Дипломатия древней руси сахаров. Книга: Сахаров, Андрей Николаевич «Дипломатия Древней Руси»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Книга: Сахаров Андрей Николаевич «Дипломатия Древней Руси». Дипломатия древней руси сахаров


Дипломатия Святослава читать онлайн, Сахаров Андрей Николаевич

Введение

Эта книга является непосредственным продолжением моей монографии «Дипломатия древней Руси: IX - первая половина X в.», вышедшей в 1980 году. В ней ставилась цель показать зарождение древнерусской дипломатии, ее последующее усложнение и совершенствование по мере развития древнерусского государства. В данном исследовании речь идет о том периоде, когда, опираясь на предшествующий дипломатический опыт, Русь предпринимает дипломатические усилия для достижения своих внешнеполитических целей в 60 - начало 70-х годов X в.

К этому времени древнерусское государство уже имело определенный дипломатический опыт. Раннефеодальная монархия, осуществляя свои внешнеполитические цели, использовала разнообразные дипломатические методы и приемы. Развитие древнерусской дипломатии было тесно связано с социально-экономическими и политическими процессами в землях восточных славян. Дипломатия древних руссов использовала, с одной стороны, традиции и обычаи восточнославянских племен, осуществлявших контакты как между собой, так и с иноэтническими соседями, а с другой - международный опыт, в первую очередь славянских государственных образований, Византийской империи, государств Восточной и Северной Европы, Передней Азии.

С течением веков руссы шаг за шагом освоили процедуру заключения устных соглашений о прекращении военных действий и обмене пленными, научились заключать перемирия и миры, в том числе с местными византийскими властями в Северном Причерноморье; стали направлять посольства в соседние государства, позднее вступили в прямые дипломатические контакты с центральным византийским правительством, с государством франков, Хазарией и другими государствами. В 860 году Русь после успешного нападения на Константинополь заключила первый известный нам договор «мира и любви» с Византией, который представлял собой стереотипное соглашение такого рода, неоднократно заключавшееся империей с окружающими «варварскими» государствами и народами. Это соглашение, явившееся своеобразным дипломатическим признанием древней Руси и заключенное русским посольством в Константинополе, предусматривало установление между государствами мирных отношений, возможно, уплату империей дани Руси, допущение на Русь христианской миссии, крещение части руссов, а также военную помощь империи со стороны Руси.

От конца IX века до нас дошли сведения о договорах «мира и любви» Руси с варягами, уграми, дружеские отношения связывали в конце IX - начале X века Русь и Болгарию.

В X веке, по мере укрепления и развития древнерусского государства, активизировалась его внешняя политика: Русь овладевала все новыми формами дипломатических отношений с окружающими странами и народами.

С Византией были заключены договоры в 907, 911 и 944 годах. Соглашение 907 года включало традиционные для договоров «мира и любви» условия, предусматривавшие восстановление мирных отношений между странами, уплату империей дани Руси и определявшие статус русских посольских и торговых миссий. Судя по совместным военным действиям Руси и Византии против общих противников, это соглашение включало и устную договоренность о военном союзе. По-видимому, устный клятвенный мир был дополнен и письменным соглашением - императорским хрисовулом, где были перечислены конкретные обязательства греческой стороны, как это было принято в византийской дипломатической практике. Уже в это время руссы выработали свой стереотип утверждения договоров такого рода - «роту», клятву, которая соответствовала международным дипломатическим обычаям и бытовала у «варварских», нехристианских государств. Выработка сначала перемирия, а потом мира 907 года сопровождалась посольскими обменами и посольскими конференциями. От этого времени доходят упоминания о первых русских послах, представлявших на переговорах Русь как суверенное государство.

Русско-византийский договор 911 года показал, что в начале X века Русь не только умела заключать обычные для того времени договоры «мира и любви», но и подошла вплотную к освоению вершин тогдашней дипломатии - письменным двусторонним равноправным межгосударственным соглашениям, охватывающим политические, экономические, военные и юридические вопросы. Работа над текстом договора была проведена в Константинополе во время встречи представителей Руси и Византии. С византийской стороны переговоры возглавлял император Лев VI. В договоре были отражены посольские прения, «речи». Киевское посольство в Византии принимали в соответствии с установившимися правилами, распространявшимися и на другие иностранные миссии.

