Демосфен оратор древней греции. 35. Расцвет греческого ораторского искусства - Демосфен. Политические взгляды Демосфена («Филиппики»). Риторические приёмы Демосфена.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад - Демосфен как величайший греческий оратор - файл 1.docx. Демосфен оратор древней греции


Ораторское искусство Демосфена

Урок - кейс \

В середине V в. в Афинах наблюдается устойчивый интерес к судебным речам, что было связано со стремлением привить молодежи навыки искусного спора, прений на любые темы. Ораторское искусство IV в до н.э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. На рубеже V-IV вв. до н.э. заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий. В его речах – яркое, житейски психологически достоверное бытовое повествование; замечательные характеристики истцов и ответчиков, создающие обобщенные контрастные типы современников; простота и ясность стиля, сделавшие речи Лисия классическим образцом аттической прозы.

Великолепным стилистом был оратор Исократ. Речи, которые должны не только убеждать, но и услаждать слух, составляются из расчлененных, тщательно рассчитанных даже по количеству слогов периодов, обладающих строго определенным ритмом. В 391 г. до н.э. Исократ создал первую платную риторическую школу. Из этой школы вышли знаменитые впоследствии ораторы Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликурт. Сам Исократ, не обладавший сильным голосом, редко выступал публично, но в политической жизни Афин его роль была очень велика. Он призывал греков сплотиться под эгидой Филиппа Македонского и совместно выступить против общего врага – Персии. По преданию, разуверившись в своих идеях, он уморил себя голодом.

Лучшим из учеников Исократа был выдающийся оратор Демосфен, который вырос в обстановке острой политической борьбы. Он стал одним из страстных и неуступчивых вождей антимакедонской партии. Своих противников – Филиппа Македонского и его сторонников в Афинах Демосфен атакует беспощадно, и его речи против Филиппа и «о венке» не имеют себе равных по выразительности во всей греческой литературе. Страстное слово Демосфена достигло цели: афиняне вступили в союз с фиванцами против македонян. В этой борьбе и сложил впоследствии свою голову знаменитый оратор.

Заклятым врагом Демосфена был оратор Эсхин, бывший драматический актер. Стиль его речей отличался звучностью и мелодичностью. За изящество и благозвучие речей древние ценили Гиперида.

Установление македонского господства в Афинах привело к упадку ораторского искусства на рубеже IV-II вв. до н.э.

Оратор Демосфен

Демосфен и море. Ораторское искусство. « Школа Алекса Яновского.Демосфен родился в античной Греции в 384 году до нашей эры в Афинах. Происходил он из знатного и богатого рода. Уже в детстве молодой Демосфен начал проявлять интерес к политике. Глядя на успехи сына, отец отдал юного Демосфена на обучение к известному на то время оратору Исею. Поначалу оратор не хотел брать Демосфена на обучения из-за плохих качеств голоса, и многих дурных привычек. На что, Демосфен ответил ему: «что если не он, то тогда кто». Эта фраза глубоко поразила Исея, приняв на воспитания Демосфена и мешок с деньгами, он взялся обучать его, искусству говорить.

Первые несколько лет, Демосфен страдал от изнурительных тренировок, которые ему давал Исей. Что бы сделать спокойный и тихий голос мальчика громким, Исей заставлял его брать в рот, камушки и идти на пляж, чтобы пытаться говорить громче шума прибоя.

От другой вредной привычки Демосфена, поднимать плечо когда волнуется, Исей заставлял его рассказывать о разных вещах, при этом над плечом у Демосфена, острием вниз, висел меч. Когда мальчик начинал волноваться и поднимать плечо меч прокалывал его. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Хотя и первые ораторские, попытки не увенчались успехом, юный Демосфен не отчаивался, и продолжал усердно тренироваться.

Во время обучения Демосфен лишился отца, за что был передан на поруки опекунам. Опекуны решили не тратить деньги на обучения Демосфена. Когда они приехали забрать его, то Исей отказался отдавать ученика. На что ему заявили, что они не будут ему платить. Но даже после этого, Исей не отдал столь полюбившегося ученика. Спустя пару лет, молодой Демосфен узнал, что его опекуны обокрали всё его богатство и наследие. Тогда то он решил опробовать себя на чем то большем, чем чтение стихов на улице.

В 352 г. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Но в 338 году до нашей эры, Греция была покорена, и закончила свое существование как свободное государство. Оратор Демосфен много раз предупреждал, народ не подчиняться вражеским войскам. Из за этого он нажил себе множество врагов. Александр Македонский, желая остановить Демосфена, вызвал его на суд.

 Демосфен был запутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея ее, бежал в Этну а потом в Трёзен. Но в скоре после смерти Александра Великого, он вернулся в Афины, где был радостно встречен его народом.

В 322 году до нашей эры, Афины снова были осаждены, за непокорство, и Демосфен окруженный врагами принял яд. Знания и записи оратора Демосфена, до сих пор заставляют говорить о себе. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ее славе и ее прошлому.

Источники: www.greatarts.ru, grekoline.ru

Это интересно

Гандхарвы

Жены Кашьяпы, дочери Дакши произвели на свет божественных и демонических существ. Муни родила гандхарвов. Сыновья Кашьяпы ...

Последняя битва Энея

Победив, в честном бою соперника Турна, Эней с полным правом взял в жены Лавинию , дочь ...

Виды статей в Интернет

Большинство из тех, кто занят продвижением товаров или услуг в Интернете сталкиваются с одной и той ...

Древнегреческий театр

Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий ...

  • Философия Древнего Востока

    Международная космическая станция МКС уже многие годы работает на орбите и доказала свою эффективность. Её сроки эксплуатации уже продлялись, однако они...

  • Асы и ваны

    В оборотней верили все жители Бретани, впрочем, как и Франции, да и всей Европы. Дословно «оборотень» расшифровывается как «человек-волк». В русском языке...

objective-news.ru

Демосфен. Великий оратор | sebulfin.com

Умение оказывать влияние на  слушающих, убеждать их  в  правильности идей и решений является основным качеством государственного деятеля. От того как доступно и убедительно государственный деятель доведёт  до  людей нужную информацию может зависеть судьба целого народа. Это известные факты из истории человечества. В этом искусстве выдающихся  успехов  добился великий оратор Древней Греции Демосфен. Очень часто его речи предрешали  исход важных битв, помогали афинянам в борьбе против македонского ига.

Красноречие оратора поражало его слушателей, вдохновляло на борьбу за  свою  независимость. И никому не  могло прийти в голову, что этот выдающийся человек раньше вообще не мог выступать публично. С детства Демосфен очень сильно картавил и заикался.

