Деятельность древних славян. Археологическое наследие древних славян: факты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Хозяйственная деятельность славян. Деятельность древних славян


Хозяйственная деятельность славян

Поиск Лекций

Древность и Средневековье.

Этногенез славян.

I. Теории происхождения славян

1. Миграционная теория – славяне пришлое население на занимаемой ими территории VI-VIII вв., они не были исконными жителями своей земли:

1) Дунайская («Повесть временных лет», С.М. Соловьев, В.О. Ключевский.). Процесс расселения славян начался с Дуная.

2) Скифо-сарматская (Баварская хроника XIII в., западноевропейские авторы XIV-XVIII вв.). Предки славян племена иранского происхождения («скифы», «сарматы», «роксоланы»), которые продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север.

3) Прибалтийская теория (А.А. Шахматов). Первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Н. Немана в Прибалтике, вторая – Нижняя Висла (2/3 вв.), впоследствии часть славян двинулись на восток и на юг в Причерноморье вместо готов.

4) Среднеевропейская – славяне и их предки пришельцы из Германии (Ютландии и Скандинавии).

2. Автохтонная – предки славян являются местными жителями на своей земле.

 

По мнению большинства историков, славяне произошли от индоевропейской народности(потомки расселились от Индии до Европы: славянская группа, балтийская группа, романская группа (итальянцы, испанцы, французы, румыны), германская группа, иранская группа (афганцы, иранцы, осетины, таджики) и вне групп – греки, армяне, албанцы).

 

Этапы этногенеза

ž II тыс. до н.э – протославяне (балтославянская ветвь, предки славян) выделились из индоевропейской общности (IV тыс. до н.э., территория Передней Азии)

ž V в. до н.э – праславяне (ранние славяне). Славяне начинают формироваться как отдельный этнос. Прародина праславян – территория от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке

ž V в. н.э – завершение формирование славянского этноса (славяне)

ü К сер. I тыс. н.э. в основном завершается процесс расселения славян на территории Европы.

ü В сер. I тыс. н.э. из общего славянского мира начали выделяться отдельные ветви славянства:

ž западные славяне (поляки, чехи, словаки)

ž южные славяне (болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы и т.д.)

ž восточные славяне (русские, белорусы, украинцы). Восточные славяне возникли в результате слияния праславян с различными другими этносами Восточной Европы (остатками иранцев, уграми, тюрками, финскими племенами, балтами и др.).

II. Расселение восточнославянских племен (названия связаны с районом расселения, т.е территориальные связи преобладали над родовыми)

ž Поляне – территория среднего Днепра

ž Северяне – территория Черниговской, Сумской, Полтавской, Курской и Белгородской областей (северные соседи полян, расселившиеся по рекам Сейм, Сула).

ž Ильменские словене– бассейн озера Ильмень и верхнее течение Мологи.

ž Кривичи – поселения доходили на восток до нынешней Московской области, небольшая группа кривичей жила в районе Пскова (территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии).

ž Дреговичи – большая часть Белоруссии (между Припятью и Западной Двиной).

ž Белые хорваты жили в современной Восточной Галиции (окрестности города Перемышль на реке Сан).

ž Вятичи -верхняя и средняя Ока и Москва-река.

ž Тиверцы - междуречье Днестра и Прута, а также Дуная (территория современных Молдавии и Украины).

ž Уличи - земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря

ž Радимичи – междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков

ž Бужане или дулебы (с X века – волыняне) – бассейн верхнего течения Западного Буга.

ž Полочане –на берегах реки Полоты.

Северяне стали предками и русских, и украинцев, а кривичи и радимичи – единые пращуры русских и белорусов.

 

Происхождение этнонима «славяне»

ž славяне – «слава»

ž славяне – «слово», «слыть», «быть понятным».

III.Жизнь, быт и верования восточных славян в дофеодальный период.

Хозяйственная деятельность славян

 

Основа экономической жизни – земледелие. Земледелие носило экстенсивный характер. Системы земледелия: залежная (лесостепь и степь) и подсечно-огневая (лес).

Набор сельскохозяйственных культур: пшеница (преобладала), рожь (занимала еще небольшое место), просо, гречиха, ячмень. Совсем не было овса.

Занятия: скотоводство (крупный рогатый скот, свиньи, лошади), лесные и речные промыслы, охота (пушнина), бортничество, война (добывали рабов и предметы роскоши). Зарождается торговля. Путь из варяг в греки: из Балтийского моря по Неве в Ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озеро и далее по Ловати к волоковым путям на Днепр. По Днепру в Черное море и до Царьграда. Волжский путь: в Булгарию, далее по Каспийскому морю в арабские страны.

 

2. Быт.

Славянские поселения (позже города) располагались по берегам рек.

  1. Расположение города по берегу реки облегчало его торговые связи, поскольку в то время водные пути зачастую были более удобными, чем сухопутные;
  2. Расположение на берегу (особенно высоком) реки делало город менее уязвимым для врагов в случае штурма
  3. Город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными.
  4. Благодари близости к реке город всегда был обеспечен питьевой водой.

 

В каждом поселке жило несколько семей (расстояния между ними не превышало 5 км.). Посёлки группировались в своего рода гнёзда из 3-4 посёлков (расстояния между «гнёздами» 30-100 км.).

Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли. Площадь полуземлянки 10-20 м2.

Общественный строй.

Форма организации общества – община.

Родовая община – союз кровнородственных друг другу семей, проживающих на одной территории, совместно производящих и потребляющих продукцию. Во главе общины стоял старший в роду. Его власть была основана на уважении к его опыту (знаниям). Отсутствовало имущественное и социальное неравенство. В VIII-IX вв. начинается трансформация родовой общины в соседскую.

Соседско-территориальная община (вервь – несколько посёлков) – союз экономически самостоятельных семей, проживающих на одной территории (лесные, рыбные и др. угодья принадлежали общине, а хозяйственный инвентарь, приусадебные участки отдельным семьям).

Это была замкнутая многофункциональная система, организующая все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культурную, базирующаяся на принципах коллективизма, уравнительности и прямой демократии (вече – народное собрание). Каждая община владела определенной территорией. Все владения делились на общественные (земля, луга, водоемы, промысловые угодья) и личные (пахотные земли и покосы подлежали разделу между членами общины в пользование). Кровная месть – институт, регулирующий отношения в обществе.

Прочность общинных институтов (особенно на севере) высока, что сдерживало социальную дифференциацию (даже в X веке не было богатых хозяйств).

Постепенно происходит выделение племенной знати: вождя (в будущем князя) и группы его боевых соратников, советников (дружины). Складываются крупные племенные объединения (союзы).

Во главе общин стояли племенные вожди, которые выполняли военную функцию (предводители походов). Часть добычи они распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж как щедрых благотворителей.

