Доклад про древнюю индию. Доклад: Древняя Индия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Каталог :: История. Доклад про древнюю индию


Доклад: Индия | Kratkoe.com

Доклад про Индию 3 класс кратко изложен в этой статье. Из него Вы узнаете о стране с древней культурой, уходящей корнями далеко в пучину тысячелетий.

Сообщение о Индии

Индия является одним из развитых государств третьего мира. Индия находится в южной части Евразии на полуострове Индостан. Страну омывает Индийский океан. Она  граничит с такими странами — Пакистан, Китай, Непал, Бутан, Бангладеш и Мьянма.

Говоря об Индии как о богатейшей стране, имеют в виду не уровень жизни населения, а именно ее богатство разнообразными природными ресурсами. Не случайно, что в колониальные времена Индию называли «жемчужиной в короне Британской империи».

 Столица Индии — Нью-Дели.

Эта уникальная страна по численности населения занимает второе место (1,326 млн человек), а  по площади (3165,6 тыс. км) — седьмое.

 Климат Индии преимущественно субэкваториальный, муссонный. Во время летнего муссона выпадает 70-90% осадков, зима сухая и прохладная.

При­ро­да Индии уди­ви­тель­на. За несколь­ко часов здесь можно пе­ре­ме­стить­ся из сне­гов Ги­ма­ла­ев к тро­пи­кам и мно­го­чис­лен­ным пля­жам Ин­дий­ско­го оке­а­на.

Рельеф Индии достаточно разнообразен – от равнинных территорий на юге страны, до ледников на севере, от пустынных земель Запада, до восточных тропических лесов.

Индия богата на полезные ископаемые, основная часть зарождений которых находится  на северо-востоке государства. Среди них выделяют железную руду, марганцевую руду, каменный уголь, бокситы, бурый уголь, магнезиты, хромиты, графит, алмазы, слюда, золото, черные металлы, моноцитовые пески, урановые руды.

Реки и озера Индии

Самые крупные реки – Ганга, Брахмапутра, Коши, Ямуна, Маханади, Годавари, Кавери, Кришна, Тапти, Нармада. А вот озер в Индии немного, но все-таки они есть — озеро Самбхар самое большое из них.

Население Индии

Ос­нов­ная часть на­се­ле­ния Индии про­жи­ва­ет в сель­ской мест­но­сти, а го­род­ское на­се­ле­ние со­став­ля­ет толь­ко 26 %. В 12 го­ро­дах-мил­ли­о­не­рах стра­ны про­жи­ва­ет 25 % го­род­ских жи­те­лей. Крупные города-мил­ли­о­не­ры Индии – это Мум­баи, Дели, Кол­ка­та, Бан­га­лор, Хай­да­ра­бад. В Мум­бае живет 13 млн чел.

Промышленность Индии

Про­мыш­лен­ность Индии со­сре­до­то­че­на в круп­ных го­ро­дах и их при­го­ро­дах. Она пред­став­ля­ет собой пе­ре­пле­те­ние ста­рых тра­ди­ци­он­ных про­из­водств: про­из­вод­ство ме­тал­ла, тка­ней, об­ра­бот­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней – и из­го­тов­ле­ние новой про­дук­ции: элек­тро­ни­ки, авиа­ци­он­ной тех­ни­ки

Боль­шая часть на­се­ле­ния стра­ны за­ня­та в сель­ском хо­зяй­стве. Здесь вы­ра­щи­ва­ют рис, пше­ни­цу, хлоп­чат­ник, овощи, ара­хис, перец и джут – во­лок­ни­стую куль­ту­ру, ис­поль­зу­е­мую для про­из­вод­ства проч­ных тка­ней.

Индия – один из ми­ро­вых ли­де­ров про­из­вод­ства чая, глав­ный район вы­ра­щи­ва­ния ко­то­ро­го – влаж­ные рай­о­ны на за­па­де стра­ны. В силу ре­ли­ги­оз­ных тра­ди­ций жи­вот­но­вод­ство не по­лу­чи­ло боль­шо­го раз­ви­тия.

Флора и фауна Индии

По­лу­ост­ров Ин­до­стан – это целый кон­ти­нент, гео­гра­фи­че­ско-кли­ма­ти­че­ское свое­об­ра­зие ко­то­ро­го спо­соб­ству­ет про­цве­та­нию жи­вот­но­го и рас­ти­тель­но­го мира. В Индии на­счи­ты­ва­ет­ся около 45 тыс. видов рас­те­ний, при­чем 15 тыс. встре­ча­ют­ся толь­ко там. Леса в Индии за­ни­ма­ют почти 20 % всей тер­ри­то­рии стра­ны. Жи­вот­ный и рас­ти­тель­ный мир Индии чрез­вы­чай­но раз­но­об­реа­зен. В стране дей­ству­ет 75 на­ци­о­наль­ных пар­ков, более 420 запо­вед­ни­ков.