Заикание- это табу, признак профессиональной непригодности для любого оратора. Очень трудно слушать человека, который заикается. Его речь оказывает мучительное впечатление на окружающих и  кроме насмешек у злых людей и чувства жалости у других вызвать не  может. А кто- нибудь  когда-нибудь задумывался как чувствует себя человек, который не может говорить? Это ужасные ощущения- набираешь в  себя  воздух и тебя «заклинивает», не можешь сказать самых простых слов, тебя не могут понять окружающие, над тобой смеются, часто называют «заикой». Хочется уйти, спрятаться от всего мира и больше никогда не  видеть людей. Чувствуешь себя человеком «второго сорта».С медицинской точки зрения причины появления данного заболевания в настоящее время до конца неясны. Современная невропатология склоняется  к генетической предрасположенности появления данной болезни. Как любое генетическое заболевание оно лечится очень плохо. Нельзя выпить таблетку и всё пройдёт. Нужно учить говорить человека заново. Это очень большой и длительный труд. В течение всей жизни человек должен постоянно заниматься над собой, чтобы говорить правильно. Именно такой подвиг и совершил над  собой  Демосфен.    Расскажем об этом подробнее.

 

Демосфен родился в Афинах в 384 году до нашей эры.

Отец Демосфена был богатым человеком, владел оружейной мастерской. Когда мальчику было 7 лет он умер, оставив большое наследство Демосфену и его пятилетней сестре. Воспитание мальчика  было поручено матери и его опекунам. Однако опекуны( дядья по матери) особенно  не  старались вкладывать деньги в  образование и воспитание детей.

Мальчик рос болезненным, отставал в  физическом развитии от своих сверстников.

После совершеннолетия опекуны отказались отдавать Демосфену большую часть наследства, оставив ему только дом с  рабами. Чтобы защитить себя от произвола, вернуть деньги отца мальчик решил добиваться справедливости в суде. Для этого в суде  нужно было хорошо и убедительно говорить, доказывая  свою правоту.

Ещё в детстве мальчик присутствовал в  суде при выступлении выдающихся ораторов. Искусство красноречия очень поразило Демосфена и он решил обязательно добиться в нём успеха, самостоятельно отстаивать свои права на наследство.

Для этого он поступил  в школу знаменитого греческого оратора Исея. Под его руководством он учился пять лет, изучил труды древнего философа Платона и историка Фукидида. Одновременно Демосфен писал речи для других выступающих в суде людей, таким образом оплачивая своё обучение и зарабатывая на  себе  на хлеб, постоянно поддерживал сестру и мать.

После окончания обучения началась долгая судебная тяжба, тянувшаяся пять лет. Опекуны уничтожили даже завещание отца Демосфена, но в конце концов были признаны виновными и осуждены, однако мальчик не получил полностью своего состояния. Это был первый  трудный самостоятельный опыт публичных выступлений Демосфена.

Выступления давались мальчику очень тяжело. Демосфен  сильно картавил и заикался, имел неправильное грудное речевое дыхание, слабый голос. В дополнении он не умел правильно держаться на публике, постоянно дёргал плечом. Но Демосфен  очень, очень сильно хотел стать оратором и поэтому стал предпринимать дальнейшие попытки выступать публично, которые к  сожалению не  имели успеха.

После  второй попытки Демосфен очень сильно расстроился и возвращался домой в  подавленном настроении. За ним пошёл его старый друг, известный в те времена актёр. Попросив Демосфена продекламировать стихи,  актёр просто скопирировал  его речь, продемонстрировав все её недостатки. Демосфен понял над чем ему надо работать и приступил к  интенсивным занятиям.

Прежде всего он устроил себе специальное подземелье, в котором наедине и подолгу  занимался упражнениями в ораторском искусстве. Чтобы не позволить себе выйти оттуда, не добившись успеха, он сбривал волосы на половине головы, так как в таком виде он не мог показаться на людях. Иногда Демосфен не выходил из  своего подземелья по 2-3 месяца.

Для исправления произношения звуков он брал в рот мелкие камешки и добивался при этом чёткого произношения. Для тренировки произношения  звука «р» Демосфен брал щенка и старался копировать его рычание.

Чтобы усилить голос и добиться более глубокого дыхания, он упражнялся в произношении длинных речей на бегу или при восхождении на гору. Оратор любил прогулки по берегу моря, где развивал силу голоса, стараясь перекричать шум волн.

Демосфен подвешивал к  потолку своего подземелья меч, который не позволял ему дёргать плечом при выступлении.

Упорство и труд принесли свой результат. Демосфен начал говорить публично.

Первые результаты были впечатляющие. Он мог  убеждать людей, его слушали, ему аплодировали. В свои речи он вкладывал всю силу воли, всё упорство, которые он применил , чтобы  научиться выступать публично. Это чувствовалось в  речи и придавало  ей дополнительный убеждающий эффект.

Но он никогда не прекращал ежедневных занятий, тщательно готовил свои выступления.

Завистники говорили ему: «От твоих речей пахнет маслом»- имея в  виду, что Демосфен заранее тщательно писал и выучивал наизусть свои  выступления при свете масляного светильника. Но что эти слова значили для человека, совершившего над собой подвиг? Ничего, только  лишь  были доказательством его жизненного превосходства.

Всю силу своего  искусства  великий оратор Демосфен  отдал на борьбу  народа Греции против самого опасного врага – македонского царя Филиппа. Неоднократно пламенные речи мужественного человека вдохновляли народ, укрепляли  патриотичские чувства, заставляли народное собрание принимать правильные решения. Его вера в победу, упорство и сила духа передавались слушателям.

 

Страстная   любовь к выбранной профессии, потрясающее личное мужество, сила воли позволили Демосфену преодолеть недостатки речи, окружили его имя славой одного из велиайших ораторов всех времён.

 

 

 

 

 

 

Вконтакте

Facebook

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

LiveJournal

Google+

sebulfin.com

Демосфен как выдающийся оратор Древней Греции — доклад

Демосфен  как выдающийся оратор Древней Греции

Введение 

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в  среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой. По месту, занимаемому  в искусстве художественного  слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами  искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление  допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века.Надо особо отметить, что из всех видов художественного  слова в античном мире публичная  речь была наиболее тесно связана  с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования  людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.  

 

Демосфен- самый выдающийся оратор древней Греции 

  Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385—322 гг.). Он происходил из зажиточной семьи — отец его владел мастерскими, в которых изготовлялись оружие и мебель. Очень рано Демосфен осиротел, состояние его попало в руки опекунов, оказавшихся нечестными людьми. Самостоятельную  жизнь он начал с процесса, в  котором выступил против расхитителей (произнесенные им в связи с  этим речи сохранились). Еще до этого  он стал готовиться к деятельности оратора и учился у известного афинского мастера красноречия  Исея. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы — всё это было заимствовано Демосфеном у Исея. 

С детства Демосфен обладал слабым голосом, к тому же он картавил. Эти недостатки, а также  нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу  его первых выступлений. Однако упорным  трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса шум прибрежных волн) он сумел преодолеть недостатки своего произношения. Интонационной  окраске голоса оратор придавал особое значение, и Плутарх в биографии  оратора приводит характерный анекдот: «Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. «Нет, с тобой ничего подобного не было», — сказал Демосфен. Возвысив голос, посетитель закричал: «Как, Демосфен, этого со мной не было?!» — «О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего», — сказал оратор». 

