Дисциплина древнего мира. 1. Цели освоения дисциплины «История Древнего мира» Дисциплина «История Древнего мира» состоит из трех разделов: 1) «История древнего Востока»; 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» Квалификация (степень) выпускника. Дисциплина древнего мира


Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» Квалификация (степень) выпускника

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт истории и международных отношений

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"___" __________________2010 г.

Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки

030600 «История»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр Форма обучения

очная

Саратов 2010

1. Цели освоения дисциплины «История древнего мира» «История древнего мира» состоит из трех разделов: 1) «История древнего Востока»; 2) «История древней Греции»; 3) «История древнего Рима».

Цель изучения дисциплины «История древнего мира» заключается в формировании у студентов комплексного и научного представления об основных периодах и закономерностях развития древних цивилизаций, существовавших в Азии, Северной Африке и Европе с середины IV тыс. до н. э и до середины I тыс. н. э., а также представлений о роли этих цивилизаций в истории человечества, их культурном и историческом своеобразии, осознанного ценностного отношения к историческому прошлому, формирование представлений о важнейших исторических проблемах, существующих в сфере современного исследования древнегреческой истории, и навыков, необходимых студентам в их будущей профессиональной деятельности; студенты должны овладеть методами исторического познания и навыками работы с различными (в первую очередь письменными) источниками.

2. Место модуля в структуре ООП бакалавриата «История древнего мира» является базовой для ООП бакалавриата направления 030600 – история.

«История древнего мира» логически и содержательно-методически связана с другими дисциплинами: историей первобытного общества, историей средних веков, отечественной историей (ч. I), этнологией, создавая определенную фактологическую и методологическую базу для их изучения.

Освоение истории древнего мира, кроме того, подразумевает постоянную работу по изучению и анализу мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем, развитие способности публично представлять собственные и уже известные научные результаты. Это, в свою очередь, развивает навыки межличностного общения и межличностных отношений, восприятия личности другого человека, способности противостоять идеологическому манипулированию, что получит дальнейшее развитие на любых занятиях профессионального цикла и во время учебных и производственных практик.

Изучение истории древнего мира в рамках бакалавриата предполагает предварительное элементарное знакомство студента с мировой историей, знание основных фактов и событий древней истории, имен исторических деятелей и их роли в историческом процессе. На этой базе предполагается изучение истории древнего мира на более высоком уровне, осмысление процессов и событий в их динамике и взаимосвязи; совершенствование способности находить, анализировать и контекстно обрабатывать историческую информацию из различных источников; складывание понимания роли профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 03060 – история в общественном прогрессе и развитии российского общества. В ходе прохождения курса на базе богатого фактического материала отрабатываются основные исторические, социологические и полтэкономические понятия, с которыми студент будет неоднократно встречаться при работе в рамках последующих исторических курсов.

3. Компетенции студента, формируемые в результате

освоения модуля «История древнего мира» В результате освоения модуля «История древнего мира» студент должен

Знать:

– основные этапы развития древних цивилизаций, а также ключевые события истории древнего Востока, древней Греции и Рима; выдающихся деятелей древней истории;

– движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в нем и в политической организации древних обществ;

– традиционные и современные подходы к оценке и периодизации древневосточной, древнегреческой и римской истории;

– важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития древних обществ и государств.

Уметь:

– осуществлять эффективный поиск информации и работу с различными типами источников;

– критически анализировать источники информации;

– реферировать и аннотировать тексты;

– логически верно, ясно и аргументировано строить свою речь;

– публично отстаивать свою точку зрения в социально приемлемых формах;

– осмысливать процессы и явления древней истории в их динамике и взаимосвязи, соотносить общие процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов и событий;

– видеть последствия и уроки исторических событий, принимать с их учетом осознанные решения.

Владеть:

– представлениями о событиях древневосточной, древнегреческой и римской истории, основных исторических деятелях и достижениях культуры древних народах;

– навыками поиска и работы с исторической литературой (исследованиями) и источниками;

– приемами ведения дискуссии и публичных выступлений;

– пониманием многовариантности исторического процесса и правомерностью существования различных точек зрения на научные проблемы;

– представлением о базовой ценности культуры, свободы, гражданственности и гуманизма;

– потребностью в постоянном продолжении своего образования.

4. Структура и содержание модуля «История древнего мира» Общая трудоемкость дисциплины «История древнего Востока» составляет _____ зачетных единиц (144 часа).

Общая трудоемкость дисциплины «История древней Греции» составляет _____ зачетных единиц (144 часа).

Общая трудоемкость дисциплины «История древнего Рима» составляет _____ зачетных единиц (144 часа).

Изучение «Истории древнего мира» по специальности «история» на дневном отделении осуществляется на протяжении двух первых семестров и включает в себя три лекционных курса, семинарские занятия, зачёт по курсу «История древнего Востока», экзамены по курсам «История древней Греции» и «История древнего Рима», зачет по курсовой работе.

п/п

Раздел /тема

дисциплины

Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Лек-ции Практич. Конс. Сам.раб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Дисциплина «История древнего Востока»
1. Введение в историю древнего мира 1 1 2 4
2. Общие закономерности образования первых цивилизаций. 1 2 4 Контрольная

работа /

Реферат
3. Возникновение цивилизации в Месопотамии – первый путь развития раннерабовладельческого общества 2 2 3 Контрольная

работа /

Реферат
4. Возникновение цивилизации в долине Нила (Египте) – второй путь развития раннерабовладельческого общества. 2–3 2 2 3 Реферат / Тест
5. Древнеиндская цивилизация. 3 1 5 Контрольная

работа /

Реферат
6. Государства Двуречья во II тыс. до н. э. 3–6 1 10 5 Реферат / Тест
7. Египет во II – начале I тыс. до н. э. 7 4 4 Реферат / Тест
8. Возникновение и развитие хеттской цивилизации 8 2 2 4 Контрольная

работа /

Реферат
9. Возникновение и история Израиле-Иудейского государства 9 2 2 Контрольная

работа /

Реферат
10. Возникновение древних государственных образований в Китае. Шан-Инь и Восточное Чжоу. 9 2 3 Контрольная

работа /

Реферат
11. Ассирийская держава. 10
2
3 Контрольная

работа /

Реферат
12. Нововавилонская держава 10 2 4 Реферат / Тест
13. Персидская держава 11 2 4 Реферат / Тест
14. Возникновение и распад общеиндийской державы Маурья 12–13 2 2 2 Контрольная

работа /

Реферат
15. Древний Китай в VIII–III вв. до н.э. 14 1 3 Контрольная

работа /

Реферат
16. Первое централизованное государство в Китае (империя Цинь) 15 2 5 Реферат / Тест
17. Империя Старшей династии Хань 16 2 3 Реферат / Тест
18. Индия в последний период древности 17 1 4 Контрольная