Но существовало еще всеобщее вооружение народа (ополчение).

Военная демократия – форма организации власти на стадии перехода от первобытнообщинного строя к государству. Суть военной демократии – усиление власти военных вождей, избираемых демократическим путём (весь народ был вооружен и активно участвовал в политической жизни страны).

 

4. Верования. Язычество – обожествление сил природы, многобожие.

Боги: Род (бог неба и земли), Рожаницы (божества плодородия). Важную роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило (бог солнца), Хорс, Даждьбог, Перун (бог грома и молнии, а также бог войны и оружия – был особенно значителен в дружинной среде). Известны также «скотий бог» Волос (Велес), Стрибог. Приносили жертвы, иногда человеческие. Князь – первосвященник. Жрецы – волхвы и кудесники. Языческий культ отправлялся в капищах, где помещался идол. Были распространены фетишизм – объектами поклонения были предметы (деревья, камни), тотемизм – вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных (дикие кабаны-вепри у днепровских славян), оборотничество.

 

Вывод: В VII-VIII вв. у восточных славян идёт разложение родоплеменного строя, предпосылки образования государства.

 

poisk-ru.ru

факты. Статья по родноверию. Эзотерика и духовное развитие.

Археологическое наследие древних славян: факты. Фото

Загадки славянского прошлого тревожат не только наших современников. Источник - Эзотерика. Живое Знание

Они были предметом значительных научных споров на протяжении всего 20 века. В изысканиях участвовали учёные всех стран славянского и не славянского миров, споря о славянском историческом наследии и критикуя оппонентов.

Фото 1. Славянские находки на месте летописного Червеня

Учёные определённым образом соперничали в результатах поисков, как и в оценках принадлежности археологических культур к славянам или другим народам. И хотя оценки таких поисков часто не совпадают, у них есть одно рациональное зерно, то, которое в науке является бесспорным.

Фото 2. Прародина славян 3 – 2 вв. до. н.э. и раннее славянство начала 1 тыс. н.э. по данным науки

В своих выводах исследователи всех стран неизменно указывали на базовые земли древнего славянства, центральную их часть, собственно, на то место, которое было для славян местом наиболее святым и важным.

Фото 3. Прародина славян глазами европейцев

Если наложить карты археологических культур, славянских захоронений, карты исторической гидрологии, исторической топонимики (с конца 1 тыс. до н. э. до конца 1 тыс. н.э.), то очевидными становятся контуры такого исторического центра, расположенного в Волынско-Карпатском регионе.

Фото 4. Раннеславянские археологические культуры конца 1 в. до. н.э./из книги Кобычева В. П./

В этом регионе, от Припяти до Карпат, от Вислы и до Днепра, на протяжении 1 тыс. до. н.э. – 1 тыс. н.э. никогда не исчезали признаки славянства, не пропадала живая связь праславянских и древнеславянских культур, ведущая историю славян к нашим временам. Тут, собственно, и зародилось славянство как некая общность, которая явилась миру со своей особенной культурой и человеколюбивым виденьем мироздания.

Фото 5. Прародина славян по Б. Рыбакову (конец 1 тыс. до н. э. – начало 1 тыс. н.э.)

Изучением древнеславянской истории в Европе, зарождением славянства, археологической и исторической трактовкой процесса славянообразования занимались многие известные историки, археологи, языковеды, этнографы, философы из разных стран Европы, среди которых: Рыбаков, Седов, Кобычев, Артамонов, Шахматов, Петров, Шафарик, Нидерле, Фасмер, Топоров, Трубачёв, Третьяков, Даниленко, Русанова, Баран, Лер-Славинский, Костшевский, Ловмянский, Вернер, Годловський, Щукин, Филин, Козак, Терпиловский, Брайчевский, Винокур, Смиленко, Живка, Щимански, Хенси, Брайчевский, Ляпушкин, Попович, Сухобоков, Фёдоров и многие другие.

Фото 6. Ранние славяне по Л. Нидерле /из книги под редакцией Б. Рыбакова/

Карты, созданные многими учёными, чётко говорят об одном – Волыно-Карпатский регион сыграл наиважнейшую роль в зарождении европейского славянства. Он был центром становления и развития славянства.

Но камнем преткновения для большинства исследователей оставался, и остается, вопрос идентификации той силы, которая стимулировала процесс славянообразования, которая давала ему внутренние силы и мировоззренческое направление.

Фото 7. Ранние славяне по Седову

/из книги под редакцией Б. Рыбакова/

Отсутствие понимания природы такой силы приводит научный мир к довольно упрощённым трактовкам процесса славянообразования. Пояснения сводятся к обывательскому уровню некой материальной заинтересованности ранних славян накопительством, желанием власти, к трактовке процесса расширения славянского ареала как цепи последовательных захватнических воен. Но так ли это было? И кто, собственно, эти загадочные ранние славяне?

Фото 8. Раннее славянство по Седову (3 – 4 вв. н.э.)

С момента идентификации наукой праславянских культур Европы 3 - 1 вв. до н. э., пятно славянского расселения (ареал) на картах многих учёных постоянно увеличивается, вплоть до исторически знаковых 7 – 8 вв. н.э., когда этот, ещё единый и неразделённый ареал, максимально вырос в размерах.

Странным тут есть то, что некоторые славянские очаги возникают на дальних, оторванных от главного ядра, территориях – на Балканах, на острове Рюген – Руян, на Волхове, и значительно раньше, чем туда проникает общая волна «расселения» славян.

Но почему так? Как такое может происходить вообще?

Фото 9. Славянские археологические культуры 3 – 4 вв. н.э. по данным науки

Удивительным фактом является и то, что ход славянизации на громадных просторах идёт довольно мирно. Почти отсутствуют следы затяжных войн и признаки уничтожения местного населения.

Венеды, фракийцы, балты, народы между Вислой и Одером, под воздействием каких-то странных факторов довольно быстро (через 100 – 200 лет) становятся славянами.

Всё указывает на то, что славянизация – это не результат массового переселения народов, не следствие захватнических войн, а что-то другое. Но что?

Фото 10. Славяне по Иордану /готский историк 6 в. н.э./

Ответ может быть очень простым, если принять к сведению, что процесс славянизации мог быть последовательным распространением новых жизненных установок, движением нового способа жизни, переустройством местных общин по славянскому типу.

Речь идёт о мировоззренческой трансформации, приобщении местного населения к иному миропониманию в следствии воздействия внешнего (древнеславянского) фактора!

Но почему местные народы захотели стать славянами, к тому же определённо добровольно, без насилия и войн? Что стимулировало их к этому?

Фото 11. Славянские культуры и расселение славян/Рыбаков, Нидерле, Фасмер, Баран/

Объяснения даёт «Велесова книга» – древнеславянская летопись – волховник 9 в. н.э.

