Щиты древнего рима. Изображения на римских щитах республиканского и раннего имперского периодов (Barker Ph.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Изображения на римских щитах республиканского и раннего имперского периодов. Щиты древнего рима


Щиты Республиканского и Императорского Рима.

Спойлер: На тему символики на щитах легионов

"У каждого легиона и вспомогательного подразделения была своя собственная, отличающаяся от других эмблема, как и у преторианской гвардии. Эти эмблемы фигурировали на щите каждого солдата. Римские воины все носили одинаковую форму и пользовались похожей экипировкой, и единственным способом отличить одно подразделение от другого были эмблемы на щитах. В ночной фазе битвы при Кремоне в 69 году н. э. два предприимчивых солдата из армии Веспасиана взяли щиты мертвых врагов с эмблемой легиона, бывшего на стороне Вителлия, и с такой маскировкой смогли беспрепятственно пробраться через ряды врага на мост и привести в негодность массивную катапульту, которой пользовался вителлианский легион (Тас. Н. III, 23). Чаще всего использовавшимися символами императорских легионов были животные или птицы, особенно те, что имели для римлян религиозное значение, такие как орел, бык, аист и лев. Некоторые легионы употребляли изображения из греко-римской мифологии — Пегаса, кентавра, молнию Марса и трезубец Нептуна. Кельты считали, что кабан отвращает зло, и кабан фигурирует на навершиях кельтских шлемов и на орнаменте щитов. Цизальпинская Галлия в Северной Италии, которую Рим сделал своей провинцией в 220 году до н. э., была заселена кельтскими племенами. Даже после того, как Рим официально включил Цизальпинскую Галлию в Италию в 42 году до н. э., сохранились некоторые кельтские обычаи. Несколько легионов, набранных в Италии, использовали в качестве символа кабана, среди них I Италийский и XX Валериев Победоносный. Точно так же кентавр, ассоциировавшийся с областью Фессалия в Греции, где, как говорили, жили кентавры, естественно, стал эмблемой легионов, набранных в Македонии и Фракии в конце II века, — I, II и III Парфянского.Как уже говорилось выше (см. с. 69), часто, хотя и неверно утверждали, что все легионы, набранные Юлием Цезарем, несли на себе эмблему быка. Говорили и то, что те, у кого эмблемой был «морской козел» — козерог, были набраны или реорганизованы Октавианом. Ни одно из этих утверждений не соответствует действительности. Из легионов, которые могли быть связаны с Цезарем, большая часть фактически имела другие эмблемы, а не быка. Например, из четырех легионов, которые, как известно, были набраны Цезарем в Италии в 58—56 годах до н. э., — XI и XIV, ни один не использовал эмблему быка. Напротив, Кеппи отмечает, что по меньшей мере три легиона Октавина, которые, по его словам, не имели отношения к Цезарю, использовали символ быка (Керр. CVSI. N35, 2.2). Из легионов с бычьей эмблемой ни у одного не было номера выше чем X. Тем не менее Цезарь набрал много легионов с номерами выше X. Фактически он набрал целых сорок легионов. Сам Цезарь никогда не применял быка в качестве эмблемы — его личным мотивом был слон.В действительности «общим знаменателем», объединявшим легионы с символом быка, был не Цезарь, а Испания. Как уже говорилось выше, Кеппи убедительно предположил, что республиканский Рим годами размещал в Испании легионы с номерами до X. Легионы с V по X, видимо, впоследствии были набраны там же. Даже сегодня бык является символом, непосредственно связанным с Испанией, где бои быков имеют такие древние корни. Как римляне, так и карфагеняне до них дивились тому, что местные жители Испании — кельтиберы — хранят традиции боев быков; в этих древних состязаниях в Бетике быкам наносили смертельный удар копьем или топором (Bon. В & В).Как в поздней республике, так и в раннюю императорскую эпоху эмблему быка использовал каждый легион с номером от IV до X, кроме одного — V легиона Жаворонков, который принял символ слона после битвы при Тапсе, а до этого у него мог быть и бык. Только один легион с другим номером — III Галльский — известен использованием символа быка. Это вполне возможно, поскольку республиканский III легион служил при Помпее в Испании между 59 и 49 годами до н. э. IV Флавиев легион, заменивший IV Македонский, принял эмблему льва, связанную с Флавиями. Точно так же часто пишут, что все легионы, пользовавшиеся эмблемой морского козла — козерога, были набраны Октавианом Августом или, по меньшей мере, связаны с ним. Это еще один миф. Легионы, созданные гораздо позднее царствования Августа, такие подразделения, как XXII легион Фортуны Перворожденной (набран Калигулой), I Италийский (Нерон), I Вспомогательный и II Вспомогательный (Гальба— Вителлий—Веспасиан), XXX Ульпиев (Траян) и II Италийский (Марк Аврелий), использовали символ козерога; это было потому, что Козерог был знаком зодиака, под которым «родился» данный легион. Все легионы носили знак, связанный с моментом их образования. Знак Козерога был связан с периодом середины зимы, когда набирали много легионов для службы, начинавшейся следующей весной, и поэтому он из всех двенадцати знаков зодиака употреблялся чаще всего и, видимо, считался счастливым. Правда то, что штандарты в нескольких легионах в постоянной армии Октавиана начиная с 30 года до н. э. считали козерога символом своего «дня рождения». У тех же легионов были отдельные эмблемы подразделений. Например, II Августов легион имел своей эмблемой летающего коня Пегаса и считал своим знаком зодиака козерога. Как IV Македонский, так и IV Скифский употребляли в качестве эмблемы быка и знак зодиака Козерога. XX Валериев Победоносный использовал символ кабана и знак Козерога. И так далее. Многие современные авторы также писали, что с II века н. э. молния стала стандартной эмблемой всех легионов, однако доступные нам данные этому противоречат. Предположение о молнии основано на том факте, что все щиты легионов и преторианской гвардии, показанные на колонне Траяна (которая была поставлена в 113 году н. э.), несут в том или ином виде символ молнии. Это скорее случайность, чем исторический факт, поскольку помимо преторианской гвардии только четыре подразделения, набранные из граждан, как достоверно известно, использовали в качестве эмблемы молнию в императорскую эпоху — XI Клавдиев, XII Молниеносный, XIV Сдвоенный Марсов Победоносный и XXX Ульпиев. Почему же тогда на колонне Траяна столько щитов с символом молнии? Вполне возможно, что воины преторианской гвардии, единственный набранный из граждан отряд, размещенный в столице, послужил моделью для греческих ремесленников, создававших изображения на колонне Траяна, когда они делались в Риме между 106 и 113 годами. Художники, видимо, не имели никакого представления о военной культуре римляне или о том, что эмблемы легиона имеют корпоративное значение. Они должны были изображать эмблемы щитов, которые несли их модели. Следовательно, в конечном счете на всех щитах, показанных на колонне, изображена молния — эмблема преторианцев в различных вариантах в зависимости от когорты. Есть данные, которые заставляют предполагать, что каждая когорта в преторианской гвардии использовала различный вариант символа молнии (см. с. 443). Notitia Dignitatum в V в. изображает рисунки щитов многих легионов и вспомогательных подразделений; ни на одном эмблемы молнии нет. Можно было бы ожидать, что к моменту составления Notitia Dignitatum христианские символы уже должны были заменить старые эмблемы легионов языческого Рима, поскольку христианство к тому времени уже почти век было официальной римской религией. Удивительно, что на щитах в Notitia Dignitatum крестов очень мало и ни на одном щите нет христианского символа «хи-ро», который, как говорят, Константин Великий повелел своим людям изобразить на щитах. Единственная определенно христианская эмблема — пара ангелов — фигурирует на щитах двух подразделений телохранителей восточного (но не западного) императора — Equites Domestici и Pedites Domestici — кавалерия и пешие отряды доместиков (Berg. IND).Эмблема, которая действительно фигурировала на многих щитах легионов и вспомогательных войск в Notitia Dignitatum, — это колесо языческой богини Фортуны. Аммиан Марцеллин, который писал в конце IV века, указал на то, какое значение все еще имело колесо Фортуны для римских войск, говоря о «крылатом колесе Фортуны», которое «чередует счастливые и несчастные события» (Amm. XXXI, I, 1). К V веку бык V Македонского был заменен розеткой (Berg. IND). Розетка была воинским символом, также связанным с богиней Беллоной, и широко использовалась в украшении щитов и надгробий легионеров с начала императорского периода. Можно говорить, что от молний отказались, поскольку они были символом языческого бога, но тем не менее, как видно из вышесказанного, колесо Фортуны и розетка, также символы языческих богов, использовались и в христианское время.К V веку многие легионы императорской эпохи заменили свои первоначальные эмблемы. Например, III Августов легион использовал простой рисунок круга. К тому времени сохранилось два имперских VII легиона: один использовал символ десятиконечной звезды, другой — колесо Фортуны с девятью спицами. I Италийский легион заменил символ кабана круговым мотивом, в то время как II Италийский остановился на колесе с четырьмя спицами. Тем не менее XIII Сдвоенный и в V веке все еще считал своей эмблемой льва, так же как это было еще начиная с царствования Августа (Berg. IND)."Указ. соч. с. 83-87

sculptandpaint.com

Новости легиона. Изображения на римских щитах республиканского и раннего имперского периодов. Древний Рим. Военно-исторический клуб "Legio V Macedonica". Реконструкция античности и римского легиона I-II в. н.э.