В лесах Ариссы и Ас­са­ма еще можно встре­тить диких сло­нов и но­со­ро­гов, а в лесах Гир оби­та­ют львы. В джун­глях можно встре­тить тиг­ров, пантер, обезьян. Индия – един­ствен­ная стра­на, где можно встре­тить прак­ти­че­ски все виды змей, при­чем неко­то­рые из них живут не толь­ко в за­по­вед­ни­ках, но и рядом с лю­дь­ми. Ко­ли­че­ство видов птиц, оби­та­ю­щих в Индии, огром­ное, более 1600 видов. Ве­ли­ко также бо­гат­ство реч­ной и мор­ской фауны.

Достопримечательности Индии

Краткий доклад про Индию можно закончить местами, которые стоит посетить. Это Тадж-Махал, деревня Хампи, водопад  Авралем, Малый Тибет, город Дели, минарет  Кутуб-Минар, монгольская усыпальница — гробница Хумаюна, Музей Ганди Смирти, национальный музей, Музей ремесел, Музей Индиры Ганди, национальная галерея современного искусства.

Надеемся, что Вам помог доклад на тему «Индия» в подготовке к занятиям, и Вы узнали много полезного об этой стране. А свое сообщение про Индию Вы можете оставить через форму комментариев. 

kratkoe.com

Древняя Индия — доклад

 

                                             Древняя Индия 

Древняя Индия  – относиться к числу первых мировых  цивилизаций, и принесла мировой  культуре наибольшее количество духовных ценностей. Находки археологов свидетельствуют  о наличии в Древней Индии  человеческого общества уже в период каменного века. Первые датированные остатки бронзовой культуры, найденные в долине реки Инд, относятся к началу 3-го тыс. до н. э. Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во 2-й половине 3-го тыс. до н. э. - 1-й половине 2-го тыс. до н. э. (Хараппская цивилизация).

Местоположение  и природа Древней  Индии.

 На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная  страна — Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако  современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим  же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту,  Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым.  На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На  западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были  большие разливы. Здесь расстилались просторные степи.  На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра.  Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами  и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где  даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны,  ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых.  Центральная и южная части Индии в древности представляли собой  гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но  обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись  большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и  медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее  лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество.  Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и  торговлю с ними.   Образование государств в Древней Индии.

 Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре  индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних  индцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до  н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа  на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных  классов. Точно не известно, кто управлял государством. Но большую роль  играли жрецы.  С упадком Индского государства распалась и общественная организация.  Была забыта письменность.  Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и  свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих»  (ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам  зависимое положение в обществе.  Существовало и разделение среди самих ариев. Они делились на три  сословия-варны. Первой и самой высокой варной были брахманы - жрецы,  учителя, хранители культуры. Вторая варна — кшатрии. Ее составляла военная  знать. В третью варну — вайшьи — входили земледельцы, ремесленники и  торговцы. В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна —  шудры. Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны  служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали  «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять  самую грязную работу.  С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной  жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это  дробление называется делением на касты.  И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву  рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брахман, если в семье шудры  — ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила  поведения каждого индийца.  Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I  тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По -  древнеиндийски «раджа» означает «царь».)  В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее  основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии  Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при  внуке Чандрагупты Ашоке (263—233 гг. до н. э.).  Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии  существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но  временами превосходило Египет и Междуречье. После упадка индской культуры и  прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его  культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время  складывается кастовый строй. Возникла могучая империя. Видоизменяясь,  древнеиндийская культура просуществовала до наших дней.  .  Хозяйственная жизнь.

 Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда  было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые  в мире хлопчатник и сахарный тростник.  Хорошо было развито животноводство. Индцы разводили коров, овец, коз,  свиней, ослов, слонов. Конь появился позже.  Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали  из меди. Из нее выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры  и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская  обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индцам  были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали.  Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество.  Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и  камни, слоновую кость и раковины.  Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г.  археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива  моря.  Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии  привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи,  фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы  обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке  Амударья.  С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в  середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно  отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии  опережали индцев, так это в использовании лошади.  Только на рубеже II — I тысячелетий до н. э. новое население Индии —  индийцы — вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя,  проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы  долины реки Ганг.  Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве  занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями.  Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I  тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно  облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями.  Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное  дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани,  изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани  были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и  более простые дешевые ткани.  Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась  обменом товарами между соседними общинами.  Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие  сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они  приручили самое крупное животное в мире слона.    Культура Древней Индии   Языки и письменность Древней Индии.  В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с  высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили  жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых.  Первые надписи индцев относятся к XXV — XIV вв. до н. э. Индское письмо,  которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных  табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в  одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число—17.  В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым.  Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Из  санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова,  похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета — свята (праздник),  брахман—рахманы (кроткий).  Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый  человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как  шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом  жестокого наказания.   Литература.

