Дороги древней руси. Какая дорога самая древняя на Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История дорог в древние времена. Дороги древней руси


Путь (Древняя Русь) - это... Что такое Путь (Древняя Русь)?

 Путь (Древняя Русь)

Путь — одно из разновидностей хозяйственного землеустройства русского средневековья, наименование административно-территориальных единиц, которые являлись определённой отраслью управления в дворцовом хозяйстве русских князей в XIV- 1-й половине XVI веков. Путь — это кормления в дворцовых ведомствах. Были созданы ведомства конюшего (ведал княжескими табунами и стадами, а также лугами), ловчего (охота на зверя), сокольничего (охота на птиц), стольничего (рыбная ловля, сады, огороды), чашничего (бортные леса). Возглавлявшая ведомства служилая верхушка назывались путными боярами. Им подчинялись слуги из путей, жившие в слободах, сёлах и деревнях:сокольники, кречетники, бобровники, бортники, огородники, садовники и т. д. Русский путь можно сопоставить с татарскими даругами (по русским источникам — «дороги»). В целом пути были ликвидированы с отменой кормлений около середины XVI века, но термин «путь» сохранялся в отдельных случаях до XVII века.

Литература

  • Ключевский В. О. «Боярская дума Древней Руси»,5 изд., П., 1919
  • Зимин А. А. «О составе дворцовых учреждений Русского государства конца XV и XVI веков», ИЗ, т.63, М., 1958.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Путч ГКЧП
  • Путь, благородный восьмеричный

Смотреть что такое "Путь (Древняя Русь)" в других словарях:

  • Древняя Русь — Русь первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом …   Википедия

  • ДРЕВНЯЯ РУСЬ — (Древнерусское гос во), древнейшее гос во вост. славян, сложившееся в IX X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Ср. Поволжья на востоке. Его образование и развитие… …   Православная энциклопедия

  • Древняя Русь конца IX — начала XII в. — Объединение восточнославянских земель в составе Древнерусского государства в конце IX и в X в. Во второй половине IX в. новгородский князь Олег (по видимому, варяг по происхождению) объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Это… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Гривна (Древняя Русь) — …   Википедия

  • Путь из немец в хазары — Путь «из немец в хазары»  гипотетический торговый путь или комплекс из множества отдельных путей, существовавший в IX XI веках и связывавший низовья Волги (Хазарский Каганат) с крупными европейскими державами того времени (например,… …   Википедия

  • Русь — У этого термина существуют и другие значения, см. Русь (значения). Русь  историческое название земель восточных славян. Впервые употребляется как название государства в тексте русско византийского договора 911 года, более ранние… …   Википедия

  • Русь (народ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Русь (значения). Русь (русы)  народ, давший своё имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных славян  Руси, в современной литературе известного как Киевская Русь.… …   Википедия

  • Киевская Русь — У этого термина существуют и другие значения, см. Киевская Русь (значения). Киевская Русь …   Википедия

  • Киевская русь — 862 1240 …   Википедия

  • Киевская Русь —         раннефеодальное государство 9 начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8 9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р.… …   Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru

Какая дорога самая древняя на Руси :: NoNaMe

Какая дорога самая древняя на Руси

«Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,Ай окольно ей цела тысяща».(Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

Говорят, что все дороги идут из Москвы и начинаются от Кремля. Древняя прямоезжая дорога — исключение из этого правила. Она начиналась в укрепленном Суздале и пробивалась на запад — юго-запад в те времена, когда Москвы еще не было. Сначала она пересекала поля и перелески, а после реки Колокши шла по северным опушкам дремучих лесов, достигавших реки Москвы. Эти леса частично сохранились и до наших дней: на владимирщине, в Ногинском районе Подмосковья, Измайловский массив, Лосиный остров, Сокольники.

----------------------<cut>----------------------

Длина дороги примерно 220 верст. Дорога шла единственно-возможным путем. Ей тысяча лет. Появилась она на заре заселения славянами северо-восточной Руси. Они пришли сюда из северозападных Новгородских земель. Историки (Карамзин, Соловьев и др.) утверждают, что это происходило в VI—IX веках. Переселенцы передвигались водными путями. Преодолевая реки и волоки, они достигали верховьев Волги, по ее притокам проникали в глубину непроходимых дремучих лесов, где находили обширные открытые пространства, плодородные поля, вожделенную мечту славян-земледельцев.

ти места получили название залесских. Одно из их поселений, на берегу озера Неро, впервые упомянутое в летописях IX века — город Ростов. Дальше, юго-восточнее, в залесских полях — город Суздаль. По археологическим данным, его укрепления датируются Х веком.