По словам Тацита (Tacitus), были случаи, когда солдаты, в сражениях между двумя римскими армиями, смешивались незамеченными с врагом, потому что подбирали брошенные вражеские щиты. Римский писатель позднего периода Вегетий (Vegetius) также говорил, что каждое подразделение имело щиты отличительных цветов, и это подтверждается щитами, помеченными названиями подразделений в Notitia Dignitatum (дошедшего до нас из 5 века н. э. списка армий). Поэтому долго полагалось, что подобная система эмблем на щитах имела место и в более ранний имперский период, и предположительно, что каждый из щитов на колоне Траяна ознаменовывает участие определенного подразделения в Дакийской кампании. Все последующие эмблемы основаны на рисунках Пола Макдонелла-Стаффа (Paul McDonnell-Staff) c исторических монументов. Пол считает, что многие из эскизов Росси (Rossi) из его книги «Колонна Траяна и Дакийские войны» не достаточно точны и не позволяют идентифицировать подразделения.

В отличии от щитов нашей эры, мы почти ничего не знаем об окраске этих щитов. Единственный ранний щит, дошедший до нас с четкой росписью — прямоугольный полукруглый скутум из Дура Европос (Dura – Europos). Он датируется на век позднее, чем он был заброшен и был найден в подвальном складе оружия. В его верхней части изображен орел, обрамленный крылатыми Викториями (изображения богинь) и в нижней части изображен лев, окруженный звездами. Пространство между заполнено последовательными прямоугольными рамками, одна внутри другой, формируя узор подобно Персидскому ковру высокой сложности. Этот щит вполне вероятно был специально богато украшен и предназначался для парадов и поэтому не представляет большой ценности при изучении окраски ранних щитов.

Другие подсказки мы получаем из 1 века нашей эры – это изображения гладиаторов и 2 в. н. э. – это мозаика с мифологическим сюжетом. Гладиаторы держат прямоугольные скутумы , раскрашенные ярко красным и желтым, с нарисованными толстыми ломанными линиями в черном и белом цвете на красном фоне и черном и красном цвете на желтом фоне. На мозаике изображены солдаты с бронзовыми доспехами и белым плюмажем, несущие прямоугольные скутумы. На обоих щитах изображены черные скорпионы клешнями вверх и хвостом вниз. Один щит имеет желто-коричневый фон, другой темно-коричневый до половины сверху, далее розовый. Желто-коричневый щит имеет черный контур, другой — светло-желтый контур. Эмблема скорпиона часто ассоциируется с гвардейскими подразделениями (преторианцами). Единственная ценность этих источников состоит в том, что художники того времени считали эти цвета допустимыми при изображении щитов.

Традиционно считается, что большая часть украшений на ранних имперских щитах была изготовлена из тонкого листового металла и крепилась к окрашенной поверхности. Подобная практика была унаследована от греческих гоплитов, но создавала препятствие для соскальзывания оружия при ударах его об щит. Единственное археологическое свидетельство, которым можно руководствоваться на практике это щит недавно найденный возле Донкастера (Doncaster), который может быть использован как вспомогательный или основной источник. На текущий момент нельзя исключать наличие аппликаций, особенно для таких элементов как символы изображающие вспышки молний, но вернее всего утверждение, что не все декоративные элементы были нарисованы.

Достаточно странно, в то время как мы должны бороться за информация о цвете на лицевой стороне щита, существует вполне достаточное археологическое и монументальное свидетельство для обратной стороны щитов, которые были окрашены в бледно красный цвет.

 

римский солдат

Рис. 1.  Изображения на римских щитах республиканского и раннего имперского периодов.

(i) щит легионера с Оранжской Арки (Arc d’Orange), вероятно посвященной подавлению галльского восстания Вторым Легионом Августа (Legio II Augusta) во 21 году нашей эры. Эмблема козерога-это известный символ этого Легиона.

Щиты (ii), (iii) и (iv) держат солдаты на борту военного корабля, изображенные на монументе вероятно посвященному битве при Акциуме (Actium). В то время было обычной практикой пополнять ряды моряков легионерами перед важными сражениями, но по моему мнению символика (iv) больше относится к морякам, а (iii) к легионерам.

Щиты (v) и (vi) из Майнца (Mainz) и датируются примерно 75 годам нашей эры. Только два легиона были в это время в этом месте — Первый легион Адиутрикс (Legio I Adiutrix) и Четырнадцатый легион Гемина (Legio XIV Gemina). Символы, которые Пол интерпретирует как вспышки молний на щите (vi) сильно повреждены и по моему мнению могут быть изображением тела птицы как на рисунке (v).

(vii) изображение с надгробной плиты Гнасиуса Муциуса (Gnacus Musius) Аквилифера (Aquilifer) Четырнадцатого легиона Гемина (Legio XIV Gemina). (vi) вероятно его подобие.

(viii) преторианский щит с барельефа Канцелярии (Cancellaria) конца 1 века. Пол предполагает, что это изображение символизирует удар молнии в ночном небе и в оригинале щит имел черный или темно-синий фон с белыми или серебряными звездами, луной и крыльями, желтым или золотым ударом молнии и вспышками.

(ix) Щит с колоны Траяна и определенный Росси как принадлежащий Тридцатому легиону Ульпия Траяна (XXX Legio Ulpia Traiana), потому что его символизм отличается по стилю от щитов остальных легионеров на Колоне, таким образом, по его мнению, он может принадлежать относительно новому легиону.

(x)-(xxv) также щиты легионеров с Колоны Траяна. (xviii) и (xxii) оба показывают тип символики, которую Росси связывает с Тридцатым легионом, поэтому попробуем опровергнуть его идею. (xxi) как предполагает Росси было бессмысленное изображение, придуманное, чтобы заменить знаки отличия опозоренного Двадцать первого легиона Рапакс (Legio XXI Rapax). Экспертиза оригинала не приводит никакого доказательства расформирования этого легиона и нет никакого реального свидетельства, что это легион принимал участие в войнах Траяна или был опозорен. Более реально считать, что щит принадлежит легиону неримского происхождения., и может принадлежать Двадцать второму легиону Дейотриана (Legio XXII Deiotriana). (xii), (xiii) и (xxi) возможно имеют центральное ребро и вполне вероятно, что другие щиты также имеют центральное ребро скрытое изображениями молний. (xiv) может иметь изображение молнии внизу от центра или нет, т.к. это не возможно рассмотреть на оригинальном изображении. Подобный щит (xxv) может иметь изображение молнии вместо ребра. Росси идентифицирует (xxiii) с Первым легионом Минервия (Legio I Minervia) по штандарту сопровождающему его изображение. Это возможно, но так как в источнике присутствует меньшее количество изображений тотемных животных чем легионов, то однозначный вывод сделать не возможно.

(xxvi) возможно преторианский щит, так как ассоциируется на Колоне с преторианским штандартом.

(xxvii) и (xxviii) оба принадлежат гвардейской кавалерии на Фризе Траяна (Trajanic frieze). Пол предполагает, что первый относится к преторианской кавалерии, а второй к Equites Singulares.

(xxix), (xxx) и (xxxi) все они присутствуют на Колоне Траяна, их держат люди с оружием и доспехами вспомогательных частей (auxiliary). Пол их всех относит к подразделениям Perdites Singulares. Я принимаю это утверждение в случае (xxx), но предпочитаю расценивать остальные как принадлежность к Сohors Scutata. Подобные подразделения показываются с прямоугольными скутумами. (xxx) часто изображается в непосредственной близости от Императора.

(xxxii) с барельефа Антонина (Antonine) изображающего преторианских офицеров и людей, находящегося в Лувре. Три других щита с отличным рисунком сильно повреждены.

(xxxiii) основан на одном из поврежденных щитов находящийся рядом со щитом в основании Колоны Антонина Пия (Column of Antoninus Pius), который держит Преторианец. Линейные украшения на щитах представляют собой гирлянды с большими цветами на концах. Два других щита имеют широкой обод, разделенный на ячейки, в каждой из которых находится цветок. На одном щите присутствует символ молнии бьющей вниз внутри обода, на другом изображено, что-то напоминающее (viii).

(xxxiv) с поврежденного барельефа Марка Авлелия (Marcus Aurelius) повторенного на Арке Константина. Его форма теперь кажется сомнительной и может быть овальной или прямоугольной со скругленными краями. Его держит легионер, который в виду присутствие символики трезубца и дельфина может принадлежать к одному из легионов сформированных из моряков, например таких как Первый или Второй Адиутрикс (I or II Adiutrix).

Древний Рим

Рис. 2. Щиты римской вспомогательной пехоты и конных вспомогательных частей.

(xxxv)-(lxii) щиты вспомогательной пехоты. (xxxv) изображается с коротким ребром, но также может быть и без него. (xxxix) также может встречаться и без завитка. На (xliv) не всегда изображаются полумесяцы. (lix) может быть без венка. Два варианта щита (lix) встречаются вместе с фигурой пехотинца с волчьей шкурой на голове. Оба имеют два дополнительных полумесяца, помещенных на каждом конце щита. На одном отсутствуют концы ленты.

(lxiii)-(lxxiv) щиты конных вспомогательных частей. (lxv), (lxviii) и (lxxii) также встречаются и у пеших солдат и следовательно могут относиться к Cohors Equitata, а не к кавалеристскому крылу (Ala). Когда щит (lxviii) изображается у пеших солдат, то у него отсутствует ребро.

Источник: Barker Ph. The armies and enemies of imperial Rome. Organization, tactics, dress and weapons, 150 B.C. to 600 A.D. «Wargames Research Group». London, 1972. Перевод: Бунин А. Н. специально для проекта «Римская Слава».