работа /

Реферат
19. Китай в период правления Младшей династии Хань 18 2 5 Контрольная

работа /

Реферат
Всего часов 36 36 2 70 36
Дисциплина «История древней Греции»
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Введение в курс «Истории древней Греции» 1 1 2 2 4
2. Древнейшие цивилизации бассейна Эгейского моря во II тыс. до н. э. Период «темных веков» 2–4 6 10 20 Контрольная

работа /

Реферат
3. Архаическая Греция (VIII–VI вв. до н. э.) 5–8 8 10 18 Контрольная

работа /

Реферат

4. Мир греческих полисов в классический период (V–IV вв. до н. э.) 9–13 10 10 20 Контрольная

работа / Реферат

5. Становление, развитие и гибель эллинистичес­кой цивилизации 14–16 10 4 2 10 Экзамен
Всего часов 36 36 70 36
Дисциплина «История древнего Рима»
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Введение. Природно-географические условия и население древней Италии 1 1 2 4
2. Рим в царский период 2–3 4 4 6 Контрольная

работа /

Реферат
3. Ранняя республика 4–6 6 4 10 Контрольная

работа /

Тест

4. Формирование римской державы и его последствия 7–8 4 4 10 Контрольная

работа / Тест

5. Римская гражданская община в III–II вв. до н.э. 9–10 4 2 10 Тест
6. Римская культура в III–II в. до н.э. 11 2 5 Контрольная

работа

7. Обострение внутренних противоречий римской державы 12–13 4 8 5 Контрольная

работа /

Реферат

8. Падение республиканского строя в Риме 14 2 4 5 Реферат / Тест
9. Римская культура на рубеже республики и империи 15 2 5 Контрольная

работа

10. Ранняя Римская империя (Принципат) 16 4 4 5 Реферат / Тест
11. Кризис III в. и установление Домината. Позд­няя Римская империя. Гибель античной цивилизации 17 2 4 5 Реферат / Тест
Всего часов 36 36 2 70

www.dereksiz.org

2. Примерный перечень вопросов к экзаменам по дисциплине «История древнего мира».

1. Проблема периодизации общеисторического процесса. Периодизация Л.Г.Моргана. Археологическая, антропологическая и общеисторическая периодизации.

  • История изучения первобытного общества.

  • Источники по истории первобытного общества. Данные: археологии, этнографии, антропологи, лингвистики и других наук.

  • Понятие антропогенеза и его движущие силы. Место человека в животном мире.

  • Эволюционная теория Ч. Дарвина.

  • Проблема прародины человека. Теория моно- и полицентризма.

  • Три этапа биологической эволюции: антропоидные предки человека; древнейшие и древние люди; новый человек.

  • Древнейшие гоминиды и их трудовая деятельность

  • Древние гоминиды и их трудовая деятельность

  • Первобытное человеческое стадо. Основные виды деятельности.

  • Общественные отношения: коллективизм, кооперация, эгалитаризм, промискуитет.

  • Завершение процесса антропогенеза.

  • Возникновение общинно-родового строя.

  • Материнского родовая община.

  • Происхождение экзогамии.

  • Расселение человечества и расогенез.

  • Ранненродовая община охотников, собирателей и рыболовов.

  • Присваивающее хозяйство. Развитие производительных сил.

  • Первобытный “коммунизм”. Зарождение личной и коллективной собственности.

  • Общественные отношения в раннеродовой общине. Равенство полов.

  • Эволюция семейно-брачных отношений раннеродовой общине.

  • Причины и условия перехода к производящему хозяйству.

  • Неолитическая революция.

  • Возникновение трудового распределения. “Престижная экономика”.

  • Организации власти в позднепервобытной общине.

  • Эволюция семьи по Г.Л. Моргану.

  • Род. Фратрия. Племя и союз племен.

  • Возникновение и распространение земледелия.

  • Возникновение и развитие металлургии.

  • Возникновение и распространение скотоводства

  • Сельская община. Ее дуализм.

  • Начало социально-экономического расслоения общества.

  • Военная демократия: причины и сущность.

  • Изменение форм семьи и брака в позднепервобытной общине.

  • Появление родоплеменной знати. Первобытные формы рабства.

  • Причины возникновения классов.

  • Возникновение и сущность государства.

  • Материальная культура раннепервобытной общины.

  • Материальная культура позднепервобытной общины.

  • Эмпирические знания человека первобытной эпохи. Зарождение рациональных знаний.

  • Особенности первобытного мышления.

  • Мифология и религиозные верования. Сущность мифологии.

  • Тотемизм, анимизм, фетишизм.

  • Магия, культ вождя.

  • Жанры первобытного искусства.

  • Древний Восток и его место в историческом процессе. Древневосточная деспотия.

  • Хронологические и географические рамки курса «История древнего Востока». Проблема происхождения государственности.

  • Социально-классовая структура общества древнего Востока.

  • Община на древнем Востоке (на примере одного из древневосточных государств).

  • Древний Египет: природные условия, население, периодизация.

  • Источники и историография по истории древнего Египта.

  • Египет периодов Раннего и Древнего царств.

  • Египет в период Среднего царства.

  • Египет при XVIII династии. Завоевательные походы Тутмоса III.

  • Религиозная реформа Эхнатона.

  • Египет при XIX и XX династиях.

  • Египет в эпоху Позднего царства.

  • Особенности древнеегипетской религии.

  • Культура древнего Египта.

  • Древняя Месопотамия: природные условия, население, периодизация.

  • Источники и историография по истории древней Месопотамии.

  • Города-государства Шумера.

  • Месопотамия под властью Аккада.

  • Нашествие кутиев. III династия Ура.

  • Экономическое развитие Вавилона по законам Хаммурапи.

  • Социально-классовая структура вавилонского общества по законам Хаммурапи.

  • Шумеро-вавилонская культура.

  • Хеттское царство в древнехеттский период.

  • Великая Хеттская держава в период Новохеттского царства.

  • Восточное Средиземноморье в древности.

  • Ассирия во II тыс. до н.э.

  • Экономический и военно-политический подъем Ассирии в конце X–IX вв. до н.э.

  • Возвышение Ассирии во второй половине VIII – первой половине VII в. до н.э. и ее упадок.

  • Государство Урарту.

  • Нововавилонское царство.

  • Древний Иран: природные условия, население, источники.

  • Возникновение Персидской державы. Реформы Дария I и их последствия.

  • Религия и культура древнего Ирана.

  • Древняя Индия: природные условия, население, периодизация, источники.

  • Индская (Хараппская) цивилизация.

  • Индия в первой половине I тыс. до н.э. Становление варнового строя.

