обслуживанием дорог. В Законах XII таблиц устанавливалось, что ширина дороги на прямом участке должна быть 2,45 м (8 футов), на поворотах — 4,9 м (16 футов). Собственники придорожных участков должны были огораживать дорогу, если не мостили камнем, а иначе путешественники могли ездить всюду, где пожелают[1].

В 390 г. до н. э. в результате набега галлов в главе с Бренном Рим был разграблен. Только вовремя подоспевший римский полководец Марк Фурий Камилл спас римлян от капитуляции. Стремление расширить территорию государства и установить гегемонию над Италией привели к тому, что Римская республика, которая постоянно находилась под угрозой нападения извне, приняла решение построить сеть вымощенных дорог, отвечающих её нуждам. Дороги позволили увеличить скорость передвижения как войск, так и торговых караванов.

Первая мощёная дорога была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей: она получила название по имени своего создателяVia Appia (Аппиева дорога). В конце существования Римской республики территория Апеннинского полуострова покрылась сетью подобных дорог. Каждая из них носила имя цензора, которым была построена. Также дорога могла получать название по направлению или по области, через которую проходила. Иногда дороги переименовывались после того, как другой римский деятель ремонтировал её. Дороги мостились только на территории городов или на подступах к ним (за исключением полностью вымощенной Via Appia), а в основном покрывались песком, щебнем и гравием из открытых карьеров поблизости.

Расцвет римских дорог

По мере расширения Империи Рим стал строить подобные дороги и на завоёванных территориях. Во время расцвета Империи общая протяжённость римских дорог составляла, по разным оценкам историков, от 80 до 300 тыс. км. Купцы быстро проявили интерес к этим путям. В отличие от других средиземноморских государств, которые вели в основном морскую и речную торговлю, римляне начали развивать и сухопутные торговые маршруты. Это позволило им торговать с жителями Европы, Азии и Африки, что ознаменовало экономическую экспансию империи. С развитием торговли возникла специализация в римских колониях на производстве тех или иных видов товаров (вина и масла производились на территории Иберии, злаки в Нумидии, керамические изделия и мясные продукты (копчения, соленья) — в Галлии).

Падение Империи

С III века римские территории подвергаются набегам варваров, пришедших в движение в результате Великого переселения народов. Остготы, вестготы, гунны и прочие племена получили доступ к римским дорогам. По иронии судьбы, это облегчило продвижение их в глубь империи, как в своё время помогло римлянам завоевать и удержать соседние земли.

Строительство римских дорог

Современная реконструкция громы

Планировка дороги

После решения о строительстве дороги, римские землемеры (лат. mensor) начинали заниматься разметкой будущих маршрутов. Во время работы они использовали следующие приборы:

  • Грома (предок современного угломера) — использовалась для начертания прямых углов. Состоял из крестовины, на четырех концах которых привязывались нитки со свинцовыми грузиками. Этот инструмент позволял проводить перпендикулярные прямые.
  • Хоробат — длинная негнущаяся линейка (около 6 м) на специальных подставках. В верхней части линейки была вырезана канавка, в которую заливалась вода. Инструмент использовался для определения уклона в местностях с неровным рельефом.
  • Диоптр — треугольный инструмент, к которому подвешивалась нитка со свинцовым грузиком. Использовался для нивелировки дороги.

В целом римские дороги характерны тем, что строились в прямом направлении на максимально возможную длину. Они редко проходили по болотистым местностям или в непосредственной близости от рек. Когда водные преграды приходилось пересекать, строители старались подвести дорогу к броду, или же перекидывали деревянные или каменные мосты, некоторые из которых сохранились до сих пор. В пересечённой местности на дорогах уменьшали уклон для безопасности и удобства передвижения путешественников. Иногда дороги прокладывались по линии равных высот, а потом резко понижались и вновь шли горизонтально. На поворотах дороги становились значительно шире, чтобы едущие навстречу друг другу повозки могли разминуться, не сцепившись между собой колесами или передком.

После выполнения всех необходимых геодезических измерений и расчётов землемеры с помощью специальных вех начинали размечать будущую дорогу. Вырубался весь кустарник и другая поросль, которая мешала строительству дороги.

Дорогу проектировали инженеры, строили бесчисленные рабы, плиты вырубали каменотесы, но имен их мы не знаем. Но точно знаем из протоколов заседаний, что в 312 году римский сенат поручил цензору Аппию Клавдию проложить дорогу от Рима до Капуи, и тот прекрасно справился с порученной ему задачей.