4256

legvmac.ru

Экипировка античных воинов: легионер эпохи Пунических войн

Римская история является примером постоянно возрастающей военной экспансии: небольшой город в излучине Тибра сначала стал самым могущественным государством Италии, затем завладел западной частью Средиземноморья и, наконец, превратился в центр огромной империи. Секрет стремительно растущего римского могущества, согласно греческому историку Полибию, заключался в совершенстве государственного устройства Рима и его военной организации.

Полибий провёл в Риме в качестве заложника 17 лет, успев за это время хорошо изучить структуру римского легиона и вооружение легионеров. Его описания из «Всеобщей истории» стали основным источником информации для современных исследователей, которые подкрепляют данные Полибия новейшими археологическими находками. Это позволяет практически безошибочно восстановить внешний вид древнеримского воина. Как выглядел легионер эпохи Пунический войн (III–II века до н.э.) и что входило в его снаряжение — в интерактивном спецпроекте Warspot.

 - Экипировка античных воинов: легионер эпохи Пунических войн | Warspot.ru  - Экипировка античных воинов: легионер эпохи Пунических войн | Warspot.ru  - Экипировка античных воинов: легионер эпохи Пунических войн | Warspot.ru  - Экипировка античных воинов: легионер эпохи Пунических войн | Warspot.ru  - Экипировка античных воинов: легионер эпохи Пунических войн | Warspot.ru  - Экипировка античных воинов: легионер эпохи Пунических войн | Warspot.ru

Меч

Гладиус — римский меч с прямым обоюдоострым клинком и длинным остриём, одинаково хорошо подходящий как для нанесения секущих ударов, так и для уколов. Эта форма меча была заимствован римлянами у испанцев-кельтиберов в конце II Пунической войны (218–202 годы до н. э.). «Испанский меч» (gladius hispaniensis) на протяжении первой половины II века до н. э. — второй половины II века н.э. являлся самым известным и эффективным оружием римских легионеров.

​ - Экипировка античных воинов: легионер эпохи Пунических войн | Warspot.ru

В течение этого времени форма гладиуса претерпела поэтапные изменения. Известные на сегодняшний день археологические находки римских мечей II–I веков до н. э. имеют довольно длинный и узкий, слегка сужающийся в середине клинок, с вытянутым тонким остриём. Длина клинка колеблется между 68 и 76 см, ширина составляет около 4 см. Римский историк Тит Ливий описал впечатление македонян от ран, оставляемых римским мечом:

«До сего времени приходилось им видеть лишь раны от дротиков или стрел, изредка — от пик; теперь, увидев тела, изуродованные испанскими мечами, руки, отсечённые одним ударом вместе с плечом, отрубленные головы, вывалившиеся наружу кишки и многое другое, столь же страшное и отвратительное, воины ужаснулись тому, с какими людьми и против какого оружия придётся им иметь дело».

Клинок гладиуса выковывался из превосходного железа, в котором были перемешаны слои железа с высоким и низким содержанием углерода. Такая технология позволяла получить клинок очень твёрдый и в то же время гибкий. Закаленное остриё идеально соответствовало своему предназначению — пробить доспех.

​Римский гладиус начала I века до н.э. из Любляны в Словении - Экипировка античных воинов: легионер эпохи Пунических войн | Warspot.ruРимский гладиус начала I века до н.э. из Любляны в Словении

Эфес меча был составным: рукоять изготавливалась из слоновой кости, перекрестье и навершие — из дерева. Обычно использовалась древесина тополя или ивы. Известны экземпляры, принадлежавшие офицерам, эфес которых был выполнен из цельного куска слоновой кости.

Носили гладиус на плечевой портупее в ножнах рамочной конструкции, которая также была заимствована в Испании. С лицевой стороны ножны украшались бронзовыми прорезными накладками. Рядовые солдаты носили меч в ножнах на правом боку, чтобы воину, выхватывая его, не приходилось отводить в сторону левую руку со щитом и открывать себя для ударов противника. На левом боку носился кинжал в ножнах. Центурионы, напротив, носили меч на левом боку, что было одним из зримых символов их должности.

warspot.ru

Изображения на римских щитах республиканского и раннего имперского периодов (Barker Ph.)

От переводчика

Предлагаю уважаемой публике, интересующейся историей Древнего Рима, свой перевод довольно редкого материала, который может быть использован в воргеймах, при покраске военно-исторических миниатюр и любой другой исторической реконструкции. Это моя первая работа по переводу материалов подобного содержания, поэтому ошибки и неточности исключать нельзя. Я старался выполнить этот перевод как можно ближе к оригинальному тексту с несущественными сокращениями. Для большей достоверности все названия и имена приводятся в латинском или английском оригинале. Большая просьба для всех читателей отправлять все замечания и пожелания по данному переводу на мой E-mail.

С уважением,Бунин А. Н. 

По словам Тацита (Tacitus), были случаи, когда солдаты, в сражениях между двумя римскими армиями, смешивались незамеченными с врагом, потому что подбирали брошенные вражеские щиты. Римский писатель позднего периода Вегетий (Vegetius) также говорил, что каждое подразделение имело щиты отличительных цветов, и это подтверждается щитами, помеченными названиями подразделений в Notitia Dignitatum (дошедшего до нас из 5 века н. э. списка армий). Поэтому долго полагалось, что подобная система эмблем на щитах имела место и в более ранний имперский период, и предположительно, что каждый из щитов на колоне Траяна ознаменовывает участие определенного подразделения в Дакийской кампании. Все последующие эмблемы основаны на рисунках Пола Макдонелла-Стаффа (Paul McDonnell-Staff) c исторических монументов. Пол считает, что многие из эскизов Росси (Rossi) из его книги «Колонна Траяна и Дакийские войны» не достаточно точны и не позволяют идентифицировать подразделения.

В отличии от щитов нашей эры, мы почти ничего не знаем об окраске этих щитов. Единственный ранний щит, дошедший до нас с четкой росписью — прямоугольный полукруглый скутум из Дура Европос (Dura – Europos). Он датируется на век позднее, чем он был заброшен и был найден в подвальном складе оружия. В его верхней части изображен орел, обрамленный крылатыми Викториями (изображения богинь) и в нижней части изображен лев, окруженный звездами. Пространство между заполнено последовательными прямоугольными рамками, одна внутри другой, формируя узор подобно Персидскому ковру высокой сложности. Этот щит вполне вероятно был специально богато украшен и предназначался для парадов и поэтому не представляет большой ценности при изучении окраски ранних щитов.

Другие подсказки мы получаем из 1 века нашей эры – это изображения гладиаторов и 2 в. н. э. – это мозаика с мифологическим сюжетом. Гладиаторы держат прямоугольные скутумы , раскрашенные ярко красным и желтым, с нарисованными толстыми ломанными линиями в черном и белом цвете на красном фоне и черном и красном цвете на желтом фоне. На мозаике изображены солдаты с бронзовыми доспехами и белым плюмажем, несущие прямоугольные скутумы. На обоих щитах изображены черные скорпионы клешнями вверх и хвостом вниз. Один щит имеет желто-коричневый фон, другой темно-коричневый до половины сверху, далее розовый. Желто-коричневый щит имеет черный контур, другой — светло-желтый контур. Эмблема скорпиона часто ассоциируется с гвардейскими подразделениями (преторианцами). Единственная ценность этих источников состоит в том, что художники того времени считали эти цвета допустимыми при изображении щитов.

Традиционно считается, что большая часть украшений на ранних имперских щитах была изготовлена из тонкого листового металла и крепилась к окрашенной поверхности. Подобная практика была унаследована от греческих гоплитов, но создавала препятствие для соскальзывания оружия при ударах его об щит. Единственное археологическое свидетельство, которым можно руководствоваться на практике это щит недавно найденный возле Донкастера (Doncaster), который может быть использован как вспомогательный или основной источник. На текущий момент нельзя исключать наличие аппликаций, особенно для таких элементов как символы изображающие вспышки молний, но вернее всего утверждение, что не все декоративные элементы были нарисованы.

Достаточно странно, в то время как мы должны бороться за информация о цвете на лицевой стороне щита, существует вполне достаточное археологическое и монументальное свидетельство для обратной стороны щитов, которые были окрашены в бледно красный цвет.

 

Изображения на римских щитах республиканского и раннего имперского периодов Рис. 1Изображения на римских щитах республиканского и раннего имперского периодов.

(i) щит легионера с Оранжской Арки (Arc d’Orange), вероятно посвященной подавлению галльского восстания Вторым Легионом Августа (Legio II Augusta) во 21 году нашей эры. Эмблема козерога-это известный символ этого Легиона.

Щиты (ii), (iii) и (iv) держат солдаты на борту военного корабля, изображенные на монументе вероятно посвященному битве при Акциуме (Actium). В то время было обычной практикой пополнять ряды моряков легионерами перед важными сражениями, но по моему мнению символика (iv) больше относится к морякам, а (iii) к легионерам.

Щиты (v) и (vi) из Майнца (Mainz) и датируются примерно 75 годам нашей эры. Только два легиона были в это время в этом месте — Первый легион Адиутрикс (Legio I Adiutrix) и Четырнадцатый легион Гемина (Legio XIV Gemina). Символы, которые Пол интерпретирует как вспышки молний на щите (vi) сильно повреждены и по моему мнению могут быть изображением тела птицы как на рисунке (v).

(vii) изображение с надгробной плиты Гнасиуса Муциуса (Gnacus Musius) Аквилифера (Aquilifer) Четырнадцатого легиона Гемина (Legio XIV Gemina). (vi) вероятно его подобие.

