Цвета древней греции. Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какого цвета было море для древних греков? Цвета древней греции


Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета

24.01.2018 Хобби и развлечения

Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета

Искусство Древней Греции было и остается одним из самых ярких в европейской культуре, им до сих пор вдохновляются люди всех творческих профессий. Рассматриваемый период идет примерно с 1050 года до н. э. и до эпохи Римской империи.

Периоды Древнегреческого искусства:

Виды Древнегреческого искусства:

Орнаменты Древней Греции

Орнаментальное искусство Древней Греции развивалось по большей части в вазописи и архитектурном декоре. Началось все с элементарных геометрических мотивов — волн, кругов. Затем появляется разделение на ярусы, символизирующие небо вверху, воду внизу и задуманный сюжет посередине.

Один из главных орнаментальных мотивов — меандр, усложненная форма зигзага, позаимствованный из египетской культуры, но использовавшийся чисто по-гречески — линейно, поясами охватывавший вазу.

Позже на первый план выйдет пальметта (элемент в виде пальмового листа), которая греками дополнится волютой (завитком, спиралью).

Также в орнаментике используются стилизованные изображения растений — аканта, листьев алоэ, водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева.

Цвета в декоративно–прикладном искусстве Древней Греции

Цвета имели огромное значение, особенно в одежде. Абстрактные значения цветов внедрялись очень медленно, и сильно отличались от наших представлений. Например, красный был чистым цветом и стоял отдельно. Белые и яркие цвета — героические, темные же цвета обозначали повседневное.

Вначале преобладали четыре цвета: белый, желтый, красный, черный. Иногда использовались зеленый, синий и серый. Источником белой краски служил известняк и мел, черной — сажа, желтой — глина, окрашенная лимонитом, красной — глинозем, зеленой — малахит. Позже появился пурпурный цвет (полученный из пурпуровых улиток).

Как рисовать в стиле искусства Древней Греции?

Чтобы создать рисунок, орнамент, паттерн в заданном стиле, нужен хотя бы вот такой краткий обзор, из которого мы узнаем о видах и периодах искусства Древней Греции, об основах орнаментики и цветовых предпочтениях. Теперь нам нужно совместить хотя бы 2 категории (можно больше), чтобы создать свое видение. Такими парами могут быть: музыкальный инструмент + цвета, ваза + орнамент, одежда (драпировка) + орнамент, орнамент + цвет. Продолжите сами. Удачи!

Источники: Википедия, Орнамент клуб.Больше идей в альбоме на Питерест.А на Блоге художника вы найдете интересный цикл статей об обучении рисунку в Древней Греции.

Книга по теме:

Статья снова создана в помощь коллегам из группы для подготовки к очередной теме январского челленджа от Spoonflower — Greek Art.

Рассказать друзьям интересное

Источник: juliafaranchuk.ru

teora-holding.ru

Какого цвета было море для древних греков?

Это вопрос скорее лингвистический, чем анатомический. Не зря структурные лингвисты последние 50-60 лет указывают: мы воспринимаем мир не таким, какой он есть «на самом деле», а через призмы нашего словарного запаса. К примеру, в современном русском языке есть слова «голубой» и «синий», а для человека, думающего по-английски, это оттенки одного цвета.

Безусловно, цветовосприятие древних греков отличалось даже от средневековых ромеев (византийцев), но едва ли это дает нам основания серьезно полагать, что они видели море желтым. В словаре древнегреческого языка находим слово γλαυκός; оно сохранилось и в современном языке. Оно означало светло-синий, голубой, лазоревый, светло-серый, сизый, зеленоватый, светло-зеленый. Именно его чаще всего использовали вместе с водоемами: у Гомера и Плутарха — γλαυκή θάλλασα (голубое море), у Софокла — γλαυκή λιμνή (голубое озеро). Также у Еврипида, Аристофана и многих других.

Вот точная цитата из «Илиады»: γλαυκὴ δέ σε τίκτε θάλασσα πέτραι τ' ἠλίβατοι, ὅτι τοι νόος ἐστὶν ἀπηνής.

При этом у древних греков были и других слова для обозначения цветов, похожих на синий. Например, γαλάζιος (в современном греческом оно обозначает «голубой») и κυανός (от него циан, сине-зеленый цвет, известный любому дизайнеру).

При этом в Септуагинте (это перевод Ветхого завета, сделанный в Александрии в ΙΙΙ-ΙΙ веках до нашей эры) используется вообще другое слово. В книге Исход встречается такой пассаж «И сделай покрышку для покрова из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих». Интересное о философии Почему Сократ говорил, что «любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины»?Что такое парадокс убитого дедушки?Что такое «Кочерга Витгенштейна» и почему она так важна для философии?Узнать больше

В древнегреческом переводе это дано так: και ποιήσεις κατακάλυμμα τη σκηνής δέρματα κριών ηρυθροδανωμένα και επικαλύμματα δέρματα υακίνθινα επάνωθεν. То есть используется слово υακίνθινος. В древнегреческом словаре приводятся такие его значения: гиацинтовый, фиолетовый, пурпурный, темно-синий.

Поскольку к переводам священных текстов всегда относились предельно внимательно, из этого мы можем сделать вывод, что древние греки действительно не различали фиолетовый, синий и пурпурный цвета, а водоемы для них были сине-зеленого цвета, что, в общем, не сильно отличается от нашего восприятия. Есть же у нас цвет морской волны.

Примечательно вот ещё что. В ΧΙΧ веке уже после обретения независимости греки заимствовали ряд слов из французского языка, в том числе и слово μπλε (читается: бле), то есть синий.