  • Религии древней Индии: ведийская религия, буддизм, индуизм.

  • Индия во второй половине I тыс. до н.э. Возвышение Магадхи. Держава Маурьев.

  • Культура древней Индии.

  • Древний Китай: природные условия, население, периодизация, источники.

  • Разложение первобытнообщинного строя и древнейшие государственные образования в Китае. Шан-Инь и Западное Чжоу.

  • Китай в VIII–III вв. до н.э. Эпохи Чуньцю и Чжаньго. Реформы Шан-Яна. Империя Цинь.

  • Идеологическая борьба в Китае в VI–III вв. до н.э. Возникновение конфуцианства. Моизм. Даосизм. Легизм.

  • Китай в III в. до н.э. – I в.н.э. Старшая и младшая династии Хань.

  • Культура древнего Китая.

  • studfiles.net

    Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» Квалификация (степень) выпускника

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт истории и международных отношений

    УТВЕРЖДАЮ

    ___________________________

    "___" __________________2010 г.

    Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки

    030600 «История»

    Квалификация (степень) выпускника

    Бакалавр Форма обучения

    очная

    Саратов 2010

    1. Цели освоения дисциплины «История древнего мира» «История древнего мира» состоит из трех разделов: 1) «История древнего Востока»; 2) «История древней Греции»; 3) «История древнего Рима».

    Цель изучения дисциплины «История древнего мира» заключается в формировании у студентов комплексного и научного представления об основных периодах и закономерностях развития древних цивилизаций, существовавших в Азии, Северной Африке и Европе с середины IV тыс. до н. э и до середины I тыс. н. э., а также представлений о роли этих цивилизаций в истории человечества, их культурном и историческом своеобразии, осознанного ценностного отношения к историческому прошлому, формирование представлений о важнейших исторических проблемах, существующих в сфере современного исследования древнегреческой истории, и навыков, необходимых студентам в их будущей профессиональной деятельности; студенты должны овладеть методами исторического познания и навыками работы с различными (в первую очередь письменными) источниками.

    2. Место модуля в структуре ООП бакалавриата «История древнего мира» является базовой для ООП бакалавриата направления 030600 – история.

    «История древнего мира» логически и содержательно-методически связана с другими дисциплинами: историей первобытного общества, историей средних веков, отечественной историей (ч. I), этнологией, создавая определенную фактологическую и методологическую базу для их изучения.

    Освоение истории древнего мира, кроме того, подразумевает постоянную работу по изучению и анализу мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем, развитие способности публично представлять собственные и уже известные научные результаты. Это, в свою очередь, развивает навыки межличностного общения и межличностных отношений, восприятия личности другого человека, способности противостоять идеологическому манипулированию, что получит дальнейшее развитие на любых занятиях профессионального цикла и во время учебных и производственных практик.

    Изучение истории древнего мира в рамках бакалавриата предполагает предварительное элементарное знакомство студента с мировой историей, знание основных фактов и событий древней истории, имен исторических деятелей и их роли в историческом процессе. На этой базе предполагается изучение истории древнего мира на более высоком уровне, осмысление процессов и событий в их динамике и взаимосвязи; совершенствование способности находить, анализировать и контекстно обрабатывать историческую информацию из различных источников; складывание понимания роли профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 03060 – история в общественном прогрессе и развитии российского общества. В ходе прохождения курса на базе богатого фактического материала отрабатываются основные исторические, социологические и полтэкономические понятия, с которыми студент будет неоднократно встречаться при работе в рамках последующих исторических курсов.

    3. Компетенции студента, формируемые в результате

    освоения модуля «История древнего мира» В результате освоения модуля «История древнего мира» студент должен

    Знать:

    – основные этапы развития древних цивилизаций, а также ключевые события истории древнего Востока, древней Греции и Рима; выдающихся деятелей древней истории;

    – движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в нем и в политической организации древних обществ;

    – традиционные и современные подходы к оценке и периодизации древневосточной, древнегреческой и римской истории;

    – важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития древних обществ и государств.

    Уметь:

    – осуществлять эффективный поиск информации и работу с различными типами источников;

    – критически анализировать источники информации;

    – реферировать и аннотировать тексты;

    – логически верно, ясно и аргументировано строить свою речь;

    – публично отстаивать свою точку зрения в социально приемлемых формах;

    – осмысливать процессы и явления древней истории в их динамике и взаимосвязи, соотносить общие процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов и событий;

    – видеть последствия и уроки исторических событий, принимать с их учетом осознанные решения.

    Владеть:

    – представлениями о событиях древневосточной, древнегреческой и римской истории, основных исторических деятелях и достижениях культуры древних народах;

    – навыками поиска и работы с исторической литературой (исследованиями) и источниками;

    – приемами ведения дискуссии и публичных выступлений;

    – пониманием многовариантности исторического процесса и правомерностью существования различных точек зрения на научные проблемы;

    – представлением о базовой ценности культуры, свободы, гражданственности и гуманизма;

    – потребностью в постоянном продолжении своего образования.

    4. Структура и содержание модуля «История древнего мира» Общая трудоемкость дисциплины «История древнего Востока» составляет _____ зачетных единиц (144 часа).

    Общая трудоемкость дисциплины «История древней Греции» составляет _____ зачетных единиц (144 часа).

    Общая трудоемкость дисциплины «История древнего Рима» составляет _____ зачетных единиц (144 часа).

    Изучение «Истории древнего мира» по специальности «история» на дневном отделении осуществляется на протяжении двух первых семестров и включает в себя три лекционных курса, семинарские занятия, зачёт по курсу «История древнего Востока», экзамены по курсам «История древней Греции» и «История древнего Рима», зачет по курсовой работе.

    п/п

    Раздел /тема

    дисциплины

    Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
    Лек-ции Практич. Конс. Сам.раб.
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    Дисциплина «История древнего Востока»
    1. Введение в историю древнего мира 1 1 2 4
    2. Общие закономерности образования первых цивилизаций. 1 2 4 Контрольная

    работа /

    Реферат
    3. Возникновение цивилизации в Месопотамии – первый путь развития раннерабовладельческого общества 2 2 3 Контрольная

    работа /

    Реферат
    4. Возникновение цивилизации в долине Нила (Египте) – второй путь развития раннерабовладельческого общества. 2–3 2 2 3 Реферат / Тест
    5. Древнеиндская цивилизация. 3 1 5 Контрольная

    работа /

    Реферат
    6. Государства Двуречья во II тыс. до н. э. 3–6 1 10 5 Реферат / Тест
    7. Египет во II – начале I тыс. до н. э. 7 4 4 Реферат / Тест
    8. Возникновение и развитие хеттской цивилизации 8 2 2 4 Контрольная