В начале своего творческого  пути Демосфен выступал с судебными  речами, но в дальнейшем он всё больше втягивался в бурную политическую жизнь  Афин. Вскоре он стал ведущим политическим деятелем, часто выступая с трибуны  Народного собрания. Он возглавил  патриотическую партию, боровшуюся против македонского царя Филиппа, неустанно  призывая всех греков к единству в  борьбе против «северного варвара». Но, подобно мифической пророчице Кассандре, ему суждено было возвещать истину, не встречая понимания или даже сочувствия. 

Филипп начал свой натиск на Грецию с севера — постепенно подчинил города Фракии, овладел Фессалией, затем утвердился в Фокиде (Средняя Греция), засылая своих агентов даже на остров Эвбея, в непосредственном соседстве от Афин. Первая война Афин с Филиппом (357—340 гг.) закончилась невыгодным для Афин Филократовым миром, вторая (340—338 гг.) — сокрушительным поражением греков при Херонее, где Демосфен сражался как рядовой боец. Две самые знаменитые речи Демосфена связаны именно с этими событиями. После Филократова мира он обличал виновников его в речи «О преступном посольстве» (343 г.), а после Херонеи, когда за услуги отечеству было предложено наградить оратора золотым венком, ему пришлось отстаивать свое право на эту награду в речи «О венке» (330 г.). Великому оратору было суждено пережить еще одно поражение своей родины, в Ламийской войне 322 года, когда греки, воспользовавшись замешательством после смерти Александра Македонского, выступили против его преемников. 

На этот раз македонские  войска захватили Афины. Демосфену  вместе с другими вождями патриотической партии пришлось бежать. Он укрылся  в храме Посейдона на острове  Калаврия. Настигшие его там македонские солдаты хотели вывести Демосфена силой, тогда он попросил времени написать письмо друзьям, взял папирус, задумчиво поднес к губам тростниковое перо и прикусил. Через несколько секунд он упал мертвым — в тростнике был спрятан быстродействующий яд. 

В литературном наследии Демосфена (до нас дошла 61 речь, но не все, видимо, являются подлинными) именно политические речи определяют его место  в истории греческого ораторского  искусства. Они сильно отличаются от речей Исократа. Так, например, вступление в речах Исократа обычно растянуто; напротив, поскольку речи Демосфена произносились на животрепещущие темы и оратор должен был сразу же привлечь внимание, вступление в его речах было по большей части кратким и энергичным. Обычно оно содержало какую-нибудь сентенцию (гному), которая затем развивалась на конкретном примере. Главной частью речи Демосфена является рассказ — изложение существа дела. Строится он необычайно искусно, всё в нем полно экспрессии и динамики. Здесь налицо и пылкие обращения к богам, к слушателям, к самой природе Аттики, и красочные описания, и даже воображаемый диалог с противником. Поток речи приостанавливается так называемыми риторическими вопросами: «В чем же причина?», «Что же это на самом деле значит?» и т. п., что придает речи тон необыкновенной искренности, в основе которой лежит подлинная озабоченность делом. 

Демосфен широко применял тропы, в частности метафору. Источником метафоры нередко оказывается  язык палестры, гимнастического стадиона. Очень изящно используется противопоставление, антитеза — например когда сравнивается «век нынешний и век минувший». Применявшийся Демосфеном прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие или опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары: «смотрите и наблюдайте», «знайте и понимайте» — способствовало ритмичности и приподнятости слога. Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является «фигура умолчания»: оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно должен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбежно дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный оратору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значительно выиграет в убедительности. 

yaneuch.ru

35. Расцвет греческого ораторского искусства

а) Биография и деятельность.

В результате распада второго Афинского морского союза Греция оказалась раздробленной и находилась в состоянии глубокого экономического, социального и политического кризиса.

Персия стремилась лишить Грецию ее самостоятельности, не меньшая опасность была в захватнических планах Филиппа II, при котором Македония стала могущественным государством. Стремясь подчинить Афины, Филипп II использовал слабость греческих государств и борьбу между ними. Среди греков были сторонники объединения Греции под властью Македонии для войны с Персией. Против них выступала антимакедонская партия, вождем которой стал прославленный оратор Демосфен. Демосфен жил от 384 г. до 322 г. до н.э., накануне эллинистического периода. Отец Демосфена был состоятельным человеком, владел в Афинах двумя мастерскими - оружейной и мебельной. После смерти отца состояние Демосфена было расхищено опекунами, против которых он написал ряд ранних речей. Уже в них проявляется та сила убеждения, которой отличался Демосфен впоследствии.

После успешного процесса против опекунов Демосфен занимался составлением судебных речей. Он выступает как политический оратор, посвящая свои речи гражданским обязанностям, поддерживающим равновесие сил в соседних с Афинами государствах (речь за свободу родосцев).

Рассказывают, что Демосфен, борясь со своими природными недостатками речи, проделывал упражнения, чтобы четко произносить слова, говорил под шум моря, брал в рот камешки. До нас дошло около 60 речей, из них не все считаются подлинными. Наибольшей известностью пользуются его политические речи против македонского царя Филиппа и судебная речь "О венке", имеющая также политическое значение.

Демосфен выступает как вождь антимакедонской военной партии. Он указывает на надвигающуюся опасность и предлагает меры для ее устранения. Его речи против Филиппа называются "филиппика-ми". В "Олинфских речах" Демосфен настаивал на необходимости финансовых реформ, забвении личных интересов во имя общественных нужд. Он выступает против бездеятельности афинян, занятых голосованием и не принимающих практических решений. Демосфен использовал всю силу своего ораторского таланта, чтобы призвать афинян к энергичным действиям и созданию коалиции против македонского царя. В страстном призыве к борьбе за свободу демократических Афин против тирании и деспотизма Филиппа звучит голос патриота, который хочет предотвратить гибель государства.

В Херонейской битве, положившей конец независимости Греции, Демосфен лично принимал участие. Ему поручили произнести эпитафию - речь над воинами, павшими в Херонейской битве. Заслуги Демосфена по предложению Ктесифонта должны были быть отмечены увенчанием его золотым венком. Однако его политический противник Эсхин, против которого Демосфен выступал в речи "О преступном посольстве", опротестовал это предложение и настаивал на привлечении Ктесифонта к суду. Ответ Демосфена Эсхину, речь "За Ктесифонта о венке" принес победу оратору. В этой речи Демосфен доказывает собранию правильность своих политических действий, продиктованных горячим чувством патриотизма.

Однако доверие к Демосфену пошатнулось, когда он не смог доказать, что истратил на государственные нужды деньги, помещенные под его наблюдением в Акрополе. Демосфен отправился в изгнание и только после смерти Александра Македонского вернулся в Афины, чтобы возглавить антимакедонское движение. Преемник Александра скоро подавил это движение и потребовал выдачи его главарей. Демосфен в отчаянии принял яд.

б) Язык и стиль речей Демосфена.

Демосфен - один из самых выдающихся ораторов древности. Его речи - судебные, эпидейктические и главным образом политические - отличаются высоким пафосом и большой силой убеждения.