А что касается «желтого моря», скажу так: долгие мои поиски в греческом гугле позволили найти лишь дневниковую запись знаменитого греческого поэта Константиноса Кавафиса про его детство в египетской Александрии в конце того же ΧΙΧ столетия. Что он имел в виду под κίτρινη θάλλασα (желтое море), достоверно судить невозможно, скорее всего, это литературный образ.

thequestion.ru

Елена Юрьевна Антоненко Язык цвета

Е. Ю. Антоненко. Язык цвета

   Наша жизнь наполнена красками. Нас манит все самое яркое. Желание жить возбуждает цвет. Вдохновение творить вызывает цвет. Вы только подумайте, самые сладкие воспоминания жизни мы называем самыми яркими. Дело в цвете, который сопутствует вам в жизни. Дело в выборе, будет ли вас окружать зелень природы, металлика техники, синева моря, золото роскоши или беж спокойствия. Куда манит ваш взор? В сторону красного? О да, он привлекает всех. Ведь красный – цвет страсти. И так было всегда, даже в первобытном мире. Красное – кровь. Белое – молоко. Черное – ночь. Мы родились в цветном мире. Нашу планету, глядя на нее из космоса, называют голубым раем. Ведь правда, рай – на земле. Он повсюду, где есть мир, расцвеченный красками. Человек видел краски вокруг себя, но вычленить их из природы не мог. Голубизной воды невозможно разукрасить тело, ткань или камень. Буйство красок было частью целостного мира, но желание нарисовать свой мир перевернуло всю историю человечества. Задачей стало – найти источник цвета. Он лежал совсем рядом, он был частью природы, он был минералом.   Мы видим предметы окружающего мира, когда они отражают свет, падающий на их поверхность, либо когда они сами излучают сияние. Белый солнечный свет позволяет нашей голубой планете жить. Благодаря солнцу природа земли не погружена во мрак, благодаря свету мы видим мир цветным. Белый свет состоит из спектра цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Эти семь цветов составляют чудо природы, игру света, воды и воздуха, создающих радугу.   Человек получает 90 % информации об окружающем мире через зрительный канал восприятия. Нам кажется, что мир вокруг нас цветной, что краски природы свойственны ей изначально, что они первобытны. Однако в противовес нашему привычному восприятию действительности существует гипотеза о том, что мир не имеет тех красок, которые мы ему приписываем, что он для каждого вида животных цветной по-разному. Такая дифференциация восприятия цветов мира обусловлена строением и функционированием зрительного анализатора. Это значит, что мы видим мир в тех цветах, которые являются эталонами для человека, с характерным только ему строением глаза. Мы видим мир цветным не потому, что он цветной, а потому, что наш глаз делает его таковым. Мы различаем цвета в определенном диапазоне, отсекая ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, восприятие которых привнесло бы новые краски в привычный для человека мир.   Цвет является важным источником информации об окружающей среде. Изменение эталонов цвета, свойственных для определенных элементов природы, для тела человека становится сигналом. Человек привык видеть дневное небо голубым, его цветовая трансформация в серый становится сигналом, свидетельствующем об изменении погодных условий. Индивидуальный опыт человека, да и коллективный всего человечества, включает эталонные образы, позволяющие обезопасить свое существование от отравленных, загрязненных источников питания. Человек с детства привыкает к структуре, густоте и цвету чистой питьевой воды. Изменение любого из этих критериев вызывает чувство отвращения, так как загрязненная окрашенная вода может стать причиной болезни или гибели.   Цвет делает наш мир красивым. Или же это глаз делает мир цветным? Цвет делает нашу жизнь яркой, красочной, иногда агрессивной и жаркой, иногда спокойной и холодной. А может, это мы делаем нашу жизнь активной и спокойной, горячей и ледяной, мы сами раскрашиваем ее в яркие краски? Что является причиной тому – это вечный вопрос. Чем больше ученые исследуют внутреннюю и внешнюю вселенные, тем больше у человека разумного возникает вопросов. Противоречивые утверждения порождают множество новых ответов и взглядов на жизнь. На самом деле, никто не знает истины, зато правда у каждого своя. У любого индивидуума свое видение мира, индивидуальная модель внутренней и внешней среды. Даже научные данные воспринимаются людьми на веру. Наука стала в наше время основой всего по той причине, что ее данные можно перепроверить, однако многие ли из нас располагают базой знаний и техническим оснащением, достаточными для перепроверки научных данных и открытий? Конечно же, нет. Так наука становится для многих людей верой. Научное объяснение мира – рациональное, логичное. Но вера в науку диктует изначально иррациональный подход, лишенный скептического отношения. Начиная с XVII века, с этапа научной революции, сторонников веры в науку становится все больше и больше. В последнее время фраза «согласно научным данным» стала кнопкой выключения логики и включением априорной веры. После такого шаблонного выражения любая информация воспринимается людьми как правдивая. Наука и ученые объясняют наш мир логично, связывая следствие с причиной, делая выводы. Однако стоит задуматься, не ограничено ли их толкование мира способностью мозга видеть и объяснять мир именно так, как они это делают, отсекая важные детали, не вписывающиеся в рациональную картину. Так же, как это происходит со способностью глаза человека видеть определенный диапазон света и цвета, делая мир цветным, семицветным.   Если вера является основополагающим фактором движения человечества – стоит вносить в мир, в жизнь больше индивидуального, творческого объяснения. Возможно, полученные новые знания о мире цвета вызовут в картине вашего восприятия противоречие, которое в свою очередь станет толчком для нахождения собственного ответа на загадки человека, природы, космоса. Разукрашивайте мир собственными красками. Верьте в магию цвета, и она откроет для вас свои секреты.