Эти переселенцы, осваивавшие новые земли и охотничьи угодья вокруг городов, постепенно прокладывали дорогу уже с востока на запад, южнее их первоначального пути. Археологические карты показывают, что в междуречье Москвы и Клязьмы, среди обнаруженных там могильников местных славян-вятичей есть и могильник словен, пришедших со стороны Суздаля. Могильник отмечен и в средней части дороги. В тех местах нет захоронений вятичей, они не заселяли земли к востоку от Клязьмы. Это доказывает постепенное освоение земель к западу от Суздаля.

На той же карте нанесена граница соприкосновения западных и пришедших с востока славянских племен. Интересно, что восточные племена принесли с собой “окающий” говор, тогда как у вятичей говор был “акающий”. Различие говоров сохранилось до нашего времени. Граница представляет собой полосу, в которой расположены деревни, хаотически перемешанные, но целиком “окающие” или “акающие”.

Но вернемся к дороге, достигшей реки Москвы. Она вышла туда, где, возможно, уже раньше бывали суздальцы, добираясь по воде; туда, где сошлись в одном месте прямоезжая дорога и водный путь из Суздаля. Это был тупик. Дальше была земля, которую занимал союз славянских племен, неподвластных Киевской Руси. Они занимали огромные лесные пространства, включавшие в себя верховья рек Оки, Москвы, Угры, Дона и их притоков. Все это называлось “Землей Вятичей”, а леса “Брынскими”. Они считались непроходимыми. Вот почему Северо-восточную Русь киевские князья называли Залесской.

Какая дорога самая древняя на Руси

Владимир Мономах в своем “Поучении” детям писал, что прошел в Залесскую Русь “сквозь вятичей”. Мономах прошел Брынские леса напрямую, с боями, преодолевая сопротивление местных “князьков”. Произошло это в 1101—102, когда он прибыл в Залесскую землю.

Полагаем, что князь знал о существовании дороги из Суздаля к реке Москве и знал место, куда она выходила. Значит можно предположить, что дорога была уже известна в XI веке, но только благодаря Мономаху она получила в самом начале XII века продолжение на Киев.

А к началу XII века Владимир Мономах пробил к тем же местам (междуречью Москвы и Клязьмы) дорогу из Киева. Известно, что сын Мономаха, Юрий (прозванный Долгоруким), князь Суздальский, уже свободно пользовался этим путём на Киев. XII век характерен тем, что Юрий Владимирович, расширяя и укрепляя Ростово-Суздальский удел, стал переселять в свои земли многих славян из юго-западных и западных земель Киевской Руси. Народ охотно уходил на северо-восток, спасаясь от набегов степняков и от княжеских усобиц. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширили дорогу, но и построили здесь много новых поселений, городов и укреплений.

В ХII-ХIII веках дорога превратилась в оживленную хозяйственную, политическую и военную артерию Северо-восточной Руси. Она была первой русской внутренней дорогой защищенной от набегов непроходимыми лесами и укрепленными городами.

Какая дорога самая древняя на Руси

Зимой 1238 года бесчисленные орды Батыя проникли по льду замерзших рек в сердце Залесской Руси, разорив и покорив ее на долгие годы. Дорога превратилась в путь, по которому богатства Руси потекли в Орду.

Угнетенная Русь тем временем постепенно собирала силы. В XIV веке особую роль сыграл “заступник земли русской” Сергий, игумен Радонежский. По поручениям и по своей воле он исходил Русь, удачно улаживая распри удельных князей и сплачивая их вокруг великого князя Московского. Он предвидел угрозу нового нашествия Орды. Не забывал и церковные дела. Среди многих основанных им обителей и знаменитая современная Троице-Сергиева лавра, и два монастыря, поставленные прямо на древней дороге: Киржачский и Стромынский. Он-то и дал название дороге — Стромынская.

Какая дорога самая древняя на Руси

Стромынский монастырь был основан в 1380 году по обету и на средства великого князя Димитрия Ивановича, будущего Донского. В то лето ордынский хан Мамай собрал огромное войско и медленно двинулся на Русь, рассчитывая соединиться с союзниками и повторить разгром суверенных и разрозненных княжеств, как во времена Батыя. Димитрий успел собрать войско, был благословлен преподобным Сергием и дал обет построить монастырь, если вернется здрав. С тем и двинулся навстречу Мамаю. Он разгромил врага наголову (“Мамаево побоище”), но и сам понес большие потери. Во исполнение обета Дмитрий Донской основал Успенский Дубенский монастырь на Стромыне. А место подобрал и обитель устроил Сергий Радонежский.

Стромынка, как ее звали в народе, сначала соединила разрозненные удельные княжества, а потом позволила объединить их в единое государство при главенстве Москвы.

Какая дорога самая древняя на Руси

Но Москве требовались и другие такие дороги для решения проблем на востоке. На грани XV-XVI веков был построен прямой путь на Владимир, Нижний Новгород, Казань, названный Большой Владимирской дорогой, которая стала тоже исторической, но второй.