 О литературе индцев ничего не известно. Но литература древних индийцев  — это огромное наследие для всего человечества.  Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды,  написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально — мудрость) —  священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев  знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная  жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую  культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой.  Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных  произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в  сокровищницу всемирной литературы. Первое место в этом ряду принадлежит  великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна».  В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право  управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича  Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и  приключения.  Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы  и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки,  не забываются и по сей день.   Религия Древней Индии.  О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они  верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды  растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык.  Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные  бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир.  О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура  создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм  берет свое начало из Вед.  Именно Веды — первые и главные священные книги индуизма. Древний  индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии.  Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди  них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель  всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель — шестирукий Шива. Его  образ подобен древнеиндийскому богу — покровителю скота. Представление о  Шиве — доказательство влияния культуры местного населения на верования  пришельцев ариев.  Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как  хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами.  Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой  суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника  Будды, что означает «просвещенный».  Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует.  Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов,  священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Будущее каждого  человека зависит от правильного поведения в обществе.  Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм  принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии  индуизмом и стал распространяться в более восточных странах.  Именно в это время появляется главная священная книга современного  индуизма — «Бхагавад-Гита» — «Божественная песня».  Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в пересказе Я. Купалы)  Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их  на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.

freepapers.ru

Древняя Индия

Одна из важнейших задач понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.

Становление древнеиндийской культуры связывают с приходом в долину Инда и Ганга арийских племен («ариев» или «арийцев») во второй половине второго тысячелетия до н.э. По предположению ученых, арийские племена формируются уже в середине третьего тысячелетия до н.э. к северу от Черного и Каспийского морей, в междуречье Днепра, Дона и Волги. Несомненна их близость к праславянским и праскифским племенам, о чем говорят многие общие черты этих культур, в том числе и языковая близость. В середине III тысячелетия до н.э. арии по неизвестной до сих пор причине двинулись на территорию нынешнего Ирана, Средней Азии и в Индостан. Миграция, по всей видимости, проходила волнами и заняла по крайней мере 500 лет[1] .

Характерная черта древнеиндийского общества — деление его на четыре варны (от санскритского «цвет», «покров», «оболочка») — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Каждая варна представляла собой замкнутую группу людей, занимающих определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалось после смерти. Браки заключались только внутри отдельно взятой варны.

Брахманы («благочестивые») занимались умственным трудом и являлись жрецами. Только они могли совершать обряды и толковать священные книги. Кшатрии (от глагола «кши» — владеть, править, а также уничтожать, убивать) представляли собой воинов. Вайшьи («преданность», «зависимость») составляли основную массу населения и занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Что же касается шудр (происхождение слова неизвестно), то они находились на самой низшей социальной ступени, их уделом был тяжелый физический труд. В одном из законов Древней Индии сказано: шудра — «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит». В своей основной массе варна шудр была сформирована из порабощенных ариями местных аборигенов. Мужчины первых трех варн приобщались к знаниям и потому, после посвящения назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это было запрещено, ибо, согласно законам, они ничем не отличались от животных[2] .

Несмотря на крайнюю застойность древнеиндийского общества, в его недрах шла постоянная борьба между варнами. Разумеется, эта борьба захватывала и культурно-религиозную сферу. На протяжении веков можно проследить столкновения, с одной стороны, брахманизма — официальной культурно-религиозной доктрины брахманов — с движениями бхагаватизма, джайнизма и буддизма, за которыми стояли кшатрии. Отличительная особенность древнеиндийской культуры состоит в том, что она не знает имен (или они малодостоверны), поэтому в ней стерто индивидуально-творческое начало. Отсюда и крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, датируемых иногда в диапазоне целого тысячелетия.

Рассуждения мудрецов сконцентрированы на морально-этических проблемах, которые, как известно, наименее поддаются рациональному исследованию. Это обусловило религиозно-мифологический характер развития древнеиндийской культуры в целом и ее весьма условную связь с собственно научной мыслью.

Генезис древнеиндийской цивилизации

Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв. Различна была и значимость отдельных регионов в исторических судьбах древней Индии.

Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в III тысячелетии до х.э. — древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния. Во II тысячелетии до х.э. здесь пролегал путь индоевропейских племен ариев, в I тысячелетии до х.э. отдельные районы подчинялись то персидским царям, то македонским наместникам, то греческим или скифским (сакским) правителям. Наконец, в начале христианской эры вся эта территория вошла в состав Кушанской державы[3] .

Центральная часть Индо-Гангской равнины уже в древности считалась священной «землей ариев» (Арьяварта). Между бассейнами великих рек и в верховьях Ганга складывалась в первой половине I тысячелетия до х.э. древнеиндийская цивилизация. С различными районами этой обширной равнины связаны эпические предания, сохранившиеся в знаменитой поэме Махабхарата. Северо-восток — средняя и нижняя часть бассейна Ганга — район повышенной влажности и буйной тропической растительности. В сезон дождей в долине Ганга нередки наводнения, дельта в древности была заболочена. Первоначальное население занималось преимущественно рыболовством, охотой, примитивным земледелием; лишь к середине I тысячелетия до х.э. в упорной борьбе с джунглями началось широкое хозяйственное освоение этого района. Во второй половине того же тысячелетия здесь располагались важнейшие политические и культурные центры древней Индии[4] .

