Доклад музыка древнего рима. Культура, искусство, музыка Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура, искусство, музыка Древнего Рима. Доклад музыка древнего рима


Реферат Древнеримская музыка

Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.

Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов. Древнеримская музыка существовала в единстве с другими видами искусства.

1. История

Раннеримская музыка носила сравнительно самостоятельный характер. Возникли музыкальные жанры, связанные с бытом. В обиходе были напевы салиев и «арвальских братьев» (прыгуны, плясуны).[2] Салии устраивали танцы-игры, а «арвальские братья» устраивали празднества, посвящённые урожаю. В Риме было популярно пение поэтических произведений таких поэтов, как Горация, Вергилия и др., которые пелись в сопровождени щипковых инструментов[3] Гораций называл свои оды «словами, которые должны звучать co струнами».[2]

Инструментальная музыка Древнего Рима значительно развилась благодаря театральному жанру пантомимы: танцор-солист выступал под аккомпонимент оркестра и хора. Римский философ отмечал, что в театрах иногда было больше исполнителей, чем зрителей.[2] Некоторые философы и музыкальные теоретики отмечали, что некоторые спектакли, перенесённые из Греции в Рим, теряли свою изысканность и носили развлекательный характер.[3]

В конце I века н. э. император Домициан основал капитолийские состязания, участники которых состязались в пении игре на кифаре, авлосе. Популярностью пользовались концерты виртуозов. Император Нерон ввёл «греческое состязание», в котором выступал в качестве певца, поэта и кифареда. Музыкальная культура в поздний период приобрела черты помпезности.[1] После принятия в Римской империи Миланского эдикта о веротерпимости распространилос христианское пение.

2. Музыка и быт

В Римской империи увлечение музыкой было всеобщим.[2] Римские аристократы приобретали водяные органы — гидравлосы (изобретение Ктезибия) для своих вилл, а некоторые богачи имели на содержинии оркестры рабов[1]. Члены богатых семей обучались пению или игре на каком-нибудь инструменте. Не одно празднество не проходило без музыкальных инструментов. Большой популярностью пользовалась профессия учителя музыки.

3. Музыкальные инструменты

В Римской империи получили распространение греческие музыкальные инструменты, перевезённые в Рим после покорения.[3] Наиболее распространёнными инструментами в Древнем Риме были кифара и авлос.[2] Наряду с ними популярностью пользовались разновидности арфы (тригонон, самбика) и щипковой лиры (барбитос, магадис). В военныех легионах использовались духовые инструменты (например, литуус). На празднетствах использовалось множество музыкальных инструментах. Так на празднике Диониса использовались кимвалы и другие шумовые инструменты.[2]

Список литературы:

  1. Древнеримская культура. Советская историческая энциклопедия.
  2. Гл. ред. Ю. В. Келдыш Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 313-314. — 1005 с.
  3. Музыка Древнего Рима.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Древнеримская_музыка

bukvasha.ru

Культура, искусство, музыка Древнего Рима — реферат

Все художественное творчество Европы от средневековья  до наших дней несет на себе следы  сильного воздействия римского искусства. Внимание к нему всегда было очень  пристальным. В идеях и памятниках Рима многое поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика римского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казались лишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХ века отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. В обращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видеть социально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские (Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однако сильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов, живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавших богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались ученые других европейских стран. Это было время интенсивного сбора художественного материала, период "антикварный", сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франции пробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.

Попытки философского осмысления сущности и специфики  древнеримского искусства были сделаны  в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем.

6.Музыка древнего  Рима.

Как и все искусство Древнеримского государства, музыкальная культура развивалась под влиянием эллинистической. Но раннеримская музыка отличалась самобытностью. Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, сопровождавшиеся игрой на тибии (латинское название авлоса — духового инструмента типа флейты).

Большое место  в древней музыкальной культуре Рима занимали напевы салиев (прыгунов, плясунов) .На празднестве салиев исполнялся своеобразный танец игра: надев легкий панцирь и шлем, с мечом и копьем в руках, 12 человек под звуки труб танцевали в такт древней песне, обращенной к богам Марсу, Юпитеру, Янусу, Минерве и т. п.

Кроме салиев, большой  популярностью пользовались напевы «арвальских братьев» (так назывались римские коллегии жрецов). Праздники «арвальских братьев» происходили в окрестностях Рима и посвящались сбору урожая. Они выражали благодарность богам за собранный урожай, на них звучали молитвы о будущем. Тексты некоторых молитв и гимнов сохранились.