Строительство дороги

Обычно дорога строилась одновременно на отдельных участках, отдалённых друг от друга. Этим объясняется небольшие изменения направления, которые археологи обнаруживают при изучении древних дорог. Дороги часто строили солдаты, особенно в мирное время, поэтому отдельные участки дорог нередко находились рядом с военными лагерями. Другие отрезки строили рабы, поселенцы, жившие недалеко от дороги, или пленные. Несмотря на распространённое мнение, римские дороги не строились по стандартному плану: чаще всего дорога состояла из множества участков разного качества, при эксплуатации они поддерживались в лучшем или худшем состоянии в зависимости от того, где именно проходили.

Методы строительства зависели от местных топографических условий:

  • На ровной местности выкапывалось небольшое углубление (после укладки всех слоёв дорога все равно возвышалась над почвой).
  • На рельефной местности уровень дороги повышался за счёт рытья небольших канав по сторонам от дороги, там бралась земля для насыпи. Строители старались либо срыть возвышения, либо, наоборот, «приподнять» дорогу.
  • В местах, где грунт оседал, дороги оборудовались специальными подпорками.

После того как заканчивались земляные работы, строители начинали слоями укладывать различные материалы, которые возможно было добыть в окрестностях.

  • Statumen (лат. подпора, устой) — основа дороги, которая формировалась из больших необработанных каменных блоков. Они служили фундаментом дороги, также через щели между плитами осуществлялся дренаж.
  • Rudus (лат. обломки камней, щебень) или nucleus (лат. ядро, твердая сердцевина) — слой песка или тонкий слой гравия, который клался на statumen для того, чтобы выровнять поверхность.
  • Summum dorsum (досл. лат. верхняя поверхность) — верхний слой из мелкого песка, гравия, извести или земли. Этот слой должен был быть одновременно мягким и прочным.

Римские дороги редко мостились, за исключением тех участков, которые находились около городов.

Построенная дорога имела несколько выгнутую поверхность, что позволяло дождевой воде стекать в дренажные канавы, вырытые вдоль дороги. Иногда канавы углублялись в процессе ремонта, так как оттуда бралась земля для возведения насыпей. Преимущественно дорогами пользовались войска, поэтому иногда параллельно пролегал еще один путь для пешеходов и всадников.

Виды римских дорог

Римский землемер Сикул Флак (лат. Siculus Flacus) написал в I в. н. э. произведение, в котором дал следующую классификацию римских дорог.

Viae publicae

Viae publicae (лат. общественные дороги) — это основные дороги Римской империи, соединявшие между собой наиболее крупные города. Эти дороги также именовались viae praetoriae (лат. преторианские дороги), viae militares (лат. военные дороги) или viae consulares (лат. консульские дороги). Государство финансировало строительство этих дорог, но часто налогами на строительство облагались города, к которым эти дороги вели, или крупные собственники, через чьи земли эти дороги прокладывались. Чаще всего они назывались по имени того человека, кто предложил построить данную дорогу (например, Via Agrippa (Агриппиева дорога) по имени Агриппы, Via Domitia (Домициева дорога) по имени консула 122 года до н.э. Домиция Агенобарба).

Управление этой дорогой затем препоручалось государственному чиновнику — curator viarum (лат. дорожный смотритель). Он отдавал приказы по поводу любых работ, связанных с дорогой, в том числе следил за ее состоянием и в случае необходимости ремонтировал.

Средняя ширина viae publicae составляла от 6 до 12 м.

Viae vicinales

Viae vicinales (лат. проселочные дороги) — эти дороги ответвлялись от viae publicae и соединяли между собой vici (лат. деревни, поселки) в одной области. Они составляли основное число дорог древней транспортной сети.

Средняя ширина viae vicinales составляла около 4 м.

Viae privatae

Viae privatae (лат. частные дороги) соединяли крупные владения, villae (лат. вилла, поместье), с viae vicinales и viae publicae. Они находились в частной собственности и полностью финансировались владельцами. Чаще всего они начинались у границ поместий.

Средняя ширина viae privatae составляла от 2,5 до 4 м.

