Дома египта древнего. Тайны Древнего Египта в Вашем доме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнее царство. Дома египта древнего


Дома и города. Величие Древнего Египта

Самое раннее изображение дома с дверью и двумя окнами относится к герзейскому периоду. Судя по гробницам царей I и II династий в Абидосе, в то время египетские строители уже возводили большие каменные здания. В период правления III династии вельможа Метен, «вышедший из служилого сословия», имел «дом длиной в 200 локтей и шириной в 200 локтей, построенный, снабженный: посажены деревья прекрасные, сделан в нем огромный пруд, посажены смоковницы и виноград. Посажены деревья и виноградник огромный, делают там вина очень много. Сделал он виноградник в две тысячи арур внутри стен; посажены деревья»[83].

При Джосере, фараоне III династии, в храмах были уже деревянные створчатые двери, что свидетельствует о возросшем уровне комфорта и повышении уровня жизни. На саркофаге вельможи, жившего в период правления IV династии, изображен его дом. Это двухэтажное здание. На первом этаже два окна по обе стороны от двери; на втором этаже пять окон. Фактически современный загородный дом. Хархуф, начальник каравана в период правления VI династии, хвастается, что имеет собственный дом: «Я построил дом, я установил двери, я вырыл озеро, я посадил деревья».

Хорошо известно, что в период правления XII династии представители всех классов (кроме самых бедных) жили в домах. Представление о домах мелких торговцев и чиновников дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души», найденные при раскопках в Дейр-Рифе. Это были одноэтажные и двухэтажные дома с просторным внутренним двором. В одноэтажных домах было три комнаты и веранда, выходившая во внутренний двор; в двухэтажных домах было шесть комнат и веранда на втором этаже. В Бени-Хасане правители жили как феодалы средневековой Европы, и, хотя нет изображений их роскошных особняков, судя по количеству слуг, дома соответствовали занимаемому положению и богатству владельцев.

Дома для рабочих и их семей лучше всего рассмотреть на примере города Кахун, построенного в период правления XII династии. Кахун – первый из известных нам городов, созданный по плану градостроения. Город был разделен стеной на две части. В восточной, аристократической части находились дома знати и богатых людей; в западной части располагались дома ремесленников и лачуги бедняков. Кахун был большим городом, построенным для строителей пирамиды Сенусерта II. Рабочие с семьями жили в Кахуне до смерти и погребения царя, а затем, оказавшись без работы, перебирались в другое место, и дома постепенно разрушались.

Город был окружен стеной, и прямые улицы перекрещивались под прямыми углами. Посередине улиц были вырыты канавы для воды, вроде сточных канав в средневековых городах. В северной части города стояло пять больших домов, построенных по одному плану. Каждый дом, занимавший площадь приблизительно 138 на 198 футов, насчитывал около семидесяти комнат и коридоров. Вход был с улицы; напротив входной двери находилась комната привратника. Левый коридор вел в служебные помещения и к кабинету хозяина; эта часть дома не соединялась с комнатами для отдыха. Два других коридора, идущие параллельно, вели от входа в глубь дома. Открытый двор с колоннадой служил, вероятно, для тех же целей, что современные дворы: для приема гостей и для того, чтобы посидеть летом в тени, «наслаждаясь свежим дыханием северного ветра». В жилые комнаты можно было попасть только из внутреннего двора. В женскую часть дома можно было пройти и через входную дверь, и из двора. Спальные и жилые комнаты выходили на север. Над какими-то комнатами потолок и, соответственно, крыша были сводчатыми, сложенными из кирпича, но в основном крыши были покрытыми связками тростника. В больших комнатах в центре стояла колонна, поддерживающая крышу. На плоские крыши вели ступеньки. Дверные проемы арочные, пороги и двери деревянные. При строительстве богатых домов широко использовалось дерево. Судя по размерам, это были хвойные породы деревьев, которые Египет закупал в Ливии. Большой интерес представляет внутренняя отделка комнат. Стены всех комнат были выкрашены темно-коричневатой краской примерно на высоту в фут от пола; эта полоса шла по периметру комнаты. Над этой полосой, примерно до высоты в четыре фута, стены окрашивались в чередующиеся вертикальные полосы красного, черного и белого цветов. Выше стена окрашивалась в светло-желтый цвет. Некоторые комнаты украшались фресками. Строители жили в домах из четырех-пяти комнат с выходящей на крышу лестницей. Покидая город, люди забирали все имущество, представляющее для них ценность, и об их жизни смогли поведать только найденные при раскопках фрагменты мебели и осколки керамики.