    работа /

    Реферат
    9. Возникновение и история Израиле-Иудейского государства 9 2 2 Контрольная

    работа /

    Реферат
    10. Возникновение древних государственных образований в Китае. Шан-Инь и Восточное Чжоу. 9 2 3 Контрольная

    работа /

    Реферат
    11. Ассирийская держава. 10 2 3 Контрольная

    работа /

    Реферат
    12. Нововавилонская держава 10 2 4 Реферат / Тест
    13. Персидская держава 11 2 4 Реферат / Тест
    14. Возникновение и распад общеиндийской державы Маурья 12–13 2 2 2 Контрольная

    работа /

    Реферат
    15. Древний Китай в VIII–III вв. до н.э. 14 1 3 Контрольная

    работа /

    Реферат
    16. Первое централизованное государство в Китае (империя Цинь) 15 2 5 Реферат / Тест
    17. Империя Старшей династии Хань 16 2 3 Реферат / Тест
    18. Индия в последний период древности 17 1 4 Контрольная

    работа /

    Реферат
    19. Китай в период правления Младшей династии Хань 18 2 5 Контрольная

    работа /

    Реферат
    Всего часов 36 36 2 70 36
    Дисциплина «История древней Греции»
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    1. Введение в курс «Истории древней Греции» 1 1 2 2 4
    2. Древнейшие цивилизации бассейна Эгейского моря во II тыс. до н. э. Период «темных веков» 2–4 6 10 20 Контрольная

    работа /

    Реферат
    3. Архаическая Греция (VIII–VI вв. до н. э.) 5–8 8 10 18 Контрольная

    работа /

    Реферат

    4. Мир греческих полисов в классический период (V–IV вв. до н. э.) 9–13 10 10 20 Контрольная

    работа / Реферат

    5. Становление, развитие и гибель эллинистичес­кой цивилизации 14–16 10 4 2 10 Экзамен
    Всего часов 36 36 70 36
    Дисциплина «История древнего Рима»
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    1. Введение. Природно-географические условия и население древней Италии 1 1 2 4
    2. Рим в царский период 2–3 4 4 6 Контрольная

    работа /

    Реферат
    3. Ранняя республика 4–6 6 4 10 Контрольная

    работа /

    Тест

    4. Формирование римской державы и его последствия 7–8 4 4 10 Контрольная

    работа / Тест

    5. Римская гражданская община в III–II вв. до н.э. 9–10 4 2 10 Тест
    6. Римская культура в III–II в. до н.э. 11 2 5 Контрольная

    работа

    7. Обострение внутренних противоречий римской державы 12–13 4 8 5 Контрольная

    работа /

    Реферат

    8. Падение республиканского строя в Риме 14 2 4 5 Реферат / Тест
    9. Римская культура на рубеже республики и империи 15 2 5 Контрольная

    работа

    10. Ранняя Римская империя (Принципат) 16 4 4 5 Реферат / Тест
    11. Кризис III в. и установление Домината. Позд­няя Римская империя. Гибель античной цивилизации 17 2 4 5 Реферат / Тест
    Всего часов 36 36 2 70

    dereksiz.org

    3. Темы курсовых работ по дисциплине «История древнего мира»

    10. Формирование человеческих рас.

    11. Способы охоты в первобытности.

    12. Оружие первобытной эпохи.

    13. Происхождение земледелия.

  • Происхождение индо-ариев.

  • Происхождение финно угров.

  • Происхождение номадизма.

  • Культура древнего Египта: письменность, система обучения, литература.

  • Культура древнего Египта: изобразительное искусство, архитектура, развитие научных знаний.

  • Сравнительный анализ религиозных воззрений населения древнего Египта и древней Месопотамии.

  • Религиозная реформа Эхнатона.

  • Повседневная жизнь древних египтян в эпоху Нового царства.

  • Внутренняя и внешняя политика Саргона Древнего.

  • Экономическое развитие Вавилонии по Законам Хаммурапи.

  • Социально-классовая структура вавилонского общества по Законам Хаммурапи.

  • Шумеро-месопотамская культура.

  • Реформы Тиглатпаласара III.

  • Библия как исторический источник.

  • Государство Элам.

  • Мидийское царство.

  • Организация Персидской державы при Дарии I.

  • Религия и культура древнего Ирана.

  • Сущность буддизма.

  • Культура древней Индии.

  • Сущность конфуцианства.

  • Распространение религиозно-философских течений в древнем Китае. Моизм. Взгляды легистов. Даосизм.

  • Культура древнего Китая.

  • Троянская война: миф или реальность?

  • Открытие Г.Шлиманом Трои и Микен.

  • Спартанское общество и государство.

  • Солон - поэт и реформатор.

  • Греки в Северном Причерноморье.

  • Битва при Саламине, ее реконструкция по Эсхилу и Геродоту.

  • Перикл и афинская демократия.

  • Восточный поход Александра Македонского.

  • Социальное и имущественное неравенство в римском обществе по Законам XII таблиц.

  • Организация судопроизводства по Законам XII таблиц.

  • Использование труда рабов в сельском хозяйстве Италии по произведениям Катона и Варрона (II-I вв. до н.э.).

  • Римское рабовладельческое хозяйство по данным Катона.

  • Сравнительная характеристика восстаний рабов II-I вв. до н.э.

  • Аграрное движение в Римской республике в период деятельности Тиберия Гракха.

  • Политическая борьба в Римской республике после смерти Тиберия Гракха и реформы Гая Гракха.

  • Союзническая война в Риме в 91-88 гг. до н.э.

  • Движение под руководством Сертория в Испании.

  • Социальная борьба в Римской республике в 60-е гг. до н.э. (заговор Катилины).

  • Учение о смешанном государственном строе в политических трактатах Цицерона.

  • История второго триумвирата.

  • Социальная сущность принципата Августа.

  • Изображение императоров династии Юлиев-Клавдиев в «Анналах» Тацита.

  • Изменения в положении колонов в Римской империи I-IV вв.н.э.

  • Материалистическое объяснение мира в поэме Тита Лукреция Кара о природе вещей.

  • Луций Аней Сенека о свободе и рабстве.

  • Образ вольноотпущенника в «Сатириконе» Петрония.

  • Влияние организации и идеологии кумранской общины на раннее христианство.