В классический период музыкальная жизнь Рима отличалась пестротой и разнообразием. В  столицу империи стекались музыканты  из Греции, Сирии, Египта и других стран. Как и в Греции, поэзия и музыка в Риме тесно связаны. Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов — кифар, лир, тригонов (треугольная арфа). Широко использовалась музыка и в драме: певцы исполняли кантики (от «кано»— пою) — музыкальные номера речитативного характера.

Для Римской империи периода  классицизма было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали  детей. Профессия учителя музыки и танца была почетна и популярна. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров, например певец Тигеллий при дворе Августа, актер-певец Апеллес — любимец Калигулы, кифареды Менкрат — при Нероне и Месомед Критский при Адриане. Некоторым музыкантам даже ставили памятники, как кифареду Анаксенору, служившему при дворе Цезаря. Кстати, император Нерон ввел так называемое греческое состязание, где сам выступал как поэт, певец и кифаред. Другой император — Домициан — основал капитолийские состязания, в которых музыканты соревновались в пении, игре на кифаре и авлосе, победителей увенчивали лавровыми венками.

Музыкой, пением и танцами  сопровождались и любимые римлянами  праздники Вакха — знаменитые вакханалии. И даже в военных легионах существовали большие духовые оркестры.

После завоевания Египта у  римской аристократии вошли в  моду водяные органы — гидравлосы, которыми украшались роскошные виллы  и дворцы.

Но чем воинственнее становилось  государство, тем низменнее делались вкусы его граждан, и для позднего Рима периода упадка характерна совсем иная музыкальная культура. Уходит в небытие преклонение перед классическим искусством. На первое место выходят эффектные, часто грубые зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов. Начинается увлечение громкозвучными ансамблями, состоящими по преимуществу из духовых и шумовых инструментов.

Музыки было много, слишком  много, и в то же время ее не было. Не было в том возвышенном смысле, который придавала ей античная классика. Римская культура периода упадка знала, говоря современным языком, только легкую музыку.

Старая картина мира, построенная  на глубоком единстве природно-космических  сил, гражданской общности и личной жизни каждого, на которой держалась  греческая музыка, рушилась на глазах и уступала место совершенно другой. Развлечение стало единственным богом огромного большинства коренного населения Рима. Этому богу должна была поклоняться и музыка, если не хотела умереть с голоду. 

Исполнение песен, танцы  или игра на флейте оплачивались невысоко и стояли для римлянина в одном ряду с фокусами и дурачеством. Положение прихлебателя и льстеца было пределом карьеры для музыканта. Угождение капризам знати и толпы невозможно совместить со старым поклонением природе. Именно в готовности идти на любые нарушения законов природы и проявлялась мера услужливости музыканта. Так, в музыке утверждается стремление к неестественному, а вместе с ним растет равнодушие и даже высокомерие к музыке природы. Мужчины, готовые петь не только женскими, но и детскими голосами, флейтисты и кифаристы, удивляющие виртуозностью игры, гигантские хоры и грандиозные оркестры, звучащие в унисон, бесчисленные танцевальные группы подхлестывали разгул толпы, рвущейся к развлечениям. В такую эпоху нетрудно было утратить веру не только в духовно-нравственную силу музыки, но и во всякое ее содержательное значение. 

Упадок  римской  культуры длился несколько столетий,  так что тяжелая болезнь музыкальной культуры начинала казаться вечным свойством самой музыки. Удивительно ли, что многие мыслители той эпохи стали свысока смотреть на музыкальные убеждения греческих классиков? Они утверждали, что музыка если и возбуждает чувства, то не больше, чем поварское искусство. По мнению писателя-скептика II в. до н. э. Секста Эмпирика, музыка не способна выражать ни мысли, ни настроения. Поэтому она не может не только воспитать человека, но и чему-либо его научить. Она способна отвлечь на время от скорби и забот, но и в этом отношении не более эффективна, чем вино и сон. «Немногочисленность струн, простота и возвышенность музыки оказались совершенно устаревшими»,— с горечью писал великий историк и поклонник классики Плутарх. 

Для этой эпохи характерен такой эпизод. На празднике в Риме перед огромной толпой народа выступали  два лучших флейтиста, прибывшие «из самой Греции». Публике очень скоро надоела их музыка, и тогда она стала требовать, чтобы музыканты... подрались друг с другом. Жители Рима были уверены, что для того и существуют артисты, чтобы доставлять удовольствие. Музыка стала просто забавным ремеслом, не успев развиться до уровня серьезного искусства. Поэтому и рассматривалась как ремесло презренное и недостойное свободного человека 

 

7. Заключение.