Транспорт

Римское право запрещало передвигаться в пределах города на каких-либо транспортных средствах за исключением особо оговоренных случаев. Замужние женщины и правительственные чиновники могли ездить верхом. По законам Юлия (Lex Julia) торговые подводы должны были передвигаться по городам внутри стен и на расстоянии мили от них только ночью. За пределами городов римляне могли передвигаться на любом транспорте.

Римские повозки можно условно поделить на три типа: колесница, коляска и телега. В колесницах ездили 1-2 человека, в колясках — целая компания, а на телегах перевозился различный груз.

Среди колесниц наибольшей популярностью пользовались carrus. Верхняя часть такой повозки была открыта, а передняя закрыта. В ней обычно ехали возница и пассажир. Колесница, в которую запрягались две лошади, называлась biga (бига), три лошади — triga (трига), четыре лошади — quadriga (квадрига). Колесный бандаж делался из железа. Когда колесницы не использовались, колеса с них снимались для лучшей сохранности.

Более роскошный вариант колесницы — это carpentum (лат. двухколесная повозка, двуколка). На них ездили женщины и чиновники. Верхняя часть колесниц обивалась тканью, а тянули повозку мулы. Еще один вариант — cisium (лат. легкая двухколёсная коляска), похожая на кабриолет. Она была открыта сверху и спереди, в ней имелось сидение. Такую повозку везли одна или две лошади или мула. Она использовалась в качестве наёмного экипажа, управлял ей возницей, который назывался cisiani, а пассажир именовался cisarius.

Что касается колясок, то самой большой популярностью пользовались четырёхколёсные raeda или reda. Высокие стенки образовывали нечто вроде коробки, внутри которой располагались сидения. Обычно в такой повозки ездили несколько человек с багажом, общий вес которых не должен был превышать 450 кг. Тянули повозки лошади, мулы или рогатый скот. В случае изменения погоды, над коляской можно было поднять тент из ткани, тогда коляска становилась похожей на вагончик. Raeda, скорее всего, были основным транспортом на римских дорогах. Наемные повозки назывались raedae meritoriae, правительственные — fiscalis raeda. Возница и пассажир назывались одинаково — raedarius.

Среди телег в основном выделяются plaustrum или plostrum. Они представляли собой обычные платформы на больших и крепких колесах. Иногда телеги имели борта. Также существовали двухколёсные варианты, которые назывались plaustrum maius.

Карты и итинерарии

Работа землемеров не выходила за пределы геодезических измерений и расчётов и расстановки вех вдоль маршрута будущей дороги. Но так как постепенно накапливалось множество данных (расстояния между городами, препятствия на пути, расположение мостов и бродов и т. п.), начали появляться люди, которые занимались составлением карт.

Римские картографы составляли карты на свитках стандартного размера. На них изображалась местность в несколько искажённом виде, так как законы перспективы и масштабирование тогда не применялись. Однако римский путешественник мог найти на такой карте множество полезной информации о разных дорожных участках и остановках на пути, о длине отдельных отрезков, о препятствиях или примечательных местах (главных городах, храмах). Эти карты давали всю ту информацию, которая была необходима древним путешественникам.

Жители империи не пользовались в дороге картами, которые хранились в основном в библиотеках и не имели широкого хождения. Однако перед поездкой путешественник часто нуждался в дополнительной информации — как добраться до пункта назначения, сколько времени это займёт и т. п. В этом случае на помощь приходили итинерарии. Изначально это был просто список городов по пути следования. Но постепенно эти справочники усложнились — в них начали рисовать схематичные карты дорог и их ответвлений, но в карты они так и не превратились, так как на них не показывался ландшафт местности.

Римское правительство время от времени принимало решение распространить подобные итинерарии среди населения. Первая такая попытка из известных была предпринята Юлием Цезарем и Марком Антонием в 44 г до н. э. Трем греческим географам Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту было поручено составить такой итинерарий. Выполнение задачи заняло более 25 лет. В результате этой работы около Пантеона была установлена каменная плита, на который выгравировали этот итинерарий. Все желающие могли подойти к нему и сделать с него копию.

Итинерарий Антонина

Основная статья: Итинерарий Антонина

Итинерарий Антонина Августа (лат. Itinerarium Antonini Augusti) представляет собой книгу-указатель, в которой перечисляются все дорожные переходы и расстояния каждой из существовавших на тот момент римских дорог. Он был составлен во время правления Каракаллы, затем, видимо, переделан в период Тетрархии в конце III в. Скорее всего, указатель был выполнен на основе какой-либо настенной карты.