(viii) преторианский щит с барельефа Канцелярии (Cancellaria) конца 1 века. Пол предполагает, что это изображение символизирует удар молнии в ночном небе и в оригинале щит имел черный или темно-синий фон с белыми или серебряными звездами, луной и крыльями, желтым или золотым ударом молнии и вспышками.

(ix) Щит с колоны Траяна и определенный Росси как принадлежащий Тридцатому легиону Ульпия Траяна (XXX Legio Ulpia Traiana), потому что его символизм отличается по стилю от щитов остальных легионеров на Колоне, таким образом, по его мнению, он может принадлежать относительно новому легиону.

(x)-(xxv) также щиты легионеров с Колоны Траяна. (xviii) и (xxii) оба показывают тип символики, которую Росси связывает с Тридцатым легионом, поэтому попробуем опровергнуть его идею. (xxi) как предполагает Росси было бессмысленное изображение, придуманное, чтобы заменить знаки отличия опозоренного Двадцать первого легиона Рапакс (Legio XXI Rapax). Экспертиза оригинала не приводит никакого доказательства расформирования этого легиона и нет никакого реального свидетельства, что это легион принимал участие в войнах Траяна или был опозорен. Более реально считать, что щит принадлежит легиону неримского происхождения., и может принадлежать Двадцать второму легиону Дейотриана (Legio XXII Deiotriana). (xii), (xiii) и (xxi) возможно имеют центральное ребро и вполне вероятно, что другие щиты также имеют центральное ребро скрытое изображениями молний. (xiv) может иметь изображение молнии внизу от центра или нет, т.к. это не возможно рассмотреть на оригинальном изображении. Подобный щит (xxv) может иметь изображение молнии вместо ребра. Росси идентифицирует (xxiii) с Первым легионом Минервия (Legio I Minervia) по штандарту сопровождающему его изображение. Это возможно, но так как в источнике присутствует меньшее количество изображений тотемных животных чем легионов, то однозначный вывод сделать не возможно.

(xxvi) возможно преторианский щит, так как ассоциируется на Колоне с преторианским штандартом.

(xxvii) и (xxviii) оба принадлежат гвардейской кавалерии на Фризе Траяна (Trajanic frieze). Пол предполагает, что первый относится к преторианской кавалерии, а второй к Equites Singulares.

(xxix), (xxx) и (xxxi) все они присутствуют на Колоне Траяна, их держат люди с оружием и доспехами вспомогательных частей (auxiliary). Пол их всех относит к подразделениям Perdites Singulares. Я принимаю это утверждение в случае (xxx), но предпочитаю расценивать остальные как принадлежность к Сohors Scutata. Подобные подразделения показываются с прямоугольными скутумами. (xxx) часто изображается в непосредственной близости от Императора.

(xxxii) с барельефа Антонина (Antonine) изображающего преторианских офицеров и людей, находящегося в Лувре. Три других щита с отличным рисунком сильно повреждены.

(xxxiii) основан на одном из поврежденных щитов находящийся рядом со щитом в основании Колоны Антонина Пия (Column of Antoninus Pius), который держит Преторианец. Линейные украшения на щитах представляют собой гирлянды с большими цветами на концах. Два других щита имеют широкой обод, разделенный на ячейки, в каждой из которых находится цветок. На одном щите присутствует символ молнии бьющей вниз внутри обода, на другом изображено, что-то напоминающее (viii).

(xxxiv) с поврежденного барельефа Марка Авлелия (Marcus Aurelius) повторенного на Арке Константина. Его форма теперь кажется сомнительной и может быть овальной или прямоугольной со скругленными краями. Его держит легионер, который в виду присутствие символики трезубца и дельфина может принадлежать к одному из легионов сформированных из моряков, например таких как Первый или Второй Адиутрикс (I or II Adiutrix).

 

Щиты римской вспомогательной пехоты и конных вспомогательных частей Рис. 2Щиты римской вспомогательной пехоты и конных вспомогательных частей.

(xxxv)-(lxii) щиты вспомогательной пехоты. (xxxv) изображается с коротким ребром, но также может быть и без него. (xxxix) также может встречаться и без завитка. На (xliv) не всегда изображаются полумесяцы. (lix) может быть без венка. Два варианта щита (lix) встречаются вместе с фигурой пехотинца с волчьей шкурой на голове. Оба имеют два дополнительных полумесяца, помещенных на каждом конце щита. На одном отсутствуют концы ленты.

(lxiii)-(lxxiv) щиты конных вспомогательных частей. (lxv), (lxviii) и (lxxii) также встречаются и у пеших солдат и следовательно могут относиться к Cohors Equitata, а не к кавалеристскому крылу (Ala). Когда щит (lxviii) изображается у пеших солдат, то у него отсутствует ребро.

Источник:

Barker Ph. The armies and enemies of imperial Rome. Organization, tactics, dress and weapons, 150 B.C. to 600 A.D. «Wargames Research Group». London, 1972.Перевод: Бунин А. Н.Специально для проекта «Римская Слава».

www.roman-glory.com

Изображения на римских щитах республиканского и раннего имперского периодов

По словам Тацита (Tacitus), были случаи, когда солдаты, в сражениях между двумя римскими армиями, смешивались незамеченными с врагом, потому что подбирали брошенные вражеские щиты. Римский писатель позднего периода Вегетий (Vegetius) также говорил, что каждое подразделение имело щиты отличительных цветов, и это подтверждается щитами, помеченными названиями подразделений в Notitia Dignitatum (дошедшего до нас из 5 века н. э. списка армий). Поэтому долго полагалось, что подобная система эмблем на щитах имела место и в более ранний имперский период, и предположительно, что каждый из щитов на колоне Траяна ознаменовывает участие определенного подразделения в Дакийской кампании. Все последующие эмблемы основаны на рисунках Пола Макдонелла-Стаффа (Paul McDonnell-Staff) c исторических монументов. Пол считает, что многие из эскизов Росси (Rossi) из его книги «Колонна Траяна и Дакийские войны» не достаточно точны и не позволяют идентифицировать подразделения.

В отличии от щитов нашей эры, мы почти ничего не знаем об окраске этих щитов. Единственный ранний щит, дошедший до нас с четкой росписью — прямоугольный полукруглый скутум из Дура Европос (Dura – Europos). Он датируется на век позднее, чем он был заброшен и был найден в подвальном складе оружия. В его верхней части изображен орел, обрамленный крылатыми Викториями (изображения богинь) и в нижней части изображен лев, окруженный звездами. Пространство между заполнено последовательными прямоугольными рамками, одна внутри другой, формируя узор подобно Персидскому ковру высокой сложности. Этот щит вполне вероятно был специально богато украшен и предназначался для парадов и поэтому не представляет большой ценности при изучении окраски ранних щитов.

Другие подсказки мы получаем из 1 века нашей эры – это изображения гладиаторов и 2 в. н. э. – это мозаика с мифологическим сюжетом. Гладиаторы держат прямоугольные скутумы , раскрашенные ярко красным и желтым, с нарисованными толстыми ломанными линиями в черном и белом цвете на красном фоне и черном и красном цвете на желтом фоне. На мозаике изображены солдаты с бронзовыми доспехами и белым плюмажем, несущие прямоугольные скутумы. На обоих щитах изображены черные скорпионы клешнями вверх и хвостом вниз. Один щит имеет желто-коричневый фон, другой темно-коричневый до половины сверху, далее розовый. Желто-коричневый щит имеет черный контур, другой — светло-желтый контур. Эмблема скорпиона часто ассоциируется с гвардейскими подразделениями (преторианцами). Единственная ценность этих источников состоит в том, что художники того времени считали эти цвета допустимыми при изображении щитов.

Традиционно считается, что большая часть украшений на ранних имперских щитах была изготовлена из тонкого листового металла и крепилась к окрашенной поверхности. Подобная практика была унаследована от греческих гоплитов, но создавала препятствие для соскальзывания оружия при ударах его об щит. Единственное археологическое свидетельство, которым можно руководствоваться на практике это щит недавно найденный возле Донкастера (Doncaster), который может быть использован как вспомогательный или основной источник. На текущий момент нельзя исключать наличие аппликаций, особенно для таких элементов как символы изображающие вспышки молний, но вернее всего утверждение, что не все декоративные элементы были нарисованы.

Достаточно странно, в то время как мы должны бороться за информация о цвете на лицевой стороне щита, существует вполне достаточное археологическое и монументальное свидетельство для обратной стороны щитов, которые были окрашены в бледно красный цвет.

 

римский солдат

Рис. 1.  Изображения на римских щитах республиканского и раннего имперского периодов.

(i) щит легионера с Оранжской Арки (Arc d’Orange), вероятно посвященной подавлению галльского восстания Вторым Легионом Августа (Legio II Augusta) во 21 году нашей эры. Эмблема козерога-это известный символ этого Легиона.

Щиты (ii), (iii) и (iv) держат солдаты на борту военного корабля, изображенные на монументе вероятно посвященному битве при Акциуме (Actium). В то время было обычной практикой пополнять ряды моряков легионерами перед важными сражениями, но по моему мнению символика (iv) больше относится к морякам, а (iii) к легионерам.

Щиты (v) и (vi) из Майнца (Mainz) и датируются примерно 75 годам нашей эры. Только два легиона были в это время в этом месте — Первый легион Адиутрикс (Legio I Adiutrix) и Четырнадцатый легион Гемина (Legio XIV Gemina). Символы, которые Пол интерпретирует как вспышки молний на щите (vi) сильно повреждены и по моему мнению могут быть изображением тела птицы как на рисунке (v).

(vii) изображение с надгробной плиты Гнасиуса Муциуса (Gnacus Musius) Аквилифера (Aquilifer) Четырнадцатого легиона Гемина (Legio XIV Gemina). (vi) вероятно его подобие.