Представительство посольства впервые отразило в дипломатической сфере идеологию русского раннефеодального государства: послы выступали от лица великого князя русского, всех «светлых» бояр и князей и от имени всего русского парода.

Договор 911 года стал качественно повой ступенью в истории древнерусской дипломатии - он включал не только основную общеполитическую идею соглашения 907 года - идею «мира и любви», но и «ряд» - конкретные статьи, посвященные разнообразным торговым, военно-союзным, юридическим и другим вопросам.

Статья о союзных обязательствах Руси по отношению к Византии не только указывает на растущее международное значение русского государства, но и отражает его возросшую экономическую и военную мощь как следствие внутренней централизации.

Соглашение было зафиксировано в аутентичных грамотах, идущих от обеих сторон на их родном языке, и в копиях, написанных на языке другой стороны. Обмен оригиналами и копиями, порядок подписания грамот византийским императором и русскими послами, процедура их клятвенного утверждения свидетельствовали о том, ч го Русь преуспела в стремлении использовать опыт предшествующих веков по выработке письменных равноправных межгосударственных соглашений. Однако в это время Русь еще не добилась в этой области полного равноправия с Византией. Документ вырабатывался в императорской канцелярии; греческие послы не появлялись в Киеве; русский князь получил в договоре лишь титул «светлость», что соолзетствовало невысокой титулатуре в тогдашнем мире.

Во время похода на Восток в 912-913 годах Русь заключила дипломатическое соглашение с Хазарией о проходе русского войска по Дону и Волге на Каспий.

В середине 30-х годов X в. экономическая, военная, политическая мощь Руси продолжала возрастать. Все более активный характер приобретает ее стремление овладеть Северным Причерноморьем, сокрушить византийские опорные пункты в Крыму, прочно утвердиться на восточных торговых путях, и в парную очередь в Приазовье, Поволжье, Закавказье. Против Византии были направлены главные военные и политические усилия Руси в то время. В конфликтной ситуации империя прекратила выплату Руси ежегодной дани, что и обусловило начало войны между соперниками в 941 году.

В этот период Русь попыталась создать антивизантийскую коалицию: Игорь вел на Константинополь печенегов, варягов. Византия опиралась в этой борьбе на союзную Болгарию.

После первого неудачного похода 941 года Русь предприняла в 944 году новое наступление на Византию, но империи удалось остановить на Дунае союзное русско-варяжско-печенежское войско обещанием предоставить Руси контрибуцию и вновь начать выплату ежегодной дани.

После заключения перемирия начались длительные и многократные посольские переговоры и в Киеве, и в Константинополе, закончившиеся выработкой нового русско-византийского договора 944 года. Русь совершенствует порядок выработки дипломатических соглашений, усложняется и расширяется состав посольств, развивается идея общерусского представительства посольств за рубежом.

Договор 944 года включал не только статьи о «мире и любви» 907 года, ко и вобрал в себя «ряд» договора 911 года. Однако содержание нового соглашения усложнилось. Его детально разработанные положения глубкое отражают характер отношений Руси и Византии и полнее соответствуют уровню развития древнерусской государственности. По существу соглашение 944 года стало вершиной древнерусской дипломатической практики и документалистики, явилось первым развернутым письменным договором о военном союзе двух государств.

Новый шаг сделала русская дипломатия и в период русского похода на Восток в 945 году. Захватив город Бердаа, руссы попытались закрепиться в крае и предприняли меры по заключению договора с местным населением.

Есть также основания говорить о достижениях русской дипломатии в период правления княгини Ольги. Русское посольство во главе с Ольгой появилось в Константинополе и провело там переговоры по широкому кругу вопросов, в том числе о титулатуре русских великих князей, повышений политического престижа русского государства. Посылка Ольгой посольства в Германию явилась попыткой установить с этой страной отношения «мира и любви», какие были установлены с Византией еще с 860 года.