Владимирская дорога лишила Стромынку былого значения, и она запустела почти на три века. В конце XVIII столетия в городе Шуе, селе Иванове и округе возникла и быстро развилась хлопчатобумажная промышленность. Весь грузооборот приняли Стромынка и ответвление от нее в Юрьеве Польском. Оживление- продолжалось около ста лет, пока в конце XIX века не была построена железная дорога Александров-Иваново.

Какая дорога самая древняя на Руси Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

txapela.ru

По дорогам Древней Руси

Научно-исследовательский центр школьников – экспериментаторов МОУ ИСОШ №4

                                                 I научная конференция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: По дорогам истории Древней Руси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          Работу выполнили:

                                                                                                                           ученики 4Б класса

                                                                                                                             МОУ ИСОШ №4

                                                                                                                             г. Железноводска

                                                                                                                  Научный руководитель:

                                                                                                                               Зинченко Н. М.,

                                                                                                          учитель начальных классов.

 

 

                                                          г. Железноводск

                                                                  2010

 

 

                                             Оглавление

 

  1. Пояснительная записка………………………………………………
  2. Теоретическое обоснование…………………………………………
  3. Технология реализации проекта…………………………………….
  4. Выводы………………………………………………………………..
  5. Рекомендации…………………………………………………………
  6. Литература…………………………………………………………….
  7. Приложение……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Пояснительная записка

 

Актуальность проблемы:

-Древнерусское искусство - великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. И оно входит в духовную культуру современного человека, именно как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его могучей созидательности на заре национальной истории.

 

Актуальность темы:

-История – сокровищница наших деяний, свидетель прошлого, пример и поучение для настоящего. Древнерусская культура – наша национальная гордость. Поэтому данная тема вызвала интерес у детей и стала актуальна.

 

Цель:

-повысить интерес ребят к углубленному изучению истории нашей Родины.

 

Объект:

-Древняя Русь глазами современников.

 

Предмет:

-составление сборника детских работ по теме: «По дорогам истории Древней Руси».

 

Задачи:

-составление сборника детских работ «По дорогам истории Древней Руси»;

-развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, умений получать информацию из различных источников;

-воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ.

 

Гипотеза:

-влияет ли создание сборника на развитие творческого интереса у учащихся?

 

Методы:

-экскурсии, изучение литературы, поиск в сети Интернет.

 

База:

-библиотека, кабинет начальных классов, краеведческий музей.

 

 

 

                       Теоретическое обоснование проекта

 

Киевская Русь – первое древнерусское государство. Оно сложилось в 9в. На землях, где издревле жили славяне. Через славянские земли проходил большой водный путь из Северной Европы в Причерноморье, путь, который называли тогда «из варяг в греки», то есть из Скандинавии в Византию. На этом пути выросли большие города, где делали остановки купцы. Здесь жили ремесленники, без которых нельзя было починить корабли, сюда привозили съестные припасы крестьяне из окрестных сел.

 Городов было много в Древней Руси, но только те, которые стояли на больших торговых дорогах, стали самыми крупными. И главным из них был Киев. Его называли матерью городов русских. А вся страна названа была Киевской Русью.

 Древняя летопись сообщает нам, что первым князем на Руси был Рюрик, выходец из варягов. Когда князь Рюрик умер, после него остался маленький сын Игорь. Вместо него стал княжить его дядя – Олег. Князь Олег со своей дружиной объединил два русских города Новгород и Киев в одно государство – Киевскую Русь. Произошло это в 882году. Киев стал столицей древнерусского государства.

 После смерти князя Олега в Киеве стал править князь Игорь. В 945 году князь Игорь и вся его дружина погибла в сражении с древлянами у города Искоростень. Хитростью и силой отомстила княгиня Ольга за смерть своего мужа.

 Сына княгини Ольги и Игоря – Святослава – называли «князь - воин». Все знали о его необыкновенной храбрости. Погиб князь Святослав в бою с печенегами.

Русское оружие славилось и в Византии, и в Западной Европе, и в Средней Азии. Кольчуга появилась на Руси на два столетия раньше, чем на Западе. О мечах русской работы хорезмийский ученый Аль – Бируни писал в середине 11века, что они украшены «удивительными  и редкостными узорами» и превосходят по качествам мечи знаменитых восточных оружейников.

  До принятия христианства разные племена молились своим богам. Языческих деревянных и каменных идолов воздвигали обычно на вершинах холмов или на большой поляне в лесной болотистой местности. Бога грозы звали Перун, бог солнца и лета –Даждьбог или Ярило, бог зимы, ветров и мороза – коварный и злой Стригбог.

 Славяне верили, что в каждом доме в подполе под печкой живет Домовой. Хозяином двора почитался Дворовый, овина – Овинник. В бане хозяйничал Банник. В лесу царствовали свои духи. Злой Водяной обитал в реках, озерах и ручьях.