(viii) преторианский щит с барельефа Канцелярии (Cancellaria) конца 1 века. Пол предполагает, что это изображение символизирует удар молнии в ночном небе и в оригинале щит имел черный или темно-синий фон с белыми или серебряными звездами, луной и крыльями, желтым или золотым ударом молнии и вспышками.

(ix) Щит с колоны Траяна и определенный Росси как принадлежащий Тридцатому легиону Ульпия Траяна (XXX Legio Ulpia Traiana), потому что его символизм отличается по стилю от щитов остальных легионеров на Колоне, таким образом, по его мнению, он может принадлежать относительно новому легиону.

(x)-(xxv) также щиты легионеров с Колоны Траяна. (xviii) и (xxii) оба показывают тип символики, которую Росси связывает с Тридцатым легионом, поэтому попробуем опровергнуть его идею. (xxi) как предполагает Росси было бессмысленное изображение, придуманное, чтобы заменить знаки отличия опозоренного Двадцать первого легиона Рапакс (Legio XXI Rapax). Экспертиза оригинала не приводит никакого доказательства расформирования этого легиона и нет никакого реального свидетельства, что это легион принимал участие в войнах Траяна или был опозорен. Более реально считать, что щит принадлежит легиону неримского происхождения., и может принадлежать Двадцать второму легиону Дейотриана (Legio XXII Deiotriana). (xii), (xiii) и (xxi) возможно имеют центральное ребро и вполне вероятно, что другие щиты также имеют центральное ребро скрытое изображениями молний. (xiv) может иметь изображение молнии внизу от центра или нет, т.к. это не возможно рассмотреть на оригинальном изображении. Подобный щит (xxv) может иметь изображение молнии вместо ребра. Росси идентифицирует (xxiii) с Первым легионом Минервия (Legio I Minervia) по штандарту сопровождающему его изображение. Это возможно, но так как в источнике присутствует меньшее количество изображений тотемных животных чем легионов, то однозначный вывод сделать не возможно.

(xxvi) возможно преторианский щит, так как ассоциируется на Колоне с преторианским штандартом.

(xxvii) и (xxviii) оба принадлежат гвардейской кавалерии на Фризе Траяна (Trajanic frieze). Пол предполагает, что первый относится к преторианской кавалерии, а второй к Equites Singulares.

(xxix), (xxx) и (xxxi) все они присутствуют на Колоне Траяна, их держат люди с оружием и доспехами вспомогательных частей (auxiliary). Пол их всех относит к подразделениям Perdites Singulares. Я принимаю это утверждение в случае (xxx), но предпочитаю расценивать остальные как принадлежность к Сohors Scutata. Подобные подразделения показываются с прямоугольными скутумами. (xxx) часто изображается в непосредственной близости от Императора.

(xxxii) с барельефа Антонина (Antonine) изображающего преторианских офицеров и людей, находящегося в Лувре. Три других щита с отличным рисунком сильно повреждены.

(xxxiii) основан на одном из поврежденных щитов находящийся рядом со щитом в основании Колоны Антонина Пия (Column of Antoninus Pius), который держит Преторианец. Линейные украшения на щитах представляют собой гирлянды с большими цветами на концах. Два других щита имеют широкой обод, разделенный на ячейки, в каждой из которых находится цветок. На одном щите присутствует символ молнии бьющей вниз внутри обода, на другом изображено, что-то напоминающее (viii).

(xxxiv) с поврежденного барельефа Марка Авлелия (Marcus Aurelius) повторенного на Арке Константина. Его форма теперь кажется сомнительной и может быть овальной или прямоугольной со скругленными краями. Его держит легионер, который в виду присутствие символики трезубца и дельфина может принадлежать к одному из легионов сформированных из моряков, например таких как Первый или Второй Адиутрикс (I or II Adiutrix).

Древний Рим

Рис. 2. Щиты римской вспомогательной пехоты и конных вспомогательных частей.

(xxxv)-(lxii) щиты вспомогательной пехоты. (xxxv) изображается с коротким ребром, но также может быть и без него. (xxxix) также может встречаться и без завитка. На (xliv) не всегда изображаются полумесяцы. (lix) может быть без венка. Два варианта щита (lix) встречаются вместе с фигурой пехотинца с волчьей шкурой на голове. Оба имеют два дополнительных полумесяца, помещенных на каждом конце щита. На одном отсутствуют концы ленты.

(lxiii)-(lxxiv) щиты конных вспомогательных частей. (lxv), (lxviii) и (lxxii) также встречаются и у пеших солдат и следовательно могут относиться к Cohors Equitata, а не к кавалеристскому крылу (Ala). Когда щит (lxviii) изображается у пеших солдат, то у него отсутствует ребро.

Источник: Barker Ph. The armies and enemies of imperial Rome. Organization, tactics, dress and weapons, 150 B.C. to 600 A.D. «Wargames Research Group». London, 1972. Перевод: Бунин А. Н. специально для проекта «Римская Слава».

legvmac.ru

Снаряжение легионеров и офицеров армии ранней Римской империи (Connolly P.)

Увы, по вооружению и доспехам I в. до н.э. сведений у нас очень мало. Существует лишь одно скульптурное изображение, на котором показаны именно легионеры эпохи поздней республики. Этот памятник, известный как алтарь Домиция Агенобарба, найден в неизвестном здании в Риме и, вероятно, восходит ко временам Мария. Сам алтарь находится теперь в Лувре, в Париже. На нем изображена группа солдат, по-видимому, увольняемых из армии. Группа состоит из четырех легионеров и офицера, вероятно, трибуна. Легионеры одеты в кольчуги, все еще воспроизводящие форму греческого льняного панциря, и имеют при себе овальные щиты, видимо, идентичные тем, что использовались во времена Полибия. На одном из них шлем монтефортинского типа, на трех других — итало-коринфского типа. На всех шлемах — длинные гребни из конского волоса, но отсутствуют перья. Поножей ни на ком нет.

 

Римское оружие I в. до н.э. Рис. 1Римское оружие I в. до н.э. Масштаб 1:8.1 — пилум с плоским язычком из Валенсии, Испания.2 — остатки пилума с плоским язычком из Алезии во Франции. Внизу сохранилась одна из заклепок.3 — обломок пилума с зазубренным наконечником из Алезии во Франции.4 — пилум с трубкой из Алезии во Франции.5 — короткий пилум с трубкой (hasta velitaris?) из Осуны в Испании.6 — наконечник пилума с плоским язычком и кольцом, стягивающим дерево, из Алезии во Франции. Это, видимо, pilum muralis.7 — круглые и прямоугольные кольца от пилумов из Алезии во Франции.8 — клинок кинжала из Алезии во Франции.9 — восстановленный gladius hispaniensis из Осуны в Испании

 

Среди археологических находок доспехов того периода не обнаружено, но несколько шлемов до нас дошли. Солдаты приобретали доспехи на собственные средства, а потому легковооруженные велиты набирались из беднейших слоев населения. Когда Марий открыл доступ в легионы всем гражданам, невзирая на их состояние, армии пришлось взять вооружение новобранцев на себя, тем более что теперь всем требовалось снаряжение тяжелого пехотинца. Поэтому власти развернули массовое производство дешевых доспехов, оплачиваемых из солдатского жалованья. Об этом говорят сохранившиеся образцы шлемов того периода. Шлемы повреждены, часто покорежены. Практически все дошедшие до нас образцы относятся к монтефортинскому типу и очень похожи на те, что изготовлялись ранее, но сделаны грубее. При изготовлении шлемов использовались всевозможные упрощения технологии: так, к примеру, петли, на которых держатся нащечники, зачастую крепятся одной заклепкой вместо положенных двух. В ленинградском Эрмитаже хранится шлем итало-коринфского типа, относящийся, видимо, к тому же периоду.

 

Позднеэллинистический офицерский шлем Рис. 21 — позднеэллинистический офицерский шлем. Эрмитаж, Ленинград,2 — короткий анатомический панцирь из южной Италии. Музей Неаполя.3 — типичный дешевый шлем массового производства монтефортинского типа. Британский музей.

 

На офицере с алтаря Агенобарба — короткий панцирь, итало-коринфский шлем и поножи. Он вооружен круглым щитом, копьем и мечом, который он, видимо, носит слева. Под панцирем надета туника, по-видимому кожаная, с птеригами (полосками кожи или ткани, защищающими плечи и бедра), свисающими с пояса и с плеч. Это был традиционный доспех эллинистического офицера, надевавшийся поверх форменной туники. В Лувре имеется скульптура, на которой видна одна из таких кожаных туник с птеригами, развешенная на дереве. Офицер опоясан перевязью, завязанной спереди, с концами, заправленными под перевязь. Это греческий символ высокого ранга. Такую же перевязь мы видим на Александре. Офицеры, изображенные на колонне Траяна, одеты примерно так же, из чего можно сделать вывод, что римляне полностью переняли греческую форму для своих старших офицеров.

Во время французских раскопок 60-х гг. XIX века на месте осады Цезарем Алезии было найдено немало оружия, среди которого несколько наконечников пилумов и кинжал. Фрагменты меча были найдены в Испании, в Осуне, которую Цезарь осаждал в 46 г. до н.э. Меч поддается достаточно полной реконструкции. Он остроконечный, клинок длиной 64—65 см, с легким перехватом. Он такой же длины, как мечи из Смихеля, но при этом на 1 см шире.