Древний восток

   Культура Востока отличается от европейской. Причиной этому послужило то основание, которое выстраивалось древними цивилизациями. Люди, жившие до нашей эры, задали уникальный вектор культурного развития, который мы продолжаем развивать по сей день. Древний Восток – это во многом наследие Египта. Цивилизация, большинство секретов которой так и не разгаданы, волнует умы и души последующих поколений. Популярность пирамид, фараонов, мумий, иероглифического письма, иллюстрированных сцен жизни древних египтян, стала мировой. Каждый в наше время видел эти богатства истории человечества если не своими глазами, то хотя бы в картинках. Помимо идеологической составляющей того, чем человек Древнего Востока жил, во что верил, о чем думал, сильный интерес вызывает то, на что можно посмотреть – образы. С помощью настенных иллюстраций, оставленных древними египтянами, мы можем представить их внешность, одежду, дом, жизнь. Люди, жившие тысячелетия назад словно знали, что их цивилизация потерпит крах и их письмо будет возможно прочесть благодаря тому, что оно символично. Их язык – это не язык букв и слов, это язык изображений и картин. Цвет Древнего Египта – золотой. И вовсе не потому, что у египтян было много этого драгоценного металла, а потому, что все их существование проходило в золотой среде песков. Бедные и богатые ежедневно смотрели в небо на золотое солнце, и на землю – в золотые пески. Этот цвет – основной фон их жизни.   Египтяне читали мир природы по цветовой гамме. Так, между цветом и явлением природы, которому он присущ, устанавливалась взаимосвязь. Такие стойкие образы переросли в стереотипы восприятия мира, и следствием этого стало возникновение символов. Не стоит забывать, что особенностью человеческого восприятия является необходимость в сравнении, с помощью которого и происходит познание. Явления мира находят свое отражение в противоположности, возникает двойственность, дихотомия, дуализм. Дневное небо окрашено в голубой цвет, ночное – сменяет голубой на черный. Человек воспринимает небо, приписывая ему характерные свойства, связанные со сменой времени суток, со своей активностью, с боязнью тьмы и беспечностью света. В связи с восприятием цвета неба человек приписывает голубому и черному цветам чувства, которые он испытывает к самому небу, к смене дня и ночи, к событиям, которые с ним происходят. Так рождается символичное восприятие цвета. Древний египтянин верил в силу цвета, и с ее помощью он прибегал к магии – характерному в то время способу изменения мира. Если сейчас человек берется за инструмент, включает рациональное мышление, обращается к научному знанию, то во времена Древнего Египта человек считал себя почти всесильным: он мог вызвать дождь, пообщавшись с богами, он мог исцелить или наслать болезнь через ритуал благовоний и использование цветовой символики. Источником формирования образа цвета, наделения его особенными свойствами была природа, окружающая среда. И потому неудивительно, что картины жизни древних египтян так насыщены золотыми тонами, ведь этот цвет и был главным в среде их обитания. Этим цветом изображалось тело богов, наталкивая на восприятие его как вечного, нетленного. Для изготовления желтой краски использовалась охра.   Кроме этого, в культуре первых цивилизаций особенное внимание уделялось триаде цветов белый-красный-черный. Их наделяли особенным значением, мистичностью, потому что они были связаны с самой сакральной сферой: рождением-жизнью-смертью.   Белый – это цвет облаков, пены водных потоков, молока, цветов лотоса, муки и соли, льняной ткани – главного одеяния египтян, луны и белого металла – серебра. Белый цвет символизировал чистоту и, соответственно, святость. Древнеегипетские жрецы носили белые одеяния в знак своей связи с высшим миром. Белый – это цвет молока. Мать кормит свое дитя грудью, она его питает и наполняет силой. В соответствии с этим, белый воспринимался как жизнь дающий, светлый, сакральный. Священный цветок египтян – лотос. Он распускается с восходом солнца и закрывается с закатом: так рождается связь между чистотой белого цветка и энергией золотого солнца. Из лотоса рождается бог солнца – Ра. С образом этого цветка связывали цикличность жизни и времени: цветок имеет в себе корни, цветы и семена, что позволяет укореняться в прошлом, цвести в настоящем и посеять семена для будущих цветов. Изображение умерших с цветком лотоса в руках трактовалось как воскрешение. Окрас лотоса и связанные с этим растением мифы и верования укрепили связь белого цвета с духовностью, вечностью, чистотой. Основой для белой краской служили мел и гипс.   Второй цвет из магической триады – красный. В естественной среде в него окрашены пламя, кровь, кораллы, камни, глина. Красный цвет символизирует бурю эмоций, которой может стать как радость, так и гнев. Двойственность красного определяется его связью с естественным явлением – кровью. Рождению человека сопутствует кровь, жизнь возможна благодаря наполненности тела живительной жидкостью – кровью, но выделение крови – это также и боль. Ее потеря означает нездоровье, ранение и может привести к смерти. Красный цвет поэтому влечет как пламя, но он может и обжечь. Это цвет горячий, кричащий. В Древнем Египте красный связывали с разрушающей солнечной энергией раскаленного до красноты солнца. Красную краску древние египтяне изготовляли из окиси железа и природного пигмента охры.   Третьей составляющей фундаментальной цветовой триады является черный цвет. В природе его можно встретить как цвет ночи, тьмы, ночного моря, волос, угля, грязи. Черный чаще воспринимается как темный, таинственный, иногда как злой, неведомый, смертоносный. В Древнем Египте распространилась мода на макияж: и женщины, и мужчины черной краской обильно подводили глаза. Из-за характерной египтянам веры в бессмертие их отношение к черному цвету не было категорически негативным. Примером может послужить Анубис – бог с головой шакала и телом человека, покровитель некрополей, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. Он не воспринимался египтянами как зло, он, скорее, просто судья и покровитель царства мертвых. Вторым черным божеством был Апис – священный бык черного цвета. Апис пребывал в самом близком отношении с Нилом, и от его благосклонности зависело, будет ли полноводной великая река. Дух снисходил в живую плоть быка, который должен был жить до 25 лет, после чего его умертвляли, а дух переселялся в нового быка. В этом образе раскрывается символика плодородия, связанная с наполненностью Нила, и возможность обретения вечной жизни, что питало веру и воображение древних египтян и отразилось на их восприятии черного цвета. В качестве источника черного цвета египтяне использовали сажу, уголь и свинец.   Почитался египтянами и зеленый цвет. Это неудивительно, ведь это цвет растительности, а под палящим солнцем зелень означала питание и жизнь. Зеленый знаменовал усиление всех существующих благ. Зелень – это и поля загробной жизни, некое подобие христианского рая, в котором все есть в изобилии. Зеленый цвет в Древнем Египте означал воскрешение и зарождение новой жизни, питание и достаток. Осирис – бог возрождения, царь загробного мира всегда изображался с зеленью или даже с зеленой кожей. Согласно мифам, он первым обучил людей земледелию. Зеленый цвет сопровождает и рисунки Осириса из-за желания усилить уверенность египтян в собственном возрождении, если на страшном суде сердце не будет отдано на съедение Амат. Источником зеленого цвета служил растертый малахит и медь.   Зеленый – цвет возрождения – воспринимался однозначно позитивно. Белый – цвет чистоты, священности – считался несущим благо. Красный же оказывал, как уже упоминалось, двойственное влияние на древних египтян.   Он однозначно сильный, но может быть и плохим: испепеляющим, умертвляющим, гневливым. В соединении с двумя символически положительными цветами – зеленым и белым – красный нейтрализует свои негативные качества, усиливая только благие.   Еще одним цветом, входившем в состав естественной палитры мира Древнего Египта, является синий. В природе древний египтянин видел его в небе и воде. В засушливом регионе вода была дороже золота. Голубой окрас воспринимался как благородный, мягкий, живительный. Небо считалось обиталищем, домом бога солнца Ра. Керамические изделия в Древнем Египте окрашивали в синий цвет с помощью кобальта. Голубой и синий цвета получали также из смеси оксида меди с оксидом железа или же из растертых лазурита или бирюзы.   Из цветовой гаммы древних египтян видно, что основными были для них цвета природных элементов, которые их окружали. Свойства предметов переносились и на цвета, наделяя их отдельной жизнью и силой. Заботили египтянина вопросы высшего порядка: жизни и смерти. Борьба за вечность разворачивалась ежедневно, начиная с символичного приветствия восхода солнца и начала нового дня, раскрытия белых лепестков лотоса, и в собственном макияже, цвете одежды, разукрашивании богов в те цвета, которые наделили бы их великой силой…