  Праздники восточных славян были тесно связаны с природой. Зимой отмечали веселый праздник Коляда. В этот день ряженные с песнями ходили собирали колядки (угощения). Летом праздновали Ивана Купала. В этот день прыгали через костры, купались в реке, спускали на воду венки из цветов и трав. Языческие обычаи у восточных славян сохранились и после  крещения.

    988год считается временем крещения Руси. С принятием христианства на Руси возрос ее авторитет, усилилась власть князя, окрепли связи с другими государствами.

 И как только Русь, обращенное в христианство, вступила в культурное соревнование с самыми передовыми в ту пору народами, ее художники прославились своими работами за ее пределами. Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. Иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Начиная с 15 века иконостас становится на Руси обязательной частью внутреннего убранства каждого храма, как деревянного, так и каменного. Размах монументального строительства в Киевской Руси – явление логичное и закономерное. На высоком берегу Днепра поднялись прекрасные дворцы и белокаменные церкви. Лучшие мастера работали над их украшением. Древний Софийский собор, сохранившийся до наших дней, говорит нам о мастерстве и таланте трудовых людей. Живущих много лет назад.

  Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменной культуры, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. Основателями славянской азбуки считают братьев Кирилла и Мефодия. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был его верным помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. С принятием христианства на Руси стали переписывать и переводить богослужебные книги. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры.

  После принятия христианства на Руси появились первые школы. Детей учили чтению, письму, пению, риторике.

  Со времен Киевской Руси воспевают в былинах богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, князя Владимира Красное Солнышко. Легенды, песни, сказки, игры  донесли до наших дней о действительных событиях того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Технология реализации проекта

 

 

В ходе выполнения проекта класс получил индивидуальные задания. Каждый ученик выбрал направление работы, определил с помощью учителя задачи и наметил предполагаемые результаты. Для создания сборника были изучены следующие темы:

«Первые русские князья», «Крещение Руси», «Культура Древней Руси». При работе над проектом использованы простые несложные формы оформления сборника «По дорогам истории Древней Руси»:

-сообщения

-рефераты

-мини- проекты.

 В результате деятельности учеников был создан сборник «По дорогам истории Древней Руси».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

multiurok.ru

История мощения дорог в России

История мощения дорог в России. Современное состояние.25.03.2018

История мощения дорог в России. Современное состояние.

Географические особенности, малая плотность населения и использование в качестве главных путей перевозки товаров на длинные расстояния не дорог, а рек, обусловили иное развитие дорожного строительства на Руси. Тем не менее, дороги здесь начали обустраивать еще в 11 веке, хотя плиты мощения из гранита, как в Древнем Риме, в виду отсутствия целесообразности и крупных месторождений камня не использовали.

Дороги Древней Руси

Первым достоверным свидетельством о внимании к дорожному строительству являются берестяные грамоты, сообщающие о новгородских походах Владимира Святославовича в 1013-1016 годах. Перед выступлением с дружиной в поход князь приказывал посылать вперед отряды мастеровых, целью которых было «протеребить путь и мосты навести». Торговые пути 11-13 веков были не столь многочисленны, но имели огромную протяженность:

  • от Киева до Кракова и Праги;
  • в южные земли Германской империи;
  • несколько позднее – «железный путь» к нижнему течению Дона;
  • «соляной путь» в сторону Крыма;
  • обустроенный во времена монголо-татар широкий тракт между Москвой и Новгородом через Тверь и Владимир;
  • Ногайский и Муравский пути к столице Золотой Орды, Сараю.

От Петра I до Дюка де Ришелье

Вплоть до начала правления Петра гранитные плиты для мощения применялись только в интерьерах храмов, а единственным местом с каменным покрытием за пределами церковных стен был кремлевский Патриарший двор. Причем в 1663 году за это выполнившему единолично работу каменных дел мастеру Ермолину Михаилу было пожаловано царем 4 золотых рубля.

Настоящую активность в дорожном строительстве и замене деревянных мостовых на каменные изгранита и  габбро проявил Петр I. При возведении Петербурга царь изначально задумал со временем покрыть булыжником абсолютно все его дороги – для чего по личному его указу камень к будущей столице свозили со всей страны. Более того, в 1718 году был издан Указ, согласно которому каждый житель был обязан засыпать территорию перед фасадом песком и «замостить гладко камнем» — причем с последующей поддержкой такого покрытия в надлежащем состоянии. Даже после смерти царя Петербург продолжал моститься камнем, а в 19 веке первым городом, пошедшим по его стопам, стала Одесса, основанная Дюком де Ришелье. И по сей день в обоих этих городах сохранились небольшие участки той, первой гранитной брусчатки, которая была уложена на песчано-гравийную подушку в год их основания.