Хорошо сохранившийся пилум с плоским язычком (около 80 г. до н.э.) найден в Валенсии в Испании. Боковины язычка не загнуты: позднее II в. до н.э. эта особенность у пилумов вообще не встречается. Полководец Марий около 100 г. до н.э. обнаружил, что пилум не всегда сгибается при ударе и враги иногда бросают его обратно. Поэтому он удалил одну из заклепок и заменил ее деревянным штырьком, который ломался при ударе. Вряд ли этого можно было добиться, если бы края хвостовика по-прежнему были подвернуты, удерживая наконечник на древке.

 

Эволюция римских шлемов Рис. 31—3 — «жокейский шлем», или тип кулус. Исчезает к середине I в. н.э.4—7 — имперский галльский тип.8—12 — италийский тип, ведущий начало от монтефортинского (8) и постепенно заимствующий характерные черты галльского, в результате чего возникает имперский италийский тип (10—12).

 

В начале эпохи принципата в различных частях империи, по-видимому, были созданы мастерские, изготовлявшие доспехи. Должно быть, в Галлии такие мастерские тоже были, потому что в шлемах, найденных на Рейне, несомненно, ощущается галльское влияние. Хотя в начале I в. н.э. еще изготовляются традиционные шлемы монтефортинского типа, появляются два новых типа, явно ведущие свое происхождение от шлемов, использовавшихся галлами в I в. до н.э. Это круглый бронзовый шлем с небольшим назатыльником, обычно называемый типом кулус, и железный шлем с широким назатыльником, происходящий из североальпийских областей. Этот тип шлема обычно называют портским, от Порт-бай-Нидау в Швейцарии, где был найден экземпляр такого шлема. Этот тип, ведущий свое происхождение от кулусского шлема, сохраняет отдельные особенности монтефортинского — в частности, «шишечка» на верхушке, хотя теперь она имеет прорезь, в которую вставляется гребень, прикрепляемый к металлическому язычку, удерживаемому на месте штырьком, проходящим сквозь шишечку. Портский шлем, развившийся в тип, известный как имперский галльский шлем, сохранил большую часть особенностей своего галльского предшественника, не считая расширенного назатыльника, который к середине I в. сделался отличительной особенностью всех римских пехотных шлемов. Наиболее приметная кельтская черта этих шлемов — нащечники, абсолютно не похожие на нащечники более ранних римских типов. Еще одна черта — козырек в передней части шлема, который давал дополнительную защиту лица от рубящих ударов сверху. Эта особенность встречается также и у позднеэллинистических шлемов. Ко второй четверти I в. н.э. появляются выступы, защищающие уши. В таком виде римский пехотный шлем существовал в течение следующих двух веков.

Бронзовый тип кулус исчезает к середине I в. Практически все легионерские шлемы более позднего периода, найденные на Рейне, сделаны из железа. Во второй половине века верхушка шлема начинает укрепляться дополнительными полосами. Поначалу это просто две плоские бронзовые полосы, но позднее полосы сменяются толстыми валиками. Когда таблица была опубликована впервые, образцов имперского галльского шлема с толстыми валиками (7) еще не существовало, так что связь между шлемами 11 и 12, найденными в разных концах империи и разделенными почти тридцатью годами, была неясна. Но в последние несколько лет появились еще несколько образцов имперского галльского типа, таких же, как тип 6, но с поперечными полосами, как 12. Вероятно, это было вызвано изданием книги «Доспехи императорского Рима», опубликованной Х.Расселом Робинсоном в 1975 г., в которой он предполагает возможность существования подобного шлема. Похоже, эта книга заставила музеи порыться в своих запасниках в поисках неизвестных науке шлемов.

 

Остатки lorica segmentata из Корбриджа Рис. 41—3 — остатки lorica segmentata из Корбриджа. Музей древностей, Ньюкасл.1 — основная наплечная пластина с бронзовыми накладками.2 — грудная и верхняя спинная пластина.3 — поясные пластины.

 

Мастерские в Италии продолжали производить бронзовые шлемы, бывшие чем-то средним между традиционными и новыми кельтскими типами. Довольно курьезный образец подобного шлема представляет собой номер 9. Шлемы по-прежнему удерживались с помощью двух ремней, прикрепленных к назатыльнику, перекрещивающихся под подбородком и привязывающихся к нащечникам. У большей части шлемов имперского галльского типа имеется прорезь для держателя гребня, который обычно имел форму буквы Y; сам гребень закреплялся между рожками. Спереди и сзади на шлеме обычно имелись крючки, удерживающие гребень на месте.

Вплоть до середины I в. легионеры продолжали носить тяжелые кольчуги весом 12—15 кг. На востоке, возможно, кольчуги сохранялись и дольше, но на западе те же кельтские мастерские, что создали новый тип шлема, начали производство принципиально нового доспеха. Это был первый отчетливо выраженный пластинчатый доспех, известный как lorica segmentata (сегментированная лорика, название не римское). Относительно конструкции сегментированной лорики ученые вели ожесточенные споры несколько веков подряд, пока наконец в 1964 г. в Корбридже, рядом с Адриановым валом, не было обнаружено два полных комплекта этого доспеха. На внутренней стороне еще сохранились остатки кожаных ремней. Покойный Х. Рассел Робинсон изготовил реконструкции этих панцирей в лондонском Тауэре. Ему удалось убедительно показать, как они были устроены.

 

Реконструкция роскошного галльского шлема эпохи империи, найденного в Майнце Рис. 51 — реконструкция роскошного галльского шлема эпохи империи, найденного в Майнце.2 — Y-образный держатель для гребня, использовавшийся на таком шлеме.3 — держатель для гребня италийского типа.4 — группа легионеров в сегментированных лориках с колонны Траяна. Недавние находки показали, насколько точно изображены здесь доспехи. Найдены даже экземпляры шлемов с поперечными усиливающими полосами.

 

Существовало два способа прикрепления грудных и верхних спинных пластин к нижней части доспеха. В одном варианте они скреплялись крючками, в другом (здесь он не приводится) — ремнями и пряжками, которые спереди располагались снаружи, а на спине — внутри доспеха, так что, видимо, сперва доспех наполовину собирался, потом надевался, и остальные пряжки застегивались уже на себе. На лориках обоих типов левая и правая нагрудная и верхняя спинная пластины соединены ремнями с пряжками. Сегменты нагрудной и наплечной частей соединены декоративными петлями. На одном из образцов петля сломана, и две пластины просто склепаны вместе, так что, видимо, петли действительно были чисто декоративными и не имели практического смысла. Фрагменты из Ньюстида, датируемые примерно тем же временем (конец I в.), петель, по всей видимости, не имели.

 

Реконструкция корбриджской лорики, соединяемой крючками Рис. 61—2 — реконструкция корбриджской лорики, соединяемой крючками. Наплечные пластины соединены с нагрудными петлями. Ко всем наплечным, нагрудным и верхним спинным пластинам по обеим сторонам приклепаны кожаные ремни. Две половины состегиваются вместе. Поясные пластины тоже приклепаны к кожаным ремням по обеим сторонам, а потом соединены спереди и сзади. Поясные пластины присоединены к наплечникам крючками.4 — реконструкция внутренней стороны скутума I в. н.э., сделанная на основе щита из Дура Европос. У более ранних щитов край был обит металлом (5), в то время как у образца из Дура Европос край был обшит сыромятной кожей.3 — прямоугольный скутум из Дура Европос в Сирии. Масштаб 1:10. Холщовое и кожаное покрытие отвернуто, чтобы показать основу из склеенных дощечек.6—8 — развитие умбона скутума.6 — железный умбон с овального скутума с ребром, найденного в Майнце. Конец I в. до н.э. Музей среднего Рейна, Майнц.7 — железный умбон со скутума с изогнутыми краями, плоским верхом и низом, но без ребра, найденный в Майнце. Начало I в. н.э. Музей среднего Рейна, Майнц.8 — бронзовый умбон с прямоугольного скутума, принадлежавшего Юнию Дубитату, который был в Британии с отрядом из VIII Августова легиона во II в. н.э. Британский музей. Масштаб 1:5.

 

Узкие полосы на плечах, поясе и верхней части спины были приклепаны к кожаным ремням, и поясные пластины стягивались вместе спереди и сзади. Реконструированные лорики весят примерно килограмм девять.

Первоначально предполагалось, что эти доспехи относятся ко II в. н.э., но фрагменты подобных доспехов были найдены во многих более ранних поселениях. Крючки с поясных пластин, приклепанные к железу, встречаются среди предметов, недвусмысленно указывающих на первую половину I в. Другое важное обстоятельство состоит в том, что подобные фрагменты находят отнюдь не только на месте легионных лагерей. Становится все более очевидным, что сегментированную лорику носили далеко не только легионеры.

В начале I в. н.э. овальный скутум был замещен более коротким прямоугольным щитом, который сохранил прежнее название. Поначалу это был все тот же овальный скутум, только обрезанный сверху и снизу, но постепенно и боковые края тоже сделались прямыми. Единственный сохранившийся экземпляр такого щита найден в Дура Европос в Сирии и датируется III в. н.э. Этот щит имеет точно такую же конструкцию, как и фаюмский щит: он склеен из трех слоев платановых дощечек примерно 2 мм толщиной, наклеенных крест-накрест, так что образуется изогнутый кусок фанеры. Изнутри щит укреплен полосками дерева, тоже наклеенными. Ручка образуется утолщением средней полоски (см. рис.). Щит обтягивался кожей, а поверх кожи — холстиной. Края обшивались сыромятной кожей, пришитой к дереву. Этот щит куда легче и менее прочен, чем фаюмский и латенский образцы, которые почти в два раза толще в середине. Богатые украшения на щите и тот факт, что он был сделан во времена, когда прямоугольный скутум уже почти вышел из употребления, видимо, говорят о том, что это был традиционный церемониальный щит. В бою он однозначно никогда не использовался. В связи с этим можно вспомнить преторианцев, которые в конце I в. н.э. по-прежнему выходили на парад с овальными скутумами.