Она указывает: для каждого славянина самым важным являлась исконная земная вера, мировоззрение земных первопредков утвердивших светлую жизнь на Земле по вселенским законам. Эти законы, переданные древнейшими Праотцами человечеству, древние славяне бережно хранили и передавали из поколения в поколение. И так десятками тысячелетий!!!

Знания позволяли славянским духовным Отцам иметь постоянный контакт с Творцом Вселенной, Светлым Ирием (управляющей силой в мироздании), а славянам жить светлой жизнью, без агрессии и войн, рабства и унижения, жадности и стяжательства, болезней и недугов.

Фото 12. Славянские культуры в 300 – 660 гг. н.э./из сборника карт о мировых культурах/

Древнейшие праотцы человечества говорили: светлый человек должен верить в Творца – Сварога, Светлый Ирий, светлые силы, среди которых души древнейших земных предков. Он должен жить в Прави, ведать Правь, славить Правь (то есть быть православным).

Светлый душой человек (славянин) тот, кто почитает праотца Славу (Славьяня, Слав – Яня), тот кто заботится о своём просветлении, занимается распространением знаний законов Прави, Яви, Нави (духовного, явного и послеявного миров), кто почитает земных духовных предков.

Фото 13. Славяне в 5 – 7 вв. н.э. по данным российской науки. Археология

Славянин должен противостоять всему тёмному, оккультному, жестокому, одинскому и магическому, связанному с насилием над светлым и праведным (отвечающим закону Прави).

Он должен различать свет и тьму, даже если тьма прячется за белыми покрывалами (как магия, одинство, яхветизм, псевдославянство). Он должен быть вольным от тёмного.

Это даёт ответ на то, почему древние славяне никогда не пытались строить государств (союзов) на основе рабства и жестокости. Почему они не соблазнялись незаслуженным социальным возвышением, бессмысленным материальным накоплением, жадностью и хвастовством.

Приоритеты славянских предков в материальном мире (в яве) – скромность во всем, разумная самодостаточность, уважение к светлым душам, внимание к личному духовному росту, тяга к защите всего живого, отказ от материально чрезмерного, выполнение законов Творца – Сварога.

Фото 14. Славянская археология 5 – 8 вв. н.э. /согласно Седову/

К тому же славянину как человеку была важна духовная перспектива, которая регулировалась во Вселенной законами Прави, Яви, Нави. Именно закон Прави определял возможность неоднократного воплощения светлой человеческой души в явном мире.

Это необходимая для светлых душ реинкарнация (реанкернация, последовательное возрождение в яве, пакибытие) – дорога к вселенской вечности души.

Такая дорога требовала от тех, кто хотел по ней идти, духовного возрастания, понимания сути славянства, достижения высоких ирийных уровней, своего совершенствования, заботы о духовном образовании детей и внуков, которые потом будут нести это следующим поколениям.

Фото 15. Славянские культуры в 7 в. н.э.

/по материалам Николаева В. В./

Именно поэтому славяне никого и никогда не захватывали, не порабощали, насильно не переселяли и не истребляли ростков светлого.

Они учили законам Творца, защищая мировоззрение земных первопредков – Первоотцов – ариев и их окружения.

Они распространяли светлое мировоззрение во имя духовного братства, посылая к соседям особые группы духовников, знатоков Прави, Яви, Нави, тех, кто был готов нести знания мироздания, учить контакту с Творцом и высшими светлыми силами.

Они искали общий с соседними народами язык – язык законов Прави, Нави, Яви, законов Творца – Сварога, язык духовного взаимопонимания, язык земных первопредков.

Славяне делились высшими духовными знаниями со всеми светлыми народами, даже если те временно (под воздействием оккультизма и магии), теряли связь с Правью и Творцом – Сварогом.

Просветление помогало соседям победить влияние тёмных сил и стать на путь духовного очищения и роста, путь к вечной душе.

Фото 16. Славянские памятники археологии 5 – 7 вв. н.э.

Духовные труды славянских посланцев, Старотцов – Рахманов и волхвов, постепенно меняли понимание мира у многих народов Европы.

Это знание постепенно становилось родным и близким в славянском окружении, у всех идущих путём просветления.

Духовные Отцы славянства вкладывали в свою деятельность любовь, душу и умение общаться со светлыми силами.

Они располагали к себе целительством, лечением недугов, наукой духовной гигиены, умением разрушать козни оккультизма и чёрной магии.

Люди верили духовным Отцам и шли за ними. Они хотели знать больше о своих истоках и быть ближе к знаниям Первоотцов человечества, к пониманию вселенской роли человека. Они хотели заслужить посвящения в славяне.

Фото 17. Славянские памятники археологии 7 – 8 вв. н.э.

Деятельность славянских духовников в то время имела постоянный характер и базировалась на системе духовных центров, которые они создавали в различных регионах Европы.

 

Каркасом всей системы стала созданная в 3 – 8 вв. н.э. система духовных центров: рахманских и волхвовских обителей. Главнейшим центром в этой системе была скромная Пересопница на Волыни, действовавшая в связке с духовной столицей славян – Соуренжом (Суренжом).

Вокруг Пересопницы и других центров Европы в 5 – 8 веках н. э. возникло около трёх сотен волхвовских обителей! Создатели таких обителей собственно и были теми загадочными духовниками (росами) о которых шла речь ранее. Именно они небольшими группами селились в среде венедов, балтов, фракийцев и других народов, создавая условия для процесса просветительства и славянообразования.

Созданная ими система духовных центров и была той загадочной силой, которая всколыхнула Европу 5 – 8 вв. н.э. быстрым ростом славянского ареала.

Фото 18. Образование рахманских центров в Европе и направления их деятельности в 3 – 11 вв. н.э.(карта ИЦ "Ровно – Суренж")

Выше представлена выборка карт, которые присутствуют в трудах известных советских учёных (Рыбакова, Седова и других), а также многочисленных работах учёных других стран.

Дополнительно, для удобства чтения, на них цветом выделено пространство славянского ареала, или зон славянского влияния (голубым, жёлтым или синим). Красным овалом показана центральная часть Волыно-Карпатського региона, собственно святые места, где концентрация духовников (росов) была наивысшая (Роксолань, Росколань).

Фото 19. Область духовного воздействия рахманов и волхвов в 3 – 9 вв. н.э.(желтый цвет) и внешнее противодействие славянскому миру в 7 – 9 вв. н.э.(коричневые стрелки)

 

Последние две карты (середина – конец 1 тыс. н.э.) отображают время, когда славянство достигло своих максимальных границ, но ещё не начало делиться на части (княжества и страны) под прессом идеологических ударов непримиримых к законам Творца адептов оккультизма и магии.