В соответствии с итинерарием Антонина длина римских дорог составляла около 85 тыс. км и соединяла между собой 372 населённых пункта.

Пейтингерова таблица

Самый знаменитый документ, который дошел до наших дней — это Пейтингерова таблица (лат. Tabula Peutingeriana). Сохранившаяся карта, или вернее схема — копия, сделанная эльзасским монахом в XIII веке с документа, оригинал которого восходит к началу III века, но имеет наслоения и более поздних времён. Предположительно Пейтингерова таблица может восходить к карте Агриппы, составленной для его зятя императора Октавиана Августа. В XVI веке карта принадлежала гуманисту Конраду Пейтингеру, а сейчас хранится в библиотеке Вены в Австрии. Свиток-рулон состоит из 11 листов, общая длина которого составляет 6,8 м, а ширина — 0,34 м. На карте в виде перечня племён и народов вдоль торговых маршрутов изображён весь известный римлянам мир — от Англии до Африки и от Атлантического океана до Индии.

Другие источники

В 1852 году на дне озера Браччано, недалеко от Рима, были найдены старинные серебряные кубки. На ножках «кубков Викарелло», получивших свое название по тому месту, где были обнаружены, выгравированы названия станций, где менялись лошади, и указаны расстояния между ними на дороге, ведущей из Рима в Кадис.

Существовали и другие итинерарии помимо книги Антонина. Например, итинерарии, описывающие паломничество в Иерусалим Евсевия Кесарийского, Евсевия Никомедийского или Феогнида Никейского. В итинерарии из Бурдигалы (Бордо) (Itinerarium Burdigalense), написанном в 333 году также описывает, какой дорогой следовать, чтобы добраться до Святой Земли. А итинерарий Александра (Itinerarium Alexandri) представляет собой список завоеваний Александра Великого.

Дорожные сооружения

Строительство римских дорог не заканчивалось прокладкой собственно дороги. Для удобства путешественников на пути устанавливались дорожные указатели, строились мосты через водные преграды и т. п.

Мильные камни

Основная статья: Мильный камень

Для того чтобы ориентироваться на местности, римские инженеры через определенные промежутки воздвигали на обочинах viae publicae и vicinales мильные камни (miliarium). Они представляли собой цилиндрические колонны высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см. Колонны стояли на кубических основах, углубленных в землю примерно на 60-80 см. Весили мильные камни более 2 тонн. Эти столбы, в отличие от современных дорожных указателей, не ставились через каждую милю. На них указывалось расстояние до ближайшего населенного пункта.

На верхней части каждого мильного камня (так как путешественники чаще всего ехали верхом на лошадях или сидели повозках, то им все было хорошо видно) находились надписи: имя императора, по указу которого строилась или ремонтировалась дорога, его титулы, несколько слов о возникновении камня (был ли он поставлен здесь после строительства или ремонта дороги) и расстояние от данной точки до ближайшего населенного пункта, большого дорожного перекрестка или границы. Расстояния римляне исчисляли в милях. Римская миля (лат. milia passuum) равнялась 1000 двойных шагов и составляла примерно 1,48 км. На некоторых дорогах такие указатели ставились позже, чем строилась сама дорога (например, на Домициевой дороге), поэтому и расстояния указывались уже в других единицах.

В 20 году до н. э. Октавиан Август стал уполномоченным по делам римских дорог. Он установил на Римском форуме недалеко от храма Сатурна miliarium aureum (лат. золотой мильный камень). Предполагалось, что все дороги начинались от этого позолоченного бронзового монумента. На нем были перечислены крупнейшие города империи и расстояние до них.

Преодоление естественных преград

Римские инженеры старались как можно меньше строить объездные пути, поэтому им пришлось позаботиться о том, чтобы путешественники могли без особых для себя неудобств преодолевать различные водные преграды.

Броды

Часто возможно было перейти реки или ручьи через брод. Поэтому здесь дороги обычно мостились щебнем или облицовывались известью, а края дороги подпирались деревянными брусьями. Однако археологи находили и другие броды, которые пересекали важные дороги. Здесь брод заваливался большими каменными глыбами, сооружалась подпорная стенка, канал для отвода воды, а дорога мостилась. Такие переходы через брод часто превращались позже в небольшие деревянные или каменные мосты.