Античная греция

   Развитие культурных тенденций цвета зависит не только от окружающей природной среды и формирования символов, но и от развития общества. Краски нужно было добывать. Размышлять о цвете и его красоте мог каждый, стоило только посмотреть на окружающую действительность, а вот чтобы иметь возможность окрашивать самому – необходимо было изобрести краситель. Разнообразие искусственно созданных цветов было скудным. Для того чтобы понять, какое природное вещество может обладать красящими свойствами, нужно было долго исследовать природу. Белую ткань научились прясть, поэтому одежда поначалу была светлых тонов. Палитра искусственно созданных цветов никак не могла сравниться с цветовым богатством природы.   Природные условия Древней Греции – это горные цепи с зелеными долинами и выходом к синему морю. Не смотря на то что в античной цивилизации уже наблюдалось деление на города и деревни, древние греки все еще составляли единство с природой. Античность – это одна из последних эпох развития человечества, в которой человек еще поклоняется различным богам – целому Олимпу. Он еще верит, что боги руководят стихиями, а ублажить их можно приношением даров и жертв.   Одним из величайших умов древности был Аристотель. Он изучал материальный мир, пытаясь познать его, пропустив через опыт. Свой вклад Аристотель сделал и в изучение красок мира, написав трактат «О цветах». Он старался познать стихию, ее цвет. По его мнению, единственное, что определенно присуще цвету – это свет и тьма, которые находятся в состоянии постоянного противостояния. Желтый и красный цвета – одолевают тьму, их свет являет собой активное начало. Противостояние между синим цветом и тьмой менее интенсивное, и при определенных условиях они могут слиться. В зеленом цвете противоречивые начала тьмы и света находятся в состоянии спокойствия.   Цвет, по Аристотелю, это видимое. Прозрачность присуща воздуху, воде и многим твердым телам. В каждом теле есть предел прозрачности, другими словами, цвет проявляется через определенный уровень интенсивности. Видимые нами предметы, окружающая среда кажутся нам цветными благодаря существованию света, он является обязательной составляющей наблюдаемых нами красок.   Аристотель определяет простые, несмешанные цвета: белый, черный и желтый, которые соответствуют различным стихиям. Белый – это земля, вода и воздух, желтый – огонь, а черный – состояние стихий при переходе одной в другую. Смешение цветов происходит на основе соединения простых цветов в различных пропорциях.   Познание окружающей действительности Аристотель выразил в своем учении. Он действительно далеко продвинулся по сравнению с другими философами античности в вопросе познания красок мира. Продолжил развивать идеи Аристотеля его ученик Теофраст, написавший трактаты «О цветах» и «О камнях». Самоцветы служили источником красок, изучение их природы вносило свой вклад в цветное преображение мира через творчество.   Античные люди, посвятившие свою жизнь изучению секретов существования, составляли меньшинство, тогда как общая масса просто наслаждалась цветовой палитрой природы, а искусственное цветное разнообразие представало в одеяниях. Ткали ткани в Древней Греции ручным способом. Это ремесло считалось очень почетным. В греческом одеянии не использовался черный цвет, он мог быть дополняющим орнамент, но не самостоятельным. Женщины носили хитоны, мужчины – туники. Ткань была однотонной, но ее искусно украшали вышивкой, разноцветными узорами.   Особенное значение в античной культуре приобрел пурпурный цвет. Его извлекали из морских брюхоногих моллюсков – иглянок. Чтобы изготовить 1 грамм красителя пурпура, нужно было переработать 10 ООО моллюсков. Сначала их вылавливали, ныряя в глубины моря, потом вручную обрабатывали. Такой труд сделал пурпурную краску столь же дорогостоящей, как золото. Полученным веществом окрашивали дорогие ткани. Одежда чисто пурпурного цвета была посвящена богам, белая с пурпурным была предназначена для царей, пурпурного и шафранного цвета – для жрецов и консулов. Кроме сложности в добывании пурпурного красителя, этот цвет отличался особенными свойствами. Пурпурный – это единство синего и красного, а значит, небесного и земного. Не зря этот цвет на протяжении всей истории человечества был в таком почете у царей, императоров, людей сильных духом и властных.   Древние греки питали особенное пристрастие к шафранному цвету. Его источником было ценное растение шафран, использовавшееся как восточная пряность, лечебное вещество и собственно краситель. «Шафран» в переводе с арабского означает «желтый». Ткань, окрашенная шафраном, приобретала цвет в диапазоне светло-желтый/ оранжевый/ желто-коричневый. Тональность шафранного цвета теплая и роскошная, напоминающая цвет заходящего солнца.   Краски мира первобытного человека были частью самой природы, но изобразительное искусство не могло найти выражения из-за скудных возможностей и неумения добыть красящее вещество. В Древней Греции мир становится более красочным. Искусство античности уже окрашено в яркие цвета, причем красочность ценилась дорого. В те времена по мере совершенствования мастерства ремесленников работа специалистов по росписи домов, тканей, посуды оплачивалась очень щедро.   