Невысокие горы Виндхья отделяют Индо-Гангскую равнину от п-ова Декан (древнеинд. Дакшина — «юг»). Декан представляет собой плоскогорье, сложный рельеф которого способствовал изоляции отдельных районов. Переход к цивилизации на юге произошел позднее, чем на севере. В труднодоступных горных и лесных областях до нового времени население продолжало жить в условиях племенного строя. Однако к концу эпохи древности на территории Декана сложились крупные государства, которые по уровню социального и политического развития не уступали странам, расположенным в долине Ганга. Центральную часть о-ва Шри-Ланка (Цейлон) составляет лесистое нагорье, отделяющее северную равнину от южной низменности, покрытой густыми лесами. Соперничество между этими двумя основными областями характеризует политическую историю страны. Географическое положение острова обусловливало тесные связи с южноиндийским побережьем, а с развитием мореплавания в начале христианской эры — также с Юго-Восточной Азией, Аравией и Египтом.

Основное население современной Южной Азии принадлежит к европеоидной расе, однако народности южной части п-ова Индостан и Шри-Ланки по некоторым расовым признакам (темный цвет кожи и волос и др.) близки к австралоидам. Встречаются и немногочисленные чисто австралоидные племена. Ряд племен северо-востока относится к южномонголоидной расе. На севере ныне преобладают индоевропейские языки (хинди, бенгальский и др.), на юге — дравидийские (например, тамильский), ряд языков Декана и Северо-Восточной Индии находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая (языки тибето-бирманские и мунда). Большая часть антропологически однородного населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском (сингальском) языке, меньшая — на дравидийском (тамильском).

Древняя этническая история Южной Азии может быть реконструирована лишь в самых общих чертах. Известно, что носители индоевропейских языков (арии) проникли в Индию во II тысячелетии до х.э. Возможно, в древности дравидоязычные племена занимали более обширные территории в центральной и северо-западной части Индостана, а племена тибето-бирманские и мунда - на северо-востоке. Сингалы переселились на Шри-Ланку с материка в середине I тысячелетия до х.э., появление на острове тамильского населения объясняется также неоднократными миграциями из Южной Индии (преимущественно в начале христианской эры). В Южной Азии, как и повсюду на древнем Востоке, с древнейших времен шел интенсивный процесс смешения народов и рас, и расовые различия не совпадают с лингвистическими.

Всю древнюю историю Южной Азии можно условно разделить на следующие периоды:

Древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXIII- XVIII вв. до х.э. (возникновение первых городов, образование ранних государств).

Ко второй половине II тысячелетия до х.э. относится появление индоевропейских племен, так называемых ариев. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до х.э. именуется «ведийским» — по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII-Х вв. до х.э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний — социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (IX- VI вв. до х.э.), главным образом в долине Ганга.

«Буддийский период» (V-III вв. до х.э.) — время возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств — вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.

II в. до х.э. — V в. х.э. можно рассматривать как «классическую эпоху» древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии[5] .

Южная Азия — одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие произведения на литературных языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор почитаются как священные книги индуизма или буддизма. Их веками и даже тысячелетиями заботливо сохраняли, переписывали и комментировали.

Последствия этого двояки. В отличие от большинства стран Ближнего Востока памятники классической древнеиндийской литературы не были найдены археологами и не требовали для своего прочтения дешифровки забытой письменности и реконструкции мертвого языка. Фонд письменных источников, находящихся в распоряжении соврмененного индолога, поистине необозрим, поскольку значительная часть древних текстов сохранилась. Изучение санскрита основывается на трудах самих древнеиндийских грамматиков, главным образом грамматики Панини IV в. до х.э.

Однако, с другой стороны, возникают значительные сложности при исследовании этого обширного материала, уже отобранного многими поколениями в качестве священного наследия. Литература представлена главным образом религиозными гимнами (Ригведа и другие веды) и ритуальными комментариями, эпическими поэмами (Махабхарата и Pa-маяна), сборниками назиданий и притч. Для изучения общественных отношений в качестве основных источников приходится использовать специальные трактаты о религиозно-моральном долге (так называемые Законы Ману), о политическом искусстве (Артхашастра) или о любви (Камасутра). Содержащиеся в них рассуждения нередко имеют отвлеченный, схоластический или тенденциозный характер. К тому же практически все эти произведения многослойны, время и место их составления не может быть определено с достаточной точностью. Колоссальная по объему комментаторская литература средневековья зачастую не столько помогает современному исследователю, сколько тяготеет над его сознанием, препятствуя непредвзятой интерпретации древнего текста.