Еще один город строителей был обнаружен в Телль-эль-Амарне. Это небольшое поселение пряталось между холмами, оставаясь вне поле зрения Ахетатона, и, как Кахун, было расположено рядом с местом работы. Хотя Кахун и Телль-эль-Амарну разделяют много столетий, эти города мало отличались друг от друга. Оба города были обнесены стеной, разделены стеной на две неравные части, прямые улицы пересекались под прямыми углами. В Телль-эль-Амарне все дома были типовыми, одних размеров, за исключением одного большого дома, который, по всей видимости, принадлежал начальнику. Судя по всему, дома обошлись крайне дешево. Архитектор, должно быть, забыл о лестницах, поскольку они были втиснуты в кухню или в общую комнату, словно мысль о лестницах пришла ему в голову слишком поздно. Лестницы были настолько большими, что занимали основную часть помещения. Они вели на плоскую крышу дома. Если в комнате еще оставалось свободное пространство, то в кухне «царила» лестница, и все кухонные принадлежности приходилось ставить в общей комнате за перегородкой. В каждом доме был небольшой дворик пять на десять метров. В доме была общая комната, спальня и кухня. На плоской крыше была небольшая деревянная беседка, которая служила в качестве дополнительной комнаты.

Все в этом маленьком городке свидетельствовало о том, что это было рабочее поселение: примитивная глиняная посуда без орнамента, тонкие стены домов, внутренние перегородки в один кирпич. Эти дома резко отличались от домов знати и роскошных дворцов в Ахетатоне. По всей вероятности, повсюду в Египте рабочий мог рассчитывать именно на такие условия жизни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Тайны Древнего Египта в Вашем доме – Интердекоро

После окончания очередного напряженного рабочего дня приятно оказаться дома, в атмосфере гармонии, где глаз радуется любой детали.

Илья Ксензов

После окончания очередного напряженного рабочего дня приятно оказаться дома, в атмосфере гармонии, где глаз радуется любой детали, а созданию домашнего уюта способствуют теплые тона и мягкий свет… В какой волшебной стране сегодня поможет оказаться фантазия?

Египет известен своей богатой многовековой историей, Великими Пирамидами и легендарным Сфинксом. Эта статья предназначается всем любителям загадок и тайн древности.

Для создания необыкновенной атмосферы Древнего Египта у себя дома и привнесения в свое жилище частицы древней культуры следует для начала усвоить основные правила.

Интерьер в стиле Древнего Египта

Интерьер должен способствовать заданию настроения. Осуществить это можно при помощи цвета.

«Та-Кемет», или в переводе «Черная Земля» – так свою страну называют египтяне. Ежегодный разлив Нила превращает сухую пустыню в богатый плодородными черноземами цветущий оазис.

В египетском стиле отмечается присутствие черного цвета, а атмосферу величия и царственности ему придает сочетание черного и золотого. К примеру, выполненный из черного металла светильник-бра или фигурка египетского бога в черном граните.