Возврат части европейских народов в состояние не просветлённости стало возможным вследствие активной борьбы внешних и внутренних сил против центров рахмано-волхвовской системы, сначала на границах славянского мира, а далее и в его середине.

Такие акции исходили от враждебных славянству идеологических сил, враждебно настроенных к славянскому мировоззрению: Византии, Хазарии, франко-германцев, викингов, яхов-ягов, варягов и других, особенно в период 8 – 13 веков н. э.

Выводы, которые можно сделать из представленного материала, следующие:

1. Славянообразование – это процесс духовного просветления, обучения, познания светлых законов Прави, Яви, Нави, светлых обрядов древними европейскими народами, утратившими это знание в результате агрессивного проникновения в Европу 3 – 1 тыс. до н. э. адептов чёрной магии, носителей египетского и одинского, а далее, в 1 тыс. н.э., и яховского оккультизма.

2. Просветление носило мирный характер и осуществлялось носителями знаний Прави, Старотцами – рахманами, волхвами, священниками и духовниками (росами) в виде целительства, духовной помощи, постоянного обучения народов знаниям вселенского закона, светлым духовным обрядам, почитания Светлого Ирия и его иерархии.

3. Проведением процесса европейского просветления занималась рахмано-волхвовская система духовных центров и подцентров, обладавшая разветвлённой структурой и своей системой подготовки духовных кадров.

Фото 20. Старотец-Рахман славянского прошлого.

Картина "Бог Род". Художник Виктор Крижанивский/Сонцеслав

Ныне мы слишком мало знаем о великих славянских предках, которые своими трудами создавали величайшую духовную общность Европы, именуемую славянами. Как результат, понятие славянин утратило свой первоначальный духовный смысл и перестало отображать состояние светлого человека, прошедшего путь просветления и посвящения, ведающего законы Прави, Яви, Нави, отторгающего оккультность и магию, борющегося за светлость души, готового служить Творцу – Сварогу и Светлому Ирию (псевдославянизм и славянские ценности).

Исходя из этого, славянства как духовной общности, устроенной на законах Прави, после разрушения рахмано-волхвовской системы, более трёхсот лет уже не существует. Утратила силу и система духовного просветления, которую так старались беречь все славянские народы (Арии – высшие духовные отцы славян).

Так нужно ли нам ныне познание духовного величия славянских предков? Готовы ли мы принять как эстафету все заветы Праотцов?

Ответ остается за нами!

Рейтинг: 2.63 (Проcмотров: 562)

Читайте раздел Родноверы, славянство на портале эзотерики naturalworld.guru.

naturalworld.guru

Хозяйственная деятельность, общественный и духовный мир славян

Восточнославянские племена населяли территорию, на которой издревле развивалось земледелие и скотоводство. Славяне вели оседлый образ жизни, а основу их хозяйственной деятельности составляли рильниц ство и животноводство, с тенденцией превращения земледелия в ведущую отрасль производства.

Земледелие было пахотным, а характер землепользования - экстенсивным. Пахотные участки использовались до полного истощения, после чего их оставляли на кратко-или долгосрочный перелог качестве средства расчищу ения земель под посевы и как отдельная система земледелия широко распространилась подсечное подсечно земледелие преобладало в полесской зоне, а пашенное - в лесостепныевій.

Использование угодий до их полного истощения предопределяло необходимость постепенного освоения новых территорий. Лишь в конце VIII в заметны качественные изменения в земледелии, вызванные увеличением народонаселения и улучшением климатических условий. В хозяйстве славян наметился переход к. Интенс сивних форм землепользования. Уменьшился срок пребывания участков под лог и постепенно утверждалась двупольные система земледелия, правда, при сохранении определенного значения залежи и подсексіки.

Во второй четверти I тыс наблюдаются заметные сдвиги в агротехническом арсенале древних славян, в частности, получили распространение железные наральники и кое-где чересла, мотыги, оковки лопат, косы. Для перераб бляння зерна использовали ручные мельницы с ротационными жерновами и ножные ступы. У населения. Нижнего. Поднепровья получают распространение круглые жернова римского типипу.

Наиболее разительные перемены в составе и качественных характеристиках сельскохозяйственного инвентаря восточных славян произошли в последней четверти I тыс. В настоящее время в них широко распространяются орудия, которые были пер ред тем характерны только для. Подунавья и. Балкан частности, совершенствуются рала, которые теперь состоят из чересла, отвальной доски и наральники с широким лезвием и асимметричными плечиками. Использование так их рал позволило значительно глубже подрезать слой почвы, а это существенно повышало урожайность поля. Для сбора урожая применили серпы с асимметричным лезвием и отогнутым рукоятью, по форме и хар актеристикамы наближувались современнымсних.

Развитие животноводства у древних славян был также весьма важной отраслью хозяйства. Разведение домашних животных обеспечивало население продуктами питания (молоком, мясом, яйцами), сырьем для я изготовления одежды (шерсти, кожи и т.д.), а также материалом для развития различных промыслов (изготовление изделий из кости, рога или копыта).

Животноводство обеспечивало земледельцев также тягловой силой и средствами передвижения

Особое место в производственной деятельности славянских племен занимали производство и обработка железа. Еще до появления на исторической арене славян эти области имели свою тысячелетнюю историю развития и достигли значительных результатов. Теперь же развитие металлургии большей степени зависел не от усовершенствования технологии изготовления и обработки металла, а прежде всего от роста его значение в быту и трудов й деятельности населенияня.

Внедрение металлургического производства стимулировало ускоренное развитие значительного сегмента хозяйственной деятельности, ведь предполагало объединение процессов добычи руды ее подготовки к плавлению, отр римання металла и его последующая обработкая.

Значительных успехов в обработка железа было достигнуто в последней четверти I тыс, свидетельством чему является, в частности, находки, обнаруженные на стоянке. Лука-Райковснька на. Правобережье. Теперь мастера значительно шире применения совувалы такие сложные технологические приемы, как пакетирование и цементирования металла, наварки стального лезвия на железную основу тощо.

Одновременно с развитием мсталообробляння, в частности кузнечного, совершенствовались приемы ювелирного мастерства. Как правило, первыми ювелирами были именно кузнецы. Материалом для изготовления ювелирных изделий в служили цветные металлы, промышленных запасов которых не было обнаружено на территории расселения славян. ЦС, естественно, тормозило развитие ювелирного дела, который мог происходить только при условии использования я привозной сырья распространенным материалом в ювелирном деле была медь и бронза, серебро случалось значительно реже, а золото - лишь в единичных случаядках.