Мы привыкли к образу Древней Греции, наполненному светлыми красками белых тканей и белого мрамора, однако последние научные исследования говорят о том, что жизнь греков была более красочной, чем мы себе это представляли. С помощью современных методов исследований античные скульптуры начали открывать свои секреты. Орнамент на одежде древних греков и на одеянии скульптур имел геометрический символизм и анималистические элементы – изображения животных. Типичной особенностью было несоответствие окрашенных частей животного их естественному окрасу Примером послужила скульптура, у которой грива лошади была окрашена в красный цвет, вероятно, с целью подчеркнуть силу животного или угрозу. Цвет начали использовать как символ.   К сожалению, здания, ткани, предметы быта, статуи не сохранили свою окраску до наших дней. Слой краски на фасадах домов и на скульптурах исчезал под действием ветра, соленого морского бриза, дождей. Краска сохранилась только в защищенных местах зданий и не на гладких поверхностях.   Такая недолговечность цвета была следствием использования органических красящих веществ. Желтую краску и оттенки коричневой делали из охры – очень неустойчивого пигмента. Черный цвет получали из сажи испепеленных костей. Одним из самых изысканных цветов был голубой, так как его создавали искусственно, смешивая песок, оксид меди и плавкие вещества, нагревая, а затем растирая. В зависимости от тщательности растирания субстанции получали оттенки от блестяще-синего до серого.   Культура античной Греции стала фундаментом европейской культуры. Любовь к краскам нашла свое воплощение в творческом преобразовании мира. Вычленение красок из палитры природы древние греки довели до совершенства, воплотив его в искусстве.

Древний рим

   Римская империя вобрала в себя греческую культуру, развивая и дополняя ее. Характерной чертой Древнего Рима была практичность, искусству уделялось меньше внимания по сравнению с Грецией. Духовная потребность в искусстве была трансформирована в желание окружать себя роскошью. Украшение домов, одежды и предметов быта в Древней Греции было основано на идейном, духовном базисе, вере. Приумножение предметов искусства в Древнем Риме подчеркивало состоятельность империи, ее властное и материальное благополучие. Декоративность стала неотъемлемым компонентом состоятельности. Цветовая палитра особенно не отличалась от древнегреческой. Ничего принципиально нового в этом плане изобретено не было. Однако колорирование окружающего пространства производилось согласно выработанным общественным негласным законам, что и стало новшеством того времени.   Разделение цветов произошло по половому признаку. Теперь краски стали мужскими и женскими. Такая тенденция свидетельствует о четко сформированном цветовом стереотипе: определенный окрас стал символом, с приписанными ему свойствами. Женскими цветами в Древнем Риме были коричневый, желтый, оранжевый и зеленый. Для мужчин же были характерны темные одежды, серые или коричневые накидки, в особенном почете – оттенки пурпурного и гиацинт (красный). Император Нерон ограничил своим указом использование дорогого пурпура для одежды богачей, отныне пурпурные тоги стали исключительно одеждой императоров. Неприемлемым был для мужчины зеленый цвет, что позволяет делать выводы о его символике. Зелень древними римлянами воспринималась как образ плодородия, нежности, сочности, проводилась параллель с женственностью. Оранжевый, желтый, коричневый считались цветами земли. Мужские цвета красных тонов воспринимались как агрессивные. Привлекать внимание в древнеримском обществе являлось прерогативой мужчин. Женщина должна была быть покорной, и красный цвет не приветствовался в ее одежде. Красный – брошенный вызов, поэтому одеяния ярких тонов носили римские солдаты. Будучи цветом бога войны Марса, красный стал символом воинственности, привлечения фортуны в походах и завоеваниях. Не покинула римлян любовь к белому цвету. Он стал триумфальным и благочестивым. Одержавший победу в сражении полководец выезжал к ликующей публике на колеснице, запряженной четырьмя белыми лошадьми, украшенными позолоченными шорами на глазах.   Римляне поклонялись верховному богу неба – Юпитеру, который соответствовал греческому Зевсу. Поклонение отцу богов требовало соответствующих почестей. Цветовым символом Юпитера был голубой цвет. Его источником стал минерал синего цвета азурит. Твердость камня была невысокой, что позволяло без труда делать крошку с минеральным пигментом синего цвета. Технология приготовления азуритовой краски из Рима перешла в византийскую культуру, а оттуда – в древнерусскую иконопись. Синий был символом Юпитера, супруга богини Юноны, хранительницы домашнего очага и богини плодородия. Их сын, бог войны Марс, считался покровителем Рима, так как, согласно мифу, весталка Рея Сильва родила от Марса близнецов Ромула и Рема, легендарных братьев-основателей Рима. Весталки заворачивались в ткань белого цвета, длиною до пят, именовавшуюся пало. Белый цвет весталок символизировал непорочность и девственность,