Таким образом, в середине X века Русь стабилизировала свои отношения с Византией, Хазарией, венграми, варягами, Болгарией, печенегами, установила мирные отношения с Германией. Дальнейшая борьба за интересы Руси в Северном Причерноморье, Крыму, на Дунае, в Приазовье, Поволжье могла встретить ожесточенное сопротивление ее соседей, и в первую очередь Хазарии, блокировавшей русскую торговлю на юго-востоке и державшей в подчинении некоторые восточнославянские племена.

С середины 60-х годов X в. Русь вступила в полосу долгих и тяжелых войн, и дипломатия Святослава развивалась в основном в условиях военного времени, оказавших определяющее влияние на ее характер.

Войны с Волжской Булгарией, буртасами, Хазарией, северокавказскими народами - ясами и касогами, два военных похода в Болгарию, а в промежутке между ними отражение печенежского набега на Киев и, наконец, смер ...

knigogid.ru

Рецензии. А. Н. САХАРОВ. ДИПЛОМАТИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX

share the publication with friends & colleagues

М. Изд-во "Мысль". 1980. 360 с.

Изучение истории Древней Руси продолжается уже более 250 лет. За этот длительный период были обстоятельно рассмотрены самые различные аспекты темы: этногенетические, социально-экономические, политические, историко- культурные. И вместе с тем, как ни странно, есть еще сложные проблемы, которые до сих пор не подвергались серьезному изучению. К их числу относится история дипломатии Древней Руси. Необходимость ее исследования очевидна: в многочисленных работах затрагивались разнообразные сюжеты, относящиеся к анализу внешней политики Древнерусского государства, тогда как в обобщающих трудах по истории дипломатии ей уделялось очень мало внимания. Введение в научный оборот значительного числа источников (прежде всего иностранных) по данной теме, разработанность отдельных сюжетов проблемы в историографии способствовали появлению предпосылок для создания обобщающего труда по истории дипломатии Древней Руси. Выполнение этой назревшей задачи составляет заслугу автора рассматриваемой монографии.

стр. 136

А. Н. Сахаров четко определяет предмет своей работы - древнерусская дипломатия как "организация внешнеполитической деятельности, дипломатической службы Киевской Руси, т. е. форм, методов, средств, приемов, при помощи которых русская раннефеодальная монархия осуществляла свои внешнеполитические цели" (с. 7). Автор ставит и решает основные вопросы генезиса древнерусской дипломатии в неразрывной связи с процессом становления классового общества и государства, составной частью внешнеполитических функций которого является дипломатия, а также конкретно-исторически прослеживает зарождение дипломатической системы. Важными методическими принципами, сформулированными во введении к работе и последовательно проведенными в исследовании, явились также изучение развития древнерусской дипломатии в связи с международной дипломатической практикой той эпохи, комплексное исследование темы и привлечение источников, использование сравнительно-исторического метода.

Исследование обоснованно начинается с антского периода - конца эпохи праславянского единства, когда славяне находились на стадии военной демократии. Определение основных видов дипломатических контактов в сложном комплексе отношений славян, аваров и Византии, а также склавинов и антов друг с другом (посольства, устные соглашения по одному конкретному вопросу) позволило внести элементы историзма в понимание последующего развития дипломатии в Древней Руси, конкретно-исторически установить соотношение дипломатической практики славян с дипломатическим опытом Византии, который вобрал в себя всю предшествующую практику.

Следующим этапом становления дипломатии автор считает дипломатическую практику руссов конца VIII - первой трети IX в. Подвергнув обстоятельному анализу литературу, посвященную житиям Стефана Сурожского и Георгия Амастридского, А. Н. Сахаров показал обоснованность направления, признающего достоверность фактической основы этих памятников агиографии, что дало возможность использовать их как источник (с. 25 - 36). Автор считает, что в Суроже и Амастриде руссами были заключены неразвитые местные ("локальные") соглашения, "полевые миры", а не межгосударственные "договоры" или "союзы мира и дружбы", которые типологически относятся к разным уровням развития общества - догосударственному и государственному, раннефеодальному.