Искусные мастера вырезали фигурки богов и украшения из минерала лазурита, имеющего густой синий цвет. Краска для росписи фресок также изготавливалась из этого камня. Отличным цветовым решением для текстиля является сочетание золотого и синего цвета. Синий цвет довольно часто применяется для декорирования потолка и стилизации его под звездное небо. Тончайшая шерсть, лен и хлопок – эти натуральные ткани предпочтительнее всего использовать для занавесок и ковров, а также других не менее важных аксессуаров. Следовательно, в интерьере будут преобладать натуральные цвета – светло-коричневый, бежевый и молочный.

Египет  – страна солнца и песков. Именно поэтому основой для оформления стен в египетском стиле будут являться теплые «песочные» тона. Для дальнейшего декорирования отлично подойдут обои с имитацией натурального материала или  декоративная штукатурка.

Следует отдавать предпочтение мебели из дерева, декорированной инкрустациями или украшениями в виде панелей из дерева. Идеально подойдут к египетскому стилю табуретки и кушетки «на звериных лапах». А что делать, если покупка новой мебели сильно повлияет на семейный бюджет? Выход есть – на старое кресло можно положить «звериную шкурку», а для украшения мебели можно использовать подушечки с вышитым египетским орнаментом.

Богатейшей державой древнего мира являлся Египет в прошлом. Именно это повлияло на страсть египтян ко всему величественному, роскошному и монументальному.

Если комната имеет достаточные размеры, то можно дополнить интерьер декоративными колоннами с капителями в виде бутона или раскрывшегося цветка лотоса. Как и потолок, и стены помещений, колонны украшались фресками и рельефами со специфическим изображением человека: голова изображена в профиль, а туловище – в фас. Визитной карточкой египетского стиля становится роспись с такими элементами.

Египетский интерьер

Орнамент – это еще одна главная особенность, присущая египетской росписи. В ней идеально сочетаются изящные линии виноградных лоз и лотосов со строгой геометричностью. Настоящей изюминкой интерьера в египетском стиле станут потолочные розетки, карнизы, ниши и арочные проемы с украшением из египетских иероглифов и правильно расположенного орнамента.

Для египетского стиля характерной чертой является изображение почитаемых в Древнем Египте животных. Богиню любви, веселья и радости олицетворяет кошка Бастет, или Баст. Современные сувенирные магазины предлагают широкий выбор статуэток, изображающих это животное. В виде собаки изображался Бог справедливости Анубис.

Для пола в египетском стиле идеально подойдет покрытие с имитацией крупных мраморных плит. Для утепления холодного каменного пола можно использовать, например, шерстяной ковер с египетским орнаментом, циновку или шкуры из натурального или искусственного меха.

И, напоследок, важный совет. Для египетского стиля очень важна любовь к деталям. Но не нужно переусердствовать. Излишнее количество Нефертити и Тутанхамонов в одной комнате создаст ощущение музея, нежели уюта, который обязательно должен быть в любом жилом помещении.

www.interdecoro.ru

Древнее царство. История Египта

Древнее царство (3200-2400 гг. до н.э.) — время правления фараонов III и YI династий — наиболее яркий в архитектурном смысле период, связанный, в большей степени, с возведением погребальных сооружений и храмов. И в этом нет ничего удивительного, т.к. древние египтяне, связанные тесными узами с силами природы, уделяли большее внимание строительству не столько «живых» жилищ — домов, построек, дворцов, сколько «мертвых» — гробниц, усыпальниц и пр.

Древние египтяне, четко понимая, что после недолгой нынешней — земной жизни следует вечная — посмертная, для строительства жилых домов применяли непрочные кирпич и дерево, а для возведения гробниц — исключительно надежный и крепкий камень.

Пирамиды

Пирамиды нужны были для того, чтобы обеспечить умершего всем необходимым после смерти

Твердо убежденные в том, что после смерти человек нуждается ровно в том же самом, что и при жизни — еде, одежде, жилище и пр., древние египтяне предусмотрели специальную форму «вечного дома», которая позволяла бы без труда вмещать в себя все необходимое. Так появились изготовленные, как правило, из известняка, мастабы (в переводе с арабского это слово означает «скамья») — гробницы, в которых в эпоху Древнего царства хоронили знатных египтян. Они представляли собой подземную часть, в которой располагался саркофаг с мумией умершего, а также значительное, возвышающееся над могилой, сооружение.