thelib.ru

Античная греция | Цвет истории  |  Читать онлайн, без регистрации

Античная греция

Развитие культурных тенденций цвета зависит не только от окружающей природной среды и формирования символов, но и от развития общества. Краски нужно было добывать. Размышлять о цвете и его красоте мог каждый, стоило только посмотреть на окружающую действительность, а вот чтобы иметь возможность окрашивать самому – необходимо было изобрести краситель. Разнообразие искусственно созданных цветов было скудным. Для того чтобы понять, какое природное вещество может обладать красящими свойствами, нужно было долго исследовать природу. Белую ткань научились прясть, поэтому одежда поначалу была светлых тонов. Палитра искусственно созданных цветов никак не могла сравниться с цветовым богатством природы.

Природные условия Древней Греции – это горные цепи с зелеными долинами и выходом к синему морю. Не смотря на то что в античной цивилизации уже наблюдалось деление на города и деревни, древние греки все еще составляли единство с природой. Античность – это одна из последних эпох развития человечества, в которой человек еще поклоняется различным богам – целому Олимпу. Он еще верит, что боги руководят стихиями, а ублажить их можно приношением даров и жертв.

Одним из величайших умов древности был Аристотель. Он изучал материальный мир, пытаясь познать его, пропустив через опыт. Свой вклад Аристотель сделал и в изучение красок мира, написав трактат «О цветах». Он старался познать стихию, ее цвет. По его мнению, единственное, что определенно присуще цвету – это свет и тьма, которые находятся в состоянии постоянного противостояния. Желтый и красный цвета – одолевают тьму, их свет являет собой активное начало. Противостояние между синим цветом и тьмой менее интенсивное, и при определенных условиях они могут слиться. В зеленом цвете противоречивые начала тьмы и света находятся в состоянии спокойствия.

Цвет, по Аристотелю, это видимое. Прозрачность присуща воздуху, воде и многим твердым телам. В каждом теле есть предел прозрачности, другими словами, цвет проявляется через определенный уровень интенсивности. Видимые нами предметы, окружающая среда кажутся нам цветными благодаря существованию света, он является обязательной составляющей наблюдаемых нами красок.

Аристотель определяет простые, несмешанные цвета: белый, черный и желтый, которые соответствуют различным стихиям. Белый – это земля, вода и воздух, желтый – огонь, а черный – состояние стихий при переходе одной в другую. Смешение цветов происходит на основе соединения простых цветов в различных пропорциях.

Познание окружающей действительности Аристотель выразил в своем учении. Он действительно далеко продвинулся по сравнению с другими философами античности в вопросе познания красок мира. Продолжил развивать идеи Аристотеля его ученик Теофраст, написавший трактаты «О цветах» и «О камнях». Самоцветы служили источником красок, изучение их природы вносило свой вклад в цветное преображение мира через творчество.

Античные люди, посвятившие свою жизнь изучению секретов существования, составляли меньшинство, тогда как общая масса просто наслаждалась цветовой палитрой природы, а искусственное цветное разнообразие представало в одеяниях. Ткали ткани в Древней Греции ручным способом. Это ремесло считалось очень почетным. В греческом одеянии не использовался черный цвет, он мог быть дополняющим орнамент, но не самостоятельным. Женщины носили хитоны, мужчины – туники. Ткань была однотонной, но ее искусно украшали вышивкой, разноцветными узорами.

Особенное значение в античной культуре приобрел пурпурный цвет. Его извлекали из морских брюхоногих моллюсков – иглянок. Чтобы изготовить 1 грамм красителя пурпура, нужно было переработать 10 ООО моллюсков. Сначала их вылавливали, ныряя в глубины моря, потом вручную обрабатывали. Такой труд сделал пурпурную краску столь же дорогостоящей, как золото. Полученным веществом окрашивали дорогие ткани. Одежда чисто пурпурного цвета была посвящена богам, белая с пурпурным была предназначена для царей, пурпурного и шафранного цвета – для жрецов и консулов. Кроме сложности в добывании пурпурного красителя, этот цвет отличался особенными свойствами. Пурпурный – это единство синего и красного, а значит, небесного и земного. Не зря этот цвет на протяжении всей истории человечества был в таком почете у царей, императоров, людей сильных духом и властных.

Древние греки питали особенное пристрастие к шафранному цвету. Его источником было ценное растение шафран, использовавшееся как восточная пряность, лечебное вещество и собственно краситель. «Шафран» в переводе с арабского означает «желтый». Ткань, окрашенная шафраном, приобретала цвет в диапазоне светло-желтый/ оранжевый/ желто-коричневый. Тональность шафранного цвета теплая и роскошная, напоминающая цвет заходящего солнца.