Мосты

Основная статья: Список римских мостов

  • Каменные мосты

Римляне строили мосты над не очень широкими реками. Они позволяли обеспечить движение в любом направлении даже во время паводков. Многие такие сооружения дошли до наших дней, а некоторые из них используются до сих пор. Иногда мосты разрушали, но старые опоры использовали для строительства новых. Часто около мостов находились населенные пункты. В зависимости от ширины реки мост мог иметь одну арку или несколько. В последнем случае на каждой опоре моста делался выступ со стороны верхнего течения. Благодаря ним во время паводков у опор не скапливались предметы, которые несло по течению, а мост предохранялся от разрушения и опасности быть смытым под грузом накопившихся обломков.

  • Деревянные мосты

Иногда мосты целиком строились из дерева, а стояли на сваях.

  • Мосты смешанного типа

Или же для большей прочности опоры моста строились из камня, а несущая конструкция помоста — из дерева. Одним из примеров такого типа конструкции является римский мост в Трире, где опоры были сложены из камня, а настил — из дерева. Сегодня там сохранились только римские каменные опоры, верхняя же часть была построена из тесаного камня уже позже.

  • Понтонные мосты

Понтонные или наплавные мосты строились для преодоления широких рек. У берегов сооружалось как бы начало обычного моста, а затем уже между этими опорами прикреплялся понтонный мост. Такая система обеспечивала устойчивость моста.

Паромы

Широкое распространение получила и система платных паромов, которые перевозили путешественников и торговцев с берега на берег.

Тоннели

Основная статья: Список римских тоннелей

В горных районах строителям было гораздо сложнее вести дорогу прямо, поэтому в некоторых случаях они прорубали в скалах тоннели, через которые дорога беспрепятственно продолжала свой путь. Чаще всего эти тоннели имели совсем небольшой размер. В целях безопасности со стороны обрыва дороги мостились, чтобы не случился оползень, а с помощью подпорных стенок старались сделать дорогу максимально широкой.

На больших или важных дорогах строили и большие тоннели, длина которых могла насчитывать от нескольких сотен метров до километра.

Здания и памятники

Войскам не требовались специальные места отдыха по пути следования, так как все необходимые вещи они несли с собой, а в случае привала разбивали военный лагерь. Для большего удобства других путешественников, римские строители ставили вдоль дороги станции, которые получили название mutationes и mansiones. Для удостоверения личности путники должны были иметь с собой паспорт.

Почтовые станции, постоялые дворы и склады

Mutatio (лат. место смены лошадей, почтовая станция) — станции, которые располагались вдоль дороги через каждые 10-15 км и предназначались для недолгой остановки путешественников и смены лошадей.

На каждые три почтовые станции приходилось по одному mansio (лат. место отдыха, привал, ночлег, остановка). Они были удалены друг от друга на расстояние от 25 до 50 км. Чтобы их было легче отличить от обычных почтовых станций, здания mansio красились в красный цвет (в Италии до сих пор дома путевых обходчиков красят в красный). В постоялом дворе делами заправлял caupo (лат. кабатчик, трактирщик). Эти остановки были хорошо оборудованы и здесь путники могли провести ночь, поесть, поставить лошадей в конюшню — stabulum, воспользоваться услугами кузнеца или тележника. Иногда вокруг таких станций впоследствии разрастался целый город (например, Рейнцаберн в Германии или Саверн в Эльзасе).

До наших дней дошло много источников, описывающих постоялые дворы. Эти tabernae (лат. харчевня) часто имели очень плохую репутацию, поэтому путешественники предпочитали разбивать лагерь недалеко от них, либо жить в deversorium (лат. постоялый двор, гостиница), предназначенных для состоятельных людей, или же, пользуясь законами гостеприимства (hospitium), селиться у местных жителей, к которым они имели рекомендательные письма.

Кроме постоялых дворов на дорогах стояли horrea (лат. амбар, житница, склад), которые находились в ведении службы cura annonae (попечение о снабжении продовольствием столицы Империи; лат. annonae curam agree — заботиться о продовольствии).

Курьерская служба и охрана

Cursus publicus — почтовая служба Римской империи активно пользовалась римскими дорогами. Курьеры быстро доставляли сообщения и новости во все уголки Империи. Почтовая служба была так хорошо налажена, что при благоприятных условиях курьеры на повозках могли в день проехать около 75 км (для сравнения почтовые службы в середине XVI века обычно могли в день преодолеть не более 45 км).