Эти наблюдения превращают историю дипломатии в средство внутренней критики источника, подтверждая достоверность фактической основы использованных византийских житий. Они наглядно показывают неразрывную связь разных типов договоров с различными этапами исторического развития древнерусской государственности. Именно с возникновения в Восточной Европе крупных славянских объединений племен стали возможны сурожский и амастридский походы, и нельзя не согласиться с мнением автора, что второй поход отразил "более высокий уровень объединительных тенденций древнерусского общества и возросшие материальные возможности Руси" (с. 34). Поэтому архаичные по внешней форме "локальные миры" можно было бы отнести не только к обществу "военной демократии" (с. 28, 34), но и к периоду его распада и зарождения начальных форм раннеклассовых отношений.

Естественно, что А. Н. Сахаров пристальное внимание уделил сообщению Бертинских анналов о прибытии в Ингельгейм к императору Людовику Благочестивому (при указании этих сведений (с. 36) в текст вкралась неточность: Людовик умер в 840 г.). Анализу этого известия посвящена огромная литература, что облегчило автору изучение основного для его исследования аспекта - дипломатического. Именно определение цели посольства хакана росов к византийскому императору в 838 г. - "дружбы ради" позволило А. Н. Сахарову, исходящему из содержания дипломатической терминологии IX - X вв., внести значительную определенность в интерпретацию источника, ограничив цель посольства стремлением "войти в дружеские мирные отношения с Византийской империей", вместо самых различных предположений о военно-политических союзах, которые такая формулировка не подразумевала (с. 46). Убедительным представляется также понимание А. Н. Сахаровым известия о скандинавах - свеонах - послах хакана росов как сообщения об использовании варягов для дипломатических поручений. По словам автора, "как княжения IX - X вв. носили в основном не этнический, а политический характер, так и представительство этих княжений или их федерации имело не этническое, а политическое, государственное значение" (с. 44). В этом случае, как и в книге в целом, убедительно показана несосто-

стр. 137

ятельность основных положений сторонников мнения о создании Древнерусского государства скандинавами.

В неразрывной связи с внешнеполитическими акциями Древней Руси рассмотрено в монографии последующее развитие дипломатии. Автор значительно обогатил наблюдения предшественников о дипломатической стороне событий, которые последовали за походом русского войска на Константинополь в 860 г. Он раскрыл дипломатическую подготовку договора, реконструировал содержание широко использовавшегося в византийской дипломатической практике устного по форме договора "мира и любви", который явился новым этапом дипломатических связей Византии и Руси уже на стадии межгосударственных отношений. Кстати, тогда же изменились и формы военных конфликтов: от нападений на отдельные византийские территории руссы перешли к походам на столицу империи. А. Н. Сахаров установил связь русско-византийских переговоров с реализацией стремления Византии распространить христианство среди руссов, что имело место и ранее во время переговоров, которые последовали за нападением на Сурож и Амастриду (с. 30, 35, 60 - 65, 76). На основе анализа договора 860 г. в книге показаны не только процесс включения Древнерусского государства в систему международной дипломатической практики, но и реализация его норм на протяжении последующих 50 лет, в частности походы на Восток против врагов империи.

Комплексный анализ политической обстановки в Юго-Восточной Европе, военно-политических акций позволил автору раскрыть содержание дипломатической деятельности, активности Древнерусского государства, проследить дальнейшее развитие его дипломатии, во многом по-новому прочитать русско-византийские договоры первой половины X в. А. Н. Сахаров показал, что к началу X в. дипломатия стала средством не только разведки и заключения соглашений при завершении войн, но и их подготовки. В дискуссии о реальности русско-византийского договора 907 г. автор привел доказательства в пользу положительного ответа на этот вопрос. Он обстоятельно разобрал аргументы авторитетных сторонников противоположного мнения (прежде всего А. А. Шахматова), подверг текст договора внешней и внутренней критике, привлекая сравнительно-исторические материалы. Рассмотрение отдельных фактов не изолированно, а комплексно позволило лучше раскрыть их содержание. В результате А. Н. Сахаров высказал обоснованное предположение о соглашении 907 г. как типичном по содержанию устном договоре "мира и любви", дополненном императорским хрисовулом, в котором перечислялись обязательства греческой стороны.