Итак, в своей работе я  попытался проследить основные вехи развития римской культуры и ответить на вопрос о роли заимствованней. Мне кажется, что говорить о римском наследии как о заимствованном не справедливо. Слишком много своего было привнесено римской цивилизацией, в противном случае не был бы так велик интерес к ней сегодня. Что же касается кризиса империи, то мы видим, что основные причины скрывались внутри самого общества, а, следовательно, частично и в культуре, им насаждаемой. Искусство, вслед за обществом нуждалось в коренных переменах, в притоке новых сил и идей для своего возрождения и обновления, но ход истории нельзя изменить, и некогда могущественная империя пала от рук варваров. Захватчиков активно поддержали порабощенные народы  рабы, что лишний раз подтвердило глубокий кризис внутри общества. В ходе работы я узнал много новых интересных фактов, которые и попытался отразить наиболее полно.

Так или иначе, искусство  Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор  и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось  основой романских языков, а также  языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий  лег в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.

8.Использованная литература:

1. Троянский И.М. "История античной литературы", 3-е издание, Л., 1957

2. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г.

3. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961г.

4. Парандовский Я. Мифология. М., 1971

5. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990

6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1992

7. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь римлян..

8. Коптев А.В. Античное гражданское общество.

freepapers.ru

Музыкальное искусство Древнего Рима - Реферат

Музыкальное искусство Древнего Рима.

Каранькова Ю.Н.

Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.

С V в. до н.э. становится характерной ориентация Римского государства на греческое искусство (заимствование мифологии, мотивов, ввоз предметов искусства). В Рим приглашались музыканты из Греции, Сирии, Египта, Финикии – исполнители на кифаре, певцы, танцовщики: иноземные влияния были весьма сильны. В Древнем Риме, как и в Греции, получило распространение пение поэтических произведений (оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия) в сопровождении тибии, кифары. Среди других инструментов - разновидности арфы и лиры, гидравлос, кимвалы.

По сравнению с греческим, древнеримское искусство утратило демократичность и приобрело зрелищно-развлекательный характер (музыка цирковых, театральных представлений, публичные концерты виртуозов). Гигантские хоры и инструментальные ансамбли сопровождали театральные и цирковые зрелища; бои гладиаторов происходили под звуки труб и рогов. Философ Сенека иронически замечает, что в театре было больше исполнителей, чем зрителей.

Исключительным спросом пользовались учителя музыки и танцев. Поэт Марциал в письме к другу советует его сыну избрать своей профессией преподавание музыки: в таком случае карьера ему обеспечена.

Новым профессиональным видом синтетического искусства зрелищно-развлекательного

характера была пантомима, исполнявшаяся танцором-солистом в сопровождении хора (под греческий текст) и большого инструментального состава.

Увлечение музыкой привело к расцвету любительства у римской знати. Последний римский император Домициан в конце 1 в. н.э. основал "капитолийские состязания" поэтов, певцов и инструменталистов. Победители увенчивались лавровыми венками. Император Нерон ввёл "греческие состязания", где сам выступал как поэт, певец и кифаред.

Христианство принесло с собой культуру, противостоящую "языческой" культуре римских празднеств, концертов, состязаний. Сведения о древнеримской музыке, начиная со II века, сочетаются со сведениями о раннехристианской музыке. Однако музыка эта звучала в катакомбах и не имела определяющего значения в музыкальной культуре Рима.

***

Велико значение античной музыкальной культуры. Древнегреческое музыкально-теоретическое учение оказало большое воздействие на развитие европейской науки о музыке. До сих пор музыканты пользуются многими терминами, ведущими своё происхождение от греческой теории музыки: «музыка», «мелодия», «ритм», «гармония», «гамма», «октава», названия некоторых ладов. Создание хоровой и сольной лирики, трагедии, комедии, драмы, разработка учения о музыкальных ладах и звукорядах, а также музыкально-эстетических воззрений – вот далеко не полный перечень завоеваний древнегреческой музыкальной культуры. Античные мифы, трагедии в течение многих веков были источником вдохновения композиторов (опера «Орфей и Эвридика» Глюка, симфоническая поэма Листа «Орфей», опера «Орестея» Танеева).

www.litsoch.ru

Статья "Музыка Древнего Рима"

Самобытные римские музыкальные традиции уходят в архаические времена. Их истоки – в древнейших формах народного пения, в действах римских жрецов, в римских военных маршах и разнообразнейших военных сигналах.