Исторические события упоминаются в литературе довольно редко, и обычно в полулегендарных повествованиях. Хроники составлялись лишь в буддийских монастырях на Цейлоне в первые века христианской эры, и посвящены они были преимущественно распространению учения Будды и взаимоотношениям между монастырями. Не дошло до нашего времени ни государственных, ни частных архивов с политической или хозяйственной документацией. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани или бересты, — в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться. Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения, не вошедшие в число тех, которые в средние века особо почитали и хранили, постоянно переписывая.

Если не учитывать плохо еще читаемые короткие надписи на печатях Индской цивилизации (III-II тысячелетия до х.э.), то первые эпиграфические памятники относятся лишь к эпохе Маурьев (надписи Ашоки III в. до х.э.). Древнеиндийская эпиграфика не отличается ни богатством, ни разнообразием. Надписи на камне, высеченные по приказу правителей, в основном повествуют об их благочестивых деяниях — дарениях жрецам и монастырям, строительстве водоемов или совершении крупных жертвоприношений. Даже о военных походах и победах в них говорится редко. Монеты в Северной Индии появились в середине I тысячелетия до х.э., но долгое время они оставались простыми клеймеными кусочками меди или серебра. Значительную помощь в восстановлении хронологии политических событий, экономических связей и культуры, нумизматика оказывает для классического периода древнеиндийской истории.

Длительное использование в качестве строительного материала дерева (а не кирпича или камня), немногочисленность погребений вследствие распространения обычая кремации и сравнительно позднее появление скульптуры из камня и бронзы существенно ограничивают количество археологических памятников. К тому же систематическое изучение индийских древностей началось сравнительно поздно, в основном лишь в XX столетии. До недавнего времени главной задачей индийской археологии являлось выяснение стратиграфии (последовательности археологических слоев на городищах). Лишь очень немногие городские центры, преимущественно древнейшие, такие, как Мохенджо-Даро и Хараппа, раскапывались большими площадями.

Таким образом, несмотря на обширность литературного наследия, изучение экономической и политической истории древних народов Южной Азии основывается пока еще на довольно узкой базе источников. За немногими исключениями, достоверные данные о политических событиях скудны, а социально-экономические отношения можно характеризовать лишь в общих чертах, рассматривая крупные исторические периоды и обширные регионы. Исследователь часто вынужден обращаться к методам исторической аналогии и реконструкциям, исходящим из материала значительно более поздних эпох. Основная масса сведений относится к области религии и культуры, но и они, по указанным особенностям источников, с трудом могут быть рассмотрены в исторической перспективе.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

[1] См. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. – М., 1983. С. 72

[2] См.: Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. С. 101

[3] См. История Востока (Восток в древности). – М., 1999. Т. 1. С. 272

[4] Там же. С. 273

[5] Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993. С. 71

www.coolreferat.com

Доклад: Древняя Индия

Одна из важнейших задач понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.

Становление древнеиндийской культуры связывают с приходом в долину Инда и Ганга арийских племен («ариев» или «арийцев») во второй половине второго тысячелетия до н.э. По предположению ученых, арийские племена формируются уже в середине третьего тысячелетия до н.э. к северу от Черного и Каспийского морей, в междуречье Днепра, Дона и Волги. Несомненна их близость к праславянским и праскифским племенам, о чем говорят многие общие черты этих культур, в том числе и языковая близость. В середине III тысячелетия до н.э. арии по неизвестной до сих пор причине двинулись на территорию нынешнего Ирана, Средней Азии и в Индостан. Миграция, по всей видимости, проходила волнами и заняла по крайней мере 500 лет[1] .

Характерная черта древнеиндийского общества — деление его на четыре варны(от санскритского «цвет», «покров», «оболочка») — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Каждая варна представляла собой замкнутую группу людей, занимающих определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалось после смерти. Браки заключались только внутри отдельно взятой варны.

Брахманы («благочестивые») занимались умственным трудом и являлись жрецами. Только они могли совершать обряды и толковать священные книги. Кшатрии (от глагола «кши» — владеть, править, а также уничтожать, убивать) представляли собой воинов. Вайшьи («преданность», «зависимость») составляли основную массу населения и занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Что же касается шудр (происхождение слова неизвестно), то они находились на самой низшей социальной ступени, их уделом был тяжелый физический труд. В одном из законов Древней Индии сказано: шудра — «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит». В своей основной массе варна шудр была сформирована из порабощенных ариями местных аборигенов. Мужчины первых трех варн приобщались к знаниям и потому, после посвящения назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это было запрещено, ибо, согласно законам, они ничем не отличались от животных[2] .

Несмотря на крайнюю застойность древнеиндийского общества, в его недрах шла постоянная борьба между варнами. Разумеется, эта борьба захватывала и культурно-религиозную сферу. На протяжении веков можно проследить столкновения, с одной стороны, брахманизма — официальной культурно-религиозной доктрины брахманов — с движениями бхагаватизма, джайнизма и буддизма, за которыми стояли кшатрии. Отличительная особенность древнеиндийской культуры состоит в том, что она не знает имен (или они малодостоверны), поэтому в ней стерто индивидуально-творческое начало. Отсюда и крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, датируемых иногда в диапазоне целого тысячелетия.