Петроград и Москва начала 20 века

По-настоящему массовая замена древесины на камень начало проводиться в обеих столицах только при Временном правительстве, а потом при большевиках. Но если во вновь переименованном городе на Неве, Ленинграде, в гранит были «одеты» почти все улицы и набережные уже в середине 1920-х, то в Москве знаменитая Красная площадь получила нынешнюю брусчатку только в 1930-м. Причем использовался для этого габбро диабаз – порода с гораздо меньшим коэффициентом истираемости, что было необходимо из-за традиции проведения военных парадов. Еще позднее стали превращаться в каменные и московские тротуары (впрочем, ненадолго – поскольку в моду вошел быстрый в укладке асфальт).

Современное состояние

Ныне же как раз Москва стала городом, в котором плиты мощения габбро и гранитная плитка стали основным материалом для многочисленных площадей, тротуаров и пешеходных зон.

Программа «Наша улица», задуманная и активно осуществляющаяся муниципальными властями столицы с 2012 года и предусматривающая переобустройство более 1,5 миллионов квадратных метров покрытий с асфальтовых на гранитные к 2020-му, не имеет аналогов в мире. Москвичей она поможет избавить от сотен тысяч тонн ежегодно испаряющихся из битумных смесей канцерогенных веществ, а туристов – удивить кардинально обновленным (в т.ч. и с помощью натурального камня) обликом города.

К списку новостей

www.valitovkamen.ru

По дорогам Древней Руси

Научно-исследовательский центр школьников – экспериментаторов МОУ ИСОШ №4

                                                 I научная конференция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: По дорогам истории Древней Руси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          Работу выполнили:

                                                                                                                           ученики 4Б класса

                                                                                                                             МОУ ИСОШ №4

                                                                                                                             г. Железноводска

                                                                                                                  Научный руководитель:

                                                                                                                               Зинченко Н. М.,

                                                                                                          учитель начальных классов.

 

 

                                                          г. Железноводск

                                                                  2010

 

 

                                             Оглавление

 

  1. Пояснительная записка………………………………………………
  2. Теоретическое обоснование…………………………………………
  3. Технология реализации проекта…………………………………….
  4. Выводы………………………………………………………………..
  5. Рекомендации…………………………………………………………
  6. Литература…………………………………………………………….
  7. Приложение……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Пояснительная записка

 

Актуальность проблемы:

-Древнерусское искусство - великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. И оно входит в духовную культуру современного человека, именно как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его могучей созидательности на заре национальной истории.

 

Актуальность темы:

-История – сокровищница наших деяний, свидетель прошлого, пример и поучение для настоящего. Древнерусская культура – наша национальная гордость. Поэтому данная тема вызвала интерес у детей и стала актуальна.

 

Цель:

-повысить интерес ребят к углубленному изучению истории нашей Родины.

 

Объект:

-Древняя Русь глазами современников.

 

Предмет:

-составление сборника детских работ по теме: «По дорогам истории Древней Руси».

 

Задачи:

-составление сборника детских работ «По дорогам истории Древней Руси»;

-развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, умений получать информацию из различных источников;

-воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ.

 

Гипотеза:

-влияет ли создание сборника на развитие творческого интереса у учащихся?

 

Методы:

-экскурсии, изучение литературы, поиск в сети Интернет.

 

База:

-библиотека, кабинет начальных классов, краеведческий музей.

 

 

 

                       Теоретическое обоснование проекта

 

Киевская Русь – первое древнерусское государство. Оно сложилось в 9в. На землях, где издревле жили славяне. Через славянские земли проходил большой водный путь из Северной Европы в Причерноморье, путь, который называли тогда «из варяг в греки», то есть из Скандинавии в Византию. На этом пути выросли большие города, где делали остановки купцы. Здесь жили ремесленники, без которых нельзя было починить корабли, сюда привозили съестные припасы крестьяне из окрестных сел.

 Городов было много в Древней Руси, но только те, которые стояли на больших торговых дорогах, стали самыми крупными. И главным из них был Киев. Его называли матерью городов русских. А вся страна названа была Киевской Русью.

 Древняя летопись сообщает нам, что первым князем на Руси был Рюрик, выходец из варягов. Когда князь Рюрик умер, после него остался маленький сын Игорь. Вместо него стал княжить его дядя – Олег. Князь Олег со своей дружиной объединил два русских города Новгород и Киев в одно государство – Киевскую Русь. Произошло это в 882году. Киев стал столицей древнерусского государства.

 После смерти князя Олега в Киеве стал править князь Игорь. В 945 году князь Игорь и вся его дружина погибла в сражении с древлянами у города Искоростень. Хитростью и силой отомстила княгиня Ольга за смерть своего мужа.

 Сына княгини Ольги и Игоря – Святослава – называли «князь - воин». Все знали о его необыкновенной храбрости. Погиб князь Святослав в бою с печенегами.