В своем социальном развитии на момент выхода славян на историческую арену они находились на таком этапе, который в науке получил определение простого вождества или чифдома. Чифдом - это такая первоначальная форма социальной организации, присущая на определенном этапе развития многим народам мира, основной функцией которой является распределение избыточной продукции. Суть ее меха зму состоит в том, что члены общины, которые приносили наибольшую долю продукции для распределения, значительно повышали свой престиж среди других членов рода. Именно из них как правило, и выбирали лидера, которому поручат али проведении перераспределения избыточной продукции в рамках характерного для вождества феномена - власти-собственности. Личный престиж лидера часто повышал и престиж представленной им генеалогий ческой линиилінії.

К кристаллизации противогосударственную образований у восточных славян объективно подталкивали внешние вторжения - постоянные перемещения по их территории кочевых племен, а также экспансия германских племен. П. Покорение одних простых вождества другими или их объединения перед нарастанием внешней угрозы приводили к усложнению структуры чифдому, который со временем эволюционировал в сложное вождества, а в дальнейшем стал государственною.

Важными переходными звеньями от простого вождества в государственных образований выступали так называемые"гнезда-общины", в которых формируются свои центры - сначала это были селения с признаками развития ремесла, а впоследствии у них начинали составляться административные структуры и они эволюционировали в города. Государственность же возникала тогда, когда появлялась более-менее значительное количество таких центров, которые можно было ис стать для утверждения власти над аморфной массой общинников общинників.

Уже в структурах чифдому сформировалась определенная социальная иерархия, которая впоследствии стала основой формирования феодальной социально-политической структуры. Она включала в себя старейшин родов, над которыми господствовали князья отдельных племен, а над теми - князья племенных объединений, главы глав.

Среди славян господствовало язычество. Оно прошло несколько этапов, в результате которых достигалась большая концептуальная завершенность и произошло усложнение системы мировосприятия. Так, сначала славяне прин носили жертвы злым и добрым духам (упырям и берегиням). Позже развился культ. Рода. ИИ. Рожаниц, божеств плодородия, который был тесно связан с жизненно важными стихиями - солнцем, водой, дождем. Еще позже на первое место выдвинулся культ бога грозы. Перуна. Культ. Перуна сложился довольно поздно - на этапе формирования дружинного, военного положения общества. Перун воспринимался не только как бог грозы, а войны и оружия. Одновременно с культом. Перуна развивались и другие культы - небесных богов. Сварога и. Стрибога, поднебесного пространства -. Даждьбога, подземного царства. Велеса,. Рода,. Мокошь. Мокоші.

Древние славяне обожествляли силы природы: воду, огонь, лес, деревья, населяя их многочисленными божествами, - лешими,. Лещук, водяными,. Поляница, русалками и т.д.. Существовали и культы священных рощ, оз зер, отдельных деревьев и колодцевь.

Древние славяне были огнепоклонниками и уважали культ. Солнца. Именно этим обусловлен характер их погребальной обрядности, в которой доминирующее место занимал обряд сожжения тела покойника и захоронения его в праха вне места сожжения. Обряд сожжения был тесно связан с верой в священную силу огня, который очищал грешных покойников и открывал им через этот обряд путь в царство света и вечного покоя. П ройшовшы огненное очищение, покойник становился недосягаемым для злых сисил.

Социальное развитие славян сказывался и на эволюции их религиозного мировосприятия. На этапе формирования племенных и межплеменных союзов появляются условия для превращения местных культов на общ гальноплеминни. Археологические исследования культурных слоев IX-X вв свидетельствуют появление межплеменных святилищ, призванных подвести идеологическую подоплеку процессам политической консолидацииції.

uchebnikirus.com

Зарождение классового общества. Жизнь древних восточных славян

Зарождение классового общества. Жизнь древних восточных славян

Реферат

"Зарождение классового общества. Жизнь древних восточных славян"

Содержание

1. Зарождение классового общества. Рабовладельческие государства в Северном Причерноморье и Крыму

1.1 Государственные объединения племен киммерийцев и тавров

1.2 Рабовладельческие государства Скифия и Сарматия

1.3 Греческие рабовладельческие города-государства и колонии

2. Жизнь древних восточных славян

2.1 Расселение и занятия славянских племен на территории Украины

2.2 Культура, быт, обычаи и верования славян

Список литературы

 

В начале I тысячелетия до н.э. население Восточной Европы вступило в новую историческую эпоху - железный век. Научившись добывать железо, изготовлять и применять железные" орудия труда, более крепкие, чем медные и бронзовые, первобытные люди достигли значительного повышения производительности своего труда. У старейшин родов и вождей племен стали накапливаться богатства. Воцарились имущественные неравенство и несправедливость. Появились богатые и бедные, эксплуатация одних людей другими. Первобытнообщинный строй начал приходить в упадок, отступал в прошлое и давал дорогу классовому обществу. "Рабовладельцы и рабы, - писал В.И. Ленин, - первое крупное деление на классы".

Именно в это время в степях Северного Причерноморья и на Крымском полуострове жили племена киммерийцев и тавров, быт, обычаи и общественное устройство которых описали древнегреческие писатели и ученые. В поэме Гомера "Одиссея" говорится: "Зашло солнце, и покрылись темнотой все пути, а судно наше достигло границ океана. Там народ и город людей киммерийских, окутаны мглою и тучами..."

Киммерия занимала огромнейшую территорию от Днестра до Дона, Таманский и Керченский полуострова. На Керченском полуострове в Крыму был город Киммерик. Киммерийские племена издавна занимались скотоводством и земледелием, орудия труда и оружие изготавливали из бронзы и железа Киммерийские цари собирали военные отряды и совершал! походы против соседних стран - Урарту, Лидии, Фригии и др. захватывали и превращали в рабов пленных. Власть в Киммерии принадлежала царям и рабовладельческой знати, а государство киммерийцев, созданное из племенных объединений, было рабовладельческим. В VII в. до н.э. Киммерия распалась под натиском более могучего и многочисленного объединения скифских племен, которые вытеснили киммерийцев из Причерноморья. Часть их ассимилировалась (смешалась) со скифами.

Почти одновременно с киммерийцами на юге Крыма проживало коренное население - тавры (от греческого слова "таброс" - тур). От тавров происходит и название Крымского полуострова - Таврида, принятое царским правительством после присоединения Крыма к России в 1783 г. Древнегреческий историк Геродот в своей книге "История" рассказал, что тавры на горных плато занимались скотоводством, в долинах рек - земледелием, а на черноморском побережье - рыболовством. Они занимались также и ремеслами - были искусными гончарами, умели прясть и ткать, обрабатывать камень, дерево, кости, рога, а также металлы. Со второй половины I тысячелетия до н.э. первобытнообщинный строй у тавров начал приходить в упадок; появилось имущественное неравенство, стала формироваться родовая аристократия. Их государство - Таврика, также развивалось как рабовладельческое. Вокруг своих поселений тавры сооружали укрепления. Сообща с соседями - скифами они воевали против греческого города-государства Херсонеса, который захватывал земли Таврики. Судьба Таврики, как и Киммерии, была трагической: вначале во II в. до н.э. ее покорил понтийский царь Митридат VI Евпатор, а во второй половине I в. до н.э. захватили римские войска. В средние века тавры были истреблены или ассимилированы татарами, завоевавшими Крым после распада в XV в. н.э. монголо-татарского феодального государства Золотой Орды. Самобытная культура тавров была утрачена.