Необходимо принять во внимание, что древние ораторы были своего рода художниками, поэтами, искусство которых было подчинено определенным правилам, основанным на традиции и в дальнейшем усовершенствованным. Демосфен имел своими предшественниками Лисия, Исократа, но он их во многом превзошел. Древние критики (Дионисий Галикарнасский) говорили, что Демосфен следовал сжатости и пафосу Фукидида, силе характеристики Лисия, искусному распределению частей Исократа. Гармонично соединив все это, он выработал свой особый стиль речей, которые потрясали слушателей. Особенно поражали громадный пафос и ораторская сила, с которыми он обрушивался на врагов.

В зависимости от содержания и направления речи Демосфен употребляет различный стиль. Если в судебных речах Демосфена встречаются простонародные выражения и поговорки, то в политических речах и воззваниях он применяет возвышенный стиль.

В этом отношении большое значение Демосфен придавал выбору слов. Он применял метафоры и сравнения из обыденной жизни, но они у него всегда сжаты и тесно связаны с содержанием. В большей степени, чем его предшественники, он использовал те средства, которые древние называли "фигурами мысли", повторяя слова при начале частей периодов, задавая вопросы, которые, возможно, будут заданы пронивником, спрашивая самого себя и т. д. Для его стиля характерно введение восклицаний, особенно во фразах, выражающих негодование. Страстная убежденность его речей связана с силой аргументации, благодаря которой каждый даже незначительный эпизод служит убедительным доказательством. Живость речей Демосфена, захватывавшая слушателей, достигалась его умением вводить красочные рассказы, стихи, диалоги, давать блестящие характеристики. Периоды его речи производили гармоническое впечатление, причем особое благозвучие заключалось в клаузулах (заключения периода).

Античная риторика называла стиль Демосфена "мощным". Цицерон ставил его выше всех других греческих ораторов, называя его "совершенным оратором".

studfiles.net

Ораторы Древней Греции: Георгий, Лисий, Исократ, Демосфен

заучивали наизусть и произносили на суде. Таких сочинителей речей называли логографами. Бывали случаи, когда логограф составлял одновременно речь и для истца и для ответчика — то есть в одной речи опровергал то, что утверждал в другой (Плутарх сообщает, что однажды так поступил даже Демосфен).

                        1.Горгий.

   Крупнейшим  теоретиком и учителем красноречия  в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, база которой найдена в прошлом веке во время археологических раскопок).

   Традиция  сохранила немногое из творческого  наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки—серьезностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию,— «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приемов надолго сохранили название «горгианские фигуры». Горгий писал свои речи па аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.

   Горгий  был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости». «Мудрость» их была скептической: они считали, что абсолютной истины не существует, истинным является то, что может быть

доказано  достаточно убедительным образом. Отсюда их забота об убедительности доказательства и выразительности слова: они сделали слово объектом специального исследования. Особенно много они занимались происхождением значения слова (этимологией), а также синонимикой. Основным полем деятельности софистов были Афины, где процветали все жанры красноречия—совещательный, эпидиктическнй и судебный.

                          2.Лисий.

   Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в области судебного красноречия был, несомненно, Лисий (ок. 415—380 гг. до н. э.). Отец его был метеком (свободным, но не имевшим гражданских прав человеком) и владел мастерской, в которой изготовлялись щиты. Будущий оратор вместе с братом учился в южно-италийском городе Фурии, где слушал курс риторики у известных софистов. Примерно в 412 году Лисий возвратился в Афины. Афинское государство в это время находилось в трудном положении — шла Пелопоннесская война, неудачная для Афин. В 405 году Афины потерпели сокрушительное поражение. После заключения унизительного мира к власти пришли ставленники победившей Спарты, «30 тиранов», проводившие политику жестокого террора по отношению к демократическим и просто бесправным элементам афинского общества. Большое состояние, которым владели Лисий и его брат, было причиной расправы над ними. Брат Лисия был казнен, самому оратору пришлось спасаться бегством в соседнюю Мегару. После победы демократии Лисий вернулся в Афины, но получить гражданские права ему так и не удалось. Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией. Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причем не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относятся к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи — например, надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395 — 386 годов. Характерные

черты стиля Лисия четко отмечаются древними критиками. Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, ораторские приемы изысканны и изящны. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации — последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов,  

последующие критики (Дионисий Галикарнасский) признавали, что никто впоследствии не превзошел Лисия в чистоте аттической речи. Живым и наглядным делает рассказ оратора обрисовка характера (этопея) — причем не только характеров изображаемых лиц, но и характера говорящего лица (например, сурового и простодушного Евфилета, в уста которого вложена речь «Об убийстве Эратосфена»).

                           3.Исократ.

     Что в жанре судебного красноречия  сделал Лисий, то в жанре торжественного красноречия сделал Исократ (ок. 436— 338 гг.), происходивший из зажиточной прежде, но разорившейся афинской семьи. Смолоду он тоже был вынужден избрать себе профессию логографа, впоследствии открыл ораторскую школу с высокой платой за обучение, из которой вышли многие политики, ораторы и писатели. Школа Исократа была одновременно чем-то вроде политического кружка с идеями и настроениями, враждебными афинской демократии (чему немало способствовал аристократический состав учащихся), поэтому глава школы неоднократно обвинялся в «развращении юношества».

   Литературная  деятельность Исократа по времени совпала  с политическим кризисом греческого общества и ожесточенной классовой  борьбой в греческих городах, где попеременно брали верх то демократические, то олигархические элементы. Следствием ее было увеличение числа безработных и разорившихся людей. Бесконечные междоусобные воины не привели к устойчивой гегемонии какого-нибудь одного из греческих государств и только истощили их

экономический и политический потенциал. Воспользовавшись создавшимся положением, македонский царь Филипп сумел в 338 году нанести сокрушительное поражение объединившимся против него полисам и установить над Грецией политический контроль.

   В таком сложном переплетении политических и социальных противоречий Исократ выдвинул в своих речах, распространявшихся в письменном виде,  

политическую  программу спасения Эллады. Впервые он выступил с ней в своей речи «Панегирик») в 380 году; суть ее заключалась в том, чтобы объединить силы греков для борьбы против варваров — то есть для завоевания Персии. В дальнейшем он обращался с этой идеей к различным монархам и тиранам Греции. Последний, к которому он обратился, Филипп II, действительно начал готовить этот поход, завершить который ему не удалось(это выполнил его сын, Александр Македонский). Исократ практически стал идеологом промакедонской партии в Афинах, вокруг которой группировались в основном граждане из зажиточных кругов.

   Приемы  ораторского искусства Исократа развивают принципы, выдвинутые Горгием. Особенностью стиля Исократа являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легкодоступные для понимания. Для его стиля характерно также ритмическое членение речи, плавность которой достигалась тщательным избеганием так называемого зияния—стыка гласных в конце слова и в начале другого.