Первые мастабы были достаточно скромны, однако позднее «дома вечности», стены которых украшались рельефами, дополнялись молельнями с жертвенником, помещениями для статуи, изображающей умершего, залами, коридорами и даже кладовыми.

Все больше увеличивая площадь надземной части погребальной постройки, древнеегипетские зодчие столкнулись с тем, что этот «маневр» не дает заказанного впечатления значительности, величия и монументальности личности фараона и ничем не выделяет его из толпы обычных знатных людей. Однако выход из сложной ситуации был найден: архитекторы принялись «наращивать» погребальные сооружения в высоту. Первым придумавшим и применившим этот удивительный прием в 2800 г. до н.э. при строительстве каменной усыпальницы фараона Джосера (знаменитой «ступенчатой пирамиды») был известный архитектор Имхотеп — не только зодчий, но и астроном, врач и писатель. Кроме того, именно Имхотеп впервые окружил усыпальницу различными «сопутствующими» строениями: заупокойными храмами, молельнями, двором и т.д.

60-метровая пирамида Джосера, представляющая собой шесть, словно бы поставленных друг на друга мастаб, была необыкновенно богато и красиво декорирована. Особенное внимание привлекали протодорические колонны — выполненные в форме связки стеблей папируса. В дальнейшем этот прием очень широко использовался в египетской архитектуре.

Настоящими архитектурными драгоценностями Древнего царства, «апогеем» развития искусства возведения пирамид являются знаменитые пирамиды в Гизе, построенные фараонами IY династии Хеопсом, Хефреном и Микерином, которые вместе с сооруженным рядом гробницами членов семьи, заупокойными храмами, мастабами придворных, а также помещениями для священных лодок образовывали совершенный архитектурный ансамбль, заслуживший звание одного из семи чудес света. Его особенностью является удивительная гармоничность и слаженность всех частей, достигнутая благодаря мастерству зодчих ярко представить будущую «картину» создаваемого ими.

Пирамиды в Гизе

Пирамиды в Гизе - апогей развития искусства возведения пирамид

Именно при строительстве пирамид в Гизе архитекторами — впервые в Египте — были применены отдельно расположенные опоры — столбы. До этого использовались исключительно пилястры и полуколонны.

Оценив величие и значительность пирамид фараонов IY династии, номовая знать не смогла смириться с огромными затратами на их строительство, и все сделало все для того, чтобы произошла смена династии. Новые фараоны, в т.ч. фараон Y династии Сахур, помня о недовольстве в государстве, отказались от размеров своих усыпальниц в пользу богатства их украшения и изыска оформления заупокойных храмов. Храмы фараонов Y династии отличают цветные рельефы, изображающие различные, большей частью мифические, сцены из их жизни и этапов правления государством, а также прекрасные колонны в форме «букетов» нераспустившегося папируса, пальмовых листьев и цветов лотоса.

Между прочим, фараоны следующей — YI династии (Пепи I, Пепи II и пр.) погребены в пирамидах, отличительной особенностью которых являются не только изображения, но и тексты (в основном, молитвы и магические заклинания), покрывающие стены внутренних помещений.

В конце эпохи Древнего царства на архитектурной «сцене» Древнего Египта появляются великолепные солнечные храмы, главным признаком которых были нестерпимо для глаз блестевшие на солнце каменные обелиски (столбы, покрытые золоченой медью), символизирующие лучи солнца. Эти храмы были посвящены богу солнца Ра. Самый известный солнечный храм Древнего Египта, названный «Тот, кто радует сердце», построен фараоном Ниусером в Абусире.

sitekid.ru


Смотрите также