Возможно вы искали - Доклад: Александро-Невский собор в Варшаве

Рассуждения мудрецов сконцентрированы на морально-этических проблемах, которые, как известно, наименее поддаются рациональному исследованию. Это обусловило религиозно-мифологический характер развития древнеиндийской культуры в целом и ее весьма условную связь с собственно научной мыслью.

Генезис древнеиндийской цивилизации

Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв. Различна была и значимость отдельных регионов в исторических судьбах древней Индии.

Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в III тысячелетии до х.э. — древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния. Во II тысячелетии до х.э. здесь пролегал путь индоевропейских племен ариев, в I тысячелетии до х.э. отдельные районы подчинялись то персидским царям, то македонским наместникам, то греческим или скифским (сакским) правителям. Наконец, в начале христианской эры вся эта территория вошла в состав Кушанской державы[3] .

Центральная часть Индо-Гангской равнины уже в древности считалась священной «землей ариев» (Арьяварта). Между бассейнами великих рек и в верховьях Ганга складывалась в первой половине I тысячелетия до х.э. древнеиндийская цивилизация. С различными районами этой обширной равнины связаны эпические предания, сохранившиеся в знаменитой поэме Махабхарата. Северо-восток — средняя и нижняя часть бассейна Ганга — район повышенной влажности и буйной тропической растительности. В сезон дождей в долине Ганга нередки наводнения, дельта в древности была заболочена. Первоначальное население занималось преимущественно рыболовством, охотой, примитивным земледелием; лишь к середине I тысячелетия до х.э. в упорной борьбе с джунглями началось широкое хозяйственное освоение этого района. Во второй половине того же тысячелетия здесь располагались важнейшие политические и культурные центры древней Индии[4] .

Похожий материал - Доклад: Будет ли возрожден Трехсвятительский храм князя Владимира?

Невысокие горы Виндхья отделяют Индо-Гангскую равнину от п-ова Декан (древнеинд. Дакшина — «юг»). Декан представляет собой плоскогорье, сложный рельеф которого способствовал изоляции отдельных районов. Переход к цивилизации на юге произошел позднее, чем на севере. В труднодоступных горных и лесных областях до нового времени население продолжало жить в условиях племенного строя. Однако к концу эпохи древности на территории Декана сложились крупные государства, которые по уровню социального и политического развития не уступали странам, расположенным в долине Ганга. Центральную часть о-ва Шри-Ланка (Цейлон) составляет лесистое нагорье, отделяющее северную равнину от южной низменности, покрытой густыми лесами. Соперничество между этими двумя основными областями характеризует политическую историю страны. Географическое положение острова обусловливало тесные связи с южноиндийским побережьем, а с развитием мореплавания в начале христианской эры — также с Юго-Восточной Азией, Аравией и Египтом.

Основное население современной Южной Азии принадлежит к европеоидной расе, однако народности южной части п-ова Индостан и Шри-Ланки по некоторым расовым признакам (темный цвет кожи и волос и др.) близки к австралоидам. Встречаются и немногочисленные чисто австралоидные племена. Ряд племен северо-востока относится к южномонголоидной расе. На севере ныне преобладают индоевропейские языки (хинди, бенгальский и др.), на юге — дравидийские (например, тамильский), ряд языков Декана и Северо-Восточной Индии находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая (языки тибето-бирманские и мунда). Большая часть антропологически однородного населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском (сингальском) языке, меньшая — на дравидийском (тамильском).

Древняя этническая история Южной Азии может быть реконструирована лишь в самых общих чертах. Известно, что носители индоевропейских языков (арии) проникли в Индию во II тысячелетии до х.э. Возможно, в древности дравидоязычные племена занимали более обширные территории в центральной и северо-западной части Индостана, а племена тибето-бирманские и мунда - на северо-востоке. Сингалы переселились на Шри-Ланку с материка в середине I тысячелетия до х.э., появление на острове тамильского населения объясняется также неоднократными миграциями из Южной Индии (преимущественно в начале христианской эры). В Южной Азии, как и повсюду на древнем Востоке, с древнейших времен шел интенсивный процесс смешения народов и рас, и расовые различия не совпадают с лингвистическими.

Всю древнюю историю Южной Азии можно условно разделить на следующие периоды:

Древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXIII- XVIII вв. до х.э. (возникновение первых городов, образование ранних государств).

Очень интересно - Доклад: Изобразительное искусство Вавилона

Ко второй половине II тысячелетия до х.э. относится появление индоевропейских племен, так называемых ариев. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до х.э. именуется «ведийским» — по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII-Х вв. до х.э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний — социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (IX- VI вв. до х.э.), главным образом в долине Ганга.

«Буддийский период» (V-III вв. до х.э.) — время возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств — вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.

II в. до х.э. — V в. х.э. можно рассматривать как «классическую эпоху» древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии[5] .

Южная Азия — одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие произведения на литературных языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор почитаются как священные книги индуизма или буддизма. Их веками и даже тысячелетиями заботливо сохраняли, переписывали и комментировали.