   В школе Исократа были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие  части: 1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей; 2) изложение предмета выступления, сделанное с возможной убедительностью; 3) опровержение доводов противника с аргументацией в пользу собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

   Как мастер красноречия, Исократ считался в древности высшим

авторитетом— о популярности его произведении говорит большое количество отрывков из его речей, найденных на папирусах. Его литературное наследие ближе всего стоит к тому, что мы сейчас называем публицистикой. Бесспорная заслуга Исократа состоит в совершенствовании стиля письменной речи, отличия которой от устной подчеркивает Аристотель: «Один слог для речи письменной, другой для речи в споре, один для речи в собрании, другой для   

речи  в суде. Надо владеть обоими». Но крупнейший римский теоретик красноречия Квинтилиан сознавал недостатки, свойственные литературному творчеству Исократа, о чем говорит его оценка:«Стиль Исократа полон многочисленных украшений и отличается большой гладкостью в различных жанрах ораторского искусства... Он тренирован скорее для арены, чем для поля боя...» В какой-то мере это понимал и сам оратор, когда писал в речи «Филипп»: «Для меня не осталось скрытым, насколько большей убеждающей силой обладают речи произносимые по сравнению с речами, предназначенными для чтения...»

                               4. Демосфен.

   Величайшим  мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385— 322 гг.). Он происходил из зажиточной семьи—отец его владел мастерскими, в которых изготовлялись оружие и мебель. Очень рано Демосфен осиротел, состояние его попало в руки опекунов, оказавшихся нечестными людьми. Самостоятельную жизнь он начал с процесса, в котором выступил против расхитителей (произнесенные им в связи с этим речи сохранились). Еще до этого он стал готовиться к деятельности оратора и учился у известного афинского мастера красноречия Исея. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы—все это было заимствовано Демосфеном у Исея.

   С детства Демосфен обладал слабым голосом, к тому же он картавил. Эти 

недостатки, а также нерешительность, с которой  он держался на трибуне, привели к  провалу его первых выступлений. Однако упорным трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса шум прибрежных волн) он сумел преодолеть недостатки своего произношения. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение, и Плутарх в биографии оратора приводит характерный анекдот: «Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой  

сказать речь на суде в его защиту, жалуясь  на то, что его поколотили. «Нет, с  тобой ничего подобного не было»,— сказал Демосфен. Возвысив голос, посетитель закричал: «Как, Демосфен, этого со мной не было?!»— «О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего»,— сказал оратор...»

   В начале своего творческого пути Демосфен выступал с судебными речами, но в дальнейшем он все больше втягивался в бурную политическую жизнь Афин. Вскоре он стал ведущим политическим деятелем, часто выступая с трибуны Народного собрания. Он возглавил патриотическую партию, боровшуюся против македонского царя Филиппа, неустанно призывая всех греков к единству в борьбе против «северного варвара». Но, подобно мифической пророчице Кассандре, ему суждено было возвещать истину, не встречая понимания или даже сочувствия.

   Филипп  начал свои натиск на Грецию с севера — постепенно подчинил города Фракии, овладел Фессалией, затем утвердился в Фокиде(Средняя Греция), засылая своих агентов даже на остров Евбея, в непосредственном соседстве от Афин. Первая война Афин с Филиппом(357—340 гг.) закончилась невыгодным для Афин Филократовым миром, вторая(340—338 гг.)— сокрушительным поражением греков при Херонее, где Демосфен сражался как рядовой боец. Две самые знаменитые речи Демосфена связаны именно с этими событиями. После Филократова мира он обличал виновников его в речи «О преступном посольстве»(343 г.), а после Херонеи, когда за услуги отечеству было предложено наградить оратора золотым венком, ему пришлось отстаивать свое право на эту награду в речи «О венке»(330 г.). Великому оратору было

суждено пережить еще одно поражение своей  родины, в Ламийской войне 322 года, когда греки, воспользовавшись замешательством после смерти Александра Македонского, выступили против его преемников.

   На  этот раз македонские войска захватили  Афины. Демосфену вместе с другими вождями патриотической партии пришлось бежать. Он укрылся в храме Посейдона на острове Калаврия. Настигшие его там македонские солдаты  

хотели  вывести Демосфена силой, тогда  он попросил времени написать письмо друзьям, взял папирус, задумчиво поднес к губам тростниковое перо и

прикусил. Через несколько секунд он упал мертвым — в тростнике был спрятан быстродействующий яд.

   В литературном наследии Демосфена (до нас  дошла 61 речь, но не все, видимо, являются подлинными) именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства. Они сильно отличаются от речей Исократа. Так, например, вступление в речах Исократа обычно растянуто; напротив, поскольку речи Демосфена произносились на животрепещущие темы и оратор должен был сразу же привлечь внимание, вступление в его речах было по большей части кратким и энергичным. Обычно оно содержало какую-нибудь сентенцию (гному), которая затем развивалась на конкретном примере. Главной частью речи Демосфена является рассказ— изложение существа дела. Строится он необычайно искусно, все в нем полно экспрессии и динамики. Здесь налицо и пылкие обращения к богам, к слушателям, к самой природе Аттики, и красочные описания, и даже воображаемый диалог с противником. Поток речи приостанавливается так называемыми риторическими вопросами: «В чем же причина?», «Что же это на самом деле значит?» и т. п., что придает речи тон необыкновенной искренности, в основе которой лежит подлинная озабоченность делом.

stud24.ru

Глава I. Ораторское искусство в Древней Греции……………………………………………..1 - Доклад - Демосфен как величайший греческий оратор

Доклад - Демосфен как величайший греческий ораторскачать (24.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx

Реклама MarketGid: СодержаниеГлава I. Ораторское искусство в Древней Греции……………………………………………..1

Глава II. Демосфен как величайший греческий оратор

2.1. Краткая биография, характеристика ораторского стиля………………………………….3

2.2.Приемы ораторской речи Демосфена………………………………………………………6

Ораторское искусство в Древней ГрецииОраторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем мире: Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае. Известно, что жрецы были искусными ораторами, всемерно культивировалось официальное и особенно церемониальное красноречие в придворных кругах китайских царств, хорошо владели тайнами науки слова индийские любомудры. Однако именно Древняя Греция признается родиной красноречия, где начинает складываться его теория.

Наряду с эпосом, лирикой, драмой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она считалась даже «царицей искусств» настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей. Называя красноречие (риторику) искусством, древние греки, однако, вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание.

К V веку до нашей эры, когда вполне сложилась культура ораторской речи, когда ясно осознавались ее виды, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяснить (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более к действию) и доставлять слушателям удовольствие.

Причем «услаждение слушателей» свежей или смелой мыслью и благородными чувствами, например добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора.

Афины, фактически ставшие центром древнегреческой культуры, задавали тон во всех сферах социальной жизни, определяя главные направления общественной мысли. В этих условиях развивалось и совершенствовалось красноречие. И, конечно, не случайно, что его выдающиеся мастера - Гиперид, Горгий, Исократ, Исей, Эсхин, Филократ и особенно Демосфен - были видными общественными и государственными деятелями.

Греческие риторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Они умели внушать свои мысли и чувства массе людей, нередко побуждая их к практическим действиям. Каждый из этих ораторов немало потрудился над тем, чтобы красноречие стало острым оружием идеологии и политической борьбы. А она нередко вспыхивала между различными группировками аристократии рабовладельческого общества. Красноречие, «духовное детище демократии», особой искусности достигло усилиями софистов, точнее «старших софистов» (V век до н.э.), которые отличались критицизмом и находчивостью в словесных баталиях, развивали искусство спора,

мастерство доказательства и заметно подняли культуру рационалистического мышления, в частности формально-логической культуры. Главной их целью были вопросы познания: их верное толкование и решение, и делались попытки сблизить философию с риторикой. Искусство слова они считали наукой воздействия на людей. Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481-411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Придавая первостепенное значение слову в ораторском искусстве, он считал необходимым изучение языка и разработку вопросов грамматики. Относя риторику к «гражданскому искусству», он намеревался с его помощью «сделать людей хорошими».