 

В те далекие времена передвижение целых народов на тысячи верст с востока на запад было обычным явлением. В VII в. до н.э. из центральной Азии в Северное Причерноморье вторглись многочисленные племена скифов и господствовали там 400 лет. Древнегреческий ученый Гиппократ свидетельствовал: "Так называемая "Скифская пустыня" представляет собой равнину, богатую травой, но лишенную деревьев Гидрия - скифский сосуд и умеренно орошенную; по ней текут для воды. Бронза. V в. большие реки, уносящие воду из степей, до н.э. Там и живут скифы: называются они кочевниками, так как у них нет жилищ, а живут они в кибитках... В таких кибитках находятся женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними идут их стада овец и коров, табуны лошадей". Значительная часть скифов была земледельцами-пахарями и проживала севернее степей Причерноморья.

В скифском обществе формировалось рабовладельчество: рабами становились покоренные племена или пленные из далеких стран. Большинство же населения Скифии составляли общинники-скотоводы и земледельцы, находившиеся в зависимости от богатой знати, платили им и царям дань, служили в войске. Скифское государство занимало огромнейшую территорию Северного Причерноморья и часть Крыма, где скифы построили и свою столицу Неаполь (теперь городище на окраине Симферополя). Территория делилась на округа (номы), которыми управляли вожди, назначенные скифскими царями.

Скифы славились как искусные воины. Вооруженные луками и короткими копьями, они были неутомимыми в походах и стойкими в битвах. Когда в 512 г. до н.э. на Скифию двинулось огромнейшее войско персидского царя Дария I, скифы применили тактику изматывания вражеских сил: вначале беспрерывно отступали, а затем нанесли внезапные удары с флангов и тыла. В крупные сражения, как правило, не вступали. Войско Дария I понесло непоправимые потери и оставило страну. В небольших, но ожесточенных стычках разгромили скифы и 30-тысячное войско греческого царя Александра Македонского, который в 331 г. до н.э. напал на их страну.

Скифами создана высокая на то время материальная и духовная культура, обогащавшаяся опытом при общении с греческими колонистами, славянами, а также народами Кавказа, Востока, Греции и др. Они плавили железо, занимались кузнечным ремеслом, делали оружие, железные орудия труда. В скифских курганах найдено много украшений из золота и серебра (греческого происхождения). Скифы украшали щиты и чаши, на костяных пластинках вырезали фигурки людей и животных, изображали бытовые сцены. В кургане Толстая Могила на Днепропетровщине археологи нашли много золотых, серебряных и бронзовых предметов высокой художественной ценности, среди них нагрудное золотое украшение - пектораль IV в. до н.э.

Скифы обожествляли солнце, луну, явления природы - дождь, гром и молнию, устраивали праздники в честь животворной земли и скота. На высоких курганах устанавливали каменные статуи ("бабы") - символы культа предков.

Обострение внутренних противоречий, постоянные изнурительные войны привели к ослаблению скифского царства. В результате под ударами соседних сарматских племен Скифия распалась (III в. до н. э). Многочисленные племена сарматов или савроматов (от иранского слова "саоромант" - опоясанный мечом) господствовали там 600 лет (III в. до н.э. - III в. н. э). Их язык, как и скифский, относился к иранским языкам. Быт и обычаи обоих народов были также близкими. Поэтому-то скифы и сарматы уживались в одном государстве в Причерноморье.

Чем занимались сарматы? В степях Северного Причерноморья они нашли благоприятные условия для скотоводства и кочевого способа жизни: разводили стада крупного рогатого скота, овец, табуны лошадей, занимались охотой на степных зверей и птиц, ловили рыбу в реках и озерах. Жили в кибитках, устроенных на телегах. Небольшая часть сарматов жила оседло и занималась земледелием на равнинах и в долинах рек Дона, Днепра, Дуная и др. Кроме того, сарматы занимались различными ремеслами: кузнечным, бронзолитейным, обработкой кожи, деревообделочным, ткацким, изготовлением керамики, войлочных изделий, одежды, обуви, украшений, оружия. Сарматские женщины занимали видное положение в общественной жизни, отличались смелостью и воинственностью.

Сарматы вели значительную торговлю с соседними странами. Важным торговым и политическим центром Сарматии был город Танайс в устье Дона.

С распадом первобытнообщинного строя и разделением общества на классы, появлением в нем богатых и бедных у сарматов создается государство - Сарматия, носящее, как и скифское, рабовладельческий характер. Оно имело значительное влияние в международных отношениях того времени. Сарматские цари вели захватнические войны и держали в повиновении ряд племен. С Сарматией граничили земли славян, которые отстаивали свою независимость. Сарматские цари и знать во время войн захватывали большое количество рабов, широко использовавшихся в хозяйстве.

В истории Северного Причерноморья и Крыма видное место занимала греческая колонизация, которая привела к образованию там рабовладельческих городов-государств. "В древних государствах, в Греции и Риме, - писал К. Маркс, - вынужденная эмиграция, принимавшая форму периодического основания колоний, составляла постоянное звено общественного строя" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.8. - С.567). На территории современной Украины в VII в. до н.э. - V в. н.э. существовали греческие города-государства: Борисфенйда (на о. Березань), Тира (в устье Днестра), бльвия (на правом берегу Бугского лимана), Херсонёс (в пределах современного Севастополя), Боспор (на берегах Керченского пролива), Феодосия (в восточном Крыму) и др.

В рабовладельческих городах-государствах были разнообразные формы правления: монархии, аристократические или даже демократические республики, но классовая сущность их оставалась одна и та же - богатства и власть принадлежали рабовладельцам, а рабы находились в угнетенном положении. В народных собраниях все вопросы решали аристократы.

Как пример, возьмем Ольвию. Главную роль в ее экономике играли ремесленное производство и торговля, второстепенную - земледелие, скотоводство, рыболовство. В этой рабовладельческой республике власть принадлежала народному собранию, но гражданскими правами пользовались только свободные жители. Фактическая власть сосредоточивалась в руках рабовладельческой знати. В Ольвии развивались ремесла - кузнечное, плотническое, гончарное, ткацкое, каменотесное и др.

Продукция ремесленников сбывалась скифам, сарматам, славянам и другим соседним племенам. В Ольвии чеканилась золотая, серебряная и медная монета. На территории города-государства были сооружены здания государственных учреждений, гимнасий (спортивных школ), театра, храмы и святилища, каменные жилые дома, действовал водопровод. Широко использовался труд рабов, находившихся в собственности аристократии. Ольвия славилась своими богатствами и могуществом, а ее крепость не раз выдерживала осаду вражеских войск.