Автор охарактеризовал дальнейшее развитие договоров 911 и 944 гг. по внешней форме и по существу содержащихся в них статей как памятников древнерусской дипломатии. Если акт 911 г. был первым известным письменным договором, заключенным Русью с другой страной, новым по форме дипломатическим документом - "миром-рядом", то второй стал образцом синтеза и развития норм предшествующих договоров, "мира и любви" 907 г. и "ряда" 911 г., на более высоком уровне развития Древнерусского государства. А. Н. Сахаров раскрыл содержание норм договоров и формы их реализации, включая походы Руси на Восток (в этом случае, видимо, следовало больше подчеркнуть собственные экономические интересы Древней Руси на Востоке и на путях, ведущих туда, поскольку они были тесно связаны с ее торговлей с богатыми восточными странами, а также с источниками серебра в виде монет- дирхемов).

Обстоятельно прослежено в монографии развитие процедуры и "этикета" в дипломатической практике Древнерусского государства, как собственного, так и заимствованного, международного: прием и "отпуск" послов правителями стран, вручение даров, предварительные посольские "конференции", словесно- обрядовые процедуры при заключении договоров, посольские "речи", ответные миссии и т. д. Анализ имен послов позволил автору обоснованно поставить вопрос о появлении в первой половине X в. посольской иерархии. А. Н. Сахаров показал также, как в дипломатической деятельности, в росте равноправия русской договаривающейся стороны отразились развивающаяся идеология раннефеодального государства, его экономическая, политическая и военная мощь.

Завершает монографию исследование дипломатической деятельности княгини Ольги в 50-х - начале 60-х годов X в. Особенностью дипломатии того периода, как выяснил А. Н. Сахаров, явилось ее осуществление в мирных условиях, и была она направлена на повышение международного политического престижа великокняжеской

стр. 138

власти, для чего использовались и сложные отношения Византии с соседними государствами, и личная дипломатическая деятельность Ольги в Константинополе, и ее крещение там. Вызывает интерес гипотеза автора о попытке княгини Ольги заключить с германским королем Оттоном I отношения "мира и дружбы". Вместе с тем представляется, что в дипломатической деятельности Ольги фактор распространения христианства на Руси имел большее значение, чем это показано в книге. Провал миссии Адальберта на Руси явился следствием острой борьбы вокруг распространения христианства среди служилой части господствующего класса - дружины, что отразилось в хронике Продолжателя Регинона и в Повести временных лет. Однако объективная необходимость в идеологическом оформлении происшедших на Руси социально-политических изменений была столь очевидна, что всего через четверть столетия после провала миссии Адальберта христианство - религия феодального общества - было официально принято в Древнерусском государстве.

А. Н. Сахаров широко использовал значительную отечественную и зарубежную историографию проблемы, обоснованно дискутируя с противоположными мнениями, развивая ранее высказанные в литературе положения, четко формулируя при этом собственную позицию. В книге, разумеется, есть гипотезы, которые невозможно доказать вследствие ограниченности источниковой базы, однако они носят творческий, аргументированный характер. В монографии аккумулирован большой опыт предшествующих работ, посвященных частным вопросам данной темы, творчески, по-новому показаны основные этапы становления дипломатии раннефеодального Древнерусского государства и раскрыты закономерности ее развития.

Orphus © libmonster.ru

Permanent link to this publication:

http://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-А-Н-САХАРОВ-ДИПЛОМАТИЯ-ДРЕВНЕЙ-РУСИ-ix-ПЕРВАЯ-ПОЛОВИНА-x-В Similar publications: LRussiaLWorldY G

Publisher:

Россия Онлайн → Contacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: http://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World) • Google • Yandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. Б. СВЕРДЛОВ, Рецензии. А. Н. САХАРОВ. ДИПЛОМАТИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА X В. // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 18.02.2018. URL: http://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-А-Н-САХАРОВ-ДИПЛОМАТИЯ-ДРЕВНЕЙ-РУСИ-IX-ПЕРВАЯ-ПОЛОВИНА-X-В (date of access: 20.07.2018).