Глава II. Демосфен как величайший греческий оратор.

Краткая биография, характеристика ораторского стиляЛучший из учеников Исократа, величайший греческий оратор Демосфен вырос в обстановке острой политической борьбы. Небывалый расцвет культуры и особенно рост общественной значимости и популярности античного ораторского искусства связан с именем Демосфена

Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил «р»), - у него была дурная привычка подергивать плечом и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Две первые попытки выступления окончились неудачно. И тогда Демосфен решил исправить и исправил все свои недостатки. Каждый день по несколько часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово.

До наших дней дошли его выступления: 61 текст речей, 56 «выступлений» к речам и несколько писем. Некоторые его речи, например «О преступном посольстве» и «За Ксенофонта о венке», имеют по сто с лишним страниц. Это значит, что не 2-3 часа, а больше длились эти речи привлекая внушительную массу людей. Речи Демосфена насыщены разнообразным фактическим материалом, содержат немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. В редких случаях оратор обходился без лаконичной и временами образной характеристики людей, их поступков и намерений. Некоторые оценки людей и описания событий, даваемых Демосфеном в речах, воспринимаются как типизации по законам художественных обобщений.

В своих судебных речах Демосфен нередко становился бытописцем, от взора которого, казалось, не ускользала никакая мелочь. То иронизируя над незадачливыми людьми, то изобличая падение нравов, Демосфен-оратор предстает перед общественностью не только как нравоучитель, но и как общественный судья и политический лидер. Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить выслушать себя до конца.

Не блиставший в судебных речах, которыми он начал свою ораторскую практику в качестве адвоката, Демосфен особенно известен своими политическими выступлениями, чаще всего направленными против захватнических войн македонского царя Филиппа II. В этих речах не просто адвокат или обвинитель, но политический деятель, патриот и трибун,

последовательно и упорно ратовавший за мир и благо своего народа. В таких выступлениях Демосфен часто вспоминал «достославных» предков-афинян, призывал чтить их память и следовать их былым гражданским подвигам. Оратор призывал слушателей к чувству и чести гражданина свободной республики.

Смелые и памфлетные по своему стилю, исполненные гнева и патриотического достоинства, эти речи вдохновляли афинян на подвиги в ратных делах, оставили глубокий след в духовной жизни афинского государства, вошли в историю политической борьбы под нарицательным названием «филиппики».

2.2 Приемы ораторской речи ДемосфенаПоказательно, что Демосфен свои речи обычно начинал словами: «Граждане афиняне!». Прямым обращением к гражданам афинский трибун пользовался умело. Так, например, имея в виду угрозы со стороны вероломного македонского царя и учитывая возникшую в этой связи нелегкую ситуацию, а также обобщая некоторые свои соображения о реальной возможности отпора врагу, Демосфен в одной из «филиппик» говорил: «Итак, прежде всего не следует, граждане афиняне, падать духом, глядя на теперешнее положение, как бы плохо оно ни представлялось» . И через некоторое время, снова произнося: «граждане афиняне», оратор напоминая о патриотических обязанностях каждого из них перед возникшей внешней опасностью.

Частое обращение античного автора к «гражданам афинянам», мгновенная реакция темпераментной, если не сказать экзальтированной, массы людей являлись испытанными приемами психологического красноречия держали слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества, а порою единомыслия, активизировали мышление собравшихся. Он не оставлял без ответов никаких реплик в свой адрес, не терялся, когда политические страсти разгорались и атмосфера накалялась. Быстро и эффектно он парировал крики и пререкания. «Прошу не поднимать шума, - обращался он к собравшимся, - слушайте, как подобает людям». В таком обращении, пожалуй, не столько просьба, сколько приказание. Оно исходило от его глубочайшей уверенности в собственной правоте и, конечно, сознания своего личного влияния на общественное мнение.

Для усиления общественного внимания к произносимой речи и вовлечения слушателей в творческую, размышляющую и переживающую атмосферу Демосфен охотно использовал прием риторического вопроса. Например: «К чему это я говорю? - для того, чтобы...» Или: «Что же именно? - это то...» В некоторых случаях оратор как бы забрасывал своих слушателей вопросами , оставляя их безответными, на размышление аудитории. Пользуясь вопросно-ответным приемом, то есть фактически диалогической формой, Демосфен драматизировал собственную речь, как бы воссоздавал живую картину характеризуемых им событий, и тем самым воздействовал на собрание в образной форме. Диалогический прием оратор временами дополнял рассказами, иногда ссылаясь на игру Федора, Аристодина и других популярных в его время актеров (исполнителей первых ролей). А в патетических местах речи оратор декламировал стихи трагиков: Эврипида, Софокла и других известных поэтов античного мира.

Излюбленным ораторским приемом Демосфена было восклицание, например восклицание: «Хорошо! Отлично!». Но он восклицал и при отрицании: «Нет, никогда!» - в

категоричной форме, или: «нет, нет, о все боги!», или же: «Но это не так, да, не так!» - двойное отрицание. Демосфен пользовался также другими формами того же отрицательного восклицания: «Да нет же!» или: «Ничуть не бывало!» Оратор применял также восклицание-вопрос. Например: «Кто бы мог подумать, что это случится?» или: «И после этого вы еще спрашиваете, почему дела государства все решительно пошли прахом?» И так далее. Не нужно обладать большим воображением, чтобы представить, как такие варьируемые восклицания, да еще произносимые в различных интонациях - в соответствии с конкретной ситуацией или настроением собравшихся, - должны были в одних случаях эмоционально активизировать ораторскую речь, в других - интриговать слушателя или помочь ему яснее осознать характеризуемое явление.

Большое впечатление на слушателей производили клятвы Демосфена или его призывы к богу (богам). Так, например, как бы прерывая плавное течение собственной речи, оратор произносил: «Нет, клянусь Зевсом!» или «Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю!» В речи «О делах в Херсонесе» Демосфен обращался к собравшимся с такими словами: «Уж разрешите мне, ради богов, когда дело идет о наилучших мерах для государства...» Он клялся Зевсом и всеми богами Олимпа, он молил всех богов и богинь: «Да помогут все боги!» - поддержать его в достижении правды, истины и нужных Афинам свершений. Временами оратор как бы призывал к коллективной клятве: «Клянемся Зевсом!» В редких случаях Демосфен не обращался к авторитету богов. Взывание к ним было приемом, как можно судить по текстам его речей, психологического воздействия на собравшихся, почитавших своих богов. Он, очевидно, был рассчитан и на внешний эффект, которому античная риторика придавала немаловажное значение.

Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению; фразы в них, как правило, краткие, исполненные патетики и страсти. Сравнения, метафоры и другие речевые элементы, о которых говорилось выше, усиливали впечатляемость демосфеновских впечатлений. Сильная выразительность его речей, исполненная глубокой и всегда общественно важной и нередко злободневной мысли, не могла не возбуждать людей. Успех речей Демосфена, уверенного, неподкупного и смелого, определялся также их интонационной гибкостью, хорошо отработанной жестикуляцией и продуманным во всех отношениях артистическим поведением на трибуне. Эти характеристики базируются не только на анализе его речей, но и на свидетельствах античных авторов и позднейших исследователей его ораторского искусства.

Демосфен был далеко не безразличен и к теории риторики: развил ряд принципиально важных мыслей о сущности красноречия и личности оратора. В

некоторых публичных выступлениях он как бы отступал от прямой их темы, говоря о риторике, как об ответственном деле, достойном исключительного общественного внимания и серьезного отношения. Так, например, в речи «О мире» Демосфен говорил о своей «политической и ораторской деятельности» как об определенном единстве. Он не представлял красноречия вне политики и общественных интересов, свое же ораторское искусство рассматривал как острейшее оружие политической, по существу патриотической деятельности.

Демосфен постоянно говорил о принципах и правилах своего красноречия. В речи «О делах Херсонеса» он утверждал, что оратор не может руководствоваться враждой к кому-либо или желанием мстить кому бы то ни было, что всякий оратор должен высказывать то, что считает наилучшим. Он осуждал демагогические речи, а также выступления, обнаруживавшие угодничество, отмечал, что не должно быть разрыва между речью оратора и его практической деятельностью. «Не только наши речи, - подчеркивал он, - но и наши свершения должны быть достойны предков». «Лживые речи, - говорил Демосфен в своем выступлении «О распространении средств», - весьма вредны для государства». Всякая ораторская речь, утверждал он, должна соответствовать гражданскому достоинству говорящего. «Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики», подразумевая под «политикой» те цели, к которым стремился оратор своей деятельностью.

Таким образом, Демосфен подчеркивал взаимосвязь (единство) красноречия и политической деятельности, а значит социальную направленность красноречия. Он вместе с тем обосновывал определенные морально-этические принципы и нормы, которыми должны руководствоваться те, кто пользуется публичной речью. Эти положения великого оратора древности не потеряли своего смысла и значения для нашего времени, хотя они и сформированы идеологом рабовладельческого общества, с учетом конкретных условий его развития. Известно, что на демосфеновских речах учились не только ораторы разных поколений не только в Элладе, но и далеко за ее пределами, особенно в Риме.

Демосфен - вершина древнегреческого красноречия, являвшегося острейшим оружием политической борьбы и вместе с тем высоким достижением духовной культуры. Без этого красноречия нельзя представить не только ораторскую практику, но и античную теорию риторики, разрабатывавшуюся в те времена. Для этой теории примечательно прежде всего то огромное значение, которое придавалось слову, способному утверждать как прекрасное, так и безобразное, как истину, так и ложь.

Скачать файл (24.4 kb.)

gendocs.ru

Выдающийся оратор Древней Греции Демосфен — реферат

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Самарский  государственный технический университет»

 

Факультет гуманитарного  образования

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Выдающийся оратор Древней  Греции Демосфен»

 

 

 

 

Выполнил

Студент 1 курса ИЭФ

         10 группы:

Елгаськин Александр

 

 

Проверила

доктор филол. наук, профессор

Ю.В. Сложеникина

Подпись___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара

 

2012 г.

 

 

Афинский государственный  деятель и великий оратор древности  Демосфен всю свою жизнь посвятил родине и умер в борьбе за ее свободу. Он родился в Афинах в 384 г. до н. э.

Когда мальчику было семь лет, умер отец, оставив в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояяие.

Воспитание ребенка  было поручено матери и опекунам; опекуны, оказались людьми недобросовестными. Они не платили жалованья учителям, не заботились об образовании детей  и воспитании. Мальчик рос слабым, физически недоразвитым.

Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны отдали ему лишь дом с  рабами, а большую часть денег  и имущества присвоили себе. Молодой  человек пытался сначала уговорить  опекунов добровольно вернуть наследство, но те отказались. Тогда он решил судом добиваться возврата похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было основательное знакомство с афинскими законами, а самое главное - умение хорошо и убедительно говорить.

Самыми выдающимися  учителями красноречия тогда  были Исократ и Исей. Исократ содержал на дому школу красноречия, но Демосфен не мог посещать занятий, так как плата за обучение была слишком высокой. Тогда он обратился к Исею, в то время лучшему адвокату по делам о наследствах.

Четыре года молодой  человек прилежно учился у Исея и заплатил ему за обучение большую сумму денег. За это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей; особенно внимательно изучал он сочинения знаменитого историка Фукидида и философа Платона. "Историю" Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно восемь раз.

Окончив учение, Демосфен начал судиться с опекунами. Суд  тянулся целых пять лет. Опекуны  всячески старались избежать ответственности; так, они уничтожили даже самое завещание отца Демосфена и другие важные документы. В конце концов опекуны были осуждены, однако молодому человеку не удалось целиком вернуть своего наследства.

Выступать перед народом  Демосфен мечтал еще мальчиком. Как-то раз еще в ранней юности Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда послушать речь знаменитого оратора. Мальчик видел, как толпа народа провожала рукоплесканиями оратора, и удивлялся силе красноречия, которая покорила всех. С тех пор он бросил все другие занятия и игры со своими сверстниками и стал усиленно упражняться в красноречии. Он твердо решил сделаться оратором.

Но, прежде чем выступать  перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя, писать судебные речи для других. Такое занятие  оплачивалось в Афинах довольно хорошо, и молодому человеку удалось не только прокормить свою мать и сестру, но и сделать некоторые сбережения.

Однако составление  речей не могло удовлетворить  Демосфена: он был пламенным патриотом  и мечтал посвятить свои силы общественной деятельности.

Первое выступление  молодого оратора перед народом  кончилось печально: шум, смех и шиканье  толпы не дали ему закончить речи. Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил звука "р"), у него была дурная привычка подергивать плечом, и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой.

Вторая его попытка  выступить с речью перед народным собранием также оказалась неудачной. Упав духом, закрыв лицо, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним шел один из друзей, известный афинский актер. Они пошли вместе. Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей. "Все это так, - отвечал актер, - но я попробую помочь твоему горю. Прочти мне какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида". Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Он понял теперь, как много красоты придает речи выразительность, которой ему не хватало, и с удвоенным усердием принялся за работу.

Итак, Демосфен решил  во что бы то ни стало исправить  все недостатки своей речи. Чтобы  никто ему не мешал, он уединился; обрил затем себе полголовы, чтобы не выходить из дома, пока волосы не отрастут. В день по нескольку часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он набирал в рот камешки и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук "р", он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался на гору или гулял по берегу моря, причем старался заглушить своим голосом шум волн. Иногда молодой человек не выходил по два, по три месяца, пока, наконец, совершенно не овладел голосом и жестами.

После долгих и упорных  усилий Демосфен достиг своей цели и стал выдающимся оратором. Однако он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам при свете лампы он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово. Все это дало впоследствии повод противникам великого оратора упрекать его в отсутствии вдохновения и природных способностей.