С расширением сферы римского владычества в Рим хлынул поток иноземных музыкантов, актеров, танцоров, непрерывно пополняющих кадры профессионалов. Началось заимствование различных музыкальных традиций, в первую очередь греческих. Так, например, широко распространилось музыкальное исполнение лирических стихов. Для песенного исполнения были предназначены «Буколики» Вергилия, оды Горация. Была воспринята греческая акустика, учение о ладах.

В римскую музыкальную практику включались многие новые инструменты, в частности, очень популярен здесь стал орган, изобретенный александрийским механиком Ктесибием. В национальный инструмент римлян превратился греческий авлос (в Риме его называют «тибия»). Вместе с культом Исиды из Египта пришел систр – разновидность трещетки. Широко распространены были струнные: лира, кифара, самбука (небольшая арфа).

В целом, музыкальная жизнь Рима периода расцвета (1-2 века н.э.) была удивительно интенсивной. На празднествах и пирах, в цирках и театрах выступали громадные хоровые и инструментальные ансамбли; римская знать считала хорошим тоном обучать музыке своих детей и содержать большие оркестры из рабов; огромным успехом пользовались сольные концерты виртуозов, совершавших «турнэ» по крупным городам.

Характерно, что римляне особенно ценили инструментальную музыку, в то время как в Греции инструменты служили преимущественно для аккомпанемента голосу.

Увлечение музыкой в ее гедонистическом понимании привело к расцвету любительства у римской знати. Император Нерон, в частности, мечтал о лаврах певца и кифаредиста, много времени отдавая учению.

Вместе с тем, та совершенно особая, общественно-политическая роль, которую играла музыка в Древней Греции, римской музыке не свойственна. В ней совершенно отчетливо проявлялась тенденция к развлекательности.

infourok.ru

Музыкальное искусство Древнего Рима | Рефераты KM.RU

Каранькова Ю.Н.

Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.

С V в. до н.э. становится характерной ориентация Римского государства на греческое искусство (заимствование мифологии, мотивов, ввоз предметов искусства). В Рим приглашались музыканты из Греции, Сирии, Египта, Финикии – исполнители на кифаре, певцы, танцовщики: иноземные влияния были весьма сильны. В Древнем Риме, как и в Греции, получило распространение пение поэтических произведений (оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия) в сопровождении тибии, кифары. Среди других инструментов - разновидности арфы и лиры, гидравлос, кимвалы.

По сравнению с греческим, древнеримское искусство утратило демократичность и приобрело зрелищно-развлекательный характер (музыка цирковых, театральных представлений, публичные концерты виртуозов). Гигантские хоры и инструментальные ансамбли сопровождали театральные и цирковые зрелища; бои гладиаторов происходили под звуки труб и рогов. Философ Сенека иронически замечает, что в театре было больше исполнителей, чем зрителей.

Исключительным спросом пользовались учителя музыки и танцев. Поэт Марциал в письме к другу советует его сыну избрать своей профессией преподавание музыки: в таком случае карьера ему обеспечена.

Новым профессиональным видом синтетического искусства зрелищно-развлекательного характера была пантомима, исполнявшаяся танцором-солистом в сопровождении хора (под греческий текст) и большого инструментального состава.

Увлечение музыкой привело к расцвету любительства у римской знати. Последний римский император Домициан в конце 1 в. н.э. основал "капитолийские состязания" поэтов, певцов и инструменталистов. Победители увенчивались лавровыми венками. Император Нерон ввёл "греческие состязания", где сам выступал как поэт, певец и кифаред.

Христианство принесло с собой культуру, противостоящую "языческой" культуре римских празднеств, концертов, состязаний. Сведения о древнеримской музыке, начиная со II века, сочетаются со сведениями о раннехристианской музыке. Однако музыка эта звучала в катакомбах и не имела определяющего значения в музыкальной культуре Рима.

***

Велико значение античной музыкальной культуры. Древнегреческое музыкально-теоретическое учение оказало большое воздействие на развитие европейской науки о музыке. До сих пор музыканты пользуются многими терминами, ведущими своё происхождение от греческой теории музыки: «музыка», «мелодия», «ритм», «гармония», «гамма», «октава», названия некоторых ладов. Создание хоровой и сольной лирики, трагедии, комедии, драмы, разработка учения о музыкальных ладах и звукорядах, а также музыкально-эстетических воззрений – вот далеко не полный перечень завоеваний древнегреческой музыкальной культуры. Античные мифы, трагедии в течение многих веков были источником вдохновения композиторов (опера «Орфей и Эвридика» Глюка, симфоническая поэма Листа «Орфей», опера «Орестея» Танеева).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://academicon.ru/

Дата добавления: 09.11.2012

www.km.ru

Культура, искусство, музыка Древнего Рима — реферат

План:

1. Введение.