Publication author(s) - М. Б. СВЕРДЛОВ:

М. Б. СВЕРДЛОВ → other publications, search: Libmonster Russia • Libmonster World • Google • Yandex

libmonster.ru

Сахаров Андрей Николаевич. Дипломатия Древней Руси

  • Дипломатия — искусство представительства и сношений междугосударствами. Слово это употребляется также для означена общего понятияо дипломатических агентах и вообще о представительстве того или другогогосударства. Той части международного права, которая… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Дипломатия —         официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Служит интересам господствующих …   Большая советская энциклопедия

  • ДИПЛОМАТИЯ — (от слова дипломат в первоначальном его значении держатель диплома , как называлась в древнем Риме, по греческой терминологии, рекомендательная или верительная грамота, выдававшаяся сенатом официальным лицам, отправляемым в провинции или за… …   Дипломатический словарь

  • Дипломатия — искусство представительства и сношений между государствами. Слово это употребляется также для обозначения общего понятия о дипломатических агентах и вообще о представительстве того или другого государства. Той части международного права, которая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Крещение Руси — Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевск …   Википедия

  • Крещение руси — Фреска «Крещение Святого князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.… …   Википедия

  • Первое крещение Руси — Фреска «Крещение Святого князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.… …   Википедия

  • Сахаров, Андрей Николаевич — Андрей Николаевич Сахаров Дата рождения: 2 июня 1930(1930 06 02) (82 года) Место рождения: Кулебаки, Нижегородский край, СССР (ныне Нижегородская область) Страна …   Википедия

  • АСКОЛЬД И ДИР — (2 я пол. IX рубеж IX X вв.?), возможно, первые рус. христ. князья. Согласно киевскому (?) преданию, зафиксированному в кратком, древнейшем виде в т. н. Начальном своде 90 х гг. XI в. (отразился в Комиссионном списке НПЛ), а в пространном, неск.… …   Православная энциклопедия

  • Rus'–Byzantine War (907) — Infobox Military Conflict conflict=Siege of Constantinople by the Rus caption= Oleg leads a squadron of horse driven boats to the walls of Tsargrad. A medieval Russian illumination. partof=Rus Byzantine Wars date=907 place=Constantinople… …   Wikipedia

  • Paphlagonian expedition of the Rus' — The Paphlagonian expedition of the Rus is documented in the Life of St. George of Amastris, attributed to Ignatios the Deacon (ca. 775 ca. 848). The Life describes the Rus as the people known to everyone for their barbarity, ferocity, and cruelty …   Wikipedia

  • dic.academic.ru

    Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси

  • Дипломатия — искусство представительства и сношений междугосударствами. Слово это употребляется также для означена общего понятияо дипломатических агентах и вообще о представительстве того или другогогосударства. Той части международного права, которая… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Дипломатия —         официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Служит интересам господствующих …   Большая советская энциклопедия

  • ДИПЛОМАТИЯ — (от слова дипломат в первоначальном его значении держатель диплома , как называлась в древнем Риме, по греческой терминологии, рекомендательная или верительная грамота, выдававшаяся сенатом официальным лицам, отправляемым в провинции или за… …   Дипломатический словарь

  • Дипломатия — искусство представительства и сношений между государствами. Слово это употребляется также для обозначения общего понятия о дипломатических агентах и вообще о представительстве того или другого государства. Той части международного права, которая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Крещение Руси — Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевск …   Википедия

  • Крещение руси — Фреска «Крещение Святого князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.… …   Википедия

  • Первое крещение Руси — Фреска «Крещение Святого князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.… …   Википедия

  • Сахаров, Андрей Николаевич — Андрей Николаевич Сахаров Дата рождения: 2 июня 1930(1930 06 02) (82 года) Место рождения: Кулебаки, Нижегородский край, СССР (ныне Нижегородская область) Страна …   Википедия