Русское оружие славилось и в Византии, и в Западной Европе, и в Средней Азии. Кольчуга появилась на Руси на два столетия раньше, чем на Западе. О мечах русской работы хорезмийский ученый Аль – Бируни писал в середине 11века, что они украшены «удивительными  и редкостными узорами» и превосходят по качествам мечи знаменитых восточных оружейников.

  До принятия христианства разные племена молились своим богам. Языческих деревянных и каменных идолов воздвигали обычно на вершинах холмов или на большой поляне в лесной болотистой местности. Бога грозы звали Перун, бог солнца и лета –Даждьбог или Ярило, бог зимы, ветров и мороза – коварный и злой Стригбог.

 Славяне верили, что в каждом доме в подполе под печкой живет Домовой. Хозяином двора почитался Дворовый, овина – Овинник. В бане хозяйничал Банник. В лесу царствовали свои духи. Злой Водяной обитал в реках, озерах и ручьях.

  Праздники восточных славян были тесно связаны с природой. Зимой отмечали веселый праздник Коляда. В этот день ряженные с песнями ходили собирали колядки (угощения). Летом праздновали Ивана Купала. В этот день прыгали через костры, купались в реке, спускали на воду венки из цветов и трав. Языческие обычаи у восточных славян сохранились и после  крещения.

    988год считается временем крещения Руси. С принятием христианства на Руси возрос ее авторитет, усилилась власть князя, окрепли связи с другими государствами.

 И как только Русь, обращенное в христианство, вступила в культурное соревнование с самыми передовыми в ту пору народами, ее художники прославились своими работами за ее пределами. Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. Иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Начиная с 15 века иконостас становится на Руси обязательной частью внутреннего убранства каждого храма, как деревянного, так и каменного. Размах монументального строительства в Киевской Руси – явление логичное и закономерное. На высоком берегу Днепра поднялись прекрасные дворцы и белокаменные церкви. Лучшие мастера работали над их украшением. Древний Софийский собор, сохранившийся до наших дней, говорит нам о мастерстве и таланте трудовых людей. Живущих много лет назад.

  Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменной культуры, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. Основателями славянской азбуки считают братьев Кирилла и Мефодия. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был его верным помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. С принятием христианства на Руси стали переписывать и переводить богослужебные книги. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры.

  После принятия христианства на Руси появились первые школы. Детей учили чтению, письму, пению, риторике.

  Со времен Киевской Руси воспевают в былинах богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, князя Владимира Красное Солнышко. Легенды, песни, сказки, игры  донесли до наших дней о действительных событиях того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Технология реализации проекта

 

 

В ходе выполнения проекта класс получил индивидуальные задания. Каждый ученик выбрал направление работы, определил с помощью учителя задачи и наметил предполагаемые результаты. Для создания сборника были изучены следующие темы:

«Первые русские князья», «Крещение Руси», «Культура Древней Руси». При работе над проектом использованы простые несложные формы оформления сборника «По дорогам истории Древней Руси»:

-сообщения

-рефераты

-мини- проекты.

 В результате деятельности учеников был создан сборник «По дорогам истории Древней Руси».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

multiurok.ru

История дорог в древние времена

Дороги в нашем мире стали появляться вместе с культурным развитием человечества. Только у первобытных людей не было дорог, потому что они жили небольшими поселениями и не нуждались в передвижении.

Первые дороги

Первые сведения о дорогах история датирует 4 тысячелетием до нашей эры. Одна из них – дорога возле города Ур, который является одним из первых городов шумерской эпохи. С появлением рабовладельческого строя появилась возможность использования большой рабочей силы с целью построения дорог, которые помогали феодалам контролировать свои владения. С развитием транспортных средств возникала необходимость создания новых, усовершенствованных дорожных полотен, а со временем стали появляться целые дорожные сети.

На острове Великобритании были обнаружены следы одной из самых первых дорог, которую назвали Свит-Трек. Она состоит из дубового настила, покрывающего деревянные перекладины. Дерево применялось разное – дуб, липа, ясень. Мощеные дороги появились где-то в 3 тысячелетии до нашей эры, в истории указываются известняковые дороги, найденные на острове Крит, а также мощеные кирпичом, впервые появившиеся в Древней Индии.  

Свит-Трек  

Развитие дорог было изначально обусловлено военными целями. Для захвата новых территорий и удержания уже завоеванных владений древние государства обустраивались целыми сетями дорожных путей. Немаловажную роль дороги играли и в экономическом, а со временем и культурном развитии человечества.

Развитие дорожных путей

Большой скачок в дорожном строительстве произошел с появлением колесного транспорта. Первые дорожные сети появились в Ассирии, затем в Персии, а на рубеже эпох самая большая сеть дорожных путей возникла в Древнем Риме. Дороги, покрытые камнем, появлялись в империи Ахеменидов, Хеттском царстве, Ассирии. В это же время начинают строиться мосты, изобретается технология выравнивания дорог, при этом качество дорожного полотна должно было выдерживать тяжелые военные колесницы.