  • studfiles.net

    1. Цели освоения дисциплины «История Древнего мира» Дисциплина «История Древнего мира» состоит из трех разделов: 1) «История древнего Востока»; 2)

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по предмету «История» по курсу Всеобщая история «История Древнего мира» для 5 класса составлена на основе: - авторской программы А.Н. Майкова «Введение

    Подробнее

    Пояснительная записка

    Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории в 5 классе разработана на основе ФГОС ООО по истории, примерной программы по истории на ступени основного общего образования, учебного плана МБОУ «Лекаревская

    Подробнее

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «История» составлена для обучающихся 5 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон РФ «Об образовании» (в действующей

    Подробнее

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта к содержанию исторического образования в основной школе и учебного плана общеобразовательных

    Подробнее

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, «Программы для общеобразовательных учреждений

    Подробнее

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа 2» Ступинского муниципального района УТВЕРЖДАЮ Директор школы Е.О.Головина 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс на 2013-2014 учебный год (2 часа

    Подробнее

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. АрбузовкаИвантеевского района Саратовской области» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе Составитель: Сычёва Елена

    Подробнее

    Пояснительная записка

    Пояснительная записка Пояснительная записка Цели курса: осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории

    Подробнее

    Пояснительная записка

    Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: - Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года 1089;

    Подробнее

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 38 города Тюмени РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол от 20 г. Руководитель СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР И.А.

    Подробнее

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНОЕ КАЗЕННОЕ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНОЕ КАЗЕННОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНОЕ КАЗЕННОЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный курс предназначен для учащихся 5-го класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет в первом концентре исторического

    Подробнее

    Пояснительная записка

    Пояснительная записка Пояснительная записка Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях

    Подробнее

    Программа дисциплины

    Программа дисциплины МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Отделение

    Подробнее

    Пояснительная записка.

    Пояснительная записка. Пояснительная записка. Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы

    Подробнее

    учебный год с.казачинское.

    учебный год с.казачинское. Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 «А», 5 «Б» классов (базовый уровень) учитель: Добрынина Валентина Михайловна Первая квалификационная категория Рабочая программа по истории Древнего мира

    Подробнее

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа написана согласно - федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования второго поколения; - основной образовательной программе

    Подробнее

    Пояснительная записка

    Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования истории, примерной программы основного общего образования по истории, рекомендованной

    Подробнее

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа «Рассмотрено» Заседание МО МБОУ Междуреченской СОШ Протокол 1 от от 27.08.2015г. Руководитель МО

    Подробнее

    История России 10 класс

    История России 10 класс История России 0 класс Планируемы результаты освоения учебного предмета «История России» к концу 0 класса: знать, понимать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории; периодизацию

    Подробнее

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по Истории Древнего мира для 5 класса А.А. Вигасин, Г.И. Годер И.С. Свенцицкая «Просвещение» 203г. Допущена МО РФ. Учебник История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И. Годер,

    Подробнее

    АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический

    Подробнее

    учебный год

    учебный год Рабочая программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 69» Приволжского района г. Казани по истории в 5 классе учителя 1 квалификационной категории Бекреневой Татьян Николаевны Рассмотрено на заседании

    Подробнее

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 5 КЛАСС

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 5 КЛАСС МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛЬШЕКАБАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

    Подробнее

    Цивилизации Древнего Востока

    Цивилизации Древнего Востока Цивилизации Древнего Востока Авторы: ученицы 11 «Б» класса: Моисеева Мария Старцева Алѐна Масленникова Ксения Руководитель: Кузнецова О.П. учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия 83» г.ижевск Проблемный

    Подробнее

    docplayer.ru

    Учебно-методический комплекс дисциплины история Древнего мира, часть Бакалавриат; направление: «история»

    Департамент образования города Москвы

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования города Москвы

    «Московский городской педагогический университет»

    Институт гуманитарных наук

    Кафедра всеобщей истории

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

    История Древнего мира, часть 2.

    Бакалавриат; направление: «история»

    030600.62 – история

    Институт гуманитарных наук

    Курс 1, семестр 2

    Москва 2011

    Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры всеобщей истории, протокол№ _____от ___________, утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.

    Составитель

    профессор, доктор исторических наук ___________Ф.А.Михайловский

    Рецензент (рецензенты)

    [ученая степень, звание, подпись, Ф.И.О.]

    Заведующий кафедрой

    профессор, доктор исторических наук ___________Е.И. Хаванов

    Содержание

    Часть I. Программа учебной дисциплины с. 41. Пояснительная записка с. 4

    2. Распределение тематических разделов дисциплины

    по учебным семестрам с. 8

    3. Содержание дисциплины с. 8

    4. Список рекомендуемой литературы с. 22

    5. Список Интернет-ресурсов с. 26

    6. Материально-техническое обеспечение с. 28Часть II. Методические рекомендации

    и план освоения учебной дисциплины с. 301. Виды учебной работы с. 30

    2. Тематический план курса с. 30

    3. Примерная тематика докладов, рефератов,

    курсовых и дипломных работ с. 55

    4. требования и примерные вопросы к экзамену с. 57

    5. список рекомендуемой литературы с. 59

    6. тесты для самоконтроля с. 62

    7. перечень компьютерных программ с. 67

    8. Методические рекомендации для преподавателя с. 67

    9. методические указания для студентов с. 69Часть III. Технологическая карта дисциплины с. 88

    Часть I. Программа учебной дисциплины1. Пояснительная запискаИстория Древнего мира изучается на историческом факультете в качестве общепрофесиональной дисциплины и представляет собой первый этап в освоении дисциплин раздела всеобщей истории. Программа курса соответствует ФГОС ВПО № 732 от 16 декабря 2009 года.

    Цель и задачи дисциплины. Общей целью второй части курса является систематическое изучение процесса возникновения и развития античной, или греко-римской цивилизации.

    Под «цивилизацией» понимается совокупность хозяйственных, социальных, политических, социально-психологических, идеологических особенностей данного общества (или обществ). История цивилизаций начинается со времени зарождения на основе производящего хозяйства социального неравенства, государства, городов, письменности как основы для создания писаного права и письменной литературы в широком смысле слова.

    Важнейшей задачей курса является сопоставление разных цивилизаций древности, для чего используется понятие «пути развития различных древних обществ», чтобы при конкретном изложении можно было отметить общее и особенное, позволяющее объединять эти общества в рамках истории древнего мира.

    Освоение исторической дисциплины студентами в процессе обучения происходит на следующих уровнях:

    -на уровне фактического материала и терминологии;

    -на уровне понятийного аппарата, явлений, закономерностей развития общества;

    -на уровне общих и специальных методов исследовательской деятельности, среди них можно выделить два аспекта: работа с историческим источником и работа с научной литературой;

    -на уровне мировоззрения.