Последствия этого двояки. В отличие от большинства стран Ближнего Востока памятники классической древнеиндийской литературы не были найдены археологами и не требовали для своего прочтения дешифровки забытой письменности и реконструкции мертвого языка. Фонд письменных источников, находящихся в распоряжении соврмененного индолога, поистине необозрим, поскольку значительная часть древних текстов сохранилась. Изучение санскрита основывается на трудах самих древнеиндийских грамматиков, главным образом грамматики Панини IV в. до х.э.

Вам будет интересно - Доклад: Музеи и зрители. Проблемы восприятия

Однако, с другой стороны, возникают значительные сложности при исследовании этого обширного материала, уже отобранного многими поколениями в качестве священного наследия. Литература представлена главным образом религиозными гимнами (Ригведа и другие веды) и ритуальными комментариями, эпическими поэмами (Махабхарата и Pa-маяна), сборниками назиданий и притч. Для изучения общественных отношений в качестве основных источников приходится использовать специальные трактаты о религиозно-моральном долге (так называемые Законы Ману), о политическом искусстве (Артхашастра) или о любви (Камасутра). Содержащиеся в них рассуждения нередко имеют отвлеченный, схоластический или тенденциозный характер. К тому же практически все эти произведения многослойны, время и место их составления не может быть определено с достаточной точностью. Колоссальная по объему комментаторская литература средневековья зачастую не столько помогает современному исследователю, сколько тяготеет над его сознанием, препятствуя непредвзятой интерпретации древнего текста.

Исторические события упоминаются в литературе довольно редко, и обычно в полулегендарных повествованиях. Хроники составлялись лишь в буддийских монастырях на Цейлоне в первые века христианской эры, и посвящены они были преимущественно распространению учения Будды и взаимоотношениям между монастырями. Не дошло до нашего времени ни государственных, ни частных архивов с политической или хозяйственной документацией. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани или бересты, — в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться. Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения, не вошедшие в число тех, которые в средние века особо почитали и хранили, постоянно переписывая.

Если не учитывать плохо еще читаемые короткие надписи на печатях Индской цивилизации (III-II тысячелетия до х.э.), то первые эпиграфические памятники относятся лишь к эпохе Маурьев (надписи Ашоки III в. до х.э.). Древнеиндийская эпиграфика не отличается ни богатством, ни разнообразием. Надписи на камне, высеченные по приказу правителей, в основном повествуют об их благочестивых деяниях — дарениях жрецам и монастырям, строительстве водоемов или совершении крупных жертвоприношений. Даже о военных походах и победах в них говорится редко. Монеты в Северной Индии появились в середине I тысячелетия до х.э., но долгое время они оставались простыми клеймеными кусочками меди или серебра. Значительную помощь в восстановлении хронологии политических событий, экономических связей и культуры, нумизматика оказывает для классического периода древнеиндийской истории.

Длительное использование в качестве строительного материала дерева (а не кирпича или камня), немногочисленность погребений вследствие распространения обычая кремации и сравнительно позднее появление скульптуры из камня и бронзы существенно ограничивают количество археологических памятников. К тому же систематическое изучение индийских древностей началось сравнительно поздно, в основном лишь в XX столетии. До недавнего времени главной задачей индийской археологии являлось выяснение стратиграфии (последовательности археологических слоев на городищах). Лишь очень немногие городские центры, преимущественно древнейшие, такие, как Мохенджо-Даро и Хараппа, раскапывались большими площадями.

Таким образом, несмотря на обширность литературного наследия, изучение экономической и политической истории древних народов Южной Азии основывается пока еще на довольно узкой базе источников. За немногими исключениями, достоверные данные о политических событиях скудны, а социально-экономические отношения можно характеризовать лишь в общих чертах, рассматривая крупные исторические периоды и обширные регионы. Исследователь часто вынужден обращаться к методам исторической аналогии и реконструкциям, исходящим из материала значительно более поздних эпох. Основная масса сведений относится к области религии и культуры, но и они, по указанным особенностям источников, с трудом могут быть рассмотрены в исторической перспективе.

Похожий материал - Доклад: Вавилонская культура

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

[1] См. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. – М., 1983. С. 72

[2] См.: Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. С. 101

[3] См. История Востока (Восток в древности). – М., 1999. Т. 1. С. 272

cwetochki.ru

Реферат История Древняя Индия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С Ш №43 Реферат на тему:

Ученицы 10 «В» класса

Кутузовой Елены

Могилев, 2002

Список литературы: 1.Г.И. Довгяло «Что такое История?» 2. О.В. Перзашкевич и А.А. Прохорова «Страны Древнего Востока» г. Минск «Народная Асвета» 1996г. Содержание:

1. СПисок литературы................2стр

2. СОДЕРЖАНИЕ....................3стр 3. ВВЕДЕНИЕ........................4стр 4. ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ИНДИЯ............5стр 4.1. Местоположение и природа Древней Индии......5стр 4.2. Образование государств в Древней Индии.......6стр 4.3. Хозяйственная жизнь. .................7стр

5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ .............9стр

5.1. Языки и письменность Древней Индии. .........9стр 5.2. Литература. ....................9стр 5.3. Религия Древней Индии.................10стр

6. ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ...............11стр

6.1. Раскопки в Махенджо-Даро..............11стр

6.2. Общественное устройство индийце по древним законам...12стр 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................13стр Введение Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона. Почитали и верили в разных богов. Обожествляли животных. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брах­маны как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Это очень интересное государство и народ.