Среди рабовладельческих государств в Крыму выделялось Боспорское царство, образовавшееся в результате объединения около 20 греческих колоний на Керченском и Таманском полуостровах. Основой его хозяйства было земледелие, садоводство и виноградарство, с применением труда рабов - выходцев из местного населения. Развивались также ремесленное производство и торговля. Жестокая эксплуатация была причиной крупного восстания рабов-скифов под предводительством Савмака (107 г. до н. э). Центрами восстания стали города Пантикапей (на месте современной Керчи) и Феодосия. Восставшие овладели городами и военным флотом, свергли царя и поставили Савмака правителем Боспора. Рабовладельцы подавили восстание при помощи войск других греческих городов-государств и понтийского царя.

В греческих городах-государствах Северного Причерноморья и Крыма была развита античная культура. Значительная часть вольных жителей владели грамотой. Дети учились в школах и занимались спортом в гимнасиях, обнаруженных, например, в Ольвии. Распространялась литература, в частности произведения Гомера, музыка (игра на лирах, флейтах, трубах и др.)" театральные представления (театры археологи обнаружили в Ольвии, Херсонесе и Пантикапее). Из причерноморских античных городов вышло немало известных историков и философов. Там развивались изобразительное искусство, скульптура, графика, архитектура. Эти виды искусства оказались под влиянием местной культуры скифов, сарматов, славян. В результате культурного общения сформировался новый вариант античной культуры.

Вследствие общего упадка рабовладельческого строя и натиска соседних племен к V в. н.э. греческие города-государства прекратили свое существование.

Таким образом, рабовладельческие государства Киммерия, Таврика, Скифия и Сарматия, а также греческие города-государства оставили заметный след в истории нашей страны, способствовали культурному обогащению соседних племен и среди них славянских.

Название родственных народов "славяне" впервые появилось в произведениях византийского историка Прокопия Кессарийского "Война с готами" и императора Маврикия Стратега "Тактика и стратегия" (VI в). Славянские племена, составлявшие три ветви - западную, южную и восточную, с древнейших времен жили в Европе (о западных и южных славянах говорится в истории средних веков). Восточная ветвь славян - коренное население, проживавшее с незапамятных времен на значительной территории, включавшей границы современных Украины, Белоруссии и европейской части России.

Расселение славян в древности на территории современной Украины подтвердили археологические раскопки в бассейне Днепра. Найдено огромное количество поселений и могильников племен, живших в конце старой, а также при новой эрах по Днепру и его многочисленным притокам. В римских письменных источниках славяне упоминаются под названием венеды, в византийских и готских - склавины (славяне) и анты, в греческих они завуалированы в собирательных названиях - скифы, сарматы и гунны. Древнерусские летописи сообщают, что в V - VIII вв. славяне объединялись в племенные союзы (см. карту-вклейку): полян (среднее течение Днепра), северян (бассейны Десны, Сулы и Ворсклы), древлян (днепровское Полесье), тиверцев (между Днестром и Прутом), уличей (между южным Бугом и Днестром, вплоть до Дуная и Черного моря), волынян и дулебов (бассейн Железные орудия труда Западного Буга и правых притоков славян второй половины верхней Припяти), хорватов (Карпаты).

Таким образом, вся территория нынешней Украины была заселена славянами, племена которых объединяла близость языка, хозяйства и культуры.

А чем занимались славяне в древности? На этот вопрос опять же дают ответ археологические раскопки и письменные зарубежные источники. Славяне вели оседлый образ жизни, и это способствовало развитию у них пашенного земледелия как основной отрасли хозяйства. Землю они обрабатывали усовершенствованным ралом с железным наконечником, а также мотыгами и лопатами. Рало напоминало соху, которую и на много столетий позднее крестьяне использовали для распушивания почвы. В рала запрягали быков или лошадей. Только в V - VI вв. славяне изобрели плуг с металлическим (железным) лемехом и череслом (плужным ножом). Они сеяли и выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, коноплю, лен, репу, лук, капусту и другие культуры, количество которых значительно возросло по сравнению с прошлыми эпохами. Зерновые культуры жали исключительно металлическими серпами. Траву на сено косили косами-горбушами. Как и прежде, зерно мололи каменными жерновами, или толкли в деревянных ступах. Хлеб выпекали в печах-каменках.

Славяне занимались и такой прибыльной отраслью хозяйства, как скотоводство: разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней.

В хозяйстве славян важное место занимали также промыслы: охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел) и др., чему способствовали природные богатства - лесные массивы, широкие степи, поросшие травой, реки, озера, болота с зарослями камыша.

Природные богатства способствовали широкому развитию ремесел: железоплавильному (из болотных руд), кузнечному, столярному, гончарному, ткацкому, скорняжному (обработка кож) и др. Вблизи села Григорьевки на Винничине археологи обнаружили 25 горнов, в которых древние славяне плавили железо. Это было большое открытие! Находки свидетельствуют, что кузнецы уже тогда изготовляли и использовали в земледелии и скотоводстве более 20 орудий труда. Домашние потребности славян удовлетворялись прядением, сапожным и портняжным ремеслами местных умельцев. Изделия этих ремесел часто в пределах общин и племен обменивались на другие предметы. Искусно сделанные ремесленниками ювелирные изделия-украшения также использовались как для личных нужд, так и для торгового обмена.

Развитию торговли у славян способствовало постепенное отделение ремесел от земледелия и скотоводства. Деньгами служили серебряные монеты, попадавшие к славянам в результате торговли с Византией, провинциями Западной Римской империи, греческими городами-государствами Северного Причерноморья, странами Азии и Ближнего Востока. В частности, в арабские страны славяне вывозили на продажу меха, мед, воск, хлеб, рыбу, кожи. Со временем торговля расширялась.

Развитие хозяйства у славянских племен способствовало их политическому объединению, создавало условия для формирования народности, подъему их материальной и духовной культуры.

Зарождение классов и возникновение государственных союзов славянских племен.

Развитие хозяйства послужило основой для существенных изменений в общественных отношениях славян. В результате распада первобытнообщинного строя родовые общины теряли свою прежнюю замкнутость и начали объединять не только родственников, но и соседей. Образовывались по существу новые объединения - территориальные или соседские общины, которые состояли из индивидуальных хозяйств отдельных семей. Пахотная земля и угодья общин часто распределялись между семьями, а произведенные продукты становились их частной собственностью.

"... Находившиеся до того в общем владении пашни и луга, - писал Ф. Енгельс, - стали подвергаться разделу по уже известному способу между возникавшими теперь отдельными домашними хозяйствами, сначала на время, позднее - раз навсегда, тогда как леса, выгоны и воды оставались общими".