Первая самая длинная дорога была построена Дарием I, она называлась царской и была протяженностью 2,6 тыс.км. Вдоль нее устанавливались каменные столбы, на которых указывалось расстояние до ближайшей деревни, города или станции, где можно было отдохнуть, покормить или сменить лошадей, пополнить продовольственные запасы.  

Великий шелковый путь. Карта   В начале нашего времени дорожная сеть была уже хорошо развита, появляются первые трансконтинентальные пути. Один из них – Великий шелковый путь, соединяющий Средиземноморье и Восточную Азию.

www.letopis.info

Дороги

 

Поиск по сайту:

Главная » Темы » Дороги

Дороги в нашем мире стали появляться вместе с культурным развитием человечества. Только у первобытных людей не было дорог, потому что они жили небольшими поселениями и не нуждались в передвижении.

Первые дороги в мире стали появляться около 6000 лет назад. Большинство из них не имели дорожных покрытий и их следы не сохранились. Некоторые уцелевшие были восстановлены и представляют на сегодняшний день историческую ценность, в том числе используются для туристических экскурсий.

Во 2 веке до нашей эры была создана грандиозная караванная дорога, которая соединяла страны Западной Европы и Китая и выполняла функцию торгового пути. В основном по ней перевозились шелк и специи. Протяженность шелкового пути составляла 7000 км. Функционировал торговый путь до 15 века.

В Древнем Риме находилась самая большая дорожная сеть в мире. При завоевании новых территорий жителям великой империи нужно было налаживать передвижение по ней. Изначальной целью построения первых дорог в Риме было легкое перемещение войск, благодаря чему было завоевано еще много ближайших провинций.

Римские дороги представляли собой достаточно развитую дорожную сеть, они создавались изначально с военной целью и строились римской армией, поэтому отличались своей добротностью. Вначале строительство дорог охватило всю Италию, а со временем и вновь завоеванные ближайшие территории.

Древний Рим был одним из лидеров среди стран-завоевателей. Территория владений постоянно увеличивалась, а из-за отсутствия дорог перемещение по ней становилось все более сложным, особенно для торговцев, перевозивших товар. Дороги римляне строили добротные – в несколько слоев, с высокими каменными бордюрами. Они прослужили не одну сотню лет, и до сих пор кое-где сохранились некоторые участки.

Дороги инков создавались несколькими тысячелетиями и представляли собой целую сеть. Современные раскопки показывают невероятную сохранность участков дорог и наличие высоких технологий на момент их строительства. Инки – наиболее крупное по численности поселение древних индейцев на территории Южной Америки, которое располагалось от Колумбии до Чили. Империя инков включала в себя государства, где сейчас расположены Эквадор, Боливия и Перу.

На территории современной Англии находятся две самые древние дороги, происхождение которых относится к периоду более трех тысяч лет до нашей эры.

На острове Ирландия расположена хорошо развитая дорожная система протяженностью в несколько десятков тысяч километров. Из грунтовых и пешеходных дорог древних времен они переросли в огромные автомагистрали.

В древние времена на Руси были хорошо развиты водные пути сообщения. На территории страны находилось много рек и озер, через которые можно было доставлять грузы, перевозить пассажиров, держать военную оборону. Даже после того, как начали прокладываться дорожные пути, они оставались на втором месте после водного транспорта.

Европейская дорожная система пришла в упадок в результате падения Римской Западной империи. Из-за этого основным внутренним сообщением становится водное перемещение. Как пример, можно обозначить торговый путь «из варяг в греки» на Киевской Руси, этот маршрут был очень важен. Во времена Средних веков в основном проводились такие дорожные работы, как ремонт грунтовых путей и создание мостов. Существовал даже орден монахов, именовавшийся «Братья-мостостроители», члены которого за время «жизни» ордена (с двенадцатого по шестнадцатый века) построили ни много ни мало – 1700 мостов.

Очередной всплеск в сфере строительства дорожного полотна в европейских странах был вплотную связан с развитием абсолютного монархического строя. Правление таких государств нуждалось в дорогах для более централизованного управления подвластными территориями. Возрождение началось с реставраций римских дорог: сначала соединяли участки, что уцелели, а потом строили новые.

Можно себе представить, что в древние времена дороги были избиты и изувечены копытами разного скота в местах его пастбищ и водопоев, а некоторые вообще были незначимыми тропами. При появлении колесного транспорта все изменилось и началось развитие дорог.

Мостовая – это твердое покрытие дорог города, ее можно назвать даже «одеждой» улиц.

Асфальт – это смесь минеральных материалов (гравий и песок) и битумов. В недрах Земли он может быть как в жидком, так и в твердом виде. При повышении температуры он размягчается и становится жидким, а при снижении снова застывает. В асфальте находятся углерод и водород, последний, в свою очередь, входит в состав сырой нефти.