Краски мира первобытного человека были частью самой природы, но изобразительное искусство не могло найти выражения из-за скудных возможностей и неумения добыть красящее вещество. В Древней Греции мир становится более красочным. Искусство античности уже окрашено в яркие цвета, причем красочность ценилась дорого. В те времена по мере совершенствования мастерства ремесленников работа специалистов по росписи домов, тканей, посуды оплачивалась очень щедро.

Мы привыкли к образу Древней Греции, наполненному светлыми красками белых тканей и белого мрамора, однако последние научные исследования говорят о том, что жизнь греков была более красочной, чем мы себе это представляли. С помощью современных методов исследований античные скульптуры начали открывать свои секреты. Орнамент на одежде древних греков и на одеянии скульптур имел геометрический символизм и анималистические элементы – изображения животных. Типичной особенностью было несоответствие окрашенных частей животного их естественному окрасу Примером послужила скульптура, у которой грива лошади была окрашена в красный цвет, вероятно, с целью подчеркнуть силу животного или угрозу. Цвет начали использовать как символ.

К сожалению, здания, ткани, предметы быта, статуи не сохранили свою окраску до наших дней. Слой краски на фасадах домов и на скульптурах исчезал под действием ветра, соленого морского бриза, дождей. Краска сохранилась только в защищенных местах зданий и не на гладких поверхностях.

Такая недолговечность цвета была следствием использования органических красящих веществ. Желтую краску и оттенки коричневой делали из охры – очень неустойчивого пигмента. Черный цвет получали из сажи испепеленных костей. Одним из самых изысканных цветов был голубой, так как его создавали искусственно, смешивая песок, оксид меди и плавкие вещества, нагревая, а затем растирая. В зависимости от тщательности растирания субстанции получали оттенки от блестяще-синего до серого.

Культура античной Греции стала фундаментом европейской культуры. Любовь к краскам нашла свое воплощение в творческом преобразовании мира. Вычленение красок из палитры природы древние греки довели до совершенства, воплотив его в искусстве.

velib.com

Какого цвета было небо в Древней Греции?

А вы знаете? Я решила провести маленькое исследование.

Вот что пишут греки о словах, обозначавших цвет в древнегреческом:Στην αρχαία ελληνική γλώσσα, όπως εξάλλου και σε όλες τις αρχαίες γλώσσες, οι λέξεις για τα χρώματα — χρωστικές ουσίες, βαφές είναι ελάχιστες. Ανάμεσά τους το ερυθρό, το λευκό, το μέλαν, το κυανούν — χωρίς αποσαφηνισμένο σημαινόμενο- η ώχρα και το πορφυρούν αργότερα το οποίο για τους Βυζαντινούς θα αποτελέσε χρώμα ιδιαίτερο και με μεγάλο κύρος.

Τον 10ο αιώνα, ένας από τους αυτοκράτορες, ο Κωνσταντίνος Ζ, της Μακεδονικής δυναστείας είχε την επωνυμία «ο Πορφυρογέννητος» . Η πορφύρα ήταν ιδιαίτερα πολύτιμη χρωστική ουσία ,παραγόμενη από με την επεξεργασία του οστράκου Haustellum brandaris και η οποία έδινε ένα ανεξίτηλο βαθυκόκκινο χρώμα.

Итак, в древнегреческом языке, так же, впрочем, как и во всех древних языках, слова для обозначения цветов были немногочисленными.

Среди них были: красный, белый, черный, киан (с неопределенным значением — видимо, средний между синим и зеленым), охра и позднее порфира — то есть пурпурный, который в византийский период имел особое значение, так как являлся редкой и дорогостоящей краской, добываемой при переработке моллюска Haustellum brandaris, что давало глубокий красный цвет. Этим красителем окрашивали мантию императоров. В 10-м веке один из императоров Византии, Константин 7-ой, получил прозвище Порфиророжденный.

Какое интересное слово — το κυανούν. Синий? Зеленый? Сине-зеленый?

Известно, что у многих примитивных народностей нет отдельных слов для названия синего и зеленого цветов — есть одно общее слово. Где-то я читала, что в Африке существует племя, у которого для этих 2 цветов есть одно слово — «цвет хвоста попугая».Вот и у древних греков была такая цветовая лингвистическая «близорукость» — они не разделяли эти два цвета, а воспринимали его как один.И видимо, цвет неба они обозначали этим словом.

Но и это еще не все.

По-гречески «небо» — Ουρανός — Уран. Нетрудно понять, что так называется одна из планет Солнечной системы. Это имя из древнегреческой мифологии: Уран — гигант, порожденный Геей (Землей) без участия какого-либо мужского парнера, впоследствии ее муж, от которого она породила титанов, титанид, киклопов и гекатохейров (сторуких великанов). Название планете было дано по имени этого мифологического гиганта.

А теперь немножко астрономии:

Как планета, Уран характеризуется наличием атмосферы, состоящей из водорода и гелия, но также в ней присутствует небольшое количество метана, который поглощает красную часть спектра, благодаря этому ЦВЕТ УРАНА — ГОЛУБОЙ, по другим источникам: сине-зеленый, аквамариновый, … то есть цвета киан, который уже упоминался.

Το χρώμα του πλανήτη Ουρανού είναι γαλάζιο και ο λόγος είναι ότι το λίγο Μεθάνιο που υπάρχει στην ατμόσφαιρά του απορροφά το κόκκινο φως καθιστώντας τον Ουρανό γαλαζοπράσινου ή κυανού χρώματος.