Древнее государство Индия

Местоположение и природа Древней Индии. На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна — Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древ­няя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Ма­лой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. На этой огромной территории были разнообразные при­родные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи. На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество раз­нообразных насекомых. Центральная и южная части Индии в древности представ­ляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных камен­ными и медными топорами. Поэтому первые поселения возни­кают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У доли­ны Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними. Образование государств в Древней Индии. Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована пись­менность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и пер­вой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было еди­ное государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Точно не известно, кто управлял госу­дарством. Но большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии при­несли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе. Существовало и разделение среди самих ариев. Они дели­лись на три сословия- варны. Первой и самой высокой варной были брахманы - жрецы, учителя, хранители культуры. Вторая варна — кшатрии. Ее составляла военная знать. В третью варну — вайшьи — входили земледельцы, ремесленники и тор­говцы. В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна — шудры. Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять самую грязную работу. С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это дробление называется делением на касты. И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брах­ман, если в семье шудры — ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждо­го индийца. Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По - древнеиндийски «раджа» означает «царь».) В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263—233 гг. до н. э.). Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но временами превосходило Египет и Меж­дуречье. После упадка индской культуры и прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время складывается кастовый строй. Возник­ла могучая империя. Видоизменяясь, древнеиндийская культу­ра просуществовала до наших дней. . Хозяйственная жизнь. Уже в III тысячелетии до н. э. ос­новным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник. Хорошо было развито животноводство. Индцы разво­дили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже. Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Из нее выплавляли ножи, нако­нечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занима­ла бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали. Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабаты­вали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и рако­вины. Высокого уровня достигла морская и сухопутная торгов­ля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Ин­дию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья. С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хо­зяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II — I тысячелетий до н. э. новое населе­ние Индии — индийцы — вновь перешло к земледелию. По­явились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джу­та. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг. Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в на­чале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Языки и письменность Древней Индии. В конце III тыся­челетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокораз­витой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говори­ли жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индцев относятся к XXV — XIV вв. до н. э. Индское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число—17. В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым. Он называется санскрит. Это слово в пере­воде значит «совершенный». Из санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова, похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета — свята (праздник), брахман—рахманы (кроткий). Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприка­саемые, не имели права изучать этот язык под страхом жесто­кого наказания. Литература. О литературе индцев ничего не известно. Но литература древних индийцев — это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы яв­ляются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально — мудрость) — священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся ду­ховная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество раз­нообразных произведений. Все они были написаны на санскри­те. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литера­туры. Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения. Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, не забываются и по сей день. Религия Древней Индии. О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды — первые и главные священные книги индуизма. Древний индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Глав­ными среди них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель всего Митра, а также бог богов, вели­кий разрушитель — шестирукий Шива. Его образ подобен древ­неиндийскому богу — покровителю скота. Представление о Шиве — доказательство влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брах­маны как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая рели­гия, которой суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было про­возглашено равенство людей. Будущее каждого человека зави­сит от правильного поведения в обществе. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии индуизмом и стал рас­пространяться в более восточных странах. Именно в это время появляется главная священная книга современного индуизма — «Бхагавад-Гита» — «Божественная песня». Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в переска­зе Я. Купалы) Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов. ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ

Раскопки в Махенджо-Даро

В 1921-1922 гг. было сделано большое археологическое открытие. В трех километрах от реки Инд археологи раскопали город. Его длина и ирина составляли 5 км. От разливов реки его защищали искусственные насыпи. Сам город был разделен на 12 примерно равных кварталах. Они имели ровные прямые улицы. Центральный квартал был поднят на высоту 6—12 м. Возвышение, сделанное из глины и сырцового кирпича, обороняли кирпичные квадратные башни. Это была главная часть города.

Общественное устройство индийце по древним законам

Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшьи и шудру. Для каждого из них были установлены определенные занятия. Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов. Брахман всегда первый. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг и неприверженность к людским удовольствиям Брахма указал кшатриям. Но ни при каких условиях кшатрий не имеет права брать больше четвертой части урожая своих подданных. Скотоводство, раздачу милостыни, жертвоприношение, из­учение священных книг, торговлю, денежные дела и земледелие Брахма дал вайшьям. Но только одно занятие Брахма дал шудрам — служение первым трем со смирением. Заключение Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем много. Хотя в истории этого древнего государства есть еще очень много белых пятен, которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению без утрат.

tarefer.ru