  • АСКОЛЬД И ДИР — (2 я пол. IX рубеж IX X вв.?), возможно, первые рус. христ. князья. Согласно киевскому (?) преданию, зафиксированному в кратком, древнейшем виде в т. н. Начальном своде 90 х гг. XI в. (отразился в Комиссионном списке НПЛ), а в пространном, неск.… …   Православная энциклопедия

  • Rus'–Byzantine War (907) — Infobox Military Conflict conflict=Siege of Constantinople by the Rus caption= Oleg leads a squadron of horse driven boats to the walls of Tsargrad. A medieval Russian illumination. partof=Rus Byzantine Wars date=907 place=Constantinople… …   Wikipedia

  • Paphlagonian expedition of the Rus' — The Paphlagonian expedition of the Rus is documented in the Life of St. George of Amastris, attributed to Ignatios the Deacon (ca. 775 ca. 848). The Life describes the Rus as the people known to everyone for their barbarity, ferocity, and cruelty …   Wikipedia

  • dic.academic.ru

    А. Н. Сахаров. Дипломатия Древней Руси

  • Дипломатия — искусство представительства и сношений междугосударствами. Слово это употребляется также для означена общего понятияо дипломатических агентах и вообще о представительстве того или другогогосударства. Той части международного права, которая… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Дипломатия —         официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Служит интересам господствующих …   Большая советская энциклопедия

  • ДИПЛОМАТИЯ — (от слова дипломат в первоначальном его значении держатель диплома , как называлась в древнем Риме, по греческой терминологии, рекомендательная или верительная грамота, выдававшаяся сенатом официальным лицам, отправляемым в провинции или за… …   Дипломатический словарь

  • Дипломатия — искусство представительства и сношений между государствами. Слово это употребляется также для обозначения общего понятия о дипломатических агентах и вообще о представительстве того или другого государства. Той части международного права, которая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Крещение Руси — Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевск …   Википедия

  • Крещение руси — Фреска «Крещение Святого князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.… …   Википедия

  • Первое крещение Руси — Фреска «Крещение Святого князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.… …   Википедия

  • Сахаров, Андрей Николаевич — Андрей Николаевич Сахаров Дата рождения: 2 июня 1930(1930 06 02) (82 года) Место рождения: Кулебаки, Нижегородский край, СССР (ныне Нижегородская область) Страна …   Википедия

  • АСКОЛЬД И ДИР — (2 я пол. IX рубеж IX X вв.?), возможно, первые рус. христ. князья. Согласно киевскому (?) преданию, зафиксированному в кратком, древнейшем виде в т. н. Начальном своде 90 х гг. XI в. (отразился в Комиссионном списке НПЛ), а в пространном, неск.… …   Православная энциклопедия

  • Rus'–Byzantine War (907) — Infobox Military Conflict conflict=Siege of Constantinople by the Rus caption= Oleg leads a squadron of horse driven boats to the walls of Tsargrad. A medieval Russian illumination. partof=Rus Byzantine Wars date=907 place=Constantinople… …   Wikipedia

  • Paphlagonian expedition of the Rus' — The Paphlagonian expedition of the Rus is documented in the Life of St. George of Amastris, attributed to Ignatios the Deacon (ca. 775 ca. 848). The Life describes the Rus as the people known to everyone for their barbarity, ferocity, and cruelty …   Wikipedia

  • dic.academic.ru

    Сахаров, Андрей Николаевич. Дипломатия Древней Руси

  • Дипломатия — искусство представительства и сношений междугосударствами. Слово это употребляется также для означена общего понятияо дипломатических агентах и вообще о представительстве того или другогогосударства. Той части международного права, которая… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Дипломатия —         официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Служит интересам господствующих …   Большая советская энциклопедия

  • ДИПЛОМАТИЯ — (от слова дипломат в первоначальном его значении держатель диплома , как называлась в древнем Риме, по греческой терминологии, рекомендательная или верительная грамота, выдававшаяся сенатом официальным лицам, отправляемым в провинции или за… …   Дипломатический словарь