Тротуарная плитка, или брусчатка, – это современный материал для покрытия дорожных улиц и тротуаров. Она проста в использовании и обслуживании, к тому же не мешает растениям в газообмене и пропитываться водой, в отличие от асфальтного покрытия. Брусчатка очень практична. Она с легкостью выдерживает перепады температур, не плавится на солнце и не выделяет вредные для природы вещества.

Самой длинной дорогой в мире, занесенной в Книгу рекордов Гиннеса, является Панамериканское шоссе. Его километраж насчитывает больше чем 48 000 километров.

В нынешнее время Чуйский тракт – это федеральная автомобильная дорога России под номером Р-256. Протяженность этой автомагистрали составляет 962,604 километра. Она на своем пути пересекает несколько областей Российской Федерации: Республику Алтай, Алтайский край, Новосибирскую область.

Сибирский тракт – это одна из самых длинных дорог во всем мире. Она проходит практически по всей территории России. С запада от Санкт Петербурга и Москвы и до восточных городов Кяхта, Чита и Охотск. В литературе и в народе можно встретить и другие названия. Например, «Великий кандальный путь», «Великий тракт», «Государева дорога», «Екатерининский тракт», «Московский тракт», «Московско-Иркутский тракт», «тракт Осьмая государственная дорога» и еще много других вариаций.

Американское шоссе №66 – это не обычная магистраль, а дорога с историей. Во многих источниках или просто в разговорной речи можно услышать и другие названия, такие как «Главная улица Америки» или « Мать дорог» и еще много других. Уже только по одним именам можно понять, насколько это шоссе важно и значимо для американцев. Это первая дорога Америки таких размеров.

Ни одна автомобильная дорога на свете не может обеспечить абсолютной безопасности для водителей. Однако существует также категория сверхопасных дорог, лидирующую позицию по количеству несчастных случаев среди которых занимает старый автомобильный путь в провинции под названием Юнгас (Боливия). Недаром же его окрестили «дорогой смерти».

Транспортную магистраль, проходящую во времена Отечественной войны через Ладожское озеро, недаром назвали «дорогой жизни». Ведь в период с начала сентября 1941 года и по самый 1943 год она служила единственным связующим звеном между Советским Союзом и блокадным Ленинградом, обеспечивая голодающее население города провиантом.

8 сентября сурового для нашей страны 1941 года немецким захватчикам удалось установить практически полную блокаду Ленинграда от остальной территории нашей Родины путем перекрытия последнего существовавшего на тот момент сухопутного транспортного маршрута, берущего начало в Шлиссельбурге. Последнюю надежду на возможное снабжение блокадного города давало озеро Ладога.

Путешествие – это всегда замечательно. Но в наш век технических изобретений и высоких технологий порой так хочется абстрагироваться от всего противоестественного и навязанного нам цивилизацией и просто совершить пешую прогулку. Ведь в пеших путешествиях есть масса своих преимуществ, начиная с того, что они полезны нашему «засидевшемуся» организму и заканчивая тем, что нет в мире более экологически безопасного вида передвижения.

Большинство из нас ежедневно сталкивается с таким изобретением человечества, как светофор. А часто ли мы при этом задумываемся, кто и когда придумал столь полезное приспособление, так помогающее регулировать движение автомобильных и пешеходных потоков на наших дорогах?

Все мы, конечно же, понимаем, что в наш век автомобилей без соблюдения правил движения на дорогах далеко не уедешь. А что же такое, в сущности, эти правила, и когда и кем они были придуманы?

Еще в тот давний период, когда люди не могли даже заподозрить, что на смену гужевому транспорту впоследствии может прийти автомобильных или какой-либо другой, они столкнулись с потребностью информировать путешественников о том, какая дорога куда направляется, и какое расстояние осталось преодолеть до ближнего населенного пункта. Это и привело к возникновению самых первых дорожных знаков.

Дорожными войсками называются военные подразделения, входящие в состав вооруженных сил, которые несут ответственность за выполнение задач, связанных с дорожным обеспечением. Другими словами, за строительство, подготовку, эксплуатацию, ремонт, а в случае необходимости и восстановление дорожного покрытия, расположенного на автомагистралях и мостах, находящихся в оперативном тылу.

Тот факт, что наличие строгой договоренности о том, по какой стороне дороги следует перемещаться, ощутимо сокращает вероятность столкновения лоб в лоб, а также предотвращает заторы на дорогах, стал известен человечеству еще в древние времена.

До наших дней не дошли достоверные факты того, по какой стороне ездил первый транспорт на территории Ассирии, Древней Греции и прочих стран. На сегодня существуют лишь неопровержимые факты, подтверждающие, что в Риме движение было левосторонним.

 

www.letopis.info