2.  Мифология Древнего Рима.

3. Древнеримская архитектура.

4. Литература  Древнего Рима.

5. Искусство Древнего Рима.

6.Музыка Древнего  Рима.

7. Заключение.

8. Список используемой литературы.

 

1. Введение.

Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской цивилизации.

Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились  путешественники, торговцы…

Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические  территории. Таким образом формировался синтез греческой и римской  культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.),  лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Под Древним  Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и  все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития.

Как мы видим  Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже  тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян. Но что же тогда послужило причиной распада великой державы, только ли нашествие варваров? Не сыграли ли здесь какой – либо роли культурный аспект?

В своей работе я хотел бы проследить за основными  направлениями развития римской  культуры и выделить в ней ряд  особенностей. Также в ходе анализа  попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран.

Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась  в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.

Проблема эта  является весьма популярной в исследовательских  кругах. Ведь несмотря на длительное изучение четких ответов еще не получено. Хотя литературы для того чтобы составить  свое собственное мнение достаточно. При написании этой работы я пользовался изданиями по истории искусств, книгами по мифологии и литературе, научными статьями и историческими источниками. Наиболее информативными и полезными оказались: «Очерки культуры Древнего Рима» (Германа Н.Ю.), а также статья Кптева А.В. «Античное гражданское общество». Оба автора крайне разносторонне подошли к рассмотрению проблемы. Многие их изыскания весьма полемичны, но в целом интересны и новы. Именно они, как мне кажется, дают наиболее исчерпывающею и важную информацию, необходимую для понимания проблемы.

2. Мифология и религия Древнего Рима.

Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как  она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени. Также она связана с развитием многих направлений искусства (литературой, архитектурой и т.д.). Кроме того она напрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние религии на развитие государства и его общества неоспоримо.

На начальном  этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

В древнейшей римской  религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к  лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что  в этой стране легче встретить  бога, чем человека.

По убеждению  римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо  высшей  силы.   Наряду  с  такими  богами,  как  Юпитер  и  Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов,  духов,  опекающих различные действия в жизни и хозяйстве.  Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая  пустячная, каждый успех, хотя бы  самый ничтожный,  были проявлением гнева или благосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки - Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки. «Каждый в своем доме, - говорит Августин, - имеет одного привратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли - богине Кардеа, а порог - богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумел одновременно стеречь петли и порог.»

 Все эти  божества были совершенно безлики.  Римлянин не осмеливался утверждать  с полной уверенностью, что он  знает настоящее имя бога или  что он может различить - бог  это или богиня. В молитвах  он тоже сохранял ту же осторожность и говорил:  «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов,  во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых  бог  и  подавал предостерегающий  сигнал.  Между  богом  и  человеком никогда не доходило до близости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились  в сущности к  тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

Римлянин все  время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном  танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно  и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования.  Самым   излюбленным   было  гадание  по  полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Эту первобытную  религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги легко  приживались в Риме, так как  у римлян было обыкновение после  завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу,  чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное  заклинание: «Богиня ты или бог, который  простираешь опеку над народом  или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры».

До того как  римляне непосредственно столкнулись  с греками, которые оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира.       Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, - страну плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру,   реке,   которая    соединяла    их    с    римлянами.    Богатые    и   могущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных горах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако, переиначивали по-своему.

Об этрусских  богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог  громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование реального  ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.

Этрусские легенды  сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев, когда крестьяне  пахали землю, из влажной борозды  вышел человек с лицом и  фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений  гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

Далее свое влияние  на римскую мифологию оказала  греческая. Дмитриева Н.А. дает такую  оценку этому факту: «Первоначальная  римская мифология, в отличии  от греческой безобразна и прозаична. Рим воспринял и ассимилировал  весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой, Арес – марсом и т.д. «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций)».

На дальнейшее развитие римской мифологии оказали  влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная   римская   агрессия   и   знакомство   с  более  развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, а должность главы культа - великого понтифика - выборной, в соединении с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческой касте, ни ее оплоту - храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала сама гражданская община.

freepapers.ru