Ничего себе! Но планету Уран невооруженным глазом с Земли плохо видно! Уран как планета был открыт в 1781 году британским астрономом Уильямом Хершелем (William Herschel) при помощи телескопа. Названа планета Ураном была в 1823 году. А древние знали только ПЯТЬ планет. Уран они не видели из-за его удаленности от Земли.

В 1986 году американский космический аппарат «Вояджер-2» передал на Землю снимки Урана с близкого расстояния. Вот тогда и была получена информация о составе атмосферы Урана — аквамариновой.

Невероятное совпадение. Особенно эффектно оно звучит по-гречески: το χρώμα του ουρανού (και του Ουρανού) είναι …κυανό.

Юлиана Микротигра (с) по материалам интернета

moygr.ru

Цветы в Древней Греции

Любовь к цветам сопровождала человека всю историю его существования. Венки и гирлянды из цветов служили первыми украшениями как древних модниц, так и человеческого жилья.

Любовь к цветам сопровождала человека всю историю его существования. Венки и гирлянды из цветов служили первыми украшениями как древних модниц, так и человеческого жилья. Многочисленные боги и божества изображались с венками на головах. Любуясь красотой цветов, люди и им самим приписывали божественное происхождение. При этом складывалось много красивых легенд.Всем известна история красавца Нарцисса, сына речного бога Цефеза. Юноша непрестанно любовался своим отражением в воде, созерцая собственную красоту. За эту гордыню боги Олимпа превратили его в цветок. Склоненная головка нарцисса как бы продолжает смотреть на свое отражение.Самая прекрасная из богинь Афродита полюбила смертного юношу Адониса. Она велела ему беречь себя и не охотиться на диких зверей без ее разрешения. Но Адонис не послушался и был убит на охоте разъяренным кабаном. Горюя над телом убитого юноши, Афродита пролила слезы, из которых выросли анемоны. Кроме того, богиня повелела, чтоб из капель крови ее возлюбленного каждую весну вырастали чудесные золотистые цветы. Так появился цветок адонис, известный еще под названием горицвет.Цветок астры древние греки носили как амулет на счастье. Астра по-гречески означает «звезда», в те древние времена люди считали, что этот цветок вырос из пылинки, упавшей на землю со звезды.Главная богиня Олимпа, жена и сестра Зевса Гера попыталась покормить своим молоком младенца Геракла, сына Зевса и земной царицы Алкмены. Но Геракл оттолкнул Геру, а капли ее молока упали на землю, и из них выросли белоснежные лилии.В честь прекрасной нимфы Лотис, укрывшейся в венчике цветка от преследователей Приама, этот цветок получил название лотос. Богине радуги Ириде древние греки посвятили цветы ириса, имеющие красивую радужную окраску.В древнегреческой мифологии упоминаются сказочные существа – кентавры, полулюди-полукони. Самым мудрым среди них считался Хирон, обладавший познаниями в разных науках, в том числе и медицине. Однажды, во время битвы, Хирон был серьъзно ранен отравленной стрелой. Однако ему удалось выжить, залечив рану чудодейственным растением. Это растение с сине-голубыми цветками ботаники так и называли – кентавром. Но нам эти цветы больше известны под названием василек.Есть еще множество красивых легенд, связанных с цветами. Вглядитесь получше в букет цветов, и они сами смогут рассказать вам о многом.

www.permama.ru

Греческие цветы

Понятно, что Боги не стали бы жить в стране, которая была бы некомфортна для их существования. А комфортная жизнь — это солнце, теплое море, фрукты, вино и … конечно красота.

А для меня, да думаю и для Богов, красота — это цветы. Я могу любоваться ими часами. И думать над названиями.

А почему пахистахис? А почему дельфиниум? У меня, конечно, есть своя легенда по этому поводу.

Но я открыла книгу легенд и мифов Древней Греции и… снова обомлела..

Цветы АдонисЦветы адонис. Вспомните их. Точно, не вспомните! А, если сказать вам, что это желтые цветы, с мохнатыми ножками, что распускаются ранней весной даже в Сибири, вы тоже удивитесь.

А история этих нежных, ярких и недолговечных цветов такова. Богиня Афродита очень любила Адониса. И его же любила Богиня охоты, самоуверенная Артемида. Он не ответил взаимностью карьеристке… И.. Она убила его. Не захотела отдавать сопернице.

Афродита очень плакала, она окропила кровь убитого Адониса нектаром и с тех пор весной, как напоминание о ее любви расцветают цветы адониса. В Сибири мы их знает как горицвет. А я бы назвала горЕцвет.. Но я не Богиня..

Есть история и про пионы. Но про них я расскажу отдельно. Больно уж нестандартна история про них в моей личной жизни.

Дельфиниум… Первое название — шпорник, мне не нравится совсем. Шпоры на сапогах.. Нет, это совсем не то. Цветок ДельфиниумДельфиниум — дельфин. На всех языках звучит очень похоже. Дольфин. Это цветок в память о неразделенной любви.

Дельфин очень любил девушку. Она прогуливалась по пляжу, а он просто наблюдал. Он пытался петь ей песни, он трубил о своей любви. Она не слышала. И он принес ей лазоревый цветок — дельфиниум. Так уже назвала его девушка, потому что получила его от дельфина. Он такой же темно-бирюзовый, длинный, с множеством мелких цветов, которые можно рассматривать бесконечно.

Дельфиниум. Это море. Это ветер. Это небо. Это бесконечность. И это город Дельфы. В честь того самого дельфина, голову которого повторяет цветок дельфиниум.

А еще из Греции пришли в нашу жизнь гиацинт… А еще… Легенды Греции бесконечны…

А какие цветы для вас олицетворяют Грецию?

elramd.com


Смотрите также