Курьеры в основном ездили на cisium с установленными на них коробами. Если послание было срочным, то верхом на лошадях. Курьеры носили характерные кожаные головные уборы, которые назывались petanus. Почтовая служба была довольно опасным занятием, так как курьеры часто являлись целью для разбойников и врагов империи. Частную переписку состоятельных людей перевозили рабы tabellarii (лат. посланец, гонец).

Так как быстро стало ясно, что передвижение по дорогам не так безопасно, как хотелось бы, то вдоль путей начали строить оборонительные сооружения и ставить военные лагеря. Они следили за порядком на дорогах. Некоторые оборонительные сооружения превратились со временем в настоящие крепости. Кроме того, гарнизон часто был задействован в ремонтных работах на дорогах.

Гражданские, военные и священные памятники

Вдоль дорог находились и различные культовые и священные места, например, храмы, которые строились для духовной поддержки путников и в честь богов, защищающих путешественников. Путники молились Меркурию, богу торговли и покровителю путешественников, Диане, защитнице дорог и разным местным богам. Богам давались разнообразные подношения — деньги, вещи, пища и т. п.

Мавзолеи и трофеи возводились вдоль дорог императорами или другими состоятельными людьми. Они прославляли императоров, военачальников, рассказывали о победах римских войск.

Крупнейшие римские дороги

Основные римские дороги в Италии

Локализация римских дорог

Многие римские дороги сохранились до наших дней: некоторые из них находятся в первозданном виде, на месте других проходят современные трассы. К сожалению, исторические источники, которые дошли до наших дней, не всегда помогают точно определить местонахождение той или иной дороги.

Малая Фламиниева дорога (Via Flaminia Minor)

Картография и аэросъемка

Обнаруживать римские дороги помогает аэросъемка и изучение древних карт. Часто дороги не сохранились целиком, но отдельные участки дорог ученые находят до сих пор. Дороги обычно начинают искать вблизи тех мест, где раньше находились римские города и поселения.

Топонимика

Топонимика также является одним из источников, помогающим в изучении римских дорог. Часто названия мест, например, «Дорога Цезаря», указывают на наличие дороги в этой местности в древности.

Римские дороги на латыни назывались via strata (лат. мощеная дорога, в отличие от всех остальных дорог). Существует большое количество топонимов, в которых сохранились фрагменты этого латинского выражения. Во многих языках, относящихся к романской группе сохранились слова, происшедшие от strata (греч. по происхождению слово) или собственно латинское via: в итальянском — «strada» и «via», в испанском «еstrada» и «via», во французском «vоіе»; рано или поздно эти слова стали интернационализмами и попали во многие другие языки Европы: в английском языке — «street», в немецком — «Straße», в рум.-молдавском «страдэ», интернациональный предлог «via» (со значением «через», «посредством») и т. д.

«Все дороги ведут в Рим»

Афоризмы

Знаменитая фраза «Все дороги ведут в Рим» имеет под собой фактическую основу. Рим был в то время центром Империи, первые дороги соединяли Рим с другими крупными городами, и именно Рим строил эти самые дороги. Поэтому путник, попавший на римскую дорогу, мог бы без труда добраться до столицы древнего государства, не заплутав — нужно было лишь выбирать на перекрестках самые широкие из имевшихся дорог.

Ссылки

Карты

Литература

  • Chevallier R. Les voies romaines. — Armand Colin, 1972.
  • Thiollier-Alexandrowicz G. Itinéraires romains en France. — Faton, 2000. — ISBN 2878440366
  • Von Hagen, Victor W. The Roads That Led To Rome. — Cleveland and New York: The World Publishing Company, 1967.

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Римские дороги

Римляне славились своими дорогами, которые были очень качественно сделаны. Некоторые римские дороги существуют и по сей день, хотя прошло уже почти 2000 лет после того, как они были выложены.

Почему же римляне затрачивали так много усилий на строительство дорог?

Рим имел хорошую прибыль от торговли в Европе. Часть этой торговли осуществлялась по морю. Но чаще римляне использовали именно дороги для перевозки товаров. Кроме того, дороги использовались для быстрого перемещения войск по обширным римским территориям.