Некоторые семьи накапливали значительные богатства, что усугубляло имущественное неравенство в общинах.

В древнем обществе славян происходили глубокие экономические и социальные изменения: первобытнообщинный строй разлагался, и в его недрах зарождались классовые феодальные отношения.

Старейшины родовых общин и их соратники постепенно сосредоточивали в своих руках власть и богатства, эксплуатировали свободных общинников. Кроме того, захваченных пленных они превращали в рабов и заставляли работать на себя. Однако рабовладельчество у славян не стало господствующим строем и носило патриархальный характер. Пленные-рабы часто считались членами семей общинников и становились свободными тружениками или возвращались на родину. В славянском мире не возникли условия для рабовладельчества.

В период формирования классов у славян рабовладельческий строй античного мира изжил себя. А уровень развития хозяйства у славян был уже таким, что эксплуатировать феодальнозависимых крестьян было более выгодно, чем рабов. Еще со времен первобытнообщинного строя для решения важных вопросов славяне созывали народные собрания - вече. Теперь они уже не играли главной роли. Государственные союзы племен, сформировавшиеся с появлением непримиримых между собой классов и в связи с необходимостью защиты от нашествий, возглавляли полновластные правители - князья, опиравшиеся на богатую знать и не считавшиеся с решением веча. Примером может служить государственный союз племен полян на среднем Поднепровье. На гористой южной окраине современного Киева (теперь там расположен Ботанический сад Академии наук УССР) находилась и столица полян - Бусов город, разрушенный завоевателями-персами Дария I (за 1000 лет до основания Киева в другом месте). На северо-западе образовался дулибоволынянский союз племен. Эти и другие союзы племен превращались в государственные образования - феодальные княжества.

На славянские земли часто нападали восточные кочевые племена: киммерийцы, скифы, сарматы, а позднее авары, хозары, печенеги, половцы и др. Поэтому славяне сооружали оборонительные земляные валы между реками, озерами и болотами, ставшие значительными препятствиями для вражеских нашествий. Эти валы получили название "змеевых". По народной легенде, славянские богатыри, победив в поединке своего лютого врага - Змея, запрягали его в огромнейший плуг и вспахивали такие большие борозды - валы. "Змеевые валы" в разрушенном состоянии сохранились до нашего времени на Киевщине, Черкащине, Полтавщине. Подобные сооружения под названием "Трояновые валы" существовали на Поднестровье. Их строительство потребовало огромнейших усилий.

Отважные и мужественные воины-славяне вели длительные и изнуряющие войны против нашествия восточных кочевников-завоевателей, а также армий рабовладельческих государств - Византии и Западной Римской империи, стремившихся захватить восточнославянские земли. "Выступая на войну, - писал византийский историк того времени Прокопий (VI в), - многие из них идут на врага пешком, держа в руках небольшой щит и дротик; панцирей они не носят..." Со временем вооружение славянских воинов изменялось: у них уже были железные мечи, копья, ножи, деревянные луки и их многочисленное войско наносило немало поражений врагам. Благодаря этому ослаблялся натиск вражеских сил с востока и запада на славянские земли, обеспечивалась их независимость.

Первые государственные образования - союзы славянских племен были предшественниками могущественной Киевской Руси. Именно такие объединения племен славян предшествовали образованию государства и народности, которые складывались в переходный к классовому обществу период.

Развитие духовной культуры и верований древних восточных славян, живших на современной территории Украины, было тесно связано с их хозяйственной деятельностью. Значительное место в жизни восточных славян занимали многочисленные обрядовые праздники, посвященные наступлению весны и началу полевых работ (веснянки), летнему солнцестоянию (Ивана Купала), сбору урожая, зимние новогодние обрядовые песни, колядки и т.п. Свадебные торжества сопровождались песнями, танцами, хороводами, похоронные обряды - плачем.

Верования славян называли язычеством. Наши предки обожествляли солнце, луну, явления природы, реки, озера, леса. Одним из главных богов у славян считался Велес - защитник скота. Дажбог олицетворял Солнце, Сварог - огонь, Перун - гром. Византийский историк Прокопий отмечал: "Они поклоняются рекам и нимфам, и другим демонам, приносят жертву им всем и при помощи этих жертв стараются задобрить богов, занимаются колдовством".

Древние славяне верили в загробную жизнь, о чем свидетельствуют упомянутые похоронные обряды. Особенно торжественные похороны устраивались князьям и знатным дружинникам, в могилах которых археологи находят много драгоценных изделий, оружие, одежду, предметы домашнего обихода, остатки продуктов питания и т.д. Княжеские могилы насыпали высотой иногда до десяти метров, затем устраивали

там тризну - поминки. В захоронениях простых людей находят лишь орудия труда и предметы домашнего обихода.

В наиболее изученном археологами прикладном искусстве прослеживаются своеобразные стили - "звериный" (изображения фигур зверей, домашних животных, пресмыкающихся, птиц) и "геометрический" (создание орнаментов из треугольников, ромбов, квадратов). Изображения на орудиях труда, оружии, украшениях, предметах быта отражали картины из жизни славян, в частности их труд и борьбу с врагами.

У славян было развито и музыкальное искусство. Византийский историк VII в. Феофилакт сообщал о взятии в плен византийцами троих славянских гусляров.

В источниках имеются, хотя и скупые, описания внешности славян. Упомянутый уже византиец Прокопий сообщал, что у славян "один язык", "не отличаются они друг от друга и по внешнему виду". "Все эти люди, - писал он, - высокого роста и очень сильные. Цвет лица у них не совсем белый, волосы не русые и не переходят в черные, а рыжеватые и к тому же - у всех..." Современник также отмечал, что славяне "живут в ветхих избах". По характеру они были свободолюбивы и не давали никому себя покорить.

Таким образом, славяне издавна расселялись в Восточной Европе и на территории нынешней Украины. Их племена занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, торговлей. В результате распада первобытнообщинного строя славянские родовые общины превращались в соседские, появлялась частная собственность и имущественное неравенство, эксплуатация человека человеком. Создавались государственные союзы племен во главе с правителями-князьями, в руках которых сосредоточивались власть и богатство. Они стали первыми феодалами.

Орудия труда, культура, язык, быт и обычаи восточнославянских племен разных местностей имели много общих черт, что способствовало их объединению в государственные союзы на значительных территориях.

1. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. "История Украинской ССР: 8-9 класса" - К., 1989

2. Сергиенко Г.Я. "Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса" - К., 1987

3. Власов В.Ф. "История 8 класса" - К., 2002

4. Телихов Б.В. "Развитие Украины" - М., 1987

5. Сарбей В.Г. "СССР в истории Украины" - Х., 1999

diplomba.ru


Смотрите также