    Исходя из этого, формулируются задачи обучения исторической дисциплине. В процессе преподавания курса истории Древнего мира на историческом факультете решаются следующие задачи:

    -знакомство с периодизацией, фактической историей обществ и государств на Древнем Востоке и в античном Средиземноморье, их экономическим и социальным развитием, вопросами политической истории и культуры;

    -освоение терминологического и понятийного аппарата исторической науки, основ анализа письменных источников научной литературы;

    -формирование умений сравнительного анализа исторических общественных структур, фактов и явлений в древних обществах;

    -изучение действия основных закономерностей исторического развития;

    -формирование представлений об основных научных концепциях и методах исследований в исторической науке, о разнообразии методологических подходов, истории изучения древнего мира в России и за рубежом;

    -формирование целостного восприятия исторического процесса, адекватного современному уровню развития исторической науки, и научного мировоззрения;

    -формирование общих приемов исследовательской деятельности: поиска информации, чтения и анализа научного текста;

    -формирование умений создания научного текста: освоение структуры и приемов оформления научно-справочного аппарата, развитие письменной речи в аспекте создания научного текста;

    -формирование представлений о тесной взаимосвязи человека и природы в древности, экологического подхода к изучению общества;

    -формирование представлений о своеобразии исторического опыта древних обществ и значении их культурного наследия для современности, понимания их вклада в историческое развитие человечества. Место дисциплины в ООП. Фактический и теоретический материал курса служит опорой при изучении истории Средних веков. Курс тесно связан с такими специальными дисциплинами исторического образования как история первобытного общества, археология, мировая художественная культура, история мировых религий.

    Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся соответствуют требованиям, предъявляемым к результатам обучения в основной школе, определенным стандартами второго поколения (2010 г.).1 Они включают в себя личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты.

    Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина. Подготовка бакалавра-историка позволяет продорлжить образование в магистратуре для занятия научной деятельностью, преподавать в средних учебных заведениях, работать в гуманитарной сфере.

    Требования к уровню (результатам) освоения дисциплины

    В результате усвоения материалов дисциплины, студенты получают знания и навыки, необходимые для самостоятельной исследовательской и преподавательской деятельности

    Результат обучения истории Древнего мира на историческом факультете должен отвечать следующим требованиям, предъявляемым к уровню освоения дисциплины:

    -знать общую периодизацию истории древнего мира, и более дробную периодизацию истории Древнего Востока, Древней Греции и Рима, иметь представление об ее критериях;

    -знать хронологию, основные факты и термины экономической, социально-политической и культурной истории периода;

    -владеть основными понятиями курса, иметь представление о соотношении отдельных понятий друг с другом;

    -давать сравнительную характеристику исторических фактов, явлений, общественных структур, делать выводы на основе сравнения;

    -уметь выявлять тенденции и закономерности в развитии явлений и общественных институтов;

    -иметь представление об основных проблемах, общих тенденциях и закономерностях развития общества в эпоху древности;

    -иметь представление об основных тенденциях развития исследований по истории древнего мира и разнообразии исследовательских подходов;

    -знать классификацию исторических источников, уметь охарактеризовать исторический источник и проанализировать его текст

    -уметь читать и анализировать научную литературу, характеризовать точку зрения автора по определенной проблеме;

    -иметь навыки конспектирования научных публикаций и оформления научно-справочного аппарата исторического исследования

    -ориентироваться в многообразии современной литературы по истории древнего мира, адекватно оценивать качество информации, представленной в ней.

    В программе не выделяются отдельно вопросы историографии; представляется целесообразным знакомить студентов с рассмотрением тех или иных вопросов в научной литературе (главным образом спорных) в связи с изложением конкретного материала.

    Содержание тем неравномерно: некоторые, по усмотрению преподавателя, могут быть объединены при изучении, на другие желательно отвести несколько занятий.2. Распределение тематических разделов дисциплины по учебным семестрамКурс истории Древнего мира (ч. 2: Древняя Греция и Древний Рим) изучается во втором семестре на 1 курсе бакалавриата.

    Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрено проведение итогового экзамена во 2-ом семестре (по материалам разделов «Древняя Греция» и «Древний Рим»).

    Текущий контроль. Контроль за усвоением знаний осуществляется в ходе практических занятий и проведения письменных контрольных работ в форме тестов.3. Содержание дисциплины

    Раздел I. История Древней ГрецииВведение

    Понятие «античная цивилизация». Особенности античного пути развития древних обществ. Гражданская община как основа античной цивилизации. Древняя Греция и Рим как ее очаги. Географические и хронологические рамки античной цивилизации.

    Периодизация истории Древней Греции. Характер источников. Зарождение историографии в Греции.Тема 1. Крит и ахейские государства в III-II тыс. до н.э.

    Природа Балканской Греции и Крита. Археологические открытия XIX-XX вв. в Малой Азии, Балканской Греции и Крите.

    Древний Крит. Источники. Греческие мифы Критского цикла. Критская письменность: иероглифы и линейное письмо А. Проблема этнической принадлежности населения Крита. Критское царство - объединение острова под властью Кносса. Дворцовые комплексы. Критское искусство и реконструкция критских культов. Морское могущество. Природная катастрофа на острове Фера (Санторин). Теории упадка могущества Крита в современной историографии. Появление на Крите ахейцев.

    Балканская Греция в III тыс. до н.э. Поселение в Лерне. Проникновение с севера ахейских и ионийских племен. Ахейские и ионийские города во II тыс. до н.э.: Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины. Появление письменности линейное письмо Б и его дешифровка. Социально-экономический политический строй ахейских государств по данным табличек линейного письма Б. Дворцовое хозяйство, использование труда рабов. Землевладение. Ремесло.

    Вопрос о государстве Ахийява по хеттским источникам. Ахейские государства и Троя. Легенды о Троянской войне. Проблема историчности Троянской войны. Начало вторжений племен с севера. Упадок ахейских государств, разрушение дворцов, регресс в хозяйстве, потеря письменности. Современные теории гибели культуры бронзового века в Греции.Тема 2. Греция в XI-X вв. до н.э.

    Проблема поэм Гомера как исторических источников. Археологические данные. Упадок хозяйства. Роль микенского наследия. Героические мифы как форма компенсаторного творчества в условиях общего упадка Греции. Олимпийская религия.

    Начало использования железа в Х веке до н.э. и его последствия. Расселение греческих племен. Колонизация малоазийского побережья.Тема 3. Архаическая Греция VIII-VI вв. до н.э.

    Источники. Поэма Гесиода «Труды и дни». Экономическое развитие Греции, последствия распространения железа. Развитие торговли и ремесла. Чекан монет. Проблема контактов со странами Востока.

    Складывание аристократических полисов. Борьба знати и демоса. Ранняя тирания. Политическая и военная организация полисов. Рабство и зависимое население в разных полисах. Понятие гражданства. Полисная мораль. Сочетание прав и обязанностей граждан. Проблема «греческого чуда» в отечественной науке.

    Великая греческая колонизация. Ее причины, основные направления и последствия для метрополий (хозяйство, изменения в социальной структуре: укрепление хозяйства средних земледельцев, развитие ремесла, купечество).