Хорошая дорожная сеть позволяла императору контролировать удаленные провинции огромной империи. Сообщения и приказы доставлялись по таким дорогам быстро. Римские дороги славились тем, что они были прямыми и хорошо сделанными. Тем не менее, римляне обычно строили дороги вокруг естественных препятствий (например, гор), а не через них.

Именно поэтому римляне прикладывали максимум усилий для строительства дорог.

У римлян не было компасов и карт, которые могли бы помочь в строительстве дорог. Как же им тогда удавалось сооружать прямые дороги? Геодезисты использовали инструмент, который назывался groma (грома, угломер). Это был инструмент, который состоял из переносной части с поворотной доской и двух кусков дерева, прибитых друг к другу таким образом, чтобы они образовали крест с прямыми углами со всех сторон. К каждому куску дерева (к концам) прикреплялись на нити свинцовые грузила.

Измерительный инструмент - грома

Сначала римляне делали разметку дороги (намечали прямую линию), затем по этой прямой в землю вкапывались деревянные столбы. Дорога строилась вдоль этих столбов (прямой линии). По обеим сторонам дороги вырывались канавы, для отвода воды (дренажи). Римские дороги, как правило, строились выше уровня земли – это также защищало дорогу от воды.

Основная часть дорог была построена римскими солдатами. При строительстве римляне полагались на накопленный опыт солдат. Власти также рассчитывали на то, что солдаты сделают все возможное, для Рима – путем создания превосходных дорог. Римские дороги широко использовались во всей империи. Тем не менее, многие из тех, кто использовал дороги, включая торговцев, должны были передвигаться на колесницах, запряженных лошадьми. Богатый купец мог позволить себе повозку, запряженную лошадью. Дороги строились так, что две из таких повозок, могли бы пройти по обе стороны дороги.

Когда римляне прибыли в Британию, им приходилось передвигаться по дорогам, которые были построены и использовались британцами. Дороги британцев содержались в очень плохом состоянии, и, как правило, располагались на возвышенностях и площадках, открытых для любых погодных условий. Поэтому римлянам приходилось строить на захваченных территориях свои дороги.

Когда римляне покинули Британию, бритты (народ Британии) не использовали дороги римлян. Из-за вражды с Римом бритты не пользовались не только римскими дорогами, но и виллами, банями и другими зданиями, построенными римским народом. К тому же бритты не знали, как сохранить дороги в хорошем состоянии.

Основные направления дорог были проложены из Лондона в Йорк (через Линкольн), Лондон – Дувр, а также из Эксетера в Йорк через английский город Бат.

Римские дороги были сделаны настолько качественно, что сохранились на века.

vse-lekcii.ru

Аппиева дорога в Риме: самая

Аппиева дорога – самая известная из тех, что были построены древними римлянами. Это древняя трасса "федерального значения", соединяющая главные города Римской Империи. Вымощенная огромными булыжниками в  три ряда, она интересна не только как чудо античной инженерной мысли: вдоль нее также расположено много любопытных достопримечательностей. Сюда непременно стоит приехать, чтобы ощутить неповторимую атмосферу Вечного города. 

Почему Аппиева?

Такое название дорога получила в честь Аппия Клавдия, консула и военачальника, которому принадлежала идея строительства. Он же и занимался ее строительством (начало сооружения относят к 312 году до н.э.), израсходовав на это практически весь государственный бюджет. За растраты его долгое время критиковали, но впоследствии экономическая целесообразность дороги была не раз подтверждена.

В древности римляне также называли ее Regina Viarum, в переводе "царица дорог".

Политические оппоненты также упрекали Аппия в том, что дорогостоящий проект он использовал для прославления своего имени. В этом есть доля правды: несмотря на огромный вклад, который консул внес в развитие юриспруденции и литературы Древнего Рима, первое, что приходит в голову при упоминании его имени – дорога.

Чудеса строительства римских дорог

Римляне научились строить отличные дороги уже более 2000 лет назад до нашей эры. 

Аппиеву дорогу строили поэтапно в период с IV века до н.э. по II век до н.э. Старейший участок дороги длиной около 200 км вел из Рима на юго-восток, в город Капуя. Затем был построен второй отрезок – до города Беневенто, что в 40 км к востоку от Капуи. Последним сегментом была 300-километровая дорога на юго-восток от Беневенто до Брундизи, порт на берегу Адриатического моря. Из него переправлялись на Балканский полуостров. Там, в месте, где сейчас стоит албанский город Дуррес, начиналась другая римская дорога – Эгнатиева, которая вела в Константинополь.