В I—II вв. н.э. край прямоугольного скутума, как правило, укреплялся бронзой. Найдено множество обломков такой оковки, и они доказывают, что щит действительно был около б мм толщиной. Но, вероятнее всего, щит, как и в более ранний период, укреплялся дополнительно, так что его толщина в середине была около сантиметра. Реконструкции прямоугольного скутума, сделанные на основе щита из Дура Европос, с добавлением бронзовой оковки и железного умбона, весят 5,5 кг. Если в середине щит утолщался, вес должен был доходить до 7,5 кг. У всех образцов щита типа скутума, как кельтских, так и римских, имеется горизонтальная ручка, которую можно видеть на многих скульптурах. Ручку сжимали в кулаке. В бою щит обычно держали на вытянутой руке.

Ручка защищена железным либо бронзовым умбоном. Переход от овального щита к прямоугольному повлек за собой и изменение формы умбона. Лицевая сторона щита украшалась рисунком. Тацит, описывая вторую битву при Кремоне в 69 г. н.э., рассказывает, что двое легионеров подобрали щиты убитых врагов и, прячась за ними, сумели пробраться в ряды неприятеля и вывести из строя катапульту. Поскольку дело было ночью, при свете луны, можно предположить, что крупные рисунки на щите были узнаваемым символом легиона.

На протяжении I—II вв. продолжал использоваться пилум. Найдены остатки множества пилумов, как с трубкой, так и с плоским язычком, с наконечниками длиной от 65 до 75 см. Наиболее сохранившиеся экземпляры с плоским язычком найдены в Оберрадене в северной Германии. У этих пилумов уцелел не только железный наконечник, но и остатки древка. Они похожи на тяжелые пилумы более ранних периодов. Плоский язычок удерживается в деревянном древке двумя заклепками. Однако они куда легче по конструкции, чем экземпляры из Нуманции. В реконструированном виде они весят менее 2 кг. Облегчение обычного пилума в эпоху ранней империи, видимо, привело к созданию утяжеленного пилума с круглым свинцовым грузом, который крепился в месте соединения древка и наконечника. Этот тип пилума показан на рельефе Канчиллериа в Риме, на котором изображены преторианцы эпохи Флавия. К сожалению, образцов такого типа пилумов у нас нет, хотя найдено несколько наконечников с шипами на хвостовике, которые могли принадлежать именно таким пилумам.

К концу I в. до н.э. легионерский меч сделался короче, и к концу I в. н.э. он превратился в короткое, но по-прежнему с вытянутым острием колющее оружие, длина клинка которого — 50—56 см. Мечи весят около килограмма, ножны — примерно вполовину меньше. Ножны обычно делались из двух деревянных пластин, окованных бронзой. Лицевая сторона ножен часто покрывается тонким листом луженой бронзы. Ближе к концу века был введен новый меч, одинаковой ширины по всей длине и с более коротким острием. Длина клинка варьируется от 40 до 55 см. Он мало похож на первоначальный испанский меч, так что называть его gladius hispaniensis уже неправомерно.

 

римское оружие I в. н.э. Рис. 71—8 — римское оружие I в. н.э. Масштаб 1:10.1 — один из пилумов с плоским язычком из Оберрадена в северной Германии. 1а — деталь. Соединение наконечника с древком. Видны заклепки и ободок.2 — пилумы с утяжелением с рельефа Канчиллериа. Ватикан.3 — Gladius с вытянутым острием. Начало I в. н.э. Из Райнгенхайма.4 — ножны от меча с вытянутым острием, найденного в Рейне. Британский музей.5 — меч с коротким острием из Помпеи.6 — меч с коротким острием. Музей среднего Рейна, Майнц.7 — железный кинжал в бронзовых ножнах из Лейдена в Голландии. Государственный музей, Лейден.8 — типичный кинжал. Музей культуры и ремесел, Гамбург.9 — устье ножен меча с вытянутым острием, найденное в Майнце. Музей среднего Рейна, Майнц.10 и 11 — устье и наконечник ножен меча номер 6. Музей среднего Рейна, Майнц.12 — украшенный железный кинжал из Обераммергау. Государственная коллекция доисторических древностей, Мюнхен.13—15 — поясная пряжка, пластина и крючок для кинжала от двойного пояса. Найдены в Ауэрберге. Государственная коллекция доисторических древностей, Мюнхен.16 — поясная пряжка от одиночного пояса, найденного вместе с мечом номер 3. Исторический музей Пфальца, Шпайер.17 — пластина, с пояса из Риштиссена. Музей земли Вюртемберг, Штутгарт.18 — ремни фартука, вид спереди и сзади. Кожа с бронзовыми бляхами. Центральный римско-германский музей, Майнц.19—20 — застежки перевязи из Гоффхайма.21 — пояса для меча и кинжала, начало I в. н.э. Все металлические части были лужеными.22 — меч с перевязью и пояс для кинжала, середина или конец I в. н.э.

 

От I в. н.э. до нас дошли несколько кинжалов. Они мало отличаются друг от друга, разве что длиной острия. Все они по-прежнему очень похожи на своих испанских предшественников. Длина клинка варьирует от 20 до 25 см. Ножны сделаны из бронзы либо железа и обычно богато украшены серебряной инкрустацией. Примерно в то же время, как появляется новый меч, возникают и новые кинжальные ножны. Они состоят из передней и задней пластины чеканной бронзы, приклепанных к деревянной основе. Видимо, к концу I в. кинжалы вышли из вооружения легионера. На колонне Траяна их нет.

В начале I в. н.э. меч и кинжал носились на двух отдельных поясах, которые скрещивались на спине и на животе, как у ковбоев. С поясов свисал фартук, состоящий из металлических блях, приклепанных к кожаным ремням. Позднее эти пояса были заменены одним, на котором висели кинжал и фартук, а меч стали носить на перевязи, на правом боку. Такие пояса были покрыты прямоугольными пластинами, обычно из луженой бронзы. Такие пластины были найдены в большинстве легионерских лагерей, включая Нуманцию, что говорит о том, что эти пояса были в ходу еще во II в. до н.э. А образцы пластин конца периода вилланова заставляют предположить, что они использовались и раньше.

 

Остатки кожаной военной сандалии Рис. 8Остатки кожаной военной сандалии. Петли сошнуровывались поверх стопы и лодыжки. Подметка склеивалась из нескольких слоев кожи и подбивалась железными гвоздями.

 

Найдено много образцов военных сандалий (caligae). Верхняя часть таких сандалий вырезалась из одного куска кожи, который обертывался вокруг ноги и прошивался у пятки. Верх пришивался к тяжелой подметке из нескольких слоев кожи, подбитой железными гвоздями. Эти тяжелые сандалии весили немногим меньше килограмма. Иосиф описывает комичное происшествие: во время осады Иерусалима какой-то центурион бросился бежать через мощеный двор храма, поскользнулся на своих гвоздях и грохнулся навзничь.

Источник:

Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. «Эксмо-Пресс». Москва, 2000.Перевод: С. Лопухова, А. Хромова.

www.roman-glory.com

Снаряжение армии поздней Римской империи (Connolly P.) — Римская Слава

Со времен Полибия до правления Септимия Севера можно проследить непрерывную эволюцию римского оружия и доспеха. Арка Септимия Севера в Риме — это самый поздний памятник, на котором встречается сегментированная лорика. Этот памятник отмечает конец очередной эпохи римской военной истории. Начиная с середины II в. оружие и доспехи, столь долго ассоциировавшиеся с легионером, начинают исчезать. Изогнутый скутум в течение II в. постепенно вытесняется, а к середине III в. исчезает совсем и заменяется овальным щитом ауксилиев. Одновременно с этим — и, вероятно, именно из-за этого — ножны меча перемещаются с правого бока на левый.

 

Одна из чешуйчатых защитных попон, найденных в Дура Европос Рис. 1Одна из чешуйчатых защитных попон, найденных в Дура Европос. Середина III в. н.э. Это часть доспеха лошади катафракта либо клибанария. Она сделана из металлических чешуек, нашитых на тканевую и кожаную основу. Она надевалась на спину лошади, как и обычная попона. Отверстие в середине предназначено для седла.

 

На нескольких памятниках появляются круглые щиты. Иногда они принадлежат знаменосцам, как на надгробии Лепонция. Такой щит был для них традиционным. На настенных росписях из синагоги в Дура Европос в Сирии показаны шестиугольные щиты. Таких щитов больше нигде не встречается. Возможно, они были частью снаряжения катафракта. В Дура Европос найдены также пять овальных щитов длиной от 1,07 до 1,18 м. Найденный в Дура скутум — наиболее поздний экземпляр такого типа и, возможно, использовался в церемониальных целях. У всех щитов, найденных в Дура, край укреплен сыромятной кожей, а не бронзой, как обычно. Кожа прошита, как на фаюмском щите.

Начиная с III в. доспехи используются все реже. Возможно, это связано с упадком дисциплины, которым сопровождалась анархия большей части этого века. Вегеций жалуется, что солдаты в его время сделались чересчур изнеженны, чтобы таскать на себе тяжелые доспехи. Возможно, то же самое относится и к III в.

 

Настенный рисунок из Дура Европос, изображающий клибанария Рис. 2Настенный рисунок из Дура Европос, изображающий клибанария. На всаднике — пластинчатый доспех. Катафракт носил чешуйчатый панцирь.