    Культура архаического периода: появление новой греческой письменности: заимствование алфавита и его усовершенствование, введение обозначения гласных звуков. Понятие эллинской общности. Соревновательный характер греческой культуры. Олимпийские, Пифийские, Истмийские игры и их общегреческое значение. Авторская литература (поэзия, басня). Зарождение философии. Ионийская школа. Каменное строительство. Образ человека в изобразительном искусстве архаического периода.

    Древняя Спарта. Природные условия Лаконии. Дорийцы в Лаконии. Борьба с ахейцами. Илоты. Объединение с Амиклами. Формирование спартанского полиса. Завоевание Мессении. Реформы Ликурга. Создание «общины равных». Социальная структура - спартиаты, периеки, илоты. Криптии как метод устрашения илотов. Государственное управление. «Детский способ» голосования в Народном собрании. Особенности олигархического строя Спарты. Ограничения деятельности спартиатов. Ксенофобия. Спарта - военный лагерь. Воспитание спартанцев. Образование Пелопонесского союза под гегемонией Спарты.

    Становление античной демократии в Афинах в VII-VI вв. до н.э. Природные условия Аттики. Становление афинского полиса. Евпатриды и демос. Процесс закабаления земледельцев. Государственный строй. Заговор Килона. Законы Драконта. Борьба демоса против евпатридов. Реформы Солона. Значение запрещения долгового рабства. Введение имущественного ценза. Создание суда присяжных. Борьба в Афинах после реформ Солона. Тирания Писистрата. Начало торговли Афин с Северным Причерноморьем. Падение тирании. Политические реформы Клисфена и их значение для развития демократии в Афинах.Тема 4. Греко-персидские войны

    и расцвет Афинской демократии в V в. до н.э.

    Греко-персидские войны и их значение в истории Эллады. Персия и греческие полисы. Ионийское восстание. Походы персов против Греции. Победа афинян в битве при Марафоне. Борьба политических группировок в Афинах. Деятельность Фемистокла. Создание военного флота. Поход Ксеркса. Образование военного союза греческих полисов. Битва у Фермопил, подвиг трехсот спартанцев. Саламинское морское сражение и роль афинян в победе. Битва при Платеях. Образование морского союза во главе с Афинами. Политика Афин по отношению к союзникам.

    Причины победы греков над персами и ее значение для экономического и политического развития Эллады. Становление самосознания греков как свободных граждан.

    Расцвет Афинской демократии в V в. до н.э.

    Экономическое развитие Аттики после Греко-персидских войн. Состав населения: граждане, метеки, вольноотпущенники, рабы. Труд земледельцев. Сочетание свободного и рабского труда в ремесле. Художественное ремесло: вазопись. Организация труда в каменоломнях и рудниках. Роль морской торговли. Банки и банкиры. Отношения с Афинским Морским союзом. Превращение союза в Афинскую архе (державу).

    Частная и общественная жизнь афинского гражданина. Празднества. Частные религиозные союзы. Положение женщин.

    Дальнейшее развитие демократических институтов. Реформа Эфиальта. Борьба группировок в Афинах. Перикл и его деятельность. Введение оплаты должностей. Перикл как государственный деятель и человек. Окружение Перикла. Государственный строй Афин при Перикле. Народное собрание и его функции. Совет 500. Выборный суд - гэлиея. Выборы должностных лиц.Тема 5. Пелопонесская война и кризис полисной системы

    Военно-политические противоречия между Пелопонесским союзом и Афинской архе. Причины и поводы к войне. Планы воюющих сторон. Периодизация войны. Архидамова война и Никиекв мир. Обострение социальной борьбы в Афинах. Алкивиад. Сицилийская экспедиция. Декелейская война. Роль Персии в исходе войны. Распад Афинской архе. Поражение Афин и его причины. Условия мира Афин со Спартой. Тирания Тридцати в Афинах. Восстановление демократии.

    Последствия Пелопонесской войны для Афин: движение земельной собственности, заклады земли, имущественная дифференциация, политическая борьба внутри гражданства. Последствия Пелопонесской войны для Спарты: развитие денежных отношений и их влияние на структуру Спартанского полиса. Закон Эпитадея., начало отчуждения земельных участков.

    Развитие наемничества. Позднегреческая тирания. Сицилийская держава Дионисия. Межполисные конфликты Коринфская война. Конец спартанской гегемонии. Возвышение Фив. Эпаминонд. Второй Афинский морской союз и его распад. Политическая раздробленность Греции. Политические программы выхода из кризиса. Исократ.

    5-bal.ru

    Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» Квалификация (степень) выпускника

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт истории и международных отношений

    УТВЕРЖДАЮ

    ___________________________

    "___" __________________2010 г.

    Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки

    030600 «История»

    Квалификация (степень) выпускника

    Бакалавр Форма обучения

    очная

    Саратов 2010

    1. Цели освоения дисциплины «История древнего мира» «История древнего мира» состоит из трех разделов: 1) «История древнего Востока»; 2) «История древней Греции»; 3) «История древнего Рима».

    Цель изучения дисциплины «История древнего мира» заключается в формировании у студентов комплексного и научного представления об основных периодах и закономерностях развития древних цивилизаций, существовавших в Азии, Северной Африке и Европе с середины IV тыс. до н. э и до середины I тыс. н. э., а также представлений о роли этих цивилизаций в истории человечества, их культурном и историческом своеобразии, осознанного ценностного отношения к историческому прошлому, формирование представлений о важнейших исторических проблемах, существующих в сфере современного исследования древнегреческой истории, и навыков, необходимых студентам в их будущей профессиональной деятельности; студенты должны овладеть методами исторического познания и навыками работы с различными (в первую очередь письменными) источниками.

    2. Место модуля в структуре ООП бакалавриата «История древнего мира» является базовой для ООП бакалавриата направления 030600 – история.

    «История древнего мира» логически и содержательно-методически связана с другими дисциплинами: историей первобытного общества, историей средних веков, отечественной историей (ч. I), этнологией, создавая определенную фактологическую и методологическую базу для их изучения.

    Освоение истории древнего мира, кроме того, подразумевает постоянную работу по изучению и анализу мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем, развитие способности публично представлять собственные и уже известные научные результаты. Это, в свою очередь, развивает навыки межличностного общения и межличностных отношений, восприятия личности другого человека, способности противостоять идеологическому манипулированию, что получит дальнейшее развитие на любых занятиях профессионального цикла и во время учебных и производственных практик.