  • Дипломатия — искусство представительства и сношений между государствами. Слово это употребляется также для обозначения общего понятия о дипломатических агентах и вообще о представительстве того или другого государства. Той части международного права, которая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Крещение Руси — Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевск …   Википедия

  • Крещение руси — Фреска «Крещение Святого князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.… …   Википедия

  • Первое крещение Руси — Фреска «Крещение Святого князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.… …   Википедия

  • Сахаров, Андрей Николаевич — Андрей Николаевич Сахаров Дата рождения: 2 июня 1930(1930 06 02) (82 года) Место рождения: Кулебаки, Нижегородский край, СССР (ныне Нижегородская область) Страна …   Википедия

  • АСКОЛЬД И ДИР — (2 я пол. IX рубеж IX X вв.?), возможно, первые рус. христ. князья. Согласно киевскому (?) преданию, зафиксированному в кратком, древнейшем виде в т. н. Начальном своде 90 х гг. XI в. (отразился в Комиссионном списке НПЛ), а в пространном, неск.… …   Православная энциклопедия

  • Rus'–Byzantine War (907) — Infobox Military Conflict conflict=Siege of Constantinople by the Rus caption= Oleg leads a squadron of horse driven boats to the walls of Tsargrad. A medieval Russian illumination. partof=Rus Byzantine Wars date=907 place=Constantinople… …   Wikipedia

  • Paphlagonian expedition of the Rus' — The Paphlagonian expedition of the Rus is documented in the Life of St. George of Amastris, attributed to Ignatios the Deacon (ca. 775 ca. 848). The Life describes the Rus as the people known to everyone for their barbarity, ferocity, and cruelty …   Wikipedia

  • dic.academic.ru

    А. Н. Сахаров. Дипломатия Древней Руси

  • Дипломатия — искусство представительства и сношений междугосударствами. Слово это употребляется также для означена общего понятияо дипломатических агентах и вообще о представительстве того или другогогосударства. Той части международного права, которая… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Дипломатия —         официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Служит интересам господствующих …   Большая советская энциклопедия

  • ДИПЛОМАТИЯ — (от слова дипломат в первоначальном его значении держатель диплома , как называлась в древнем Риме, по греческой терминологии, рекомендательная или верительная грамота, выдававшаяся сенатом официальным лицам, отправляемым в провинции или за… …   Дипломатический словарь

  • Дипломатия — искусство представительства и сношений между государствами. Слово это употребляется также для обозначения общего понятия о дипломатических агентах и вообще о представительстве того или другого государства. Той части международного права, которая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Крещение Руси — Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевск …   Википедия

  • Крещение руси — Фреска «Крещение Святого князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.… …   Википедия

  • Первое крещение Руси — Фреска «Крещение Святого князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси  введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.… …   Википедия

  • Сахаров, Андрей Николаевич — Андрей Николаевич Сахаров Дата рождения: 2 июня 1930(1930 06 02) (82 года) Место рождения: Кулебаки, Нижегородский край, СССР (ныне Нижегородская область) Страна …   Википедия

  • АСКОЛЬД И ДИР — (2 я пол. IX рубеж IX X вв.?), возможно, первые рус. христ. князья. Согласно киевскому (?) преданию, зафиксированному в кратком, древнейшем виде в т. н. Начальном своде 90 х гг. XI в. (отразился в Комиссионном списке НПЛ), а в пространном, неск.… …   Православная энциклопедия

  • Rus'–Byzantine War (907) — Infobox Military Conflict conflict=Siege of Constantinople by the Rus caption= Oleg leads a squadron of horse driven boats to the walls of Tsargrad. A medieval Russian illumination. partof=Rus Byzantine Wars date=907 place=Constantinople… …   Wikipedia

  • Paphlagonian expedition of the Rus' — The Paphlagonian expedition of the Rus is documented in the Life of St. George of Amastris, attributed to Ignatios the Deacon (ca. 775 ca. 848). The Life describes the Rus as the people known to everyone for their barbarity, ferocity, and cruelty …   Wikipedia

  • dic.academic.ru