 

Доспехи, похоже, остались уделом тяжелой конницы, которая по-прежнему носила кольчуги и чешуйчатые панцири: такие панцири длиной по колено и с длинным рукавом можно видеть на настенной росписи в Дура. Некоторые из них имели капюшон и явно были принадлежностью катафракта. Подобные панцири с капюшоном можно видеть на иллюстрациях к списку «Энеиды» Вергилия V в. Катафракты в чешуйчатых панцирях изображены также на арке Константина в Риме — за исключением офицеров, это единственные воины, одетые в доспех, — и на арке Галерия в Салониках. Чешуйчатые доспехи или кольчуги длиной по колено должны были иметь разрезы спереди или по бокам, чтобы можно было сидеть на лошади. Панцири с разрезом впереди можно видеть среди доспехов на изображении начальника служб в «Notitia Dignitatum». Эти панцири с капюшоном, очень похожие на те, что носили норманнские рыцари, должно быть, весили 25—30 кг. Катафракта следует отличать от клибанария, «человека-печки», который был с головы до ног закован в сочетание пластинчатого и чешуйчатого доспеха.

 

Катафракты в чешуйчатых доспехах с длинными рукавами Рис. 3Катафракты в чешуйчатых доспехах с длинными рукавами. Настенная роспись из синагоги в Аура Европос. На фигуре слева — чешуйчатый капюшон. Оба держат шестиугольные изогнутые щиты.

 

Три чешуйчатые попоны, принадлежащие либо катафракту, либо клибанарию, найдены в башне XIX в. Дура. Они сшиты из двух половин, состоящих из бронзовых либо железных чешуек, соединенных проволокой и нашитых на полотняную подкладку. Эти две половины защищали бока коня и были пришиты к центральной кожаной полосе, идущей вдоль хребта коня. В середине оставлялось отверстие для седла.

Подобные же панцири, должно быть, защищали шею и голову коня. На лошадях катафрактов, очень достоверно изображенных на колонне Траяна, имеются наглазники с отверстиями. Поскольку римские всадники использовали наглазники во время спортивных соревнований, логично будет предположить, что такие же наглазники имелись у лошадей катафрактов и клибанариев.

 

Бронзовый шлем легионера из Нидермермтера Рис. 4Бронзовый шлем легионера из Нидермермтера. Музей земли Рейн, Бонн. Этот шлем, относящийся к концу II — началу III в., — наиболее поздний образец римского имперского шлема и явно ведет свое происхождение от имперских италийских шлемов I века. Рассел Робинсон относит его к разновидности Н имперского италийского типа. Более поздние пехотные шлемы относятся уже к IV веку. Они никак не связаны с более ранними типами.

 

Образцов пехотных шлемов III в. у нас практически нет. Начиная со следующего века шлемы снова появляются в большом количестве, но при этом они совершенно иного типа и явно никак не связаны с более ранними типами. Наиболее поздний легионерский шлем, сохраняющий первоначальную форму, — это имперский италийский шлем разновидности Н по Робинсону. Он явно происходит от имперского галльского и италийского типа, не считая того, что назатыльник расширен, что делает его похожим на шлем всадника II в. Следующие пехотные шлемы появляются более чем сто лет спустя. Их можно назвать шлемами интерсизского типа, от Интерсизы в Венгрии, где найдено не менее четырех таких шлемов. Эти шлемы ничем не напоминают ранние легионерские шлемы. Они железные, очень грубой конструкции, состоят из двух половин, соединенных вдоль гребня. Назатыльник небольшой, изготовляется отдельно и обычно не приклепывается к шлему, а просто пришивается к подшлемнику. Нащечники, которые тоже прикрепляются к прокладке, закрывают уши и имеют полукруглый вырез, чтобы хозяин шлема мог нормально слышать. Возможно, такие шлемы принесли в армию наемники северо-восточного происхождения, пришедшие в империю из дунайских регионов. На многих памятниках изображены шлемы, которые на первый взгляд похожи на позднеклассические и эллинистические типы, загибающиеся на верхушке на манер фригийского колпака. Вегеций упоминает о паннонских кожаных колпаках, которые носили солдаты. Видимо, именно они и изображены на таких сценах, как переход через Красное море из катакомб на Виа Латина и в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме.

 

Один из раскрашенных плоских овальных щитов, найденных в Дура Европос Рис. 5Один из раскрашенных плоских овальных щитов, найденных в Дура Европос. Масштаб 1:14. Край таких щитов обшивался сыромятной кожей. Бронзовый умбон от щита того же типа найден в Майнце. Государственный музей, Висбаден.

 

Найдено также несколько весьма изысканных шлемов интерсизского типа. Нащечники у них полностью закрывают уши. Эти шлемы явно принадлежали всадникам. Они хорошо демонстрируют то, как поменялись статусы легионов и конницы. Вероятнее всего, такой тип шлема первоначально был введен в коннице, и только позднее, в более примитивной форме, был перенят пехотой. Эти шлемы имеют практически ту же конструкцию, что и шлемы пехотинцев: они сделаны из двух половин, скрепленных вдоль гребня, назатыльник прикреплен к шлему ремнями с пряжками — пряжка всегда находится на назатыльнике. К началу V в. такие шлемы начали делать из четырех сегментов, прикрепленных к каркасу. Позднее из этого шлема развился Spangenhelm раннего средневековья. И пехотный, и конный шлем обычно имеют щель наверху, вдоль места соединения частей, в которую вставлялся гребень.

В конце II — начале III вв. гладиус постепенно уступил место спате. Согласно Вегецию к эпохе Диоклетиана, в конце III в., все легионеры были вооружены спатой. В Бонне имеется отличный образец спаты IV в., найденный в Колони, с клинком длиной в 70,5 см. Это практически стандартная длина, хотя существует экземпляр из Карнунта с клинком длиной в 85 см. Ножны этого меча не римского типа, они основаны на традиционном германском типе, с кельтской петлей вместо обычных римских колечек, на которых меч подвешивался к перевязи. Кинжал, исчезнувший в начале II в., появляется снова, в значительно более грубой форме, как часть вооружения ауксилиев.

 

Один из грубых железных шлемов, найденных в Интерсизе в Венгрии Рис. 61 — один из грубых железных шлемов, найденных в Интерсизе в Венгрии. Он никак не связан с более ранними типами шлемов.2 — изысканный бронзовый шлем всадника, найденный в болоте возле Дейрне в Голландии.

 

Верутум, который первоначально назывался vericulum, имел наконечник в 12 см длиной и деревянное древко немногим длиннее метра. К сожалению, Вегеций не дает описания третьего вида оружия, плюмбаты. Однако он рассказывает о том, что во времена Диоклетиана и Максимиана два иллирийских легиона получили прозвище Martiobarbuli (от латинского «barbula» — «бородка, зазубрина») за свое искусство в обращении с этим оружием. Эти два названия заставляют предположить, что это было зазубренное оружие, утяжеленное свинцом, и потому, вероятно, правомерно будет отождествить плюмбату с коротким зазубренным дротиком со свинцовым утяжелением, который находили во многих поселениях III и IV вв. Образец из Роксетера состоит из зазубренного железного наконечника, свинцового утяжеления и обломка деревянного древка толщиной примерно в 1 см. Нейтронные радиографы показывают, что трубка была раздвоенной. Найдены также образцы с хвостовиком с шипами. Покойный Рассел Робинсон изготовил реконструкции таких дротиков, и эксперименты показали, что лучше всего это оружие действует при наличии оперенного древка длиной в 94 см.

 

Голова фигуры с саркофага «Львиная охота» из музея Сан-Себастьяно, Рим Рис. 7Голова фигуры с саркофага «Львиная охота» из музея Сан-Себастьяно, Рим. Здесь изображен паннонский колпак, который носили солдаты во времена Вегеция.

 

Возможно, Вегециево описание верутума и спикулума, которые использовались в его время, действительно точное, но, сожалея об исчезновении пилума, он говорит, что пилум имел наконечник в 27—29 см длиной. Так что речь явно идет не о пилуме времен ранней империи.

 

Посеребренный шлем всадника из Кончести в Румынии Рис. 8Посеребренный шлем всадника из Кончести в Румынии. Этот шлем начала V в. очень похож на раннесредневековый Spangenhelm. Он сделан из нескольких сегментов, прикрепленных к каркасу.

 

Позднеримское оружие Рис. 91—16 — позднеримское оружие. Все, кроме 7 и 8, дано в масштабе 1:10.1, 1а — спата и оковка ножен III века из Кента.1б — детали рукоятки меча III века.2, 2а — спата IV века из Колони.3 — кинжал III века из Кастелл-Кюнцинга.4, 5, 6 — оковки ножен III века из разных поселений.7 — оковка для ножен IV века из Колони (масштаб 1:2,5).8 — наконечник плюмбаты из Роксетера (масштаб 1:2,2).8а — разрез утяжеления.9 — реконструкция плюмбаты.10 — наконечники верутума с Рейна.11 — реконструкция верутума.12 — зазубренный наконечник дротика из северной Британии.13—16 — наконечники копий и дротиков и подток копья из северной Британии. III—IV вв.17—18 — накладки на перевязь из Германии. III в. Масштаб 1:4,5.19—20 — реконструкция спаты и перевязи III в. по Дж. Олденштейну.21 — реконструкция пояса III в.22 — реконструкция пояса IV в.

Источник:

Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. «Эксмо-Пресс». Москва, 2000.Перевод: С. Лопухова, А. Хромова.

www.roman-glory.com


Смотрите также