    Изучение истории древнего мира в рамках бакалавриата предполагает предварительное элементарное знакомство студента с мировой историей, знание основных фактов и событий древней истории, имен исторических деятелей и их роли в историческом процессе. На этой базе предполагается изучение истории древнего мира на более высоком уровне, осмысление процессов и событий в их динамике и взаимосвязи; совершенствование способности находить, анализировать и контекстно обрабатывать историческую информацию из различных источников; складывание понимания роли профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 03060 – история в общественном прогрессе и развитии российского общества. В ходе прохождения курса на базе богатого фактического материала отрабатываются основные исторические, социологические и полтэкономические понятия, с которыми студент будет неоднократно встречаться при работе в рамках последующих исторических курсов.

    3. Компетенции студента, формируемые в результате

    освоения модуля «История древнего мира» В результате освоения модуля «История древнего мира» студент должен

    Знать:

    – основные этапы развития древних цивилизаций, а также ключевые события истории древнего Востока, древней Греции и Рима; выдающихся деятелей древней истории;

    – движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в нем и в политической организации древних обществ;

    – традиционные и современные подходы к оценке и периодизации древневосточной, древнегреческой и римской истории;

    – важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития древних обществ и государств.

    Уметь:

    – осуществлять эффективный поиск информации и работу с различными типами источников;

    – критически анализировать источники информации;

    – реферировать и аннотировать тексты;

    – логически верно, ясно и аргументировано строить свою речь;

    – публично отстаивать свою точку зрения в социально приемлемых формах;

    – осмысливать процессы и явления древней истории в их динамике и взаимосвязи, соотносить общие процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов и событий;

    – видеть последствия и уроки исторических событий, принимать с их учетом осознанные решения.

    Владеть:

    – представлениями о событиях древневосточной, древнегреческой и римской истории, основных исторических деятелях и достижениях культуры древних народах;

    – навыками поиска и работы с исторической литературой (исследованиями) и источниками;

    – приемами ведения дискуссии и публичных выступлений;

    – пониманием многовариантности исторического процесса и правомерностью существования различных точек зрения на научные проблемы;

    – представлением о базовой ценности культуры, свободы, гражданственности и гуманизма;

    – потребностью в постоянном продолжении своего образования.

    4. Структура и содержание модуля «История древнего мира» Общая трудоемкость дисциплины «История древнего Востока» составляет _____ зачетных единиц (144 часа).

    Общая трудоемкость дисциплины «История древней Греции» составляет _____ зачетных единиц (144 часа).

    Общая трудоемкость дисциплины «История древнего Рима» составляет _____ зачетных единиц (144 часа).

    Изучение «Истории древнего мира» по специальности «история» на дневном отделении осуществляется на протяжении двух первых семестров и включает в себя три лекционных курса, семинарские занятия, зачёт по курсу «История древнего Востока», экзамены по курсам «История древней Греции» и «История древнего Рима», зачет по курсовой работе.

    п/п

    Раздел /тема

    дисциплины

    Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
    Лек-ции Практич. Конс. Сам.раб.
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    Дисциплина «История древнего Востока»
    1. Введение в историю древнего мира 1 1 2 4
    2. Общие закономерности образования первых цивилизаций. 1 2 4 Контрольная

    работа /

    Реферат
    3. Возникновение цивилизации в Месопотамии – первый путь развития раннерабовладельческого общества 2 2 3 Контрольная

    работа /

    Реферат
    4. Возникновение цивилизации в долине Нила (Египте) – второй путь развития раннерабовладельческого общества. 2–3 2 2 3 Реферат / Тест
    5. Древнеиндская цивилизация. 3 1 5 Контрольная

    работа /

    Реферат
    6. Государства Двуречья во II тыс. до н. э. 3–6 1 10 5 Реферат / Тест
    7. Египет во II – начале I тыс. до н. э. 7 4 4 Реферат / Тест
    8. Возникновение и развитие хеттской цивилизации 8 2 2 4 Контрольная

    работа /

    Реферат
    9. Возникновение и история Израиле-Иудейского государства 9 2 2 Контрольная

    работа /

    Реферат
    10. Возникновение древних государственных образований в Китае. Шан-Инь и Восточное Чжоу. 9 2 3 Контрольная

    работа /

    Реферат
    11. Ассирийская держава. 10 2 3 Контрольная

    работа /

    Реферат
    12. Нововавилонская держава 10 2 4 Реферат / Тест
    13. Персидская держава 11 2 4 Реферат / Тест
    14. Возникновение и распад общеиндийской державы Маурья 12–13 2 2 2 Контрольная

    работа /

    Реферат
    15. Древний Китай в VIII–III вв. до н.э. 14 1 3 Контрольная

    работа /

    Реферат
    16. Первое централизованное государство в Китае (империя Цинь) 15 2 5 Реферат / Тест
    17. Империя Старшей династии Хань 16 2 3 Реферат / Тест
    18. Индия в последний период древности 17 1 4 Контрольная

    работа /

    Реферат
    19. Китай в период правления Младшей династии Хань 18 2 5 Контрольная

    работа /

    Реферат
    Всего часов 36 36 2 70 36
    Дисциплина «История древней Греции»
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    1. Введение в курс «Истории древней Греции» 1 1 2 2 4
    2. Древнейшие цивилизации бассейна Эгейского моря во II тыс. до н. э. Период «темных веков» 2–4 6 10 20 Контрольная

    работа /

    Реферат
    3. Архаическая Греция (VIII–VI вв. до н. э.) 5–8 8 10 18 Контрольная

    работа /

    Реферат

    4. Мир греческих полисов в классический период (V–IV вв. до н. э.) 9–13 10 10 20 Контрольная

    работа / Реферат

    5. Становление, развитие и гибель эллинистичес­кой цивилизации 14–16 10 4 2 10 Экзамен
    Всего часов 36 36 70 36
    Дисциплина «История древнего Рима»
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    1. Введение. Природно-географические условия и население древней Италии 1 1 2 4
    2. Рим в царский период 2–3 4 4 6 Контрольная

    работа /

    Реферат
    3. Ранняя республика 4–6 6 4 10 Контрольная

    работа /

    Тест

    4. Формирование римской державы и его последствия 7–8 4 4 10 Контрольная

    работа / Тест

    5. Римская гражданская община в III–II вв. до н.э. 9–10 4 2 10 Тест
    6. Римская культура в III–II в. до н.э. 11 2 5 Контрольная

    работа

    7. Обострение внутренних противоречий римской державы 12–13 4 8 5 Контрольная

    работа /

    Реферат

    8. Падение республиканского строя в Риме 14 2 4 5 Реферат / Тест
    9. Римская культура на рубеже республики и империи 15 2 5 Контрольная

    работа

    10. Ранняя Римская империя (Принципат) 16 4 4 5 Реферат / Тест
    11. Кризис III в. и установление Домината. Позд­няя Римская империя. Гибель античной цивилизации 17 2 4 5 Реферат / Тест
    Всего часов 36 36 2 70

    www.ekonoom.ru