Но даже враги, наконец, вынуждены были признать силу и мастерство его красноречия. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни; он то говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувства, передавая им свою горячую веру в правоту защищаемого дела.

Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он начал принимать участие  в государственных делах и  всю силу своего ораторского дарования обратил против самого опасного врага всех греков - македонского царя Филиппа. Беззаветная любовь к родине вдохновляла великого оратора на борьбу против македонян и их пособников в Афинах и во всей Греции.

Международное положение Греции в это время было весьма благоприятным для выступления Македонии: греки вели между собой постоянные войны, афиняне воевали с союзниками, фиванцы - с фокейцами, а спартанцы - с государствами Пелопоннеса.

Царь Филипп ловко пользовался  внутренними раздорами среди греков: он всюду имел своих сторонников и агентов в рядах противников. В случае необходимости царь не брезговал и подкупом. "Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость", - говорил Филипп, неуклонно стремясь к своей цели - завоевать всю Грецию.

Демосфен сразу же понял, какую  опасность для Афин и Греции представляют Македония и ее царь, и возглавил  партию патриотов, противников Филиппа.

Демосфен стал бороться против такого порядка и призывал народ поступиться  личными выгодами сегодняшнего дня для счастья и спасения родины. "Богатые, - говорил он, - бросают народу подачки за счет государства, а сами уклоняются от государственных повинностей. Оратору удалось убедить народ обратить "зрелищные деньги" на борьбу с Македонией. Это был значительный успех Демосфена и его сторонников-патриотов.

Демосфен постоянно выступал теперь в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались "Филиппинами.

После захвата Фракии Филипп стал угрожать Олинфу, самому крупному городу на Халкидике.

В Афины прибыли послы олинфян  с просьбой о помощи. Демосфен горячо поддержал олинфян: он произнес в  их пользу три речи в народном собрании. Однако помощь афинян запоздала. Царь Филипп захватил город, а жителей продал в рабство.

Затем Филипп предложил афинянам мир. Афинские послы - Филократ и Эсхин - во время мирных переговоров были подкуплены царем: несмотря на противодействие  Демосфена, они заключили мир  на невыгодных для Афин условиях. Вскоре после этого, не обращая внимания на заключенный мир, Филипп разгромил фокейцев - союзников афинян.

Тогда, наконец, афиняне стали готовиться к решительному отпору Филиппу. Демосфен был выбран первым стратегом и  стал во главе государства. Бывшего  посла Филократа обвинили в подкупе и измене. Филократ был заочно осужден на смертную казнь.

Затем Демосфен выступил против другого  посла - Эсхина, обвиняя его в измене и подкупе. Эсхин искусно защищался  и был оправдан незначительным большинством голосов.

Это было время наибольших успехов и славы великого оратора. Ему удалось укрепить флот - главную силу афинян.

Однако афиняне одни не могли  справиться с грозным врагом, и  поэтому Демосфен стал хлопотать  об общегреческом союзе против Македонии. Во главе посольства он объехал ряд греческих государств, везде произнося страстные речи и побуждая греков к объединению. "Сила македонян, - говорил он, - в слабости и разрозненности греков; если все греки будут едины, то Филипп не осмелится напасть на нас". Население греческих городов с восторгом принимало великого оратора, и вскоре Коринф, Мегары и другие города Пелопоннеса вступили в союз с афинянами.

Филипп между тем пристально наблюдал за действиями афинян. Пока велись эти переговоры об объединении, пришла грозная весть: войско Филиппа находится в Средней Греции, царь занял уже у границы Беотии крепость Элатею - важный пункт пересечения дорог в Фивы и в Аттику. Наступил решительный момент борьбы. Многое зависело теперь от того, на чью сторону станут Фивы - одно из сильнейших государств в Средней Греции.

Тогда Демосфен во главе афинского  посольства прибыл в Фивы с предложением союза против Филиппа. Но там уже  находились македонские послы, которые, не скупясь на обещания, всячески отговаривали фиванцев от союза с афинянами. Однако Демосфен добился блестящего успеха. Его вдохновенные речи, в которых он призывал к мужеству и напоминал о славе и чести Греции, решили дело: фиванцы вступили в союз с афинянами против общего врага. Обе стороны стали готовиться к последней схватке.

Летом 338 г. до н.э. произошло роковое  сражение при Херонее.

Первым решающего успеха добился  Александр: его воины нанесли  сокрушительный удар "священному отряду" фиванцев.

Наоборот, на правом крыле афиняне  прорвали ряды македонцев и потеснили  их. "За мной! - вскричал афинский стратег, - победа наша!"

Упоенные успехом, наступающие  афиняне, однако, расстроили свои ряды. "Неприятель не умеет побеждать!" - сказал Филипп, который наблюдал с  высоты за ходом боя. Он быстро перестроил свою фалангу и ударил на афинян. Афиняне дрогнули, и все греческое войско стало отступать.

Македоняне одержали решительную  победу, несмотря на отчаянное сопротивление  афинских гоплитов и неустрашимую храбрость  фиванской фаланги ("священного отряда" из 300 человек, которые все погибли).

В этой битве афиняне потеряли 1000 человек убитыми и 2000 попало в  плен.

Демосфен сражался рядовым гоплитом и отступил с поля боя вместе с  войском. За это впоследствии оратор Эсхин обвинил его в трусости. Народ афинский, однако, не поверил  клевете врагов великого оратора и поручил ему произнести надгробную речь в память бойцов, павших при Херонее, что считалось высокой честью.

Известие о поражении  при Херонее произвело потрясающее  впечатление на афинян. Немедленно собралось народное собрание, народ  вынес постановление готовиться к осаде и перевозить женщин и  детей из деревень за стены города; кроме того, кто-то предложил освободить рабов и дать право гражданства иностранцам для призыва их в армию. Пойти на такую крайнюю меру даже в столь опасный момент для родины афинское народное собрание не решилось.

Демосфен вместе со своими сторонниками организовал защиту города, поголовное вооружение граждан, починку стен и т. д.

Грозная опасность, к  счастью, вскоре миновала; удалось заключить  мир на сравнительно приемлемых условиях: афинянам был оставлен флот и главные  владения; однако Афинский морской  союз - основа их могущества - был распущен, и Афины должны были вступить во вновь организованный общегреческий союз во главе с Филиппом.

Херонейская битва решила судьбу Греции: греческие государства  потеряли свободу и независимость, всюду власть переходила в руки богачей, сочувствовавших Македонии.

Демосфен получил сообщение  о смерти Филиппа, когда народное собрание еще не знало об этом. Он явился в совет и радостно объявил, что видел сон, предвещающий афинянам великое счастье. Вскоре пришло известие о смерти Филиппа. Народное собрание постановило принести богам благодарственную жертву, а убийцу царя наградить венком. Великий оратор пришел в тот день в народное собрание в праздничной одежде с венком на голове, хотя собственную его семью постигло большое горе: всего несколько дней назад скончалась его дочь. Но народную радость Демосфен ставил выше личного горя. Народ ликовал, надеясь сбросить македонское иго.

referat911.ru