Уникальность Аппиевой дороги не столько в длине, сколько в долговечности – хотя она активно эксплуатировалась почти полторы тысячи лет, ее до сих пор можно использовать по прямому назначению. Те же участки полотна, которые непригодны для этого, были разрушены не временем, а владельцами придорожных земель: когда в Средневековье дорогой перестали пользоваться, они выкорчевывали из нее каменные плиты, чтобы использовать их при постройке домов.

Секрет износостойкости покрытия – в передовых для того времени технологиях: холмы и низины предварительно выравнивали, тесаные камни укладывали на несколько слоев гальки и песка, рельеф полотна делали выгнутым, чтобы после дождей не образовывались лужи, а вдоль обочины рыли канаву для отвода дождевой воды. Ширина дороги была рассчитана так, чтобы могли разъехаться две колесницы.

Для чего нужна была Appia? 

Эта дорога играла важную роль в жизни Древнего Рима: она соединяла столицу с отдаленными частями империи, что было очень важно для контроля над этими регионами. По ней в кратчайшие сроки переправляли войска как из Рима, так и в Рим. Кроме того, магистраль использовалась в качестве торгового пути, связывая собой несколько регионов империи. Экономическая и военная значимость Аппиевой дороги сохранялась вплоть до Средних веков, когда она постепенно превратилась в пешеходный маршрут для паломников.

Уже с первых лет существования дороги, прилегающие к ней участки стали использоваться для возведения фамильных склепов, гробниц и памятных стел. Римская знать хоронила здесь умерших родственников из соображений престижности. Но была и другая причина: погребение в черте Рима было запрещено, поэтому хоронили за городом, ну а лучшее для этого место – у дороги, по которой удобно добираться до могилы.

Достопримечательности у Аппиевой дороги

Архитектурных памятников на территориях, прилегающих к дороге столько, что для их осмотра проводятся специальные экскурсии, которые по насыщенности программы вполне сопоставимы с турами по городу. Особый интерес представляют первые 10 километров тракта, вдоль которых построены десятки величественных гробниц с прахом известных в свое время римлян.

Самые интересные из достопримечательностей Аппиевой дороги:

Мавзолей Цецилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella)

Правильнее будет назвать ее гробницей или усыпальницей, но саркофаг с останками дочери консула перенесен в другое место, а по форме постройка так напоминает крепостную башню, что воспринимается она именно так. Какое-то время она и служила военным укреплением – через XIII столетий после строительства ее использовали в этом качестве для защиты от врагов.

Вилла Квинтилиев (Villa dei Quintili)

Руины огромного поместья, некогда принадлежавшего состоятельной семье. Во II веке римский император самовольно захватил роскошную виллу, убив ее владельцев. На короткий промежуток времени она даже стала его резиденцией, но наслаждался отдыхом он в ней недолго – его убили здесь же во время заговора.

Церковь Domine Quo Vadis 

Любителям исторической литературы хорошо известна если не сама эта церковь, то, во всяком случае, ее название – роман «Камо грядеши» (в оригинале Quo vadis) повествует о событии, произошедшем, по преданию, именно на этом месте. Убегающий из Рима от преследований, апостол Петр встретил здесь Христа, и между ними состоялся знаменитый диалог: «Куда идешь, Господи? (Domine quo vadis?)», - спросил Христа, удивленный Петр. «Иду в Рим, чтобы быть распятым вторично", -ответил Иисус. После этого он исчез, а Петр немедленно вернулся в Рим, где и был казнен.

Гробница Сципионов (Sepolcro degli Scipioni)

Фамильная усыпальница, в которой с III века до н.э. по I век н.э. хоронили членов аристократического семейства. В четвертом столетии нашей эры за гробницей перестали ухаживать, она пришла в запустение, а затем и вовсе была забыта. Археологи до нее добрались лишь к XVIII веку. Артефакты, обнаруженные при раскопках, стали экспонатами Ватиканских музеев. 

Как добраться до Аппиевой дороги из центра Рима: 

Как проще всего добраться: сесть на автобус №118, остановка которого расположена на площади Венеции (piazza Venezia), напротив Капитолийского Холма. Выйти на остановке: Appia Antica-Domine Quo Vadis

Добро пожаловать на интересные экскурсии по Риму!

Похожие материалы

rome-with-love.ru


Смотрите также